Краснинская правда. 1959 г. (с. Красное Липецкой обл.)
КРАСНЯНСКАЯ ПРАВДА В о т р е ш ь ! , 13 двнабря 1959 г .) * 148 (2996) I В п ом ощ ь п р о п а г а н д и ст у I | и а г и т а т о р у [ Что такое ком Советский народ строит комму низм. Частенько спрашивают; а как будет выглядеть коммунисти ческое общество? В. И. Ленин, объясняя молоде жи, что такое коммунист и ком мунизм, говорил: «Коммунист — слово латинское. «Коммунис зна чит — общий. Коммунистическое общество значит — все общее: земля, фабрики, общий труд, — вот что такое коммунизм» (Соч., т. 31, стр. 271). Советский народ, построив со циалистическое общество, пере шел к развернутому строительству коммунизма. Всякое строительст во есть созидание чего-то нового из элементов, имеющихся уже в наличности. Так же обстоит дело и со строительством коммунизма. Коммунизм вырастает на наших глазах, из нашей действительно сти. Отдельные элементы, черты, стороны коммунизма уже суще ствуют, с каждым днем они ра стут и крепнут. В дальнейшем они будут еще быстрее развиваться, схватывая все новые и новые об» ласти жизни. Таким образом, сейчас картина коммунистического общества все яснее встает перед нашими глаза ми. В свете решений XXI съезда КПСС, знаменующих дальнейшее творческое развитие марксистско- ленинской теории, путь к комму низму выступает так ощутимо и наглядно, как никогда раньше. При коммунизме общество бу дет чрезвычайно быстро развива ться и идти вперед. Легко понять, что то коммунистическое общест во, которое будет существовать, скажем, через несколько десят ков лет, будет во многом отли чаться от того, которое разовьет ся через несколько сотен лет. Не сомненно, что спустя, скажем, пятьсот или тысячу лет, люди бу дут вспоминать и изучать наше время примерно с такого же ис торического отдаления, как мы изучаем жизнь древней Греции или Рима. По распространенному мнению, куда легче предсказать, что бу дет через 500 лет, чем предви деть, что произойдет через 50 лет. В этом мнении есть, конечно, определенная доля истины. Но это далеко не вся истина. На самом деле люди располагают гораздо более серьезными и бесспорны ми данными для суждения о са мом близком будущем, чем об отдаленном. Ведь близкое буду щее, завтрашний день человече ства, рождается уже сегодня, на наших глазах, из великих свер шений нашей эпохи. Почему мы считаем коммунизм самым совершенным обществен ным строем? Потому что этот строй открывает перед обществом ничем не ограниченный простор для овладения силами природы. Власть общества над природой измеряется развитием производи тельных сил. Производительные силы человеческого общества про шли огромный путь развития — от камня и палки первобытных людей до нынешних гигантских фабрик и заводов, авиации и ра дио. На протяжении всей истории че ловечества смена одного общест венного строя другим знаменова ла переход с низшей ступени в деле овладения силами природы на новую, высшую ступень. Капи тализм, например, раскрыл в этом отношении такие возможности, ка ких не было и в помине при пред шествовавшем, помещичье - фео дальном строе. Но при капитализ ме рост власти человека над при родой ограничен определенными рамками. Эти рамки ставятся частной собственностью на сред ства производства. Когда фабрики и заводы принадлежат капитали стам, производство ведется ими в целях извлечения прибыли. Социалистическая революция ликвидировала капиталистический строй, заменила господство част ной собственности на средства производства общественной соб ственностью, уничтожила эксплуа тацию человека человеком.Поэто му социализм является первой, или низшей фазой коммунистиче ского общества. Целью производства при социа лизме является уже не прибыль капиталистов, а удовлетворение потребностей всего общества. По этому социализм открыл такие широкие возможности для разви тия производительных сил, каких не было ни при каком предшест вующем общественном строе. Об этом ярко свидетельствует опыт нашей страны, в короткий срок со вершившей гигантский скачок от вековой хозяйственной отстало сти к невиданному прогрессу в промышленности и сельском хо зяйстве, в науке, технике й куль туре. Об этом же говорит и опыт всех других стран социализма. На высшей фазе коммунизма власть человеческого общества над природой будет расти еще быстрее, будет обеспечено изоби лие всех продуктов, будут усло вия для полного удовлетворения всех потребностей человека. Почему мы считаем коммунизм самым справедливым строем? Источник всех видов обществен ной несправедливости коренится в эксплуатации человека челове ком. С ростом власти человеческо го общества над природой растет и богатство общества; труд людей производит все больше и больше жизненных благ, всего того, чем красна жизнь человека. Но при эксплуататорском строе увеличе ние общественного богатства со провождается ростом нищеты масс, необеспеченности их суще ствования. При капитализме рабочие даже в самых богатых странах живут под верным страхом безработицы, при скудных, а зачастую и нищен ских заработках, крестьяне —под вечным страхом разорения. А в экономически отсталых странах миллионы' людей обречены на го- I лод и невероятные лишения, в то время, как в богатых странах склады ломятся от товаров, ко торые не находят сбыта. Сколько нечеловеческих страданий, сколь ко горя и подлинных трагедий по рождается такой вопиющей не справедливостью! Социализм, уничтожив эксплуа тацию человека человеком, подор вал вековые корни социальной не справедливости. Социализм является низшей фа зой коммунистического общества, поскольку он осуществляет равен ство всех членов общества по от ношению к владению средствами производства. Благодаря этому впервые в истории человечества создается положение, при котором рост производительных сил, уве личение общественного богатства Идет на п'ользу всем членам обще ства. Опыт Советского Союза и всех других социалистических стран показывает, что в социали стическом обществе с увеличени ем производства неуклонно растет и благосостояние населения, по вышается жизненный уровень на рода. Таким образом, социализм создает прочную основу для счаст ливой жизни людей. При социалистическом строе все трудоспособные члены обще ства работают и получают от об щества вознаграждение за свой труд в соответствии с его количе ством и качеством. Но отдельные люди неравны. Один сильнее, дру гой слабее. Один женат, другой холост. У одного больше детей, у другого меньше. Поэтому правило социализма: за равный труд—рав ная оплата—еще не дает полного равенства. Полная справедливость ^достигается на высшей фазе ком мунизма, когда осуществляется правило: каждый по способно стям, каждому по потребностям. Это светлый идеал коммунизма. Как самый совершенный и са мый справедливый общественный ♦ Л. ЛЕОНТЬЕВ, член-корреспондент Академии наук СССР ♦ строй, высшая фаза коммунизма является естественным продолже нием его низшей фазы—социа лизма. И в то же время она бу дет иметь ряд своих отличитель ных черт. Прежде всего это будет обще ство, достигшее огромной власти над природой. Коммунистическое общество будет обладать такими могущественными производитель ными силами, каких еще не виде ла история. Конечно, едва ли воз можно в настоящее время пред ставить себе эти производитель ные силы во всех подробностях. Однако уже сейчас ясны некото рые главные направления, в кото рых будет расширяться власть человека над природой. Об этом позволяет судить нынешний про гресс науки и техники, во главе которого идет наша великая Ро дина. Небывалый расцвет научно го творчества в социалистическом обществе—факт, который вынуж дены признать даже злейшие вра ги коммунизма. Запуск советских искусственных спутников Земли и космических ракет показал все му миру гигантские возможности советской науки и техники. Невиданное расширение власти человеческого общества над при родой выразится прежде всего в раскрытии новых ранее неизвест ных источников энергии. Огром ные возможности в этом направ лении дает уже мирное использо вание атомной энергии. Советский Союз, как известно, занимает пе редовые позиции в этом деле. А впереди открываются еще более грандиозные перспективы исполь зования термоядерной энергии. До сих пор человек научился при менять этот вид энергии лишь в разрушительных целях—в водо родной бомбе. Но не может быть сомнений в том, что со временем творческая мысль добьется того, что и этот вид энергии будет ук рощен, оседлан и начнет работать на благо человечества. Тогда в распоряжении общества окажется неиссякаемый источник крайне де шевой, почти даровой энергии. Напомню, что в решениях XXI съезда КПСС перед советскими учеными поставлена задача овла дения управляемыми термоядер ными реакциями с целью получе ния практически безграничного источника энергии. Сейчас едва ли возможно предвидеть точные сроки решения этой задачи. Но раньше или позже она будет раз решена, в этом нет никаких сом нений. И тогда общество сможет осуществить такие задачи, перед которыми бледнеет все, что в со стоянии создать человеческая фан тазия; превращение пустынь в цветущие сады, переделка очер таний материков и океанов, изме нение климата на Земле и многое другое. Изменится, конечно, не только энергетическая основа производ ства. Коренные перемены произой дут в характере производствен ной деятельности людей во всех отраслях народного хозяйства. Развитие автоматики и, главное, открываемые ею перспективы да ют возможность представить се бе, хотя бы в самых общих чер тах, каким будет труд в развитом коммунистическом обществе. Со временем прогресс техники —прежде всего комплексной ме ханизации и автоматизации произ водства—избавит человека от всех видов тяжелого ручного тру да. Уже сейчас в промышленности и сельском хозяйстве СССР все большее количество производст венных процессов переносится на машины, и во многих случаях на автоматически действующие ма шины. Нет смысла гадать, какие для этого потребуются сроки, но одно несомненно: со временем труд людей станет производитель нее в десятки, а затем в сотни раз. Что это не фантазия, говорит уже нынешний опыт. Ведь во мно гих случаях введение автоматики сразу повышает производитель ность труда в 5—10 раз. Пока что такие результаты достигаются лишь в отдельных случаях, на отдельных участках производства, но в будущем автоматизация за воюет все производственные про цессы до единого. По мере не только количествен ного, но и качественного роста энергетической базы производства и автоматики будет быстро, в не виданных доселе масштабах, воз растать масса продукции. Про изойдет тот гигантский рост обще ственного богатства, который ну жен для перехода от социали стического принципа «от каждого по способностям, каждому по тру ду» к принципу высшей фазы коммунизма «от каждого по спо собностям, каждому по потребно стям». Враги коммунизма иной раз пы таются зубоскалить: если, дескать, все люди будут получать по сво им потребностям, независимо от затраченного ими труда, то кто же будет трудиться? Еще накану не социалистической революции Ленин, отвечая подобным крити кам коммунизма, указывал, что высшая фаза коммунизма «пред полагает и не теперешнюю про изводительность труда и не тепе решнего обывателя, способного «зря»—вроде как бурсаки у По мяловского—портить склады об щественного богатства и требо вать невозможного» (Соч., т. 25, стр. 441). Коммунистическое общество сможет уже на самых первых по рах всесторонне удовлетворить материальные потребности людей в пище, одежде, жилище, а так же все культурные запросы чело века. В докладе Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС было указа но, что полное удовлетворение потребностей всех советских лю дей в питании, жилье, одежде -в необходимых и разумных преде лах, вероятно, можно будет Осу ществить в недалеком будущем. Проблема—чем питаться, как одеться, где жить—будет разре шена раз и навсегда, когда обще ство будет производить в изоби лии предметы потребления, соору жать ' достаточное количество удобных жилищ. При данном уровне развития производительных сил общества потребности людей в средствах существования не безграничны. Люди не могут есть больше не обходимого, не причиняя ущерба своему здоровью. Вместе с тем другие потребности людей, есте ственно, возрастают по мере ро ста производительных сил. На пример, огромное расширение производства полимерных мате риалов, синтетических волокон, пластических масс и т. д. вызовет потребности в новых, более удоб ных и красивых видах одежды и обуви, изготовляемых из этих ма териалов. Распространение теле видения вызывает потребность в телевизорах. Переход к строитель ству все более удобных и благо устроенных жилищ будет вызы вать и рост требований, предъяв ляемых к жилью. При коммунизме особенно С Е М И Н А Р С Е К Р Е Т А Р Е Й С Е Л Ь С К И Х С О В Е Т О В 11 декабря исполком рай онного Совета депутатов тру дящихся провел семинар е секретарями сельских Сове тов. Участники семинара про слуш али инструктивный до к л а д н а ч а л ь н и к а п аспортного стола районного отделения милиции В. С. Коротнева «0 порядке оформления докумен тов на прописку, выписку и получение паспортов». ' С докладом о н ехо зяйст венном учете в сельских Со в е тах выступила инспектор ЦСУ А. И. Андросова. На семинаре был рассмот рен вопрос о порядке состав ления отчетности по бюджету и социальному страхованию сельских Советов и дру гие. быстро будут возрастать общест венные потребности людей—по требность в совместном воспита нии детей, в благоустройстве и оздоровлении населенных пунк тов, в культурном отдыхе и раз влечениях, в совместном пользо вании сокровищами человеческой . культуры. Рост потребностей бу дет, в свою очередь, служить дви жущим стимулом для непрерыв ного и все более быстрого роста производительных сил общества. Огромный подъем производи тельности труда откроет перед коммунистическим обществом возможность значительного сокра щения рабочего дня. Уже в ны нешнем семилетии в Советском Союзе будут осуществлены самые короткие в мире рабочий день и рабочая неделя. Увеличится до суг трудящихся, возрастит воз можности быстрого подъема куль турного уровня населения. В дальнейшем продолжитель ность рабочего времени будет еще более резко уменьшаться. Вместе с облегчением труда, с ростом его творческого характера это будет способствовать выработке у всей массы людей внутренней потреб ности трудиться по способностям. Для этого понадобится доволь но длительный срок, в течение которого общество не может обойтись без определенного нор мирования рабочего времени, без контроля за мерой труда и ме рой потребления каждого своего , члена. Однако со временем труд в меру способностей каждого вой дет в привычку, станет первейшей жизненной потребностью людей, подобно тому, как у каждого че ловека есть потребность в еде, от дыхе, развлечениях и т. п. Тогда отпадет необходимость в общест венном нормировании рабочего времени: каждый будет трудиться, сколько он захочет. Пропагандисты капитализма, погрязшие в мыслях и представ лениях, порождаемых эксплуата торским строем с его волчьими законами, утверждают, что такой общественный строй немыслим, что он является утопией. Долж но быть, в седой древности, когда процветало людоедство, тогдаш ние скептики считали столь же несбыточной мечтой представле ние о том времени, когда люди не будут поедать друг друга. Веро ятно, людоедство было в их гла зах такой же неотъемлемой чер- трй человеческой природы, как эгоизм и своекорыстие в глазах буржуазных хулителей коммуниз ма. Но уже социалистическая дей ствительность показывает, как после уничтожения эксплуатации человека человеком зарождаются и расцветают ростки коммунизма, ростки коммунистического отно шения к труду. На наших гла зах коммунистические формы тру да растут и крепнут. Нет никаких сомнений, что им принадлежит будущее. Ленин предсказывал, что с пол ным укреплением социалистиче ского строя, когда самые широкие массы населения научатся управ лять и будут на самом деле уп равлять самостоятельно общест венным производством, необходи мость соблюдать несложные, ос новные правила всякого челове ческого общежития очень скоро станет привычкой, и тогда будет открыта настежь дверь к перехо ду от первой фазы коммунистиче ского общества к высшей его фа зе. Это время уже не за горами. Что нам нужно делать, чтобы приблизить победу коммунизма? Самоотверженным трудом, вы полнением и перевыполнением го сударственных планов вносить свой вклад в это великое дело. Неустанно повышать производи тельность труда на любом участке народного хозяйства, образцово выполнять свои обязанности на любом посту, стремиться жить и работать по-коммунистически—та ков долг строителей коммунизма. Подвигами и вдохновенным тру дом строителей коммунизма бу дут гордиться люди коммунисти ческого общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz