Краснинская правда. 1959 г. (с. Красное Липецкой обл.)
4 КРАСНИНСКАЯ ПРАВДА Пятница, 11 сентября 1959 г ., 1 108 (2956) БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Можно ли управлять*погодой? Человек сейчас весьма надеж но защищен от прихотей погоды. II все же от нее еще зависит мно гое: нормальная работа железно дорожного, автомобильного и вод ного транспорта, авиации, энергосистем, и в первую очередь состояние нашего сельского хо зяйства. С незапамятных времен люди мечтали научиться предвидеть заранее явления погоды, управ лять ими, вызывать по своему желанию дождь, останавливать ветер, прекращать градобитие. Ведь от погоды всегда зависело их благополучие, а иногда и сама жизнь. Веря в то, что всеми явле ниями природы управляют сверхъ естественные силы, люди обраща лись к ним с молитвами, прино сили им жертвы, прося ниспо слать хорошую погоду. В деревнях царской России, например, устра ивались крестные ходы: крестья не молили бога дать дождь. Но это, разумеется, не помогало. Чтобы действительно воздейст вовать на погоду, нужно хорошо знать законы природы. Правильно предвидеть дождь можно, «лишь изучив положение гор, как дуют ветры и куда движутся тучи», говорил один из выдающихся мы слителей прошлого среднеазиат ский ученый Бируни. Научное предсказание погоды основано на тщательном исследовании ее яв лений, изучении закономерно стей движения воздушных масс. Густая сеть метеорологических станций, следящих за погодой, покрыла всю территорию нашей страны. Они появились даже в труднодоступных для человека местах. Здесь устанавливаются метеостанции-автоматы. В тече ние многих месяцев они без вме шательства людей по радио пере дают сведения о погоде. На по мощь исследователям пришла но вейшая техника: самолеты-лабо ратории, оборудованные измери тельными приборами, шары-зон ды, за полетом которых внима тельно следят «глаза» радиоло каторов, чувствительные локаци онные установки для непосред ственного наблюдения за состоя нием атмосферы и т. д. От изучения процессов, проте кающих в нижних слоях воздуха, ученые с помощью метеорологи ческих и геофизических ракет и искусственных спутников Земли перешли к исследованиям верхних слоев атмосферы. Налажен обмен информацией о погоде между ме теослужбами различных госу дарств. Для расчетов, необходи мых при составлении прогнозов погоды, в се‘ шире применяются электронные вычислительные ма шины. Конечно, и сейчас прогнозы погоды иногда бывают ошибочны ми. Но в этом нет ничего удиви тельного. Погода—чрезвычайно сложный процесс, зависящий от многих обстоятельств, которые не всегда еще удается учесть. Одна ко с каждым годом прогнозы по годы становятся все более и бо лее точными. По данным Цент рального института прогнозов, в настоящее время оправдывается около 85 процентов предсказаний погоды. Но правильно предсказать по году— это только полдела. Со временная наука постепенно пере ходит к управлению этими явле ниями. Седьмого ноября 1952 го да на Красной площади в Москве, как обычно, проходил парад в честь 35-й годовщины Великого Октября. В программу праздника входил и воздушный парад. Одна ко небо было совсем «не авиа ционным»: низкие тучи затянули его от края до края, временами шел мокрый снег. Когда же стрел ки часов на Спасской башне при близились к одиннадцати, собрав шиеся на Красной площади с удивлением увидели над собой го лубое небо: тучи над площадью, будто по заказу, расступились. И никто не подозревал, что чистое небо над Москвой было действи тельно «приготовлено» по зака зу... Главная трудность управления погодой заключается в том, что атмосферные процессы протекают с затратой чудовищных количеств энергии. Достаточно сказать, что для образования одной небольшой местной грозы потребовалось бы столько же энергии, сколько вы деляется при крупном атомном взрыве. Чтобы создать ветер, дую щий в течение 3— 4 часов со скоростью 20 метров в секунду по фронту шириной в 200 кило метров, потребовалась бы энергия двухсот Волжских электростан ций, а чтобы «свернуть» с пути воздушную массу и тем самым изменить на несколько дней ха рактер погоды на большой терри тории, нужна энергия двадцати тысяч таких ГЭС. Поэтому прямое преодоление различных метеорологических яв лений, если даже и возможно в принципе, то нерационально. Но существует другой путь: заста вить природные процессы проте кать в нужном для нас направле нии. Представьте себе огромный камень, стремительно мчащийся вниз по крутому склону. Нужно немало энергии, чтобы остановить его. Однако достаточно небольшо го препятствия, помещенного на пути с известным расчетом, что бы изменить направление падения камня и отвратить опасность. Вот так же малыми средствами можно управлять и атмосферными явле ниями. В основу современных методов воздействия на облака положена идея искусственного ускорения естественных процессов образова ния и выпадения осадков. Как известно, облака представляют собой скопления огромного коли чества мельчайших водяных ка пель или кристалликов льда, пла вающих в воздухе. Но дощдьили снег идет не из каждого облака. Для образования осадков необхо димо, чтобы водяные капли или ледяные кристаллики укрупни лись до определенных размеров и начали падать вниз. Если в воз духе тепло, кристаллики тают и тогда идет дождь. При низкой температуре кристаллики объеди няются друг с другом и выпадают на землю в виде снежинок. Искусственное воздействие на облачность заключается в том, что в нее вводятся либо сухой лед в виде порошка, либо некото рые другие химические вещества, ускоряющие образование крупных кристалликов льда или водяных капель. «Отяжелев», эти кристал лики или водяные капли падают на землю, и облако рассеивается. Подобный способ был применен и перед воздушным парадом в Моск ве 7 ноября 1952 года. Все чаще и чаще поднимаются в воздух самолеты-лаборатории с грузом «сухого льда» на борту, все чаще идут искусственные дожди. Так, в противоположность религии, которая оставляет чело века один на один с грозными стихиями природы, наука помо гает людям овладевать ее силами, подчинять их своей воле. Все это служит интересам дальнейшего развития нашего народного хозяй ства. В. Комаров. Лектор Московского планетария. Владимирская о б л а с т ь . В совхозе «Пионер» Судогод- ского района основной от раслью является птицеводство. Работники хозяйства встреча ют предстоящий Пленум ЦК КПСС большой трудовой победой—годовой план сдачи государству утиного мяса пе ревыполнен. Вместе с опытными птицево дами в совхозе отлично тру дится молодежь. Молодые птичницы Надежда Шульпова и Екатерина Зотова за сезон вдвоем вырастили 25 тысяч уток и добились 96 процентов -сохранности молодняка. На снимке: Н. Шульпова (слева) и Е. Зотова. Шагающий башенный кран Москва. Оригинальную маши ну— шагающий башенный кран КТС-5-10 создал коллектив инже неров проектно-конструкторского бюро Главстроймеханизации Ми нистерства транспортного строи тельства по авторскому проекту инженера Артемия Георгиевича Лобова. Кран построен на Ржев ском механическом заводе и сей час его начали применять на од ной из строек в подмосковном го роде Люблино. Такой механизм создан впервые в мире. Достоин ства нового крана состоят в том, что его ходовая часть допускает перемещение машины как по рельсовым путям, так. и по грун ту, а также обеспечивает самопо- грузку крана на транспортные средства без разборки его. Ходо вая часть крана состоит из четы рех двухколесных балансирных тележек, две из которых привод ные. При передвижении вне рель совых путей тележки опираются на лыжи, выполненные в виде двух коробчатых металлических балок, по верху которых уложе ны рельсы. Переход со стацио нарных путей на лыжи и обратно совершается быстро и без каких- либо затруднений. Смонтирован ный в центральной части пово ротной платформы механизм подъ ема крана позволяет с . пойощью механизма вращения изменять направление движения крана. Конструкция крана обеспечива ет перевод его из походного поло жения в рабочее в течение 20 ми нут вместо 8— 10 дней, затрачи ваемых на монтаж существующих башенных кранов. Управление всеми рабочими движениями кра на дистанционное, осуществляет ся оно с помощью переносного кнопочного пульта или же с по мощью пультов, установленных в обеих кабинах, устроенных внизу и наверху башни. Краткая техническая характе ристика крана следующая: гру зоподъемность (в зависимости от положения грузовой каретки на стреле) от 5 до 10 тонн, высота подъема 23 метра, скорость подъ ема 15 метров в минуту, скорость передвижения: по рельсам 30 м. в минуту, на без рельсовом ходу— до 20 0 метров в час. Колея крана 4,5 метра. На кране установлено несколько моторов общей мощностью 64,4 киловатта. Вес машины с бетон ным балластом 70 тонн. На снимке: башенный кран КТС-5-10 на строительной пло щадке в подмосковном городе Люблино. Обеспечить выполнение Женевских соглашений К л е в е т а о п| ХАНОЙ. (ТАСС). Как сооб щает Вьетнамское информа ционное агентство, министр иностранных дел .ДРВ Фам Ван Донг направил председа- делю Международной комис сии по наблюдению и контро лю в Лаосе телеграмму, в ко торой указал на серьезное положение в Лаосе, клевету правительства Фуи Сананико- не против Демократической Республики Вьетнам и на то, что правительство Сананико- не поставило лаосский вопрос перед Организацией Объеди ненных Наций. Фам Вам Донг потребовал также, чтобы Международная комиссия по наблюдению и контролю в Лаосе немедленно возобновила свою деятель ность с целью обеспечения точного выполнения Женев ских соглашений по Лаосу и восстановления и сохранения ------* — ПОПР АВКА В прошлом номере нашей газе ты на 3-й странице в показате лях по производству молока в колхозах и совхозах района допу щена неточность. Надой на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий следует считать не в цент нерах, а в килограммах. юв е р г н у та мира в Лаосе и во всем Ин докитае. . ХАНОЙ. (ТАСС). Премьер- министр и министр иностран-4- ных дел ДРВ Фам Ван Донг направил премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру новое послание, в котором просит Неру использовать свое влияние для принятия мер, направленных на сохранение мира в Индокитае и Юго-Во сточной Азии. ХАНОЙ. (ТАСС). Представи тель МИД ДРВ ! решительно осудил беспочвенные измыш ления начальника генерально го штаба королевской армии Лаоса Ратикона, который, по сообщению американского агентства Юнайтед Пресс Ин- тернейшнл, заявил, что около трех батальонов вьетнамской Народной армии и один сме шанный батальон, состоящий из вьетнамцев и таи, дейст вуют в провинции Фонг-Сали (Лаос). Подобные заявления, ука зал представитель МИД ДРВ, имеют своей целью дать пред лог американским империали стам и агрессивному военному блоку СЕАТО для еще более глу бокого вмешательства в дела Лаоса. Редантор И. НУЛЕШОВ. Газета выходит по средам ~ ~ пятницам, воскресеньям Адрес редакции: село Красное, Липецкой области Заказ № 106 Типография издательства .Красиннекая правда Тираж 1800
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz