Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)
Пятница, 26 сентября 1958 г., № 114 (2810) К Р А С Н Я Н С К А Я П Р А В Д ! 3 Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Продолжение. Нач. на 1, 2 стр.). не отрываться от жизни, что бы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовлен ными людьми, полноценными тружениками, коммунистиче ского общества, непосредст венно своим трудом участво вали в создавии материаль ных благ, необходимых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить лю дей для производства, для полезного труда в обществе. Дать им максимально возмож ное образование и потом на правлять на производство. Работая на производстве и учась в школе, молодой чело век легче найдет свое поло жение в обществе, определит свои склонности и желания. Он может специализироваться в какой-то области прорабо тав на производстве, пойти в соответствующее учебное за ведение. Но сначала его нуж но испытать на вечерних за нятиях без отрыва от произ водства. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких исключений, незави симо от положения родителей в обществе и занимаемых ими постов. Задолго до пролетарской ре волюции В. И. Ленин указы вал, что правильная поста новка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соединении обуче ния с производительным тру дом молодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучени ем,— писал В. И. Ленин,—не обходимо, очевидно, возло жить на всех обязанность принимать участие в произво дительном труде» (т. 2, стр. 441, подчеркнуто В. И. Лени ным). После I X съезда КПСС в наших школах, начиная с младших классов, введен труд, в V— VII классах дети занимаются по два часа в не делю в школьных мастерских, в старших V III—X классах введены практикумы по сель скому хозяйству, машинове дению и электротехнике по два часа в неделю и произ водственная практика непо средственно на предприятиях и в колхозах по 60— 80 ча- 0 ^ сов в год. Это бесспорно хо рошее дело, но это еще дале ко не соединение обучения с производительным трудом, а скорее общее знакомство уча щихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны ежедневно работать на производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юноши и девушки познают всю сложность и всю прелесть труда и по-настоящему вклю чатся в рабочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положений о перестройке ра боты нашей школы нужно бу- 0 <у дет подумать о предоставлении известных льгот учащимся школ рабочей и сельской моло дежи, успешно совмещающим учебу с работой на производ стве. Может быть, следует освобождать их на 2— 3 дня в неделю от работы на произ водстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью посвя тить учебе. Что касается срока обуче ния в этих школах, то с целью избежания чрезмерной перегрузки учащихся его при дется, по всей вероятности, установить в 3— 4 года. Этот вопрос также требует специ ального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что изложенные в моей запи ске предложения по измене нию системы школьного обра зования отнюдь не направле ны к тому, чтобы сократить масштабы среднего образова ния и заменить его семи-или восьмилетним обучением. Ши рокое развитие сети вечерних и заочных школ даст возмож ность получить всем желаю щим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность семилетнего обучения, значи тельная часть молодежи не получает не только полного среднего образования, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за по следние годы седьмой класс заканчивает даже с учетом второгодников -примерно 80 процентов от числа детей, по ступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществи ли в жизни принцип обяза тельного семилетнего обуче ния. Думаю, что изложенные выше предложения по изме нению системы народного об разования будут содейство вать выполнению на деле принципа обязательного обу чения в семилетней или вось милетней школе. Что касается введения все общего обязательного полного среднего обучения в том ви де, ка к это практиковалось у нас до сих пор, то по всем данным делать это сейчас было бы нецелесообразно. Возникает вопрос— следует ли полностью переходить на предлагаемую систему народ ного образования или целесо образно сохранить в извест ной части существующую сейчас среднюю школу, внеся в ее работу нужные измене ния? Есть мнение, что какое- то относительно небольшое число полных средних поли технических школ можно бы ло бы оставить, но при обя зательном условии увеличе ния в них удельного веса обучения трудовым навыкам и участия в производитель ном труде, а при поступле нии в вуз требовать от окон чивших эти школы производ ственного стажа в два года. Этот вопрос также требуется внимательно и всесторонне об судить и после обсуждения найти более правильное реше ние. Надо предусмотреть в новой системе народного образова ния, что для особо одаренных детей, у которых в раннем возрасте явно появились спо собности, например, в мате матике, в музыке, в изобра зительном искусстве, для них надо иметь в виде исключе ния, соответствующие сред ние школы, в которых они подучали бы среднее образо вание, необходимое для даль нейшего обучения в соответ ствующих высших учебных за ведениях. Это нужно для то го, чтобы наше государство могло правильно развивать и использовать таланты, рож денные в народе. Если будет признано необ ходимым реорганизовать шко лы, а этого васюятедьно тре бует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не по лучилось разрыва в подготов ке необходимых контингентов для укомплектования высших учебных заведений. Надо сде лать так, чтобы в переход ный период от существующе го теперь порядка обучения в школе к новому не пострада ло дело подготовки специа листов для вашего народного хозяйства в специальных средних и высших учебных заведениях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3— 4 лет) какое то количество сущест вующих ныне школ-десятиле ток следует сохранить. Воз- I можно, будет призвано целесо- 1образным делать отбор среди способных учеников в суще ствующих школах, чтобы со брать в определенных школах особенно одаренных детей, проявивших, например, на клонности к изучению ф изики, математики, биологии, черче нию и т. п. 11х следует луч ше готовить для поступления в высшие учебные заведения в соответствии с выявленны ми склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные заведения будут получать юношей и девушек, более под готовленных к овладению точ ными и другими науками. О в ы с ш е й ш к о л е Так же, ка к и в отношении средней школы, представляет ся целесообразным вниматель но рассмотреть систему выс шего образования. В настоя щее время многие молодые лю ди, оканчивающие вузы, пло хо знают практику дела, не достаточно подготовлены к работе на производстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же иоеле этого по ступают в институт и закан чивают его в 22— 23 года. Какой же при этом получает ся специалист? Нельзя также забывать о том, ка к у нас сейчас моло дежь выбирает профессию, когда сразу после окончания школы поступает в высшее учебное заведение. Во мно гих, а может .быть, и в боль шинстве случаев этот выбор является случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается по ступить в то высшее учебное заведение, которое ими было избрано, они готовы подать заявление в любое другое, хо тя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только по лучить высшее образование. Немало и таких случаев, ко г да молодые специалисты, только что окончившие выс шее учебное заведение, не чувствуют никакого влечения к полученной профессии и ли бо поступают в другое выс шее учебное заведение, либо работают не по специальности. Это объясняется прежде все го тем, что по окончании шко лы молодежь сейчас не имеет никакого жизненного опыта. Неправильно ведется и под готовка специалистов в вузах по -целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капита листических странах студен ты сельскохозяйственных ву зов в период обучения цбяза- тельно работают в сельскохо зяйственном производстве. Мы же нередко неправильно вос питываем наших студентов. Возьмите сельскохозяйствен ную академию имени Тимиря зева. Там учатся не на полях, а преимущественно на гряд ках. Корову и других живот ных изучают не в хозяйстве, ка к это требуется в жизни, а главным образом по макетам. На каждого студента прихо дится в общей сложности бо лее одного человека, обслу живающих этих студентов. И это называется высшей совет ской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слы шу, и мне иногда приходится даже в защиту молодых спе циалистов выступать, когда колхозные кадры говорят— не надо нам молодых, что вы нам молодежь присылаете. Та кие высказывания а слышал на многих колхозных собрани ях, ка к только о специали стах начинается разговор. А почему? Потому, что эти лю ди, в большинстве своем, не опытные. Придет в колхоз де вушка или молодой человек— они ходят вокруг да около, а практически , председателю колхоза ка к лучше вести хо зяйство помочь не могут. I получается, что малограмот ный практик, председатель колхоза или бригадир, он бо лее ценен для хозяйства, чем этот приехавший в колхоз че ловек, который хотя теорети чески и хорошо подготовлен, но не умеет увязать теорию с практикой. А если бы этот молодой специалист, может быть, на 3— 4 года позже вы шел из учебного заведения, но зато прошел все производ ственные процессы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и другая польза, тог да по-иному смотрели бы на молодых специалистов, окан чивающих наши высшие учеб ные заведения. Можно возразить на это, что и теперь в наших вузах имеется производственная практика. Да, имеется, но по ставлена она очень плохо. Производственную практику надо проходить более глубоко, не так,, ка к сейчас. Теперь студенты на практике боль ше слоняются по заводу; один работает, а 10— 15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и адми нистрация предприятий мало доверяет практикантам, так ка к студенты не имеют ква лификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощ ностей, производственных воз- I можнсстей. Предприятия тяго тятся такими практикантами. Надо иметь таких студен тов, которые в совершенстве знали бы свое профессиональ ное дело. Тогда такие студен ты на практике будут желан ными, так ка к они будут иметь не только необходимые профессиональные, ремеслен ные, трудовые навыки, но и более высокое развитие и мо гут работать более производи тельно, показывать рабочим, ка к лучше, производительнее можно работать на той или иной операции. И, наконец, нельзя не ви деть того факта, что в выс ших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхоз ников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30— 40 процентов. Остальные сту денты— это дети служащих, интеллигенции. Конечно, такое положение является явно не нормальным. Я уже не гово рю о том, что число са мих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляет буквально единицы. Надо перестроить систему высшего образования, прибли зить его к производству и по- настоящему связать с произ водством. В высшие учебные заведения следует принимать молодежь, уже имеющую жиз ненный опыт, стаж практиче ской работы. Перестройка средней школы поможет пра вильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание посту пающего в вуз, но и оценка его деятельности обществен ными организациями (профсою зом, комсомолом), 'чтобы от бор был и по подготовленно сти, и по склонности, и по уверенности, что этот че ловек оправдает произведен ные на него затраты, что он может быть действительно по лезным руководителем произ водства. (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz