Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

Пятница, 26 сентября 1958 г., № 114 (2810) К Р А С Н Я Н С К А Я П Р А В Д ! 3 Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Продолжение. Нач. на 1, 2 стр.). не отрываться от жизни, что­ бы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовлен­ ными людьми, полноценными тружениками, коммунистиче­ ского общества, непосредст­ венно своим трудом участво­ вали в создавии материаль­ ных благ, необходимых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить лю­ дей для производства, для полезного труда в обществе. Дать им максимально возмож­ ное образование и потом на­ правлять на производство. Работая на производстве и учась в школе, молодой чело­ век легче найдет свое поло­ жение в обществе, определит свои склонности и желания. Он может специализироваться в какой-то области прорабо­ тав на производстве, пойти в соответствующее учебное за­ ведение. Но сначала его нуж ­ но испытать на вечерних за­ нятиях без отрыва от произ­ водства. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких исключений, незави­ симо от положения родителей в обществе и занимаемых ими постов. Задолго до пролетарской ре­ волюции В. И. Ленин указы ­ вал, что правильная поста­ новка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соединении обуче­ ния с производительным тру­ дом молодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучени­ ем,— писал В. И. Ленин,—не­ обходимо, очевидно, возло­ жить на всех обязанность принимать участие в произво­ дительном труде» (т. 2, стр. 441, подчеркнуто В. И. Лени­ ным). После I X съезда КПСС в наших школах, начиная с младших классов, введен труд, в V— VII классах дети занимаются по два часа в не­ делю в школьных мастерских, в старших V III—X классах введены практикумы по сель­ скому хозяйству, машинове­ дению и электротехнике по два часа в неделю и произ­ водственная практика непо­ средственно на предприятиях и в колхозах по 60— 80 ча- 0 ^ сов в год. Это бесспорно хо­ рошее дело, но это еще дале­ ко не соединение обучения с производительным трудом, а скорее общее знакомство уча­ щихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны ежедневно работать на производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юноши и девушки познают всю сложность и всю прелесть труда и по-настоящему вклю­ чатся в рабочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положений о перестройке ра­ боты нашей школы нужно бу- 0 <у дет подумать о предоставлении известных льгот учащимся школ рабочей и сельской моло­ дежи, успешно совмещающим учебу с работой на производ­ стве. Может быть, следует освобождать их на 2— 3 дня в неделю от работы на произ­ водстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью посвя­ тить учебе. Что касается срока обуче­ ния в этих школах, то с целью избежания чрезмерной перегрузки учащихся его при­ дется, по всей вероятности, установить в 3— 4 года. Этот вопрос также требует специ­ ального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что изложенные в моей запи­ ске предложения по измене­ нию системы школьного обра­ зования отнюдь не направле­ ны к тому, чтобы сократить масштабы среднего образова­ ния и заменить его семи-или восьмилетним обучением. Ши­ рокое развитие сети вечерних и заочных школ даст возмож­ ность получить всем желаю­ щим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность семилетнего обучения, значи­ тельная часть молодежи не получает не только полного среднего образования, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за по­ следние годы седьмой класс заканчивает даже с учетом второгодников -примерно 80 процентов от числа детей, по­ ступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществи­ ли в жизни принцип обяза­ тельного семилетнего обуче­ ния. Думаю, что изложенные выше предложения по изме­ нению системы народного об­ разования будут содейство­ вать выполнению на деле принципа обязательного обу­ чения в семилетней или вось­ милетней школе. Что касается введения все­ общего обязательного полного среднего обучения в том ви­ де, ка к это практиковалось у нас до сих пор, то по всем данным делать это сейчас было бы нецелесообразно. Возникает вопрос— следует ли полностью переходить на предлагаемую систему народ­ ного образования или целесо­ образно сохранить в извест­ ной части существующую сейчас среднюю школу, внеся в ее работу нужные измене­ ния? Есть мнение, что какое- то относительно небольшое число полных средних поли­ технических школ можно бы­ ло бы оставить, но при обя­ зательном условии увеличе­ ния в них удельного веса обучения трудовым навыкам и участия в производитель­ ном труде, а при поступле­ нии в вуз требовать от окон­ чивших эти школы производ­ ственного стажа в два года. Этот вопрос также требуется внимательно и всесторонне об­ судить и после обсуждения найти более правильное реше­ ние. Надо предусмотреть в новой системе народного образова­ ния, что для особо одаренных детей, у которых в раннем возрасте явно появились спо­ собности, например, в мате­ матике, в музыке, в изобра­ зительном искусстве, для них надо иметь в виде исключе­ ния, соответствующие сред­ ние школы, в которых они подучали бы среднее образо­ вание, необходимое для даль­ нейшего обучения в соответ­ ствующих высших учебных за­ ведениях. Это нужно для то­ го, чтобы наше государство могло правильно развивать и использовать таланты, рож­ денные в народе. Если будет признано необ­ ходимым реорганизовать шко­ лы, а этого васюятедьно тре­ бует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не по­ лучилось разрыва в подготов­ ке необходимых контингентов для укомплектования высших учебных заведений. Надо сде­ лать так, чтобы в переход­ ный период от существующе­ го теперь порядка обучения в школе к новому не пострада­ ло дело подготовки специа­ листов для вашего народного хозяйства в специальных средних и высших учебных заведениях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3— 4 лет) какое то количество сущест­ вующих ныне школ-десятиле­ ток следует сохранить. Воз- I можно, будет призвано целесо- 1образным делать отбор среди способных учеников в суще­ ствующих школах, чтобы со­ брать в определенных школах особенно одаренных детей, проявивших, например, на­ клонности к изучению ф изики, математики, биологии, черче­ нию и т. п. 11х следует луч­ ше готовить для поступления в высшие учебные заведения в соответствии с выявленны­ ми склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные заведения будут получать юношей и девушек, более под­ готовленных к овладению точ­ ными и другими науками. О в ы с ш е й ш к о л е Так же, ка к и в отношении средней школы, представляет­ ся целесообразным вниматель­ но рассмотреть систему выс­ шего образования. В настоя­ щее время многие молодые лю­ ди, оканчивающие вузы, пло­ хо знают практику дела, не­ достаточно подготовлены к работе на производстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же иоеле этого по­ ступают в институт и закан­ чивают его в 22— 23 года. Какой же при этом получает­ ся специалист? Нельзя также забывать о том, ка к у нас сейчас моло­ дежь выбирает профессию, когда сразу после окончания школы поступает в высшее учебное заведение. Во мно­ гих, а может .быть, и в боль­ шинстве случаев этот выбор является случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается по­ ступить в то высшее учебное заведение, которое ими было избрано, они готовы подать заявление в любое другое, хо­ тя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только по­ лучить высшее образование. Немало и таких случаев, ко г­ да молодые специалисты, только что окончившие выс­ шее учебное заведение, не чувствуют никакого влечения к полученной профессии и ли­ бо поступают в другое выс­ шее учебное заведение, либо работают не по специальности. Это объясняется прежде все­ го тем, что по окончании шко­ лы молодежь сейчас не имеет никакого жизненного опыта. Неправильно ведется и под­ готовка специалистов в вузах по -целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капита­ листических странах студен­ ты сельскохозяйственных ву­ зов в период обучения цбяза- тельно работают в сельскохо­ зяйственном производстве. Мы же нередко неправильно вос­ питываем наших студентов. Возьмите сельскохозяйствен­ ную академию имени Тимиря­ зева. Там учатся не на полях, а преимущественно на гряд­ ках. Корову и других живот­ ных изучают не в хозяйстве, ка к это требуется в жизни, а главным образом по макетам. На каждого студента прихо­ дится в общей сложности бо­ лее одного человека, обслу­ живающих этих студентов. И это называется высшей совет­ ской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слы­ шу, и мне иногда приходится даже в защиту молодых спе­ циалистов выступать, когда колхозные кадры говорят— не надо нам молодых, что вы нам молодежь присылаете. Та­ кие высказывания а слышал на многих колхозных собрани­ ях, ка к только о специали­ стах начинается разговор. А почему? Потому, что эти лю­ ди, в большинстве своем, не­ опытные. Придет в колхоз де­ вушка или молодой человек— они ходят вокруг да около, а практически , председателю колхоза ка к лучше вести хо­ зяйство помочь не могут. I получается, что малограмот­ ный практик, председатель колхоза или бригадир, он бо­ лее ценен для хозяйства, чем этот приехавший в колхоз че­ ловек, который хотя теорети­ чески и хорошо подготовлен, но не умеет увязать теорию с практикой. А если бы этот молодой специалист, может быть, на 3— 4 года позже вы­ шел из учебного заведения, но зато прошел все производ­ ственные процессы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и другая польза, тог­ да по-иному смотрели бы на молодых специалистов, окан­ чивающих наши высшие учеб­ ные заведения. Можно возразить на это, что и теперь в наших вузах имеется производственная практика. Да, имеется, но по­ ставлена она очень плохо. Производственную практику надо проходить более глубоко, не так,, ка к сейчас. Теперь студенты на практике боль­ ше слоняются по заводу; один работает, а 10— 15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и адми­ нистрация предприятий мало доверяет практикантам, так ка к студенты не имеют ква­ лификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощ­ ностей, производственных воз- I можнсстей. Предприятия тяго­ тятся такими практикантами. Надо иметь таких студен­ тов, которые в совершенстве знали бы свое профессиональ­ ное дело. Тогда такие студен­ ты на практике будут желан­ ными, так ка к они будут иметь не только необходимые профессиональные, ремеслен­ ные, трудовые навыки, но и более высокое развитие и мо­ гут работать более производи­ тельно, показывать рабочим, ка к лучше, производительнее можно работать на той или иной операции. И, наконец, нельзя не ви­ деть того факта, что в выс­ ших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхоз­ ников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30— 40 процентов. Остальные сту­ денты— это дети служащих, интеллигенции. Конечно, такое положение является явно не­ нормальным. Я уже не гово­ рю о том, что число са­ мих рабочих и колхозников, которые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляет буквально единицы. Надо перестроить систему высшего образования, прибли­ зить его к производству и по- настоящему связать с произ­ водством. В высшие учебные заведения следует принимать молодежь, уже имеющую жиз­ ненный опыт, стаж практиче­ ской работы. Перестройка средней школы поможет пра­ вильно решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание посту­ пающего в вуз, но и оценка его деятельности обществен­ ными организациями (профсою­ зом, комсомолом), 'чтобы от­ бор был и по подготовленно­ сти, и по склонности, и по уверенности, что этот че­ ловек оправдает произведен­ ные на него затраты, что он может быть действительно по­ лезным руководителем произ­ водства. (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz