Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

2 У Р А С Н И Н С К А Я П Р А В Д ® Пятница, 26 сентября 1958 г „ № 114 (5819) Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Продолжение. Начало на 1 стр.). вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь также сказывается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, по­ ступающей в вузы, весьма распространено такое выска­ зывание, что после того, как они сами пройдут конкурс, начинается ковкурс родите­ лей, а он зачастую все и ре­ шает. Это создает условия неравных возможностей для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Как же устранить все эти недостатки нашей школы? Необходимо решительно пе­ рестроить систему воспитания нашего подрастающего поко­ ления в школах. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети долж ны готовиться к полезному труду, к участию в строитель­ стве коммунистического об- щеста. И всякий труд на фаб­ рике или в колхозе, на про­ мышленном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в уч­ реждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необхо­ димым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. Каждый человек, живя в коммунисти­ ческом обществе, должен вно­ сить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее развитие э/ого общества. Под­ готовка нашего подрастающе­ го поколения к жизни, к по­ лезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам социа­ листического общества— эта задача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих осно вы наук и вместе с тем спо­ собных к систематическому физическому труду, воспиты­ вать у молодежи стремление быть полезной обществу, ак­ тивно участвовать в производ­ стве ценностей, необходимых для общества. Какие практические меро­ приятия целесообразно было бы осуществить в этом на­ правлении ? По моему мнению, в обще ственно полезный труд на предприятиях, в колхозах и т. д. следовало бы включать всех учащихся без исключе­ ния после окончания ими се­ ми-восьми классов. И в горо­ де, и в деревве, и в рабочем поселке все выпускники школ должны пойти на производ­ ство, никто не должен мино­ вать этого. Это, во-первых, будет демократично, так ка к будут созданы более равные условия для всех граждан: ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производи­ тельного труда; во вторых, это будет прекрасной школой воспитания всей молодежи в духе героических традиций ра­ бочего класса и колхозного креспянства. Таким образом, единственно возможным и необходимым ус­ ловием преодоления недостат­ ков нашей школы должно быть, чтобы все юноши и де­ вушки за время обучения в школе готовились к участию в физическом труде на заво­ дах, фабриках, в колхозах, совхозах, в любом труде, ко­ торый является полезным для общества. Вся система нашего сред­ него и высшего образования должна быть построена так, чтобы обеспечить хорошую подготовку кадров— инженер­ но-технических, сельскохозяй­ ственных, медицинских, науч­ ных, педагогических, кадров рабочих,тружеников сельского хозяйства— всех кадров, необ­ ходимых для нашего государ­ ства. Надо поставить это дело так, чтобы подготовка всех наших кадров была более вы­ сокая и квалифицированная, чем до сих пор. С этой целью представляет­ ся целесообразным разделить среднее образование на два этапа. В качестве первого этапа, по-видимому, следует иметь семи- или восьмилет- вюю школу, обучение в кото­ рой должно быть обязатель­ ным для всех. Работники на­ родного образования, многие родители утверждают, что восьмилетвий срок обучения позволит лучше решить зада­ чу необходимой общеобразова­ тельной и политехнической подготовки школьников. По-ви­ димому, это правильно, но це­ лесообразнее решать эти воп­ росы каждой союзной респуб­ лике самостоятельно с учетом своих условий. Надо будет также серьезно продумать со­ держание программы и орга­ низацию занятий в этой шко­ ле. В восьыилетней школе, на первом этапе среднего образо­ вания, главное внимавие дол­ жно быть уделено изучению ос­ нов наук, политехнической под­ готовке и трудовому воспита­ нию, воспитанию коммунисти­ ческой нравственности, физи­ ческой подготовке детей и развитию у них хорошего х у ­ дожественного вкуса. При этом нельзя допускать пере­ грузки школьников, вредно отражающейся на их здоровье. Нельзя забывать и об осо­ бенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное вознаграждение. Но все „же, в результате специ­ фических бытовых условий, на жевщиге лежит много других обязанностей, причем совер­ шенно неизбежных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией. В бу­ дущем еще шире развернется общественное питание, но, ви­ димо, и в общественном пита­ нии труд женщин будет пре­ обладающим. Поэтому нужно обучать девочек за время уче­ бы в школе кулинарии, крой­ ке и шитью и другим специ­ альностям, свойственным жен­ щинам. Все это надо преду­ смотреть в программах школь­ ного обучения. Надо серьезно улучшить ма­ териальную базу школ, лик­ видировать, наконец, много- сменность занятий, обеспечить школы современным учебным оборудованием. Второй этап получения сред­ него образования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, например, таким: школы после 7— 8- летнего обучения школьника в последующие два или три года должны будут главный упор делать на специальное профессиональное обучение учащихся. В городах и рабочих цент­ рах, рабочих поселках дети, получившие 7— 8-летнее обра­ зование, должны, может, быть, идти в школы тина фабзаву- ча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба бы­ ла тесно связана с профес­ сиональным образованием, по­ могала учащимся приобретать производственные знания и трудовые навыки; не только абстрактное знание производ­ ства, но и трудовые навыки. В сельской местности уча­ щиеся, после 7— 8 лет обуче­ ния в школе, должны будут получать практические и тео­ ретические знания по агроно­ мии, зоотехнике и другим от­ раслям сельского хозяйства или обучаться 2— 3 года ка ­ кому-либо ремеслу, так ка к и на селе молодежь может обу­ чаться определенным видам ремесла. Таким образом, юноши и девушки, окончив школу, по­ лучат и соответствующее об­ разование и ремесленные, про­ изводственные навыки, будут вступать в жизнь подготов­ ленными людьми. Но можно пойти по такому пути: заканчивать первый этап получевия среднего об­ разования молодежью 8-лет­ ним обучением в школах с тем, чтобы после окончания восьмилетки все юноши и де­ вушки шли работать на про­ изводство. При такой органи­ зации общеобразовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в бли­ жайший период времени от 2 до 3,5 млн. подростков, при­ чем, примерно 40 проц, из них в городе и остальных— в де­ ревне. Задача устройства на рабо­ ту такого большого количест­ ва молодежи—дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу под­ ростков и молодежь, не до­ стигших 18 лет. Но это зада­ ча первейшей партийной и го­ сударственной важности. Не­ обходимо будет сломить бюро­ кратические рогатки, препят­ ствующие устройству подрост­ ков на работу в народном хо­ зяйстве, и поручить Госплану СССР разработать перспектив­ ный план трудоустройства подростков, которые будут кончать восьмилетнюю школу. Такой план должен быть кон­ кретизированным в условиях каждого административного экономического района с уче­ том устройства подростков на работу по месту их житель­ ства. При этом, очевидно, следу­ ет продумать вопрос об уста­ новлении для подростков бро­ ни на предприятиях для бес­ препятственного поступления их на работу после окончания восьмилетней школы и о со­ здании специальных цехов на предприятиях и подборе рабо­ чих мест, соответствующих возрасту и возможностям под­ ростков, со строгим соблюде­ нием техники безопасности. Молодежи, идущей на про­ изводство по окончании обя­ зательной школы (с 8-летвим сроком обучения), необходимо предоставить возможность раз­ личными путями овладеть про­ фессией. Одним из таких пу­ тей может быть обучение юно­ ши или девушки профессии не­ посредственно на производстве, преимущественно через органи­ зацию краткосрочных курсов и бригадное ученичество. Дру­ гим путем может стать освое­ ние профессии юношей или девушкой в специальной одво- или двухгодичной профессио­ нальной школе. Вопрос о сро­ ке обучения, программе и ор­ ганизации обучения в такой школе надо будет хорошенько продумать и обсудить. Возможно окажется целесо­ образным не всю молодежь, а часть ее (кто пожелает и бу­ дет удовлетворять соответст­ вующим требованиям) после окончания обязательной 8-лет­ ней школы обучать определен­ ной профессии в школах фаб­ рично-заводского ученичества и в аналогичных сельскохо­ зяйственных школах, о кото­ рых сказано выше и в кото­ рых учащиеся наряду с осво­ ением той или иной профес­ сии, будут изучать и общеоб­ разовательные дисциплины. Такие школы у нас до недав­ него прошлого были, и они себя вполне оправдали. Через школы ФЗУ и ФЗО на базе семилетки, в которые прини­ мались юноши и девушки, окончившие семилетку, про­ шли сотни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалифициро­ ванными рабочими, имеющими к тому же среднее образова­ ние. Немалая часть выпуск­ ников таких школ, проработав 2— 3 года на производстве, пришла затем в вузы и ус­ пешно закончив их, работает теперь инженерами в нашей промышленности, на транспор­ те, в строительстве. В сельской местности для профессиональной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетних школ обязатель­ ного обучения, организовав при них годичные или полуго­ дичные курсы, где выпускники восьмилетних школ получали бы по выбору ту или иную массовую профессию сельско­ хозяйственного производства. Такие курсы можно организо­ вать также непосредственно и при крупных совхозах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, представляется наиболее целесообразным обучение ювошей и девушек без отрыва от производства. Видимо, нам надо на произ­ водстве иметь вечерние (смен­ ные) школы рабочей молоде­ жи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если бу­ дут иметь желавие, смогут получить образование в такой школе. Вероятно, надо будет иметь хорошо продуманную систему заочного образования, в которой дело обучения уча­ щихся должно быть поставле­ но весьма квалифицированно: широко издавались бы лекции, соответствующие учебные по­ собия, систематически дава­ лись бы желающим необходи­ мые консультации. Надо избежать такого по­ ложения, когда вечерние школы ставят своей задачей только подготовку к поступле­ нию в высшие учебные заве­ дения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потребность для пополнения вузов. Следовательно, в них для учащихся должва быть создана возможность полу­ чать не только полное общее образование за среднюю шко­ лу, но и совершенствовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более квалифицированные, об­ разованные рабочие и работ­ ницы, колхозники и колхоз­ ницы и другие труженики вашего общества, которые имели бы законченное сред­ нее общее, а также и специ­ альное образование. Следовательно, у нас по- прежнему будет сохранена возможность каждому полу­ чить среднее образование в объеме теперешней 10-летки, но не через вынешвюю шко­ лу, оторванную от жизни, а через вечернюю или заочную сеть обучения, которую нам надо будет всячески разви­ вать и совершенствовать. Мо­ жет получиться так, что юно­ ша или девушка, кончая восьмилетвюю школу, не бу­ дет ощущать потребности дальше учиться: человек устал или еще не дорос до сознания необходимости иметь среднее образование. Некото­ рое время этот юноша иди девушка не будут учиться, будут работать. У этих моло­ дых людей получится какой- то пропуск в учебе, но когда они войдут в жизнь и у них пробудится сознание и пот­ ребность пополнить свое об­ разование, то они всегда бу­ дут иметь возможность учить­ ся, получить среднее, а да­ лее и высшее образование. Таким образом каждый юноша и девушка смогут при желании подучить полное среднее образование в вечер­ них учебных заведениях, ра­ ботая на фабриках и заводах, участвуя в труде, не обяза­ тельно физическом, а, может быть, работая в конторе, но живя полезным трудом в об­ ществе. Такая система воспи- 4 танин будет помогать людям (Продолжение на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz