Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)
2 У Р А С Н И Н С К А Я П Р А В Д ® Пятница, 26 сентября 1958 г „ № 114 (5819) Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Продолжение. Начало на 1 стр.). вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь также сказывается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, по ступающей в вузы, весьма распространено такое выска зывание, что после того, как они сами пройдут конкурс, начинается ковкурс родите лей, а он зачастую все и ре шает. Это создает условия неравных возможностей для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Как же устранить все эти недостатки нашей школы? Необходимо решительно пе рестроить систему воспитания нашего подрастающего поко ления в школах. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети долж ны готовиться к полезному труду, к участию в строитель стве коммунистического об- щеста. И всякий труд на фаб рике или в колхозе, на про мышленном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в уч реждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необхо димым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. Каждый человек, живя в коммунисти ческом обществе, должен вно сить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее развитие э/ого общества. Под готовка нашего подрастающе го поколения к жизни, к по лезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам социа листического общества— эта задача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих осно вы наук и вместе с тем спо собных к систематическому физическому труду, воспиты вать у молодежи стремление быть полезной обществу, ак тивно участвовать в производ стве ценностей, необходимых для общества. Какие практические меро приятия целесообразно было бы осуществить в этом на правлении ? По моему мнению, в обще ственно полезный труд на предприятиях, в колхозах и т. д. следовало бы включать всех учащихся без исключе ния после окончания ими се ми-восьми классов. И в горо де, и в деревве, и в рабочем поселке все выпускники школ должны пойти на производ ство, никто не должен мино вать этого. Это, во-первых, будет демократично, так ка к будут созданы более равные условия для всех граждан: ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производи тельного труда; во вторых, это будет прекрасной школой воспитания всей молодежи в духе героических традиций ра бочего класса и колхозного креспянства. Таким образом, единственно возможным и необходимым ус ловием преодоления недостат ков нашей школы должно быть, чтобы все юноши и де вушки за время обучения в школе готовились к участию в физическом труде на заво дах, фабриках, в колхозах, совхозах, в любом труде, ко торый является полезным для общества. Вся система нашего сред него и высшего образования должна быть построена так, чтобы обеспечить хорошую подготовку кадров— инженер но-технических, сельскохозяй ственных, медицинских, науч ных, педагогических, кадров рабочих,тружеников сельского хозяйства— всех кадров, необ ходимых для нашего государ ства. Надо поставить это дело так, чтобы подготовка всех наших кадров была более вы сокая и квалифицированная, чем до сих пор. С этой целью представляет ся целесообразным разделить среднее образование на два этапа. В качестве первого этапа, по-видимому, следует иметь семи- или восьмилет- вюю школу, обучение в кото рой должно быть обязатель ным для всех. Работники на родного образования, многие родители утверждают, что восьмилетвий срок обучения позволит лучше решить зада чу необходимой общеобразова тельной и политехнической подготовки школьников. По-ви димому, это правильно, но це лесообразнее решать эти воп росы каждой союзной респуб лике самостоятельно с учетом своих условий. Надо будет также серьезно продумать со держание программы и орга низацию занятий в этой шко ле. В восьыилетней школе, на первом этапе среднего образо вания, главное внимавие дол жно быть уделено изучению ос нов наук, политехнической под готовке и трудовому воспита нию, воспитанию коммунисти ческой нравственности, физи ческой подготовке детей и развитию у них хорошего х у дожественного вкуса. При этом нельзя допускать пере грузки школьников, вредно отражающейся на их здоровье. Нельзя забывать и об осо бенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное вознаграждение. Но все „же, в результате специ фических бытовых условий, на жевщиге лежит много других обязанностей, причем совер шенно неизбежных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией. В бу дущем еще шире развернется общественное питание, но, ви димо, и в общественном пита нии труд женщин будет пре обладающим. Поэтому нужно обучать девочек за время уче бы в школе кулинарии, крой ке и шитью и другим специ альностям, свойственным жен щинам. Все это надо преду смотреть в программах школь ного обучения. Надо серьезно улучшить ма териальную базу школ, лик видировать, наконец, много- сменность занятий, обеспечить школы современным учебным оборудованием. Второй этап получения сред него образования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, например, таким: школы после 7— 8- летнего обучения школьника в последующие два или три года должны будут главный упор делать на специальное профессиональное обучение учащихся. В городах и рабочих цент рах, рабочих поселках дети, получившие 7— 8-летнее обра зование, должны, может, быть, идти в школы тина фабзаву- ча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба бы ла тесно связана с профес сиональным образованием, по могала учащимся приобретать производственные знания и трудовые навыки; не только абстрактное знание производ ства, но и трудовые навыки. В сельской местности уча щиеся, после 7— 8 лет обуче ния в школе, должны будут получать практические и тео ретические знания по агроно мии, зоотехнике и другим от раслям сельского хозяйства или обучаться 2— 3 года ка кому-либо ремеслу, так ка к и на селе молодежь может обу чаться определенным видам ремесла. Таким образом, юноши и девушки, окончив школу, по лучат и соответствующее об разование и ремесленные, про изводственные навыки, будут вступать в жизнь подготов ленными людьми. Но можно пойти по такому пути: заканчивать первый этап получевия среднего об разования молодежью 8-лет ним обучением в школах с тем, чтобы после окончания восьмилетки все юноши и де вушки шли работать на про изводство. При такой органи зации общеобразовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в бли жайший период времени от 2 до 3,5 млн. подростков, при чем, примерно 40 проц, из них в городе и остальных— в де ревне. Задача устройства на рабо ту такого большого количест ва молодежи—дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу под ростков и молодежь, не до стигших 18 лет. Но это зада ча первейшей партийной и го сударственной важности. Не обходимо будет сломить бюро кратические рогатки, препят ствующие устройству подрост ков на работу в народном хо зяйстве, и поручить Госплану СССР разработать перспектив ный план трудоустройства подростков, которые будут кончать восьмилетнюю школу. Такой план должен быть кон кретизированным в условиях каждого административного экономического района с уче том устройства подростков на работу по месту их житель ства. При этом, очевидно, следу ет продумать вопрос об уста новлении для подростков бро ни на предприятиях для бес препятственного поступления их на работу после окончания восьмилетней школы и о со здании специальных цехов на предприятиях и подборе рабо чих мест, соответствующих возрасту и возможностям под ростков, со строгим соблюде нием техники безопасности. Молодежи, идущей на про изводство по окончании обя зательной школы (с 8-летвим сроком обучения), необходимо предоставить возможность раз личными путями овладеть про фессией. Одним из таких пу тей может быть обучение юно ши или девушки профессии не посредственно на производстве, преимущественно через органи зацию краткосрочных курсов и бригадное ученичество. Дру гим путем может стать освое ние профессии юношей или девушкой в специальной одво- или двухгодичной профессио нальной школе. Вопрос о сро ке обучения, программе и ор ганизации обучения в такой школе надо будет хорошенько продумать и обсудить. Возможно окажется целесо образным не всю молодежь, а часть ее (кто пожелает и бу дет удовлетворять соответст вующим требованиям) после окончания обязательной 8-лет ней школы обучать определен ной профессии в школах фаб рично-заводского ученичества и в аналогичных сельскохо зяйственных школах, о кото рых сказано выше и в кото рых учащиеся наряду с осво ением той или иной профес сии, будут изучать и общеоб разовательные дисциплины. Такие школы у нас до недав него прошлого были, и они себя вполне оправдали. Через школы ФЗУ и ФЗО на базе семилетки, в которые прини мались юноши и девушки, окончившие семилетку, про шли сотни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалифициро ванными рабочими, имеющими к тому же среднее образова ние. Немалая часть выпуск ников таких школ, проработав 2— 3 года на производстве, пришла затем в вузы и ус пешно закончив их, работает теперь инженерами в нашей промышленности, на транспор те, в строительстве. В сельской местности для профессиональной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетних школ обязатель ного обучения, организовав при них годичные или полуго дичные курсы, где выпускники восьмилетних школ получали бы по выбору ту или иную массовую профессию сельско хозяйственного производства. Такие курсы можно организо вать также непосредственно и при крупных совхозах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, представляется наиболее целесообразным обучение ювошей и девушек без отрыва от производства. Видимо, нам надо на произ водстве иметь вечерние (смен ные) школы рабочей молоде жи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если бу дут иметь желавие, смогут получить образование в такой школе. Вероятно, надо будет иметь хорошо продуманную систему заочного образования, в которой дело обучения уча щихся должно быть поставле но весьма квалифицированно: широко издавались бы лекции, соответствующие учебные по собия, систематически дава лись бы желающим необходи мые консультации. Надо избежать такого по ложения, когда вечерние школы ставят своей задачей только подготовку к поступле нию в высшие учебные заве дения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потребность для пополнения вузов. Следовательно, в них для учащихся должва быть создана возможность полу чать не только полное общее образование за среднюю шко лу, но и совершенствовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более квалифицированные, об разованные рабочие и работ ницы, колхозники и колхоз ницы и другие труженики вашего общества, которые имели бы законченное сред нее общее, а также и специ альное образование. Следовательно, у нас по- прежнему будет сохранена возможность каждому полу чить среднее образование в объеме теперешней 10-летки, но не через вынешвюю шко лу, оторванную от жизни, а через вечернюю или заочную сеть обучения, которую нам надо будет всячески разви вать и совершенствовать. Мо жет получиться так, что юно ша или девушка, кончая восьмилетвюю школу, не бу дет ощущать потребности дальше учиться: человек устал или еще не дорос до сознания необходимости иметь среднее образование. Некото рое время этот юноша иди девушка не будут учиться, будут работать. У этих моло дых людей получится какой- то пропуск в учебе, но когда они войдут в жизнь и у них пробудится сознание и пот ребность пополнить свое об разование, то они всегда бу дут иметь возможность учить ся, получить среднее, а да лее и высшее образование. Таким образом каждый юноша и девушка смогут при желании подучить полное среднее образование в вечер них учебных заведениях, ра ботая на фабриках и заводах, участвуя в труде, не обяза тельно физическом, а, может быть, работая в конторе, но живя полезным трудом в об ществе. Такая система воспи- 4 танин будет помогать людям (Продолжение на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz