Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)

Пролвтмуп всях стри. соишая1ткй Год язд. 27 114 (2810) ПЯТНИЦА 26 сентября 1958 г. Цена 15 коп. Воспитание подрастающего поколения, призванного воздвигать величественное здание коммунистического об­ щества,— дело первостепенной важности. Особенно велика роль образования в наше время, когда без самого широ­ кого использования последних достижений науки и новей­ шей техники невозможно успешное развитие народного хозяйства страны. Кра с нин с к ая равна Орган Краснянского райкома КПСС я районного Совета депутатов срудвщнхся Липецкой области В _ П ре зидиум Ц К КПСС___ Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Предложения, изложенные в публикуемой записке товарища Н. С. Хрущева, одобрены Президиумом Ц К КПСС) П 'ГЛ ПИТ Л А Г)ТАА АТГТ Ц П ТТТП п н г> _ ОЛТ ТГлТХ* ОТА ТТТПЛ ПТТТТ.Л (лТ Т ГТ г. ТТЛ.ПТТ Л Л „т т п т т .л п л п п т . II л . .. л п т т п т т т п п Г.ТТ ~ Л Л Л Л Л Л П Т Л !.. т. „ г. ^ . г. « I - . _ В настоящее время наша сис- су. Думаю, что было бы полезно тема образования в средней и более подробно изложить принци- высшей школе вызывает много ’ пиальные соображения по улуч- разговоров. По этому поводу вы­ сказывается очень много критиче­ ских замечаний, которые отра­ жают действительное положение дел. В беседах, которые мне при­ шлось иметь с секретарями ЦК компартий союзных республик, с секретарями крайкомов, обкомов партии и с другими товарищами, которые думают над вопросами народного образования или име­ ют непосредственное к ним от­ ношение, наконец, в многочис­ ленных беседах с гражданами выявилась серьезная неудовлетво­ ренность теперешним положени­ ем дел в средней и высшей шко­ ле. Воспитание подрастающего по­ коления, призванного воздвигать величественное здание коммуни­ стического общества,— дело пер­ востепенной важности. Особенно велика роль образования в наше время, когда без самого широко­ го использования последних до­ стижений науки и новейшей тех­ ники невозможно успешное раз­ витие народного хозяйства стра­ ны. В своем выступлении на X III съезде комсомола я уже выска­ зал некоторые соображения по этому жизненно важному вопро- О шению всей нашей системы на­ родного образования в стране. Нет сомнения, что за сорок лет Советской власти среднее и высшее образование в Советском Союзе достигло больших успехов. Если в дореволюционной России в 1914 году в начальной и сред­ ней школе обучалось всего 9,6 млн. человек, то в истекшем 1957— 58 учебном году число учащихся в нашей общеобразова­ тельной школе составляло 28,7 млн. человек, а вместе со шко­ лой взрослых 30,6 млн. человек. За это время почти в 40 раз уве­ личилось количество учащихся в старших классах средних школ. Особенно велики успехи народ­ ного образования в ряде союзных республик, население которых в прошлом было почти сплошь неграмотным. Например, в шко­ лах Узбекской ССР теперь обу­ чается свыше 1,3 млн. человек, в то время как в 1914 году на территории современного Узбе­ кистана было немногим- более 17 тыс. школьников. Значительны также успехи в деле высшего и среднего специ­ ального образования. В дорево­ люционной России в высших учеб­ ных заведениях и техникумах обучалось всего 182 тыс. студен­ тов, теперь число их превышает 4 млн. человек. Наша высшая зи с возросшим количеством з а - ‘ нашему учению и нашим устрем- школа подготовила замечательные канчива.ющих десятилетку, в ву- кадры советской интеллигенции зы поступает меньшая часть юно- — инженеров, агрономов, зоотех-' шей и девушек. Большинство же ников, учителей, врачей и дру- из них, кончая учебу в средней гих специалистов. В настоящее школе и получив аттестат зрело- время в Советском Союзе работа- сти, оказывается не подготовлен- ет около 6,8 млн. специалистов ным к жизни и не знает, куда с высшим и средним специальным образованием. Наши успехи во всех отраслях народного хозяй­ ства, выдающиеся достижения со­ ветских ученых, инженерно-тех­ нических работников, труд ко- торых обогатил Советскую Роди­ ну и все человечество открытия­ ми мирового значения, во мно­ гом связаны с тем ,что советская высшая школа смогла подготовить такие квалифицированные кад­ ры, которые способны решать самые сложные и ответственные задачи. Тем не менее мы не можем быть удовлетворенными поста­ новкой дела и самой системой высшего и среднего образования. В работе наших школ и высших учебных заведений имеются крупные недостатки, которые не могут быть далее терпимы. Главным, коренным пороком нашей средней и высшей школы является их оторванность от жиз­ ни. За огот недостаток работники народного образования и высшей школы не раз подвергались кри­ тике, но положение практически почти не меняется. с р Наша общеобразовательная школа страдает тем, что мы очень многое взяли от дореволю­ ционной гимназии, ставившей своей целью дать выпускникам определенную сумму абстрактных знаний, достаточных для получе­ ния аттестата зрелости. Государ­ ство и школу тогда не интересо­ вало, какова будет дальнейшая судьба выпускников. Какова направленность сред­ ней школы, когда она готовит че­ ловека на аттестат зрелоети?Это приобретение определенного кур­ са академических знаний, не связанных с производством. До недавнего, времени у нас был из­ вестный недостаток в молодежи, имеющей законченное среднее об­ разование. В первые годы Совет­ ской власти, когда возникла не­ обходимость заполнить высшие .учебные заведения рабочими, крестьянами, их детьми, а также детьми служащих, ученых, пред­ ставителей трудового народа, средняя школа, собственно, при­ спосабливалась к тому, 'чтобы подготовить таких людей для е д н е й ш н о л е поступления в высшие учебные| ными заведениями и средними эаведения.А так как средняя шко- специальными учебными заведе ла не могла быстро справиться с этой задачей, и, самое главное, она не могла справиться с тем, чтобы дать в вузы подготовлен­ ных людей, уже связанных с производством, из состава рабо­ чих и крестьян, Советская власть .пошла на создание рабочих фа­ культетов, куда брались взрос­ лые рабочие, где они получали подготовку за среднюю школу и направлялись в высшие учебные заведения. Но постепенно необходимость в этом отпала, и рабочие факуль­ теты давно уже не существуют. Средняя школа также перестала служить только для подготовки молодежи к поступлению в вузы. В нашей стране выдвинута и осу­ ществляется задача получения молодежью всеобщего среднего образования. Мы стремимся всю нашу молодежь, миллионы юно­ шей и девушек пропустить через идти дальше. В высшие учебные заведения мы можем в современных усло­ виях принимать в год примерно 450 тысяч человек, из которых на дневное отделение— около половины. Большинство же моло­ дых людей, проучившись десять лет в школе, по окончании ее оказывается не подготовленным к практической жизни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших среднюю школу не поступило в вузы и техникумы свыше 2,5 миллиона человек. Из выпускников средней школы только в 1957 году не поступило в вузы и техникумы свыше 800 , тысяч человек. ( Эти юноши и девушки, в силу оторванности программы обуче­ ния в средней школе от жизни, совершенно не знают производст­ ва. И общество не знает, как лучше использовать этих моло­ дых, полных жизненных сил лю­ дей. Получается, что значитель­ ная часть молодежи и родителей оказывается неудовлетворенной таким положением. И чем дальше, тем этот процесс не ослабляется, а усиливается. Думаю, что такое положение должно вызвать у нас серьезную озабоченность. Едва ли можно признать такое положение правильным, и многие товарищи, с которыми мне при­ ходилось беседовать, выражают сомнение в правильности сущест­ вующей у нас системы органи виями. Поэтому было бы нелепо ставить задачу, что все юноши и девушки, получившие среднее ____ „ „ „ ___ „^ « п - образование,должны поступить в зэции всеобщего десятилетнего - ...... обучения. Очевидно, следует, обучая и вузы Но наша школа-десятилетка в настоящее время не решает зада­ чи подготовки молодежи к жиз­ ни, а готовит ее только для по­ ступления в вузы. У молодежи, оканчивающей среднюю школу, а также в семьях, в педагогиче­ ских коллективах школ крепко держится мнение, что так и долж­ но быть, что наша средняя школа призвана готовить людей только для того, чтобы обеспечить ком­ плектование высших учебных за­ ведений, чтобы затем эти люди получали высшее образование. . Жизнь давно уже показала, что такое представление о задачах средней школы является непра­ вильным. Значительная часть _ - - - ----- юношей и девушек и раньше по среднюю школу — десятилетку, .окончании средней школы не по- ® г г х ° ив7 " ; г ! : г ; г шме ш лощены высшими учеб- дерня. А в последние годы, в свя- не неправильно и противоречит воспитывая детей в школах, уже с первого класса психологически готовить их к тому, что они дол­ жны будут в дальнейшем прини­ мать участие в общественно по­ лезной деятельности, в труде, в создания ценностей, необходимых для развития социалистического государства. Физический труд от умственного труда у нас еще су­ щественно отличается, а но на­ следству от старого осталось еще такое положение, что ка к бы от­ дается предпочтение какой-то части молодежи, которая обяза­ тельно должна зачисляться в высшие учебные заведения и не идти на заводы или в колхозы. А остальные— это те, кто «не вышли в люди» и «не проявили способностей». Они-то и должны лениям. Юноши и девушки, окончив­ шие среднюю школу, как прави­ ло, считают, что единственно приемлемым для них жизненным ■путем является продолжение об­ разования в высшем или, в крайнем случае, в среднем специ­ альном учебном заведении. Часть окончивших десятилетку неохот­ но идет работать на фабрики, за­ воды, в колхозы и совхозы, а некоторые из них даже считают это для себя оскорблением. Такое барски-пренебрежитель­ нов, неправильное отношение к физическому труду проявляется и в семьях. Если мальчик или де­ вочка плохо учатся, то родители и окружающие их люди пугают ребенка тем, что в случае, если он не будет хорошо учиться, не получит золотой или серебряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе про­ стым рабочим. Физический труд превращается для детей в какое- то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения яв­ ляются оскорбительными для тру­ жеников социалистического обще­ ства. С таким порочным положени­ ем, когда в нашем обществе вос­ питываются люди, не уважающие физический труд, оторванные от жизни, мириться дальше нельзя. Ведь в социалистическом общест­ ве труд должен оцениваться по своей полезности, должен стиму­ лироваться не только оплатой, но и, это главное,— большим уваже­ нием-нашей советской обществен, ности. Нужно постоянно внушать молодежи, что главное для об­ щества— то, чем живет общество, эФо производительный труд, пото­ му что только он создает мате­ риальные ценности. Труд— это жизненная потребность для каж ­ дого советского человека. Надо сказать, что существовав­ шая до последнего времени прак­ тика создания привилегирован­ ных условий при поступлении в вузы для лиц, оканчивающих школу с золотой или серебряной медалью, еще больше осложняла положение. Дело в там, что на учителей оказывалось большое влияние со стороны некоторых родителей, стремившихся к тому, чтобы их дети получили медали. Кроме того, имеется много не­ правильного и в самой практике отоора молодежи и ее зачисле­ ния в высшие учебные заведения. Хотя и существуют конкурсные экзамены при приеме в высшие учебные заведения, но нужно признать, что для зачисления в (Продолжение на 2 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz