Краснинская правда. 1958 г. (с. Красное Липецкой обл.)
2 КРАСНЯНСКАЯ ПРАВДА Среда, 9 июля 1958 г „ № 80 (2776) Воспитание у миропонимания З накомя учащихся с конкрет ными предметами и явлениями природы, учителя постепенно под водят детей к выводу о матери альности всего окружающего ми ра. Практика показывает, что учащиеся легче усваивают это в том случае, когда изучаемый объ ект или явления природы воспри нимаются школьниками непосред ственно. Учитывая это, учителя нашей школы используют на уроках на туральные пособия (коллекции, раздаточный материал), показы вают опыты, организуют наблю дения и проводят занятия в-при роде. Учащиеся видят изучаемый ма териал, осязают его, -определяют его вес, пробуют на вкус и т. д. Путем наблюдения под руковод ством учителя дети устанавлива ют материальные связи между -отдельными предметами. Приведу несколько примеров из опыта работы учителей нашей школы по изучению природы. Во втором классе ученикам бы ли розданы семена гороха, фасо ли, бобов, редиса, на партах стояли баночки с землей. После вводной беседы учитель попросил детей рассмотреть семе на, назвать их и рассказать, ка кие они по цвету, форме, вели чине, попробо-вать их на вкус. Когда учащиеся ответили на все эти вопросы, им было- показано, как нужно сеять семена в землю. Несколько семян гороха и фа соли положили на небольшой ку - сочек марли и им прикрыли ста- учащихся материалистического в связи с изучением природы залисъ смоченными. Стакан по ставили в теплое место. Учащиеся следили, чтобы вода только ка салась семян, а не заливала их и чтобы они всегда были смочены. Через несколько дней семена про росли. Сквозь стенки стакана можно, видеть корни, а вверху над марлей появились крохотные листочки. К тому времени проросло не сколько горошин и в баночках с землей. На одном из уроков учи тель показал детям проросший горох. Учащиеся по наводящим вопросам учителя установили причины, -вызвавшие к жизни семена, которые на первом уроке казались мертвыми. Сделали вывод: семена можно заставить расти, жить, если дать им тепло и воду. Аналогичная беседа была про ведена, когда распустились поч ки на ветках черемухи, бузины, смородины, поставленных в бу тылки с водой. По желанию детей зимой рас пустились почки на деревьях, проросли порох и фасоль, значит, человек до своей воле может создать те условия, которые необ ходимы для жизни растений. Учащиеся в течение всего го да вели календари природы. В них отмечались результаты на блюдений над -погодой, растения ми, животными. Подводя итоги ведения календаря, дети приучи лись рассматривать различные явления в движении, в развитии, устанавливали связь между ними. Также установили взаимосвязь природных явлений в зимние и весенние месяцы, снова внимание учащихся было обращено на ма териальность причин времен-года. В 4-ом классе на уроках естествознания при изучении темы «Полезные ископаемые» учащиеся узнали, что прочные гранитные скалы под действием естественных материальных при знаются, изменяются. Изменяются растения и животные, изменяется и человек. Но этот процесс про исходит очень медленно, весьма длительное время. Так, например, многие древние животные (ма монт) теперь не существуют во все, другие сильно изменились. Вс-е в природе подвергается не прерывным изменениям. На уроках географии, при из учении зоны сухих -степей и пустынь учащиеся видели яркие примеры покорения природы че ловеком. Бесплодная, выжженная солнцем Ферганская долина пред ставляла собой пустыню. Но при Советской власти Большой Фер ганский канал перерезал ее, оро сил много тысяч гектаров земли, и пустыня ожила. Теперь там раскинулись поля хлопчатника, зреет виноград, груши, персики, абрикосы, дыни. Из темы «Волга прежде и те перь» дети узнают много инте ресного о строительстве гидро станций. Учителя знакомят уча щихся - с местным материалом, постройкой гидроэлектростанции на реке «Красивая Меча». Большое значение в воспита нии у учащихся материалистиче ского миропонимания имеет их непосредственная работа на школьном учебно-опытном участ ке. Выращивая растения, наблю дая за ними, ставя несложные опыты, дети на практике убеж даются в том, что растения мо гут жить только в определенных условиях. Учащиеся практически знакомились с основными поло жениями учения И. В. Мичурина об единстве организма с окружаю щей средой. На участке учащимися были проведены опыты, выясняющие значение прополки, прорежива ния, рыхления почвы и -редко поливались, давали плохой уро жай (свекла, морковь), выросли О ХОЗРАСЧЁТЕ В КОЛХОЗАХ Совершенствуя систему органи зации и оплату труда, многие колхозы внедряют в бригадах принципы хозяйственного расче та, устанавливают такой -порядок, при котором производственная бригада и каждый работающий в -ней колхозник становятся заинте ресованными в том, чтобы давать -больше продукции с минимальны ми затратами труда и средств. Хозяйственный расчет побуж дает колхозников бережливее расходовать корма, беречь ин вентарь и производительнее ис пользовать -рабочий скот, техни ку, применять лучшие агротех нические приёмы, -с каждого гек тара земли получать больше сель скохозяйственной продукции. Как практически применяется хозяйственный расчет, можно по казать «а примере колхоза имени Ватутина Киево-Святошинского района Киевской области. Хозяй ство это пригородное, овоще-мо- лочного направления. В нем было девять растениеводческих бригад и пять животно-водческих ферм. Прежде чем переводить бригады и фермы на хозрасчет, правление артели укрупнило их: создало три комплексные бригады. Во главе их поставили двух агроно мов и одного опытного колхозни ка, хорошего -организатора и зна тока колхозного производства. В январе 1957 года каждой -бригаде были доведены годовые задания по -производству продук ции, оценка которой производи лась по ценам, близким к заку почным. Кроме того, бригадам определены, лимиты по затратам трудодней и денежно-материаль ным средствам с учетом выпол нения всех работ по -периодам года. В производственных заданиях предусматривалось, что первая комплексная бригада должна вы работать продукции на 2,4 мил лиона -рублей и израсходовать на это трудодней, денег.и мате риальных средств на 1,9 миллио на рублей; вторая -бригада соот ветственно— 2,5 миллиона руб лей и 1,3 миллиона рублей, а третья бригада— 2,8 миллиона рублей и 1,9 миллиона рублей. Общим соб-ранием колхозников было решено, что бригада, кото рая лучше организует труд и ис пользует материальн-о-техниче- гибла. Результаты опытов с огородны ми культурами были показаны осенью при уборке урожая. Здесь дети видели наглядно, что полу чение хороших урожаев — дело рук чело-века. Л. ДВОРЕЦКАЯ, учительница II Сергиевской начальной школы. ские средства, добьется увел-иче- „ния валовой продукции и снизит ее себестоимость против установ ленной -планом, получит на столь ко процентов больше, на сколько фактически перевыполнит произ водственный план. По результатам работ за 1957 год оказалось, что колхоз в целом -план производства валовой про дукции в натуре и в денежном выражении полностью выполнил. Однако в бригадах результаты были разные. Первая комплек сная бригада выполнила план- на 103 процента, вторая— на 111 процентов, а третья— -недовыпол нила. Таким образом, лучших по казателей достигла вторая брига да. Колхозники этой бригады ак тивно работали на протяжении ■всего года, каждый из них по нимал, что от его участия в ра боте зависит заработок людей. В бригаде развернулось социали стическое соревнование за повы шение урожайности сельскохо зяйственных культур. Боля хоро шо удобрялись, на каждый ге к тар посева было внесено по 30 тонн органических уробрений. По садка овощей раньше растяги валась на длительный срок, а в 1957 году овощные культуры Москва. В Центральном Доме кино с большим успехом прохо дит Всесоюзный фестиваль советских фильмов. 18 июня зрителям была пока-зана первая серия фильма-трилогии («Сестры») по рома ну А. Толстого «Хождение по мукам». По окончании фильма зри тели, тепло приветствовали творческий коллектив во главе с режи ссером-постановщ-иком Г. Рошалем, создавшим это замечатель ное произведение -советского киноискусства. На снимке: зрители беседуют с исполнительницей роли Кати актрисой Р. Нифонтовой (в центре) и режиссером-постановщиком Г. Рошалем (справа). ------------------* _ Ж -------------- вый аванс Пер! Юноши и девушки 8— 9-х классов Краснинской десятилетки проходят практику на учебном Интересная экскурсия На днях группа пионеров №|нш;ицицц|ЦЙ йрсдПОЙ ШВОЗИй вместе со старшей вожатой В. М. Дунаевой совершила ин тересную экскурсию в Елец. Ребята давно интересовались достопримечательностями это го старинного русского горо да. Они посетили краевед ческий музей, собор, побывали в городском парке пионеров, где с большим желанием по были посеяны за четыре рабочих дня. Бригада выращивает и сдает государству ранний картофель. Все это дало возможность колхоз никам почти в полтора-два раза перевыполнить план по урожай ности картофеля и овощей. Надой молока на корову в прошлом году здесь составил 4.030 килограммов против плана 2.800 килограммов. В среднем от каждой курицы-несушки получе но 113 яиц. Такие показатели в -области животноводства достигну ты благодаря улучшению ухода за животными и строгому соблюде нию кормо-вых рационов. План производства валовой продукции в денежном выражении оказался перевыполненным больше чем на 350 тысяч рублей (на 14 про центов). Если бы бригада уложи лась в лимит трудовых затрат, то и стоимость трудодня была бы выше на столько же процентов. Но в связи с тем, что в бригаде перерасходовали 80 тысяч руб лей, эта сумма (три процента) с нее была удержена. Следователь но, бригаде -засчитано перевыпол нение плана не на 14, а , на 11 процентов. В среднем по колхозу на трудодень было выдано по 10 рублей, а чле-ны артели, -рабо- юноши, как, например, А. Бачу рин, П. Токарев, А. Минаев и другие получили по 120— 135 хозяйстве школы, принимают рублей в счет заработной платы. активное участие в побелке и | в настоящее время учащиеся ремонте здания, трудятся в сто- ^ СдаЛи с учебного хозяйства шко- лярной мастерской под руковод-^ лы несжоЛько центнеров редиса. ством М. А. Огнева. ( д а счет учх(Ш П0СТуПИЛИ первые На днях юноши и девушки / „ „ д 500 рублей-денег. Сдача редиса получили первое в этом году воз- -награждение за свой труд. Боль-, йо закупочным ценам продол- шин-ству из них авансировано жается. -по 9 0— 100 рублей, а отдельные В. НИКОЛАЕВ. катались на качелях, соревно- валгпехг в ловкости, быстроте, приняли участие в различ ных играх. Затем пионеры посетили ботанический сад, где долго любовались оран жереей, городской сад куль туры и отдыха. Ребята просмот рели кинофильм «Новые ат- ракционы». н. Вуколов. с. Красное. тающие во второй -бригаде, полу чили по 11 рублей на каждый трудодень. В таком же размере была увеличена и выдача на тру додни натуральной продукции. Применение оплаты труда в зави симости от объема выработанной продукции, качества и себестои мости ее ликвидирует уравнилов ку между бригадами, дает воз можность видеть, кто и ка к уча ствует в общественном производ стве. Колхоз имени Ватутина, при меняя хозрасчет, достиг заметных успехов в увеличении производст ва сельскохозяйственной продук ции при одновременном сокраще нии непроизводственных затрат. В 1957 году по сравнению с 1956 годом здесь почти в полтора раза увеличилась урожайность зерно вых культур, вдвое возросла уро жайность овощей; производство мяса увеличилось в 2,6 раза и мо лока— в 1 ,4 -раза. При этом себе стоимость сельскохозяйственной продукции снизилась примерно в два ра-за. В 1957 году колхоз сэкономил около 50 тысяч трудодней, что в переводе на деньги означает бо лее 750 тысяч рублей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz