Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

26 октября 1952 г., № 255 (6569) К О М М У Н А 3 Письма в редакцию Больше заботы о воспитании молодых спортсменов Воспитание молодых спортсменов имеет огромное значение для дальнейшего роста физкультурного движения. Необходимо все­ мерно заботиться о подрастающей спор­ тивной смене. Перед юношеской спортивной школой Воронежского горОНО стоят большие зада­ чи— выявлять среди учащихся школ наи­ более способных юных спортсменов и ра­ ботать с ними, развивая и совершенствуя их спортивные достижения, готовить из них спортсменов-разрядников. К сожалению, школа не имеет необходи­ мых условий для плодотворной работы. У школы нет помещения. Занятия с ребята­ ми приходится проводить в различных концах города—^в пединституте, в 32, 40, 9-й школах, на стадионе «Пищевик». Рас­ писание занятий с юными спортсменами приходится строить в зависимости от. то­ го, когда руководители названных учреж­ дений могут предоставить спортивной школе свои помещения. Естественно, в та- ких ненормальных условиях очень трудно организовать учебный процесс, наладить дисциплину среди учащихся, вести с ни­ ми воспитательную работу. Такое положение в значительной степе­ ни объясняется тем, что за последние го­ ды юношеская спортивная школа перехо­ дит из одного ведомства в другое — обла­ стной и городской комитеты физкультуры, облОНО и, наконец, с сентября этого годз школа перешла в ведение горОНО. Все они не проявляют должной заботы о налажи­ вании нормальной работы в школе. Пора со всей серьёзностью поставить этот во­ прос. Школа должна иметь собственный спортзал, врачебный кабинет, комнату для дирекции и учебной части, кладовую для хранения спортивного инвентаря. Наши физкультурные организации и ор­ ганы народного образования должны по- настоящему позаботиться о юных спорт­ сменах и создать им все условия для ус­ пешных занятий. Б. МИРОТВОРЦЕВ. Бесхозяйственное отношение к удобрениям Колхозники, приезжающие на ст. Абра­ мовка ЮВЖД за минеральными удобрения­ ми, подолгу не могут получить их. Шофё­ рам зачастую приходится уезжать обратно порожняком. Происходит этб не потому, что на • станции нет удобрений. Их на станции лежат горы. В чём же дело? Оно, оказывается, в том, что заведующий пунк­ том минеральных удобрений т. Махортов почти не бывает на своём месте. Свои обя­ занности он выполняет аз рук вон плохо. Тов. Махортов не навёл порядка и в хранении удобрений. Выгружаются удобре­ ния из вагонов куда попало, смешивзются с землёй. Много удобрений испорчено. Когда заведующего пунктом спрашивают, где находится суперфосфат, где калийная соль, он пожимает плечами и говорит: «А кто его знает, где что». Руководители Таловсйого межрайонного отделения Сельхозснабз обязаны наладить работу Абрамовского пункта минеральных удобрений. Т. ШАПОВАЛОВ, агроинструктор Елань-Коленовского сахзавода. ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ В ВЕРХНЕМ МАМОНЕ? Кто прибывает в центр В.-Мамонского района — село Верхний Мамон по каким- либо делам, тот неизбежно должен тратить время на поиски ночлега. И если у при­ езжего нет знакомых, то поиски эти не всегда бывают лёгкими. В районном центре в настоящее время нет Дома колхозника. А ведь до войны он был. Здание, которое можно приспособить для этой цели,; здесь есть. Райисполкому необходимо позаботиться о приведении этого здания в порядок и открытии в нём Дома колхозника. Д ГОРЯЙНОВ. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «КОММУНЫ» «О библиотеках в Землянском районе» В «Коммуне» под таким заголовком было опубликовано письмо А. Соловьёва о том, что районная детская и Демонская сельская библиотеки не могли начать свою работу из-за отсутствия помещений. Исполком райсовета депутатов трудя­ щихся сообщил редакции, что факты, из­ ложенные в письме, имели место. В на­ стоящее время обе библиотеки работают в удобных помещениях. Заметка обсуждена на исполкоме райсовета. За опоздание с открытием библиотек заведующий от­ делом культпросветработы т. Жарких исполкомом райсовета предупреждён. ЧТО СДЕЛАНО ПО НЕОПУБЛИКОВАННЫМ ПИСЬМАМ ТРУДЯЩИХСЯ Редакция получила письмо о недостатках в работе филиала детской поликлиники № 9. В десятиметрсвой комнате приходит­ ся вести приём трём врачам, и здесь же размещена регистратура. Чрезвычайно тес­ на и комната для ожидания. Имеют место недостатки в приёме больных детей и вы­ даче справок здоровым детям. При проверке факты, изложенные в письме, подтвердились Районными органи­ зациями Сталинского района приняты ме­ ры к их устранению. Для размещения детской поликлиники № 9 отведён двухэтажный дом. в котором производится необходимое переоборудова­ ние и капитальный ремонт. Главному врачу поликлиники т. Захаро­ вой предложено упорядочить приём боль­ ных детей и выдачу справок. * * * Редакция получила письмо о плохой ра­ боте Александровского сельского клуба. Лимановский районный отдел культпро­ светработы сообщил редакции, что им при­ няты меры к оживлению деятельности клу­ ба. Переизбран совет клуба, организовано чтение лекций, улучшена работа кружков художественной самодеятельности. Под руководством доктора геолого-минералогических наук профессора Ворэ-/ нежского лесохозяйственного института М. Н. Грищенко ведутся работы по изу­ чению геологического строения и возраста земных пород в районах строительства Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. На снимке: М. Н. Грищенко осматривает поступившие образцы почвы из района Куйбышевской ГЭС перед их обработкой. Фото Т. Копелиович. Расширение учебно-технической базы техникума Ежегодно в Воронежском техникуме пу­ тей сообщения расширяется учебно-техни­ ческая база. Недавно здесь оборудована новая слесарная мастерская на 20 рабочих мест. Она предназначена для практических работ учащихся по слесарному и электро­ монтажному делу, сигнализации, блокиров­ ке и т.д. С этой целью установлены блок- аппараты полуавтоматической блокировки, светофор и другое оборудование. Для вновь открытого путейского отделения организо­ вана столярная мастерская с 18 верстака­ ми и полным набором инструментов. Большое внимание уделяется черчению. Для занятий по этому предмету имеются специальные кабинеты. В них — детали различных машин, по которым снимаются эскизы и выполняются Чертежи. ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ Вопиющая беспринципность 3 октября в городской газете «Липец­ кая коммуна» была напечатана корреспон­ денция «Расправа за критику». В ней со­ общалось, что три месяца тому назад на­ чальник литейного цеха радиаторного за­ вода коммунист Богданов сигнализировал горкому партии о том, что «Исполняющий обязанности директора завода т. Сергеев допускал приписки: по документам план выпуска радиаторов был перевыполнен, фактически же на складе нехватало продукции». Рассмотрев эти факты, бюро Липецко­ го горкома партии наложило на тов. Сер­ геева взыскание. После того как Сергеев узнал, что автором письма был коммунист Богданов, он резко изменил к нему отно­ шение. Сергеев начал добиваться увольне­ ния начальника цеха. На оперативных совещаниях он грубил Богданову, обрывал его. На собрании партийного актива вы­ ступление партгруппорга цеха т. Вайнма- на, сделавшего критические замечания, назвал авантюристическим. Продолжительное 'время литейный цех, возглавляемый т. Богдановым, был пере­ довым, перевыполнял план. Но 15 сен­ тября здесь произошло довольно странное явление. В цехе впервые был запущен разливочный монорельс. «Вместо последовательного освоения но­ вого механизма хотя бы в одной смене,— пишет газета, — по указанию т. Серге­ ева монорельс был запущен во всех трёх сменах. Отсутствие практического опыта у заливщиков привело к простоям, повы­ шенному браку». Этого оказалось достаточно, чтобы уво­ лить Богданова с завода. «Во всей этой истории, — говорится в заключение в статье, — удивляет равно­ душие партбюро и его секретаря т. Па­ стухова, не замечающих как за критику недостатков расправляются с коммуни­ стами». Следовало ожидать, что после выступ­ ления городской газеты зажимщики кри­ тики будут наказаны. Не тут-то было. Секретарь горкома партии т. Рева дал бо­ лее чем странное указание... секретарю партбюро завода т. Пастухову: «Разоб­ раться, правильно ли пишет о расправе за критику газета». И вот состоялось решение партбюро, представляющее верх беспринципности: «Факты, указанные в статье «Распра­ ва за критику», полностью подтверди­ лись». И далее: «...по большинству голосов увольнение с завода коммуниста Богдано­ ва считать правильным». В большинство, кстати сказать, входят тт. Сергеев и Пастухов. Комментарии из­ лишни! НА ШКОЛЬНЫЕ ТЕМЫ Повышать качество преподавания математики а школа В директивах XIX съезда партии по пя­ тому пятилетнему плану шесте с ростом материального благосостояния намечены грандиозные перспективы дальнейшего развития культуры советского народа, в том числе и народного образования. Большие и ответственные задачи выдви­ нуты перед советскими учителями! Они должны повседневно бороться за глубокие знания учащихся, за повышение идейно- теоретического уровня преподавания. Ведь от их работы, от качества подготовки учащихся в школе в значительной мере будет зависеть переход к всеобщему сред­ нему образованию и политехническому обучению. Прошедшая в августе научно-практиче­ ская конференция передовых учителей ма­ тематики убедительно показала, что путь к высокой успеваемости школьников и преодолению второгодничества— в умелой организации педагогического процесса, в тщательной, кропотливой работе учителя с каждым неуспевающим учеником. Вот, например, итоги работы учителя елань-коленовской средней школы № 2 И. А. Ми'рошникова. Он не имеет второгод­ ников уже на протяжении нескольких лет. Его учащиеся обнаруживают прочные и глубокие знания. Так, на весенних эк­ заменах из 15 учащихся 10-го класса 14 человек написали работу на «4» и «5» и только один — на «3». Такие же хорошие результаты были у учащихся 9-х классов. Здесь из 40 экзаменующихся 36 человек выполнили работу на «4» и «5». И. А. Мирошнижов придаёт большое значение подготовке к учебному году. На протяжении четвёртой четверти он посе­ щает уроки в тех классах, с которыми ему придётся работать в новом учебном году, просматривает тетради, беседует с учите­ лями и учениками. Таким образом, при­ нимая класс, И. А. Мирошников не тра­ тит драгоценное время на ознакомление с учащимися — он уже знает их. Тщательно изучает И. А. Мирошников экзаменационные работы, выявляет типич­ ные ошибки и стремится, чтобы учащиеся исправили их в первой же четверти ново­ го года. Если учащиеся поступают из ближних школ, то учитель выезжает в эти школы и на месте получает необходи­ мые данные об учениках и их семьях. Много внимания И. А. Мирошников уде­ ляет и вопросам планирования учебного материала. Он внимательно изучает про­ грамму, просматривает учебники, перечи­ тывает литературу по той или иной теме, критически анализирует свои планы за предыдущие годы. Всё это даёт ему воз­ можность правильно планировать учебный материал и обеспечить высокую успевае­ мость, начиная с первой четверти. Образцы педагогического труда из года в год показывают заслуженная учительни­ ца школ РСФСР А. М. Сахарова (г. Ли­ пецк), Н. М. Бублик (г. Борисоглебск), С. В. Манаенко (г. Воронеж), Н. И. Про­ зорова (Хохольский район) и многие дру­ гие. Свои уроки они проводят на высоком идейно-политическом уровне, сосредото­ чивают внимание учащихся на главном и решающем в своём предмете. Учебный ма­ териал они излагают в доступной для по­ нимания учащихся форме, умело сочетают коллективные и индивидуальные занятия, уделяют большое внимание внеклассной работе, которую подчиняют учебно-вос­ питательным целям школы. Большое значение придают передовые учителя проведению самого урока. Иногда кажется, что если программа спланирована, материал подобран, время распределено, т-о урок должен быть хорошим. Однако это ещё не всё. Успех урока зависит, прежде всего, от квалификации учителя, от того, как он владеет методами работы, насколь­ ко умело он использует принципы комму­ нистического воспитания. Формально можно построить урок с соблюдением всех требований методики, и всё же учитель не добьётся должной эф­ фективности, если не все учащиеся будут привлечены к активному участию в рабо­ те. Задача учителя состоит в том, чтобы найти пути педагогического воздействия на каждого учащегося, вызвать у него интерес к уроку и оказать ему помощь в усвоении знаний. Заслуженная учительница школ РСФСР А. М. Сахарова добивается ясного понима­ ния каждым учащимся цели урока и его основного содержания. Она привле­ кает учащихся к самостоятельной работе, даёт им возможность проявить твор­ ческую инициативу, широко применяет практические занятия. Учительница С. Г. Касаткина (г. Борисоглебск) выработала целую систему опроса учащихся. Она рас­ сматривает опрос как один из методов обу­ чения всех учащихся класса. За урок она успевает опросить максимальное количе­ ство учащихся, причём упитывает инди­ видуальные особенности каждого из них. В матаматике очень важно глубоко осоз­ нать и усвоить материал, поэтому С. Г. Касаткина строго проверяет, понимают ли её ученики то, что она рассказывает, не механически ли они заучивают теорему или формулу. Частый опрос приучает учащихся по­ вседневно готовить уроки, повышает их чувство ответственности, приучает к ис­ полнительности. Строгий учёт знаний уча­ щихся служит для С. Г. Касаткиной сред­ ством борьбы за стопроцентную успевае­ мость. Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков по матаматике, нужно правильно организовать повторение с учащимися пройденного. Учитель Сырской семилетней школы, Липецкого района, П. Г. Марчен­ ков в своей работе применяет разнообраз­ ные формы и методы повторения, и это помогает ему добиться полной успеваемо­ сти и прочных знаний учащихся. Самостоятельная работа в школе — од­ но из важных средств достижения высо­ кой успеваемости и глубоких знаний уча­ щихся. Большое значение в деле комму­ нистического воспитания и всестороннего образования подрастающего поколения при­ обретает внеклассная, а также внешколь­ ная работа учителя с учащимися. Боль­ шинство учителей школ области уделяет много внимания внеклассной работе. На­ пример, учительница Липецкой средней школы X» 10 А. М. Истомина проводит занятия с учащимися в математических кружках. Старшеклассники под её руко­ водством выпускает математические газе­ ты, в том числе «Математический вест­ ник», в котором помещаются материалы по самым разнообразным вопросам мате­ матики. Опыт передовых учителей показывает, что каждый преподаватель имеет полную возможность повысить качество препода­ вания математики и добиться полной ус­ певаемости учащихся по этому предмету. В. ЧЕРНЫШОВ. С Е Л Ь С К И Е В Р А Ч И Две женщины в белых халатах стоят у больничной койки, где, укрытый по грудь простынёй, спит юноша лет двадцати , двух. На молодом лице залегли тени не­ давнего страдания., но дыхание уже ров­ ное, спокойное. Белизна простыни подчёр­ кивает загар откинутых поверх неё рук. Ещё вчера эти руки поворачивали штур­ вал комбайна. Скоро они снова нальются силой. Жизнь больного вне опасности. Комбайнер Николай Шабанов убирал пшеницу в селе Хлебородном. Болезнь под­ кралась коварно, без симптомов. К счастью, врачи-специалисты у нас не только в районных центрах, а й в сельских участковых больницах. Шаба­ нова срочно доставили в Старую Тойду. Здесь ему сделали операцию язвы желудка. Теперь, поздним ночным часом, два хи­ рурга— Надежда Петровна Клюшина и её дочь Валентина Петровна Ефимова при­ шли в палату, чтобы ещё раз проверить, каково состояние оперированного. Валентина Петровна склоняется над больным. Мать видит её нежную шею, об­ рамлённую белокурыми волосами, малень­ кую милую родинку на левой щеке, над самым уголком рта. Надежду Петровну ох­ ватывает смешанное чувство удивления и гордости: ведь это Валя, её девочка, не­ сколько часов назад безупречно чётко, с абсолютным самообладанием провела слож­ ную операцию, спасла человека. Шабанов мирно спит. И не нарушив его покоя ни одним звуком, бесшумно ступая по ковровой дорожке, мать и дочь выхо­ дят в коридор. Августовская ночь льётся в окна. Бе­ лый лунный свет, победив свет электри­ чества, лежит на глянцевых листьях ог­ ромных фикусов. Отвечая своим думам, Надежда Нетровна тихо произносит: ☆ О. К Р Е Т О В А . ☆ — Если бы отец мот видеть тебя, Ва- люша... • * * Учительница Надежда Илюшина вы­ шла замуж лет двадцать пять назад. В своём муже она прозорливо угада­ ла человека недюжинных, ещё не раскры­ тых способностей и всею силой души по­ желала, чтобы он обогатил себя знания­ ми. По настоянию жены фельдшер Пёгр Михайлович Ефимов поступил на медфак. Сама Надежда Петровна, работая и ведя домашнее хозяйство, еще успевала за­ очно учиться на педагогическом факуль­ тете. Постепенно глубокая вера в одарённость мужа породила у Надежды Петровны стремление не только быть вместе с ним дома, в семье, но итти по одной трудовой дороге. Ей захотелось, чтобы и дело у них стало общим. Она мечтала стать помощни­ цей мужа-врача, снять с него неизбежные в каждой профессии будничные заботы, обеспечить 'ему возможность дальнейшего совершенствования. В 1929 году, имея уже двух дочерей, Надежда Петровна поступила в медицин­ ский институт, и здесь обнаружилось, что своего-то собственного призвания она до сей поры и не знала: у неё оказалась бестрепетно точная рука — рука хирурга. Так, борясь за рост любимого человека, жена поднялась вровень с ним и пошла рядом, не как служительница его талан­ та, а как равная,. Супруги-врачи решили работать в деревне. Не все их знакомые отнеслись к этому одобрительно. Один профессор, уз­ нав, что они уезжают из Воронежа, чтобы принять медицинский участок в Старой Тойде, огорчённо воскликнул: — Эх, напрасно, налрасно! Тойду вы всегда йайдёте, а клинику теряете. Как он ошибся! Трудом, любовью к де­ лу, жаждой узнать и освоить всё новое, прогрессивное П. М. Ефимов и Н. П. Клю­ шина превратили маленькую сельскую больницу в образцовое медицинское уч­ реждение, по существу сделали её клини­ кой: сюда стали присылать студентов на практику. Не просто и не сразу всё это далось. Хоть и давно была больница в Старой Тонде, но санитарным просвещением тут никто не занимался. Ещё не редкостью было, что какая-нибудь легковерная кре­ стьянка сначала ходила по бабкам и ле­ чилась «наговорной водой» и, только, за­ пустив болезнь, обращалась к врачу. У некоторых пациентов и их близких до безрассудства был силён страх перед иг­ лой, шприцем, ножом хирурга. Надежда Петровна никогда не забудет такой случаи. В больницу привезли маль­ чика с вдавленным переломом черепа. Ре­ бёнок вертелся около колодца, из которо­ го доставали воду, слега колодезного «жу­ равля» обломилась и ударила его по го­ лове. Мальчик был без сознания, уже нача­ лись явления, свидетельствующие, что повреждённые кости давят на мозг. Хи­ рургическое вмешательство требовалось неотложно. Между тем, мать, вцепившись в полумёртвого сынишку, выговаривала сквозь рыдания только два слова: «Не дам, не дам», а отец жалобно просил: «Порошков бы каких-нибудь ему...». Надежда Петровна резко сказала: — Ваш ребёнок погибнет из-за вашего невежества. Вы сами его убиваете. — И, холодея, подумала: «А если он -умрёт на операционном столе»... Сердце сжалось. «Но ведь я-то буду знать, что сделала всё, выполнила свой долг до конца». Будто подслушав её мысли, мужчина глухо проговорил: — Так — умрёт и этак — умрёт... А может... вызволите, — и, оторвав жену от ребёнка, вывел её из приёмного покоя. И какое же это было счастье, когда Ва­ ня буквально через несколько минут пос­ ле операции открыл глаза, узнал вошед­ ших в палату родителей. ...Бывают в практике хирургов труд­ ные обстоятельства, когда исход операции заведомо сомнителен, когда положение больного представляется безнадёжным. В прежние времена корыстолюбивые эску­ лапы в таких случаях стремились избе­ гать риска, ответственности и перебрасы­ вали тяжёлого больного на другие руки. Пережитки этого трусливого «обычая» беспощадно бичевал замечательный воро­ нежский хирург Андрей Гаврилович Руса­ нов, воспитывая в советских врачах высо­ кое душевное благородство. От него вос­ приняла Надежда Петровна мужественную традицию — не отступать. И непоколеби­ мая решимость врача сделать всё возмож­ ное много раз совершала «чудо», подни­ мала на ноги человека, который, казалось, был уже обречён. От профессора Русанова восприняла Надежда Петровна и горячую привержен­ ность идеям и методам великого русского учёного И. П. Павлова. Много сделала она, чтобы, исходя из павловского учения о воздействии нервной системы на организм человека, создать в больнице обстановку, благотворно влияющую на душевное со­ стояние пациентов. Ковры и дорожки на полу — это одновременно и элементы ую­ та и одно из условии тишины. Обилие цветов в больнице делает медицинское уч­ реждение похожим на красивый, обжитой дом (а лунный отблеск на листьях фику­ сов — свидетельство того, что на них совершенно нет пыли). И халаты, туфли, посуда, мебель — всё это не казённое, а какое-то домашнее. Когда в годы Отечественной войны про­ фессору Русанову привелось побывать в Старо-Тойденской больнице, он с удовлет­ ворением сказал: «Да, здесь на каждом шагу видна забота о человеке». Человечность была одним из главней­ ших моральных принципов и врача Ефи­ мова. Своей жене и товарищу по работе, Надежде Петровне, он не раз говорил: «У врача должно быть щедрое сердце. Нот ничего ужаснее в нашем деле, как стать ремесленником». Врач Пётр Михайлович Ефимов считал своим прямым долгом нравственную под­ держку страдающего человека. .Никогда не жалел он времени на то, чтобы утешить, ободрить больного и его близких. Не было случая, чтобы он отказал в приёме или не поехал по вызову. Выросший сиротой, закалённый нуждой и трудом, Пётр Ефи­ мович был человеком-умельцем, мастером на все руки, поэтому к нему шли не только за врачебным, но и за хозяйствен­ ным советом. Работу супруги-врачи разделили меж­ ду собой так: лечебную и санитарно-про­ светительную они вели оба, наблюдение за внутрибольничным распорядком лежало на Надежде Петровне, з подсобным хозяй­ ством и строительством руководил Пётр Михайлович. Ефимов выстроил электростанцию, пе­ рестроил больницу, значительно расши­ рив её, приобрёл новое, более совершен­ ное медицинское оборудование. На зе­ мельном участке он стал сеять не только овёс и ячмень для лошадей, но сажать бах­ чи и овоши. Он организовал молочное хо­ зяйство, птичник и пасеку. Вокруг боль­ ницы разбил парк, посадил плодовый сад. Мёд и фрукты, яйца и сметану больные по­ лучали из подсобного хозяйства. Росли деревья в' саду. Росли дети Ефи­ мова: похожая на мать смуглянка Ира — тоненькая, тёмнокосая, застенчивая и по­ рывистая; белокурая и рассудительная— в отца — Валя; мечтатель — Серёжа. Девочки делали перевязки куклам и на­ крепко решили, что станут врачами. Маль­ чик строил из щепок самолёты. Ефимов и Клюшина сроднились с больни­ цей, с колхозами. Трудясь для народа, они жили в неустанном стремлении сделать ещё больше. Они задумали выстроить вто­ рой, более обширный больничный корпус, создать физио-терапевтический кабинет, лабораторию, приобрести рентген. Состоялось решение областных органи­ заций о постройке в Старой Тойде нового здания больницы и об отпуске строитель­ ного материала. Пётр Михайлович выехал в Воронеж для утверждения технического проекта. Это было... 21 июня 1941 года. А считанные дни спустя он уже прощал­ ся с семьёй, с больными, с колхозниками, чтобы отправиться на фронт начальником госпиталя. Большая часть медицинского персонала больницы тоже была призвана в армию. Надежда Петровна одна вела амбулатор­ ный приём и лечила стационарных боль­ ных, делала операции и принимала роды, посещала больных,на дому. Во время боёв под Воронежем она оказывала первую по­ мощь раненым; а после освобождения горо­ да сюда, в Старую Тойду, Облздрав направ­ лял больных, нуждавшихся в особых усло­ виях, которых в разрушенном Воронеже им нельзя было предоставить. Только в 1946 году возвратился Ефи­ мов и снова принял участок. В 1948 году Петру Михайловичу было присвоено зва­ ние заслуженного врача республики. Сре­ ди его планов было два заветных: поды­ тожить свой врачебный огыт и построить образцовую больницу в Старой Тойде. Как в молодые годы, в работе он был неукро­ тим. Ему говорили: «Поберегите сердце». Пётр Михайлович отвечал: «Жизнь поте­ ряет всякий смысл, если каждую минуту думать о своём больном сердце». Трудясь, он чувствовал себя счастливым. (Окончание см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz