Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
26 октября 1952 г., № 255 (6569) К О М М У Н А 3 Письма в редакцию Больше заботы о воспитании молодых спортсменов Воспитание молодых спортсменов имеет огромное значение для дальнейшего роста физкультурного движения. Необходимо все мерно заботиться о подрастающей спор тивной смене. Перед юношеской спортивной школой Воронежского горОНО стоят большие зада чи— выявлять среди учащихся школ наи более способных юных спортсменов и ра ботать с ними, развивая и совершенствуя их спортивные достижения, готовить из них спортсменов-разрядников. К сожалению, школа не имеет необходи мых условий для плодотворной работы. У школы нет помещения. Занятия с ребята ми приходится проводить в различных концах города—^в пединституте, в 32, 40, 9-й школах, на стадионе «Пищевик». Рас писание занятий с юными спортсменами приходится строить в зависимости от. то го, когда руководители названных учреж дений могут предоставить спортивной школе свои помещения. Естественно, в та- ких ненормальных условиях очень трудно организовать учебный процесс, наладить дисциплину среди учащихся, вести с ни ми воспитательную работу. Такое положение в значительной степе ни объясняется тем, что за последние го ды юношеская спортивная школа перехо дит из одного ведомства в другое — обла стной и городской комитеты физкультуры, облОНО и, наконец, с сентября этого годз школа перешла в ведение горОНО. Все они не проявляют должной заботы о налажи вании нормальной работы в школе. Пора со всей серьёзностью поставить этот во прос. Школа должна иметь собственный спортзал, врачебный кабинет, комнату для дирекции и учебной части, кладовую для хранения спортивного инвентаря. Наши физкультурные организации и ор ганы народного образования должны по- настоящему позаботиться о юных спорт сменах и создать им все условия для ус пешных занятий. Б. МИРОТВОРЦЕВ. Бесхозяйственное отношение к удобрениям Колхозники, приезжающие на ст. Абра мовка ЮВЖД за минеральными удобрения ми, подолгу не могут получить их. Шофё рам зачастую приходится уезжать обратно порожняком. Происходит этб не потому, что на • станции нет удобрений. Их на станции лежат горы. В чём же дело? Оно, оказывается, в том, что заведующий пунк том минеральных удобрений т. Махортов почти не бывает на своём месте. Свои обя занности он выполняет аз рук вон плохо. Тов. Махортов не навёл порядка и в хранении удобрений. Выгружаются удобре ния из вагонов куда попало, смешивзются с землёй. Много удобрений испорчено. Когда заведующего пунктом спрашивают, где находится суперфосфат, где калийная соль, он пожимает плечами и говорит: «А кто его знает, где что». Руководители Таловсйого межрайонного отделения Сельхозснабз обязаны наладить работу Абрамовского пункта минеральных удобрений. Т. ШАПОВАЛОВ, агроинструктор Елань-Коленовского сахзавода. ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ В ВЕРХНЕМ МАМОНЕ? Кто прибывает в центр В.-Мамонского района — село Верхний Мамон по каким- либо делам, тот неизбежно должен тратить время на поиски ночлега. И если у при езжего нет знакомых, то поиски эти не всегда бывают лёгкими. В районном центре в настоящее время нет Дома колхозника. А ведь до войны он был. Здание, которое можно приспособить для этой цели,; здесь есть. Райисполкому необходимо позаботиться о приведении этого здания в порядок и открытии в нём Дома колхозника. Д ГОРЯЙНОВ. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «КОММУНЫ» «О библиотеках в Землянском районе» В «Коммуне» под таким заголовком было опубликовано письмо А. Соловьёва о том, что районная детская и Демонская сельская библиотеки не могли начать свою работу из-за отсутствия помещений. Исполком райсовета депутатов трудя щихся сообщил редакции, что факты, из ложенные в письме, имели место. В на стоящее время обе библиотеки работают в удобных помещениях. Заметка обсуждена на исполкоме райсовета. За опоздание с открытием библиотек заведующий от делом культпросветработы т. Жарких исполкомом райсовета предупреждён. ЧТО СДЕЛАНО ПО НЕОПУБЛИКОВАННЫМ ПИСЬМАМ ТРУДЯЩИХСЯ Редакция получила письмо о недостатках в работе филиала детской поликлиники № 9. В десятиметрсвой комнате приходит ся вести приём трём врачам, и здесь же размещена регистратура. Чрезвычайно тес на и комната для ожидания. Имеют место недостатки в приёме больных детей и вы даче справок здоровым детям. При проверке факты, изложенные в письме, подтвердились Районными органи зациями Сталинского района приняты ме ры к их устранению. Для размещения детской поликлиники № 9 отведён двухэтажный дом. в котором производится необходимое переоборудова ние и капитальный ремонт. Главному врачу поликлиники т. Захаро вой предложено упорядочить приём боль ных детей и выдачу справок. * * * Редакция получила письмо о плохой ра боте Александровского сельского клуба. Лимановский районный отдел культпро светработы сообщил редакции, что им при няты меры к оживлению деятельности клу ба. Переизбран совет клуба, организовано чтение лекций, улучшена работа кружков художественной самодеятельности. Под руководством доктора геолого-минералогических наук профессора Ворэ-/ нежского лесохозяйственного института М. Н. Грищенко ведутся работы по изу чению геологического строения и возраста земных пород в районах строительства Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. На снимке: М. Н. Грищенко осматривает поступившие образцы почвы из района Куйбышевской ГЭС перед их обработкой. Фото Т. Копелиович. Расширение учебно-технической базы техникума Ежегодно в Воронежском техникуме пу тей сообщения расширяется учебно-техни ческая база. Недавно здесь оборудована новая слесарная мастерская на 20 рабочих мест. Она предназначена для практических работ учащихся по слесарному и электро монтажному делу, сигнализации, блокиров ке и т.д. С этой целью установлены блок- аппараты полуавтоматической блокировки, светофор и другое оборудование. Для вновь открытого путейского отделения организо вана столярная мастерская с 18 верстака ми и полным набором инструментов. Большое внимание уделяется черчению. Для занятий по этому предмету имеются специальные кабинеты. В них — детали различных машин, по которым снимаются эскизы и выполняются Чертежи. ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ Вопиющая беспринципность 3 октября в городской газете «Липец кая коммуна» была напечатана корреспон денция «Расправа за критику». В ней со общалось, что три месяца тому назад на чальник литейного цеха радиаторного за вода коммунист Богданов сигнализировал горкому партии о том, что «Исполняющий обязанности директора завода т. Сергеев допускал приписки: по документам план выпуска радиаторов был перевыполнен, фактически же на складе нехватало продукции». Рассмотрев эти факты, бюро Липецко го горкома партии наложило на тов. Сер геева взыскание. После того как Сергеев узнал, что автором письма был коммунист Богданов, он резко изменил к нему отно шение. Сергеев начал добиваться увольне ния начальника цеха. На оперативных совещаниях он грубил Богданову, обрывал его. На собрании партийного актива вы ступление партгруппорга цеха т. Вайнма- на, сделавшего критические замечания, назвал авантюристическим. Продолжительное 'время литейный цех, возглавляемый т. Богдановым, был пере довым, перевыполнял план. Но 15 сен тября здесь произошло довольно странное явление. В цехе впервые был запущен разливочный монорельс. «Вместо последовательного освоения но вого механизма хотя бы в одной смене,— пишет газета, — по указанию т. Серге ева монорельс был запущен во всех трёх сменах. Отсутствие практического опыта у заливщиков привело к простоям, повы шенному браку». Этого оказалось достаточно, чтобы уво лить Богданова с завода. «Во всей этой истории, — говорится в заключение в статье, — удивляет равно душие партбюро и его секретаря т. Па стухова, не замечающих как за критику недостатков расправляются с коммуни стами». Следовало ожидать, что после выступ ления городской газеты зажимщики кри тики будут наказаны. Не тут-то было. Секретарь горкома партии т. Рева дал бо лее чем странное указание... секретарю партбюро завода т. Пастухову: «Разоб раться, правильно ли пишет о расправе за критику газета». И вот состоялось решение партбюро, представляющее верх беспринципности: «Факты, указанные в статье «Распра ва за критику», полностью подтверди лись». И далее: «...по большинству голосов увольнение с завода коммуниста Богдано ва считать правильным». В большинство, кстати сказать, входят тт. Сергеев и Пастухов. Комментарии из лишни! НА ШКОЛЬНЫЕ ТЕМЫ Повышать качество преподавания математики а школа В директивах XIX съезда партии по пя тому пятилетнему плану шесте с ростом материального благосостояния намечены грандиозные перспективы дальнейшего развития культуры советского народа, в том числе и народного образования. Большие и ответственные задачи выдви нуты перед советскими учителями! Они должны повседневно бороться за глубокие знания учащихся, за повышение идейно- теоретического уровня преподавания. Ведь от их работы, от качества подготовки учащихся в школе в значительной мере будет зависеть переход к всеобщему сред нему образованию и политехническому обучению. Прошедшая в августе научно-практиче ская конференция передовых учителей ма тематики убедительно показала, что путь к высокой успеваемости школьников и преодолению второгодничества— в умелой организации педагогического процесса, в тщательной, кропотливой работе учителя с каждым неуспевающим учеником. Вот, например, итоги работы учителя елань-коленовской средней школы № 2 И. А. Ми'рошникова. Он не имеет второгод ников уже на протяжении нескольких лет. Его учащиеся обнаруживают прочные и глубокие знания. Так, на весенних эк заменах из 15 учащихся 10-го класса 14 человек написали работу на «4» и «5» и только один — на «3». Такие же хорошие результаты были у учащихся 9-х классов. Здесь из 40 экзаменующихся 36 человек выполнили работу на «4» и «5». И. А. Мирошнижов придаёт большое значение подготовке к учебному году. На протяжении четвёртой четверти он посе щает уроки в тех классах, с которыми ему придётся работать в новом учебном году, просматривает тетради, беседует с учите лями и учениками. Таким образом, при нимая класс, И. А. Мирошников не тра тит драгоценное время на ознакомление с учащимися — он уже знает их. Тщательно изучает И. А. Мирошников экзаменационные работы, выявляет типич ные ошибки и стремится, чтобы учащиеся исправили их в первой же четверти ново го года. Если учащиеся поступают из ближних школ, то учитель выезжает в эти школы и на месте получает необходи мые данные об учениках и их семьях. Много внимания И. А. Мирошников уде ляет и вопросам планирования учебного материала. Он внимательно изучает про грамму, просматривает учебники, перечи тывает литературу по той или иной теме, критически анализирует свои планы за предыдущие годы. Всё это даёт ему воз можность правильно планировать учебный материал и обеспечить высокую успевае мость, начиная с первой четверти. Образцы педагогического труда из года в год показывают заслуженная учительни ца школ РСФСР А. М. Сахарова (г. Ли пецк), Н. М. Бублик (г. Борисоглебск), С. В. Манаенко (г. Воронеж), Н. И. Про зорова (Хохольский район) и многие дру гие. Свои уроки они проводят на высоком идейно-политическом уровне, сосредото чивают внимание учащихся на главном и решающем в своём предмете. Учебный ма териал они излагают в доступной для по нимания учащихся форме, умело сочетают коллективные и индивидуальные занятия, уделяют большое внимание внеклассной работе, которую подчиняют учебно-вос питательным целям школы. Большое значение придают передовые учителя проведению самого урока. Иногда кажется, что если программа спланирована, материал подобран, время распределено, т-о урок должен быть хорошим. Однако это ещё не всё. Успех урока зависит, прежде всего, от квалификации учителя, от того, как он владеет методами работы, насколь ко умело он использует принципы комму нистического воспитания. Формально можно построить урок с соблюдением всех требований методики, и всё же учитель не добьётся должной эф фективности, если не все учащиеся будут привлечены к активному участию в рабо те. Задача учителя состоит в том, чтобы найти пути педагогического воздействия на каждого учащегося, вызвать у него интерес к уроку и оказать ему помощь в усвоении знаний. Заслуженная учительница школ РСФСР А. М. Сахарова добивается ясного понима ния каждым учащимся цели урока и его основного содержания. Она привле кает учащихся к самостоятельной работе, даёт им возможность проявить твор ческую инициативу, широко применяет практические занятия. Учительница С. Г. Касаткина (г. Борисоглебск) выработала целую систему опроса учащихся. Она рас сматривает опрос как один из методов обу чения всех учащихся класса. За урок она успевает опросить максимальное количе ство учащихся, причём упитывает инди видуальные особенности каждого из них. В матаматике очень важно глубоко осоз нать и усвоить материал, поэтому С. Г. Касаткина строго проверяет, понимают ли её ученики то, что она рассказывает, не механически ли они заучивают теорему или формулу. Частый опрос приучает учащихся по вседневно готовить уроки, повышает их чувство ответственности, приучает к ис полнительности. Строгий учёт знаний уча щихся служит для С. Г. Касаткиной сред ством борьбы за стопроцентную успевае мость. Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков по матаматике, нужно правильно организовать повторение с учащимися пройденного. Учитель Сырской семилетней школы, Липецкого района, П. Г. Марчен ков в своей работе применяет разнообраз ные формы и методы повторения, и это помогает ему добиться полной успеваемо сти и прочных знаний учащихся. Самостоятельная работа в школе — од но из важных средств достижения высо кой успеваемости и глубоких знаний уча щихся. Большое значение в деле комму нистического воспитания и всестороннего образования подрастающего поколения при обретает внеклассная, а также внешколь ная работа учителя с учащимися. Боль шинство учителей школ области уделяет много внимания внеклассной работе. На пример, учительница Липецкой средней школы X» 10 А. М. Истомина проводит занятия с учащимися в математических кружках. Старшеклассники под её руко водством выпускает математические газе ты, в том числе «Математический вест ник», в котором помещаются материалы по самым разнообразным вопросам мате матики. Опыт передовых учителей показывает, что каждый преподаватель имеет полную возможность повысить качество препода вания математики и добиться полной ус певаемости учащихся по этому предмету. В. ЧЕРНЫШОВ. С Е Л Ь С К И Е В Р А Ч И Две женщины в белых халатах стоят у больничной койки, где, укрытый по грудь простынёй, спит юноша лет двадцати , двух. На молодом лице залегли тени не давнего страдания., но дыхание уже ров ное, спокойное. Белизна простыни подчёр кивает загар откинутых поверх неё рук. Ещё вчера эти руки поворачивали штур вал комбайна. Скоро они снова нальются силой. Жизнь больного вне опасности. Комбайнер Николай Шабанов убирал пшеницу в селе Хлебородном. Болезнь под кралась коварно, без симптомов. К счастью, врачи-специалисты у нас не только в районных центрах, а й в сельских участковых больницах. Шаба нова срочно доставили в Старую Тойду. Здесь ему сделали операцию язвы желудка. Теперь, поздним ночным часом, два хи рурга— Надежда Петровна Клюшина и её дочь Валентина Петровна Ефимова при шли в палату, чтобы ещё раз проверить, каково состояние оперированного. Валентина Петровна склоняется над больным. Мать видит её нежную шею, об рамлённую белокурыми волосами, малень кую милую родинку на левой щеке, над самым уголком рта. Надежду Петровну ох ватывает смешанное чувство удивления и гордости: ведь это Валя, её девочка, не сколько часов назад безупречно чётко, с абсолютным самообладанием провела слож ную операцию, спасла человека. Шабанов мирно спит. И не нарушив его покоя ни одним звуком, бесшумно ступая по ковровой дорожке, мать и дочь выхо дят в коридор. Августовская ночь льётся в окна. Бе лый лунный свет, победив свет электри чества, лежит на глянцевых листьях ог ромных фикусов. Отвечая своим думам, Надежда Нетровна тихо произносит: ☆ О. К Р Е Т О В А . ☆ — Если бы отец мот видеть тебя, Ва- люша... • * * Учительница Надежда Илюшина вы шла замуж лет двадцать пять назад. В своём муже она прозорливо угада ла человека недюжинных, ещё не раскры тых способностей и всею силой души по желала, чтобы он обогатил себя знания ми. По настоянию жены фельдшер Пёгр Михайлович Ефимов поступил на медфак. Сама Надежда Петровна, работая и ведя домашнее хозяйство, еще успевала за очно учиться на педагогическом факуль тете. Постепенно глубокая вера в одарённость мужа породила у Надежды Петровны стремление не только быть вместе с ним дома, в семье, но итти по одной трудовой дороге. Ей захотелось, чтобы и дело у них стало общим. Она мечтала стать помощни цей мужа-врача, снять с него неизбежные в каждой профессии будничные заботы, обеспечить 'ему возможность дальнейшего совершенствования. В 1929 году, имея уже двух дочерей, Надежда Петровна поступила в медицин ский институт, и здесь обнаружилось, что своего-то собственного призвания она до сей поры и не знала: у неё оказалась бестрепетно точная рука — рука хирурга. Так, борясь за рост любимого человека, жена поднялась вровень с ним и пошла рядом, не как служительница его талан та, а как равная,. Супруги-врачи решили работать в деревне. Не все их знакомые отнеслись к этому одобрительно. Один профессор, уз нав, что они уезжают из Воронежа, чтобы принять медицинский участок в Старой Тойде, огорчённо воскликнул: — Эх, напрасно, налрасно! Тойду вы всегда йайдёте, а клинику теряете. Как он ошибся! Трудом, любовью к де лу, жаждой узнать и освоить всё новое, прогрессивное П. М. Ефимов и Н. П. Клю шина превратили маленькую сельскую больницу в образцовое медицинское уч реждение, по существу сделали её клини кой: сюда стали присылать студентов на практику. Не просто и не сразу всё это далось. Хоть и давно была больница в Старой Тонде, но санитарным просвещением тут никто не занимался. Ещё не редкостью было, что какая-нибудь легковерная кре стьянка сначала ходила по бабкам и ле чилась «наговорной водой» и, только, за пустив болезнь, обращалась к врачу. У некоторых пациентов и их близких до безрассудства был силён страх перед иг лой, шприцем, ножом хирурга. Надежда Петровна никогда не забудет такой случаи. В больницу привезли маль чика с вдавленным переломом черепа. Ре бёнок вертелся около колодца, из которо го доставали воду, слега колодезного «жу равля» обломилась и ударила его по го лове. Мальчик был без сознания, уже нача лись явления, свидетельствующие, что повреждённые кости давят на мозг. Хи рургическое вмешательство требовалось неотложно. Между тем, мать, вцепившись в полумёртвого сынишку, выговаривала сквозь рыдания только два слова: «Не дам, не дам», а отец жалобно просил: «Порошков бы каких-нибудь ему...». Надежда Петровна резко сказала: — Ваш ребёнок погибнет из-за вашего невежества. Вы сами его убиваете. — И, холодея, подумала: «А если он -умрёт на операционном столе»... Сердце сжалось. «Но ведь я-то буду знать, что сделала всё, выполнила свой долг до конца». Будто подслушав её мысли, мужчина глухо проговорил: — Так — умрёт и этак — умрёт... А может... вызволите, — и, оторвав жену от ребёнка, вывел её из приёмного покоя. И какое же это было счастье, когда Ва ня буквально через несколько минут пос ле операции открыл глаза, узнал вошед ших в палату родителей. ...Бывают в практике хирургов труд ные обстоятельства, когда исход операции заведомо сомнителен, когда положение больного представляется безнадёжным. В прежние времена корыстолюбивые эску лапы в таких случаях стремились избе гать риска, ответственности и перебрасы вали тяжёлого больного на другие руки. Пережитки этого трусливого «обычая» беспощадно бичевал замечательный воро нежский хирург Андрей Гаврилович Руса нов, воспитывая в советских врачах высо кое душевное благородство. От него вос приняла Надежда Петровна мужественную традицию — не отступать. И непоколеби мая решимость врача сделать всё возмож ное много раз совершала «чудо», подни мала на ноги человека, который, казалось, был уже обречён. От профессора Русанова восприняла Надежда Петровна и горячую привержен ность идеям и методам великого русского учёного И. П. Павлова. Много сделала она, чтобы, исходя из павловского учения о воздействии нервной системы на организм человека, создать в больнице обстановку, благотворно влияющую на душевное со стояние пациентов. Ковры и дорожки на полу — это одновременно и элементы ую та и одно из условии тишины. Обилие цветов в больнице делает медицинское уч реждение похожим на красивый, обжитой дом (а лунный отблеск на листьях фику сов — свидетельство того, что на них совершенно нет пыли). И халаты, туфли, посуда, мебель — всё это не казённое, а какое-то домашнее. Когда в годы Отечественной войны про фессору Русанову привелось побывать в Старо-Тойденской больнице, он с удовлет ворением сказал: «Да, здесь на каждом шагу видна забота о человеке». Человечность была одним из главней ших моральных принципов и врача Ефи мова. Своей жене и товарищу по работе, Надежде Петровне, он не раз говорил: «У врача должно быть щедрое сердце. Нот ничего ужаснее в нашем деле, как стать ремесленником». Врач Пётр Михайлович Ефимов считал своим прямым долгом нравственную под держку страдающего человека. .Никогда не жалел он времени на то, чтобы утешить, ободрить больного и его близких. Не было случая, чтобы он отказал в приёме или не поехал по вызову. Выросший сиротой, закалённый нуждой и трудом, Пётр Ефи мович был человеком-умельцем, мастером на все руки, поэтому к нему шли не только за врачебным, но и за хозяйствен ным советом. Работу супруги-врачи разделили меж ду собой так: лечебную и санитарно-про светительную они вели оба, наблюдение за внутрибольничным распорядком лежало на Надежде Петровне, з подсобным хозяй ством и строительством руководил Пётр Михайлович. Ефимов выстроил электростанцию, пе рестроил больницу, значительно расши рив её, приобрёл новое, более совершен ное медицинское оборудование. На зе мельном участке он стал сеять не только овёс и ячмень для лошадей, но сажать бах чи и овоши. Он организовал молочное хо зяйство, птичник и пасеку. Вокруг боль ницы разбил парк, посадил плодовый сад. Мёд и фрукты, яйца и сметану больные по лучали из подсобного хозяйства. Росли деревья в' саду. Росли дети Ефи мова: похожая на мать смуглянка Ира — тоненькая, тёмнокосая, застенчивая и по рывистая; белокурая и рассудительная— в отца — Валя; мечтатель — Серёжа. Девочки делали перевязки куклам и на крепко решили, что станут врачами. Маль чик строил из щепок самолёты. Ефимов и Клюшина сроднились с больни цей, с колхозами. Трудясь для народа, они жили в неустанном стремлении сделать ещё больше. Они задумали выстроить вто рой, более обширный больничный корпус, создать физио-терапевтический кабинет, лабораторию, приобрести рентген. Состоялось решение областных органи заций о постройке в Старой Тойде нового здания больницы и об отпуске строитель ного материала. Пётр Михайлович выехал в Воронеж для утверждения технического проекта. Это было... 21 июня 1941 года. А считанные дни спустя он уже прощал ся с семьёй, с больными, с колхозниками, чтобы отправиться на фронт начальником госпиталя. Большая часть медицинского персонала больницы тоже была призвана в армию. Надежда Петровна одна вела амбулатор ный приём и лечила стационарных боль ных, делала операции и принимала роды, посещала больных,на дому. Во время боёв под Воронежем она оказывала первую по мощь раненым; а после освобождения горо да сюда, в Старую Тойду, Облздрав направ лял больных, нуждавшихся в особых усло виях, которых в разрушенном Воронеже им нельзя было предоставить. Только в 1946 году возвратился Ефи мов и снова принял участок. В 1948 году Петру Михайловичу было присвоено зва ние заслуженного врача республики. Сре ди его планов было два заветных: поды тожить свой врачебный огыт и построить образцовую больницу в Старой Тойде. Как в молодые годы, в работе он был неукро тим. Ему говорили: «Поберегите сердце». Пётр Михайлович отвечал: «Жизнь поте ряет всякий смысл, если каждую минуту думать о своём больном сердце». Трудясь, он чувствовал себя счастливым. (Окончание см. на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz