Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

14 октября 1952 г., № 245 (6559) К О М М У Н А 3 V ----------------------------------------------------------- ---- • ' ■ ------------------- - " - — - ■— . . . . X I X СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОМ М УН И С ТИ Ч ЕС КО Й П А Р Т И И (большевиков) Д И Р Е К Т И В Ы X I X С Ъ Е З Д А П А Р Т И И ПОПЯТОМУ ПЯТИЛЕТНЕМУ ПЛАНУ РАЗВИТИЯ СССР НА 1951—1955 ГОДЫ (Продолжение). ‘ Увеличить за пятилетие производство картофеля в зонах спиртовых и ирахмало- паточных заводов, примерно, на 50 про­ центов и овощей в зонах консервных и овощесушильных заводов — в 2 раза. Увеличить за пятилетие площади садов и ягодников в колхозах, примерно, па 70 процентов, виноградников — на 50 про­ центов, чайных плантаций — на 60 про­ центов и цитрусовых культур — в 4,5 •раза. 4. Увеличить за пятилетие продукцию животноводства: мяса и сала на 80— 90 процентов, молока на 45— 50 процентов, шерсти, примерно, в 2— 2,5 раза, в том числе тонкой шерсти в 4— 4,5 раза, яиц (в **олхозах и совхозах) в 6— 7 раз. Увеличить поголовье: крупного рогато­ го окота, по всему сельскому хозяйству,— на 18— 20 процентов, в тем числе в кол­ хозах, крупного рогатого скота, — на 36— 38 процентов и коров, примерно, в 2 раза; овец, по всему сельскому хозяй­ ству, — на 60— 62 процента, в том чис­ ле в колхозах — на 75— 80 процентов; свиней, по всему сельскому хозяйству,— на 45— 50 процентов, в том числе в кол­ хозах на 85— 90 процентов; поголовье птицы в колхозах — в 3— 3,5 раза, ло­ шадей', по всему сельскому хозяйству, — на 10— 12 процентов, в том числе в кол­ хозах — на 14— 16 процентов. Обеспечить дальнейшее развитие в Ли­ товской ССР, Латвийской СОР, Эстонской ССР высокопродуктивного животноводства, особенно молочного скота и свиней. Довести удой молока на одну корову в колхозах районов нечернозёмной полосы до 1800— 2000 'килограммов, центрально­ чернозёмных областей до 1700— 2000 килограммов, в районах Юга и Поволжья до 1600— 1900 килограммов, в районах Сибири, Урала и Северо-Восточного Ка­ захстана до 1500— 17Ю0 килограммов, в районах Средней Азии до 700— 900 кило­ граммов, Закавказья до 900— 1100 кило­ граммов. Повысить настриг шерсти в колхозах районов Юга и Северного Кавказа на одну тонкорунную овцу до 5,2— 5,8 килограм­ ма, на одну полутонкорунную овцу до 4,2— 4,8 килограмма, в центрально-черно­ зёмных областях на одну тонкорунную ов­ цу до 4,2— 5,0 килограммов и на одну полутонкорунную овцу до 4,0— 4,2 кило­ грамма, в районах Поволжья на одну тон­ корунную овцу до 4,6 — 5,4 килограмма Я на одну полутонкорунную овцу до 3,9 — 4,5 килограмма, в районах Сибири на од­ ну тонкорунную овцу до 4,3— 4,9 кило­ грамма и на полутонкорувную овцу до 3,8— 4,2 килограмма. 5. Обеспечить внедрение в производст­ во новых более урожайных сортов зерно­ вых культур, более продуктивных и рано - созревающих сортов хлопчатника, сортов сахарной свёклы с более высокой сахари­ стостью, сортов высокомасличного подсол­ нечника, а также создание новых сортов сельскохозяйственных культур для возде­ лывания на орошаемых землях. Улучшить семеноводство сельскохозяйственных куль­ тур в колхозах и совхозах. 6. Обеспечить дальнейшее расширение работ по нолезащитному лесоразведению з степных и лесостепных районах, проведе­ ние агролесомелиоративных мероприятий по борьбе с эрозией почв, а также по об­ лесению песков, создание лесов хозяйст­ венного значения, зелёных зон вокруг го­ родов и промышленных центров, по бере­ гам рек, каналов и водохранилищ. Заложить в течение пятилетия не ме­ нее 2,5 миллиона гектаров защитных лес­ ных насаждений в колхозах-и совхозах и около 2,5 миллиона гектаров посевов и посадок государственных лесов. 7. Обеспечить высокопроизводительное использование всех орошаемых л осушен­ ных земель. Осуществить повсеместный переход на новую систему орошения с временными оросительными каналами вме­ сто постоянных. Считать первоочередными работами. — строительство оросительных и обводнительных систем на базе исполь­ зования электроэнергии Куйбышевской гидроэлектростанции и в зоне Волго-Дон­ ского судоходного канала имени В. И. Ленина; приступить к строительству оро­ сительных и обводнительных систем в зо­ не Сталинградской гидроэлектростанции, Главного Туркменского, Южно-Украинско­ го и Северо-Крымского каналов. Провести подготовительные работы к строительству оросительных систем для орошения и обводнения земель Кулундин- ской степи. Продолжить работы по строи­ тельству оросительных систем в цент­ рально-чернозёмных областях, в Кура-Ара- ксинокой низменности, в бассейнах ре>к Сыр-Дарьи, Зеравшана и Кашка-Дарьи, в районах Центральной Ферганы, Кубань- Егорлыкокой системы, Орто-Токойского во­ дохранилища и Большого Чунского кана­ ла. Увеличить за пятилетие площадь оро­ шаемых земель на 30— 35 процентов, по­ строить в ролхозах и совхозах 30 — 35 тысяч прудов и водоёмов и обеспечить всестороннее хозяйственное их использо- ваниел Провести работы по осушению болот в Белорусской ССР, Украинской ССР (в пер­ вую очередь в районах Полесской низмен­ ности), Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, Карело-Финской ССР, се­ веро-западных и центральных районах РСФСР, в Блрабинской низменности и других районах. Увеличить за 1951 — 1955 годы площадь осушенных земель на 40— 45 процентов. 8. Для повышения молочной продук­ тивности крупного рогатого скота в кол­ хозах и совхозах считать особо важным дальнейшее внедрение более интенсивной системы ведения животноводческого хозяй­ ства — стойловой системы содержания скота, с учётом особенностей районов. Для дальнейшего развития овцеводства организовать оборудованные пастбища в районах обводнения Волго-Донского судо­ ходного канала имени В. И. Ленина, в При­ каспийской низменности, Ногайской степи и в районах Туркменского канала, прово­ дя обводнение пастбищ по мере ввода в действие обводнительных сооружений с тем, чтобы в этих районах были созданы хорошо организованные пастбища для крупных и крупнейших стад овец. В районах Средней Азии и Казахстана обеспечить создание участков высокоуро­ жайных сенокосов и пастбищ путём при­ менения местного орошения и использова­ ния артезианских вод с тем, чтобы посте­ пенно сократить дальние перегоны скота. 9. Завершить механизацию основных полевых работ в колхозах, широко раз­ вернуть механизацию трудоёмких работ в животноводстве, овощеводстзе, садоводст­ ве, работ по транспортировке, погрузке и разгрузке сельскохозяйственной продук­ ции, по орошению, осущению заболочен­ ных угодий и освоению новых земель. Довести в 1955 году урозель механиза­ ции: пахоты, посева зерновых, техниче­ ских и кормовых культур до 90— 95 про­ центов, уборки зерновых культур и под­ солнечника комбайнами до 80— 90 про­ центов, уборки сахарной свёклы до 90— 95 процентов, уборки хлопка-сырца хлоп­ коуборочными машинами до 60— 70 про­ центов, посева и уборки льна-долгунца до 80— 90 процентоз, посадки, междурядной обработки и уборки картофеля до 55— 60 процентов, сенокошения и силосования до 70— 80 процентов. Обеспечить улучшение работы машин­ но-тракторных станций, расширить их де­ ятельность по механизации трудоёмких работ во всех отраслях колхозного произ­ водства и повысить ответственность МТС за выполнение планов по урожайности сельскохозяйственных культур и продук­ тивности жязотноводства. Увеличить к концу пятилетки мощность тракторного парка МТС, примерно, на 50 процентов, особенно пропашных тракторов с навесными орудиями для междурядной обработки сельскохозяйственных культур. Обеспечить за пятилетие повышение днев­ ной выработки на тракторе, примерно, на 50 процентов. Завершить внедрение более экономичных дизельных тракторов. Узеличить сеть машинно-тракторных станций в Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и провести оснаще­ ние их тракторами и сельскохозяйствен­ ными машинами. Считать одной из важнейших задач внедрение электротракторов и сельско­ хозяйственных машин, работающих на ба­ зе использования электроэнергии, особен­ но в районах крупных гидроэлектростан­ ций. 10. Обеспечить направление капитало­ вложений колхозов, в первую очередь, на развитие общественного хозяйства— стро­ ительство хозяйственных построек, жи­ вотноводческих помещений, оросительных и осушительных каналов, водоёмов, рас­ корчёвку земель от кустарников, насаж­ дение полезащитных лесных полос, стро­ ительство колхозных электростанций и других сооружений, необходимых для ус­ пешного развития общественного ‘Хозяйст­ ва колхозов и увеличения доходов колхо­ зов и колхозников. 11. В области совхозного строительства считать важнейшей задачей увеличение товарности, в первую очередь, пшеницы, тонкой и полутонкой шерсти, мяса, а та к­ же обеспечение колхозного •животноводст­ ва племенными производителями. В целях создания устойчивой кормовой базы и полного обеспечения поголовья скота совхозов грубыми и сочными корма­ ми расширить посевы кормовых культур в совхозах на 45 — 55 процентов. Обеспе­ чить в совхозах значительное повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур. Увеличить в совхозах поголовье крупного рогатого скота на 35-—40 про­ центов, в том числе коров на 70— 75 процентов, овец на 75— 80 процентов и свиней на 40— 45 процентов. Довести в 1955 году удой молока на одну корову в совхозах до размеров: в рай­ онах нечернозёмной полосы— 3500— 3900 килограммов, центрально-чернозёмных об- •ластей — 3000— 3400 килограммов, Юга и Северного Кавказа — 2800— 3200 к и ­ лограммов, Сибири и северных областей Казахстана — 2400— 2900 килограммов, в племенных совхозах Поволжья, Средней Азии, Закавказья и южных областей Ка­ захстана — 2100— 2600 килограммов. Довести средний настриг шерсти на од­ ну тонкорунную овцу' в совхозах районов: Юга, Северного Кавказа и Поволжья до 5,5— 6,5 килограмма, Сибири, Казахста­ на, Средней Азии и Закавказья до 4,3 — 5,0 килограммов. Завершить в совхозах в основном комп­ лексную механизацию всех наиболее тру­ доёмких работ в полеводстве, животновод­ стве, кормодобывании и кормоприготовле- яии. В широких размерах производить в совхозах строительство жилых, культурно- бытовых и производственных построек. 12. Для обеспечения намечаемого роста сельскохозяйственного производства уста­ новить на пятилетие объём государствен­ ных капиталовложений в сельское хозяй­ ство, примерно, в 2,1 раза больше, причём на ирригацию и мелиорацию, примерно, в 4 раза больше, чем в четвёртой пятилетке. I I I . В области товарооборота, транспорта и связи. 1. На основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства увели­ чить за пятилетие розничный товарообо­ рот государственной и кооперативной тор­ говли, примерно, на 70 процентов. Увеличить в 1955 году, по сравнению с 1950 годом, рродажу населению важ­ нейших товаров, примерно, в следующих размерах: мясопродуктов — на 90 процен­ тов, рыбопродуктов — на 70 процентов, масла животного — на 70 процентов, сы­ ра — в 2 раза, масла растительного — в 2 раза, консервов овощных, фруктовых и молочных — в 2,5— 3,0 раза, сахара — в 2 раза, чаи — в 2 раза, вина виноград­ ного — в 2 раза, пива — на 80 процен­ тов, одежды — на 80 процентов, тканей хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых и льняных — на 70 процентов, обуви — на 80 процентов, чулок и носков — в 2 раза, трикотажных изделий — в 2,2 ра­ за, мебели— в 3 раза, металлической по­ суды — в 2,5 раза, велосипедов — в 3,5 раза, швейных машин — в 2,4 раза, ра­ диоприёмников и телевизоров — в 2 раза, часов — в 2,2 раза, домашних холодильни­ ков, стиральных машин, пылесосов — в несколько фаз. Расширить за пятилетие речь столовых, ресторанов, чайных и увеличить выпуск продукции предприятиями общественного питания, примерно, на 80 процентов, зна­ чительно улучшив ассортимент. Увеличить количество специализиро­ ванных магазинов по продаже пищевых товаров, одежды, обуви, тканей, мебели, посуды, хозяйственных товаров, предметов культурного обихода и строительных мате­ риалов. Значительно увеличить строитель­ ство холодильников и складов в промыш­ ленности и в торговой сети. Производить дальнейшее оснащение продовольственных магазинов, столовых, ресторанов и складов холодильными установками и новейшим оборудованием. 2. Предусмотреть рост грузооборота же­ лезнодорожного транспорта на 1955 год по сравнению с 1950 годом на 35— 40 про­ центов, речного транспорта на 75— 80 процентов, морского транспорта на 55— 60 процентов, автомобильного транспорта на 80— 85 процентов, воздушного транспорта не менее чем в 2 раза, трубопроводного транспорта, примерно, в 5 раз. 3. Считать важнейшей задачей в обла­ сти железнодорожного транспорта увели­ чение пропускной способности железных дорог. В соответствии с этим: а) увеличить по сравнению с истекшим пятилетием ввод в действие вторых путей, примерно, на 60 процентов и электрифи­ цированных железных дорог в 4 раза. Уве­ личить протяжение станционных путей, примерно, до 46 процентов от эксплуата­ ционной длины железных дорог; б) построить и сдать в постоянную экс­ плуатацию новых железных дорог, пример­ но, в 2,5 раза больше, чем в 1946— 1950 годах. Закончить строительство Южно-Си­ бирской магистрали на участках от Абака­ на до Акмолинска. Завершить строитель­ ство железнодорожной линии Чарджоу — Кунгрдд и приступить к строительству до­ роги Кунград — Макат. Развернуть строительство железных до­ рог: Красноярск — Енисейск, Гурьев — Астрахань, Агрыз — Пронине — Сургут. Провести необходимые работы по рекон­ струкции железных дорог в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР; в) увеличить к концу пятилетия против 1950 года протяжённость участков, обору­ дованных автоблокировкой, примерно, на 80 процентов и автостопами не менее чем в 2,5 раза, а также увеличить количество стрелок, оборудованных электрической централизацией, примерно, в 2,3 раза. Значительно увеличить применение дис­ петчерской централизации. Обеспечить дальнейшую механизацию сортировочных горок. Продолжить работы по внедрению радиосвязи для управления движением поездов и маневровой работой; г) улучшить состояние путевого хозяй­ ства железных дорог. Поставить железно­ дорожному транспорту за пятилетие новых рельсов, примерно, на 85 процентов боль­ ше, чем в 1946— 1950 годах; д) полностью обеспечить потребность железнодорожного транспорта в магист­ ральных паровозах, электровозах, теплово­ зах, грузовых, изотермических и пасса­ жирских вагонах. Закончить в. основном перевод на автосцепку рабочего парка ва­ гонов и приступить к оборудованию под­ вижного состава роликовыми подшипника­ ми. Приступить к производству новых мощных паровозов, электровозов и теплово­ зов, в том числе газогенераторных. Улучшить использование подвижного со­ става. Сократить в 1955 году время обо­ рота вагонов не менее чем на 18 процен­ тов против 1950 года и увеличить средне­ суточный пробег паровозов не менее чем на 12 процентов. Значительно улучшить использование грузоподъёмности вагонов и увеличить вес грузовых поездов. Обеспечить проведение мероприятий по улучшению организации труда работников, связанных с движением поездов, особенно локомотивных бригад. 4. Увеличить пропускную способность речных портов, примерно, вдвое. Закон­ чить первую очередь работ по строитель­ ству и реконструкции портов в Сталин­ граде, Саратове, Куйбышеве, Ульяновске, Казани, Горьком, Ярославле, Молотове, Ом­ ске, Новосибирске, Хабаровске, Осетрове, Котласе и Печоре. Оснастить основные порты высокопроизводительными средства­ ми механизации. Расширить строительство механизированных причалов приречных промышленных предприятий. . Завершить работы но переустройству Волго-Балтийского водного пути, увели­ чить судоходные глубины на р. Каме и создать единую глубоководную транспорт­ ную систему в Европейской части СССР. Улучшить судоходство и увеличить пе­ ревозки пассажиров и грузов в бассейнах рек Неман и Даугава. Предусмотреть строительство мостов через р. Неман в Кау­ насе и через р. Даугава в Риге. Реконструировать существующие и по­ строить новые судостроительные и судо­ ремонтные предприятия для речного флота. Обеспечить строительство пассажирского и грузового речного флота, отвечающего ус­ ловиям плавания по крупным водохрани­ лищам. Повысить роль речного транспорта в перевозках грузов в районах Сибири и Крайнего Севера. Обеспечить развитие перевозок на малых реках для местных нужд. 5. Увеличить в значительных размерах тоннаж морского торгового флота, расши­ рить базу морского отечественного судо­ строения путём строительства новых и расширения существующих судостроитель­ ных и судоремонтных ‘ заводов. Провести работы по расширению и реконструкции Ленинградского, Одесского, Ждановского, Новороссийского, Махачкалинского, Мур­ манского, Нарьян-Марского и дальневосточ­ ных морских портов. Обеспечить дальней­ шее развитие морского транспорта в Ли­ товской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР, провести расширение Рижского и Клайпедского портов. Обеспечить увеличение пропускной спо­ собности морских портов и расширить мощности морских судоремонтных заводов, примерно, вдвое. Расширить пропускную способность рыбных портов. Увеличить перевозки грузов по Северно­ му морскому пути. Пополнить морской флот новыми ледоколами. Повысить качество работы речного, мор­ ского и рыбопромыслового флота, сокра­ тить сроки доставки грузов потребителям, улучшить работу портов, сократить ьро­ стеи судов. 6. Построить и реконструировать авто­ мобильных дорог с твёрдым покрытием, примерно, на 50 процентов больше, чем в 1946— 1950 годах, особенно в южных районах, в Закавказье и Прибалтике. Повысить удельный вес автомобильного транспорта общего пользования в перевоз­ ках грузов и пассажиров. Завершить у к ­ рупнение автомобильных хозяйств ведом­ ственного значения. Улучшить использова­ ние автомобилей и значительно снизить себестоимость перевозок. Расширить сеть авторемонтных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей. Увеличить за пятилетие протяжение по­ стоянно действующих междугородных ав­ тобусных линий, примерно, вдвое. 7. Значительно увеличить парк транс­ портных самолётов гражданского воздуш­ ного флота, а также сеть воздушных ли­ ний и аэропортов, оборудованных для круг­ лосуточной работы. 8. Обеспечить дальнейшее развитие средств связи; увеличить за пятилетие протяжение междугородного телефонно-те­ леграфного кабеля не менее чем в 2 раза. Значительно увеличить мощность радиове­ щательных станций. Развернуть работы по внедрению ультракоротковолнового радио­ вещания и радиорелейной связи. Расши­ рить мощность городских телефонных стан­ ций за пятилетие на 30— 35 процентов. Улучшить работу почтовой связи по до­ ставке населению печати и почтовых от­ правлений и обеспечить перевозку почты по межрайонным трактам, в основном, ав­ тотранспортом. 9. В соответствии с планом дальнейше­ го развития транспорта и связи увеличить государственные капитальные вложения в транспорт и связь в 1951— 1955 годах, примерно, на 63 процента по сравнению с 1946— 1950 годами. I V . В области дальнейшего роста материального благосостояния, здравоохранения и куль турно го уровня народа. 1. На основе непрерывного роста социа­ листического производства и повышения производительности общественного труда увеличить национальный доход СССР за пятилетие не менее чем на 60 процентов и в связи с этим обеспечить дальнейший рост доходов рабочих и служащих и дово­ дов крестьян. В соответствии с ростом объёма произ­ водства и производительности труда, а так­ же заданиями в области культурного строительства предусмотреть увеличение численности рабочих и служащих в народ­ ном хозяйстве в 1955 году — последнем году пятилетки — по сравнению с 1950 годом, примерно, на 15 процентов. 2. Неуклонно проводить и впредь сниже­ ние розничных цен на предметы массового потребления, имея в виду, что снижение цен является главнейшим средством систе­ матического повышения реальной заработ­ ной платы рабочих и служащих и повы­ шения доходов крестьян. Повысить реаль­ ную заработную плату рабочих и служа­ щих, с учётом снижения розничных цен, не менее чем на 35 процентов. Определить рост государственных ассиг­ нований на социальное страхование рабо­ чих и. служащих в течение пятилетия, примерно, на 30 процентов по сравнению с 1950 годом. На основе увеличения производительно­ сти труда колхозников, роста колхозного производства, увеличения продукции земле­ делия и животноводства повысить денеж­ ные и натуральные доходы колхозников (в денежном выражении) не менее чем на 40 процентов. 3. Для дальнейшего улучшения жилищ­ ных условий рабочих и служащих всемер­ но расширять жилищное строительство. Предусмотреть в пятилетием плане широ­ кую программу государственного жилищно­ го строительства, увеличив капитальные вложения на эти цели, примерно, в 2 раза по сравнению с предшествующей пятилет­ кой. В городах и рабочих посёлках ввести в действие по линии государственного строительства новые жилые дома общей площадью около 105 миллионов квадрат­ ных метров. Содействовать строительству индивидуальных жилых домов в городах п рабочих посёлках, осуществляемому насе­ лением за счёт собственных средств и с помощью государственного кредита. Улучшить коммунальное и бытовое об­ служивание населения городов и рабочих посёлков, расширить сеть водопроводов и канализации, теплофикацию и газифика­ цию домов, городской транспорт, улучшить городское благоустройство. Увеличить к концу пятилетия объём капитальных вло­ жений на коммунальное строительство, примерно, на 50 процентов против 1950 года. 4. Обеспечить дальнейшее улучшение и развитие здравоохранения населения. Расширить за пятилетие сеть больниц, диспансеров, родильных домов, санаториев, домов отдыха, детских яслей, детских са­ дов, увеличив число коек в больницах не менее чем на 20 процентов, число мест в санаториях, примерно, на 15 процентов, в домах отдыха — на 30 процентов, в дет­ ских яслях — на 20 процентов и детских садах — на 40 процентов. Увеличить за пятилетие число больнич­ ных коек по Литовской ССР, примерно, на 40 процентов, Латвийской ССР — на 30 процентов и Эстонской ССР — на 30 про­ центов. Обеспечить дальнейшее оснащение боль­ ниц, диспансеров, санаториев новейшим медицинским оборудованием и повышение культуры их работы. Увеличить за пятилетие количество вра­ чей в стране не меньше чем на 25 про­ центов и расширить мероприятия по усо­ вершенствованию врачей. Направить усилия медицинских науч­ ных работников на решение важнейших задач здравоохранения, сосредоточив особое внимание на вопросах профилактики, обес­ печить быстрейшее внедрение в практику достижений медицинской науки. Увеличить в 1955 году не менее чем в 2,5 раза по сравнению с 1950 годом производство медикаментов, медицинского оборудования и инструментов, обратив осо­ бое внимание на расширение производства новейших медикаментов и других эффек­ тивных лечебцо-профилактических средств, а также современного диагностического и лечебного медицинского оборудования. Обеспечить дальнейшее развитие физи­ ческой культуры и спорта. 5. Завершить к концу пятилетки пере­ ход от семилетнего образования на всеоб­ щее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республикан­ ского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Под­ готовить условия для полного осуществле­ ния в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в ос­ тальных городах и сельских местностях. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей увеличить приём в педагогические инсти­ туты в 1951— 1955 годах на 45 процен­ тов по сравнению с приёмом за 1946— 1950 годы; предусмотреть увеличение приёма в педагогические институты Ли­ товской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР— на 90 процентов и Эстонской ССР — на 60 процентов. Увеличить строительство городских и сельских школ, примерно, на 70 процен­ тов по сравнению с предыдущим пятиле­ тием. В целях дальнейшего повышения социа­ листического воспитательного значения об. дцеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко­ лу, условий для свободного выбора профес­ сий приступить к осуществлению политех­ нического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению. 6. В соответствии с задачами дальней­ шего развития народного хозяйства и культурного строительства увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех ро­ дов из высших и средних специальных учебных заведений, примерно, на 30— 35 процентов. Увеличить выпуск специалистов из выс­ ших учебных заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства в 1955 году по срав­ нению с 1950 годом, примерно, в 2 раза. Расширить за пятилетие подготовку на­ учных и научно-педагогических кадров через аспирантуру высших учебных заве­ дений и научно-исследовательских инсти­ тутов, примерно, в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. Улучшить работу научно-исследователь­ ских институтов и научную работу выс­ ших учебных заведений, полнее использо­ вать научные силы для решения важ­ нейших вопросов развития народного хо­ зяйства, обобщения передового опыта, обес­ печивая широкое практическое применение научных открытии. Всемерно содейство­ вать учёным в разработке ими теоретиче­ ских проблем во всех областях знания и укреплять связь науки с производством. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению своего образования, обеспечить дальнейшее раз­ витие заочных и вечерних высших и сред­ них специальных учебных заведений, а также общеобразовательных школ для обу­ чения трудящихся граждан, без отрыва от производства. 7. Для удовлетворения растущих по­ требностей народного хозяйства в квали­ фицированных кадрах, особенно в связи с дальнейшим внедрением в производство пе­ редовой техники, улучшить качество под­ готовки молодых квалифицированных ра­ бочих в системе государственных трудовых резервов и обеспечить подготовку и повы­ шение квалификации рабочих путём инди­ видуального и бригадного обучения и через систему курсов и школ, организуемых на предприятиях. 8. Осуществить дальнейшее развитие кино и телевидения. Расширить сеть кино­ театров, увеличив количество киноустано­ вок за пятилетие, примерно, на 25 про­ центов, а также увеличить выпуск кино­ фильмов. Расширить в 1955 году по сравнению с 1950 годом сеть массовых библиотек не менее чем на 30 процентов и клубов на 15 процентов, улучшив их работу по об­ служиванию населения. Для обеспечения значительного роста выпуска художественной и научной лите­ ратуры, учебников, журналов и газет рас­ ширить полиграфическую промышлен­ ность и улучшить качество печати и офор­ мление книг. 9. В соответствии с намечаемым разви­ тием здравоохранения, просвещения, науч­ ных н культурно-просветительных учреж­ дений увеличить объём капитальных вло­ жений на эти цели за пятилетие, пример­ но, на 50 процентов по сравнению с пре­ дыдущей пятилеткой. Пятый пятилетний план определяет но­ вый мощный подъём народного хозяйства СССР и обеспечивает дальнейший значи­ тельный рост материального благосостоя­ ния и культурного уровня народа. Выполнение пятого пятилетнего плана явится крупным шагом вперёд по пути развития от социализма к коммунизму. Для выполнения задач пятого пятилет­ него плана необходимо: а) Мобилизовать внутрихозяйственные источники для дальнейшего роста социали­ стического накопления, добиваясь строгого соблюдения государственной дисциплины и выполнения каждым предприятием произ­ водственного плана в установленном для него ассортименте. Чтобы обеспечить зада­ ния пятилетки по развитию народного хо­ зяйства и повышению материального и культурного уровня трудящихся, необходи­ мо увеличить общий объём государствен­ ного капитального строительства за 1951— 1955 годы, примерно, на 90 про­ центов, а государственные ассигнования на это строительство, примерно, только на 60 процентов по сравнению с четвёртой пя­ тилеткой с тем, чтобы недостающие 30 процентов были покрыты за счёт соответ­ ствующего снижения себестоимости строи­ тельства путём повышения производитель­ ности труда, снижения накладных расхо­ дов, снижения цен на строительные мате­ риалы и оборудование; (Окончание на 4-й стр.),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz