Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 7 октября 1952 г., № 239 (6553) О Т Ч Ё Т Н Ы Й ОКЛАД ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП(б) X IX С Ъ Е З Д У П А Р Т И И Д о к л а д секретаря Ц К В К П ( б ) тов. Г . М . Маленкова (Продолжение). Осуществляя задачи восстановления и развития сельского хозяйства, наши партийны е, советские и сельскохозяйственные органы в послевоенные голы улуч шили руководство колхозами, МТС и совхозами. Одйако в этом деле гсё ещё имеются ошибки и недостатки. В чём заключаю тся ошибки и недостатки в руководстве сельским хозяйством п каковы задачи в связи с этим? Прежде всего, надо отметить, что отдельные наш и руководящие работники, особенно в связи с проведением укр уп нен и я мелких колхозов, допускали непра вильный, потребительский подход к вопросам колхозного строительства. Они предла гали форсированно осуществить массовое сселение деревень в крупны е колхозные посёлки, пустить все старые колхозные постройки и дома колхозников на слом и создать на новых, местах кр упны е «колхозные посёлки», «колхозные города», «агро- города», рассматривая это, к а к важнейш ую задачу организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Ошибка этих товарищей состоит в том, что они забыли о главных производственных задачах колхозов и выдвигали на первый план произ водные от них потребительские задачи, задачи бытового устройства в колхозах. За дачи бытового устройства имеют, несомненно, важное значение, но они являются всё же производными, подчинёнными, а не главными и могут быть успешно решены только на базе развитого общественного производства. Забвение или ум а ление главных производственных задач может повести всю н аш у практическую ра боту в деревне по неправильному п ути , затруднить дальнейший подъём колхозов и нанести вред к а к самому бытовому устройству, так и всему делу социалистическо го строительства. П артия своевременно приняла меры по преодолению этих непра вильных тенденций в области колхозного строительства. Партийны е, советские и сельскохозяйственные органы обязаны и впредь постоянно проявлять заботу об укреплении и развитии общественного хозяйства колхозов, являющегося главной си лой колхозов, и на этой основе обеспечивать рост товарности колхозного производ ства и дальнейшее повышение материального и вообще бытового благосостояния колхозников. Далее, необходимо отметить, что во многих колхозах и совхозах получила ш и рокое распространение п р а кти ка создания подсобных предприятий по производству ки р пи ча, черепицы и других промышленных изделий. Опыт показал, что это удо рожает стоимость стройматериалов и промышленных изделий и — главное — отвле кает колхозы и совхозы от решения задач производства сельскохозяйственной про д укц и и и является тормозом в развитии сельского хозяйства. Надо исправить это положение и сосредоточить все усилия колхозов и совхозов целиком на дальнейшем развитии многоотраслевого сельскохозяйственного производства с тем, чтобы наибо лее полно использовать их хозяйственные возможности и природные условия для всемерного увеличения производства зерна, хлопка, сахарной свёклы, льна, карто феля, мяса, молока, яиц, ш ерсти, овощей, фруктов, чая и другой сельскохозяйст венной продукции. Что ж е касается строительных материалов и других промыш ленных изделий, то наш а государственная промышленность и промысловая коопера ция имеют возможность и обязаны полностью обеспечивать всем этим колхозы и совхозы по более дешёвым ценам. Далее, надо признать, что всё ещё имеют место факты разбазаривания колхоз ного добра и другие наруш ения Устава сельскохозяйственной артели. Некоторые работники партийны х, советских и сельскохозяйственных органов вместо того, что бы стоять на страже интересов общественного хозяйства колхозов, сами занимаю т ся растаскиванием колхозного добра, становятся на путь грубого наруш ения совет ских законов, на путь произвола и беззакония в отношении колхозов. Используя своё служебное положение, таки е работники занимают общественные земли, п о н уж дают правления и председателей колхозов отпускать им бесплатно или за низкие цены зерно, мясо, молоко и другие продукты ,- обменивать принадлежащий им мало продуктивный скот на высокопродуктивный, более ценны й скот колхозов и т. п. Все эти антиколхозные, антигосударственные действия наносят серьёзный ущерб колхозному крестьянству, тормозят дальнейшее организационно-хозяйственное у к репление колхозов и подрывают авторитет партии и Советского государства. Необ ходимо^ решительно покончить с наруш ениями Устава сельскохозяйственной артели, со всей строгостью законов социалистического государства наказы вать, к а к врагов колхозного строя, лиц, виновных в растаскивании колхозного добра. Далее, надо отметить, что партийны е, советские и сельскохозяйственные орга- пы неудовлетворительно занимаются такими важными вопросами, к а к организация труда в колхозах. В вопросах организации труда в колхозах, к а к известно, неко торые руководящие работники проводили неправильную линию по насаждению в колхозах обособленных звеньев и ликвидации производственных бригад, что на де ле было направлено против механизации зернового хозяйства и вело к ослаблению колхозов. Проведённая работа по ликвидации этих ошибок и извращений позволила в значительной мере ул учш ить организацию труда в колхозах и укрепить произ водственную бригаду. Тем не менее в этом деле все ещё имеются существенные недостатки. Во многих колхозах производственные бригады не имеют постоянного состава; за бригадами не закрепляю тся средства производства, что приводит к обезличке; из-за нераспорядительности теряется много рабочего времени, что сни ж ает производительность труда колхозников и приводит к несвоевременному вы полнению сельскохозяйственных работ. П артийны е, советские и сельскохозяйст венные органы обязаны повседневно проявлять заботу об ул учш ении организации труда в колхозах. Необходимо вводить в колхозах более прогрессивную систему рас пределения доходов, при которой распределение доходов артели между её членами производилось бы по количеству начисленных колхознику трудодней в прямой зави симости от ф актически полученной бригадой, звеном или отдельным колхозником сельскохозяйственной продукции. Это даст возможность значительно поднять произ водительность труда колхозников, до конца ликвидировать уравниловку и будет спо собствовать дальнейшему повышению стоимости трудодня. Затем, надо указать , что в руководстве сельским хозяйством не ликвидирован ещё шаблонный, формальный подход при реш ении многих п ракти чески х вопросов. Партийны е, советские и сельскохозяйственные руководители нередко, не считаясь с местными конкретными условиями, дают одинаковые для всех районов, колхо зов, МГС и совхозов указан и я по агротехнике, животноводству, организации труда и другим вопросам сельского хозяйства; таки е указан и я , правильные и н уж ны е для одних районов и хозяйств, часто оказываются бесполезными, а иногда даже вредными для других районов и хозяйств. Среди п артийны х, советских, сельско хозяйственных работников есть ещё немало и таки х людей, которые судят о сель ском хозяйстве и пы таю тся руководить им, исходя из т а к называемых средних по казателей. Эти работники об урожайности судят по средним данным, о продуктив ности животноводства — та кж е по средним показателям. Довольствуясь средними данными, нельзя заметить отстающие районы, колхозы , совхозы, у которых дела идут плохо, нельзя своевременно принять действенные меры по оказанию им необ ходимой помощи; с другой стороны, за средними данными нельзя увидеть районы, колхозы, совхозы, далеко продвинувшиеся вперёд, для которых задания, основан ные на средних показателях, не являются мобилизующими, т я н у т назад, тормозят их развитие. Наконец, следует сказать о наличии существенны х недостатков в деле внед рения в сельское хозяйство достижений н ау ки и передового опыта. У нас имеется ' много передовых колхозов, МТС и совхозов, насчиты ваю тся ты сячи передовиков сельского хозяйства, которые, творчески применяя достижения н ау ки , добиваются больших результатов в подъёме урожайности и повышении продуктивности ж и в о т новодства. Однако пропаганда и внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта осуществляются всё ещё неудовлетворительно. Н аш а сельско хозяйственная н а у ка внесла большой вклад в дело подъёма сельского хозяйства. Разоблачены я разгромлены анти н аучны е, реакционны е идеи в сельскдхозяйствен- яой н ауке, и она развивается теперь на единственно правильной — материали стической, мичуринской основе, вооружая наш их работников в их деятельности по развитию сельского хозяйства. Но, несмотря на имеющиеся достижения, сельско хозяйственная н аука всё еще отстаёт от запросов колхозного и совхозного произ водства. Социалистическая система сельского хозяйства даёт ш ирокий простор для н ау ки , позволяет быстро распространять достижения н ауки и передового опыта, делать их достоянием всех колхозов, МТС и совхозов. В аж нейш ая обязанность пар ти й ны х, советских и сельскохозяйственных органов состоит в том, чтобы всемер но развивать творческую инициативу научны х и п ракти чески х работников, мно ж и ть ряды мастеров высоких урожаев и высокой продуктивности животноводства, поддерживать всё передовое, прогрессивное, быстрее внедрять во все отрасли кол хозного и совхозного производства достижения н а у к и и передового опыта в сель ском хозяйстве. Товарищи! Мы все радуемся колоссальному росту нашего социалистического сельского хозяйства. Наш е земледелие и животноводство находятся теперь на новом мощном подъёме. Нет сомнения в том, что в ближайшие годы наш и колхозы, маш инно-тракторны е станции, совхозы, оснащённые богатой техникой , добьются ещё более значительны х успехов в развитии сельского хозяйства, и мы будем иметь в стране обилие продовольствия для народа и полный достаток сырья для быстро растущей лёгкой промышленности. В. ТОВАРООБОРОТ, ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ С ростом промышленности и сельского хозяйства развивался в стране и то варооборот. За послевоенные годы товарооборот государственной и кооперативной торговли увеличился в 2 ,9 раза и значительно превзошёл довоенный уровень. В 1 9 5 1 году было продано населению в государственных и кооперативных магазинах больше, чем в 1 9 4 0 году: мяса и мясных продуктов' на 8 0 процентов, рыбы и рыбных продуктов на 6 0 процентов, масла животного на 8 0 процентов, масла рас тительного и других жиров почти в 2 раза, сахара на 7 0 процентов, ткан ей на 8 0 процентов, обуви на 5 0 процентов. Выросла сеть розничной государственной и кооперативной торговли, значительно расширен ассортимент и улучш ено качество продаваемых товаров. Однако в области торговли у нас есть ещё много*серьёзных педостатков. Торгующие организации ещё слабо изучаю т спрос населения, допу скаю т «ш ибки в завозе ч распределении товаров по областям и республикам. Об служивание покупателей в ряде мест поставлено плохо. Задача состоит в том, чтобы в короткий срок изж ить имеющиеся недостатки и поднять советскую торговлю на но вую, более высокую ступень. Проектом директив по пятому пятилетнему плану предусматривается увеличить к ко нц у пятил етки розничный товарооборот государст венной и кооперативной торговли примерно на 70 процентов в сравнении с 1 9 5 0 годом. Рост производства и товарооборота сопровождался развитием всех видов транспор та и транспортны х перевозок. > В годы Великой Отечественной войны нага транспорт, прежде всего железно дорожный транспорт, успешно справился с трудной задачей обеспечения военных перевозок, а такж е перевозок грузов для народного хозяйства. В послевоенные го ды все виды транспорта были не только восстановлены, но и значительно вырос ли по сравнению с довоенным периодом. В текущ ем году грузооборот железно дорожного транспорта больше, чем в 1 9 4 0 году примерно на 8 0 процентов, грузо оборот речного и морского транспорта — на 60- процентов, грузооборот автомобильного транспорта — в 3,1 раза и грузооборот гражданского воздушного флота — в 9 ,2 ра за. Среднесуточная погрузка вагонов на железных дорогах в текущ ем году больше, чем в 1 9 4 0 году примерно на 4 0 процентов. Теперь все виды транспорта имеют более мощную техническую базу. Увеличе на пропускная способность главных направлений железных дорог за счёт восста новления и нового строительства вторых путей, расширения пристанционны х п у тей, укладки рельсов тяжёлого типа, расширения автоблокировки и других мероприя ти й ; построены и введены в эксплуатацию новые железные дороги; продолжались работы по электриф икации наиболее грузонаиряж ённы х направлений железных до рог; значительно увеличился 'п а р к паровозов и вагонов, особенно за счёт мощных, локомотивов и вагонов большой грузоподъёмности. На водном транспорте протяжённость используемых для судоходства внутрен них водных п утей в 1 9 5 1 году была больше чем в 1 9 4 0 году на 23 тысячи к и лометров. Морской и речной транспорт пополнен новыми грузовыми и п ассаж и р ски ми судами. Уровень механизации погрузочно-разгрузочны х работ значительно по высился по сравнению с 1 9 4 0 годом и составил в 1 9 5 1 году по М инистерству реч ного флота 8 3 процента и по Министерству морского флота — 9 0 процентов. Автомобильный транспорт оснащён новыми, более совершенными грузовыми и легковыми машинами. Сеть автомобильных дорог с усовершенствованным покры тием увеличилась по сравнению с 1 9 4 0 годом в 3 ,1 раза. За послевоенные годы получили дальнейшее развитие средства связи — почта, телеграф, телефон, радио. Расширена телефонная и телеграфная сеть страны , увели чена мощность городских телефонных станций, теперь все районные центры имеют телефонную и телецрафную связь с областными центрами, в основном закончена телефонизация сельсоветов и маш инно-тракторны х станций. В настоящее время радиоприёмная сеть почти в два раза больше, чем в 1 9 4 0 году. Значительно увели чился почтовый обмен; протяжённость почтовых авиалиний увеличилась в 2 ,5 раза. Наряду с достигнутыми успехами, в работе транспорта и связи имеются к р у п ные недостатки. Многие железные дороги, пароходства л автомобильные хозяйства не выполняют устанавливаемых для н и х планов п огрузки и перевозки грузов. Всё ещё велики простои вагонов и судов под погрузкой и вы грузкой. До сих пор не ликвидированы нерациональные и чрезмерно дальние железнодорожные перевозки грузов. Плохо ещё организована работа автомобильного транспорта, велики простои парка грузовых автомашин, а работающие автомашины имеют много порожних пробегов. К недостаткам в области связи следует отнести то, что органы связи всё ещё нечётко обслуживают потребности народного хозяйства и населения средствами связи. Необходимо дальше развивать и совершенствовать работу всех видов транспор та и связи, беречь транспортные средства и неустанно проявлять заботу об и х со хранности, развивать и укреплять техническую базу всех видов транспорта, всемер но улучш ать работу почты , телеграфа, телефона. Г. РЕЖИМ ЭКОНОМИИ — ВАЖНЕЙШИЙ РЫЧАГ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОДЪЕМА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Развитие народного хозяйства СССР осуществляется за счёт собственных ре сурсов, за счёт в нутренних источников накопления. Поэтому наш а партия всегда уделяла и уделяет большое внимание борьбе за строж айш ий режим экономии, рас сматривая режим экономии, к а к важнейшее условие создания внутрихозяйственны х накоплений и правильного (использования накопленных средств. Режим экономии, к а к иметод социалистического хозяйствования, сыграл большую роль в деле инду стриализации страны . Теперь, когда в наш ей стране осуществляется новый мощный подъём народного хозяйства я одновременно с этим проводится систематическое сниж ение цен на товары массового потребления, режим экономии приобретает ещё большее значение. Чем полнее и рациональнее будут использоваться производст венные ресурсы, чем бережливее и расчётливее мы будем вести наше хозяйство, тем больших успехов мы добьёмся в развитии всех отраслей народного хозяйства, тем больших результатов достигнем в повышении материального и культурного уровня ж и зни народа. М ежду тем, в деле мобилизации и правильного использования внутренних ре сурсов народного хозяйства имеются крупны е недостатки. Прежде всего, необходимо указать на имеющиеся большие потери и непроизво дительные затраты в промышленности. В ряде отраслей промышленности ещё плохо обстоит дело с использованием производственных мощностей. Многие министерства определяют мощности предприятий с равнением на «узки е места» производства, при расчёте мощностей нередко применяю т заниженны е нормы производительности оборудования, устанавливаю т нормы трудоёмкости изделий бед уч ёта передовой т е х нологии и более совершенных методов организации труда. Вместо того, чтобы уве личивать производство продукции за счёт лучш его использования внутренних ре сурсов предприятий, министерства нередко требую т от государства капиталовложе ния на строительство новых предприятий. На многих предприятиях допускаются большие погори от бесхозяйственности и неэкономного расходования материалов, сырья, топлива, электроэнергии, инструмента и других материальных ценностей, при этом установленные нормы расходования часто нарушаю тся, слабо внедряются полноценные заменители; все ещё велик брак в производстве. За 1 9 5 1 год, нап р и мер, потери и непроизводительные расходы по предприятиям союзной промышлен ности составили 4 ,9 миллиарда рублей, в том числе потери от брака — 3 миллиар да рублей. В результате неудовлетворительного использования производственных мощно стей и больших потерь от бесхозяйственности многие предприятия промышленности не выполняют устанавливаемых им заданий по сниж ению себестоимости продукции и допускаю т большие перерасходы средств. На предприятиях имею т место крупные наруш ения в. планировании себестоимости продукции. Некоторые хозяйственные руководители из-за узковедомственных интересов, в ущерб интересам государства, искусственно создают «резервы» в планах по себестоимости продукции путём за вышения норм расхода сырья и материалов и необоснованного увеличения показа телей трудоёмкости изделий. Т акая антигосударственная п р акти ка планирования себестоимости продукции на некоторых предприятиях свидетельствует об отсутствии со стороны министерств надлежащего контроля за этим делом. Вместо того, чтобы по-настоящему изучать условия производства на каждом предприятии, принимать необходимые меры, обеспечивающие систематическое сниж ение себестоимости про д укц и и , министерства допускают планирование себестоимости без проверки и у т верждения плановых расчётов. Далее, следует отметить, что особенно плохо осуществляется режим экономии в строительстве. Нам всё ещё дорого обходится строительство. Строители значительно отстают от работников промышленности в смысле сокращения затрат на производ ство. В организации строительных работ имеются кр упны е недостатки — неудов летворительно используются средства механизации, низка производительность т р у да, допускается бесхозяйственное расходование материалов, чрезвычайно велики накладные расходы. Крупным недостатком в деле капитального строительства яв ляется распыление сил й средств по многочисленным строительным организациям, среди которых имеется большое количество мелких строительных организаций, не эффективно использующих средства механизации. Всё это приводит к удорожанию строительства, к раздуванию административно-управленческого аппарата, к большим накладным расходам. В 1 9 5 1 году, например, сверхнормативные накладные расходы в строительстве составили свыше одного миллиарда рублей и вместо прибыли, пре дусмотренной планом в размере 2 ,9 миллиарда рублей, строительные организации допустили ва этот год убы тки в размере 2 ,5 миллиарда рублей. Далее. Большие потери и непроизводительные затраты имеют место и в сель ском хозяйстве. Сельское хозяйство в настоящее время оснащено техникой в зн ач и тельно больших размерах, чем в довоенное время. Однако в деле использования тракторов п сельскохозяйственных м ашин имеются крупные недостатки. Во многих М1С л совхозах неудовлетворительно обстоит дело с уходом за млшинно-тракторным парком, в результате чего сельскохозяйственные машины преждевременно и знаш и ваются, допускается значительный перерасход средств на ремонт машин; имеют место большие перерасходы горючего и смазочных материалов. Всё это приводит к удорожанию себестоимости тракторны х работ. Во многих МТС, колхозах и совхозах ещё не изж и та бесхозяйственность; из-за плохой организации дела допускаются недобор и большие потери урожая; неудовлетворительно организовано хранение кол хозного добра; из-за плохого содержания скота многие колхозы имеют большой п а деж скота и низкую продуктивность животноводства. На транспорте та к ж е велики потери и непроизводительные затраты . Многие железные дороги, пароходства и автомобильные хозяйства в результате невыполне ния планов перевозок, больших простоев вагонов, судов и автомашин, перерасхода топлива и потерь от бесхозяйственности допускают значительные перерасходы средств и убы тки. Много ещё имеется случаев небрежного отношения к сохранности подвижного состава, судов и автомашин, что наносит большой ущерб государству. Затем, чрезмерно велики накладны е расходы по заготовкам, хранению и сбыту сельскохозяйственных продуктов, велики та кж е издерж ки обращения торговых ор ганизаций. Аппарат заготовительных, торговых и сбытовых организаций непомерно раздут. К а к в центре, т а к и на местах сущ ествует большое количество заготови тельных и сбытовых организаций, занимающихся заготовками и сбытом часто одних и тех же продуктов и сырья. Из-за недостатков в планировании заготовок и сбыта имеют место нерациональные и чрезмерно дальние перевозки. Высокие накладные расходы по заготовкам, хранению и сбы ту сельскохозяйственных продуктов являю т ся результатом того, что министерства, в ведении которых находятся заготовитель ные и сбытовые организации, плохо занимаются делом сокращения накладных рас ходов, не контролирую т себестоимость заготавливаемых продуктов. Бесконтрольность со стороны министерств создаёт почву для всякого рода злоупотреблений,, позволяет заготовительным организациям включать все убы тки и потери в заготовительные расходы и тем самым покрывать свою бесхозяйственность. Отсутствие должного по рядка и режима экономии в организации заготовок, снабжения и сбыта приносит государству несколько миллиардов рублей убы тка. Наконец, всё еще велики административно-управленческие расходы. За послед ние годы неоднократно проводилось сокращение административно-управленческого аппарата в ряде органов государственного управления,. Однако это осуществлялось главным образом сверху, в административном порядке. Сокращение расходов на со держание административно-управленческого аппарата ещё не стало предметом по вседневной заботы руководителей учреждений и организаций. Многие министерства и ведомства допускают содержание работников сверх установленных ш татов. Боль шие излишества имеются (в аппаратах областных, городских и районны х учрежде ний и организаций. Опыт показывает, что совершенствование работы административно-управлен ческого аппарата, а та к ж е ул учш ение организации заготовокуи сбыта приводят и будут приводить к высвобождению части работников. Обязанностью хозяйственных и партийны х организаций является правильное использование высвобождающихся работников в интересах развития народного хозяйства. Соответствующие министер ства, Министерство трудовых резервов, партийны е и профсоюзные организации обя заны проявлять заботу о том, чтобы эти кадры получали необходимую производ ственную квалификацию и могли применить свои силы в тех отраслях хозяйства, развитие которых требует увеличения кадров. Имеющиеся во всех отраслях народного хозяйства излишества в расходовании материальных, денежны х и трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что многие руководители забыли о режиме экономии, не заботятся о разумном и экономном рас ходовании государственных средств, не проявляют надлежащей заботы об улучш ении финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими предприятий и учрежде н и й , а партийны е организации не замечают этих недостатков и не поправляют та ки х руководителей. Задача состоит^ в том, чтобы покончить с безразличным отношением хозяйствен-* ны х руководителей и партийны х организаций к фактам бесхозяйственности и расточительства. Вопросы осуществления самого строгого режима экономии должны всегда находиться в центре- всей наш ей хозяйственной и партийной работы. Мы должны неустанно заботиться о воспитании советских людей в духе бережного от ношения к общественной, социалистической собственности. Н уж н о искоренить вся кие излишества в расходовании материальных, трудовых и денежны х ресурсов и систематически обеспечивать выполнение и перевыполнение задании по снижению себестоимости продукции. Надо усилить борьбу с бесхозяйственностью, резко сни зи ть накладные расходы в промышленности, строительстве, на транспорте, в сель ском хозяйстве, в торговых, заготовительных и сбытовых организациях, решитель но осуществлять упрощение и удешевление государственного и хозяйственного аппа рата, усилить контроль рублём со стороны финансовых органов за выполнением хо зяйственных планов и соблюдением режима экономии. Н аш и хозяйственные кадры должны в совершенстве овладеть методами социалистического хозяйствования, обяза ны повышать уровень своей технической и экономической подготовки, систематиче ски улучш ать методы производства, искать, находить и использовать скры тые резер вы, таящиеся в недрах народного хозяйства. * • * Для успешного решения задач в области развития народного хозяйства огром ное значение имеет дальнейшее развёртывание социалистического соревнования. Пар ти я всегда уделяла большое внимание делу организации соревнования и считала, что главное в социалистическом соревновании состоит в том, чтобы подтягивать от стающих, чтобы равняться в работе на л учш и х. В условиях нашего общества на каждом участке социалистического строительства огромную роль играет положитель ный пример в работе. Советские люди на собственном опыте повседневно убеждаю т ся в том, что л учш ий пример организации производства, внедрение новой техн и ки , всякого рода усовершенствования и изобретения неизбежно сопровождаются облегче нием труда, приводят к улучш ению материального благополучия трудящ ихся. Н а всех участках социалистического строительства мы имеем множество примеров творческой инициативы трудящихся, направленной на обеспечение непрерывного роста и совершенствование социалистического производства. Н аш народ издавна славится своей творческой инициативой, сметкой, изобретательностью. (Продолжение см. на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz