Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
30 сентября 1952 г., № 232 (6546)’ К О М М У Н А 3 САХАРНУЮ СВЕКЛУ УБРАТЬ В СРОК И БЕЗ ПОТЕРЬ! В Россошн не борются за высокое качество уборки сахарной свёклы Колхозы, Россошанского района снабжа ют сырьём Ольховатский сахарный завод. Они засевают более 2 0 процентов от всей площади сахарной свёклы массива этого еавода. Сейчас наступила горячая пора: завод начал работать. К а к ж е оправляют ся россошанцы с задачей по снабжению его сырьём,? Из-за неудовлетворительной организа ции работ на свекловичных плантациях здесь допускаются значительны е потери и наруш ения установленных графиков по копке и возке свёклы. Н а 2 0 сентября график ко пки не выполнен Колхозами рай она на 2 3 7 гектаров, на 2 5 сентября — на 2 8 4 гектара. Вместо 3 0 процентов всей площади к этому времени ф актически *было убрано лиш ь 19 процентов к плану. С первых дней уборки образовался зна чительный разрыв между копкой и воз кой свёклы. На 2 0 сентября на п л ан та циях лежало около 3 0 ты сяч центнеров свёклы, а на 2 5 сентября количество её возросло до 4 4 ты сяч центнеров. Н е- .'фдеезенная свёкла хранятся в мелких ку ч а х , под открытым небом, что приво дит к провяливанию корней. Т акая свёкла принимается к а к брак. Не удивительно, что по массиву Ольховатского завода россо ш анские колхозы имеют самый высокий процент некондиционной свёклы. Только один колхоз им. Хрущ ёва, Россошанского района, ежедневно сдаёт почти половину некондиционной свёклы. Высокий процент брака допускают колхозы им. Андреева, «П уть Ленина» и другие артели района. Всё это ведёт к значительному уменьше нию доходов колхозов. Казалось бы, ч'то неблагополучие с ор ганизацией уборочных работ' должно взвол новать руководителей района, заставить и х заняться организацией работ. «Однако свеклоуборка предоставлена самотёку. Особенностью этого года, к а к известно, является высокий размер механизирован ной уборки свёклы. Россошанская и Ли- зиновская МТС направили в колхозы 3 2 свеклоподъёмника и 15 свекл око мбай- но!в. Но успешное проведение механизиро ванной уборки свёклы не определяется только наличием тех н и ки . Первостепенное значение имеет организационная работа по использованию этих машин. Только в том случае можно достичь положительных результатов, если работа машин на копке и вывозке свёклы будет основываться на планировании, расчётах, контроле за со- блюдением'- установленных заданий. Без этого немыслим поточный метод, осуще ствление которого является задачей к а ж дой станции и каждого колхоза н а свек лоуборке в нынешнем году. Успех механизированной уборки свёк лы во многом зависит т а к ж е от правиль ного сочетания работы механизмов с р а ботой звеньев. В Россошанском ж е районе в большинстве колхозов применяется ис ключительно индивидуальная сдельщина, хотя на уборке свёклы целесообразнее применять мелкогрупповую сдельщину. Отсутствие ее создаёт помехи для произво дительного использования к а к свёкло уборочных машин, т а к и автотранспорта. В полеводческой бригаде колхоза им. Ленина, которой руководит т . Орлов, свек лоподъёмник и свеклокомбайн подкапыва ли корни для каждой колхозницы в от дельности в закреплённы х за ними ряд ках вдоль посева. Комбайнер т. Б ессар а-: бов, работающий на однорядном овекло- ; комбайне, и тракторист т . Бутаёв были крайне неудовлетворены существующим порядком уборки, т а к к а к это приводило к частым холостым переездам агрегата. Вместе с тем каждой колхознице звена труп но было работать одной вслед за ком байном в связи с большой вытянутостью участка (свыше 3 0 0 метров). В итоге т т. Бессарабов и Бутаёв вынуждены рабо тать без графика и м аршрута, «на гла зо к» , что приводит к низкой производи тельности. Кроме того, при существую щей системе нельзя было с первых дней I ко пки приступать к вывозке свёклы, т а к к а к каждая колхозница имела небольшие запасы корней и совместную вывозку в таки х условиях трудно организовать. Т а кое положение создалось в ряде колхозов района.-» Отставание с вывозкой во многом зави си т т а к ж е от неполного переключения транспорта на вывозку свёклы . В этом в значительной мере повинен командир Рос сошанской автороты «Союззаготтранс» т. Шаталов, использующий многие м аш и ны , выделенные на вывозку корней свёк лы, не по назначению . Странным каж ется, что заведующий райсельхозотделом т . С апры кин и дирек тора Россошанской и Лизин опекой МТС т т. Тесля и Дегтярёв не обращают долж ного внимания на все эти недостатки, не принимаю т действенных мер к ул учш е нию руководства уборкой сахарной свёклы. Колхозы Россошанского района выра стили в нынешнем году урожай 'свёклы , значительно выше прошлогоднего. Имеют ся все возможности для того, чтобы уб рать её быстро и без потерь, без задерж ки отправить на заго тп ун кт. Надо только по-настоящему организовать дело. В. ЯКОВЛЕВ, гл, агроном управления технических культур Областного управления сельского хозяйства. У карачанских свекловодов В Е Р Х Н И Й КА РАЧА Л (по телефону). — В клю чивш ись в социалистическое сорев нование в честь X IX съезда партии, меха низаторы и колхозники района взяли обя зательство убрать сахарную свёклу в срок и без потерь, без задержки отправить её на заготовительный п у н к т . Обязательство выполняется. Колхозы уж е выкопали свёк лу с площади около 9 0 0 гектаров из п ла на 1 3 0 0 гектаров. Хорошо организована работа на п ланта ц и я х сельхозартели им. Ворошилова, где председателем правления И . Г. Попов. Д и рекц ия ТаволЖанской МТС направила-сю да два свеклоподъёмника. Работают оня хорошо. Уборка ведётся в тесном содру жестве механизаторов с колхозниками. Пример показывает звено т . Мешковой. Здесь все колхозницы в полтора раза пе ревыполняют нормы. Работа производится поточным методом. Вы копанная свёкла, быстро очищается, грузится на автомаши ны и в тот же день отправляется на Гри- бановский сахарный завод. Близка к завершению уборки свёклы сельхозартель им. Димитрова, которой ру ководит т. Овчинников. Там ко пка орга низована на основе применения мелко групповой сдельщины. Это содействует по вышению производительности труда, поз воляет без задержки отправлять свёклу на заготовительный п у н к т . . Москва, Строительство высотного здания гостиницы на Комсомольской площади. Фото Н, Грановского (ТАСС). „ Неделя сада“ Б е с е д а с з а м е с т и т е л е м м и н и с т р а с е л ь с к о го х о з я й с т в а Р С Ф С Р И. Е. Назаровым 2 8 сентября в центральны х, северо-за падных и северо-восточных -районах РСФСР начинается «Неделя сада». В ю ж ных районах она проводится с 2 6 о к тября. «Неделя сада» организуется в РСФСР ежегодно. Плодовые насаждения создают ся во всех районах республики. В по слевоенные годы новые сады заложены здесь на площади 1 0 4 ты сячи гектароз. На 1 6 ,5 ты сячи гектаров увеличилась площадь виноградников. Мечта великого преобразователя природы И . В. М ичурина осуществляется. Плодоводство всё более продвигается в районы Севера. В Сибири и на Урале плодовые насаждения уж е за нимают площадь более 16 тыс. ‘гектаров. В проекте директив X IX съезда партии по пятому пятилетнему плану предусмат ривается увеличение за пятилетие пло щади садов и ягодников в колхозах, п ри мерно, на 7 0 процентов и виноградни ков — на 5 0 процентов. В колхозах центральных районов РСФСР площадь садов и ягодников будет увели чена, примерно, в два раза, в Крыму и на Северном Кавказе — почти в полтора раза, а в районах Севера — более чем в семь раз. Крупны е сады будут зало жены в зонах великих строек коммунизма. Выполнение этой большой программы развития садоводства и виноградарства потребует увеличения посадочного мате риала в два— три раза. Созданная в РСФСР плодопитомническая база вполне может разрешить эту задачу. В респуб лике сейчас имеется 1 6 5 плодопитомни ческих совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР, 1 1 5 питомников мест ных сельскохозяйственных органов и более 7 0 0 колхозных питомников. В этом году они дают саженцев в четыре раза больше, чем в 1 9 4 7 году. Однако питомники рес публики далеко не используют все свои возможности. Во многих хозяйствах вы ход саженцев очень низок. Следует всем перенять опыт Острогожского плодопи томнического совхоза Воронежской обла сти, Буинского плодопитомника Т атар ской АССР и других передовых хозяйств, ежегодно получающих по 1 9— 2 0 тысяч саженцев с гектара. Основная задача «Недели сада» — по садка новых садов, образцовая'подготовка старых насаждений к зиме, создание всех условий для получения в будущем году высоких урожаев плодов, ягод и в и нограда. Колхозам при участи и МТС предстоит заложить новых садов, ягодников и вино градников на площади более 2 2 тысяч ге к таров. Посадка плодовых и ягодных расте ний будет проводиться та кж е в совхозах, подсобных хозяйствах, при ш колах, боль ницах, домах отдыха, санаториях, в кол лективны х садах рабочей и сл уж ащ их и на приусадебных участках. Значительное количество плодовых растений посадят этой осенью в полезащитных лесных по лосах, скверах и на улицах городов, рабо чих посёлков я колхозных сёл. (ТАСС ). 7** НА Ш К О Л Ь Н Ы Е Т ЕМЫ Важный элемент политехнического обучения учащихся средних школ В проекте директив X IX съезда комму нистической партии по пятому пятилет нему плану развития СССР на 1 9 5 1 — 1 9 5 5 годы даются важнейш ие указан и я по улучш ению учебно-воспитательной ра боты ш кол. «В целях Дальнейшего повышения со циалистического воспитательного значе ния 9 общеобразовательной школы и обес печения учащ им ся, заканчивающ им сред нюю ш колу, условий для свободного вы бора профессий, — говорится в проекте директив, — приступить к осуществле нию политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходи мые для перехода к всеобщему политехни ческому обучению». Эти исторические указан и я партии обязывают средние и семилетние школы вооружать учащ ихся систематическими и прочными знаниями основ н ау к, учи ть их применять эти знания на п р акти ке. Наряду с работами в лабораториях, на ш кольных учебно-опы тны х у ч астках, в различных к р у ж к а х одним из важ ны х элементов политехнического обучения яв ляются производственные экскурсии. Нельзя успешно осуществлять задачу по литехнического обучения без планомерно го и целеустремлённого изучения работы промышленных предприятий, электро станций, совхозов, колхозов, МТС. Даже самый красочный и образный рассказ учителя, самые интересные опы ты , р и сун ки и модели должны быть под креплены личными наблюдениями ш коль ников за работой настоящих машин, не посредственным знакомством с ними в цехе, на животноводческой ферме, в поле. Учебно-производственные экскурсии позволяют ш кольникам видеть п р акти че ское применение законов физики, химии, биологии, понять физические основы ма ш и н, воочию убедиться в грандиозных до стиж ениях советской н ау ки и техн и ки . Важное значение учебно-производствен ных экскурсий состоит ещё и в том, что они не просто знакомят ш кольников с ос новами промышленного и сельскохозяйст венного производства вообще, а со специ фическими особенностями этого производ ства в своей области. А это, нам к а ж е т ся, очень важно для свободного выбора профессии. Ведь многие учащ иеся после окончания школы идут работать на заво ды или в колхозы своего края. В наш ей области с каждым годом ра стёт число учителей, умело и системати чески проводящих производственные экс курсии. Вот отдельные примеры. Учитель физики Криниченской семилетней школы Острогожского района П. А. Козодаев, проводит экскурсии почти по каждой те ме учебного курса физики. Т а к, нап р и мер, изучая тему «Закон сообщающихся сосудов. Водопровод», он совершает с у ч а щимися экскурсию на водонасосную стан цию . При прохождении тем «Работа и энергия», «Простые механизмы» ор ганизует экскурсию в механический цех местного завода. При изучении темы «П а ровые машины» он проводит экскурсию в железнодорожное депо, «Двигатели в н ут реннего сгорания» — на м аш и н но -тр ак торную станцию и т а к далее. К экскурсиям т. Козодаев сам хорошо готовится и тщательно подготавливает учащ и хся. Заранее разработанный план экскурсии он доводит до каждого ш коль н и ка, указы вает, на что н уж н о будет об ратить главное внимание, рекомендует ли тературу, которую следует прочитать л т . д. За два-три дня до экскур си и т . Козо даев повторяет с учащ имися основные разделы темы, намечает одну или две за дачи, для составления которых материал собирается во время экскурсии, даёт у ч а щимся задания для составления отчётов после экскурсии. С неменьшим успехом использует экс курсионны й метод учительница физики Средне-Икорецкой средней ш колы Лис- кинского района Г. Н . Калаш никова. П ри- ! ведём для примера только одну экскурсию в МТС, проведённую ею в прошлом учеб ном году с учащимися 8 -го класса. Готовясь к экскур си и , тов. Кал аш н и ко ва сама побывала в МТС, вместе с р уко водителями станции тщательно продумала план проведения экскурсии. В соответствии с планом, учащ иеся ознакомились с машинами, применяемыми для обработки почвы , на уборке, на мо лотьбе и зерноочистке. В мастерской они осмотрели разобранные для ремонта т р а к торы, ознакомились с передачей движе ний в металлообрабатывающих етан ках: сверлильном, фрезерном, токарном. Исходя из цели экскурсии, учител ьни ца обращала главное внимание учеников н а основные части маш ин и на работу и х . Осмотр каждой машины дал восьмиклас сникам много интересного и поучитель ного. После экскур си и учительница дала несколько заданий учащимся. Одни должны были описать группы сельскохо зяйственных м ашин по их назначению , другие— виды движений, третьи — п р и меры преобразования движений и виды передач, четвёртые — полезное и вред ное трение в м аш инах и т. д. Н а одном из ближ айш их занятий тов. Калаш никова подвела итоги проведённой экскурсии. Серьёзное внимание уделяют проведе нию производственных экскурсий у ч и те ля физики и химии 8, 18, 2 9 , 2 5 -й школ города Воронежа, Семилукской, Бобров ской, Алексеевской и некоторых других средних школ области. Вместе с тем следует отметить, что эю важное мероприятие в большинстве наш их городских и сельских школ орга низовано пока плохо. Многие молодые учителя производственные экскурсии про водить не умею т. Педагогические и у ч и тельские и н сти туты не вооружают своих питомцев знаниями методики проведения учебно-проявиодственных экскурсий. Не оказывают ещё учителям в этом де ле н уж но й помощи кабинеты физики и биологии И нсти тута усовершенствования учителей и областная экскурсионно-тури стическая станция. В свете задач, поставленных перед ш ко лами проектом директив X IX съезда ком мунистической п ар ти и , н уж н о коренным образом ул учш и ть организацию и прове дение производственных экскурсий. Т, ПЧЕЛЬНИКОВ, КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО Доцентом кафедры русской литературы Воронежского государственного универси тета А. М. Абрамовым написана к н и га «Поэтическое мастерство Маяковского в поэме «Владимир Ильич Л енин». В бли жайш ее время эта кн и га выйдет в свет в издании Воронежского областного к н и го издательства. К н и га А . М. Абрамова рассчитана на ш ирокий к р у г читателей— учащ ихся стар ш и х классов средней ш колы , студентов и н ауч ны х ра бот никоов-литератур оведов. и л ь 3 о л я Э м \ В дни героической борьбы, которую ве дёт сейчас французский народ во главе со своей коммунистической партией против империалистической реакции , имя Золя особенно популярно среди передовых лю дей Франции. Эмиль Золя (1 8 4 0 — 1 9 0 2 г .г .) не был революционером во всём глубоком смысле этого слова. Однако лучшие его романы и публицистические вы ступления насыщены духом борьбы за социальную справедли вость, ненавистью к мракобесию, любовью и уважением к народу, преданностью его интересам, беспокойством за судьбу своей родины, чувством гражданского долга. В конце X IX века бурж уазная литерату ра Франции представляла собою безотрад ную кар ти н у. Во французской поэзии и прозе того времени свило себе гнездо дека дентство, видевшее смысл и скусства не в познании ж и зн и , не в борьбе за правду и народное счастье, не в постижении глубо кого и многосложного духовного мира че ловека, а в бесконечной возне с замкнутым мирком личны х переживаний и мимолёт ных ощ ущ ений худ ож ни ка. В этой тл е творной литературной обстановке Золя ос тался верен славным боевым традициям французского гуманизма, сохранил право на высокое звание писателя-гражданина. Литературный путь Золя — путь вели кого тр уж ен и ка. Его произведения — ре зультат упорного труда. Любимым изрече нием писателя, украш авш им его рабочую комнату, было древнее латинское изрече ние: «Ни одного дня без взмаха ки с ти ». Стремясь быть верным жизненной прав де, Золя не жалел времени и трудов для того, чтобы внимательно изучать тот мате риал действительности, который потом с таким поразительным изобилием и точ- ☆ К 50-летию СО ДНЯ СМЕРТИ ☆ ностью он воспроизводил в художествен ны х образах. Золя расширял, уточнял и углублял собственный жизненны й опыт для того, чтобы точно и правдиво вос производить жизнь. Дело не только в том, что писатель, за думав свой роман «Чрево П ар иж а», где изображается п ариж ский Центральный ры нок, исходил всю рыночную площадь и прилегающие к ней улицы , досконально изучил различные моменты рыночного дня, вооружился нуж ны ми статистическими сведениями; не только в том, что создавая роман «Жерминаль», он спускался в ш а х ты, знакомился с бытом и условиями труда французских горняков, или ж е, задумав «Западню », долго и пристально изучал быт и язы к рабочего предместья П ар иж а. Н а блюдения Золя были устремлены более глубоко. Золя изучал социальные условия, в ко торых ж и в у т его герои, он с напряжённым и страстным вниманием следил за полити ческой жизнью своей страны . К а к неуто мимый следователь, он изучал факт за фактом французскую жизнь «нелепой эпо хи безумия и позора». В статье, посвя щённой десятилетию со дня смерти Эмиля Золя, «Правда» писала: «Не игра фанта зии, а изучение человеческой психологии, всего того, чтб связывает человека с обще ством, что делает человека продуктом оп ределённых общественных условий, должно лежать в основе нового романа — вот что было написано на знамени Золя. Благода ря этому методу романы 3(Тля стали широ кими, правдивыми, захватывающими кар тинами современного общества. Они стали социальными романами». Золя был опасным обличителем фран цузской буржуазной реакции и мракобе сия, он ясно видел и беспощадно обнажал бесчеловечную разрушительную силу бур ж уазной «цивилизации», лживость и про дажность буржуазны х политиканов, х ищ ническую жадность капиталистов. Каждая кн и га писателя вызывала злоб ные откл ики со стороны реакционной пе чати. В течение целых десятилетий Золя подвергался травле реакционны х газет и журналов. У ж в пору своей широкой изве стности он не раз с горечью и негодова нием говорил о том потоке лжи и клеветы , который изливали на него литературные враги. В трудное для Эмиля Золя время на по мощь ему пришли русские писатели — И . С. Тургенев и М. Е. Салты ков-Щ едрин. И х стараниями писатель был привлечён на постоянную работу в «В естник Европы». В продолжение ш ести лет (с 1 8 7 5 по 1 8 8 0 г.) он являлся постоянным сотрудни ком русского ж урнала и более 6 0 его произведений — статей, литературны х и политических очерков, рассказов — были впервые напечатаны на русском язы ке, а затем уж е через много времени автор по лучил возможность опубликовать их у се бя на родине. В 1 8 8 0 году, в предисловии к одной из своих кн и г, Золя, вспоминая об этом периоде своей ж и зн и , писал: «Да бу дет мне дозволено публично высказать всю свою благодарность великой нации, кото рая согласилась дать мне приют в то вре мя, ка к парижские газеты , все до одной, отказывались меня принимать и отвергали мою литературную борьбу. В одну из уж аснейш их моих годин смущенир и от чаяния Россия вернула мне веру, предо ставив мне трибуну и публику, самую об разованную и самую сердечную, какую только можно себе представить... Я не мо гу без волнения об этом говорить и навсег да, навеки сохраню благодарность». Травля передового худож ника Франции реакционной французской прессой п ри ня ла особенно разнузданный характер после того, к а к в 1 8 9 8 году Золя издал свой по литический памфлет «Я о б в и н я й »— от крытое письмо президенту Французской Республики Феликсу Фору. Памфлет Золя был вызван к ж и зни пресловутым «делом» офицера французской армии Дрейфуса, за ведомо ложно обвинённого в государствен ной измене, в то время к а к истинный ви новник был оставлен на свободе. «Дело» Дрейфуса послужило поводом для ожесто чённой политической борьбы в Третьей республике. Тогда Франция разделилась на два лагеря: защ итников демократических свобод и республиканского строя и отъяв ленных реакционеров, политических бан дитов, нагло устраивавших уличные мо нархические демонстрации при преступном попустительстве «республиканской» поли ции. Эмиль Золя мужественно защищал республиканский строй, свободу и честь французского народа; он вёл себя к а к убеждённый демократ. Благородным поборником социальной правды и интересов народа, неутомимым обвинителем буржуазной лж е-цивилизации и лже-демократии выступал Золя в л уч ших своих художественных произведениях. Но не всё было верно в литературны х взглядах писателя. Созданная им теория натуралистического искусства обедняла и искаж ал а природу художественного твор чества. Однако Золя был слишком правди вым художником, чтобы оставаться вер ным этим своим предвзятым взглядам. Серия романов « Р уго н -М аккары », соз данию которой Золя посвятил почти всю свою творческую жизнь, названа автором «Естественной и социальной историей од ной семьи во время второй империи». П и сатель предполагал объединить эти рома ны идеей наследственности, показать власть наследственности над личностью и судьбой его героев, принадлежащих к ог ромной разросшейся семье Р у го н -М а кка - ров. Но осуществить этот ложный замы сел ему не удалось. Колоссальная сила и правдивость реалистического искусства Зо ля оттеснили на задний план биологиче скую тему, выдвинув на первый план со циальное содержание. «Все слои и группы современного общества нашли себе отра ж ение в его романах, — писала «Правда» в 1 9 1 2 году. — Б ан к, биржа, парламент, фабрика, церковь, публичный дом, П ариж и Рим, мелкая лавчонка и современное все мирное торжищ е, социалист и поп, анар хист и миллионер, управляющий из своего кабинета судьбами народов, — все состав ные элементы современного общества, вся современная культура нашли своё вопло щение в творчестве Золя. Его романы лишь по внешности представляют драмы и трагедии отдельных личностей; по сущ ест ву, это трагедия современного человечест ва, загнанного в кровавый и грязный угол и не умеющего найти дорогу к свету и свободе». В первых ж е романах своей серии — «Карьера Ругонов», «Добыча», «Чрево П а р иж а» — Золя атаковал самые основы буржуазного строя второй империи. С ог ромной силой он изобразил буржуазны х политиканов, пришедших к власти вместе с Наполеоном I I I , к а к жадную свору, раз дирающую на части народное достояние, или, по собственному выражению писате ля, к а к «ш ай к у разбойников, потрошащих П ар и ж ». В «Завоевании Плассана» он за клеймил в лице низкого интр и ган а и че столюбца аббата Фожа политический аван тюризм клерикальных кругов Франции. Образы королей биржи и кр уп ны х пред принимателей, рантье, обезумевших от лёг кой наживы , расчётливых космополятов- авантюристов приобрели почти памфлет ную остроту в романах Золя «Деньги» и «Дамское счастье». В романе «Разгром» писатель с докумен тальной убедительностью и могучим реа лизмом показал всю неизбежность разгрома французской армии при Седане, разгрома, завершившего собою ф ранко-прусскую вой ну 1 8 7 0 — 1 8 7 1 годов. В предисловии к этой кн и ге Золя высказал глубокую мысль, что гибель второй империи, казавш аяся ему необходимой к а к худ ож н и ку, осуще ствилась к а к необходимость историческая. В этой мысли — ключ к исторически обоб щающему смыслу всей серии « Р у го н -М а к кары ». Мысль об обречённости хищ н и че ского, человеконенавистнического бурж у азного строя овладевает читетелем этих кн и г. Золя изобразил в « Р уго н -М аккар ах» время второй империи, но изобразил так, что художественные выводы писателя мо гу т быть отнесены и к Франция времён Третьей республики и к современным им периалистам и их прислуж никам , вверг шим Францию в новую «эпоху безумия и позора». Золя не понимал всей великой истори ческой роли рабочего класса. Но образы рабочих, которые он т а к ярко нарисовал, говорят больше, чем, может быть, хотел сказать сам писатель. У ж е в «Западне» Золя воссоздал ж и знь обездоленных тр у ж еников, погибающих жертвою безжалост ных, звериных законов капи талистическо го общества. Ещё глубже и шире раскрыл эту тему Золя в романе «Ж ерминаль», це ликом посвящённом забастовке французских углекопов, «борьбе труда и капи тал а», к а к определил свою тему сам писатель ещё в предварительных набросках к кн и ге. Роман полон горячей веры в правду и си лу народа. Вот почему к благородному образу писа теля-граж данина т а к часто обращаются передовые люди современной нам Фран ции. Вот почему всё прогрессивное чело вечество чти т память Эмиля Золя. Валентина ДЫННИК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz