Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
24 сентября 1952 г., № 227 (6541)' К О М М У Н А 3 ☆ ☆ Великийсынрусскогонарода ги общества восприняли смерть Радищева, А. Н. Радищев. Репродукция с рисунка художника А. Лактионова, -☆ ☆ - «М ы гордим ся тем, чт^... насилия вы зывали отпор из наш ей среды, из среды великоруссов, что эта среда вы д в и н ул ^ Радищ ева, де кабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов...». В. И. ЛЕНИН . «Р уководи тели револю ционны х рабочих всех с тран с ж а д н о с тью и з у чаю т поучительнейш ую историю рабоче го класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реа кционной существовала еще Россия революционная, Россия Радищ евы х и Ч ерныш евски х, Ж е л я б о вых и У льяновы х, Х а л тур и ны х и Алексеевых. Всё это вселяет (не м ож е т не вселять!) в сердца р у с с ки х рабочих чувство революционной на ц и о нальной гордости, способное д в и га ть горам и , способное твори ть чудеса». И. В. СТАЛИН. «...Радищев не годующ е клейм ил крепостничество, его ж е сто кость, у тверж д ал за кон но с ть лю бы х действий крестьян, о тстаива вш и х своё право на звание человека». ^ ц КАЛИНИН Издание сочинений А. Н. Радищева Александр Николаевич Радищев был первым писателем-ревелищионером, зало- - жившим основы великой русской револю ционной литературы, которая сыграла вид нейшую роль в отечественном освободи тельном движении. Имя Радищева стоит первым в ряду славных борцов за народ ное освобождение, против крепостничества и самодержавия. Передовая русская литература воспри няла и развила революционные идеи Ра дищева. От поэтов-радищевцев, ближай шим образом связанных со своим учите лем, к декабристам и Пушкину, от них — к Лермонтову, Белинскому и Герцену, к Чернышевскому и Добролюбову, Некрасову и Салтыкову-Щедрину идёт непрерыв ное развитие революционных .идей, идей борьбы против .крепостничества и самодер жавия. ^Александр Николаевич Радищев .родил ся в 1749 году, в деревне Верхнее Аблязо- во, Кузнецкого уезда, Саратовской губер нии, в помещичьей семье. В 1771 году Радищев поступил прото колистом в Сенат. В это же время нача лась его литературная деятельность, тесно связанная с деятельностью передовых лю дей того времени. В 1773 году, вышел ра дищевский перевод книги Мабли «Раз мышление о греческой истории». Автор перевода в примечаниях к книге написал: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В том же году Радищев был переведён на служ бу в штаб петербургского глашокоман- дующего, ще находился весь период кре стьянской войны. Только в 1775 году, т. е. в период расправы с участниками кресть янского восстания, он ушёл со службы, вероятно, по политическим соображениям. На государственную службу Радищев вер нулся через два года, поступив в коммерц- коллегию. В 1780 году — он помощник начальника санкт-петербургской таможни, а с 1785 .года — управляющий этой та можней. Занимаясь одновременно литера турной деятельностью, Радищев в 1780 году написал «Слово о Ломоносове», в 1782 году — «Письмо к другу, житель ствующему в Тобольске», в 1783 году — оду «Вольность», в 1784— 1788 годах — «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» и -в 1789 году — своё произведение, навеки вошедшее в историю русской литерату ры — «Путешествие из Петербурга в Москву». «Путешествие» Радищев издал в соб ственной типографии в 1790 году. За эту кни гу он был по распоряжению Екатери ны II арестован и предан суду. Его при говорили к смертной казни, по императ рица «милостиво» заменила казнь ссылкой в Сибирь на 10 лет. Радищева отправили в Илимский острог. Только после смерти Екатерины, в 1796 году, писателю было разрешено вернуться на родину. После смерти Павла I, в 1801 году, Радищев был амнистирован, восстановлен в пра вах и назначен в комиссию по составле нию законов. Работа в этой комиссии ещё раз показала, ему, что правительство ни на какие уступки народу не пойдёт. Ра дищев не мо'г смириться со своим положе нием, не мог стать орудием деспотизма, и в сентябре 1802 года он кончил жизнь самоубийством, приняв яд. Передовые кру- как убийство писателя режимом Алек сандра I. Весь жизненный путь Радищева., его творчество рисуют величественный образ первого русского иисателя-революционера, философанматериалиста, одного из зачина телей русского критического реализма, ос нователя революционных традиций вели кой русской литературы, пламенного' бор ца против крепостничества и самодержа вия. Писатель не просто боролся против фео дального порядка, он призывал к народ ной революции и шёл так далеко вперёд в своих революционных взглядах, что про тянул руку через голову декабристов к революционным демократам — Белинско му, Чернышевскому, Добролюбову. В «Пу тешествии» Радищев прямо призывал к народному восстанию, к народной кре стьянской революции. Он считал, что побе да крестьянской революции создаст новую жизнь, выдвинет новых людей, у которых не будет никаких крепостнических взгля дов. История показывает, что до таких революционных мыслей не мог подняться ни один мыслитель XV III и начала XIX вена. Радищев видел неизбежность народной крестьянской революции, он понимал, что народ выдвинет новых людей, которые бу дут превосходить нынешних правителей. В этом его убеждал опыт крестьянской войны под руководством Пугачёва. Всё Это, с одной стороны, показывает силу мысли, благородство человека, потрясён ного тяжестью порабощения и стремяще гося помочь страждущему человечеству, а с другой — свидетельствует о разложе нии, которое началось среди господствую щего класса дворян, лучшие люда кото рого уходили к классу угнетённому. Ради щев считал, что государство, где две тре ти граждан лишены гражданского звания и частично в законе мертвы, не может называться блаженным. Он— за освобож дение народа, за уничтожение рабства. Он убеждён, что земля должна принадлежать тем, кто на ней работает.' Радищев не только писал о том, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В сне из главы «Путешествия» — «Спасская Полесть» он показал самую сущность са модержавия, обнажил всю его социальную гнусность. Радищев жестоко обличил цен зуру, суд, церковь, бюрократизм, показал купца-экоплуататора. Всему этому порядку жизни писатель противопоставил призы® к вольности, к свободе: 0 ! дар небес благословенный, Источник всех великих дел, 0 , вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб раб тебя вошел. Советские люди чтут память Александ ра Николаевича Радищева, как славного сына великого русского народа, как чело века и мыслителя, борца за свободу тру дящихся, призывавшего к свержению цар ского самодержавия. Они свято берегут в памяти имя выдающегося писатадя-рево- люционера, говоря о нём его же словами: «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрёшь». Проф. М. ДОБРЫНИН. Советский народ чтит память великого русского иисателя-революционера и фило софа А. Н. Радищева,. Его замечательное произведение, проникнутое пламенной лю бовью к народу и гневным протестом про тив крепостничества и самодержавия, — «Путешествие из Петербурга в Москву» стало достоянием миллионов советских Лю дей. Оно издано за последнее время на бе лорусском, армянском, латышском, тад жикском, азербайджанском языках. Гослитиздат выпустил к памятной дате однотомник избранных произведений вели кого писатели-революционера. Издательст во Академии наук СССР завершает изда ние полного трёхтомного собрания сочине ний А. Н. Радищева. Институтом русской литературы Академии наук СССР подготов лен к печати третий заключительный том. Государственное издательство полити ческой литературы выпускает однотомник избранных философских и общественно- политических произведений А. И. Ради щева. (ТАСС). ТТсполнилось 150 лет со дня смерти первого русского революционера, за мечательного учёного и писателя Алек сандра Николаевича Радищева. А. Н. Радищев, пламенный патриот, пи сатель-борец, провозвестник русской рево люции, внёс огромный вклад в историю общественной мысли в России, оказал большое влияние на развитие русской ли тературы, философии, истории, экономи ческих и юридических наук. Революционный характер, оригиналь ность и самобытность общественно-поли тических, социально-экономических, исто рических и философских взглядов Радище ва были обусловлены особенностями исто рического развития России, Его революци онное мировоззрение выковывалось в гор ниле стихийной освободительной борьбы русского народа против помещиков и фео дально-абсолютистского строя во второй половине XV III века. Историческая заслуга Радищева состоит в том, что он, первый русский революцио нер, всю свою жизнь и многогранную де ятельность подчинил служению народу, за щите его кровных интересов. В своих литературных произведениях: «Дневник одной недели», «Вольность», «Житие Ушакова», «Путешествие из Пе тербурга в Москву», «Бова», «Песни, пе тые на состязаниях», «Песнь историче ская» и других Радищев с передовых, на родных позиций решает многие актуаль ные вопросы современности. Центральное место в творчестве Радищева занимают его ода «Вольность» (1783 г.) и «Путешест вие из Петербурга в Москву» (1790 г.). В оде «Вольность» писатель смело клей мит самодержавие, как «крови нашей алч ного гада», и призывает народ восстать против царя, «задавить» этого «хищного волка». С о™? большей силой идая народной ре волюции выражена им в знаменитом «Пу тешествии из Петербурга в Москву». В «Путешествии из Петербурга в Моск ву» даётся глубокая и всесторонняя кри- Пламенный патриот ☆ / С. ЛАЗУТИН, доцент Воронежского государственного университета ☆ тика всего общественного и государственно го строя России конца XV III века. Главный удар в этой подлинно революционной кни ге наносится по самодержавию и крепост ничеству. Царь, по определению Радище ва, — «первейший в обществе... убицца, первейший разбойник, первейший преда тель...». Глубоко вскрыв классовые противоречия феодально-монархистского государства, на рисовав сатирические портреты помещи ков, вельмож и царских чиновников, ос новным героем своего произведения писа тель-революционер делает народ. Он лю бовно создаёт замечательные образы бур лака, пахаря, деревенских рекрутов, пев- ца-нищего и др. Раскрывая замечательные качества русского народа, глубоко веря в его революционные силы, Радищев зовёт народ к свержению самодержавия и унич тожению крепостничества. Величайшая' заслуга Радищева как пи сателя в том, что он первый в нашей ли тературе создал подлинно революционные, подлинно народные произведения, в кото рых идею патриотизма неразрывно связал с идеей народной революции. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева было прямым вызовом крепост никам и самодержавию. 0 революционной книге Радищева Екатерина II в бешенстве писала: «...Всё сие -клонится к возмуще нию крестьян противу помещиков, войск нротиву начальства...». Об оде «Воль ность», включённой в «Путешествие из Петербурга ;в Москву», спа говорила: «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою». О самом Радище ве Екатерина II заключила: «Он бунтов щик хуже Пугачёва». По её указке 30 июля 1790 года Радищев был схвачен, брошен в казематы Петропавловской кре пости и потом сослан на десять лет в Си бирь, в Илимский острог. Но и ссылка не сломила боевого духа Радищева. В далёкой Сибири Радищев не покидает поста верного служения народу. Занимаясь общественно-педагогической и врачебной деятельностью, талантливый русский учёный много занимается вопро сами отечественной истории, вместе отря дом других работ пишет свой главный фи лософский труд « 0 человеке, о его смерт ности и бессмертии». Философская система Радищева прочно опиралась на достижения современного ему естествознания и, главным образом, на на ручные открытия Ломоносова. Все основные вопросы философии, и прежде всего вопрос об отношении бытия и сознания, Радищев решает материалистически. Вопросов истории Радищев касается в таких своих работах, как «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Сокращённое повествование о приобретении Сибири», «Песнь историческая», «Осьмнадцатое сто летие» и др. В этих сочинениях Ра дищев даёт верную оценку исторической деятельности Ивана Грозного, Петра I. Считая народ основной движущей силой истории, Радищев отмечает такие замеча тельные качества русского народа, как трудолюбие, благородство, - мужество, «твёрдость в предприятиях» и «неутоми мость в исполнении». Видя огромную со зидательную силу своего народа, глубоко веря в его светлое будущее, Радищев вос клицал: «О, народ, к величию и славе рождённый!». Много новых, передовых и оригиналь ных мыслей высказал Радищев и в трак товке экономических вопросов. • Экономи ческие вопросы, как и многие другие, Ра дищев решает, исходя из права крепост ного крестьянства на землю, на орудия и средства производства. Борьбе с самодержавием и крепостниче ством была подчинена и юридическая дея тельность Радищева. В 1801 году Ради щев был привлечён к работе в комиссии по составлению гражданских законов. Работа в комиссии была последней попыткой ре волюционера вступить в неравный бой с самодержавием и крепостничеством. Но вновь началась травля Радищева. Опять ему стали грозить ссылкой. Убедившись в невозможности и этими, последними пред принятыми им мерами изменить основы феодально-абсолютистского строя, Радищев 24 сентября 1802 года покончил жизнь самоубийством. В силу исторических условий конца XV III века Радищев, разумеется, не мог подняться до материалистического пони мания законов истории. Трактовка Ради щевым многих общественных вопросов бы ла утопической. Но для своего времени он был выдающимся, самым передовым, са мым прогрессивным мыслителем, намного превосходившим всех современных ему философов и социологов Запада. Значение деятельности Радищева огром но. Радищев оказал мощное влияние на развитие освободительного движения в России, на формирование русской револю ционной мысли, материалистической фи лософии и народного, реалистического ис кусства. Радищев является нашей нацисшльной гордостью. Советскачу народу, беспредель но любящему свою прекрасную Родину, преисполненному гордости за её героиче скую .историю, дорого имя замечательного русского' писателя и учёного, пламенного патриота Радищева. А. Н. РАДИЩЕВ ВодЬносшЬ отрывки из оды О ! дар небес благословенный, Источник всех ве л и ки х дел, О, вольность, вольность, дар бесценный, П озволь, чтоб р а б тебя воспел. И сп о л н и сердце твоим ж а р о м , В нём си льны х мыш ц твоих ударом В о свет рабства тьму претвори, Д а Брут и Телль ещё проснутся, Седяй во власти да смятутся От гласа твоего цари. * * * И мы внимаем Х ладнокровно, К а к кр ови наш ей алчны й гад, Р угаяся всегда бесспорно, В весёлы дн и нам сеет ад. В о кр уг престола все надменна Стоят коленопреклоненно; Н о мститель, трепещи, грядёт, О н молвит, вольность прорекая, И се м олва от кр а й до кр ая, Г л а с я свободу, протечёт. * * * М н е слышится у ж глас природы , Н а ча л ьны й глас, глас божества ; Трясутся вечна м р а ка своды, Се м иг р ож д е нью вещества. Се медленно и в стройном чине Грядёт зиждитель наедине — Рекл... я р к и й свет пустил свой л уч, И л о ж н ы й плена скиптр поправш и, С гущ ённую м гл у разогнавш и, / Блестящий день родил из туч. Писатель-революционер Имя Радищева неразрывно связано с судьбами русского революционного освобо дительного движения, оно находится в пер сом ряду имён борцов за свободу нашей Родины. Пушкин назвал Радищева «вра гом рабства». Герцен видел в нём непо средственного предшественника русской революционной демократии. В своей зна 1 менитой статье «0 нацио нальной гордости великороссов», указы вая на мужественную борьбу русского на рода против жестокого шёта и насилия царских палачей, дворян и капиталистов, В. И. Ленин писал: «Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из на шей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабри стов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революцион ную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и поме щика» (Соч., изд. 4-е, т. 21, стр. 85). Радищев в своём творчестве впервые в истории русской литературы соединил па триотический пафос с идеей революцион ной борьбы против самодержавно-крепост нического строя и тем самым заложил бла городные традиции, по (которым шло раз витие русской общественной мысли и литературы. Советский народ высоко оценил рево люционные заслуги писателя перед Роди ной. После Великой Октябрьской револю ции ему первому был воздвигнут памятник. Решающее значение в формировании мировоззрения Радищева сыграло широко развернувшееся в 1773— 1775 пг. кре стьянское восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Пугачёвское восста ние убедило Радищева в том, что русский народ способен давать отпор угнетавшим его помещикам. Е этим годам относится начало литературной деятельности Ради щева. Он выступил в литературе как ре шительный противник самодержавия и крепостного права. Революционным подвигом во имя осво бождения русского народа была его долго летняя работа над книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он с величайшим мужеством и глубокой верой в свои убеждения обосновал право народа на восстание против эксплуататоров, на званных им «зверьми алчными, пиявица ми ненасытными». Вся книга Радищева, как и другие его произведения, проникнута патриотическим пафосом борьбы против самодержавия. Царь, по определению Радищева., «злодей, злодеев всех лютейший», он «первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель». Радищев смело разоблачал либеральные обещания Екатерины II. «Нет, — писал он, и до окончания мира примера мо жет быть не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти». Только в народе писатель видел нравст венно здоровых людей, стремящихся к со циальной справедливости. Радищев сочув ствовал угнетённым. Большой душевной теплотой проникнуты страницы «Путе шествия», где речь идёт о жизни крестьян. Радищев призывал трудящиеся массы к революционной борьбе против креностни- ка-помещика. «Сокрушите орудия его зем леделия, — писал он, —- сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по ни вам, на них же совершалося его мучи тельство». По широте охвата действительности и верности её изображения книга Радищева представляет собой энциклопедию русской жизни конца XV III века.. В общественной жизни идеалом для Радищева была демократическая респуб лика. Он в своих сочинениях постоянно подчёркивал идею социального равнопра вия. Радищев разоблачал не только само- держа вно-кр епостаический строй в Рос сии, ,но и буржуазные порядки на Западе и в Америке. В «Путешествии» он с воз мущением писал о рабовладельческой кон ституции Соединённых Штатов. Америка представлялась Радищеву страной, где, по его словам; «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысящи не имеют надёжно го пропитания, ни собственного от зноя и мраза уюрова». На американских товарах, привозимых в Европу, Радищев видел сле ды «пота, слёз и крови, их омывших при их возделлнии». Строгим судом судил Ра дищев «наивеличайшую развратность нра вов» английской буржуазии, которая за правляет судьбами страны, «возмеряя всё на весах корысти». Свои взоры Радищев обращал не в про шлое России и не в сторону от неё, а в её великое будущее. Он пророчески пред сказывал революцию в России: «Не мечта сие, но .взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скры вающую; я ерю сквозь целое столетие». Радищев верил в преобразовательную си лу русского народа. Литературное наследие Радищева нахо дило высокое признание у последующих поколений общественных деятелей и п и сателей. «Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? — справед ливо упрекал Пушкин Бестужева. — Кото же мы будем помнить?» Сам Пушкин сме ло «вослед Радищеву» воспевал свободу. Ода Радищева «Вольность» служила ис точником вдохновения для вольнолюбивой поэзии Рылеева и Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Русская проза идёт от «Путе шествия» Радищева. Глубокое воздействие оказал Радищев на деятельность великих русских революционеров-демократов — Бе линского и Герцена, Чернышевского и Добролюбова. В советское время сбылись мечты Ради щева о свободе. Наши люди являются на следниками всего лучшего, что оставили нам наши великие предшественники. Г КОСТИН, кандидат филологических наук. Памяти А. И. Радищева ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПИСАТЕЛЮ Кафедра марксизма-ленинизма Воронеж ского государственного университета орга низовала выставку к 150-летию со дня смерти великого русского писателя-револю- ционера и философа Александра Николае вича Радищева. Основные разделы выставки посвящены темам: «А. Н. Радищев — великий патриот», «Ода Радищева «Вольность» — вершина ре волюционной лирики X V III века», «Путе шествие из Петербурга в Москву» — вели чайшее революционное произведение X V III века», «А. Н. Радищев о русском народе и его будущем», «Влияние Радищева на рус скую общественную мысль и литературу», «Литературное наследие^ Радищева в Со ветском Союзе»* ’ 1 ' ЛЕКЦИИ И ДОКЛАДЫ БОРИСОГЛЕБСК (соб. корр. «Комму ны»). — Общественность города широко отмечает 150-летие со дня смерти великого русского писателя-революцнонера А. Н. Ра дищева. С лекциями о жизни и деятельности А. Н. Радищева выступили члены лектор ской группы культпросветотдела: препода ватель лесного техникума т. Калмыкова, учитель мужской средней школы № 5 т. Афанасьев, кандидат филологических наук т. Корман и другие. Преподаватель женской средней школы № 1 т. Подшивалова для учителей города подготовила лекцию «Педагогические взгляды А. Н. Радищева». Сегодня в помещении городской библио теки и в клубе Дома крестьянина состоят ся публичные лекции о Радищеве. В город ской библиотеке, парткабинете горкома партия, в библиотеках и читальных залах учебных заведений организованы выставки, посвящённые жизни и творчеству великого русского писателя и философа. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР Учителя и учащиеся Веселовской семи- леткей школы, Будённовского района, отме чают 150-летие со дня смерти А. Н. Ради щева. В 5—7-х классах^ проводятся бесе ды и доклады на темы: «Жизнь и дея тельность А. Н. Радищева», «Радищев — великий русский писатель-революпионер», «Радищев и его эпоха». Сегодня в школе состоится литератур ный вечер. Доклад о жизни и деятельно сти А. Н. Радищева сделает ученица 7-го класса Валентина Саввина. Члены литера турного кружка прочтут отрывки из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz