Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
й К О М М У Н А 6 сентября 1952 г., Ла 212 (6526) ГЕНИАЛЬНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ ТРУД О ГОСУДАРСТВЕ Тридцать пять лет назад, в августе — сентябре 1917 года, великий вождь и учи тель трудящихся всего мира В. И. Ленин написал своё беосмщугное произведшие «Государство и революция». Это был пе риод, когда Россия находилась накануне социалистической революции. Революцион ная ситуация назревала и в ряде других европейских стран. Первая«мировая война, явившаяся отражением общего кризиса ка питализма, обострила и углубила этот кри зис, ослабила мировой капитализм, созда ла благоприятные условия для прорыва фронта империализма, для победы проле тарской революции в отдельных странах. В этих условиях вопрос о государстве, об отношении к нему со стороны борющегося пролетариата приобретал первостепенно з не только теоретическое, но и политиче ски-практическое значение. Вожди и теоретики II Интернационала, изменившие рабочему классу и перешед шие в лагерь защитников империализма, стремились выхолостить из марксизма его революционное содержание, превратить ве ликое учение Маркса — Энгельса в мёрт вую догму. В своём гениальном труде «Государство и революция» В. И. Ленин восстановил истинные взгляды основоположников на учного социализма Маркса и Энгельса на государство и нанёс сокрушительный удар по оппортунистическим, социал-шовини стическим теориям государства. Обобщая опыт классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, Ленин всесторонне обосновал и развил учение марксизма о диктатуре пролетариата как главном ору дии революционного преобразования. ка питалистического общества в коммунисти ческое. I. Книга В. П. Ленина «Государство и ре волюция» — классический образец твор ческого развития марксизма. В ней В. И. Ленин глубоко вскрыл причины возникновения государства, показал, что государство является продуктом неприми римости классовых противоречий в обще стве. Именно по этому важнейшему и корен ному вопросу оппортунисты всех мастей извращали, фальсифицировали марксизм. С одной стороны они изображали государ ство как орган примирения классов, а с другой — пытались доказать, будто осво бождение трудящихся возможно без на сильственной революции, без уничтожения аппарата государственной власти эксплуа таторских классов. В. И. Ленин не оста вил камня на камне от «доводов» рефор мистов. Он показал, что все формы госу дарства старого, эксплуататорского типа (рабовладельческого, феодального, буржу азного) являлись не чем /иным, ка к ору дием классового господства эксплуатато ров над эксплуатируемыми. Развивая и конкретизируя этот вывод марксизма-ленинизма, товарищ Сталин указывает, что деятельность государства старого типа характеризуется двумя основ ными функциями: внутренней (главной)— держать эксплуатируемое большинство в узде и внешней (не главной) — расши рять территорию своего государства за счёт территории других стран или же за щищать территорию своего государства от нападения со стороны других государств. Поэтому важнейшими и неотъемлемыми атрибутами буржуазного государства явля ются громадная масса привилегированных чиновников, полиция, постоянная армия, тюрьмы и т. п. И чем сильнее обостряют ся классовые противоречия в обществе, тем большим становится аппарат угнете ния эксплуатируемых масс. Особенно невыносимым становится гнёт буржуазного государства в эпоху империа лизма, характерной особенностью которого является господство капиталистических монополий и финансовой олигархии. Им периализм означает усиление реакции по всей линии, яростное наступление капи тала на жизненные права трудящихся. В крупнейших Капиталистических стра нах, прежде всего в США, вся государст венная машина поставлена на службу мил лиардерам и миллионерам. Государствен ный аппарат используется здесь для ох раны прибылей капиталистических моно полий, для подготовки новой мировой вой ны. Империалистическая буржуазия США ликвидирует последние остатки буржуаз но-демократических свобод, *насаждает по лицейско-фашистские методы управления. В. И. Ленин в книге «Государство и ре волюция» разоблачил насквозь лицемер ные и лживйе измышления социал-демо кратических прислужников империализма о так называемой «чистой» демократии, якобы существующей в странах буржуаз ного парламентаризма. Буржуазная демо кратия есть лишь политическая оболочка, прикрывающая всесилие монополистиче ского капитала. «Всевластие «богатства», — указывал Ленин, — потому вернее при демократиче ской республике, что оно не зависит от плохой политической оболочки капитализ ма» (Соч., т. 25, стр. 365). Капитал, овладев этой оболочкой обос новывает свою власть настолько надёжно, что никакая смена лиц, учреждений, пар тий в буржуазно-демократической респуб лике не колеблет этой власти. В капиталистическом обществе, подчёр кивал Ленин, мы имеем демократию уре занную, убогую, фальшивую, демократию лишь для богатых, для меньшинства. В любой парламентской стране — от Амери ки до Швейцарии, от Франции до Анг лии — настоящую «государственную» ра боту, указывал Ленин, делают за кулиса ми, её выполняют департаменты, канцеля рии, штабы. В парламентах же только бол тают со специальной целью надувать «про стонародье». Эта замечательная ленинская характеристика буржуазного парламента ризма Как нельзя более метко изобличает современную «западную демократию» США и Англии, где за ширмой парламен тов орудуют финансовые заправилы — злейшие враги мира и свободы народов. Последыши заживо сгнившего II Интер национала — правые социалисты с пеной у рта защищают буржуазное государство, изображая его в качестве некоей надклас совой силы. Правосоциалистические лиде ры, выслуживаясь перед американским империализмом, проповедуют реакционную идею «всемирного государства», которое якобы должно быть создано под эгидой США. Нетрудно видеть, что идея «всемир ного государства» является лишь ширмой для прикрытия разбойничьей политики им периалистов США, стремящихся к завое ванию мирового господства, ведущих кро вавую войну в Корзе. Правые социали сты пытаются выдать нынешнее военно- полицейское государство США, Англии, Франции и других капиталистических стран за образец «демократии». Но кто не знает теперь, что эта «демократия» дер жится силой полицейской дубинки и сол датского штыка. Всему миру известны произвол и насилие, которые недавно учи нили французские власти по указке сво их американских хозяев в отношении славных сынов французского народа Жа ка Дюкло и Андрэ Стиля. Беспощадное преследование всех прогрессивных элемен тов, сторонников мира, защитников инте ресов народных масс — таково действи тельное лицо современной буржуазной демократии. Буржуазное государство является ору дием поддержания и укрепления капита листического рабства, орудием реакцион ных захватнических войн империалисти ческой буржуазии. Без своей государствен ной машины буржуазия не смогла бы экс плуатировать миллионные массы трудя щихся, не смогла бы удержать своего гос подства. Это значит, что освобождение тру дящихся от ига капитала невозможно без уничтожения буржуазного государства. II . В. И. Ленин глубоко обосновал гениаль ный вывод Маркса и Энгельса о том, что рабочий класс’ в ходе социалистической революции не может просто овладеть ап паратом старой государственной власти, он должен сломать, разбить этот аппарат и создать свой, новый государственный ап парат, свой, новый орган государственной власти. Ленин подверг уничтожающей критике как реформистов, утверждающих, что переход от капитализма к социализму возможен без слома буржуазной государ ственной машины, так и анархистов, ко торые отрицают государство вообще. Ленин показал, что главным в марксиз ме является учение о диктатуре пролета риата, о революционной власти рабочего класса, необходимой для подавления бур жуазии и для организации победоносного социалистического строительства. Ленин подчёркивал, что тот, кто только признаёт борьбу классов, ещё не марксист. Марксист тот, кто распространяет признание борь бы классов до признания диктатуры про летариата. Развивая это положение ленинизма, товарищ Сталин указывает, что победить буржуазию, свергнуть её власть револю ция сможет и без диктатуры пролетариа та. Но подавить сопротивление буржуазии, закрепить победу и обеспечить построение социализма можно только с помощью спе циального органа в виде диктатуры проле тариата. Период перехода от капитализма к со циализму является периодом самой оже сточённой классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Поэтому и государство этого периода должно быть по-новому де мократическим для трудящихся, по-новому диктаторским в отношении буржуазии. В книге «Государство и революция» В. И. Ленин особо подчёркивал значение марксистской партии в борьбе рабочего класса за власть. Партия — это боевой штаб пролетариата, руководящая и на правляющая сила диктатуры пролета риата. «Воспитывая рабочую партию, — писал Ленин, — марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учи телем, руководителем, вождём всех тру дящихся и эксплуатируемых в деле уст ройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии» (там же, стр. 376). В своём труде В. И. Ленин развивает дальше идею о республике Советов как наилучшей политической форме диктатуры пролетариата, впервые выдвинутую им в знаменитых «Апрельских тезисах». Из вестно, что до этого ленинского открытия марксисты всех стран считали парламен тарную демократическую республику наи более целесообразной формой политической организации общества в период перехода от капитализма к социализму. В. И. Ленин, исходя из теории марксизма и обобщая опыт русских революций 1905 и 1917 го дов, пришел к выводу, что наилучшей по литической формой диктатуры пролетари ата является не парламентарная демокра тическая республика, а республика Со ветов. Победа Великой Октябрьской социали стической революции и создание Совет ского государства явились лучшим под тверждением этого гениального ленинского вывода. Ленин считал также, что возможны и неизбежны и другие политические формы диктатуры пролетариата. «Переход от ка питализма к коммунизму, — писал он, — конечно, не может не дать громадного оби лия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (там же, стр. 385). Этот ленинский прогноз полностью под твердился. Победа в ряде стран режима народной демократии, выполняющей функ ции диктатуры пролетариата, — нагляднее тому доказательство. Диктатуру пролетариата Ленин вслед за Марксом и Энгельсом рассматривал ка к пе реходную ступень в общество без классов, без государства. После того, ка к комму низм одержит полную победу, когда ис чезнут классы, государство станет ненуж ным, оно отомрёт. Однако путь к отмира нию государства лежит через всемерное его усиление. В специальной гла'Ве «Экономические основы отмирания государства» В. И. Ленин рассмотрел вопрос о различных эта- па.х развития диктатуры пролетариата: в переходный период от капитализма к со циализму, а также в период социализма. В этой главе В. И. Ленин развивает и конкретизирует теоретические положения марксизма о двух фазах коммунистиче ского общества — низшей — социализм и высшей — собственно коммунизм. Ленин подчёркивает, что социализм и коммунизм как две различные фазы одной и той же общественно-экономической формации раз личаются между собой лишь по степени экономической зрелости. III. Конкретное решение вопроса о судьбах государства при коммунизме было дано в новых исторических условиях гениальным продолжзтелем дела Ленина — товарищем Сталиным. Известно, что В. И. Ленин со бирался написать вторую часть своего труда «Государство и революция», где он рассчитывал подвести главные итоги опы та русских революций 1905 и 1917 го дов. Но смерть помешала ему это сделать. То, чего не успел сделать Ленин, сделал товарищ Сталин. С именем товарища Сталина связана высшая ступень в раз витии марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, о государстве. На основе обобщения всемирно-истори ческого опыта Великой Октябрьской соци алистической революции л строительства социализма в СССР товарищ Сталин все сторонне развил марксистско-ленинскую теорию диктатуры пролетариата. Ему при надлежит классическое определение трёх основных сторон диктатуры пролетариата, дающих полное и законченное понятие пролетаракой диктатуры: использование власти пролетариата для подавления экс плуататоров, для обороны страны, для уп рочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах; использование вла сти пролетариата для . окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовле чения их в дело социалистического строи тельства, для государственного руководст ва этими массами со стороны пролетариа та; использование 'власти пролетариата для организации социализма, для унич тожения классов, для перехода в общество без классов. Товарищ Сталин развил дальше ленин ское положение о диктатуре пролетариата, как высшей форме демократии, которая в условиях победившего социализма является развёрнутой, до конца последовательной демократией, демократией для всех. В тру дах товарища Сталина всесторонне разра ботан вопрос о роли партии, ка к руково дящей силы в системе диктатуры пролета риата, раскрыты место и значение «при водов», «рычагов» в системе пролетарской диктатуры — Советов, профсоюзов, Союза молодёжи и других общественных органи заций. Опираясь на огромный опыт строи тельства Советского государства в услови ях капиталистического окружения, товарищ Сталин создал цельное и законченное уче ние о социалистическом государстве, В историческом докладе на XV III съезде ВЕП(б) товарищ Сталин дал развёрнутый анализ главных фаз развития социалисти ческого государства и его функций. Он показал, что со времени Октябрьской ре волюции Советское государство в своём развитии прошло две главные фазы, соот ветственно которым, изменялись его функ ции. Первая фаза— от Октябрьской рево люции до ликвидации эксплуататорских классов. В этот период Советское государ ство осуществляло две основные функции: подавление свергнутых классов внутри страны и оборона страны от нападения извне. Была у Советского государства и третья функция — хазяйственно-органи- заторекля и культурно-воспитательная работа, имевшая целью развитие ростков нового, социалистического хозяйства и перевоспитание людей в духе социализма. Однако в то время эта функция не полу чила ещё серьёзного развития. Вторая фаза — период от ликвидации капиталистических элементов города п де ревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Кон ституции. В этот период функция военно го подавления внутри страны отмерла, от пала, поскольку эксплуатация была унич тожена, эксплуататоров не стало и подав лять больше некого. Вместо функции по давления эксплуататоров появилась функ ция охраны социалистической собствен ности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организа торской и культурно-воспитательной рабо ты государственных органов. «Теперь— указывал товарищ Сталин,— основная задача нашего государства внут ри страны состоит в мирной хозяйствен но-организаторской и культурно-воспита тельной работе. Что касается нашей ар мии, карательных органов и разведки, то они своим остриём обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внеш них врагов» (Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 606). Товарищ Сталин отметил, что мы име ем теперь совершенно новое, социалисти ческое государство, невиданное ещё в ис тории. Советское государство— главное орудие построения коммунизма. В огромных мас штабах оно осуществляет хозяйственяо- организаторскую и культурно-воспитатель ную работу, обеспечивает выполнение на роднохозяйственных планов, неуклонный роет материального благосостояния и культуры трудящихся. Руководимое и направляемое партией Ленина — Сталина, Советское социалисти ческое государство организует строитель ство крупнейших гидроэлектростанций, каналов и оросительных систем, обеспечи вает претворение в жизнь сталинского плана преобразования природы. Великие стройки коммунизма наглядно показыва ют гигантски возросшую мощь нашего социалистинеского государства. Одной из важнейших задач Советского государства является воспитание трудя щихся в духе коммунизма, преодоление пережитков капитализма. В. И. Ленин в книге «Государство и ре волюция» указывал, что социалистическое государство призвано воспитывать в мас сах новую, сознательную дисциплину тру да, насаждать новые, социалистические правила общежития. Советское государство, как государство нового типа, является политическим вос питателем народа. Оно борется за то, что бы воспитать всех трудящихся активны ми и сознательными строителями комму низма. Наше государство крепнет и развивает ся. Мы идём вперёд, к коммунизму. Со хранится ли государство в период комму низма? Давая научно обоснованный ответ на этот вопрос, товарищ Сталин указал, что государство сохранится и при ком мунизме, если не будет ликвидировано ка питалистическое окружение, если не бу дет уничтожена опасность военных напа дений извне. Но, разумеется, формы на шего государства вновь будут изменены в соответствии с изменениями внутрен ней и внешней обстановки. Государство не сохранится и отомрёт, если капитали стическое окружение будет ликвидировано и заменено окружением социалистическим. Следовательно, марксистская формула об отмирании государства является пра вильной при одном из двух условий: во- первых, если изучение социалистического государства вести только с точки зрения внутреннего развития страны, отвлекаясь от международной обстановки, и, во-вто рых, если предположить, что социализм победил уже во всех странах или в боль шинстве стран. До тех же пор, пока существует капи талистическое окружение и стране социа лизма угрожает опасность военного напа дения извне, необходимо всемерно укреп лять социалистическое государство. В своём груде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталия пишет, что «...страна победившей революции дол жна не цслаблять, а всемерно усиливать своё государство, органы государства, ор ганы разведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистиче ским окружением». В современных условиях, когда крова вый американский империализм сколачи вает агрессивные блоки, стремится развя зать новую мировую войну, организует диверсии, шпионаж я провокации против стран демократического лагеря, особенно необходимо кренить могущество социали стического государства, повышать бди тельность трудящихся нашей страны. В известном ответе корреспонденту «Правды» насчет атомного оружия товарищ Сталин указывает: «Конечно, агрессоры хотят, чтобы Со ветский С-оюз был безоружен в случае их нападения на него. По Советский Союз с этим не согласен и думает, что агрессора надо встретить во всеоружии». Бессмертный труд В. И. Ленина «Госу дарство и революция» — могучее идейное оружие партии большевиков и коммуни стических партий всех стран. Гениальные идеи этого ленинского произведения, раз витые дальше и обогащённые товарищем Сталиным, вооружают советский народ в борьбе за торжество коммунизма. Эти идеи служат путеводной звездой для трудящих ся стран народной демократии, идущих по пути строительства социализма, для всего прогрессивного человечества. С. ТИТАРЕНКО. П а р т и й н а я ж и з н ь Улучшать идейно-политическое воспитание будущих специалистов С отчётно-выборного В проекте директив XIX съезда ВКП(б) по новому пятилетнему плану развития СССР определены задачи дальнейшего улуч шения работы высшей школы, увеличения выпуска высококвалифицированных специ алистов для народного хозяйства. Эти во просы, как и предсъездовские документы в целом, стояли в центре внимания отчётно- выборного партийного собрания Воронеж ского государственного университета. Отчётный доклад секретаря партбюро т. Алейкина и выступления коммунистов были построены в соответствии с повы шенными требованиями, предъявляемыми к высшему учебному заведению. В свете осуществления этих задач давалась общая оценка работы партийного бюро. В докладе и <в выступлениях указыва лось, что за отчётный период партийная организация университета добилась неко торого усиления воспитательной работы со студентами, улучшения преподавания об щественных и специальных дисциплин. Студенты стали глубже изучать труды классиков марксизма-ленинизма, активнее выступать на семинарских занятиях. Об этом говорит тот факт, что успеваемость в университете в минувшем учебном году была значительно выше, чем в предыду щие годы; уменьшилось число нарушений учебной дисциплины студентами. Но, как отмечалось на собрании, эти ре зультаты — лишь начало большой рабо ты, которую предстоит проделать партий ной организации университета. Основное внимание коммунисты удели ли на собрании выявлению недостатков в практике партийного бюро но организации и руководству учебной и научно-исследо вательской работой. - — Научно-исследовательская работа в университете, — сказал ректор т. Латы шев, — ещё слабо связана с учебным процессом. Ректорат и партийное бюро ещё не добились того, чтобы она стала средством и методом обучения студентов. Вскрывая причины такого положения, заведующий кафедрой философии т. Бер- надинер отметил: — Одним из слабых мест в деятельно сти партийного бюро являлось то, что оно мирилось с недостатками, не принимало мер к их устранению. На каждом партий ном собрании мы отмечаем одни и то же недостатки, принимаем соответствующие решения. Но дальше этого дело но идёт. В подтверждение сказанного т. Берна- динер приводит ряд примеров. Вот один из них: в университете часто проходят науч ные конференции, на которых обсуждают ся доклады и научные работы преподава телей и студентов. При хорошей органи зации это мероприятие играет важную воспитательную роль, помотает своевре менно устранять ошибки при разработке той или иной научной темы. Однако не редко бывает, когда на таких конференци ях докладчику не перед кем выступать, т. к. присутствует 5— 10 человек. Сту денты почти совсем не принимают участия в работе научных конференций. В проекте директив по новому пяти летнему плану большое внимание уделено обобщению передового опыта, широкому практическому применению научных от крытий. Важнейшим средством осуще ствления этого дела является укрепление партсобрания ВГУ связи науки с производством, систематиче ское общение учёных с передовиками про изводства, оказание им помощи. Однако, как отметил /в своём выступлении т. Гон чаров, кафедры университета слабо свя заны с производством. Не организуются встречи учёных и студентов с трудящи мися предприятий. Для обсуждения науч ных работ и докладов, связанных с вопро сами промышленности, сельского хозяйства, не приглашаются стахановцы, инженеры, передовики колхозного производства. Следует отметить и тот факт, что в университете имеется более 400 студен ческих докладов, многие из которых мог ли бы успешно читаться на предприяти ях города. Но никто из студентов не высту пает перед" рабочими с докладами. Многие коммунисты критиковали пар тийное бюро за ослабление организацион но-партийной и политической работы. Де кан историко-филологического факультета т. Шуляко.вский отмечал, что партийное бюро слабо руководило факультетскими парторганизациями, не контролировало' выполнение принятых решений. За отчёт ный период оно, например, ни разу не обсуждало работу самого большого в уни верситете факультета — историко-филоло гического. Между тем на этом факульте те имеется целый ряд недоетатков в учеб ной и научно-исследовательской работе. Выступавшие указывали, что партий ные собрания на факультетах ещё не в полной мере служат делу большевистского воспитания коммунистов. Иногда они пло хо готовятся, на них слабо развивается самокритика., редко выступают с критиче скими замечаниями рядовые коммунисты. Партбюро мало уделяло внимания вос питанию молодых коммунистов, в резуль тате чего в университете некоторые кан дидаты в члены ВКП (б) имеют «просрочен ный кандидатский стаж — 4-5 лет. , Доцент Разумникова подвергла критике партийное бюро за то, что оно не всегда всесторонне изучало людей при рекомен дации их в ряды ВШКб). Коммунисты тт. Нтушкин, Казаков и другие говорили о слабой политико-воспи тательной работе среди студентов. В обще житиях живёт более 500 юношей и деву- вушек. В свободные от учёбы часы они предоставлены самим себе. Преподаватели в общежитиях бывают редко, агитаторы здесь не работают, многие студенты не читают газет. Выступивший на собрании секретарь горкома ВКП(б) т. Тюни.н подчеркнул, что партийное’ бюро слабо реагировало на мно гие серьёзные пробелы в жизни коллектива университета, своевременно не принимало мер для устранения серьёзных недостатков. Основная задача партийной организации ВГУ — воспитывать специалистов в духе высокой идейности и преданности делу пар тии Ленина— Сталина., Для успешного вы полнения этой задачи необходимо глубоко вникать в учебную, воспитательную и на учную деятельность коллектива универси тета, больше привлекать преподавателей к воспитательной работе со студентами. В принятом решении собрание наметило практические мероприятия по улучшению партийно-организационной и политической работы и прежде всего работы по идейно- политическому воспитанию студентов. Сила б о л ьш е в и с т с ко го слова На десять дней раньше, чем намечалось планом, колхоз им. Кирова, Таловского района, завершил выполнение поставок хлеба государству. Успешной работе кол хозников на хлебозаготовках в немалой ме ре способствовали агитаторы: живым боль шевистским словом, личным примером они воодушевляли их на трудовые подвиги. В первые дни уборки один из комбай новых агрегатов не выполнял заданий. Агитатор т. Поротиков выяснил, что при чиной частых простоев комбайна является плохая работа колхозников, которым по ручено отвозить зерно, и провел в агрега те беседу. Он помог укрепить трудовую дисциплину среди коллектива агрегата, стал постоянно проводить беседы, выпу скать боевые листки. Положение исправи лось, случаи нарушения трудовой дисцип лины больше не повторялись. На механизированном току хорошо про водил политическую работу агитатор т. Го ловков. Он неустанно разъяснял колхозни кам политику нашей партии, помогал ор ганизовать соревнование, наладил переда чу опыта передовиков хлебозаготовок. Сейчас агитаторы нашей парторганизаг- ции разъясняют колхозникам историче ские материалы к XIX съезду партии, стремясь доходчиво и глубоко донести до каждого члена артели величественные пла ны строительства коммунизма и мобилизо вать их на успешное выполнение нового пятилетнего плана развития СССР. Н. ЯКОВЛЕВ, секретарь парторганизации. г * * I Доцент Воронежского инженерно-строительного института В. Д. Остапенко разработал способ производства нового строительного материала — .водоустойчи вого мела. Им можно облицовывать здания, изготовлять из него гидроизоляци онные плиты, использовать его в качестве кровельного материала. На снимке: кандидат технических наук, доцент В. Д. Остапенко испытывает в лаборатории новый строительный материал. - - Фото М. Евстратова, у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz