Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 3 28 августа 1952 г., № 204 (6518)' V Завоюем первенство в соревновании с хлеборобами Тамбовской области! ВЕЛИКАЯСИЛА СОДРУЖЕСТВОКОЛХОЗНИКОВИМЕХАНИЗАТОРОВ ☆ ☆ ☆ Передовые бригадиры тракторных и полеводческих бригад нашей области накануне весеннего сева обратились ко всем механизаторам и колхозникам с призывом шире развернуть в нынешнем году на колхозных полях соревнова­ ние за высокопроизводительное использование машин, за внедрение передовой советской агротехники, обеспечение высокого урожая и повышение продук­ тивности общественного животноводства. Этот призыв был широко подхвачен колхозниками и механизаторами. Борясь за первенство в соревновании с тамбовскими хлеборобами, передовые люди колхозной деревни под руководством партийных и советских организа­ ций добились немалых успехов: обеспечили получение высокого урожая зер­ новых и технических культур, досрочное выполнение плана хлебозаготовок. Сейчас, готовясь достойно встретить XIX партийный съезд, они еще больше крепят производственное содружество между тракторными и полевод­ ческими бригадами, стремятся успешно, на высоком агротехническом уровне завершить все сельскохозяйственные работы. Ниже мы публикуем выступления участников соревнования, которые рассказывают о своей производственной работе, делятся планами на будущее. ☆ ☆ За высокую культуру з е м л е д е л и я В тесном деловом взаимодействии Беседа с бригадиром полеводческой ’ бригады колхоза им. Карла Маркса, Бобровского района. И. В. Рыжовым. Вступая в социалистическое соревнова­ ние с тамбовскими хлеборобами, наши &)лхозники брали обязательство выра­ стить высокий урожаи зерновых и техни* ческих культур, убрать его в сжатые сро­ ки и без потерь, досрочно выполнить план сдачи зерна государству. За выпол­ нение этого обязательства они настойчиво боролись в течение всего года. Работаем мы в тесном содружестве с механизаторами тракторной бригады М» б Бобровской МТС, бригадиром которой яв­ ляется коммунист Сергей Касаткин. Глав­ ное внимание обращаем на повышение культуры земледелия. Например, мы производили воздушно-тепловой обогрев семян, применяли узкорядный способ сева зерновых культур, вносили гранулирован­ ные удобрения. Затем был организован Чгщательный уход за посевами. Все это сыграло положительную роль. Мы вырастили значительно лучший уро­ жай по сравнению с прошлым годом. Озимая пшеница в среднем дает по 2 2 центнера, рожь — до 2 0 центнеров с гектара. Неплохо уродились и яровые культуры. К уборочным работам наша бригада приступила своевременно и ведет их без задержки, полным ходом. В основном хле­ ба убирают механизаторы. Бригаду обслу­ живает комбайн «Сталине 1 Ц- 6 », которым управляет Виктор Чекмарев. Все необходи­ мые условия для обеспечения высокой производительности агрегата созданы. Раз­ грузка зерна производится на ходу. На соломокопнителе и отвозке зерна работает постоянная группа колхозников. Используя агрегат на полную мощность, комбайнер Виктор Чекмарев ежедневно скашивает по 20— 25 гектаров хлебов, давая при этом высокий намолот зерна. На уборке хорошо работали колхозники А. Д. Новиков, А. С. Власов, И. М. Федо­ ров. В результате самоотверженного труда механизаторов и колхозников уборка уро­ жая в нашей бригаде близится к концу. Завершает колхоз и хлебосдачу. Одновременно мы ведем и другие поле­ вые работы: скирдование соломы, вспаш­ ку зяби, сев озимых культур. Продолжая крепить содружество с тракторной брига­ дой, члены нашей полеводческой бригады, как и все колхозники, стремятся ознаме­ новать предстоящий XIX съезд коммуни­ стической партии новыми успехами. В БРИГАДЕ ИВАНА НОВИКОВА Тракторная бригада Героя Социалистл- чоакого Труда Ивана Новикова является одной из передовых в Шишовской МТС. Нее полевые работы в колхозе «Память Киро­ ва» она выполняет высококачественно, в установленный срок. В тесном содружестве механизаторы и колхозники вырастили в этом году высо­ кий урожай хлебов. Пшеница, рожь и дру­ гие культуры в среднем дают по 15— 20 центнеров зерна с гектара. Из комбайнеров на уборке урожая осо­ бенно отличился Василий Тринеев. Агре­ гатам «Сталинец- 6 » он скосил 274 гекта­ ра хлебов и намолотил 4 381 центнер зерна. По-стахановски трудится и комбай­ нер Николай Таранов. Хорошо работают механизаторы бригады Ивана Новикова также на вспашке зяби и севе озимых культур. Весной нынешнего года наша трактор­ ная бригада, вступив в соревнование за получение высокого урожая, дала слово максимально использовать технику на кол­ хозных полях, поднять культуру земледе­ лия. Теперь я хочу рассказать, как мы практически осуществляли это. Благодаря хорошему обслуживанию тракторной бригады со стороны колхозни­ ков артели им. Чапаева весенний сев на площади 860 гектаров мы закончили в шесть рабочих дней. Проведен он был на высоком агротехническом уровне. Широко применен перекрестный сев, а под яровую пшеницу на площади 13Ю гектаров внесе­ ны гранулированные удобрения. Вноси­ лись также и бактериальные удобрения. Закончив сев, я и бригадиры бригад: полеводческих — тт. Берибисов и Гринев, кормодобывающей — т. Галевская на сов­ местном совещании обсудили план наших дальнейших работ. Было решено немедлен­ но начать уход за посевами, обработку па­ ра. И с этим делом мы справились хорошо. Когда из МТС был получен план уборки урожая, я пригласил бригадиров полевод­ ческих бригад в свой вагончик, чтобы об­ судить его. В плане было указано, что для уборки комбайнами отводится 1 028 ге к­ таров, остальные 90 гектаров зерновых культур должны быть убраны жатками. Мы подсчитали, сколько дней будут ра­ ботать комбайны, сколько потребуется лю­ дей и транспорта для их обслуживания, кто из комбайнеров на каком поле будет вести (косовицу хлебов. Дней за десять до начала косовицы мы снова собрались вместе. На этот раз на со­ вещании присутствовали комбайнеры, трактористы и колхозники. Тут еще раз все было тщательно обдумано. Комбайны «Коммунар» и «Сталинец-1» мы решили использовать на уборке зерновых культур, а самоходный комбайн — на уборке се­ менников многолетних трав. Комбайнеры тт. Гринев, Крамской и Григорьев согла­ сились с мнением бригадиров и колхозни­ ков. Они тут же взяли обязательства. Тов. Гринев, например, дал слово, что он своим комбайном «Коммунар» будет убирать еже­ дневно не менее 15 гектаров хлебов, а т. Крамской «Сталинцем-1» — не менее 20 гектаров. Высокие обязательства взял и комбайнер т. Григорьев. Затем комбайнеры совместно с бригади­ рами полеводческих бригад и участковым агрономом т. Садовым осмотрели участки, отведенные для комбайновой уборжи. Вскоре после этого комбайнеры вывели свои комбайны к месту работы. Началась уборка. В первый день ком­ байнер т. Гринев убрал 17 гектаров ози­ мой пшеницы и намолотил 365 центнеров зерна. Комбайнер т. Крамской сносил хле­ ба на площади 2 2 гежтара и намолотил 475 центнеров зерна. Вечером того же дня была проведена беседа, во время которой мы вскрыли не­ достатки первого дня уборки. Было реше­ но выделить для обслуживания каждого агрегата дополнительно по одному колхоз­ нику, заменить рассохшиеся бочки, в ко­ торых доставлялась вода, совратить время обеденного перерыва. На следующий день т. Гринев убрал уже 19 гектаров л намолотил 405 центне­ ров зерна, а т. Крамской скосил 24 гек­ тара и намолотил 550 центнеров. И даль­ ше комбайнеры работали с таким же на­ пряжением, стараясь не допустить потерь. § начала же уборки по 2 0 августа т. Гринев намолотил 4 200 центнеров зер­ на, а т. Крамской — 6 050 центнеров. Комбайнер т. Григорьев самоходным ком­ байном убрал 74 гектара саменниюов мно­ голетних трав. С десяти гектаров посевов эспарцета он намолотил 77 центнеров се­ мян, с 49 гектаров пырея 283 центнера. Хорошая работа комбайнов позволила колхозу им. Чапаева досрочно, первым в районе выполнить план хлебозаготовок. Сейчас одновременно с уборкой поздних •культур наша бригада дружно пашет зябь и завершает сев озимых культур. Хочется отметить безукоризненную ра­ боту колхозников, обслуживавших комбай­ ны. Среди них надо прежде всего назвать тт. Наружного, Дудецкого, Заболотного, Марию Колесникову, которые системати­ чески перевыполняли нормы выработки. В свободное время с работниками ком­ байновых агрегатов проводились беседы и читки газет. В этом отношении пример показывал коммунист т. Сумин. Он рас­ сказывал механизаторам и колхозникам о событиях в нашей стране и за рубежом, призывал их по-стахановски трудиться на благо любимой Родины. Мы дали слово: продолжая и дальше укреплять содружество между тракторной и полеводческой бригадами, ко дню откры­ тия XIX партийного съезда полностью за­ кончить вспашку зяби на всей площади в 1 050 гектаров и завершить все виды по­ левых работ, которые предусмотрены до­ говором МТС с колхозом. А. БОРИСОВ, бригадир тракторной бригады Калачеевской МТС. ☆ На основе взаимной требовательности Наша тракторная бригада Л» 8 и поле­ водческая бригада № 2 заключили договор о соревновании и содружестве, который был утвержден на совместном собрании колхозников и механизаторов. Благодаря более тесному производствен­ ному взаимодействию наших бригад в этом году в колхозе в сжатые сроки проведены весенний сев, вспашка пара, междурядная обработка посевов. Успешно ведется убор­ ка урожая, завершены хлебозаготовки. При этом, чтобы полнее использовать ма­ шины на косовице хлебов, мы впервые применили групповой метод комбайновой уборки. Преимущества этого метода сразу дали себя знать. Соревнуясь между собой, ком­ байнеры изо дня в день повышали выра­ ботку. Лучших результатов добился ком­ байнер т. Вдовкин. Комбайном «Коммунар» он ежедневно скашивал по 20— 24 гек­ тара, а 12 августа убрал 37 гектаров яч­ меня. Тов. Вдошиш косил хлеба я поздно вечером при электрическом освещении. Его комбайновый агрегат отлично обслу­ живали колхозницы М. Ордияа, М. Мор- довина, П. Семакина и другие. В этом году мы организовали дело так, что зерно, поступавшее от комбайнов, немедленно очищалось на току и без промед­ ления вывозилось на государственные склады. Тока были механизированы. В ре­ зультате 15 августа колхоз выполнил свою первую заповедь, досрочно сдав го­ сударству 3 600 центнеров зерна. Сейчас мы уже полностью закончили уборку колосовых культур и приступили к переоборудованию комбайнов для уборки гречихи, проса и подсолнечника. Дружно идет у нас сев озимых культур. Семенной участок ржи площадью в 50 гектаров за­ сеяли перекрестным способом. Уже появи­ лись дружные всходы. Полным ходом идег вспашка зяби, продолжается заготовка кормов. Конечно, нельзя сказать, что у нас Нет недостатков. Они есть, и мы стараемся устранить их как можно скорее. Тесное производственное содружество между поле­ водческой и тракторной бригадами и вза­ имная требовательность помогают нам сде­ лать это. П. ФОМИН, бригадир тракторной бригады № 8 Борисоглебской МТС. М. ШАМАНАЕВ, бригадир полеводческой бригады колхоза , им. М. Горького. ПОСЕЯЛИ 300 ГЕКТАРОВ РЖИ Среди механизаторов Ново-Криушанекой МТС ширится социалистическое соревно­ вание за достойную встречу XIX съезда коммунистической партии. Первенство в соревновании держит тракторная бригада № 3, руководимая Фе­ дором Есиным. Она успешнее других ве­ дет в колхозе им. Куйбышева уборку уро­ жая, вспашку зяби и сев озимых культур. Бригадой вспахано 600 гектаров зяби. Пахота производится мощным гусеничным трактором «С-80», которым управляют комсомольцы тт. Ткачев и Кочетов. На севе пример показывают трактори­ сты тт. Жуков и Демиденко, работающие на тракторе «КД-35». Они систематически выполняют нормы на 130— 140 процен­ тов. За короткое время вдвоем они посея­ ли 300 гектаров ржи. ОБЩЕСТВЕННОМУ ЖИВОТНОВОДСТВУ — ПРОЧНУЮ КОРМОВУЮ БАЗУ! Посевыржи назеленый корм В ыполняя постановление Совета Ми­ нистров СССР и ЦК ВКП(б) о трех­ летием плане развития общественного про­ дуктивного животноводства, многие колхо- вы нашей области значительно увеличили поголовье всех видов скота, повысили про­ дуктивность. Наибольшую продуктивность животные дают в пастбищный период. Вот почему наличие зеленого корма в это время имеет большое значение. Хорошим зеленым кор­ мом для ранне-весеннего и поздне-осенне­ го периодов в условиях нашей области является озимая рожь. Учитывая это, мно­ гие колхозы области не года в год увели­ чивают посевы ее на зеленый корм. Особенно большое распространение по­ севы озимой ржи на зеленый корм имеют в Таловском районе, где, например, осенью прошлого года их было 1443 гектара и где эго весьма положительным образом сказа­ лось на повышении продуктивности ско­ та нынешней весной. Так, в колхозе «Красный труд», где имелся чистый посев озимой ржи на корм и посев ржи в смеси с эспарцетом, вьгпас скота на этих пло­ щадях продолжался весь май. За это время удой на одну фуражную корову возрос больше чем вдвое. В сельхозартели им. Димитрова того же района крупный рогатый скот пасли на 47 гектарах озимой ржи с 15 мая до на­ чала июня. Суточные удои молока при выпасе на ржи значительно поднялись. Правление этой артели решило посеять те­ перь озимой ржи на корм в паровых полях 1 0 0 гектаров. Очень хорошие результаты при использовании озимой ржи на зеле­ ный корм были получены и в других кол­ хозах. Остановимся кратко на биологических особенностях и урожайности озимой ржи при использовании ее на зеленый корм. Озимая рожь кустится и образует вто­ ричную корневую систему осенью. Это по­ зволяет ей накопить с осени большое ко­ личество растворимых углеводов, хорошо перезимовать и начать расти весной сразу же после схода снега с полей. В конце апреля — начале мая озимая рожь выходит в трубку и к этому времени имеет в условиях нашей области запас зе­ леной массы в 50— 100 центнеров с гек­ тара. Например, в колхозе «Знамя октяб­ ря», Таловского района, весной нынешнего года урожай озимой ржи составил при по­ севе по занятому вико-овсяному пару 87 центнеров зеленой массы с гектара. В Ин­ ституте земледелия им. Докучаева озимая рожь, которая была с осени использована на выпас, дала весной урожай зеленой массы в 69 центнеров с гектара. Урожай озимой ржи, которая с осени не стравли­ валась скоту, был равен здесь 99 цент­ нерам зеленой массы с гектара. В фазе выхода в трубку озимая рожь дает зеленый корм высокой питательности и поедается скотом на 98— 100 процен­ тов. Установлено, что в 100 килограммах зеленой массы ржи содержится 2 0 кормо­ вых единиц, один килограмм переваримого белка и много витаминов. При использовании ржи на корм в фазе колошения урожаи ее увеличивается, но резко снижается питательность и поедае- мость животными. По данным Института земледелий им. Докучаева, поедаемость озимой ржи при колошении составляет только 59 процентов. Поэтому использо­ вать озимую рожь на зеленый корм нуж ­ но от выхода в трубку до начала колоше­ ния. В нашей области продолжительность периода использования озимой ржи на зе­ леный корм (выражается в 15— 20 дней. Конец использования озимой ржи на корм, как правило, совпадает с подходом на зе - 1 деный корм многолетних трав. Рожь на корм в колхозах и совхозах об­ ласти может высеваться как в кормовых, так и в полевых севооборотах. При посеве в кормовых севооборотах озимая рожь является в условиях нашей области лучшим предшественником для пожнивного посева кормовых культур, так как при однократном использовании она освобождает поле в конце мая. Опыт Ин­ ститута им. Докучаева показал, что кор­ мовые культуры при посеве после озимой ржи на корм дают высокие урожаи и обес­ печивают получение дополнительных кор­ мов в августе и сентябре. Так, например, в 1951 году урожай суданки, посеянной пос­ ле использования на корм озимой ржи, со­ ставил на полях института 238 центнеров зеленой массы с гектара, а урожай подсол­ нечника на силос в среднем за пять лет — 233 центнера зеленой массы с гектара. В полевых севооборотах озимая рожь на корм высевается на полях, идущих под пар. Лучше всего под посев ее отводить площади из-под ячменя, который убирает­ ся раньше других яровых хлебов. В колхо­ зе «Большевик», Абрамовского района, в прошлом году озимая рожь на корм, посе­ янная после уборки ячменя, дала при осен­ нем использовании до 60 центнеров зеле­ ной массы с гектара. Озимая рожь, посеянная на зеленый корм в паровых полях, освобождает поле до 20— 25 мая, так что эти пары пашутся в мае. По эффективности нары, занятые ози­ мой рожью на корм, почти не отличаются от ранних паров и во всех случаях обес­ печивают высокие урожаи озимых культур. В полевых севооборотах озимая рожь при однократном использовании ее на зе­ леный корм может высеваться также на полях, предназначенных под посев позд­ них культур— картофеля, проса и других. Опыт передовых хозяйств показывает, что обработку почвы под посев озимой ржи на корм в целях сохранения в почве вла­ ги нужно производить одновременно с уборкой предшествующей культуры. При­ чем надо быстро свезти с поля солому и сразу же вспахать его на нормальную глу­ бину плугами с предплужниками и забо­ роновать в два следа тяжелыми боронами. В дальнейшем, до посева ржи, поле содер­ жится рыхлым и чистым от сорняков. Посевы ржи в смеси с яровыми куль­ турами, особенно с овсом, рекомендуется размещать на тех площадях, которые бу­ дут использоваться на выпас с осени. Для весеннего же использования лучше сеять рожь в чистом виде. Неплохие результаты дает посев озимой ржи на корм в смеси с эспарцетом. Норма высева озимой ржи в смешанных посевах такая же, как и в чистых посе­ вах. Овса для посева в смеси с рожью на корм берется 50 килограммов, а эспарце­ т а — 1 0 0 килограммов на гектар. Озимая рожь и ржано-яровые мешанки на корм высеваются дисковой сеялкой. За посевами озимой ржи на корм необ­ ходим соответствующий уход. Хорошие ре­ зультаты дает снегозадержание. Оно улуч­ шает условия перезимовки ржи и увели­ чивает запас влаги в почве. Последнее осо­ бенно важно, так как рожь на корм, как правило, высевается по непаровым пред­ шественникам. Ранней весной посевы ози­ мой ржи на корм нужно подкармливать и бороновать наравне с продовольственными посевами этой культуры. п. ко тов , руководитель сектора кормодобывания Института Им. Докучаева, кандидат сельскохозяйственных наук. Пришкольный участок 29-й средней школы г. Воронежа. Вся работа на уча­ стке ведется на основе учения Мичурина и Лысенко. В нынешнем году юннаты собрали озимой пшеницы сорта «Степная-135» в пересчете на гектар 30 центне­ ров. Высокий урожай дают на участке и другие культуры. На снимке; ученицы 8-го класса И. Пивоварова (слева) и С. Кириченко на посеве проса. Фото Т. Копелиович. ЛюбишЬ и изучать родной язЬхк Заметки о качестве преподавания русского языка в школе В жизни общества язык имеет пер­ востепенное еначение. По определению товарища Сталина, он относится к числу общественных явлений, действующих оа •вес время существования общества. Язык отражает историю народа, неразрывно свя­ зан с нею, ибо народ является его глав­ ным творцом и носителем. Язык является основой познавательной деятельности человека, он регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов (предложениях) результаты работы мыш­ ления, успехи познавательной работы че­ ловека. Язык — средство обмена мысля­ ми между людьми. Без языка, понятного для общества и общего для его членов, общество прекращает производство, рас- Пчтдается и перестает существовать, как общество. Все это делает язык важнейшим средством, важнейшим орудием борьбы в развитии общества. Вот почему изучение нашего родного языка является важней­ шей задачей и ученых языковедов, и пре­ подавателей, и учащихся советской пгколы. Недавние вступительные экзамены по русскому языку и литературе в Воронеж­ ском государственном университете вы­ явили многие сильные и слабые стороны в знаниях выпускников школ и позволя­ ют сделать некоторые обобщения. Что же показали экзамены? Прежде всего они свидетельствуют о повышении знаний большинства юношей и девушек, стремящихся получить высшее образование. Особенно хорошие ответы по литературе давали поступающие на исто­ рико-филологический факультет. Они лег­ ко и свободно, литературным языком из­ лагали вопросы заданной темы. Видно, что в массе своей они знают и, конечно, любят нашу родную русскую литературу. В качестве примера хорошего знания литературы можно привести ответы Г. Во- лохиной (воронежская железнодорожная школа № 1 ), которая глубоко раскрыла основные черты социалистического реа­ лизма. Выпускница воронежской женской средней школы № 32 Ю. Горностаева пол­ но и ярко охарактеризовала образ Татья­ ны из «Евгения Онегина». Речь этих вы­ пускниц точна и выразительна. Можно было бы привести и другие по­ добные примеры. О прочных знаниях по литературе у поступающих на историко- филологический факультет свидетельству­ ют отметки, полученные ими: «отлич­ но» — 43, «хорошо» — 35, «посредствен­ но» — 8 . Неудовлетворительных оценок не было. Однако из общего числа 437 дер­ жавших экзамены по русскому языку и литературе 74 человека получили посред­ ственные и 4 человека неудовлетворитель­ ные отметки. Эти цифры говорят о серь­ езных недостатках в преподавании русско­ го языка и литературы в Средних школах. Некоторая часть экзаменующихся из­ лагает литературный материал бойко, уверенно, но, как правило, языком учеб­ ника. У нйх пет уменья дать собственную оценку излагаемым фактам, недостает са­ мостоятельности мысли. Многие из них не умеют точно и исчерпывающе ответить на оаданный вопрос. Требуется, например, раскрыть идею и показать общественное значение произведения, охарактеризовать его образы, а поступающие говорят вооб­ ще об авторе, о его творчестве, не давая прямого ответа на поставленный вопрос. То же самое можно сказать о письменных работах ряда экзаменующихся. Язык их сочинений книжный, представляющий со­ бой точный пересказ учебника, 2 . Устные и письменные экзамены пока­ зали отставание изучения русского языка | (в сравнении с литературой. Некоторые экзаменующиеся, сравнительно неплохо отвечавшие по литературе, путались и сбивались, когда дело доходило до грам­ матики. Подобный случай имел место, в частности с т. М., выпускницей воронеж­ ской средней женской школы № 32, обна­ ружившей нетвердые знания частей речи. Наиболее слабое место у многих экзаме­ новавшихся— определение падежа. Един­ ственное средство, которым они пользуют­ ся для этого, это падежный вопрос. Но вследствие совпадения вопросов имени­ тельного (что?), родительного (кого?) и винительного (кого-что?) падежей средство это отнюдь не является исчерпывающим. Выпускники же школ часто не обращают внимания на показания предлогов, гла­ гольное управление, зависимость одного существительного от другого. Поэтому им бывает трудно отличить винительный па­ деж от похожего на него именительного или родительного. Очевидно, на это в шко­ лах не обращали должного внимания. Ученикам не внушалось, что формы паг дежей — это не пустые формы, а катего­ рии мышления, выражающие определен­ ные реальные предметы и соотношения между ними. Без точного знания содержа­ ния падежа нельзя выразить мысль пра­ вильно и ясно. Ведь, например, фраза «Скушайте пирог» по смысловому значе­ нию резко отличается от фразы «Скушай­ те пирога», как объекты полного и час­ тичного охвата действием. Нередко выпускники не умеют отли­ чать сравнительную степень прилагатель­ ного («Короче становился день») от срав­ нительной степени наречия («Говори ко­ роче»), не знают простейшего приема пе­ ревода в положительную степень в фразе и прилагательного и наречия («День ста­ новился коротким», «Говори коротко»). Случаи перехода наречий в предлоги для многих поступающих в вуз тоже труд­ ны и, очевидно, мало известны (например: «Ступай себе мимо» и «Шел вчера я ми­ мо школы»). Им неясны причины перехо­ да знаменательных частей речи в предло­ ги («В течение дня», «Пряник в виде рьгбки»), в частицы («Его долго и с не­ терпением ждали, а он взял да не при­ шел»), в междометия («Господи, как ты мне надоел!»). Все это — следствие подчас еще формального изучения грамматики. Учащимся надо показывать жизнь языка, систематически расширять и углублять их знания в области грамматики. 3. За последние годы грамотность наших школьников заметно поднялась. Но ска­ зать, что она находится на должном уров­ не, еще нет оснований. Поступающие в вуз иногда делают такие грубые орфогра­ фические ошибки, которые непроститель­ ны не только окончившим среднюю шко­ лу, но даже учащимся младших классов. Очень часто они допускают ошибки в че­ редовании гласных, в словопроизводстве, в правописании суффиксов и интернацио­ нальных слов. Все еще не изжиты случаи того, что многие школьники не читают художест­ венных произведений, а знакомятся с ни­ ми только по хрестоматийным отрывкам, читают невдумчиво, в результате чего у них складываются неполные, а подчас и неверные (представления о содержании ро­ мана, повести, поэмы и т. д. Велик и могуч русский язык. Опираясь на гениальные труды товарища Сталина по языкознанию, мы должны постоянно совершенствовать преподавание русского языка и литературы, неустанно бороться за глубоки© и прочные знания учащихся. В. НИКИФОРОВ, ст. преподаватель Воронежского госу­ дарственного университета. К Н И Ж Н А Я ПОЛКА В магазины Облкниго- горга поступила следующая литература: Ответы на вопросы тру­ дящихся. Сборник. Выпуск 27-й. Издательство «Москов­ ский рабочий». 1952 г. Стр. 68. Цена 60 коп. Факты о положении тру­ дящихся в США. (1949 — 1950 гг.). Издательство ино­ странной литературы. 1952 год. Стр. 200 Ценачб руб. 05 кол. М. ШОШИН. Село Ду- мино. Роман. Издательство «Советский писатель». 1952 год. Стр. 276. Цена 5 руб. Иван ФРОЛОВ. Повели­ тель рек. Рассказы. Изда­ тельство «Советский писа­ тель». 1952 г. Стр. 212. Це­ на 4 рубля. Роберт Бернс в пере­ водах С. Маршака. Гос­ литиздат. 1952 г. Стр. 236. Цена 3 руб. Гасан СЕИДБЕЙЛИ . У нас в Астаре. Повесть. Из­ дательство Ц К ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1952 г. Стр. 260. Цена 6 руб. 65 коп* РАШИД -АД -ДИН . Сбор­ ник летописей. Том I. Кни­ га вторая. Издательство Академии наук СССР. 1952 год. Стр. 316. Цена 24 руб* 50 коп. Сергей САРТАКОВ. Плот идет на север. Детгиз. 1952 год. &тр. 176. Цена 3 руб. 35 коп. М. ГОРЬКИЙ. Сказки об Италии. Детгиз. 1952 г. Стр. 120. Цена 3 руб. 60 коп. В. БИАН К И. Как мура­ вьишка домой спешил. Дет­ гиз. 1952 г, Стр. 16. Ценц 45 коп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz