Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 26 ав густа 1952 г., Лъ 202 ^6516) НОТЫ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ США, АНГЛИИ И ФРАНЦИИ О МИРНОМ ДОГОВОРЕ С ГЕРМАНИЕЙ Советского Правительства о т 23 а в г у с т а 1952 г о д а 10 толя Министерством Иностранных Дел СССР были получены ноты Прави тельств США, Великобритании и Фран ции в ответ на ноты Советского Прави тельства от 24 май 1952 г. относительно Мирного Договора с Германией. 23 августа Министр Иностранных Дел Посол Соединенных Штатов Америки свидетельствует свое почтение Министру Иностранных Дел Союза Советских Социа листических Республик и согласно указа ниям своего Правительства имеет честь со общить следующее. 1. В своей ноте от 13 мая Правитель ство Соединенных Штатов сделало различ ные предложения в надежде способство вать переговорам четырех держав, которые могли бы привести к объединению Герма нии и к переговорам с общегерманским правительством по вопросу мирного догово ра с Германией. Оно отмечает с сожале нием, что в своей ноте от 24 мая Совет ское Правительство не ответило на эти предложения. Правительство Соединенных Штатов полностью придерживается точки зрения и предложений, выраженных в но те от 13 мая. Исходя из этого, в своей настоящей ноте оно желает сосредоточить внимание на непосредственной практиче ской проблеме процедуры создания путем свободных выборов общегерманского пра вительства, с которым можно было бы за ключить мирный договор. 2. В своей ноте Советское Правитель ство вновь предлагает обсудить одновре менно мирный договор, объединение Гер мании и образование общегерманского пра вительства. Со своей стороны Правитель ство Соединенных Штатов подтверждает свою позицию по этому вопросу, а именно: общегерманское правительство должно уча ствовать в переговорах по мирному догово ру, и поэтому До проведения таких пере говоров Германия должна быть объедине на и должно быть создано общегерманское правительство. Объединение Германии мо жет быть достигнуто лишь путем Свобод ных выборов. Первым основным тагом яв ляется, очевидно, определение, существуют ли условия, Необходимые длй таких сво- бодных выборов. Вторым шагом явилось бы проведение выборов. 3. В своей ноте от 13 мая Правитель ство Соединенных Штатов предложило в отношении первого шага, чго беспристра стная комиссия должна установить, суще ствуют ли во всей Германии условия, необходимые для проведения свободных выборов. Указывая на большие преиму щества, которые дало бы использование комиссии Объединенных Наций, Прави тельство Соединенных Штатов предложило тем не менее рассмотреть любые Другие практические и конкретные предложения относительно беспристрастной комиссий* которые может выдвинуть Советское Пра вительство. Советское Правительство не выдвигает Таких предложений и ограни чивается подтверждением своей позиции о назначении комиссии для проведения та кой проверки нуте» соглашения МеЖду четырьмя державами. Правительству Соединенных Штатов Неясно, считает ли Советское Правительство, Что комиссия должна состоять из граждан четырех держа® или же Что четыре державы должны лишь приттй к соглашению о ее составе. Правительство Соединенных Шта тов желало бы получить разъйснение по этому вопросу. Правительство Соединенных Штатов убеждено, что комиссия, состоя щая исключительно из граждан четырех держав, не сможет притти к практическим решениям, поскольку она будет отражать нынешние разногласия между четырьмя державами в отношении условий, суще ствующих в федеральной республике, в со ветской зоне и в Берлине. Правительство Соединенных Штатов считает, что, если желательно, чтобы комиссия выполнила свою работу эффективно, она должна Со стоять из беспристрастных членов, не должна подчиняться вето или контролю четырех держав и должна иметь право свободно посещать все части Германии и обследовать условия, относящиеся К воз можности проведения свободных выборов. 4. Равным образом Правительство Соеди ненных Штатов предложило в отношении второго шага, что, как только будет готов доклад комиссии, состоится совещание пред ставителей Правительств Соединенных Штатов, Франции, Советского Союза и Со единенного Королевства для обсуждения скорейшего проведения свободных выбо ров во всей Германии, включая создание соответствующих условий там, где это необходимо. Правительство Соединенных Штатов придерживается этого предложе ния, в отношении которого Советское Пра вительство еще не дало ответа. Правитель ство Соединенных Штатов повторяет то, что оно заявило в параграфе 8 своей ноты от 13 мая: «Однако, такие свободные вы боры могут состояться лишь в том случае, если во всех частях Германии будут су ществовать необходимые условия и если эти условия будут сохраняться не только в день голосования и до него, но также и впоследствии». 5. Правительство Соединенных Штатов предложило далее рассмотреть на этом же самом совещании гарантии, которые долж- СССР А. Я. Вышинский вручил послам Франции, США и Великобритании ответ ные ноты Советского Правительства. Ниже публикуются текст ноты Прави тельства США от 10 июля 1952 г. и текст ответной ноты Советского Правительства от 23 августа 1952 г. ны быть даны четырьмя державами в том отношении,что общегерманское правитель ство, образованное в результате свободных выборов, будет иметь необходимую свобо ду действий в течение периода до вступ ления в силу мирного договора. Прави тельство Соединенных Штатов считает, что единственное конкретное предложе ние, предусмотренное Советским Прави тельством, состоит в том, что общегерман ское правительство должно руководство ваться Потсдамскими решениями. Это оз начало бы воссоздание четырехсторонней системы контроля, которая с самого нача ла предусматривалась лишь для «перво начального периода контроля». Соглаше ние такого порядка возродило бы систему контроля, которая оказалась непрактич ной и более того которая не учитывала бы развитие событий в Германии за по следние годы. Германское правительство, подчиненное такому контролю, не пользо валось бы па деле свободой в своих отно шениях с четырьмя державами и не смогло бы свободно участвовать вместе с четырь мя вышеупомянутыми Правительствами в переговорах по мирному договору. 6. Правительство Соединенных Штатов Америки отмечает также с сожалением, что Советское Правительство, неоднократно под. тверждая в своих нотах свое желание к объединению Германии, приняло недавно без каких-либо оснований ряд мер в совет ской зоне и в Берлине, которые направле ны к предотвращению контакта между немцами, живущими на территории под со ветской оккупацией, и 50 миллионами немцев в федеральной республике и в за падных Секторах Берлина. Эти меры углуб ляют произвольный раскол Германии. Пра вительство Соединенных Штатов желает подчеркнуть, что Соглашения, недавно под писанные с федеральной республикой, от крывают для Германии возможность для широкого и свободного объединения Сдру гими нациями Европы. Как оно уже под черкнуло в своей ноте от 13 мая, Прави тельство Соединенных Штатов не Может допустить, чтобы Германия была лишена основного присущего свободной и равной нации права объединяться с другими на циями в мирных целях. Кроме того, эти соглашения подтверждают решимость трех держав и федеральной республики содей ствовать объединена Германии и ясным образом оговаривают право трех держа® в отношении мирного урегулирования— мир ного урегулирования для всей Германии, которое будет свободно достигнуто четырь мя державами и общегерманским прави тельством. 7. Для того, чтобы избежать дальней шей задержки, Правительство Соединенных Штатов, совместно с Французским Прави тельством и Правительством Соединенного Королевства и после консультации с гер манским федеральным правительством и с немецкими властями Берлина, предлагает, чтобы в ближайшее время состоялось со вещание представителей Четырех прави тельств при условии, разумеется, чГо четы ре правительства склоняются в пользу Свободных выборов во всей Германии, как это определено ® параграфу 4 настоящей ноты, и участия свободного германского правительства в переговорах по герман скому мирному договору. Цель такого сове щании будет состоять в достижении согла шения но первому вопросу, который дол жен быть урегулирован, • если желателен дальнейший прогресс, а именно по вопро су о составе и функциях комиссии обсле дования для определения, существуют ли условия, необходимые для свободных вы боров. Правительство Соединенных Штатов предлагает, чтобы представители обсудили: a. Отбор членов комиссии таким обра зом, чтобы обеспечить ее беспристраст ность. b . Функции комиссии, имея в виду обес печить ее полную независимость в пред ставлении рекомендаций четырем держа вам. c. Полномочия комиссии осуществлять обследование в условиях полной свободы и без вмешательства. 8. Для проведения свободных выборов также необходимо достичь соглашения от носительно программы по созданию обще- германского правительства; как это пред ложено в параграфе 11 (IV ) ноты Прави тельства Соединенных Штатов от 13 мая. Ввиду этого Правительство Соединенных Штатов вновь повторяет предложение об обсуждении представителями четырех дер жав дальнейших важных вопросов. Когда такое соглашение будет достигнуто, поя вится возможность приступить к объеди нению Германии. 9. Поскольку Советское Правительство неоднократно выражало свое желание о проведении как можно скорее Совещания вместо обмена нотами. Правительство Со единенных Штатов надеется, что настоя щее предложение будет приемлемо для Со- Iветского Правительства. Нота В связи с нотой Правительства США от 10 июля с. г. Советское Правительство Считает необходимым заявить следующее. 1. В своей ноте от 24 мая, как и в своих предыдущих нотах, Советское Пра вительство предлагало Правительству США, а также Правительствам Великобритания и Франции безотлагательно приступить к непосредственным переговорам о мирном договоре с Германией и об образовании Об' щегерманского правительства. Советское Правительство для облегчения решения, этих вопросов еще 10 марта предложило на совместное рассмотрение четырех Пра вительств — СССР, США, Великобритании и Франции свой проект Основ мирного до говора с Германией, выразив при этом го товность обсудить и другие возможные предложения по этому вопросу. Однако, как известно, Правительство США, а также Правительства Великобритании и Франции уклонились от непосредственных перегово ров с Советским Правительством по ука занным выше вопросам. Нота Правительства США от 10 июля свидетельствует о том, что три Правитель ства попрежнему продолжают оттягивать обсуждение таких важных вопросов, как вопрос о восстановлении единства Германии и заключении германского мирного до- гавора. 2. Правительства США, Великобритании и Франции, затягивая нотную переписку с Советским Правительством по германскому вопросу, вступили в сгоьор с правитель ством Аденауэра. В грубое нарушение Потс дамского соглашения Правительства трех держав 26 мая заключили с боннским пра вительством сепаратное так называемое «соглашение», назвав его Конвенцией об отношениях между тремя западными дер жавами и Германской федеральной респуб ликой, а вслед за этим 27 мая в Париже было подписано «соглашение» о так наз. «Европейском оборонительном сообществе». Подписавшие эти «соглашения» прави тельства еще раз показали, что они во все не заинтересованы ни в объединении Германии, ни в ваключении мирного до говора с Германией, а преследуют цель еа- крепить и углубить раскол Германии, а также связать Западную Германию и ор ганизуемую Правительствами трех запад ных держав западногерманскую армию с Северо-атлантическим блоком и полнее ис пользовать Западную Германию в агрес сивных целях этого блока. Сепаратное боннское «соглашение» США, Великобритании и Франции с правитель ством Аденауэра представляет собой откры тый военный союз, преследующий явно агрессивные цели. Это «соглашение» лега лизует возрождение германского милита ризма, создание западногерманской наемной армии, возглавляемой фаШистско-гитлеров- скими генералами. Мы ставим в кавычки слово «соглашение», так как сепаратное боннское «соглашение» не было свободно принято немцами Западной Германии, оно было навязано Западной Германии вопре ки воле германского народа. Правительства трех держав всячески стараются скрыть от германского народа враждебный его национальным интересам и опасный делу мира характер сепаратно го боннского «соглашения». Они пытаются при этом изобразить дело так, будто это «соглашение» открывает для Германии «возможность для широкого и свободного объединения с другими нациями Европы», хотят уверить, что Правительства США, Великобритании и Франции якобы стре мятся к созданию Общегерманского прави тельства, которое по их заявлениям «долж но обладать необходимой свободой дейст вий и полномочиями, присущими прави тельству». Однако содержание сепаратного боннского «соглашения» находится в не примиримом противоречии с этими завере ниями. Как видно из текста сепаратного боннского «соглашения», Правительства трех западных держав полностью сохрани ли за собой так наз. «особые права», мо тивируя это особенностями международного положения Германии. Эти «особые нрава» предоставляют Правительствам США, Вели кобритании и Франции неограниченную возможность размещать свои войска на тер ритории Западной Германия, а также в любое время по своему усмотрению вводить в Западной Германии чрезвычайное поло жение и брать в свои руки всю полноту власти. Правительство США, а также Пра вительства Великобритании и Франции за крепили за собой этим «соглашением» пра во широкого вмешательства во внутренние дела Западной Германии вплоть до приме нения вооруженных сит оккупирующих держав в целях навязывания Западной Германии своего диктата. Всё это говорит о том, что боннское се паратное «соглашение» не только не от крывает для Германии возможности для дальнейшего свободного развития, как это утверждает Правительство США в своей ноте от 10 июля, но исключает такую возможность, оставляя Западную Германию в полном подчинении и в зависимости от оккупационных властей, как это было и при оккупационном статуте. 3. Уклоняясь от непосредственных пе реговоров об образовании Общегерманского правительства и заключения мирного до говора, Правительство США, в целях ма скировки своей полиции, ставит в своей ноте от 10 июля вопрос о гарантиях, кото рые должны быть даны четырьмя держа вами, в том, что Общегерманское прави тельство, образованное в результате сво бодных выборов, будет иметь необходимую свободу действий в течение периода до вступления в силу мирного договора. Однако, ни о какой «свободе, действий» Общегерманско го правительства не может быть речи при наличии сепаратного бонн ского «соглашения», где из ст. 7 прямо следует, что самая возможность создания единой Германии обусловлена обязатель ным сохранением за Правительствами трех западных держав всех тех привилегий, ко торые предусмотрены боннским «соглаше нием» и Которые лишают Германию госу дарственной независимости и самостоя тельности. Совершенно ясно, что Правительство США, как И Правительства Великобрита нии и Франции, подписывая Сепаратное боннекое «соглашение», в действительно сти не стремится к объединению Германии, образованию Общегерманокого правительст ва и предоставлению ему, действительно, свободы действий. Поднятый в ноте Пра вительства США от 10 июля вопрос о га рантиях «свободы действий» для будущего Общегерманского правительства является фальшивой фразой, предназначенной при крыть стремления Правительств трех за падных держав полностью подчинить себе Германию в своих агрессивных целях. Поскольку Правительство США ставит в нот© от 10 июля вопрос о гарантиях свободной деятельности Общегерманского правительства, что непосредственно свя зано с вопросом о полномочиях Общегер- маиского правительства, Советское Прави тельство считает необходимым напомнить, что позиция Советского Правительства по этому вопросу была исчерпывающе изло жена в его ноте от 24 мая. В этой ноте было сказано: «Что касается Общегерман- ского правительства и его полномочий, то, разумеется, это правительство также долж но руководствоваться Потсдамскими поста новлениями, а после заключения мирного договора — постановлениями мирного до говора, который должен служить установ лению прочного мира в Европе». Это пря мо вытекает из Потсдамского соглашения, определившего принципы, на которых должно быть построено германское госу дарство, — миролюбивое, демократическое, независимое, единое германское государ ство. Вся деятельность Правительства США в Западной Германии находится в явном противоречии с этими принципами. В связи с этим Советское Правительство считает необходимым отметить, что Прави тельство США извращенно истолковывает ссылку Советского Правительства в ноте от 24 мая на Потсдамские решения, изобра жая дело так, будто в этой ноте имеется в виду «воссоздание четырехсторонней си стемы контроля», хотя в действительности в ноте Советского Правительства от 24 мая говорится не о воссоздании четырехсторон ней системы контроля, а о необходимости Соблюдения принципов Потсдамского согла шения о восстановлении Германии как еди ного, независимого, миролюбивого, демокра тического государства. 4. Правительство США в ноте от 10 ию ля вновь поднимает вопрос о праве герман ского народа «объединяться с другими на циями в мирных целях» и заключать соот ветствующие соглашения. По этому поводу Советское Правительство в ноте от 9 апре ля указывало уже на имеющееся в совет ском проекте «Основ мирного договора» по ложение об обязательстве Германии «не вступать в какие-либо коалиции или воен ные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими во оруженными силами в войне против Герма нии». Как совершенно очевидно, это поло жение ни в какой мере не затрагивает нра ве Германии объединяться с другими на циями в мирных целях. Но это положение исключает для Германии возможность объ единяться с такими группировками, как, например, Северо-атлантический блок, пре следующий агрессивные цели, деятельность которого представляет собой угрозу развя зывания новой мировой войны. Советское Правительство продолжает считать, что в таком положении нет недопустимого огра ничения суверенных прав германского го сударства и что такое положение соответ ствует соглашениям четырех держав по германскому вопросу и полностью отвечает как интересам всех соседних с Германией государств, так равным образом и нацио нальным интересам самой Германии. 5. Правительство США в ноте от 10 ию ля касается проводимых в настоящее вре мя в Германской Демократической Рес публике мероприятий по укреплению ее безопасности, заявляя, что эти мероприя тия якобы «углубляют раскол Германии» и направлены будто бы на предотвраще ние контакта между немцами, живущими в Германской Демократической Республи ке л в Западной Германии. Такое заявление не имеет под собой никакой почвы. Как известно, Прави тельство Германской Демократической Рес публики широко опубликовало, что ука занные мероприятия проводятся по прось ба населения, которому наносится ущерб со стороны шпионов, - диверсантов, терро ристов и контрабандистов, засылаемых из западных зон Германии в провокацион ных целях, что стоит в прямой связи с проводимой в Западной Германии полити кой ремилитаризации и вовлечения За падной Германии в подготовку новой войны. 6. В ответ на предложение Советского Правительства в ноте от 24 мая безотла гательно приступить к совместному об суждению вопросов о мирном договоре с Германией и об образовании Общегермаи- окого правительства, Правительство США заявляет, что оно считает невозможной разработку германского мирного договора до того, ка к будет образовано Общегер манское правительство, и что ввиду это го теперь надо ограничиться лишь созда нием комиссии по обследованию Германии. Однако такое утверждение Не соответст вует Потсдамскому соглашению, возло жившему на Совет Министров Иностран ных Дел обязанность «подготовки мирного урегулирования для Германии с тем, что бы соответствующий документ был при нят пригодным для этой цели правитель ством Германии, когда такое правительст во будет образовано». Советское Правительство считает ли шенным всякого основания отказ Прави тельства США, как и Правительств Ве ликобритании и Франции, от разработки мирного догойора с Германией до того, как будет образовано Общегерманокое правительство. Было бы неправильным и ничем не оправданным откладывать на неопределенно долгое время рассмотрение таких важнейших вопросов, как вопрос о мирном договоре с Германией и восста новлении единства Германии, как это предлагают Правительства США, Велико британии и Франции. Как видно, предложения Правительства США рассчитаны на то, чтобы продол жать затягивать на неопределенно долгое время рассмотрение вопроса о мирном до говоре с Германией и о восстановления единства Германии, — следовательно, со хранить оккупационные войска в Герма нии на неопределенный срок. 7. По вопросу о составе комиссии по проверке наличия в Германии условий для проведения всеобщих свободных выборов позиция Советского Правительства была изложена уже в его нотах от 9 апреля и 24 мая. Правительство США заявляет о каких- то преимуществах обследования Германии международной комиссией. Но предложе ние о создании международной комиссии по обследованию Германии и превраще ние, таким образом, Германии в объект обследования, нельзя рассматривать иначе как оскорбление германской нации. Такое предложение могли выдвинуть лишь’ те, кто забывает, что Германия в течение бо лее столетия жила в условиях парламент ского режима, с всеобщими выборами и ор ганизованными политическими партиями и что к Германии поэтому нельзя предъ являть таких требований, которые обычно предъявляются к отсталым странам. Что же касается состава комиссии по проверке наличия в Германии условий для проведения -всеобщих свободных выборов, то наиболее объективной была бы комис сия, образованная с согласия четырех держав самими немцами из немцев -— представителей, скажем, Народной Палаты Германской Демократической Республики н бундестага Западной Германии. Такая комиссия, не оскорбляя немцев, явилась бы вместе с тем первым шагом но пути объединения Германии. %о касается обследования Германии с целью проверки наличия условий для про ведения свободных общегерманских выбо ров, то само собой понятно, что первое де ло — это проверить, насколько выполня ются такие решения Потсдамской Конфе ренции, осуществление которых является условием действительно свободных обще германских выборов и образования обще германского правительства, выражающего волю германского народа. Таким решением Потсдамской Конференции является реше ние о демилитаризации Ге(рмании, дабы, как сказано в Потсдамском соглашении,-— «навсегда предупредить возрождение лля реорганизацию германского милитаризма й нацизма», чтобы «Германия никогда больше не угрожала своим соседям клч сохранению мира во всем Мире». Таким ре шением является осуществление провоз глашенных Потсдамским соглашением по литических принципов в отношении Гер мании, которые обязывают: «Уничтожить национал-социалистскую партию и ее фи лиалы и подконтрольные организации, ра спустить все нацистские учреждения, обе спечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую на цистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду». К таким принципам от носится и постановление Потсдамской Кон ференции о том, чтобы «подготовиться к о-кончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сот рудничеству Германии в международной жизни». 8. Правительства США, Великобритании и Франции предлагают созвать совещание представителей четырех Правительств для обсуждения только вопроса — о составе, функциях и полномочиях комиссии ПО проверке наличия в Германии условий, необходимых для проведения свободных выборов. Можно констатировать, что пере- ^ пи-ока по данному вопросу несколько сбли зила точки зрения Советского Правитель ства, с одной стороны, и Правительства США, равно как и Правительств Велико британии и Франции, с другой. Но Совет ское Правительство не видит никаких ос новании для ограничения круга вопросов, подлежащих обсуждению на совещании представителей четырех держав, лишь вопросом оо указанной выше комиссии. Ограничивая кр у г вопросов, предлагаемых на обсуждение представителей указанных четырех держав, и избегая рассмотрения важнейших вопросов, относящихся к Гер мании, Правительство США, а также Пра вительства Великобритания и Франции действ} ют так, ка к если бы они стреми лись к тему, чтобы совещание представи телей четырех держав дало возможно мень шие результаты или оказалось вовсе без результатным. Тем не менее Советское Правительство готово обсудить на сове щании четырех держав предлагаемый Пра вительствами трех держав вопрос о ко миссии по обследованию условий для про ведения свободных выборов во всей Гер мании. Но Советское Правительство вместе с тем считает, что совещание не может а не должно ограничиться обсуждением только этого вопроса. Советское Прави тельство считает необходимым, чтобы это совещание в первую очередь обсудили та- кйе важные вопросы, как мирный договор с Германией и образование Общегерман окого правительства. Исходя из вышеизложенного, Советское Правительство предлагает созвать в самом непродолжительном времени, и во ©сяком случае в октябре с. г., совещание пред ставителей четырех держав со следующей повесткой дня: а) 0 подготовке мирного договора с Гер манией; б) Об образовании Общегерманокого правительства; в) 0 проведении свободных общегерман ских выборов и о комиссии по проверке наличия в Германии условий для прове дения таких выборов, се составе, функ циях, полномочиях^ Вместе с тем Советское Правительство предлагает обсудить на этом совещания четырех держав вопрос о сроке вывода из Германии оккупационных войск. Советское Правительство предлагает также пригласить принять участие в со вещании при рассмотрении соответствую щих вопросов представителей Германской Демократической Республики и Герман-, екой Федеральной Республики. Аналогичные ноты Советское Прави тельство направляет также Правительст вам Велишюрггании и Франции. Нота Правительства США о т 10 июля 1952 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz