Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

15 августа 1952 г., № 193 (6507) К О М М У Н А 3 Организованнее вести хлебные перевозки Горячая пора сейчас У работников ж е ­ лезнодорожных хлебопогрузочных станций. Непрерывным потоком идет на пристанци­ онные п ун кты хлеб нового урожая. Делом своей чести считают железнодорожники своевременную вывозку его и скоростную доставку к местам длительного хранения, в промышленные центры страны. По почину коллектива станции Калач на Кто-Восточной магистрали развертывается соревнование за выполнение годового пла­ на хлебных перевозок к 3 5 -й годовщине Великого Октября. Пример того, к а к надо выполнять взятые обязательства, показы ­ вают инициаторы этого соревнования. Ра­ ботая в тесном содружестве с заготовите-, лями, железнодорожники станции Калач изо дня в день перекрывают план погрузки зерна, на полтора часа по сравнению с нормой сократив затраты времени на по­ гр у зку каждого маршрута. Успешно идет погрузка зерна такж е на Станциях Терновка, Подгорное, Алексеев­ на и многих других. В результате стаха­ новского труда коллективов передовых станций дорога в последние дни перевы­ полняет план погрузки хлеба. Но за бла­ гоприятными средними показателями скры ­ ваются крупнейш ие недочеты в организа­ ции хлебных перевозок. На ряде станций скопилось большое ко­ личество зерна. В частности, такое поло­ жение создалось на станциях Грязинского отделения. Оттуда поступили в Управление дороги тревожные сигналы . Здесь отдали распоряжение начальнику отделения доро­ ги т. Прокуратову — в первую очередь обеспечить порожняком эти станции. Но т. Прокуратов безответственно отнесся к выполнению распоряжения. В течение не­ скольких дней на станции Добринка и Избердей, где имеются бунты , подавалось значительно меньше вагонов, чем просили заготовители. Почти ежедневно это отделе­ ние дает под п огр узку хлеба на 1 5— 20 вагонов меньше, чем предлагает Управле­ ние, и на 4 0 — 50 вагонов меньше, чем требуют заготовители. — Н ет порожняка, — говорит старший диспетчер отделения т. Воронов. И это объяснение удовлетворяет началь­ н и ка грузовой службы Управления дороги т . Проскурякова, хотя он не может не ви­ деть, что порожняк крайне медленно под­ водится к станциям, долго простаивает там, прежде чем его доставят к фронтам погрузки. Т ак, на днях в Эртиль прибыла ночью большая группа вагонов. На п ун кте «Заготзерно» приготовились к погрузке. Ж дут час, другой — вагонов не подают. Звонят дежурному по станции: — В чем дело? Где вагоны? — Подождите немного,— следует о т­ вет, — н ет паровоза. По вине работников станции вагоны бы­ ли поданы только утром. Подобная неорганизованность заметна и на других отделениях. На станцию Евда- ково несколько дней назад прибыло девять вагонов, предназначенных под погрузку. Начальник станции т. Захарьев небрежно осмотрел их и позвонил начальнику гр у ­ зового сектора т. Костромину: — Вагоны непригодны для погрузки зерна. Разрешите использовать их под другие грузы . — Ни в коем случае,— ответил т. Ко- стромнн.— Отправляйте их в Россошь для приведения в порядок. После повторного осмотра т. Захарьев убедился, что порожняк вполне пригоден для перевозки зерна. Т а к из-за безответ­ ственного отношения начальника станции к своим обязанностям погрузка зерна бы­ ла задержана на су тки . Н а другой станции этого отделения — в Митрофановне из-за несогласованности действий железнодорож­ ников и заготовителей хлеба вагоны за­ держиваются под грузовыми операциями в среднем на два-$ри часа. Нельзя считать нормальным и такое по­ ложение, когда ряд хлебопогрузочных станций, в том числе Б утурлиновка и Хре­ новая, систематически не получают ваго­ нов. По совершенно непонятным причинам начальник грузового сектора Лискинского отделения т. Зевшцев и старший диспет­ чер т. Трофимов, планируя п огр узку, не учитываю т запросов этих станций. В По- ворино пошли еще дальше. Здесь решили «наказать» станцию Кардаил. В начале хлебных перевозок там не производили погрузку в ночное время. • — Не хотят грузить,— не давать им вагонов,— решил начальник грузового сек­ тора т. Арутю нян. Сейчас он направляет туда меньше по­ рожняка, чем требуется, хотя в Кардаиле грузят и ночью. Все эти недостатки известны руководи­ телям дороги, но они не принимают н у ж ­ ных мер к их устранению . Правда, на се­ лекторных совещаниях, по телефону на­ чальник грузовой службы т. Проскуряков ж у р и т слегка своих подчиненных, выслу­ шивает их заверения в том, что подобные случаи больше не повторятся, и успокаи­ вается. Н аступает следующий день, и все идет попрежнему. Совершенно недопустимо, что на ряде станций крайне медленно вы груж аю т зер­ но, задерживая тем самым вагоны, необхо­ димые для погрузки. В Абрамовке, напри­ мер, каждые сутки остаются невы груж ен- ными по 1 5— 2 0 вагонов. Больше чем по­ ложено по норме, простаивают вагоны под вы грузкой на мельзаводе. Но руководители станции Абрамовка не принимают н и ка ­ ки х мер к ускорению этой операции и, больше того, нередко даже тормозят рабо­ ту клиентуры . Недавно на станцию при­ были четыре большегрузных вагона. Их следовало одновременно подать к месту вы грузки. Но работники станции подали только три . Сверх нормы находятся под вы грузкой вагоны в Борис о т е-беке. Н а некоторых отделениях дороги нет на­ стоящей заботы о маршрутной погрузке зерна. С танция Кантемировка могла бы регулярно отправлять хлеб маршрутами. Наличие механизмов, фронтов погрузки, нарядов на отправление зерна позволяет это делать. Но руководители Россошанско­ го отделения, и прежде всего начальник грузового сектора т. Костромин, не хотят грузить маршруты в Кантемировке, по­ дают сюда вагоны небольшими партиями. А руководители дороги и служб мирятся с такой порочной практикой. До сих пор еще имеют место факты, когда под зерно направляются технически неисправные и непромытые вагоны. Все эти факты показывают, что на Юго-Восточной дороге нет еще настоящего порядка в организации хлебных перево­ зок. Руководители дороги должны уделить этому делу самое серьезное внимание, на­ ладить бесперебойное продвижение хлеб­ ных маршрутов, организовать своевремен­ ную доставку порожняка под п огр узку. Д. ОРЛОВСКИЙ. НАГРАДА ЗА Колхозника сельхозартели им. Буденного В. А. Перегудова хорошо знаю т в Песках ка к честного, трудолюбивого человека. Более восьми лет он работает конюхом, заботливо смотрит за лошадьми, выполняет ветери­ нарные и зоотехнические правила. Благо- ЧЕСТНЫЙ ТРУД даря этому лошади колхоза всегда в хо­ рошем состоянии. В нынешнем году жере­ бята получены от каждой конематки. Министр сельского хозяйства СССР на­ градил т. Перегудова значком «О тличник социалистического сельского хозяйства». Казахская ССР. Сквер им. Орджоникидзе по улице Ленина в городе Караганде. Фото П. Федорова. (ТАСС). М олоды е сахарники повыш аю т кв алиф и кацию На Боринском сахарном заводе многие ведущие участки производства обслужи­ вают молодые рабочие, год— два назад при­ шедшие на предприятие. Они настойчиво овладевают избранной профессией, стре­ мятся стать настоящими мастерами сахар­ ной промышленности. Пдя навстречу по­ желаниям молодежи, дирекция завода ор­ ганизовала учебу кадров. Недавно большая группа молодых рабо­ чих окончила курсы технического мини­ мума. В одиннадцати учебных гр уппах без отрыва от производства обучалось более 2 0 0 человек. Молодые сахарники изучили технологическую паровую и водяную схе­ мы завода, устройство аппаратов и машин, технологические принципы их работы, взаимосвязь со смежным оборудованием, тех н и ку безопасности и другие вопросы. На испы таниях слушатели курсов по­ казали хорошие знания. С атуратчицы и Еыпарщицы комсомолки Варвара К ур о ч ки ­ на, Майя Костина, Людмила Ш охина и Н ина Евтухова сдали техминимум на «хо­ рошо». Помощник аппаратчика Татьяна Гладких показала таки е знания, которые дают ей право работать аппаратчицей. Совсем недавно пришли в электроцех Николай Беляев, Андрей Ливенцев, Н и ко ­ лаи Кузнецов и Виктор Макаров. Они ус­ пешно овладели профессией электрика. После сдачи экзамена Андрей Ливенцев был назначен электриком в одно из отделений сахкомбината на самостоятельную работу. Н. НИКИТИНА, главный химик Боринского сахзавода. Торф сверх плана РАМОНЬ (соб. корр. «Коммуны»). — Коллектив Березовского торфопредприятия успешно выполнил свое обязательство по добыче топлива в нынешнем сезоне, взя­ тое им в социалистическом соревновании. Багерно-элеваторные машины на пять дней раньше срока выдали последние тон­ ны торфа в счет годового плана. Смены багермасгера Николая Сысоева и м аш ини­ ста Ивана Васильева выполнили сезонное задание н а декаду раньше срока. Торфяники добились нового производст­ венного успеха. В нынешнем сезоне в счет государственного плана добыто на четыре тысячи тонн торфа больше, чем в прошлом году. От сниж ения администра­ тивно-производственных расходов торфо- предприятие получило в первом полугодии около 6 0 ты сяч рублей накоплений. Березовские торфяники взяли на себя новое обязательство — до 2 0 августа дать 2 тысячи тонн торфа сверх плана. --------------------------- +-------------------------- РозЫгрЫш первенства республики по волейболу На площадках воронежского стадиона «Динамо» проходят соревнования н а пер­ венство республики по волейболу, в кото­ рых участвую т 2 2 команды областей, краев и городов Российской Федерации. Закончились предварительные игры в под­ гр упп ах. Игры прошли в напряженной спортивной борьбе и показали значитель­ ный технический рост игроков и команд в целом. Большинство встреч окончилось с минимальным счетом 3 : 2 . Следует отметить такти ческую грамот­ ность и техническую подготовленность м уж ски х команд Свердловска и Куйбыш е­ ва и ж ен ски х команд Куйбыш ева и Каза­ ни. Волевыми коллективами показали се­ бя м уж ская команда Ростова и ж енская команда М агнитогорска. Благодаря друж ­ ной и слаженной игре они вошли в фи­ нальную гр уп п у и будут бороться за пер­ вое— четвертое места. Воронежская область представлена на соревнованиях м ужской командой спортив­ ного общества « Н а у к а » . Надо сказать, что к этим ответственным соревнованиям тре­ нер т. К ац команду подготовил недостаточ­ но. Она понесла три пораж ения. Сегодня начинаю тся финальные игры , которые выявят сильнейшие команды рес­ публики. У м уж чи н за звание чемпиона РСФСР играют волейболисты Грозного, Куйбыш ева, Свердловска и Ростова, за 5— 8 -е места — команды Саратова, Но­ восибирска, Воронежа и Кронш тадта, за 9 — 1 2 -е места — команды Владивостока, Сталинграда, Тулы и Томска. У ж енщ и н за звание чемпиона РСФСР играю т волей­ болистки Казани, Куйбышева, М агни го- горска и Тулы , за 5 — 8 -е м еста— коман­ ды Горького, Свердловска, Смоленска и Ростова, за 9 — 1 0 -е места— команды Са­ ратова и Алтайского края. У м уж чин сегодня встречаются коман­ ды Грозного и Свердловска, Ростова и К у й ­ бышева, у ж енщ и н — команды М агнито­ горска и Казани, Тулы и Куйбыш ева. С. СИДОРОВИЧ. Т Е А Т Р „Потопленные камни" С П Е К Т А К Л Ь Л И П Е Ц К О Г О Д Р А М А Т И Ч Е С К О Г О Т Е А Т Р А Пьеса грузинского драматурга, лауреата Сталинской премии Ило Мосашвили «По­ топленные камни» — яркое, волнующее произведение о борьбе народных масс за свою свободу и независимость, против реакционны х сил капитализма. Действие происходит в Т ур ц и и , в не­ большом приморском городке. Здесь, ка к и во всей современной Т урции, исти нны ­ ми хозяевами являются американцы . Ра­ болепствуя перед ними, турецкие власти попирают свободу и суверенитет народа, ведут лихорадочные приготовления к войне с Советским Союзом. Однако в наро­ де все больше и больше пробуждается чувство собственного достоинства, правда о великой стране социализма, которую не в сцлах задушить турецкие янычары , поднимает народные массы на сопротив­ ление американским захватчикам . Вместе с этим в пьесе поднимается другая тема — тема национально-освобо­ дительной борьбы национальных мень­ шинств в условиях капиталистической Тур ц и и . Городок, в котором развертыва­ ются события пьесы, населяют грузины . Несколько веков назад земли Южной Г р у­ зии были отторгнуты от основной терри­ тории турецкими захватчиками. Турецкие властители беззастенчиво грабят грузин, они стремятся превратить их в своих по­ слушных рабов. В этих целях они разру­ шают вековые устои и традиции, бесцен­ ные пам ятни ки грузинской культуры . Однако все их попы тки заставить грузин отречься от родины, забыть свою речь и обычаи терпят провал. В пьесе хранителем грузинской кул ь ­ туры является бывший учитель старик Б еж ан-ага (артист М. С. С елянин). Он заботится о сохранности п ам я тн и ка ста­ рины — древнейшей церкви Зиарети, ко­ торую народ называет «Замком Тамары». Б еж ан-ага поддерживает в своих соотече­ ственниках священную любовь к советской Грузии, одной из равноправных республик великого Советского Союза. В его расска­ зах о Родине звучит искренняя любовь к родной земле. Особенно крепкими узами Б еж ан-ага связан с семьей Турман-оглу — одной из гр узи н ски х семей, которая в условиях тяжелого колониального гнета сумела со­ хранить свое национальное лицо. К удив­ лению жителей, одного из представителей этой семьи — Джемала Турман-оглу т у ­ рецкий сатрап Абдул Садах делает своим заместителем. Это — коварный маневр врагов. П ри ­ крываясь именем Джемала, Абдул Садах начинает творить свои гнусны е дела, н а­ правленные на уничтож ение историче­ ски х памятников грузинского народа. По указанию американского инженера Джо­ на Райт, Абдул Садах разрабатывает план разруш ения «Зам ка Тамары », поручая это дело Джемалу. Народ восстает против такого злодеяния, ж енщ и ны и дети пре­ граждаю т доступ в храм своими телами. Драматизм пьесы нарастает от акта к а к ту . Все происходящее на сцене держит зрителя все время в нап р яж ен и и , застав­ ляет его тревожиться за судьбы героев. И в этом — достоинство пьесы Мосашвили. Л и пец ки й драматический театр серьез­ но подошел к постановке пьесы одного из талантливейш их драматургов братско­ го грузинского народа. В постановке за­ няты лучш ие силы театра. Усилиями кол­ лектива театра создан спектакль правиль­ ного идейного звучания, впечатляющий, заставляющий волноваться. Однако надо прямо сказать, что многое еще в с п е к ­ такл е «не отстоялось», требует доработ­ ки , шлифовки, целый ряд образов н у ж ­ дается в прояснении. Одним из ведущих образов в спектакле является Джемал. Эту роль ведет артист М. Н . Соболев. В его трактовке Джемал — честный человек, любящий свой народ. Он принимает должность заместителя на­ чальника вилайета (района), думая, что будет иметь возможность хоть в какой-то мере облегчить участь грузинского насе­ ления. Джемал мечтает построить в районе шоссейную дорогу, больницу и т. д. Увле­ ченный этим, он не замечает, что стано­ вится исполнителем злой воли турецких властителей и их заокеанских хозяев. По своему характеру Джемал — либерально настроенный человек. Он избегает откры ­ той борьбы и проводит политику уступок. Артист М. Н. Соболев в первых сценах правильно передает характер человека, пытающегося путем уступ ок примирить два противоположных класса — пролета­ риев и капиталистов, и не замечающего, что он все больше и больше скатывается в стан врагов. Он слабохарактерен, не уверен в себе. Но вот друзья Джемала раскрывают ему глаза на то, что за его спиной Абдул Садах и Джон Райт плетут грязные и н тр и ги : с его помощью они н а­ чинаю т разрушение храма, арестовывают прогрессивно настроенного моряка Ш у кр и . В душе Джемала вспыхивает гневный протест, и он находит в себе достаточно сил, чтобы вместе с народом бороться за сбои права. Это — знаменательная перемена в ха­ рактере Джемала. Но, к сожалению , арти ­ сту М. Соболеву не удалась показать, к а к это произошло. Н а сцене мы не видим, к а к изменяется душевный склад Джемала. Прямым противопоставлением Джемалу в пьесе является образ Ш у к р и . Это — волевой, энергичны й человек. Он твердо знает, что примирение с врагами невоз­ можно. Именно так подает этот образ артист В. А. Ш кар уп а. Вдохновенно и страстно лицо грузинского моряка, когда он рассказывает своим соотечественникам о великой стране социализма, где ему до­ велось побывать во время своих плава­ ний. Он поддерживает в своих товарищах веру в победу народа. Слабее артист В. Ш кар уп а в лириче­ ски х сценах. Со своей невестой Гаянэ (ар т. М . 0 . Гарина) он держится неоправ­ данно сухо. Т у т он больше «играет в чув ­ ства», чем по-настоящему любит. Артист пошел по наиболее легкому п ути — по п ути внешнего изобразительства. В. Ш к а ­ рупа необходимо найти м ягкие, душевные краски для своего героя. От этого образ станет человечней, ярче. Следует отметить артиста Г. Д. Горело­ ва в роли начальника вилайета Абдула Садах. Г. Горелов правдиво рисует этого человека — коварного и надменного по отношению к людям из народа и трусл и ­ вого, пресмыкающегося перед лицом аме­ р и ка н с ки х хозяев. Из ролей второго плана необходимо отметить Джона Райта в ис­ полнении артиста В. В. Любарского, М ир­ зу — артист А. Н . Воробьевский и Гоги- ча — артистка Л. И. Мухомедьяиова. Одним из серьезных недостатков спек­ такл я является то, что зритель слабо ощ ущ ает эпоху, время действия. Режиссе­ ру и коллективу надо поработать над тем, чтобы н ай ти нуж ны е для этого детали. Пьеса «Потопленные камни» — произ­ ведение большей реалистической силы. Коллектив Липецкого драматического теат­ ра показал, что он имеет все возможности для создания полноценного спектакл я. Встреча с воронежскими зрителями, не­ сомненно, о каж ет ему в этом отнош ении хорошую усл угу. Н. КОНОПЛИН. В поле и на т о к у З А М Е Т К И С П Е Ц И А Л И С Т О В К а к известно, тр у ж е н и ки колхозных по­ лей Воронежской и Тамбовской областей вступили в социалистическое соревнование за выращивание высоких урожаев на боль­ ш их площадях, за проведение уборочных работ в сжаты е сроки и без потерь, за до­ срочное выполнение плана хлебозаготовок. К а к ж е выполняются приняты е обяза­ тельства? Недавно мы побывали в ряде ма­ ш инно-тракторны х станций и колхозов той и другой областей, где наблюдали работу механизаторов и колхозников. Трудятся они на полях уборочной самоотверженно. Высокой выработки н а комбайнах меха­ низаторы добиваются различными путями, но главным из н и х являются правиль­ ны й распорядок рабочего дня и максималь­ ное использование времени. Т ак, комбайнер Полетаевской МТС, Тамбовской области, т. Гольщин, работу которого мы наблюдали, убрал за три дня 1 2 7 гектаров р ж и . Он начинает косьбу рано утром, к а к только позволяет состояние хлеба, и заканчивает ее ночью, с появлением росы. На п ротяж е­ нии всего этого времени агрегат ни разу не простоял. Можно привести и другие таки е примеры, показывающие, к а к вы ­ соко ценят механизаторы фактор времени. Но наряду с этим имеются еще случаи простоев комбайнов по организационным причинам. Некоторые комбайнеры Верхне- Хавской МТС допускают значительные про­ стои агрегата из-за остановок на обед. Ме­ жду тем, во время обеда комбайнера мог подменить помощник. Плохо обстоит здесь дело с копнильщиками. Постоянные люди на эту работу не выделяются. Кажды й день приходят новые колхозники, что ве­ дет к ухудш ению укладки соломы в коп­ ны, затрудняет сбор и скирдование ее. Во многих машинно-тракторны х станци­ ях наш ей и Тамбовской областей широко применяется разгрузка зерна из комбайнов на ходу — в автомашины и бестарки. Это экономит до 3 0 процентов рабочего време­ ни. Например, в Эртильской МТС большин­ ство комбайнов р азгруж ается на ходу. Для этой цели разгрузочный лоток бункера удлинен н а 4 0 сантиметров. Без задержки разгружается зерно в кол­ хозе им. Ворошилова, Токаревского района, Тамбовской области. Здесь для разгрузки зерна в бестарки комбайнер т. Евспков обо­ рудовал свой комбайн «С тал инец-6» не­ сложным приспособлением. Н а главной ра­ ме молотильной части агрегата впереди по­ воротного кр уга он закрепил деревянный брус длиной около п яти метров, а к сво­ бодному концу его прикрепил цель. Раз­ гр узка производится т а к : бестарка подхо­ дит к комбайну, цепь надевается на крю к дышла, повозка перемещается вместе с а г ­ регатом и наполняется зерном через ш нек. Чтобы отцепить бестарку, лошадей немного подгоняют и снимают цепь с крю ка. Между тем отдельные механизаторы все еще продолжают допускать потери зерна при разгрузке в бестарки. А их можно легко избежать, если удлинить брезенто­ вый рукав выгрузного ш нека. Т ак именно и поступил комбайнер Павлодонской МТС орденоносец т . В. М. Онаговскии. Он п р и ­ менил рукав длиной в 1 м. 3 0 см. П р а кти ка показывает, что даже в труд­ ных условиях косьбы высокого хлеба мож­ но добиться низкого среза. Механизаторы Токаревской МТС, Тамбовской области, приспособили к комбайну «С талинец-6» второй реж ущ ий аппарат, который произ­ водит добавочный срез стерни. Для этой цели установлен второй пальцевый брус с пальцами и ножом позади главной балки хедера. Нож приводится в движение от ва­ ла вентилятора через цепь с предохрани­ тельной муфтой и коробкой конических ш е­ стерен. Чтобы облегчить уборку полегших хле­ бов, многие механизаторы делают дополни­ тельные приспособления. Т а к, в совхозе им. Сталина, Тамбовской области, мы наб­ людали прекрасную работу комбайна «С та­ л и н ец -6» с эксцентриковым мотовилом. Убиралась полегшая рожь, давшая урожай в 2 7 центнеров с гектара. Т аки е мотовила применяются та к ж е в Таловской, Калачеев- ской и других машинно-тракторны х стан ­ циях наш ей области. Плохо, что они еще не получили широкого распространения. Передовые комбайнеры применяют на уборке влажных, полегших и соломистых хлебов и ряд других полезных приспособ­ лений. Т ак, комбайнер Павлодонской МТС т. В. М. Снаговский установил на режущем аппарате колосоподъемннкп, что позволяет успешно убирать полегшие хлеба. Еомбан­ нер Россошанской МТС т. Ф. В. Дьячков на планках мотовила прикрепил пальцы для лучшего захватывания полегшего хле­ ба. Некоторые комбайнеры для этой же цели ставят лопасти мотовила по спирали. Много творческой инициативы проявили наш и механизаторы в борьбе с наматы ва­ нием влажного и засоренного хлеба на. ва­ лики и битеры. Например, комбайнер Ново- Усмлнской МТС т. С. Н. Власов обшил би­ тер приемной камеры листовым железом, а та к ж е поставил гребни из листового ж е ­ леза на главном и вспомогательных бите­ рах. В Павлодонской МТС комбайнеры: Ге­ рой Социалистического Труда т. Н. В. Ля- шенко, П. Я. Киселев и другие перенесли главный битер вперед на 10 см. и одно­ временно укоротили задний щ иток бараба­ на по высоте на 15 см. Это позволило из­ бежать наматывания соломы на барабан. * * * Немало ценного сделано механизаторами и колхозниками для механизации очистки зерна н а токах. Широко применяются спа­ ренные сортировки, зернопульты и другие зерноочистительные агрегаты . Первые же дни уборки урожая показали огромные пре­ имущества механизированных токов. Однако следует отметить, что в ряде районов нашей области многие машинно- тракторные станции и колхозы сильно за­ поздали с подготовкой и началом работы на механизированных токах. Т ак, в сель­ хозартели им. Кирова, Р.-Хавского района, при наличии своей электростанции устано­ вили электродвигатель только на одной сортировке и зернопульте. В колхозе им. Карла Маркса, Верхне-Хавского района, используют трактор «Универсал-2» для п у ­ ска лишь одного зернопульта, до сих пор не приведут в движение от него сортировки. * * * В отличие от преж них лет наблюдается значительно больший порядок в укладыва­ нии соломы на полях. Конны соломы не разбрасываются по всему полю, а уклады ­ ваются правильными рядами, что в значи­ тельной степени облегчает последующую уборку. Нередко можно видеть за комбай- нами «С тал инец-6» и «Коммунар» п рицеп­ ленные соломо-лоловокопнителп, которые позволяют собирать в копны по 1 0 — 2 5 центнеров соломы. Весьма ценную инициативу проявили в колхозе им. М ичурина, Мордовского райо­ на, Тамбовской области. Там изготовили к двум комбайнам «С талинец-6» прутково­ ленточные волокуши, которые зацепляются позади соломо-половокопнителя. Устройство волокуши несложно. Она состоит из восьми железных лент 11-метровой длины к а ж ­ дая и охватывающего прута. Обслуживают эту волокушу две ж енщ и ны . С помощью прута они задерживают солому, выброшен­ ную из копнителя. Т акая волокуша наби­ рает четыре больших копны . Следователь­ но, при уборке соломы уж е не потребуется стаскивать ее, а можно сразу скирдовать. Во многих районах нашей области ус­ пешно применяются тросовые волокуши на тракторной тяге. К а к показала п р а кти ка , изготовление их не представляет большого труда. Работают они вполне удовлетвори­ тельно. В колхозе им. Кирова, Р.-Хавского района, изготовили полозковые рамные волокуши для работы на живом тятле. Следует отметить, что для сбора соломы имеется много различных средств. Но это­ го недостаточно. Солома может погибнуть и в ко пн ах, если ее сейчас не заскирдовать. П р акти ка показывает, что наилучшие результаты дает скирдование на трактор­ ной тяге с помощью троса. Но с большим успехом можно использовать на скирдова­ нии и живое тягло. Пример в этом отно­ ш ении показывают колхозники сельхозар­ тели им. Ленина, Токаревского района, Тамбовской области. Они вслед за уборкой скирдую т солому на волах. Для стаскива­ ния ее вместо волокуш использован кусок проволоки длиной в 10 метров с петлями на каждом конце. Работа организована так. Двое рабочих подсовывают проволоку с по­ мощью прута под копну. Затем обхватыва­ ют сверху копну и стягиваю т ее проволо­ кой. Ж енщ и на подводит волов к копне и, зацепив ее за крю к уп р я ж ки , подтаскивает к скирду. У скирда копна цепляется за крю к троса и втаскивается на скирд. Че­ тыре ж енщ и ны , работающие на скирду, прицепляю т и отцепляют проволоку, стя ­ гивающую копну, и немного разравнивают солому. Трос со скирда стаскивается вниз лошадью. Следовательно, всего на скирдо­ вании занято 11 человек, пять пар валов и одна лошадь. За день таким образом в кол­ хозе скирдую т солому с 2 5 — 3 0 гектаров. Ценность этого способа — в простоте при­ способления л легкости обслуживания. Своевременное лущение стерни, к а к из­ вестно, является неотъемлемым звеном в комплексной механизации уборки урож ая. Особенно хорошо проводится эта работа с помощью дисковых лущильников, поицел- ленных к комбайнам. Комбайнер т . Крав­ ченко из Россошанской МТС, т . Омыкалов из Андриановской МТС и многие другие н а ­ чали работать уборочно-лущильным агре­ гатом с первых дней уборки и добиваются замечательных результатов. Необходимо от­ метить, что более высокое качество лущ е­ ния стерни получается в том случае, когда л ущ ильник цепляется за молотилкой ком­ байна. П рицепка же лущильников за хеде­ ром комбайна ухудш ает работу, и, следом вательно, этот способ соединения нельзя считать удачным. * * * Долг механизаторов и колхозников Воро­ неж ской и Тамбовской областей — шире и производительнее применять комплексную механизацию на уборке урожая, приложить все усилия к тому, чтобы с честью выпол­ нить взятые на себя социалистические обя­ зательства. П. ТРЕТЬЯКОВ, Н. ОРЕХОВ, доценты Воронежского сельско­ хозяйственного института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz