Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
15 августа 1952 г., № 193 (6507) К О М М У Н А 3 Организованнее вести хлебные перевозки Горячая пора сейчас У работников ж е лезнодорожных хлебопогрузочных станций. Непрерывным потоком идет на пристанци онные п ун кты хлеб нового урожая. Делом своей чести считают железнодорожники своевременную вывозку его и скоростную доставку к местам длительного хранения, в промышленные центры страны. По почину коллектива станции Калач на Кто-Восточной магистрали развертывается соревнование за выполнение годового пла на хлебных перевозок к 3 5 -й годовщине Великого Октября. Пример того, к а к надо выполнять взятые обязательства, показы вают инициаторы этого соревнования. Ра ботая в тесном содружестве с заготовите-, лями, железнодорожники станции Калач изо дня в день перекрывают план погрузки зерна, на полтора часа по сравнению с нормой сократив затраты времени на по гр у зку каждого маршрута. Успешно идет погрузка зерна такж е на Станциях Терновка, Подгорное, Алексеев на и многих других. В результате стаха новского труда коллективов передовых станций дорога в последние дни перевы полняет план погрузки хлеба. Но за бла гоприятными средними показателями скры ваются крупнейш ие недочеты в организа ции хлебных перевозок. На ряде станций скопилось большое ко личество зерна. В частности, такое поло жение создалось на станциях Грязинского отделения. Оттуда поступили в Управление дороги тревожные сигналы . Здесь отдали распоряжение начальнику отделения доро ги т. Прокуратову — в первую очередь обеспечить порожняком эти станции. Но т. Прокуратов безответственно отнесся к выполнению распоряжения. В течение не скольких дней на станции Добринка и Избердей, где имеются бунты , подавалось значительно меньше вагонов, чем просили заготовители. Почти ежедневно это отделе ние дает под п огр узку хлеба на 1 5— 20 вагонов меньше, чем предлагает Управле ние, и на 4 0 — 50 вагонов меньше, чем требуют заготовители. — Н ет порожняка, — говорит старший диспетчер отделения т. Воронов. И это объяснение удовлетворяет началь н и ка грузовой службы Управления дороги т . Проскурякова, хотя он не может не ви деть, что порожняк крайне медленно под водится к станциям, долго простаивает там, прежде чем его доставят к фронтам погрузки. Т ак, на днях в Эртиль прибыла ночью большая группа вагонов. На п ун кте «Заготзерно» приготовились к погрузке. Ж дут час, другой — вагонов не подают. Звонят дежурному по станции: — В чем дело? Где вагоны? — Подождите немного,— следует о т вет, — н ет паровоза. По вине работников станции вагоны бы ли поданы только утром. Подобная неорганизованность заметна и на других отделениях. На станцию Евда- ково несколько дней назад прибыло девять вагонов, предназначенных под погрузку. Начальник станции т. Захарьев небрежно осмотрел их и позвонил начальнику гр у зового сектора т. Костромину: — Вагоны непригодны для погрузки зерна. Разрешите использовать их под другие грузы . — Ни в коем случае,— ответил т. Ко- стромнн.— Отправляйте их в Россошь для приведения в порядок. После повторного осмотра т. Захарьев убедился, что порожняк вполне пригоден для перевозки зерна. Т а к из-за безответ ственного отношения начальника станции к своим обязанностям погрузка зерна бы ла задержана на су тки . Н а другой станции этого отделения — в Митрофановне из-за несогласованности действий железнодорож ников и заготовителей хлеба вагоны за держиваются под грузовыми операциями в среднем на два-$ри часа. Нельзя считать нормальным и такое по ложение, когда ряд хлебопогрузочных станций, в том числе Б утурлиновка и Хре новая, систематически не получают ваго нов. По совершенно непонятным причинам начальник грузового сектора Лискинского отделения т. Зевшцев и старший диспет чер т. Трофимов, планируя п огр узку, не учитываю т запросов этих станций. В По- ворино пошли еще дальше. Здесь решили «наказать» станцию Кардаил. В начале хлебных перевозок там не производили погрузку в ночное время. • — Не хотят грузить,— не давать им вагонов,— решил начальник грузового сек тора т. Арутю нян. Сейчас он направляет туда меньше по рожняка, чем требуется, хотя в Кардаиле грузят и ночью. Все эти недостатки известны руководи телям дороги, но они не принимают н у ж ных мер к их устранению . Правда, на се лекторных совещаниях, по телефону на чальник грузовой службы т. Проскуряков ж у р и т слегка своих подчиненных, выслу шивает их заверения в том, что подобные случаи больше не повторятся, и успокаи вается. Н аступает следующий день, и все идет попрежнему. Совершенно недопустимо, что на ряде станций крайне медленно вы груж аю т зер но, задерживая тем самым вагоны, необхо димые для погрузки. В Абрамовке, напри мер, каждые сутки остаются невы груж ен- ными по 1 5— 2 0 вагонов. Больше чем по ложено по норме, простаивают вагоны под вы грузкой на мельзаводе. Но руководители станции Абрамовка не принимают н и ка ки х мер к ускорению этой операции и, больше того, нередко даже тормозят рабо ту клиентуры . Недавно на станцию при были четыре большегрузных вагона. Их следовало одновременно подать к месту вы грузки. Но работники станции подали только три . Сверх нормы находятся под вы грузкой вагоны в Борис о т е-беке. Н а некоторых отделениях дороги нет на стоящей заботы о маршрутной погрузке зерна. С танция Кантемировка могла бы регулярно отправлять хлеб маршрутами. Наличие механизмов, фронтов погрузки, нарядов на отправление зерна позволяет это делать. Но руководители Россошанско го отделения, и прежде всего начальник грузового сектора т. Костромин, не хотят грузить маршруты в Кантемировке, по дают сюда вагоны небольшими партиями. А руководители дороги и служб мирятся с такой порочной практикой. До сих пор еще имеют место факты, когда под зерно направляются технически неисправные и непромытые вагоны. Все эти факты показывают, что на Юго-Восточной дороге нет еще настоящего порядка в организации хлебных перево зок. Руководители дороги должны уделить этому делу самое серьезное внимание, на ладить бесперебойное продвижение хлеб ных маршрутов, организовать своевремен ную доставку порожняка под п огр узку. Д. ОРЛОВСКИЙ. НАГРАДА ЗА Колхозника сельхозартели им. Буденного В. А. Перегудова хорошо знаю т в Песках ка к честного, трудолюбивого человека. Более восьми лет он работает конюхом, заботливо смотрит за лошадьми, выполняет ветери нарные и зоотехнические правила. Благо- ЧЕСТНЫЙ ТРУД даря этому лошади колхоза всегда в хо рошем состоянии. В нынешнем году жере бята получены от каждой конематки. Министр сельского хозяйства СССР на градил т. Перегудова значком «О тличник социалистического сельского хозяйства». Казахская ССР. Сквер им. Орджоникидзе по улице Ленина в городе Караганде. Фото П. Федорова. (ТАСС). М олоды е сахарники повыш аю т кв алиф и кацию На Боринском сахарном заводе многие ведущие участки производства обслужи вают молодые рабочие, год— два назад при шедшие на предприятие. Они настойчиво овладевают избранной профессией, стре мятся стать настоящими мастерами сахар ной промышленности. Пдя навстречу по желаниям молодежи, дирекция завода ор ганизовала учебу кадров. Недавно большая группа молодых рабо чих окончила курсы технического мини мума. В одиннадцати учебных гр уппах без отрыва от производства обучалось более 2 0 0 человек. Молодые сахарники изучили технологическую паровую и водяную схе мы завода, устройство аппаратов и машин, технологические принципы их работы, взаимосвязь со смежным оборудованием, тех н и ку безопасности и другие вопросы. На испы таниях слушатели курсов по казали хорошие знания. С атуратчицы и Еыпарщицы комсомолки Варвара К ур о ч ки на, Майя Костина, Людмила Ш охина и Н ина Евтухова сдали техминимум на «хо рошо». Помощник аппаратчика Татьяна Гладких показала таки е знания, которые дают ей право работать аппаратчицей. Совсем недавно пришли в электроцех Николай Беляев, Андрей Ливенцев, Н и ко лаи Кузнецов и Виктор Макаров. Они ус пешно овладели профессией электрика. После сдачи экзамена Андрей Ливенцев был назначен электриком в одно из отделений сахкомбината на самостоятельную работу. Н. НИКИТИНА, главный химик Боринского сахзавода. Торф сверх плана РАМОНЬ (соб. корр. «Коммуны»). — Коллектив Березовского торфопредприятия успешно выполнил свое обязательство по добыче топлива в нынешнем сезоне, взя тое им в социалистическом соревновании. Багерно-элеваторные машины на пять дней раньше срока выдали последние тон ны торфа в счет годового плана. Смены багермасгера Николая Сысоева и м аш ини ста Ивана Васильева выполнили сезонное задание н а декаду раньше срока. Торфяники добились нового производст венного успеха. В нынешнем сезоне в счет государственного плана добыто на четыре тысячи тонн торфа больше, чем в прошлом году. От сниж ения администра тивно-производственных расходов торфо- предприятие получило в первом полугодии около 6 0 ты сяч рублей накоплений. Березовские торфяники взяли на себя новое обязательство — до 2 0 августа дать 2 тысячи тонн торфа сверх плана. --------------------------- +-------------------------- РозЫгрЫш первенства республики по волейболу На площадках воронежского стадиона «Динамо» проходят соревнования н а пер венство республики по волейболу, в кото рых участвую т 2 2 команды областей, краев и городов Российской Федерации. Закончились предварительные игры в под гр упп ах. Игры прошли в напряженной спортивной борьбе и показали значитель ный технический рост игроков и команд в целом. Большинство встреч окончилось с минимальным счетом 3 : 2 . Следует отметить такти ческую грамот ность и техническую подготовленность м уж ски х команд Свердловска и Куйбыш е ва и ж ен ски х команд Куйбыш ева и Каза ни. Волевыми коллективами показали се бя м уж ская команда Ростова и ж енская команда М агнитогорска. Благодаря друж ной и слаженной игре они вошли в фи нальную гр уп п у и будут бороться за пер вое— четвертое места. Воронежская область представлена на соревнованиях м ужской командой спортив ного общества « Н а у к а » . Надо сказать, что к этим ответственным соревнованиям тре нер т. К ац команду подготовил недостаточ но. Она понесла три пораж ения. Сегодня начинаю тся финальные игры , которые выявят сильнейшие команды рес публики. У м уж чи н за звание чемпиона РСФСР играют волейболисты Грозного, Куйбыш ева, Свердловска и Ростова, за 5— 8 -е места — команды Саратова, Но восибирска, Воронежа и Кронш тадта, за 9 — 1 2 -е места — команды Владивостока, Сталинграда, Тулы и Томска. У ж енщ и н за звание чемпиона РСФСР играю т волей болистки Казани, Куйбышева, М агни го- горска и Тулы , за 5 — 8 -е м еста— коман ды Горького, Свердловска, Смоленска и Ростова, за 9 — 1 0 -е места— команды Са ратова и Алтайского края. У м уж чин сегодня встречаются коман ды Грозного и Свердловска, Ростова и К у й бышева, у ж енщ и н — команды М агнито горска и Казани, Тулы и Куйбыш ева. С. СИДОРОВИЧ. Т Е А Т Р „Потопленные камни" С П Е К Т А К Л Ь Л И П Е Ц К О Г О Д Р А М А Т И Ч Е С К О Г О Т Е А Т Р А Пьеса грузинского драматурга, лауреата Сталинской премии Ило Мосашвили «По топленные камни» — яркое, волнующее произведение о борьбе народных масс за свою свободу и независимость, против реакционны х сил капитализма. Действие происходит в Т ур ц и и , в не большом приморском городке. Здесь, ка к и во всей современной Т урции, исти нны ми хозяевами являются американцы . Ра болепствуя перед ними, турецкие власти попирают свободу и суверенитет народа, ведут лихорадочные приготовления к войне с Советским Союзом. Однако в наро де все больше и больше пробуждается чувство собственного достоинства, правда о великой стране социализма, которую не в сцлах задушить турецкие янычары , поднимает народные массы на сопротив ление американским захватчикам . Вместе с этим в пьесе поднимается другая тема — тема национально-освобо дительной борьбы национальных мень шинств в условиях капиталистической Тур ц и и . Городок, в котором развертыва ются события пьесы, населяют грузины . Несколько веков назад земли Южной Г р у зии были отторгнуты от основной терри тории турецкими захватчиками. Турецкие властители беззастенчиво грабят грузин, они стремятся превратить их в своих по слушных рабов. В этих целях они разру шают вековые устои и традиции, бесцен ные пам ятни ки грузинской культуры . Однако все их попы тки заставить грузин отречься от родины, забыть свою речь и обычаи терпят провал. В пьесе хранителем грузинской кул ь туры является бывший учитель старик Б еж ан-ага (артист М. С. С елянин). Он заботится о сохранности п ам я тн и ка ста рины — древнейшей церкви Зиарети, ко торую народ называет «Замком Тамары». Б еж ан-ага поддерживает в своих соотече ственниках священную любовь к советской Грузии, одной из равноправных республик великого Советского Союза. В его расска зах о Родине звучит искренняя любовь к родной земле. Особенно крепкими узами Б еж ан-ага связан с семьей Турман-оглу — одной из гр узи н ски х семей, которая в условиях тяжелого колониального гнета сумела со хранить свое национальное лицо. К удив лению жителей, одного из представителей этой семьи — Джемала Турман-оглу т у рецкий сатрап Абдул Садах делает своим заместителем. Это — коварный маневр врагов. П ри крываясь именем Джемала, Абдул Садах начинает творить свои гнусны е дела, н а правленные на уничтож ение историче ски х памятников грузинского народа. По указанию американского инженера Джо на Райт, Абдул Садах разрабатывает план разруш ения «Зам ка Тамары », поручая это дело Джемалу. Народ восстает против такого злодеяния, ж енщ и ны и дети пре граждаю т доступ в храм своими телами. Драматизм пьесы нарастает от акта к а к ту . Все происходящее на сцене держит зрителя все время в нап р яж ен и и , застав ляет его тревожиться за судьбы героев. И в этом — достоинство пьесы Мосашвили. Л и пец ки й драматический театр серьез но подошел к постановке пьесы одного из талантливейш их драматургов братско го грузинского народа. В постановке за няты лучш ие силы театра. Усилиями кол лектива театра создан спектакль правиль ного идейного звучания, впечатляющий, заставляющий волноваться. Однако надо прямо сказать, что многое еще в с п е к такл е «не отстоялось», требует доработ ки , шлифовки, целый ряд образов н у ж дается в прояснении. Одним из ведущих образов в спектакле является Джемал. Эту роль ведет артист М. Н . Соболев. В его трактовке Джемал — честный человек, любящий свой народ. Он принимает должность заместителя на чальника вилайета (района), думая, что будет иметь возможность хоть в какой-то мере облегчить участь грузинского насе ления. Джемал мечтает построить в районе шоссейную дорогу, больницу и т. д. Увле ченный этим, он не замечает, что стано вится исполнителем злой воли турецких властителей и их заокеанских хозяев. По своему характеру Джемал — либерально настроенный человек. Он избегает откры той борьбы и проводит политику уступок. Артист М. Н. Соболев в первых сценах правильно передает характер человека, пытающегося путем уступ ок примирить два противоположных класса — пролета риев и капиталистов, и не замечающего, что он все больше и больше скатывается в стан врагов. Он слабохарактерен, не уверен в себе. Но вот друзья Джемала раскрывают ему глаза на то, что за его спиной Абдул Садах и Джон Райт плетут грязные и н тр и ги : с его помощью они н а чинаю т разрушение храма, арестовывают прогрессивно настроенного моряка Ш у кр и . В душе Джемала вспыхивает гневный протест, и он находит в себе достаточно сил, чтобы вместе с народом бороться за сбои права. Это — знаменательная перемена в ха рактере Джемала. Но, к сожалению , арти сту М. Соболеву не удалась показать, к а к это произошло. Н а сцене мы не видим, к а к изменяется душевный склад Джемала. Прямым противопоставлением Джемалу в пьесе является образ Ш у к р и . Это — волевой, энергичны й человек. Он твердо знает, что примирение с врагами невоз можно. Именно так подает этот образ артист В. А. Ш кар уп а. Вдохновенно и страстно лицо грузинского моряка, когда он рассказывает своим соотечественникам о великой стране социализма, где ему до велось побывать во время своих плава ний. Он поддерживает в своих товарищах веру в победу народа. Слабее артист В. Ш кар уп а в лириче ски х сценах. Со своей невестой Гаянэ (ар т. М . 0 . Гарина) он держится неоправ данно сухо. Т у т он больше «играет в чув ства», чем по-настоящему любит. Артист пошел по наиболее легкому п ути — по п ути внешнего изобразительства. В. Ш к а рупа необходимо найти м ягкие, душевные краски для своего героя. От этого образ станет человечней, ярче. Следует отметить артиста Г. Д. Горело ва в роли начальника вилайета Абдула Садах. Г. Горелов правдиво рисует этого человека — коварного и надменного по отношению к людям из народа и трусл и вого, пресмыкающегося перед лицом аме р и ка н с ки х хозяев. Из ролей второго плана необходимо отметить Джона Райта в ис полнении артиста В. В. Любарского, М ир зу — артист А. Н . Воробьевский и Гоги- ча — артистка Л. И. Мухомедьяиова. Одним из серьезных недостатков спек такл я является то, что зритель слабо ощ ущ ает эпоху, время действия. Режиссе ру и коллективу надо поработать над тем, чтобы н ай ти нуж ны е для этого детали. Пьеса «Потопленные камни» — произ ведение большей реалистической силы. Коллектив Липецкого драматического теат ра показал, что он имеет все возможности для создания полноценного спектакл я. Встреча с воронежскими зрителями, не сомненно, о каж ет ему в этом отнош ении хорошую усл угу. Н. КОНОПЛИН. В поле и на т о к у З А М Е Т К И С П Е Ц И А Л И С Т О В К а к известно, тр у ж е н и ки колхозных по лей Воронежской и Тамбовской областей вступили в социалистическое соревнование за выращивание высоких урожаев на боль ш их площадях, за проведение уборочных работ в сжаты е сроки и без потерь, за до срочное выполнение плана хлебозаготовок. К а к ж е выполняются приняты е обяза тельства? Недавно мы побывали в ряде ма ш инно-тракторны х станций и колхозов той и другой областей, где наблюдали работу механизаторов и колхозников. Трудятся они на полях уборочной самоотверженно. Высокой выработки н а комбайнах меха низаторы добиваются различными путями, но главным из н и х являются правиль ны й распорядок рабочего дня и максималь ное использование времени. Т ак, комбайнер Полетаевской МТС, Тамбовской области, т. Гольщин, работу которого мы наблюдали, убрал за три дня 1 2 7 гектаров р ж и . Он начинает косьбу рано утром, к а к только позволяет состояние хлеба, и заканчивает ее ночью, с появлением росы. На п ротяж е нии всего этого времени агрегат ни разу не простоял. Можно привести и другие таки е примеры, показывающие, к а к вы соко ценят механизаторы фактор времени. Но наряду с этим имеются еще случаи простоев комбайнов по организационным причинам. Некоторые комбайнеры Верхне- Хавской МТС допускают значительные про стои агрегата из-за остановок на обед. Ме жду тем, во время обеда комбайнера мог подменить помощник. Плохо обстоит здесь дело с копнильщиками. Постоянные люди на эту работу не выделяются. Кажды й день приходят новые колхозники, что ве дет к ухудш ению укладки соломы в коп ны, затрудняет сбор и скирдование ее. Во многих машинно-тракторны х станци ях наш ей и Тамбовской областей широко применяется разгрузка зерна из комбайнов на ходу — в автомашины и бестарки. Это экономит до 3 0 процентов рабочего време ни. Например, в Эртильской МТС большин ство комбайнов р азгруж ается на ходу. Для этой цели разгрузочный лоток бункера удлинен н а 4 0 сантиметров. Без задержки разгружается зерно в кол хозе им. Ворошилова, Токаревского района, Тамбовской области. Здесь для разгрузки зерна в бестарки комбайнер т. Евспков обо рудовал свой комбайн «С тал инец-6» не сложным приспособлением. Н а главной ра ме молотильной части агрегата впереди по воротного кр уга он закрепил деревянный брус длиной около п яти метров, а к сво бодному концу его прикрепил цель. Раз гр узка производится т а к : бестарка подхо дит к комбайну, цепь надевается на крю к дышла, повозка перемещается вместе с а г регатом и наполняется зерном через ш нек. Чтобы отцепить бестарку, лошадей немного подгоняют и снимают цепь с крю ка. Между тем отдельные механизаторы все еще продолжают допускать потери зерна при разгрузке в бестарки. А их можно легко избежать, если удлинить брезенто вый рукав выгрузного ш нека. Т ак именно и поступил комбайнер Павлодонской МТС орденоносец т . В. М. Онаговскии. Он п р и менил рукав длиной в 1 м. 3 0 см. П р а кти ка показывает, что даже в труд ных условиях косьбы высокого хлеба мож но добиться низкого среза. Механизаторы Токаревской МТС, Тамбовской области, приспособили к комбайну «С талинец-6» второй реж ущ ий аппарат, который произ водит добавочный срез стерни. Для этой цели установлен второй пальцевый брус с пальцами и ножом позади главной балки хедера. Нож приводится в движение от ва ла вентилятора через цепь с предохрани тельной муфтой и коробкой конических ш е стерен. Чтобы облегчить уборку полегших хле бов, многие механизаторы делают дополни тельные приспособления. Т а к, в совхозе им. Сталина, Тамбовской области, мы наб людали прекрасную работу комбайна «С та л и н ец -6» с эксцентриковым мотовилом. Убиралась полегшая рожь, давшая урожай в 2 7 центнеров с гектара. Т аки е мотовила применяются та к ж е в Таловской, Калачеев- ской и других машинно-тракторны х стан циях наш ей области. Плохо, что они еще не получили широкого распространения. Передовые комбайнеры применяют на уборке влажных, полегших и соломистых хлебов и ряд других полезных приспособ лений. Т ак, комбайнер Павлодонской МТС т. В. М. Снаговский установил на режущем аппарате колосоподъемннкп, что позволяет успешно убирать полегшие хлеба. Еомбан нер Россошанской МТС т. Ф. В. Дьячков на планках мотовила прикрепил пальцы для лучшего захватывания полегшего хле ба. Некоторые комбайнеры для этой же цели ставят лопасти мотовила по спирали. Много творческой инициативы проявили наш и механизаторы в борьбе с наматы ва нием влажного и засоренного хлеба на. ва лики и битеры. Например, комбайнер Ново- Усмлнской МТС т. С. Н. Власов обшил би тер приемной камеры листовым железом, а та к ж е поставил гребни из листового ж е леза на главном и вспомогательных бите рах. В Павлодонской МТС комбайнеры: Ге рой Социалистического Труда т. Н. В. Ля- шенко, П. Я. Киселев и другие перенесли главный битер вперед на 10 см. и одно временно укоротили задний щ иток бараба на по высоте на 15 см. Это позволило из бежать наматывания соломы на барабан. * * * Немало ценного сделано механизаторами и колхозниками для механизации очистки зерна н а токах. Широко применяются спа ренные сортировки, зернопульты и другие зерноочистительные агрегаты . Первые же дни уборки урожая показали огромные пре имущества механизированных токов. Однако следует отметить, что в ряде районов нашей области многие машинно- тракторные станции и колхозы сильно за поздали с подготовкой и началом работы на механизированных токах. Т ак, в сель хозартели им. Кирова, Р.-Хавского района, при наличии своей электростанции устано вили электродвигатель только на одной сортировке и зернопульте. В колхозе им. Карла Маркса, Верхне-Хавского района, используют трактор «Универсал-2» для п у ска лишь одного зернопульта, до сих пор не приведут в движение от него сортировки. * * * В отличие от преж них лет наблюдается значительно больший порядок в укладыва нии соломы на полях. Конны соломы не разбрасываются по всему полю, а уклады ваются правильными рядами, что в значи тельной степени облегчает последующую уборку. Нередко можно видеть за комбай- нами «С тал инец-6» и «Коммунар» п рицеп ленные соломо-лоловокопнителп, которые позволяют собирать в копны по 1 0 — 2 5 центнеров соломы. Весьма ценную инициативу проявили в колхозе им. М ичурина, Мордовского райо на, Тамбовской области. Там изготовили к двум комбайнам «С талинец-6» прутково ленточные волокуши, которые зацепляются позади соломо-половокопнителя. Устройство волокуши несложно. Она состоит из восьми железных лент 11-метровой длины к а ж дая и охватывающего прута. Обслуживают эту волокушу две ж енщ и ны . С помощью прута они задерживают солому, выброшен ную из копнителя. Т акая волокуша наби рает четыре больших копны . Следователь но, при уборке соломы уж е не потребуется стаскивать ее, а можно сразу скирдовать. Во многих районах нашей области ус пешно применяются тросовые волокуши на тракторной тяге. К а к показала п р а кти ка , изготовление их не представляет большого труда. Работают они вполне удовлетвори тельно. В колхозе им. Кирова, Р.-Хавского района, изготовили полозковые рамные волокуши для работы на живом тятле. Следует отметить, что для сбора соломы имеется много различных средств. Но это го недостаточно. Солома может погибнуть и в ко пн ах, если ее сейчас не заскирдовать. П р акти ка показывает, что наилучшие результаты дает скирдование на трактор ной тяге с помощью троса. Но с большим успехом можно использовать на скирдова нии и живое тягло. Пример в этом отно ш ении показывают колхозники сельхозар тели им. Ленина, Токаревского района, Тамбовской области. Они вслед за уборкой скирдую т солому на волах. Для стаскива ния ее вместо волокуш использован кусок проволоки длиной в 10 метров с петлями на каждом конце. Работа организована так. Двое рабочих подсовывают проволоку с по мощью прута под копну. Затем обхватыва ют сверху копну и стягиваю т ее проволо кой. Ж енщ и на подводит волов к копне и, зацепив ее за крю к уп р я ж ки , подтаскивает к скирду. У скирда копна цепляется за крю к троса и втаскивается на скирд. Че тыре ж енщ и ны , работающие на скирду, прицепляю т и отцепляют проволоку, стя гивающую копну, и немного разравнивают солому. Трос со скирда стаскивается вниз лошадью. Следовательно, всего на скирдо вании занято 11 человек, пять пар валов и одна лошадь. За день таким образом в кол хозе скирдую т солому с 2 5 — 3 0 гектаров. Ценность этого способа — в простоте при способления л легкости обслуживания. Своевременное лущение стерни, к а к из вестно, является неотъемлемым звеном в комплексной механизации уборки урож ая. Особенно хорошо проводится эта работа с помощью дисковых лущильников, поицел- ленных к комбайнам. Комбайнер т . Крав ченко из Россошанской МТС, т . Омыкалов из Андриановской МТС и многие другие н а чали работать уборочно-лущильным агре гатом с первых дней уборки и добиваются замечательных результатов. Необходимо от метить, что более высокое качество лущ е ния стерни получается в том случае, когда л ущ ильник цепляется за молотилкой ком байна. П рицепка же лущильников за хеде ром комбайна ухудш ает работу, и, следом вательно, этот способ соединения нельзя считать удачным. * * * Долг механизаторов и колхозников Воро неж ской и Тамбовской областей — шире и производительнее применять комплексную механизацию на уборке урожая, приложить все усилия к тому, чтобы с честью выпол нить взятые на себя социалистические обя зательства. П. ТРЕТЬЯКОВ, Н. ОРЕХОВ, доценты Воронежского сельско хозяйственного института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz