Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А б августа 1952 г., № 185 (6499) В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ Диалектический материализм — научное мировоззрение марксистско-ленинской пар тии, цельное и стройное учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектическим оно назы вается потому, что его метод, подход к изу чению явлений природы и общества являет ся диалектическим (в противоположность метафизическому методу), а материалисти ческим оно называется потому, что истол кование этих явлений, его теория являет ся материалистической. Марксистский философский материализм есть неотъемлемая составная часть двалек- * Основным вопросом философии, как преж ней так и современной, является вопрос об отношении мьппления к бытию, духа к природе. «Философы,— пишет Энгельс,— разделились на два больших лагеря сооб разно тому, как отвечали они на этот во прос. Те, которые утверждали, что дух су ществовал прежде природы... составили иде алистический лагерь. Те же, которые основ ным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (К. Маркс л Ф. Энгельс. Избранные произ ведения. Том И, 1948 г., стр. 350). Но основной философский вопрос имеет и другую сторону: в состоянии ли наше мышление познавать объективно существу ющий мир. Материализм отвечает на этот вопрос положительно, а идеализм — отри цательно. Товарищ И. В. Сталин, излагая суще ство марксистского философского материа лизма в своем гениальном произведении «0 диалектическом и историческом мате риализме», указал на три основные черты, с признанием которых связан марксист ский философский материализм. Во-первых, признание того, что мир по своей природе материален. Во-вторых, признание того, чт« материя первична, а сознание вторично. В-третьих, признание того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Марксистский философский материализм представляет собой прямую противополож ность всякому идеализму — и «объектив ному» и субъективному. «Объективный» идеализм основой всего существующего считает «идею», «дух», «сознание», «бо га». В противоположность этому марксист ский философский материализм, как ука зывает товарищ Сталин, исходит из того, что «мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представля ют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обуслов ленность явлений, устанавливаемые диа лектическим методом, представляют зако номерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «ми ровом духе» («Вопросы ленинизма»). Марксистский философский материализм отвергает всякого рода идеалистические я религиозные представления о мире как о • Материализм, как одно из двух главных направлений в философии, зародился в странах древнего Востока— в Вавилонии и Египте, в Индии и Китае. Позднее он по. лучил свое развитие в древней Греции. По скольку наука в то время делала только первые шаги, античный материализм не был научно обоснованным. Энгельс назы вал материалистическую философию древ негреческих мыслителей стихийным мате риализмом, а их диалектику— стихийной диалектикой. Но наряду с материализмом здесь же зародилось и другое противополож ное философское направление — идеализм. С тех пор материализм развивался в не прерывной борьбе против идеализма и ре лигии. Борьба философских направлений отражает борьбу классов. Материализм, как правило, выражает интересы прогрессив ных классов общества, идеализм — реакци онных классов. В средние века, в условиях феодально- крепостнического строя, господствовало ре лигиозно-идеалистическое направление в философии, выражазИтес интересы господ ствовавшего класса крупных землевладель цев — феодалов. Наука и философия тогда представляли собой в основном служанку богословия. В период разложения феодализма и раз вития буржуазных отношений снова на первый план выдвигается материализм, ко торый получает широкое распространение. Буржуазия в то время была прогрессив ным классом. Она использовала материализм как теоретическое оружие для борьбы про тив феодализма и его религиозно-идеали стической идеологий. В XVII в. материали стическое направление в философии было представлено такими философами, как Бэ кон и Гоббс в Англии, Спиноза в Голландии. В XVIII столетии материалистическую линию в философии защищала талантли вая плеяда французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Однако материализм XVII и XVII! столе тий был ограниченным, метафизическим, непоследовательным. Эта ограниченность состояла в том. что домарксовский мате риализм, включая и материализм Фейерба ха, был 1) созерцательным, оторванным от революционной практики, 2) механистиче ским и метафизическим, т. е. антидиалек тическим, 3) не распространялся на исто рию человеческого общества. Ко всем яв лениям природы материалисты того време ни применяли лишь законы механики, все явления истолковывали исключительно с Точки зрения механического Движения. В объяснении исторических событий фран цузские материалисты XVIII в. стояли на идеалистических позициях. тического материализма, созданного более ста лет назад основоположниками научно го социализма Марксом и Энгельсом и раз витого дальше их гениальными прпдолжате* лями Лениным и Сталиным. Товарищ Сталин назвал диалектический и пегорн- чегкий материализм теоретическим Фунда ментом коммунизма, теоретической осИвн^й большевистской партии. Партия большеви ков руководствуется диалектическим и ис торическим материализмом во всей своец теоретической и практической деятель- ности. чем-то духовном, сверхъестественном, бо жественном и рассматривает мир так, как он есть в действительности, без всяких вы думок и измышлений. Субъективный идеализм утверждает, что реально существует лишь сознание, ощу щения и идеи субъекта, мыслящей лично сти, а материальный мир, природа, бытие существует лишь в ощущениях, представ лениях и понятиях субъекта. В противо положность этому марксистский философ ский материализм исходит из того, что при. рода, материя, бытие являются объектив ной реальностью» существующей вне и не зависимо от сознания, что материя первич на, а сознание вторично, производив, так как оно представляет собой отображение материи, бытия, что мышление есть про дукт высокоорганизованной, высокоразви той материи. Идеализм считает невозможным позна ние мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не при знает объективной истины и, стало быть, отрицает науку. В противоположность это. му «марксистский философский материа лизм исходит из того, что мир и его зако номерности Вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверны* ми знаниями, имеющими значение .объек тивных истин...» (И. Сталин. «Вопросы ленинизма», стр. 543). Идеалистическое мировоззрение» отрицая материальность мира и закономерность его развития, оспаривая познаваемость мира, идейно разоружает трудящихся в борьбе против эксплуататоров, сбивает их с пра вильного пути, подрывает их уверенность в собственных силах, н возможность по знать законы природы, общества, преобра зовать общество и природу в интересах трудящихся масс. Марксистский Философский материализм является подлинно научным и действен ным мировоззрением. Он вооружает трудя щихся уверенностью в могуществе челове ческого труда и науки. 0« направляет тру. дящихся на познание закономерностей при. роДы и общества, на освобождение от вся кого социального гнета, на преобразова ние общества и природы в интересах на родных масс. » * Великую историческую роль в развитии фйлософского материализма и естественных наук XVIII в. сыграл гениальный русский ученый Ломоносов, от которого берет на чало материалистическая традиция в раз витии передовой русской философии и нау ки. Основной вопрос философии— вопрос об отношении мышления к бытию — Ломо. носов решал материалистически. Он реши тельно выступал против идеалистического и религиозного объяснения природы. Крупным материалистом и непосред ственным предшественником материализма Маркса был немецкий философ Л. Фейер бах. Заслуга Фейербаха заключается в том, что он подверг критике религию и геге левскую идеалистическую философию, за щищал материализм и восстановил мате риализм в его нравах. Но материализм Фейербаха не был последовательным, не был свободен от старых, идеалистических пут, от идеалистических и религйозно-эти. ческих наслоений. Фейербах; подвыраже нию Энгельса, был материалистом: вЯпАу (в объяснении явлений природы) и идеа листом вверху (в объяснении общественных явлонин). Фейербах не сумел соединить ма териализм с диалектическим методом и тем более не смог распростриичть материали стический взгляд на историю общества. Высшей ступенью и высшей формой до- марксовского материализма был материа лизм выдающихся русских философов и революционных демократов XIX в. — Гер цена, Белинского, Чернышевского, Добро любова, Писарева. Эти великие русские мыслители сумели не только критически отнестись к идеализму Гегеля, но и пы тались- преодолеть некоторые черты огра ниченности метафизического материализма. XVIII в. и материализма Фейербаха. Они вплотную подошли к диалектическому ма териализму и остановились перед истори ческим материализмом. В отличие от западных материалистов домарксовского периода Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и Писарев были нс только материалистами, но и рево люционными демократами и социалистами. Их социализм еще не был пролетарским научным социализмом, а был утопическим. Но воли кие русские революционные демо* краты поднялись над утопическим социа лизма Запада тем, что их социализм со четался с революционным демократизмом, был проникнут духом революционной клас совой борьбы. В отличие от Фейербаха, отбросившего гегелевскую диалектику как ненужный, хлам, классики русской материалистиче-| ской философии стремились критически пе реработать идеалистическую диалектику Гегеля на материалистический лад и при-1 'меняли идеи диалектики к изучению рус ской действительности, к руководству ре волюционно-демократическим движением в России. Не случайно Герцен называл диа лектику алгеброй революции. Русские ма териалисты были свободны от ралигиозно- фицеских наслоений, свойственных фило- сбфжи Фейербаха. Пни были последователь, ными атеистами и разоблачали религию и церковь как орудие угнетения трудящихся. Таким образом, классики русской мате риалистической философии Герцен, Белин ский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев сумели преодолеть многие недостатки и ог раниченность предшествующего им мате риализма и подняться на высшую-ступень в развитии домарксовой философской мыс ли. Однако в силу социально-экономи ческой отсталости царской России середи ны XIX в., ? силу недостаточного разви тия классовых отношений и отсутствия сложившегося пролетариата русские мыс лители того времени не смогли полностью преодолеть недостатки и ограниченность старого, домарксовского материялизма. Ос новным недостатком их философии явилось * Диалектический материализм является последовательно научной формой материа лизма и знаменует собой высший этап в развитии Философии, подлинный перево рот в развитии философской мысли. Он яв ляется мировоззрением самого прогрессив ного и последовательно-революционного класса — пролетариата. Диалектический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х годах XIX в. как теоретическое обобщение опыта классовой борьбы между народного пролетариата, как иаучно-фило- софское обобщение всей истории человече ского общества и достижений науки, в ча стности естествознания первой половины XIX в. Великой заслугой Маркса и Энгельса является то, что они, критически перера ботав гегелевскую идеалистическую фило софию (отбросив идеалистическую шелуху и взяв «рациональнее зерно» из его диа лектики), соединили материализм с диа лектическим методом, создали тем самым самую прогрессивную науку об общих за конах развития природы, общества и мышления. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс преодолели ограничен ность, свойственную старому материализму. Диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина — могучее оружие для глубокого познания и револю ционного преобразования мира. Характеризуя великое значение маркси стской философий, В. И. Ленин писал: «Углубляя и развивая философский ма териализм, Маркс довел его до конца, рас пространил его познание природы на по знание человеческого общества. Величай шим завоеванием научной мысли явился * Диалектический материализм получил свое дальнейшее развитие в трудах вели ких корифеев науки В. П. Ленина и И. В. Сталина. Ленин и Сталин, обобщая опыт новой эпохи в развитии человеческо го общества и достижения науки, развили дальше, обогатили и конкретизировали мар ксистский диалектический метод и мар ксистский философский материализм. В своем гениальном труде «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшем в свет в 1909 г., В. П. Ленин не только отстоял теоретические основы марксизма от махи стов, неокантианцев и других идеалистов, но и развил дальше марксистскую фило софскую науку применительно к новым условиям развития общества и естествен ных наук. В этой книге Ленин дал отпор ревизионистам Богданову, Юшкевичу н дру гим, пытавшимся подменить диалектиче ский материализм модной в то время бур жуазной идеалистической философией — эмпириокритицизмом (махизмом). Ленин доказал несостоятельность, антинаучность и абсурдность философских положений махизма и всех других течений идеализма. Ленин отстоял философские основы боль шевистской партий, конкретизировал и раз вил теорию познания диалектического ма териализма: дал философское определение материи и показал отношение этого опре деления к развивающейся естественно научной картине мира; углубил теорию отражения, защитил и обосновал материа листическое положение об объективности истины, показал соотношение абсолютной и относительной истины, выяснил роль практики в процессе познания п т. д. Ленин дал анализ сущности и причин кризиса естествознания конца XIX — на чала XX в. и указал пути выхода из это го кризиса. На основе конкретного анализа борьбы философских течений Ленин научно обос новал тезпе о партийности философии. В противоположность буржуазному объекти визму, прикрывающему реакционное клас совое содержание буржуазной философии флагом беспартийности, внеклассовое™, Ленин показал, что в классовом обществе философия выражает идеологию и интере сы определенных классов. В выдающемся философском произведе нии «Анархизм пли социализм?», напи санном в 1906— 1907 годах, товарищ Сталин, защищая и отстаивая теоретиче ские основы большевистской партии, раз громил путаную и антинаучную «тео рию» анархизма, развил и конкретизировал важнейшие положения материалистической диалектики, философского и исторического материализма. Исключительно важным событием в раз витии марксистско-ленинской философии явился выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)». Этот гениальный труд 1 то, что они не сумели соединить материа лизм с диалектикой, как всесторонним уче нием о развитии, не сумели распростра нить философский материализм на объяс нение истории общества, не сумели под няться до диалектического и историческо го материализма, хотя они и развивали те орию в этом направлении, Несмотря на эти недостатки, русская материалистическая философия сыграла выдающуюся историческую роль в освобо дительном движении России. Революцион^ нЫе демократы и материалисты Герцен, Бе линский, Чернышевский, Добролюбов, Пи сарев оказали благотворное влияние на развитие революционного движения, на формирование передовой русской художе ственной литературы и искусства, на раз витие русской материалистической науки в лице Сеченова, Павлова, Тимирязева, Ми чурина п других. Философия русских ре волюционных демократов создала в России почву, благоприятные предпосылки для восприятия и усвоения марксизма и его философских основ — диалектического и исторического материализма. ♦ * исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля дах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...» (Т. 19, стр. 5). Создавая науку об обществе, Маркс и Энгельс впервые указали на пролетариат как на материальную силу, которая спо собна сокрушить капиталистический строй п установить социалистический строй, в котором нет эксплуатации человека чело веком. Главное в марксизме— это учение о дик татуре пролетариата. Марксизм указал про летариату и всем трудящимся и угнетен ным выход пз капиталистического рабства. Марксистская Наука, выяснив решающую роль народных масс в Истории общества, роль рабочего класса в революционном пре- образоваяпп капиталистического общества в социалистическое, тем самым дала трудя щимся могучее идейное оружие для борьбы за свое освобождение от всяческого угне тения. «Марксизм,— учит товарищ Сталин,— есть наука о законах развития прчрбды и общества, наука о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строи* тельстве коммунистического общества» («Марксизм и вопросы языкознания», Г(|С- политиздат, 1951, стр. 54— 55). Это учение стало учением миллио нов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих его в своей борь бе против капитализма. * * И. В. Сталина является энциклопедией основных знаний в области марксизма- ленинизма, а его философский раздел «О диалектическом и историческом материа лизме» — вершиной в развитии марксист ско-ленинской философии. В работе «О диалектическом и истори ческом материализме» И. В. Сталин впер вые в истории развития философской мыс ли дал краткое и систематическое изло жение и дальнейшую разработку важней ших положений марксистского диалекти ческого метода, марксистского философ ского материализма и исторического мате риализма. И. В. Сталин показал органиче скую связь диалектического и историческо го материализма с политикой большевист ской партии, связь теории с революцион ной практической деятельностью партии рабочего класса. Товарищ Сталин с огромной силой и теоретической глубиной показал значение марксистского философского материализма Для изучения истории общества, для прак тической деятельности партии пролета риата. «Если мир познаваем и наши знания о законах развития природы являются до стоверными знаниями, имеющими значе ние объективной истины,— учит товарищ Сталин,— то из этого следует, что обще ственная жизнь, развитие общества— так же познаваемо, а данные науки о законах развития общества,— являются достовер ными данными, имеющими значение объ ективных истин. Значит, наука об истории общества, не смотря на всю сложность явлений обще ственной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель ности партия пролетариата должна руко* Водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами из этих законов. Значит, социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в науку. Значит, связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство должно стать путеводной звез дой партии пролетариата» («Вопросы ленинизма», стр. 544— 545). Замечательным образцом дальнейшего развития диалектического и историческо го материализма является гениальное произведение И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». В этом труде товарищ Сталин развенчал антинаучную теорию Марра о языке, вывел советское языкознание на правильный путь, создал прочную теоретическую базу для разви тия науки о языке. Вместе с тем II. В. Сталин развил дальше целый ряд положений диалектического и историче ского материализма, подверг сокрушитель ной критике талмудизм и начетничество и призвал работников" идеологического фрон та путем критики и свободного обмена мне ний всесторонне развивать советскую на уку, марксистсво-ленинскую теорию. • » Диалектический материализм является теоретической основой всех наук, в* том числе всех отраслей естествознания. Мар ксистско-ленинская философия не под меняет собой другие науки, как это обыч но делали предшествующие марксизму фи лософские системы. Она дает мировоззре ние, теоретическую основу — метод и фи лософскую теорию для развития всех дру гих наук. Философия марксизма, воору жая все другие науки правильной тео рией и методом, в то же время непрерывно обогащается на основе обобщения достиже ний конкретных наук о природе и об ществе. Идеализм, как правило, игнорировал конкретные науки о природе и противопо ставлял им абстрактную, умозрительную «натурфилософию», «философию приро ды». Философия превращалась в «науку наук», которая подминала под себя все другие науки и мешала их развитию. По следней философской системой такого рода была гегелевская идеалистическая система. Диалектический материализм ведет непримиримую борьбу против всех видов идеализма. Идеализм, как. и религия, есть искажен ное, извращенное, неправильное представ ление о действительности. «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, ток и новые, — питал Е. Маркс,— .верят в наития, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от степени их обра зования зависпт, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же прос вещенную, философскую...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. IV, стр. 532). Идеализм, как и религия, служит идео логическим оружием эксплуататорских классов в антагонистическом обществе. Со циально-экономические корни современного идеализма заключаются в капиталистиче ском строе, в господстве зкспдуат|ш>реких классов, заинтересованных в распростра- нмши идеализма и религии для одурмани вания и засорения сознания трудящихся. Помимо социальных корней идеализм имеет и гносеологические, теоретико-позна вательные корни. Они отключаются вслож- кости и противоречивости процесса позна ния, трудностях развития науки, в от рыве общих понятий от конкретных вещей, предметов, действительности, в односто ронности мышления, в превращении аб страктных понятий в абсолют, т. е. в са мостоятельное духовное начало, якобы, не зависимое от материи («абсолютная идея», «'мировой дух», «бог» и т. п.). Идеализм использует эти трудности развития науки. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал не только со циальные, но и гносеологические корни идеализма. Анализируя сущность и причиу яы кризиса физики, он указал, что бур жуазные физики не случайно скатились в болото субъективного идеализма я попов щины, начали отрицать объективное суще ствование внешнего мира, материи. Разви тие физики потребовало от ученых перехо- * В. И. Лепин учил: «...Без солидного фи лософского Обоснования никакие естест венные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления бур жуазного 1 миросозерцания. Чтобы выдер жать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознатель ным сторонником того материализма, кото рый представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом». Руководствуясь этим ленинским указа нием, сознательно применяя к естество знанию диалектический метод и материа листическую теорию, советские ученые добились замечательных успехов во всех отраслях знания -— в биологии, физике, химии, астрономии и т. д. Советские ученые успешно решают поставленную II. В. Сталиным задачу: не только дог нать, но и превзойти в ближайше© время достижения науки за пределами СССР. На фоне маразма и загнивания совре менной буржуазной философии и всей ка питалистической культуры особенно ярко обнаруживаются преимущества советской культуры, советской науки и искусства, развивающихся под знаменем марксиэда- ’ ленинизма, на теоретической основе мар- ксистско-ленинской философии. Диалекти ческий материализм является общепризнан ной теоретической основой советской нау ки. Его плодотворная роль подтверждается успехами всех отраслей советской науки. Это ярко видно на примере развития со ветской биологической науки.- о Со времени появления диалектического материализма Маркса прошло более ста лИ. Всемирно-исторические победы социализма в СССР, успехи строительства социализ ма в европейских странах народной демо кратии, победы великого китайского наро да как нельзя лучше подтверждают жиз ненность и непреоборимую силу марксист ско-ленинского -мировоззрения. История по казала, что марксизм-ленинизм — един ственно верное учение, указывающее пра вильный путь трудящимся всех стран к свободе, к социализму, к прочному миру. Советский народ, ведомый великой пар тией Ленина — Сталина, успешно строит коммунистическое обществе. В дме строи- Работа Й. В. Сталина «Марксизм к во просы языкознания» явилась крупнейшим событием в идейной жизни советского об щества, могучим толчкш для разлития всех отраслей советской науки, для уси ление идеологической работы партии. да с повзщжй метафизячеокото агатершыпе- ма н а п о зи ц и я диалектического материа лизма, потребовало домки старых взглядов. А этой трудностью воспользовались махи сты, позитивисты и другие идеалисты. «Суть кризиса современной фивижяц — укапывал В. Й. Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеа лизмом и агностицизмом» (Т. 14, стр. 245). Буржуазные ученые и философы, слу жащие капиталу, цепко держатся за идеа лизм, как за якорь спасения капитали стического строя. Они всячески распрост раняют всевозможные идеалистические ре акционные теории. Особенно усердствуют философствующие мракобесы в послеэоен- ный период. Одержанная в Великой Отечественной войне блестящая победа советского народа, создание мощного демократического лагеря вызвали приступ бешенства со стороны . англо-американских империалистов. Центр борьбы против марксизма переместился ны не в Америку и Англию. Все силы мра кобесия и реакции поставлены ныне на службу реакционной буржуазии, борьбе против марксизма. Англо-американская буржуазная филосо фия служит поджигателям войны, пропа гандирует фашистскую расовую теорию, твердит о неизбежности третьей мировой войны, чтобы оправдать гонку вооружений и захватническую политику американско го империализма, стремящегося в мировому господству. Е этой роли сейчас сводится деятельность буржуазных философов и со циологов всех разновидностей современного идеализма: прагматизма и поеитивявма, ма хизма и критического реализма, семантиче ской философии и прочих 'идеалистических «теорий», школ и школок. В. Й. Ленин 30 лет тому назад в статье «О значении воинствующего материализ ма» писал по поводу буржуазной демокра тии и реакционной идеалистической фило софии в США: «...Нам яснее становится, что так называемая «современная демокра тия»... представляет из себя не что иное, как свободу пропоеедывать то, что бур жуазии выгодно ггроповедывать, а выгод но ей проповедьгвать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту экс- - плуататоров л т.'п.» (Соч., т. 33 стр. 206). Эти ленинские слова являются меткой характеристикой и для современной реак ционной идеалистической философий, ко торая служит идейным оружием американо- английских империалистов. Философству ющие лакеи империализма, рядясь в то гу буржуазного демократизма, болтая о «свободе человеческого духа», «правах личности», «гуманизме», наделе всеми си лами защищают человеконенавистниче скую, Империалистическую политику аме риканского империализма, оправдывают звероподобную практику уничтожения ко рейских людей методами бактериологиче ской и химической войны. Советская мичуринская биологическая наука, отбрасывая вейсманистско-морга нистские выдумки как идеалистический хлам, строит свои выводы на основе мате риалистической теории развития живой природы, исходя из Зависимости наслед ственных качеств организма от внешних, материальных условий его жизни. Мичу ринская биология считает (и доказала на практике), что развитие растений и Жи вотных происходит закономерно, что, зная эти закономерности, можно в соответствии с познанными закономерностями развития природы изменять наследственность орга низмов в нужном, заранее заданном на правлении, что можно управлять разви тием живых организмов. II мичуринцы ус пешно создают новые Сорта растений я новы© породы животных. На основе совет ской агробиологической науки, благодаря направляющей роли коммунистической партии и Советского правительства социа листическое сельское хозяйство из года в \ год добивается все больших успехов. Руководствуясь Дйалектйко-материали стической теорией, советский ученый 0. Б. Лепетйнская опровергла метафизи ческие взгляды Вирхова и доказала, что клетки могут возникать не только путем деления клеток, но и ,в результате разви тия живого вещества, не имеющего кле точного строения. Советская наука, вооруженная диалек тическим материализмом, является надеж ным и верным средством познания законов природы и общества для использования их на благо трудящихся. ♦ тельсгва коммунизма первостепенное зна чение иНеет коммунистическая сознатель ность советских людей. Великий вождь со ветского народа и всего прогрессивного че ловечества И. В. Сталин проявляет неус танную заботу о теоретическом, полити ческом и культурном росте советских лю дей. Творчески развивая и обогащая мар ксизм-ленинизм и его важнейшую состав ную часть — марксистско-ленинскую фи лософию, товарищ Сталин вооружает тру дящихся самой передовой, прогрессивной, могучей теорией, освещает путь постепен ного перехода от социализма к коммунизму. п. ходьков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz