Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А б августа 1952 г., № 185 (6499) В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ Диалектический материализм — научное мировоззрение марксистско-ленинской пар­ тии, цельное и стройное учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектическим оно назы­ вается потому, что его метод, подход к изу­ чению явлений природы и общества являет­ ся диалектическим (в противоположность метафизическому методу), а материалисти­ ческим оно называется потому, что истол­ кование этих явлений, его теория являет­ ся материалистической. Марксистский философский материализм есть неотъемлемая составная часть двалек- * Основным вопросом философии, как преж­ ней так и современной, является вопрос об отношении мьппления к бытию, духа к природе. «Философы,— пишет Энгельс,— разделились на два больших лагеря сооб­ разно тому, как отвечали они на этот во­ прос. Те, которые утверждали, что дух су­ ществовал прежде природы... составили иде­ алистический лагерь. Те же, которые основ­ ным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (К. Маркс л Ф. Энгельс. Избранные произ­ ведения. Том И, 1948 г., стр. 350). Но основной философский вопрос имеет и другую сторону: в состоянии ли наше мышление познавать объективно существу­ ющий мир. Материализм отвечает на этот вопрос положительно, а идеализм — отри­ цательно. Товарищ И. В. Сталин, излагая суще­ ство марксистского философского материа­ лизма в своем гениальном произведении «0 диалектическом и историческом мате­ риализме», указал на три основные черты, с признанием которых связан марксист­ ский философский материализм. Во-первых, признание того, что мир по своей природе материален. Во-вторых, признание того, чт« материя первична, а сознание вторично. В-третьих, признание того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Марксистский философский материализм представляет собой прямую противополож­ ность всякому идеализму — и «объектив­ ному» и субъективному. «Объективный» идеализм основой всего существующего считает «идею», «дух», «сознание», «бо­ га». В противоположность этому марксист­ ский философский материализм, как ука­ зывает товарищ Сталин, исходит из того, что «мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представля­ ют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обуслов­ ленность явлений, устанавливаемые диа­ лектическим методом, представляют зако­ номерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «ми­ ровом духе» («Вопросы ленинизма»). Марксистский философский материализм отвергает всякого рода идеалистические я религиозные представления о мире как о • Материализм, как одно из двух главных направлений в философии, зародился в странах древнего Востока— в Вавилонии и Египте, в Индии и Китае. Позднее он по. лучил свое развитие в древней Греции. По­ скольку наука в то время делала только первые шаги, античный материализм не был научно обоснованным. Энгельс назы­ вал материалистическую философию древ­ негреческих мыслителей стихийным мате­ риализмом, а их диалектику— стихийной диалектикой. Но наряду с материализмом здесь же зародилось и другое противополож­ ное философское направление — идеализм. С тех пор материализм развивался в не­ прерывной борьбе против идеализма и ре­ лигии. Борьба философских направлений отражает борьбу классов. Материализм, как правило, выражает интересы прогрессив­ ных классов общества, идеализм — реакци­ онных классов. В средние века, в условиях феодально- крепостнического строя, господствовало ре­ лигиозно-идеалистическое направление в философии, выражазИтес интересы господ­ ствовавшего класса крупных землевладель­ цев — феодалов. Наука и философия тогда представляли собой в основном служанку богословия. В период разложения феодализма и раз­ вития буржуазных отношений снова на первый план выдвигается материализм, ко­ торый получает широкое распространение. Буржуазия в то время была прогрессив­ ным классом. Она использовала материализм как теоретическое оружие для борьбы про­ тив феодализма и его религиозно-идеали­ стической идеологий. В XVII в. материали­ стическое направление в философии было представлено такими философами, как Бэ­ кон и Гоббс в Англии, Спиноза в Голландии. В XVIII столетии материалистическую линию в философии защищала талантли­ вая плеяда французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). Однако материализм XVII и XVII! столе­ тий был ограниченным, метафизическим, непоследовательным. Эта ограниченность состояла в том. что домарксовский мате­ риализм, включая и материализм Фейерба­ ха, был 1) созерцательным, оторванным от революционной практики, 2) механистиче­ ским и метафизическим, т. е. антидиалек­ тическим, 3) не распространялся на исто­ рию человеческого общества. Ко всем яв­ лениям природы материалисты того време­ ни применяли лишь законы механики, все явления истолковывали исключительно с Точки зрения механического Движения. В объяснении исторических событий фран­ цузские материалисты XVIII в. стояли на идеалистических позициях. тического материализма, созданного более ста лет назад основоположниками научно­ го социализма Марксом и Энгельсом и раз­ витого дальше их гениальными прпдолжате* лями Лениным и Сталиным. Товарищ Сталин назвал диалектический и пегорн- чегкий материализм теоретическим Фунда­ ментом коммунизма, теоретической осИвн^й большевистской партии. Партия большеви­ ков руководствуется диалектическим и ис­ торическим материализмом во всей своец теоретической и практической деятель- ности. чем-то духовном, сверхъестественном, бо­ жественном и рассматривает мир так, как он есть в действительности, без всяких вы­ думок и измышлений. Субъективный идеализм утверждает, что реально существует лишь сознание, ощу­ щения и идеи субъекта, мыслящей лично­ сти, а материальный мир, природа, бытие существует лишь в ощущениях, представ­ лениях и понятиях субъекта. В противо­ положность этому марксистский философ­ ский материализм исходит из того, что при. рода, материя, бытие являются объектив­ ной реальностью» существующей вне и не­ зависимо от сознания, что материя первич­ на, а сознание вторично, производив, так как оно представляет собой отображение материи, бытия, что мышление есть про­ дукт высокоорганизованной, высокоразви­ той материи. Идеализм считает невозможным позна­ ние мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не при­ знает объективной истины и, стало быть, отрицает науку. В противоположность это. му «марксистский философский материа­ лизм исходит из того, что мир и его зако­ номерности Вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверны* ми знаниями, имеющими значение .объек­ тивных истин...» (И. Сталин. «Вопросы ленинизма», стр. 543). Идеалистическое мировоззрение» отрицая материальность мира и закономерность его развития, оспаривая познаваемость мира, идейно разоружает трудящихся в борьбе против эксплуататоров, сбивает их с пра­ вильного пути, подрывает их уверенность в собственных силах, н возможность по­ знать законы природы, общества, преобра­ зовать общество и природу в интересах трудящихся масс. Марксистский Философский материализм является подлинно научным и действен­ ным мировоззрением. Он вооружает трудя­ щихся уверенностью в могуществе челове­ ческого труда и науки. 0« направляет тру. дящихся на познание закономерностей при. роДы и общества, на освобождение от вся­ кого социального гнета, на преобразова­ ние общества и природы в интересах на­ родных масс. » * Великую историческую роль в развитии фйлософского материализма и естественных наук XVIII в. сыграл гениальный русский ученый Ломоносов, от которого берет на­ чало материалистическая традиция в раз­ витии передовой русской философии и нау­ ки. Основной вопрос философии— вопрос об отношении мышления к бытию — Ломо. носов решал материалистически. Он реши­ тельно выступал против идеалистического и религиозного объяснения природы. Крупным материалистом и непосред­ ственным предшественником материализма Маркса был немецкий философ Л. Фейер­ бах. Заслуга Фейербаха заключается в том, что он подверг критике религию и геге­ левскую идеалистическую философию, за­ щищал материализм и восстановил мате­ риализм в его нравах. Но материализм Фейербаха не был последовательным, не был свободен от старых, идеалистических пут, от идеалистических и религйозно-эти. ческих наслоений. Фейербах; подвыраже­ нию Энгельса, был материалистом: вЯпАу (в объяснении явлений природы) и идеа­ листом вверху (в объяснении общественных явлонин). Фейербах не сумел соединить ма­ териализм с диалектическим методом и тем более не смог распростриичть материали­ стический взгляд на историю общества. Высшей ступенью и высшей формой до- марксовского материализма был материа­ лизм выдающихся русских философов и революционных демократов XIX в. — Гер­ цена, Белинского, Чернышевского, Добро­ любова, Писарева. Эти великие русские мыслители сумели не только критически отнестись к идеализму Гегеля, но и пы­ тались- преодолеть некоторые черты огра­ ниченности метафизического материализма. XVIII в. и материализма Фейербаха. Они вплотную подошли к диалектическому ма­ териализму и остановились перед истори­ ческим материализмом. В отличие от западных материалистов домарксовского периода Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и Писарев были нс только материалистами, но и рево­ люционными демократами и социалистами. Их социализм еще не был пролетарским научным социализмом, а был утопическим. Но воли кие русские революционные демо* краты поднялись над утопическим социа­ лизма Запада тем, что их социализм со­ четался с революционным демократизмом, был проникнут духом революционной клас­ совой борьбы. В отличие от Фейербаха, отбросившего гегелевскую диалектику как ненужный, хлам, классики русской материалистиче-| ской философии стремились критически пе­ реработать идеалистическую диалектику Гегеля на материалистический лад и при-1 'меняли идеи диалектики к изучению рус­ ской действительности, к руководству ре­ волюционно-демократическим движением в России. Не случайно Герцен называл диа­ лектику алгеброй революции. Русские ма­ териалисты были свободны от ралигиозно- фицеских наслоений, свойственных фило- сбфжи Фейербаха. Пни были последователь, ными атеистами и разоблачали религию и церковь как орудие угнетения трудящихся. Таким образом, классики русской мате­ риалистической философии Герцен, Белин­ ский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев сумели преодолеть многие недостатки и ог­ раниченность предшествующего им мате­ риализма и подняться на высшую-ступень в развитии домарксовой философской мыс­ ли. Однако в силу социально-экономи­ ческой отсталости царской России середи­ ны XIX в., ? силу недостаточного разви­ тия классовых отношений и отсутствия сложившегося пролетариата русские мыс­ лители того времени не смогли полностью преодолеть недостатки и ограниченность старого, домарксовского материялизма. Ос­ новным недостатком их философии явилось * Диалектический материализм является последовательно научной формой материа­ лизма и знаменует собой высший этап в развитии Философии, подлинный перево­ рот в развитии философской мысли. Он яв­ ляется мировоззрением самого прогрессив­ ного и последовательно-революционного класса — пролетариата. Диалектический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х годах XIX в. как теоретическое обобщение опыта классовой борьбы между­ народного пролетариата, как иаучно-фило- софское обобщение всей истории человече­ ского общества и достижений науки, в ча­ стности естествознания первой половины XIX в. Великой заслугой Маркса и Энгельса является то, что они, критически перера­ ботав гегелевскую идеалистическую фило­ софию (отбросив идеалистическую шелуху и взяв «рациональнее зерно» из его диа­ лектики), соединили материализм с диа­ лектическим методом, создали тем самым самую прогрессивную науку об общих за­ конах развития природы, общества и мышления. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс преодолели ограничен­ ность, свойственную старому материализму. Диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина — могучее оружие для глубокого познания и револю­ ционного преобразования мира. Характеризуя великое значение маркси­ стской философий, В. И. Ленин писал: «Углубляя и развивая философский ма­ териализм, Маркс довел его до конца, рас­ пространил его познание природы на по­ знание человеческого общества. Величай­ шим завоеванием научной мысли явился * Диалектический материализм получил свое дальнейшее развитие в трудах вели­ ких корифеев науки В. П. Ленина и И. В. Сталина. Ленин и Сталин, обобщая опыт новой эпохи в развитии человеческо­ го общества и достижения науки, развили дальше, обогатили и конкретизировали мар­ ксистский диалектический метод и мар­ ксистский философский материализм. В своем гениальном труде «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшем в свет в 1909 г., В. П. Ленин не только отстоял теоретические основы марксизма от махи­ стов, неокантианцев и других идеалистов, но и развил дальше марксистскую фило­ софскую науку применительно к новым условиям развития общества и естествен­ ных наук. В этой книге Ленин дал отпор ревизионистам Богданову, Юшкевичу н дру­ гим, пытавшимся подменить диалектиче­ ский материализм модной в то время бур­ жуазной идеалистической философией — эмпириокритицизмом (махизмом). Ленин доказал несостоятельность, антинаучность и абсурдность философских положений махизма и всех других течений идеализма. Ленин отстоял философские основы боль­ шевистской партий, конкретизировал и раз­ вил теорию познания диалектического ма­ териализма: дал философское определение материи и показал отношение этого опре­ деления к развивающейся естественно­ научной картине мира; углубил теорию отражения, защитил и обосновал материа­ листическое положение об объективности истины, показал соотношение абсолютной и относительной истины, выяснил роль практики в процессе познания п т. д. Ленин дал анализ сущности и причин кризиса естествознания конца XIX — на­ чала XX в. и указал пути выхода из это­ го кризиса. На основе конкретного анализа борьбы философских течений Ленин научно обос­ новал тезпе о партийности философии. В противоположность буржуазному объекти­ визму, прикрывающему реакционное клас­ совое содержание буржуазной философии флагом беспартийности, внеклассовое™, Ленин показал, что в классовом обществе философия выражает идеологию и интере­ сы определенных классов. В выдающемся философском произведе­ нии «Анархизм пли социализм?», напи­ санном в 1906— 1907 годах, товарищ Сталин, защищая и отстаивая теоретиче­ ские основы большевистской партии, раз­ громил путаную и антинаучную «тео­ рию» анархизма, развил и конкретизировал важнейшие положения материалистической диалектики, философского и исторического материализма. Исключительно важным событием в раз­ витии марксистско-ленинской философии явился выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)». Этот гениальный труд 1 то, что они не сумели соединить материа­ лизм с диалектикой, как всесторонним уче­ нием о развитии, не сумели распростра­ нить философский материализм на объяс­ нение истории общества, не сумели под­ няться до диалектического и историческо­ го материализма, хотя они и развивали те­ орию в этом направлении, Несмотря на эти недостатки, русская материалистическая философия сыграла выдающуюся историческую роль в освобо­ дительном движении России. Революцион^ нЫе демократы и материалисты Герцен, Бе­ линский, Чернышевский, Добролюбов, Пи­ сарев оказали благотворное влияние на развитие революционного движения, на формирование передовой русской художе­ ственной литературы и искусства, на раз­ витие русской материалистической науки в лице Сеченова, Павлова, Тимирязева, Ми­ чурина п других. Философия русских ре­ волюционных демократов создала в России почву, благоприятные предпосылки для восприятия и усвоения марксизма и его философских основ — диалектического и исторического материализма. ♦ * исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­ дах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...» (Т. 19, стр. 5). Создавая науку об обществе, Маркс и Энгельс впервые указали на пролетариат как на материальную силу, которая спо­ собна сокрушить капиталистический строй п установить социалистический строй, в котором нет эксплуатации человека чело­ веком. Главное в марксизме— это учение о дик­ татуре пролетариата. Марксизм указал про­ летариату и всем трудящимся и угнетен­ ным выход пз капиталистического рабства. Марксистская Наука, выяснив решающую роль народных масс в Истории общества, роль рабочего класса в революционном пре- образоваяпп капиталистического общества в социалистическое, тем самым дала трудя­ щимся могучее идейное оружие для борьбы за свое освобождение от всяческого угне­ тения. «Марксизм,— учит товарищ Сталин,— есть наука о законах развития прчрбды и общества, наука о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строи* тельстве коммунистического общества» («Марксизм и вопросы языкознания», Г(|С- политиздат, 1951, стр. 54— 55). Это учение стало учением миллио­ нов и десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих его в своей борь­ бе против капитализма. * * И. В. Сталина является энциклопедией основных знаний в области марксизма- ленинизма, а его философский раздел «О диалектическом и историческом материа­ лизме» — вершиной в развитии марксист­ ско-ленинской философии. В работе «О диалектическом и истори­ ческом материализме» И. В. Сталин впер­ вые в истории развития философской мыс­ ли дал краткое и систематическое изло­ жение и дальнейшую разработку важней­ ших положений марксистского диалекти­ ческого метода, марксистского философ­ ского материализма и исторического мате­ риализма. И. В. Сталин показал органиче­ скую связь диалектического и историческо­ го материализма с политикой большевист­ ской партии, связь теории с революцион­ ной практической деятельностью партии рабочего класса. Товарищ Сталин с огромной силой и теоретической глубиной показал значение марксистского философского материализма Для изучения истории общества, для прак­ тической деятельности партии пролета­ риата. «Если мир познаваем и наши знания о законах развития природы являются до­ стоверными знаниями, имеющими значе­ ние объективной истины,— учит товарищ Сталин,— то из этого следует, что обще­ ственная жизнь, развитие общества— так­ же познаваемо, а данные науки о законах развития общества,— являются достовер­ ными данными, имеющими значение объ­ ективных истин. Значит, наука об истории общества, не­ смотря на всю сложность явлений обще­ ственной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель­ ности партия пролетариата должна руко* Водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами из этих законов. Значит, социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в науку. Значит, связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство должно стать путеводной звез­ дой партии пролетариата» («Вопросы ленинизма», стр. 544— 545). Замечательным образцом дальнейшего развития диалектического и историческо­ го материализма является гениальное произведение И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». В этом труде товарищ Сталин развенчал антинаучную теорию Марра о языке, вывел советское языкознание на правильный путь, создал прочную теоретическую базу для разви­ тия науки о языке. Вместе с тем II. В. Сталин развил дальше целый ряд положений диалектического и историче­ ского материализма, подверг сокрушитель­ ной критике талмудизм и начетничество и призвал работников" идеологического фрон­ та путем критики и свободного обмена мне­ ний всесторонне развивать советскую на­ уку, марксистсво-ленинскую теорию. • » Диалектический материализм является теоретической основой всех наук, в* том числе всех отраслей естествознания. Мар­ ксистско-ленинская философия не под­ меняет собой другие науки, как это обыч­ но делали предшествующие марксизму фи­ лософские системы. Она дает мировоззре­ ние, теоретическую основу — метод и фи­ лософскую теорию для развития всех дру­ гих наук. Философия марксизма, воору­ жая все другие науки правильной тео­ рией и методом, в то же время непрерывно обогащается на основе обобщения достиже­ ний конкретных наук о природе и об­ ществе. Идеализм, как правило, игнорировал конкретные науки о природе и противопо­ ставлял им абстрактную, умозрительную «натурфилософию», «философию приро­ ды». Философия превращалась в «науку наук», которая подминала под себя все другие науки и мешала их развитию. По­ следней философской системой такого рода была гегелевская идеалистическая система. Диалектический материализм ведет непримиримую борьбу против всех видов идеализма. Идеализм, как. и религия, есть искажен­ ное, извращенное, неправильное представ­ ление о действительности. «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, ток и новые, — питал Е. Маркс,— .верят в наития, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от степени их обра­ зования зависпт, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же прос­ вещенную, философскую...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. IV, стр. 532). Идеализм, как и религия, служит идео­ логическим оружием эксплуататорских классов в антагонистическом обществе. Со­ циально-экономические корни современного идеализма заключаются в капиталистиче­ ском строе, в господстве зкспдуат|ш>реких классов, заинтересованных в распростра- нмши идеализма и религии для одурмани­ вания и засорения сознания трудящихся. Помимо социальных корней идеализм имеет и гносеологические, теоретико-позна­ вательные корни. Они отключаются вслож- кости и противоречивости процесса позна­ ния, трудностях развития науки, в от­ рыве общих понятий от конкретных вещей, предметов, действительности, в односто­ ронности мышления, в превращении аб­ страктных понятий в абсолют, т. е. в са­ мостоятельное духовное начало, якобы, не­ зависимое от материи («абсолютная идея», «'мировой дух», «бог» и т. п.). Идеализм использует эти трудности развития науки. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал не только со­ циальные, но и гносеологические корни идеализма. Анализируя сущность и причиу яы кризиса физики, он указал, что бур­ жуазные физики не случайно скатились в болото субъективного идеализма я попов­ щины, начали отрицать объективное суще­ ствование внешнего мира, материи. Разви­ тие физики потребовало от ученых перехо- * В. И. Лепин учил: «...Без солидного фи­ лософского Обоснования никакие естест­ венные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления бур­ жуазного 1 миросозерцания. Чтобы выдер­ жать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознатель­ ным сторонником того материализма, кото­ рый представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом». Руководствуясь этим ленинским указа­ нием, сознательно применяя к естество­ знанию диалектический метод и материа­ листическую теорию, советские ученые добились замечательных успехов во всех отраслях знания -— в биологии, физике, химии, астрономии и т. д. Советские ученые успешно решают поставленную II. В. Сталиным задачу: не только дог­ нать, но и превзойти в ближайше© время достижения науки за пределами СССР. На фоне маразма и загнивания совре­ менной буржуазной философии и всей ка­ питалистической культуры особенно ярко обнаруживаются преимущества советской культуры, советской науки и искусства, развивающихся под знаменем марксиэда- ’ ленинизма, на теоретической основе мар- ксистско-ленинской философии. Диалекти­ ческий материализм является общепризнан­ ной теоретической основой советской нау­ ки. Его плодотворная роль подтверждается успехами всех отраслей советской науки. Это ярко видно на примере развития со­ ветской биологической науки.- о Со времени появления диалектического материализма Маркса прошло более ста лИ. Всемирно-исторические победы социализма в СССР, успехи строительства социализ­ ма в европейских странах народной демо­ кратии, победы великого китайского наро­ да как нельзя лучше подтверждают жиз­ ненность и непреоборимую силу марксист­ ско-ленинского -мировоззрения. История по­ казала, что марксизм-ленинизм — един­ ственно верное учение, указывающее пра­ вильный путь трудящимся всех стран к свободе, к социализму, к прочному миру. Советский народ, ведомый великой пар­ тией Ленина — Сталина, успешно строит коммунистическое обществе. В дме строи- Работа Й. В. Сталина «Марксизм к во­ просы языкознания» явилась крупнейшим событием в идейной жизни советского об­ щества, могучим толчкш для разлития всех отраслей советской науки, для уси­ ление идеологической работы партии. да с повзщжй метафизячеокото агатершыпе- ма н а п о зи ц и я диалектического материа­ лизма, потребовало домки старых взглядов. А этой трудностью воспользовались махи­ сты, позитивисты и другие идеалисты. «Суть кризиса современной фивижяц — укапывал В. Й. Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеа­ лизмом и агностицизмом» (Т. 14, стр. 245). Буржуазные ученые и философы, слу­ жащие капиталу, цепко держатся за идеа­ лизм, как за якорь спасения капитали­ стического строя. Они всячески распрост­ раняют всевозможные идеалистические ре­ акционные теории. Особенно усердствуют философствующие мракобесы в послеэоен- ный период. Одержанная в Великой Отечественной войне блестящая победа советского народа, создание мощного демократического лагеря вызвали приступ бешенства со стороны . англо-американских империалистов. Центр борьбы против марксизма переместился ны­ не в Америку и Англию. Все силы мра­ кобесия и реакции поставлены ныне на службу реакционной буржуазии, борьбе против марксизма. Англо-американская буржуазная филосо­ фия служит поджигателям войны, пропа­ гандирует фашистскую расовую теорию, твердит о неизбежности третьей мировой войны, чтобы оправдать гонку вооружений и захватническую политику американско­ го империализма, стремящегося в мировому господству. Е этой роли сейчас сводится деятельность буржуазных философов и со­ циологов всех разновидностей современного идеализма: прагматизма и поеитивявма, ма­ хизма и критического реализма, семантиче­ ской философии и прочих 'идеалистических «теорий», школ и школок. В. Й. Ленин 30 лет тому назад в статье «О значении воинствующего материализ­ ма» писал по поводу буржуазной демокра­ тии и реакционной идеалистической фило­ софии в США: «...Нам яснее становится, что так называемая «современная демокра­ тия»... представляет из себя не что иное, как свободу пропоеедывать то, что бур­ жуазии выгодно ггроповедывать, а выгод­ но ей проповедьгвать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту экс- - плуататоров л т.'п.» (Соч., т. 33 стр. 206). Эти ленинские слова являются меткой характеристикой и для современной реак­ ционной идеалистической философий, ко­ торая служит идейным оружием американо- английских империалистов. Философству­ ющие лакеи империализма, рядясь в то­ гу буржуазного демократизма, болтая о «свободе человеческого духа», «правах личности», «гуманизме», наделе всеми си­ лами защищают человеконенавистниче­ скую, Империалистическую политику аме­ риканского империализма, оправдывают звероподобную практику уничтожения ко­ рейских людей методами бактериологиче­ ской и химической войны. Советская мичуринская биологическая наука, отбрасывая вейсманистско-морга­ нистские выдумки как идеалистический хлам, строит свои выводы на основе мате­ риалистической теории развития живой природы, исходя из Зависимости наслед­ ственных качеств организма от внешних, материальных условий его жизни. Мичу­ ринская биология считает (и доказала на практике), что развитие растений и Жи­ вотных происходит закономерно, что, зная эти закономерности, можно в соответствии с познанными закономерностями развития природы изменять наследственность орга­ низмов в нужном, заранее заданном на­ правлении, что можно управлять разви­ тием живых организмов. II мичуринцы ус­ пешно создают новые Сорта растений я новы© породы животных. На основе совет­ ской агробиологической науки, благодаря направляющей роли коммунистической партии и Советского правительства социа­ листическое сельское хозяйство из года в \ год добивается все больших успехов. Руководствуясь Дйалектйко-материали­ стической теорией, советский ученый 0. Б. Лепетйнская опровергла метафизи­ ческие взгляды Вирхова и доказала, что клетки могут возникать не только путем деления клеток, но и ,в результате разви­ тия живого вещества, не имеющего кле­ точного строения. Советская наука, вооруженная диалек­ тическим материализмом, является надеж­ ным и верным средством познания законов природы и общества для использования их на благо трудящихся. ♦ тельсгва коммунизма первостепенное зна­ чение иНеет коммунистическая сознатель­ ность советских людей. Великий вождь со­ ветского народа и всего прогрессивного че­ ловечества И. В. Сталин проявляет неус­ танную заботу о теоретическом, полити­ ческом и культурном росте советских лю­ дей. Творчески развивая и обогащая мар­ ксизм-ленинизм и его важнейшую состав­ ную часть — марксистско-ленинскую фи­ лософию, товарищ Сталин вооружает тру­ дящихся самой передовой, прогрессивной, могучей теорией, освещает путь постепен­ ного перехода от социализма к коммунизму. п. ходьков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz