Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Ь 180 (6494) К О М М У Н А 3 чьнеишее увеличение ыпуска продукции нашего завода выступил в -году инициатором соревнова- уиятий и строек области за до- ’ыполнение производственного года. Подсчитав свои возмож- зял обязательство за счет луч- ■зования агрегатов и механиз- ^ения новых, прогрессивных /да выпустить сверх програм- >т тонн чугуна, добиться еверх- л экономии от снижения себе- зсти продукции не меньше чем в миллиона рублей, сэкономить много .я, материалов и электроэнергии, алурги поставили перед собой зада- д в этом году всем предприятием .дйти на коллективный стахановский ходе социалистического соревнования з^ осуществление принятых обязательств неизмеримо возросли трудовая активность и творческая инициатива рабочих, масте­ ров, инженеров и техников. На заводе усилилась борьба за полное исполь­ зование внутренних резервов производ­ ства для увеличения выпуска продукции, за всемерное улучшение ее качества и ешжение себестоимости. Много новшеств, направленных на улучшение технологии, внедрено по предложениям лучших гор­ новых Андрея Логинова и Федора Полен- никова, сменного мастера коммуниста Ивана Иванисова, обер-мастера Сочнева. Инженеры доменного цеха в содружестве со стахановцами разработали новую си­ стему загрузки в печи шихтовых мате­ риалов. Это позволило намного снизить расход сырья на выплавку каждой тонны чугуна, а также улучшить коэфициент использования полезного объема доменных печей. Улучшению технологического процесса в большой мере способствует межзаводской обмен опытом работы доменщиков. В ию­ не группа доменщиков нашего завода во главе с начальником цеха лауреатом Сталинской премии И. Ф. Домницким с целью обмена опытом посетила металлур­ гические заводы Днепропетровска, Днепро­ дзержинска, Запорожстали и Кривого Ро­ га. Она изучила там новые приемы ис­ пользования оборудования и передовые методы^ труда. Наши доменщики привезли с собой чертежи на переоборудование вагон-веров и компрессора, чертежи на переустройство разливочных машин, а также позаимствовали опыт работы по достижению наиболее выгодного коэфи- циента использования полезного объема печей. Внедрение в наше производство всех этих новшеств позволяет улучшить эксплуатацию и продлить срок службы оборудования, ускорить ход доменных печей, уменьшить потери чугуна. Трудовой и творческий подъем коллек­ тива возглавила партийная организация завода. Она всемерно поддерживает твор­ ческую инициативу металлургов, направ­ ляет ее на обеспечение дальнейшего тех­ нического прогресса. Коммунисты зани­ мают авангардную роль в соревновании, создают на каждом участке производства обстановку трудового энтузиазма. В прошлом году, например, у нас было неблагополучно с качеством металла, до-? пускалось превышение плановой себе­ стоимости продукции. П вот по инициа­ тиве Парткома завода была проведена техническая конференция, на которой обсудили вопрос о путях дальнейшего улучшения качества и снижения себе­ стоимости продукций. Мероприятия, разра­ ботанные на конференции, легли в основу практической деятельности цехов завода. Благодаря повседневному руководству и помощи со стороны парторганизации и зав­ кома профсоюза в цехах завода успешно применяются новые формы соревнования, прогрессивные методы труда, предложенные знатными новаторами промышленных пред­ приятий страны — лауреатами Сталин­ ских премий. Например, за экономию мате­ риалов по почину Лидии Корабельниковой соревнуются 74 бригады, Они сберегли за­ воду только за шесть месяцев нынешнего года около 4 млн. рублей — почти в три раза больше, чем за весь прошлый год. Первое полугодие коллектив металлургов нашего завода завершил успешно. При хо­ роших качественных показателях план пе­ ревыполнен по всей номенклатуре. Славно потрудились доменщики. Они в два раза перевыполнили обязательство по сверхпла­ новой выплавке чугуна, которое брали на целый год. В первом полугодии за счет сни­ жения себестоимости продукции мы дали 4,8 миллиона рублей сверхплановой эконо­ мии. На 100 килограммов против плана снижен расход кокса на каждую тонну вы­ плавленного чугуна. Во втором квартале достигнут рекордный в Липецке коэфп- циент использования полезного объема пе­ чей; он составляет в среднем по цеху 0,98 при плане в 1,05. Значительно ускорил завод оборачиваемость оборотных средств. Рабочие и специалисты основного— до­ менного цеха полностью выполнили усло­ вия по переходу на коллективные формы стахановского труда. 17 июля на совмест­ ном заседании дирекции и завкома проф­ союза этому цеху присвоено звание «Цех коллективного стахановского труда». Еще раньше это почетное звание получили пять вспомогательных цехов завода. Значительных успехов в деле выполне­ ния взятых на себя обязательств добились коллективы механического, сталелитейного, чугунолитейного и других цехов. В сорев­ новании по профессиям ведущее место за­ нимают мастер доменной печи т. Панян- чук, мастер стахановского водопроводного участка т. Крушинский, мастер механиче­ ского цеха т. Заярный. Пм присвоено зва- нпе «Лучший мастер» и вручены почетные грамоты. Звание «Лучший рабочий» по итогам за первое полугодие присвоено мно­ гим рабочим, систематически перевыпол­ няющим свои задания. Социалистическое соревнование за до­ срочное выполнение годового производ­ ственного плана показало, что коллектив завода может сделать значительно больше, чем он наметил в своих обязательствах з начале года. По предложению передовых рабочих мы проведи совещание стаханов­ цев, на котором еще раз .взвесили свои воз­ можности, подсчитали резервы и взяли но­ вые, повышенные обязательства. Инициа­ тиву стахановцев горячо поддержали кол­ лективы всех цехов предприятия. П. СЕРГЕЕВ, директор Новолипецкого металлургического завода. Неоправданный оптимизм тов. Терехова Н А Г А С Т Р О Л И 10 августа Воронежский государствен­ ный драматический театр заканчивает театральный сезон 1951— 1952 гг. В этом же месяце он выезжает в Москву. Здесь театр будет выступать в помещении теат­ ра им. Е. Вахтангова. В М О С К В У Коллектив театра намечает показать московскому зрителю спектакли: «Разлом» Б. Лавренева, «Варвары» А. М. Горького, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Солнечная сторона» С. Голованнв- свого, «Девушки-красавицы» А. Снмукова. Карамельный цех Воронежской кондитерской фабрики — передовой на предприятии. Здесь больших уопехов добился стахановец Иван Масленников. На снимке: Иван Масленников за работой. Фото М. Евстратова. Н А В С Т Р Е Ч У С Т А Л И Н С К О М У Д Н Ю Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н И К А Стахановская вахта паровозников В паровозном депо Воронеж II хорошо] знают старшего машиниста пассажирского! паровоза СУ Л» 235 коммуниста Сергея | Алексеевича Поваляева, Он 39 лет рабо - 1 тает на железнодорожном транспорте, и з ; них 27 лет— паровозным машинистом. За' долголетнюю и безупречную службу Сергей | Алексеевич награжден высшей правитель­ ственной наградой— орденом Ленина и двумя медалями. Его паровоз заслуженно считается лучшим в депо. Но итогам социалистического соревнова­ ния коллективу паровоза за перевыполне­ ние всех производственных показателей три месяца подряд присуждается переходя­ щее Красное знамя депо. За первое полу­ годие 1952 года коллектив сэкономил 12,5 тонны угля и свыше полутора ты ­ сяч рублей на промывке и смазке. С пер­ вых дней июля бригады старшего машини­ ста т. Поваляева стали на стахановскую вахту в честь сталинского Дня железнодо­ рожника. Они обязались водить поезда стро­ го по графику, экономить 3 процента топ­ лива. на каждой промывке паровоза сбе­ регать 300 рублей средств, содержать ме­ ханизмы в отливном состоянии и обеспе­ чивать работу паровозов без захода в депо для межпоездного ремонта. Взятые обязательства паровозные брига­ ды старшего машиниста т. Поваляева вы­ полняют с честью. Е своему традицион­ ному празднику они идут в числе передо­ вых паровозных бригад. И. ПОПОВ. Трудовые подарки лискинцев Новыми трудовыми достижениями встре­ чают свой традиционный праздник лис- кинские железнодорожники. Движенцы, па­ ровозники, вагонники, путейцы несут ста­ хановскую вахту. В предпраздничном со­ ревновании значительных успехов добилась смена поездного диспетчера т, Трофимова. В одно из последних дежурств диспетчер обеспечил продвижение всех поездов на высокой скорости. Работая в этот день в содружестве с диспетчером, машинисты тт. Ирхин и Шурупов доставили поезда из Лисок в Таловую почти на полчаса раньше расписания. Успешно несет стахановскую вахту сме­ на поездного диспетчера т. Катюрнна. За­ ключая социалистические договоры е ма­ шинистами на одну поездку, т. Катюрцн добился того, что за последние десять дней все поезда проследовали точно по графику. Скоростная обработка н скоростное продви­ жение поездов по участку позволили смене сэкономить 2 тысячи вагоно-часпв. С большим патриотическим подъемом работают паровозники депо Лиски. Во вто­ рой декаде июля они провели 229 тяжело­ весных поездов, перевезли в них сверх нормы 40 тысяч тонн грузов. Самые вы­ сокие показатели имеют машинисты тт. Ло­ бов, Чирков, Артюхов. Достойными делами встречают знамена­ тельный праздник работники станции. Они на 228 процентов выполнили план второго квартала по погрузке, сократили против нормы простой вагонов под грузовыми опе­ рациями. И. ДМИТРИЕВ. К Н ИЖ Н А Я ПОЛКА В магазины Облкниго- торга поступила следую­ щая литература; Э. ГЕНКИНА . СССР в период борьбы за коллек­ тивизацию сельского хозяй­ ства (1930—1934). Изда­ тельство Московского уни­ верситета. 1952 г. Стр. 176. Цена 3 руб. 20 коп. Теодор ДРАЙЗЕР . Тра­ гическая Америка. Гослит­ издат. 1952 г. Стр. 176. Це­ на 2 руб. 65 коп. Отто ГОТШЕ. Глубокие борозды. Роман. Издатель­ ство иностранной литерату­ ры. 1952 г. Стр* 356. Цена 11 руб. Александр ЧЕЙШВИЛИ , Дело, Роман. Издательство «Советский писатель», 1952 год. Стр. 372. Цена 6 руб. 55 коп. Геворк ЭМИН. Новая дорога. Стихц. Издательст­ во «Советский писатель». 1951 г, Стр. 140. Цена 2 руб. 25 коп. Рухи АЛИЕВ. Стихи. Из­ дательство «Советский пи­ сатель». 1951 г. Стр. 112. Цена 2 руб. Ф. ВУБЛЕЙНИКОВ. Бо­ гатства земли. Издательст­ во ЦК ВЛКСА4 «Молодая гвардия». 1951 г. Стр. 240. Цена 6 руб. 65 коп. М. ЕФЕТОВ. Полоса чу- ] лес. Детгиз. 1952 г. Стр. ; 256. Цена 5 руб. 35 коп. Т. ДЖАТИЁВ. Два дру- I га. Повесть. Детгиз. 1952 г. | Стр. 232. Цена 4 руб. Э. ВЫГОДСКАЯ. Пламя | гнева. Детгиз. 1952 г, Стр. 192. Цена 4 руб. 5 коп. М. ГОРЬКИЙ. Пеле. Детгиз. 1952 г. Стр. 16. Цена 30 коп, Ю. С. КАРНАУХОВ, И. И. ФИЛАТОВ. Городки. Учебное пособие для спор­ тивных секций коллективов физической культуры. Из­ дательство «Физкультура и спорт». 1951 г. Стр. 112. Цена 2 руб. 50 коп. Когда слушаешь тов. Терехова, вамести- теля начальника Областного управления сельского хоеяйства по кадрам, невольно вспоминается Козьма Прутков. Ведь это он придерживался такого правила; хочешь спокойно прожить — не принимай ничего на свой счет, относи нее на казенный... Именно так поступает и т. Терехоз. Факты свидетельствуют, что в практике подбора п расстановки кадров специали­ стов сельского хозяйства имеются серьез­ ные недостатки и что повинен в этом прежде всего отдел кадров Областного уп­ равления. Но т. Терехов очень неохотно признает даже самые бесспорныр и оче­ видные факты и непременно с оговоркой: — Виноват тут не столько отдел кад­ ров, сколько зональные отделы, районные организации. На нас можно все свалить, а вы поинтересуйтесь, как .зональные отде­ лы работают... —- и вот уже разговор пе­ реведен совсем в другую плоскость. — Отдел кадров делает свое дело. Вот, пожалуйста, наши отчеты, сводки... II надо сказать: т- Терехов — незауряд­ ный мастер по части составления всякого рода отчетов и сводок. Беда лишь в том, что в них не всегда отражается действительное положение на местах. Больше того, они порой дезориентируют самого т. Терехова, создают почву для совершенно неопрал- данного оптимизма там, где следовало бы критически отнестись к внешне благопо­ лучным средним цифрам. Слов нет, насыщенность районов кадра­ ми специалистов сельского хозяйства у нас растет из года в год. Идет количест­ венный и/качественный рост. Но ведь иными становятся и требования к кадрам. Задача дальнейшего подъема сельского хо­ зяйства требует общего улучшения работы всей многотысячной армии специалистов колхозной деревни, что в свою очередь обязывает Областное управление сельского хозяйства быстрее и самым решительным образом устранять недостатки, имеющиеся в практике подбора, расстановки кадров. Разве можно признать нормальным, на­ пример, тот факт, что в Хворостянском районе, где очень плохо идет развитие об­ щественного животноводства, уже около двух лет нет главного зоотехника? Послед­ ние полтора-два месяца исполнение обя­ занностей главного зоотехника возложили на т. Семичева, который до этого был в Добринке участковым зоотехником, а затем освобожден там, как не справлявшийся со своими обязанностями даже на участке. Столь же формально был решен здесь во­ прос и с замещением должности главного ветврача. В течение ряда лет должность эта в районе вообще оставалась вакант­ ной. Затем исполнение обязанностей глав­ ного Ветврача поручили т. Пронину, рабо­ тающему на участке в селе Н, Матренка, за 12 километров от районного центра. Ра. зумеется, в решении практических вопро­ сов, ежедневно возникающих перед работ­ никами животноводства, он не принимает и не может принимать участия. Таким образом, номинально в районе есть глав­ ный ветврач, а фактически его нет, как нет и двух участковых зоотехников, В том же Хворостянском районе среди имеющихся агрономов и зоотехников нет ни одного, закончившего вуз. Семь специа­ листов не имеют даже среднего образо­ вания. Не менее серьезные претензии к руко­ водителям Областного управления сельского хозяйства может предъявить Уколовекий район. Здесь с 1947 года остается незаме­ щенной должность главного ветврача. Чет­ вертый год нет врачей на двух участках. Продолжительное время остаются вакант­ ными должности главного зоотехника, двух агрономов и шести зоотехников. В отделе кадров Областного управления прекрасно осведомлены о положении дел в Уколовском районе. Много раз обещали по­ мочь. Но вот как выглядит на п р а кт и к эта помощь. В первых числах июня Обла­ стное управление послало в Уколото на должность старшего землеустроителя не­ коего А. А. Хребтова. Позже выяснилось, что этот человек, явившийся из Улья­ новской области, хотя и выдает себя за специалиста с высшим образованием, но диплома не имеет, и единственно, чем он обратил на себя внимание с первых же дней своей работы, так это недостойным поведением. С путевкой отдела кадров Областного уп ­ равления в Уколово явился рекомендо­ вавший себя агрономом Н. Н. Карагодин, побывавший до этого чуть ли не в десяти МТС и нигде не задерживавшийся долго. В Флюговской МТС повторилась та же исто­ рия. В 1951 году Еарагодин был принят, а в 1952 году освобожден за полнейший раз­ вал агрономической работы. Однако это ни­ сколько це помешало ему получить в Об­ ластной управлении назначение в очеред­ ную МТС. Так вот и путешествует человек из района в район, оставляя недобрую па­ мять о себе и будучи преисполнен глубо­ чайшей благодарности к добрым и весьма невзыскательным дядям из отдела кадров. Если вы поинтересуетесь у работников отдела кадров Областного управления сель­ ского хозяйства, своевременно ли отвеча­ ют они на запросы с мест, вас постарают­ ся убедить, что в этом отношении у них идеальный порядок. И в подтверждение по­ кажут книгу «входящих» и «исходящих». Но что скрывается за этим внешним благополучием? Еще весной в Уколово бы­ ла получена бумага из Областного управ­ ления сельского хозяйства, подписанная т, Симоновым. В ней содержалось обеща­ ние направить в район нескольких специ­ алистов. Но это оказалось пустым обещав нием. В начале июля райсельхозогдел сно­ ва обратился с официальным письмом, в котором чуть ли не пятый раз ставился вопрос о необходимости командировать в район четырех ветврачей и трех зоотехни­ ков. Из управления даже не ответили, А вот осенью прошлого года в адрес Уко^ ловского райсельхозотдела пришла почто- грамма: можем прислать вам техника-стро­ ителя, сообщите, есть ли вакансия. В рай­ оне удивились и обрадовались проявлению столь необычной заботы. Срочно подтвер­ ди,щ свою заявку. Но, увы! Прошел ме­ сяц, два, полгода, Техника-строителя нет в районе и по сей день, Четвертый год идет бесплодная перепис­ ка руководителей Дмитряшевского района о Областным управлением о замещении у них должностей главного агронома, главно- - го зоотехника, ветврача, землеустроителя и главного инженера МТС. Перед нами лаконичная справка о по­ ложении с кадрами специалистов сельского хозяйства в Голосновском районе: нехва- тает двух ветврачей, пяти зоотехников, двух веттехников, главного зоотехника, техника-строителя. Между тем т. Терехов пытался уверить нас, что в Голосновке, как и в других районах, дело с подбором специалистов обстоит вполне удовлетвори­ тельно. Зачем же т. Терехову понадобилось, мягко выражаясь, приукрашивать положе­ ние? Или ему и в самом деле неизвестно, что происходит в районах? Таков стиль работы заместителя началь­ ника Областного управления сельского хо­ зяйства. Стиль негодный и порочный! Е. ДОРОЖКИН . По Вол1 Открыт Волго-Донской судоходный ка­ нал имени В. И. Ленина. Поднят флаг на­ вигации на великом водном пути. ... Подплываем к южной окраине Сталин­ града. У входа в канал высится скульп­ тура товарища Сталина. Это — грандиоз­ ный монумент. Высота его — шестьдесят три метра. Он виден за несколько десят­ ков километров. Исключительно красива площадка у подножия монумента. Она представляет собою ковры из живых цве­ тов. На поле ковра изображены голубые волны с летящими поверх белыми чайками. Просторное разводье — устье канала. У бетонированных берегов собрались паро­ ходы, буксирные суда с разными грузами, Тут лес с Камы и Ветлуги для Донбасса, автомобили из Горького для Кубани и До­ на, нефть из Баку, химические удобрения с Кольского полуострова, уголь из Дон­ басса. Реют флаги. Снуют моторные лод­ ки, катера. Большое оживление на рейде. Волго-Донской канал стал мощной «осью» грузопотоков, самой напряженной водно­ транспортной артерией. Канал тесно сбли­ жает, связывает между собой богатейшие экономические районы страны. Ворота первого шлюза. Маленьким-ма- леньким сразу стал наш пароход под ве­ личественной аркой, равной по высоте двенадцатиэтажному зданию. Арка— боль­ шое архитектурно-художественное произ­ ведение. Резец скульптора запечатлел на ней картины ратных и трудовых подвигов советского народа. Гудит пароход, требуя пути. И тут слада по себе открываются двухсоттонные ворота шлюза, и судно вхо­ дит в глубокую бетонную камеру. Автома­ тически открываются клинкеры, и вот бу­ шует водопад. Пенящийся каскад воды па­ дает на гасители, и поэтому в камере — штиль. В какие-нибудь пятнадцать — сем- о-Донскому надцать минут (мы и не заметили) каме­ ра наполнилась водой, и впереди автома­ тически погрузились в воду выходные во­ рота. Из радиорупора слышится голос на­ чальника вахты шлюза: «Пароход «Побе­ да», можете выходить из камеры шлюза. Путь свободен!» Удивительно, что пропуск парохода п все операции, которые совер­ шались на шлюзе, проходили почти без участия людей. Управлял всеми операция­ ми один человек— начальник вахты, кото­ рый сидел у небольшой доски в комнате управления и переводил разные ключи. Вот эти действия открывали и закрывали воро­ та, наполняли камеру шлюза водой и т. д. Свободная голубая гладь путп. Пароход идет между первым и вторым шлюзами. Здесь 31 мая 1952 года произошло знаме­ нательное историческое и вместе с тем гео­ графическое событие: воды двух великих рек соединились навеки. На глазах людей встретившиеся воды Волги и Дона запол­ няли глубокое русло канала, по сухому дну которого несколько минут назад резвились ребятишки. Между Волгой и Доном лежит неширо­ кий, но довольно крутой вал — Ергенин- ская возвышенность. Это — водораздел. Над уровнем Волги он поднимается на во­ семьдесят восемь метров. Наш пароход на­ чинает подъем по Чапурниковской «лест­ нице». Пароход быстро проходит от шлю­ за к шлюзу, «карабкаясь» на водораздел. По обе стороны — степь. Люди стоят на верхней палубе парохода и не могут нади­ виться на преображенный ландшафт. Меж каменных берегов — голубая лента воды. — Это наша донская вода. Ее. сразу узнаешь по цвету, — говорит бывалый матрос, много лет плававший по Дону, — смотрите, — как бирюза, играет она на солнце. каналу Шумит, весело пенится во.тна. Никогда эти иссушенные степные пространства не слышали шума воды, гудков парохода. Каждый километр, каждый поворот на вод­ ном пути показывает новые детали ланд­ шафта. Берега разошлись, и мы вступили на небольшое степное озеро. Видно, как от него во все стороны в степь отходят ма­ ленькие речки н ручьп. Руслами их стали прежние сухие балки и овраги. Блеск раз­ бежавшихся по полям потоков воды под­ черкивается интенсивной зеленью. На склонах сухих балок когда-то росли жест­ кие степные травы, теперь на их месте формируется новая, водолюбивая расти­ тельность. А как повеселели посевы! Суепь одевается в новый наряд! Пройдет немно­ го лет, зацветет на этих берегах роскош­ ный сад-впноград, лелеемый в народных мечтах и сказках. Уже теперь вдоль ка­ менных откосов стоят молодые деревца, отраженные в зеркальной воде. Высажива­ ются цветы, кустарники. Много сейчас здесь дела у садоводов-растениеводов. Кра­ соту монументальных архитектурных со­ оружений надо дополнить красотою роз. Весной нынешнего года из Москвы при­ шли два парохода с цветами. Никогда ста­ линградская земля не знала такого обилия редкостных растений. Главный ботаниче­ ский сад Академии наук СССР, Пзмайлов- ский цветочный комбинат, многие цвето­ воды страны подарили каналу лучшие сор­ та декоративных деревьев, кустарников п цветов. Берега Волго-Донского канала представят собой зону редкостной расти­ тельности. На канале началась навигация. Расстав­ лены пристани, дебаркадеры. Они так кра­ сивы на фоне голубой воды л напоминают собой небольшие корабли. Плывешь по ка­ налу и часто видишь в стороне белокамен­ ные поселки, окруженные садами и ого­ родами. Вот сейчас пароход идет мимо од­ ного из них. По гладкой асфальтовой до­ рожке, окаймленной белой линией, бегут ребятишки со стороны поселка. Они спе­ шат встретить пароход. В руках у детей букеты нолевых цветов. Они машут цве­ тами и кричат: — Счастливого пути! Хорош этот новый ландшафт по обоим берегам канала! Здесь самый совершенный водный путь в мире, оборудованный но по­ следнему слову советской техники. Здесь прекрасные архитектурные здания. Над полями висят провода электропередач. Зре­ ют тучные хлеба. П все здесь создано че­ ловеком. Это — прообраз многих районов нашей страны, где сейчас развертывает­ ся работа по преобразованию природы, Вечер. Ярко горит закат. Пароход под­ ходит к девятому шлюзу — одному из кра­ сивейших сооружений на Волго-Донском канале. В основном архитектура сооруже­ ний канала русского классического стиля, но каждый шлюз имеет свои отличия. Баш­ ни девятого шлюза увенчаны изящными колоннами. Красивые фигурные решетки на окнах. Они окрашены под бронзу. Под- стать сооружениям и вся обстановка шлю­ за, вплоть до фонарей и металлических тумб с (Массивными железными цепями. За девятым шлюзом пароход вышел на вершину водораздела. Этот участок кана­ ла поднят на высоту восьмидесяти восьми метров над уровнем Волги. Русло глубокое и напоминает собою каньон. Даже с верх­ ней палубы парохода не видишь окружаю­ щих степных просторов. Когда смотришь на громады вынутого грунта, лежащего в виде холмов на берегах канала, возникает мысль о том, что эти причудливые формы рельефа, эта глубокая долина созданы многовековыми геологическими процесса­ ми. А ведь горы-то насыпаны, и глубокая долина пропилена человеком — экскава­ торщиком. Берега разошлись широко-широко. От­ крылся изумрудный простор Варваровского водохранилища, Сколько воды! Взором не окинешь. Еще светло, но уже загоре­ лись красные, зеленые огни. Это створы, маяки и разные световые сигналы. Ими ограждено степное море, и огни кажутся праздничной иллюминацией на степном озе- Ге. По этщм огням легко держать курс, лег­ ко плавать. Такой световой обстановки, такой сигнализации нет пока ни на одном водном пути. Варваровское водохранилище образовано весной нынешнего года, Отсю­ да донская вода пошла к Волге. Пароход остановился у ворот десятого шлюза. Этот шлюз стоит на самой высо­ кой точке водораздела, а поэтому его вид­ но далеко-далеко. В лучах заката золотят­ ся колонны и башни. А вот и второе степное озеро — Бере- славское водохранилище. Оно, как и Вар­ варовское, возникло нынешней весной. Темнеет. Ярче горят огни на створах я маяках. Пожилой рулевой парохода стоит на верхней палубе. Ему пора бы уже от­ дыхать, —- вахта его закончена, но он не может заснуть. — Ну и дела, — говорит он, — сколь­ ко ни плавал я по рекам страны, а такого пути еще не видел. Добротная дорожка, так бы и плыл по ней без конца. Впереди на линии фарватера большое созвездие ярких огней, слышатся сире­ ны —- это идут мощные буксиры е кара­ ванами барж. Сколько жизни на канале! ... В пламени восхода горит ширь Кар- повского водохранилища. Оно— самое боль­ шое из трех. В ветреную погоду на нем погуливает довольно высокая сердитая вол­ на. Вот и тринадцатый шлюз— последний на нашем пути к Цимлянскому морю. Баш­ ни шлюза напоминают первый шлюз, В его архитектуре и скульптуре отражены ге­ роические подвиги советского народа в Ве­ ликой Отечественной войне. В этих местах в ноябре 1942 года советские войска, на­ ступающие с севера и юга, замкнули коль­ цо вокруг фашистских полчищ. Первого апреля 1952 года Дон начал свое триумфальное шествие по Волго-Дон­ скому каналу. Путь ему был открыт в во­ ротах тринадцатого шлюза. С высоты баш­ ни видна вся панорама Карповского гидро­ узла. Видно белое здание насосной стан­ ции. Там у пульта управления сейчас си­ дит гидротехник, управляя механизмами. Они ежесекундно поднимают с Дона более сорока пяти кубометров воды, а в сутки— до двух миллионов кубометров. Здесь, на великом водном пути, ясно по­ стигаешь величие нашего времени, волну­ ющую новь эпохи коммунизма, видишь мо­ гучую власть человека над силами при­ роды. В короткое время по воле разума тут создан новый географический ланд­ шафт. Надо побывать в этих местах, что­ бы почувствовать значение слов: «Вели­ кая стройка». ... Наш пароход вышел на просторы Цимлянского моря. Взору открылась не­ объятная водная ширь. В темной дали т видно было берегов. Чем дальше на юг шел пароход, тем просторнее становилось морс. Время от времени ветер поднимал большие волны и судно плавно покачива­ лось под их ударами. — Море, настоящее море! — восхищен­ но восклицали люди. — И все это сдела­ но руками человека. Глядя на это изумительное гворрние че­ ловеческого разума, нельзя было оставать­ ся равнодушным. Радость, гордость ва свой народ, за мудрую партию Ленина — Сталина, вдохновившую и организовавшую советских людей на великий трудовой под­ виг, — вот чувства, которые теснились в груди у каждого. ... Впереди Цимлянский гидроузел — сердце Волго-Донского канала. , Г. СИДОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz