Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
Ь 180 (6494) К О М М У Н А 3 чьнеишее увеличение ыпуска продукции нашего завода выступил в -году инициатором соревнова- уиятий и строек области за до- ’ыполнение производственного года. Подсчитав свои возмож- зял обязательство за счет луч- ■зования агрегатов и механиз- ^ения новых, прогрессивных /да выпустить сверх програм- >т тонн чугуна, добиться еверх- л экономии от снижения себе- зсти продукции не меньше чем в миллиона рублей, сэкономить много .я, материалов и электроэнергии, алурги поставили перед собой зада- д в этом году всем предприятием .дйти на коллективный стахановский ходе социалистического соревнования з^ осуществление принятых обязательств неизмеримо возросли трудовая активность и творческая инициатива рабочих, масте ров, инженеров и техников. На заводе усилилась борьба за полное исполь зование внутренних резервов производ ства для увеличения выпуска продукции, за всемерное улучшение ее качества и ешжение себестоимости. Много новшеств, направленных на улучшение технологии, внедрено по предложениям лучших гор новых Андрея Логинова и Федора Полен- никова, сменного мастера коммуниста Ивана Иванисова, обер-мастера Сочнева. Инженеры доменного цеха в содружестве со стахановцами разработали новую си стему загрузки в печи шихтовых мате риалов. Это позволило намного снизить расход сырья на выплавку каждой тонны чугуна, а также улучшить коэфициент использования полезного объема доменных печей. Улучшению технологического процесса в большой мере способствует межзаводской обмен опытом работы доменщиков. В ию не группа доменщиков нашего завода во главе с начальником цеха лауреатом Сталинской премии И. Ф. Домницким с целью обмена опытом посетила металлур гические заводы Днепропетровска, Днепро дзержинска, Запорожстали и Кривого Ро га. Она изучила там новые приемы ис пользования оборудования и передовые методы^ труда. Наши доменщики привезли с собой чертежи на переоборудование вагон-веров и компрессора, чертежи на переустройство разливочных машин, а также позаимствовали опыт работы по достижению наиболее выгодного коэфи- циента использования полезного объема печей. Внедрение в наше производство всех этих новшеств позволяет улучшить эксплуатацию и продлить срок службы оборудования, ускорить ход доменных печей, уменьшить потери чугуна. Трудовой и творческий подъем коллек тива возглавила партийная организация завода. Она всемерно поддерживает твор ческую инициативу металлургов, направ ляет ее на обеспечение дальнейшего тех нического прогресса. Коммунисты зани мают авангардную роль в соревновании, создают на каждом участке производства обстановку трудового энтузиазма. В прошлом году, например, у нас было неблагополучно с качеством металла, до-? пускалось превышение плановой себе стоимости продукции. П вот по инициа тиве Парткома завода была проведена техническая конференция, на которой обсудили вопрос о путях дальнейшего улучшения качества и снижения себе стоимости продукций. Мероприятия, разра ботанные на конференции, легли в основу практической деятельности цехов завода. Благодаря повседневному руководству и помощи со стороны парторганизации и зав кома профсоюза в цехах завода успешно применяются новые формы соревнования, прогрессивные методы труда, предложенные знатными новаторами промышленных пред приятий страны — лауреатами Сталин ских премий. Например, за экономию мате риалов по почину Лидии Корабельниковой соревнуются 74 бригады, Они сберегли за воду только за шесть месяцев нынешнего года около 4 млн. рублей — почти в три раза больше, чем за весь прошлый год. Первое полугодие коллектив металлургов нашего завода завершил успешно. При хо роших качественных показателях план пе ревыполнен по всей номенклатуре. Славно потрудились доменщики. Они в два раза перевыполнили обязательство по сверхпла новой выплавке чугуна, которое брали на целый год. В первом полугодии за счет сни жения себестоимости продукции мы дали 4,8 миллиона рублей сверхплановой эконо мии. На 100 килограммов против плана снижен расход кокса на каждую тонну вы плавленного чугуна. Во втором квартале достигнут рекордный в Липецке коэфп- циент использования полезного объема пе чей; он составляет в среднем по цеху 0,98 при плане в 1,05. Значительно ускорил завод оборачиваемость оборотных средств. Рабочие и специалисты основного— до менного цеха полностью выполнили усло вия по переходу на коллективные формы стахановского труда. 17 июля на совмест ном заседании дирекции и завкома проф союза этому цеху присвоено звание «Цех коллективного стахановского труда». Еще раньше это почетное звание получили пять вспомогательных цехов завода. Значительных успехов в деле выполне ния взятых на себя обязательств добились коллективы механического, сталелитейного, чугунолитейного и других цехов. В сорев новании по профессиям ведущее место за нимают мастер доменной печи т. Панян- чук, мастер стахановского водопроводного участка т. Крушинский, мастер механиче ского цеха т. Заярный. Пм присвоено зва- нпе «Лучший мастер» и вручены почетные грамоты. Звание «Лучший рабочий» по итогам за первое полугодие присвоено мно гим рабочим, систематически перевыпол няющим свои задания. Социалистическое соревнование за до срочное выполнение годового производ ственного плана показало, что коллектив завода может сделать значительно больше, чем он наметил в своих обязательствах з начале года. По предложению передовых рабочих мы проведи совещание стаханов цев, на котором еще раз .взвесили свои воз можности, подсчитали резервы и взяли но вые, повышенные обязательства. Инициа тиву стахановцев горячо поддержали кол лективы всех цехов предприятия. П. СЕРГЕЕВ, директор Новолипецкого металлургического завода. Неоправданный оптимизм тов. Терехова Н А Г А С Т Р О Л И 10 августа Воронежский государствен ный драматический театр заканчивает театральный сезон 1951— 1952 гг. В этом же месяце он выезжает в Москву. Здесь театр будет выступать в помещении теат ра им. Е. Вахтангова. В М О С К В У Коллектив театра намечает показать московскому зрителю спектакли: «Разлом» Б. Лавренева, «Варвары» А. М. Горького, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Солнечная сторона» С. Голованнв- свого, «Девушки-красавицы» А. Снмукова. Карамельный цех Воронежской кондитерской фабрики — передовой на предприятии. Здесь больших уопехов добился стахановец Иван Масленников. На снимке: Иван Масленников за работой. Фото М. Евстратова. Н А В С Т Р Е Ч У С Т А Л И Н С К О М У Д Н Ю Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н И К А Стахановская вахта паровозников В паровозном депо Воронеж II хорошо] знают старшего машиниста пассажирского! паровоза СУ Л» 235 коммуниста Сергея | Алексеевича Поваляева, Он 39 лет рабо - 1 тает на железнодорожном транспорте, и з ; них 27 лет— паровозным машинистом. За' долголетнюю и безупречную службу Сергей | Алексеевич награжден высшей правитель ственной наградой— орденом Ленина и двумя медалями. Его паровоз заслуженно считается лучшим в депо. Но итогам социалистического соревнова ния коллективу паровоза за перевыполне ние всех производственных показателей три месяца подряд присуждается переходя щее Красное знамя депо. За первое полу годие 1952 года коллектив сэкономил 12,5 тонны угля и свыше полутора ты сяч рублей на промывке и смазке. С пер вых дней июля бригады старшего машини ста т. Поваляева стали на стахановскую вахту в честь сталинского Дня железнодо рожника. Они обязались водить поезда стро го по графику, экономить 3 процента топ лива. на каждой промывке паровоза сбе регать 300 рублей средств, содержать ме ханизмы в отливном состоянии и обеспе чивать работу паровозов без захода в депо для межпоездного ремонта. Взятые обязательства паровозные брига ды старшего машиниста т. Поваляева вы полняют с честью. Е своему традицион ному празднику они идут в числе передо вых паровозных бригад. И. ПОПОВ. Трудовые подарки лискинцев Новыми трудовыми достижениями встре чают свой традиционный праздник лис- кинские железнодорожники. Движенцы, па ровозники, вагонники, путейцы несут ста хановскую вахту. В предпраздничном со ревновании значительных успехов добилась смена поездного диспетчера т, Трофимова. В одно из последних дежурств диспетчер обеспечил продвижение всех поездов на высокой скорости. Работая в этот день в содружестве с диспетчером, машинисты тт. Ирхин и Шурупов доставили поезда из Лисок в Таловую почти на полчаса раньше расписания. Успешно несет стахановскую вахту сме на поездного диспетчера т. Катюрнна. За ключая социалистические договоры е ма шинистами на одну поездку, т. Катюрцн добился того, что за последние десять дней все поезда проследовали точно по графику. Скоростная обработка н скоростное продви жение поездов по участку позволили смене сэкономить 2 тысячи вагоно-часпв. С большим патриотическим подъемом работают паровозники депо Лиски. Во вто рой декаде июля они провели 229 тяжело весных поездов, перевезли в них сверх нормы 40 тысяч тонн грузов. Самые вы сокие показатели имеют машинисты тт. Ло бов, Чирков, Артюхов. Достойными делами встречают знамена тельный праздник работники станции. Они на 228 процентов выполнили план второго квартала по погрузке, сократили против нормы простой вагонов под грузовыми опе рациями. И. ДМИТРИЕВ. К Н ИЖ Н А Я ПОЛКА В магазины Облкниго- торга поступила следую щая литература; Э. ГЕНКИНА . СССР в период борьбы за коллек тивизацию сельского хозяй ства (1930—1934). Изда тельство Московского уни верситета. 1952 г. Стр. 176. Цена 3 руб. 20 коп. Теодор ДРАЙЗЕР . Тра гическая Америка. Гослит издат. 1952 г. Стр. 176. Це на 2 руб. 65 коп. Отто ГОТШЕ. Глубокие борозды. Роман. Издатель ство иностранной литерату ры. 1952 г. Стр* 356. Цена 11 руб. Александр ЧЕЙШВИЛИ , Дело, Роман. Издательство «Советский писатель», 1952 год. Стр. 372. Цена 6 руб. 55 коп. Геворк ЭМИН. Новая дорога. Стихц. Издательст во «Советский писатель». 1951 г, Стр. 140. Цена 2 руб. 25 коп. Рухи АЛИЕВ. Стихи. Из дательство «Советский пи сатель». 1951 г. Стр. 112. Цена 2 руб. Ф. ВУБЛЕЙНИКОВ. Бо гатства земли. Издательст во ЦК ВЛКСА4 «Молодая гвардия». 1951 г. Стр. 240. Цена 6 руб. 65 коп. М. ЕФЕТОВ. Полоса чу- ] лес. Детгиз. 1952 г. Стр. ; 256. Цена 5 руб. 35 коп. Т. ДЖАТИЁВ. Два дру- I га. Повесть. Детгиз. 1952 г. | Стр. 232. Цена 4 руб. Э. ВЫГОДСКАЯ. Пламя | гнева. Детгиз. 1952 г, Стр. 192. Цена 4 руб. 5 коп. М. ГОРЬКИЙ. Пеле. Детгиз. 1952 г. Стр. 16. Цена 30 коп, Ю. С. КАРНАУХОВ, И. И. ФИЛАТОВ. Городки. Учебное пособие для спор тивных секций коллективов физической культуры. Из дательство «Физкультура и спорт». 1951 г. Стр. 112. Цена 2 руб. 50 коп. Когда слушаешь тов. Терехова, вамести- теля начальника Областного управления сельского хоеяйства по кадрам, невольно вспоминается Козьма Прутков. Ведь это он придерживался такого правила; хочешь спокойно прожить — не принимай ничего на свой счет, относи нее на казенный... Именно так поступает и т. Терехоз. Факты свидетельствуют, что в практике подбора п расстановки кадров специали стов сельского хозяйства имеются серьез ные недостатки и что повинен в этом прежде всего отдел кадров Областного уп равления. Но т. Терехов очень неохотно признает даже самые бесспорныр и оче видные факты и непременно с оговоркой: — Виноват тут не столько отдел кад ров, сколько зональные отделы, районные организации. На нас можно все свалить, а вы поинтересуйтесь, как .зональные отде лы работают... —- и вот уже разговор пе реведен совсем в другую плоскость. — Отдел кадров делает свое дело. Вот, пожалуйста, наши отчеты, сводки... II надо сказать: т- Терехов — незауряд ный мастер по части составления всякого рода отчетов и сводок. Беда лишь в том, что в них не всегда отражается действительное положение на местах. Больше того, они порой дезориентируют самого т. Терехова, создают почву для совершенно неопрал- данного оптимизма там, где следовало бы критически отнестись к внешне благопо лучным средним цифрам. Слов нет, насыщенность районов кадра ми специалистов сельского хозяйства у нас растет из года в год. Идет количест венный и/качественный рост. Но ведь иными становятся и требования к кадрам. Задача дальнейшего подъема сельского хо зяйства требует общего улучшения работы всей многотысячной армии специалистов колхозной деревни, что в свою очередь обязывает Областное управление сельского хозяйства быстрее и самым решительным образом устранять недостатки, имеющиеся в практике подбора, расстановки кадров. Разве можно признать нормальным, на пример, тот факт, что в Хворостянском районе, где очень плохо идет развитие об щественного животноводства, уже около двух лет нет главного зоотехника? Послед ние полтора-два месяца исполнение обя занностей главного зоотехника возложили на т. Семичева, который до этого был в Добринке участковым зоотехником, а затем освобожден там, как не справлявшийся со своими обязанностями даже на участке. Столь же формально был решен здесь во прос и с замещением должности главного ветврача. В течение ряда лет должность эта в районе вообще оставалась вакант ной. Затем исполнение обязанностей глав ного Ветврача поручили т. Пронину, рабо тающему на участке в селе Н, Матренка, за 12 километров от районного центра. Ра. зумеется, в решении практических вопро сов, ежедневно возникающих перед работ никами животноводства, он не принимает и не может принимать участия. Таким образом, номинально в районе есть глав ный ветврач, а фактически его нет, как нет и двух участковых зоотехников, В том же Хворостянском районе среди имеющихся агрономов и зоотехников нет ни одного, закончившего вуз. Семь специа листов не имеют даже среднего образо вания. Не менее серьезные претензии к руко водителям Областного управления сельского хозяйства может предъявить Уколовекий район. Здесь с 1947 года остается незаме щенной должность главного ветврача. Чет вертый год нет врачей на двух участках. Продолжительное время остаются вакант ными должности главного зоотехника, двух агрономов и шести зоотехников. В отделе кадров Областного управления прекрасно осведомлены о положении дел в Уколовском районе. Много раз обещали по мочь. Но вот как выглядит на п р а кт и к эта помощь. В первых числах июня Обла стное управление послало в Уколото на должность старшего землеустроителя не коего А. А. Хребтова. Позже выяснилось, что этот человек, явившийся из Улья новской области, хотя и выдает себя за специалиста с высшим образованием, но диплома не имеет, и единственно, чем он обратил на себя внимание с первых же дней своей работы, так это недостойным поведением. С путевкой отдела кадров Областного уп равления в Уколово явился рекомендо вавший себя агрономом Н. Н. Карагодин, побывавший до этого чуть ли не в десяти МТС и нигде не задерживавшийся долго. В Флюговской МТС повторилась та же исто рия. В 1951 году Еарагодин был принят, а в 1952 году освобожден за полнейший раз вал агрономической работы. Однако это ни сколько це помешало ему получить в Об ластной управлении назначение в очеред ную МТС. Так вот и путешествует человек из района в район, оставляя недобрую па мять о себе и будучи преисполнен глубо чайшей благодарности к добрым и весьма невзыскательным дядям из отдела кадров. Если вы поинтересуетесь у работников отдела кадров Областного управления сель ского хозяйства, своевременно ли отвеча ют они на запросы с мест, вас постарают ся убедить, что в этом отношении у них идеальный порядок. И в подтверждение по кажут книгу «входящих» и «исходящих». Но что скрывается за этим внешним благополучием? Еще весной в Уколово бы ла получена бумага из Областного управ ления сельского хозяйства, подписанная т, Симоновым. В ней содержалось обеща ние направить в район нескольких специ алистов. Но это оказалось пустым обещав нием. В начале июля райсельхозогдел сно ва обратился с официальным письмом, в котором чуть ли не пятый раз ставился вопрос о необходимости командировать в район четырех ветврачей и трех зоотехни ков. Из управления даже не ответили, А вот осенью прошлого года в адрес Уко^ ловского райсельхозотдела пришла почто- грамма: можем прислать вам техника-стро ителя, сообщите, есть ли вакансия. В рай оне удивились и обрадовались проявлению столь необычной заботы. Срочно подтвер ди,щ свою заявку. Но, увы! Прошел ме сяц, два, полгода, Техника-строителя нет в районе и по сей день, Четвертый год идет бесплодная перепис ка руководителей Дмитряшевского района о Областным управлением о замещении у них должностей главного агронома, главно- - го зоотехника, ветврача, землеустроителя и главного инженера МТС. Перед нами лаконичная справка о по ложении с кадрами специалистов сельского хозяйства в Голосновском районе: нехва- тает двух ветврачей, пяти зоотехников, двух веттехников, главного зоотехника, техника-строителя. Между тем т. Терехов пытался уверить нас, что в Голосновке, как и в других районах, дело с подбором специалистов обстоит вполне удовлетвори тельно. Зачем же т. Терехову понадобилось, мягко выражаясь, приукрашивать положе ние? Или ему и в самом деле неизвестно, что происходит в районах? Таков стиль работы заместителя началь ника Областного управления сельского хо зяйства. Стиль негодный и порочный! Е. ДОРОЖКИН . По Вол1 Открыт Волго-Донской судоходный ка нал имени В. И. Ленина. Поднят флаг на вигации на великом водном пути. ... Подплываем к южной окраине Сталин града. У входа в канал высится скульп тура товарища Сталина. Это — грандиоз ный монумент. Высота его — шестьдесят три метра. Он виден за несколько десят ков километров. Исключительно красива площадка у подножия монумента. Она представляет собою ковры из живых цве тов. На поле ковра изображены голубые волны с летящими поверх белыми чайками. Просторное разводье — устье канала. У бетонированных берегов собрались паро ходы, буксирные суда с разными грузами, Тут лес с Камы и Ветлуги для Донбасса, автомобили из Горького для Кубани и До на, нефть из Баку, химические удобрения с Кольского полуострова, уголь из Дон басса. Реют флаги. Снуют моторные лод ки, катера. Большое оживление на рейде. Волго-Донской канал стал мощной «осью» грузопотоков, самой напряженной водно транспортной артерией. Канал тесно сбли жает, связывает между собой богатейшие экономические районы страны. Ворота первого шлюза. Маленьким-ма- леньким сразу стал наш пароход под ве личественной аркой, равной по высоте двенадцатиэтажному зданию. Арка— боль шое архитектурно-художественное произ ведение. Резец скульптора запечатлел на ней картины ратных и трудовых подвигов советского народа. Гудит пароход, требуя пути. И тут слада по себе открываются двухсоттонные ворота шлюза, и судно вхо дит в глубокую бетонную камеру. Автома тически открываются клинкеры, и вот бу шует водопад. Пенящийся каскад воды па дает на гасители, и поэтому в камере — штиль. В какие-нибудь пятнадцать — сем- о-Донскому надцать минут (мы и не заметили) каме ра наполнилась водой, и впереди автома тически погрузились в воду выходные во рота. Из радиорупора слышится голос на чальника вахты шлюза: «Пароход «Побе да», можете выходить из камеры шлюза. Путь свободен!» Удивительно, что пропуск парохода п все операции, которые совер шались на шлюзе, проходили почти без участия людей. Управлял всеми операция ми один человек— начальник вахты, кото рый сидел у небольшой доски в комнате управления и переводил разные ключи. Вот эти действия открывали и закрывали воро та, наполняли камеру шлюза водой и т. д. Свободная голубая гладь путп. Пароход идет между первым и вторым шлюзами. Здесь 31 мая 1952 года произошло знаме нательное историческое и вместе с тем гео графическое событие: воды двух великих рек соединились навеки. На глазах людей встретившиеся воды Волги и Дона запол няли глубокое русло канала, по сухому дну которого несколько минут назад резвились ребятишки. Между Волгой и Доном лежит неширо кий, но довольно крутой вал — Ергенин- ская возвышенность. Это — водораздел. Над уровнем Волги он поднимается на во семьдесят восемь метров. Наш пароход на чинает подъем по Чапурниковской «лест нице». Пароход быстро проходит от шлю за к шлюзу, «карабкаясь» на водораздел. По обе стороны — степь. Люди стоят на верхней палубе парохода и не могут нади виться на преображенный ландшафт. Меж каменных берегов — голубая лента воды. — Это наша донская вода. Ее. сразу узнаешь по цвету, — говорит бывалый матрос, много лет плававший по Дону, — смотрите, — как бирюза, играет она на солнце. каналу Шумит, весело пенится во.тна. Никогда эти иссушенные степные пространства не слышали шума воды, гудков парохода. Каждый километр, каждый поворот на вод ном пути показывает новые детали ланд шафта. Берега разошлись, и мы вступили на небольшое степное озеро. Видно, как от него во все стороны в степь отходят ма ленькие речки н ручьп. Руслами их стали прежние сухие балки и овраги. Блеск раз бежавшихся по полям потоков воды под черкивается интенсивной зеленью. На склонах сухих балок когда-то росли жест кие степные травы, теперь на их месте формируется новая, водолюбивая расти тельность. А как повеселели посевы! Суепь одевается в новый наряд! Пройдет немно го лет, зацветет на этих берегах роскош ный сад-впноград, лелеемый в народных мечтах и сказках. Уже теперь вдоль ка менных откосов стоят молодые деревца, отраженные в зеркальной воде. Высажива ются цветы, кустарники. Много сейчас здесь дела у садоводов-растениеводов. Кра соту монументальных архитектурных со оружений надо дополнить красотою роз. Весной нынешнего года из Москвы при шли два парохода с цветами. Никогда ста линградская земля не знала такого обилия редкостных растений. Главный ботаниче ский сад Академии наук СССР, Пзмайлов- ский цветочный комбинат, многие цвето воды страны подарили каналу лучшие сор та декоративных деревьев, кустарников п цветов. Берега Волго-Донского канала представят собой зону редкостной расти тельности. На канале началась навигация. Расстав лены пристани, дебаркадеры. Они так кра сивы на фоне голубой воды л напоминают собой небольшие корабли. Плывешь по ка налу и часто видишь в стороне белокамен ные поселки, окруженные садами и ого родами. Вот сейчас пароход идет мимо од ного из них. По гладкой асфальтовой до рожке, окаймленной белой линией, бегут ребятишки со стороны поселка. Они спе шат встретить пароход. В руках у детей букеты нолевых цветов. Они машут цве тами и кричат: — Счастливого пути! Хорош этот новый ландшафт по обоим берегам канала! Здесь самый совершенный водный путь в мире, оборудованный но по следнему слову советской техники. Здесь прекрасные архитектурные здания. Над полями висят провода электропередач. Зре ют тучные хлеба. П все здесь создано че ловеком. Это — прообраз многих районов нашей страны, где сейчас развертывает ся работа по преобразованию природы, Вечер. Ярко горит закат. Пароход под ходит к девятому шлюзу — одному из кра сивейших сооружений на Волго-Донском канале. В основном архитектура сооруже ний канала русского классического стиля, но каждый шлюз имеет свои отличия. Баш ни девятого шлюза увенчаны изящными колоннами. Красивые фигурные решетки на окнах. Они окрашены под бронзу. Под- стать сооружениям и вся обстановка шлю за, вплоть до фонарей и металлических тумб с (Массивными железными цепями. За девятым шлюзом пароход вышел на вершину водораздела. Этот участок кана ла поднят на высоту восьмидесяти восьми метров над уровнем Волги. Русло глубокое и напоминает собою каньон. Даже с верх ней палубы парохода не видишь окружаю щих степных просторов. Когда смотришь на громады вынутого грунта, лежащего в виде холмов на берегах канала, возникает мысль о том, что эти причудливые формы рельефа, эта глубокая долина созданы многовековыми геологическими процесса ми. А ведь горы-то насыпаны, и глубокая долина пропилена человеком — экскава торщиком. Берега разошлись широко-широко. От крылся изумрудный простор Варваровского водохранилища, Сколько воды! Взором не окинешь. Еще светло, но уже загоре лись красные, зеленые огни. Это створы, маяки и разные световые сигналы. Ими ограждено степное море, и огни кажутся праздничной иллюминацией на степном озе- Ге. По этщм огням легко держать курс, лег ко плавать. Такой световой обстановки, такой сигнализации нет пока ни на одном водном пути. Варваровское водохранилище образовано весной нынешнего года, Отсю да донская вода пошла к Волге. Пароход остановился у ворот десятого шлюза. Этот шлюз стоит на самой высо кой точке водораздела, а поэтому его вид но далеко-далеко. В лучах заката золотят ся колонны и башни. А вот и второе степное озеро — Бере- славское водохранилище. Оно, как и Вар варовское, возникло нынешней весной. Темнеет. Ярче горят огни на створах я маяках. Пожилой рулевой парохода стоит на верхней палубе. Ему пора бы уже от дыхать, —- вахта его закончена, но он не может заснуть. — Ну и дела, — говорит он, — сколь ко ни плавал я по рекам страны, а такого пути еще не видел. Добротная дорожка, так бы и плыл по ней без конца. Впереди на линии фарватера большое созвездие ярких огней, слышатся сире ны —- это идут мощные буксиры е кара ванами барж. Сколько жизни на канале! ... В пламени восхода горит ширь Кар- повского водохранилища. Оно— самое боль шое из трех. В ветреную погоду на нем погуливает довольно высокая сердитая вол на. Вот и тринадцатый шлюз— последний на нашем пути к Цимлянскому морю. Баш ни шлюза напоминают первый шлюз, В его архитектуре и скульптуре отражены ге роические подвиги советского народа в Ве ликой Отечественной войне. В этих местах в ноябре 1942 года советские войска, на ступающие с севера и юга, замкнули коль цо вокруг фашистских полчищ. Первого апреля 1952 года Дон начал свое триумфальное шествие по Волго-Дон скому каналу. Путь ему был открыт в во ротах тринадцатого шлюза. С высоты баш ни видна вся панорама Карповского гидро узла. Видно белое здание насосной стан ции. Там у пульта управления сейчас си дит гидротехник, управляя механизмами. Они ежесекундно поднимают с Дона более сорока пяти кубометров воды, а в сутки— до двух миллионов кубометров. Здесь, на великом водном пути, ясно по стигаешь величие нашего времени, волну ющую новь эпохи коммунизма, видишь мо гучую власть человека над силами при роды. В короткое время по воле разума тут создан новый географический ланд шафт. Надо побывать в этих местах, что бы почувствовать значение слов: «Вели кая стройка». ... Наш пароход вышел на просторы Цимлянского моря. Взору открылась не объятная водная ширь. В темной дали т видно было берегов. Чем дальше на юг шел пароход, тем просторнее становилось морс. Время от времени ветер поднимал большие волны и судно плавно покачива лось под их ударами. — Море, настоящее море! — восхищен но восклицали люди. — И все это сдела но руками человека. Глядя на это изумительное гворрние че ловеческого разума, нельзя было оставать ся равнодушным. Радость, гордость ва свой народ, за мудрую партию Ленина — Сталина, вдохновившую и организовавшую советских людей на великий трудовой под виг, — вот чувства, которые теснились в груди у каждого. ... Впереди Цимлянский гидроузел — сердце Волго-Донского канала. , Г. СИДОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz