Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
Открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина Солнце поднялось над Волгой, начался знаменательный, исторический день. Ве личественно выглядит скульптурный порт рет И. В. Сталина, установленный на ги гантском гранитном постаменте у входа в Волго-Донской канал. Великий вождь, вдо хновитель и организатор всемирно-истори ческих побед советского народа И. В. Сталин спокойно смотрит вдаль на широ кую гладь великой русской реки, на под нятый из руин Сталинград, на будущее народа-созидателя, народа-творца, идущего во главе лагеря мира во всем мире. Торжественно выглядит сегодня пло щадь у входа в канал. Колышлтся на ветру большие кумачовые флаги и флажки, прик репленные к расписанным иод золото кра сивым светильникам, шумят листвой строй ные ряды многолетних деревьев. На зеле ном откосе берега цветами выписаны сло ва, живущие в сердце каждого советского человека: «Слава Сталину». СшошЬюячнЫй митинг Нескончаем живой поток людей на праздник открытия канала. Они прибыва ют по железной дороге, на автомашинах и но Волге на пароходах. Здесь на высоком берегу Волги, где берет свое начало канал, собрались трудящиеся Сталинграда, пред ставители Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Урала, Сибири, Кавказа, При балтики. Среди присутствующих на празд нике начальник прославленного шагаю щего экскаватора инженер-коммунйст Ус- ков. Его экипаж вынул из русла канала около трех миллионов кубометров грунта. Гядом выдающийся мастер экскавации П. Ермоленко. Он внес в конструкцию ша гающего трехкубового экскаватора суще ственные улучшения и перекрыл его про ектную мощность. Среди знатных строи телей Волго - Дона — экскаваторщики Д. Слепуха, И. Худяков, И. Селиверстов, скреперист В. Мохов. На митинге встрети лись отъезжающие на новые стройки ин женеры Севастьянов, Громаков, Гиль, Мич- ко, Соболев, Кузнецов, Липатов, Селезнев, под чьим руководством создавались слож ные гидротехнические сооружения. Далеко разносятся звуки музыки. На импровизированных эстрадах-площадках выступают коллективы художественной самодеятельности. Празднично, весело на площади. Сияют радостью лица людей. Время приближается к 14 часам по мо сковскому времени. Секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) тов. И. Т. Гришин короткой речью открывает торжественный митинг. — Сегодня, — говорит он, — по поста новлению Советского правительства от крывается Волго-Донской судоходный ка нал имени Владимира Ильича Ленина, первое из грандиозных сооружений, возво димых в нашей стране по инициативе товарища Сталина. О сооружении Волго-Донского канала Ленин мечтал еще в первые годы совет ской власти. Владимир Ильич охарактеризо вал планы создания канала, как могучий рычаг, способный повернуть экономику от сталых районов юго-востока страны в сто рону невиданного подъема и процветания. Ныне ленинско-сталинский замысел осу ществлен. В местах, где героически сража лись бойцы сталинской обороны Царицы на, там, где шли кровопролитные сраже ния за Сталинград в годы Великой Отече ственной войны, осуществлена первая стройка коммунизма. В торжественный час открытия Волго- Донского судоходного канала имени Владимира Ильича Ленина каждый из нас первое слово благодарности и горячей люб ви обращает к родному Сталину — ини циатору великих строек коммунизма, вдохновителю и организатору всемирно- исторических побед советского народа. Тов. Гришин заканчивает свою речь под гром аплодисментов: — В знак большой и неизмеримой люб ви к своему мудрому вождю советские лю ди воздвигли вот здесь на берегу вели чественный монумент Иосифа Виссарионо вича Сталина. Собравшиеся с огромным воодушевле нием избирают в почетный президиум ми тинга Политбюро ЦК ВКП(9) во главе с великим вождем и учителем трудящихся товарищем И. В. Сталиным. От имени Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) выступает министр речного флэта СССР тов. 3. А. Шашков. Речь тов. 3. А. Шашкова Товарищи! Открытие Волго-Донского судоходного канала имени Владимира Ильича Ленина для регулярного движения пассажирских и грузовых судов войдет в летопись нашей Родины, как событие большого историче ского значения. Завершение гигантских работ по строи тельству Волго-Донского судоходного кана ла имени Ленина позволило соединить все моря европейской части Советского Сою за — Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное в единую воднотранс портную систему п приступить к перевоз кам массовых грузов по новому водному пути. Сооружение Волго-Донского судоход ного капала означает не только развитие водных путей, но и решает целый комп лекс важнейших проблем энергетического вооружения народного хозяйства и преоб разования природы. Изменится облик засушливых и полу пустынных районов Ростовской, Сталин градской областей на базе использования водных ресурсов реки Дона и дешевой электроэнергии. Донское казачество, века ми мечтавшее о воде для своих полей, по лучило возможность обводнить их и из бавиться от губительных суховеев. С чувством огромной радости и патрио тической гордости за свою социалистиче скую Родину встретил советский народ весть о завершении строительства Волго- Дона. Ввод в эксплуатацию одного из гран диознейших сооружений сталинской эпохи трудящиеся нашей страны рассматривают, как свою великую победу в борьбе за ком мунизм, одержанную под мудрым руковод ством партии Ленина — Сталина. Волею коммунистической партии осу ществлена многовековая мечта русского народа о соединении двух великих рек. Попытки прорыть канал между Волгой и Доном предпринимались еще в конце XVII века по указу Петра Первого. В последую щие столетия русские ученые не раз воз вращались к вопросу о соединении Волги с Доном как к насущной экономической проб леме. Однако в условиях царской России с ее экономической отсталостью, в условиях буржуазно-помещичьего строя грандиозная идея соединения Волгп с Доном оставалась несбыточной мечтой. Только Великая Октябрьская социали стическая революция открыла безгранич ные возможности для мощного развития производительных сил страны на благо трудящихся. Великий Ленин, имя которого присвоено Волго-Донскому судоходному ка налу, уже в первые годы советской власти поставил вопрос о подготовке к строитель ству канала, соединяющего Волгу с Доном. Большое значение строительству канала придавал товарищ Сталин. Еще в незабы ваемые дни обороны Царицына товарищ Сталин говорил: «Канал пророем после утопления кадетов в Волге и Дону». 10 лет назад на земле, по которой ныне проложен Волго-Донской канал имени Вла димира Ильича Ленина, под руководством товарища Сталина была одержана решаю щая победа в Великой Отечественной вой не. Еще во время войны товарищ Сталин, намечая пути мирного развития страны, предложил пересмотреть проект канала с тем, чтобы соединение Волги с Доном ста ло одной из главных опор в борьбе за 'пре образование природы. Сегодня мы видим между Волгой я Доном осуществление этих сталинских предначертаний. Строительство Волго-Донского канала и его пуск в экс плуатацию — новое яркое проявление за боты коммунистической партии и товачища Сталина об улучшении условий труда и жизни советских людей, о процветании на шей Родины. Сегодня, в день открытия Вол го-Донского судоходного канала, советский народ обращает слова горячей любви и бла годарности к нашему великому вождю, вдохновителю и организатору всех наших побед товарищу Сталину. (Аплодисменты). Сооружение Волго-Донского судоходного канала служит ярким проявлением могучих творческих сил советского народа, великих преимуществ социалистического обществен ного строя над строем капиталистическим. Завершенно строительства Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина — это героический трудовой подвиг со ветского народа. Первенец сталинских строек коммунизма — Волго-Донской судо_ ходный канал сооружала ^ся страна. Кол лективы сотен заводов и фабрик выполнили большие работы по изготовлению п мочта- жу металлоконструкций, механизмов, обо рудования, снабжали стройку всеми необ ходимыми материалами. истине огромных масштабов. Они'выполни ли более 150 миллионов кубометров земля ных и около трех миллионов бетонных и железобетонных работ. И эти гигантские работы были осуществлены в основном за три года! ( Интересно сравнить, что на одном из крупнейших каналов мира — на Суэцком канале было выполнено земляных работ вдвое меньше. Панамский канал в Америке с таким же примерно объемом земляных работ, что и на Волго-Донском судоходном канале, строился 29 лет! Открытие Волго-Донского судоходного ка нала имени В. И. Ленина является собы тием выдающегося международного значе ния. Эту новую замечательную победу со ветский народ, все передовое и прогрессив ное человечество расценивают, как огром ный вклад в дело мира, как новое под тверждение слов товарища Сталина, что Советский Союз не сокращает, а, на оборот, расширяет гражданскую промыш ленность, не свертывает, а, наоборот, развертывает строительство новых гран диозных гидростанций и оросительных систем. В завершении строительства Волго- Донского судоходного канала, как и во всех успехах Советского Союза, простые люди всех стран видят яркою проявление мир ной политики нашего государства, направ ленной на предотвращение новой войны, на укрепление мира во всем мире. (Апло дисменты). Сегодня мы открываем великий водный путь, значение которого в развитии мир ной экономики нашей страны будет расти из года в год. Перевозки по Волго-Донско му судоходному каналу имени В. И. Ленина партия и правительство доверили речни кам, которые должны приложить все силы к тому, чтобы превратить этот новый вод ный путь в образцовую магистраль совет ской державы. Советские люди от всего сердца говорят великое спасибо строителям Волго-Донско го судоходного канала имени В. П. Ленина (Аплодисменты), Вся страна гордятся их славными делами. Сегодня они, с честью выполнив задание партии и правительства, едут на новые стройки. Пожелаем же, то варищи, им самых больших успехов в их благородном мирном труде по осуществле нию плана преобразования природы, соз данного великим Сталиным (Аплодисменты). От имени и по поручению Совета Мини стров Союза Советских Социалистических Республик и Центрального Комитета Все союзной Коммунистической партии позд равляю строителей и всех трудящихся с успешным завершением строительства Вол го-Донского судоходного канала и объявляю Волго-Донской судоходный канал имени Владимира Ильича Ленина открытым для эксплуатации. (Бурные аплодисменты. Ор- нестр исполняет партийный гимн «Интер национал»). Пусть же служит долгие века на благо трудящихся первенец строек коммуниз ма — Волго-Донской судоходный канал имени В. П. Ленина! (Аплодисменты). Да здравствует советский народ, народ- творец, народ-созидатель, строитель ком мунистического общества! (Аплодисменты) Да здравствует наше родное Советское правительство! (Аплодисменты). Да здравствует коммунистическая пар тия (большевиков)— организатор и вдохно витель всех наших побед! (Аплодисменты). Да здравствует мудрый вождь и учитель советского народа, продолжатель бессмерт ного дела Ленина, наш великий Сталин! (От края до нрая площади гремит бурная овация в честь великого зодчего коммуниз ма Иосифа Виссарионовича Сталина). Слово предоставляется начальнику стро ительства Волго-Донского канала тов. И. С. Шикторову. — Соединение Волги о Доном, — отме чает он, — стало :Возможным только при советской власти. Владимир Ильич Ленин п Иосиф Виссарионович Сталин всегда при давали этой проблеме большое народнохо зяйственное значение. Задолго до войны товарищ Сталии поставил перед проекти ровщиками задачу комплексного решенпя проблемы Волго-Дона. По его указанию проектом было предусмотрено не только соединение Волги с Доном, но и создание больших запасов воды в водохранилищах для обводнения и орошения засушливых земель, а также строительство гидроэлек тростанции, которая должна дать дешевую электроэнергию для промышленности сельского хозяйства. Тов. Шпкторов от имени волгодонстроев- цев передает горячую благодарность маши ностроителям и металлургам Москвы, Ле нинграда, Свердловска, Киева, Урала, Дон басса, Сибири, коллективам предприятий Сталинграда, всем, кто своим самоотвер женным трудом добивался успешного вы полнения заказов Волго-Дона. Тов. Шикторов говорит далее о трудо вом энтузиазме строителей величайшего сооружения сталинской эпохи и их беспре дельной преданности социалистической Ро дине. Овладел могучей техникой, они пока зали чудеса героизма. — Мы благодарим Советское правитель ство, большевистскую партию и нашего вождя товарища Сталина за ту заботу, ко торую волгодонцы ощущали во все годы стройки. Эта забота о строителях согревала — Мне выпало высокое счастье, — го ворит он, — поздравить вас от имени дон ских казаков и казачек, колхозников Рос товской области с новой исторической победой советского народа в строительстве коммунизма и передать вам горячий боль шевистский прпвет. (Аплодисменты). Тяжелой была жизнь беднейших каза ков до Великой Октябрьской революции. Редко когда бывал сбор в 30— 40 пудов хлеба с десятпны, а в засушливые годы п того меньше. На сотни километров наши Донские и Сальские степи были выжжены солнцем, и только кое-где попадались здесь чахлые деревца и колодцы с пресной во дой. Нас одолевали засуха и суховеи. ( Ныне, по воле советского народа и пар тии, первая стройка коммунизма вступила и в действие. Великую радость переживаем мы, донские казаки. Сбылась вековая меч та русского народа, соедпнилпсь навечно великие русские реки — Волга и Дон. Огромный разлив Цимлянского моря щедро поит сухую землю. В степь пошла долгожданная живая донская вода и уже орошает первые 100 тысяч гектаров в Ростовской области. Промышленность, сель ское хозяйство получили дешевую электро энергию Цимлянской электростанции. Под мудрым водительством великого Сталина советский народ покоряет силы природы, подчиняет их своим интересам. Орошаемое земледелие уже в этом году да ло первые результаты. Под шумные апло дисменты тов. Климов показал собравшим ся огромный пшеничный сноп. — Посмотрите на этот сноп из колхоза имени Андреева, Акслй-кого района, на эту первосортную донскую пшеницу. Ее мы нас, воодушевляла на борьбу с трудностями ; получили 300 пудов с гектара! Такое же и дала возможность с честью выполнить задание Родины. От имени трудящихся Ростовской обла сти выступает донской казак, колхозник Строители канала выполнили работы по- Багаевского района тов. Н. Т. Климов. — ☆ положение во всех колхозах орошаемого земледелия. Вот что дал нам Волго-Дон уже в этом году! А что будет, когда мы овла деем как следует агротехникой поливного земледелия? Мы будем собирать намного ☆ -------------------------------------- ■< уэд с ( с "* **■:■'*) больше. Родина дополнительно получит миллионы пудов хлеба. Кроме пшеницы, мы выращиваем теперь рис, хлопок и дру гие ценные культуры. Советский народ, народ-созидатель, за нимается мирным трудом. Мы любим мер, мы хотим жить в мире. Но мы не забываем об опасности войны, которую хотят нам навязать империалистические агрессоры. Колхозное крестьянство Дона, как и весь советский народ, принимает все меры к тому, чтобы еще более усилить нашу лю бимую Родину, оплот мира во всем мире. Чем выше урожай, чем больше хлеба, тем сильнее удар по замыслам поджигателей войны! От лица всех колхозников, от станиц и хуторов Ростовской области, от казачест ва — за Волго-Дон, за счастливую колхоз ную жцзнь,— восклицает тов. Климов/— ?а донскую воду, за все, что дала советская власть нам, казакам засушливых степей,— большевпстское спасибо дорогому и люби мому отцу п учителю товарищу Сталину! Выступает начальник сверхмощного ша гающего экскаватора инженер коммунист тов. А. П. Усков. Он говорит, что победа, одержанная строителями Волго-Дона, стала возможной благодаря тому, что Советская страна в изобилии снабдила их самой мо гучей в мире техникой. — Наша замечательная машина, твор цы которой удостоены Сталинской премии, заменила собой не менее десяти тысяч зем лекопов. Если весь экипаж экскаватора, состоящий из 17 человек, принялся бы перебрасывать около трех миллионов вы нутых пм кубометров земли вручную, то потребовалось бы на это пятьсот лет. На трибуне — знатный сталевар завода «Красный Октябрь», лауреат Сталинской премии тов. П. Я. Тушканов. Он передает славному коллективу строителей Волго- Дона большевистский привет трудящихся Сталинграда и области. — Волго-Донской судоходный канал имени Владимира Ильича Ленина строила вся страна. Сталинградцы испытывают чувство радости и гордости от сознания то го, что в осуществлений этой грандиозной стройки коммунизма есть доля и их груда. — Не в характере советских людей ус покаиваться на достигнутом, — говорит тов. Тушканов. — Успешное окончание строительства Волго-Донского судоходного канала имени Владимира Ильича Ленина вдохновляет советский народ на новые тру довые подвиги в борьбе за строительство коммунизма. Слово получает начальник Волго-Дон ского речного пароходства тов. М. Г. Анд реев. Он подчеркивает, что внутренние вод ные пути Советского Союза обогатились самым совершенным в мире гидротехни ческим сооружением. В честь открытия Волго-Дона коллективы речников бассейна стали на стахановскую вахту. — В день всенародного праздника, — говорит Тов. Андреев, — разрешите заве рить большевистскую партию, Советское правительство, вождя всего прогрессивного человечества товарища Сталина, что реч ники приложат все силы в тому, чтобы не на словах, а на деле оправдать оказанное им высокое доверие. Участники митинга с большим подъемом приняли приветственное письмо товарищу И. В. Сталину. Митинг окончен. Начинается парад су дов речного флота. Пароходы и теплоходы во главе с флагманским речным кораблем «Иосиф Сталин» кильватерной линией прохрдят по Волге к первому шлюзу. Ми нистр речного флота тов. Шашков разре зает у ворот шлюза ленточку и объявляет Волго-Донской судоходный канал откры тым для эксплуатации. 3 монумента И. В. Сталина состоялся концерт мастеров искусств, артистов Боль шого театра СССР и Государственного рус ского хора имени Пятницкого. В митинге, посвященном открытию Вол го-Донского канала имени В. И. Ленина, участвовало более 100 тысяч человек. В Сталинграде, в Калаче-на-Дону и во всех строительных районах Волго-Дона на чались народные гулянья. Сталинград, 27 июля (ТАСС). На Цимлянском гидроузле Ьол! и Д онской судоходный канал имени В. И. Ленина. На снимке: вид на 15-й шлюз со стороны Дона. Фото Л. Портера (ТАСС). ЦИМЛЯНСКИЙ, 28 июля (ТАСС). — Праздничный вид приняли вчера величе ственные сооружения Цимлянского гидро узла. По всей автостраде, проложенной по гребню гигантской плотины, на флагшто ках взвились тысячи алых стягов. В кра- | сочное убранство оделись Цимлянская ГЭС, ' шлюзы, судоходный канал. На арках мо стов, на ажурных стрелах портальных кранов, на фасадах зданий — всюду, куда нн глянь, реют знамена, транспаранты. На кумачовом фоне полотнищ— слова люб ви и благодарности вдохновителю и орга низатору побед советского народа велико му Сталину. Не празднование, посвященное откры тию Волго-Донского канала имени В. И. Ленина, со всех концов области сюда при шли вчера сотни автомашин. Прпбыли горняки Донбасса, рабочие Ростова, Таган рога, казаки и казачки колхозного Дона. После осмотра гидротехнических соору жений гости вместе со строителями соб рались на празднично украшенной площа ди у здания Цимлянской гидроэлектро станции. Над громадной трибуной— порт реты основателей большевистской партии и Советского государства Ленина и Сталина, руководителей партии и правительства. Собралось свыше 30 тысяч человек. Председатель исполкома Ростовского об ластного Совета тов. А. В. Гриценко от крывает торжественный митинг, посвя щенный пуску Волго-Донского судоходно го канала имени В. И. Ленина и Цимлян ского гпдроузла. Слово предоставляется секретарю Ростовского обкома ВКП(б) тов. Н. В. Киселеву. — Сегодня советский народ, — сказал тов. Киселев, — отмечает новую крупную победу.^Открывается Волго-Донской судо ходный канал имени В. П. Ленина — пер вая великая стройка коммунизма. Сбылась вековая мечта нашего народа — великие русские реки Волга и Дон слились в одну гигантскую транспортную магистраль и соединили между собой пять морей евро пейской части Советского Союза. В Донской стени образовано новое Цим лянское море. Вот оно, глубокое, широ кое, раскинулось перед нами. Оно должно оросить и обводнить 2 750 тысяч гекта ров плодородных, но засушливых земель Ростовской п Сталинградской областей. Волго-Донской канал преобразит Донские степи. Он кладет конец губительной за сухе, от которой здесь сгорали хлеба и трапы, переносили тяжелые трудности и лишения донские казаки и казачки. Оро шение донских земель только началось, но уже теперь видны его преимущества. Повсеместно на орошаемых полях выра щены пышные хлеба. Благодаря неустан ной заботе партий и правительства и лич но товарища Сталина наши Донские сте пи будут краем изобилия. По поручению Областного комитета пар тии, областного Совета депутатов трудя щихся то®. Киселев поздравляет присут ствующих на митинге строителей Цим лянского гидроузла и оросительной систе мы с успешным выполнением задания партии, правительства и товарища Сталина. После выступления начальника строи тельства Цимлянского гидроузла тов. В. А. Барабанова слово предоставляется предсе дателю колхоза им. Молотова, Аксайского района, тов. Ф. Г. Хареиеву. Он говорит: — Сбылась вековая мечта советского народа, соединились навсегда Волга и Дон. Там, где раньше свирепствовали суховеи и засуха, теперь создано Цимлянское мо ре и оросительные каналы, которые несут нашим колхозным землям долгожданную донскую живую воду. Уже в этом году орошается в нашей области 100 тысяч гектаров засушливых и полупустынных земель. Цимлянская электростанция дала промышленности и сельскому хозяйству нашей области дешевую электроэнергию. Сегодня, в этот радостный день, мы, колхозники, вместе со всеми советскими людьми от всего сердца первые наши сло ва благодарности за отеческую заботу о народе, о колхозном строе обращаем к на шему другу, отцу и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину и желаем ему доб рого здо-ровья и долгих, долгих лет жизни на благо всего нашего народа и всех про стых людей мира. Разрешите мне по поручению колхозни ков и колхозниц, механизаторов и спе циалистов сельского хозяйства Аксайского района доложить о первых плодах, прине сенных великой стройкой коммунизма кол. хооному крестьянству. Впервые мы соби раем урожай на поливных землях. Сила поливного земледелия велика. Вот она, эта сила (тов. Харсиев поднимает на трибуну огромнейший сноп донской пшеницы, раз даются громкие аплодисменты). На митинге с речами выступили знат ный экскаваторщик стройки Степан Про. роков, начальник управления «Росто®- донводстроя» тов. Петров и другие. С большим воодушевлением участники торжественного митинга приняли привет ствие товарищу П. В. Сталину. На площади состоялся концерт мастеров искусств с участием народных артистов СССР И. Козловского и М. Рейзена, госу дарственного украинского хора под управ лением лауреата Сталинской премии Г. Веревка. На море были устроены катания. На пароходах и катерах совершили прогулки тысячи гостей. Митинг в Ростове-на-Дону РОСТОВ-НА-ДОНУ, 27 июля (ТАСС). — Трудящиеся Ростова-на-Дону торжествен но отметили день открытия Волго-Дон ского судоходного канала имени В. П. Ленина. В честь этого исторического со бытия состоялся многолюдный митинг. В 13 часов 30 минут от набережнс речного вокзала отшвартовывается угар шенный флагами расцвечивания парох «Радищев». Он берет курс на Москву. В Калаче поднят флаг навигации КАЛАЧ-НА-ДОНУ, 27 июля (ТАСС).— Трудящиеся Калача-на-Дону отмечают исторический день— открытие Волго-Дон ского судоходного канала имени В. II. Ленина. В празднпчно украшенном порту состоялся многолюдный митинг. В 13 час. по московскому времени в Кала* невском порту был поднят флаг навигации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz