Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
27 июля 1952 г., № 1 7 7 (6491) К О М М У Н А 3 величественное сооружение сталинской эпохи ^ ☆ ☆ ☆ Наш вклад в великую стройку Осуществленная мечта народа Осуществлена многовековая мечта рус ского на.рода о соединении Волги и Дона. Столица нашей социалистической Роди ны — Москва стала портом пяти морей. Взору счастливого советского человека, человека-созидателя, путешествующего из Москвы по Волго-Донскому водному пути, откроется замечательная панорама, ярко показывающая сталинский план преобра зования природы нашей Родины в дейст вии. Теплоход новейшей конструкции пе ресечет Московское и Рыбинское моря, созданные советским народом 15 лет назад; и, спустившись через Иваньковский шлюз, пыйдет на просторы русской реки Волги. Развернувшееся грандиозное строитель с т в о на Волге, в районах гг. Куйбышева и Сталинграда, голубая лестница шлюзов и водохранилищ вступившего в строй Волго- Донского канала имени В. И. Ленина, Цим лянское море и гидроэлектростанция на Дону, сотни речных кораблей, бороздящих новые водные просторы, речные порты и оросительные каналы— -все это предстанет перед взором советского человека, как символ героического труда и борьбы совет ского народа за мир, за счастье человека, за успешное построение коммунистическо го общества в нашей стране. Поэтому не случайно, что каждый советский человек переживает победу строителей Волго-Дон ского канала как свою собственную, глу боко личную радость. Вся страна строила Волго-Дон. Нашему коллективу, коллективу Павловских судо ремонтных мастерских Волго-Донского па роходства. было поручено построить для канала им. Ленина группу несамоходных судов, пассажирских катеров и речные пловучие вокзалы — дебаркадеры. С созна нием^ высокой ответственности перед Ро диной трудились наши рабочие, инжене ры и техники над выполнением почетных заказов для Волго-Донского водного пути. Особенно слаженно трудился весь кол лектив на строительстве дебаркадеров. Специальная комиссия приняла построен ные Павловскими мастерскими дебаркаде ры в эксплуатацию с оценками «отлично». Наши дебаркадеры поставлены для обслу живания пассажиров, путешествующих по великой сталинской магистрали, в пор тах Цимлянского моря и на Нижнем Дону. В торжественный день открытия Волго- Донского канала им. В. И. Ленина нам приятно сознавать, что и наш коллектив снес долю своего труда в народную стройку. На многолюдном митинге, посвященном постановлению Совета Министров Союза ССР об открытии Волго-Донского канала, мы, речники, приняли в честь этого собы тия дополнительные социалистические обя зательства. В борьбе за выполнение приня тых обязательств коллектив добился до срочного выполнения семимесячного плана выпуска валовой продукции на 1 0 2 , 4 проц., улучшились работы по подготовке пред приятий к работе в зимних условиях, к зимнему ремонту увеличившегося флота Волго-Донского пароходства. Коллектив павловцев считает своей ближайшей зада чей — высококачественно и в срок вы полнять все задания для Волго-Донского пути и, в частности, успешно завершить строительство судов и ремонт флот$. А. ПРОКОФЬЕВ, директор Павловских судоремонтных мастерских Волго-Донского пароходства. Радость воронежцев Сегодня, в день открытия великого со оружения сталинской эпохи — Волго- Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, весь советский народ подво дит итоги своего участия в этом великом всенародном деле. Коллектив Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна счи тал почетным для себя делом выполнять заказы великих строев коммунизма. На шим заводом досрочно отправлено на стройки коммунизма 87 экскаваторов, в том числе свыше 50 — на Волго-Дон. В 1951 году в сентябре мне, как пред ставителю нашего завода, пришлось побы вать на строительстве Волго-Дона, на Цим лянском гидроузде и Донском магистраль ном канале. На строительстве все механиз мы работали на полную мощь. Четырнад цатикубовый шагающий экскаватор № 1 , выпущенный Уралмдшзаводом, заканчивал прорытие судоходного канала, экскаватор № 2 делал глубокую выемку магистраль ного канала при подходе его к туннелю. Непрерывно качались хоботоопразныестре лы шагающих экскаваторов Краматорского завода. И всюду — на разгрузке поступа ющих непрерывным потоком грузов, на подъеме песка в автоматические бетонные заводы, на монтаже арматуры, на бетони ровании плотины и откосов, на укладке бетонных плит в «ковше» плотины и от косах, на забивке шпунтов, на рытье кот лованов, на монтаже портальных кранов— работали наши воронежские экскаваторы с маркой Э1003 и Э1004, оборудованные прямыми лопатами, кранами, копрами. Отличительной особенностью воронеж ских экскаваторов является их универсаль ность. Если шагающие экскаваторы-драг лайны Уральского и Краматорского заво дов предназначены только для рытья ка налов и выемок, а уральский электриче ский трехкубовый экскаватор-лопата— для. разработки грунтов, расположенных выше площадки его стоянки, то воронежские экс каваторы широко используются также как краны на погрузочно-разгрузочных рабо тах, на бетонировке, на монтаже металло конструкций и оборудования. На воронеж ском экскаваторе № 2 1 2 машинистом т. Духониным была достигнута рекордная производительность в 52 000 кубометров грунта в месяц. Машинист т. Кольцов на бетонировании плотины укладывал по 200— 300 бадей бетона в смену, перекры вая норму в два-три раза. В день открытия канала мы, воронеж цы, радуемся и гордимся тем, что, постав ляя машины и оборудование на Волго-Дон, участвовали в грандиозном и величествен ном деле строительства коммунизма. Но коллектив воронежского экскаваторного за вода им. Коминтерна знает и то, что перед страной стоят еще более грандиозные за дачи по строительству Куйбышевской ГЭС, Сталинградской ГЭС и Сталинградского са мотечного канала., Большого Туркменского канала, Южно-Украинского и Северо- Крымского каналов. Для этих строек коллективом завода из готовлен новый двухкубовый экскаватор, который успешно прошел приемочные ис пытания. Новая машина нашего завода явится самой мощной среди строительных экскаваторов. Она имеет лопаты и драг лайн с ковшами емкостью в два кубиче ских метра, кроме того, ее можно исполь зовать и как кран грузоподъемностью до 50 тонн. Наибольшая длина крановой стре лы этой машины достигает 40 метров. Экс каваторы будут серийно выпускаться в 1953 году. Мы постараемся, чтобы наши машины еще дальше разнесли славу на шего любимого города Воронежа, чтобы страна получила отличный экскаватор. к. волков, главный конструктор завода имени Коминтерна. К новым успе хам Закончено сооружение первой великой стройки коммунизма! Наша страна полу чила Волго-Донской судоходный канал имени Владимира Ильича Ленина — канал пяти морей, С чувством огромной радости и гордости за свою социалистическую Ро дину встретил весть об окончании этого грандиозного строительства коллектив труболитейного цеха липецкого металлур гического завода «Свободный сокол». Мы, труболитейщики, внести свою долю в строительство канала: цех изготовил и отправил на великую стройку более ты сячи тонн труб высокого давления. Доб рую половину заказов волгодонцев выпол нила лучшая в цехе смена т. Петрищева. Вспоминается день, когда был получен первый почетный заказ первенца великих строек коммунизма. Его передали коллек тиву смены т. Петрищева. Группарторг т. Долгов провел собрание партийной груп пы. На этом собрании коммунисты реши ли возглавить социалистическое соревно вание за изготовление труб раньте срока, обеспечить высокое качество продукции. По поручению партийной группы агита торы провели беседы на темы: «Волго- Донской канал — канал пяти морей», Огни коммунизма Самолет, оторвавшись от взлетной пло щадки, веял курс на Цимлянский пидро- уоел. Это был первый пассажирский само лет на линии Ростов — Ново-Соленовский. Внизу делал замысловатые петли Дон, будто стараясь напоить своими водами как можно больше всади. Со стороны Цимлян ского моря по Дону шли баржи, нагружен ные строительными материалами, меха- '.сумами, машинами. Это часть строитель ной техники перебрасывалась на Нижний Дон, где вскоре развернутся работы по созданию гидротехнических узлов, необхо димых для орошения засушливых земель. Навстречу баржам двигались суда, с Верхнего Дона. Они войдут в Цимлянское море и направятся затем с грузами до Куй бышева, где идет строительство Куйбы шевской гидроэлектростанции. Но вот самолет круто повернул, и Дон исчез из поля зрения. Только очень далеко слева вилась светлая полоса реки. Внизу, под нами, тянулись поля, разре занные многочисленными каналами и по лучившие уж© живительную влагу. Труд но было поверить, что самолет пролетал над посевами риса и хлопчатника. Ведь здесь в такие жаркие дни, какие сейчас стоят на юге, выгорала даже степная тра ва, привыкшая к пылающему солнцу. Когда видишь огромные изменения, ко торые уж© произошли в этом богатом крае после создания Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла, то особенно силь но чувствуешь величие победы, одержан ной цдшим народом. Полвека назад писатель Александр Се рафимович в рассказе «Степная Вифсаи- да» с горечью писал о тяжелой судьбе на рода, живущего на засушливых и полу пустынных вемлях. Какую страшную кар тину представлял собой этот край! «Во все стороны, — рассказывал писатель, — простирается здесь солонцеватое, бесплод ное пространство. Куда ни глянешь, вевде истрескавшаяся сухая земля. Знойный ве тер метет но дороге столбамп пыли. Степь курится, и над ней там и сям ходят смер чи, наводя уныние и тоску. Пыль мелкая, едкая, горячая... / Солнце все раскалило. Кругом все тот же сизый полынок, желто бурая горелая трава, меж которой сквозит сухая потрескавшаяся земля. Вс© то же обманчивое марево. Даже скирды и стопа сена, виднеющиеся вдали, не уничтожают здесь впечатления пустынности». Так было в дореволюционные годы. Ча стые суховеи, недостаток воды, угроза по вального голода были постоянными спут никами печальной жизни крестьянина. Те, кто правил так называемой областью Вой ска донского, считали земли засушливых районов безнадежно бесплодными. Войско вой атаман князь Святополк-Мпрский до носил царскому правительству: «Это ржа ной край, кроме этой культуры вряд ли что здесь и будет родить». Оальскпй о к ружной атаман в одном ив своих до-кладов говорил: «В Сальской степи получают 14-пудовые ржаные урожаи и никаких других урожаев нет и быть не может». За годы советской власти произошли здесь огромные изменения. Могучая тех ника в сочетании с травопольной системой земледелия преобразила засушливый, по лупустынный край. Земля стала родить •культуры, о которых даже не слышали в дореволюционной деревне. Но только сей час, поел© создания Цимлянского гидро узла и Цимлянского моря с огромной сетью оросительных каналов, вода пришла на сухие земли. Прохладный ветерок дует в степи. ... Самолет вновь летел над Доном. Впе- «Стройки коммунизма — всенародное де ло» и другие. Были выпущены специаль ные боевые листки, стенгазеты, посвящен ные выполнению почетного заказа. В социалистическом соревновании за досрочное выполнение заказов для Волго- Донского канала и других стррек комму: низма выросло число стахановцев, новато ров производства. Особенно отличились бригады карусельных станков, возглавляе мые коммунистами тт. Горюновым, Тюле невым и Сокольских. Они значительно по высили производительность труда. Нема лые успехи имеют также бригады трубо литейщиков тт. Бухтиярова и Курбатова. Историческое решение правительства СССР об открытии Волго-Донского судо ходного канала имени В. П. Ленина кол лектив труболитейщиков встретил новым трудовым подъемом. В честь вступления канала в строй металлурги стали на ста хановскую вахту и обязались досрочно завершить семимесячную программу, бо роться за дальнейшее улучшение качест ва труб и снижение их себестоимости. С. ЧИКУРЕЕВ, начальник труболитейного цеха липецкого завода «Свободный сокол». реди ярко белела какая-то изогнутая по лоса. Один ив создателей проекта Цимлян ского гидроузла лауреат Сталинской пре мил Евгений Александрович Архангель ский, летевший вместе с нами, сказал, что это и есть знаменитая вемляная плотина гидроузла. О бетонное покрытие плотины плескались волны нового, еще не имеюще го и года от рождения, Цимлянского моря. Самолет подошел ближе, и с высоты было видно безбрежное пространство зеленова той воды, воды, о которой мечтали поко ления. Аэродром на берегу нового моря принял первый пассажирский самолет. Мы шли по величественной плотине, любуясь грандиозным созданием рук чело веческих, гордясь могуществом и силой нашего народа. Евгений Александрович Архангельский рассказывает «биографию» плотины. — Год назад, — говорит он, — я стоял вот здесь на куче строительных материа лов и пытался представить себе проект в действительности. Я видел и плотину, и гидростанцию, видел и воды, заполнившие огромную чашу размером 40 на 500 ки лометров. Но это было воображение инже нера. Когда я в мае этого года смотрел на гидроузел с водосливной плотины, я был поражен величием совершенного. Никакая фантазия не способна создать такую яр кую картину, какая предстала перед мои ми главами. Неповторимое впечатление оставляет железобетонная водосливная плотина. Ее длина — 495,5 метра, высота— 38 мет ров. Водослив плотины разделяется быч ками на 24 пролета, которые перекрывают ся 36-тонными металлическими затвора ми. Плотина, поглотившая более одного миллиона кубометров железобетона, являет ся самым большим в мире сооружением, созданным в подобных геологических условиях. Она может сдерживать напор воды высотой в 26 метров и рассчитана на пропуск весенних вод. Плотина соэда- Г- - Д , ' В олго -Д онской судоходный канал им. В. И. Ленина. На снимке: общий вид шлюза № 9 в Водораздельном гтооитечь ном РаГюне-____________________________________________________________ ____________ Фото С. Кропивницкого (ТАСС). Слово с т р ои т е л е й Мощная техника На мою долю выпала огромная честь — быть участником одной из великих стро ек — Волго-Дона. Сейчас, когда стройка завершена и величественное сооружение нашей эпохи становится на службу наше му делу борьбы за коммунизм, особенно приятно и радостно сознавать, что здесь есть и твой труд, вложены и твои силы. На Волго-Доне было очень много тех ники. Но мне и моим товарищам приш лось работать на самой интересной маши не — шагающем экскаваторе. Эта маши на, созданная умом и руками советских людей, совершала на стройке чудеса. Наш экскаватор рыл низовой судоход ный канал от Дона к 15-му шлюзу и дренажную траншею вдоль земляной пло тины. Первая вода Дона начала свой путь в Волгу с канала, прорытого нашим экс каватором. За время работы на стройке мы выну ли 1 млн. 300 тысяч кубометров грунта. Мы; экскаваторщики, как и весь коллек тив строителей, старались сделать все возможное, чтобы сократить сроки работ на каждой операции, приблизить день сдачи Волго-Донского пути в эксплуатацию. Шагающий экскаватор № 29, на кото ром мы работали, по норме должен выни мать за сутки 2 1 0 0 кубометров грунта. Но мы решили перекрыть эту нор!му за счет использования каждой секунды. Мы не допускали ни одного лишнего поворота стрелы, напрасного подъема ковша. Ныне, празднуя вместе со всем совет ским народом день открытия Волго-Дон ского судоходного канала имени В. И. Ленина, мы даем слово так же успешно трудиться и на других стройках, чтобы приблизить победу коммунизма. в. ХУДЯКОВ, бригадир экипажа шагающего экскаватора № 29. на на песчаном грунте. Для того, чтобы она стояла века, в ее основание уложили массивную железобетонную плиту, под ко торую на глубину до 30 метров забит ме таллический шпунт. Год назад там, где сейчас возвышается плотина Цимлянского гидроузла, еще стоял неумолчный шум великой стройки. Сно вали ввад я вперед сотни автомашин, взле- тал,и вверх и стремительно падали вниз, описывая полукруг, ковши экскаваторов, намывали плотину земснаряды. Строители работали круглосуточно. Быстрее! Быст рее! Быстрее! Этот призыв чувствовался в спокойных и размеренных движениях машиниста экскаватора и шофера автома шины, в распоряжениях бригадиров и на чальника стройки. П год спустя великое сооружение вели кой эпохи было завершено. По Волго-Дон скому каналу пошли первые суда, и пер вый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция. Вместе с нами на шей победе радуются наши друзья. «Ки тайский народ, осуществляющий боль шие работы по обузданию реки Хуайхэ, — писала газета «Женьминьжибао», — ви дит в великих стройках коммунизма прек расные перспективы своего будущего». «На протяжении тысячелетий люди утверждали, что река может течь только впив. Это неправда! По воле советских людей воды Дона потекли вверх, к выше расположенной Волге. Говорили, что в выжженной степи не растет трава. Это неправда! Между Волгой и Доном зацвели сады!» — это голос народной Польши. Не могли умолчать о первой стройке коммунизма и наши враги. Они хотели всеми силами, всеми средствами доказать народам, что Волго-Дон — это «коммуни стическая пропаганда», что это — «фан тазия, лишенная реальной почвы». Ровно год назад реакционная американская' га зета «Крисчен сайенс монитор» писала: «Будет ли строительство действительно ☆ ☆ Славно потрудились волгодонцы. Их трудовыми подвигами восхищаются тру дящиеся нашей великой Родины, стран народной демократии, все передовое и прогрессивное человечество. Сейчас многие из них отправляются на стройки коммунизма на Волге. Там они будут с успехом применять и рас пространять свой богатый опыт строи тельства, накопленный на Волго-Доне. Вспоминая о днях, проведенных на стройке, волгодонцы выражают благо дарность советским людям за помощь и поддержку в их героических делах. Здесь мы печатаем письма волгодонцев. * ☆ ☆ Спасибо воронежцам! Как хорошо чувствовали себя мы, стро ители Волго-Дона, зная, что нам помогает в нашей почетной работе вся страна, что весь народ следит за нашими успехами. Я раббтал на строительстве канала в районе Сталинграда — на первом и вто ром ш'люзах. В моих руках была хорошая и надежная машина — экскаватор воро нежского завода им. Коминтерна. Оканчивая смену и глядя на котлова ны, сделанные мною за рабочий день, я всегда мысленно обращался к людям, ру ками которых построена эта машина. И мне хочется сказать им: дорогие товари щи, нами вместе создан первенец комму низма — Волго-Донской канал. Будем и дальше так же трудиться на счастье на шего великого советского народа. Учитывая успехи нашего экипажа на стройке, нас посылают теперь на строи тельство Куйбышевской ГЭС. На днях я отправляюсь туда вместе со своим экскава тором. Потом я напишу вам, как идет ра бота, каковы успехи. Мне хочется, чтобы вы постоянно знали о работе ваших ма шин, так высоко оцененных строителями. Н. МАКСИМОВ, экскаваторщик. закончено к весне будущего года — за висит от фактов, над которыми не властен полностью даже московский Госплан». Но время показало, что советские люди властны над событиями. И уж если мы запланировали, значит это будет сделано. Было много трудностей у строителей Волго-Донского путл. Героическим трудом полны дни стройки, развернувшейся в по лупустыне. Страшная жара летем, треску чий мороз зимой. В летние месяцы каза лось часто, что солнце остановилось в не бе и не хочет спускаться до тех пор, пока хоть один человек продолжает работу. Но и жару победили люди. Особенно тяжело было холодной и снеж ной вимой 1951 года. Несколько дней ме ли страшные метели, и в снежных зано- сах застряли псезда, направлявшиеся на Береслвеский узел. П тогда люди решили побороть стихию. Держа друг друга за пояса и привязывая к ним веревки, строи тели вышли в бушующую снежную степь и расчистили железнодорожное полотно. Все знают, сколько вынули грунта шагаю щие экскаваторы, сколько нарыли песку земснаряды. Но мало кто знает, что строи тели сами убрали с дорог стройки три мил лиона кубометров снега в тяжелую зиму 1951 года. Это — героизм, без которого стройка не смогла продвигаться вперед. А сколько волнений, тревог было у строителей пидроузла, когда весной ны нешнего года вешни© воды подошли к пло тине. Строительные работы не были за вершены, и вода грозила уйти через водо сливы, оставив незаконченным Цимлян ское море. Начальник стройки Василий Арсентьевич Барабанов, человек, про кото рого складывают сказы, по нескольку су ток не покидал плотину, ища выхода из положения. Главный инженер треста «Гидромон таж» Иван Дмитриевич Саблин, смонтиро вавший за свою жизнь оборудование де сятка крупных электростанций, говорит, На трудном участке На стройке Волго-Донского пути боль шой объем работ выполнили бульдозери сты. Их машины можно было видеть и на дне будущего моря, и в воде при вы полнении сложнейших заданий. В январе 1951 года я и мой напарник Федор Климович Алдошкин получили но вый бульдозер. Это замечательная, высоко производительная машина. И мы решили отработать на ней 2 880 часов без средне го ремонта. Все механизмы мы хорошо изучили и заботливо ухаживали за ними. Наш бульдозер № 278 отработал без среднего ремонта 3 940 часов — на 1 060 часов больше нормы и произвел за это время земляных работ на 1 2 0 тысяч к у бометров больше, чем определено нормами. Заботясь о перевыполнении норм, мы думали об экономии, о том, что средства, сбереженные нами, пойдут на новые стройки коммунизма. И мы сэкономили 5 тысяч рублей на запасных ча с тн о 4 тонны масел и 34 тонны горючего. Вместе с многочисленными гостями, прибывшими к нам на праздник, мы пройдем сегодня по красавице-плотине Цимлянского гидроузла. И как не гордить ся нам тем, что первые работы на этом месте начали мы, бульдозеристы, подго товляя основание под плотину. Нелегко нам было работать, когда стали перекрывать русло Дона. Прежде чем сде лать это, на дно реки была насыпана подушка из гравия. Наш бульдозер, скры ваясь по самый радиатор в воде, разрав нивал гравий на дне реки. Это было от ветственное задание. П мне приятно соз навать, что я был на одном из трудных участков, когда создавался Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина — первенец среди великих строек. М. ФЕДОРЕНКО, машинист бульдозера. что ве с т нынешнего года была самой трудной в его жизни. Легко ли подумать: усилия огромного коллектива, колоссаль ные средства могли быть сорваны павод ком. Завершение узла затянулось бы не на один месяц. Но смелая инженерная мысль людей, выросших при советской власти и воспи танных ею, нашла выход. Идя на риск, решили закрыть затворами пролеты пло тины, не дожидаясь завершения строи тельных работ. Этот метод был впервые применен в практике гидростроительства. Сегодня в Сталинграде начинаются тор жества по случаю открытия канала им. В. И. Ленина. Флагманский корабль «Иосиф Сталин» войдет под триумфальную арку, где установлена монументальная скульп тура вождя всего прогрессивного челове чества товарища Сталина. Когда глядишь на этот монумент, вспоминаются замеча тельные слова писателя-борца Анри Бар- бюса, сказанные им о товарище Сталине: «Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошлым и бу дущим. Эю человек, который заботится обо веем и обо всех, который создал то, что есть, и создает то, что будет». Караван судов приближается к первому шлюзу и начинает свой подъем по ©одной лестниц© на высоту 8 8 метров, чтобы, спустившись вниз, войти в зеленоватые воды Цимлянского моря. Через 15— 17 ча сов штурманы судов, плывущих по морю, поймают маяк Цимлянской плотины. Пе ред теми, кто находится на пароходах, от крывается чудесная картина: тысячи ог ней, удваиваясь отражением в воде, ярко горят в темноте южной ночи. Каравая под ходит к последним шлюзам Волго-Донского судоходного пути. И здесь, как и всюду, вокруг, сплошное сияние огней. Это огни коммунизма! М. ДОМОГАЦКИХ, И. МИХАЛЕВ, спец. корр. «Коммуны».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz