Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

27 июля 1952 г., № 1 7 7 (6491) К О М М У Н А 3 величественное сооружение сталинской эпохи ^ ☆ ☆ ☆ Наш вклад в великую стройку Осуществленная мечта народа Осуществлена многовековая мечта рус­ ского на.рода о соединении Волги и Дона. Столица нашей социалистической Роди­ ны — Москва стала портом пяти морей. Взору счастливого советского человека, человека-созидателя, путешествующего из Москвы по Волго-Донскому водному пути, откроется замечательная панорама, ярко показывающая сталинский план преобра­ зования природы нашей Родины в дейст­ вии. Теплоход новейшей конструкции пе­ ресечет Московское и Рыбинское моря, созданные советским народом 15 лет назад; и, спустившись через Иваньковский шлюз, пыйдет на просторы русской реки Волги. Развернувшееся грандиозное строитель­ с т в о на Волге, в районах гг. Куйбышева и Сталинграда, голубая лестница шлюзов и водохранилищ вступившего в строй Волго- Донского канала имени В. И. Ленина, Цим­ лянское море и гидроэлектростанция на Дону, сотни речных кораблей, бороздящих новые водные просторы, речные порты и оросительные каналы— -все это предстанет перед взором советского человека, как символ героического труда и борьбы совет­ ского народа за мир, за счастье человека, за успешное построение коммунистическо­ го общества в нашей стране. Поэтому не случайно, что каждый советский человек переживает победу строителей Волго-Дон­ ского канала как свою собственную, глу­ боко личную радость. Вся страна строила Волго-Дон. Нашему коллективу, коллективу Павловских судо­ ремонтных мастерских Волго-Донского па­ роходства. было поручено построить для канала им. Ленина группу несамоходных судов, пассажирских катеров и речные пловучие вокзалы — дебаркадеры. С созна­ нием^ высокой ответственности перед Ро­ диной трудились наши рабочие, инжене­ ры и техники над выполнением почетных заказов для Волго-Донского водного пути. Особенно слаженно трудился весь кол­ лектив на строительстве дебаркадеров. Специальная комиссия приняла построен­ ные Павловскими мастерскими дебаркаде­ ры в эксплуатацию с оценками «отлично». Наши дебаркадеры поставлены для обслу­ живания пассажиров, путешествующих по великой сталинской магистрали, в пор­ тах Цимлянского моря и на Нижнем Дону. В торжественный день открытия Волго- Донского канала им. В. И. Ленина нам приятно сознавать, что и наш коллектив снес долю своего труда в народную стройку. На многолюдном митинге, посвященном постановлению Совета Министров Союза ССР об открытии Волго-Донского канала, мы, речники, приняли в честь этого собы­ тия дополнительные социалистические обя­ зательства. В борьбе за выполнение приня­ тых обязательств коллектив добился до­ срочного выполнения семимесячного плана выпуска валовой продукции на 1 0 2 , 4 проц., улучшились работы по подготовке пред­ приятий к работе в зимних условиях, к зимнему ремонту увеличившегося флота Волго-Донского пароходства. Коллектив павловцев считает своей ближайшей зада­ чей — высококачественно и в срок вы­ полнять все задания для Волго-Донского пути и, в частности, успешно завершить строительство судов и ремонт флот$. А. ПРОКОФЬЕВ, директор Павловских судоремонтных мастерских Волго-Донского пароходства. Радость воронежцев Сегодня, в день открытия великого со­ оружения сталинской эпохи — Волго- Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, весь советский народ подво­ дит итоги своего участия в этом великом всенародном деле. Коллектив Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна счи­ тал почетным для себя делом выполнять заказы великих строев коммунизма. На­ шим заводом досрочно отправлено на стройки коммунизма 87 экскаваторов, в том числе свыше 50 — на Волго-Дон. В 1951 году в сентябре мне, как пред­ ставителю нашего завода, пришлось побы­ вать на строительстве Волго-Дона, на Цим­ лянском гидроузде и Донском магистраль­ ном канале. На строительстве все механиз­ мы работали на полную мощь. Четырнад­ цатикубовый шагающий экскаватор № 1 , выпущенный Уралмдшзаводом, заканчивал прорытие судоходного канала, экскаватор № 2 делал глубокую выемку магистраль­ ного канала при подходе его к туннелю. Непрерывно качались хоботоопразныестре­ лы шагающих экскаваторов Краматорского завода. И всюду — на разгрузке поступа­ ющих непрерывным потоком грузов, на подъеме песка в автоматические бетонные заводы, на монтаже арматуры, на бетони­ ровании плотины и откосов, на укладке бетонных плит в «ковше» плотины и от­ косах, на забивке шпунтов, на рытье кот­ лованов, на монтаже портальных кранов— работали наши воронежские экскаваторы с маркой Э1003 и Э1004, оборудованные прямыми лопатами, кранами, копрами. Отличительной особенностью воронеж­ ских экскаваторов является их универсаль­ ность. Если шагающие экскаваторы-драг­ лайны Уральского и Краматорского заво­ дов предназначены только для рытья ка­ налов и выемок, а уральский электриче­ ский трехкубовый экскаватор-лопата— для. разработки грунтов, расположенных выше площадки его стоянки, то воронежские экс­ каваторы широко используются также как краны на погрузочно-разгрузочных рабо­ тах, на бетонировке, на монтаже металло­ конструкций и оборудования. На воронеж­ ском экскаваторе № 2 1 2 машинистом т. Духониным была достигнута рекордная производительность в 52 000 кубометров грунта в месяц. Машинист т. Кольцов на бетонировании плотины укладывал по 200— 300 бадей бетона в смену, перекры­ вая норму в два-три раза. В день открытия канала мы, воронеж­ цы, радуемся и гордимся тем, что, постав­ ляя машины и оборудование на Волго-Дон, участвовали в грандиозном и величествен­ ном деле строительства коммунизма. Но коллектив воронежского экскаваторного за­ вода им. Коминтерна знает и то, что перед страной стоят еще более грандиозные за­ дачи по строительству Куйбышевской ГЭС, Сталинградской ГЭС и Сталинградского са­ мотечного канала., Большого Туркменского канала, Южно-Украинского и Северо- Крымского каналов. Для этих строек коллективом завода из­ готовлен новый двухкубовый экскаватор, который успешно прошел приемочные ис­ пытания. Новая машина нашего завода явится самой мощной среди строительных экскаваторов. Она имеет лопаты и драг­ лайн с ковшами емкостью в два кубиче­ ских метра, кроме того, ее можно исполь­ зовать и как кран грузоподъемностью до 50 тонн. Наибольшая длина крановой стре­ лы этой машины достигает 40 метров. Экс­ каваторы будут серийно выпускаться в 1953 году. Мы постараемся, чтобы наши машины еще дальше разнесли славу на­ шего любимого города Воронежа, чтобы страна получила отличный экскаватор. к. волков, главный конструктор завода имени Коминтерна. К новым успе хам Закончено сооружение первой великой стройки коммунизма! Наша страна полу­ чила Волго-Донской судоходный канал имени Владимира Ильича Ленина — канал пяти морей, С чувством огромной радости и гордости за свою социалистическую Ро­ дину встретил весть об окончании этого грандиозного строительства коллектив труболитейного цеха липецкого металлур­ гического завода «Свободный сокол». Мы, труболитейщики, внести свою долю в строительство канала: цех изготовил и отправил на великую стройку более ты­ сячи тонн труб высокого давления. Доб­ рую половину заказов волгодонцев выпол­ нила лучшая в цехе смена т. Петрищева. Вспоминается день, когда был получен первый почетный заказ первенца великих строек коммунизма. Его передали коллек­ тиву смены т. Петрищева. Группарторг т. Долгов провел собрание партийной груп­ пы. На этом собрании коммунисты реши­ ли возглавить социалистическое соревно­ вание за изготовление труб раньте срока, обеспечить высокое качество продукции. По поручению партийной группы агита­ торы провели беседы на темы: «Волго- Донской канал — канал пяти морей», Огни коммунизма Самолет, оторвавшись от взлетной пло­ щадки, веял курс на Цимлянский пидро- уоел. Это был первый пассажирский само­ лет на линии Ростов — Ново-Соленовский. Внизу делал замысловатые петли Дон, будто стараясь напоить своими водами как можно больше всади. Со стороны Цимлян­ ского моря по Дону шли баржи, нагружен­ ные строительными материалами, меха- '.сумами, машинами. Это часть строитель­ ной техники перебрасывалась на Нижний Дон, где вскоре развернутся работы по созданию гидротехнических узлов, необхо­ димых для орошения засушливых земель. Навстречу баржам двигались суда, с Верхнего Дона. Они войдут в Цимлянское море и направятся затем с грузами до Куй­ бышева, где идет строительство Куйбы­ шевской гидроэлектростанции. Но вот самолет круто повернул, и Дон исчез из поля зрения. Только очень далеко слева вилась светлая полоса реки. Внизу, под нами, тянулись поля, разре­ занные многочисленными каналами и по­ лучившие уж© живительную влагу. Труд­ но было поверить, что самолет пролетал над посевами риса и хлопчатника. Ведь здесь в такие жаркие дни, какие сейчас стоят на юге, выгорала даже степная тра­ ва, привыкшая к пылающему солнцу. Когда видишь огромные изменения, ко­ торые уж© произошли в этом богатом крае после создания Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла, то особенно силь­ но чувствуешь величие победы, одержан­ ной цдшим народом. Полвека назад писатель Александр Се­ рафимович в рассказе «Степная Вифсаи- да» с горечью писал о тяжелой судьбе на­ рода, живущего на засушливых и полу­ пустынных вемлях. Какую страшную кар­ тину представлял собой этот край! «Во все стороны, — рассказывал писатель, — простирается здесь солонцеватое, бесплод­ ное пространство. Куда ни глянешь, вевде истрескавшаяся сухая земля. Знойный ве­ тер метет но дороге столбамп пыли. Степь курится, и над ней там и сям ходят смер­ чи, наводя уныние и тоску. Пыль мелкая, едкая, горячая... / Солнце все раскалило. Кругом все тот же сизый полынок, желто­ бурая горелая трава, меж которой сквозит сухая потрескавшаяся земля. Вс© то же обманчивое марево. Даже скирды и стопа сена, виднеющиеся вдали, не уничтожают здесь впечатления пустынности». Так было в дореволюционные годы. Ча­ стые суховеи, недостаток воды, угроза по­ вального голода были постоянными спут­ никами печальной жизни крестьянина. Те, кто правил так называемой областью Вой­ ска донского, считали земли засушливых районов безнадежно бесплодными. Войско­ вой атаман князь Святополк-Мпрский до­ носил царскому правительству: «Это ржа­ ной край, кроме этой культуры вряд ли что здесь и будет родить». Оальскпй о к­ ружной атаман в одном ив своих до-кладов говорил: «В Сальской степи получают 14-пудовые ржаные урожаи и никаких других урожаев нет и быть не может». За годы советской власти произошли здесь огромные изменения. Могучая тех­ ника в сочетании с травопольной системой земледелия преобразила засушливый, по­ лупустынный край. Земля стала родить •культуры, о которых даже не слышали в дореволюционной деревне. Но только сей­ час, поел© создания Цимлянского гидро­ узла и Цимлянского моря с огромной сетью оросительных каналов, вода пришла на сухие земли. Прохладный ветерок дует в степи. ... Самолет вновь летел над Доном. Впе- «Стройки коммунизма — всенародное де­ ло» и другие. Были выпущены специаль­ ные боевые листки, стенгазеты, посвящен­ ные выполнению почетного заказа. В социалистическом соревновании за досрочное выполнение заказов для Волго- Донского канала и других стррек комму: низма выросло число стахановцев, новато­ ров производства. Особенно отличились бригады карусельных станков, возглавляе­ мые коммунистами тт. Горюновым, Тюле­ невым и Сокольских. Они значительно по­ высили производительность труда. Нема­ лые успехи имеют также бригады трубо­ литейщиков тт. Бухтиярова и Курбатова. Историческое решение правительства СССР об открытии Волго-Донского судо­ ходного канала имени В. П. Ленина кол­ лектив труболитейщиков встретил новым трудовым подъемом. В честь вступления канала в строй металлурги стали на ста­ хановскую вахту и обязались досрочно завершить семимесячную программу, бо­ роться за дальнейшее улучшение качест­ ва труб и снижение их себестоимости. С. ЧИКУРЕЕВ, начальник труболитейного цеха липецкого завода «Свободный сокол». реди ярко белела какая-то изогнутая по­ лоса. Один ив создателей проекта Цимлян­ ского гидроузла лауреат Сталинской пре­ мил Евгений Александрович Архангель­ ский, летевший вместе с нами, сказал, что это и есть знаменитая вемляная плотина гидроузла. О бетонное покрытие плотины плескались волны нового, еще не имеюще­ го и года от рождения, Цимлянского моря. Самолет подошел ближе, и с высоты было видно безбрежное пространство зеленова­ той воды, воды, о которой мечтали поко­ ления. Аэродром на берегу нового моря принял первый пассажирский самолет. Мы шли по величественной плотине, любуясь грандиозным созданием рук чело­ веческих, гордясь могуществом и силой нашего народа. Евгений Александрович Архангельский рассказывает «биографию» плотины. — Год назад, — говорит он, — я стоял вот здесь на куче строительных материа­ лов и пытался представить себе проект в действительности. Я видел и плотину, и гидростанцию, видел и воды, заполнившие огромную чашу размером 40 на 500 ки ­ лометров. Но это было воображение инже­ нера. Когда я в мае этого года смотрел на гидроузел с водосливной плотины, я был поражен величием совершенного. Никакая фантазия не способна создать такую яр­ кую картину, какая предстала перед мои­ ми главами. Неповторимое впечатление оставляет железобетонная водосливная плотина. Ее длина — 495,5 метра, высота— 38 мет­ ров. Водослив плотины разделяется быч­ ками на 24 пролета, которые перекрывают­ ся 36-тонными металлическими затвора­ ми. Плотина, поглотившая более одного миллиона кубометров железобетона, являет­ ся самым большим в мире сооружением, созданным в подобных геологических условиях. Она может сдерживать напор воды высотой в 26 метров и рассчитана на пропуск весенних вод. Плотина соэда- Г- - Д , ' В олго -Д онской судоходный канал им. В. И. Ленина. На снимке: общий вид шлюза № 9 в Водораздельном гтооитечь ном РаГюне-____________________________________________________________ ____________ Фото С. Кропивницкого (ТАСС). Слово с т р ои т е л е й Мощная техника На мою долю выпала огромная честь — быть участником одной из великих стро­ ек — Волго-Дона. Сейчас, когда стройка завершена и величественное сооружение нашей эпохи становится на службу наше­ му делу борьбы за коммунизм, особенно приятно и радостно сознавать, что здесь есть и твой труд, вложены и твои силы. На Волго-Доне было очень много тех­ ники. Но мне и моим товарищам приш­ лось работать на самой интересной маши­ не — шагающем экскаваторе. Эта маши­ на, созданная умом и руками советских людей, совершала на стройке чудеса. Наш экскаватор рыл низовой судоход­ ный канал от Дона к 15-му шлюзу и дренажную траншею вдоль земляной пло­ тины. Первая вода Дона начала свой путь в Волгу с канала, прорытого нашим экс­ каватором. За время работы на стройке мы выну­ ли 1 млн. 300 тысяч кубометров грунта. Мы; экскаваторщики, как и весь коллек­ тив строителей, старались сделать все возможное, чтобы сократить сроки работ на каждой операции, приблизить день сдачи Волго-Донского пути в эксплуатацию. Шагающий экскаватор № 29, на кото­ ром мы работали, по норме должен выни­ мать за сутки 2 1 0 0 кубометров грунта. Но мы решили перекрыть эту нор!му за счет использования каждой секунды. Мы не допускали ни одного лишнего поворота стрелы, напрасного подъема ковша. Ныне, празднуя вместе со всем совет­ ским народом день открытия Волго-Дон­ ского судоходного канала имени В. И. Ленина, мы даем слово так же успешно трудиться и на других стройках, чтобы приблизить победу коммунизма. в. ХУДЯКОВ, бригадир экипажа шагающего экскаватора № 29. на на песчаном грунте. Для того, чтобы она стояла века, в ее основание уложили массивную железобетонную плиту, под ко­ торую на глубину до 30 метров забит ме­ таллический шпунт. Год назад там, где сейчас возвышается плотина Цимлянского гидроузла, еще стоял неумолчный шум великой стройки. Сно­ вали ввад я вперед сотни автомашин, взле- тал,и вверх и стремительно падали вниз, описывая полукруг, ковши экскаваторов, намывали плотину земснаряды. Строители работали круглосуточно. Быстрее! Быст­ рее! Быстрее! Этот призыв чувствовался в спокойных и размеренных движениях машиниста экскаватора и шофера автома­ шины, в распоряжениях бригадиров и на­ чальника стройки. П год спустя великое сооружение вели­ кой эпохи было завершено. По Волго-Дон­ скому каналу пошли первые суда, и пер­ вый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция. Вместе с нами на­ шей победе радуются наши друзья. «Ки­ тайский народ, осуществляющий боль­ шие работы по обузданию реки Хуайхэ, — писала газета «Женьминьжибао», — ви­ дит в великих стройках коммунизма прек­ расные перспективы своего будущего». «На протяжении тысячелетий люди утверждали, что река может течь только впив. Это неправда! По воле советских людей воды Дона потекли вверх, к выше расположенной Волге. Говорили, что в выжженной степи не растет трава. Это неправда! Между Волгой и Доном зацвели сады!» — это голос народной Польши. Не могли умолчать о первой стройке коммунизма и наши враги. Они хотели всеми силами, всеми средствами доказать народам, что Волго-Дон — это «коммуни­ стическая пропаганда», что это — «фан­ тазия, лишенная реальной почвы». Ровно год назад реакционная американская' га­ зета «Крисчен сайенс монитор» писала: «Будет ли строительство действительно ☆ ☆ Славно потрудились волгодонцы. Их трудовыми подвигами восхищаются тру­ дящиеся нашей великой Родины, стран народной демократии, все передовое и прогрессивное человечество. Сейчас многие из них отправляются на стройки коммунизма на Волге. Там они будут с успехом применять и рас­ пространять свой богатый опыт строи­ тельства, накопленный на Волго-Доне. Вспоминая о днях, проведенных на стройке, волгодонцы выражают благо­ дарность советским людям за помощь и поддержку в их героических делах. Здесь мы печатаем письма волгодонцев. * ☆ ☆ Спасибо воронежцам! Как хорошо чувствовали себя мы, стро­ ители Волго-Дона, зная, что нам помогает в нашей почетной работе вся страна, что весь народ следит за нашими успехами. Я раббтал на строительстве канала в районе Сталинграда — на первом и вто­ ром ш'люзах. В моих руках была хорошая и надежная машина — экскаватор воро­ нежского завода им. Коминтерна. Оканчивая смену и глядя на котлова­ ны, сделанные мною за рабочий день, я всегда мысленно обращался к людям, ру­ ками которых построена эта машина. И мне хочется сказать им: дорогие товари­ щи, нами вместе создан первенец комму­ низма — Волго-Донской канал. Будем и дальше так же трудиться на счастье на­ шего великого советского народа. Учитывая успехи нашего экипажа на стройке, нас посылают теперь на строи­ тельство Куйбышевской ГЭС. На днях я отправляюсь туда вместе со своим экскава­ тором. Потом я напишу вам, как идет ра­ бота, каковы успехи. Мне хочется, чтобы вы постоянно знали о работе ваших ма­ шин, так высоко оцененных строителями. Н. МАКСИМОВ, экскаваторщик. закончено к весне будущего года — за­ висит от фактов, над которыми не властен полностью даже московский Госплан». Но время показало, что советские люди властны над событиями. И уж если мы запланировали, значит это будет сделано. Было много трудностей у строителей Волго-Донского путл. Героическим трудом полны дни стройки, развернувшейся в по­ лупустыне. Страшная жара летем, треску­ чий мороз зимой. В летние месяцы каза­ лось часто, что солнце остановилось в не­ бе и не хочет спускаться до тех пор, пока хоть один человек продолжает работу. Но и жару победили люди. Особенно тяжело было холодной и снеж­ ной вимой 1951 года. Несколько дней ме­ ли страшные метели, и в снежных зано- сах застряли псезда, направлявшиеся на Береслвеский узел. П тогда люди решили побороть стихию. Держа друг друга за пояса и привязывая к ним веревки, строи­ тели вышли в бушующую снежную степь и расчистили железнодорожное полотно. Все знают, сколько вынули грунта шагаю­ щие экскаваторы, сколько нарыли песку земснаряды. Но мало кто знает, что строи­ тели сами убрали с дорог стройки три мил­ лиона кубометров снега в тяжелую зиму 1951 года. Это — героизм, без которого стройка не смогла продвигаться вперед. А сколько волнений, тревог было у строителей пидроузла, когда весной ны­ нешнего года вешни© воды подошли к пло­ тине. Строительные работы не были за­ вершены, и вода грозила уйти через водо­ сливы, оставив незаконченным Цимлян­ ское море. Начальник стройки Василий Арсентьевич Барабанов, человек, про кото­ рого складывают сказы, по нескольку су­ ток не покидал плотину, ища выхода из положения. Главный инженер треста «Гидромон­ таж» Иван Дмитриевич Саблин, смонтиро­ вавший за свою жизнь оборудование де­ сятка крупных электростанций, говорит, На трудном участке На стройке Волго-Донского пути боль­ шой объем работ выполнили бульдозери­ сты. Их машины можно было видеть и на дне будущего моря, и в воде при вы­ полнении сложнейших заданий. В январе 1951 года я и мой напарник Федор Климович Алдошкин получили но­ вый бульдозер. Это замечательная, высоко­ производительная машина. И мы решили отработать на ней 2 880 часов без средне­ го ремонта. Все механизмы мы хорошо изучили и заботливо ухаживали за ними. Наш бульдозер № 278 отработал без среднего ремонта 3 940 часов — на 1 060 часов больше нормы и произвел за это время земляных работ на 1 2 0 тысяч к у ­ бометров больше, чем определено нормами. Заботясь о перевыполнении норм, мы думали об экономии, о том, что средства, сбереженные нами, пойдут на новые стройки коммунизма. И мы сэкономили 5 тысяч рублей на запасных ча с тн о 4 тонны масел и 34 тонны горючего. Вместе с многочисленными гостями, прибывшими к нам на праздник, мы пройдем сегодня по красавице-плотине Цимлянского гидроузла. И как не гордить­ ся нам тем, что первые работы на этом месте начали мы, бульдозеристы, подго­ товляя основание под плотину. Нелегко нам было работать, когда стали перекрывать русло Дона. Прежде чем сде­ лать это, на дно реки была насыпана подушка из гравия. Наш бульдозер, скры­ ваясь по самый радиатор в воде, разрав­ нивал гравий на дне реки. Это было от­ ветственное задание. П мне приятно соз­ навать, что я был на одном из трудных участков, когда создавался Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина — первенец среди великих строек. М. ФЕДОРЕНКО, машинист бульдозера. что ве с т нынешнего года была самой трудной в его жизни. Легко ли подумать: усилия огромного коллектива, колоссаль­ ные средства могли быть сорваны павод­ ком. Завершение узла затянулось бы не на один месяц. Но смелая инженерная мысль людей, выросших при советской власти и воспи­ танных ею, нашла выход. Идя на риск, решили закрыть затворами пролеты пло­ тины, не дожидаясь завершения строи­ тельных работ. Этот метод был впервые применен в практике гидростроительства. Сегодня в Сталинграде начинаются тор­ жества по случаю открытия канала им. В. И. Ленина. Флагманский корабль «Иосиф Сталин» войдет под триумфальную арку, где установлена монументальная скульп­ тура вождя всего прогрессивного челове­ чества товарища Сталина. Когда глядишь на этот монумент, вспоминаются замеча­ тельные слова писателя-борца Анри Бар- бюса, сказанные им о товарище Сталине: «Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошлым и бу­ дущим. Эю человек, который заботится обо веем и обо всех, который создал то, что есть, и создает то, что будет». Караван судов приближается к первому шлюзу и начинает свой подъем по ©одной лестниц© на высоту 8 8 метров, чтобы, спустившись вниз, войти в зеленоватые воды Цимлянского моря. Через 15— 17 ча­ сов штурманы судов, плывущих по морю, поймают маяк Цимлянской плотины. Пе­ ред теми, кто находится на пароходах, от­ крывается чудесная картина: тысячи ог­ ней, удваиваясь отражением в воде, ярко горят в темноте южной ночи. Каравая под­ ходит к последним шлюзам Волго-Донского судоходного пути. И здесь, как и всюду, вокруг, сплошное сияние огней. Это огни коммунизма! М. ДОМОГАЦКИХ, И. МИХАЛЕВ, спец. корр. «Коммуны».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz