Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

ч К О М М У Н А 27 июля 1952 г., № 177 (6491) Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина Первенец великих строек Сегодня весь советский народ отмечает знаменательное событие — открытие Вол­ го-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина — первенца великих строек. Великую историческую победу одержал советский народ, й вместе с нами этой победе радуются трудящиеся стран народ­ ной демократии, все прогрессивное челове­ чество, видящее в Советском Союзе оплот мира и безопасности всех народов. Как горячо приветствуют народы побе­ ду советских людей, можно судить по статье, опубликованной несколько дней на­ зад в болгарской газете «Работническо де­ ло». Газета писала: «Вписана новая славная страница в ле­ топись всемирно-исторических побед, одер­ жанных советским народом под руковод­ ством героической партии Ленина — Сталина. Сбылась вековая мечта русского народа о соединении великих русских рек Волги и Дона. Советский народ сделал но­ вый шаг по пути к коммунизму. Ленин, основатель Советского государ­ ства, придавал большое значение построй­ ке Волго-Донского канала. Строительство этого грандиозного комплексного сооруже­ ния нашего века стало возможным в эпоху великого Сталина». Волго-Донской судоходный канал со всем комплексом гидротехнических сооруже­ н и й— грандиозное творение, достойное сталинской эпохи. В 1918 году В. И. Ленин характеризовал Волго-Донской путь как могучий транспортный рычаг, который повернет экономику юго-востока России на новые рельсы. Волго-Донской путь позволит в пер­ вый же год его эксплуатации увеличить грузооборот Донского речного бассейна в 5 — 6 раз и снизить себестоимость пере­ возок в 8 — 10 раз. По самым скромным подсчетам, канал имени Ленина высвобо­ дит около 400 тысяч двухосных железно­ дорожных вагонов, даст возможность ор­ ганизовать много новых рейсов пассажир­ ских судов. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина -и Цимлянский гидроузел уже изменили лицо богатого и обширного края. По каналу к Азовскому морю и шахтам Донбасса идут суда с лесом, машинами, оборудованием. А навстречу пм движутся караваны судов с хлебом, углем, металлом. Среди всего комплекса сооружений Вол­ го-Донского судоходного канала Цимлян­ ский гидроузел — одно из главнейших звеньев. Его значение в системе первой ве­ ликой стройки очень велико, и его по пра­ ву называют сердцем Волго-Дона. Цимлян­ ский гидроузел обеспечивает транзитную судоходную глубину Дона, создает условия для орошения и обводнения сотен тысяч гектаров засушливых земель, прилегающих к рекам Дон, Маныч, Сал. Кроме того, он уже дает огромное количество дешевой гид­ роэлектроэнергии, необходимой как для нужд орошаемого земледелия, так и для промышленности. Величественное зрелище представляет со­ бой водосливная железобетонная плотина длиною в 495,5 метра. В тело плотины уложено более миллиона кубометров желе­ зобетона. Мировая строительная техника не знает другого такого сооружения, кото­ рое могло бы сравниться по своим разме­ рам и мощности с плотиной Цимлянского гидроузла, созданной в сложных геологи­ ческих условиях. Потребовались героиче­ ский труд строителей, дерзание, смелость, находчивость и инициатива, чтобы в ко­ роткий срок создать такое мощное соору­ жение, как Цимлянский гидроузел. При строительстве гидроузла были вы­ полнены земляные работы в объеме 76,4 миллиона кубометров (на 1 миллион кубо­ метров больше, чем на Панамском канале, который строился 35 лет), уложено 1,9 миллиона кубометров бетона и железобето­ на, забито 14 тысяч тонн металлического шпунта, смонтировано 13 тысяч тонн кон­ струкций и эксплуатационного оборудо­ вания. Конечно, такой объем ,работ невозможно было бы выполнить без почти полной ме­ ханизации строительства. И только нашей стране, стране, имеющей самую передовую технику, было под силу решение гран- ☆ В. КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника строительства Цимлянского гидроузла * диозной задачи в предельно сжатые сроки. Вот цифры, которые ярко свидетельству­ ют об объеме и механизации строитель­ ства. Как известно, все строительно-мон­ тажные работы на основных сооружениях гидроузла велись круглосуточно. Восемнад­ цать тысяч световых точек на строитель­ ной площадке позволяли строителям рабо­ тать и ночью. Ежесуточно на гидроузле укладывалось до девяти тысяч кубометров бетона. Нужно было не только уложить этот бетон, но и приготовить его, перевезти. Вполне понят­ но, что без высокой насыщенности техни­ кой строительство шло бы медленнее. Скоростные методы строительства обес­ печивались использованием комплексной механизации, причем наиболее высокий уровень ее был достигнут на бетонных ра­ ботах. Бетонные автоматические заводы с механизированными складами, бетононасо­ сы, виброхоботы и портальные краны для укладки бетона — все это применялось в таких масштабах, какими не может похва­ литься ни одна капиталистическая страна. Другой пример. Ежесуточно объем зем­ ляных работ превышал 300 тысяч кубо­ метров. Ни одна гидротехническая стройка не знала ни таких цифр, ни таких темпов. Все советские люди, внимательно сле­ дившие за ходом стройки, знают, какой ог­ ромный объем работ выполнялся способом гидромеханизации. На сооружении гидро­ узла работало 26 мощных земснарядов. Они ежесуточно намывали 150 тысяч кубомет­ ров песку, чтр более чем в три раза пре­ вышает современные американские строи­ тельные нормы. Крупным сооружением является электро, станция. Ее мощность определена в 160 тысяч киловатт. Строительство электро­ станции показывает, как коллектив строй­ ки стремился беречь время и сдать стан­ цию в срок, установленный правитель­ ством. На стройке был полностью устранен порядок очередности работ. Каждый объект был первоочередным, и он возводился од­ новременно с другими. Вот пример. Сборка рабочего колеса гидротурбины обычно на практике начиналась по окончании строи­ тельства машинного зала. На нашей строй­ ке был разработан другой проект. Собран­ ное готовое рабочее колесо — механизм, весящий 150 тонн, — было подано в ма­ шинный зал на передвижной тележке. Это смелое решение сложной задачи сэкономи­ ло 30 рабочих днрй . Таких примеров в практике нашего строительства очень много. Ученые н а у ч -: но-исследовательских учреждений, инже- | неры и стахановцы на заводах проявляли постоянную заботу о внедрении самой со­ вершенной, самой передовой техники в процесс строительства. Образцы высокой производительности, постоянной заботы о внедрении новых, передовых стахановских методов труда по­ казывал коллектив нашей стройки. Так, благодаря рационализации произ­ водственного процесса экипаж шагающего четырнадцатикубового экскаватора т. Ус­ тава за полтора года вынул 2 миллиона 800 тысяч, кубометров грунта, далеко превысив установленные производствен­ ные нормы. Или другой пример. Исполь­ зуя отечественную технику до дна, баг- мейстер Степан Попов руководимым им земснарядом намыл в плотину полтора миллиона кубометров. песка. Все это было им сделано за гтать месяцев. В степи, где раньте дули горячие вет­ ры, где под палящим солнцем свертыва­ лась, желтела я сгорала растительность, ныне плещутся воды огромного Цимлян­ ского моря. По проекту в нем должно по­ мещаться почти 24 миллиарда кубометров воды. Его наибольшая ширина — 38 к и ­ лометров, а площадь зеркала воды уже сейчас составляет около двух тысяч квад­ ратных километров. Воды Цимлянского моря через Донской магистральный канал уже пошли вглубь степи, неся жизнь в районы, где раньше все сжигало солнце. Для пропуска воды из моря построен специальный шлюз-регу­ лятор, в который вода идет через семь же­ лезобетонных труб. Люди, знавшие степи под Цимлянской до постройки гидроузла и создания моря, не могут представить себе всей грандиозности работы, проделанной строителями. Долго идет корабль по просторам Цимлянского мо­ ря. Наконец, он подходит к порту, являю­ щемуся последним словом в технике пор­ тового строительства. Цимлянский порт не имеет себе равных среди речных портов. Его причалы расположены вдоль одной пя­ тисотметровой шпунтовой стенки. Весь порт представляет собой полуостров, к ко­ торому проложены железные и автомобиль­ ные дороги, пешеходные дорожки. Волго-Донской водный путь строила вся страна. Со всех концов нашей необъятной Родины прибывали сюда люди, горя жела­ нием принять участие в грандиозных ра­ ботах. Строители гордились и гордятся тем, что они были на передовой линии борьбы за построение коммунизма. На стройку Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла работало много сотен предприятий. Из Москвы и Ле­ нинграда, с Украины й Урала, из Средней Азии и Прибалтики ежедневно поступали самые различные грузы — металл, обору­ дование, электромоторы, механизмы. Трудящиеся Воронежской области могут гордиться тем, что и они внесли свой вклад в дело создания первенца великих строек коммунизма. Экскаваторы воронеж­ ского завода им. Коминтерна сыгралп боль­ шую роль в механизации земляных работ. Безотказность и высокая производитель­ ность этих машин была по заслугам высо­ ко оценена строителями Цимлянского гид­ роузла и Волго-Донского канала. Из Липецка строители получали металл и арматуру. Судоремонтники Павловска сделали первые плову чие причалы-дебар- кадеры, которые срйчлс уже качаются на волнах большого Цимлянского моря. Создание Волго-Донского судоходного ка­ нала имени Ленина и Цимлянского гидро­ узла — историческая победа советского на­ рода. Она говорит о растущей с каждым днем мощи советского государства, о на­ шем дальнейшем движении по пути к ком­ мунизму. Большевистская партия, совет­ ское правительство и лично товарищ Сталин повседневно заботятся о развитии производительных сил страны, о создании условий, необходимых для более быстрого продвижения вперед, к коммунизму. Советский Союз ведет гигантскую сози­ дательную мирную работу, заботясь о мире для народов. Расходуя миллиарды рублей на мирное строительство, советский народ борется за создание в стране изобилия про­ дукции промышленного и сельскохозяйст­ венного производства. Иное положение в капиталистических странах, где кучка миллиардеров и мил­ лионеров, разжигая военный психоз, ду­ мает на новой мировой войне нажить но­ вые миллиарды. В Соединенных Штатах Америки сейчас вся промышленность пе­ реводится на военные рельсы. Империа­ листы Уолл-стрита наживаются на воен­ ных авантюрах, рассчитывая втянуть весь мир в новую войну. Во Франции, по свидетельству француз­ ской печати, в прошлом году на вооруже- ; ние была израсходована такая сумма, ко­ торой хватило бы для того, чтобы элек­ трифицировать все сельские районы стра- | ны, провести повсюду водопровод, постро­ ить 200 тысяч домов для крестьян и т. Д. В советской стране под руководством товарища Сталина претворяется в жизнь величественная программа строительства коммунизма. Великие гидротехнические I стройки — огромный вклад в дело построе­ ния коммунистического общества. Сегодня, открывая Волго-Донской судо­ ходный канал имени В. И. Ленина— са­ мое величественное и совершенное соору­ жение нашего времени, советский народ празднует великую победу в борьбе за торжество коммунизма. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. На снимке: общий вид шлюза № 2 со стороны Волги. фото С. Кропивницкого (ТАСС)’. Ч у д е с н а я н о в Ь На одной из площадей Сталинграда вы­ ставлена красочная карта. На ней карто­ граф и художник изобразили будущую гео­ графию района Волго-Дона. Карта расска­ зывает о том, какие новые географические ландшафты возникнут на обширной терри­ тории в прошлом засушливых степных и полупустынных земель в результате осу­ ществления великой сталинской стройки. Замечательно то, что перспективная карта стала ньгне живой действительно­ стью. Голубое пятно моря с карты как бы перенесено на землю. II море плещется под голубым небом. Синяя полоска, проведен­ ная между Волгой и Доном, стала сегодня каналом, соединявшим пять морей нашей Родины. По новым водным путям— по мо­ рю, реке, озерам — через степь вдут кра­ савцы-корабли, везут камский лес, донец­ кий уголь, донскую и кубанскую пшеницу. Почти все условные знаки с перспек­ тивной карты сошли на землю живыми элементами новых географических ланд­ шафтов. Только в натуре они несравненно величественнее и краше. Смотри на них, любуйся ими, восторгайся силой и волей советского народа, преображающего лицо земли по гениальному сталинскому плану! Сейчас на Волго-Дон со ©сох концов страны приезжают советские люди, чтобы воочию увидеть великие достижения сози­ дательного труда. Старый колхозник, при­ бывший из Рязанской области, увидев но­ ме море, новые леса, поля и поселки, ска­ зал коротко, но выразительно: — Да, добротно переоборудовали землю. Хожу по ней который день и не устаю. II действительно, не устанешь ходить по этой преображенной земле, ще почти на каждом шагу встречаешь чудесную новь. В засушливой ранее степи раскинулось во всю неоглядную ширь Цимлянское мо­ ре. В нем около 24 миллиардов кубометров воды, которую раньше расточительный Дон проносил мимо иссушенных шлей и сбра­ сывал в море. Вода Цимлянского моря те- | перь на строгом учете. Советский человек | подчинил ее своей разумной воле. Вода но- ! сит на себе корабли, создает огромное ко­ личество дешевой электроэнергии. Энергия .Цимлянского моря будет расхо­ доваться на работу ГЭС, на орошение по­ лей, на поддержание судоходства на Ниж­ нем Дону. Несколько миллиардов кубомет­ ров воды' в течение весенне-летнего сезона потечет из моря по оросительным каналам на поля. К естественным осадкам присое­ динится искусственный полив. В корне из­ менятся условия увлажнения, а они в свою очередь изменят растительность. Значительно возрастет урожай в количе­ ственном и качественном отношении. (Гб этом сейчас можно говорить, опираясь на имеющийся уже опыт. | Весной прошлого года начала действо- I вать Веселовская самотечная оросительная ☆ Г. СИДОРОВ, кандидат географических наук ☆ система (Веселовский район, Ростовской области), являющаяся небольшой частицей Волго-Дона. Уже прошлым летом -мы .виде­ ли орошаемые участки двух колхозов Ве­ селовского района — «Заветы Ленина» п «Искра». Среди обожженной степи, лаская взор, зеленел оазис. Шумели тучные хле­ ба. Клонился долу крупный тяжелый ко­ лос, цвел хлопчатник, колосился рис. Лю­ ди не могли усидеть на хуторах, приходи­ ли подивиться на обновленную степь. Были и неудачи в первом опыте полива, и ©се же урожай собрали в 2 — 3 раза больший, нежели на соседних неорошае­ мых участках. Хорошо удались рис и хлоп­ чатник. Таких культур раньше не знала сухая Манычская степь. А нынешней ввоной воды Дона поли­ лись на поля тринадцати районов засуш­ ливого Задонья. В эту первую очередь оро­ шения вошли 10Ю тысяч гектаров. Сейчас можно прикоснуться к плодам орошения. Колхозы Веселовского, Ба гаевского, Ак- сайского и других районов 'Ростовской об­ ласти убирают пшеницу с поливных уча­ стков. Невероятный травостой! На каждое! квадратном метре здесь по 500— 600 ко­ лосьев, да каких колосьев! В колхозе им. Андреева, Аксанекого района, с каждого орошаемого гектара в среднем намолачива­ ют по 294 пуда отличного пшеничного зерна. Можно сослаться на десятки при­ меров, свидетельствующих о том, как бла­ годатная сила воды поднимает на глазах культуру земледелия и его продуктивность. Проезжая по Задонским степям, замеча­ ешь эту волнующую новь: поля, прони­ занные живительными артериями каналов, густозеленые посевы многолетних трав, картофеля, цветущие плантации хлопчат­ ника, сочные стебли риса. Над посевами на красивых металлических мачтах висят провода электропередач. Вместе с ©сдой на поля идет электричество. Оно поднимает воду, приводит © движение земледельче­ скую технику — словом, делает ©се, что нужно человеку. Техника действует точно, безотказно, заменяя тысячи рабочих рук. В Ростовской области уже работают пер­ вые электро-машинно-тракторпые станции. По полям передвигаются небольшие элект­ роподстанции, питающие электротракторы и другие электромашины. В ближайшие годы около трех миллио­ нов гектаров земель Ростовской и Сталин­ градской областей составят зону орошения и обводнения Волго-Дона, начнет действо­ вать полнефтью вся оросительная и обвод­ нительная система великой стройки. ТТп Цимлянского моря вода хлынет в Маныч- ские, Сальские степи. Она пройдет туда та огромному гидротуннелю, сооружаемому в эти дни через Доно-Сальский водораздел. Вольется вода Волго-Дона и в степи юга Сталинградской области, отличающиеся своим безводьем и малонаселенностью. В степи будет создана густая оросительная сеть, исчисляемая тысячами километров. Местная ростоянная оросительная сеть только одного Донского магистрального ка­ нала равна тридцати тысячам километров. Каждый колхоз зоны орошения строит перспективные планы на ближайшие го­ ды. Планы претворяются в жизнь: на оро­ шаемых землях появляются плантации но­ вых культур, молодые сады, виноградники. Колхоз «Искра», Веселовского района, подсчитал, что в результате развития по­ ливного земледелия его доходы к 1955 году " возрастут в 22 раза! В этом плане все строго рассчитано, все реально. Культура земледелия здесь влияет и на самих лю­ дей, так как требует больших знаний. Что такое современный хлебороб зоны ороше­ ния Волго-Дона? На орошаемом участке того же колхоза «Искра» мы встретили бригадира поливной бригады, совсем юную девушку Марию Леонову. Она поливала хлопчатник. Девушка с помощью прибора определила влажность почвы, а потом за-* просила воду с головного сооружения ка­ пала. Когда пошла вода, Леонова постави­ ла на выводном канале сифон, изобретен­ ный ею для подсчета количества воды. Бригадир не просто берет воду, а по счету, заранее зная, сколько ее нужно участку. Мария Леонова изучает методику полива. Огромное влияние окажет Волго-Дон на климат степей. Новые географические ландшафты начали складываться. Ош бу­ дут усложняться, развиваться в своем непрестанном движении. С каждым годом все заметнее будет смягчаться климат этой территории, так как солнечный луч упадет не на голую степь, а на поверхность водо­ емов, на пространства пышной раститель­ ности лесных полос, полей, промышлен­ ных дубрав. Здесь на пути сухг/веев соз­ дается мощный щит из растительности и воды. Подсыхающие растительная, водная, орошаемая поверхности насытят атмосферу водяными парами. Повысится влажность воздуха. От этого прибавится количество осадков в виде летних дождей. В степях между Волгой и Доном, где советские лю­ ди дважды повергли вирах врагов совет­ ской Родины, будет побежден и такой из­ вечный враг, как засуха. Волею большевистской партии, гением великого Сталина наш народ осуществляет невиданные преобразования, меняет лицо земли. И все это во имя мира, для счастья и радости трудящегося человека, чтоб луч­ ше и радостнее жилось ему, чтоб лейте был его труд, чтоб быстрее приближалось лучезарное время коммунизма. Из Дона н-а Волгу, из Волги на Дон идут суда по Волго-Донскому каналу им. В. И. Ленина. На снимке: катер буксирует дебаркадер, построенный Павловскими судоремонтными мастерскими. Фото А. Соколенко,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz