Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
ч К О М М У Н А 27 июля 1952 г., № 177 (6491) Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина Первенец великих строек Сегодня весь советский народ отмечает знаменательное событие — открытие Вол го-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина — первенца великих строек. Великую историческую победу одержал советский народ, й вместе с нами этой победе радуются трудящиеся стран народ ной демократии, все прогрессивное челове чество, видящее в Советском Союзе оплот мира и безопасности всех народов. Как горячо приветствуют народы побе ду советских людей, можно судить по статье, опубликованной несколько дней на зад в болгарской газете «Работническо де ло». Газета писала: «Вписана новая славная страница в ле топись всемирно-исторических побед, одер жанных советским народом под руковод ством героической партии Ленина — Сталина. Сбылась вековая мечта русского народа о соединении великих русских рек Волги и Дона. Советский народ сделал но вый шаг по пути к коммунизму. Ленин, основатель Советского государ ства, придавал большое значение построй ке Волго-Донского канала. Строительство этого грандиозного комплексного сооруже ния нашего века стало возможным в эпоху великого Сталина». Волго-Донской судоходный канал со всем комплексом гидротехнических сооруже н и й— грандиозное творение, достойное сталинской эпохи. В 1918 году В. И. Ленин характеризовал Волго-Донской путь как могучий транспортный рычаг, который повернет экономику юго-востока России на новые рельсы. Волго-Донской путь позволит в пер вый же год его эксплуатации увеличить грузооборот Донского речного бассейна в 5 — 6 раз и снизить себестоимость пере возок в 8 — 10 раз. По самым скромным подсчетам, канал имени Ленина высвобо дит около 400 тысяч двухосных железно дорожных вагонов, даст возможность ор ганизовать много новых рейсов пассажир ских судов. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина -и Цимлянский гидроузел уже изменили лицо богатого и обширного края. По каналу к Азовскому морю и шахтам Донбасса идут суда с лесом, машинами, оборудованием. А навстречу пм движутся караваны судов с хлебом, углем, металлом. Среди всего комплекса сооружений Вол го-Донского судоходного канала Цимлян ский гидроузел — одно из главнейших звеньев. Его значение в системе первой ве ликой стройки очень велико, и его по пра ву называют сердцем Волго-Дона. Цимлян ский гидроузел обеспечивает транзитную судоходную глубину Дона, создает условия для орошения и обводнения сотен тысяч гектаров засушливых земель, прилегающих к рекам Дон, Маныч, Сал. Кроме того, он уже дает огромное количество дешевой гид роэлектроэнергии, необходимой как для нужд орошаемого земледелия, так и для промышленности. Величественное зрелище представляет со бой водосливная железобетонная плотина длиною в 495,5 метра. В тело плотины уложено более миллиона кубометров желе зобетона. Мировая строительная техника не знает другого такого сооружения, кото рое могло бы сравниться по своим разме рам и мощности с плотиной Цимлянского гидроузла, созданной в сложных геологи ческих условиях. Потребовались героиче ский труд строителей, дерзание, смелость, находчивость и инициатива, чтобы в ко роткий срок создать такое мощное соору жение, как Цимлянский гидроузел. При строительстве гидроузла были вы полнены земляные работы в объеме 76,4 миллиона кубометров (на 1 миллион кубо метров больше, чем на Панамском канале, который строился 35 лет), уложено 1,9 миллиона кубометров бетона и железобето на, забито 14 тысяч тонн металлического шпунта, смонтировано 13 тысяч тонн кон струкций и эксплуатационного оборудо вания. Конечно, такой объем ,работ невозможно было бы выполнить без почти полной ме ханизации строительства. И только нашей стране, стране, имеющей самую передовую технику, было под силу решение гран- ☆ В. КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника строительства Цимлянского гидроузла * диозной задачи в предельно сжатые сроки. Вот цифры, которые ярко свидетельству ют об объеме и механизации строитель ства. Как известно, все строительно-мон тажные работы на основных сооружениях гидроузла велись круглосуточно. Восемнад цать тысяч световых точек на строитель ной площадке позволяли строителям рабо тать и ночью. Ежесуточно на гидроузле укладывалось до девяти тысяч кубометров бетона. Нужно было не только уложить этот бетон, но и приготовить его, перевезти. Вполне понят но, что без высокой насыщенности техни кой строительство шло бы медленнее. Скоростные методы строительства обес печивались использованием комплексной механизации, причем наиболее высокий уровень ее был достигнут на бетонных ра ботах. Бетонные автоматические заводы с механизированными складами, бетононасо сы, виброхоботы и портальные краны для укладки бетона — все это применялось в таких масштабах, какими не может похва литься ни одна капиталистическая страна. Другой пример. Ежесуточно объем зем ляных работ превышал 300 тысяч кубо метров. Ни одна гидротехническая стройка не знала ни таких цифр, ни таких темпов. Все советские люди, внимательно сле дившие за ходом стройки, знают, какой ог ромный объем работ выполнялся способом гидромеханизации. На сооружении гидро узла работало 26 мощных земснарядов. Они ежесуточно намывали 150 тысяч кубомет ров песку, чтр более чем в три раза пре вышает современные американские строи тельные нормы. Крупным сооружением является электро, станция. Ее мощность определена в 160 тысяч киловатт. Строительство электро станции показывает, как коллектив строй ки стремился беречь время и сдать стан цию в срок, установленный правитель ством. На стройке был полностью устранен порядок очередности работ. Каждый объект был первоочередным, и он возводился од новременно с другими. Вот пример. Сборка рабочего колеса гидротурбины обычно на практике начиналась по окончании строи тельства машинного зала. На нашей строй ке был разработан другой проект. Собран ное готовое рабочее колесо — механизм, весящий 150 тонн, — было подано в ма шинный зал на передвижной тележке. Это смелое решение сложной задачи сэкономи ло 30 рабочих днрй . Таких примеров в практике нашего строительства очень много. Ученые н а у ч -: но-исследовательских учреждений, инже- | неры и стахановцы на заводах проявляли постоянную заботу о внедрении самой со вершенной, самой передовой техники в процесс строительства. Образцы высокой производительности, постоянной заботы о внедрении новых, передовых стахановских методов труда по казывал коллектив нашей стройки. Так, благодаря рационализации произ водственного процесса экипаж шагающего четырнадцатикубового экскаватора т. Ус тава за полтора года вынул 2 миллиона 800 тысяч, кубометров грунта, далеко превысив установленные производствен ные нормы. Или другой пример. Исполь зуя отечественную технику до дна, баг- мейстер Степан Попов руководимым им земснарядом намыл в плотину полтора миллиона кубометров. песка. Все это было им сделано за гтать месяцев. В степи, где раньте дули горячие вет ры, где под палящим солнцем свертыва лась, желтела я сгорала растительность, ныне плещутся воды огромного Цимлян ского моря. По проекту в нем должно по мещаться почти 24 миллиарда кубометров воды. Его наибольшая ширина — 38 к и лометров, а площадь зеркала воды уже сейчас составляет около двух тысяч квад ратных километров. Воды Цимлянского моря через Донской магистральный канал уже пошли вглубь степи, неся жизнь в районы, где раньше все сжигало солнце. Для пропуска воды из моря построен специальный шлюз-регу лятор, в который вода идет через семь же лезобетонных труб. Люди, знавшие степи под Цимлянской до постройки гидроузла и создания моря, не могут представить себе всей грандиозности работы, проделанной строителями. Долго идет корабль по просторам Цимлянского мо ря. Наконец, он подходит к порту, являю щемуся последним словом в технике пор тового строительства. Цимлянский порт не имеет себе равных среди речных портов. Его причалы расположены вдоль одной пя тисотметровой шпунтовой стенки. Весь порт представляет собой полуостров, к ко торому проложены железные и автомобиль ные дороги, пешеходные дорожки. Волго-Донской водный путь строила вся страна. Со всех концов нашей необъятной Родины прибывали сюда люди, горя жела нием принять участие в грандиозных ра ботах. Строители гордились и гордятся тем, что они были на передовой линии борьбы за построение коммунизма. На стройку Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла работало много сотен предприятий. Из Москвы и Ле нинграда, с Украины й Урала, из Средней Азии и Прибалтики ежедневно поступали самые различные грузы — металл, обору дование, электромоторы, механизмы. Трудящиеся Воронежской области могут гордиться тем, что и они внесли свой вклад в дело создания первенца великих строек коммунизма. Экскаваторы воронеж ского завода им. Коминтерна сыгралп боль шую роль в механизации земляных работ. Безотказность и высокая производитель ность этих машин была по заслугам высо ко оценена строителями Цимлянского гид роузла и Волго-Донского канала. Из Липецка строители получали металл и арматуру. Судоремонтники Павловска сделали первые плову чие причалы-дебар- кадеры, которые срйчлс уже качаются на волнах большого Цимлянского моря. Создание Волго-Донского судоходного ка нала имени Ленина и Цимлянского гидро узла — историческая победа советского на рода. Она говорит о растущей с каждым днем мощи советского государства, о на шем дальнейшем движении по пути к ком мунизму. Большевистская партия, совет ское правительство и лично товарищ Сталин повседневно заботятся о развитии производительных сил страны, о создании условий, необходимых для более быстрого продвижения вперед, к коммунизму. Советский Союз ведет гигантскую сози дательную мирную работу, заботясь о мире для народов. Расходуя миллиарды рублей на мирное строительство, советский народ борется за создание в стране изобилия про дукции промышленного и сельскохозяйст венного производства. Иное положение в капиталистических странах, где кучка миллиардеров и мил лионеров, разжигая военный психоз, ду мает на новой мировой войне нажить но вые миллиарды. В Соединенных Штатах Америки сейчас вся промышленность пе реводится на военные рельсы. Империа листы Уолл-стрита наживаются на воен ных авантюрах, рассчитывая втянуть весь мир в новую войну. Во Франции, по свидетельству француз ской печати, в прошлом году на вооруже- ; ние была израсходована такая сумма, ко торой хватило бы для того, чтобы элек трифицировать все сельские районы стра- | ны, провести повсюду водопровод, постро ить 200 тысяч домов для крестьян и т. Д. В советской стране под руководством товарища Сталина претворяется в жизнь величественная программа строительства коммунизма. Великие гидротехнические I стройки — огромный вклад в дело построе ния коммунистического общества. Сегодня, открывая Волго-Донской судо ходный канал имени В. И. Ленина— са мое величественное и совершенное соору жение нашего времени, советский народ празднует великую победу в борьбе за торжество коммунизма. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. На снимке: общий вид шлюза № 2 со стороны Волги. фото С. Кропивницкого (ТАСС)’. Ч у д е с н а я н о в Ь На одной из площадей Сталинграда вы ставлена красочная карта. На ней карто граф и художник изобразили будущую гео графию района Волго-Дона. Карта расска зывает о том, какие новые географические ландшафты возникнут на обширной терри тории в прошлом засушливых степных и полупустынных земель в результате осу ществления великой сталинской стройки. Замечательно то, что перспективная карта стала ньгне живой действительно стью. Голубое пятно моря с карты как бы перенесено на землю. II море плещется под голубым небом. Синяя полоска, проведен ная между Волгой и Доном, стала сегодня каналом, соединявшим пять морей нашей Родины. По новым водным путям— по мо рю, реке, озерам — через степь вдут кра савцы-корабли, везут камский лес, донец кий уголь, донскую и кубанскую пшеницу. Почти все условные знаки с перспек тивной карты сошли на землю живыми элементами новых географических ланд шафтов. Только в натуре они несравненно величественнее и краше. Смотри на них, любуйся ими, восторгайся силой и волей советского народа, преображающего лицо земли по гениальному сталинскому плану! Сейчас на Волго-Дон со ©сох концов страны приезжают советские люди, чтобы воочию увидеть великие достижения сози дательного труда. Старый колхозник, при бывший из Рязанской области, увидев но ме море, новые леса, поля и поселки, ска зал коротко, но выразительно: — Да, добротно переоборудовали землю. Хожу по ней который день и не устаю. II действительно, не устанешь ходить по этой преображенной земле, ще почти на каждом шагу встречаешь чудесную новь. В засушливой ранее степи раскинулось во всю неоглядную ширь Цимлянское мо ре. В нем около 24 миллиардов кубометров воды, которую раньше расточительный Дон проносил мимо иссушенных шлей и сбра сывал в море. Вода Цимлянского моря те- | перь на строгом учете. Советский человек | подчинил ее своей разумной воле. Вода но- ! сит на себе корабли, создает огромное ко личество дешевой электроэнергии. Энергия .Цимлянского моря будет расхо доваться на работу ГЭС, на орошение по лей, на поддержание судоходства на Ниж нем Дону. Несколько миллиардов кубомет ров воды' в течение весенне-летнего сезона потечет из моря по оросительным каналам на поля. К естественным осадкам присое динится искусственный полив. В корне из менятся условия увлажнения, а они в свою очередь изменят растительность. Значительно возрастет урожай в количе ственном и качественном отношении. (Гб этом сейчас можно говорить, опираясь на имеющийся уже опыт. | Весной прошлого года начала действо- I вать Веселовская самотечная оросительная ☆ Г. СИДОРОВ, кандидат географических наук ☆ система (Веселовский район, Ростовской области), являющаяся небольшой частицей Волго-Дона. Уже прошлым летом -мы .виде ли орошаемые участки двух колхозов Ве селовского района — «Заветы Ленина» п «Искра». Среди обожженной степи, лаская взор, зеленел оазис. Шумели тучные хле ба. Клонился долу крупный тяжелый ко лос, цвел хлопчатник, колосился рис. Лю ди не могли усидеть на хуторах, приходи ли подивиться на обновленную степь. Были и неудачи в первом опыте полива, и ©се же урожай собрали в 2 — 3 раза больший, нежели на соседних неорошае мых участках. Хорошо удались рис и хлоп чатник. Таких культур раньше не знала сухая Манычская степь. А нынешней ввоной воды Дона поли лись на поля тринадцати районов засуш ливого Задонья. В эту первую очередь оро шения вошли 10Ю тысяч гектаров. Сейчас можно прикоснуться к плодам орошения. Колхозы Веселовского, Ба гаевского, Ак- сайского и других районов 'Ростовской об ласти убирают пшеницу с поливных уча стков. Невероятный травостой! На каждое! квадратном метре здесь по 500— 600 ко лосьев, да каких колосьев! В колхозе им. Андреева, Аксанекого района, с каждого орошаемого гектара в среднем намолачива ют по 294 пуда отличного пшеничного зерна. Можно сослаться на десятки при меров, свидетельствующих о том, как бла годатная сила воды поднимает на глазах культуру земледелия и его продуктивность. Проезжая по Задонским степям, замеча ешь эту волнующую новь: поля, прони занные живительными артериями каналов, густозеленые посевы многолетних трав, картофеля, цветущие плантации хлопчат ника, сочные стебли риса. Над посевами на красивых металлических мачтах висят провода электропередач. Вместе с ©сдой на поля идет электричество. Оно поднимает воду, приводит © движение земледельче скую технику — словом, делает ©се, что нужно человеку. Техника действует точно, безотказно, заменяя тысячи рабочих рук. В Ростовской области уже работают пер вые электро-машинно-тракторпые станции. По полям передвигаются небольшие элект роподстанции, питающие электротракторы и другие электромашины. В ближайшие годы около трех миллио нов гектаров земель Ростовской и Сталин градской областей составят зону орошения и обводнения Волго-Дона, начнет действо вать полнефтью вся оросительная и обвод нительная система великой стройки. ТТп Цимлянского моря вода хлынет в Маныч- ские, Сальские степи. Она пройдет туда та огромному гидротуннелю, сооружаемому в эти дни через Доно-Сальский водораздел. Вольется вода Волго-Дона и в степи юга Сталинградской области, отличающиеся своим безводьем и малонаселенностью. В степи будет создана густая оросительная сеть, исчисляемая тысячами километров. Местная ростоянная оросительная сеть только одного Донского магистрального ка нала равна тридцати тысячам километров. Каждый колхоз зоны орошения строит перспективные планы на ближайшие го ды. Планы претворяются в жизнь: на оро шаемых землях появляются плантации но вых культур, молодые сады, виноградники. Колхоз «Искра», Веселовского района, подсчитал, что в результате развития по ливного земледелия его доходы к 1955 году " возрастут в 22 раза! В этом плане все строго рассчитано, все реально. Культура земледелия здесь влияет и на самих лю дей, так как требует больших знаний. Что такое современный хлебороб зоны ороше ния Волго-Дона? На орошаемом участке того же колхоза «Искра» мы встретили бригадира поливной бригады, совсем юную девушку Марию Леонову. Она поливала хлопчатник. Девушка с помощью прибора определила влажность почвы, а потом за-* просила воду с головного сооружения ка пала. Когда пошла вода, Леонова постави ла на выводном канале сифон, изобретен ный ею для подсчета количества воды. Бригадир не просто берет воду, а по счету, заранее зная, сколько ее нужно участку. Мария Леонова изучает методику полива. Огромное влияние окажет Волго-Дон на климат степей. Новые географические ландшафты начали складываться. Ош бу дут усложняться, развиваться в своем непрестанном движении. С каждым годом все заметнее будет смягчаться климат этой территории, так как солнечный луч упадет не на голую степь, а на поверхность водо емов, на пространства пышной раститель ности лесных полос, полей, промышлен ных дубрав. Здесь на пути сухг/веев соз дается мощный щит из растительности и воды. Подсыхающие растительная, водная, орошаемая поверхности насытят атмосферу водяными парами. Повысится влажность воздуха. От этого прибавится количество осадков в виде летних дождей. В степях между Волгой и Доном, где советские лю ди дважды повергли вирах врагов совет ской Родины, будет побежден и такой из вечный враг, как засуха. Волею большевистской партии, гением великого Сталина наш народ осуществляет невиданные преобразования, меняет лицо земли. И все это во имя мира, для счастья и радости трудящегося человека, чтоб луч ше и радостнее жилось ему, чтоб лейте был его труд, чтоб быстрее приближалось лучезарное время коммунизма. Из Дона н-а Волгу, из Волги на Дон идут суда по Волго-Донскому каналу им. В. И. Ленина. На снимке: катер буксирует дебаркадер, построенный Павловскими судоремонтными мастерскими. Фото А. Соколенко,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz