Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 13 июля 1952 г, № 165 (6479) Победа мирного труда советских людей ☆ ☆ Величайшее сооружение современности Беседа с президентом Академии наук СССР академиком А. Н. Несмеяновым Советский народ празднует замечатель ную победу — вступление в строй пер вой великой стройки коммунизма Волго- Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Вписана новая яркая стра ница в историю борьбы советских людей за осуществление начертанной товарищем И . В. Сталиным программы построения коммунизма в наш ей страде. П артия Ленина — Сталина, советское правительство всегда ставят перед наро дом задачи, отвечающие его самым насущ ным, жизненным интересам. Идея соеди нения двух могучих рек издавна волнова ла р усских людей. Еще в 1 6 9 8 году по у ка зу Петра Первого была предпринята попы тка прорыть канал между Доном и Волгой. К ней возвращались не раз и впоследствии. После Великой Октябрьской социали стической революции соединение Волги с Доном было выдвинуто в качестве в аж ной народнохозяйственной задачи. В р ай оне сближения этих рек проводились геодезические и геологические изы ска ния. В 1 9 3 9 году X V III съезд партии признал необходимым приступить к строи тельству Волго-Донского соединения. Годы, отделяющие нас от первого пе риода подготовки к сооружению канала, были периодом исключительно быстрого технического прогресса наш ей Родины. И в годы мирного труда и в героические дни Великой Отечественной войны советские учены е-патриоты неустанно совершенство вали тех н и ку , изыскивали все новые природные 'ресурсы, накапливали опыт гидротехнического строительства. Отличительной особенностью нового этапа в ж и зн и советской н ау ки является комплексность в постановке и разреше нии научны х проблем, соответствующая общему при н ц и пу развития нашей эконо м ики. Только на почве соединения всех до стиж ени й н а у к и с п ракти ко й претворяет ся в ж и знь сталинский план преобразова н и я природы. На этой основе так блиста тельно завершилось осуществление одного из важ нейш их звеньев плана — Волго- Донского канала. С окончанием этой ве ликой стройки успешно решается целый комплекс важ ны х народнохозяйственных проблем. Волго-Дон — это не только ги ган тски й судоходный путь из Белого, Балтийского и Каспийского морей в Азов ское и Черное. Цимлянская гидроэлектро станция — мощный источник дешевой электроэнергии для развития сельского хозяйства, промышленности и транспорта. Воды Волги и Дона оросят и обводнят два миллиона семьсот пятьдесят тысяч гектаров земли, на которых будут зреть высокие урож аи зерновых и техн и чески х культур. Волго-Дон — это подлинное воплоще ние замечательных преимуществ нашего общественного строя, успехов экономики, н а у к и и культуры . В его архитектурно- художественном ансамбле отражены вели чественные черты наш ей эпохи. Для соз дания этого гигантского гидротехническо го, транспортного, промышленного и ме лиоративного комплекса были использова ны все достижения современных научно- технических знаний. Советские ученые удостоены С талинских премий за обосно вание актуальны х вопросов гидродинами ки , управления русловыми потоками, за разработку совершенных методов мелиора ции. Созданы новые многочисленные ме ханизмы , облегчающие труд человека, умножающие его производительность на заводах и фабриках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Новое слово в н ауке и техн и ке сказали сами строители Волго-Дона. Их имена в этом году стоят в списке лауреатов С та л ински х премий. Среди них — группа новаторов во главе с П. В. Ш елухиным , решившая новую и сложную задачу ско ростного намыва плотины Цимлянского гидроузла. Впервые в мировой п ракти ке советские гидростроители преодолели труд ности проведения этого процесса в зим них условиях. Советское правительство отметило Сталинской премией труд ин- женеров-новаторов, которые в главе с до центом Московского инженерно-строитель ного и н сти тута О. А. Гершбергом разрабо тали и внедрили в п р а кти ку метод отса сывания лиш ней воды из бетона. В завершающем периоде сооружения Волго-Дона научно-техническое содействие строительству осуществляла бригада А ка демии н ау к СССР, давшая ряд ценных научны х рекомендаций. Много внимания уделили ученые озеле нению трассы канала и берегов водохра нилищ . Самые красивые растения отече ственной флоры, культивированные бота никами, должны радовать взор советских людей. На очереди — изучение работы отдель ных сооружений канала после п уска и дальнейшее усовершенствование методов их эксплуатации. Н а у ка вплотную подходит такж е к ре шению задач сельскохозяйственного освое ния огромных территорий, которые будут орошены водами Волги и Дона. Мы рас полагаем таким выдающимся капи тал ь ным сводом знаний по мелиорации земель, каким является кн и га лауреата С талин ской премии профессора А.. Н . Костикова «Основы мелиорации». Накоплен обшир ный материал многочисленных научны х экспедиций, позволяющий осуществить задачи коренной переделки почв, наме тить рациональные методы полива и агро техн и ки . Окрыленные достигнутыми успехами, советские люди, ученые нашей страны с воодушевлением претворяют в ж изнь ге ниальный сталинский план преобразова ния природы, который прокладывает п ути в будущее. (ТА С С ). Р А Д О С Т Н А Я В Е С Т Ь Ф Р УН ЗЕ , 11 июля (ТА С С ). — Т р у ж е н и ки сельского хозяйства К и рги зи и р а достно встретили весть об окончании пер вой великой стройки коммунизма— Волго- Донского судоходного канала имени В. И . Ленина. Старейш ий рисовод много отраслевого колхоза «Кы зыл аскер», К ы - зыл-аскерского района, Ю суп Касымов сказал: - . . . — Велики дела советских людей. Их волей, их трудом за короткий срок пре ображена природа степны х районов стра ны , соединены д§е великие русские реки. Я счастлив, что дожил до та ки х прекрас ны х дней. Постановление Совета Министров СССР оживленно обсуждается во всех уголках советского Ки ргизстана. На Цимлянском гидроузле развернуты большие работы по озеленению. На снимке: озеленение одного из участ ков в районе Цимлянской ГЭС. фото л Портера (ТАСС). --------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------- --------------- Новая волна трудового энтузиазма ДНЕПРОПЕТРОВСК, 11 июля (ТА С С ).— Большую радость испы тали металлурги, металлисты и машиностроители Придне провья, знакомясь с письмом строите лей Волго-Донского судоходного канала товарищу И . В. С талину. Законной гордостью наполнились сердца стахановцев, инженеров заводов металло ко нструкций имени Молотова и металлур гического оборудования, принявш их а к тивное участие в сооружении ги ган тско го канала. — Большая честь выпала нашему коллективу, — заявил в беседе с коррес пондентом ТАСС исполняющий обязанно сти директора завода имени Молотова лауреат Сталинской премии Д. П. Ле бедь. — В наш их цехах рождались слож нейшие ко нструкции гидросооружений к а нала, его мостов, эстакад. В короткий срок коллектив изготовил комплекты ги ган тски х ворот для шлюзов. Около 13 тысяч тонн ко нструкц и й дал коллектив Волгодонстрпю. Инженеры Забурдаев, К о - ровицина и Забиринник в творческом со дружестве со стахановцами решили слож нейшие технические задачи, разработали новую технологию , позволившую сокра тить сроки выполнения важны х заказов. Л учш ие производственники Максим Чмона и Борис Л еутин выезжали на стройку, чтобы принять непосредственное участие в монтаже шлюзов. Гордясь внесенным вкладом в строи тельство замечательного сооружения С та линской эпохи, наш коллектив развернул борьбу за досрочное выполнение новых заказов строек коммунизма. Успешно освоены и уж е изготовлены десятки ком плектов узлов мощных четырехкубовых ш агающ их экскаваторов. Новая волна трудового энтузиазма под нялась в цехах Днепропетровского завода металлургического оборудования, коллек тив которого дал для Волго-Донского судо ходного канала около 5 0 эшелонов тюбин гов. Л и тейщ и ки тюбингов решили на ме сяц раньше срока завершить годовой план. Все краше становится советская страна Москва стала портом пяти морей. С ко ро отсюда в южные порты страны н а правятся караваны судов, груж енны е автомобилями, автоматическими станками, различными машинами, моторами и дру гой замечательной техникой , вы пускае мой столичными предприятиями. Большой вклад внесли москвичи в со оружение новой водной магистрали, сое диняющей Волгу с Доном. Крупнейш им поставщиком энергетиче ских машин для великих строек комму низма является коллектив трансформатор ного завода имени Куйбыш ева. Здесь бы ли изготовлены сотни трансформаторов для Волго-Дона. Завод выпустил .серию мощных машин для Цимлянского гидро узла. С чувством законной гордости встре тил заводской коллектив этого предприя тия постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Донского судо ходного канала. В цехах, мастерских со стоялись беседы и ч и тки газет, посвящен ные этому историческому событию. — Мы горды тем, — заявил стахано вец Романенко, — что и наш скромный труд помог проложить новый водный путь. П уск первенца вети ких сталин ских строек вдохновляет нас на новые трудовые подвиги во славу Родины, во имя победы коммунизма в нашей стране. Хороший отзыв дали строители Волго- Дона продукции Ростокинского завода строительных маш ин. Здесь были изго товлены мощные бетононасосы, специаль ные строительные агрегаты ц множество других механизмов. При помощи этой тех н и ки механизированы многие работы при сооружении шлюзов, дамб, плотин и мостов. 11 июля в цехах предприятия состоя лись беседы и собрания по поводу завер ш ения работ на строительстве новой водной магистрали. Стахановец завода токарь А. Н. Юсов сказал: — Мы гордимся тем, что машины н а шего^ завода облегчили труд ты сяч строи телей, способствовали досрочному выпол нению сложных работ. Радостная весть об откры тии Волго- Донского судоходного канала быстро обле тела цехи Московской тонкосуконной фабрики имени П. Алексеева. Во время беседы ткач и х а тов. Мураченкова выра зила мысли и чувства товарищей по ра боте. — У нас, советских людей, — сказала она, — большой праздник. Радуясь одер жанной победе, мы в то же время с еще большей решимостью будем трудиться для дальнейшего расцвета любимой Роди ны, для нового подъема благосостояния трудящ ихся. (ТА С С ). По примеру волгодонцев НОВАЯ КА ХО В КА , 11 июля (Т А С С ).— С огромной радостью встретили строите ли Каховского гидроузла ^постановление советского правительства об откры тии Волго-Донского судоходного канала имени В. й . Ленина. — Волнующая весть о том, что всту пил в строй Волго-Донской судоходный канал имени Ленина, — заявил бригадир плотников Александр Костин, — наполни ла наш и сердца радостью. Мы гордимся новым замечательным творением ' совет ского народа. Пример волгодонстроевцев мобилизует нас на новые стахановские дела. Моя бригада выполняет план на 2 0 0 процентов. Мы обязуемся работать еще лучш е, чтобы завершить годовой план к 2 0 сентября — второй годовщине со дня опубликования постановления пра вительства о сооружении великой строй ки на Днепре. За последнее время на каховскую стройку прибыло много, строителей, рабо тавш их на сооружении Волго-Донского канала. Накопив богатый опыт, они пе редают его днепростроевцам. Ответ трудящихся города-героя СТАЛИНГРАД, 11 июля (ТА С С ). — С во- одушевлением встретили трудящиеся С та линграда постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Донского судоход* ного канала и У ка з Президиума Верховно;!) Совета СССР о присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина. На митинге, состоявшемся в мартенов ском цехе 1 завода «Красны й О к тябрь», выступил знатный сталевар К у п риянов. — Сегодня у каждого из нас особенно радостно на душе, — говорит он. — Пер венец великих строек коммунизма — Вол го-Дон вошел в строй. Советский н ар о| сделал новый крупны й ш аг к заветной цели. Приятно сознавать, что в сооружение канала и мы внесли свой вклад. С талин градские сталевары отдавали и впредь бу дут отдавать вое свои силы для обеспече ния великих строек коммунизма добротным металлом. На митинге в механосборочном цехе за вода имени Петрова токарь тов. М окрушин призвал коллектив цеха выполнить месяч ный производственный план ко дню от^ кры тия Волго-Донского судоходного ка н а ла — 2 7 июля. Это предложение было горячо поддержа но коллективом рабочих и сл уж ащ их. Сотни строителей города-героя, тракто ростроителей, металлургов, строителей су дов и экскаваторов, железнодорожников и речников стали сегодня на стахановскую вахту, решив перевыполнить к 2 7 июля месячные производственные задания. Слово колхозников ЦЫ Б УЛ ЕВ КА (Молдавская ССР), 11 ию ля (ТА С С ). — К а к только колхозный радиоузел передал постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Дон ского судоходного канала и У ка з Прези диума Верховного Совета СССР о присвое нии Волго-Донскому канал у имени В. й . Ленина, на бригадных станах и токах сельхозартели имени Котовского состоялись со!рания и беседы. Вместе со всеми советскими людьми колхозная Цы - булевка отмечает завершение строитель ства первенца великих строек коммунизма. — Огромная радость у нас сегодня, — говорит колхозник П . Ветюл, — сбывают ся грандиозные сталинские предначерта ния. В честь исторического события я встаю на стахановскую в ахту. , На то ку перед колхозниками выступил председатель сельхозартели, депутат Вер ховного Совета СССР Ф. Михайлов, рас сказавш ий об огромном народнохозяй ственном значении Волго-Донского канала. — Вместе с водой,— говорит он,— в засушливые ростовские степи пришло большое количество электроэнергии, став ш ей в наш ей стране верным помощником крестьянина, облегчающей его труд. Тов. Михайлов приводит в пример кол хозную Цыбулевку. • Здесь недавно закон чено сооружение новой оросительной системы. На поля и огороды насосы гонят днестровскую воду. В сельхозартели электрифицированы кузнечны е, столярно слесарные мастерские, мельница. Недавно пущ ен радиоузел. Колхозники цыбулевской сельхозартели имени Котовского приняли решение: в ознаменование откры тия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина быстрее, чем запланировано, закончить уборку хлеба и досрочно выполнить по ставки зерна государству. С Д У М А М И ОБ — Вы посмотрите, к а ка я великолепная рожь, — говорил с восторгом пассажир, обращая внимание спутников на обширные поля вызревавшего хлеба. Автобус шел по большому тр а кту К ан те- мировка — Богучар. Перед нами расстила лись огромные массивы рж и , резко выде лявшейся среди остальных кул ьтур своей знакомой янтарной окраской. Автобус то замедлял, то ускорял дви ж ение, . вздрагивая п переваливаясь на ухабах. Мимо нас плыли луга с высоко поднявшимся травостоем, белые цветы кориандра, оранжевые цветы подсолнеч н и ка , зеленые ш ап ки свеклы. Вдали тем нели скирды недавно убранного сена. Люди были в приподнятом настроении и с удо вольствием делились своими наблюдениями. — А вот налево от дороги, видите, бе леет земля, словно покры тая снегом? Это куры . К а ка я масса!.. Оттуда начинаю тся поля колхоза «Свободный труд». Хоро ш и й , кр еп ки й колхоз. Среди пассажиров завязался оживлен ны й разговор. Говорили они об уборке се на, о посевах и сельскохозяйственной тех н и ке, говорили о работе МТС, колхозов и о сроках уборки урож ая. И все соглашались па том, что нынче хлеба хороши. Теперь взять бы все это в крепкие р уки , без по терь. Какое богатство! К акая сила! * * * По дороге автобус оставлял пассажиров я двигался дальше. Вот колхоз «Свобод ный труд », расположенный в селе Лохвиц ком, в массиве земель, обслуживаемых Твердохдебовской МТС. На полях колхоза зреет богатый урожай ☆ М. БУЛАВИН, ☆ озимых и яровых хлебов. На его фермах 8 0 лошадей, среди которых 10 племенных дончаков, 1 2 0 коров, 4 7 0 свиней, 1 10? овец и большое количество птицы . Колхоз имеет около 8 0 0 гектаров сеяных много летних трав и 1 6 0 гектаров сочной луго вой тра!вы. Председатель колхоза Иван Мефодиевпч Калю пин и агроном Петр Моисеевич Щ ер баков охотно рассказывают о трудовой деятельности членов своей артели. — Вот что мы предполагаем взять с наш их полей, — говорит, раскрывая блок нот, Петр Моисеевич. — Озимой ржи и пш еницы по 1 7 , а овса — по 18 центне ров с каждого гектара. Ячмень и подсол нечник дадут, надо полагать, не менее чем по 15 центнеров. Зерновых культур у нас больше 1 0 0 0 гектаров. Понятно, что при таком обилии посевов, при хорошем уро жае механизация уборки является вопро сом первостепенной важности. Агроном достает рабочий план, утв е р ж денный на общем собрании, и рассказыва ет, к а к он и председатель мыслят механи зировать уборку урожая. Чувствовалось, что люди серьезно готовятся к уборке, не боятся возможных трудностей, готовы их преодолеть. Когда мы вышли из дома правления, на безлюдной улице села стояла необыкновен ная тиш и н а — все в поле, на фермах. Около силосных ям работала силосорез ка . Производительность этой замечатель ной машины — 1 2 тонн за рабочий час. У Р ОЖ А Е Десять ж енщ ин едва справлялись с пода чей под ее острые ножи зеленой массы подсолнечника. Возили подсолнечник на арбах с поля, где работали конные ж а тк и . Петр Моисеевич, пожилой, с сильно загоревшим лицом и вдумчивыми серыми глазами, пристально следил за силосорез кой, выбрасывающей из хобота в яму мелкоизрезанную массу. — Мы засилосовали 4 5 0 тонн зеленой массы и подсолнечника, что составляет 7 5 процентов плана,— сказал он.— Через несколько дней план силосования будет н а верняка перевыполнен, а это увеличит за пасы кормов. Но обратите внимание на силосорезку. Она только появилась в на ш и х местах. Я ознакомился с нею еще в С и бири, где работал а!грономом. Эта машина замечательна тем, что ее при необходимо сти легко можно переделать в зернопульт, который не только очищает зерно, но и сниж ает на много его влажность. А это очень важно в напряж енны е дни хлебо заготовок. Иван Мефодпевич, сделав распоряжения подводчикам, подошел к нам и стал торо пить с отъездом в Твердохлебовскую ма ш инно-тракторную мастерскую на сове щ ание. Проезжая по селу, он показал на новый, кры тый с атом ой то к. — Это нага центральный ток. Емкость его — 4 0 0 0 центнеров, — заметил Петр Моисеевич. — Вот тут-то мы и думлом механизировать наш у работу. У нас име ются две сортировки, веялка, молотилка и сложная сортировка «В ИМ ». Приведя ма ш ины в движение трактором, мы облегчим \ труд людей, а часть их высвободим, повы сим производительность, а главное — со кратим сроки сдачи хлеба государству. Зернопульт ускорит очистку зерна. Б ун кер, который мы готовим, даст нам воз можность ускорить о тгр узку зерна с тока и устранит простои машин. Будут там и весы с площадкой, на которых мы будем взвешивать груженны е зерном бестарки. После минутного молчания он продол ж ал, к а к бы заканчивая свою мысль: — Кажды й год наш и поля получают все новую и новую тех н и ку , сложные ма ш ины . Теперь уж е без широкой п полной механизации труда нельзя и помышлять о дальнейшем подъеме культуры земледелия и получении высоких урожаев. Об этом знают у нас теперь все колхозники, и они проявляют огромный интерес к внедрению тех н и ки во все процессы производства. , Беседуя, мы незаметно подъехали к к л у бу, где должен был заседать совет станции. Однако в клубе еще никого не было. Председатель Калю пин и агроном Щербаков использовали время для осмотра комбайнов, предназначенных для работы в их колхозе. На/конец, собрались председатели колхо зов, агрономы, бригадиры, механизаторы. Совещание началось. П сразу ж е доста точно полно выявились недостатки в ра боте станции и колхозов. Оказалось, что план силосования по массиву МТС выпол нен только на 2 5 процентов. Доклад директора МТС т. Вершкова вызвал живы е прения. Представители кол хозов подвергли справедливой кр и ти ке н е достатки в работе МТС. Чувством ответст венности и заботы о посевах, о повыше нии урожайности, о механизации были проникнуты все вы ступления. — Сроки весеннего сева мы сокра щаем, это верно,— говорил председатель колхоза им. Кирова т. Могилин,— а устой чивых высоких урожаев все еще не до бились. А почему? Да потому, что до сих пор не все агромероприятия выполняют ся. Взять хотя бы лущ ение. Разве та к н а до лущить, к а к это делаем мы? — Ведь не л ущ ат, а царапают землю, стерня остается,— не выдержал кто-то. — А посев подсолнечника? — продол жал М огилин.— В нашем колхозе его сея ли не прямолинейно, потому что сеяли неопытные люди. Вот и возникают труд ности теперь при механизированном уходе. — А что получается с механизацией ферм? — раздались голоса с мест.— А о т куда мы будем брать ш кивы для сорти ровок, к а к их изготовлять? Где м еханиза торы? Председатель колхоза им. 4 0 -й Богучар- ской дивизии Семеняченко волнуется. Видно, что ему хочется сказать о многом, и он бросает в адрес дирекции МТС упрек: — Мы все время тблкуем о бункерах на току для механизированной погрузки зерна в машины . Но почему нам не по могут их сделать? Но счет предъявляют и работники МТС. Комбайнер Гапченко работал в прошлом году в одном из колхозов. Он н и ка к не мо ж ет забыть равнодушного отнош ения к себе. — Я больше простаивал, чем убирал хлеба. То людей, то подвод не было. А пш ен и ц а... К а ка я хорошая была пш ен и ца! — вспоминает он, и в его голосе зву чит искренняя обида и досада.— В этом „году пш еница еще лучш е. Но если такая негодная п р акти ка обслуживания повто рится, мы понесем большие потери. Отдавая справедливость председателям колхозов, надо сказать, что, кр и ти ку я ра ботников маш инно-тракторной станции, они справедливо говорили и о недостат ках, имеющихся в подготовке к уборке в колхозах. Надо сообща и быстрее л и кв и дировать все эти недостатки, чтобы д р уж но, во всеоружии встретить и провести ж атв у хлебов и хлебозаготовки. Таков был общий мотив всех страстных речей. После вы ступления секретаря райкома партии т. Трощенко заключительное сл**- во взял директор МТС т. Вершков. — Все, что здесь говорилось,— пра вильно. К р и ти ка ваша тем и ценна, что она поможет нам быстро устранить недо статки . Времени до начала уборки оста лось мало. Давайте ж е вместе преодолеем отставание. Сегодняшнее совещание очень полезно, и я думаю, что оно поможет нам двинуть дело вперед... * * * Мы возвращались в колхоз «Свободный труд» в сумерки. После некоторого молча ния Петр Моисеевич сказал: Хорошее совещание, но н уж но было б- пораньше провести его. Плохо, что у нас часто нет еще крепкого содружества. Мы сами редко ездим в МТС. Порой неко торые председатели говорят работникам МТС: «Вы подписали договор, вы и рабо тай те». А это свидетельствует о равноду ш ии, о непонимании того, что мы делаем одно общегосударственное дело. И , обра щаясь к председателю, спросил:— К а к У нас с током, Иван Мефодиевич? — Завтра дооборудуем, а ш кивы для сортировок я у ж е заказал нашим плот никам . Он тронул вожжи. Лошади побежали быстрее. Председатель и агроном торопились к вечернему наряду, и кажды й из них ду мал о том, что надо сделать завтра. Богучарский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz