Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

2 К О М М У Н А 13 июля 1952 г, № 165 (6479) Победа мирного труда советских людей ☆ ☆ Величайшее сооружение современности Беседа с президентом Академии наук СССР академиком А. Н. Несмеяновым Советский народ празднует замечатель­ ную победу — вступление в строй пер­ вой великой стройки коммунизма Волго- Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Вписана новая яркая стра­ ница в историю борьбы советских людей за осуществление начертанной товарищем И . В. Сталиным программы построения коммунизма в наш ей страде. П артия Ленина — Сталина, советское правительство всегда ставят перед наро­ дом задачи, отвечающие его самым насущ ­ ным, жизненным интересам. Идея соеди­ нения двух могучих рек издавна волнова­ ла р усских людей. Еще в 1 6 9 8 году по у ка зу Петра Первого была предпринята попы тка прорыть канал между Доном и Волгой. К ней возвращались не раз и впоследствии. После Великой Октябрьской социали­ стической революции соединение Волги с Доном было выдвинуто в качестве в аж ­ ной народнохозяйственной задачи. В р ай­ оне сближения этих рек проводились геодезические и геологические изы ска­ ния. В 1 9 3 9 году X V III съезд партии признал необходимым приступить к строи­ тельству Волго-Донского соединения. Годы, отделяющие нас от первого пе­ риода подготовки к сооружению канала, были периодом исключительно быстрого технического прогресса наш ей Родины. И в годы мирного труда и в героические дни Великой Отечественной войны советские учены е-патриоты неустанно совершенство­ вали тех н и ку , изыскивали все новые природные 'ресурсы, накапливали опыт гидротехнического строительства. Отличительной особенностью нового этапа в ж и зн и советской н ау ки является комплексность в постановке и разреше­ нии научны х проблем, соответствующая общему при н ц и пу развития нашей эконо­ м ики. Только на почве соединения всех до­ стиж ени й н а у к и с п ракти ко й претворяет­ ся в ж и знь сталинский план преобразова­ н и я природы. На этой основе так блиста­ тельно завершилось осуществление одного из важ нейш их звеньев плана — Волго- Донского канала. С окончанием этой ве­ ликой стройки успешно решается целый комплекс важ ны х народнохозяйственных проблем. Волго-Дон — это не только ги ­ ган тски й судоходный путь из Белого, Балтийского и Каспийского морей в Азов­ ское и Черное. Цимлянская гидроэлектро­ станция — мощный источник дешевой электроэнергии для развития сельского хозяйства, промышленности и транспорта. Воды Волги и Дона оросят и обводнят два миллиона семьсот пятьдесят тысяч гектаров земли, на которых будут зреть высокие урож аи зерновых и техн и чески х культур. Волго-Дон — это подлинное воплоще­ ние замечательных преимуществ нашего общественного строя, успехов экономики, н а у к и и культуры . В его архитектурно- художественном ансамбле отражены вели­ чественные черты наш ей эпохи. Для соз­ дания этого гигантского гидротехническо­ го, транспортного, промышленного и ме­ лиоративного комплекса были использова­ ны все достижения современных научно- технических знаний. Советские ученые удостоены С талинских премий за обосно­ вание актуальны х вопросов гидродинами­ ки , управления русловыми потоками, за разработку совершенных методов мелиора­ ции. Созданы новые многочисленные ме­ ханизмы , облегчающие труд человека, умножающие его производительность на заводах и фабриках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Новое слово в н ауке и техн и ке сказали сами строители Волго-Дона. Их имена в этом году стоят в списке лауреатов С та­ л ински х премий. Среди них — группа новаторов во главе с П. В. Ш елухиным , решившая новую и сложную задачу ско­ ростного намыва плотины Цимлянского гидроузла. Впервые в мировой п ракти ке советские гидростроители преодолели труд­ ности проведения этого процесса в зим ­ них условиях. Советское правительство отметило Сталинской премией труд ин- женеров-новаторов, которые в главе с до­ центом Московского инженерно-строитель­ ного и н сти тута О. А. Гершбергом разрабо­ тали и внедрили в п р а кти ку метод отса­ сывания лиш ней воды из бетона. В завершающем периоде сооружения Волго-Дона научно-техническое содействие строительству осуществляла бригада А ка­ демии н ау к СССР, давшая ряд ценных научны х рекомендаций. Много внимания уделили ученые озеле­ нению трассы канала и берегов водохра­ нилищ . Самые красивые растения отече­ ственной флоры, культивированные бота­ никами, должны радовать взор советских людей. На очереди — изучение работы отдель­ ных сооружений канала после п уска и дальнейшее усовершенствование методов их эксплуатации. Н а у ка вплотную подходит такж е к ре­ шению задач сельскохозяйственного освое­ ния огромных территорий, которые будут орошены водами Волги и Дона. Мы рас­ полагаем таким выдающимся капи тал ь ­ ным сводом знаний по мелиорации земель, каким является кн и га лауреата С талин­ ской премии профессора А.. Н . Костикова «Основы мелиорации». Накоплен обшир­ ный материал многочисленных научны х экспедиций, позволяющий осуществить задачи коренной переделки почв, наме­ тить рациональные методы полива и агро­ техн и ки . Окрыленные достигнутыми успехами, советские люди, ученые нашей страны с воодушевлением претворяют в ж изнь ге ­ ниальный сталинский план преобразова­ ния природы, который прокладывает п ути в будущее. (ТА С С ). Р А Д О С Т Н А Я В Е С Т Ь Ф Р УН ЗЕ , 11 июля (ТА С С ). — Т р у ж е ­ н и ки сельского хозяйства К и рги зи и р а­ достно встретили весть об окончании пер­ вой великой стройки коммунизма— Волго- Донского судоходного канала имени В. И . Ленина. Старейш ий рисовод много­ отраслевого колхоза «Кы зыл аскер», К ы - зыл-аскерского района, Ю суп Касымов сказал: - . . . — Велики дела советских людей. Их волей, их трудом за короткий срок пре­ ображена природа степны х районов стра­ ны , соединены д§е великие русские реки. Я счастлив, что дожил до та ки х прекрас­ ны х дней. Постановление Совета Министров СССР оживленно обсуждается во всех уголках советского Ки ргизстана. На Цимлянском гидроузле развернуты большие работы по озеленению. На снимке: озеленение одного из участ­ ков в районе Цимлянской ГЭС. фото л Портера (ТАСС). --------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------- --------------- Новая волна трудового энтузиазма ДНЕПРОПЕТРОВСК, 11 июля (ТА С С ).— Большую радость испы тали металлурги, металлисты и машиностроители Придне­ провья, знакомясь с письмом строите­ лей Волго-Донского судоходного канала товарищу И . В. С талину. Законной гордостью наполнились сердца стахановцев, инженеров заводов металло­ ко нструкций имени Молотова и металлур­ гического оборудования, принявш их а к ­ тивное участие в сооружении ги ган тско ­ го канала. — Большая честь выпала нашему коллективу, — заявил в беседе с коррес­ пондентом ТАСС исполняющий обязанно­ сти директора завода имени Молотова лауреат Сталинской премии Д. П. Ле­ бедь. — В наш их цехах рождались слож­ нейшие ко нструкции гидросооружений к а ­ нала, его мостов, эстакад. В короткий срок коллектив изготовил комплекты ги ган тски х ворот для шлюзов. Около 13 тысяч тонн ко нструкц и й дал коллектив Волгодонстрпю. Инженеры Забурдаев, К о - ровицина и Забиринник в творческом со­ дружестве со стахановцами решили слож­ нейшие технические задачи, разработали новую технологию , позволившую сокра­ тить сроки выполнения важны х заказов. Л учш ие производственники Максим Чмона и Борис Л еутин выезжали на стройку, чтобы принять непосредственное участие в монтаже шлюзов. Гордясь внесенным вкладом в строи­ тельство замечательного сооружения С та­ линской эпохи, наш коллектив развернул борьбу за досрочное выполнение новых заказов строек коммунизма. Успешно освоены и уж е изготовлены десятки ком­ плектов узлов мощных четырехкубовых ш агающ их экскаваторов. Новая волна трудового энтузиазма под­ нялась в цехах Днепропетровского завода металлургического оборудования, коллек­ тив которого дал для Волго-Донского судо­ ходного канала около 5 0 эшелонов тюбин­ гов. Л и тейщ и ки тюбингов решили на ме­ сяц раньше срока завершить годовой план. Все краше становится советская страна Москва стала портом пяти морей. С ко­ ро отсюда в южные порты страны н а­ правятся караваны судов, груж енны е автомобилями, автоматическими станками, различными машинами, моторами и дру­ гой замечательной техникой , вы пускае­ мой столичными предприятиями. Большой вклад внесли москвичи в со­ оружение новой водной магистрали, сое­ диняющей Волгу с Доном. Крупнейш им поставщиком энергетиче­ ских машин для великих строек комму­ низма является коллектив трансформатор­ ного завода имени Куйбыш ева. Здесь бы­ ли изготовлены сотни трансформаторов для Волго-Дона. Завод выпустил .серию мощных машин для Цимлянского гидро­ узла. С чувством законной гордости встре­ тил заводской коллектив этого предприя­ тия постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Донского судо­ ходного канала. В цехах, мастерских со­ стоялись беседы и ч и тки газет, посвящен­ ные этому историческому событию. — Мы горды тем, — заявил стахано­ вец Романенко, — что и наш скромный труд помог проложить новый водный путь. П уск первенца вети ких сталин­ ских строек вдохновляет нас на новые трудовые подвиги во славу Родины, во имя победы коммунизма в нашей стране. Хороший отзыв дали строители Волго- Дона продукции Ростокинского завода строительных маш ин. Здесь были изго­ товлены мощные бетононасосы, специаль­ ные строительные агрегаты ц множество других механизмов. При помощи этой тех н и ки механизированы многие работы при сооружении шлюзов, дамб, плотин и мостов. 11 июля в цехах предприятия состоя­ лись беседы и собрания по поводу завер­ ш ения работ на строительстве новой водной магистрали. Стахановец завода токарь А. Н. Юсов сказал: — Мы гордимся тем, что машины н а ­ шего^ завода облегчили труд ты сяч строи­ телей, способствовали досрочному выпол­ нению сложных работ. Радостная весть об откры тии Волго- Донского судоходного канала быстро обле­ тела цехи Московской тонкосуконной фабрики имени П. Алексеева. Во время беседы ткач и х а тов. Мураченкова выра­ зила мысли и чувства товарищей по ра­ боте. — У нас, советских людей, — сказала она, — большой праздник. Радуясь одер­ жанной победе, мы в то же время с еще большей решимостью будем трудиться для дальнейшего расцвета любимой Роди­ ны, для нового подъема благосостояния трудящ ихся. (ТА С С ). По примеру волгодонцев НОВАЯ КА ХО В КА , 11 июля (Т А С С ).— С огромной радостью встретили строите­ ли Каховского гидроузла ^постановление советского правительства об откры тии Волго-Донского судоходного канала имени В. й . Ленина. — Волнующая весть о том, что всту­ пил в строй Волго-Донской судоходный канал имени Ленина, — заявил бригадир плотников Александр Костин, — наполни­ ла наш и сердца радостью. Мы гордимся новым замечательным творением ' совет­ ского народа. Пример волгодонстроевцев мобилизует нас на новые стахановские дела. Моя бригада выполняет план на 2 0 0 процентов. Мы обязуемся работать еще лучш е, чтобы завершить годовой план к 2 0 сентября — второй годовщине со дня опубликования постановления пра­ вительства о сооружении великой строй­ ки на Днепре. За последнее время на каховскую стройку прибыло много, строителей, рабо­ тавш их на сооружении Волго-Донского канала. Накопив богатый опыт, они пе­ редают его днепростроевцам. Ответ трудящихся города-героя СТАЛИНГРАД, 11 июля (ТА С С ). — С во- одушевлением встретили трудящиеся С та­ линграда постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Донского судоход* ного канала и У ка з Президиума Верховно;!) Совета СССР о присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени В. И. Ленина. На митинге, состоявшемся в мартенов­ ском цехе 1 завода «Красны й О к­ тябрь», выступил знатный сталевар К у п ­ риянов. — Сегодня у каждого из нас особенно радостно на душе, — говорит он. — Пер­ венец великих строек коммунизма — Вол­ го-Дон вошел в строй. Советский н ар о| сделал новый крупны й ш аг к заветной цели. Приятно сознавать, что в сооружение канала и мы внесли свой вклад. С талин­ градские сталевары отдавали и впредь бу­ дут отдавать вое свои силы для обеспече­ ния великих строек коммунизма добротным металлом. На митинге в механосборочном цехе за­ вода имени Петрова токарь тов. М окрушин призвал коллектив цеха выполнить месяч­ ный производственный план ко дню от^ кры тия Волго-Донского судоходного ка н а ­ ла — 2 7 июля. Это предложение было горячо поддержа­ но коллективом рабочих и сл уж ащ их. Сотни строителей города-героя, тракто­ ростроителей, металлургов, строителей су­ дов и экскаваторов, железнодорожников и речников стали сегодня на стахановскую вахту, решив перевыполнить к 2 7 июля месячные производственные задания. Слово колхозников ЦЫ Б УЛ ЕВ КА (Молдавская ССР), 11 ию ­ ля (ТА С С ). — К а к только колхозный радиоузел передал постановление Совета Министров СССР об откры тии Волго-Дон­ ского судоходного канала и У ка з Прези­ диума Верховного Совета СССР о присвое­ нии Волго-Донскому канал у имени В. й . Ленина, на бригадных станах и токах сельхозартели имени Котовского состоялись со!рания и беседы. Вместе со всеми советскими людьми колхозная Цы - булевка отмечает завершение строитель­ ства первенца великих строек коммунизма. — Огромная радость у нас сегодня, — говорит колхозник П . Ветюл, — сбывают­ ся грандиозные сталинские предначерта­ ния. В честь исторического события я встаю на стахановскую в ахту. , На то ку перед колхозниками выступил председатель сельхозартели, депутат Вер­ ховного Совета СССР Ф. Михайлов, рас­ сказавш ий об огромном народнохозяй­ ственном значении Волго-Донского канала. — Вместе с водой,— говорит он,— в засушливые ростовские степи пришло большое количество электроэнергии, став­ ш ей в наш ей стране верным помощником крестьянина, облегчающей его труд. Тов. Михайлов приводит в пример кол­ хозную Цыбулевку. • Здесь недавно закон ­ чено сооружение новой оросительной системы. На поля и огороды насосы гонят днестровскую воду. В сельхозартели электрифицированы кузнечны е, столярно­ слесарные мастерские, мельница. Недавно пущ ен радиоузел. Колхозники цыбулевской сельхозартели имени Котовского приняли решение: в ознаменование откры тия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина быстрее, чем запланировано, закончить уборку хлеба и досрочно выполнить по­ ставки зерна государству. С Д У М А М И ОБ — Вы посмотрите, к а ка я великолепная рожь, — говорил с восторгом пассажир, обращая внимание спутников на обширные поля вызревавшего хлеба. Автобус шел по большому тр а кту К ан те- мировка — Богучар. Перед нами расстила­ лись огромные массивы рж и , резко выде­ лявшейся среди остальных кул ьтур своей знакомой янтарной окраской. Автобус то замедлял, то ускорял дви­ ж ение, . вздрагивая п переваливаясь на ухабах. Мимо нас плыли луга с высоко поднявшимся травостоем, белые цветы кориандра, оранжевые цветы подсолнеч­ н и ка , зеленые ш ап ки свеклы. Вдали тем­ нели скирды недавно убранного сена. Люди были в приподнятом настроении и с удо­ вольствием делились своими наблюдениями. — А вот налево от дороги, видите, бе­ леет земля, словно покры тая снегом? Это куры . К а ка я масса!.. Оттуда начинаю тся поля колхоза «Свободный труд». Хоро­ ш и й , кр еп ки й колхоз. Среди пассажиров завязался оживлен­ ны й разговор. Говорили они об уборке се­ на, о посевах и сельскохозяйственной тех ­ н и ке, говорили о работе МТС, колхозов и о сроках уборки урож ая. И все соглашались па том, что нынче хлеба хороши. Теперь взять бы все это в крепкие р уки , без по­ терь. Какое богатство! К акая сила! * * * По дороге автобус оставлял пассажиров я двигался дальше. Вот колхоз «Свобод­ ный труд », расположенный в селе Лохвиц­ ком, в массиве земель, обслуживаемых Твердохдебовской МТС. На полях колхоза зреет богатый урожай ☆ М. БУЛАВИН, ☆ озимых и яровых хлебов. На его фермах 8 0 лошадей, среди которых 10 племенных дончаков, 1 2 0 коров, 4 7 0 свиней, 1 10? овец и большое количество птицы . Колхоз имеет около 8 0 0 гектаров сеяных много­ летних трав и 1 6 0 гектаров сочной луго­ вой тра!вы. Председатель колхоза Иван Мефодиевпч Калю пин и агроном Петр Моисеевич Щ ер­ баков охотно рассказывают о трудовой деятельности членов своей артели. — Вот что мы предполагаем взять с наш их полей, — говорит, раскрывая блок­ нот, Петр Моисеевич. — Озимой ржи и пш еницы по 1 7 , а овса — по 18 центне­ ров с каждого гектара. Ячмень и подсол­ нечник дадут, надо полагать, не менее чем по 15 центнеров. Зерновых культур у нас больше 1 0 0 0 гектаров. Понятно, что при таком обилии посевов, при хорошем уро­ жае механизация уборки является вопро­ сом первостепенной важности. Агроном достает рабочий план, утв е р ж ­ денный на общем собрании, и рассказыва­ ет, к а к он и председатель мыслят механи­ зировать уборку урожая. Чувствовалось, что люди серьезно готовятся к уборке, не боятся возможных трудностей, готовы их преодолеть. Когда мы вышли из дома правления, на безлюдной улице села стояла необыкновен­ ная тиш и н а — все в поле, на фермах. Около силосных ям работала силосорез­ ка . Производительность этой замечатель­ ной машины — 1 2 тонн за рабочий час. У Р ОЖ А Е Десять ж енщ ин едва справлялись с пода­ чей под ее острые ножи зеленой массы подсолнечника. Возили подсолнечник на арбах с поля, где работали конные ж а тк и . Петр Моисеевич, пожилой, с сильно загоревшим лицом и вдумчивыми серыми глазами, пристально следил за силосорез­ кой, выбрасывающей из хобота в яму мелкоизрезанную массу. — Мы засилосовали 4 5 0 тонн зеленой массы и подсолнечника, что составляет 7 5 процентов плана,— сказал он.— Через несколько дней план силосования будет н а ­ верняка перевыполнен, а это увеличит за­ пасы кормов. Но обратите внимание на силосорезку. Она только появилась в на­ ш и х местах. Я ознакомился с нею еще в С и­ бири, где работал а!грономом. Эта машина замечательна тем, что ее при необходимо­ сти легко можно переделать в зернопульт, который не только очищает зерно, но и сниж ает на много его влажность. А это очень важно в напряж енны е дни хлебо­ заготовок. Иван Мефодпевич, сделав распоряжения подводчикам, подошел к нам и стал торо­ пить с отъездом в Твердохлебовскую ма­ ш инно-тракторную мастерскую на сове­ щ ание. Проезжая по селу, он показал на новый, кры тый с атом ой то к. — Это нага центральный ток. Емкость его — 4 0 0 0 центнеров, — заметил Петр Моисеевич. — Вот тут-то мы и думлом механизировать наш у работу. У нас име­ ются две сортировки, веялка, молотилка и сложная сортировка «В ИМ ». Приведя ма­ ш ины в движение трактором, мы облегчим \ труд людей, а часть их высвободим, повы­ сим производительность, а главное — со­ кратим сроки сдачи хлеба государству. Зернопульт ускорит очистку зерна. Б ун ­ кер, который мы готовим, даст нам воз­ можность ускорить о тгр узку зерна с тока и устранит простои машин. Будут там и весы с площадкой, на которых мы будем взвешивать груженны е зерном бестарки. После минутного молчания он продол­ ж ал, к а к бы заканчивая свою мысль: — Кажды й год наш и поля получают все новую и новую тех н и ку , сложные ма­ ш ины . Теперь уж е без широкой п полной механизации труда нельзя и помышлять о дальнейшем подъеме культуры земледелия и получении высоких урожаев. Об этом знают у нас теперь все колхозники, и они проявляют огромный интерес к внедрению тех н и ки во все процессы производства. , Беседуя, мы незаметно подъехали к к л у ­ бу, где должен был заседать совет станции. Однако в клубе еще никого не было. Председатель Калю пин и агроном Щербаков использовали время для осмотра комбайнов, предназначенных для работы в их колхозе. На/конец, собрались председатели колхо­ зов, агрономы, бригадиры, механизаторы. Совещание началось. П сразу ж е доста­ точно полно выявились недостатки в ра­ боте станции и колхозов. Оказалось, что план силосования по массиву МТС выпол­ нен только на 2 5 процентов. Доклад директора МТС т. Вершкова вызвал живы е прения. Представители кол­ хозов подвергли справедливой кр и ти ке н е­ достатки в работе МТС. Чувством ответст­ венности и заботы о посевах, о повыше­ нии урожайности, о механизации были проникнуты все вы ступления. — Сроки весеннего сева мы сокра­ щаем, это верно,— говорил председатель колхоза им. Кирова т. Могилин,— а устой­ чивых высоких урожаев все еще не до­ бились. А почему? Да потому, что до сих пор не все агромероприятия выполняют­ ся. Взять хотя бы лущ ение. Разве та к н а ­ до лущить, к а к это делаем мы? — Ведь не л ущ ат, а царапают землю, стерня остается,— не выдержал кто-то. — А посев подсолнечника? — продол­ жал М огилин.— В нашем колхозе его сея­ ли не прямолинейно, потому что сеяли неопытные люди. Вот и возникают труд ­ ности теперь при механизированном уходе. — А что получается с механизацией ферм? — раздались голоса с мест.— А о т­ куда мы будем брать ш кивы для сорти­ ровок, к а к их изготовлять? Где м еханиза­ торы? Председатель колхоза им. 4 0 -й Богучар- ской дивизии Семеняченко волнуется. Видно, что ему хочется сказать о многом, и он бросает в адрес дирекции МТС упрек: — Мы все время тблкуем о бункерах на току для механизированной погрузки зерна в машины . Но почему нам не по­ могут их сделать? Но счет предъявляют и работники МТС. Комбайнер Гапченко работал в прошлом году в одном из колхозов. Он н и ка к не мо­ ж ет забыть равнодушного отнош ения к себе. — Я больше простаивал, чем убирал хлеба. То людей, то подвод не было. А пш ен и ц а... К а ка я хорошая была пш ен и ­ ца! — вспоминает он, и в его голосе зву­ чит искренняя обида и досада.— В этом „году пш еница еще лучш е. Но если такая негодная п р акти ка обслуживания повто­ рится, мы понесем большие потери. Отдавая справедливость председателям колхозов, надо сказать, что, кр и ти ку я ра­ ботников маш инно-тракторной станции, они справедливо говорили и о недостат­ ках, имеющихся в подготовке к уборке в колхозах. Надо сообща и быстрее л и кв и ­ дировать все эти недостатки, чтобы д р уж ­ но, во всеоружии встретить и провести ж атв у хлебов и хлебозаготовки. Таков был общий мотив всех страстных речей. После вы ступления секретаря райкома партии т. Трощенко заключительное сл**- во взял директор МТС т. Вершков. — Все, что здесь говорилось,— пра­ вильно. К р и ти ка ваша тем и ценна, что она поможет нам быстро устранить недо­ статки . Времени до начала уборки оста­ лось мало. Давайте ж е вместе преодолеем отставание. Сегодняшнее совещание очень полезно, и я думаю, что оно поможет нам двинуть дело вперед... * * * Мы возвращались в колхоз «Свободный труд» в сумерки. После некоторого молча­ ния Петр Моисеевич сказал: Хорошее совещание, но н уж но было б- пораньше провести его. Плохо, что у нас часто нет еще крепкого содружества. Мы сами редко ездим в МТС. Порой неко­ торые председатели говорят работникам МТС: «Вы подписали договор, вы и рабо­ тай те». А это свидетельствует о равноду­ ш ии, о непонимании того, что мы делаем одно общегосударственное дело. И , обра­ щаясь к председателю, спросил:— К а к У нас с током, Иван Мефодиевич? — Завтра дооборудуем, а ш кивы для сортировок я у ж е заказал нашим плот­ никам . Он тронул вожжи. Лошади побежали быстрее. Председатель и агроном торопились к вечернему наряду, и кажды й из них ду­ мал о том, что надо сделать завтра. Богучарский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz