Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 6 июля 1952 г., № 159 (6473) П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Наш план массово-политической работы на период уборки урожая и хлебозаготовок В течение нескольких лет наш колхоз был одним из отстающих в районе. Из года в год он собирал низкие урожаи, не вы полнял плана развития общественного жи вотноводства. Одной из основных причин ■Этого являлось то, что партийная органи зация недостаточно влияла на хозяйствен ную деятельность колхоза, слабо вела по- -литическую работу с массами. В текущем году, заключив договор на социалистиче ское соревнование с соседней сельхозар телью им. Крупской, мы решили быстрее преодолеть отставание и добиться первен ства в соревновании. В этом направлении уже проделана не которая работа. Парторганизация стала глубже вникать в экономику колхоза, ре шать коренные вопросы развития общест венного хозяйства. Заметно улучшилась массово-политическая работа с колхозни ками. Для них читаются лекции и докла ды, агитаторы проводят беседы, организу ют соревнование, распространяют опыт передовиков. В результате но сравнению с прошлым годом весенний сев в колхозе проведен нынче в полтора раза быстрее и лучше по качеству, успешнее ведется уход за посевами и подготовка к убороч ной кампании. Сейчас на колхозных полях растет хо роший урожай. Задача наших коммуни стов состоит теперь в том, чтобы поднять всех колхозников на проведение уборки хлебов в сжатые сроки и без потерь, на досрочное выполнение первой заповеди пе ред государством. В успешном решении этой задачи первостепенную роль должна сыграть правильная постановка партийно политической работы. На недавно состояв шемся партсобрании мы наметили кон кретный план деятельности парторганиза ции на период уборки урожая и хлебоза готовок. При этом были определены зада чи не только в целом парторганизации, агитколлектива, но и в отдельности каждо го коммуниста. Все члены и кандидаты партии расстав лены на ответственных участках, им да ны • определенные поручения. Так, комму нист т. Васильев будет работать на току, кандидат партии т. Шестакова — на моло- тильцом агрегате. Выделены коммунисты для работы среди колхозников, которые бу дут возить зерно на заготовительный пункт. Словом, партийным влиянием будут охва чены все решающие участки уборки уро жая. Особое внимание парторганизация обращает на проведение политической ра боты в полеводческих бригадах. Здесь бу дут группы агитаторов, а также активи сты культурно-просветительной работы. Большие задачи возлагаются на наш ийтколлектив. Он объединяет 19 комму нистов, комсомольцев, беспартийных. Поч ти все они имеют необходимые знания и шыт агитационной работы. На днях мы форели совещание агитаторов, на котором осудили вопрос о том, как надо строить вою работу во время уборки урожая. Агп- зторы обязаны прежде всего разъяснять олхозникам решения партии и прави тельства, информировать их а важнейших событиях внутренней и международной жизни, организовывать социалистическое соревнование за выполнение взятых обя зательств. Мы разработали предварительную тема тику бесед. С колхозниками намечено про вести такие, например, беседы: «Хлебоза готовка— первая заповедь колхоза», «О ходе выполнения социалистических обяза тельств», «Об опыте работы передовиков», «О великих стройках коммунизма», «О крепнущем лагере мира и о происках под жигателей .войны» и т. д. Все йаши аги таторы обеспечены центральными, област ными и районной газетами. Мы позабо тимся и о том, чтобы каждый из них, го товясь к беседе, имел другие необходимые материалы, в частности, яркие факты и примеры из местной жизни, художествен ную и политическую литературу. С работ никами сельского клуба мы договорились о том, чтобы они прислали в полеводче ские бригады передвижные библиотечки, а районный Дом культуры командирует к нам для выступления агиткультбригаду. В период страдной поры решено также прочитать ряд лекций и докладов для колхозников. Так, парторганизация пору чила председателю колхоза т. Глотову под готовить доклад на тему: «Социалистиче ское соревнование — метод коммунистиче ского воспитания», член сельского лекто рия учитель т. Медведев выступит с лек цией «Ленин и Сталин о социалистической дисциплине труда». Большое значение придает парторгани зация развертыванию соревнования на уборке и хлебозаготовках. Мы нацеливаем агитаторов на то, чтобы они вовлекали в соревнование всех тружеников колхозных полей, добивались, чтобы все колхозники и механизаторы, как правило, выполняли п перевыполняли нормы выработки. В своих беседах на конкретных примерах агитаторы будут показывать важность тес ного содружества колхозников с механи заторами. Также очень важно обеспечить глас ность соревнования. Мы наметили органи зовать взаимопроверку выполнения взятых обязательств колхозом, бригадами, звенья ми. Активное участие в этом деле примут агитаторы и колхозники. С первых же дней жатвы в бригадах устанавливаются доски показателей, на которые будут за носиться итоги работы каждого колхозни ка за день. Вести точные записи поруче но агитаторам тт. Анохиной, Ворошили- ну, Наливкину. Ход соревнования будет отражаться и в колхозной стенгазете «Сталинский путь», а также в боевых листках, которые намечено выпускать в полевых станах и на току. Будет использована и наглядная аги тация. Лозунги и плакаты, призывающие колхозников к самоотверженному труду, к борьбе за успешное проведение уборки урожая и хлебозаготовок, вывесим на об щественных зданиях, молотильных агре гатах, на автомашинах, занятых на транс портировке зерна. , , В нашем колхозе работает много меха низаторов. От них в значительной мере будет зависеть то, как мы справимся с уборкой и хлебозаготовками. Учитывая это, парторганизация предусматривает в своем плане проведение вместе с коммуни стами МТС политической работы среди трактористов, комбайнеров, а также кол хозников, занятых на обслуживании ма шин. На комбайновые агрегаты выделены лучшие агитаторы. Они будут проводить там не только беседы, но и помогут ком байнерам вскрывать и использовать имею щиеся резервы. В прошлом году, например, комбайнеры теряли очень много времени на разгрузку зерна, на холостые переезды. Теперь вмес те с правлением колхоза мы решили по мочь водителям агрегатов наладить работу по часовому графику, составить стаханов ские маршруты, организовать разгрузку зерна на ходу, применить ночную работу комбайнов. Все это позволит повысить производительность машин, а следователь но, быстрее закончить уборку хлебов. По левой вагончик механизаторов мы оформи ли лозунгами, плакатами, выделили туда библиотечку. Парторганизация должна многое сделать для внедрения передовых методов труда. Наши агитаторы будут посвящать опыту работы лучших комбайнеров, косарей, вя зальщиц специальные выпуски боевых листков, беседы. Помимо этого, мы думаем организовать выступления перед колхоз никами самих передовиков. Они расска жут р том, как добиваются высоких пока зателей в труде. Большую роль сыграет и Доска почета. По решению правления колхоза на нее будут заноситься фамилии колхозников, особо отличившихся на убор ке урожая и хлебозаготовках. Серьезное внимание уделит парторгани зация руководству агитаторами, помощи им, контролю за их работой. Каждую не делю решено проводить совещания агита торов, на которых будет организован об мен опытом, разбор и обсуждение пред стоящих бесед. Мы будем добиваться то го, чтобы наша агитация была целеуст ремленной, действенной, связанной с тру довой жизнью колхоза и колхозников. Колхозники нашей сельхозартели, всту пив в социалистическое соревнование, ве дут упорную борьбу за получение 100-пу дового урожая со всей площади зерновых культур. Мы поставили перед собой зада ч у — закончить уборку хлебов за 12 ра бочих дней, а план хлебопоставки выпол нить к 15 августа. Это обязывает партор ганизацию еще больше усилить работу с массами, поднять их на борьбу за хлеб. Улучшение массово-политической работы будет способствовать повышению произ водственной и политической активности колхозников и механизаторов, поможет луч ше справиться с предстоящими задачами. Д. РУДАКОВ, секретарь парторганизации колхоза «Сталинский путь», Добринского района. БУДЕННОЕ (соб. корр. «Коммуны»), реди колхозников сельхозартели «Память нрова» более 600 человек являются ин- явидуальными подписчиками на газеты, ногие колхозники выписали журналы. В колхозе широко освещается местная нзнь и работа колхозников в бригадах, в щах, на фермах. Здесь выходят три стен- лх газеты «За урожай», «Животновод» «Молодой большевик». В стенгазете «За С тенны е га з е ты о д н о го к о л х о з а урожай» поднимаются важнейшие вопро сы борьбы за высокий урожай, многосто роннего развития хозяйства, роста эконо мики колхоза. Недавно стала выпускаться стенгазета «Животновод». Уже вышло два номера этой газеты. Во втором номере рас сказывается о соревновании работников животноводства за повышение продуктив ности скота, о замечательной доярке Т. М. Карых. В замегках рассказывается также о лучшей свинарке колхоза А. Н. Молча новой, которая за успешную работу зане сена в колхозную книгу почета. В молодежной газете «Молодой больше вик» широко показывается жизнь комсо мольской организации и работа несоюзной молодежи колхоза. Все три стенгазеты! размножаются для каждой полеводческой ! бригады, для каждой фермы. Москва. Строительство высотного здания Московского Государственного университета на Ленинских горах. Фото Н. Грановского (ТАСС). Басня про бобра Работал некий Бобр в бюро по лесосплаву,. И хоть идет молва из края в край, Что все бобры работники на славу, Был этот Бобр отъявленный лентяй. В работе смыслил он не так уж, чтобы очень, Но делал важный вид, скрипя своим пером. Однако странно то, что он до поздней ночи, Не зная выходных, просиживал в бюро. Случилось так, что Крот, всегдашний непоседа, С прогулки шел домой через сосновый бор И, увидав в окно почтенного соседа, Как старый, верный друг, повел с ним разговор: — Ты что же это, брат, забыл своих соседей? Забыл про вечера иль может заболел? — И, тяжело вздохнув, наш Бобр Кроту ответил: — Да где уж мне ходить, когда по горло дел. Ты знаешь сам, работник я исправный, Недаром получаю свой оклад. Вон видишь дверь? За ней сидит сам главный И завтра у него серьезнейший доклад. Все чертит, пишет, делает пометки... — Но ты-то что сидишь? — не унимался Крот, — Ведь ты наверное составил свой отчет, А дома ждут тебя жена и детки. — Вот то-то и оно, — печали не тая, Беспечному Кроту угрюмый Бобр ответил, — Ну как, скажи, могу оставить службу я, Когда еще сам главный в кабинете? Вот так же получается и с теми, Кто, от работы отвернувши взгляд, Лишь тем и сохраняют свой оклад, Что попустому тратят время. Г. ПРЕСМАН. НОВЫЕ КАДРЫ КОМБАЙНЕРОВ В Бутурлиновской школе механизации Сельского хозяйства состоялся выпуск ком байнеров. Все 70 выпускников получили право на управление самоходным комбай ном «С-4», В числе окончивших школу — знатные люди тт. Кострюков, Романцов, Авдеев и другие, самоотверженный труд которых отмечен правительственными наградами. И. БОГАТЫХ. П И С Ь М О В Р Е Д А К Ц И Ю У П Р Е К Н А Ш И М СОСЕДЯМ Наш Лозно-Александровский район, Во- рошиловградской области, находится на границе с Ровеньским районом, Воронеж ской области. Издавна повелось у трудя щихся обоих районов обыкновение заим ствовать все лучшее друг у друга, де литься своими успехами в труде. Нынеш ней весной, например, группа передови ков сельского хозяйства ознакомилась с успехами Ровеньского района. Многому поучились наши колхозники у своих со седей. Материалы о встрече друзей по труду были помещены в районной газете на специальной странице. Заведено у нас на протяжении послед них лет обмениваться и достижениями культуры, искусства. Например, недавно наш драматический коллектив поставил на сцене Ровеньского районного кинотеат ра пьесу П. Дубенского «Непокоренная полтавчанка». Более 300 человек с удов летворением просмотрели этот спектакль. Затем по приглашению руководителей культпросветучреждений мы вновь дали концерт для трудящихся Ровеньков. Коллектив художественной самодеятель ности Ровеньского районното Дома куль туры ответил нам своим визитом. Насе ление нашего районного центра тепло приняло гостей. Наша дружба является образцом друж бы народов нашей страны — великого рус ского народа и братского народа Совет ской Украины. Все успехи трудящихся Ровеньского района в производственной деятельности, культурном росте, спортив ных достижениях радуют нас так же, как и тружеников Ровеньков радуют наши ус пехи. Вот почему все недостатки, имею щиеся в любом районе, равно беспокоят тех и других соседей. Мне, как представителю Лозно-Алексан дровского района, хочется через газету обратить внимание руководителей Ровеиь- ков на наличие недостатков в ряде очень важных вопросов, отражающихся на хо зяйственном и культурном росте района. В районе очень мало уделяется внима ния культурно-просветительной работе. Здание районного Дома культуры очень старое, непригодное для работы. Беда еще и в том, что оно вовсе не оборудовано. До сих пор в зрительном зале вместо стульев стоят обыкновенные длинные лавки. Неприглядно выглядит и райкинотеатр. Никто не подумал о его ремонте. Пора бы руководителям исполкома Ровеньокото рай совета понять, ка к высоко ставит партия идеологический участок работы в массах, сделать для себя выводы и принять дей ственные меры. Еще одно замечание. Непонятно, поче му у наших соседей нет наглядной агита ции. Сейчас, когда труженики района на правляют все свои усилия на окончание ухода за посевами, заготовку кормов для животноводства и готовятся к завершаю щему этапу сельскохозяйственного года — уборке урожая и сдаче хлеба государству, в Ровеньках нет ни одного лозунга. В са мом центре села оборудована новенькая Доска показателей социалистического со ревнования колхозов. Но она еще ни разу не заполнялась. Рядом с ней стоит Доска почета, но ни одной Фотокарточки на ней нет. Здесь же находится и постоянно пу стующая газетная витрина. Она разбита на два отделения. Слева — газета «Прав да», справа — областная газета «Комму на». Но ни та, ни другая не вывеши ваются. Руководителям Ровеньского района на до не забывать, что работа культпросвет- учреждений, наглядная агитация, подве дение итогов социалистического соревно вания— дело, требующее к себе постоян ного внимания и заботы. с. с о к и р я н с к и й , / директор Лоэно-Александровского районного Дома культуры, Ворошиловградской области. ЧТО СДЕЛАНО ПО НЕОПУБЛИКОВАННЫМ ПИСЬМАМ ТРУДЯЩИХСЯ Житель г. Новохоперска К. К. Иванни ков писал о том, что на ул. Октябрьской еще в прошлом году жители провели не обходимую работу по установке столбов Для радиолинии. Однако радиофикация домов все задерживается. Как сообщает зав. отделом пропаганды ^ агитации Новохоперского райкома ВКП (б ) т. Евдухов, в настоящее время начато расширение радиосети по ул. Ок тябрьской. В июле этого года будут радиофицированы все дома. Т Е А Т Р 99 Пигмалион“ Воронежский государственный драмати- кий театр впервые на своей сцрне по- :ал комедию Бернарда Шоу «Пигма- и » — одну из лучших пьес классика лийгкой драматургии. Трландец Бернард Шоу родился в 1856 / я прожил почти целое столетие. На- литературную деятельность в восьми- дтых годах прошлого века писателсм- анистом, он затем обратился исключи ло к драматургии и написал десятки несходных пьес. Многие из них в свое •гя при появлении в свет вызывали ,лпой шум в Англии, а такие, как «Уче- дьявола», «Кандида», «Тележка с яб- сми», «Профессия госпожи Уоррен», 'гмалион» и другие, обошли театры {з мира. в, исатель-гумаяист Бернард Шоу, на- Чик великих традиций Шекспира, ?та, Мильтона, Байрона, считал ,себя ядом Льва Толстого, Антона Чехова, има Горького и до конца дней своих Члял неослабевающий, горячий инте- ’с нашей стране, ж нашаму народу. Он а из первых среди писателей с миро- именем стал верным другом Советеко- »юза. В 1931 году, желая воочию убе- ;,я в успехах страны социализма, Шоу ил СССР. Он побывал также в код- им. Ильича, Добринского района, на сл а с ти . Бернард Шоу был пламен- борцом за мир и боевым противником ’зма. своих драмах и комедиях Шоу стре- обнажить вопиющие противоречия азного общества, проявляя неирими- о ненависть к паразитическому су- ованию правящих классов и друже ское сочувствие простому трудящемуся че ловеку. Хотя Шоу и не был последовательным в своих взглядах, острое сатирическое перо его было направлено против современного ему капиталистического общества и в пер вую очередь против его правящей верхуш ки. С беспощадным реализмом показывает он пустоту жизни «обеспеченного» класса, дго призрачное, бесцельное существование. Комедия «Пигмалион» в этом отношении весьма характерна для творчества драма турга. Центральным образом ее является простая девушка из народа, продавщица цветов Элиза Дулитл. Своим моральным обликом она противостоит фешенебельному обществу сытых, обеспеченных людей. По капризу ученого Хиггинса вырванная из своей среды, обученная языку и манерам «образованного» аристократического об щества, она чувствует себя несчастной. Роль Элизы Дулитл исполняет Р. Эн гель (Матюшкина). Это самая сложная л самая трудная роль во всем спектакле. Элиза Дулитл появляется на сцене про давщицей цветов, девушкой из «низов», с развязными манерами и выговором лондон ского простонародья, непонимающей тяже сти и бесперспективности'своего социаль ного положения. На представителей правя щего класса она смотрит как на существа высшего порядка. К концу спектакля Эли за Дулитл превращается в человека, осо знавшего потрясающее неравенство буржу азного общества, бесчеловечность окружа*- ющих ее людей. В ней пробуждается гор дость и сознание своего человеческого до стоинства, а со сцены она уходит неизме римо выросшей, морально во много превос ходящей своего учителя профессора Хиг- гинСа, вставшей над «образованным» об ществом во всей привлекательной красоте своей неиспорченной натуры человека про стого труда. Но она вырастает не сразу, а постепен но, меняясь от сцены к сцене. Артистка, ведущая эту роль, должна обладать спо собностью к тонким психологическим пе реходам из одного состояния ,в другое, со взлетами и падениями человека, действу ющего в непривычной среде и все время противостоящего этой среде. Мы с удовле творением должны отметить, что Р. Энгель хорошо справилась с этой ролью. Ей удает ся проникновенно и тепло изобразить про стую девушку, глаза которой постепенно раскрываются на окружающий мир и бур жуазное общество. В первой сцене Р. Эн гель показывает Элизу ничем не примеча тельной простушкой, с се непосредствен ностью и бурным реагированием на собы тия, происходящие вокруг. Такой она п должна быть по замыслу драматурга. Та кой же простушкой Элиза — Энгель остает ся и во втором акте, с тою только разни цей, что теперь она чувствует себя уже Несколько тверже на ногах: ведь у нее в кармане есть деньги... Ничего, что эти деньги брошены в корзину с цветами про фессором Хиггинсом в порыве презрения к ней. Но с какой подкупающей правди востью актриса изображает пробуждающие ся в этой девушке гордость и чувство не зависимости! «Ну, а я пришла сюда не за одолжением — если мои деньги недостаточ но хороши, я могу пойти в другое ме сто!» — гордо произносит Элиза — Энгель и выражением лица, жестами дает почув ствовать зрителю, что перед нами уже не та девушка, которая плакала на паперти собора из страха перед мнимым полицей ским. В последующих актах Дулитл — Энгель все больше проникается чувством своего превосходства над «обетованным» обще ством. Темпераментной, гонкой игрой вол нуя зрителя, она вызывает у него горячее сочувствие к судьбе и положению бедной и простой девушки. Но наиболее вырази тельной и сильной является, безусловно, последняя сцена в отношениях профессора ХиггинсА с Элизой. Волнующе и убедитель но она передает и оскорбленное самолюбие человека, которого не замечали, считая равным домашней вещи, нужным только до тех пор, пока производился опыт, и осознание Элизой своего тяжелого поло жения, своей чуждости богатым людям, в среду которых привел ее случай. Она ста ла сильней и выше этой среды, в том числе профессора Хиггинса, одерживая над ним моральную победу. Разумеется, как Р. Энгель ни хорошо исполнила свою роль, она не смогла бы добиться того впечатления, которое произ водит спектакль, если бы в постановке пьесы не было ансамбля, т. е. согласован ности в игре между всеми артистааги. После Р. Энгель первое место здесь следует оставить артисту Г. Марчуку, пополняю щему роль профессора фонетики Генри Хиггинса. В лице Генри Хиггинса Бернард Шоу изобразил представителя буржуазной ин теллигенции, который пытается встать над своим обществом и до известной степе ни действительно перерос его. Он пони мает бессмысленность жизни богатых, от вергает все условности салонного этикета аристократии, с презрением относится к бездельникам из обеспеченных (Классов, вроде Фредди Эйнсфорд-Хилл, в его харак тере. прямом, резком, много экстравагант ности и вместе с тем есть элементы демо кратизма. Но Генри Хиггинс тоже не знает, для чего он сам существует, это ученый, оторванный от народа. В его суждениях немало противоречивого и парадоксально го, и он, несомненно, близок самому Шоу того периода, в который создавалась пьеса, т. е. периода 1912 года. Он говорит, что идет своей дорогой, делает свое дело и яе заботится, что будет с ним. Однако он не в силах преодолеть своего индивидуализма и основного отри цательного качества человека буржуазного общества — равнодушия ко всему, что вы ходит за пределы его научных интересов, безразличия и пренебрежения к людям. Его характер непоправимо обесчеловечен капиталистическим строем. Именно поэто му не возникло живого духовного контак та между представительницей трудовой массы Элизой и им. Он— «Пигмалион» на половину. Мифологический Пигмалион, со здав статую Галатеи, оживил ее своей го рячей любовью. Хиггинс, «сделав» челове ка из Элизы, подняв ее со «дна» лондон ских предместий, остался холоден сердцем. Пигмалион двадцатого века оказался чуж дым подлинной жизни своего народа. В этом коренное и почти трагическое про тиворечие образа Хиггинса. Не потому ли сам Бернард Шоу называет «Пигмалиона» не комедией, а поэмой? Нам представляется, что артист Г. Мар чук правильно понял образ профессора Хиг гинса и сыграл его с увлечением и подъ емом, показав подлинную сущность Хиг гинса — типичного представителя буржу азной науки, его ограниченность и само мнение. Заслуженный артист Казахской ССР И. Адарский правдиво создает образ пол ковника Пикеринга. Самим драматургом Пикеринг изображен ка к посредственный человек, который, в сущности, внутренне так же не богат, как и все остальные пред ставители его среды, но обладает манера ми и вежливостью интеллигентного чело века, что и отличает его от Хиггинса. Нельзя принимать всерьез заявление Эли зы, что именно ему она обязана тем, чем стала после работы с ней Хиггинса. Это заявление сделано в пику профессору. Адарский таким и дает .Пикеринга — вы держанным, благовоспитанным, но духовно убогим. Следует отметить также работу артистки К. Трапезниковой над образом миссис Пирс, экономки Хиггинса. Она очень непосред ственно передает строгость, чопорность этой англичанки, соединенные с чертами теплой человечности. Из всех действующих лиц только Пирс с самого начала видела в Элизе человека и проявляла о ней иск реннюю заботу. Хорошо проводит роль матери профессо ра миссис Хиггинс заслуженная артистка республики Р. Г. Данилевская, нарисовав образ добропорядочной аристократки, кото рая сохранила еще в себе черты женской сердечности диккенсовских времен. Особое место в пьесе занимает отец Эли зы Альфред Дулитл. Это человек «низов», душа которого тронута уже ядом буржу азного разложения. Но в нем как раз и со средоточена обличительная сила комедии. Через Дулитла Бернард Шоу показывает моральное разложение и ничтожество «обеспеченных»- классов. Почти во всех сценах Г. Грачев играет Дулитла верно, за исключением последней, в которой он не сумел четко показать раз личие между Дулитлом-мусорщиком п Дулитлом-проповедником. В этой сцене через Альфреда Дулитла драматург как бы говорит: смотрите, как этот строй иска жает образ простого человека, ка к он пор тит и развращает его. К сожалению, в по следней сцене Грачев своей игрой вызы вает у зрителей сочувствие и симпатии к Альфреду Дулитлу, чего, на наш взгляд, не должно быть. Грачеву тут нужно найти такие же верные краски в роли Дулитла, какие он нашел в первом появлении этого персонажа на сцене. В целом спектакль получился очень ин тересным и значительным. Он является серьезным творческим достижением кол лектива театра, постановщика спектакля режиссера Б. Г. Кульнева и художника В. Л. Цибина. М. ПОДОБЕДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz