Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 21 июня 1952 г., № 146 (6460) | г Вопросы развития языков народов Советского Союза Прошло два тода со дня огсублиЕоватгая гениального труда Иосифа Виссарионовича Сталина «Относительно марксизма в язы­ кознании». ,, Работы И. В. Сталина по вопросам языкознания являются программным доку­ ментом для (всей передовой науки. Твор­ чески обогащая и развивая марксизм, эти сталинские работы открыли новые широ­ чайшие перспективы развития философии, истории, политической экономии и других существенных наук. Появление труда И. В. Сталина «Марксизм и вопросы язы­ кознания» ознаменовало новый этап в развитии советского языкознания. И. В. Сталин глубоко вскрыл антимар­ ксистскую сущность млрронского «уче­ ния», показал абсолютную несостоятель­ ность его теоретических устоев и вместе с тем вооружил советских лингвистов совер­ шенно новым пониманием сущности языка и законов его исторического развития. И. В. Сталия определил язык как одно ио общественных явлений, обладающее специ­ фическими, только ему присущими особен­ ностями, покааал коренные отличия раз­ вития языка от развития базиса и над­ стройки. В сталинском учении о языке выделены в структуре языка его наиболее устойчивые компоненты, основной словар­ ный фонд и грамматический строй; совер­ шенно по-иному объяснены роль, назна­ чение и сущность грамматики, взаимоот­ ношение грамматического строя и словар­ ного состава языка: начертан общий путь развития языков мира, от языков родовых к языкам племенным, от языков племен­ ных к языкам народностей и от языков народностей к языкам наций. Сталинская теория языкознания орга­ нически связана с марксистским учением об обществе, о законах его развития, о со­ циальной природе языка, его роли в об­ щественном развитии. В трудах товарища Сталина по языкознанию вскрыта оши­ бочность немарксистской, марровской фор­ мулы о классовости языка. Товарищ Сталин учит, что язык как средство обще­ ния всегда был и остается единым для об­ щества й общим для его членов. Творчески развивая положения мар­ ксизма о базисе и надстройке, И. В. Сталин показал, что язык непосредственно связан с производственной деятельностью чело­ века, так же как и со всякой иной дея­ тельностью во всех бес исключения сфе­ рах его работы. Товарищ Сталин учит, что пикакая нау­ ка пе может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Советское языкознание, направленное гением Сталина на путь творческого мар­ ксизма, за два года своего движения по этому пути достигло заметных результатов в разработке основных проблем лингви­ стической пауки. 1 . Проблема развития языков социалисти­ ческих наций и народностей является со­ ставной частью культурного строительства нашего многонационального государства. Общие исторические условия развития язы­ ков народов СССР, осуществляющих посте­ пенный переход от социализма к комму­ низму, выражаются в наличии некоторых общих закономерностей развития этих язы­ ков. Для одних языков с этим развитием связан переход от бесписьменного суще­ ствования к многообразию стилистических типов и общественных функции литера­ турного языка, к а к формы быстро рас­ цветающей национальной культуры. Для других языков это развитие знаменует огромное обогащение словарного состава, усовершенствование грамматики и средств стилистики. Относящиеся сюда процессы так разнообразны и исторически значи­ тельны, что изучение их представляет для советского языкознания исключительный интерес. В 'настоящее время в Советском Союзе насчитывается более шестидесяти нацио­ нальных письменностей и литературных языков.. В трудах В. П. Ленина н И. В. Сталина научно обоснована политика коммунисти­ ческой партии по национальному вопросу, политика полного равноправия и свобод­ ного сотрудничества наций, их языков и культур. Товарищ Сталин осветил ярким светом марксистско-ленинской науки пути развития национальных культур и языкоз. На основе сталинского учения о языке советские языковеды углубленно разраба­ тывают вопросы развития языков народов нашей страны. Товарищ Сталин подчеркивает, что ны­ нешние культуры народов СССР являются социалистическими по содержанию и на­ циональными по форме, т. е- но языку. Национальная культура обогащается м е ­ сте с развитием языка. Нет пи одной об­ ласти культуры, где бы язык не играл су­ щественной роли. Для таких областей культуры, как литература, искусство, наука, язы1с является основной формой выражения. Языки социалистических наций и на­ родностей , стали мощным орудием государ­ ственного., хозяйственного и культурного строительства, могу­ чим сродством вовлече­ ния широких народ­ ных масс в это строи­ тельство и воспитания их в духе комму­ низма. Освободившись от архаических и религиозных терминов, от излишних ино­ язычных заимствований (например, тюрк­ ские языки от арабско-персидской лекси­ ки), от элементов классовых жаргонов, литературные языки, имевшие старую письменную традицию, тесно сблизились с разговорной речью трудящихся. Младо­ письменные же языки, сохраняя всю силу и крепость своей народно-диалектной ос­ новы, стремительно обогащаются в связи с мощным развитием национальной куль­ туры и сами в свою очередь оказывают могучее воздействие на ее широкое распро­ странение во всех слоях народа. Малые племена и народности, которые были обречены в условиях капитализма на гибель и вымирание, в советскую эпоху пли развивают свою письменность, пли консолидируются с родственными народа­ ми, приобщаясь к их национальному язы­ ку и культуре. Всестороннее изучение этих процессов является важной задачей для установления закономерностей развития языков социалистических наций. Языки социалистических наций, входящих в со­ став Советского Союза, развиваются в по­ рядке сотрудничества и взаимного обога­ щения. Средством межнационального об­ щения всех народов нашей Родины и ис­ точником обогащения языков народов Со­ ветского Союза является русский язык. Сталинские идеи о национальной спе­ цифике языков о развитии их без ломки кореппых правил и норм, о взаимном обо­ гащении языков социалистических наций в порядке сотрудничества содействуют глубокому и правильному решению вопро­ са о способах и принципах освоения раз­ ными национальными языками Советского Союза русской общественно-политической терминологии и социалистической лексики- С этим тесно связан и вопрос о переда­ че соответствующих русских слов и тер­ минов орфографическими средствами того или иного языка. Необходим конкретный учет национальной специфики того или иного языка, внутреннего своеобразия его грамматического и звукового строя, внут­ ренних законов его развития. Перед советскими языковедами стоит задача теоретического обобщения той по­ истине грандиозной работы по созданию национальных терминологий, которая раз­ вернулась во всех республиках и автоном­ ных областях Советского Союза. Сталин­ ское положение об основном словарном фонде языка и о закономерностях развития словарного состава освещает пути и зада­ чи формирования терминов посредством использования внутренних словообразова­ тельных ресурсов того или иного нацио­ нального языка. Перед советским языкознанием стоит ответственная задача — изучать и сопо­ ставлять закономерности развития совре­ менных национальных языков народов Со­ ветского Союза, открывать в этих законо­ мерностях общее, наблюдать, в каких про­ цессах развития национальных языков об­ наруживаются взаимные влияния. 2 . Особенно (настойчиво выдвигается в на­ стоящее время вопрос об общих законо­ мерностях обогащения словарного состава языков социалистических наций. Стреми­ тельный рост социалистической промыш­ ленности и сельского хозяйства, развитие культуры и науки в республиках и авто­ номных областях обусловливают обогаще­ ние и непрерывное изменение словарного состава языков народов Советского Союза. И. В. Сталин ясно и точно отграничил народные территориальные диалекты от классовых жаргонов. Он указал на разли. чия их по происхождению, истории, струк­ туре, а также по роли в развитии обще­ народного языка. Товарищем Сталиным раскрыты основные закономерности исто­ рии народных диалектов в периоды разви­ тия племенного языка, языка народностей и национального языка. В трудах И. В. Сталина определены исторические условия образования языка народности и национального языка на основе преобла­ дающего диалекта и охарактеризованы разные виды их взаимодействия с диалек­ тами. II. В. Сталин разработал вопрос о народно-диалектной основе складывания национальных языков, например, о кур­ ско-орловской «речи», как базе формиро­ вания национального русского языка, о полтавско-киевском диалекте, ка к основе национального украинского языка. Углубляя и расширяя указания К. Мар­ кса и Ф. Энгельса, И. В. Сталин определил основные процессы образования языков на­ родностей и национальных языков на базе народных диалектов. Крепкая связь с определенной народно- дцалектной основой^ особенно важна в пе­ риоды выработки общенационально-язы­ ковой нормы, в периоды складывания мно­ гообразной, функционально - разграничен­ ной системы стилей литературного языка. В этом случае плодотворное, сознательное воздействие на процесс нормализации на­ ционально-литератур­ ной речи обусловлено- широким и разносто­ ронним использованием народной речи, а та к­ же ясным пониманием внутренних законов развития языка. Глубокое, научное раскрытие законо­ мерностей развития национальных языков озаряет новым светом проблему борьбы за чистоту литературного языка и ее обще­ ственно-исторической основы. Сталинское положение о грамматиче­ ском строе языка открывает широкие пер­ спективы для изучения грамматического строя многочисленных языков народов СССР. Исключительное разнообразие язы­ ков и языковых групп, представленных на территории СССР, создает особо благопри­ ятные условия для усиленного разверты­ вания работы в этой области. 3 . Одной из первостепенных задач наших языковедов является изучение отдельных групп родственных языков, в особенности восточно-славянской, тюркской, угро-фин­ ской, иранской, иберийско-кавказской и тунгусо-маньчжурской, создание описа­ тельных и исторических грамматик этих языков. Эта работа требует самого тща­ тельного и детального изучения граммати­ ческого строя каждого языка в отдельно­ сти, изучения его диалектов и уяснения его связей с другими родственными язы­ ками. Труды И. В. Сталина по вопросам языкознания создали все необходимые ус­ ловия для широкого внедрения в изучение истории языков сравнительно-историческо­ го метода с учетом его недостатков и кон­ кретных возможностей его применения. На основе критического использования сравнительно-исторического метода совет­ ские языковеды работают над созданием сравнительно - исторической грамматики родственных языков, а также историче­ ской грамматики каждого отдельного язы­ ка. Естественно, что при этом советские языковеды не могут довольствоваться толь­ ко наследием прошлого. После появления работ И. В. Сталина по вопросам языко­ знания в иной свете предстали некогда устраненные марристами проблемы ре­ конструкции древнего облика слов и их форм, исторического взаимоотношения ди­ алектов, вопросы лингвистической геогра­ фии и принципы этимологических иссле­ дований'. I Оживилась исследовательская деятель­ ность в области истории славянских язы­ ков, в том числе русского языка. Подго­ товлены диалектологические атласы рус­ ских народных говоров центральных и се­ веро-западных областей. Заканчивается ра­ бота над большой Академической грамма­ тикой русского языка. Институт языкозна­ ния Академии наук УССР выпустил двух­ томный курс современного украинского языка. ' Отрадным явлением в культурной жиз­ ни наших национальных республик сле­ дует признать решительный поворот в сто­ рону насущных проблем советского языко­ знания и истории языков. Во многих рес­ публиках ведется подготовительная работа но созданию исторических грамматик. В таких республиках, как Коми АССР, Та­ тарская АССР, Узбекская ССР, Эстонская ССР, большое внимание уделяется изуче­ нию диалектов. Институт языка и. литера­ туры Латвийской Академии наук готовит капитальный труд, посвященный изучению топонимики Латвии, Институт истории, языка и литературы Карело-Финского фи­ лиала Академии наук СССР подготовил атлас диалектов карельского языка Однако успешное осуществление работы по составлению исторических и норматив­ ных грамматик языков народов СССР тор­ мозится отсутствием разрешения большого количества вопросов чисто практического характера, связанных с улучшением алфа­ вита и принципов орфографии, с выбором диалекта в качестве базы для литератур­ ного языка и т. п. Изучение истории языка не отделимо от изучения истории народа. «...Язык п законы его развития, — учит товарищ Сталин, — можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка». Нашим лингвистам предстоит проделать большую работу по выяснению конкретных связей языка в его историческом развитии, е историей народа. Перед советскими язы­ коведами стоит задача определить, как свя­ зано с историей народа развитие лексики, в чем проявляется влияние истории народа на развитие грамматического строя языка, каково взаимоотношение внутренних зако­ нов развития языка и истории народа и т. д. В решении этих задач одинаково недопустимы как вульгарно-социологиче­ ские извращения в марровеком духе, так и недооценка связи развития языка с исто­ рией народа, типичная для многих зару­ бежных языковедов. Марксистский диалек­ тический метод требует изучать явления в связи с другими явлениями, пмея в виду не вымышленные и надуманные связи, а прежде всего конкретные, реально суще­ ствующие связи. ☆ В. ВИНОГРАДОВ, Б. СЕРЕБРЕННИКОВ. ☆ Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы этногенеза — проис­ хождения народов и языков. Советские ар­ хеологи, антропологи, этнографы и исто­ рики располагают многочисленными мате­ риалами, проливающими свет на происхож­ дение многих народов Советского Союза. Решение этих вопросов на основе мар­ ксистской методологии предохранит со­ ветское языкознание от буржуазно-нацио­ налистических и марристских извраще­ ний в этой области. Изучение истории языков не может про­ изводиться без учета внутренних законов их развития. За два года, прошедшие после опубликования работ И. В. Сталина по во­ просам языкознания, наши лингвисты уже добились известных положительных ре­ зультатов в решении основной задачи язы­ кознания — изучении внутренних законов развития языка. Необходимо продолжать изучение вну­ тренних законов развития различных язы­ ков пародов СССР. Здесь перед исследова­ телями открываются самые широкие воз­ можности. Установление внутренних зако­ нов развития русского, узбекского, гру­ зинского, казахского, армянского и других языков народов Советского Союза создаст необходимую базу для решения таких практических вопросов, как определение путей и способов обогащения языков, со­ здание терминологии, вопросы нормализа­ ции литературных языков и т. п. Это бу­ дет способствовать устранению некоторых грубых ошибок, происходящих от отсут­ ствия необходимых теоретических обобще­ ний в области развития отдельных нацио­ нальных языков. Широкое внедрение исто­ ризма в языкознание отнюдь не исключает необходимости статического описания в установления норм существующих языков. Создание нормативных грамматик нацио­ нальных языков в настоящее время яв­ ляется одной из самых актуальных проб­ лем. Необходимость таких грамматик дик­ туется прежде всего нуждами практики, школы, искусства, литературы, науки. С выходом в свет труда И. В. Сталина по вопросам языкознания советские язы­ коведы получили возможность, внедряя марксизм в языкознание, всесторонне изу­ чить, глубоко осмыслить процессы разви­ тия многочисленных языков нашей стра­ ны и активно содействовать совершенст­ вованию языков социалистических наций. Однако советскими языковедами сделано гораздо меньше того, что они могли бы сделать. Объясняется это тем, что до сих пор еще не ликвидированы полностью пе­ режитки ненаучной теории Н. Я. Марра. Далеко не все языковеды обнаружили пол­ ное понимание тех грандиозных задач, ко­ торые поставлены перед языкознанием И. В. Сталиным, и способность творчески применять сталинское учение о языке к разработке важнейших проблем теорети­ ческого и практического языкознания. Предстоит еще очень большая и упор­ ная работа по искоренению тех отрица­ тельных явлений в лингвистической сре­ де, которые представляют следствие быв­ шего засилья теории Н. Я. Марра. Сюда относятся: недостаточное развитие твор­ ческих дискуссий по актуальным вопро­ сам языкознания, боязливое, а иногда да­ же пренебрежительное отношение части языковедов к критике и самокритике, за­ малчивание чужих и особенно своих собст­ венных ошибок и промахов, «еще не прео­ доленная склонность к догматизму и на­ четничеству, приверженность к отживше­ му, к устаревшей научной традиции. Еще не создано больших, полноценных трудов о внутренних законах развития языка на конкретном материале отдельных национальных языков, об исторических путях развития языков народов Советско­ го Союза в свете сталинского понимания законов этого развития; нет еще всесто­ ронних исследований основного словарного фонда и словарного состава этих языков. Шире и глубже должна развернуться работа по вопросам культуры речи, по во­ просам нормализации языков народов Со­ ветского Союза, по усовершенствованию орфографий и алфавитов некоторых язы­ ков. Острая нужда в учебниках я учебных дюсобиях, построенных на основе сталин­ ского учения о языке, еще не удовлетво­ рена даже в самых скромных размерах. Нет еще необходимого теоретического раз­ маха в постановке и обсуждении таких важных проблем языкознания, как изуче­ ние языка советской художественной ли­ тературы, теория перевода и стилистика национальных языков. Необходимо углубленное изучение и творческое освоение сталинской теории языкознания. Овладение диалектическим методом познания и исследования языка— долг каждого советского языковеда. Советские языковеды, вооруженные марксистской теорией языка, созданной И. В. Сталиным, имеют все возможности для решения больших и многочисленных задач, поставленных перед ними. Они должны приложить все свои силы к тому, чтобы достигнуть новых успехов, достой­ ных той помощи и того внимания, кото­ рые оказывает нашей науке величайший ученый, гениальный вождь народов И. В. Сталин. («Правда» за 20 июня). К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ АРХАНГЕЛЬСК, 20 июня (ТАСС).— ше ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В области началась подготовка к новому учебному году. В этом важном деле актив­ но участвует население. С помощью общественности отремонтировано свы- пятидесятл школьных зданий. Развертывается строительство новых шкод. К началу учебного года в лесных поселках будет построено еще девятнад­ цать школ. , С каждым годом увеличивается тяга со­ ветской молодежи к научно-исследователь­ ской деятельности. Уже в 1951 году в ас­ пирантуре обучалось более -24 тысяч че­ ловек. Сейчас высшие учебные заведения при­ ступили к приему нового исполнения. Они зачислят свыше трех тысяч аспирантов. До конца года высшие учебные заведения выпустят 2.200 научных работников. В Министерстве И н о ст р а н ны х Дел СССР 16 июня с. г. премьер-министр Швеции г. Эрландер вручил в Стокгольме Послу СССР К. К. Родионову ноту с протестом по поводу действий советских истребите­ лей, предпринятых ими против шведского военного самолета в районе о. Хиума. 18 июня шведский министр без портфе­ ля г- Хаммершельд передал К. К. Родио­ нову новую ноту Шведского Правительст­ ва в ответ на йоту Советского Правитель­ ства от 17 июня 1952 г., в которой Со­ ветское Правительство заявило протест Правительству Швеции против имевшего место 16 июня грубого нарушения швед­ ским военным самолетом советской грани­ цы. В своей ноте от 18 июня Шведское Правительство заявило, что указанный выше шведский военный самолет не был вооружен и что о<н летал «над междуна­ родными водами». 19 июня Министр Иностранных Дел А. Я Вышинский вручил Послу Швеции г. Сульману ноту Министерства Иностран­ ных Дел СССР следующего содержания: «В связи с нотами Шведского Прави­ тельства от 16 и 18 июня с. г. по поводу нарушения шведским военным самолетом советской границы, Министерство Ино­ странных Дел СССР считает необходимым заявить, что содержащиеся в указанных нотах заявления находятся в противоре­ чии с фактами и лишены всякого осно­ вания. Утверждение Правительства Швеции, будто шведский военный самолет «Ката­ лина» находился над международными водами и ни в одном случае не прибли­ жался к советской сухопутной границе ближе 15 'морских миль, не соответствует действительности. Точно установлено, что шведский военный самолет «Каталина» в момент его обнаружения советскими само­ летами находился в 4 милях от советской ----------------------------------- 4 сухопутной границы в районе * севера востоку от мыса Ристна (остров Хиума), т. е. в пределах советских территориаль­ ных вод. Не соответствует также действительно­ сти утверждение в ноте Шведского Пра­ вительства от 18 июня, что это был не­ вооруженный военный самолет, поскольку установлено, что этот Шведский военный самолет, не подчинившийся требованиям звена советских самолетов следовать за ним на аэродром для посадки, открыл ^ огонь по ведомому советскому самолету и лишь после ответного огня передового со­ ветского истребителя4' ушел в сторону моря. Министерство Иностранных Дел СССР считает необходимым обратить внимание Шведского Правительства на то, что слу­ чаи нарушения шведскими военными са­ молетами советской границы имели место и раньше- Так, шведские военные самоле­ ты нарушили советскую границу 17 и 26 июля 1951 года, на что тогда же было обращено Советским Правительством пни- * мание Правительства Швеции, причем Со­ ветское Правительство просило принять меры к недопущению подобных случаев в будущем. Как видно из заявления Посла Швеции г-на Сульмана, сделанного Министерству Иностранных Дел СССР 18 июня с. г., Правительство Швеции признало также, что 13 июня с. г. советская граница вновь была нарушена шведским самолетом. Ввиду вышеизложенного Министерство Иностранных Дел СССР, подтверждая ноту от 17 июня с. г- о нарушении шведским военным самолетом советской границы, ре­ шительно отклоняет протест Шведского Правительства и требует, чтобы впредь не допускались нарушения советской гра­ ницы». К двухлетию выхода в свет труда И. В. Сталина „Марксизм и вопросы языкознания" ЗАСЕДАНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ 18 июня в Институте философии Акаде­ мии наук СССР состоялось расширенное заседание Ученого Совета, посвященное двухлетию выхода в свет гениального тру­ да И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Открывая заседание, академик Г. Ф. Александров отметил, что за два года труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы язы­ кознания», переведенный почти на все языки мира, оказал могучее влияние на идейный рост кадров партии л государст­ ва у нас в стране, а также на воспитание кадров коммунистических партий в стра­ нах народной демократии, в новом Китае, в буржуазных странах. Нет такой общест­ венной науки, которая не пережила бы замечательного подъема, ие была бы во­ оружена новыми идеями, положениями, марксистскими выводами в результате опубликования трудов товарища Сталина по вопросам языкознания. Труд товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» — новое яркое свидетельство всесилия марксистского ми­ ровоззрения, новое свидетельство того, что в наше время марксизм одерживает одну великую победу за другой. Затем был заслушан доклад доктора философских наук М. А. Леонова «Вопро­ сы марксистской теории познания в свете труда И. В. Сталина по языкознанию». Докладчик указал, что труд «Марксизм и вопросы языкознания» ярко осветил слож­ нейшие вопросы теории познания, обога­ тил и усовершенствовал марксистскую гносеологию, представляющую еобой вели­ чайший инструмент научного познания мира. Значительная часть доклада была по­ священа роли языка в познавательной деятельности человека. Докладчик пока­ зал, что эта работа И- В. Сталина «первые в марксистской литературе глубоко и все­ сторонне осветила роль языка как могу­ щественного орудия познания мира. С докладом на тему «Марксизм-ленинизм об объективном характере законов науки» выступил кандидат философских наук Д. М. Трошин. Среди других больших фи­ лософских проблем, гениально решенных И. В. Сталиным в труде «Марксизм и во­ просы языкознания», нашел разработку вопрос об объективном характере законов науки. В классическом определении товарищем Сталиным марксизма как нау­ ки о законах развития природы и общест­ ва показан объективный характер зако­ нов, раскрытых марксизмом-ленинизмом- Творческий характер марксизма-лениниз­ ма, требование конкретно исторического подхода к общественным явлениям непо­ средственно вытекает из * марксистско- ленинского учения о конкретности исти­ ны, из требования изучать исторические условия и исторические законы развития общества. Товарищ Стали^ на конкретном приме­ ре творческого применения марксизма в науке о языке показал, как надо на осно­ ве применения марксизма-ленинизма рас­ крывать объективные законы, законы раз­ вития тех или иных общественных явле­ ний. В конце заседания Згчепый Совет при­ нял постановление, в котором отметил ог­ ромное значение трудов товарища Сталина по языкознанию для дальнейшего разви­ тия -марксистско-ленинской философии, и наметил мероприятия по творческой раз­ работке философии марксизма-ленинизма. Д р у ж н а я работа Правление укрупненного колхоза им. Хрущева, где председателем коммунист В. И. Лиходедов, проявляет должную за­ боту о создании прочной кормовой базы для общественного животноводства. Накоп­ ление достаточного количества кормов в прошлом году позволило артели органи­ зованно провести зимовку скота и повы­ сить его продуктивность. В нынешнем году правление артели еще с весны обстоятельно продумало, ка к лучше провести силосование беленой мас­ сы. Выполняя решение правления, кол­ хозники вырыли 12 траншей вмести­ мостью 80 — 90 тонн каждая. Стенки траншей эацемеятировапы. Согласно до­ говору с колхозом, дирекция Дащцкой ма­ шинно-тракторной станции своевременно направила сюда мощную силосорезку РКС-12. Со своей стороны правление кол­ хозе поручило членам кормодобывающей бригады вести заготовку силосной массы в пойме реки Дон, выделило автомашину и волов для подвозки зеленой массы к месту силосования. Бригадир кормодобывающей бригады Я. М. Кравцов хорошо организовал косо­ вицу сорных трав. Колхозники выходят на работу рано и накашивают столько сорной травы, что дневное задание на силосовании перевыполняется в два с по­ ловиной — три раза. При норме 30 тонн на силосорезке ежедневно пропускается 75 — 90 тонн зеленой массы. Обслуживают силосорезку 18 колхоз­ ников и колхозниц. Трое стоит на подаче травы в приемную камеру силосорезки, двое — на утрамбовке зеленой массы, по­ ступающей в яму, двое — на разгребания (равномерно укладывают зеленую массу в траншее). Остальные колхозники постав­ лены на подачу травы к силосорезке. Коллектив кормодобывающей бригады работает на силосовании кормов дружно, слаженно. Машина нагружается равно­ мерно, бесперебойно. Особенно следует от­ метить колхозников Л. И. Терещенко, М. Г. Кияшкину, М. Т. Xилыкову и Ф. ВТ. Мычкова, показывающих пример добросо­ вестного отношения к делу. Колхоз засилосовал уже 350 тонн зе­ леной массы. Заготовка кормов продол­ жается. Е. АКИМЕНКО, агроном по кормодобыванию Девицкой МТС, Коротоякского района. ( Хорошо ведут прополку посевов Борясь за высокий урожай, хлеборобы Богучарского района дружно ведут уход за посевами. В сельхозартели «Красный флот» на про­ полочных работах участвуют все колхоз­ ники полеводческих бригад. Большинство из них перевыполняет нормы выработки- В колхозе очищено от сорняков более 500 гектаров посевов зерновых, 170 гектаров подсолнечника, успешно .проводится уход за кормовыми культурами и лесопосадками. Чтобы на прополочных работах участво­ вало больше колхозниц, правление сель­ хозартели организовало детские ясли. Де­ ти в яслях обеспечены всем необходимым. Полным ходом ведут уход за посевами колхозники сельхозартелей «Новая жизнь», и «Новый путь», и. НИГРОВСКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz