Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 3 18 января 1952 г., ЛЪ 15 (6329) НА ВЕЛИКИХ СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА Первая очередь орошения вступила в пусковой период Постановление Совета Министров Союза ССР «О строительстве Волго-Донского су­ доходного канала и орошении земель в Ростовской и Сталинградской областях» предусматривает орошение и обводнение 2 миллионов 750 тысяч гектаров полупу­ стынных и засушливых, земель в зоне Волго-Донского водного пути. Новая водная магистраль, Димлянское во|о хранили ще и гидроэлектростанция во§дут в строй весной текущего года. К весне должна быть готова и огромная ■""сеть каналов для орошения первых 100 тысяч гектаре® засушливых земель Рос­ товской области. Для создания многочис­ ленных оросительных систем непоередет- > \венно на полях колхозов и совхозов При- |Хонья организовано специальное управле­ ние — Ростовдонводстрой. Коллектив уп­ равления проделал уже огромную работу, в результате которой первая очередь оро­ шения на сегодня вступила в пусковой период. На полях Нридонья построена постоян­ ная сеть оросительных каналов, имеющая общую протяженность свыше 3 тысяч ки ­ лометров? Во время этих работ было вы­ нуто 15 миллионов кубометров грунта. На , -каналах сейчас возводится свыше 10 ты­ сяч гидротехнических сооружений, в ко­ торые укладывается 17 тысяч кубомет­ ров железобетона. Первая очередь орошения охватывает несколько десятков колхозов и совхозов восьми районов. В одну группу входят хо­ зяйства Азовского, Аксайского, Ватайско­ го, Веселовского и Богаевского районов. Они получат воду из Азовского распре­ делительного канала, построенного на ба­ зе Веселовского водохранилища. Ко вто­ рой группе относятся поля Семикара кор- ского, Романовского и Мартыновского рай­ онов с забором воды из Донского маги­ стрального и Нижне-Донского распредели­ тельного каналов, созданных на базе Цим­ лянского водохранилища. Трудоемкие работы на строительстве оросительных систем полностью механи­ зированы. Отечественная промышленность дала донводстроевцам великолепную тех­ нику; полукубовые одноковшовые экс­ каваторы марок ОМ-201 и ОМ-202, обла­ дающие большой маневренностью, новей­ шие комбинированные машины СУТА-1, действующие и как краны, и как буль­ дозеры, и как экскаваторы. Коллектив ме­ ханизаторов Ростовдонводстроя выполняет в один час такое количество земляных работ, для производства которых вручную ( потребовался бы труд тысячи людей в течение недели. Десятки советских городов снабжают строителей машинами и оборудованием, лесом и металлом, цементом, горючим и запасными частями. Коллектив стройки живет напряженной трудовой жизнью. Первую годовщину опуб­ ликования постановления Совета Минист­ ров он встретил успешным выполнением планов, улучшением процессов производ­ ства. Инженеры тт. В. Калмыков и А Емельянов создали облегченный и эко­ номичный тип трубчатого водовыпуекд из участкового канала во временные оро­ сители, что даст более 100 тысяч рублей экономии. Машинист-бригадир II. Д. Сос- новский переоборудовал барабан иодтяжно- го троса, превратив его из цилиндра в конус. Это увеличило срок службы тросов в полтора раза. Многие строители систематически пре­ вышают проектные мощности своих меха­ низмов, Коммунист-экскаваторщик т. Ста- ценко при норме 23 тысячи кубометров в год фактически вынул 45 тысяч кубо­ метров грунта, коммунист-бульдозерист т. Луганский при норме 50 тысяч кубо­ метров выработал 80 тысяч кубометров. Братья Николай и Алексей Омокины ра­ ботают уже в счет 1953 года. Таких пе­ редовиков на стройке сотни. 225 лучших людей занесены в Книгу Почета, награж­ дены Почетными грамотами Ростовского обкома ВКП(б) и Облисполкома. На строительстве оросительных кана­ лов коллективно разрабатывается и при­ меняется стахановская технология. В это дело внесли свой вклад лучшие мастера. Машинист т. Дулин установил преимуще­ ство короткого забоя — в 4— 5 метров против длинного забоя в 9— 10 метров. Его сосед т. Бронников изобрел способ на­ резки каналов не с середины, а с откосов и т. д. Таким образом, в первый же год массового строительства оросительных ка­ налов творчески сложилась система наи­ более производительных приемов эксплуа­ тации машин, что обеспечило своевремен­ ное окончание основных земляных работ и введение в строй первой очереди системы. Энергично развертывая пусковые рабо­ ты на первой очереди, строители в то же время готовятся к созданию оросительных систем второй очереди. Она охватит 100 тысяч гектаров земель в Ростовской обла­ сти и 25 тысяч гектаров— в Сталинград­ ской области. Кроме того, будет созда­ ваться обводнительная сеть на площади 200 тысяч гектаров. В 1952 году об'ем работ будет в полтора раза больше, чем в нынешнем. Уже началось строительство новых причалов на Маныче, новых город­ ков для строителей, идет перебазирование механизмов и людей на новые участки, составляются проектные задания на но­ вые каналы. Строители ведут борьбу за создание прочных основ для получения высоких .урожаев, за превращение засушливых придонских степей в цветущие сады. И. ВЫШЕГРАД. СеминарЫ профсоюзных работников После отчетов и выборов в низовых профсоюзных коллективах на Юго-Восточ­ ной дороге Дорпрофсож создал для вновь избранных профработников семинары. На днях в Воронеже закончили заня­ тия на пятидневном семинаре 60 предсе­ дателей местных комитетов, прибывших со станций Грязи, Поворино, Россошь, Кан- темировка, Журлвка, Оборона и других. Участники семинара ознакомились с во­ просами трудового законодательства, охра­ ны труда, заработной платы, социального тран спор та страхования, производственно-массовой ра­ боты и т. д. Состоялся четырехдневный дорожный семинар председателей комиссий местных комитетов по охране труда. Занималось свыше 30 представителей профсоюзных коллективов узловых и линейных стан­ ций. В феврале будут проведены занятия с заведующими красными уголками и пред­ седателями комиссий по заработной плате. Семинары работников низовых проф­ союзных организаций транспорта прово­ дятся также при райпрофсожах. Бригада ставшего машиниста паровозного депо Отрожка Н. С. Хренова во­ дит поезда экспрессами, перевыполняет нормы технической скорости локомотива, экономит топливо. На снимке (слева направо): помощник машиниста И. М. Плешков, Н. С. Хренов и кочегар Д. М. Ручкин. Фото П. Романова. ЛИПЕЦК (соб. корр. «Коммуны»), — Общественность города готовится широко отметить 100-летие со дня смерти выдаю­ щегося классика русской литературы Н. В. Гоголя. В учительском институте создана ко­ миссия по подготовке к юбилею, об’явлен конкурс на лучшее сочинение о Гоголе. Намечено также провести научную кон­ ференцию с докладом о творчестве вели­ кого писателя. На занятиях студенческо­ го литературного кружка читаются докла­ ды на темы: «Гоголь в школе», «Н. В. Гоголь в трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина», «Поэтический стиль Гоголя» и другие. Преподаватели и студенты-выпускники факультета языка и литературы готовят­ ся к выступлениям с лекциями о Н. В. Гоголе на промышленных предприятиях и стройках города. В Домах культуры, клу­ бах и библиотеках города организованы выставки произведений .Гоголя, а также фотомонтажи о жизни и творчестве писа­ теля. Драматический кружок Дома культуры завода «Свободный сокол» начал репети­ ровать пьесу Гоголя «Женитьба», которая будет поставлена в день юбилея. В центральной и детской библиотеках, в городском Доме пионеров и Доме учи­ тель готовятся большие литературные ве­ чера и конференции читателей по произ­ ведениям Н. В. Гоголя. К 100-летию со дня смерти Н . В. Гоголя I Студенты университета перед каникулами Зимняя экзаменационная сессия бли­ зится к концу. Скоро начнутся зимние каникулы студентов, наступит время заслуженного отдыха. В период каникул студенты госу­ дарственного университета прочитают 350 лекций в комсомольских организациях го­ рода и области. Кроме того, в сельские районы направятся 150 комсомольцев для оказания помощи в проведении спортивно­ массовой работы. Студенты выйдут в многодневный лыж­ ный поход, во время которого проведут беседы, лекции и доклады среди сельско­ го населения. Две группы туристов иод руководством инстру кторов -общественни- ков совершат поход по различным райо­ нам области. Туристы-новички приобре­ тут здесь первые необходимые навыки. Университетские команды волейболи­ стов и баскетболистов поедут в г. Ростов, где встретятся в товарищеских играх со студентами Ростовского государственного университета им. Молотова. Кафедра физ­ культуры и спорта во время каникул организует массовые лыжные вылазки за город, щх)ведет квалификационный шах­ матный турнир. Намечено коллективно посетить госу­ дарственный драматический театр. Сту­ денты просмотрят пьесу Б. Лавренева «Разлом». Во время студенческого кино­ фестиваля на тему «Советское кино в борьбе за .мир» будут демонстрироваться фильмы: «Секретная миссия», «Падение Берлина», «Заговор обреченных», «Юность мира». Н. ЗИНОВЬЕВ. КНИЖНАЯ ПОЛКА В книжные магазины Обл- книготорга поступила сле­ дующая литература: А. Н. ЕФИМОВ. — Воп­ росы технического прогрес­ са в СССР. Госполитиздат. 1951 г. Стр. 176. Цена 2 руб. 25 коп. В книге рассказывается о роли технического прогрес­ са в развитии социалисти­ ческой экономики, о преи­ муществах социалистиче­ ской системы хозяйства. Л. ПЕРОВ. — Американ­ ская агрессия в Корее. Гос­ политиздат. 1951г. Стр. 116. Цена 1 руб. 15 коп. Книге, рассчитанная на широкого читателя, явится особенно ценным пособием для докладчиков и лекто- ров-международников. Д. Л. ЗЛАТОПОЛЬ­ СКИЙ . — Государственный строй Венгерской народной республики. Госюриздат. 1951 г. Стр. 112. Цена 1 руб. 40 коп. Популярный очерк Д. Л. Златопольского знакомит читателя с государствен­ ным строем старой и новой Венгрии, рассказывает о Венгерской партии трудя­ щихся — руководящей и направляющей силе в стро­ ительстве социализма, о на­ родно-демократической кон­ ституции и общественном устройстве страны. Ж.- ЯНОВСКАЯ — Кули­ бин. Детгиз. Стр. 112. Це­ на 3 руб. 10 коп. Книга Ж. Яновской о ве­ ликом русском самородке^ мастере Иване Петровиче Кулибине предназначена для детей среднего возра­ ста. Знаменательная дата в истории большевизма (Окончание. Начало см. на 2-й стр,). Таким образом, фактическое размежева- нне большевиков с меньшевиками, начало которого относилось еще ко второму с’ез- - ДУ РСДРП, было доведено Пражской кон- * ференцией до формально-организационного разрыва с ними, а политическая группа большевиков оформилась в самостоятель­ ную марксйстско -Ленинскую партию, в Российскую Социал-Демократическую Ра­ бочую Партию (большевиков), в партию нового типа. В этом состоит важнейший исторический итог Пражской партийной конференции. Об итогах ее Ленин писал Горькому: «Наконец удалось — вопреки ликвидаторской сволочи — возродить пар­ тию и ее Центральный Комитет. Надеюсь, Вы порадуетесь этому вместе с нами» (Ооч., т. 35, стр. 1). Без изгнания из партии пролетариата оппортунистов и без оформления больше­ виков в самостоятельную марксистскую партию мы не имели бы тех всемирно- исторических побед, которые достигнуты нами. «Если бы в рядах пролетарской пар­ тии оставались оппортунисты, — говорит­ ся в «Кратком курсе истории ВКП (б)»,— большевистская партия не смогла, бы вый­ ти на дорогу и повести за собой пролета­ риат, не смогла бы взять власть я орга­ низовать диктатуру пролетариата, не смог­ ла бы выйти из гражданской войны побе­ дителем, не смогла бы построить социа­ лизм» (стр. 138). * * * По окончании Пражской конференции большевики под руководством Ленина и Сталина развернули бурную деятельность по сплочению партийных организаций во­ круг решений конференции, вокруг из­ бранного ею большевистского Центрально­ го Комитета партии. Опромную работу ве­ ло Русское бюро ЦК. Совершив в феврале 1912 года побег из ссылки, товарищ Сталин приступил к непосредственному руководству Бюро и развернул энергичную деятельность по реализации решений кон­ ференции. Под руководством товарища Сталина Русское бюро несло в партийные организации и в революционные массы трудящихся ленинские идеи о неизбежно­ сти новой революции, о подготовке сил для ее победы, об укреплении партии большевиков. По поручению ЦК товарищ Сталин об’- езжает важнейшие центры страны: Петер­ бург, Москву, Баку, Тифлис. В марте 1912 года товарищ Сталин пишет листов­ ку «За партию!», которая была распрост­ ранена по всей стране. В этом -историче­ ском документе излагались решения Праж­ ской конференции, давалась марксистская оценка- положению в стране и были сфор­ мулированы основные задачи большевист­ ской партии. Товарищ Сталии писал в листовке: «На­ ладить партию пролетариата, Российскую Социал-Демократическую Рабочую Пар­ тию, — вот что особенно необходимо для того, чтобы пролетариат мог е достоинст­ вом -встретить грядущие революционные выступления» (Соч., т. 2, стр. 215). Вы­ полнению этой важной задачи и была по­ священа деятельность всех большевист­ ских организаций. В обстановке начавшегося нового рево­ люционного под’ема но указанию В. И. Ленина, по инициативе товарища Сталина был организован выпуск ежедневной боль­ шевистской газеты «Правда». Это яви­ лось большим событием в истории рабо­ чего движения. Секретарем и членом ре­ дакции «Правды» был В. М. Молотов, а активными сотрудниками ее — Я. М. ! Свердлов, М. И. Калинин, М. С. Ольмин­ ский, Н. Г. Полетаев, депутаты IV Госу­ дарственной думы от большевистской Фракции и другие. На основе выработанной конференцией тактики правильного использования не­ легальных и летальных возможностей большевики достигли огромных успехов в деле завоевания легальных рабочих орга­ низаций и революционных масс на свою сторону. Под руководством Ленина и Сталина они успешно провели кампанию по выборам в IV Государственную думу, одержали победу во всех рабочих куриях и создали в думе социал-демократическую фракцию, ставшую вторым общероссий­ ским легальным органом нашей партии. Постановления Пражской конференции, проникнутые идеей борьбы за единую марксистскую партию, партию большеви­ ков, были полностью восприняты рабочим классом России. Новый революционный под’ем пролетариата и борьба его за свер­ жение царизма проходили под лозунгами, принятыми Пражской конференцией. Эти решения наносили удар международному оппортунизму. Период огромной и замечательной дея­ тельности партии большевиков с момента Пражской конференции до наших дней яв­ ляется периодом блестящего подтвержде­ ния гениальности идей Ленина и Сталина, воплощенных в решениях конференции. Этот период доказал со всей наглядностью умение нашей партии ломать все препят­ ствия на пути к демократии и социализ­ му, подтвердил великую и непреоборимую силу большевистской партийности, руко­ водящую и натравляющую силу парши нового типа. Истекшие 40 лет со дня открытия Пражской конференции были свидетельст­ вом неуклонного роста опыта, авторитета и силы нашей большевистской партии. Под руководством великих вождей Ленина и Сталина партия большевиков прошла славный героический путь борьбы и побед. Она является 'вдохновителем и организа­ тором всемирно-исторических побед совет­ ского народа, неустанно воспитывает со­ ветских людей в духе коммунизма, цемен­ тирует морзльно-политическое единство советского общества, направляет деятель­ ность нашего народа на успешное строи­ тельство коммунизма. Под руководством большевистской партии советский народ осуществляет работы по сооружению вели- ких строек коммунизма, создает матери­ ально-техническую базу коммунистическо­ го общества. «...Большевизм годится как образец тактики для всех», — указывал В. И. Ленин (Соч., т. 28, стр. 270). Это ленин­ ское указание подтверждено самой жизнью. Учение Ленина — Сталина о партии - но­ вого типа, теория и программа стратегии и тактика большевизма стали величай­ шим идейным достоянием коммунистиче­ ских и рабочих партий всех стран. Руко­ водствуясь учением Ленина — Сталина, умело используя богатейший революцион­ ный опыт ВЕН(б), коммунистические и рабочие партии стран народной демокра­ тии ведут непримиримую борьбу со вся­ кого рода оппортунистами — продажными агентами американо-английских империа­ листов — за укрепление единства партий­ ных рядов, за успешное осуществление социалистического строительства. Великие щей ленинизма вооружают трудящихся всего мира могучим идейным оружием в их борьбе против империал изма, за мир, демократию и социализм. И. ХОХРЯКОВ, зав. кафедрой основ марксизма- ленинизма Воронежской областной партийной школы. Я Ш. НА ШКОЛЬНЫЕ ТЕМЫ *УГ‘П % Молодые учителя ирайонный отдел народного образования В нашей отраве учителя окружены все­ народной забо-той. Профессия учителя — одна из почетнейших, Учителю доверено са- моо важное и ответственное дело — воспи­ тание будущих строителей коммунизма. Советскому педагогу свойственны горя­ чая жажда знаний, стремление в постоян­ ному росту, творческое отношение в своей работе. Само собою разумеется, эти качества вырабатываются в результате упорного труда. Поэтому органы народного образо­ вания обязаны уделять самое пристальное внимание молодым учителям, людям, не­ давно покинувшим стены педагогических учебных заведений. Как же работает с молодыми учителями Ново-Усманский отдел народного образова­ ния? Молодые учителя школ этого райо­ на прилагают все силы в тому, чтобы достойно выполнить свой долг перед Ро­ диной, отдать все накопленные имя зна­ ния своим воспитанникам и достигнуть положительных результатов в учебно-во­ спитательной работе. Прошедшая недавно районная учитель­ ская конференция показала, что многие молодые учителя по сравнению с прош­ лым годом лучше готовились в урокам, не­ прерывно совершенствовали свое педагоги­ ческое мастерство, вдумчиво проводили учебно-воспитательную работу с учащи­ мися. В своей практике они применяют разнообразные активные методы препода­ вания, например, практические и лабора­ торные работы, упорно трудятся над по­ вышением культуры устной и письменной речи учащихся, умело сочетают изучение учебного материала с воспитанием детей в духе советского патриотизма и коммуни­ стической морали. Таких положительных примеров можно много найти в повседневной практике мо­ лодых учителей бобяковской школы № 11 тт. Гордиенко, Мельниковой и ряда других. Однако в районе много есть существен­ ных недостатков. Так, нарт)имер, молодые педагоги тт. Нерелыгина (10-я семллетняя школа), Лихачева, Борзенкова (1-я Ново- Усманская школа) и другие имеют очень низкий процент успеваемости по своим предметам. Не раз они подвергались спра­ ведливой критике. Но дальше этого дело не пошло. Никто не попытался как сле­ дует разобраться в причинах их слабой работы. А между тем ошибки во многом об’яс- няются тем, что директора школ, где ра­ ботают молодые педагоги, не создали для них необходимых творческих условий, не помотают им. Многие учителя перегруже­ ны учебными часами, что вызывает не­ нужную поспешность и небрежность как в подготовке, так и в проведении уроков. Подобные факты хорошо известны ра­ ботникам Ново-Уоманского райОНО. Каза­ лось бы, кому как не им, надлежит осо­ бенно чутко относиться к первым шагам молодых учителей, направлять их работу по верному руслу, держать их постоянно в ноле своего 3|>ения. Однако этого, как ни странно, не на­ блюдается. Достаточно сказать, что заведу­ ющая райОНО т. Гревцева за первое по­ лугодие посетила всего около десяти уро­ ков. Инспекторы райОНО также очень слабо поддерживают связь со школами РЭЙ- она. До сих пор ими совершенно не об­ следована работа пяти школ района (13-й и 18-й семилетних и 25, 27 и 28-й на­ чальных школ). Но даже и в тех школах, где работники райОНО успели побывать, они совершенно не оказали никакой по­ мощи молодым учителям. А помощь очень нужна. Известно, что первым условием повы­ шения качества уроков является хорошая методическая подготовка преподавателя. В Н.-,Усма.нском районе немало педагогов, методический опыт которых с радостью переняла бы молодежь. Это —* учителя тт. Переславцева, Лукин, Ткаченко. Одна­ ко никто в районе не занимается сообще­ нием и распространением лучшего опыта. Об’ясняется это тем, что состояние мето­ дической 'работы в Н,-Усмзни стоит на низком уровне. Неоценимую роль в передаче положи­ тельного опыта имеют открытые и пока­ зательные уроки. Но эта форма методиче­ ской работы в районе практикуется ред­ ко. Отдельные попытки провести такие уроки оказались неудачными. Большую помощь могли бы получить молодые учителя в районном педагогиче­ ском кабинете. Здесь должно быть все не­ обходимое для того, чтобы учитель хоро­ шо подготовился к занятиям: учебные про­ граммы, Методическая литература, образ­ цы планов, а главное — теплое, участли­ вое отношение, деловой совет и искренняя товарищеская помощь. Это особенно необ­ ходимо сейчас, когда преподавание основ­ ных предметов решительно перестраивает­ ся в свете гениальных трудов товарища Сталина по вопросам языкознания. В Новой Усмани же районный педаго­ гический кабинет фактически не создай. В районе до сих пор не нашли для него помещения. Районный отдел народного образования, директора школ должны быть первыми учителями молодых педагогов, они обяза­ ны анализировать их работу, подмечать каждый их успех и каждую неудачу. Долг руководителей — вместе с партий­ ной, комсомольской и профсоюзной орга­ низациями заботиться о том, чтобы каж­ дый молодой учитель систематически рас­ ширял свой кругозор, повышал идейно­ теоретический уровень. Однако в Ново-Усманском районе поли­ тическая учеба педагогов должным обра­ зом не налажена. Здесь бывают срывы занятий учителей в кружках и семина­ рах. Политинформации для учителей в школах проводятся не систематически и не на высоком идейно-политическом уровне. Ново-Усмайскому районному отделу на­ родного образования следует решительно изменить свое отношение к молодым учи­ телям. В этой важном и почетном деле ему должны оказать помощь райком ВКП(б) и райисполком. Повседневное внимание партийных и советских органов — необходимое условие дальнейшего роста мастерства молодых пе­ дагогических кадров. Н. ТОЛКАЧЕВ, преподаватель Воронежского педагогического училища. ШКОЛЫ И МУЗЕЙ В постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ «0 работе пионерской организации им. В. И. Бенина» указывается на необходи­ мость коронного улучшения содержания и методов деятельности пионерских дружин и отрядов. В числе разнообразных и наи­ более интересных форм работы с пионе­ рами и школьниками видное место за­ нимают экскурсии в музеи. Они способ­ ствуют лучшему усвоению программного материала по истории и Конституции СССР, географии, биологии, литературе. Пионеры и школьники составляют почти половину посетителей во многих музеях нашей области. Особенной любовью у них пользуется областной музей изобразитель­ ных искусств. Только в течение первого полугодия музей организовал и провел 71 тематическую экскурсию для учащихся 32 школ гор. Воронежа. Здесь побывали также сотни сельских школьников. В последнее время работники музея разработали специальную тематику учеб­ ных лекций-экскурсий. Это не замед­ лило сказаться: количество учебных эк- оку|*бий возросло, повысилось их качество. Научные сотрудники музея стали чаще бывать в школах. Здесь они читают лек­ ции по вопросам искусства, сопровождая их демонстрацией картин и других му­ зейных экспонатов, оказывают помощь пионервожатым в подготовке сборов на искусствоведческие темы, в организации экскурсий. Все это оказывает большую помощь учителям в эстетическом воспитании школьников. Среди них растет интерес к изобразительному искусству. Это было наглядно продемонстрировано на выстав­ ке детского изобразительного искусства, которую организовал музей. Особенно хо­ рошие экспонаты были выставлены уча­ щимися И и 23-й средних школ. Но надо сказать, что еще не все шко­ лы Воронежа используют в своей учебной и внешкольной работе богатейшую экспо­ зицию музея. Например, 28-я средняя школа, расположенная почти рядом с му­ зеем, не организовала в этом учебном го­ ду ни одной экскурсии. Видимо, здесь не понимают огромного образовательного и воспитательного значения экскурсий. Ни 'Разу не были в музее ученики 38, 22-й и некоторых других школ. Во втором учебном полугодии нужно коренным образом улучшить обслужива­ ние школьников музеями. Желательно, чтобы краеведческие музеи, совместно с методическими обвинениями учителей, разработали тематику учебных экскурсий. Можно было бы организовать передвиж­ ные выставки. Окажем, дом-музей И. С. Никитина с успехом мог бы организовать выставки, посвященные жизни и твор­ честву отдельных писателей. Наши арае- | ведческие музеи могли бы создать при се­ бе кружки юных краеведов. Учителям и пионервожатым надо под­ робнее показать музейные экспозиции, раосклзатр им, как лучше использовать краеведческий материал на уроке, на пио­ нерских сборах. В некоторых наших средних и семилетних школах начали соз­ давать небольшие краеведческие музеи. Областной и районные музеи краеведения обязаны оказать школам в этом деле ме­ тодическую помощь. Сейчас задача состоит в том, чтобы учителя и пионервожатые максимально | использовали в своей учебной и воспита­ тельной работе музейные экспозиции. Научные сотрудники музеев в свою оче­ редь должны изучить школьные програм­ мы, чтобы лучше увязывать их с экспо­ зиционным материалом. Т. ПЧЕЛЬНИКОВ. Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й В Е Ч Е Р Недавно учащиеся старших классов Рус- ско-Журавской средней школы, Верхне-Ма- монского района, организовали в сельском клубе вечер, посвященный великому про­ летарскому писателю А. М. Горькому. На вечере присутствовало много колхозников. После краткого доклада о жизни и дея­ тельности А. М. Горького старшеклассники выступили с чтением отрывков из его произведений. Учащийся И. Савенков про­ читал свое стихотворение, посвященное А. М. Горькому. Г. РЕДЬКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz