Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 13 и ю н я 1 9 5 2 г., № 1 39 ( 6 4 5 3 ) В П О М О Щ Ь И З У Ч А Ю Щ И М Д И А Л Е К Т И Ч Е С К И Й И И С Т О Р И Ч Е С К И Й Развитие как переход количественных изменений в коренные качественные изменения I . Характеризуя третью основную черту марксистского диалектического метода, И. В. Сталин указывает: «В противоположность метафизике диа­ л ектика рассматривает процесс развития, не к а к простой процесс роста, где количе­ ственные изменения не ведут к качествен­ ным изменениям, — а к а к такое разви­ тие, которое переходит от незначительных и скры тых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям ко­ ренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступаю т не по­ степенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного со­ стояния к другому состоянию, наступаю т не случайно, а закономерно, наступаю т в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не к а к движение по кр угу , не к а к простое по­ вторение пройденного, а к а к движение по­ ступательное, к а к движение по восходящей линии, к а к переход от старого качествен­ ного состояния к новому качественному состоянию, к а к развитие от простого к сложному, от низшего к высшему» (Во­ просы ленинизма, изд. 11, стр. 5 3 7 ). Если вторая черта марксистского диа­ лектического метода выражает закон дви­ ж ения, разлития, обновления природы и общества, то третья черта показывает, ка к, каким способом происходит развитие природы и общества, в каком направле­ нии идет развитие. Диалектический материализм учит, что Есе предметы и явления в природе и об­ ществе .имеют две стороны — качествен­ ную и количественную и что всякий про­ цесс развития включает в себя количест­ венные и качественные изменения. Качественная сторона предметов — это присущая пм определенность, благодаря которой они являются данными предмета­ ми. Качественно различаются между собой химические элементы и химические сое­ динения: кислород, азот, железо, вода, со­ ляная кислота и т. д. Ж ивая природа т а к ­ же состоит из отдельных, качественно особенных форм. Многообразные качественные различия существую т такж е между общественными явлениями. Товарищ Сталин в своем произ­ ведении «Марксизм и вопросы язы козна­ ния» выявил специфические особенности язы ка, отличающие его от других обще­ ственных явлений. Каждая общественно­ экономическая формация имеет свои осо­ бые качества, подчинена своим особым экономическим законам. Ни в природе, ни в обществе не сущ е­ ствует качеств или количеств к а к тако ­ вых. Существую т материальные предме­ ты, обладающие количественными и к а ­ чественными определенностями. Попы тки некоторых философов оторвать качествен­ ные нли количественные характеристики от самих вещей неизбежно ведут к извра­ щению действительности, к идеализму. Т ак, например, произошло с древнегрече­ скими фплософами-пифагорейцами, кото­ рые объявили числа самостоятельно су­ ществующими «началами», управляющи­ ми вещами, и с Аристотелем, который про­ возгласил качества самодовлеющими «принципам и», существующими независи­ мо от вещей и порождающими их. Старые, механистические материалисты считали, что в реальной действительно­ сти существую т лишь количественные различия: например, различия в размерах атомов, в их массе или весе, в скорости движения. Каких-либо качественных раз­ личий в природе они совершенно не при­ знавали. В отличие от механистического мате­ риализма диалектический материализм считает мир качественно многообразным н утверждает, что материя бесконечно раз­ вивается и создает все новые и новые к а ­ чества. Современное естествознание в полной мере подтверждает марксистское положе­ ние о бесконечном качественном разнооб­ разии материального мира. Философски обобщая достижения физики начала XX века, В. И. Ленин в своем гениальном гр у­ де «Материализм и эмпириокритицизм» писал, что сплошным вздором служит мне­ ние, распространяемое идеалистами, что материализм будто бы должен утверждать «обязательно «механическую », а не элек­ тромагнитную , не какую -нибудь еще не­ измеримо более сложную кар ти н у мира, к а к движущейся материи» (Соч., т. 14, стр. 2 6 7 ). «Ум человеческий, — пиш ет Ленин, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличи­ вая тем свою власть над ней ...» (там же, стр. 2 6 8 ). Со времени написания кн и ги «М атери­ ализм и эмпириокритицизм» открыты та­ кие новые качественно специфические «элементарные частицы », к а к нейтроны, позитроны, а такж е положительно и отри­ цательно заряженные и нейтральные ме­ зоны различных масс и др.; обнаружено, что свет и вещество сочетают в себе свой­ ства прерывистых частиц со свойствами непрерывно распространяющейся во.тны; обнаружены особые силы притяж ения со­ ставных частиц атомных ядер и т. д. Все это свидетельствует о неисчерпаемой слож­ ности и качественном многообразии мате­ риального мира. Существующие предметы не представ­ ляют собою чего-то вечного. Они не явля­ ются результатом творчества божественно­ го духа, к а к это утверждают религия и идеалистическая философия. Впервые стро­ го научно объяснила происхождение каче­ ственных различий в мире марксистская диалектико-материалистическая филосо­ фия. Она доказывает, что развитие мате­ рии происходит в двух формах: в форме ко­ личественных и качественных изменений. Количественные изменения — это изме­ нения незначительные, незаметные, посте­ пенные; изменяясь количественно, пред­ мет до поры до времени остается самим собой, не теряя своей качественной опре­ деленности. Однако накопление количест­ венных изменений, достигая известного предела, вегет я изменению коренному, ка ч е с тв е н н о ^ , к скачкообразному преоб­ разованию предмета. Таким образом, раз­ витие есть единство количественных и к а ­ чественных изменений, постепенности и скачков, единство непрерывности и пре­ рывности. Под скачком диалектика понимает са­ мый процесс качественного преобразова­ ния, процесс уничтож ения старого и воз­ никновения нового, т. е. того, что прежде не существовало, в отличие от количест­ венных изменений, которые означают лишь рост или уменьшение тех или дру­ гих сторон, черт, свойств сущ ествующих предметов. При этом скачок занимает определен­ ный отрезок во времени, а не является чем-то мгновенным. В статье «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин писал, что «скачком» учителя социализма называли перелом под углом зрения по­ воротов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а и то и больше...» (Соч., т. 2 7 , стр. 2 4 3 ). Отношение между количественными и качественными изменениями взаимно: ко­ личественные изменения в результате их накопления приводят к изменениям каче­ ственным, а качественные изменения ве­ дут к новым количественным изменениям. Т ак, каждый качественно своеобразный химический элемент имеет свой атомный вес, свою температуру плавления и испа­ рения и другие количественные характе­ ристики. Соотношение между количественными и качественными изменениями, между эво­ люцией и революцией выражено товарищем Сталиным в формуле: «Эволюция подготов­ ляет революцию и создаёт для неё почву, а революция завершает эволюцию и со­ действует её дальнейшей работе» (Соч., т. 1, стр. 3 0 1 ). Закон диалектики о переходе количест­ венных изменений в коренные, качествен­ ные изменения получил всестороннее под­ тверждение в современном естествознании. Товарищ Сталин указывает, что «Менде­ леевская «периодическая система элемен­ тов» ясно показывает, какое большое зна­ чение в истории природы имеет возникно­ вение качественных изменений из изме­ нений количественных» (там же, стр. 3 0 1 ). Если марксистская диалектика обосно­ вывает положение о развитии к а к един­ стве двух форм изменений — количест­ венных и качественных, непрерывности и прерывности, постепенности и скачкооб­ разности, — то метафизика во взглядах на развитие придерживается одной из этих двух противоположностей. Наиболее распространенное метафизиче­ ское умение о развитии природы представ­ ляет собой так называемый эволюцио­ низм. Это учение исходит из односторон­ него положения об абсолютной непрерыв­ ности в процессе развития. Природа не терпит скачков — вот основной тезис это­ го метафизического учения. В природе, утверждают эволюционисты, совершаются лишь непрерывные количественные изме­ нения и не бывает н и ка ки х качествен­ ных изменений, скачков. Вейсманизм-морганизм считает наслед­ ственность организмов неизменной и отри­ цает возникновение качественных измене­ ний растений и животны х под влиянием окружающ ей среды. М ичуринская биоло­ гия раскрыла закономерности развития организмов и научно доказала единство ко­ личественных и качественных изменений. Эволюционизм является излюбленной теорией оппортунизма в рабочем движе­ нии. Правые социалисты — эти агенты буржуазии в рабочем классе, теорией эво­ люционизма пытаются обосновать рефор­ мизм, отказ от пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Правые социали­ сты, верные слуги американо-английского империализма, пытаются внуш ить рабо­ чим мысль о ненужности революции, об отказе от классовой борьбы против бур­ ж уази и и даже о необходимости всемер­ ной поддержки капитализма для того, что­ бы он поскорее «перерос» в социализм. Другая, тоже односторонняя, метафизи­ ческая точка зрения на развитие носит название теории катастроф, или ка та кл и ­ змов. Эта теория рассматривает развитие к а к совокупность одних скачков, проис­ ходящих без всякой предварительной под­ готовки, без предшествующих количест­ венных изменений. На такой точке зре­ ния стоял крупны й французский ученый конца X V III — качала X IX вока Кювье, к о ­ торый считал, что облик земли изменялся в результате геологических катастроф. Не­ которые из учеников Кювье заявляли, что эти катастрофы вызываются волей бога; один из них утверждал, что бот 2 7 раз уничтож ал растительный и животный мир и вновь его создавал, но уж е в новом виде. Теория катастроф противоречит науке. Товарищ Сталия в своей работе «Анар­ хизм или социализм?» отмечает: «Ясно, что между катаклизмами Кювье и диалек­ тическим методом Маркса нет ничего об­ щего» (Соч., т. 1, стр. 2 0 9 ). П . Положение марксистской диалектики о развитии к а к единстве количественных и качественных изменений имеет огромное значение для практической деятельности ком 1 мунистической партии. Важнейш ий практический вывод из этого закона товарищ Сталин выразил в классической формуле: «чтобы не ошибиться в полити­ ке, надо быть революционером, а не ре­ формистом» В противоположность реформизму мар­ ксистско-ленинская политика исходит из того, что для перехода от капитализма к социализму необходимо осуществление пролетарской революции, коренного пере­ ворота, заключающегося в переходе госу­ дарственной власти в р уки рабочего клас­ са и обобществлении всех средств произ­ водства. Вместе с тем марксизм-ленинизм, опи­ раясь на раскрытые ш закономерности общественного развития, не допускает пе­ репры гивания через незавершенные эта­ пы борьбы, требует тщательной подготов­ ки революционных преобразований. В про­ цессе этой подготовки идет упорное, на­ стойчивое и постепенное накопление оп­ ределенных количественных изменений, которые обусловливают в конце концов переход к новому качеству путем взрыва, ведут к пролетарской революции. Это положение ленинизма направлено против отдельных проявлений сектантства в зарубежных коммунистических партиях, выражающихся в игнорировании повсе­ дневной будничной работы в массах. Борь­ ба против сектантства является важным условием для создания массовой политиче­ ской армии коммунистическими партиями. М арксистская диалектика учи т, что с ка ч ки ка к в природе, так и в обществе происходят не случайно, а являются зако­ номерным реоультатом предшествующих количественных изменений. Поэтому для того, чтобы привести рабочий класс к победе революции, необходимо в предрево­ люционный период вести повседневную напряж енную подготовительную работу (феди трудящихся масс по их сплочению вокруг марксистско-ленинской партии. Предреволюционный период, по выражению товарища Сталина, — это период молеку­ лярной работы по подготовке и накопле­ нию сил для будущих боев. Без той подго­ товительной работы, которую проводила большевистская партия в течение ряда лет, невозможна была бы победа Великой О к­ тябрьской социалистической революции. Политика большевистской партии -— ре­ волюционная политика. Она заключается в сочетании тщательной, мелкой, казалось бы, работы по подготовке революции с призывом к решительному ш турм у ка п и ­ тализма л буржуазного государства, когда противоречия обостряются до крайней сте­ пени, когда возникает революционная си­ туация и когда пролетариат достаточно подготовлен для осуществления революции. Признание существования объективных I I I . Товарищ Сталин, теоретически обобщая в своих трудах опыт социалистического строительства в нашей стране, сделал но­ вый ценный вклад в развитие марксист­ ской диалектики. Он высказал положение о различных типах скачков, о различных п утя х, способах перехода от старого каче­ ства к новому качеству. Подвергая сокрушительной кр и ти ке ошибочную, анти н аучную теорию Марра и его учеников о том, что развитие язы ка совершается будто бы посредством взры­ вов, и подчеркнув, что развитие язы ка не знает н и ка ки х внезапных языковых рево­ люций, взрывов, товарищ Сталин сформу­ лировал положение о двух типах качест­ венных преобразований. Взрыв — это к а ­ чественное преобразование, происходящее путем разового уничтож ения старого и соз­ дания нового. Другой тип качественных преобразований — это с качки , которые происходят путем постепенного накопле­ ния элементов нового качества и постепен­ ного отмирания элементов старого каче­ ства. Эти преобразования происходят п у ­ тем развертывания п совершенствования основных элементов существующего. Материальный мир бесконечно многооб­ разен, и поэтому оба типа качественных изменений могут осуществляться в самых разнообразных формах, отличающихся друг от друга по своему характеру, резкости, глубине, скорости и т. д. Между самыми резкими взрывами и медленными, посте­ пенными преобразованиями может сущ ест­ вовать целая гамма промежуточных по своему характеру скатков. Положение товарища Сталина о различ­ ных ти пах качественных преобразований имеет огромное значение для социальных н а у к и в особенности для понимания свое­ образия законов развития социалистиче­ ского общества. Закон перехода от старого качества к новому путем взрыва, указы ­ вает товарищ Сталин, обязателен для об­ щества, разделенного на враждебные клас­ сы. Но он вовсе не обязателен для обще­ ства, не имеющего враждебных классов. Законом развития антагонистических обществ является переход к новому обще­ ственному строю путем социальных рево­ люций. Революционные взрывы в общест­ венной ж изни , осуществляемые революци­ онными классами, направлены на сверже­ ние господствующего класса, на уни ч то ­ жение его государства, на завоевание вла­ сти революционными классами. Но после того, к а к рабочий класс завоевал государ­ ственную власть, дальнейшее развитие об­ щества происходит без взрывов. Все даль­ нейшие качественные преобразования в условиях диктатуры пролетариата совер­ шаются по инициативе государственной власти, при поддержке со стороны трудя­ щихся масс. Это обусловлено тем, что Со­ ветское государство, опираясь на м арк­ систско-ленинскую н ау ку об объективных законах общественного развития, является последовательно революционной силой, обеспечивающей победу нового, прогрес­ сивного над старым, реакционным, орга­ низует народные массы на достижение этой победы. Политика большевистской партии, правильно отражающая потребно­ сти материальной жизни общества, яв­ ляется жизненной основой советского строя. Грандиозным качественным скачком явился переходный период от капитализма к социализму. В течение этого периода борьба социалистических элементов с к а ­ питалистическими элементами в условиях диктатуры пролетариата завершилась пол­ ной ликвидацией капи талистических эле­ ментов. В результате революционных пре-' образований в переходный период было создано совершенно новое, социалистиче­ ское общество, ги ган тски было развито производство ч у гу н а , стали, угля, нефти, товарного зерна и хлопка-сы рца. «Такой небывалый рост производства, — говорил товарищ Сталин в речи от 9 февраля 1 9 4 6 года, — нельзя считать простым и обыч­ ным развитием страны от отсталости к прогрессу. Это был скачок, при помощи которого наш а Родина превратилась из от­ сталой страны в передовую, из аграр­ ной — в индустриальную». Этот скачок произошел не путем разового, единичного изменения. Промышленность сразу пост­ роить невозможно. Строились и пускались в ход один завод за другим, одна электро­ станция за другой. В переходный период совершился т а ­ кой грандиозный скачок, к а к коллективи­ зация крестьянских хозяйств. Товарищ качественных различий в природе и обще­ стве имеет огромное значение для научно­ го познания и практической деятельности. Оно выдвигает перед наукой требование изучать качественное своеобразие предме­ тов, явлений и процессов, предупреждает от упрощенчества, от попыток сводить! сложное к более простому, качественные равличия — к различиям количествен­ ным. М арксистская диалектика требует изучать вещи такими, к а к они есть, во всем их своеобразии. Товарищ Сталин в своем гениальном произведении «Марксизм и вопросы язы кознания» подчеркивает, что у общественных явлений, кроме обще­ го, имеются свои специфические особенно­ сти, которые отличают их друг от друга и которые более всего важны для н ауки . М арксистский диалектический метод требует отчетливо видеть качественное своеобразие каждого этапа развития обще­ ства, понимать новизну обстановки, скла­ дывающейся в данное время в данной стране, и принимать практические реше­ ния в строгом соответствии с этими осо­ бенностями. Д иал ектика предохраняет тем самым от шаблона и догматизма. Количественные и качественные сторо­ ны предметов и явлений находятся всегда в единстве, во взаимосвязи. Не сущ еству­ ет качественных особенностей без коли­ чественных различий; не существует и количественных характери сти к без каче­ ственных особенностей тех или других предметов. Коммунистическая партия руководст­ вуется марксистской диалектикой, опи­ рается на ее законы в своей практической деятельности. Когда партия большевиков осуществляла политику социалистической индустриализации страны, товарищ Сталин подчеркивал, что индустриализация отнюдь не означает простое увеличение промыш­ ленной продукции и рост производительно­ сти труда. «Нам,— говорил П. В. Сталин,— н уж ен ведь не веяний рост производитель- ности народного труда. Нам н уж ен опреде­ лённый рост производительности народного труда, а именно — такой рост, который обеспечивает систематический перевес со­ циалистического сектора народного хозяй­ ства над сектором капиталистическим» (Соч., т. 1 2, стр. 79 — 8 0 ). Партия упорно и настойчиво проводила политику социалистической индустриали­ зации страны , политику наиболее уско­ ренных темпов развития промышленности. Товарищ Сталин указы вает, что партия к а к бы подхлестывала страну, ускоряя ее бег вперед, ибо нельзя было не подгонять страну, которая отстала на сто лет и кото­ рой угрожала из-за ее отсталости смертель­ ная опасность. Политика ускоренных тем­ пов социалистической индустриализации дала возможность нашей стране перевоо­ ружиться на базе новой техн и ки и обес­ печить необходимую материальную базу для усиления обороноспособности страны . Сталин указывает, что коллективизация представляла собою «глубочайший револю­ ционный переворот, скачок из старого к а ­ чественного состояния общества в новое качественное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному пере­ вороту в октябре 1 9 1 7 года». Коллективизация означала переход от буржуазного индивидуально-крестьянского строя в сельском хозяйстве к социалисти­ ческому, колхозному строю. Эго была ре­ волюция, ликвидировавшая старый, бур­ ж уазны й хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Этот скачкообразный переход общества в новое качественное состояние «совершился не путем взрыва, т . е. не путем сверже­ ния сущ ествующей власти и создания новой власти, а путем постепенного перехода от старого буржуазного строя в ;деревне к но­ вому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что перево­ рот был совершен по инициативе сущ ест­ вующей власти при поддержке основных масс крестьянства» («М арксизм и вопро­ сы язы кознания» (стр. 2 9 ). В переходный период в СССР совершил­ ся и такой скачок, к а к культурная рево­ люция. В этот же период произошел пере­ ход от старых, буржуазны х наций к но­ вым, социалистическим нациям. Эти с кач ­ ки та кж е не могли совершиться посредст­ вом взрыва, сразу, одним ударом. Они со­ вершались путем постепенного накопления новых элементов и вытеснения, отмира­ ния, уничтож ения старых. Таким образом, переходный период от капитализма к социализму, будучи сам ве­ ликим скачкам , вместе с тем включал в себя целый ряд качественны х преобразова­ ний, которые в своей совокупности и обеспечили переход от капитализма к со­ циализму. Ленин еще до Октябрьской социалисти­ ческой революции говорил, что «социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм...» (Соч., т. 2 4 , стр. 6 2 ). Од­ нако это не значит, что при переходе от социализма к коммунизму не совершаются скачки . Постепенный переход от социа­ лизма к коммунизму будет означать гро­ мадный качественный скачок по своему окончательному результату. Переход от социализма к коммунизму происходит, постепенно. Для того, чтобы перейти к коммунизму, необходимо прежде всего неустанно повышать производитель­ ность труда в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, строго осущест­ влять распределение продуктов по коли­ честву и качеству труда, укреплять тру­ довую дисциплину. Развитие производительных сил в соци­ алистическом обществе включает в себя вместе с тем существенные качественные преобразования. Создается и вводится в действие качественно новая, более совер­ ш енная техн и ка, коренным изменениям подвергается организация труда на пред­ п ри яти ях, осуществляется великий сталин­ ски й план преобразования самой при­ роды нашей огромной страны . Все эти из­ менения приведут к созданию материаль­ но-технической базы коммунизма, которая обеспечит изобилие всех материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Переход к коммунизму требует сущест­ венных изменений в области обществен­ ного сознания. У ж е при социализме новое, коммунистическое отношение к труду, к социалистической собственности, к обязан­ ностям по отношению к государству стало ведущим моральным принципом большин­ ства советских людей.. Однако в сознания людей еще сохранились п ер еж и тки к а п и ­ тализма. Их постепенное преодоление п у ­ тем кр и ти ки и самокритики, путем комму­ нистического воспитания будет означать существенный скачо к в духовном разви­ тии общества, который обеспечит переход от социализма к коммунизму. Государство является главным орудием советского народа в борьбе за построение коммунистического общества. Руководящая и направляющая сила Советского государ­ ства — партия большевиков — ведет по­ л и ти ку всемерного укрепления мощи Со- | ветского государства с тем, чтобы обеспе­ чить победоносное претворение в ж изнь гениальных сталинских предначертаний о строительстве коммунизма в СССР. I V . Из закона перехода количественных из­ менений в коренные, качественные изме­ нения вы текает чрезвычайно существенное положение, имеющее первостепенное зна­ чение для н ауки и практической деятель­ ности,— 'положение о поступательном, про­ грессивном характере развития. Современные англо-американские и мно­ гие другие буржуазны е философы пы та­ ются внуш ить трудящимся массам лживую идею о том, что прогресса в природе и об­ ществе вообще не существует, что миру свойственно не движение вперед, а движе­ ние по к р у гу или даже по нисходящей ли­ нии, вспять. Современная буржуазная фи­ лософия стремится всячески «обосновать» гнусную идею о том, что борьба против язв капиталистического общества бессмыс­ ленна, что угнетенны е люди должны п ри ­ мириться со своим положением, покорить­ ся судьбе. Пропаганда подобных взглядов проследует цель подорвать у трудящихся масс волю к борьбе за свое освобождение от капиталистического рабства, помешать пм бороться за мир, демократию, ©а социа­ лизм. В противоположность этим а н ти н ау ч ­ ным и реакционным буржуазным учениям материалистическая д иалектика, современ­ ное естествознание научно доказали, что в природе и обществе развитие идет от простого ко все более сложному, что про­ гресс представляет основную линию разви­ тия, важнейш ий объективный закон при­ роды и общества. Ж ивая природа прошла длительный про­ цесс поступательного развития, кр уп н ей ­ шими качественными скачкам и в котором были переход от доклеточного, сравнитель­ но слабо дифференцированного живого ве­ щества к клеткам , имеющим сложнейшую стр уктур у, а в дальнейшем от одноклеточ­ ных к многоклеточным организмам. Разде­ лившаяся на два царства — растительное и животное, органическая природа в ходе своего развития создавала все более и бо­ лее сложно устроенные и лучше приспо­ собленные к окруж ающ ей среде виды ра­ стений и животны х и, наконец, породила человека, к а к высший продукт своето раз­ вития. Переход от животного мира к человече­ скому обществу означал новый существен­ ный поворот в ходе поступательного раз­ вития материального мира. Будучи про­ дуктом развития природы, человек вместе с тем сам воздействует на природу, изме­ няя ее в интересах общества. Благодаря решающей роли труда в ж и зни людей раз­ витие общества стало подчиняться особым законам, отличным от законов развития природы. История общества есть прогрессивное развитие материального производства, рост производительных сил и смена способов производства, из которых кажды й после­ дующий представляет собою более высо­ кую ступень экономического развития. В соответствии с развитием производи­ тельных сил происходила смена производ­ ственных отношений: первобытно-общин­ ный строй был заменен более прогрессив­ ным рабовладельческим строем, который уступил место феодальному, на смену фео­ дализму пришел капи талистический строй, который в нынешнюю эпоху — в период монополистического капитализма — изжил себя и стал тормозом развития производи­ тельных сил и с объективной исторической необходимостью должен быть заменен во всех странах наиболее прогрессивным, со­ циалистическим строем, единственным, ко-1 торый соответствует современным произво­ дительным силам. На базе прогрессивного развития производительных сил и произ­ водственных отношений в истории челове­ чества осуществился прогресс духовной культуры — язы ка, научны х знаний, ис­ кусства. Возникновение нового есть отрицание старого. Но это не голое отрицание, не про­ стое уничтож ение, а, к а к говорит Ленин, «момент связи, к а к момент развития, с удержанием положительного...» («Философ­ ские тетради», 1 9 4 7 г., стр. 1 9 7 ). Иными словами, новое включает в себя то поло­ жительное, что достигнуто на предыдущих ступенях развития. Поступательное развитие человечества вовсе не представляет собою карти н у мир­ ного, плавного, гармоничного подъема со ступеньки на ступ ень ку. Напротив, обще- ственнын прогресс совершался в тяжелой и острой борьбе между новыми обществен­ ными силами, носителями прогресса, и ста­ рыми, реакционными силами, которые стремились остановить развитие и даже повернуть его вспять. Никогда борьба между силами прогресса и силами реакции не достигала такой ост­ роты и такого размаха, к а к в нынешнюю эпоху, эпоху круш ения капитализма и неизбежной победы социализма во всех странах. Никогда угроза для цивилизации, для дальнейшего прогресса человечества со стороны капитализма не была столь вели­ ка, к а к ув настоящее время. Американский разбойничий империализм вместе со свои­ ми союзниками и пособниками представляет прямую угрозу прогрессу человечества, ради своих корыстных интересов амери­ канские плутократы стремятся развязать новую мировую войну, залить мир кровью трудящихся. Вместе с тем никогда прежде силы про­ гресса не были столь велики, могучи и ор­ ганизованы , к а к в нынешнюю эпоху. Во главе этих сил стоит Советский Союз — самая мощная в политическом, эконо^миче- ском, военном и духовном отнош ении дер­ жава из всех, когда-либо существовавших на земле. В международный лагерь мира, демократии и социализма входят великий Ки тай и другие страны народной демокра­ тии. Сотни миллионов трудящихся во всех остальных странах сплочены в единый антиимпериалистический фронт сторонни­ ков мира и готовы к активной борьбе про­ тив хищного и агрессивного американского империализма. Международные демократи­ ческие общественные силы, борющиеся за дальнейший прогресс человечества, ныне намного превышают одряхлевшие силы им­ периалистической реакции и регресса. Победа сил мира, демократии и социа­ лизма над силами империализма, реакции и милитаризма — непреложная историче­ ская неизбежность. Круш ение капитализма и победа социализма во всех странах будет означать создание условий для дальнейше­ го, быстрого и беспрепятственного прогрес­ са человечества. Г. ФЕДОРОВ. Кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz