Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 13 и ю н я 1 9 5 2 г., № 1 39 ( 6 4 5 3 ) В П О М О Щ Ь И З У Ч А Ю Щ И М Д И А Л Е К Т И Ч Е С К И Й И И С Т О Р И Ч Е С К И Й Развитие как переход количественных изменений в коренные качественные изменения I . Характеризуя третью основную черту марксистского диалектического метода, И. В. Сталин указывает: «В противоположность метафизике диа л ектика рассматривает процесс развития, не к а к простой процесс роста, где количе ственные изменения не ведут к качествен ным изменениям, — а к а к такое разви тие, которое переходит от незначительных и скры тых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям ко ренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступаю т не по степенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного со стояния к другому состоянию, наступаю т не случайно, а закономерно, наступаю т в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не к а к движение по кр угу , не к а к простое по вторение пройденного, а к а к движение по ступательное, к а к движение по восходящей линии, к а к переход от старого качествен ного состояния к новому качественному состоянию, к а к развитие от простого к сложному, от низшего к высшему» (Во просы ленинизма, изд. 11, стр. 5 3 7 ). Если вторая черта марксистского диа лектического метода выражает закон дви ж ения, разлития, обновления природы и общества, то третья черта показывает, ка к, каким способом происходит развитие природы и общества, в каком направле нии идет развитие. Диалектический материализм учит, что Есе предметы и явления в природе и об ществе .имеют две стороны — качествен ную и количественную и что всякий про цесс развития включает в себя количест венные и качественные изменения. Качественная сторона предметов — это присущая пм определенность, благодаря которой они являются данными предмета ми. Качественно различаются между собой химические элементы и химические сое динения: кислород, азот, железо, вода, со ляная кислота и т. д. Ж ивая природа т а к же состоит из отдельных, качественно особенных форм. Многообразные качественные различия существую т такж е между общественными явлениями. Товарищ Сталин в своем произ ведении «Марксизм и вопросы язы козна ния» выявил специфические особенности язы ка, отличающие его от других обще ственных явлений. Каждая общественно экономическая формация имеет свои осо бые качества, подчинена своим особым экономическим законам. Ни в природе, ни в обществе не сущ е ствует качеств или количеств к а к тако вых. Существую т материальные предме ты, обладающие количественными и к а чественными определенностями. Попы тки некоторых философов оторвать качествен ные нли количественные характеристики от самих вещей неизбежно ведут к извра щению действительности, к идеализму. Т ак, например, произошло с древнегрече скими фплософами-пифагорейцами, кото рые объявили числа самостоятельно су ществующими «началами», управляющи ми вещами, и с Аристотелем, который про возгласил качества самодовлеющими «принципам и», существующими независи мо от вещей и порождающими их. Старые, механистические материалисты считали, что в реальной действительно сти существую т лишь количественные различия: например, различия в размерах атомов, в их массе или весе, в скорости движения. Каких-либо качественных раз личий в природе они совершенно не при знавали. В отличие от механистического мате риализма диалектический материализм считает мир качественно многообразным н утверждает, что материя бесконечно раз вивается и создает все новые и новые к а чества. Современное естествознание в полной мере подтверждает марксистское положе ние о бесконечном качественном разнооб разии материального мира. Философски обобщая достижения физики начала XX века, В. И. Ленин в своем гениальном гр у де «Материализм и эмпириокритицизм» писал, что сплошным вздором служит мне ние, распространяемое идеалистами, что материализм будто бы должен утверждать «обязательно «механическую », а не элек тромагнитную , не какую -нибудь еще не измеримо более сложную кар ти н у мира, к а к движущейся материи» (Соч., т. 14, стр. 2 6 7 ). «Ум человеческий, — пиш ет Ленин, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличи вая тем свою власть над ней ...» (там же, стр. 2 6 8 ). Со времени написания кн и ги «М атери ализм и эмпириокритицизм» открыты та кие новые качественно специфические «элементарные частицы », к а к нейтроны, позитроны, а такж е положительно и отри цательно заряженные и нейтральные ме зоны различных масс и др.; обнаружено, что свет и вещество сочетают в себе свой ства прерывистых частиц со свойствами непрерывно распространяющейся во.тны; обнаружены особые силы притяж ения со ставных частиц атомных ядер и т. д. Все это свидетельствует о неисчерпаемой слож ности и качественном многообразии мате риального мира. Существующие предметы не представ ляют собою чего-то вечного. Они не явля ются результатом творчества божественно го духа, к а к это утверждают религия и идеалистическая философия. Впервые стро го научно объяснила происхождение каче ственных различий в мире марксистская диалектико-материалистическая филосо фия. Она доказывает, что развитие мате рии происходит в двух формах: в форме ко личественных и качественных изменений. Количественные изменения — это изме нения незначительные, незаметные, посте пенные; изменяясь количественно, пред мет до поры до времени остается самим собой, не теряя своей качественной опре деленности. Однако накопление количест венных изменений, достигая известного предела, вегет я изменению коренному, ка ч е с тв е н н о ^ , к скачкообразному преоб разованию предмета. Таким образом, раз витие есть единство количественных и к а чественных изменений, постепенности и скачков, единство непрерывности и пре рывности. Под скачком диалектика понимает са мый процесс качественного преобразова ния, процесс уничтож ения старого и воз никновения нового, т. е. того, что прежде не существовало, в отличие от количест венных изменений, которые означают лишь рост или уменьшение тех или дру гих сторон, черт, свойств сущ ествующих предметов. При этом скачок занимает определен ный отрезок во времени, а не является чем-то мгновенным. В статье «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин писал, что «скачком» учителя социализма называли перелом под углом зрения по воротов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а и то и больше...» (Соч., т. 2 7 , стр. 2 4 3 ). Отношение между количественными и качественными изменениями взаимно: ко личественные изменения в результате их накопления приводят к изменениям каче ственным, а качественные изменения ве дут к новым количественным изменениям. Т ак, каждый качественно своеобразный химический элемент имеет свой атомный вес, свою температуру плавления и испа рения и другие количественные характе ристики. Соотношение между количественными и качественными изменениями, между эво люцией и революцией выражено товарищем Сталиным в формуле: «Эволюция подготов ляет революцию и создаёт для неё почву, а революция завершает эволюцию и со действует её дальнейшей работе» (Соч., т. 1, стр. 3 0 1 ). Закон диалектики о переходе количест венных изменений в коренные, качествен ные изменения получил всестороннее под тверждение в современном естествознании. Товарищ Сталин указывает, что «Менде леевская «периодическая система элемен тов» ясно показывает, какое большое зна чение в истории природы имеет возникно вение качественных изменений из изме нений количественных» (там же, стр. 3 0 1 ). Если марксистская диалектика обосно вывает положение о развитии к а к един стве двух форм изменений — количест венных и качественных, непрерывности и прерывности, постепенности и скачкооб разности, — то метафизика во взглядах на развитие придерживается одной из этих двух противоположностей. Наиболее распространенное метафизиче ское умение о развитии природы представ ляет собой так называемый эволюцио низм. Это учение исходит из односторон него положения об абсолютной непрерыв ности в процессе развития. Природа не терпит скачков — вот основной тезис это го метафизического учения. В природе, утверждают эволюционисты, совершаются лишь непрерывные количественные изме нения и не бывает н и ка ки х качествен ных изменений, скачков. Вейсманизм-морганизм считает наслед ственность организмов неизменной и отри цает возникновение качественных измене ний растений и животны х под влиянием окружающ ей среды. М ичуринская биоло гия раскрыла закономерности развития организмов и научно доказала единство ко личественных и качественных изменений. Эволюционизм является излюбленной теорией оппортунизма в рабочем движе нии. Правые социалисты — эти агенты буржуазии в рабочем классе, теорией эво люционизма пытаются обосновать рефор мизм, отказ от пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Правые социали сты, верные слуги американо-английского империализма, пытаются внуш ить рабо чим мысль о ненужности революции, об отказе от классовой борьбы против бур ж уази и и даже о необходимости всемер ной поддержки капитализма для того, что бы он поскорее «перерос» в социализм. Другая, тоже односторонняя, метафизи ческая точка зрения на развитие носит название теории катастроф, или ка та кл и змов. Эта теория рассматривает развитие к а к совокупность одних скачков, проис ходящих без всякой предварительной под готовки, без предшествующих количест венных изменений. На такой точке зре ния стоял крупны й французский ученый конца X V III — качала X IX вока Кювье, к о торый считал, что облик земли изменялся в результате геологических катастроф. Не которые из учеников Кювье заявляли, что эти катастрофы вызываются волей бога; один из них утверждал, что бот 2 7 раз уничтож ал растительный и животный мир и вновь его создавал, но уж е в новом виде. Теория катастроф противоречит науке. Товарищ Сталия в своей работе «Анар хизм или социализм?» отмечает: «Ясно, что между катаклизмами Кювье и диалек тическим методом Маркса нет ничего об щего» (Соч., т. 1, стр. 2 0 9 ). П . Положение марксистской диалектики о развитии к а к единстве количественных и качественных изменений имеет огромное значение для практической деятельности ком 1 мунистической партии. Важнейш ий практический вывод из этого закона товарищ Сталин выразил в классической формуле: «чтобы не ошибиться в полити ке, надо быть революционером, а не ре формистом» В противоположность реформизму мар ксистско-ленинская политика исходит из того, что для перехода от капитализма к социализму необходимо осуществление пролетарской революции, коренного пере ворота, заключающегося в переходе госу дарственной власти в р уки рабочего клас са и обобществлении всех средств произ водства. Вместе с тем марксизм-ленинизм, опи раясь на раскрытые ш закономерности общественного развития, не допускает пе репры гивания через незавершенные эта пы борьбы, требует тщательной подготов ки революционных преобразований. В про цессе этой подготовки идет упорное, на стойчивое и постепенное накопление оп ределенных количественных изменений, которые обусловливают в конце концов переход к новому качеству путем взрыва, ведут к пролетарской революции. Это положение ленинизма направлено против отдельных проявлений сектантства в зарубежных коммунистических партиях, выражающихся в игнорировании повсе дневной будничной работы в массах. Борь ба против сектантства является важным условием для создания массовой политиче ской армии коммунистическими партиями. М арксистская диалектика учи т, что с ка ч ки ка к в природе, так и в обществе происходят не случайно, а являются зако номерным реоультатом предшествующих количественных изменений. Поэтому для того, чтобы привести рабочий класс к победе революции, необходимо в предрево люционный период вести повседневную напряж енную подготовительную работу (феди трудящихся масс по их сплочению вокруг марксистско-ленинской партии. Предреволюционный период, по выражению товарища Сталина, — это период молеку лярной работы по подготовке и накопле нию сил для будущих боев. Без той подго товительной работы, которую проводила большевистская партия в течение ряда лет, невозможна была бы победа Великой О к тябрьской социалистической революции. Политика большевистской партии -— ре волюционная политика. Она заключается в сочетании тщательной, мелкой, казалось бы, работы по подготовке революции с призывом к решительному ш турм у ка п и тализма л буржуазного государства, когда противоречия обостряются до крайней сте пени, когда возникает революционная си туация и когда пролетариат достаточно подготовлен для осуществления революции. Признание существования объективных I I I . Товарищ Сталин, теоретически обобщая в своих трудах опыт социалистического строительства в нашей стране, сделал но вый ценный вклад в развитие марксист ской диалектики. Он высказал положение о различных типах скачков, о различных п утя х, способах перехода от старого каче ства к новому качеству. Подвергая сокрушительной кр и ти ке ошибочную, анти н аучную теорию Марра и его учеников о том, что развитие язы ка совершается будто бы посредством взры вов, и подчеркнув, что развитие язы ка не знает н и ка ки х внезапных языковых рево люций, взрывов, товарищ Сталин сформу лировал положение о двух типах качест венных преобразований. Взрыв — это к а чественное преобразование, происходящее путем разового уничтож ения старого и соз дания нового. Другой тип качественных преобразований — это с качки , которые происходят путем постепенного накопле ния элементов нового качества и постепен ного отмирания элементов старого каче ства. Эти преобразования происходят п у тем развертывания п совершенствования основных элементов существующего. Материальный мир бесконечно многооб разен, и поэтому оба типа качественных изменений могут осуществляться в самых разнообразных формах, отличающихся друг от друга по своему характеру, резкости, глубине, скорости и т. д. Между самыми резкими взрывами и медленными, посте пенными преобразованиями может сущ ест вовать целая гамма промежуточных по своему характеру скатков. Положение товарища Сталина о различ ных ти пах качественных преобразований имеет огромное значение для социальных н а у к и в особенности для понимания свое образия законов развития социалистиче ского общества. Закон перехода от старого качества к новому путем взрыва, указы вает товарищ Сталин, обязателен для об щества, разделенного на враждебные клас сы. Но он вовсе не обязателен для обще ства, не имеющего враждебных классов. Законом развития антагонистических обществ является переход к новому обще ственному строю путем социальных рево люций. Революционные взрывы в общест венной ж изни , осуществляемые революци онными классами, направлены на сверже ние господствующего класса, на уни ч то жение его государства, на завоевание вла сти революционными классами. Но после того, к а к рабочий класс завоевал государ ственную власть, дальнейшее развитие об щества происходит без взрывов. Все даль нейшие качественные преобразования в условиях диктатуры пролетариата совер шаются по инициативе государственной власти, при поддержке со стороны трудя щихся масс. Это обусловлено тем, что Со ветское государство, опираясь на м арк систско-ленинскую н ау ку об объективных законах общественного развития, является последовательно революционной силой, обеспечивающей победу нового, прогрес сивного над старым, реакционным, орга низует народные массы на достижение этой победы. Политика большевистской партии, правильно отражающая потребно сти материальной жизни общества, яв ляется жизненной основой советского строя. Грандиозным качественным скачком явился переходный период от капитализма к социализму. В течение этого периода борьба социалистических элементов с к а питалистическими элементами в условиях диктатуры пролетариата завершилась пол ной ликвидацией капи талистических эле ментов. В результате революционных пре-' образований в переходный период было создано совершенно новое, социалистиче ское общество, ги ган тски было развито производство ч у гу н а , стали, угля, нефти, товарного зерна и хлопка-сы рца. «Такой небывалый рост производства, — говорил товарищ Сталин в речи от 9 февраля 1 9 4 6 года, — нельзя считать простым и обыч ным развитием страны от отсталости к прогрессу. Это был скачок, при помощи которого наш а Родина превратилась из от сталой страны в передовую, из аграр ной — в индустриальную». Этот скачок произошел не путем разового, единичного изменения. Промышленность сразу пост роить невозможно. Строились и пускались в ход один завод за другим, одна электро станция за другой. В переходный период совершился т а кой грандиозный скачок, к а к коллективи зация крестьянских хозяйств. Товарищ качественных различий в природе и обще стве имеет огромное значение для научно го познания и практической деятельности. Оно выдвигает перед наукой требование изучать качественное своеобразие предме тов, явлений и процессов, предупреждает от упрощенчества, от попыток сводить! сложное к более простому, качественные равличия — к различиям количествен ным. М арксистская диалектика требует изучать вещи такими, к а к они есть, во всем их своеобразии. Товарищ Сталин в своем гениальном произведении «Марксизм и вопросы язы кознания» подчеркивает, что у общественных явлений, кроме обще го, имеются свои специфические особенно сти, которые отличают их друг от друга и которые более всего важны для н ауки . М арксистский диалектический метод требует отчетливо видеть качественное своеобразие каждого этапа развития обще ства, понимать новизну обстановки, скла дывающейся в данное время в данной стране, и принимать практические реше ния в строгом соответствии с этими осо бенностями. Д иал ектика предохраняет тем самым от шаблона и догматизма. Количественные и качественные сторо ны предметов и явлений находятся всегда в единстве, во взаимосвязи. Не сущ еству ет качественных особенностей без коли чественных различий; не существует и количественных характери сти к без каче ственных особенностей тех или других предметов. Коммунистическая партия руководст вуется марксистской диалектикой, опи рается на ее законы в своей практической деятельности. Когда партия большевиков осуществляла политику социалистической индустриализации страны, товарищ Сталин подчеркивал, что индустриализация отнюдь не означает простое увеличение промыш ленной продукции и рост производительно сти труда. «Нам,— говорил П. В. Сталин,— н уж ен ведь не веяний рост производитель- ности народного труда. Нам н уж ен опреде лённый рост производительности народного труда, а именно — такой рост, который обеспечивает систематический перевес со циалистического сектора народного хозяй ства над сектором капиталистическим» (Соч., т. 1 2, стр. 79 — 8 0 ). Партия упорно и настойчиво проводила политику социалистической индустриали зации страны , политику наиболее уско ренных темпов развития промышленности. Товарищ Сталин указы вает, что партия к а к бы подхлестывала страну, ускоряя ее бег вперед, ибо нельзя было не подгонять страну, которая отстала на сто лет и кото рой угрожала из-за ее отсталости смертель ная опасность. Политика ускоренных тем пов социалистической индустриализации дала возможность нашей стране перевоо ружиться на базе новой техн и ки и обес печить необходимую материальную базу для усиления обороноспособности страны . Сталин указывает, что коллективизация представляла собою «глубочайший револю ционный переворот, скачок из старого к а чественного состояния общества в новое качественное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному пере вороту в октябре 1 9 1 7 года». Коллективизация означала переход от буржуазного индивидуально-крестьянского строя в сельском хозяйстве к социалисти ческому, колхозному строю. Эго была ре волюция, ликвидировавшая старый, бур ж уазны й хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Этот скачкообразный переход общества в новое качественное состояние «совершился не путем взрыва, т . е. не путем сверже ния сущ ествующей власти и создания новой власти, а путем постепенного перехода от старого буржуазного строя в ;деревне к но вому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что перево рот был совершен по инициативе сущ ест вующей власти при поддержке основных масс крестьянства» («М арксизм и вопро сы язы кознания» (стр. 2 9 ). В переходный период в СССР совершил ся и такой скачок, к а к культурная рево люция. В этот же период произошел пере ход от старых, буржуазны х наций к но вым, социалистическим нациям. Эти с кач ки та кж е не могли совершиться посредст вом взрыва, сразу, одним ударом. Они со вершались путем постепенного накопления новых элементов и вытеснения, отмира ния, уничтож ения старых. Таким образом, переходный период от капитализма к социализму, будучи сам ве ликим скачкам , вместе с тем включал в себя целый ряд качественны х преобразова ний, которые в своей совокупности и обеспечили переход от капитализма к со циализму. Ленин еще до Октябрьской социалисти ческой революции говорил, что «социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм...» (Соч., т. 2 4 , стр. 6 2 ). Од нако это не значит, что при переходе от социализма к коммунизму не совершаются скачки . Постепенный переход от социа лизма к коммунизму будет означать гро мадный качественный скачок по своему окончательному результату. Переход от социализма к коммунизму происходит, постепенно. Для того, чтобы перейти к коммунизму, необходимо прежде всего неустанно повышать производитель ность труда в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, строго осущест влять распределение продуктов по коли честву и качеству труда, укреплять тру довую дисциплину. Развитие производительных сил в соци алистическом обществе включает в себя вместе с тем существенные качественные преобразования. Создается и вводится в действие качественно новая, более совер ш енная техн и ка, коренным изменениям подвергается организация труда на пред п ри яти ях, осуществляется великий сталин ски й план преобразования самой при роды нашей огромной страны . Все эти из менения приведут к созданию материаль но-технической базы коммунизма, которая обеспечит изобилие всех материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Переход к коммунизму требует сущест венных изменений в области обществен ного сознания. У ж е при социализме новое, коммунистическое отношение к труду, к социалистической собственности, к обязан ностям по отношению к государству стало ведущим моральным принципом большин ства советских людей.. Однако в сознания людей еще сохранились п ер еж и тки к а п и тализма. Их постепенное преодоление п у тем кр и ти ки и самокритики, путем комму нистического воспитания будет означать существенный скачо к в духовном разви тии общества, который обеспечит переход от социализма к коммунизму. Государство является главным орудием советского народа в борьбе за построение коммунистического общества. Руководящая и направляющая сила Советского государ ства — партия большевиков — ведет по л и ти ку всемерного укрепления мощи Со- | ветского государства с тем, чтобы обеспе чить победоносное претворение в ж изнь гениальных сталинских предначертаний о строительстве коммунизма в СССР. I V . Из закона перехода количественных из менений в коренные, качественные изме нения вы текает чрезвычайно существенное положение, имеющее первостепенное зна чение для н ауки и практической деятель ности,— 'положение о поступательном, про грессивном характере развития. Современные англо-американские и мно гие другие буржуазны е философы пы та ются внуш ить трудящимся массам лживую идею о том, что прогресса в природе и об ществе вообще не существует, что миру свойственно не движение вперед, а движе ние по к р у гу или даже по нисходящей ли нии, вспять. Современная буржуазная фи лософия стремится всячески «обосновать» гнусную идею о том, что борьба против язв капиталистического общества бессмыс ленна, что угнетенны е люди должны п ри мириться со своим положением, покорить ся судьбе. Пропаганда подобных взглядов проследует цель подорвать у трудящихся масс волю к борьбе за свое освобождение от капиталистического рабства, помешать пм бороться за мир, демократию, ©а социа лизм. В противоположность этим а н ти н ау ч ным и реакционным буржуазным учениям материалистическая д иалектика, современ ное естествознание научно доказали, что в природе и обществе развитие идет от простого ко все более сложному, что про гресс представляет основную линию разви тия, важнейш ий объективный закон при роды и общества. Ж ивая природа прошла длительный про цесс поступательного развития, кр уп н ей шими качественными скачкам и в котором были переход от доклеточного, сравнитель но слабо дифференцированного живого ве щества к клеткам , имеющим сложнейшую стр уктур у, а в дальнейшем от одноклеточ ных к многоклеточным организмам. Разде лившаяся на два царства — растительное и животное, органическая природа в ходе своего развития создавала все более и бо лее сложно устроенные и лучше приспо собленные к окруж ающ ей среде виды ра стений и животны х и, наконец, породила человека, к а к высший продукт своето раз вития. Переход от животного мира к человече скому обществу означал новый существен ный поворот в ходе поступательного раз вития материального мира. Будучи про дуктом развития природы, человек вместе с тем сам воздействует на природу, изме няя ее в интересах общества. Благодаря решающей роли труда в ж и зни людей раз витие общества стало подчиняться особым законам, отличным от законов развития природы. История общества есть прогрессивное развитие материального производства, рост производительных сил и смена способов производства, из которых кажды й после дующий представляет собою более высо кую ступень экономического развития. В соответствии с развитием производи тельных сил происходила смена производ ственных отношений: первобытно-общин ный строй был заменен более прогрессив ным рабовладельческим строем, который уступил место феодальному, на смену фео дализму пришел капи талистический строй, который в нынешнюю эпоху — в период монополистического капитализма — изжил себя и стал тормозом развития производи тельных сил и с объективной исторической необходимостью должен быть заменен во всех странах наиболее прогрессивным, со циалистическим строем, единственным, ко-1 торый соответствует современным произво дительным силам. На базе прогрессивного развития производительных сил и произ водственных отношений в истории челове чества осуществился прогресс духовной культуры — язы ка, научны х знаний, ис кусства. Возникновение нового есть отрицание старого. Но это не голое отрицание, не про стое уничтож ение, а, к а к говорит Ленин, «момент связи, к а к момент развития, с удержанием положительного...» («Философ ские тетради», 1 9 4 7 г., стр. 1 9 7 ). Иными словами, новое включает в себя то поло жительное, что достигнуто на предыдущих ступенях развития. Поступательное развитие человечества вовсе не представляет собою карти н у мир ного, плавного, гармоничного подъема со ступеньки на ступ ень ку. Напротив, обще- ственнын прогресс совершался в тяжелой и острой борьбе между новыми обществен ными силами, носителями прогресса, и ста рыми, реакционными силами, которые стремились остановить развитие и даже повернуть его вспять. Никогда борьба между силами прогресса и силами реакции не достигала такой ост роты и такого размаха, к а к в нынешнюю эпоху, эпоху круш ения капитализма и неизбежной победы социализма во всех странах. Никогда угроза для цивилизации, для дальнейшего прогресса человечества со стороны капитализма не была столь вели ка, к а к ув настоящее время. Американский разбойничий империализм вместе со свои ми союзниками и пособниками представляет прямую угрозу прогрессу человечества, ради своих корыстных интересов амери канские плутократы стремятся развязать новую мировую войну, залить мир кровью трудящихся. Вместе с тем никогда прежде силы про гресса не были столь велики, могучи и ор ганизованы , к а к в нынешнюю эпоху. Во главе этих сил стоит Советский Союз — самая мощная в политическом, эконо^миче- ском, военном и духовном отнош ении дер жава из всех, когда-либо существовавших на земле. В международный лагерь мира, демократии и социализма входят великий Ки тай и другие страны народной демокра тии. Сотни миллионов трудящихся во всех остальных странах сплочены в единый антиимпериалистический фронт сторонни ков мира и готовы к активной борьбе про тив хищного и агрессивного американского империализма. Международные демократи ческие общественные силы, борющиеся за дальнейший прогресс человечества, ныне намного превышают одряхлевшие силы им периалистической реакции и регресса. Победа сил мира, демократии и социа лизма над силами империализма, реакции и милитаризма — непреложная историче ская неизбежность. Круш ение капитализма и победа социализма во всех странах будет означать создание условий для дальнейше го, быстрого и беспрепятственного прогрес са человечества. Г. ФЕДОРОВ. Кандидат философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz