Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

8 июня 1952 г., № 135 (6449) К О М М У Н А 3 Письма в редакцию БолЬше внимания р а б о тн и кам Ж ивотноводства Когда к нам на ферму приходит участ­ ковый зоотехник т. Чижова и рассказы­ вает о том, что во многих колхозах на­ шей страны доярки получают большие на­ дои молока от закрепленных за ними ко­ рон, эти короткие рассказы заставляют нас задуматься. Ведь продуктивность ско­ та на нашей ферме еще очень низка. Не раз мы говорили об этом с заведующим ^ фермой т. Артемьевым. — А что я могу поделать? — отве­ чает он. — Выли бы хорошие корма, и у нас дела пошли бы иначе. А ведь корма- то не я заготовляю. На этом обычно и кончаются наши раз­ говоры. А председатель колхоза т. Круг­ лов с начала года так ни разу и не по­ беседовал с нами, не поинтересовался, как мы ухаживаем за скотом, какая помощь нужна нам, чтобы добиться повышения продуктивности коров. На ферме у нас за каждой дояркой за­ креплено по 10 — И коров. А кто из ^доярок лучше работает, об этом никто не ..&нает — ни заведующий фермой т. Ар­ темьев, ни мы, доярки, потому что пра­ вильного учета нет. Доим мы коров под­ ряд, в одну посуду, и сколько надаизаем от той или другой коровы — неизвестно. При таком положении не удивительно, что на ферме даже разговора пет о соревно­ вании. Назп колхоз соревнуется с сельхозар­ телью им. Андреева, но за какие показа­ тели должны бороться мы, работники мо­ лочно-товарной фермы, дояркам никто не рассказал. Договоры о социалистическом соревновании между доярками не заклю­ чены. В других колхозах агитаторы проводят с работниками животноводческих фермбе­ седы, читают им газеты, знакомят их с опытом работы передовиков колхозного и совхозного животноводства. А у нас на ферме не слышно голоса агитаторов. По­ чему не замечает этого секретарь партор­ ганизации тов. Петров? Нет у нас ни производственных плакатов, ни стенной газеты, ни доски показателей. Начался летний период содержания ско­ та. Как нам лучше организовать борьбу за высокую продуктивность скота, как мы должны соревноваться за лучшие показа­ тели по уходу и содержанию животных,— никто нам этого не разъясняет. Мы очень интересуемся тем, как рабо­ тают доярки в других колхозах, как они добиваются высоких надоев. На 1 М хочется сделать свою ферму такой, чтобы она ежегодно умножала доходы колхоза. Но одним, без помощи правления и партий­ ной организации, нам трудно справиться с этой задачей. Наша просьба к руко­ водителям колхоза: побольше уделять вни­ мания работникам животноводства! А. ДЕГТЯРЕВА, М. ГОРОХОВА, доярки колхоза им. Фрунзе, Хреновского района. Изба-читальня долита работать лучше При Владимировском сельском Совете, Шаталовскаго района, существует изба- читальня. Однако работает она плохо. За- ведоющий т. Баранов не заботится о том, чтобы оживить культурно-просветитель­ ную работу. Достаточно оказать, что при избе-чи­ тальне не организовано ни одного кружка художественной самодеятельности. Очень редко также читаются лекции на сель­ скохозяйственные, международные и дру­ гие темы. Имеющаяся в избе-читальне библиотека не получает новинок художественной и сельскохозяйственной литературы. Нет здесь ни шашек, ни шахмат, ни домино. Изба-читальня имеет очень непригляд­ ный вид, помещение требует ремонта, т. Баранов ни разу не поставил вопрос об этом на обсуждение исполкома сельсо­ вета. Председатель же сельсовета т. Столя- ренко об этом также не беспокоится. Руководителям сельского Совета следует заинтересоваться работой избы-читальни и сделать ее подлинным культурным оча­ гом на селе. н. АРТЕМЕНКО, Б. БОНДАРЕНКО, Е. ЗАХАРОВ. П О С Л Е Д А М В Ы С Т У П Л Е Н И Й « К О М М У Н Ы » «Бесхозяйственное отношение к жилому фонду» Под таким заголовком 20 мая было опубликовано письмо т. Зебриной. По сообщению исполкома Центрального райсовета депутатов трудящихся г. Воро­ нежа, приведенные в нем факты подтвер­ дились. Исполком райсовета обязал управ­ домами домоуправления № 3 т. Дьяконову до 1 августа устранить все недостатки в ремонте дома N° 54 по ул. 27 февраля. Заведующему райкомхозом т. Прощенко предложено предоставить транспорт для вы­ возки со двора земли и строительного му­ сора. Ч ТО С Д Е Л А Н О П О Н Е О П У Б Л И К О В А Н Н Ы М П И С Ь М А М Т Р У Д Я Щ И Х С Я Гр-н Гулевский в своем письме в редак­ цию сообщал о плохом снабжении водой жителей улицы Лог. Самая близкая водо­ разборная колонка находится на расстоя­ нии одного километра. Письмо было направлено в Воронежский водоканалтрест. Управляющий трестом т. Жарких ответил, что водоразборная ко­ лонка для снабжения водой жителей этой улицы установлена. * * • В письме гр-ки Н. Т. Богдановой был поднят вопрос о наведении порядка в но­ мерации домов и квартир многоэтажных зданий в поселке Семилуки. Письмо об­ суждалось на заседании исполкома Семи- лукского районного Совета депутатов тру­ дящихся. Исполком принял решение к 1 июля произвести номерацию многоэтажных до­ мов, подъездов, квартир, вывесить квар­ тирные указатели в каждом подъезде. К этому же времени будет проведена номе­ рация вновь выстроенных домов по улицам Крупской, Калинина и 25-летия Октября. к * * Читатели тт. Евсеев, Глазнев, Шульгина и др. прислали редакции письмо, в кото­ ром указывали на серьезные недостатки в работе Рождественско-Хавского сельпо. Письмо было направлено торговому от­ делу Рождественско-Хавского райисполко­ ма. Зав. отделом т. Букреев нам сооб­ щает, что в настоящее время имевшиеся недостатки устранены. Пекарня отремонти­ рована и пущена в эксплуатацию; торгов­ ля хлебом протекает нормально. Коллектив первого строительного управления треста «Вузстрой» взял обязательство закончить в июле этого года южную секцию главного кор­ пуса Воронежского сельскохозяйственного института. На снимке (слева направо): стахановки А Губарева и М. Бабкина, систематически перевы­ полняющие нормы на штукатурке фасада здания. Фото Т. Копелиович. Ф Е Л Ь Е Т О Н Странная метаморфоза К заведующему оптовым складом Коро- тоякского райпотребсоюза Попову подошел человек и громко отрекомендовался: — Голышкин, ревизор из Облпотреб­ союза. \ Очевидцы сообщают, что в первую ми­ нуту Попов побледнел, но быстро пришел в себя, пожал руку ревизору, вежливо пригласил сесть, осведомился, как он до­ ехал, не утомился ли в пути, что нового в Воронеже. Ревизор был скуп на слова, и это обеспо­ коило заведующего складом: ревизор что- то не в духе. Недоброе предвещает угрю­ мый вид ревизора. Еще больше встревожился заведующий складом, когда Голышкин потребовал до­ кументы. — Работа не волк, в лес не убежит, вы бы снерва отдохнули, а потом занялись дедом, — сказал Попов. — Давайте документы! — отрезал ре­ визор. Это было сказано таким тоном, что за­ ведующий складом уж не посмел больше давать советы приезжему. Голышкин рьяно взялся за дело: рылся в пухлых, покрытых слоем пыли, папках, извлекал из них счета, накладные и дру­ гие документы, что-то записывал в блок­ нот. 9 дней исследовал ревизор бумаги, щелкал на счетах, осматривал ящики, бочки, мешки с сахаром, крупой и други­ ми продуктами. ^о и Попов не дремал. Он извивался, как уж, хитрил, лукавил, обманывал, шел на всякие проделки. Он, например, вста­ вил в ящики с винами пустые бутылки и этим скрыл недостачу. Ревизор не заме­ тил этого. Ревизия подходила к концу. Выяснялось что на складе большая недостача. & странное дело, чем более очевидным эт делалось, тем доброжелательнее становилс. Голышкин. Недостает на значительную сумму вина — Списать на утечку. Недостает муки, крупы и сахара? — Списать «на усушку» и «утруску» Мало винной посуды? — Бой! Списать! Списать, списать, списать! Но даже и после того, как были списа ны под видом «естественной убыли» то вары на тысячи рублей, недостача все ж определялась более чем в 12 тысяч руб лей. Еще списывать? Рискованно, это мо жет обнаружиться. Наконец, составлен акт. Ревизор Голыш кин украсил его таким заключением «При проверке работы заведующего опто вым складом райпотребсоюза Попов усматривается, что он аккуратно и добро совестно относится к возложенным на нег обязанностям в деле сохранения коопера тивных ценностей». Вот какие бывают метаморфозы! Попов ходит теперь по улицам Еоротоя ка и посмеивается: ловко получилось, ни кто теперь к нему не придерется, даж прокурор. Да, и прокурор. У него уже полгода ле жит дело о растрате на оптовом складе, он никак не решится привлечь в ответст венности Попова, укрывшегося за броню ак та ревизора Голышкина. А интересно бы знать, почему с ревиэо ром Облпотребсоюза произошла такая ме таморфоза? Н. ПАРХОМЕНКО. О п р о в е р ж е н и е Т А С С Французское агентство Франс пресс со ссылкой на западногерманский фашист­ ский листок «Дер шлезир» распространяет сообщение о якобы имевшем место заяв­ лении Председателя Совета Министров СССР II. В. Сталина корреспондентам га­ зеты «Курьер варшавский» и Польского агентства печати относительно установ­ ленной польско-германской границы по линии Одер—Нейсе. ТАСС уполномочен заявить, что ника­ кого заявления о границах Польши или о чем-либо другом ни корреспондентам поль­ ских газет, ни кому-либо другому II. В. Сталиным не делалось и что опубликован­ ное агентством Франс пресс сообщение яв­ ляется сплошным вымыслом. О литературных „вторниках" Литературные «вторники», организуемые уже в течение нескольких лет Воронеж­ ским областным отделением Союза совет­ ских писателей, — одно из важнейших средств воспитания молодых и начинаю­ щих литераторов. Обсуждение произведе­ ний, лекции, доклады призваны содейст­ вовать их творческому и идейному росту. Писательская организация накопила из­ вестный опыт проведения «вторников». Не­ которые из них вызвали заслуженный ин­ терес литературной общественности. На­ пример, много полезного дала молодым и начинающим писателям; состоявшаяся в сентябре прошлого года встреча с председа­ телем колхоза им. Карла Маркса, Аннен­ ского района, депутатом Верховного Со­ вета СССР П. Т. Сапожковым и москов­ ской писательницей А. В. Вальцевой, изу­ чавшей жизнь этого колхоза. Живо и ин­ тересно прошло обсуждение поэтических произведений И. М. Бахтинова (Абрамов­ ка). Молодой поэт, которому было указано на недостатки в его творчестве, получил ценные советы, которые помогли ему в дальнейшей работе. Можно было бы только приветство'вать то, что Воронежское отделение Союза со­ ветских писателей посвящает «вторники» не только разбору отдельных литератур­ ных произведений, но и обсуждению об­ щих проблем советской литературы, пер­ спективам развития нашей области и т. д. Однако некоторые «вторники» намечен­ ные на начало года, так и не состоялись. В частности, отделение до сих пор не ор­ ганизовало обсуждения вопроса о языке произведений воронежских писателей. «Вторники», состоявшиеся в январе, феврале и марте, справедливо получили название «келейных». Поэма Гр. Рыжма- нова «Доля», повесть Ал. Шубина «Чайки над степью», роман II. Сидельникова «Страна родная», критическая работа Л. Вербовой «О книгах стихов воронежских поэтов» и другие произведения обсужда­ лись в узком кругу персонально пригла­ шенных лиц. Иногда на таком «вторнике» присутствовало всего 7 — 8 человек. Ши­ рокую литературную общественность Во­ ронежа, преподавателей и студентов ву­ зов отделение Союза писателей даже не ставило в известность об обсуждении. Ха­ рактерно, что в разборе критической статьи Л. Вербовой не приняли участия даже сами поэты. С апреля о «вторниках» совсем забыли. Писательская организация даже переста­ ла их планировать. Единственный «втор­ ник», состоявшийся во втором квартале, посвященный обсуждению еще неопубли­ кованной детской повести Ал. Шубина «Черный волк», прошел «вне плана». Не всегда произведения обсуждаются на должном уровне. Отделение Союза совет­ ских писателей не размножает их забла­ говременно в достаточном количестве, из- за чего ряд участников «вторников» не имеет возможности заранее ознакомиться с обсуждаемыми повестями, пьесами и по­ эмами. К тому же сами писатели за по­ следнее время стали довольно неаккуратно посещать «вторники». Иногда на очеред­ ное обсуждение просто выделяется «де­ журный» писатель. Литературные «вторники» — дело боль­ шого общественного значения. Их необхо­ димо возродить. Многие книги, недавно выпущенные Воронежским книгоиздатель­ ством, еще не обсуждались литературной общественностью. В их числе — роман К. Локоткова «Содружество», повесть Б. Дальнего «Глухов лес», книга для де­ тей «Стихи и загадки» Г. Воловика и А. Масленниковой. Следует также вынести на обсуждение первый номер альманаха «Литературный Воронеж» за 1952 год. К участию в литературных «вторниках» на­ допривлекать не только литературный ак­ тив, но и рабочую и учащуюся молодежь. Долг писательской организации — прояв­ лять больше заботы о повышении литера­ турного мастерства молодых и начинаю­ щих писателей, об пх теоретической уче­ бе. Обсуждение произведений местных пи­ сателей и поэтов, в том числе и молодых, должно чередоваться с обсуждением новп- яок советской литературы, произведений лауреатов Сталинских премий, с содержа­ тельными лекциями и докладами, посвя­ щенными советской литературе, творче­ ской лаборатории писателей. М. ПЕВЦОВ. ЛЕТНИЕ ГАСТРОЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ СТРАНЫ Разработан план летних гастролей му­ зыкальных коллективов. В Москве летом побывает народный хор Украинской ССР под управлением Г. Ве­ ревки, ансамбль танца Молдавии, Закар­ патский народный хор. В городах цент­ ральной полосы, на Волге и Урале состо­ ятся выступления Государственного ансамб­ ля народного танца Грузинской ССР. Го­ сударственный ансамбль песни и танца Карело-Финской ССР «Кантеле» поедет на гастроли в Молотов, Свердловск, Иркутск, к угольщикам Кузбасса. Ряд гастролей организуется на Волго- Донской судоходный канал. На Волго-Дон поедут заслуженный артист РСФСР М. Д. Александрович, исполнительница народных песен Сметанкина, группа артистов драма­ тического театра им. А. С. Пушкина. Туда же выехал Воронежский государственный русский народный хор. Шахтерский ансамбль песни и пляски Донецкого бассейна выступит с концерта­ ми у угольщиков Кузбасса и Караганды. В Донбассе будет выступать ансамбль пес­ ни и пляски терских казаков. Многие коллективы примут участие в обслуживании концертных площадок ку­ рортов Крыма и Кавказа. В Сочи и Кисло­ водске состоятся концерты Ленинградской академической капеллы. Вместе с капел­ лой выступят два крупнейших коллекти­ ва — Государственный симфонический оркестр Союза ССР и симфонический ор­ кестр Ленинградской филармонии. На Се­ верный Кавказ и в Закавказье поедут Го­ сударственный русский народный хор се­ верной песни, Уральский народный хор и Воронежский русский народный хор. (ТАСС). Трибунрусского демократического искусства ( К 115-летию СО Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я И . Н . К Р А М С К О Г О ) 1 Иван Николаевич Крамской — крупней­ ший русский художественный деятель и выдающийся живописец второй половины XIX века. Он сыграл огромную роль в раз­ витии'русского нацщшадьного реалистиче­ ского и демократического искусства. В. В. Стасов справедливо называл Крамского «главным капельмейстером», «трибуном, советником, настроителем и учителем» передовых русских художников 1860 — 80 гг. В переломный период русской общест­ венной жизни, когда Россия стала разви­ ваться как капиталистическая страна, Крамской объединил вокруг себявсе наи­ более прогрессивные художественные силы страны, возглавил их борьбу со старым, от­ живающим искусством. Он призывал ху­ дожников поставить искусство на службу интересам широких трудовых масс. В своем творчестве Крамской был последовательным реалистом, глубоко запечатлевшим образы передовых деятелей современной ему эпохи. И. Н. Крамской родился в 1837 году в семье мелкого чиновника в городе Остро­ гожске, Воронежской губернии. 12-ти лет от роду он остался без отца. Детство, отро­ чество и юность будущего художника про- шли в обстановке лишений и напряженного труда. В этот период Крамской глубоко оз­ накомился с жизнью народных масс. При­ ехав девятнадцатилетним юношей в Петер­ бург, Крамской имел уже значительный жизнеяный опыт. Он прошел школу под­ мастерья, ретушера, объехал с хозяином- фотографом почти всю Россию, перечитал множество книг. Неугасимая тяга к искусству помогла Крамскому преодолеть множество трудно­ стей и поступить в 1857 году в Петер­ бургскую Академию художеств. Сбылась самая страстная и пылкая мечта юноши— заняться искусством да еще в прославлен­ ном художественном учебном заведении страны. Но восторг художника скоро сме­ нился разочарованием. Академия художеств, сыгравшая в свое время большую прогрессивную роль в раз­ витии русского искусства, во второй поло­ вине XIX столетия лережпвала глубокий кризис. Она стала тормозить развитие реа­ листического искусства. Ее руководители пытались сохранить незыблемыми п неиз­ менными устаревшие принципы, пыта­ лись отгородить искусство от жизни, от за­ просов народа, В основу обучения были по­ ложены определенные каноны, правила, которые требовалипосвящать художествен­ ные произведения темам из античной и средневековой истории и мифологии, биб­ лейских сказаний и т. п., — то есть всему тому, что было далеко от действительной жизни, от Нужд народа. Крамской не мог примириться с этимп мертвыми, застывшими, нежизненными принципами. Его недовольство академиче­ скими канонами разделяли и другие уче­ ники. Это недовольство в 1863 году выли­ лось в бунт кончивших курс четырнад­ цати учеников, которые смело отказались писать дипломную работу на далекую от жизни тему из скандинавской мифологии п демонстративно вышли из Академии. Главой и вдохновителем этой группы стал Крамской. «Бунт» против Академии нельзя понять в отрыве от условий тогдаш­ ней общественной жизни. Все русские пе­ редовые люди того времен вели неприми­ римую п беспощадную борьбу с остатками п пережитками крепостничества, сохранив­ шимися в России после реформы 1861 года. Выступление художников-дипломникоз было по своему характеру, по своей смело­ сти невиданным еще в истории русской ху­ дожественной культуры явлением. Не слу­ чайно участники «бунта» — Крамской и его товарпщп — на долгие годы бы.тп от­ даны под негласный надзор полиции. Они остались без прав, без дипломов, без средств к существованию, испытывая к себе враж­ ду не только всесильной Академии, но и всего полицейско-самодержавного аппа­ рата. Однако Крамской объединил молодых художников в «Артель художников», став организатором и идейным руководителем этого объединения. Члены артели органи­ зовали бытовую коммуну, совместно испол­ няли заказы, систематически повышали свои знания. Вскоре артель окрепла, при­ влекая к себе все новые и новые молодые силы. Крамской явился одним из организато­ ров и идейным руководителем и другой, еще более значительной дамократической организации художнпков-реалистов — То­ варищества передвижных художественных выставок. Художники, организовавшиеся в 1870 — 71 гг. в Товарищество, добились новых успехов в развитии русского искус­ ства. В пх полотнах нашла глубокое и правдивое отражение вся жизнь Россип второй половины XIX и начала XX века со всей ее острой классовой борьбой. Произведения передвижнпков отобра­ жали положение различных классов и со­ словий общества. Они посвящались просто­ му народу, лучшим представителям интел­ лигенции, истории п природе родной стра­ ны. Согретое пламенной любовью к людям труда, вто искусство воспело величие, муд­ рость, смелость и красоту русского народа, его свободолюбие и непреклонную волю в борьбе за национальную независимость. Вместе с тем оно выразило гневный про­ тест против самодержавно-крепостнической п буржуазной действительности, вынося ей, по выражению Чернышевского, свой приговор. Передвижники, противопоставив­ шие свое творчество обветшалому академи­ ческому искусству, обращались к широким массам зрителей п пользовались их горячей симпатией. Они организовали по всей стра­ не передвижные выставки своих произве­ дений. И. Н. Крамской со всем пылом душп от­ дался работе в Товариществе п руководил всеми его делами. Положительное воспита­ тельное воздействие Крамского на худож­ ников осуществлялось и через его критиче­ ские статьи, утверждавшие принципы реа­ лизма, народности, национальности искус­ ства. Принято думать, что Крамской — это прежде всего выдающийся художествен­ ный деятель. Часто не находпт достаточ­ ного признания его роль как художника. Подобная точка зренпя глубоко ошибочна. Своим личным живописным творчеством Крамской внес крупнейший, неоценимый вклад в отечественную культуру, утверж­ дая принципы реализма и демократической идейности. Одним из первых ранних произведений художника было монументальное полотно (ныне хранящееся в Третьяковской галле- рее) — «Христос в пустыне». В образе Христа художник дал символическое изо­ бражение современного ему передового об­ щественного деятеля, погруженного в глу­ бокое раздумье и выбирающего тернистый путь общественного служения народу, путь борьбы, жертв и лишений. Значительным произведением Крамского является также его картина «Неутешное горе», в которой он с исключительной проникновенностью передал человеческие страдания — живую трагедию матери, по­ терявшей своего ребенка. Однако самой важной частью творческого_наоледия ху­ дожника является изумительная серия портретов простых русских крестьян и пе­ редовых представителей тогдашней интел­ лигенции. Созданные художником портрет­ ные образы столь жизненны и типичны, содержат столь острую социально-психоло­ гическую характеристику, что изображен­ ные пм люди становятся олицетворением класса и сословия, к которому они принад­ лежат. Наиболее значительными являются портреты крестьян — «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» и другие. Широ­ ко известны портреты Л. Н. Толстого, П. А. Гончарова, И. Е. Репина, Н. А. Не­ красова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Портретная живопись Крамского отли­ чается мастерством передачи сложности богатства внутренней жизни людей. Одно­ временно с этим она необычайно проста по исполнению, строга по краскам, лишена излишних аксесуаров л деталей. Одним из величайших шедевров мирового портретно­ го искусства является портрет Л. Н. Тол­ стого. Этим портретом художник создалоб­ размыслителя и художника с непреклонной волей, с громадной, как океан, духовной культурой, с чуткой совестью и, вместе с тем, скромного и простого человека. Порт­ ретная живопись Крамского явилась на­ глядной школой реалистического художест­ венного мастерства. Крамской вошел в русское искусство также как замечательный педагог. Он явился одним из наиболее влиятельных учителей II. Е. Репина, М. М. Антоколь­ ского и многих других представителей ре­ алистического русского искусства. К Крам­ скому обращались за советами и указания­ ми молодые художники, всегда встречая теплый прием и дружеское участие. И. Н. Крамской умер в расцвете сил и таланта (ему было 49 лет). Великий рус­ ский художник Илья Ефимович Репин в день смерти своего учителя писал: «Мир праху твоему, могучий человек, выбивший­ ся из ничтожества и грязи захолустья... Сначала мальчик у живописца на побегуш­ ках, потом волостной писарь, далее рету­ шер у фотографа, в 19 лет ты попал, на­ конец, на свет божий в столицу. Без гроша и посторонней помощи, с одними идеальны­ ми стремлениями ты быстро становишься предводителем самой даровитой, самой об­ разованной молодежи в Академии худо­ жеств. Мещанин, ты входишь в совет Ака­ демии, как равноправный гражданин и на­ стойчиво требуешь законных националь­ ных прав для художника. Тебя высокомер­ но изгоняют, но ты с гигантской энерги­ ей создаешь одну за другой две художе­ ственные ассоциации, ^опрокидываешь на­ всегда отжившие классические азторите- ты и заставляешь уважать и признать на­ циональное русское творчество!.. Достоин ты национального монумента, русски* гражданин-художник!» А. ЛЕБЕДЕВ, член-корреспондент Академии ' художеств СССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz