Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 5 июня 1952 г., № 132 (6446) --------------------------------------ш............................... .................................... . . . . ...................................... ........................................................................................................... .............................. . щ я т ш в в ш ш ш в в Ё ^ т В ПОМОЩЬ И ЗУЧАЮЩ ИМ Д И А Л Е К Т И Ч Е С К И Й И ИСТОРИЧЕСКИЙ М АТЕРИАЛИЗМ —— ' — — ~ ----------------- ---- — ——** ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ Характеризуя вторую черту .марксист ски'о диалектического метода, товарищ Сталин в своей гениальном произведении «О диалектическом и историческом мате риализме» пишет: «В противоположность метафизике диа лектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние не прерывного движения и изменения, непре рывного обновления и развития, где все гда что-то возникает и развивается, что- то разрушается и отживает свой век. Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и об условленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмира ния» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 537). Марксистско-ленинская философия учит, что непрерывное движение, изменение, развитие, отмирание старого и возникно вение нового являются объективным зако ном существования природы и общества. Это подтверждается всей историей разви тия Зачли, а также историей развития человеческого общества. Положения марксистской диалектики о движении, изменении и развитии природы и общества прямо противоположны мета физическому взгляду. Метафизики пред ставляют природу находящейся в состоя нии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. Они считают, что приро да способна лишь повторять себя, но из меняться, порождать новое она не может. Говоря о метафизическом взгляде на природу, Энгельс указывает, что «соглас но этому взгляду, природа, каким бы пу тем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неиз менной, пока она существует... В приро де отрицали всякое изменение, всякое развитие» (Ф. Энгельс. Диалектика при роды, стр. 6, 1949 г.). Важнейшие открытия естествознания (закон сохранения и превращения энер гии, открытие клетки, теория Дарвина, периодический закон элементов Д. И. Мен делеева и другие) подорвали метафизиче ские представления о природе, они под твердили идею движения, изменения и развития мира. Русская прогрессивная философия домар- ксовского периода в лице Герцена, Ве дийского, Чернышевского и Добролюбо ва и русские передовые естествоиспытате ли Ломоносов, Менделеев, Сеченов, Павлов, Тимирязев, Мичурин и другие нанесли удар метафизике, выдвигая и защищая при рассмотрении и изучении ряда важ нейших вопросов естествознания и обще ственной жизни идею движения, измене ния и развития. «...Природу остановить нельзя, — пи сал Герцен, — она — процесс, она — течение, перелив, движение...» (Избр. фи лософ. пролзв., т. I, стр. 128). Вскрывая революционную сущность диалектики, Герцен называл диалектику «алгеброй ре волюции». Белинский утверждал: «Ничто не яв ляется вдруг, ничто не рождается гото вым; но все... развивается по моментам, движется диалектически, из низшей сту пени переходя на высшую. Этот непрелож ный закон мы видим и в природе, и в человеке, и в человечестве» (В. Г. Белин ский. Собр. соч., т. II, стр. 482. 1948 г.). Об этом же говорил Добролюбов: «В природе все идет постепенно от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных степенях развития» (Н. А. Добролюбов. Поли. собр. соч., т. IV, сгр. 310, 1937 г.). Великий русский ученый М. В. Ломо носов своими научными трудами дал бле стящее доказательство развития и изме нения природы. Он впервые создал уче ние о происхождении горных пород в ре зультате длительного процесса разви тия Земли. Ломоносов открыл закон со хранения вещества и движения. Задолго до Дарвина он высказывал замечательные мысли о развитии животных и растений на земле. Подлинной революцией в учении о раз нигии явилось создание Марксом и Эн гельсом диалектического метода, который требует рассматривать предметы и явле ния природы и общества в их взаимной связи и обусловленности, в движении и развитии, учитывать качественно-количе ственную зависимость в них, вскрывать внутренние противоречия в самой сущно сти предметов. Ленин и Сталии, развивая дальше диа лектический метод в новых исторических условиях, нанесли метафизике решающее поражение. В гениальных произведениях «Материализм и эмпириокритицизм», «Анархизм или социализм?», «О диалек тическом и историческом материализме» и других. Ленин и Сталин материалисти чески обобщили новейшие достижения естествознания, опыт классовой борьбы пролетариата и строительства социализма и дали неоценимые руководящие идеи для правильного понимания развития в ири- [кпе л обществе. Развитие подлинно передовой науки, особенно советской науки, приносит все новые и новые доказательства истинности * Марксистская диалектика учит, что че ловеческое общество, так же как и при рода, подчиняется закону движения, из менения и развития. диалектического закона движения, разви тия и изменения в природе и обществе. В работах советских ученых, вдохновляе мых гениальным учением Маркса, Энгель са, Ленина и Сталина, по-новому постав лены и решены важнейшие проблемы происхождения и развития Земли и жизни. Согласно новой теории происхождения солнечной системы, разработанной совет ским ученым академиком 0. Ю. Шмидтом, Земля наша в своем развитии претерпела большие изменения. Земля и другие тела солнечной системы стали образовываться несколько миллиардов лет назад из косми ческой пыли (твердых и газообразных ча стиц вещества, окружавшего солнце) и метеоритного вещества путем их уплотне ния. Сначала Земля была холодной, а за тем она 'стала разогреваться благодаря радиоактивным процессам, происходившим в ее недрах. Теория происхождения сол нечной системы 0. К). Шмидта являет ся наиболее совершенной из всех суще ствовавших до сих пор гипотез о проис хождении Земли. Другой советский ученый — В. А. Ам барцумян доказал, что образование звезд происходит и в настоящее время. Таким образом, фактами опровергаются метафи зические и религиозные теории о том, что вселенная была создана когда-то и в неиз менном виде существует до сих пор. Серьезным вкладом в борьбу с метафи зическими представлениями служат работы замечательного советского ученого 0. Б. Ле- пешинской, экспериментально доказавшей возможность возникновения новых клеток из живого неклеточного вещества. Рабо ты 0. Б. Лепешинской, основанные на ди алектической теории развития, опровергли метафизическую клеточную теорию немец кого ученого Р. Вирхова. Вирхов утверж дал, что клетка может произойти только из клетки путем ее деления. Следователь но, Вирхов отрицал развитие материи, в результате которого могла возникнуть клет ка. Будучи метафизиком, Вирхов не мог ответить на вопрос; откуда же взялась первая клетка? Теория Вирхова, как и другие идеалистические и метафизические теории, протаскивала религиозную идею сотворения мира богом. Марксистско-ленинская философия ут верждает непрерывность превращения од них форм материи в другие. Отсюда вы текает вывод, что клетки, из которых по строены растения и животные, должны были когда-то возникнуть в процессе раз вития неорганической природы. Именно это положение марксистской философии нашло новое подтверждение в открытии 0. Б. Лепешинской, которая показала, что живая природа может проявляться в еще более простой форме, чем клетка, а имен но в форме неклеточного живого вещест ва. Таким образом 0. Б. Ленешинская от крыла новую, промежуточную форму меж ду неорганической природой и клеткой. Большим вкладом в учение о движении, изменении и развитии явилась замеча тельная работа товарища Сталина «Марк сизм и вопросы языкознания». В этой ра боте товарищ Сталин показал, что такое общественное явление, как язык, также находится в состоянии непрерывного из менения и развития от низшего к высше му в связи с изменением и развитием производственной деятельности людей. Товарищ Сталин указывает, сто язык в сеосм развитии прошел путь от языков родовых к языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей, от язы ков народностей к современным националь ным языкам. Товарищ Сталин раскрывает дальнейшую перспективу развития языка. В условиях победы социализма во всем мире будет происходить слияние языков на основе единой экономической, полити ческой и культурной жизни всех народов сначала в зональные языки, а затем в один новый общий международный язык. Метафизики, не имея теперь возможно сти прямо отрицать развитие, стали при способляться к новым фактам. Они сплошь и рядом прибегают к словесному призна нию развития, но признают его без изме нения, без исчезновения старого и .возник новения нового, т. е. пытаются протащить ту же реакционную идею неизменяемости мира, а следовательно, в конечном счете, и 'вечности капиталистического строя. Примером такого приспособленчества мо жет служить разбитое советской наукой реакционное направление в биологии — вейсманизм-морганизм. Вейсманисты пы таются объяснить возникновение новых видов беспричинными, случайными прояв лениями неизменного наследственного ©е- щостаа. Таким образом еейсма.нисты-мор ганисты отрицают закономерность ,враз витии живой природы. Разоблачая метафизику вейсманистов, академик Лысенко на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук име ни В. И. Ленина говорил: «Вейсманизм- морганизм не только не вскрывает реаль ных закономерностей живой природы, по, будучи насквозь идеалистическим учением, создает совершенно ложное представление о природных закономерностях. ...Все так называемые законы менде лизма-морганизма построены исключитель но на идее случайности» (0 положении в биологической науке. Стенографический отчет ео'тии ВАСХНИЛ. Ссльхозгиз, 1948, стр. 519). * В своей гениальной работе «Анархизм или социализм?; , вышедшей еще 45 лет назад, товарищ Сталин указывал, что об щественную жизнь «...нельзя считать чем- то неизменным и застывшим, она никог да не останавливается на одном уровне, она находится в вечном движении, в веч ном процессе разрушения и созидания. Поэтому в жизни ©сегда существует новое и старое, растущее и умирающее...» (Соч., т. 1, стр. 298). Положения марксистской диалектики о развитии общества, как и положения о развитии природы, прямо противополож ны взглядам метафизиков, пытающихся утвердить вечность и незыблемость капи талистического строя. Особенно рьяно ка питалистические идеологи проповедуют метафизические «теории» в наше .время, в эпоху, когда обреченность капиталистиче ского мира стала неопровержимым фактом. Стремясь любыми средствами отвлечь тру дящихся от классовой борьбы, они пыта ются внушить им мысль о бесперспектив ности этой борьбы, пропагандируют тео рии общественного регресса, развития об щества по кругу и т. д. Фашиствующие идеологи современного капитализма на стойчиво проповедуют идею движения вспять, что-де варварство сменилось в свое время феодализмом, феодализм сменился капитализмом, а после капитализма будто опять должно наступить варварство. Рас пространяя эту «теорию», они стараются запугать народ тем, что гибель капита лизма может привести к гибели всей куль туры. Реакционная идеология, отрицающая историческую закономерность прогрессив ного развития и провозглашающая неиз бежность гибели цивилизации, исполь зуется сейчас американо-английскими им периалистами для оправдания их агрес сивной политики. Так, например, англий- Марк(истекая диалектика учит, что дви жение и развитие являются способом су ществования материи. Материя и движе ние неразрывно связаны друг с другом. Движение немыслимо без материи, мате рия немыслима без движения и развития. В мире нет ничего вечного и неизменного, кроме вечно движущейся и изменяющейся материи. Энгельс писал: «Материя без движения так же немыслима, как и дви жение бес материи. Движение поэтому так же нееотворимо и неразрушимо, как и са ма материя». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 57, 1950 г.). Основными формами движения материи являются: механическое движение (пере-1 мощение тел в пространстве), физические процессы (теплота, свет, электричество), химические процессы (соединение и разъ единение атомов), биологические процес сы (жизнь во всех ее проявлениях) и об щественная жизнь, сознание. Все эти фор мы движения связаны между собой. Наиболее сложные формы движения — это биологическая и общественная. Про стейшей формой движения является меха ническая. Механическое движение не объ ясняет внутренних источников движения, а предполагает внешний толчок. Диалек тика говорит о самодвижении, как о дви жении, которое происходит в силу дей ствия внутренних сил, и объясняет при роду, исходя из нее самой. Диалектика по нимает под движением изменение вообще, вечный процесс отмирания старого и воз никновения нового. Марксистская диалектика не отрицает таклее состояния покоя и равновесия. Но если с точки зрения метафизики покой аб солютен, т. е. вечен, а движение относи тельно, то марксистская диалектика счи тает, что движение включает в себя мо менты покоя, но покой является относи тельным, временным, а движение абсолют ным. Тот или иной предмет может нахо диться в состоянии покоя в отношении Земли и других предметов, но он в то же врейя находится в движении вместе с Землей, внутри его происходит движение атомов, электронов и других частиц. Пред мет претерпевает также воздействие внеш ней среды, при котором он постепенно из меняется. Таким образом, покой оказывает ся формой движения, но незаметного, при котором предмет не изменяется сущест венно. При относительном покое накапли ваются те силы, которые в конце концов нарушают его и заставляют старое усту пить место новому7. Движение и развитие в природе и об* ществе происходит в направлении измене ния старого, которое в конце концов усту пает место новому. Это новое неодолимо потому, что оно является прогрессивным, отвечает жизненным потребностям не только сегодняшнего дня, но и будущего, содействует движению от низших форм к высшим. Старое же, отжившее свой век обречено на гибель. И если бы победа нового не была исторической необходимо стью, то не было бы п развития. Таким образом, диалектика учит, что за коном развития является нс только отмира ние старого и появление нового, но и неодолимость нового, прогрессивного. Это подтверждается многочисленными факта ми. История природы дает яркие примеры неодолимости нового, развития, идущего от низшего к высшему. В развитии живой природы мы наблюдаем переход от неклс- точного живого вещества к одноклеточ ным, от них — к многоклеточным жи вотным, а от последних — к человеческо му обществу. Закон неодолимости нового, пр>грестив- ного особенно ярко проявляется в общест- ский буржуазный историк Тонной рисует картину гибели человечества от атомной бомбы и предлагает народам мира во избе жание катастрофы идти добровольно в ка балу к империалистам Англии и США. Дру гой английский буржуазный проповедник военного разбоя — Рассел утверждает, что развитие науки и техники ведет не к прогрессу, а к гибели всего человечества. Он проповедует насквозь лживую и неле пую идею неизбежной кончины мира, если народы не откажутся добровольно от на ционального суверенитета в пользу миро вого государства во главе с США и Анг лией. В своей бесплодной борьбе против все побеждающего революционного учения мар ксизма-ленинизма объединились прямые идеологи капитализма и их верные слу ги — предатели рабочего класса бевины, шумахеры, блюмы и прочие правые социа листы, которых Ленин еще тридцать с лишним лет назад назвал «соучастнинами империалистического бандитизма». Эти ла кеи буржуазии пытаются приспособить учение о развитии общества к интересам капитализма, выхолостить из него его ре волюционную душу. Они пытаются раско лоть и ослабить всемирное движение за мир, за социализм. Марксистско-ленинская философия, ра скрывая законы развития природы и об щества, разбивает лженаучные метафизи ческие измышления о развитии общества по кругу, о возвращении к пройденному этапу. Марксистская диалектика научно обосновывает мысль о развитии по восхо дящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к ново му качественному состоянию. ♦ войной жизни. Победа социализма в на шей стране знаменует собою победу ново го прогрессивного общественного строя над старым, отжившим свой век, реакционным капиталистическим общественным строем. Как ни злобствовали капиталисты, как ни пытались они задушить страну Советов интервенцией в годы гражданской войны, последующей блокадой, войной с фашист ской Германией, все их попытки разби лись о несокрушимую волю советского народа, направленную на то, чтобы покон чить с капитализмом и создать новое, ком мунистическое общество. О неодолимости нового свидетельствуют 'также установление демократического ре жима в странах народной демократии, ве ликая победа китайского народа над го миндановской реакцией и англо-американ ским империализмом. Империалисты Аме рики и Англии затратили миллиардные суммы, чтобы поддержать гоминдановское правительство в его борьбе с китайским народом. Но китайская Народно-освободи тельная армия, руководимая славной Ки тайской коммунистической партией, одер жала победу над объединенными силами гоминдановской реакции потому, что она защищала и воплощала в жизнь передовые и прогрессивные идеи, которые отвечали жизненным потребностям многомиллионно го китайского народа. Ярким примером неодолимости нового служит быстрое развитие нашего социали стического общества. За сравнительно ко роткий исторический срок — тридцать с лишним лет — в СССР произошли круп нейшие изменения в развитии народного хозяйства и культуры. За эти годы в на шей стране произошел огромный скачок: из отсталой аграрной страны наша Роди на превратилась в могучую индустриально- колхозную державу. Такое быстрое разви тие социалистического общества происхо дит благодаря социалистическому общест венному и государственному строю, благо даря организующей и направляющей дея тельности великой партии Ленина — Сталина, которая руководствуется во всей своей работе положениями диалектическо го материализма. Буржуазные идеологи старались запу гать народные массы, утверждая, что со циализм несет с собой конец прогрессивно го развития общества. На это Ленин писал: «...важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, за стывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле тальке с социализма начнет ся быстрое, настоящее, действительно мас совое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общест венной и личной жизни». (В. И. Ленин, Соч. т. 25, стр. 443). Победа нового над старым является объ ективной необходимостью. Новое всегда вначале существует лишь как возможность развития. Возможность — это есть лишь необходимая предпосылка для развития того или иного явления. Действительность же — это осуществленная, реализованная в жизнь возможность. В природе превращение возможности в действительность осуществляется стихий но, под влиянием тех или иных условии. Но в той части природы, где в ее жизнь активно вмешивается человек, возмож ность более быстро и более эффективно может превратиться в действительность. Например, замечательный советский уче ный И. В. Мичурин умел использовать воз можности, заложенные в природе, превра щать их в действительность и ставить на службу человеку. Мичурин познавал законы природы и на пх основе изменял природу в нужном для человека направ лении. Девизом Мичурина являлось: нс ждать милостей от природы, а брать их от нее. Ленин и Сталин учат, что превращение возможности в действительность в обще ственной жизни должно происходить не стихийно и самотеком, а в результате ак тивной, сознательной деятельности лю дей, народных масс, классов, партий. При этом надо различать реальную возмож ность от абстрактной. Реальная возмож ность имеет определенные условия для своего воплощения в жизнь. Так, напри мер, у нас есть ©се условия для осущест вления великих строек коммунизма. Для этого у нас имеется социалистический спо соб производства, характеризующийся то варищеским сотрудничеством и социали стической взаимопомощью свободных от эксплуатации людей, высокий уровень раз вития техники и науки, морально-полити ческое единство всего нашего народа, дружба народов и советский патриотизм, непреклонная воля трудящихся СССР по- Товарищ Сталин в своей гениальной ра боте «О диалектическом и историческом материализме» показал, что положение марксистской диалектики о движении, из менении и развитии имеет большое значе ние в изучении общественной жизни и в практической деятельности марксистско- ленинской партии и всех трудящихся. «Если мир находится в непрерывном движении и развитии, — говорит товарищ Сталин, — если отмирание старого и на растание нового является законом разви тия, то ясно, что нет больше «незыбле мых» общественных порядков, «вечных принципов» частной собственности и экс- плоатации, «вечных идей» подчинения крестьян помещикам, рабочих капитали стам. Значит, капиталистический строй можно заменить социалистическим строем, так же, как капиталистический строй заменил в свое врамя феодальный строй. Значит, надо ориентироваться не на те слои общества, которые не развиваются больше, хотя ипредставляют в настоящий момент преобладающую силу, а на те слои, которые развиваются, имеют будущ ность, хотя и не представляют в настоя щий момент преобладающей силы» (Вопро сы ленинизма, изд. 11, стр. 540). Партия большевиков, вооруженная марк систско-ленинской теорией, подняла на роды бывшей царской России на социали-' стическую революцию, в результате кото рой в нашей стране был ликвидирован ка питалистический общественный строй. Партия возглавила борьбу советского на рода за новый, более прогрессивный обще ственный строй — коммунизм. В этой борьбе партия опирается на новые про грессивные силы общества, на передовую маркеистако-ленинскую теорлю. Марксистская диалектика учит, что но вое всегда утверждается в острой борьбе сэ всем старым, что стоит на пути ново го. Так, социалистический строй утверж дался в напряженной борьбе с интервен цией в годы гражданской войны, с подлы ми изменниками народа меньшевиками, троцкистами и бухаринцами, в борьбе со злейшими врагами социализма — герман скими фашистами в годы Великой Отече ственной войны. Сейчас советский народ защищает страну социализма, борясь за мир во всем мире, против новых поджига телей войны — американо-английских им периалистов. Ленин и Сталин, великие вожди проле тариата, всегда воспитывали партию, весь советский народ в духе борьбы со всяки ми трудностями, которые могут встретить ся при движении Советского Союза к ком мунизму, в духе твердой уверенности в победе нового, прогрессивного общественно го строя, которым является коммуни стический общественный строй. И совет ский народ, руководимый большевист ской партией, не останавливался ни пе ред какими препятствиями, а преодо левал их, черпая уверенность в побе де из диалектического закона неодо лимости нового, прогрессивного. Опыт борь бы советского народа за социализм ис пользуется сейчас в странах народной де мократии. Партия учит, что чувство нового яв ляется драгоценным качеством большеви ка, потому что строительство нового, ком мунистического общества возможно только на основе новых методов труда, новой, бо лее высокой производительности труда, новых отношений человека к труду, на основе новой, более совершенной техники и т. д. Поэтому только тот руководитель, который обладает умением видеть новое, умеет еще в зародыше подмечать прогрес сивное явление и содействует его росту, только такой руководитель способен! пра вильно решать задачи в соответствии с новыми условиями борьбы иг строительст ва. Советский народ, воспитанный парти ей в духе стремления к новому, постоянно вырабатывает все новые и новые методы ускорения производственных процессов, способы экономии материала, улучшения качества продукции, повышения рента бельности предприятий, передачи стаха новского опыта и т. д. Все это сиособст- строить коммунизм, партия Ленина — Сталина, направляющая всю деятельность Севетешр государства. Эти реальные'ус ловия обеспечивают сооружение советским народом великих строек коммунизма в кратчайшие сроки. Сейчас в международной жизни сущест вуют две противоположные возможности развития: ;шшожность развязывания ан гло-американскими империалистами войны и возможность сохранения и упрочения ми ра «о всем мире. Превращение последней возможности в действительность может произойти только в результате самой активной борьбы народных масс всех стран за мир. Поэтому товарищ Сталин указывает: «Мир будет сохранен и уп рочен, если народы возьмут дело сохране ния мира в свои руки и будут отстаивать его до конца. Война может стать неиз бежной, если поджигателям войны удастся опутать ложью народные массы, обмануть их и вовлечь ИХ (Вновую мировую войну». Перед народными массами всех стран стоит задача шире и организованнее раз вернуть борьбу за мир против поджигате лей воины. * вует быстрейшему переходу от социализма к коммунизму. «Чтобы не ошибиться в политике, — учит товарищ Сталин, — надо смотреть вперед, а не назад». Знание законов раз вития в природе и обществе дает возмож ность предвидеть развитие тех или иных явлений в будущем. Предвидеть можно не только знакомые нам явления, но и те, которые • были совершенно не известны нам до сих пор. Исходя из законов развития общества, Карл Маркс предсказал необходимость воз никновения социалистического строя. На основе анализа законов развития империа лизма В. И. Ленин предсказал возможность победы социалистической революции в од ной стране. Товарищ Сталин еще до Ок тябрьской революции предвидел, «что именно Россия явится страной, прола 1 гаю- щей путь к социализму» (Соч., т. 3, стр. 186). Предвидение Лепина и Ста,тина сыграло решающую роль в подготовке и проведе нии Великой Октябрьской социалистиче ской революции, так как оно вселяло твердую уверенность в успешной победе революции и тем самым революционизиро вало трудящиеся массы, увеличивало их силы. * ' Вся деятельность партии Ленина —* Сталина опирается на знание объективных законов развития, на научное предвиде ние. Партия вооружает трудящихся ясной перспективой, уверенностью в победе. Бея научного предвидения невозможна успеш ная планомерная деятельность. Товарищ Сталин указывает: «Сидеть у руля и гля деть, чтобы ничего не видеть, пока об стоятельства не уткнут нас носом в ка кое-либо бедствие, — это еще не значит руководить. Большевизм не так понимает руководство. Чтобы руководить, надо пред видеть» (Соч., т. 11, стр. 35). В 1925 году, когда революционные си лы Китая только что складывались, товарищ Сталин уже предвидел их боль шое будущее. Товарищ Сталин писал: «Правители Востока и Запада, которые не видят этих сил и не считаются с ними в должной мере, пострадают от этого. Мы, как государство, с этой силой не считать ся не можем... Кто с этой силой не счи тается и не будет считаться, тот навер няка проиграет» (Соч., т. 7, стр. 293 — 294). Предвидение товарища Сталина оправда лось. Революционные силы Китая вырос ли, окрепли и одержали победу над агрес сивной политикой американских империа листов в Китае. Буржуазные идеолога отрицают науч ное предвидение и утверждают, что объек тивной истины нет. Этим они хотят при вить угнетенным классам мысль о том, что все в истории зависит от каких-то не постижимых сил и что общественная жизнь не подчиняется никаким объектив ным закономерностям. Отсюда идеологи империализма делают вывод, что люди в общественной жизни не могут ставить пе ред собой каких-либо преобразовательных целей, например, завоевания и построе ния социалистического общества. Но жизнь и наука в своем развитии оп ровергают эти лживые утверждения бур жуазных идеологов и неопровержимо под тверждают правильность положения марк систской диалектики о движении, измене нии и развитии, происходящих и в при роде и в обществе. Это развитие имеет за кономерный характер и совершается от низшего к высшему, т. е. идет по восхо дящей линии. Следовательно, никакие пи лы реакции не в состоянии остановить это развитие, отменить движение общества к коммунизму, повернуть колесо истории вспять. История общества подтверждает, что нельзя спасти то, что отжило свой век, что должно уступить свое место но вому, прогрессивному. Капитализм отжил свое время, он обречен на гибель. В наше время все дорога ведут к коммунизму. Е. ЖЕЛТУХИНА, старший преподаватель кафедры диалектического и исторического материализма Воронежского государственного университета, кандидат философских наук. <
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz