Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

22 мая 1952 г., № 120 (6434) Сельский книгоноша Тракторист комсомолец Иван Алексеенко раньте всех увидел стремительно прибли­ жавшегося к тракторному вагончику вело­ сипедиста. Безошибочно определив, что это не кто иной, как книгоноша Иван Берез­ кин, юноша поспешил ему навстречу, что­ бы первым встретить желанного гостя. На­ до сказать, что здесь, в полевом стане 15-й тракторной бригады Ново-Калитвенско-й МТС, книгоношу всегда ожидают с нетер­ пением. И это потому, что механизаторы крепко сдружились с книгой. Каждую сво­ бодную от труда минуту они уделяют чте­ нию художественной, политической и есте­ ственно-научной литературы. И каждый раз, несмотря на то, что у механизаторов имеется своя походная библиотечка, Иван Березкин, побывав в полевом стане, зано­ сит в записную книжку новые названия книг, которые желают прочитать механи­ заторы. Едва книгоноша поравнялся с Алексеен­ ко, тот сразу же потянулся к багажнику, на котором была плотно прикреплена стоп­ ка книг. Тесным кругом обступили'механизаторы книгоношу и секретаря комсомольской ор­ ганизации Ивана Березкина. С самого на­ чала сева не было ни одного дня, когда бы Березкин не побывал в полевом стане. Боль­ шинство механизаторов — люди молодые, некоторые из них только на курсах трак­ тористов вступили в комсомол. Многое их интересует: и то, как зарождалось л креп­ ло родное советское государство, и преобра­ зование природы, и освободительное движе­ ние колониальных народов, п передовой стахановский опыт труда. А .утолить эту вполне понятную жажду знаний во многом могут книги. И не случайно поэтому в тракторном вагончике на самом видном ме­ сте висит лозунг: «Любите книгу—источ­ ник знаний». Не случайно также, что меж­ ду трактористами и книгоношей установи­ лась такая тесная дружеская связь. Вот и сейчас, раздавая трактористам привезенные книги, Березкин видит, с ка­ кой жадностью эти неутомимые труженики тут же перелистывают страницы. Ол улы­ бается, сознавая, что делает большое и нуж­ ное дело. Как секретарь комсомольской ор­ ганизации, Березкин ведет учет, кто из комсомольцев и что читает. Он знает, на­ пример, что комсомолец Владимир Певченко, один из лучших трактористов 15-й брига­ ды, «не может жить без книг». И это дей­ ствительно так. Только за период весенних полевых работ Певченко прочитал «Как за­ калялась сталь» Островского, сборники рас­ сказов Короленко, Серафимовича, Чехова, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс. А сейчас по его заказу Березкин привез брошюру, рассказывающую об опыте рабо­ ты бунеевской тракторной бригады. Эта брошюра окажет молодому трактористу большую помощь в повышении производи­ тельности труда. Березкин не ограничивает свою деятель­ ность только доставкой книг в полевые ста­ ны. Он всегда находит время для того, что­ бы побеседовать с каждым читателем. В бе­ седах он выясняет, какие книги больше всего нравятся тому или иному читателю, правильно ли читатель понял смысл прочи­ танного, какое впечатление произвела на него книга. Сегодня, например, Березкин узнал, что в бригаде нет ни одного тракториста, кото­ рый бы не прочитал книгу Николая Ост­ ровского «Как закалялась сталь». Он как бы между прочим спросил комсомольца Алексеенко, что тот делает для того, чтобы быть таким, как Павка Корчагин. Вопрос этот оказался для юноши неожиданным. — Ну, как тебе сказать... — замялся Алексеенко. — То ж была война, тогда можно было героизм проявлять. А у нас... — Что у нас? — с жаром прервал то­ варища комсомолец Безручко. — Разве у нас негде проявить героизм? А Демченко, Гармаш, Иван Бунеев — они что же, по- твоему, не герои?! — Герои, — согласился Алексеенко. В разговор вступили другие тракто­ ристы. Каждому хотелось высказать свое мнение, узнать мнение товарища. Так не­ заметно для самих себя в непринужденной обстановке все механизаторы начали об­ суждать прочитанную книгу. А Березкин смотрит на этих загорелых, полных энергии людей, слушает их вол­ нующие речи, одних поправляя, с другими соглашаясь, и про себя думает о том, ка­ кое огромное влияние оказывает книга на воспитание и духовный рост этих простых тружеников социалистической деревни... А. БАГРИНЦЕВ. Новая Калитва. Многие трудящиеся Уколовското района имеют личные библиотечки, постоянно пополняют их новыми книгами. Колхозник сельхозартели им. Маленкова комсомолец А. Т. Волков имеет библиотеч­ ку, в которой насчитывается много поли­ тической, художественной и сельскохозяй­ ственной литературы. ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕЧКИ Сельский учитель с. Сетище Н. И. Вол­ ков за последнее время приобрел 30 книг. Значительно пополнилась личная библио­ тека учителя В. П. Пастухова. Сейчас в ней около 300 экземпляров различной литературы. м. глотов. САНАТОРНЫЕ ПУТЕВКИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В этом году рабочим и служащим Гря- «инскоге вагонного депо было выдано 35 путевок в санатории и дома отдыха. В адравницах за последнее время побывали бригадир Мосякин, столяр Богатырев, стан­ ционная смазчица Нечаева и другие. Не­ давно местком депо получил еще 24 путев­ ки в дома отдыха. На экзамене по русскому языку в 7-м клаосе «Б» средней женской школы № 9 г. Воронежа. На снимке (слева направо): Е. Баевская « А. Сысоева. Фото Т. Копелиович. ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛАХ Х О Р О Ш И Е О Т В Е Т Ы КАЛАЧ (соб. корр. «Номмуны»). — Торжественно и празднично выглядит Ка-, лачеевская средняя школа № 1. К 9 ча­ сам утра сюда собралась нарядно одетая детвора. Многие учащиеся принесли буке­ ты весенних цветов. Звонок. Учащиеся вошли в классы. Уче­ ники 10-го класса заняли школьный зал. Усевшись по одному за стол, они с нетер­ пением ждали, когда председатель экза­ менационной комиссии — директор школы С. Л. Жихарев вскроет пакет и объявит темы сочинений. Тов. Жихарев поздравил юношей и де­ вушек с началом выпускных экзаменов, потом вскрыл пакет и зачитал темы сочи­ нений: «Тема мира и труда в поэзии В. В. Маяковского», «Идеи патриотизма в романе Л. Н. Толстого «,Война и мир», «Роль партии в социалистическом пере­ устройстве деревни по роману Шолохова «Поднятая целина». Выслушав темы, уча­ щиеся уверенно приступили к работе. Ученики 4-го класса в первый - день экзаменов писали диктант. Ученики 5-го класса держали экзамен по арифметике. Итоги первого дня экзаменов показали, что учащиеся имеют прочные знания. Из 29 учеников 4-го класса «А» 25 получи­ ли оценки «5» и «4». Пионеры Аня Гон­ чарова, Шура Удовикипа, Лена Жихарева и другие написали диктант иа «5».-, Успешно выдержали экзамен также уче­ ники 5-го класса. О летнем отдыхе воронежцев ПИСЬМОВРЕДАКЦИЮ . Излюбленными местами отдыха воронеж­ цев являются дом отдыха им. Максима Горького и его окрестности, Шиловекий лес, села Чертовицкое, Рамонь и другие зеленые уголки вокруг города. Е сожалению, из-за отсутствия транс­ портных средств побывать в этих местах могут далеко не все желающие. Между тем разрешить вопрос о транспорте нетруд­ но. Почему бы, например, Управлению ма­ лых рек не организовать в выходные дни перевозку пассажиров на катерах и лод­ ках по маршрутам: с. Чертовицкое с оста­ новкой у дома отдыха и от Чернявского моста до Шилова леса, Жировскцх озер с остановками Капканчикова мойка, дамба ВОГРЭС? Необходимо также позаботиться об от­ дыхающих в самом городе. Ведь из года в год идут бесплодные разговоры о благо­ устройстве мест купанья на реке, но прак­ тически вопрос остается неразрешенным до сих пор. Неужелц в областном центре нельзя по­ строить две-три закрытых купальни, где купающиеся за определенную плату могли бы иметь необходимые удобства, получить полотенце, простыню или пробковый пояс для плавания. Пора уже подготовить и открытые ме­ ста для купающихся, огородить их, уста­ новить скамейки, очистить берег от му­ сора. На берегу реки должны быть спасатель­ ные средства и пункт медицинской помо­ щи. Следует организовать здесь торговлю прохладительными напитками и в дни от­ дыха— подвоз отдыхающих в автобусах. V Б. ЖДАНОВ. ПОСЛЕДАМВЫСТУПЛЕНИЙ «КОММУНЫ» «О ремонте м у зы ка л ьны х инструментов» Твердые знания РОССОШЬ (соб. корр. «Коммуны»). — В школах города и района начались перевод­ ные и выпускные экзамены. К этому от­ ветственному периоду школы подготовились своевременно и провели первый день экза­ менов на высоком уровне. ... Рано утром коридоры средней школы 65 г. Россошь заполнили празднично одетые юноши и девушки. Звенит звонок. Все расходятся по классам. В девятом классе «Б» школьники дер­ жали экзамен по основам дарвинизма. Вот берет билет ученица Мрыхина. Она отвечает на вопросы спокойно, уверенно. Экзаминатор Серафим Александрович Чуев ставит ей высшую оценку «5». В магазины Облиниготор- га поступила следующая литература: А. А. ЖДАНОВ. Выступ­ ление на дискуссии по кни­ ге Г. Ф. Александрова «История западноевропей­ ской философии» 24 июня 1947 г. Гослолитиздат. 1952 г. Стр. 46. Цена 31 коп. А. ШЕХОВЦОВ. Сталин­ ский Устав сельскохозяйст­ венной артели и задачи дальнейшего организацион­ но-хозяйственного укрепле­ ния колхозов. Издательство «Московский р а б о ч и й » . К Н И Ж Н А Я ПОЛКА Стр. 52. Цепа 1952 г. 90 коп. Рассказы советских пи­ сателей (том третий). Гос­ литиздат. 1952 г. Стр. 712. Цена 12 руб. 50 коп. ГАЛИНА НИКОЛАЕВА. Жатва. (Роман). Гослитиз­ дат. 1952 г. Стр. 496. Цена 9 руб. 50 коп. Дм. ХОЛЕНДРО . Горы в цвету. Издательство Ц К ВЛКСМ «Молодая гвар­ дия». 1951 г. Стр. 488. Це­ на 9 руб. 30 коп. Книги — детям (сборник методических статей о ра­ боте с книгой). Детгиз. | 1952 г. Стр. 166. Цела 2 руб. 95 коп. В. ГЮГО. Козета. Дет- гиз. 1952 г. Стр. 60. Цена 2 руб. 35 коп. Б. И. НИКАНДРОВ. Строительные конструкции животноводческих построек. Сельхозгиз. 1952 г. Стр. 136. Цена 2 руб. 25 коп. А. М. КИРХЕНШТЕИН. Что необходимо знать о полноценной пище. Пищ промиздат. 1952 г. Стр. Г Цена 8 руб. 40 коп. Б. П. ТОКИН. Губители микробов—фитонциды. Гос- культпросветиздат. 1951 г. Стр. 128. Цена 3 руб. 15 коп. е- 136. Один за другим подходят учащийся к столу экзаминагора. Они дают исчерпы­ вающие ответы. С большой лгобоиью и теплотой расска­ зывает ученик Юдин о великих русских ученых П. В. Мичурине и И. М. Сеченове. Свой ответ он заключает словами: — Имена этих великих мыслителей- материалистов окружает неувядаемая сла­ ва. Ими по праву гордится народ. В ответах экзаменующихся чувствуется хорошая подготовка к экзаменам, система­ тическая работа над повышением своих знаний. Большинство девэтикласеников сдало экзамены на «5» и «4», У четвероклассников БОРИНСКОЕ (соб. норр. «Коммуны»). — Организованно начались выпускные к пе­ реводные экзамены в школах Боринского района. Четвероклассники Боринской сред­ ней школы пришли на экзамен задолго до назначенного времени. Это их первый в жизни отчет Родине о своих делах. Ребята радостны, взволнованы, у них приподнятое настроение. Раздается звонок. Учителя приглашают своих питомцев в классы. Через пять ми­ нут наступает полная тишина. Вот четвер­ тый класс «В». Слышен четкий, нетороп­ ливый голос учительницы М. Е. Понома­ ревой. Внимательно и сосредоточенно вслу­ шиваются учащиеся в каждое слово дик­ танта. На розданных листках появляются первые его строки: «По дороге в лагерь». Текст диктанта близок и дорог каждому школьнику. В нем рассказывается • счаст­ ливой и радостной учебе и жизни совет­ ских школьников. Экзамены закончены. Ребята едут в пионерский лагерь. В доро­ ге у них столько новых впечатлений, ра­ дости и счастья! Это возможно только в нашей советской стране. Учительница и ассистент 3. Б. Сморо­ дина проверяют работы. Тоня Шохина, Ви­ тя Шабанов, Зина Бедина, Юля Слукина и четверо других ребят заслуженно получа­ ют оценку «5». Они не сделали ни еди­ ной ошибки. Хорошо написали диктант учащиеся двух других четвертых классов этой шко­ лы. Под таким заголовком в «Коммуне» было опубликовано письмо т. Лобачева, в кото­ ром говорилось о закрытии артелью «Новая жизнь», Буденновском района, мастерской по ремонту музыкальных инструментов. Письмо было направлено для проверки в Облкооиинсоюз. Председатель президиума Облкоочшнсоюза т. Дудников сообщил, что Факты, указанные в нем, подтвердились. Президиум обсудил этот вопрос и обязал правление артели «Новая жизнь» восстано­ вить мастерскую по ремонту музыкальных инструментов и обеспечить ее специальны­ ми мастерами. «БЕЗЗАБОТНЫЕ ЛЮДИ» Под таким заголовком в «Коммуне» было напечатано письмо о том, что Писаревский райпотребсоюз неудовлетворительно орга­ низует торговлю ходовыми товарами. Облпотребсоюз сообщил редакции, что отмеченные в письме факты при проверке подтвердились. Намечены конкретные ме­ роприятия по устранению недостатков в торговле. Для проверки состояния торговли и оказания практической помощи потреби­ тельскому обществу на место командирован представитель Облпотребсоюза. В настоящее время торговля значительно улучшилась. Оходевесеннихполевых работвколхозахобласти Сводка Областного управления сельского хозяйства на 20 мая Цифры показывают процент выполнения плана: первая — сева яровых всего, вторая — из них зерновых и бобовых, третья — посадки картофеля, четвертая— Абрамовский Байчуровский Воронцовекий Таловокий Терновский Калачеевский Белогорьевский В.-Карачанский Ел.-Коленовский Ка нтемировский Писаревский Радченский Токайский Алешковский Архангельский Бутурлиновский Воробьевекий Лосевский Михайловский Ольховатский Павловский Поворинокий Ровеньской Чигольский Эртильский B. -Мамоиский Грибановекий Каширский Козловский Лесковский Петропавловский 97 Полянский Россошанский Садовский Шаталовский Анненский Н.-Калитвенски? Подгоренский C.-Липяговский Ст.-Криушански Алекоеевскин Богучарский Никитовский Комплексная механизация науборке урожая пятая — сева однолетних трав, кормовых культур. корнеплодов и силосных 104 99 78 16 143 Новохоперский 95 97 89 49 107 101 99 66 46 108 Щучинский 95 96 83 34 103 100 101 93 72 124 Борисоглебский 94 102 73 5 92 100 101 81 80 109 Вейделевский 94 93 105 22 108 100 102 90 77 102 Евдаковский 94 94 102 51 96 99,9 102 72 64 109 Ладомировский 94 92 97 60 92 99 102 79 16 98 Лискинский 94 92 92 24 113 99 101 103 35 99 Меловатский 94 99 84 94 89 99 101 94 38 119 Хохольский 94 96 85 15 99 99 100 68 67 104 Хренопекой 94 94 86 44 105 99 98 67 68 103 В.-Хавский 93 94 74 170 91 99 99 75 42 97 Грачевский 93 99 71 17 104 99 97 77 117 114 Нижнедевицкий 93 92 93 44 98 98 101 59 82 98 Репьевекий 93 90 99 25 114 98 101 90 86 106 Л .-Россошанский 92 93 86 33 90 98 99 72 50 111 Острогожский 92 93 89 44 97 98 99 90 39 106 Буденновоюий 91 89 101 57 88 98 99 102 30 114 Добринекий 91 99 57 76 78 98 99 79 80 106 Бобровский 90 90 89 23 102 98 99 80 46 105 Землянский 90 86 60 20 114 98 99 93 72 105 Люманоеский 90 85 74 35 99 98 102 78 40 98 Т алипкий 90 96 77 ПО 76 98 99 107 60 109 Р.-Хавакий 88 91 69 17 92 98 99 94 90 107 Ново-Усмамский 88 92 42 28 103 98 98 81 66 99 Ведугский 87 87 64 95 90 97 99 8* 42 95 Коротоякский 87 88 90 26 70 97 100 54 12 101 Панинский 87 90 48 97 65 97 95 108 75 101 Давыдовский 86 86 83 22 92 97 98 76 32 102 Уколовский 86 79 109 30 95 97 99 58 21 86 Молотовский 85 87 63 44 89 101 95 34 92 Голооновский 83 81 46 40 87 97 96 114 146 101 Липецкий 83 91 42 31 89 97 99 78 34 108 Березовский 82 83 62 10 86 97 99 74 76 105 Дмитряшевокий 82 80 20 25 81 97 96 99 36 107 Семилукекий 82 87 63 18 . 107 96 98 75 36 104 Хворостянский 81 84 21 60 61 96 98 85 27 82 Боринсюий 80 80 22 30 69 96 97 89 46 101 Г ремячеиский 80 85 56 5 72 96 96 . 93 99 115 94 36 58 102 97 Грязинский 79 81 42 44 93 95 93 108 88 98 Усманский 79 79 48 17 99 95 96 55 26 97 Водопьяновскнй 73 1 83 15 12 55 95 94 99 56 99,8 Хлевенский 72 72 51 13 84 Уборка урожая — наиболее напряжен­ ный период сельскохозяйственных работ. Она требует мобилизации максимального количества механизмов и рабочей силы. Многие МТС и колхозы, применяя комп­ лексную механизацию на уборке, значи­ тельно облегчают труд колхозников и со­ кращают сроки выполнения работ. На уборке надо широко практиковать поточный метод. Для этог^Г необходимо ме­ ханизировать работы в поле, на токах и ,р зернохранилищах. В прошлом году кол­ хозы им. Кирова, им. Ленина, им. Буден­ ного и «Прогресс», Ольховатского района, а также колхозы Кантсмпровского, Михай­ ловского и ряда других районов области, применяя комплексную механизацию, ус­ пешно справились с уборкой урожая, до­ срочно сдали хлеб государству, полностью собрали грубые корма и своевременно про­ вели вспашку зяби и черных паров. Наиболее узким местом на уборке яв­ ляются сбор соломы, очистка зерна на то­ ках и погрузка его в автомашины. Эти работы в большинстве колхозов выпол­ няются вручную и требуют затраты боль­ шего количества рабочей силы. Нередко обработка зерна на токах затягивается, что приводит к скоплению большого коли­ чества хлеба, а то и к порче его от сог­ ревания. Механизация погрузки зерна дает воз­ можность не только своевременно провести эти работы, но и в три-четыре раза со­ кратить затраты рабочей силы. Руководи­ тели МТС и колхозов должны теперь же поставить перед собой задачу— в каж­ дом колхозе построить не менее одного ме­ ханизированного тока. Для этого надо ис­ пользовать все внутренние резервы. Тока необходимо размещать вблизи до­ рог и в центре убираемых массивов с тем, чтобы по возможности сократить расстоя­ ние от мест работы комбайнов. Размеры тока могут быть различны в зависимости от количества зерна, которое будет храниться на току, а также от спо­ соба его очистки и обработки. Практика укрупненных колхозов показывает, что для механизированного тока необходимо подго­ товить площадку размером в 0,25 — 0,40 гектара. Длинную сторону площадки сле­ дует располагать в направлении господст­ вующих ветров. Ток должен быть обору­ дован электрическим светом. При отсутст­ вии специальных агрегатов надо устано­ вить имеющиеся динамомашины и трак­ торные генераторы. Для механизации ра­ бот рекомендуются наиболее простые аг­ регаты: зернопульт, агрегат из двух — четырех веялок-сортировок с механиче­ ским приводом, выбракованные молотил­ ки «МК-1 100», «МО-990», «БДО-34» и другие, имеющие элеватор, механизиро­ ванная веялка-сортировка,, бункер для по­ грузки зерна в автомашины и весы. Чтобы ускорить взвешивание поступаю­ щего зерна, необходимо иметь спаренные весы с общей деревянной площадкой, на кото 1 юй должна умещаться бестарка с зер­ ном. Весы для удобства следует вкопать в землю. На очистке зерна надо в первую очередь использовать зерноочистительную машину «ВИМ». Последняя должна работать круг­ лые сутки и обеспечить сортировку не менее 3— 4 тонн зерна в час. Необходи­ мо также полностью использовать простые зерноочистительные машины, имеющиеся в колхозах (сортировки и веялки). Агрегат из д-вух и более сортировок (в зависимо­ сти от мощности привода) можно изгото­ вить следующим образом: подготовляются основание (рама), два скребковых или кордовых элеватора, погрузочный бункер и весовой ящик. Основание для двух сор­ тировок состоит из двух деревянных брусьев-полозьев, связанных в шипы по­ перечными брусьями. Расстояние между полозьями равно 180 сантиметрам, концы их для удобства перевозки агрегата заост­ рены. Поперек полозьев для обеспечения надежности крепления веялок и трансмис­ сии нашивается пол из шести досок •200 X 50 и длиною в 2 метра 30 санти­ метров каждая. Подачу зерна в веялки необходимо произ­ водить скребковым или корцовым транс­ портером по типу комбайновых. Транспор­ тер крепится откосами из углового железа к спаренным сортировкам. Нижний конец транспортера опирается на землю. Зерно, поднятое транспортером, падает на рас­ пределитель, изготовленный из кровельно­ го железа или из листовой фанеры. Рас­ пределитель делается с бортами высотой в 8 сантиметров во избежание схода зерна мимо засыпных ковшей. Очищенное зер- го с нажиего решета идет в приемник и поступает на погрузочный или бункерный транспортер. Транспортер забирает зерно из приемника и подает на наклонно по­ ставленный лоток, а оттуда — в погру­ зочный бункер. В прошлом году многие колхозы Кляте- мировского, Калачеевского, Таковского и Михайловского районов производили очи­ стку зерна иа токах, агрегатом из трех сортировок с приводом от трактора «СОТ», а также от конного привода. Для приведения агрегата в движение изготов­ ляется трансмиссия, состоящая из вала диаметром в 30 мм., длиной в 4,5 метра и трех подшипников в соответствующих корпусах на полувале. Два подшипника с гнездами устанавливаются на концах ва­ ла. а трртий подшипник—посредине вала. Вал трансмиссии должен делать 440 оборотов, а шкивы вентилятора сортиро­ вок — 190 — 220 оборотов в минуту. При наличии существующих заводских шкивов на сортировках диаметром 200 мм. шкивы вала для того, чтобы обеспечить нормальную работу сортировок, должны быть диаметром в 400 мм. Скребковый элеватор, подающий зерно в засыпные ящики, приводится в движение звездоч­ кой, установленной на валу трансмиссии с помощью крючковой цепи. Обслуживать агрегат должны два человека, из которых один подгребает зерно к приемному элева­ тору, а второй следит за работой агрегата. Для механизированной очистки зерна, поступающего на ток от комбайнов, могут быть использованы выбракованные моло­ тилки «БДО», «М0-900» и других марок, которые имеются в каждой МТС. Пере­ оборудовать их нетрудно. Прежде все­ го следует выключить клавишный соломо­ тряс и шкив цепного подавального аппа­ рата. Надо также удалить крышку смот­ рового люка и в него вставить деревянный желоб, через который зерно, подлежащее очистке, будет поступать на скатную дос­ ку, расположенную под клавишами соло­ мотряса. Для равномерного распределения массы зерна, поступающего на очистку, на скатной доске, несколько ниже места падения зерна, под небольшим углом вниз набивается планка высотой в 40—45 мм. и длиной в 0,8 — 1,0 метра. Подача зер­ на с земли в люк на наклонный желоб производится скребковым элеватором с приводом последнего от вала верхней го­ ловки ковшового элеватора молотилки. Су­ ществующий вал короток, и необходимо изготовить удлиненный вал для шкива. Шкивы должны быть равны по диаметрам. Ввиду того, что в ковшовом элеваторе молотилки рабочей ветвью ленты являет­ ся верхняя, а в скребковом— нижняя, ремень надо надевать наперекрест. Скреб­ ковый транспортер укрепляется к корпу­ су молотилки скобами из полосового желе­ за 40 X 5 мм. или из углового железа 30 X 30 мм. Во избежание распыла сбоя с правой стороны молотилки, у выхода сбоя, надо поставить щит. Очищенные зерна с последнего стана третьей очистки попадают в зеряоприем- иик, а оттуда — в ковш, изготовленный из железа или дерева. Этот ковш должен иметь уклон днища *в левую сторону мо­ лотилки под скребковый элеватор, который подает чистое зерно в бункер. Производи­ тельность такой молотилки — примерно 10 тонн зерна в час. Для обслуживания ее требуется 3— 4 человека. При уборке хлебов комбайнами посту­ пающее на тока верно зачастую имеет по­ вышенную влажность и большое количе­ ство зеленых примесей. Обработка такого зерна на веялках-сортировках вызывает значительные затруднения. В таких слу­ чаях зерно обрабатывается сначала на специальном зернопульте, а затем— на веялке-сортировке. При помощи зернопуль­ та хорошо выделяются из массы зерна зе­ леные примеси сорных растений и произ­ водится эффективное проветривание и под­ сушивание зерна- После обработки на зер­ нопульте зерно легко поддается очистке на веялках^-сортировках; при этом произво­ дительность последних повышается в пол­ тора-два раза. Ленточный зернопульт состоит из за­ сыпного ковша с регулируемой задвижкой и трех валов с бесконечной лентой. Во время работы зерно бросается лентой под углом к горизонту с определенной скоро­ стью. При этом более тяжелое зерно ле­ тит и падает дальше от сбрасывающего барабана, а щуплые зерна и легкие при­ меси вследствие сопротивлонпя воздушной среды падают ближе. Зернопульт приводится в движение электромотором мощностью в две лошади­ ных силы. Толщина слоя зерна на ленте должна быть не более двукратной толщи­ ны данного зерна. Вал барабана — 35 см. В качестве привода могут быть использо­ ваны электромотор, двигатель трактора «СОТ», один из валов работающей сложной молотилки и конный привод молотилки. В колхозах «Октябрьская революция» и им. Ленина, Семилуйского района, в прош­ лом году очистка зерна на токах произво­ дилась веялками-сортировками, приводи­ мыми в движение от электромоторов. Та­ кая веялка-сортировка «ВС-2» е успехом обеспечивала очистку зерна, поступающе­ го от одного комбайна. Следует обратить внимание на правильный подбор шкивов в зависимости от оборотов электромотора. При неправильном подборе шкивов может быть завышено число оборотов вентилято­ ров и соответственно число оборотов решет­ ных станов. От этого качество очистки зерна резко ухудшается, детали преждевре­ менно изнашиваются и машина выходит из строя. Размеры шкивов вентилятора и электромотора должны быть подобраны таким образом, чтобы число оборотов вен­ тилятора веялки-сортировки равнялось 190 — 200 в минуту. Очень важно увеличить производитель­ ность автотранспорта на перевозке хлеба. Простейшим способом механизированной погрузки зерна на автомашину является применение бункера, который устанавли­ вается на току на четырех деревянных столбах. Емкость бункера должна соответ­ ствовать грузоподъемности автомашин, ра- ‘ ботающих на перевозке зерна. В период косовицы хлебов МТС и колхо­ зы области обязаны обеспечить в макси­ мально короткий срок уборку и скирдова­ ние соломы и мякины. Эту работу необ­ ходимо механизировать путем применения тракторных волокуш, конных типа кубан­ ской «тягалкн», тракторных или конных скирдометов. Опыт многих МТС и колхозов нашей области показал, что это — дело несложное и такие приспособления могут быть изготовлены в каждом колхозе, в каждой МТС. Задача руководителей МТС я правлений колхозов — образцово подготовиться к предстоящей уборке урожая, шире приме­ нить комплексную механизацию. И. ХАБЛО, главный инженер Областного N Управления сельского хозяйства. Ч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz