Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
15 января 1952 г., Мз 12 ^6326) К О М М У Н А Шестая сессия Генеральной Ассамблеи ООН Пленарные, заседания Генеральной Ассамблеи П р а в я щ и е к р у г и С Ш А и з о б л и ч е н ы в а г р е с с и в н ы х д е й с т в и я х и в м е ш а т е л ь с т в е в о в н у т р е н н и е д е л а д р у г и х с т р а н ПАРИЖ. 12 января. (Спец. корр. ТАСС). — Вчера пленум Генеральной Ас- самблеи рассмотрел вопрос об агрессивных действиях и вмешательстве США во внут ренние дела других стран. Как известно, этот вопрос был поставлен на обсуждение Генеральной Ассамблеи по требованию делегации Советского Союза. Речь шла об издании в США закона от 10 октября 1951 года, предусматривающего ассигнование 100 млн. долларов на финан сирование подрывной и диверсионной дея тельности против СССР н стран народной демократии, на создание вооруженных групп из изменников Родины, предателей н других отщепенцев для борьбы против су ществующих в этих странах политических режимов. Делегация Советского Союза у ' внесла проект резолюции, предусматриваю щей осуждение Генеральной Ассамблеей этого закона и рекомендацию правитель ству США принять необходимые меры к от мене закона. Те заседания Политического комитета, на которых обсуждалась жалоба Советско го Союза, напоминали суд, где на скамье подсудимых сидела делегация, представляю щая правительство США. В юде дискус сии представители СССР, Польши, Чехо словакии, БССР и УССР, опираясь на многочисленные факты, документы и офи циальные заявления политических деятелей ж _*■ США, показали, что изданный в США за- 7 кон является неслыханным нарушением элементарных основ международного пра ва, принципов Устава ООН и советско- американского соглашения от 16 ноября 1933 года. Дискуссия в Политическом комитете пол ностью подтвердила обвинения, выдвину тые Советским Союзом против правитель ства США. Поэтому значительная часть делегаций, составляющая примерно треть всего состава делегаций, отказалась под держать США в их попытке как-нибудь оправдаться и снять с себя эти обвинения. На вчерашнем пленарном заседании Со ветский Союз вновь поставил на обсужде ние свое предложение осудить преступный закон от 10 октября 1951 года и принять меры к его отмене правительством США. Глава делегации Чехословакии Секани- нова н глава польской делегации Верблов- ский в своих выступлениях по мотивам го лосования решительно поддержали предло жение делегации Советского Союза. Глава делегации Украинской ССР А. М. Барановский указал, что принятие Соединенными Штатами Америки «Закона 1951 года» является грубым вмешательст вом во внутренние дела других стран, бес прецедентным в отношениях между госу дарствами. Представители 11 стран с населением в 571 млн. человек, сказал Барановский, воз держались в Политическом комитете от голосования, что само по себе является уже осуждением упомянутого американско го закона и серьезным ударом, нанесенным политике диктата, проводимой США в ООН. Если США и удалось при обсужде нии поставленного делегацией СССР во проса об агрессивных действиях и вмеша тельстве США во внутренние дела других стран добиться в Политическом комитете отклонения резолюции, внесенной делега цией СССР, то это достигнуто лишь путем грубого давления. Барановский заявил, что делегация У к раинской ССР считает безусловно дока занным на основании многочисленных фак тов, что принятый в США «Закон 1951 го да» является агрессивным актом и неслы ханным вмешательством США во внутрен ние дела других государств. Вот почему делегация Украинской ССР будет голосо вать за проект резолюции, внесенный деле гацией Советского Союза по этому вопросу. С обоснованной и подкрепленной факта ми критикой «Закона 1951 года» выступил глава делегации Белорусской ССР К. В. Ки селев. Он указал, что этот закон, преду сматривающий ассигнование 100 млн. дол ларов для вербовки и организации воору женных групп в Советском Союзе и стра нах народной демократии и за пределами этих стран с целью осуществления подрыв ной и диверсионной деятельности в этих странах, показывает агрессивную сущ ность политики США. Грубо нарушая международное право, принципы Устава ООН и нормы междуна родного сотрудничества, правительство США стремится с помощью банд изменни ков, предателей и прочего отребья органи зовать войну на подпольном фронте против Советского Союза и других демократиче ских стран. Этот акт направлен против ми ра и безопасности народов. Делегат Бело руссии дал решительный отпор попытке представителя Филиппин отвлечь внимание от агрессивной сущности американского «Закона 1951 года» давно разоблаченными клеветническими измышлениями о Совет ском Союзе. Делегация Белорусской ССР, сказал Киселев, будет голосовать за пред ложенную делегацией СССР резолюцию, предлагающую осудить американский «За кон 1951 года» и рекомендовать правитель ству США принять необходимые меры к отмене этого закона. Представитель США Мэнсфилд вылез на трибуну Ассамблеи, чтобы попытаться снять с себя обоснованные обвинения в тягчайшем преступлении против мира, пред’явленные правительству США р пол ностью доказанные. Однако выступление Мэнсфилда представляло собой жалкий лепет, лишенный даже подобия какой-либо вразумительной аргументации. Он не мог опровергнуть тот факт, что правительство США финансирует вооруженные группы различных подонков общества, предателей родины и уголовников для борьбы против СССР и стран народной демократии. По чему, цинично заявил он, эти люди не мо гут сражаться против правительств тех стран, из которых они бежали. Отвечая Мэнсфилду, глава делегации СССР уличил представителя США в пере дергивании фактов, в шулерских манипу ляциях, которые, однако, не спасли прави тельство США от пред’явленного ему об винения. В ы с т у п л е н и е А . В ы ш и н с к о г о Господин председатель, ввиду ограничен ности предоставленного времени я должен быть кратким. Г-н Мэнсфилд, выступавший здесь от имени делегации Соединенных Штатов Америки, сделал, по-моему, боль шие усилия для того, чтобы отвлечь наше внимание от основного вопроса. Я не знаю, насколько это ему удалось, но во всяком случае я обязан констатировать этот безусловный факт. Основной вопрос, интересующий нас всех сейчас, заключается в том, что это за «Закон 10 октября 1951 года», какие цели он преследует и в какой мере он является нарушением международного права и согла шений, существующих между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки (я имею в виду соглашение между Литви новым и Рузвельтом 1933 года). Наконец, -в какой мере этот акт угрожает миру и безопасности, являясь вмешательством во внутренние дела других государств, в дан ном случае Советского Союза и стран на родной демократии, причем таким вмеша. тельсгвом, которое может привести к серьез ным конфликтам. Потому что если начи нают говорить языком оружия, то на это и отвечают языком оружия. Вот вопросы, которые связаны с тем пунктом повестки дня, который обсуждает ся сейчас под названием «Жалоба Совет ского Союза на американское правитель ство ввиду издания нм «Закона 10 октября 1951 года». Я постараюсь коротко ответить на эти вопросы. Конечно, я не могу сейчас приво дить все те бесчисленные доказательства, которые были приведены при обсуждении в Первом комитете. Их было очень много: четыре заседания потратили на обсуждение этого вдгшоса, во время которых не счита лись сб* временем. Но я могу сейчас изло жить выводы, сводящиеся к следующему. Первое. «Закон 10 октября 1951 года» и поправка Керстена к этому закону, что самое главное, предусматривают финанси рование и вербовку отдельных лиц и це лых групп из числа так называемых бежен цев из СССР и стран народной демокра тии. Это факт или не факт? Обратитесь к самому закону, и вы уви дите, что это факт! Требуются ли еще какие-либо доказа тельства? Конечно, никаких дополнительных дока зательств этого факта не требуется. Второе. По «Закону 10 октября 195! го да» на эти цели ассигнуются 100 миллио нов долларов. Факт это или не факт? Факт. Обратитесь к закону. Вы это там ясно узндите. Дополнительных доказательств не нужно. Третье. На какие цели ассигнуются эти деньги? # В законе сказано: «Ассигнуется 100 мил- ■" лионов долларов на финансироваине воору женных групп...» Это—тоже факт. И далее сказано: «...формируя из бежавших из раз ных стран народной демократии и Совет ского Союза по разным мотивам». Пусть эти мотивы будут по-вашему подходящие, по-нашему они не подходящие. Значит, мы уже установили три факта: Во-первых, «Закон 10 октября 1951 года» и поправка Керстена предусматривают финансирование и вербовку отдельных бе женцев и целых групп таких беженцев. Во-вторых, закон предусматривает фи нансирование организации вооруженных отрядов из этих лиц и, в-третьих, для этой цели ассигновано 100 миллионов долларов. Четвертое. Эти вооруженные отряды, вооруженные силы должны быть серьез ными. Доказательство—выступление Мэнс филда, выступление Керстена, выступле ние Бориса и целого ряда других конгресс менов, заявления которых я подробно ци тировал по официальным документам, ко торые у меня имеются в руках и которые я могу, если мне дадут время, процитиро вать в неограниченном количестве. Эта вооруженные отряды, которые предпола гается формировать, должны быть серьез ными. В доказательство я приведу выступ- лещие г-на Даллеса, заявившего, что соз дается «ударные силы большой мощности». Даллес говорил, где эти силы должны быть расположены. Я привожу его выражение: «пф периметру Советского Союза». Пятое. Эти мощные вооруженные силы должны быть использованы, как разруши тельное средство против политических ре жимов в СССР к в странах народной де мократии. Разве это не факт? Это заявление самих авторов этого закона и руководителей внеш ней политики США. Эти вооруженные силы будут формиро ваться, как национальные воинские части, с их национальными полковыми знаменами, с воинскими знаками различия, с соответ ствующим национальным командованием. Шестое. Эти вооруженные отряды будут включены в состав Атлантического блока в качестве национальных легионов. Седьмое. Эти вооруженные отряды и от дельные лица будут использованы для ди версионных и других целей. В законе ска зано: «для любых целей». Я напомню здесь о весьма важной переписке Керстена с Остином, о чем я подробно говорил в Первом комитете и о чем Мэнсфилд и ком пания предпочитают помалкивать. В этой переписке указывается, что эти отряды будут использованы для «террористических целей», для •«террористической * деятельно сти». Когда на Генеральной Ассамблее должен был обсуждаться вопрос о проекте ко декса преступлений против мира и безо пасности человечества, то поскольку в этом кодексе была ст. 2, предусматриваю щая осуждение использования всякого рода военных формирований, различных групп для диверсионной, террористической и по добной деятельности,—то Керстен направил Остину письмо, где он требовал, чтобы Ос тин принял меры к тому, чтобы этот про ект не был рассмотрен на данной сессии, потому что если он будет рассмотрен на этой сессии, то в таком случае США не смогли бы провести через конгресс закон 10 октября 1951 года, так как он будет подведен именно под этот кодекс, как тер рористический закон. И когда Остин ответил; не беспокой тесь, это им не удастся сделать, — Керстен ответил новым письмом, которое опубли ковано н, если угодно, его можно огласить в любое время. Остин отвечал: не беспо койтесь, этого не может быть, под кодекс не подведут! А Керстен отвечал: вы плохо рассуждаете, потому что без террора та кие дела не делаются, и та задача, кото рую мы ставим сейчас перед собой, без террористических действий не может осу ществиться. Вот вам, по крайней мере, семь выводов, к которым мы неизбежно должны были притти по рассмотрении данного вопроса в Политическом комитете. Американский закон 10.Х. — закон тер рористический. Он направлен на соверше ние террористических актов на территории Советского Союза с помощью — как пра вильно их назвал белорусский делегат — «отребья», подонков общества, изменникоз и предателей родины. Нам говорят: вы всех называете предателями. Это неверно, мы их всех таковыми не называли и не назы ваем. Мы знаем, что среди тех, кто не воз вратился по тем или другим причинам в СССР и остается сейчас в разных странах, есть большие группы, в том же самом Па риже, во Франции, находятся тысячи лю дей, честных людей, которые не пойдут на преступления против родины, будут вести активную борьбу против этого провокатор ского террористического, диверсионного, неслыханного в международных отношени ях закона, изданного в США 10 октября 1951 года. Но мы говорим о том , что этот закон делает ставку на предателей, на из менников, на всяких Кравченко и К0. Их формируют для того, чтобы они сража лись, им дают определенное знамя и от правляют в поход за так называемую «европейскую свободу». И мы знаем, что это за «свобода»! Г-н Мэнсфилд сказал здесь: почему эти люди не могут сражаться против той стра ны, из которой они бежали? Это он здесь сказал перед всей Ассамблеей. Но это яв ляется прямым доказательством обвинений, которые пред’яалены правительству США, обвинений в том, что закон 10 октября 195! года, изданный в Соединенных Шта тах Америки, является законом, имеющим в виду организацию подрывной, террори стической и диверсионной деятельности под фальшивым лозунгом какой-то «европей ской свободы». Керстен говорил 17 августа в палате представителей Соединенных Штатов Аме рики: «Моя поправка предусматривает воз можность оказания помощи подпольным организациям, которые, возможно, имеются В этих странах или могут появиться в этих странах». Керстен говорил дальше, что «эта помощь будет заключаться в том, что бы осуществить прямую цель свержения нынешних законных правительств, сущест вующих в указанных странах». Он гово рил: «Мы должны помочь формированию,— это оп сказал 25 июля в палате представи телей США, — формированию из пригод ных к военной службе граждан в восточно европейских странах. — которые убежали из-за железного занавеса или которые от туда убегут в будущем, — национальных военных соединений с тем, чтобы включить их в европейскую армию». Керстен тогда об’яснял палате представителей США при чину' своего беспокойства, заставившую на жимать на все педали, чтобы не допустить обсуждения на Генеральной Ассамблее то го кодекса о преступлении против челове чества, о котором я уже говорил. Керстен говорил, что одной из главных целей реального освободительного движе ния, — он имел в виду подпольное движе ние, о котором я сейчас только что упоми нал и о котором здесь идет речь,—являет ся воеленне ужаса среди населения. Вот его слова: «Освобождение не будет достиг нуто только пропагандой или парламент скими маневрами, оно потребует сильных действий в соответствующее время». Разве не ясно всякому порядочному че ловеку, о чем здесь идет речь? Разве мы не вправе здесь говорить о том. что речь идет именно о формировании на террито рии США и союзных с ними государств вооруженных отрядов из бандитов, измен ников и предателей, бежавших из нашей страны и не стран народной демократии, для того, чтобы в свое время бросить их на нашу территорию для совершения диверси онных и террористических актов, чтобы жечь, чтобы разрушать, чтобы взрывать наши заводы и фабрики, чтобы убивать на ших лучших людей... Вот что такое закон 10 октября. И мы требуем, чтобы правительство США пере смотрело это дело, чтобы вы сами отмени ли этот закон. Наша резолюция обращает ся через Генеральную Ассамблею к США именно с этим требованием, как одновре менно советское правительство обратилось уже дважды со своими нотами к американ скому правительству по этому поводу, то до сих пор не получило, по крайней мере, на первую ноту удовлетворительного отве та, а на вторую ноту, которая была пред’- явлена на этих днях, конечно, не получит удовлетворительного ответа. Так обстоит, господа, это позорное дело, и стыдно здесь защищать такое позорное дело. Правительство США должно отменить этот свой закон, если оно действительно стремится к сотрудничеству с другими стра нами и, в частности, с Советским Союзом, о чем здесь так много говорят американ ские делегаты. Впрочем, все то, что здесь делает делегация США, свидетельствует о том, что они только говорят о международ ном сотрудничестве, но в таком сотрудни честве вовсе.не заинтересованы. В заключение несколько слов я должен сказать о равговоре со мной г. Мэнсфилда. Действительно, после заседания Поли тического комитета, на котором рассматри вался вопрос об американском законе 10о к тября 1951 г., г. Мэнсфилд спросил меня, имел ли я в виду в своей речи случай с американскими летчиками, задержанными в Венгрии? Я отрицательно ответил на этот вопрос, пояснив, что я выоказал принципиальную точку зрения по поводу нарушения амери канскими самолетами границ Советского Союза. На следующий вопрос г. Мэнсфилда, кто будет судить американских летчиков, за держанных на венгерской территории, я ответил, что подсудность по уголовно-про цессуальному праву определяется местом совеошепия преступления, что обвиняемые предаются тому суду, который находится на территории, где было совершено пре ступление. Я сказал, что, поскольку аме риканские летчики в даннрм случае задер жаны на территории Венгрии, они подлежат венгерскому суду. Поэтому совершенно не понятно, как мог г. Мэнсфилд извратить наш разговор, изображая дело таким об разом, будто в беседе с ними я говорил от имени венгерского правительства, а не от своего имени, хотя на прямой его вопрос по этому поводу я тогда же заявил г. Мэнсфилду, что говорю от своего имени. Я, действительно, подтвердил г. Мэнс филду, что если над советской территорией будут летать американские самолеты с разведывательными целями, то мы этого не допустим и будем действовать так, как дей ствовали раньше. Я имел в виду случай с американским самолетом, нарушившим на шу границу недалеко от Либааы. Приписывая мне то, чего не было в дей ствительности, г. Мэнсфилд просто извра тил истину. Но весь этот разговор с Мэнсфилдом, как это само собой понятно, конечно, яв ляется делом десятистепенным. Можно бы ло бы не привлекать к этому разговору внимание Ассамблеи, если бы Мэнсфилд не имел намерения отвлечь общественное вни мание от такого серьезного вопроса, как вопрос о вмешательстве правительства США во внутренние дела других государств в на рушение общепринятых норм международ ного права, как вопрос о позорном законе, предусматривающем финансирование под рывной и диверсионной деятельности про тив СССР и стран народной демократии. После выступления представителя Гре ции, который пытался отвлечь внимание Ассамблеи от агрессивного закона, издан ного в США, повторением избитых антисо ветских измышлений, предложение Со ветского Союза было поставлено на голо сование. Применением всяческих мер дав ления США удалось собрать немногим больше 2/з голосов против этого предложе ния. Как и в Политическом комитете, при мерно 7з делегаций не пожелала голосо вать в пользу США. За резолюцию голо совали делегации СССР, УССР, БССР, Польши и Чехословакии. Делегации Афга нистана, Бирмы, Египта, Гватемалы, Ин дии, Индонезии, Ирана, Пакистана, Сирии, Саудовской Аравии и Йемена, т. е. деле гации почти всех стран Среднего и Ближ него Востока и Азии, воздержались при голосовании, тем самым показав, что онн не считают убедительными те доводы, ко торые США выдвигали с целью опроверг нуть советские обвинения. На этом пленарное заседание закрылось. Американская программа так нав. „коллективных мероприятий" разоблачена как программа подготовки новой войны ПАРИЖ, 12 января. (Спец. корр. ТАСС). — Сегодня на утверждение плену ма Генеральной Ассамблеи был представ лен принятый Политическим комитетом проект резолюции 11 стран по докладу комитета т. н. «коллективных мероприя тий». Как известно, этот проект резко от личается от его первоначального варианта, представленного Политическому комитету делегациями США и других 10 стран. Представители значительного числа стран разглядели в американской программе так наз. «коллективных мероприятий» попытку США вовлечь другие государства в осу ществление таких военных авантюр, какой является, например, американская воору женная интервенция в Корее. Для осуще ствления этой цели резолюция 11 стран предусматривает передачу функции Совета Безопасности, несущего главную ответст венность за подяепжание мира и безопас ности, Генеральной Ассамблее и другим органам, где не действует принцип едино гласия и где решения принимаются простым большинством, на которое надеются США. Даже те государства, которые слепо поддерживают политику США, не пожела ли одобрить доклад комитета коллектив ных мероприятий. Они внесли в него та кие поправки, которые дают им возмож ность по различным политическим, эконо мическим и другим соображениям по их усмотрению отказаться от участия в агрес сивных американских акциях под флагом «коллективных мероприятий ООН». Приня тие этих поправок и включение их в про ект резолюции 11 стран означало провал американской затеи. Конечно, и в своем урезанном виде эта резолюция представ ляет собой программу подготовки новой войны. Оппозиция, которую эта программа встретила со стороны значительного числа государств, показывает падение престижа США и их влияния на эти государства и сильно затрудняет осуществление Соеди ненными Штатами планируемых ими но вых агрессивных акций под флагом и от имени ООН. Программе развязывания новой войны, сформулированной в докладе «комитета коллективных мероприятий» и в резолюции 11 стран, делегация Советского Союза про тивопоставила свои предложения, направ ленные к укреплению мира и к устране нию напряжения в международной обста новке на основе достижения согласия меж ду великими державами. Советская деле гация предложила упразднить «комитет коллективных мероприятий» и рекомендо вать Совету Безопасности безотлагательно созвать периодическое заседание для при нятия мер к устранению существующего международного напряжения и к содейст вию скорейшему завершению переговоров о перемирии в Корее. Под нажимом делегации США и других стран агрессивного Атлантического блока эта резолюция была принята в сильно уре занном виде. Делегации стран, отказав шихся одобрить доклад комитета т. и. «коллективных мероприятий», не решились, однако, пойти дальше и, сказав «а», ска зать и «б». Поэтому предложение о«б уп разднении названного комитета было от клонено. Была принята также американ ская поправка, отклоняющая предложение о том, чтобы периодическое заседание Со вета Безопасности было созвано безотлага тельно и чтобы оно обсудило вопрос о со действии перемирию в Корее. Таким обра зом, от советской резолюции осталось пред ложение о созыве, «когда это будет целесо образно», периодического заседания Совета Безопасности для обсуждения мер по уст ранению международного напряжения. Это предложение было принято подавляющим большинством голосов Политическим коми тетом и также представлено на рассмотре ние пленума Генеральной Ассамблеи. Выступая на сегодняшнем пленарном за седании по мотивам голосования, предста вители стран, покорно подчиняющихся аме риканскому диктату, пытались преумень шить силу и масштаб оппозиции, на кото рую наткнулась в Политическом комитете американская программа так наз. «коллек тивных мероприятий». Так, делегат Брази лии Муниз, который был председателем ко митета «коллективных мероприятий», делая хорошую мину при плохой игре, тщетно пытался представить дело так, будто про ект резолюции 11 стран не был ослаблен и смазан внесенными в него поправками. Од нако он тут же опроверг сам себя, заявив, что после того, как эти поправки были приняты, проект резолюции содержит толь ко «общие мысли» и не содержит «конкрет ных мер» по обязательному, привлечению государств к осуществлению «коллектив ных мероприятий». Представитель США Коэн пытался спа сти сильно потрепанный престиж США ут верждениями, будто и в своем измененном виде проект резолюции ! 1 стран представ- ляег собой тот «конструктивный вклад» в осуществление «коллективных мероприя тий», которого добивались США. Он пре дусмотрительно умолчал о том. что Поли тический комитет отказался одобрить док лад комитета «коллективных мероприя тий» — это американское произведение, отражающее агрессивные намерения правя щих кругов США. В своем выступлении Коэн вновь взывал к делегациям стран—членов ООН сделать предлагаемую США систему так наз. «кол лективных мероприятий» универсальной, принять участие в ее осуществлении. Однако представитель США тут же полу чил отрицательный ответ от многих деле гаций, в том числе и от тех, которые голо совали за проект резолюции ! 1 стран. Делегат Йемена заявил, что он поддер живает резолюцию 11 стран только пото му, что к ней добавлен пункт, делающий необязательным участие членов ООН в т. н. «коллективных мероприятиях». Наши во оруженные силы, сказал он, нужны нам для обеспечения внутренней безопасности, поэтому мы воздержались от голосования того пункта резолюции, который предла гает выделять воинские части «в распоря жение ООН». Такой же характер носил ответ Мекси ки. Ее делегат заявил, что Мексика яв ляется участницей американской региональ ной организации и считает первоочеред ными обязательства, вытекающие из этого. Поэтому, сказал он, мы не рассматриваем резч^люцию 11 стран, как документ, кото рый мог бы на нас возложить новые обя зательства, даже морального характера. Представитель Сирии просил в своем вы ступлении специально записать в протокол, что голосование сирийской делегации за резолюцию 11 стран не рассматривается ею как обязательство участвовать в «кол лективных мероприятиях», предусмотрен ных резолюцией 11 стран. Еще более решительным отказом на домогательства США ответил представи тель Индии. Он заявил, что в предлагае мой резолюцией II стран системе «коллек тивных мероприятий» подчеркивается зада ча создания аппарата для применения военных санкций, хотя главной целью ООН является укрепление сотрудничества меж ду государствами в духе доброй воли. Если, сказал он, Генеральная Ассамблея будет давать рекомендации на основе этой резолюции, то часть государств может их принять к исполнению, а другая может от казаться. Но это может привести к усиле нию раскола в Организации Об’единенных Наций, что чревато новой войной. Поэто му, заявил он, делегация Индии не будет голосовать за проект резолюции 11 стран. Большой интерес привлекло сегодня вы ступление представителя Боливии. Всем из вестно, что правительство этой страны всегда шло в ногу с правительствами дру гих стран американского лагеря в под держке всех внешнеполитических меро приятий США, направленных против ми ра и безопасности народов. Однако даже это правительство не нашло возможным одобрить основные пункты резолюции 11 стран. Мотивируя свою позицию, предста витель Боливии заявил, что перед Органи зацией Об’единенных Наций стоит задача спасти мир от посягательств «некоторых держав» на мировую гегемонию. Нельзя, сказал он, требовать от экономически сла бых, хотя обладающих потенциально зна чительными ресурсами, государств участия в мероприятиях, предлагаемых в резолю ции 11 стран, и в то же время не прини мать никаких мер против экономического удушения этих стран «одной великой дер жавой». Боливийский делегат сказал, что он имеет в виду тот факт, что США навя зывают Боливии несправедливые цены на олово, составляющее основу национальной экономики Боливии. Боливия, заявил он, страдает от американских покупателей олова. Это тяжело отражается на ее на циональной экономике. В таком же поло жении очутились и другие страны Латин ской Америки. Надо, заявил он. чтобы по нимание принципов Устава наконец возоб ладало над коммерческими интересами этой великой державы. В свете этих выступлений речи некото рых ярых сторонников резолюции 11 стран, вроде представителей Франции, Гаити и Филиппин, прозвучали как жалкий лепет. Гибельность и опасность для дела мира американской системы так наз. «коллек тивных мероприятий» была убедительно вскрыта в выступлениях делегатов СССР, Чехословакии, Польши, Украинской ССР и Белорусской ССР. Продление деятельности комитета так наз. «коллективных мероприятий», сказал представитель Польши, может нанести серьезный ущерб делу мира, ибо эти «кол лективные мероприятия» представляют со бой попытку США осуществить новую аг рессию, прикрывшись незаконно именем и флагом ООН. Делегат Чехословакии заявил, что резо люция 11 стран имеет целью передать пол номочия Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, чтобы таким образом облег чить Соединенным Штатам проведение но вых военных авантюр. Поэтому делегация Чехословакии будет голосовать против этой резолюции. Чехословацкая делегация, сказал он, поддерживает предложения СССР, внесенные в Политическом комите те, но она будет голосовать также и за эти предложения в их урезанном виде, по скольку созыв периодического заседания Совета Безопасности может н должен быть использован для устранения международ ного напряжения. Все содержание резолюции 11 стран, от начала до конца, заявил глава делегации Украинской ССР А. М. Барановский, яв ляется не чем иным, как оправданием под готовки и развязывания новой войны. Она рассчитана на то, чтобы подсказать агрес сивным государствам те приемы и сред ства, которые должны быть ими использо ваны в войне, подготовляемой Атлантиче ским блоком. Поэтому делегация Украины будет голосовать против этой резолюции. Барановский указал далее, что его де легация полностью поддерживает предло жения, которые делегация Советского Сою за внесла в Политическом комитете, ибо эти предложения предусматривают упразд нение комитета так наз. », «коллективных мероприятий» и рекомендует безотлага тельное рассмотрение на периодическом за седании Совета Безопасности мер по уст ранению международного напряжения и по успешному завершению переговоров о пе ремирии в Корее. Хотя, добавил Баранов ский, американские поправки к этим пред ложениям значительно ослабили их, тем не менее эти предложения и в своем уре занном виде могут быть использованы а интересах мира, ибо они подтверждают тот принцип, что именно Совет Безопас ности несет главную ответственность за поддержание мира, и предусматривают созыв периодического заседания Совета Безопасности для обсуждения мер по уст ранению международного напряжения. ' Глава делегации Белорусской ССР К. В. Киселев указал, что резолюция 11 стран представляет собой грубое нарушение Уста ва ООН. Предлагаемая ею система так наз. «коллективных мероприятий» не имеет ничего общего с той системой обеспечения, подлинной коллективной безопасности, ко торая предусмотрена Уставом ООН, возла гающим главную ответственность за под держание мира и безопасности на Совет Безопасности. Резолюция 11 стран пресле дует цель узаконить агрессивные действия США не только в Корее, но и в будущем в каком-либо другом месте и осуществить эти действия под флагом ООН. Поэтому белорусская делегация будет голосовать против резолюции 11 стран. Киселев указал, что принятие советских предложений в том виде, в каком они бы ли внесены на обсуждение Политического комитета, на деле содействовали бы устра нению международного напряжения и по могли бы укрепить мир и безопасность народов. Тем не менее, белорусская деле гация будет голосовать за эти предложе ния и в их сильно урезанном виде, по скольку они могут в известной мере спо собствовать принятию Советом Безопасно сти мер к уменьшению международного напряжения. Итог обсуждения был подведен в крат ком, но насыщенном, хорошо аргументи рованном выступлении главы делегации СССР А. Я. Вышинского. В ы с т у п л е н и е А . Я . В ы ш и н с к о г о Делегация Советского Союза при рас смотрении настоящего вопроса в Первом комитете выступала, как известно, против предложений, изложенных в проекте резо люции 11 делегаций, во главе с Соеди ненными Штатами Америки. Она исходила из того, что по нашему глубокому убеж дению, которое было проверено очень тща тельным анализом каждого пункта этого проекта, анализом, подтвержденным мно гочисленными фактами, которыми распо лагает советская делегация, эта резолю ция не отвечает задачам, целям и прин ципам Организации Об’единенных Наций, изложенным в ее Уставе. Подробно анализируя проект этой резо люции в Первом комитете, мы старались доказать, что, хотя в этой резолюции имеются многочисленные ссылки на Устав, а в ее преамбуле даже усердно цитируют ся отдельные положения Устава, посвя щенные вопросу об эффективных коллек тивных мероприятиях, о предотвращении и устранении угрозы миру, о подавлении ак тов агрессии и устранении этой угрозы, тем не менее, предлагаемые в этой резо люции меры несколько в действительно сти не направлены ни на устранение угро зы миру, ни на укрепление мира, а слу жат прямо противоположным целям. Делегация Советского Союза не могла поддержать и не поддержит такую резо люцию, которая под видом мероприятий, направленных на защиту мира и против агрессии, излагает в действительности программу, направленную на содействие подготовке новой войны. Эти мероприятия, хотя они и называют ся «коллективными мероприятиями» и ссылаются на высокие и благородные цели защиты мира, в действительности противо речат интересам народов и угрожают неза висимости государств. Разве это не было ясно сегодня из вы ступления, например, делегата Боливии, решившегося с этой трибуны заявить о тех трудностях, которые испытывает Боливия, попавшая в клещи, как он выразился, американских покупателей боливийского олова, а мы скажем в клеши американ ских монополий? Разве об этом не свиде тельствует это его заявление, к которому он добавил, что в таком положении, — о котором он решился, несмотря на всю свою зависимость от американского капи тала, заявить с этой трибуны, — находится не только Боливия, но находятся и многие другие латиноамериканские страны. Я позволю себе к тому, что сказал пред ставитель Боливии в этой части, добавить,— и не только «многие латиноамериканские страны», но многие и многие страны во всех концах мира, куда распространяют свое господство и экономическое, полити ческое и, главное, военное господство и влияние Соединенные Штаты Америки. Все эти факты говорят о том, что собой пред ставляют так наз. «коллективные меро приятия», если даже страны, вроде Боли вии и ряда других латиноамериканских стран, находящиеся под постоянным и не уклонным наблюдением США', считают не обходимым здесь предупредить о той опас ности, которая заставляет их воздержи ваться от поддержки тех или иных пунк тов — и самых существенных пунктов — этой резолюции о так наз. «коллективных мероприятиях». Я не могу не отметить, что принятая в окончательном виде и представленная Ге неральной Ассамблее резолюция 11 делега ций значительно отличается от того, что она представляла собой в своем первона чальном виде. Проект «резолюции 11» был направлен на то, чтобы связать государства — члены Организации Об’единенных Наций обяза тельствами, которые находятся в явном противоречии с их суверенными правами, с их государственной независимостью. Эти попытки в первоначальном проекте резолюции, хотя и прикрытые искусствен ной фразеологией, натолкнулись на сопро тивление целого ряда делегаций, предста вивших свои поправки, значительно, я бы сказал, в корне, меняющие смысл и ха рактер проекта «резолюции 11», подготов ленного под явным влиянием и давлением делегации Соединенных Штатов Америки. Было совершенно очевидно, что вся эта резолюция предназначена лишь для того, чтобы попробовать получше использовать страны, входящие в Атлантический блок или находящиеся в его орбите, для наибо лее успешного осуществления агрессивных планов Соединенных Штатов Америки. Это настолько бросалось в глаза, что заста вило некоторые делегации — я назову их: Египта, Ирака, Ирана, Йемена, Ливана, Саудовской Аравии, Сирии, Афганистана — потребовать внесения в проект резолюции специального пункта, чрезвычайно важно го пункта, опрокидывающего навзничь всю эту концепцию так наз. «коллективных мероприятий». Этот пункт в виде пункта 10 и был немедленно включен в «резолю цию 11» Соединенными Штатами Америки, в панике отступавшими по всей линия своего фровта при обсуждении *той резо люции, отступающими под натиском тех (Окончание см. на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz