Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 8 апреля 1952 г., № 84 (6398) 2 Гениальное творение Маркса К восьмидесятилетию выхода в светрусского перевода / тома «Капитала» В 1872 году впервые вышел в свет яа русском языке I том «Капитала» К. Марк­ са. Таким образом, русский язык явился первым, на который было переведено это гениальное творение. Когда начались переговоры о переводе «Капитала» на русский язык, Маркс сразу же поделился этой вестью со своим сорат­ ником и другом — Фридрихом Энгельсом. «Меня, разумеется, — писал он, — чрез­ вычайно обрадовало известие о том, что моя книга появится в Петербурге в русском пе­ реводе» (К. Марко и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIV, стр. 110). Попытка перевода «Капитала» на рус­ ский язык была сделана еще в 1869 году Бакуниным, не выполнившим, однако, $во- их обязательств. За перевод этого труда взялся Г. А. Лопа­ тин, русский революционер-народник, член Генерального Совета I Интернационала, близкий друг Маркса, проживавший в 1870 году в Лондоне. Несмотря на занятость, Маркс не только с большим вниманием сле­ дил за работой Лопатина, но и принимал в ней личное участие. После того как Ло­ патин прервал свою работу ради задуманно­ го им плана освобождения Чернышевского из лап царского самодержавия, перевод про­ должил Даниельсон — русский экономист, один из идеологов народничества, перевод­ чик всех трех томов «Капитала». Царская цензура разрешила выход в свет I тома «Капитала», считая, что эту книгу «немногие прочтут в России, а еще менее поймут ее» («Красный архив», 1933 г., т. 1 (56), стр. 7). Но надежды цар­ ских цензоров не оправдались: появление «Капитала» в России вызвало значитель­ ный интерес и большие отклики. Вышед­ ший в апреле 1872 года тиражом в 3 000 экземпляров I том «Капитала» быстро разошелся. Это было небывалым по тому времени явлением. «Капитал» явился результатом сорока- летнего изучения Марксом гигантского фак­ тического материала истории капитализма. В первом томе «Капитала» исследуется непосредственный процесс капиталисти­ ческого производства. В нем рассматривает­ ся сущность и противоречия товарной фор­ мы производства и показывается, что толь­ ко труд «вляется создателем стоимости. Величайшей заслугой Маркса является то, что он открыл экономические законы возникновения, развития и гибели капита­ листического общества. Он обнажил тайну капитализма — производство рабочими при­ бавочной стоимости, присваиваемой капи­ талистом. Тем самым были вскрыты основы непримиримых противоречий и классовой борьбы между пролетариатом и буржуази­ ей. Исключительно важным является У Маркса анализ, накопления капитала, т. е. превращения части прибавочной стоимости в кагштад, употребление ее на новое произ­ водство. Глубоко и всесторонне обосновав смерт­ ный приговор капитализму, Маркс воору­ жил рабочий класс могучим идейным ору­ жием в его борьбе за диктатуру пролета­ риата; за социализм. Идею Маркса о дикта­ туре пролетариата Денин называл главной в марксизме. Маркс указал пролетариату его всемирно-историческую роль как мо­ гильщика капитализма и созидателя ново­ го,'социалистического общества. «С тех пор как на земле существуют ка­ питалисты и рабочие, — писал Энгельс в связи с выходом I тома «Капитала», — не появлялось еще ни одной книги, которая имела бы такое значение для-рабочих, как та, которая лежит перед нами» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. X III, ч. 1, стр. 230). Русская революционная интеллигенция с исключительной энергией и беззаветным героизмом, по выражению Ленина, жадно искала правильной революционной теории, стремилась найти пути к освобождению сво­ его Народа от ига самодержавия и полукре- постнических пут. В «Капитале» многие пытались получить ответ на поставленные передовой русской общественной мыслью вопросы. Появление «Капитала» совпало с пере­ ломным историческим периодом, когда в России вступал в свои права и ускоренно развивался капитализм. Появился промыш­ ленный пролетариат, который начал борь­ бу с капиталистами. Уже в 70-х и особенно в 80-х годах прошлого столетия из-за невы­ носимой эксплуатации рабочих стихийно возникали стачки и забастовки. Рабочие тре­ бовали улучшения своего положения. В 70-х годах появились первые рабочие орга­ низации: «Южнороссийский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих». Гениальное бессмертное произведение Маркса, которое произвело полный перево­ рот во взглядах на человеческое общество, раскрывало тайну зарождения, развития капитализма и неопровержимо доказывало неизбежность и необходимость социалисти­ ческой революции и установления дикта­ туры пролетариата для построения комму­ нистического общества. Маркс показал ■ своем труде, что капитализм, являясь естественной закономерностью, возникает на определенной ступени общественного развития, но с такой же закономерностью он должен погибнуть в результате проле­ тарской революции, чтобы уступить место новой, .более прогрессивной форме общест­ венного разлития — коммунизму. Маркс открыл закон развития капита­ лизма — производство прибавочной стои­ мости путем эксплуатации рабочих — и разоблачил всю систему капиталистиче­ ский эксплуатации, обосновав необходи­ мо гь революционного свержения эксплуа­ таторского строя. Он с большой убедитель- к , тью показал, что в капиталистическом обществе «...накопление богатства на одном ро ичсе есть в то же время накоп.\<% 1 ие ни- I . ’ы, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на про­ тивоположном полюсе» (К. Маркс. «Капи­ тал», т. 1, изд. 1949 г., стр. 651). На примере Англии, в которой «по срав­ нению со всеми другими странами деспо­ тизм капитала и рабство труда достигли наибольшего развития», а также моло­ дого еще, но такого же хищнического аме­ риканского капитализма, который как две капли воды похож на своего собрата, Маркс показал, что путь развития капитала — это путь эксплуатации и угнетения, гра­ бежа, предательства, подкупа и убийств. Он стоит человечеству огромных жертв и из всех пор его течет кровь и грязь. Как известно, Маркс не успел полностью закончить свой огромный труд о «Капита­ ле», и после его смерти обработку и издание II и III томов «Капитала» осуществил его ближайший и верный друг — Ф. Энгельс. II том «Капитала», который содержит ана­ лиз процесса обращения капиталу, вышел в России в 1885 году, а III том, посвящен­ ный анализу процесса капиталистическо­ го производства в целом, — в 1896 году. В 80-х и 90-х годах «Капитал» сравни­ тельно широко распространяли в марксист­ ских кружках, особенно в оиганизациях Союзов борьбы за освобождение рабочего класса. Еще при жизни Маркса и Энгельса бур­ жуазные ученые повели борьбу против «Капитала» — вначале всеобщим замалчи­ ванием, а затем разнузданной травлей а клеветой. Продажная буржуазная профес­ сура всячески пыталась опровергнуть поло­ жение Маркса о неизбежности гибели капи­ талистического общества и доказать веч­ ность устоев капитализма. Главное острие своей критики они направляли на крае­ угольный камень экономической теории Маркса — учение о прибавочной стоимости. К хору распоясавшихся лжеученых присое­ динились реформисты, оппортунисты II Ин­ тернационала, которые усердно ревизовали и извращали марксизм и его экономиче­ скую теорию. На защиту бессмертных идей Маркса и Энгельса встали В. И. Ленин и И. В. Сталин. В беспощадной борьбе с российским и меж­ дународным оппортунизмом Ленин и Сталин отстояли учение Маркса — Энгельса, раз­ вили его дальше и подняли на новую сту­ пень. Великие вожди явились продолжате­ лями я экономического учения Маркса. На рубеже XIX и XX столетий наступи­ ла новая, империалистическая, стадия ка­ питализма. Россия стала узловым пунктом противоречий империализма и тот, «...кто хотел бить по царизму, тот неизбежно зама­ хивался на империализм, кто восставал про­ тив царизма, тот должен был восстать и против империализма» (И. В. Сталин. Со­ чинения, т. 6, стр. 76). Уже к концу XIX столетия центр революционного движения переместился в Россию, которая больше всех стран была близка к революции. Еще в юношеские годы Ленин и Сталин глубоко изучали бессмертное творение Марк­ са и с самого начала своей революционной деятельности творчески применяли положе­ ния «Капитала» при анализе экономиче­ ских и политических изменений в России, расстановки классовых сил, при определе­ нии движущих сил революции, места и ро­ ли России на международной арене. В период своей жизни в Самаре Ленин не только пропагандировал идеи «Капитала», но и мастерски применял их в своих иссле­ дованиях экономического развития России. Товарищ Сталин в юношеские годы также глубоко изучил «Капитал», а в конце 9€-х годов вел широкую пропаганду идей Мар­ кса, популяризировал марксизм и его эко­ номическое учение и творчески применял выводы «Капитала» для анализа экономи­ ческого положения России и, в особенности, Закавказья. Стоя на позициях творческого марксизма и обогащая его, В. И. Ленин и И. В. Сталин выступили непримиримыми борцами про­ тив начетничества и талмудизма. «Овладеть марксистско-ленинской тео­ рией, — учит товарищ Сталин, — значит уметь обогащать эту теорию новым опытом революционного движения, уметь обога­ щать ее новыми положениями и выводами, уметь развивать ее и двигать вперед, не останавливаясь перед тем, чтобы, исходя из существа теории, заменить некоторые ее по­ ложения и выводы, ставшие уже устарев­ шими, новыми положениями и выводами, соответствующими новой исторической об­ становке» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 340). Вся деятельность партии Ленина — Сталина является блестящим примером глу­ бокого овладения великими идеями марксиз­ ма-ленинизма и претворения их в жизнь. Основываясь на учении Маркса — Эн­ гельса и обобщив в новой эпохе опыт рос­ сийского и международного рабочего дви­ жения, Денин и Сталин разработали про­ грамму революционной пролетарской пар­ тии, партии нового типа, ее стратегию и тактику. В. И. Ленин, опираясь на основные поло­ жения «Капитала», дал обоснованный мар­ ксистский анализ империализма, как пос­ ледней фазы капитализма, вскрыв его яз­ вы и условия его неизбежной гибели. Обо­ гатив экономическую теорию Маркса уче­ нием об империализме, Ленин дал глубокий анализ всех особенностей и закономерно­ стей этой последней стадии капитализма, когда противоречия доходят «...до послед­ ней черты, до крайних пределов, за кото­ рыми начинается революция» (И. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 72). На основе сво­ ей теории империализма и закона неравно­ мерного, скачкообразного развития капи­ тализма, В. И. Ленин, развивая дальше идеи Маркса — Энгельса, создал гениальное учение о возможности победы социализма в отдельных, отдельно взятых, капиталисти­ ческих странах, заменив им устаревшую в новых условиях формулу Маркса и Энгель­ са о том, что социалистическая революция может победить лишь в результате общего удара во всех или в большинстве цивилизо­ ванных стран. Ленинское учение об империализме обо­ гащено и развито дальше И. В. Сталиным. Разработав теорию общего кризиса капита­ лизма, как периода крушения капитали­ стической системы, периода революций и войн, периода максимального обострения всех противоречий капитализма, товарищ Сталин развил дальше ленинское учение о построении социализма в одной, отдельно взятой стране. Великий вождь доказал воз­ можность построения коммунизма в нашей стране и вооружил большевистскую пар­ тию и советский народ гениальной про­ граммой коммунистического строительства. Руководствуясь отдельными высказыва­ ниями Маркса и Энгельса и творчески раз­ вивая экономическое учение марксизма, Ленин и Сталин создали политическую экономию социализма, наметилн конкрет­ ные пути и формы построения социалисти­ ческого общества, открыли закономерности социалистической экономики и определили роль диктатуры пролетариата в социали­ стической экономике. В. И. Ленин и И. В. Сталин создали цельную, стройную науку о построении коммунистического общества. Бессмертный, идеи «Капитала», обога­ щенные и развитые дальше в гениальных трудах Ленина и Сталина, неопровержимо проверены и блестяще подтверждены побе­ дой Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции, построением социализма и всемирно-историческими победами комму­ нистического строительства в СССР. В современных условиях с новой, еще большей силой подтвердился гениальный прогноз Маркса и Энгельса о неизбежности гибели капитализма. В результате победы Советского Союза в Великой Отечественной войне от системы империализма отпал ряд стран Центральной и Юго-Восточной Евро­ пы, сбросил с себя цепи империалистиче­ ского гнета и успешно строит новую счаст­ ливую жизнь великий китайский народ. Бессмертные идеи ленинизма воодушевля­ ют народы капиталистических, колониаль­ ных и зависимых стран на борьбу против империализма, за свое национальное и со­ циальное освобождение. Никогда так ярко не выступала корен­ ная противоположность двух систем — ка­ питалистической и социалистической, — как в настоящее время. Социалистическая система раскрыла творческие силы свобод­ ных народов и показала свою глубокую жизненность в исторических успехах мир­ ного созидательного труда, в великих стройках коммунизма, в успешном осущест­ влении грандиозного сталинского плана преобразования природы, в неуклонном по­ вышении жизненного уровня трудящихся, в небывалом расцвете науки и культуры. Иное положение на другом полюсе, в ла­ гере империализма. Здесь еще резче обост­ рились противоречия, усиливается обнища­ ние народных масс, распад буржуазной культуры. Монополистический капитализм за вре­ мя своего существования принес человече­ ству невероятные страдания. Его путь от­ мечен десятками миллионов человеческих жертв и уничтожением колоссальных ма­ териальных ценностей. Пытаясь осуществить свои сумасбродные планы установления «мирового господст­ ва» Уолл-стрита, оголтелые американо­ английские империалисты бешено готовят новую, еще более чудовищную войну. Свои агрессивные планы, направленные против мира и свободы народов всех стран, против жизненных интересов всего прогрес­ сивного человечества, американо-англий­ ские империалисты пытаются осуществ­ лять под флагом «борьбы с коммунизмом». Идеологи империализма ведут оголтелою кампанию против великих бессмертных идей Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, пытаясь оклеветать, дискредити­ ровать, опорочить гениальное учение мар­ ксизма-ленинизма. И в прошлом реакционные правительст­ ва не раз пытались железом и кровью уни­ чтожить это учение или запретить его. Но тщетны все их попытки. Марксизм, коммунизм нельзя уничто­ жить. «Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса, — учит товарищ Сталин. — Чтобы уничто­ жить марксизм, надо уничтожить рабочий класс. А уничтожить рабочий класс невоз­ можно».(И. В. Сталин. Соч., т. 13. стр. 377). Великая сила и жизненность гениально­ го учения Маркса о неизбежности гибели капитализма и о победе коммунизма, о все­ мирно-исторической роли рабочего класса, как могильщика капитализма и творца но­ вого, коммунистического общества находят свое яркое воплощение во всемирно-истори­ ческих победах советского народа, успешно осуществляющего под руководством партии Ленина — Сталина переход от социализма к коммунизму. Торжество непобедимых идей марксизма- ленинизма мы видим в огромных достиже­ ниях социалистического строительства в странах народной демократии, в великих демократических преобразованиях, осуще­ ствляемых свободным китайским народом. О непреоборимой силе этих идей свидетель­ ствует могучий рост лагеря мира, демокра­ тии и социализма, возглавляемого великим Советским Союзом. Сотни миллионов людей во всем мире бо­ рются под непобедимым знаменем марксиз­ ма-ленинизма против империалистического рабства, против поджигателей новой миро­ вой войны. Во .главе этого непреодолимого движения миллионных масс стоит верный продолжа­ тель дела Маркса — Энгельса — Ленина гений человечества — великий Сталин. Н. САМО РУ КО В. Токарь-расточник завода «Главмашмет» Я. Иванов, став на стахановскую вахту в честь 1 Мая, ежедневно выполняет бо­ лее двух норм в смену. На снимке: стаха­ новец Я. Иванов за обработкой детали, предназначенной для рудососной машины. Фото М. Евстратова. Успехи коротоякшх маслоделов К0Р0Т0ЯК (соб. корр. «Коммуны»), — Обращение калачеевских маслоделов на­ шло горячую поддержку, в коллективе Ко- ротоякского маслосыроваренного завода. Оно обсуждалось на открытом партийном собра­ нии, затем — на производственном совеща­ нии рабочих и служащих. Коллектив едино­ душно решил работать по часовому графи­ ку, добиться повышения производительно­ сти труда, повысить качество продукции. Годовой план выпуска продукции намечено выполнить к 35-й годовщине Великого Ок­ тября. Чтобы улучшить поступление молока на завод из колхозов, дирекция завода ведет большую организаторскую работу среди ра­ ботников животноводческих ферм, сборщи­ ков молока и заведующих сепараторными пунктами. Проведен пятидневный семинар сборщиков молока и заведующих сепаратор­ ными пунктами, а также кустовые совеща­ ния заведующих МТФ и доярок. По совету руководителей маслозавода и специалистов райсельхозотдела заведую­ щие МТФ колхозов им. Хрущева, им. Сталина и им. Коминтерна поставили лучших коров на раздой. В сельхозартели им. Хрущева (председатель т. Лиходедов) на раздое — 30 коров. Для них составлен отдельный рацион кормления, в состав которого вклю­ чены жмых, сочные корма и сено. Маслоза­ вод в счет контрактаций молока отпустил этому колхозу 10 тонн жмыха для усилен­ ного кормления коров. В результате повы­ сились удои. Это позволило колхозу план сдачи молока в первом квартале выполнить на 155 проц. Улучшили работу молокосборщики и за­ ведующие сепараторными пунктами. В се­ ле Покровка сборщик т. Нехороших план первого квартала по сбору продукции выпол­ нил на 304 процента, т. Максимов из села Копанище — на 203 проц., т. Макеев из Петропавловки — на 170 проц. Подведены итоги работы завода в первом квартале. Коллектив добился несомненного успеха, выполнив задание в денежном вы­ ражении на 138 проц., а в ассортименте — на 132 проц. В два с лишним раза перевы­ полнено плановое задание по выпуску сли­ вочного масла сортом «экстра». Включив­ шись в предмайское социалистическое со­ ревнование, коротоякские маслоделы реши­ ли завершить к празднику полугодовой план выпуска продукции. П а р т и й н а я ж и з н ь Почему занятия проходят на низком идейном уровне Успех каждого занятия в кружке по изучению революционной теории зависит прежде всего от подготовленности пропа­ гандиста. Он обязан приложить все уси­ лия к тому, чтобы изучение тем проходи­ ло на высоком идейно-теоретическом уров­ не, чтобы слушатели глубоко разбирались в теоретических положениях, творчески овладевали марксистско-ленинской наукой. Если пропагандист сам свободно ориенти­ руется в материале, он выступает уверен­ но, ставит перед слушателями именно та­ кие вопросы, обсуждение которых на за­ нятии помогает участникам собеседова­ ния усвоить основные теоретические по­ ложения темы. К сожалению, занятия в отдельных кружках по .изучению истории ВКН(б) не­ достаточно глубоки по своему идейному содержанию, оторваны от, жизни, от кон- I к.р-ета ых 01 дач к ачмушгстич-еейого строи- тельства. Это, в частности, можно сказать о занятиях кружка повышенного типа первого года обучения при парторганиза­ ции завода им. Ленина. На одном из недавних занятий руково­ дителю этого кружка — пропагандисту т. Григорьеву предстояло побеседовать со слушателями по теме «Условия материаль­ ной жизни общества». Заранее продуман­ ных и четко сформулированных вопросов к началу беседы у пропагандиста не ока­ залось. Поэтому он был вынужден, загля­ дывая в «Краткий курс», как говорят, на ходу продумывать вопросы. Вполне понят­ но, что поставленные им вопросы были не­ ясны и только дезориентировали слушате­ лей. Живой и обстоятельной беседы не по­ лучилось. Отдельные слушатели, если я делали попытки принять участие в бесе­ де, то их выступления были по существу неправильны. Пропагандист же не попра­ вил выступавших, не объяснил подробно, в чем они ошиблись. Так, один слушатель сказал, что производительные силы — это то, что производится. То®. Григорьев с таким ответом согласился, и ясно, что у всех присутствовавших на занятии сло­ жилось неправильное понятие о произво­ дительных силах. Больше того, пропагандист и сам от­ дельные положения по теме Фол®овал ис­ каженно. Те же производительные силы он определял лишь как орудия, с помощью которых создаются материальные блага, забыв о таких важных элементах, как лю­ ди, их производственный опыт и навыки к труду. Не сумел тов. Григорьев в бесе­ де со слушателями правильно раскрыть существо первой и второй особенностей производства. А на вопрос слушателя, в чем состоит третья особенность производ­ ства, он ответил, что такой особенности не существует вовсе. Когда тов. Григорьеву указали на серь­ езные недостатки в идейном содержании занятий, он- пообещал, что к следующему занятию подготовится лучше и исправит допущенную ошибку. Но на деле и после­ дующее занятие по методическому подходу к слушателям и идейному уровню было точным повторзнием предыдущего. Говорить хоть о какой-либо связи изучае­ мого материала с жизнью, с насущными задачами коммунистического строитель­ ства не приходится. За все время в прак­ тике пропагандиста не было даже попыт­ ки использовать наглядные пособия. Как могло случиться, что в течение шести с лишним месяцев занятия в круж ­ ке проходят на низком идейно-теоретиче­ ском уровне? Это объясняется тем, что партийная организация воронежского за­ вода им. Ленина не интересуется сущест­ вом занятий — их содержанием, не кон­ тритирует подготовку пропагандистов к каждому занятию. В самом деле, в этом году тов. Григорьев провел со слушателя­ ми кружка 23 занятия л ни к одному из них по-настоящему не готовился. У него нет ни одного конспекта. На занятия про­ пагандист приходит лишь с учебником и обрывками записей тех лекций, которые он слушал еще лотом прошлого года, бу­ дучи на семинаре пропагандистов. Можно ли после этого удивляться, что и слушатели, следуя плохому примеру пропагандиста, очень мало времени отво­ дят для подготовки к очередным занятиям, не конспектируют изучаемый материал и даже на занятия являются без книг, тет­ радей л карандашей. С начала учебного года и по сей день тов. Григорьев не посещает семинаров Про­ пагандистов, проводимых в городском пар­ тийном кабинете. В этом — причина серь­ езных методических ошибок, которые он допускает в своей работе со слушателя­ ми. Достаточно, например, понаблюдать, как тов. Григорьев распределяет время, отведенное на ту или иную тему. Так. из 20 часов, определенных учебным планом для занятий по IV глав® «краткого кур­ са истории ВКП(б)», 8 часов, т. «. четыре занятия подряд, он использовал для свое­ го рассказа по всей главе, а 12 часов — для беседы. Странно, что такое положение с поли­ тическим просвещением на заводе им. Ленина не беспокоит секретаря партбюро завода тов. Носкова. На наш вопрос, ин­ тересуется ли секретарь партбюро ходом занятий в кружке, пропагандист ответил: — Были случаи, когда тов. Носков за­ глядывал в приоткрытую дверь комнаты для занятий и, убедившись, что я и слу­ шатели на месте, тихо удалялся. За все время он ни разу не присутствовал на за- нятлях, чтобы поинтересоваться их содер­ жанием. Райком партии Центрального района обязан помочь партийной организации за­ вода коренным образом улучшить учебу коммунистов, добиться успешного завер­ тел ия учебного года. Г. БУЛАВИН. ПОМОЩЬ ПАРТГРУППОРГАМ ОСТРОГОЖСК (соб. иорр. «Коммуны»).— В районе насчитывается 29 партийных групп, созданных в производственных бригадах колхозов, на отделениях совхозов и в тракторных бригадах. Известно, что многое в работе партгрупп зависит от степени подготовки партгруппоргов от то­ го, какую помощь получают они от пер­ вичных парторганизаций, райкома ВКП(б). Острогожский райком партии ежемесяч­ но проводит семинары партгруппоргов, на которых они получают инструктаж по во­ просам политической к тртаниваттрской работы, обмениваются опытом. Недавно на заседании бюро райкома об­ суждались отчеты секретарей парторга­ низаций колхозов им. Куйбышева я им. Дзержинского о руководстве ими парт­ группами полеводческих бригад. Бюро об­ ратило внимание указанных парторгани­ заций на повышение роли партгрупп в развертывании социалистического соревно­ вания колхозников в борьбе за высокий урожай. Организованно пропустим вешние воды В нашей области началось таяние снега. Потоки воды, стекая по склонам и мелким ложбинам, направляются в пруды и водое­ мы, балки й лога. Излишняя вода из водое­ мов пойдет по водосбросам вниз за плотины. Пропуск этой излишней воды через створы плотин является одним из ответственных моментов, так как необходимо обеспечить сохранность самих плотин и водосбросов. В работе по организации пропуска вод большая ответственность ложится на ру­ ководителей колхозов, райсельхозотделов и в особенности на водохозяйственные ор­ ганизации — Облводхоз и трест «Водстрой» с их сетью райводхозов и строительно- монтажных коитор. Одна ив причин аварий плотин прош­ лой весной заключалась в том, что в ряде колхозов водосбросы были либо забиты снегом, либо отметки дна в них были за­ вышены, и сбросная вода переливалась через пребнн плотин и разрушала их. Что касается водосбросов, то размыв их проис­ ходил потому, что воду сосредоточенным потоком направили по открытым каналам с неначатымя или незаконченными водо­ сбросными сооружениями. В результате каналы размывались, недостроенные соору­ жения разрушались. Однако там, где серьезно подготовились к пропуску весенних вод, больших разру­ шений не произошло. Например, на пло­ тине колхоза им. Ворошилова, Хреновского района, водосбросный канал и котлован сооружения отрыли, но самого сооружения «о построили. Правление колхоза решило воду через недостроенный водосброс не пу­ скать, а сбросить ее в‘ прокоп противопо­ ложного плеча плотины. В результате размыв был незначительным, а недостро­ енный водосброс легко достроили после паводка. Так же поступили .в колхозе им. Кирова, Диокинского района: отрыв в противоположном плече плотины два про­ копа, пропустили через «их излишнюю воду и тем самым сохранили недостроен­ ный водосброс. В предстоящий паводок не следует про­ пускать ни одного кубометра воды через недостроенные водосбросы. Ее надо сбро­ сить через прокоп противоположного пле­ ча плотины, ближе к склону. Должны быть также использованы имеющиеся вы­ емки карьеров на противоположных скло­ нах балок, где это возможно, и черев них отведена лишняя вода. Перед пропуском воды нужно тщатель­ но осмотреть все построенные сооружения, уделив особое внимание входным частям и нижнпм бьефам сооружений, опасные места засыпать талым грунтом с' трамбовкой или закрепить камнем, а там, где нужно, — залить цементным раствором, чтобы не до­ пустить проникновения фильтрационного потока под основание я в боковой обход сооружения. Имеющиеся трещины в сте­ нах сооружения должны быть также за­ литы цементным растворам, а в теле пло­ тины заделаны талым грунтом. Недопу­ стима вредная практика, когда готовят мешки для засыпки их землей при лик­ видации аварий на плотинах, не прини­ мая никаких предупредительных мер, имеющих большое значение для устране­ ния опасности разрушений. Проведение подготовительных работ на плотинах даст возможность спокойно, без суеты пропустить вешние воды. Аварий­ ные бригады колхозов должны заранее подвезти на плотины необходимый ава­ рийный запас строительных материалов: талого грунта, камня и хвороста, завер­ шить имеющиеся недоделки и установить круглосуточное дежурство. Следует уделить особое 'внимание упро­ щенным водосбросам с боковым сливом. Этого в ряде мест не учитывают. Та», > колхозах им. Тельмана, им. Хрущева я им. Ворошилова, Грачевского района, им. Калинина и им. XVIII партсъезда, Лиманов- ского района, каналы таких водосбросов отрыты, но сливные гребни не ерезаяы, не спланированы под нивелир и не за­ креплены дерном. Нужно сейчас же, не теряя ни одной минуты, начать еротку под нивелир гребней по всей длине сли­ вного фронта, чтобы создать равномер­ ность переливания слоя воды по склону балки и тем самым предотвратить возмож­ ные аварии на водосбросах этих типов. Придавая большое значение этой но­ вой, не опробованной еще на пражтике, конструкции водосброса, обещающей боль­ шую экономию в средствах и строитель­ ных материалах при сокращении бетон­ ных работ, Воронежский филиал «ЦЧО- гипроводхоз» направил 15 специалистов * районы. Они организуют в северных, цент­ ральных и южных зонах области наблю­ дение за работой этих водосбросов во вре­ мя прохода паводка. Для успешного про­ ведения этой работы надо, чтобы районные руководители оказали специалистам необ­ ходимую помощь. К началу паводка нужно провести все работы по очистке подводящих и отводя­ щих каналов от снега, а водобойные ко­ лодцы бетонных сооружений освободить от льда так, чтобы сбросная вода свободно и бед задержки проходила через водосброськ Боевая задача правлений колхозов, ди­ ректоров МТС, ЛЗС, руководителей райо­ нов и работников водного хозяйства — обеспечить организованный про-пуск ве­ сенних вод на плотинах и водосбросах. И. ЛАПТЕВ, инженер Воронежского филиала «ЦЧОгипроводхоз».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz