Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

11 января 1952 г., № 9 (6323) К О М М У Н А 3 ЗА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО РЕМОНТА ТРАКТОРОВ К чему ведет отсутствие типовой технологии Ш естзковская МТС — одна та отста­ ющих в области по ремонту тракторов. Она изо дня в день срывает график ремонта. Между тем станция с первых дней мог­ ла полным ходом вести ремонтные работы. В октябре на усадьбе стояло более 3 0 т р а к­ торов, но ремонтировать их было некому. Директор МТС т. Трегубов распустил т р а к ­ тористов по домам. Помещения мастерских до ноября не были подготовлены. Следовало ожидать, что руководители А МТС, запоздав с началом ремонта, в после­ дующее время наверстают упущ енное, внедрят поточно-узловой метод. Но этого не было сделано. К (работе приступили с ^ большой р аскачкой . Только 2 4 ноября т. Трегубов издал приказ о переходе на узловой метод. Но « после этого организа­ ция ремонта не изменилась, мастерские продолжали работать по-старинке. Ценное мероприятие осталось на бумаге. Наконец, в декабре, после опубликова­ н и я обращения механизаторов Раменской МТС, здесь все ж е решили перестроить р а­ боту. Н а собрании коллектива мастерских было взято обязательство вести ремонт по­ точно-узловым методом и завершить его по "'" 'и тракторам к 2 3 февраля., прицепному и н ­ вентарю — к 15 января, по комбайнам— к 2 0 апреля. Казалось, что у ж теперь-то типовая технология будет внедрена. Одна­ ко и на этот раз руководители станции ничего не сделали, чтобы добиться этого. Расписав на бумаге узлы , они не подкре- пили это делом: рабочие места не обору­ довали, запасных частей не подготовили. Взять рабочее место разборки тракторов. Это — кузн и ц а, совершенно неприспособ­ ленная для этих целей. Детали на про­ мывку отсюда приходится носить за де­ ся тки метров. В итоге п роизво дите льн остъ труда край не низка. Вместо 8 часов по норме трактор обычно разбирают двое — трое суток. Много сутолоки и в самих мастерских. Труд ремонтников организован плохо. — Определенной работы у нас нет, делаем что придется, — говорит бригадир тракторной бригады т. Холодов. И в самом деле, несколько дней Холодов с двумя трактористами вел разборку и про­ мывку тракторов, а затем им предложили заниматься монтажей и другими работами, не имеющими ничего общего с их рабо­ чим местом. А вот что произошло с трактористом т. Цы ганковым. Ему было поручено пол­ ностью (вот т а к узловой метод!) отремон­ тировать трактор « Д Т -5 4 » , на котором он работал летом. Но, дав задание, руководи­ тели МТС не обеспечили т. Цы ганкова т а ­ кими важными деталями, к а к в тул ки хо­ довой части и клапаны головки блока. В ожидании их тракторист, две недели ниче­ го не делая, ремонт не начинал. Простои в мастерских вообще вошли в систему. Т ак, в результате задержки то­ карным цехом втулок и фланца наружного барабана трактор «С ТЗ -Н А ТИ » не собирал­ ся семь дней. По 5— 6 часов в день про­ стаиваю т из-за несвоевременной доставки деталей и другие ремонтники. Не лучш е организовано дело и на дру­ ги х рабочих местах. Вот ремонт моторов. Возглавляет его м еханик т. Туринцев, ко­ торый одновременно ведет та к ж е ремонт поршневых групп и ремонт муфт сцепле­ ния. До 1 декабря здесь работали тр а кто ­ ристы , а сейчас почему-то ремонтируют тракторны е моторы комбайнеры. Ясно, что такая замена нецелесообразна. Не знаю т работающие здесь и норм выработки. — Выполняете сменные нормы?— спро­ сили у комбайнера т. Рягузова. — Кто его знает, — ответил о н.— За­ даний нам не дают. Не удивительно, что на этом рабочем месте за 2 0 дней вместо 8 моторов отре­ монтировано только 4. Серьезно сказывается на ремонте о тсут­ ствие в мастерских такого простого мате­ риала, к а к проволока. А без нее нельзя вести электросварку. II вот только за по­ следние две недели электросварщик т . К р и ­ вых на поиски проволоки потерял 16 ча­ сов. За это время он мог бы сделать мно­ гое. Исключительно плохо в МТС осуществ­ ляется контроль за качеством. Вот т р а к ­ тор «СХТЗ» № 2 7 . Он вы пущ ен из ремонта и принят по а к ту , хотя в тракторе нет шлангов воздухоочистителя и обнаруже­ ны другие дефекты. У трактора «СХТЗ» № 7 не оказалось ко нтргаек поперечной тя ги рулевого управления. Существенные недоделки оставляются и при ремонте прицепны х машин. Н а­ пример, многие сеялки не регулируются. — Все равно придется ремонтировать их в поле, тогда и отрегулируем, — за­ являет директор МТС т. Трегубов. В МТС установлен странный «распоря­ док»: ремонтники в субботние дни работают только до 12 часов дня, а затем раз'ез- жаю тся по домам. Надо сказать, что областное Управление сельского хозяйства вообще мало уделяет внимания Шестаковсжой МТС. Более меся­ ца назад главный инженер т. Хачатурьян обратился туда с просьбой выделить для МТС необходимые им детали и части для трактора «С Т З -Н А Т И ». Его заверили, что просьбу удовлетворят. Однако времени прошло много, а детали до сих пор не выделены. В результате МТС не может н а­ чать ремонт тракторов этой марки. Одна из самых серьезных причин от­ ставания МТС с ремонтом тракторов — отсутствие массово-политической работы среди механизаторов. Беседы и ч и тки га ­ зет здесь ведутся от случая к случаю, причем без всякой связи с работой коллек­ тива мастерских. Опыт передовиков не пропагандируется и не делается достоя­ нием других ремонтников. Руководители МТС обязаны в самый короткий срок перестроить работу мастер­ ски х, по-настоящему внедрить поточно-уз­ ловой метод и добиться досрочного вы ­ полнения плана ремонта, тракторов. П. АФАНАСЕНКО, главный инженер Дрсевской МТС. В птицесовхозе „Большевик" Включаясь в социалистическое сорев­ нование, коллектив птицесовхоза «Больше­ в и к», Бобровского района, брал обязатель­ ство получить за год от каждой несуш ки по 1 7 5 яиц. Слово не разошлось с делом. В среднем по совхозу в минувшем году по­ лучено по 1 7 8 яиц, а передовые птичниг цы П. М. Тарасова и Е. А. Шахова имеют по 2 1 2 ш т у к яиц на н есуш ку. Высокие показатели достигнуты и на молочното'варюй ферме. В среднем на одну фуражную кор о-ву надоено по 3 9 5 6 лит­ ров молока. Лучшие доярки М. М. Целых и П. В. Карташева надоили свыше 4 тысяч литров молока от каждой коровы. Коллектив совхоза продолжает настой­ чиво повышать продуктивность обществен­ ного животноводства Н. ЧЕРНИКОВ. Ленинград. Знатный фрезеровщик Кировского завода Евгений Са-вич пред­ ложил начать социалистическое соревнование за внедрение скоростной обработки металлов на всех операциях. Он организовал комплексную стахановскую брига­ ду, которая все операции выполняла скоростным режимом, повысив производи­ тельность на 200 — 500 процентов. Новаторское начинание Саеича поддержано коллективом всего завода. На снимке: Е. Ф. Савич рассказывает об опыте пе­ ревода расточного станка на скоростные режимы. Слеза направо— инструктор скоростных методов работы механического цеха П. И, Сидоров, Е. Ф. Савич и стахановец-расточник М. Я. Останин. Фото П. Федотова (ТАСС). В Ц К В Л К С М О ценном почине молодых рабочих и специалистов Московского автомобильного завода имени И . В . Сталина Молоды© рабочие, конструкторы , те х ­ нологи автозавода предложили развернуть борьбу за снижение расхода металла на каждой детали, на каждом изделии. В к у з ­ нечном цехе молодежные бригады тт. Ко ­ кош ка, Иванова, Александрова, Щ у к и н а и комсомольцы технологи тт. Елаги н, Апо- леонов и Кириллов за счет внедрения ряда техн и чески х новшеств и других мо- роприятий обязались сэкономить в насту­ пившем году 4 7 6 тонн металла. Бригада т. Кокопгка, например, дала слово сберечь 5 0 тонн стали аа счет использования от­ ходов. Конструкторы и испытатели отде­ ла главного конструктора комсомольцы тт. Алексеев, Засорин, Панченко, Молоти- лов, М илягин, Дьяконов и другие решили внедрить совместно с технологами ряд конструктивны х усов ерт е н е т вовави й и благодаря этому сберечь не менее 1 7 0 0 тонн черного и 9 0 тонн цветны х метал­ лов. Работники отделения кузнечны х ш там ­ пов в штампо-механическом цехе тт. За- говалов, Бескин, Щербаков, Попов, Глаз­ ков и другие обязались путем более эф­ фективного использования штампов, вос­ становления старых приспособлений и и н ­ струментов сэкономить за год 2 0 тонн ле­ гированных сталей. Молодые новаторы прессового цеха т т. Буров, Кедров, Н аза­ ров и Смирнов обязались внедрить ряд предложений, которые помогут сэкономить до конца года 3 5 0 тонн металла. Обяза­ тельства по сокращению расхода металла на каждом изделии приняли молодые ра­ ботники литейного цеха. Инициаторы соревнования за макси­ мальное сокращение расхода металлов предложили создать комплексные творче­ ские бригады. В состав этих бригад вошли конструкторы , технологи и производствен­ н и к и . Они решили разработать и внедрить предложения, связанные с экономией ме­ талла, но всему производственному ц и кл у, свести на рабочих местах лицевые счета экономии. Ц К ВЛКСМ одобрил начинание моло­ дых рабочих, конструкторов и технологов автозавода имени С талина и рекомендовал комсомольским организациям широко рас­ пространить его на каждом предприятии. Инициаторы сор евнованн я награждены почетными грамотами Ц К ВЛКСМ. (ТАСС ). РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ АВТОЗАВОДА ИМЕНИ СТАЛИНА ПОДДЕРЖИВАЮТ ПОЧИН МОЛОДЫХ НОВАТОРОВ Коллектив Московского автозавода име­ ни Сталина горячо поддерживает патрио­ тический почин комсомольцев и молодых рабочих предприятия, предложивших на­ чать соревнование за экономию металла на каждой детали, на каждой операции. 9 января на заводе состоялась конфе­ ренция изобретателей и рационализаторов. Вы ступивш ий с докладом заместитель главного инженера, лауреат Сталинской премии тов. Строганов привел цифры, ха­ рактеризующие работу рационализаторов предприятия. За минувший год внедрено около 5 тысяч их предложений с годовой экономией в 4 0 миллионов рублей. Кон­ структор Иванов изобрел высадочный пресс с двумя ш тампами. Годовая эконо­ мия металла составляет 4 1 2 тонн. Слеса­ ри-сборщицы С тепкина, Гриш ина и дру­ гие предложили рациональный раскрой термоизоляционного материала для до­ машних холодильников, что дает годовую экономию в 1 4 7 тысяч рублей. Рационализаторы , поддерживая и н и ц и а ­ тиву комсомольцев и молодежи, обязались снизить расход металла по грузовику на 2 2 килограмма, по машине « З И С -1 5 1 »— на 3 5 килограммов и по автобусу — не менее 5 0 килограммов. На заводе реше­ но создать комплексные бригады рацио­ нализаторов по осуществлению предложе­ ний, направленных на экономию металла на каждом изделии, на каждой операции. Конференция избрала заводскую комис­ сию содействия массовой рационализации и изобретательству. (ТА С С ). 1 ' '" 1 ™ ^ . ■ м м м м м м м а г р Учеба будущих командиров транспорта Гул ки й звонок разносится по коридорам техн и кум а. Все затихает. Инженер-майор Карпов входит в аудиторию . Учащ иеся, встав, приветствуют педагога. В окна ауди­ тории широким потоком вливаются сол­ нечные лучи. Они заставляют сверкать макеты железнодорожной цистерны , мини­ атюрные рельсы стрелочного перевода. В этой аудитории, где занимаются будущие техники-д виж енцы железнодорожного транс­ порта, таки х макетов много. Они помо­ гаю т учащимся лучш е усваивать и зучае­ мый материал. Инженер-майор Карпов поднимается на кафедру и говорит: — Тема нашего сегодняшнего занятия: сигналы и специальные указатели. П реж ­ де чем итти дальше, мы повторим прой­ денный материал. Товарищ Петров, расе на­ лейте нам о сигналах. Невысокий юноша поднимается из-за стола и неторопливо, со знанием дела от­ вечает на заданный вопрос. Затем отве­ чают другие учащиеся.! Свои рассказы они иллюстрируют пла­ катами, 'показываю т сигналы на флаж­ ка х . Видно, что юноши и девуш ки глубоко усвоили материал. II на лице старого педа­ гога появляется ульгбка: на транспорт при­ дут хорошо подготовленные специалисты . Т ак проходит урок, посвященный пра­ вилам технической эксплуатации, в гр уп ­ пе движенцев 2-го курса Воронежского техникум а железнодорожного транспор­ та. Сейчас, когда до начала зимней экза­ менационной сессии остались считанные дни, учащиеся занимаются с особенным вниманием. Все они стремятся к тому, чтобы притти к сессии с прочными зн а­ ниями, успешно выдержать экзамены и этим еще выше поднять честь своего учебного заведения. У техникум а — богатая и очень инте­ ресная история. В будущем году исполняет, ся 7 5 лет его существования. За эти годы много событий произошло в его стенах. В техникуме издается рукописны й ж у р ­ нал «Молодое творчество». В одном из по­ следних номеров этого журнала помещена статья преподавателя истории С. Прохоро­ ва.. В ней приводятся интересные истори­ ческие данные. Они к а к бы воскрешают перед взорами воспитанников техникума тяжелы е, мрачные годы царизма, когда детям рабочих и крестьян не было дороги к образованию. Вот эти данные. В 1 9 0 6 году в железнодорожном техн и ­ ческом училищ е (т а к назывался тогда техн и кум ) насчитывалось всего... 53 уче­ н и ка. Это были преимущественно дети мещан, лавочников и т. д. Материальная база училища была ничтожна. Т а к, в от­ чете о расходах за 1 9 0 6 — 1 9 0 7 гг. фи­ гурирую т таки е данные: «Из наиболее ценных вещей для училищ а приобретено: святое евангелие в позлащенном окладе — 13 руб., икона казанской богоматери — 2 0 руб., крест серебряный позлащенный— 3 6 руб. 8 0 коп.» и т. д. За 38 тех лет училище выпустило... 6 5 6 специалистов. И каким контрастом по отношению к темному прошлому являются сегодняшние яркие дни техн и кум а! У ж е в 1 9 2 2 году советское правительство реерганизовало училище в техн и кум . Аудитории заполни­ ли новые, еще невиданные в этих стенах учен и ки : дети рабочих, истинные хозяева новой жизни. Они жадно овладевали зна­ ниями, стремились стать опытными спе­ циалистами. Тогда их было еще немного. А сейчас в техникум е — около 7 0 0 уча­ щ ихся. Они занимаются на трех отделени­ ях — эксплуатационном, паровозном, электротехническом. К их услугам — про­ сторные, залитые солнцем аудитории, ла­ боратории, различные сложные аппараты и макеты. 0 том, какую большую заботу проявляют партия и советское правитель­ ство о подготовке новых специалистов, красноречиво говорят цифры. Т а к, расходы на 1 9 4 6 — 1 9 4 7 учебный год составили 3 миллиона 4 7 0 тысяч рублей, из н и х на стипендии — свыше 1 8 4 0 тысяч рублей, на оборудование кабинетов и лаборато­ рий — 8 0 4 3 1 руб. П коллектив педаго­ гов и учеников отвечает на эту заботу по­ вышением своих знаний, успешной под­ готовкой новых кадров специалистов. Только за три последних года из стен тех ­ никум а вышло 7 2 2 человека с дипломами техников железнодорожного транспорта. Сейчас они трудятся в самых различных уголках Советского Союза. В педагогическом коллективе т е х н и к у ­ ма — большое количество людей, за пле­ чами которых многолетний педагогиче­ ски й и производственный с та ж . Таков, н а­ пример, коммунист Иван Васильевич К ар ­ пов, преподающий правила технической эксплоатации и организации перевозок. Он ДОЛГО работал н а железных дорогах стра­ ны , занимая ответственные должности, а теперь передает свои знания я опы т уче­ никам . Его уроки интересны и увлекатель­ ны. Он сопровождает свои лекции демон­ страцией техн и чески х фильмов (« С и гн а ­ лы», «Сортировочная станция» и др.), схем и макетов. С большой любовью и ув а ж е ­ нием говорят уч е н и ки о педагогах Н. П . Се­ менове, ведущем паровозное дело, о Б. Л. Корякине, который преподает технологию металлов, л многих других. Железнодорожный техн и кум— специя ль­ нов техническое заведение. И поэтому здесь наряду с лекциями большое значение имеют практические занятия. Для прове­ дения их необходимы технические ан гар а - ты. модели. Всем этим техникум обильно снабжается кажды й год. Т а к , здесь имею т­ ся прожекторный светофор, детали авто­ стопа системы лауреата Сталинской пре­ мии инженера Танцюра, аппарат диспет­ черской централизации, дефектоскопы п многое другое. Все самые последние те х ­ нические новинки становятся достоянием воспитанников техникум а. Хорошая педагогическая (работа, умело организованные практические занятия, бо­ гатая оснащенность техн и кум а необходи­ мыми техническими приборами — все это положительно влияет па (рост рядов о т­ личников учебы. Всему техн и кум у извест­ ны имена учащ ихся IV курса Нины А рта­ моновой и Ивана Ряскина, третьекурсни­ ка Владимира Павлячеико и многих д ру­ ги х. Они умело работают с книгой, мастер­ ски применяют свои знания во время п ракти чески х заняти й . Упорный труд оце­ нивается по заслугам. Они — отличники. На 'всех курсах техн и кум а разверну­ лась деятельная подготовка к сессии. Все учащиеся ознакомлены с положением об экзаменах, активно идет повторение прой­ денного материала, составлены экзамена­ ционные билеты, вывешены списки лите­ ратуры . К торжественному дню учащиеся придут хорошо подготовленными. ... Пройдут месяцы, и очередной отряд старш екурсников получит дипломы техн и ­ ков железнодорожного транспорта. Они по­ к и н у т стены родного техникум а, воспи­ тавшего и х, чтобы отдать полученные зна­ ния любимой Отчизне. Но связь их с тех­ никумом не оборвется. Они будут держать ее т а к ж е, к а к держат сотни других вос­ питанников. Один из них — Леонид Зай­ цев прислал недавно такое письмо: «Моя мечта осуществилась. Я — на Дальнем Востоке. Моим желанием работать здесь руководила не жажда приклю чений. Мне хотелось быть там, тде ощ ущается пот­ ребность в квалифицированных специали­ стах, трудиться в интересах всенародного дела». И дальше Леонид Зайцев пиш ет, что он с благодарностью вспоминает своих учителей, давших ему прочные знания. II таки х писем в техни кум приходит много. н. ноноплин . V НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ О РАЗДОЕ КОРОВ Применяемый советскими животновода­ ми с 1 9 3 5 года раздой коров показывает, что в самых разнообразных районах стр а­ ны коровы многих пород могут давать до 5 0 0 0 — 6 0 0 0 килограммов молока за л ак­ тацию . Передовые доярки получают такие высокие удои не от отдельных животны х, а от всей группы коров, закрепленны х за ними. Следует подчеркнуть, что, к а к пра­ вило, дояркам-стахановкам для раздоя при­ креплялись животны е, не отличавшиеся высокой молочностью. Эти коровы стали высокопродуктивными в результате раздоя. Из сказанного, разумеется, нельзя де­ лать заключение, что все коровы любого стада подряд могут раздаиваться до 5 0 0 0 — 6 0 0 0 килограммов молока, к каким бы породам они ни принадлежали. Для соз­ дания высокопродуктивного стада в кол­ хозе требуется отбирать на племя потом­ ство л учш и х высок омолочных коров и подбирать к ним быков от высокопродук­ тивны х предков. Успеш ны й раздой коров доярками-ста- хановками свидетельствует о том, что есть ка ки е -то общего характера причины , ко­ торые дают хорошие результаты. В чем ж е состоят эти причины? У многих народов сущ ествует поговор­ ка: « У коровы молоко на язы ке». Народ­ ная мудрость правильно подметила роль кормов в повышении удоев. Раздой коров прежде всего требует обеспечения ж ив о т­ ных прочной кормовой базой, ибо молоко вырабатывается из кормов. Высокие удои могут быть достигнуты при усилении ра­ циона молочных коров большим количе­ ством л етних и зимних сочных кормов. Травопольная система земледелия, соз­ данная корифеями отечественной агроно­ мической н ау ки , высокая механизация социалистического сельского хозяйства, весь комплекс ги га н тс ки х работ, проводи­ мых в соответствии с великим сталинским планом преобразования природы, — все это дает возможность неизмеримо поднять кормовую базу животноводства. Прежде всего необходимо добиваться высоких урожаев трав для создания достаточного запаса хорошего сена. Исключительно в аж ную роль в повыше­ нии удоев играю т пастбищ а. Для высоко­ молочной коровы пастбищную траву н и ­ чем нельзя заменить, это — л учш и й корм для нее. П астбищ а должны иметь хоро­ ш ий травостой, богатый по своему ботани­ ческому составу. Но и они не могут пол­ ностью удовлетворить потребности высоко­ продуктивных коров. Поэтому необходимо специально сеять травы и злаковые для летней подкормки, создать в каждом кол­ хозе «зеленый конвейер». Раздои коров нельзя приводить та кж е без достаточного запаса зимних сочных кормов — силоса, корнеплодов и клубне­ плодов. Разумеется, что для той же цели требуются и концентрированные корма, зернофураж. Необходимо и полное исполь­ зование отходов пищевой промышленно­ сти, являющихся мощным подспорьем в зернофуражным кормам. Значительная часть всего поголовья ко­ ров способна к раздою, к резкому увели­ чению продуктивности. Возможности раз­ доя за последние годы увеличились в свя­ зи с выведением новых пород крупного ро­ гатого скота, усовершенствованием старых. Несколько слов о нормах питания при раздое. К а к показывает опыт передовых доярок, сена в стойловый период на одиу голову в с у тк и надо давать 1 0 — 12 к и ­ лограммов. Расход концентратов, зимних сочных кормов, пастбищной травы и зеле­ ной подкормки определяется в зависимо­ сти от удоя следующей таблицей, где го­ довой удой и годовой запас кормов на од­ ну голову (кроме запаса сена, необходимо­ го в стойловый период) выражены в к и ­ лограммах. Удои Концентраты Зимние сочные Летнщ сочные 1250 200 3000 4000 1500 350 3000 4000 2500 500 5000 4500 3000 720 6500 4600 3500 . 780 7000 5000 3800 816 7500 5500 4500 935 8000 6000 5000 1200 8100 8000 Приведем еще одну таблицу, более ил я | килограммах) при различных удоях раз- меяее типичного суточного рациона ( в ! даиваемых коров. Удой Сено Солома Силос Кормов. КонценСоль в сутки в кг. луговое овсяная из трав свекла траты (в граммах) 10 6 4 20 15 1 60 15 6 4 . 20 30 2 75 20 6 4 20 40 4 90 25 6 4 20 45 6 100 Передовики животноводства п р акти кую т замену части кормовой свеклы в (рационе коров картофелем, сахарной свеклой, ко­ торая хорошо отражается не только на по­ вышении удоев, но и на жирности молока. Но в конечном счете дело раздоя реш а­ ют не порода л не корма, а человек, у ха­ живающ ий за животными, его умение, его любовь к делу, его высокая сознатель­ ность. Н аш и выдающиеся доярки создали вы­ сокую тех н и ку раздоя. Она вырабатыва­ лась постепенно и представляет ценный накопленны й опы т. Т ехн и ка раздоя, при­ меняемая разными доярками, весьма раз­ нообразна. Ее обобщение пока не произ­ ведено. Но в целом она основана на неко­ торых общих положениях зоотехнической н ауки . Прежде всего все передовики неустанно и постоянно напоминают, что хорошее об­ ращение с коровой облегчает работу и уве­ личивает удои. Указы ваю т на важность упраж нения вымени с раннего возраста путем массажа, на необходимость выдаи­ вать корову кажды й раз начисто и при этом выдаивать энергично и быстро. Бы ­ строе, энергичное доение кулаком способ­ ствует не только чистому выдаиванию^ но и усиленному образованию молока. В ч и ­ сле чисто технических приемов у передо­ виков находим: выдаивание непременно кулаком при правильном выполнении при­ емов; дойка не прекращ ается, если корова почему-либо задерживает молоко; п р акти ­ куется ласковое поглаживание животного после окончания доения; соблюдается чи ­ стота подойницы, р у к доильщицы и хала­ та; производится тщательное наблюдение за состоянием вымени коровы, чтобы свое­ временно обнаружить появление опухо­ лей, бородавок, трещин. Среди описаний приемов раздоя коров не лишним будет привести методы, приме­ няемые Героем Социалистического Труда Е. Д. Нартовой, изложенные ею в статье в ж урнал е «Социалистическое животно­ водство». Она подчеркивает огромное значение умелого запуска коровы и правильного ее кормления в период сухостоя. Ко­ ров она запускает постепенно, чтобы не допустить воспаления вымени. С че­ тырехкратной дойки переходит на трех­ кратную , на двукратную , затем на одно­ кратную . Запуск у нее занимает пример­ но две недели. После отела организм животного осла­ бевает. Поэтому Нартова в ту пору уде­ ляет особенное внимание качеству кор­ мов и срокам их дачи. В зависимости от состояния вымени через 10 — 12 дней по­ сле отела корова переводится н а полный рацион, в соответствии с удоями. Знатная стахановка накопила ценный опыт по раздою первотелок. В 1 9 4 8 году она надоила но 5 5 7 5 литров от каждой коровы, несмотря на то, что в прикреп­ ленной к ней группе из девяти коров че­ тыре были первотелки. В первые дни по­ сле отела коровы доярка старается поло­ ж енную норму кормов давать не в два прие­ ма, к а к это делает со старыми, а делит на четыре-пять раз. Поэтому желудок моло­ дой коровы не перегружается. И склю чи­ тельно тщательно ухаживает за выменем первотелки. В первые десять дней после отела массирует его до шести раз в день. Столько же раз производит и дойку. Осо­ бую заботу в первые дни после отела про­ являет и о кормах для первотелок. Грубые корма запаривает, добавляя в них соль, концентраты подвергает дрожжеванию . Сильно повышает поедаемость грубых кор­ мов систематическая дача коровам силоса и свеклы. Наконец, полезно привести опыт по раз­ дою коров Героя Социалистического Труда М. X. Савченко — доярки колхоза «Чер- воиа заря», Лебединского района, Сумской области. Она раздоила многих коров. Т ак, от коровы «Умны » за 2 9 0 дней надоила 7 8 8 2 килограмма молока жирностью 4 ,2 процента, от коровы «Астры» — 6 6 0 3 килограмма, В сухостойный период коро­ вы М. X. Савченко считает необходимым сделать в ее организме запасы жира, бел­ ков, минеральных веществ. З апуск начи­ нает за 2 — 2 '/о месяца до отела и произ­ водит его постепенно в течение двух не­ дель. Сначала она исключает из рациона концентраты , свеклу и силос, прекращ ает массаж вымени, уменьшает число доек. Через две недели после запуска коровы тов. Савченко дает ей полную норму гр у­ бого корма с добавкой концентратов. Па третьей неделе корова получает такую ж е норму концентратов и сочных кормов, а дача грубых кормов уменьшается. За 12 — 15 дней до отела прекращается дача соч­ ных кормов и слегка увеличивается норма концентратов. За 5 — 6 дней до отела ко­ рова получает лишь витаминное сено и во­ ду. За декаду до отела корова переводится в родильное отделение, где она содержит­ ся после отела в течение двух-трех не­ дель. Спустя 1 — 1 '/ 2 часа после отела ей дают тепловатую воду (7 — 8 литров) с добавлением небольшого Количества отру­ бей. Далее в течение двух недель корова постепенно переводится на полную норму кормления. К этому времени корове дается т а к наз. аванс (изл иш ек в рационе) в 2— 3 кормовых единицы на раздой, на что корова отвечает повышением удоя. Для коров с удоями в 15 — 2 5 литров молока практикуется в летний период че­ ты рехкратная дойка — в 6 час, утра в 11 час., в 6 час, вечера и в 12 час. но­ чи. При удое около 4 0 литров коров доят пять (раз в день. Раздой коров — дело огромной, народно­ хозяйственной важности. Ею значение можно наглядно увидеть из такого приме­ ра: колхозы Кунцевского района, Москов­ ской области, за послевоенную пятил етку, создав крепкую кормовую базу и исполь­ зовав передовые приемы раздоя, подняли в среднем удой фуражной коровы до трех с лишним тысяч литров в год. Этот при­ мер не нуждается в комментариях. Он сви­ детельствует об огромных резервах в деле повышения продуктивности крупного ро­ гатого скота. Использовать эти резервы — - дело всех животноводов страны . Академик Е. ЛИСКУН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz