Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 26 марта 1952 г., № 73 (6 3 8 7 ) ВСЕОБЩАЯ ПРЕДМЕТОВ В помощь изучающим диалектический и исторический материализм СВЯЗЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ Признание связи и взаимозависимости влений составляет первую из четырех шовных черт марксистского диалектиче- ;ого метода, отражающую закономерную вязь явлений в природе и обществе. «В противоположность метафизике, — называет товарищ Сталин, — диалектика Рассматривает природу не как случайное копление предметов, явлений, оторванных (руг от друга, изолированных друг от друга \ не зависимых друг от друга,— а как связ- зое, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят труг от друга и обусловливают друг друга». С точки зрения метафизики 'все пред меты, процессы, явления в природе и обще стве существуют независимо друг от друга, не находятся в закономерном соотношении, в неразрывной связи и взаимозависимости между собой. Метафизический взгляд на мир как на бессвязное, случайное скопление предме тов и явлений дает извращенную карти ну мира как в целом, так и в отдельных частях. Этот взгляд делает невозможным су ществование науки, ибо наука, говорит Эн гельс, перестает существовать там, где те ряет силу закономерная связь явлений. Крайних пределов антинаучности и ре акционности достигла современная буржу азная философия. Отрицая закономерность общественного развития, устанавливающую неминуемый крах капитализма во всех странах и неизбежность его смены социа листическим строем, она провозглашает гос подство в общественной жизни «чистой случайности». В противоположность метафизике мар ксистский диалектический метод рассмат ривает мир как связное, закономерное, единое целое. По выражению Энгельса, ма териалистическая диалектика является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение, В. И. Ленин указывает, что взаимозависимость и теснейшая, неразрыв ная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный про цесс движения, составляет одну из основ ных черт диалектики. Наиболее полно, глубоко и разносторон не положение о взаимной связи, взаимоза висимости и взаимной обусловленности предметов и явлений природы и общества разработано товарищем Сталиным. «...Диалектический метод считает,— ука зывает И. В. Сталин, — что ни одно явле ние в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо лгобор яв ление в любой области природы может быт* превращено в бессмыслицу, если его рас сматривать вне связи с окружающими усло виями, в отрыве от них, и, наоборот, лю бое явление может быть понято и обосно вано, если оно рассматривается в его не разрывной связи с окружающими явления ми, в его обусловленности от окружающих его явлений». Любое явление в природе или в обще ственной жизни, каким бы обособленным и изолированным оно ни представлялось на первый взгляд, можно понять и объяс нить, лишь рассматривая его не в единич ности и обособленности, а как часть еди ного целого, как обусловленное другими яв лениями и само обусловливающее другие явления, т. е. во взаимозависимости и взаи модействии с другими явлениями. Взаимосвязь явлений в природе и обще стве многообразна и сложна. В одних слу чаях она более заметна, в других менее за метна, в одних случаях она непосредствен на, в других — опосредована. Задача науки состоит в том, чтобы, раскрывая многообра зие связей и взаимообусловленность явле ний, найти существенные, необходимые связи и таким образом познать законы изу чаемых явлений. Марксистский диалектический взгляд на природу как на связное, единое целое пред ставляет собою теоретическое обобщение накопленных наукой знаний и проворен практической деятельностью людей. Наука и практика подтверждают положение мар ксистской диалектики о том, что нет пред метов и явлений, не зависящих от других предметов и явлений и не влияющих на другие явления. Марксистская диалектика учит, что мир представляет собой единое целое, по отно шению к которому каждое отдельное явле ние, каждая отдельная вещь выступает как. часть целого. Ни одно явление, собы тие не может совершаться без того, чтобы Материалистическая диалектика при знает одной из форм связи явлений при чинную зависимость. Если та или иная си стема условий представляет собой опреде ленную совокупность многих взаимосвязан ных явлений, то причинная связь — это главная, определяющая связь. Причинная зависимость выражается в том, что одно яв ление при известных условиях с необходи мостью порождает другое, определяет его развитие. Беспричинных явлений нет. Никакое явление не может произойти само по себе, все происходит по каким-то причинам. По знание причинной связи имеет огромное теоретическое и практическое значение. Формы причинных связей сложны и мно гообразны. Механическая причинность яв ляется простейшим видом причинности. Но причинная зависимость двух явлений мо жет иметь и более глубокий характер. Мичуринская биология доказала, что определенное изменение внешней среды с необходимостью вызывает вполне опреде ленный новый наследственный признак У не затронуть других явлений, событий. Не только мир в целом, но и каждая вещь, каждое явление есть нечто единое, связное, целое, свойство и стороны которого нахо дятся в определенной взаимосвязи и взаимо обусловленности. Каждый предмет имеет бесконечное множество различных сторон, причем, как указывает Ленин, история открывает все новые и новые стороны. Например, инерция и вес — свойства ве щества, неразрывно связанные друг с дру гом: тело, обладающее большой инерцией, обладает и большим весом. Тесно связаны друг с другом поглощательная и отража тельная способность вещества: тело, в наи большей мере поглощающее электромагнит ное излучение, в то же время в максималь ной мере испускает его. Земля — не изолированное, одинокое не бесное тело. Вместе с обращающейся вокруг нее Луной она движется вокруг Солнца и вместе с другими планетами составляет солнечную систему небесных тел, объеди ненных друг с другом сложной цепью взаи мосвязей. То же происходит и в жизни общества. Каждая общественно-экономическая фор мация представляет собой не случайное, ме ханическое скопление отдельных явлений общественной жизни, а единое целое, в ко тором все явления взаимосвязаны и взаи мообусловлены. Установление этого — ве ликая заслуга марксизма. Как указывал В. И. Ленин. «...Маркс положил конец воз зрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, уста новив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс». Диалектика исходит из того, что все пред меты, явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, причем каждое явление представляет собой единство составляющих его частей, свойств, сторон. Поэтому для того, чтобы познать любой предмет, необхо димо изучить его не только во всех сущест венных взаимоотношениях с окружающими явлениями, но также во взаимосвязи, взаи мозависимости всех его сторон. Марксистская диалектика не останавли вается на утверждении взаимозависимости явлений мира, а идет дальше и требует рас смотрения любого явления природы и обще ства ^ неразрывной связи с окружающими явлениями, составляющими условия их су ществования, ибо предметы и явления мо гут существовать не при любом случайном стечении обстоятельств, а при определен ных условиях. Каждое вещество, в зависимости от внеш них условий, — температуры и давления,— может находиться либо в газообразном, либо в жидком, либо в твердом состоянии. Переход из одного состояния в другое зависит от внешних условий. Мичуринская биология подтверждает, что условия жизни растений и животных— это вполне определенная для каждого вида жи вых существ совокупность факторов внеш ней среды, соответствующая потребностям данных организмов, и изменение условий существования оказывает преобразующее влияние на развитие организмов. Мичурин ская агробиология в понятие «условия вы сокого урожая» включает большой ком плекс факторов: вода, элементы пищи рас тения, свет, тепло, причем высокий урожай получается только при наличии всех этих факторов. Бессмыслицей являются утверждения менделистов-мпрганиетпв о независимости свойств наследственности и развития расте ний и животных от условий внешней сре ды. Их рассуждения о наследственном ве ществе, которое якобы не находится ни в какой зависимости от живого тела и усло вий жизни, — это метафизика, переплета ющаяся с идеализмом, с мистикой, с верой в сверхъестественные силы. Условия материальной жизни общества географическая среда, рост народонаселения и способ производства материальных благ— образуют не случайный конгломерат явле ний. а определенную систему. Условия — это такая относительно устойчивая совокупность явлений, без ко торых данное явление не может ни возник нуть, ни существовать. мерно преобразовывать природу растений и животных в желаемом направлении, Причиной изменения того или иного об щественяого строя, политических учрежде ний, общественных идей, политических взглядов является изменение способа про изводства. Противоречие между обществен ным характером производства и частнособ ственнической формой присвоения продук тов производства — причина анархии I кризисов, потрясающих хозяйство напита диетических государств. Напротив, полное соответствие производственных отношений характеру производительных сил в социа листическом обществе — причина того, что у нас нет ни экономических кризисов, ни разрушения производительных сил, свой ственных капитализму. Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее форма причинных отношений. Так, при выяснении причинных отношений в развитии организмов приходится выяснять взаимодействие частей организма, организ мов друг с другом, организмов со средой и т. д. Ещв более сложно установление при- живого организма. Это дает возможность ! чинных связей при изучении общественной мйчуринцам воздействовать на наследствен вне свойства живых организмов и илано- жизни. Трудность выяснения причины того или иного явления состоит в том, что в дей ствительности предметы, явления даны не в единичной связи, не в виде отдельного изолированного причинного ряда, а всегда в совокупности фактов, иногда сложней шим образом переплетающихся друг с дру гом. Еак указывает Энгельс, во всеобщей свя зи явлений «причины и следствия постоян но меняются местами; то, что здесь или те перь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот». Следст вие пюедыдущего явления становится при чиной последующего явления, а то, что является причиной последующего явления, само является следствием предыдущего Взаимодействие причин и следствие имеют место и в общественном развитии Всякий базис порождает соответствующую ему надстройку. В свою очередь надстрой ка, как указывает товарищ Сталин, «ста новится величайшей активной силой, активно содействует своему базису офор миться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доко нать и ликвидировать старый базис и ста рые классы». Как установить причину явления в сложной цепи взаимосвязанных явлений? Эмпирическое наблюдение может уловить связь между явлениями, например, между молнией и громом, цветком и плодом, солн цем и теплом. Но одного эмпирического на блюдения недостаточно для того, чтобы установить, на кайом основании возникает такая связь, и тем более предсказать, будет ли повторяться такая связь. Марксистский диалектический метод тре-. бует различать причинную связь явлений от простого сосуществования или следова ния двух явлений друг за другом, хотя бы * Существенная связь явлений, проистека ющая не из случайных, внешних обстоя тельств, а из коренных особенностей, из внутренней структуры самих явлений, на зывается законом. Ленин учит, что «...По нятие закона есть ОДНА из ступеней поз нания человеком единства и связи, взаи мозависимости и цельности мирового про цесса». Если рассматривать явления изолирован но друг от друга, то раскрыть закон, кото рому они подчиняются, будет невозможно, потому что закон имеет дело не с единич ным, а с массовидным в явлениях. Закон выражает то общее, что связывает явления. Например, закон свободного падения /ел, открытый Галилеем, устанавливает связь между расстоянием, пройденным падающим телом, и временем. В зависимости от того, распространяется ли тот или иной закон на все явления при роды или общества или только на опреде ленную группу, область их, различают об щие и частные законы. Примером всеоб щего закона является рассматриваемая нами взаимозависимость и взаимообуслов ленность явлений. Всеобщим законом при роды является закон сохранения и превра щения энергии, согласно которому любая форма движения при определенных для каждого отдельного случая условиях, прямо или косвенно, но с необходимостью превра щается в любую другую форму движения. Примером общего закона, присущего всем без исключения социально-экономическим формациям, является закон об определяю щей роли условий материальной жизни об щества в его развитии. Примерами частных законов природы являются закон есте ственного отбора в органической природе, закон стадийности развития растений и т. п. Каждый частный закон имеет общее значе ние для определенной области явлений. На пример, периодический закон Менделеева является общехимическим и общефизиче ским законом, закон естественного отбора— общебиологпческим законом и т. д. Одними из частных законов общественной жизни являются законы классовой борьбы, — они присущи только таким общественно-эконо мическим формациям, в которых есть анта гонистические классы. Пользуясь марксистским диалектическим методом, умело применив положение И. В. Сталина о том, что все зависит от условий, места и времени, академик Т. Д. Лысенко установил экспериментально, что признаки, свойства, особенности, склон ности растений.возникают и развиваются только в своих условиях внешней среды ♦ Закономерность представляет собой необ ходимую связь явлений, которая при на-, личии определенных условий не может не наступить. Необходимость противополож на случайности. Случайные явления — это такие явления, которые не входят в цепь данной закономерности, не вытекают с внутренней необходимостью, неизбежно из данных условий, из данной связи явлений. Случайные явления — это такие явления, которые в данной связи явлений могут быть, а могут и не быть или происходить иначе. Случайность тоже обусловлена, имеет свои причины, но она относится не к глав ной, внутренней, существенной связи яв лений, а к внешней, побочной связи их. Поэтому случайные явления для данной связи явлений и не являются необходимы ми. Они не типичны для данного процесса. Случайная связь выступает в данном про цессе как второстепенная. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость может осу ществиться без данной случайности, но она не может осуществиться без случайностей вообще. Случайности влияют на развитие явлений, вызывают некоторые отклонения от основного пути развития процесса. Од нако наличие случайностей, вызывающих и устойчивого, повторяющегося. Причин ная связь состоит в том, что одно из явле ний с необходимостью порождает другое. Отношения причин и следствий (дей ствий) проявляются в сложных и много образных сочетаниях. Бывает, что одно и то же действие может вызываться не одной единственной, а множеством причин. На пример, некоторое небольшое удлинение те ла может быть следствием наложения на не го внешней механической нагрузки (дефор мация), нагревания, воздействия на него электрического поля. Одно и то же явле ние может быть результатом взаимодей ствия многих причин. Совместно действую щие причины могут сочетаться различным образом и видоизменять следствие. Чтобы разобраться в отношениях, скла дывающихся при взаимном переплетении различных рядов явлений, необходимо уста новить главную причину. Умение выделить главную причину имеет большое значение в практической деятель ности. Ленин, критикуя проект программы с.-д. партии, написанный Плехановым, ука зывал, что Плеханов не указал основной, коренной причины кризисов — частное присвоение при общественном характере производства. Диалектико-материалистическое' учение о причинной зависимости служит теорети ческой основой для всех наук в исследова нии многообразных форм связи явлений. Подчеркивая необходимость выделения определяющих, главных связей, материали стическая диалектика вооружает науку, дает ей уверенность в возможность рас крыть в явлениях главное, существенное, помогает раскрыть закономерности развития природы и общества. ♦ * и при своих факторах воздействия, что в своем развитии каждое, растение проходит ряд качественно различных и связанных между собой стадий. Открыв и обосновав законы стадийного развития растении, Т. Д. Лысенко опроверг метафизический взгляд на живые существа и их признаки и свой ства как на случайные явления, возника ющие и развивающиеся «самопроизвольно», вне зависимости от условий жизни, т. е. по существу беспричинно. Законы природы и общества являются законами историческими в том смысле, что на различных ступенях развития природы, в различных условиях они проявляются по-разному. Метафизики считают все законы природы вечными, абсолютными, неизменными, раз и навсегда данными, и распространяют дей ствие одних и тех же законов на все явле ния природы вне зависимости от условий, места и времени. А между тем каждый за кон действует лишь во вполне опреде ленных условиях. Согласно закону Войля- Мариотта, объем газа обратно пропорцио нален давлению: если увеличить давление вдвое, втрое и т. д., то и объем газа умень шится в 2, 3 и т. д. раза. Но это справед ливо только при том условии, что газ доста точно сильно разрежен и находится при не изменной температуре, превышающей так называемую критическую. Если же газ на грет ниже критической температуры и уп лотнен, то при сильных сжатиях закон Бой- лЯ- Мариотта уже не будет правильным. Метафизика отрывает закон от явлений и от тех условий, которые необходимы для его проявления, рассматривает закон как самостоятельную сущность, стоящую вне явлений, над явлениями и независимо от окружающих условий. Буржуазные ученые- метафизики произвольно распространяют действие биологических законов на чело веческое общество с целью дезориентации научного познания и затемнения сознания трудящихся. Буржуазные идеологи с той же целью измышляют несуществующие «законы» вроде пресловутого «закона» народонаселения Мальтуса, «законов» на следственности Менделя, «закона» убыва ющего плодородия почвы и т. п. В противоположность метафизике мар ксистская диалектика рассматривает зако ны в их неразрывной связи с соответству ющими явлениями и с теми условиями, без которых данный закон не может проявить свое действие. Поэтому только диалектиче ский метод служит верным руководством для познания явлений природы и общества. * * не о бессилии законов, а о сложности их проявления. Случайности есть и в развитии обще ственной жизни, и марксизм не отрицает их роли. «История имела бы очень мистиче ский характер, — указывает К. Маркс, — если бы «случайности» не играли никакой, роли. Эти случайности входят, конечно, са ми составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь с другими случайностя ми. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения». Наука и практика знают немало приме ров превращения случайности в необхо димость и, наоборот, необходимости в слу чайность. То, что в природе происходит слу чайно, может в результате сознательной деятельности людей стать закономерным. Зная особенности наследственности орга низма, можно путем изменения условий в тот или иной момент развития организма ее изменить. Так, мичуринцы создают но вые сорта растений и породы животных. Случайности объективно существуют, их нельзя отрицать. Но в природе и в обще стве господствуют не случайные, а необхо- на проникнуть в сущность явлений, ра скрыть за второстепенными, неустойчивы ми связями основные, постоянные, уста новить закон явлений. Именно изучение закономерных связей, определяющих дан ный процесс, стужит предпосылкой плодо творной практической деятельности. Раскрывая объективную необходимость явлений, наука дает практике ясную пер спективу, силу ориентировки, вооружает уверенностью в достижении практических целей. Напротив, установка на чистую случайность враждебна подлинной науке, обрекает практику на , бесплодное ожида ние, ликвидирует всякую возможность планомерной работы, возможность научного предвидения. Вот почему наука — враг случайностей. . Научное решение практических задач строительства коммунизма возможно на основе глубокого познания закономерностей природы и общества. Плановое хозяйство в СССР основано на познанных закономер ностях социалистической экономики. По становления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитньйс лесонасаж дений, внедрения травопольных севооборо тов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых уро жаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР», о строительстве гигантских гидроэлектростанций и каналов указывают путь к полной и окончательной победе над засухой в степных и лесостеп ных районах Европейской части СССР. Еще.в 1924 г. И. В. Сталин писал: «Мы решили... сделать всё возможное для того, чтобы застраховать себя в будущем от слу чайностей засухи... поднять сельское хо зяйство на высшую ступень и застрахо вать нашу страну от .случайностей погоды навсегда». Великий русский ученый Д. И. Менде леев изгнал случайность из науки о хими ческих элементах. До Менделеева открытие новых элементов было делом счастливого Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений — это закон природы и человече ского общества. Как бы ни отличались друг от друга явления природы, каждое из них находится в зависимости от других явле ний. Эта черта диалектического метода вскрывает свойство, общее всем предметам и явлениям, и тем самым утверждает един ство мира. Вот почему это одна из важней ших черт понимания мира в целом, под линно научного мировоззрения* Распространение положений диалектиче ского метода о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений на изучение общественной жизни, на историю общества, на практическую деятельность партии про летариата имеет громадное значение. «Если нет в мире изолированных явле ний,— говорит Й. В. Сталин,— если все явления связаны между собой и обусловли вают друг друга, то лоно, что каждый общественный строй и каждое обществен ное движение в истории надо расценивать не с точки зрения «вечной справедли вости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а случая. Не зная закономерности, нельзя было решить, существуют ли какие-нибудь еще не открытые элементы или нет, каки ми они обладают свойствами, где и как их искать. Открытие Менделеевым периодиче ского закона создало совершенно иное положение. Необходимость, выраженная в этом законе природы и связывающая все химические элементы в единую систему, позволила указать, какие элементы еще не известны, каковы свойства этих еще не известных элементов и как их искать. Пе риодический закон химических элементов создал прочные основы для планомерной, целесообразно направленной научнп-ппяк- тической деятельности в области хими». Из положения о том, что наука — враг случайностей, нельзя делать вывод, будто наука отрицает объективное существова ние случайностей. Метафизический метод мышления не способен понять необходи мость и случайность в их противоречивом единстве. Одни метафизики признают толь ко необходимость и полностью отрицают случайность, отбждествляя ее с беспричин ностью, другие метафизики отрицают необ ходимость, признают только случайность, и те и другие неизбежно приходят к отри цанию закономерности, к идеализму. Рус ские народники, будучи метафизиками, не могли отличить в сложном клубке обще ственных явлений главное от второстепен ного, не умели выделить основные сущест венные связи, лежащие в основе обще ственной жизни. Хватаясь за несуществен ное, второстепенное, не понимая, что спо соб производства является решающим Фак тором в развитии общественной жизни, народники рассматривали историю как хаос случайностей. Те метафизики, которые утверждают, что ничего случайного нет, что есть только чистая необходимость, неизбежно приходят к фаталистическим и мистическим выводам. Отрицая случайность, это направление метафизики низводит объективную законо мерность до уровня случайностей. чу, разрешение которой является централь ным пунктом и проведение которой обес печивает успешное разрешение осталь ных очередных задач». История ВКН(б) есть марксизм-ленинизм в действии. Большевистская партия умело пользуется марксистской диалектикой и выдвигает перед трудящимися именно те задачи, решение которых обеспечивает победу в их борьбе против капитализма, за социализм и коммунизм. Товарищ И. В. Сталин показал, что от дельные формулы и выводы марксизма, соответствующие одним историческим ус ловиям и правильные для этих условий, могут не соответствовать новым истори ческим условиям и должны быть замене ны другими выводами. Например, Энгельс, имея в виду победу социализма во всех странах, сформулировал положение о том, что после победы социализма государство должно отмереть. На этом основании начет чики и талмудисты после победы социа лизма в нашей стране стали требовать роспуска государственных органов, отказа от постоянной армии. И. В. Сталин, учи- с точки зрения тех условий, которые поро- тьгвая всю совокупность условий мировой единственно ис* оричеокий подход. Без такого отклонения в развитии, свидетельствуют \ димые, существенные связи. Наука призва- дили этот строй и это общественное дви жение и с которыми они связаны». Рассмотрение явлений природы и обще ства, как находящихся во взаимной связи и взаимной обусловленности, обеспечивает научный подход к ним — историче ского подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитие на уки об истории, ибо только такой подход избавляет историческую науку от превра щения ее в хаос случайностей и в груду нелепейших ошибок . Буржуазные историки рассматривают общественную жизнь как скопление слу чайностей. Только 'марксизм установил и доказал, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни, как и явлений природы, представ ляют собой закономерность развития. Ис тория, отмечает Й. В. Сталин, «не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости». Свое стратегическое и тактическое руко водство большевистская партия основывает на строго научном понимании объективных закономерностей общественной жизни, на изучении особенностей каждого данного момента в развитии борьбы трудящихся за социализм и коммунизм. Задачи, выдвигаемые коммунистической партией перед трудящимися, ее лозунги, призывы всегда имеют своей теоретиче ской основой рассмотрение явлений в их закономерной связи с условиями, местом и временем. Нужно учитывать все обстоя тельства дела и уметь выбрать время и ме сто для того, чтобы сосредоточить огонь на решающем фронте, где скорее всего можно добиться максимальных результатов. Требование учитывать конкретные усло вия, место и время и сосредоточивать главное внимание и силы на основном зве не в цепй исторических событий состав ляет одну из самых характерных особенно стей стратегии и тактики партии Ленина— Сталина, политики Советского государства. Ленинизм учит, что на каждом историче ском этапе нужно найти в цепи стоящих перед работам классом задач то особое звено, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. «Дело идёт о том, — учит И. В. Сталин, — чтобы выделить из ряда задач, стоящих перед партией, ту именно очередную зада- обстановки в наше время, пришел к выво ду, что при наличии капиталистического окружения страна социализма должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое го сударство, чтобы не быть разгромленной капиталистическим окружением. Обе эти формулы правильны, но не аб солютно, не безусловно, а каждая для сво его времени: формула И. В. Сталина — для периода црбеды социализма в одной или нескольких странах, а формула Энгель са— для периода, когда социализм побе дит в большинстве стран. Метафизики, начетчики игнорируют творческий характер марксизма. «Начёт чики и талмудисты, — указывает товарищ Сталин, — рассматривают марксизм, от дельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» не изменяются, несмотря на изменение ус ловий развития общества. Они думают, что если они заучат наизусть эти выво ды и формулы и начнут их цитировать вкривь и вкось, то они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчёте, что за ученные выводы и формулы пригодятся им для всех времён и стран, для всех слу чаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву мар ксизма, но не видят его существа, заучи вают тексты выводов и формул марксиз ма, но не понимают их содержания». И. В. Сталин учит, что марксизм как! наука не может стоять на одном месте,— од развивается, совершенствуется, обога щается новым опытом, новыми знаниями. Отдельные его формулы и выводы не мо гут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми формулами и выводамй, соответствующими новым исто рическим задачам. «Марксизм не призна ёт неизменных выводов и формул, обяза тельных для всех эпох и периодов. Мар ксизм является врагом всякого догматизма». Диалектический материализм, как ми ровоззрение коммунистической партии, как метод познания, играет огромную роль в успешном развитии советского об щества. Сознательное применение мар ксистского диалектического метода откры вает необозримые перспективы для разви тия науки и преобразования мира. Марксистский диалектический метод .яв ляется могучим идейным оружием в борьбе советского народа за торжество коммунизма. И. КУЗНЕЦОВ, кандидат философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz