Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 26 марта 1952 г., № 73 (6 3 8 7 ) ВСЕОБЩАЯ ПРЕДМЕТОВ В помощь изучающим диалектический и исторический материализм СВЯЗЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ Признание связи и взаимозависимости влений составляет первую из четырех шовных черт марксистского диалектиче- ;ого метода, отражающую закономерную вязь явлений в природе и обществе. «В противоположность метафизике, — называет товарищ Сталин, — диалектика Рассматривает природу не как случайное копление предметов, явлений, оторванных (руг от друга, изолированных друг от друга \ не зависимых друг от друга,— а как связ- зое, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят труг от друга и обусловливают друг друга». С точки зрения метафизики 'все пред­ меты, процессы, явления в природе и обще­ стве существуют независимо друг от друга, не находятся в закономерном соотношении, в неразрывной связи и взаимозависимости между собой. Метафизический взгляд на мир как на бессвязное, случайное скопление предме­ тов и явлений дает извращенную карти­ ну мира как в целом, так и в отдельных частях. Этот взгляд делает невозможным су­ ществование науки, ибо наука, говорит Эн­ гельс, перестает существовать там, где те­ ряет силу закономерная связь явлений. Крайних пределов антинаучности и ре­ акционности достигла современная буржу­ азная философия. Отрицая закономерность общественного развития, устанавливающую неминуемый крах капитализма во всех странах и неизбежность его смены социа­ листическим строем, она провозглашает гос­ подство в общественной жизни «чистой случайности». В противоположность метафизике мар­ ксистский диалектический метод рассмат­ ривает мир как связное, закономерное, единое целое. По выражению Энгельса, ма­ териалистическая диалектика является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение, В. И. Ленин указывает, что взаимозависимость и теснейшая, неразрыв­ ная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный про­ цесс движения, составляет одну из основ­ ных черт диалектики. Наиболее полно, глубоко и разносторон­ не положение о взаимной связи, взаимоза­ висимости и взаимной обусловленности предметов и явлений природы и общества разработано товарищем Сталиным. «...Диалектический метод считает,— ука­ зывает И. В. Сталин, — что ни одно явле­ ние в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо лгобор яв­ ление в любой области природы может быт* превращено в бессмыслицу, если его рас­ сматривать вне связи с окружающими усло­ виями, в отрыве от них, и, наоборот, лю­ бое явление может быть понято и обосно­ вано, если оно рассматривается в его не­ разрывной связи с окружающими явления­ ми, в его обусловленности от окружающих его явлений». Любое явление в природе или в обще­ ственной жизни, каким бы обособленным и изолированным оно ни представлялось на первый взгляд, можно понять и объяс­ нить, лишь рассматривая его не в единич­ ности и обособленности, а как часть еди­ ного целого, как обусловленное другими яв­ лениями и само обусловливающее другие явления, т. е. во взаимозависимости и взаи­ модействии с другими явлениями. Взаимосвязь явлений в природе и обще­ стве многообразна и сложна. В одних слу­ чаях она более заметна, в других менее за­ метна, в одних случаях она непосредствен­ на, в других — опосредована. Задача науки состоит в том, чтобы, раскрывая многообра­ зие связей и взаимообусловленность явле­ ний, найти существенные, необходимые связи и таким образом познать законы изу­ чаемых явлений. Марксистский диалектический взгляд на природу как на связное, единое целое пред­ ставляет собою теоретическое обобщение накопленных наукой знаний и проворен практической деятельностью людей. Наука и практика подтверждают положение мар­ ксистской диалектики о том, что нет пред­ метов и явлений, не зависящих от других предметов и явлений и не влияющих на другие явления. Марксистская диалектика учит, что мир представляет собой единое целое, по отно­ шению к которому каждое отдельное явле­ ние, каждая отдельная вещь выступает как. часть целого. Ни одно явление, собы­ тие не может совершаться без того, чтобы Материалистическая диалектика при­ знает одной из форм связи явлений при­ чинную зависимость. Если та или иная си­ стема условий представляет собой опреде­ ленную совокупность многих взаимосвязан­ ных явлений, то причинная связь — это главная, определяющая связь. Причинная зависимость выражается в том, что одно яв­ ление при известных условиях с необходи­ мостью порождает другое, определяет его развитие. Беспричинных явлений нет. Никакое явление не может произойти само по себе, все происходит по каким-то причинам. По­ знание причинной связи имеет огромное теоретическое и практическое значение. Формы причинных связей сложны и мно­ гообразны. Механическая причинность яв­ ляется простейшим видом причинности. Но причинная зависимость двух явлений мо­ жет иметь и более глубокий характер. Мичуринская биология доказала, что определенное изменение внешней среды с необходимостью вызывает вполне опреде­ ленный новый наследственный признак У не затронуть других явлений, событий. Не только мир в целом, но и каждая вещь, каждое явление есть нечто единое, связное, целое, свойство и стороны которого нахо­ дятся в определенной взаимосвязи и взаимо­ обусловленности. Каждый предмет имеет бесконечное множество различных сторон, причем, как указывает Ленин, история открывает все новые и новые стороны. Например, инерция и вес — свойства ве­ щества, неразрывно связанные друг с дру­ гом: тело, обладающее большой инерцией, обладает и большим весом. Тесно связаны друг с другом поглощательная и отража­ тельная способность вещества: тело, в наи­ большей мере поглощающее электромагнит­ ное излучение, в то же время в максималь­ ной мере испускает его. Земля — не изолированное, одинокое не­ бесное тело. Вместе с обращающейся вокруг нее Луной она движется вокруг Солнца и вместе с другими планетами составляет солнечную систему небесных тел, объеди­ ненных друг с другом сложной цепью взаи­ мосвязей. То же происходит и в жизни общества. Каждая общественно-экономическая фор­ мация представляет собой не случайное, ме­ ханическое скопление отдельных явлений общественной жизни, а единое целое, в ко­ тором все явления взаимосвязаны и взаи­ мообусловлены. Установление этого — ве­ ликая заслуга марксизма. Как указывал В. И. Ленин. «...Маркс положил конец воз­ зрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно­ экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, уста­ новив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс». Диалектика исходит из того, что все пред­ меты, явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, причем каждое явление представляет собой единство составляющих его частей, свойств, сторон. Поэтому для того, чтобы познать любой предмет, необхо­ димо изучить его не только во всех сущест­ венных взаимоотношениях с окружающими явлениями, но также во взаимосвязи, взаи­ мозависимости всех его сторон. Марксистская диалектика не останавли­ вается на утверждении взаимозависимости явлений мира, а идет дальше и требует рас­ смотрения любого явления природы и обще­ ства ^ неразрывной связи с окружающими явлениями, составляющими условия их су­ ществования, ибо предметы и явления мо­ гут существовать не при любом случайном стечении обстоятельств, а при определен­ ных условиях. Каждое вещество, в зависимости от внеш­ них условий, — температуры и давления,— может находиться либо в газообразном, либо в жидком, либо в твердом состоянии. Переход из одного состояния в другое зависит от внешних условий. Мичуринская биология подтверждает, что условия жизни растений и животных— это вполне определенная для каждого вида жи­ вых существ совокупность факторов внеш­ ней среды, соответствующая потребностям данных организмов, и изменение условий существования оказывает преобразующее влияние на развитие организмов. Мичурин­ ская агробиология в понятие «условия вы­ сокого урожая» включает большой ком­ плекс факторов: вода, элементы пищи рас­ тения, свет, тепло, причем высокий урожай получается только при наличии всех этих факторов. Бессмыслицей являются утверждения менделистов-мпрганиетпв о независимости свойств наследственности и развития расте­ ний и животных от условий внешней сре­ ды. Их рассуждения о наследственном ве­ ществе, которое якобы не находится ни в какой зависимости от живого тела и усло­ вий жизни, — это метафизика, переплета­ ющаяся с идеализмом, с мистикой, с верой в сверхъестественные силы. Условия материальной жизни общества географическая среда, рост народонаселения и способ производства материальных благ— образуют не случайный конгломерат явле ний. а определенную систему. Условия — это такая относительно устойчивая совокупность явлений, без ко­ торых данное явление не может ни возник­ нуть, ни существовать. мерно преобразовывать природу растений и животных в желаемом направлении, Причиной изменения того или иного об щественяого строя, политических учрежде­ ний, общественных идей, политических взглядов является изменение способа про­ изводства. Противоречие между обществен ным характером производства и частнособ­ ственнической формой присвоения продук­ тов производства — причина анархии I кризисов, потрясающих хозяйство напита диетических государств. Напротив, полное соответствие производственных отношений характеру производительных сил в социа­ листическом обществе — причина того, что у нас нет ни экономических кризисов, ни разрушения производительных сил, свой­ ственных капитализму. Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее форма причинных отношений. Так, при выяснении причинных отношений в развитии организмов приходится выяснять взаимодействие частей организма, организ­ мов друг с другом, организмов со средой и т. д. Ещв более сложно установление при- живого организма. Это дает возможность ! чинных связей при изучении общественной мйчуринцам воздействовать на наследствен вне свойства живых организмов и илано- жизни. Трудность выяснения причины того или иного явления состоит в том, что в дей­ ствительности предметы, явления даны не в единичной связи, не в виде отдельного изолированного причинного ряда, а всегда в совокупности фактов, иногда сложней­ шим образом переплетающихся друг с дру­ гом. Еак указывает Энгельс, во всеобщей свя­ зи явлений «причины и следствия постоян­ но меняются местами; то, что здесь или те­ перь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот». Следст­ вие пюедыдущего явления становится при­ чиной последующего явления, а то, что является причиной последующего явления, само является следствием предыдущего Взаимодействие причин и следствие имеют место и в общественном развитии Всякий базис порождает соответствующую ему надстройку. В свою очередь надстрой­ ка, как указывает товарищ Сталин, «ста­ новится величайшей активной силой, активно содействует своему базису офор­ миться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доко­ нать и ликвидировать старый базис и ста­ рые классы». Как установить причину явления в сложной цепи взаимосвязанных явлений? Эмпирическое наблюдение может уловить связь между явлениями, например, между молнией и громом, цветком и плодом, солн­ цем и теплом. Но одного эмпирического на­ блюдения недостаточно для того, чтобы установить, на кайом основании возникает такая связь, и тем более предсказать, будет ли повторяться такая связь. Марксистский диалектический метод тре-. бует различать причинную связь явлений от простого сосуществования или следова­ ния двух явлений друг за другом, хотя бы * Существенная связь явлений, проистека­ ющая не из случайных, внешних обстоя­ тельств, а из коренных особенностей, из внутренней структуры самих явлений, на­ зывается законом. Ленин учит, что «...По­ нятие закона есть ОДНА из ступеней поз­ нания человеком единства и связи, взаи­ мозависимости и цельности мирового про­ цесса». Если рассматривать явления изолирован­ но друг от друга, то раскрыть закон, кото­ рому они подчиняются, будет невозможно, потому что закон имеет дело не с единич­ ным, а с массовидным в явлениях. Закон выражает то общее, что связывает явления. Например, закон свободного падения /ел, открытый Галилеем, устанавливает связь между расстоянием, пройденным падающим телом, и временем. В зависимости от того, распространяется ли тот или иной закон на все явления при­ роды или общества или только на опреде­ ленную группу, область их, различают об­ щие и частные законы. Примером всеоб­ щего закона является рассматриваемая нами взаимозависимость и взаимообуслов­ ленность явлений. Всеобщим законом при­ роды является закон сохранения и превра­ щения энергии, согласно которому любая форма движения при определенных для каждого отдельного случая условиях, прямо или косвенно, но с необходимостью превра­ щается в любую другую форму движения. Примером общего закона, присущего всем без исключения социально-экономическим формациям, является закон об определяю­ щей роли условий материальной жизни об­ щества в его развитии. Примерами частных законов природы являются закон есте­ ственного отбора в органической природе, закон стадийности развития растений и т. п. Каждый частный закон имеет общее значе­ ние для определенной области явлений. На­ пример, периодический закон Менделеева является общехимическим и общефизиче­ ским законом, закон естественного отбора— общебиологпческим законом и т. д. Одними из частных законов общественной жизни являются законы классовой борьбы, — они присущи только таким общественно-эконо­ мическим формациям, в которых есть анта­ гонистические классы. Пользуясь марксистским диалектическим методом, умело применив положение И. В. Сталина о том, что все зависит от условий, места и времени, академик Т. Д. Лысенко установил экспериментально, что признаки, свойства, особенности, склон­ ности растений.возникают и развиваются только в своих условиях внешней среды ♦ Закономерность представляет собой необ­ ходимую связь явлений, которая при на-, личии определенных условий не может не наступить. Необходимость противополож­ на случайности. Случайные явления — это такие явления, которые не входят в цепь данной закономерности, не вытекают с внутренней необходимостью, неизбежно из данных условий, из данной связи явлений. Случайные явления — это такие явления, которые в данной связи явлений могут быть, а могут и не быть или происходить иначе. Случайность тоже обусловлена, имеет свои причины, но она относится не к глав­ ной, внутренней, существенной связи яв­ лений, а к внешней, побочной связи их. Поэтому случайные явления для данной связи явлений и не являются необходимы­ ми. Они не типичны для данного процесса. Случайная связь выступает в данном про­ цессе как второстепенная. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость может осу­ ществиться без данной случайности, но она не может осуществиться без случайностей вообще. Случайности влияют на развитие явлений, вызывают некоторые отклонения от основного пути развития процесса. Од­ нако наличие случайностей, вызывающих и устойчивого, повторяющегося. Причин­ ная связь состоит в том, что одно из явле­ ний с необходимостью порождает другое. Отношения причин и следствий (дей­ ствий) проявляются в сложных и много­ образных сочетаниях. Бывает, что одно и то же действие может вызываться не одной единственной, а множеством причин. На­ пример, некоторое небольшое удлинение те­ ла может быть следствием наложения на не­ го внешней механической нагрузки (дефор­ мация), нагревания, воздействия на него электрического поля. Одно и то же явле­ ние может быть результатом взаимодей­ ствия многих причин. Совместно действую­ щие причины могут сочетаться различным образом и видоизменять следствие. Чтобы разобраться в отношениях, скла­ дывающихся при взаимном переплетении различных рядов явлений, необходимо уста­ новить главную причину. Умение выделить главную причину имеет большое значение в практической деятель­ ности. Ленин, критикуя проект программы с.-д. партии, написанный Плехановым, ука­ зывал, что Плеханов не указал основной, коренной причины кризисов — частное присвоение при общественном характере производства. Диалектико-материалистическое' учение о причинной зависимости служит теорети­ ческой основой для всех наук в исследова­ нии многообразных форм связи явлений. Подчеркивая необходимость выделения определяющих, главных связей, материали­ стическая диалектика вооружает науку, дает ей уверенность в возможность рас­ крыть в явлениях главное, существенное, помогает раскрыть закономерности развития природы и общества. ♦ * и при своих факторах воздействия, что в своем развитии каждое, растение проходит ряд качественно различных и связанных между собой стадий. Открыв и обосновав законы стадийного развития растении, Т. Д. Лысенко опроверг метафизический взгляд на живые существа и их признаки и свой­ ства как на случайные явления, возника­ ющие и развивающиеся «самопроизвольно», вне зависимости от условий жизни, т. е. по существу беспричинно. Законы природы и общества являются законами историческими в том смысле, что на различных ступенях развития природы, в различных условиях они проявляются по-разному. Метафизики считают все законы природы вечными, абсолютными, неизменными, раз и навсегда данными, и распространяют дей­ ствие одних и тех же законов на все явле­ ния природы вне зависимости от условий, места и времени. А между тем каждый за­ кон действует лишь во вполне опреде­ ленных условиях. Согласно закону Войля- Мариотта, объем газа обратно пропорцио­ нален давлению: если увеличить давление вдвое, втрое и т. д., то и объем газа умень­ шится в 2, 3 и т. д. раза. Но это справед­ ливо только при том условии, что газ доста­ точно сильно разрежен и находится при не­ изменной температуре, превышающей так называемую критическую. Если же газ на­ грет ниже критической температуры и уп­ лотнен, то при сильных сжатиях закон Бой- лЯ- Мариотта уже не будет правильным. Метафизика отрывает закон от явлений и от тех условий, которые необходимы для его проявления, рассматривает закон как самостоятельную сущность, стоящую вне явлений, над явлениями и независимо от окружающих условий. Буржуазные ученые- метафизики произвольно распространяют действие биологических законов на чело­ веческое общество с целью дезориентации научного познания и затемнения сознания трудящихся. Буржуазные идеологи с той же целью измышляют несуществующие «законы» вроде пресловутого «закона» народонаселения Мальтуса, «законов» на­ следственности Менделя, «закона» убыва ющего плодородия почвы и т. п. В противоположность метафизике мар­ ксистская диалектика рассматривает зако­ ны в их неразрывной связи с соответству ющими явлениями и с теми условиями, без которых данный закон не может проявить свое действие. Поэтому только диалектиче­ ский метод служит верным руководством для познания явлений природы и общества. * * не о бессилии законов, а о сложности их проявления. Случайности есть и в развитии обще­ ственной жизни, и марксизм не отрицает их роли. «История имела бы очень мистиче ский характер, — указывает К. Маркс, — если бы «случайности» не играли никакой, роли. Эти случайности входят, конечно, са­ ми составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь с другими случайностя­ ми. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения». Наука и практика знают немало приме­ ров превращения случайности в необхо­ димость и, наоборот, необходимости в слу­ чайность. То, что в природе происходит слу­ чайно, может в результате сознательной деятельности людей стать закономерным. Зная особенности наследственности орга­ низма, можно путем изменения условий в тот или иной момент развития организма ее изменить. Так, мичуринцы создают но­ вые сорта растений и породы животных. Случайности объективно существуют, их нельзя отрицать. Но в природе и в обще­ стве господствуют не случайные, а необхо- на проникнуть в сущность явлений, ра­ скрыть за второстепенными, неустойчивы­ ми связями основные, постоянные, уста­ новить закон явлений. Именно изучение закономерных связей, определяющих дан­ ный процесс, стужит предпосылкой плодо­ творной практической деятельности. Раскрывая объективную необходимость явлений, наука дает практике ясную пер­ спективу, силу ориентировки, вооружает уверенностью в достижении практических целей. Напротив, установка на чистую случайность враждебна подлинной науке, обрекает практику на , бесплодное ожида­ ние, ликвидирует всякую возможность планомерной работы, возможность научного предвидения. Вот почему наука — враг случайностей. . Научное решение практических задач строительства коммунизма возможно на основе глубокого познания закономерностей природы и общества. Плановое хозяйство в СССР основано на познанных закономер­ ностях социалистической экономики. По­ становления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитньйс лесонасаж­ дений, внедрения травопольных севооборо­ тов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых уро­ жаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР», о строительстве гигантских гидроэлектростанций и каналов указывают путь к полной и окончательной победе над засухой в степных и лесостеп­ ных районах Европейской части СССР. Еще.в 1924 г. И. В. Сталин писал: «Мы решили... сделать всё возможное для того, чтобы застраховать себя в будущем от слу­ чайностей засухи... поднять сельское хо­ зяйство на высшую ступень и застрахо­ вать нашу страну от .случайностей погоды навсегда». Великий русский ученый Д. И. Менде­ леев изгнал случайность из науки о хими­ ческих элементах. До Менделеева открытие новых элементов было делом счастливого Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений — это закон природы и человече­ ского общества. Как бы ни отличались друг от друга явления природы, каждое из них находится в зависимости от других явле­ ний. Эта черта диалектического метода вскрывает свойство, общее всем предметам и явлениям, и тем самым утверждает един­ ство мира. Вот почему это одна из важней­ ших черт понимания мира в целом, под­ линно научного мировоззрения* Распространение положений диалектиче­ ского метода о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений на изучение общественной жизни, на историю общества, на практическую деятельность партии про­ летариата имеет громадное значение. «Если нет в мире изолированных явле­ ний,— говорит Й. В. Сталин,— если все явления связаны между собой и обусловли­ вают друг друга, то лоно, что каждый общественный строй и каждое обществен­ ное движение в истории надо расценивать не с точки зрения «вечной справедли­ вости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а случая. Не зная закономерности, нельзя было решить, существуют ли какие-нибудь еще не открытые элементы или нет, каки­ ми они обладают свойствами, где и как их искать. Открытие Менделеевым периодиче­ ского закона создало совершенно иное положение. Необходимость, выраженная в этом законе природы и связывающая все химические элементы в единую систему, позволила указать, какие элементы еще не известны, каковы свойства этих еще не­ известных элементов и как их искать. Пе­ риодический закон химических элементов создал прочные основы для планомерной, целесообразно направленной научнп-ппяк- тической деятельности в области хими». Из положения о том, что наука — враг случайностей, нельзя делать вывод, будто наука отрицает объективное существова­ ние случайностей. Метафизический метод мышления не способен понять необходи­ мость и случайность в их противоречивом единстве. Одни метафизики признают толь­ ко необходимость и полностью отрицают случайность, отбждествляя ее с беспричин­ ностью, другие метафизики отрицают необ­ ходимость, признают только случайность, и те и другие неизбежно приходят к отри­ цанию закономерности, к идеализму. Рус­ ские народники, будучи метафизиками, не могли отличить в сложном клубке обще­ ственных явлений главное от второстепен­ ного, не умели выделить основные сущест­ венные связи, лежащие в основе обще­ ственной жизни. Хватаясь за несуществен­ ное, второстепенное, не понимая, что спо­ соб производства является решающим Фак­ тором в развитии общественной жизни, народники рассматривали историю как хаос случайностей. Те метафизики, которые утверждают, что ничего случайного нет, что есть только чистая необходимость, неизбежно приходят к фаталистическим и мистическим выводам. Отрицая случайность, это направление метафизики низводит объективную законо­ мерность до уровня случайностей. чу, разрешение которой является централь­ ным пунктом и проведение которой обес­ печивает успешное разрешение осталь­ ных очередных задач». История ВКН(б) есть марксизм-ленинизм в действии. Большевистская партия умело пользуется марксистской диалектикой и выдвигает перед трудящимися именно те задачи, решение которых обеспечивает победу в их борьбе против капитализма, за социализм и коммунизм. Товарищ И. В. Сталин показал, что от­ дельные формулы и выводы марксизма, соответствующие одним историческим ус­ ловиям и правильные для этих условий, могут не соответствовать новым истори­ ческим условиям и должны быть замене­ ны другими выводами. Например, Энгельс, имея в виду победу социализма во всех странах, сформулировал положение о том, что после победы социализма государство должно отмереть. На этом основании начет­ чики и талмудисты после победы социа­ лизма в нашей стране стали требовать роспуска государственных органов, отказа от постоянной армии. И. В. Сталин, учи- с точки зрения тех условий, которые поро- тьгвая всю совокупность условий мировой единственно ис* оричеокий подход. Без такого отклонения в развитии, свидетельствуют \ димые, существенные связи. Наука призва- дили этот строй и это общественное дви­ жение и с которыми они связаны». Рассмотрение явлений природы и обще­ ства, как находящихся во взаимной связи и взаимной обусловленности, обеспечивает научный подход к ним — историче­ ского подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитие на­ уки об истории, ибо только такой подход избавляет историческую науку от превра­ щения ее в хаос случайностей и в груду нелепейших ошибок . Буржуазные историки рассматривают общественную жизнь как скопление слу­ чайностей. Только 'марксизм установил и доказал, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни, как и явлений природы, представ­ ляют собой закономерность развития. Ис­ тория, отмечает Й. В. Сталин, «не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости». Свое стратегическое и тактическое руко­ водство большевистская партия основывает на строго научном понимании объективных закономерностей общественной жизни, на изучении особенностей каждого данного момента в развитии борьбы трудящихся за социализм и коммунизм. Задачи, выдвигаемые коммунистической партией перед трудящимися, ее лозунги, призывы всегда имеют своей теоретиче­ ской основой рассмотрение явлений в их закономерной связи с условиями, местом и временем. Нужно учитывать все обстоя­ тельства дела и уметь выбрать время и ме­ сто для того, чтобы сосредоточить огонь на решающем фронте, где скорее всего можно добиться максимальных результатов. Требование учитывать конкретные усло­ вия, место и время и сосредоточивать главное внимание и силы на основном зве­ не в цепй исторических событий состав­ ляет одну из самых характерных особенно­ стей стратегии и тактики партии Ленина— Сталина, политики Советского государства. Ленинизм учит, что на каждом историче­ ском этапе нужно найти в цепи стоящих перед работам классом задач то особое звено, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. «Дело идёт о том, — учит И. В. Сталин, — чтобы выделить из ряда задач, стоящих перед партией, ту именно очередную зада- обстановки в наше время, пришел к выво­ ду, что при наличии капиталистического окружения страна социализма должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое го­ сударство, чтобы не быть разгромленной капиталистическим окружением. Обе эти формулы правильны, но не аб­ солютно, не безусловно, а каждая для сво­ его времени: формула И. В. Сталина — для периода црбеды социализма в одной или нескольких странах, а формула Энгель­ са— для периода, когда социализм побе­ дит в большинстве стран. Метафизики, начетчики игнорируют творческий характер марксизма. «Начёт­ чики и талмудисты, — указывает товарищ Сталин, — рассматривают марксизм, от­ дельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» не изменяются, несмотря на изменение ус­ ловий развития общества. Они думают, что если они заучат наизусть эти выво­ ды и формулы и начнут их цитировать вкривь и вкось, то они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчёте, что за­ ученные выводы и формулы пригодятся им для всех времён и стран, для всех слу­ чаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву мар­ ксизма, но не видят его существа, заучи­ вают тексты выводов и формул марксиз­ ма, но не понимают их содержания». И. В. Сталин учит, что марксизм как! наука не может стоять на одном месте,— од развивается, совершенствуется, обога­ щается новым опытом, новыми знаниями. Отдельные его формулы и выводы не мо­ гут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми формулами и выводамй, соответствующими новым исто­ рическим задачам. «Марксизм не призна­ ёт неизменных выводов и формул, обяза­ тельных для всех эпох и периодов. Мар­ ксизм является врагом всякого догматизма». Диалектический материализм, как ми­ ровоззрение коммунистической партии, как метод познания, играет огромную роль в успешном развитии советского об­ щества. Сознательное применение мар­ ксистского диалектического метода откры­ вает необозримые перспективы для разви­ тия науки и преобразования мира. Марксистский диалектический метод .яв­ ляется могучим идейным оружием в борьбе советского народа за торжество коммунизма. И. КУЗНЕЦОВ, кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz