Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

В тесном содружестве в поход за высокий урожай! Т Р А К Т О Р И С Т Ы Б Р И Г А Д Ы № 12 Е В Д А К О В С К О И М Т С И К О Л Х О З Н И К И П О Л Е В О Д Ч Е С К О Й Б Р И Г А Д Ы № 3 С Е Л Ь Х О З А Р Т Е Л И им. Т И М И Р Я З Е В А О Б С У Ж Д А Ю Т П Л А Н П Р Е Д С Т О Я Щ И Х В Е С Е Н Н И Х П О Л Е В Ы Х Р А Б О Т Все ярче светит солнце. Чернеют до­ роги, освобождаются от снега поля. Бли­ зится горячая пора посевных работ. В эти дни в третьей полеводческой брига­ де колхоза им. Тимирязева, Евдаковского района, особенно оживленно. Колхозники еще раз придирчиво осматривают отремон­ тированный инвентарь, проверяют сбрую и хода, тщательно перелопачивают семена... Ш — в поде! ада на весь район славится своим щым коллективом, высокой ДИСЦИП­ ЛИНОЙ труда, строгим выполнением агро­ технических мероприятий. В прошлом году она в основном выполнила взятые на себя социалистические обязательства. Урожай / зерновых культур в среднем по бригаде составил 15,1 центнера с гектара. Причем, озимой пшеницы с площади 66 гектаров было собрано по 23,7 центнера с гектара, а сахарной свеклы— по 210 центнеров. И в том, что колхозники вырастили неплохой урожай зерновых и технических культур, во многом есть заслуга механи­ заторов Евдаковской МТС. Третью поле- г водческую бригаду обслуживает трактор­ ная бригада X» 12, которой руководит Ни­ колай Жиличев. Нельзя сказать, чтобы он?, являлась самой лучшей в МТС. Нет, ее от носят здесь к числу «средних». Но у ме­ ханизаторов бригады Николая Жиличева есть хорошая черта — неуклонно итти вперед, измерять свою работу не по коли­ честву гектаров мягкой пахоты, а по ито­ гам урожая. Вот и в нынешнем году они настойчиво стремятся к тому, чтобы со­ брать высокий урожай. Серьезная задача! Успешно решить ее можно только в тесном боевом содружестве с колхозниками, единым крепким коллек­ тивом. Вот почему, когда было внесено предложение провести накануне сева сов­ местное совещание тракторной и полевод­ ческой бригад по обсуждению плана пред­ стоящих полевых работ, это предложе­ ние было горячо одобрено как механизато­ рами, так и колхозниками. С докладом выступил бригадир полевод­ ческой бригады коммунист Григорий Алек­ сандрович Козинцев. Он сказал: — К весеннему севу мы полностью под­ готовились. Члены бригады ознакомлены с тем, кто и что будет делать. К полевым работам приступим по мере подсыхания почвы, выборочным путем. Весенний сев на площади 248 тектаров проведем в са- / мые сжатые сроки и на высоком агротех- ц ническом уровне. В частности, сев ранних зерновых и технических культур наме­ чаем закончить в четыре рабочих дня, а поздних культур — в три дня. Значитель­ ную часть площади яровой пшеницы по­ сеем перекрестным способом. Большое вни­ мание будет уделено подготовке посевного материала. Все семена мы протравим хи­ мическими препаратами. Кроме того, 35 центнеров семян будет яровизировано и 107 центнеров — подвергнуто воздушно­ тепловому обогреву. Обеспечим надлежа­ щий уход за посевами озимых культур. Как только сойдет снег, их подкормим мест­ ными и минеральными удобрениями. Боро­ нование озимых на площади 101 гектар проведем в два рабочих дня. Обеспечим и дальнейший уход за посевами. С этой целью прополем все зерновые культуры не менее двух раз, а технические — три раза. Голос с места: — Какой урожай думаете взять? , Козинцев: — Скажу и об этом. Ведь борьба за урожай — главное для всех нас. Обсудив детально вопрос совместно с меха­ низаторами и тщательно взвесив имеющие­ ся возможности, обязуемся получить по бригаде средний урожай с одного гектара зерновых и бобовых культур не менее 20 центнеров. В том числе: озимой пшени­ ц ы — 25 центнеров, озимой р ж и— 16 центнеров, яровой пшеницы — 20 центне­ ров, подсолнечника — 18 центнеров, са­ харной свеклы — 300 центнеров, карто­ феля— 180 центнеров. Голос с места: — А трактористы не за­ поздают с работами, как в прошлом году? Козинцев: — Об этом сейчас расскажет ^бригадир тракторной бригады № 12 Ни­ колай Иванович Жиличев. Жиличев: — Здесь справедливо подмети­ ли, что в прошлом году мы затянули по­ левые работы. Ранние зерновые культуры сеяли больше недели. Почему так произо­ шло? Прежде всего потому, что в колхозе была весновспашка. Затем — по часовому графику у нас работало только два трак­ тора, да и то не всегда. Стахановских маршрутов мы не имели. Все это приводи­ ло к большим холостым переездам, непро­ изводительному использованию машин. Нынче мы по-другому будем строить свою работу. Все тракторы с первых же дней переводим на часовой график. Чтобы более разумно использовать машины, мы совмест­ но с правлением колхоза и бригадиром третьей полеводческой бригады составили стахановские маршруты. Обслуживающий персонал уже выделен. Все прицепщики, возчики горючего, сторожа и другие кол­ хозники свои обязанности знают. Директор МТС Левин: — Познакомьте собравшихся, каких производственных по­ казателей вы решили добиться. Жиличев: — Могу. В отношении уро­ жайности бригадир полеводческой бригады уже сказал. Это и наше обязательство. Кро­ ме того, мы, механизаторы, обязуемся вы­ работать на каждый условный трактор по 900 гектаров мягкой пахоты. Для этого все машины будут работать в две смены, и каждый тракторист дал слово перевыпол­ нять нормы при отличном качестве. Обя­ зуемся содержать тракторы и сельхозма­ шины в образцовом порядке и с этой целью взяли их на социалистическую сохран­ ность. Решили удлинить межремонтные сроки на 100 гектаров по каждому трак­ тору и два дня в месяц работать на сэко­ номленном топливе. Снизим себестоимость тракторных работ по три рубля на гектар и сэкономим не менее 5 процентов средств, отпускаемых на ремонт и техуход. Выпол­ ним договорные обязательства с колхозом не только по полевым работам, но и заго­ товке кормов, механизации животноводче­ ских ферм и другим видам работ. В ны­ нешнем году наша тракторная бригада впервые переходит на хозрасчет. ... Внимательно слушали собравшиеся бригадиров. Было задано много вопросов. Люди интересовались буквально всем: как будут подвозиться семена в поле (в прош­ лом году допускались перебои); собирается ли правление открыть детские ясли (а то опять некоторым колхозницам придется сидеть дома); как и где будут готовить пи­ щу трактористам (надо, чтобы обеды были горячие и вкусные); будут ли завозиться в поле товары первой необходимости (нель­ зя же за пачкой махорки ходить в сосед­ ний населенный пункт). На вопросы обсто­ ятельно отвечали и руководители бригад, и председатель колхоза т. Богатырев. План предстоящих полевых работ обсуж­ дался тщательно, разносторонне. В своих выступлениях колхозники, механизаторы, специалисты сельского хозяйства внесли немало существенных поправок, подсказа­ ли, как лучше организовать сев. — Трактористы дали слово работать в две смены, не менее двадцати часов в сут­ ки. Значит имеется в виду, что пахота будет производиться в ночное время? А полностью ли готовы мы к этому? Нет, не совсем. Тракторы, хотя и давно находятся в колхозе, но до сих пор не оборудованы электроосвещением. А ведь сделать это не­ трудно — фары есть, лампочки и провод­ ка — тоже. Надо только взяться за дело немедленно, чтобы не пришлось потом во­ зиться в борозде, — заявил тракторист Ми­ хаил Алексеев. Его поддержал тракторист Петр Гайкалов. — Недостаточно продуман у нас вопрос о сохранности горючего, о его экономип, — сказал он. — Начали строить полупод­ вал — забросили. Если не будет он во-вре. мя достроен, значит опять, как и в прошлом году, бочки с керосином и ли­ гроином придется оставлять под открытым небом. Со всей остротой был поставлен на со­ вещании вопрос о семенах. Агроном т. Во­ допьянова отметила, что семена еще не полностью готовы к севу. Колхозница Мария Краснобородько, рабо­ тающая уже несколько лет подряд на трак­ торной сеялке, критиковала правление кол­ хоза за то, что в прошлом году наблюда­ лись перебои с доставкой семян в поле. Выступивший вслед за ней председатель колхоза т. Богатырев ознакомил присут­ ствующих с тем, как будет поставлено дело. С интересом было выслушано выступле­ ние участкового агронома Марии Шевцо­ вой. На опыте ряда лет она показала, как важно во-время и на высоком агротехни­ ческом уровне проводить все полевые ра­ боты, какое это имеет большое значение для получения высокого урожая. В заклю­ чение т. Шевцова сказала: — В прошлом году в нашем колхозе не было настоящего содружества между меха­ низаторами и колхозниками. Как правило, бригады работали обособленно, что подчас приводило к нарушению агротехнических требований. И отрадно видеть теперь, когда тракторная и полеводческая бригады в тес­ ном содружестве берутся за дело. Итоги совещания подвел директор ма­ шинно-тракторной станции т. Левин. — На первый взгляд кажется, — за­ явил он, — что полеводческая и трак­ торная бригады в основном готовы к пред­ стоящему севу. Колхозники успешно вы­ полнили план зимних агротехнических ме­ роприятий. Отремонтирован инвентарь и закреплен за колхозниками. Лошади и во­ лы находятся на усиленном кормлении. Приведены в порядок тракторы и другие машины. Трактористы опытные, имеют многолетний стаж работы. Но, как показа­ ло сегодняшнее совещание, еще многое не доработано. Дело за устранением тех серь­ езных недостатков, о которых шла речь. * * * Такие совещания сейчас проходят и в других тракторных и полеводческих брига­ дах района. Они способствуют большевист­ скому завершению подготовки к весне, дают возможность механизаторам и колхоз­ никам во всеоружии встретить сев. Г. ЛАНКИН, инженер областного Управления сельского хозяйства. А. СЕМУШИН, спец. корр. «Коммуны». Коллектив завода «Электросигнал» уде­ ляет большое внимание благоустройству заводской территории. Летом производст­ венные корпуса утопают в зелени деревь­ ев и цветов. Уже сейчас в теплицах за­ вода развернулась деятельная подготовка к весне. Производится посев цветочной рассады и черенкование хризантем. Ру­ ководит озеленением заводского двора опытный садовод коммунист М. Медведев. Н а сним ке: М . М едведев за работой в теп­ лице. Фото Т. Копелиович. Конференция по языкознанию Кафедра русского языка Воронежского государственного университета совместно с кафедрой иностранных языков провела не­ давно конференцию по языкознанию. В работе конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты ис­ торико-филологического и других факуль­ тетов. Старший преподаватель В. Г. Жура­ вель сделал доклад «Сравнительно-истори­ ческий метод в языкознании в свете трудов И. В. Сталина». Вопросу изучения основ­ ного словарного фонда и словарного соста­ ва языка после выхода в свет трудов И. В. Сталина по языкознанию посвятила свое выступление студентка 3-го курса истори­ ко-филологического факультета Ц. Коржова. В работе конференции приняли участие также доцент В. И. Собинникова, старший преподаватель 0. В. Дыбовская, аспиранты Т. Жарких, И. Торопцев, 3. Попова. К Р А С Н Ы Й У Г О Л О К П У Т Е Й Ц Е В При Отрожской дистанции пути обору­ дован красный уголок. На стенах по­ мещения — лозунги, плакаты, карты вели­ ких строек коммунизма. Библиотечка красного уголка насчиты­ вает более 250 экземпляров общественно- политической, художественной и техниче­ ской литературы. Ее читателями являются дорожные мастера тт. Зверев, Сотников, ре­ монтные рабочие тт. Веревкина, Коробки- на, счетовод т. Симоненко и многие другие. В течение двух последних месяцев в красном уголке прочитано 11 лекций на темы: «О международном положении», «Железная дисциплина — основа безава­ рийной работы железнодорожного транс­ порта», «О великих стройках коммуниз­ ма», «Передовые методы труда в путевом хозяйстве» и многие другие. Их читали се­ кретарь райкома партии т. Акамсин, на­ чальник политотдела т. Дедович, началь­ ник дистанции пути т. Тюрин и другие. Путейцы просмотрели в красном уголке несколько кинокартин, в том числе «По­ весть о настоящем человеке», «Большой концерт», «Кубанские казаки». Ф Е Л Ь Е Т О Н Солянин и другие История, о которой нам предстоит пове­ дать, длится вот уже несколько лет I приняла, к сожалению, слишком затяжной характер. Ее участники давно уже свык­ лись со своим положением хапуг, рвачей и обманщиков государства. Правда, некото­ рые из них действуют открыто и нагло, другие потихоньку, вкрадчиво. Словом, «подрабатывают», как говорится, ино лё­ том, ино скоком, а ино ползком. Свою бурную деятельность на воронеж­ ском заводе им. Калинина главный инже­ нер И. И. Солянин решил ознаменовать строительством персонального терема. Ре­ шено — сделано. Быстро были приведены в движение заводские материальные ресур­ сы, закипела, как в сказке, работа, и на создание семейного очага Павла Ивановича было ухлопано ни много, ни мало сто тысяч рублей. Столь важная деталь в слу­ жебных успехах главного инжецера не ос­ талась незамеченной: пришлось правдами и неправдами выкручиваться. И он выкру­ тился. И по сей день в позе гордого побе­ дителя посматривает на окружающее из-за непроницаемых стен своей усадьбы. Сошло с домом, и Павел Иванович вновь приободрился, вновь набрался храбрости и вкупе с бывшим директором завода т. Гон­ чаренко премировал себя за усилия и ме­ роприятия по экономии электроэнергии. Солянину было указано на незаконность получения премии. Приказано возвратить деньги. Но десять тысяч не десять рублей. И опять Солянин выкрутился. А дальше все пошло, как по пословице: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок». И Солянин начал собирать. Понадобилась для квартиры главного инженера мебель, и модельный цех завода переключился на изготовление добротного дубового буфета, тумбочек и прочей домашней утвари. И все это из заводских материалов, бесплатно. Захотелось ему иметь собственную жив­ ность, и сразу его беспокойный взор упал на заводское подсобное хозяйство. Там он приобретает поросят и оставляет для от­ корма. Пусть прибавляют в весе, а когда подрастут, округлятся, разжиреют, — по­ давай их на стол главного инженера! Дё­ шево и сердито, и главное — не связана с хлопотами. Не осталась без внимания Павла Ивано- впча и, так сказать, область новейшей техники. Он получает 3 700 рублей «за ра­ ционализаторские предложения», а вслед за этим раздает премии своим приятелям. Таков П. И. Солянин. А теперь посмот­ рим на других участников этой компании. Прежде всего нам хочется отметить заслуги начальника модельного цеха завода В. М. Моторина. Следуя по стопам своего шефа, он тоже воспылал любовью к строительно­ му делу. Есть у него одна квартира на Придаче, вторая — недалеко от Чернавско- го моста. Но Владимир Митрофанович край­ не недоволен наличным жилым фондом и сейчас усиленно нажимает на сооружение нового дома. Что ж, ничего не поделаешь— любит Моторин стройматериалы. Не без его ведома модельный цех превращался в мебельный, откуда отправлялись буфеты, столы, стулья Солянину и «иже с ним». Моторин не забывал и рационализацию с изобретательством. О его старании на этом поприще можно судить по такому факту: скопировав технологию производства, со­ ставленную старшим технологом т. Гайво- ронским, он выдал ее за свою и вскоре был отмечен Соляниным премией в 4000 рублей. Не менее пристрастился к государствен­ ным суммам и другой помощник Соляни- на— начальник бюро новой техники А. П. Молчанов. Как-то на одном из заводских собраний он хвастливо заявил: «Мы всех удивим внедрением новой техники». На поверку же оказывается, что Молча­ нов уже давно «удивляет» своей ловкостью и пронырливостью. Превратив бюро в свое, образную кормушку, он ухитряется выда­ вать за рационализаторские предложения то, что входит в круг его прямых служеб­ ных обязанностей. Но являясь автором предложения по исправлению бракованных станин, Молчанов с согласия Солянина удостоил себя премией в четыре тысячи рублей. А всего за четыре года сей рети­ вый изобретатель получил в заводской кас­ се свыше двадцати тысяч. Вместе с Соля­ ниным он разрешил выдать модельщику Павлову вознаграждение в 1 000 рублей за изменение технологии отливки шабота мо­ лота, которые даже и не отливались на за­ воде. Мало того, этот «труд» Павлова был оплачен по высшей шкале. Надумал Молчанов внедрить в производ­ ство резцы системы Рожкова? Надумал. Внедрил? Нет. А деньги? Получены спол­ на. Предложил Строганов изменить состав футеровки плавильных ковшей? Предло­ жил. Предложение приняли? Приняли. Внедрили? Нет. А деньги? Выплачены. Однажды начальника отдела капитально­ го строительства Таможенникова осенила «гениальная» мысль: заменить торцово-ша­ шечный пол механического цеха на про­ стой досчатый. «Да ведь это же откры­ тие!» — умилился Молчанов. «Велико­ лепно! И как он только додумался...» — высказался Солянин. И вот за это, с по­ зволения сказать, «открытие» Таможеяни- кову выдают награду: 1 300 рублей! Так и живут себе Солянин и другие, за­ пуская лапу в государственный карман. И неплохо живут. Благо некоторые товарищи с завода и из Министерства станкостроения не утруждают себя проверкой их деятель­ ности. А Солянин и иже с ним, пользуясь этим, рассуждают про себя, примерно, так: «В огород летал, конопельку клевал, швыр­ нула бабушка камешком, да мимо...» Не пора ли прекратить эти рассуждения, а вместе с тем убрать и пышный букет ха­ пуг, буйно распустившийся на заводе. Ф. ВОЛОХОВ. К Н И Ж Н А Я ПОЛКА В м агазины О б л кн и го то р - га поступила следую щ ая л и ­ тер а ту р а: А. КУРОПАТКИН. Во­ просы экономики сельскохо­ зяйственного труда в СССР. Господ итиздат. 1952 г. С тр. 340. Ц е н а 5 руб. 25 коп. Е. КОЧЕТОВСКАЯ. На­ ционализация земли в СССР. Господ итиздат. 1952 г. С тр. 244. Ц ен а 4 руб. 20 коп. С. МАЦКЕВИЧ. Роль электрификации в развитии материально-технической ба­ зы сельского хозяйства СССР. Госполитиздат. 1952 г. С тр. 208. Ц е н а 3 руб. 70 коп. А. ПАНКРАТОВА. Вели­ кий русский народ. Госп о­ ли ти здат. 1952 г. С тр . 260. Ц е н а 5 руб. Н. С. МАРГОЛИН. Ба­ ланс денежных доходов и расходов населения. Го с­ политиздат. 1951 г. С тр. 140. Ц е н а 4 руб. И ЩЕДРИН (М. Е. САЛ­ ТЫКОВ). Пошехонская ста­ рина. Госл итизд ат. 1951 г. С тр. 544. Ц е н а 10 руб. ЕЗЕТХАН УРУЙМАГО- ВА. Навстречу жизни. И з ­ дательство «С оветский п и ­ сатель». 1951 г. С тр. 512. Ц е н а 11 руб. 25 коп. Ф. НАСЕДКИН. Большая семья. И зд атель ств о «С о­ ветский писатель». 1952 г. С тр. 494. Ц е н а 11 руб. И. ГОРЕЛИК. Повесть о сталинском лауреате. И з д а ­ тельство Ц К В Л К С М « М о ­ лодая гвардия». 1951 г. С тр . 184. Ц е н а 4 руб. 50 коп. САЙФИ КУДАШ. На­ встречу весне. И здательство «С оветский писатель». 1952 г. С тр. 240. Ц е н а 5 руб. 75 коп. Я. ТАЙЦ. Родник. Д е т - гиз. 1952 г. С тр . 184. Ц е н а б руб. 20 коп. XVII Первенство СССР по шахматам. И здательство «Ф и зкул ь ту р а и спорт». 1952 г. С тр. 316. Ц е н а 9 руб. '65 коп. П. Г. КАШУРО. Спор­ тивные игры. И здательство «Ф и зкул ь ту р а и спорт» 1952 г. С тр. 356. Ц е н а 8 руб. 90 коп. УЛУЧШАТЬ РАБОТУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Начальная школа является важнейшим звеном в системе народного просвещения, основой общего и политического образова- ; ния подрастающего поколения. В нашей области насчитывается свыше двух тысяч начальных школ: Осуществляя исторические решения партии и прави­ тельства по вопросам народного образова­ ния, они из года в год улучшают качество обучения и воспитания учащихся. .Труды товарища Сталина по вопросам языкознания произвели коренные измене­ ния в постановке преподавания русского языка в начальной школе. Многие учителя упорно работают над системой грамматиче­ ского разббра, над методикой усвоения ос­ новного словарного фонда. Учащиеся ряда начальных школ стали меньше делать оши­ бок в диктантах и сочинениях, правильно применять правила грамматики. Они нау­ чились правильно читать и рассказывать. Заметны также успехи в преподавании арифметики, биологии и географии. После V II пленума ЦК ВЛКСМ значитель­ но улучшилась пионерская работа. Учите­ ля стали глубже изучать её содержание и формы, лучше вести внеклассную работу. Можно привести много примеров, когда учителя начальных школ в течение ряда лет дают учащимся прочные и глубокие знания, не имеют второгодников. Так, учи­ тельница Бобровской средней школы К. Д. Жукова вот уже 13 лет не имеет второгод­ ников. Её питомцы получают хорошие зна­ ния и успешно учатся в последующих классах! Успехи т. Жуковой — результат щщменения глубоко продуманной системы воспитания детей, тесной взаимосвязи про­ цесса воспитания и обучения. К. Д. Жуко­ ва тщательно готовится к каждому уроку, использует методическую литературу, жур­ нальные и газетные статьи, неустанно по­ вышает свой идейно-политический уровень. Она внимательно изучает каждого школь­ ника, учитывает все его особенности. Инди­ видуальный подход, любовь к детям, педа­ гогический такт, знание дела позволяют ей добиваться высокой успеваемости. Некоторые учителя стараются объяснить свою неудовлетворительную работу слож­ ными условиями занятий одновременно с двумя или тремя классами. Опыт педагогического труда учительни­ цы Петровской средней школы Павловского района Е. Я. Нарежной показывает, что 'в малокомплектной школе можно также до­ биться полной успеваемости учащихся. Тов. Нарежная овладела сложным искусством планирования учебного материала по содер­ жанию и по времени, согласованности дей­ ствий учителя и учеников. Вместе с тем в учебно-воспитательной работе начальных школ есть ещё крупные недостатки, которые приводят к низкой ус­ певаемости и второгодничеству. Достаточно сказать, что в итоге весенних и осенних экзаменов истекшего 1950-51 учебного го­ да по 1 — 4-м классам оставалось на вто­ рой год 10 проц, учащихся. Более того, от­ дельные школы дали исключительно низ­ кую успеваемость. Например, в Петровской начальной школе Нижнедевицкого района успевают лишь 52 проц, учащихся (заве­ дующая т. Овчарова), в Парижско-Коммун- ской начальной школе Р.-Хавского района (заведующая школой т. Переселкова) не- успевает каждый четвертый ученик. Та­ кие примеры, к сожалению, не единичны. Очень низкой остается успеваемость и в текущем учебном году. За минувшие шесть месяцев неудовлетворительные оценки зна­ ний имели 12 проц, учащихся первых— четвертых классов. Очень велика неуспева­ емость по русскому языку и арифметике. Каковы причины неудовлетворительной работы многих начальных школ? Это, преж­ де всего, — низкое качество обучения де­ тей. Ряд учителей не ведёт подлинной борь­ бы за прочные знания учащихся, а отдель­ ные из них становятся на путь грубого оч­ ковтирательства. Как правило, такие учи­ теля не повышают своего идейно-полити­ ческого уровня и педагогической квалифи­ кации. Вследствие этого они плохо прово­ дят грамматический разбор, не уделяют внимания выработке у учащихся навыков срфографического письма, не ведут на уро­ ках словарной работы, не развивают у уче­ ников литературную, выразительную речь. При проверке письменных работ учащих­ ся некоторые учителя пропускают ошибки. Крайне мало внимания уделяется чтению, особенно внеклассному. Кстати, отдельные учителя сами недостаточно знакомы с дет­ ской художественной литературой. Неудовлетворительна ещё постановка преподавания арифметики. Многие учителя Грачевского, Абрамовского, Шаталовского, Б.-Карачанского районов методически не­ правильно строят уроки, плохо организуют устный счёт, не уделяют внимания запи­ сям в тетрадях и на доске, плохо использу­ ют имеющиеся наглядные пособия. Боль­ шую часть уроков они заняты проверкой домашних заданий, и поэтому для объясне­ ния нового материала у них не остается времени. Одновременно наблюдается пере­ грузка учащихся домашними заданиями. Медленно идет перестройка преподава­ ния естествознания в 1 — 4-х классах на основе учения Мичурина и Павлова. Про­ граммный материал по естествознанию в 4-х классах часто изучается в отрыве от практики социалистического сельского хо­ зяйства. Имеет место недооценка работы учащихся на пришкольных участках. 1 В отдельных начальных школах курс, истории СССР излагается неинтересно. Учащихся не приучают оценивать истори­ ческие факты, делать посильные вызоды. Часть учителей 4-х классов при изуче­ нии географии ограничивается только учеб-, никами, не использует газетный и журналь­ ный материал для ознакомления учащихся с достижениями советской науки, техники и культуры, не прибегает к работе с кар­ тами, диапозитивами, к экскурсиям. Во многих школах еще существует пре­ небрежительное отношение к урокам нения, рисования и физической культуры. Эти уроки часта заменяются уроками по другим предметам. Больше того, нередко учителя сами не знают музыки, отдельных песен, не знакомы с нотной грамотой, не владеют элементарными навыками рисования. За последнее время ослаблено внимание к вопросам воспитательной работы. «Прави­ ла для учащихся» часто заучиваются школьниками формально и не выполняют­ ся. Нередко руководители и учителя на­ чальных школ недооценивают роль детско­ го коллектива в борьбе за сознательную дисциплину и примерное поведение. На­ блюдается слабая связь школы с семьей, собрания родителей учащихся иногда про­ ходят на низком уровне. В работе с пионе­ рами также имеются крупные упущения. Следует отметить, что, несмотря на нали­ чие больших недостатков в работе началь­ ных школ, инспекторы Областного отдела народного образования и особенно районных отделов мало занимаются вопросами обуче­ ния и воспитания учащихся в 1— 4-х клас­ сах. Инспектирование носит зачастую по­ верхностный характер. Недооценивается работа в младших классах и руководителя­ ми средних и семилетних школ, а также райОНО. Совершенно недостаточна методи­ ческая помощь учителям начальных школ. Институт усовершенствования учителей и педучилища слабо обобщают и распростра­ няют лучший опыт педагогического труда. Какие же задачи стоят перед начальной школой в деле улучшения учебно-воспита­ тельной работы с детьми? Прежде всего отделы народного образова­ ния, руководители школ и учителя началь­ ных классов обязаны безусловно выполнять закон о всеобуче, всех принять в школу и не допускать отсева учащихся из школ. Нужно решительным образом улучшить преподавание русского языка в свете уче­ ния товарища Сталина по вопросам языко­ знания, в соответствии с учебной програм­ мой ознакомить учащихся с грамматическим строем языка, его законами, обеспечить продуманное и систематическое проведение упражнений по русскому языку (изложе­ ния, сочинения и т. д.). Необходимо шире проводить словарную работу на уроках, ча­ ще практиковать устный и письменный грамматический разбор, как одно из средств прочного овладения учащимися орфографи­ ей и пунктуацией. Учителя начальной школы должны уде­ лить больше внимания обучению калли­ графии, внимательнее проверять тетради учащихся и изучать обнаруженные ошиб­ ки, учить на примере этих ошибок. Лучше проводя уроки объяснительного чтения, учитель сможет привить детям навыки выразительного чтения, передачи прочитанного, заложить прочные основы высокой культуры речи у ребенка и обес­ печить тем самым развитие его мышления. Большое значение в начальной школе придаётся обучению счёту и решению за­ дач. В начальной школе приобретаются первоначальные арифметические знания и навыки. Именно она должна научить детей быстро и правильно производить различные вычисления, решать задачи, применять свои знания на практике. Очень важным средством патриотическо­ го воспитания учащихся являются уроки истории и географии. Программный мате­ риал по этим предметам раскрывает перед детьми богатство, мощь и красоту нашей Родины, показывает величие её вождей и силу советских людей, преимущества на­ шего социалистического строя. Долг учителей — на уроках географии научить школьников хорошо ориентиро­ ваться по карте Советского Союза, уметь чи­ тать её и дать им ясные представления о родной земле и её богатствах. На практических занятиях в классе, на пришкольных участках и экскурсиях не­ обходимо вооружать учащихся знаниями и навыками по сельскому хозяйству. В целях всестороннего развития лично­ сти ребенка следует улучшить преподава­ ние пения, рисования и физического воспи­ тания. Важным средством воспитания детей и одним из путей закрепления и углубления знаний является внеклассная работа. Вот почему необходимо больше уделить внима­ ния организации кружков: «умелые руки», хоровых и физкультурных, развитию худо­ жественной самодеятельности. Работники начальной школы должны глубоко изучить решения V II пленума ЦК ВЛКСМ, принимать непосредственное уча­ стие в деятельности пионерской организа­ ции, не подавляя её активности и самостоя­ тельности, оказывать всемерную помощь в проведении пионерских сборов и различных рнешкольных мероприятий. Задачи, поставленные перед начальной школой, могут быть успешно решены при условии решительного улучшения методи­ ческой работы .с учителями и обеспечения надлежащего контроля за их работой со стороны областного, районных, городских отделов народного образования. Наша советская школа, окруженная по­ стоянной заботой и вниманием партии, со­ ветского правительства, имеет все возмож­ ности в текущем 1951 — 52 учебном году резко повысить успеваемость учащихся и ликвидировать второгодничество. Широко используя^ метод большевистской критики и самокритики, проявляя нетерпи­ мость к недостаткам, постоянно развивая стремление к творческому росту, учителя начальных школ и все работники народно­ го образования должны направить все свои знания и усилия к тому, чтобы выполнить задачи, поставленные товарищем Сталиным перед советской школой. С. ВИНОКУРОВ, заведующий Областным отделом народного образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz