Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
В тесном содружестве в поход за высокий урожай! Т Р А К Т О Р И С Т Ы Б Р И Г А Д Ы № 12 Е В Д А К О В С К О И М Т С И К О Л Х О З Н И К И П О Л Е В О Д Ч Е С К О Й Б Р И Г А Д Ы № 3 С Е Л Ь Х О З А Р Т Е Л И им. Т И М И Р Я З Е В А О Б С У Ж Д А Ю Т П Л А Н П Р Е Д С Т О Я Щ И Х В Е С Е Н Н И Х П О Л Е В Ы Х Р А Б О Т Все ярче светит солнце. Чернеют до роги, освобождаются от снега поля. Бли зится горячая пора посевных работ. В эти дни в третьей полеводческой брига де колхоза им. Тимирязева, Евдаковского района, особенно оживленно. Колхозники еще раз придирчиво осматривают отремон тированный инвентарь, проверяют сбрую и хода, тщательно перелопачивают семена... Ш — в поде! ада на весь район славится своим щым коллективом, высокой ДИСЦИП ЛИНОЙ труда, строгим выполнением агро технических мероприятий. В прошлом году она в основном выполнила взятые на себя социалистические обязательства. Урожай / зерновых культур в среднем по бригаде составил 15,1 центнера с гектара. Причем, озимой пшеницы с площади 66 гектаров было собрано по 23,7 центнера с гектара, а сахарной свеклы— по 210 центнеров. И в том, что колхозники вырастили неплохой урожай зерновых и технических культур, во многом есть заслуга механи заторов Евдаковской МТС. Третью поле- г водческую бригаду обслуживает трактор ная бригада X» 12, которой руководит Ни колай Жиличев. Нельзя сказать, чтобы он?, являлась самой лучшей в МТС. Нет, ее от носят здесь к числу «средних». Но у ме ханизаторов бригады Николая Жиличева есть хорошая черта — неуклонно итти вперед, измерять свою работу не по коли честву гектаров мягкой пахоты, а по ито гам урожая. Вот и в нынешнем году они настойчиво стремятся к тому, чтобы со брать высокий урожай. Серьезная задача! Успешно решить ее можно только в тесном боевом содружестве с колхозниками, единым крепким коллек тивом. Вот почему, когда было внесено предложение провести накануне сева сов местное совещание тракторной и полевод ческой бригад по обсуждению плана пред стоящих полевых работ, это предложе ние было горячо одобрено как механизато рами, так и колхозниками. С докладом выступил бригадир полевод ческой бригады коммунист Григорий Алек сандрович Козинцев. Он сказал: — К весеннему севу мы полностью под готовились. Члены бригады ознакомлены с тем, кто и что будет делать. К полевым работам приступим по мере подсыхания почвы, выборочным путем. Весенний сев на площади 248 тектаров проведем в са- / мые сжатые сроки и на высоком агротех- ц ническом уровне. В частности, сев ранних зерновых и технических культур наме чаем закончить в четыре рабочих дня, а поздних культур — в три дня. Значитель ную часть площади яровой пшеницы по сеем перекрестным способом. Большое вни мание будет уделено подготовке посевного материала. Все семена мы протравим хи мическими препаратами. Кроме того, 35 центнеров семян будет яровизировано и 107 центнеров — подвергнуто воздушно тепловому обогреву. Обеспечим надлежа щий уход за посевами озимых культур. Как только сойдет снег, их подкормим мест ными и минеральными удобрениями. Боро нование озимых на площади 101 гектар проведем в два рабочих дня. Обеспечим и дальнейший уход за посевами. С этой целью прополем все зерновые культуры не менее двух раз, а технические — три раза. Голос с места: — Какой урожай думаете взять? , Козинцев: — Скажу и об этом. Ведь борьба за урожай — главное для всех нас. Обсудив детально вопрос совместно с меха низаторами и тщательно взвесив имеющие ся возможности, обязуемся получить по бригаде средний урожай с одного гектара зерновых и бобовых культур не менее 20 центнеров. В том числе: озимой пшени ц ы — 25 центнеров, озимой р ж и— 16 центнеров, яровой пшеницы — 20 центне ров, подсолнечника — 18 центнеров, са харной свеклы — 300 центнеров, карто феля— 180 центнеров. Голос с места: — А трактористы не за поздают с работами, как в прошлом году? Козинцев: — Об этом сейчас расскажет ^бригадир тракторной бригады № 12 Ни колай Иванович Жиличев. Жиличев: — Здесь справедливо подмети ли, что в прошлом году мы затянули по левые работы. Ранние зерновые культуры сеяли больше недели. Почему так произо шло? Прежде всего потому, что в колхозе была весновспашка. Затем — по часовому графику у нас работало только два трак тора, да и то не всегда. Стахановских маршрутов мы не имели. Все это приводи ло к большим холостым переездам, непро изводительному использованию машин. Нынче мы по-другому будем строить свою работу. Все тракторы с первых же дней переводим на часовой график. Чтобы более разумно использовать машины, мы совмест но с правлением колхоза и бригадиром третьей полеводческой бригады составили стахановские маршруты. Обслуживающий персонал уже выделен. Все прицепщики, возчики горючего, сторожа и другие кол хозники свои обязанности знают. Директор МТС Левин: — Познакомьте собравшихся, каких производственных по казателей вы решили добиться. Жиличев: — Могу. В отношении уро жайности бригадир полеводческой бригады уже сказал. Это и наше обязательство. Кро ме того, мы, механизаторы, обязуемся вы работать на каждый условный трактор по 900 гектаров мягкой пахоты. Для этого все машины будут работать в две смены, и каждый тракторист дал слово перевыпол нять нормы при отличном качестве. Обя зуемся содержать тракторы и сельхозма шины в образцовом порядке и с этой целью взяли их на социалистическую сохран ность. Решили удлинить межремонтные сроки на 100 гектаров по каждому трак тору и два дня в месяц работать на сэко номленном топливе. Снизим себестоимость тракторных работ по три рубля на гектар и сэкономим не менее 5 процентов средств, отпускаемых на ремонт и техуход. Выпол ним договорные обязательства с колхозом не только по полевым работам, но и заго товке кормов, механизации животноводче ских ферм и другим видам работ. В ны нешнем году наша тракторная бригада впервые переходит на хозрасчет. ... Внимательно слушали собравшиеся бригадиров. Было задано много вопросов. Люди интересовались буквально всем: как будут подвозиться семена в поле (в прош лом году допускались перебои); собирается ли правление открыть детские ясли (а то опять некоторым колхозницам придется сидеть дома); как и где будут готовить пи щу трактористам (надо, чтобы обеды были горячие и вкусные); будут ли завозиться в поле товары первой необходимости (нель зя же за пачкой махорки ходить в сосед ний населенный пункт). На вопросы обсто ятельно отвечали и руководители бригад, и председатель колхоза т. Богатырев. План предстоящих полевых работ обсуж дался тщательно, разносторонне. В своих выступлениях колхозники, механизаторы, специалисты сельского хозяйства внесли немало существенных поправок, подсказа ли, как лучше организовать сев. — Трактористы дали слово работать в две смены, не менее двадцати часов в сут ки. Значит имеется в виду, что пахота будет производиться в ночное время? А полностью ли готовы мы к этому? Нет, не совсем. Тракторы, хотя и давно находятся в колхозе, но до сих пор не оборудованы электроосвещением. А ведь сделать это не трудно — фары есть, лампочки и провод ка — тоже. Надо только взяться за дело немедленно, чтобы не пришлось потом во зиться в борозде, — заявил тракторист Ми хаил Алексеев. Его поддержал тракторист Петр Гайкалов. — Недостаточно продуман у нас вопрос о сохранности горючего, о его экономип, — сказал он. — Начали строить полупод вал — забросили. Если не будет он во-вре. мя достроен, значит опять, как и в прошлом году, бочки с керосином и ли гроином придется оставлять под открытым небом. Со всей остротой был поставлен на со вещании вопрос о семенах. Агроном т. Во допьянова отметила, что семена еще не полностью готовы к севу. Колхозница Мария Краснобородько, рабо тающая уже несколько лет подряд на трак торной сеялке, критиковала правление кол хоза за то, что в прошлом году наблюда лись перебои с доставкой семян в поле. Выступивший вслед за ней председатель колхоза т. Богатырев ознакомил присут ствующих с тем, как будет поставлено дело. С интересом было выслушано выступле ние участкового агронома Марии Шевцо вой. На опыте ряда лет она показала, как важно во-время и на высоком агротехни ческом уровне проводить все полевые ра боты, какое это имеет большое значение для получения высокого урожая. В заклю чение т. Шевцова сказала: — В прошлом году в нашем колхозе не было настоящего содружества между меха низаторами и колхозниками. Как правило, бригады работали обособленно, что подчас приводило к нарушению агротехнических требований. И отрадно видеть теперь, когда тракторная и полеводческая бригады в тес ном содружестве берутся за дело. Итоги совещания подвел директор ма шинно-тракторной станции т. Левин. — На первый взгляд кажется, — за явил он, — что полеводческая и трак торная бригады в основном готовы к пред стоящему севу. Колхозники успешно вы полнили план зимних агротехнических ме роприятий. Отремонтирован инвентарь и закреплен за колхозниками. Лошади и во лы находятся на усиленном кормлении. Приведены в порядок тракторы и другие машины. Трактористы опытные, имеют многолетний стаж работы. Но, как показа ло сегодняшнее совещание, еще многое не доработано. Дело за устранением тех серь езных недостатков, о которых шла речь. * * * Такие совещания сейчас проходят и в других тракторных и полеводческих брига дах района. Они способствуют большевист скому завершению подготовки к весне, дают возможность механизаторам и колхоз никам во всеоружии встретить сев. Г. ЛАНКИН, инженер областного Управления сельского хозяйства. А. СЕМУШИН, спец. корр. «Коммуны». Коллектив завода «Электросигнал» уде ляет большое внимание благоустройству заводской территории. Летом производст венные корпуса утопают в зелени деревь ев и цветов. Уже сейчас в теплицах за вода развернулась деятельная подготовка к весне. Производится посев цветочной рассады и черенкование хризантем. Ру ководит озеленением заводского двора опытный садовод коммунист М. Медведев. Н а сним ке: М . М едведев за работой в теп лице. Фото Т. Копелиович. Конференция по языкознанию Кафедра русского языка Воронежского государственного университета совместно с кафедрой иностранных языков провела не давно конференцию по языкознанию. В работе конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты ис торико-филологического и других факуль тетов. Старший преподаватель В. Г. Жура вель сделал доклад «Сравнительно-истори ческий метод в языкознании в свете трудов И. В. Сталина». Вопросу изучения основ ного словарного фонда и словарного соста ва языка после выхода в свет трудов И. В. Сталина по языкознанию посвятила свое выступление студентка 3-го курса истори ко-филологического факультета Ц. Коржова. В работе конференции приняли участие также доцент В. И. Собинникова, старший преподаватель 0. В. Дыбовская, аспиранты Т. Жарких, И. Торопцев, 3. Попова. К Р А С Н Ы Й У Г О Л О К П У Т Е Й Ц Е В При Отрожской дистанции пути обору дован красный уголок. На стенах по мещения — лозунги, плакаты, карты вели ких строек коммунизма. Библиотечка красного уголка насчиты вает более 250 экземпляров общественно- политической, художественной и техниче ской литературы. Ее читателями являются дорожные мастера тт. Зверев, Сотников, ре монтные рабочие тт. Веревкина, Коробки- на, счетовод т. Симоненко и многие другие. В течение двух последних месяцев в красном уголке прочитано 11 лекций на темы: «О международном положении», «Железная дисциплина — основа безава рийной работы железнодорожного транс порта», «О великих стройках коммуниз ма», «Передовые методы труда в путевом хозяйстве» и многие другие. Их читали се кретарь райкома партии т. Акамсин, на чальник политотдела т. Дедович, началь ник дистанции пути т. Тюрин и другие. Путейцы просмотрели в красном уголке несколько кинокартин, в том числе «По весть о настоящем человеке», «Большой концерт», «Кубанские казаки». Ф Е Л Ь Е Т О Н Солянин и другие История, о которой нам предстоит пове дать, длится вот уже несколько лет I приняла, к сожалению, слишком затяжной характер. Ее участники давно уже свык лись со своим положением хапуг, рвачей и обманщиков государства. Правда, некото рые из них действуют открыто и нагло, другие потихоньку, вкрадчиво. Словом, «подрабатывают», как говорится, ино лё том, ино скоком, а ино ползком. Свою бурную деятельность на воронеж ском заводе им. Калинина главный инже нер И. И. Солянин решил ознаменовать строительством персонального терема. Ре шено — сделано. Быстро были приведены в движение заводские материальные ресур сы, закипела, как в сказке, работа, и на создание семейного очага Павла Ивановича было ухлопано ни много, ни мало сто тысяч рублей. Столь важная деталь в слу жебных успехах главного инжецера не ос талась незамеченной: пришлось правдами и неправдами выкручиваться. И он выкру тился. И по сей день в позе гордого побе дителя посматривает на окружающее из-за непроницаемых стен своей усадьбы. Сошло с домом, и Павел Иванович вновь приободрился, вновь набрался храбрости и вкупе с бывшим директором завода т. Гон чаренко премировал себя за усилия и ме роприятия по экономии электроэнергии. Солянину было указано на незаконность получения премии. Приказано возвратить деньги. Но десять тысяч не десять рублей. И опять Солянин выкрутился. А дальше все пошло, как по пословице: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок». И Солянин начал собирать. Понадобилась для квартиры главного инженера мебель, и модельный цех завода переключился на изготовление добротного дубового буфета, тумбочек и прочей домашней утвари. И все это из заводских материалов, бесплатно. Захотелось ему иметь собственную жив ность, и сразу его беспокойный взор упал на заводское подсобное хозяйство. Там он приобретает поросят и оставляет для от корма. Пусть прибавляют в весе, а когда подрастут, округлятся, разжиреют, — по давай их на стол главного инженера! Дё шево и сердито, и главное — не связана с хлопотами. Не осталась без внимания Павла Ивано- впча и, так сказать, область новейшей техники. Он получает 3 700 рублей «за ра ционализаторские предложения», а вслед за этим раздает премии своим приятелям. Таков П. И. Солянин. А теперь посмот рим на других участников этой компании. Прежде всего нам хочется отметить заслуги начальника модельного цеха завода В. М. Моторина. Следуя по стопам своего шефа, он тоже воспылал любовью к строительно му делу. Есть у него одна квартира на Придаче, вторая — недалеко от Чернавско- го моста. Но Владимир Митрофанович край не недоволен наличным жилым фондом и сейчас усиленно нажимает на сооружение нового дома. Что ж, ничего не поделаешь— любит Моторин стройматериалы. Не без его ведома модельный цех превращался в мебельный, откуда отправлялись буфеты, столы, стулья Солянину и «иже с ним». Моторин не забывал и рационализацию с изобретательством. О его старании на этом поприще можно судить по такому факту: скопировав технологию производства, со ставленную старшим технологом т. Гайво- ронским, он выдал ее за свою и вскоре был отмечен Соляниным премией в 4000 рублей. Не менее пристрастился к государствен ным суммам и другой помощник Соляни- на— начальник бюро новой техники А. П. Молчанов. Как-то на одном из заводских собраний он хвастливо заявил: «Мы всех удивим внедрением новой техники». На поверку же оказывается, что Молча нов уже давно «удивляет» своей ловкостью и пронырливостью. Превратив бюро в свое, образную кормушку, он ухитряется выда вать за рационализаторские предложения то, что входит в круг его прямых служеб ных обязанностей. Но являясь автором предложения по исправлению бракованных станин, Молчанов с согласия Солянина удостоил себя премией в четыре тысячи рублей. А всего за четыре года сей рети вый изобретатель получил в заводской кас се свыше двадцати тысяч. Вместе с Соля ниным он разрешил выдать модельщику Павлову вознаграждение в 1 000 рублей за изменение технологии отливки шабота мо лота, которые даже и не отливались на за воде. Мало того, этот «труд» Павлова был оплачен по высшей шкале. Надумал Молчанов внедрить в производ ство резцы системы Рожкова? Надумал. Внедрил? Нет. А деньги? Получены спол на. Предложил Строганов изменить состав футеровки плавильных ковшей? Предло жил. Предложение приняли? Приняли. Внедрили? Нет. А деньги? Выплачены. Однажды начальника отдела капитально го строительства Таможенникова осенила «гениальная» мысль: заменить торцово-ша шечный пол механического цеха на про стой досчатый. «Да ведь это же откры тие!» — умилился Молчанов. «Велико лепно! И как он только додумался...» — высказался Солянин. И вот за это, с по зволения сказать, «открытие» Таможеяни- кову выдают награду: 1 300 рублей! Так и живут себе Солянин и другие, за пуская лапу в государственный карман. И неплохо живут. Благо некоторые товарищи с завода и из Министерства станкостроения не утруждают себя проверкой их деятель ности. А Солянин и иже с ним, пользуясь этим, рассуждают про себя, примерно, так: «В огород летал, конопельку клевал, швыр нула бабушка камешком, да мимо...» Не пора ли прекратить эти рассуждения, а вместе с тем убрать и пышный букет ха пуг, буйно распустившийся на заводе. Ф. ВОЛОХОВ. К Н И Ж Н А Я ПОЛКА В м агазины О б л кн и го то р - га поступила следую щ ая л и тер а ту р а: А. КУРОПАТКИН. Во просы экономики сельскохо зяйственного труда в СССР. Господ итиздат. 1952 г. С тр. 340. Ц е н а 5 руб. 25 коп. Е. КОЧЕТОВСКАЯ. На ционализация земли в СССР. Господ итиздат. 1952 г. С тр. 244. Ц ен а 4 руб. 20 коп. С. МАЦКЕВИЧ. Роль электрификации в развитии материально-технической ба зы сельского хозяйства СССР. Госполитиздат. 1952 г. С тр. 208. Ц е н а 3 руб. 70 коп. А. ПАНКРАТОВА. Вели кий русский народ. Госп о ли ти здат. 1952 г. С тр . 260. Ц е н а 5 руб. Н. С. МАРГОЛИН. Ба ланс денежных доходов и расходов населения. Го с политиздат. 1951 г. С тр. 140. Ц е н а 4 руб. И ЩЕДРИН (М. Е. САЛ ТЫКОВ). Пошехонская ста рина. Госл итизд ат. 1951 г. С тр. 544. Ц е н а 10 руб. ЕЗЕТХАН УРУЙМАГО- ВА. Навстречу жизни. И з дательство «С оветский п и сатель». 1951 г. С тр. 512. Ц е н а 11 руб. 25 коп. Ф. НАСЕДКИН. Большая семья. И зд атель ств о «С о ветский писатель». 1952 г. С тр. 494. Ц е н а 11 руб. И. ГОРЕЛИК. Повесть о сталинском лауреате. И з д а тельство Ц К В Л К С М « М о лодая гвардия». 1951 г. С тр . 184. Ц е н а 4 руб. 50 коп. САЙФИ КУДАШ. На встречу весне. И здательство «С оветский писатель». 1952 г. С тр. 240. Ц е н а 5 руб. 75 коп. Я. ТАЙЦ. Родник. Д е т - гиз. 1952 г. С тр . 184. Ц е н а б руб. 20 коп. XVII Первенство СССР по шахматам. И здательство «Ф и зкул ь ту р а и спорт». 1952 г. С тр. 316. Ц е н а 9 руб. '65 коп. П. Г. КАШУРО. Спор тивные игры. И здательство «Ф и зкул ь ту р а и спорт» 1952 г. С тр. 356. Ц е н а 8 руб. 90 коп. УЛУЧШАТЬ РАБОТУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Начальная школа является важнейшим звеном в системе народного просвещения, основой общего и политического образова- ; ния подрастающего поколения. В нашей области насчитывается свыше двух тысяч начальных школ: Осуществляя исторические решения партии и прави тельства по вопросам народного образова ния, они из года в год улучшают качество обучения и воспитания учащихся. .Труды товарища Сталина по вопросам языкознания произвели коренные измене ния в постановке преподавания русского языка в начальной школе. Многие учителя упорно работают над системой грамматиче ского разббра, над методикой усвоения ос новного словарного фонда. Учащиеся ряда начальных школ стали меньше делать оши бок в диктантах и сочинениях, правильно применять правила грамматики. Они нау чились правильно читать и рассказывать. Заметны также успехи в преподавании арифметики, биологии и географии. После V II пленума ЦК ВЛКСМ значитель но улучшилась пионерская работа. Учите ля стали глубже изучать её содержание и формы, лучше вести внеклассную работу. Можно привести много примеров, когда учителя начальных школ в течение ряда лет дают учащимся прочные и глубокие знания, не имеют второгодников. Так, учи тельница Бобровской средней школы К. Д. Жукова вот уже 13 лет не имеет второгод ников. Её питомцы получают хорошие зна ния и успешно учатся в последующих классах! Успехи т. Жуковой — результат щщменения глубоко продуманной системы воспитания детей, тесной взаимосвязи про цесса воспитания и обучения. К. Д. Жуко ва тщательно готовится к каждому уроку, использует методическую литературу, жур нальные и газетные статьи, неустанно по вышает свой идейно-политический уровень. Она внимательно изучает каждого школь ника, учитывает все его особенности. Инди видуальный подход, любовь к детям, педа гогический такт, знание дела позволяют ей добиваться высокой успеваемости. Некоторые учителя стараются объяснить свою неудовлетворительную работу слож ными условиями занятий одновременно с двумя или тремя классами. Опыт педагогического труда учительни цы Петровской средней школы Павловского района Е. Я. Нарежной показывает, что 'в малокомплектной школе можно также до биться полной успеваемости учащихся. Тов. Нарежная овладела сложным искусством планирования учебного материала по содер жанию и по времени, согласованности дей ствий учителя и учеников. Вместе с тем в учебно-воспитательной работе начальных школ есть ещё крупные недостатки, которые приводят к низкой ус певаемости и второгодничеству. Достаточно сказать, что в итоге весенних и осенних экзаменов истекшего 1950-51 учебного го да по 1 — 4-м классам оставалось на вто рой год 10 проц, учащихся. Более того, от дельные школы дали исключительно низ кую успеваемость. Например, в Петровской начальной школе Нижнедевицкого района успевают лишь 52 проц, учащихся (заве дующая т. Овчарова), в Парижско-Коммун- ской начальной школе Р.-Хавского района (заведующая школой т. Переселкова) не- успевает каждый четвертый ученик. Та кие примеры, к сожалению, не единичны. Очень низкой остается успеваемость и в текущем учебном году. За минувшие шесть месяцев неудовлетворительные оценки зна ний имели 12 проц, учащихся первых— четвертых классов. Очень велика неуспева емость по русскому языку и арифметике. Каковы причины неудовлетворительной работы многих начальных школ? Это, преж де всего, — низкое качество обучения де тей. Ряд учителей не ведёт подлинной борь бы за прочные знания учащихся, а отдель ные из них становятся на путь грубого оч ковтирательства. Как правило, такие учи теля не повышают своего идейно-полити ческого уровня и педагогической квалифи кации. Вследствие этого они плохо прово дят грамматический разбор, не уделяют внимания выработке у учащихся навыков срфографического письма, не ведут на уро ках словарной работы, не развивают у уче ников литературную, выразительную речь. При проверке письменных работ учащих ся некоторые учителя пропускают ошибки. Крайне мало внимания уделяется чтению, особенно внеклассному. Кстати, отдельные учителя сами недостаточно знакомы с дет ской художественной литературой. Неудовлетворительна ещё постановка преподавания арифметики. Многие учителя Грачевского, Абрамовского, Шаталовского, Б.-Карачанского районов методически не правильно строят уроки, плохо организуют устный счёт, не уделяют внимания запи сям в тетрадях и на доске, плохо использу ют имеющиеся наглядные пособия. Боль шую часть уроков они заняты проверкой домашних заданий, и поэтому для объясне ния нового материала у них не остается времени. Одновременно наблюдается пере грузка учащихся домашними заданиями. Медленно идет перестройка преподава ния естествознания в 1 — 4-х классах на основе учения Мичурина и Павлова. Про граммный материал по естествознанию в 4-х классах часто изучается в отрыве от практики социалистического сельского хо зяйства. Имеет место недооценка работы учащихся на пришкольных участках. 1 В отдельных начальных школах курс, истории СССР излагается неинтересно. Учащихся не приучают оценивать истори ческие факты, делать посильные вызоды. Часть учителей 4-х классов при изуче нии географии ограничивается только учеб-, никами, не использует газетный и журналь ный материал для ознакомления учащихся с достижениями советской науки, техники и культуры, не прибегает к работе с кар тами, диапозитивами, к экскурсиям. Во многих школах еще существует пре небрежительное отношение к урокам нения, рисования и физической культуры. Эти уроки часта заменяются уроками по другим предметам. Больше того, нередко учителя сами не знают музыки, отдельных песен, не знакомы с нотной грамотой, не владеют элементарными навыками рисования. За последнее время ослаблено внимание к вопросам воспитательной работы. «Прави ла для учащихся» часто заучиваются школьниками формально и не выполняют ся. Нередко руководители и учителя на чальных школ недооценивают роль детско го коллектива в борьбе за сознательную дисциплину и примерное поведение. На блюдается слабая связь школы с семьей, собрания родителей учащихся иногда про ходят на низком уровне. В работе с пионе рами также имеются крупные упущения. Следует отметить, что, несмотря на нали чие больших недостатков в работе началь ных школ, инспекторы Областного отдела народного образования и особенно районных отделов мало занимаются вопросами обуче ния и воспитания учащихся в 1— 4-х клас сах. Инспектирование носит зачастую по верхностный характер. Недооценивается работа в младших классах и руководителя ми средних и семилетних школ, а также райОНО. Совершенно недостаточна методи ческая помощь учителям начальных школ. Институт усовершенствования учителей и педучилища слабо обобщают и распростра няют лучший опыт педагогического труда. Какие же задачи стоят перед начальной школой в деле улучшения учебно-воспита тельной работы с детьми? Прежде всего отделы народного образова ния, руководители школ и учителя началь ных классов обязаны безусловно выполнять закон о всеобуче, всех принять в школу и не допускать отсева учащихся из школ. Нужно решительным образом улучшить преподавание русского языка в свете уче ния товарища Сталина по вопросам языко знания, в соответствии с учебной програм мой ознакомить учащихся с грамматическим строем языка, его законами, обеспечить продуманное и систематическое проведение упражнений по русскому языку (изложе ния, сочинения и т. д.). Необходимо шире проводить словарную работу на уроках, ча ще практиковать устный и письменный грамматический разбор, как одно из средств прочного овладения учащимися орфографи ей и пунктуацией. Учителя начальной школы должны уде лить больше внимания обучению калли графии, внимательнее проверять тетради учащихся и изучать обнаруженные ошиб ки, учить на примере этих ошибок. Лучше проводя уроки объяснительного чтения, учитель сможет привить детям навыки выразительного чтения, передачи прочитанного, заложить прочные основы высокой культуры речи у ребенка и обес печить тем самым развитие его мышления. Большое значение в начальной школе придаётся обучению счёту и решению за дач. В начальной школе приобретаются первоначальные арифметические знания и навыки. Именно она должна научить детей быстро и правильно производить различные вычисления, решать задачи, применять свои знания на практике. Очень важным средством патриотическо го воспитания учащихся являются уроки истории и географии. Программный мате риал по этим предметам раскрывает перед детьми богатство, мощь и красоту нашей Родины, показывает величие её вождей и силу советских людей, преимущества на шего социалистического строя. Долг учителей — на уроках географии научить школьников хорошо ориентиро ваться по карте Советского Союза, уметь чи тать её и дать им ясные представления о родной земле и её богатствах. На практических занятиях в классе, на пришкольных участках и экскурсиях не обходимо вооружать учащихся знаниями и навыками по сельскому хозяйству. В целях всестороннего развития лично сти ребенка следует улучшить преподава ние пения, рисования и физического воспи тания. Важным средством воспитания детей и одним из путей закрепления и углубления знаний является внеклассная работа. Вот почему необходимо больше уделить внима ния организации кружков: «умелые руки», хоровых и физкультурных, развитию худо жественной самодеятельности. Работники начальной школы должны глубоко изучить решения V II пленума ЦК ВЛКСМ, принимать непосредственное уча стие в деятельности пионерской организа ции, не подавляя её активности и самостоя тельности, оказывать всемерную помощь в проведении пионерских сборов и различных рнешкольных мероприятий. Задачи, поставленные перед начальной школой, могут быть успешно решены при условии решительного улучшения методи ческой работы .с учителями и обеспечения надлежащего контроля за их работой со стороны областного, районных, городских отделов народного образования. Наша советская школа, окруженная по стоянной заботой и вниманием партии, со ветского правительства, имеет все возмож ности в текущем 1951 — 52 учебном году резко повысить успеваемость учащихся и ликвидировать второгодничество. Широко используя^ метод большевистской критики и самокритики, проявляя нетерпи мость к недостаткам, постоянно развивая стремление к творческому росту, учителя начальных школ и все работники народно го образования должны направить все свои знания и усилия к тому, чтобы выполнить задачи, поставленные товарищем Сталиным перед советской школой. С. ВИНОКУРОВ, заведующий Областным отделом народного образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz