Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 3 С января 1932 г., № б (6320) ааи Итоги практических занятий студентов Поедены итоги месячной педагогиче ской практики студентов 5-го курса исто рического отделения Воронежского госу: дарственного университета. Она проходила в 9-й женской средней школе. Студенты знакомились с работой школы и принима ли активное участие в учебном и воспи тательном процессах. Практиканты давали уроки, участвова ли в работе кружков художественной са модеятельности. Практика показала, что студенты обла дают хорошей научно-методологической подготовкой, успешно овладевают Педаго гическим мастерством. Каждый урок студента тщательно об суждался в присутствии методиста уни верситета — руководителя данной груп пы, учителя школы и практикантов. Большую помощь практикантам оказала отна из лучших учительниц Воронежа 3. А. Скуридин*. В О Т Д А Л Е Н Н Ы Х Б Р И Г А Д А Х В отдаленных полеводческих бригадах колхоза им. Дзержинского, Лосевского рай она, большое внимание уделяется куль ту рно-просветительной работе. Но вечерам в красном уголке всегда многолюдно. Колхозники читают здесь га зеты и журналы, слушают радиопередачи, занимаются в кружках художественной самодеятельности. Часто в бригады приезжает киноперед вижка. За последнее время колхозники просмотрели кинокартины «Счастливого плавания», «Китайский цирк», «Жуков ский» и другие. В бригадной библиотеке насчитывается свыше 40 читателей. Самыми активными из них являются колхозники М. Кашни- ков, Н. Дроздов, И. Галкин. В списках прочитанной ими литературы значатся произведения лауреатов Сталинской пре мии: С. Бабаевского — «Кавалер Золотой Звезды», Ю. Лаптева — «Заря», а также книги классиков русской литературы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Й. С. Турге нева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Тол стого. М. ВАСИЛЕНКО. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Шаталовская районная библиотека не давно провела читательскую конференцию по роману Галины Николаевой «Жатва». Пропагандист райкома ВКД(б) И. М. Зуб ков сделал доклад: «Руководящая роль партии в сельском хозяйстве». Участни ки конференции прослушали также..докла ды на темы: «Проблема семьи в романе», «Образы комсомольцев в романё» и дру гие. На конференции присутствовало око ло 200 человек. И. ПУЛЯЕ8. КОЛХОЗНЫЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В хоровом коллективе сельхозартели им. Молотова, Петропавловского района, кото рым руководит молодая колхозница Поли на Жадько, насчитывается сейчас около 40 человек. В выступлениях хора принимают участие исполнительницы частушек По лина Деяищенко, Зоя Вербицкая, баянисты Иван Барсуков, Борис Карнаухов, танцоры Григорий Бортников, Федор Сынченко и многие другие. Хор исполняет «Колхозную песню б Сталине» Маслова, песни «Никогда^ так не было» Алексина, «Россия» Новикова, «Зе леными просторами» Захарова, а также русские народные песни. И. КОТЛЯРОВ. Расширять производство местных строительных материалов Советское государство оказывает колхо зам большую материально-техническую по мощь в строительстве животноводческих помещений. Ежегодно выделяются миллио ны кубометров деловой древесины, заво зятся для продажи цемент, гвозди, стекло и другие строительные материалы, отпу скаются долгосрочные кредиты. Однако для успешного выполнения пла на строительства животноводческих поме щений надо не только разумно использо вать государственную помощь. Необходимо непосредственно в колхозах организо вать широкую сеть предприятий по произ водству местных строительных материа лов — кирпича, черепицы, извести, са мана, больше добывать камня, известняка, мелоблоков, ракушечника и смелее приме нять их в строительстве. Среди районов, в которых колхозы ус пешно справились с задачей организации производства местных материалов и уме лого их применения в строительстве, пер вое место по Воронежской области и РСФСР занимает Павловский район. Обоб щению и изучению его опыта было посвя щено межобластное совещание работников сельского и колхозного строительства, не давно состоявшееся в Воронеже. В совещании приняли участие мастера- новаторы, стахановцы и работники обла стных управлений, районных отделов сель ского и колхозного строительства Воронеж ской, Курской, Орловской, Рязанской, Там бовской, Брянской, Пензенской, Калинин ской, Калужской, Ярославской, Ростовской и Смоленской областей. С докладом о мерах по расширению произ водства местных строительных материа лов в колхозах выступил начальник Глав ного управления по делам сельского и колхозного строительства при Совете Ми нистров РСФСР т. Иванов. Он отметил, ЧТО да 11 месяцев в колхозах Воронежской об ласти выработано и изготовлено: кирпи ч а 14, 6 миллиона штук, черепицы-— 589 тысяч штук, извести— 1 700 тонн, мелоблоков — 28 тысяч кубометров, Са мана— около 60 миллионов штук. Из итого количества только в 16 колхозах Павлов ского района, где действуют 21 кирпич ный, 7 черепичных, 4 известковых заво да и 10 мелоблочных и саманных произ водств, выработано и произведено кирпи ча 9 470 тысяч штук, черепицы — 324 тысячи штук, извести — 620 тонн, са мана — 534 тысячи штук и мелобло ков— 1 186 кубометров. Инициативная, творческая работа пав- ловцев характеризуется не только количе ством местных строительных материалов, по и новаторскими методами их изготовле ния и применения. Так, мастер кирпично го производства колхоза им. Ворошилова А. П. Пугачев разработал новый способ обжига кирпича углем в напольной печи, при котором расход топлива снизился бо лее чем втрое по сравнению с расходом при обычном способе обжига. В районе разработан и успешно осуществлен проект оригинальной конструкции животноводче ских помещений со сводами из кирпича, что уменьшает потребность в древесине на 95 процентов. Подробно рассказав об опыте йавловцев, докладчик подверг резкой критике работу тех районов и областей, где производство строительных материалов организовано пло хо, планы по производству кирпича, чере пицы и других местных материалов кол хозами из года в год не выполняются. Докладчик затем подробно остановился на вопросе о мерах но расширению произ водства местных строительных материалов в колхозах в 1952 году. Прежде всего на до все усилия направить на полное ис пользование имеющихся мощностей кир пично-цементных заводов в колхозах и обеспечить перевыполнение планов по строительству новых таких предприятий. Повсеместно и в широких размерах необ ходимо организовать производство самана, обратив особое внимание на качество его изготовления. В районах, имеющих зале жи естественного камня, должна быть про ведена разведка и разработка карьеров по добыче бутового камня, ракушечника, ме ловых блоков. Широко следует применять в строительстве шлакоблоки, цементно- песчаную черепицу и другие беэобжиговые материалы. Важная роль в строительстве принад лежит МТС, на которые возложена задача по оказанию колхозам помощи в подвозке материалов, техническом оснащении, изго товлении инвентаря. Но успех строительства будет во многом зависеть от подбора и подготовки кадров колхозных мастеров по производству мест ных материалов. Этими вопросами должны дапяться сейчас техникумы, одногодичные школы мастеров и курсы ио подго товке бригадиров колхозных строительных бригад, а также кооперативные организа ции и предприятия по производству мест ных строительных материалов. Важной задачей работников сельского и колхозного строительства является также их активное участие в составлении плана в колхозах на 1952 год. В плане следует предусмотреть календарные сроки выпол нения работ, порядок и степень обеспече ния их материалами, рабочей силой, транс портом, денежными средствами и утвер дить персональный состав бригад строите лей и степень оплаты труда. Выступивший затем председатель Пав ловского райисполкома В. В. Халеев поде лился опытом производства и применения местных строительных материалов в кол хозах. — Еще пять лет назад,— заявит он,— в нашем районе не было ни одного кир пичного производства. В 1946 году, орга низовав выработку кирпича в колхозах им. Сталина, им. Ворошилова и «9 Янва ря», мы уже имели 74 тысячи штук кир пича. Это был первый серьезный шаг на пути массового производства материалов. В последующие годы строительство кир пичных предприятий увеличивалось, вместе с ними Крепли и росли кадры специали стов. За пять лет колхозы района выра ботали 12 миллионов штук кирпича. Из Пего в сочетании с саманом и мелоблаками построено 116 типовых помещений для скота, в том числе 9 сводчатых несго раемых зданий. Колхозы Павловского района освоили также производство йесчано-цементной че репицы. Такая черепица проста в изготов лений, не требует затрат на топливо для сушки и обжига и поэтому в два раза де шевле, чем гончарная. Сейчас выработкой песчано-цементной черепицы занимаются 8 котхозов, которые за два последних года изготовили ее сот ни тысяч штук. Широкое производство строительных ма териалов в колхозах района заставило серьезно задуматься й над организацией труда на таких предприятиях. Были при няты необходимые меры по упорядочению оплаты работников кирпичного и других производств, налажено обучение строите лей различным специальностям и техноло гии производства местных материалов. В результате за последние три года в Пав ловском районе непосредственно в процессе работы обучено различным строительным профессиям более 400 колхозников, из них более 150 женщин. Колхозники, выделен ные в состав строительных бригад, зна комятся е опытом производства местных материалов в передовых сельхозартелях. С докладом об опыте строительства в Павловском районе зданий со сводчатыми кирпичными перекрытиями выступил за меститель председателя райисполкома Г. Д. Побединский, являющийся автором проекта таких зданий. Он отметил, что раньше в колхозах района для сооруже ния зданий применялось исключительно дерево. Острый недостаток леса не позво лял развернуть строительство в нужном об’еме. Но и применение местных строи тельных материалов также потребовало большого количества дерева, так как мно гие новые здания из-за отсутствия деловой древесины стояли недостроенными и чис лились по нескольку лет переходящими об’ектам'и. Значит, требовалось разрешить и эту задачу. —* Мы решили пойти по пути макси мальной замены древесины, — заявляет т. Побединский. — С этой целью разрабо тали свой проект здания фермы, в кото ром полностью исключалось применение Древесины для перекрытий, полов, внут реннего оборудования. Для всего этого, в том числе и для перекрытий в форме сво да, одновременно являющихся потолком, предусматривалось использовать красный строительный кирпич. Сводчатые здания из кирпича несгораемы. Они полностью удовлетворяют тепловому режиму и Зоотех ническим требованиям. Строительство та ких зданий почти не требует леса. Так, для свинарника (на 25 свиноматок) с кир пичными стенами, с обычным перекры тием и внутренним оборудованием тре буется 224 кубометра леса, а на свинар ник такой же вместимости из кирпича нужно только 12 кубометров. Правда, на строительстве сводчатых зданий несколь ко увеличивается расход цемента, но его стоимость покрывается даже стоимостью гвоздей, которых вместо 587 килограммов по обычному проекту для сводчатого зда ния требуется только 10 килограммов. С большим вниманием были заслушаны на совещании также выступления масте ра кирпично-черепичного производства Кол хоза им. Ворошилова, Павловского района, т. Пугачева об опыте обжига кирпича у г лем и инженера Павловского районного отдела сельского и колхозного строитель ства т. Склярова о способе производства цементно-песчаной черепицы. В развернувшихся затем прениях дава лась высокая оценка опыту йавловцев. Отмечая их бесспорные успехи, выступав шие говорили о своих достижениях, о ме рах по улучшению производства местных строительных материалов и их примене нию для сооружения животноводческих помещений. На совещании выступили: профессор Воронежского инженерно-строительного ин ститута т. Троицкий, зам. начальника от дела капитального строительства Мини стерства сельского хозяйства СССР т. Элиа- швили, главный инженер Воронежского областного управления по делам сельского и колхозного строительства Т. Гринев, за ведующий райсельстроем Терновского рай она т. Мезенцев и представители ряда дру гих областей. Участники межобластного совещания приняли обращение ко всем строителям Российской Федерации, призывая их к мас совому развертыванию в колхозах произ водства местных строительных материалов с использованием в этом деле богатого опыта йавловцев. ВОРОНЕЖ СЕГОДНЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Состоялась техническая конференция в стройуправлении 513. В ее ра боте приняло участие около двухсот рабочих-стахановцев, бригадиров, ма стеров, инженеров. С содержательными докладами выступили начальник произ водственно-технического отдела т. Ко пытова, начальник планового отдела т. Кадменская, главный инженер т. Ми ронов, начальник управления т. Зайко. Стахановцы и специалисты приняли активное участие в обсуждении докла дов о пуске и регулировке отопитель ных систем, о механизации санитарно- технических работ, о низовом планиро вании по методу ленинградского масте ра т. Моисеева и других. С большим интересом прослушали собравшиеся доклад брита,тира т. Мещерякова об ор ганизации труда в бригаде. НОВЫЕ ГРАЖДАНЕ В новом году в Воронеже появилось много новых граждан. У П. Б. Калку- тиной, жены участника Великой Оте чественной войны, родился сын. Вес крепыша — без малого 4 килограмма. В семье К,так утиных — это четвертый ребецок. У работницы мользавода М. И. Васильевой, медицинской сестры А. В. Галкиной появились на свет пер венцы — мальчики. Учетчица завода им. Кирова М. П. Богданова родила двойню — мальчика и девочку, служа щая Н. М. Тыркалова — девочку. Самочувствие матерей и новорожден ных хорошее. Им обеспечен заботливый уход. __________ ПОДГОТОВКА К ГОРОДСКОМУ СМОТРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Центральном районе г. Воронежа развернулась подготовка к городскому смотру художественной самодеятельно сти. Создана районная комиссия, члены которой прикреплены к низовым кол- лектива!М для оказания им практической помощи в подготовке. Хорошо ведут подготовку к смотру коллективы Облпотребсоюза, культбазы Облпромсовета, промартели им. Кагано вича. Например, от культбазы Облпром совета в смотре примут участие три коллектива: хоровой, драматический и —--------------- *— ☆ танцевальный. Хор культбазы готовит ряд песен, в том числе «Марш советской молодежи»—-Туликова, «Песню о Вол ге» Мокроусова; танцевальный коллек тив готовит русскую и краснофлотскую пляски. Драмкружок репетирует одно актную пьесу «Последняя встреча» Уг* рюмова. УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫПУСКА ПРИМУСОВ Промыслово-кооперативная артель им. XVIII партс’езда (Воронеж) в этом го ду значительно увеличит выпуск при мусов. Производственные процессы ме ханизируются. Установлено специаль ное оборудование — прессы, станки и т. д. В январе артель выпустит пар тию примусов из биметалла. Одновре менно будут изготовляться также при мусные горелки. НА СТРОЙКЕ ГЛАВНОГО КОРПУСА ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА Продолжаются работы по строитель ству главного корпуса Воронежского лесохозяйственного института. Учеб ная площадь увеличилась в несколь ко раз. Недавно трест «Вуэстрой» сдал еще два этажа одной из секций здания общей площадью в 2 400 квадратных метров. В светлых аудиториях разме стятся кафедры марксизма-ленинизма, энтомологии, генетики и селекции, экономики и организации лесного хо зяйства и другие, В здании будет уста новлен коммутатор на 50 телефонов. Строительство всего здания закон чится в текущем году. Помимо новых аудиторий, вуз получит большой акто вый зал. ПОСТРОЕНА НОВАЯ ВОДОПРОВОДНАЯ ЛИНИЯ Введена в эксплуатацию новая водо проводная линия в Железнодорожном районе г. Воронежа. В траншеи уложе но свыше 600 погонных метров труб. На окраинах установлено несколько колонок, водой из которых пользуются жители улиц им. Кагановича, Клары Цеткин, Калининградской и других. Строительство вели работники «Водо- каналтреста». Большую помощь им ока зало население района. В наступившем году в Воронеже будет развернуло большое жилищ ное и коммунальное строительство. Сейчас инженеры и архитекторы Обл* (проекта заняты составлением проектов домов для рабочих и служащих города. На снимке: авторы проекта жилого дома, который предполагается построить на ул. Плехановской, архитекторы В. С. Левицкий и Н. Я. Не* ведров за работой. Фото М. Евстратова. Т Е А Т Р Незабываемые дни « Р а зл о м » Б. Л а вре н е ва в постановке В оронеж ского государственного Почти четверть века отделяет нас от первой постановки на сцене пьесы «Раз лом» лауреата Сталинской премии Б. Лав ренева. По пьеса не утратила своего геро ического звучания и в наши дни. Она вол нует, вызывает глубокие чувства й мыс ли. Такое долголетие драматического про изведения не Случайно. «Я не хочу пи сать вещи, лишенные мысли только пото му, что их писать легче и проще,— ука зывал Лавренев.— Против бездумья проте стует моя писательская совесть, которая говорит, что народу в искусстве нужны не безделушки для потехи, а большие, чест ные и осветленные мыслью произведения». По глубине идеи и по уровню художе ственного мастерства пьеса «Разлом» сто ит в одном ряду с пьесами М. Горького, К. Тренева, А. Толстого. Верный традициям русского реалисти ческого искусства, Б. Лавренев взволно ванно и вдохновенно нарисовал предгрозо вые дни Великого Октября, когда больше вистская партия поднимала народ на борьбу со своими вековыми угнетателями, за утверждение новых социальных отно шений между людьми. «В великий поход! За нашу власть, за землю, за счастье, за шлю! — страстно, с глубокой верой в близкую победу, призы вает большевик Артем Годун. — Пойдем полным ходом в разлом... ломать навеки буржуйский хомут... Какие бы грозы и бури ни ждали нас впереди, мы пройдем скьозь них с поднятым флагом к победе». Тема большевистского воспитания масс, правильного руководства ими — главная тема пьесы. Народ, творящий революцию, драматического театра олицетворенный в образах моряков крей сера «Заря», -— ее главный герой. Драматическое развитие пьесы прохо дит в двух планах. Картины семейной жизни командира крейсера капитана пер вого ранта Евгения Ивановича Берсенева сменяются бурными событиями, развиваю щимися на боевом корабле. Но борьба со Старым, насквозь прогнившим миром тес нейшим Образом связывает и рядовых мо ряков, и Берсенева, и членов его семьи, рельефно, зримо обнажая их желания и устремления. Неумолимый ход истории по ставил перед ними вопрос: на чьей старо* не баррикад они станут в предстоящей борьбе? Ответ должен быть скорым, пря мым и честным. Матросской массой, в своем большинст ве цельной и монолитной, этот вопрос ре- шей бесповоротно. Во главе с председате лем судового комитета Артемом Год уном она смело идет за большевиками. Полные оптимизма и радостного ощущения разгорающейся дари человечества, моряки готовятся к решительной схватке со сво им ненавистным и смертельным врагом. Этот вопрос решен и Берсеневым, старым русским интеллигентом, мучительно пере живающим разлад со своим уходящим прошлым и в конце концов становящимся на сторону революции. Решен он, хотя и по-своему, и зятем Берсенева лейтенантом Леопольдом Штубе, полковником Ярцевым, поручиком Полевым и иже с ними. Пытаясь предотвратить «разлом» буржуазно-помещичьей России, они яростно и бешено сопротивляются но вому, неизбежному, революционному. Поте рявшие честь и совесть, они вкупе с эсе ровскими прихвостнями плетут хитроум ные заговоры, устраивают диверсии, не останавливаясь перед террором. Татьяне Берсеневой, жене изолгавшего ся остзейского немца Штубе, женщине, по стоянно колеблющейся в своих исканиях «правды жизни», очень трудно разобрать ся во всех происходящих событиях, найти и определить в них свое место. И поэтому как великое откровение она принимает цель Жизни большевика Годуна: «Те, кто из нас веками кровь и пот выжимали, сей час об одном думают: как бы поскорей миллионы людей прихлопнуть, чтобы не скольким сотням привольно жилось... А мы обратное задумали. Прикончить сотни, чтобы миллионы миллионов ВОЛЬНО ТРУДИ ЛИСЬ и легче дышали». Трудным и сложным путем приходит Татьяна к пониманию этой большевист ской правды. И тем не менее приходит, ибо ломаются вековые устои не только многострадальной страны, но начался «раз лом» в ее собственной жизни, в жизни матери Софьи Петровны, сестры Ксении, в судьбах многих близких ей людей. На сме ну идет новая жизнь, светлая и манящая. Наш театр, осуществивший постановку «Разлома», создал яркий и глубоко вол нующий спектакль. Режиссер спектакля народный артист Азербайджанской ССР А. Л. Гринин (это его первая работа на воронежской сцене) л весь творческий коллектив театра сумели не только убеж дающе и четко охарактеризовать главных действующих лиц, но и превосходно поста вить массовые сцены, тем самым с осо бенной силой подчеркнув главную осо бенность спектакля — его народность. Жизнелюбием, верой в правоту своего дела пронизаны образы моряков. Каждый из них — строгая индивидуальность с присущими ей сильными и слабыми сто ронами. И в то же время команда крейсе ра— это дружная, единая, волевая семья. Правда, и среди моряков встречаются лю ди заблуждающиеся, но в том-то и сила Артема Годуна, что он каждого «видит насквозь», во-время умеет исправить ошиб ки и заблуждения, оградить матросскую массу от вредного, разлагающего влия ния прихвостней контрреволюционного подполья. Массовые сцены лучшие в спектакле. Нельзя не отметить особенно яркие образы моряков, созданные артиста ми Н. А. Ефимовым, Н. П. Колупаяовым, Б. А. Крачковским, П. Г. Юдиным и дру гими. Артем Годун — широкая, страстная на- т} ра. Заслуженный артист РСФСР С. И. Па нов Хорошо передает внутреннюю силу этого образа большевика -рувоведителя, ‘ возвышающегося над матросской массой, но неотделимого от нее. За внешней суро востью, даже некоторой резкостью Годуна скрыты большие душевные качества: бла городство, человечность, неугасимая лю бовь к людям. Есть и еще одна 'примеча тельная черта в образе Годуна, которую Панов подчеркивает с особой выразитель ностью. Это его моральное превосходство над врагами, сознание своего высокого долга. Неслучайно поэтому ГоДун любим матросами, ему верит капитан первого ранга Берсенев, его начинает понимать Татьяна. С неменьшим волнением мы следим за поступками и действиями командира ко рабля Берсенева, роль которого превосход но исполняет народный артист республи ки А. В. Поляков. Берсенев — Поляков патриот своей родины, он честен, предан боевым традициям русского флота, любит матросскую массу, с которой сроднили его долгие годы суровой, полной опасностей морской жизни. Поляков убедительно по казывает процесс ломки сознания Берсе нева, так ярко проявляющийся в его по ступках то сдержанных и спокойных, то напротив, бурных и страстных. В роли Татьяны Берсеневой выступают две артистки — 0. Г. Супротивная и В. Г. Рощина. Они правильно передают характер Татьяны, ее силу и слабость, трудности, с которыми она встречается, стараясь понять смысл и значение проис ходящего вокруг. Однако Супротивная, на наш взгляд, ярче, целеустремленнее, ведет свою роль. В ее игре больше естественно сти, простоты, неподдельного чувства. С большой, по-настоящему талантливой работой над образом Ксении, дочери Бер сенева, можно поздравить артистку К. В. Федорову. Ксения — «дитя своего века», развращенная в кругах «золотой молодежи». Она живет без цели, без идеа лов. Заслуга артистки состоит не только в тем, что она создала тип пустого, ник чемного «осколка» семьи Берсеневых, но и раскрыла весь трашзм положения Ксе нии, ее обреченность. И в пьесе и в спектакле не много от ведено места Софье Петровне Берсеневой. И тем не менее одна из старейших актрис нашего театра 0. П. Мариуц нашла вер ные, мягкие краски для обрисовка роли этой простей русской женщины, любящей матери и жены. Татьяна Берсенева долго думает о своем муже Леопольде Шгубе, что он, в прош лом моряк с петербургской «елагинской стрелки», той, самой, где собирались офи церы, прожигатели жизни, ныне просто политический мертвец. Но мы видим, как ошиблась она и иа этот раз. С первых же шагов на сцене мы узнаем в Штубе ма терого зверя, Ненавидящего народ и меч тающего о тех временах, к о ш он вновь будет бить палкой «матросскую чернь, быдло». Артист В. И. Шкурский верно и смело создает тин этого человека, озлобленного, желчного, готового совершить любую под лость, участвовать в любом контрреволю ционном заговоре, лишь бы вернуть «ут раченные позиции», где бы он мог вла ствовать и продолжать подленькую жизнь тупого и неумного служаки. К Штубе тянутся полковник Ярцев, поручик Полевой. Артист Н. С. Балигац- кий хорошо показывает в Ярцеве злобу к революции, страх перед пробудившимся народом. Ярцев хитрый, опытный враг. Такие не сдаются, их уничтожают. Некоторой противоположностью Ярцеву является Полевой. Артист В. В. Боков правильно подчеркнул легкомыслие по ручика, за внешним лоском прячущего свою пустоту и глупость. Быть может, Бокову следовало оттенить в Полевом его озлобленность. Ведь он не Только «при сутствует» при заговоре. 0й Непосредст венный участник заговора. Он один из тех, кто бездумно, но верно служил хозяи ну, одевшему на его плечи погоны. Прекрасно проводит свою роль заслу женный артист республики В. И. Флорин ский. Образ боцмана Швача — предателя и труса, он показал жизненно правдивым. Несколько замечаний хочется сделать по игре молодого и несомненно способного ар тиста Б. Н. Цуканова. На наш взгляд, и режиссер и исполнитель роли матроса- енархиста рисуют его слишком в развяз ном тоне, наделив этот образ излишними хулиганскими чертами. Метрос-анархист по своей природе сильнее и социально опаснее. Художественное оформление спектакля, выполненное художником В. Л. Цибийым, просто и в то же время впечатляюще. О-собевно удачны сцены на корабле. С большим вкусом оформлена заключитель ная картина, когда на фоне бушующих волн Балтики крейсер'«З-аря» полным ходом идет на штурм старого, отжившего мира. По своей социальной направленности, остроте и убедительности характеристик действующих лиц — «Разлом» одна из лучших работ нашего театра. Будем на деяться, что его творческий коллектив по радует нас новыми, такими же волнующи ми постановками. Ф. ВОЛОХОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz