Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 7 марта 1952 г., № 57 (6371) З А С Е Д А Н И Е В Е Р ХО ВНО ГО С О В Е Т А СССР О Государственном бюджете СССР на 1952 год ‘ и об исполнении Государственного бюджета СССР за 1950 год Д о к л а д М и н и с т р а ф и н а н с о в С С С Р А . Г . З В Е Р Е В А Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1952 год выражает непреклонную волю советского народа к достижению новых побед в построении ком** муиисттчеюкого общества. В бюджете отра жены поставленные коммунистической пар. тией я Советским Правительством большие (задачи по дальнейшему развитию промыш ленности, сельского хозяйства, транспор та, расширению товарооборота и повыше нию жизненного уровня народов Советско го Союза. В цифрам бюджета ярко прояв ляется забота нашей партии и правитель ства о всестороннем развитии культуры со ветского народа, о подготовке многочислен,- ных кадров специалистов для всех отрас лей народного хозяйства, о развитии пере- довей советской науки. Из года в год советский народ добивает ся рее новых успехов в мирном хозяйст венном и культурном строительстве нашей страны, в борьбе за создание материально- технической базы коммунизма. В 1951 году крупный шаг «перед сде лан во всех отраслях социалистической экономики и прежде всего в нашей совет ской индустрии. Производство промышлен ной продукции возросло по сравнению с 1950 годом на 16 процентов, превысив уровень 1940 года более чем в два раза. В 1951 году значительно повысилась техническая вооруженность всех отраслей производства. Отечественное машинострое ние создало сотни новых типов высокопро изводительных машин и механизмов, кото рые обеспечивают дальнейший техниче ский прогресс в народном хозяйстве, об легчают труд, повышают его производи тельность. Благодаря внедрению новой техники, лучшей организации производства, росту творческой инициативы трудящихся и дальнейшему развитию социалистического соревнования, производительность труда рабочих в промышленности возросла на 10 процентов в сравнении с 1950 годом. Повышение производительности труда, лучшее использование производственных мощностей, а также сырья и материалов дани возможность значительно снизить се бестоимость промышленной продукции и поднять внутрип ромьшш и н ые накопления. В 1951 году продолжался подъем соци алистического сельского хозяйства на базе применения новейшей техники, лучшей организации сельскохозяйственных работ в колхозах и совхозах я шщюкого использо вания достижений передовой агрономиче ской науки. Значительно расширены по севные площади зерновых и технических культур, возросло поголовье скота и уве личилась его продуктивность. Валовой уро жай зерновых культур, несмотря на небла гоприятные условия погоды в ряде райо нов СССР, составил в 1951 году 7.400 млн. пудов, причем урожай продовольственных зерновых культур — пшеницы и ржи был выше, чем в 1950 году. Национальный доход ТОР возрос в сравнении с 1950 годом в сопоставимых ценах на 12 процентов. Это обеспечило значительное повышение благосостояния населения и позволило выполнить большую программу строительных работ. Общий объем государственных капиталь ных вложений в 1951 году увеличился по сравнению с 1950 годом на 12 процентов и более чем в два с половиной раза пре высил капитальные вложения предвоенно го 1940 года. Советский народ с огромным подъемом претворяет в жизнь планы великих ста линских строек коммунизма на Волге и Дону, Днепре и Аму-Дарье. Успешно осу ществляется строительство мощных гидро электростанций, каналов и оросительных систем. • На основе больших «достижений в разви тии промышленности и сельского хозяй ства, роста производительности труда и снижения себестоимости продукция, Пра вительством СССР в 1951 году, как из вестно, было проведено четвертое по сче ту в послевоенный период снижение госу дарственных розничных цен на товары массового потребления. В результате это го еще больше повысилась покупательная способность советского рубля, возросли реальная заработная плата рабочих и слу жащих и доходы крестьян, увеличилась продажа товаров населению. . В успехах нашего хозяйственного и культурного строительства проявляется великая непреоборимая сила советского общественного и государственного строя, вызвавшего к жизни могучую активность народа в осуществлении величественного сталинского плана построения коммуни стического общества. Советский народ уверенно идет вперед к новым победам под руководством слав ной коммунистической партии, под води тельством великого Сталина! (Продолжи тельные аплодисменты). Следуя примеру Советского Союза, во одушевленные его достижениями в строи тельстве коммунизма, страны народной де мократии добиваются все больших успе хов в построении основ социализма. 1951 год явился для них годом дальней шего роста народного хозяйства, подъема благосостояния и культуры широких сло ев населения. Крупных успехов в строи тельстве. новой жизни добился великий китайский народ. За короткий срок Ки тайская Народная Республика сумела ук решить строй диктатуры народной демо кратии и добилась серьезных результатов в борьбе за полную экономическую неза висимость от капиталистического мира, в борьбе за индустриализацию страны и подъем культуры. Успешно развивает мир ное строительство Германская Демократи ческая Республика. В то время как Советский Союз и на родно-демократические страны заняты мирным созидательным трудом, в импе риалистическом лагере, возглавляемом Со единенными Штатами Америки, все более усиливается подготовка к новой мировой войне. Соединенные Штаты Америки вновь восстанавливают два очага войны, воз рождая германский империализм на За паде и японский империализм на Восто ке. Известно, что ликвидация этих оча гов в минувшей войне стоила человече ству огромных жертв и лишений. Американские империалисты создают новые агрессивные блоки, строят сотни военных баз на ^ужих территориях, ли хорадочно увеличивают производство всех видов оружия и свертывают гражданскую промышленность. Рост вооружений и милитаризация хо зяйства, проводимые капиталистическими монополиями в погоне за получением мак симальной прибыли, усиливают обнища ние широких масс населения. Прибыли американских монополий ® настоящее время в два раза превышают их прибыли в годы второй мировой вой ны и в 7 раз выше прибылей предвоен ных лет. Вся тяжесть милитаризации экономики и роста вооружений перекладывается на плечи трудящихся, усиливается эксплуа тация, увеличивается налоговое бремя, повышаются цены на предметы массового потребления. В США налоги с населения составляют 60 млрд, долларов, т. е. в три раза больше суммы налогов, поступивших в 1943 военном году. По сравнению с довоенным периодом ставки подоходного налога с низкооплачиваемых слоев насе ления повысились в 8 — 10 раз. В результате огромного (роста военных расходов в США и других странах импе риалистического лагеря резко ухудшается их экономическое и финансовое положение, увеличиваются бюджетные дефициты, уси ливается инфляция. За первую половину 1951 — 1952 бюджетного года дефицит бюджета США составил 7,5 млрд, долларов или четвертую часть всех бюджетных рас- ходов -за этот период. Выполняя требования американских мо нополистов об ускорении темпов вооруже ния, правящие круги Англии сокращают импорт продовольственных товаров, умень- . тают нормы снабжения населения продук тами питания и топливом, продолжают по литику замораживания заработной платы при значительном росте цен на товары. Они поставили свою страну перед М'рачной перспективой банкротства и голода. Дефицит платежного баланса Англии непрерывно увеличивается, запасы золота и долларов быстро истощаются. Только за вторую половину 1951 года эти запасы сократились на 40 процентов. Покупатель ная сила фунта стерлингов и доверие к нему во -всем мире падают. В исключительно тяжелом положении находятся также экономика и финансы Франции. Из года в год растет дефицит бюджета я баланса внешней торговли, ка- Тчастрофичес 1 К 1 И падает покупательная сила франка. К концу 1951 года денежная мас са во Франции достигла колоссальной циф ры в 1 триллион 847 млрд, франков. По сравнению с довоенным периодом сумма денег в обращении увеличилась в 16,5 раза. В 1951 году розничные цены во Франции превышали довоенные в 30 раз, в то время к а к заработная плата рабочих возросла всего в 13 раз. Французские тру дящиеся живут сейчас намного хуже, чем до войны. В то время как в капиталистических странах всячески разжигается военная ис терия и происходит бешеная гонка воору жении, Советский Союз неуклонно прово дит политику мира и разоблачает происки поджигателей войны. Наша страна под ру ководством великого знаменосца мира товарища Сталина вдет в авангарде сил мира и демократии и сплачивает в борьбе за мир все прогрессивное человечество. (Аплодисменты). 0 мирной политике Советского Прави тельства свидетельствует широкий размах хозяйственного и культурного строительст ва в ношей стране. Успешное выполнение Государственного бюджета СССР за 1950 и 1951 годы является ярким показателем роста экономики и культуры нашей стра ны. Исполнение Государственного бюджета СССР в 1950 году, согласно представлен ному на утверждение Верховного Совета СССР отчету, составило по доходам— 422,8 млрд, рублей, по расходам — 413,3 млрд, рублей и в 1951 году по предварительным данным по доходам — 468,0 млрд, рублей, по расходам — 441,3 млрд, рублей. В 1951 году так же, как и в 1950 го ду, бюджет исполнен с превышением до ходов над расходами. Утвержденный Верховным Советом СССР Государственный бюджет СССР на 1951 год по доходам перевыполнен на 9,3 млрд, рублей; доходы бюджета по сравнению с 1950 годом возросли на 45,2 млрд, рублей или на 10,7 процента. Основную часть доходов бюджета соста вили поступления средств от социалисти ческих предприятий 1 И организаций. От числения от прибылей государственных предприятий в бюджет увеличились с 40,4 млрд, рублей в 1950. году до 47,8 млрд, рублей в 1951 году или на 18,5 процента, поступления по налогу с оборо та возросли — соответственно с 236,1 млрд, рублей до 247,8 млрд, рублей или на 4,9 процента. Рост доходов Государственного бюджета СССР от социалистических предприятий происходил в условиях значительного сни жения оптовых пей на материалы и обо рудование и розничных цен на товары массового потребления. В 1951 году план поступления по нало гам с населения выполнен на 101,9 про цента и по государственным займам — на 110,6 процента. Расходы Государственного бюджета СССР в 1951 году были больше, чем в 1950 году, на 28,0 млрд, рублей или на 6,8 про цента. На финансирование народного хозяйства было направлено в 1950 году 157,6 млрд, рублей и в 1951 году — 179,4 млрд, руб лей; на социально-культурны© мероприя тия соответственно 116,7 млрд, рублей и 118,9 млрд, рублей. В 'результате успешного выполнения пла на развития народного хозяйства и бюд жета финансы, кредит и денежное обра щение Советского Государства стали еще боле© прочными. Государственный бюджет СССР на 1952 год Государственный бюджет СССР на 1952 год составлен© соответствии с утвержден ным планом развития народного хозяй ства и обеспечивает необходимыми финан совыми ресурсами новый подъем социали стического производства, повышение уров ня материального благосостояния и куль туры трудящихся, укрепление обороны нашей Родины. Планом развития народного на 1952 год преду сматривается даль нейшее увеличение выпуска промышлен ной продукции на ос нове повышения про изводительности * тру да, всемерного раз вития передовой тех ники, «ведение в дей ствие новых произ водственных мощно стей. В этом году дол жен быть достигнут значительный рост производства сельско хозяйственных про дуктов за счет рас ширения посевных площадей и повы шения урожайности зерновых и техниче ских культур, уве личения поголовья скота и повышения продуктивности ж и вотноводства. В 1952 году пред стоит осуществить большую программу строительных работ во всех отраслях на родного хозяйства, причем особенно по жилищному строитель ству. На основе роста промышленного и сель скохозяйственного производства и расши рения товарооборота в 1952 году еще более возрастет уровень потребления на селения, повысятся реальная заработная плата рабочих и служащих и доходы кол хозников. Бюджету социалистического государства принадлежит важная роль в решении за дач развития народного хозяйства. Государственный бюджет СССР на 1952 год вносится Советом Министров СССР на утверждение в суммах: по доходам 508,8 млрд, рублей и по расходам— 476,9 млрд, рублей, с превышением доходов над расхо дами на 31,9 млрд, рублей. По сравнению с 1951 годом, доходы бюджета увеличи ваются на 8,7 процента и расходы на 8.1 процента. В составе Государственного бюджета СССР на 1952 год союзный бюджет вно сится на утверждение в суммах: по дохо дам — 410,1 млрд рублей и по 'расхо дам — 378,2 млад, рублей. > Государственные бюджеты союзных рес публик представляются в общей сумме по доходам и расходам 98,7 млрд, рублей. По республикам бюджеты предусматриваются в следующих суммах: РСФСР — 54 716 млн. рублей, Украинская ССР — 17 538 млн. рублей, Белорусская ССР— 3 718 млн. рублей, Узбекская ССР — 3 337 млн. рублей,, Казахская ССР — 4 427 ммн. рублей, Грузинская ССР— 2 747 млн. рублей, Азербайджанская ССР — 1 983 млн. рублей, Литовская ССР — 1 4 *1 млн. рублей, Молдавская ССР — 1 162 млн. рублей, Латвийская ССР — 1 415 млн. рублей, Киргизская ССР — 1 067 млн. рублей, Таджикская ССР — 1 013 млн. рублей, Армянская ССР — 1 273 млн. рублей, Туркменская ССР — 983 млн. рублей, Эстонская ССР — 1 059 млн. рублей, Карело-Финская ССР — 845 млн. рублей. Предусмотренные по бюджетам союзных республик средства обеспечивают осуще ствление намеченных планом на 1952 год заданий п© росту производства республи канской и местной промышленности и осу ществление большой программы строитель ства н социально-культурных мероприя тий. > В Государственном бюджете СССР как в доходах, так и в расходах находит свое выражение деятельность огромного коли чества предприятий и учреждений, дея тельность многомиллионного населения на шей страны. Советский бюджет включает более 80 тысяч бюджетов республик, краев, об ластей, районов, городов и сельских мест ностей. У нас нет таких предприятий и учреждений, которые не были бы в той или иной степени связаны с мобилизацией доходов в бюджет и расходованием госу дарственных средств. Все это налагает исключительно боль шую ответственность за исполнение бюд жета на Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся, руководителей министерств и ведомств, которые должны обеспечить выполнение государственных планов по количествен ным и качественным показателям каж дым предприятием, проявлять повседнев ную заботу © своевременном выполнении всеми предприятиями и организациями своих финансовых обязательств перед бюджетом и обеспечивать использование государственных средств в строгом соот ветствии с утвержденными сметами и фи нансовыми планами. Большие задачи в деле выполнения Го сударственного бюджета стоят перед фи нансовыми органами. Финансовые органы обязаны принять все меры к своевремен ному и полному поступлению предусмот ренных по бюджету доходов и обеспечить систематический и действенный контроль за правильным и экономным расходова нием государственных средств. хозяйства Доходы Государственного бюджета СССР на 1952 год Товарищи- депутаты! Основная часть доходов советского бюджета поступает от социалистических предприятий и органи заций. Народное хозяйство СССР, разви вающееся по законам расширенного со циалистического воспроизводства, обеспе чивает неуклонный рост бюджетных до ходе©. Общая сумма доходов Государственного бюджета СССР на 1952 год определена, как было сказано - выше, в 508,8 млрд, рублей, т. е. с ростом против 1951 года на 40,8 млрд, рублей, главным образом за счет поступлений от социалистического хозяйства. По основным вицам доходы бюджета за проектированы в следующих суммах: на лог с оборота — 260,0 млрд, рублей, отчис ления от прибылей — 61, 8 млрд, рублей, «алопи с населения — 47,4 млрд, рублей, государственные займы— 42,5 млрд, руб лей. Отчисления от прибылей государствен ных предприятий увеличиваются против прошлого года на 14,0 млрд, рублей или ш 29,2 процента, а поступления налога с. оборота возрастают на 12,2 млрд, рублей или на 4,9 процента. Рост этих доходов бюджета обусловлен дальнейшим увеличе нием производства, снижением себестоимо сти продукции и увеличением на этой ос нове денежных накоплений социалистиче ских предприятий. Общая сумма прибыли в отраслях народ ного хозяйства в 1952 году составит 88,1 млрд, рублей против 74,7 млрд, рублей в 1951 году. Рост прибылей позволяет оста вить значительную их часть в распоря жении предприятий и министерств на рас ширение производства. В то же время от числения от прибылей в Государственный бюджет увеличиваются, 1а удельный вис этих отчислений в доходах Государствен ного бюджета повышается с 10,2 процента в 1951 году до 12,2 процента в 1952 году. В прошлом году были достигнуты серь езные успехи в снижении себестоимости продукции и увеличении прибылей в на родном хозяйстве. За счет снижения себе стоимости государственные промышленные предприятия и организации получили эко. номию свыше 26 млрд, рублей, не считая экономии за счет снижения оптовых цен т сырье и материалы. Наиболее значи тельное снижение себестоимости и повы шение рентабельности имело место в отрас лях тяжелой промышленности. На основе роста производительности тру да и снижения себестоимости Правительст во вначительно снизило с 1 январи 1952 года оптовые цены на орудия ч средства производства и грузовые тарифы. С учетом снижения оптовых цен и тарифов государ ственным планом развития народного хо зяйства на 1952 год предусмотрено даль нейшее снижение себестоимости промыш ленной продукции, что должно обеспечить экономию в сумме 42,9 млад, рублен. Систематическое внедрение в производ ство новой техники и передовой техноло гии, улучшение организации производства и неуклонный рост квалификации кадров создают большие возможности для дальней шего повышения производительности труда и на этой основе снижения себестоимости продукции. , I Важное значение для снижения себесто имости продукции имеет развитие новых форм социалистического соревнования, ко торые направлены на улучшение качест венных показателей работы предприятий, экономию сырья и материалов на каждой производственной операции, более полное использование обору.давания и повышение технико-экономических показателей. Задача руководителей предприятий, пар тийных и профсоюзных организаций состо ит в том, чтобы еоце шире развертывать социалистическое соревнование, во-время подхватывать и делать достоянием всех ра ботников все новое и передовое, что рож дается в борьбе за коммунизм. Следует сказать, что некоторые мини стерства, предприятия и хозяйственные организации еще далеко неполностью ис пользуют имеющиеся возможности для дальнейшего снижения себестоимости про дукции, сокращения издержек обращения и повышения рентабельности отраслей хо зяйства. Министерство рьгбной промышленности СССР еще не изжило серьезных недостат ков в своей хозяйственно-финансовой Де ятельности, которые отмечались на прош лой сессии Верховного Совета СССР, и допустило в истекшем году на предприя тиях Главкамчатрыбпрома, Главсахалнн- рыбпрома, Главамуррыбпрома большие по тери продукции и убытки. Крупные убытки имели место также в Министерстве лесной промышленности СССР по лесозаготовительным предприя тиям Главсеверокомилеса, Главвостлеса и Главзаисиблеса. Не выполнили в 1951 году заданий по снижению себестоимости и планов накоп лений Министерство тяжелого машино строения и Министерство машиностроения и приборостроения. 4 Указанным министерствам необходимо сделать выводы из результатов хозяйст венно-финансовой деятельности их пред приятий за 19 51 год и принять меры, обеспечивающие укрепление хозяйствен ного расчета, выполнение всеми предпри ятиями заданий по снижению себестоимо сти продукции и планов накоплений. В борьбе за снижение себестоимости серьезное внимание следует уделять ликви дации имеющихся на многих предприя тиях перерасходов сырья и материалов, потерь от брака и других непроизводи тельных расходов. Спитакский сахарный завод Министерства пищевой промышлен ности СССР © результате больших потерь в 1951 году недодал государству 5,5 тыс. центнеров сахара. Вследствие нарушения технологической дисциплины отдельные заводы Министер ства черной металлургии в 1951 году превысили установленные нормы расхода металла. В прокатных цехах Ново-Тагиль ского завода перерасходовано металла на 13 млн. рублей, на заводе «Амурсталь» — на 5,4 млн. рублей и на Челябинском за воде — на 8 млн. рублей. Одним из основных условий дальней шего снижения себестоимости продукции является также улучшение организации труда на предприятиях и экономное рас ходование фондов заработной платы. Не все предприятия выполняют, однако, эти требования. На Сясьоком целлюлозе©-бумаж.ном ком бинате в прошлом году незаконно Опла чивались невыполненные работы, завы шались оклады служащим, допускались, другие нарушения финансовой дисципли ны. Министерство бумажной и деревопере рабатывающей промышленности вместо принятия необходимых мер к улучшению работы комбината и устранению указан- ных нарушений выдавало ему разрешения на покрытие перерасходов фонда заработ ной платы. Ленинградский машиностроительный за вод Главтекстильлегмаша Министерства ма шиностроения и приборостроения за 1951 год не выполнил производственную прог рамму и допустил перерасход по заработ ной плате на 13,5 млн. рублей. Министерства и ведомства должны улучшить планирование и организацию труда на производстве и обеспечить стро гое Соблюдение установленной численно сти рабочих и фондов заработной платы у од каждым предприятием. Необходимо навести жесткий режим экономии в расходах на текущий ремонт, которые в народном хозяйстве составляют многие миллиарды рублей. Министерство финансов СССР проверило расходование средств на текущий ремонт на многих предприятиях и выявило серь езные недостатки в этом деле. На ряде предприятий денежные сред ства, ассигнуемые на текущий ремонт, используются на цели, не предусмотренные планом. Министерства и их главные уп равления еще слабо контролируют расхо дование средств на текущий ремонт и не принимают необходимых мер к упорядоче нию этих расходов. Совет Министров СССР обязал мини стерства и центральные учреждения сок ратить в 1952 году расходы промышлен ных предприятий на текущий ремонт на 10 процентов по сравнению с фактиче скими расходами в 1951 году за счет снижения стоимости ремонта, устра нения излишеств в этих расходах и иск лючения расходов, не относящихся к за тратам на текущий ремонт. Большое значение для увеличения эко номии имеет правильное планирование министерствами заданий предприятиям по снижению себестоимости отдельных видов изделий. Совет Министров СССР в недавно при нятом решении указал на серьезные не достатки в планировании себестоимости промышленной продукции в министерст вах тяжелого машиностроения, станко строения, электропромышленности и не которых других машиностроительных ми нистерствах и обязал их навести должный порядок в планировании, учете и кальку ляции себестоимости изготовляемой про дукции. На ряде предприятий этих министерств в плановых калькуляциях завышались затраты на материалы и заработную пла ту путем увеличения норм расходования сырья, материалов, электроэнергии и топ лива, искусственного завышения затрат труда и расценок, а также за счет вклю чения необоснованных доплат за откло нения от технологических процессов Глав ные управления министерств не проверяли . должным образом калькуляции и расчеты себестоимости. Недостатки в планировании себестои мости продукции в машиностроительных министерствах явились также результа том недопустимого ослабления внимания к качеству разработки техпромфинпланов ад предприятиях. Необходимо повысить ответственность руководителей министерств и предприя тий за планирование себестоимости, улуч шить нормирование труда и материалов, обеспечить жесткий контроль за цеховы ми и общезаводскими расходами. План по себестоимости и плановые калькуляции на предприятиях должны » разрабатываться исходя из передовых _ норм использования оборудования я ут- вержденных технико-экономических нор мативов по расходованию сырья, материа лов, топлива, электроэнергии и по затрате труда на единицу изделия. Правительство осудило как неправильную и ведущую к завышению плановой себестоимости прак тику определения элементов затрат пред* * приятий и себестоимости отдельных ви дов изделий исходя только из фактиче ских затрат за предыдущий период, без анализа этих данных и разработки необ ходимых мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости изготовляемой продукции, а также по ликвидации не производительных расходов и потерь, свя занных с нарушением технологической дисциплины на производстве. Министерствам, руководителям прм- приятий и хозяйственных организаций необходимо вести более решительную борь бу за усиление режима экономии, имею щего важнейшее значение для дальней шего развития народного хозяйства. В этих целях надо повседневно укреплять хозяйственный расчет, как основной ме тод социалистического хозяйствования, шире внедрять экономные методы произ водства, более эффективно использовать выделяемые государством в распоряжение предприятий материальные и денежные средства. (Окончание см. на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz