Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 3 4 марта 1952 г., № 54 (6368)' Гоголь н русский театр Жемчужина, гоголевской драматургии — «Ревизор» впервые был поставлен на сце­ не императорского Театра в С.-Петербурге в 1836 году. Зрители, как писалось, «помирали со смета». Но автор не был доволен первыми спектаклями. Он считал, что его комедия сыграна слишком поверхностно, к приемах беззубого фарса. В «Авторской испсведн» Гоголь писал: «Если смеяться, т а ! уже лучше смеяться сильно и над тем, что деи- |\вцельно достойно осмеяния всеобщего. В ' «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делают­ ся в тех местах и в тех случаях, где боль­ ше всего требуется от человека справедли­ вости, и за одним разом посмеяться над всем». По этой неудовлетворенности и желания усилить социальную значимость комедии возник план ее переработки, осуществлен­ ный через пять лет после премьеры, в 1841 году. В новом варианте Гоголь зна­ чительно усилил сатирическое звучание пьесы. Именно в этом варианте появилось '"обращение Городничего к смеющимся зри­ телям: «Чему смеетесь? Над собою смее­ тесь!» К Николаю I — главному кре­ постнику, к его чиновникам-казпокрадам и взяточникам, ко всему проклятому крепост­ ническому (режиму относятся эти гневные обличительные слова. Недаром Ф. Ф. Вп- гель, известный реажцишностью свои^ взглядов, после представления «Ревизора.» писал М. Н. Загоскину: «Автор выдумал ка­ кую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые из­ редка на поверхности настоящей России на­ ходишь... Я знаю господина автора: э т о ю н а я Р о с с и я во в с е й ее н а г ­ л о с т и и ц и н и з м е » (Разрядка моя.— К. 3 .). В последнем брызжущий бешеной слю­ ной реакционер пе ошибся. Да, это был го­ лос не России крепостников, а подлинной народной Руси, вечно юной и дерзающей, ЭТО бЫЛ МОГУЧИЙ Протест ПРОТИВ ЩКЧПОСТ- лического рабского строя. И это именно характеризует смех гоголевской драматур­ гии, как и всего художественного творче­ ства великого писателя, которое, по словам Герцена, представляло собой «страшную исповедь современной России...» ( Основоположник великой русской реали­ стической школы — Н. В. Гоголь необы­ чайно высоко ставил общественно-полити­ ческие задачи драматургии, неразрывно свя- *\ занной в его представлении с театром. В своих статьях й письмах он неоднократно возвращается к этому вопросу, утверждая, что тратр «это такая кафедра, с которой питается разом целой толпе урок», с кото­ рой «можно много сказать миру добра». Главным драматургическим творением Гоголя является «Ревизор», написанный, по свидетельству самого автора, на сюжет, подсказанный ему Пушкиным. «Реви­ зор»— гениальная общественная комедия, показавшая старую дворянскую Россию во всем ее безобразии. Замысел комедии, ра­ зоблачавший «свиные рыла» плутов, во­ ров, держиморд, глумившихся и издевав­ шиеся над народом, выражен Гоголем в на­ родной пословице, взятой эпиграфом к произведению: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Гоголь после «Ревизора», вышедшего в свет в 1836 году, возвращается к драма­ тургии только в 1840 году. К периоду 1840 — 1842 годов относится пересмотр ранее написанного, переделка или оконча­ ние работы над незавершенными произве­ дениями. Так появляются «Женитьба», «Игроки», «Тяжба.», «Лакейская», «Отры­ вок» и «Театральный разъезд». Если «Ре­ визор» явился отражением бюрэкратически- чиновничьего мира крепостническо-дворян­ ской Россия со всеми его мерзостями, то «Женитьба», по выражению император­ ского цензора Никитенко, представляла ид себф «нечто вроде очерка нравов из низ­ шего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге». Кажущееся на первый взгляд безобидным изображение Гоголем персонажей «Женить­ бы» заключало в себе глубокий сатири­ ческий смысл. Умственная пустота, обы­ вательщина, пошлость и тупость действу­ ющих лиц «Женитьбы», лишенных естест­ венных человеческих чувств, все это явилось новым обличением самодержавно­ крепостнического строя и вызвало раздра­ жение в реакционных кругах. Б ытовая ос­ нова, неторопливое развитие действия ко­ медии, типическая зарисовка купеческого и мещанского быта дали повод Н. Г. Чер­ нышевскому утверждать, что Гоголь под­ готовил своими произведениями дорогу та­ ланту Островского с его мелкими чиновни­ ками, свахами, купеческими дочками. Особое место в творчестве Гоголя зани­ мает «Театральный раз езд». представляю­ щий из себя как бы театрализованное ис­ следование общественно-политическою зна­ чения комедии, смысла и значения смеха. «Театральный разъезд» был написан непо­ средственно после первого представления «Ревизора». Гоголь старался придать этой пьесе принципиальнее обобщающее значе­ ние и более всего, не хотел, чтобы она вы­ глядела комментариями только к «Ревизо­ ру». В «Театральном разъезде» великий писатель дал бой реакционным критикам своего творчества Булгарину и Сенковеко- му. «Театральный разъезд» и «Предуведом­ ление для тех, которые пожелали бы сы­ грать как следует «Ревизора», вместе с письмами писателя к Щепкипу, Погодину, Сосницкому характеризуют Гоголя как бле­ стящего дра.матурга-театроведа, режиссера и педагога. Во. взгляде на задачи акгера Го­ голь утверждал те же положения реализма, которые легли в основу школы великого реформатора сцены М. С. Щепкина, а в наше время являются основой школы ак­ терского мастерства К. С. Станиславского. Все замечательные мысли Гоголя о те­ атральном искусстве, включая взгляды на актерское и режиссерское творчество, где он требовал тщательного анализа материа­ ла, постепенного, вхождения в образ и обя­ зательной жизненной правды, которая, од­ нако, должна быть претворена в сцениче­ скую, говорят о глубоком знании предмета и служат развитию театральной культуры и в наше время. Театр Гоголя — это прежде вгого театр, имеющий точную общественную направ­ ленность, театр жизненной правды, театр, яркой русской речи с ее богатейшим, не­ сравнимым словарем, театр народный, ухо­ дящий корнями в мысли народа о свободе и человечности. ч К. ЗУБОВ, народный артист СССР, главный режиссер Малого Академического театра СССР, лауреат Сталинской премии. В колхозной деревне Сгутцатотся вечерние сумерки. На небе зджкрились бесчисленные звезды, и как бы соперница я с ними в селе Данково за­ жглись сотне электрических лампочек. Трудовой день окончен. Славно порабо­ тали сегодня колхозники сельскохозяй­ ственной артели «Красный Октябрь». Пред­ седатель колхоза депутат Областного Со­ вета Андрей Павлович Некрасов с удов­ летворением отметил в своей записной книжке, что посевной материал полно­ ч ь ю отсортирован, отремонтирована по­ следняя сеялка, значительно пополнены зфасы кормов на фермах. Вечером, приодевшись, молодые и по- жйлые колхозники группами и поодиноч­ ке спешат в клуб на вечер, посвященный великому русскому писателю, гониально- < му художнику слова Н. В. Гоголю. Произведения Н. В. Гоголя пользуются огромной популярностью у колхозников сельхозартели «Красный Октябрь». С боль­ шим интересом они читают «Мертвые ду­ ши», «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедию «Ревизор» и другие произведения. В связи со столетием со дня смерти Н. В. Гоголя комсомольцы оформили в колхозном клубе выставку произведений пи­ сателя, фотомонтаж, повествующий о его жизненном и творческом пути, стенды, посвященные творчеству писателя. С докладом на вечере выступила пре* подаватель литературы Л.-Россешанс кой средней школы Л. К. Дыхова. Затем заведующий конефермой колхоза, Герой Социалистического труда И. К. Мок­ шие с теплотой сказал. — Советский парод любит и ценит Гого­ ля. В его бессмертных произведениях «Мертвые души», «Ревизор» и других глубоко отображена старая иомещичье- крепостническая Россия, показано, как трудно было жить простому народу в ти­ сках помещичьего произвола и самодер­ жавия. Как бы иллюстрированным дополнени­ ем к докладу участниками коллективов самоаоятельносш был дан большой концерт. С большим интересом колхозниками бы­ ли прослушаны песни «Добрый вечер, па- нм-матко» из онеры «Черевички», «Реве тай стогне Днипр широкий», исполненные ученицами школы. Драмжоллектив показал инсценировку «Майской ночи». Со сцены были прочитаны отрьгвкп из произведений писателя: «Русь» (Тройка), монолог Тарана Бульбы и другие. Трудящиеся района вместе со всем со­ ветским народом чтут память великого русского писателя. П. ОСИПОВ. Л.-Россошанский район. Народное искусство «П о к аж ит е м н е н а р о д , I/ которого бы бо л ьш е бы л о п е се н ...» Н. В. Гоголь «Нет уз святее товарищества! Отец любит евое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое ди­ тя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только че­ ловек. Бывали и в других землях товарищи, но таки х, ка к в Русской земле, не было таки х товарищей». . н. В. ГОГОЛЬ («Тарис Бульба»). НашГоголъ Гоголь дорог нам, советским людям, не тольк как великий мастер художест­ венного слова. Он дорог и близок нам своими прогрессивными идеями, своим гума­ низмом. Гоголь принадлежал к числу тех писателей, которые, (работая для настоя­ щего, готовили будущее. Выражая передовые идеи и устремления своей эпохц, он с огромной силой высмеял пороки крепостничества, создал яркие образы, не утра­ тившие своего значения и в наши дни. Сколько собакевичей, ноздревых и Чичико­ вых живет сейчас в той же Америке и в других капиталистических странах! Сколь­ ко горя испытывает трудовой народ этих стран! А наша любимая Родина цветет и богатеет. Растет культура, повышаются ду­ ховные запросы трудящихся. Настало то время, о котором лучшие сыны русского народа мечтали в прошлом, когда труженики города и села в произведениях Гоголя и Пушкина, Чехова и Горького черпают вдохновение для борьбы за построение свет­ лого коммунистического общества. Г. КОНОНОВ, слесарь-сборщик воронежского завода им. Калинина. Воспоминания о тяжелом прошлом нашей страны охватывают меня, когда я перечитываю «Мёртвые души». Почти полвека прожил я в такой России, работая, не разгибая спины, от зари до зари на Плюшкиных, маниловых, собакевичей и км подобных. Мне идет восьмой десяток. Но по-настоящему я начал жить только после Ве­ ликой Октябрьской революции. При советской власти я научился читать и писать и прочёл произведения ,Н. В. Гоголя. Они помогли мне глубже и правильнее оценить прошлое, «ш.а лучше полюбить нашу советскую жизнь. П. СТЕПАНЕНКО , колхозник россошанской сельхозартели им. Буденного. Кто из нас не получал большого истинного наслаждения, читая чудные стра­ ницы гоголевских произведений! Кто не смеялся от души, не возмущался до глуби­ ны сердца, не закипал гневом, переживая всё, что читал. Великий писатель силою своего таланта уносит читателя то в холодную север­ ную столицу, то в родные украинские степи. Сказочно-диковинная старина сме­ няется у Гоголя исторической былью. С беспощадной правдой разоблачал он в своих произведениях самсдержанно-крепоетндачеохую действительность, показал всё дурное, что было в царской России. Гоголь — великий патриот своей Родины. Он предсказывал великое я светлое будущее русскому народу и своей Родине, сравнивая страну с «птицей-тройкой», несущейся вперед, выступал против рабского преклонения перед буржуазной куль­ турой Запада. Имя Гоголя, автора бессмертных произведший, горячего патриота сво­ ей Родины, дорого каждому русскому человеку. Н. УСТИНОВСКАЯ, учительница семилетней школы Хреновского района. Гоголь! Его произведения с любовью читают и в городе и в ауле, читают в квартире рабочего, в доме колхозника и в аудиториях института. Перед нами встают.^бразы Илюшкина и Ноздрева, Собакевича и Манилова, встает могучий богатырь Тарас Бульба, готовый итти за русский народ на любые муки и страдания. А .вот мчится необгоннмая птица-тройка. Это —• образ Руси, пе? ред которой «постораииваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Память о великом русском писателе живет в сердце каждого советского чело­ века. Она живет вместе с его бессмертными пронаведениями. М. ТИХОМИРОВ, студент Воронежского педагогического института. В блестящем созвездии гениальных классиков русской литературы особое место Принадлежит волшебнику слова, глубоко народному писателю Н. В. Гоголю. Мы любим Гоголя за его любовь к Родине, народам России и ненависть к экс­ плуататорскому строю. Мы любим писателя-сатирика за ого замечательный гоголев­ ский юмор, за неповторимое умение так волнующе передать удивительную красоту, величие и прелесть души простых людей из народа. С. БЕНКЛИЕВ, доцент Воронежского госуниверситета. В тяжелые годы крепостнической реак­ ции Н. В. Гоголь стремился пробудить ин­ терес у передовых мыслящих людей к на­ родному творчеству. Он говорил о народной песне, что это «народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обна­ жающая ©сю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, исполнена ©сего поэтического ...при ©сей мног©стого№ности ее... весь пыл, все силь­ ное, юное бытие его выливается в народ­ ных песнях». Великий писатель с детских лет слушал прекрасные народные песни, сказки. Так же, как и на Пушкина. Некрасова, Коль­ цова, Никитина и многих замечательных русских художников слова, народное твор­ чество благотворно влияло на формирование молодого Гоголя, подсказывало ему темы его великих творений. Глубокий знаток и тонкий ценитель народных песен, Гоголь замечал: «Кто не пронишул в них глубо­ ко, тот ничего не узнает о прошедшем быте... Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и от­ тенки чувств, волнений, страданий, весе­ лий изображаемого народа, *когда захочет выпытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворен вполне». Гоголь с восторгом отмечает появление на русской сцене оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, в которой впервые ©о всю ширь зазвучали интонации русских на­ родных песен. Добывав в Александрийском театре на этой опере. Гоголь в своих вос­ поминаниях о поездке в Петербург писал: «Об энтузиазме, произведенным оперою... и говорить нечего: он понятен и известен уже целой России», «Какую оперу можно составить из наших национальных моти­ вов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен». Любовью к народной музыке проникну­ ты произведения Гоголя. Вот почему ве­ ликие русские композиторы П. И. Чайков­ ский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Му­ соргский с упоением обращались к его тво 1 рчеству, создав на гоголевские сюжеты такие гениальные произведения ка к «Че­ ревички», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», ставшие гордостью нашей наци­ ональной музыкальной культуры. Сводами произведениями о народе Гоголь как бы подсказывал композиторам темы народной музыки, и не случайно в основу арии | Оксаны легла народная песня «Цвела яб­ лонька в садочке», а в «Майской ночи» широко использованы обрядовые народные песни, составляющие не только фон оперы и развитие ее сюжета, но всю фабулу. Гоголь глубоко понимал душу народных певцов и с гордостью заявлял: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ, имел поэтическое расположе­ ние, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жа­ лобы и если эти жалобьг не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях». Сегодня, в день столетия со дня смерти великого писателя, мы преклоняемся перед ним за огромную любовь к родной народ­ ной песне. Мы не можем без радостного вол­ нения не отметить небывалого расцвета народного творчества в нашей стране. По­ всюду свободно звучат народные песни о счастливой жизни советского человека, строящего коммунизм. Наша крылатая на­ родная песня является неотъемлемым спут­ ником во всех наших многогранных делах. За годы советской власти только на во­ ронежской земле были созданы и выросли два профессиональных государственных коллектива русской народной песни. Рас­ цветают таланты в городах и колхозных селах. Тысячи народных певцов нашей об­ ласти объединены в хоровые коллективы, откуда народные песни счастливых людей неустанно летят вдаль, рассказывая о тру­ довых успехах, радостях жизни, о любви к Родине, нашему дорогому вождю велико­ му Иосифу Виссарионовичу Сталину. Совеем недавно московские радиостанции в своих передачах ив Миргорода ознакоми­ ли советского слушателя с сегодняшней жизнью людей родины Н. В. Гоголя. Пев­ цы Миргорода пели свои любимые народ­ ные песни, одна из них была и наша «Тру­ довая колхозная», созданная певцами на­ шей области. Радиоволны донесли до нас задушевное исполнение родной песни. Какой замечательный, большой путь прош­ ла она! Великое счастье жить в наше время, когда народная песня стала свободной, мо­ лодой и поистине массовой, стала любимым иокусств'ом, о котором мечтал Гоголь. К. МАССАЛИТИНОВ, лауреат Сталинской премии. Сегодня в Миргороде Станция Миргород. Покрытые инеем деревья, заснеженный перрон. Шум и су­ ета, свойственные любому вокзалу. Боль­ шая группа курортников и экскурсантов, прибывших с поездом, входит в здание. Здесь много света и воздуха. Глаз лас­ кает прекрасная роспись и лепка. Главная улица. — Имени Николая Васильевича Гого­ ля, — с гордостью произносит местный житель, угадывая то, о чем думают его спросить приехавшие. Вот он — Миргород, прославленный на весь мир вдохновенным пером великого русского писателя. Ярка жизнь советского Миргорода. С утра до ночи полны народом его улицы, одна за другой мчатся автомашины. В эти дни в город, к достопамятным гоголев­ ским местам прибывают многочисленные экскурсии. Приехавшие с большим интере­ сом осматривают в краеведческом музее выставку, посвященную столетию со дня смерти Гоголя, Директор музея Иван Кононович Ка­ люжный вместе с научными сотрудника­ ми разыскал интересные старинные ма­ териалы, повествующие о том Миргороде, который знал живший здесь Гоголь. В 1836 году Миргород был небольшим ме­ стечком, затерянным в провинциальной глуши царской России. Ветряные, водяные мельницы, маслобойка, канатная фабри­ ка, кирпичный завод... На этих кустар­ ных предприятиях все работы производи­ лись крепостными крестьянами. В уезд­ ном и приходском училище обучалось 40 учеников. Из 20 учащихся уеедного учи­ лища 19 являлись детьми дворян и только один был из так называемого «по­ датного сословия». Больницы в местечке не было. Четыре кабака и четыре церк­ ви — вот и все «общественные заведе­ ния», куда имел свободный доступ ПР06- той человек. Всеочитающая революционная буря в Октябре 1917 года смела помещичье-ка­ питалистический строй. Годы сталинских пятилеток преобразили город. Появились оснащенные передовой техникой предпри­ ятия — маслозавод, птицекомбинат, мясо­ комбинат, кирпичный, крупяной, коже­ венный заводы, торфоразработки, две ме­ ханизированные мельцицы, машинно-трак­ торная станция. После Великой Отече­ ственной войны, кроме восстановленных предприятий, здесь выросли и новые — обозостроительный, пенькообрабатываю­ щий заводы. Тысячи детей рабочих,- колхозников и служащих заполняют в часы учебы свет­ лые классы школ — четырех средних, трех семилетних и одной начальной. Сот­ ни человек учатся в областной школе шелководов, межрайонной школе механи­ заторов, в керамическом техникуме. В го­ роде большая сеть культурно-просвети­ тельных учреждений: клубов, кинотеат­ ров, библиотек. Имеются парк и стадион. Да, не тот теперь Миргород! Иной стала и река Хорол, пересекаю­ щая город. Колхозники преобразили берега Хорола. Солонцы распаханы и удобрены. В пойме реки выращиваются высокие урожаи. Советские люди, воспитанные больше­ вистской партией, принесли новую славу Миргороду. В далеком прошлом остались старосветские помещики, канула в веч­ ность затхлая атмосфера провинции, где, по выражению Гоголя, ни одно желание не перелетало за частокол. Славен Миргород своими стахановцами промышленности, передовиками сельского хозяйства. В первом ряду среди сотен и тысяч идут знатные люди Миргородского района — Герой Социалистического Труда Прасковья Таран, стахановец кажзаводв Лабортас, дающий 157 процентов выпол­ нения нормы в течение года, формовщи­ ца кирпичного завода Тишкова, бригадир крупяного завода Ядов. Все эти люди —• замечательные новаторы производства. В Миргородщине родился Николай Ва­ сильевич Гоголь. В соседнем селе Зубов- ка жил классик грузинской поэзии Давид Гурамдашвили, автор бессмертного творе­ ния «Давидиани». Память е нем хранит украинский народ. Украинский поэт Тарас Шевченко часть произведений писал на русском языке, получая помощь и поддержку от передо­ вых русских людей. И, как символ сталинской дружбы на­ родов СССР, широкие миргородские ули­ цы носят имена: Гоголя, Давида Гура- мишвпли, Шевченко. Мих. ХОМЕНКО. В . г о г о л ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz