Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 3 4 марта 1952 г., № 54 (6368)' Гоголь н русский театр Жемчужина, гоголевской драматургии — «Ревизор» впервые был поставлен на сце не императорского Театра в С.-Петербурге в 1836 году. Зрители, как писалось, «помирали со смета». Но автор не был доволен первыми спектаклями. Он считал, что его комедия сыграна слишком поверхностно, к приемах беззубого фарса. В «Авторской испсведн» Гоголь писал: «Если смеяться, т а ! уже лучше смеяться сильно и над тем, что деи- |\вцельно достойно осмеяния всеобщего. В ' «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делают ся в тех местах и в тех случаях, где боль ше всего требуется от человека справедли вости, и за одним разом посмеяться над всем». По этой неудовлетворенности и желания усилить социальную значимость комедии возник план ее переработки, осуществлен ный через пять лет после премьеры, в 1841 году. В новом варианте Гоголь зна чительно усилил сатирическое звучание пьесы. Именно в этом варианте появилось '"обращение Городничего к смеющимся зри телям: «Чему смеетесь? Над собою смее тесь!» К Николаю I — главному кре постнику, к его чиновникам-казпокрадам и взяточникам, ко всему проклятому крепост ническому (режиму относятся эти гневные обличительные слова. Недаром Ф. Ф. Вп- гель, известный реажцишностью свои^ взглядов, после представления «Ревизора.» писал М. Н. Загоскину: «Автор выдумал ка кую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые из редка на поверхности настоящей России на ходишь... Я знаю господина автора: э т о ю н а я Р о с с и я во в с е й ее н а г л о с т и и ц и н и з м е » (Разрядка моя.— К. 3 .). В последнем брызжущий бешеной слю ной реакционер пе ошибся. Да, это был го лос не России крепостников, а подлинной народной Руси, вечно юной и дерзающей, ЭТО бЫЛ МОГУЧИЙ Протест ПРОТИВ ЩКЧПОСТ- лического рабского строя. И это именно характеризует смех гоголевской драматур гии, как и всего художественного творче ства великого писателя, которое, по словам Герцена, представляло собой «страшную исповедь современной России...» ( Основоположник великой русской реали стической школы — Н. В. Гоголь необы чайно высоко ставил общественно-полити ческие задачи драматургии, неразрывно свя- *\ занной в его представлении с театром. В своих статьях й письмах он неоднократно возвращается к этому вопросу, утверждая, что тратр «это такая кафедра, с которой питается разом целой толпе урок», с кото рой «можно много сказать миру добра». Главным драматургическим творением Гоголя является «Ревизор», написанный, по свидетельству самого автора, на сюжет, подсказанный ему Пушкиным. «Реви зор»— гениальная общественная комедия, показавшая старую дворянскую Россию во всем ее безобразии. Замысел комедии, ра зоблачавший «свиные рыла» плутов, во ров, держиморд, глумившихся и издевав шиеся над народом, выражен Гоголем в на родной пословице, взятой эпиграфом к произведению: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Гоголь после «Ревизора», вышедшего в свет в 1836 году, возвращается к драма тургии только в 1840 году. К периоду 1840 — 1842 годов относится пересмотр ранее написанного, переделка или оконча ние работы над незавершенными произве дениями. Так появляются «Женитьба», «Игроки», «Тяжба.», «Лакейская», «Отры вок» и «Театральный разъезд». Если «Ре визор» явился отражением бюрэкратически- чиновничьего мира крепостническо-дворян ской Россия со всеми его мерзостями, то «Женитьба», по выражению император ского цензора Никитенко, представляла ид себф «нечто вроде очерка нравов из низ шего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге». Кажущееся на первый взгляд безобидным изображение Гоголем персонажей «Женить бы» заключало в себе глубокий сатири ческий смысл. Умственная пустота, обы вательщина, пошлость и тупость действу ющих лиц «Женитьбы», лишенных естест венных человеческих чувств, все это явилось новым обличением самодержавно крепостнического строя и вызвало раздра жение в реакционных кругах. Б ытовая ос нова, неторопливое развитие действия ко медии, типическая зарисовка купеческого и мещанского быта дали повод Н. Г. Чер нышевскому утверждать, что Гоголь под готовил своими произведениями дорогу та ланту Островского с его мелкими чиновни ками, свахами, купеческими дочками. Особое место в творчестве Гоголя зани мает «Театральный раз езд». представляю щий из себя как бы театрализованное ис следование общественно-политическою зна чения комедии, смысла и значения смеха. «Театральный разъезд» был написан непо средственно после первого представления «Ревизора». Гоголь старался придать этой пьесе принципиальнее обобщающее значе ние и более всего, не хотел, чтобы она вы глядела комментариями только к «Ревизо ру». В «Театральном разъезде» великий писатель дал бой реакционным критикам своего творчества Булгарину и Сенковеко- му. «Театральный разъезд» и «Предуведом ление для тех, которые пожелали бы сы грать как следует «Ревизора», вместе с письмами писателя к Щепкипу, Погодину, Сосницкому характеризуют Гоголя как бле стящего дра.матурга-театроведа, режиссера и педагога. Во. взгляде на задачи акгера Го голь утверждал те же положения реализма, которые легли в основу школы великого реформатора сцены М. С. Щепкина, а в наше время являются основой школы ак терского мастерства К. С. Станиславского. Все замечательные мысли Гоголя о те атральном искусстве, включая взгляды на актерское и режиссерское творчество, где он требовал тщательного анализа материа ла, постепенного, вхождения в образ и обя зательной жизненной правды, которая, од нако, должна быть претворена в сцениче скую, говорят о глубоком знании предмета и служат развитию театральной культуры и в наше время. Театр Гоголя — это прежде вгого театр, имеющий точную общественную направ ленность, театр жизненной правды, театр, яркой русской речи с ее богатейшим, не сравнимым словарем, театр народный, ухо дящий корнями в мысли народа о свободе и человечности. ч К. ЗУБОВ, народный артист СССР, главный режиссер Малого Академического театра СССР, лауреат Сталинской премии. В колхозной деревне Сгутцатотся вечерние сумерки. На небе зджкрились бесчисленные звезды, и как бы соперница я с ними в селе Данково за жглись сотне электрических лампочек. Трудовой день окончен. Славно порабо тали сегодня колхозники сельскохозяй ственной артели «Красный Октябрь». Пред седатель колхоза депутат Областного Со вета Андрей Павлович Некрасов с удов летворением отметил в своей записной книжке, что посевной материал полно ч ь ю отсортирован, отремонтирована по следняя сеялка, значительно пополнены зфасы кормов на фермах. Вечером, приодевшись, молодые и по- жйлые колхозники группами и поодиноч ке спешат в клуб на вечер, посвященный великому русскому писателю, гониально- < му художнику слова Н. В. Гоголю. Произведения Н. В. Гоголя пользуются огромной популярностью у колхозников сельхозартели «Красный Октябрь». С боль шим интересом они читают «Мертвые ду ши», «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедию «Ревизор» и другие произведения. В связи со столетием со дня смерти Н. В. Гоголя комсомольцы оформили в колхозном клубе выставку произведений пи сателя, фотомонтаж, повествующий о его жизненном и творческом пути, стенды, посвященные творчеству писателя. С докладом на вечере выступила пре* подаватель литературы Л.-Россешанс кой средней школы Л. К. Дыхова. Затем заведующий конефермой колхоза, Герой Социалистического труда И. К. Мок шие с теплотой сказал. — Советский парод любит и ценит Гого ля. В его бессмертных произведениях «Мертвые души», «Ревизор» и других глубоко отображена старая иомещичье- крепостническая Россия, показано, как трудно было жить простому народу в ти сках помещичьего произвола и самодер жавия. Как бы иллюстрированным дополнени ем к докладу участниками коллективов самоаоятельносш был дан большой концерт. С большим интересом колхозниками бы ли прослушаны песни «Добрый вечер, па- нм-матко» из онеры «Черевички», «Реве тай стогне Днипр широкий», исполненные ученицами школы. Драмжоллектив показал инсценировку «Майской ночи». Со сцены были прочитаны отрьгвкп из произведений писателя: «Русь» (Тройка), монолог Тарана Бульбы и другие. Трудящиеся района вместе со всем со ветским народом чтут память великого русского писателя. П. ОСИПОВ. Л.-Россошанский район. Народное искусство «П о к аж ит е м н е н а р о д , I/ которого бы бо л ьш е бы л о п е се н ...» Н. В. Гоголь «Нет уз святее товарищества! Отец любит евое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое ди тя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только че ловек. Бывали и в других землях товарищи, но таки х, ка к в Русской земле, не было таки х товарищей». . н. В. ГОГОЛЬ («Тарис Бульба»). НашГоголъ Гоголь дорог нам, советским людям, не тольк как великий мастер художест венного слова. Он дорог и близок нам своими прогрессивными идеями, своим гума низмом. Гоголь принадлежал к числу тех писателей, которые, (работая для настоя щего, готовили будущее. Выражая передовые идеи и устремления своей эпохц, он с огромной силой высмеял пороки крепостничества, создал яркие образы, не утра тившие своего значения и в наши дни. Сколько собакевичей, ноздревых и Чичико вых живет сейчас в той же Америке и в других капиталистических странах! Сколь ко горя испытывает трудовой народ этих стран! А наша любимая Родина цветет и богатеет. Растет культура, повышаются ду ховные запросы трудящихся. Настало то время, о котором лучшие сыны русского народа мечтали в прошлом, когда труженики города и села в произведениях Гоголя и Пушкина, Чехова и Горького черпают вдохновение для борьбы за построение свет лого коммунистического общества. Г. КОНОНОВ, слесарь-сборщик воронежского завода им. Калинина. Воспоминания о тяжелом прошлом нашей страны охватывают меня, когда я перечитываю «Мёртвые души». Почти полвека прожил я в такой России, работая, не разгибая спины, от зари до зари на Плюшкиных, маниловых, собакевичей и км подобных. Мне идет восьмой десяток. Но по-настоящему я начал жить только после Ве ликой Октябрьской революции. При советской власти я научился читать и писать и прочёл произведения ,Н. В. Гоголя. Они помогли мне глубже и правильнее оценить прошлое, «ш.а лучше полюбить нашу советскую жизнь. П. СТЕПАНЕНКО , колхозник россошанской сельхозартели им. Буденного. Кто из нас не получал большого истинного наслаждения, читая чудные стра ницы гоголевских произведений! Кто не смеялся от души, не возмущался до глуби ны сердца, не закипал гневом, переживая всё, что читал. Великий писатель силою своего таланта уносит читателя то в холодную север ную столицу, то в родные украинские степи. Сказочно-диковинная старина сме няется у Гоголя исторической былью. С беспощадной правдой разоблачал он в своих произведениях самсдержанно-крепоетндачеохую действительность, показал всё дурное, что было в царской России. Гоголь — великий патриот своей Родины. Он предсказывал великое я светлое будущее русскому народу и своей Родине, сравнивая страну с «птицей-тройкой», несущейся вперед, выступал против рабского преклонения перед буржуазной куль турой Запада. Имя Гоголя, автора бессмертных произведший, горячего патриота сво ей Родины, дорого каждому русскому человеку. Н. УСТИНОВСКАЯ, учительница семилетней школы Хреновского района. Гоголь! Его произведения с любовью читают и в городе и в ауле, читают в квартире рабочего, в доме колхозника и в аудиториях института. Перед нами встают.^бразы Илюшкина и Ноздрева, Собакевича и Манилова, встает могучий богатырь Тарас Бульба, готовый итти за русский народ на любые муки и страдания. А .вот мчится необгоннмая птица-тройка. Это —• образ Руси, пе? ред которой «постораииваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Память о великом русском писателе живет в сердце каждого советского чело века. Она живет вместе с его бессмертными пронаведениями. М. ТИХОМИРОВ, студент Воронежского педагогического института. В блестящем созвездии гениальных классиков русской литературы особое место Принадлежит волшебнику слова, глубоко народному писателю Н. В. Гоголю. Мы любим Гоголя за его любовь к Родине, народам России и ненависть к экс плуататорскому строю. Мы любим писателя-сатирика за ого замечательный гоголев ский юмор, за неповторимое умение так волнующе передать удивительную красоту, величие и прелесть души простых людей из народа. С. БЕНКЛИЕВ, доцент Воронежского госуниверситета. В тяжелые годы крепостнической реак ции Н. В. Гоголь стремился пробудить ин терес у передовых мыслящих людей к на родному творчеству. Он говорил о народной песне, что это «народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обна жающая ©сю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, исполнена ©сего поэтического ...при ©сей мног©стого№ности ее... весь пыл, все силь ное, юное бытие его выливается в народ ных песнях». Великий писатель с детских лет слушал прекрасные народные песни, сказки. Так же, как и на Пушкина. Некрасова, Коль цова, Никитина и многих замечательных русских художников слова, народное твор чество благотворно влияло на формирование молодого Гоголя, подсказывало ему темы его великих творений. Глубокий знаток и тонкий ценитель народных песен, Гоголь замечал: «Кто не пронишул в них глубо ко, тот ничего не узнает о прошедшем быте... Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и от тенки чувств, волнений, страданий, весе лий изображаемого народа, *когда захочет выпытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворен вполне». Гоголь с восторгом отмечает появление на русской сцене оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, в которой впервые ©о всю ширь зазвучали интонации русских на родных песен. Добывав в Александрийском театре на этой опере. Гоголь в своих вос поминаниях о поездке в Петербург писал: «Об энтузиазме, произведенным оперою... и говорить нечего: он понятен и известен уже целой России», «Какую оперу можно составить из наших национальных моти вов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен». Любовью к народной музыке проникну ты произведения Гоголя. Вот почему ве ликие русские композиторы П. И. Чайков ский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Му соргский с упоением обращались к его тво 1 рчеству, создав на гоголевские сюжеты такие гениальные произведения ка к «Че ревички», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», ставшие гордостью нашей наци ональной музыкальной культуры. Сводами произведениями о народе Гоголь как бы подсказывал композиторам темы народной музыки, и не случайно в основу арии | Оксаны легла народная песня «Цвела яб лонька в садочке», а в «Майской ночи» широко использованы обрядовые народные песни, составляющие не только фон оперы и развитие ее сюжета, но всю фабулу. Гоголь глубоко понимал душу народных певцов и с гордостью заявлял: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ, имел поэтическое расположе ние, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жа лобы и если эти жалобьг не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях». Сегодня, в день столетия со дня смерти великого писателя, мы преклоняемся перед ним за огромную любовь к родной народ ной песне. Мы не можем без радостного вол нения не отметить небывалого расцвета народного творчества в нашей стране. По всюду свободно звучат народные песни о счастливой жизни советского человека, строящего коммунизм. Наша крылатая на родная песня является неотъемлемым спут ником во всех наших многогранных делах. За годы советской власти только на во ронежской земле были созданы и выросли два профессиональных государственных коллектива русской народной песни. Рас цветают таланты в городах и колхозных селах. Тысячи народных певцов нашей об ласти объединены в хоровые коллективы, откуда народные песни счастливых людей неустанно летят вдаль, рассказывая о тру довых успехах, радостях жизни, о любви к Родине, нашему дорогому вождю велико му Иосифу Виссарионовичу Сталину. Совеем недавно московские радиостанции в своих передачах ив Миргорода ознакоми ли советского слушателя с сегодняшней жизнью людей родины Н. В. Гоголя. Пев цы Миргорода пели свои любимые народ ные песни, одна из них была и наша «Тру довая колхозная», созданная певцами на шей области. Радиоволны донесли до нас задушевное исполнение родной песни. Какой замечательный, большой путь прош ла она! Великое счастье жить в наше время, когда народная песня стала свободной, мо лодой и поистине массовой, стала любимым иокусств'ом, о котором мечтал Гоголь. К. МАССАЛИТИНОВ, лауреат Сталинской премии. Сегодня в Миргороде Станция Миргород. Покрытые инеем деревья, заснеженный перрон. Шум и су ета, свойственные любому вокзалу. Боль шая группа курортников и экскурсантов, прибывших с поездом, входит в здание. Здесь много света и воздуха. Глаз лас кает прекрасная роспись и лепка. Главная улица. — Имени Николая Васильевича Гого ля, — с гордостью произносит местный житель, угадывая то, о чем думают его спросить приехавшие. Вот он — Миргород, прославленный на весь мир вдохновенным пером великого русского писателя. Ярка жизнь советского Миргорода. С утра до ночи полны народом его улицы, одна за другой мчатся автомашины. В эти дни в город, к достопамятным гоголев ским местам прибывают многочисленные экскурсии. Приехавшие с большим интере сом осматривают в краеведческом музее выставку, посвященную столетию со дня смерти Гоголя, Директор музея Иван Кононович Ка люжный вместе с научными сотрудника ми разыскал интересные старинные ма териалы, повествующие о том Миргороде, который знал живший здесь Гоголь. В 1836 году Миргород был небольшим ме стечком, затерянным в провинциальной глуши царской России. Ветряные, водяные мельницы, маслобойка, канатная фабри ка, кирпичный завод... На этих кустар ных предприятиях все работы производи лись крепостными крестьянами. В уезд ном и приходском училище обучалось 40 учеников. Из 20 учащихся уеедного учи лища 19 являлись детьми дворян и только один был из так называемого «по датного сословия». Больницы в местечке не было. Четыре кабака и четыре церк ви — вот и все «общественные заведе ния», куда имел свободный доступ ПР06- той человек. Всеочитающая революционная буря в Октябре 1917 года смела помещичье-ка питалистический строй. Годы сталинских пятилеток преобразили город. Появились оснащенные передовой техникой предпри ятия — маслозавод, птицекомбинат, мясо комбинат, кирпичный, крупяной, коже венный заводы, торфоразработки, две ме ханизированные мельцицы, машинно-трак торная станция. После Великой Отече ственной войны, кроме восстановленных предприятий, здесь выросли и новые — обозостроительный, пенькообрабатываю щий заводы. Тысячи детей рабочих,- колхозников и служащих заполняют в часы учебы свет лые классы школ — четырех средних, трех семилетних и одной начальной. Сот ни человек учатся в областной школе шелководов, межрайонной школе механи заторов, в керамическом техникуме. В го роде большая сеть культурно-просвети тельных учреждений: клубов, кинотеат ров, библиотек. Имеются парк и стадион. Да, не тот теперь Миргород! Иной стала и река Хорол, пересекаю щая город. Колхозники преобразили берега Хорола. Солонцы распаханы и удобрены. В пойме реки выращиваются высокие урожаи. Советские люди, воспитанные больше вистской партией, принесли новую славу Миргороду. В далеком прошлом остались старосветские помещики, канула в веч ность затхлая атмосфера провинции, где, по выражению Гоголя, ни одно желание не перелетало за частокол. Славен Миргород своими стахановцами промышленности, передовиками сельского хозяйства. В первом ряду среди сотен и тысяч идут знатные люди Миргородского района — Герой Социалистического Труда Прасковья Таран, стахановец кажзаводв Лабортас, дающий 157 процентов выпол нения нормы в течение года, формовщи ца кирпичного завода Тишкова, бригадир крупяного завода Ядов. Все эти люди —• замечательные новаторы производства. В Миргородщине родился Николай Ва сильевич Гоголь. В соседнем селе Зубов- ка жил классик грузинской поэзии Давид Гурамдашвили, автор бессмертного творе ния «Давидиани». Память е нем хранит украинский народ. Украинский поэт Тарас Шевченко часть произведений писал на русском языке, получая помощь и поддержку от передо вых русских людей. И, как символ сталинской дружбы на родов СССР, широкие миргородские ули цы носят имена: Гоголя, Давида Гура- мишвпли, Шевченко. Мих. ХОМЕНКО. В . г о г о л ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz