Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 4 марта 1952 г., № 5 4 (6368) В . Г О Г О Л Ь ‘ ' 0 * 1 ; В е л и к и й р у с с к и й п и с а т е л ь В ряду великих представителей рус ского народа товарищ С талин налвал Ни колая Васильевича. Гоголя— основополож н и ка реалистического направления в рус ской литературе девятнадцатого столетия. Гоголь был на десять лет моложе Пуш ☆ М. ПОДОБЕДОВ ☆ да в поэме заходит речь о простом трудя щемся крестьянстве. В замечательном отступлении, которым завершается первый том поэмы, писатель, уподобив Россию стремительно мчащейся трешке, с пророческим пафосом воскли кина. Он выступил в литературе, когда; травоядного существования, мир «небо- ц ^ т: «Не так ли и ТЬ1< Русь, что бой- Пушкин был уж в зените своей славы, коптителей» и нравственных уродов кре- Но Гоголь по прану считается его сиод- постнического общества. «Скучно жить на вижн иком. Пушкин был любимым поэтом этом свете, господа!»— с тяжелым ъздо- Гогодя-лицеиста, ему он подражал в сво их первых стихотворных опытах. Пушкин о*ним аз первых открыл и поддержал свежий и необычайно яркий талант Гого ля. Реалистическое направление в лите ратуре, начатое Пушкиным, Гоголь пло дотворно продолжал и развивал. Пушкин хом заканчивает писатель повесть. Только в повести «Тарас Бульба», ис полненной патриотического пафоса, кото рую доселе нельзя читать без глубокого душевного волнения, Гоголь создает герои ческие образы Тараса Бульбы, сына его Остапа и других рыцарей Запорожской лам» правящего класса помещиков, нич тожным чиновникам провинциальной Рос сии, как бы говоря: уберите эти свиные рыла, этих небокоптителей, и вы увиди те, каким может быть наш народ! Лучшие передовые люди тогдашней Рос сии — Белинский, Пушкин, Герцен от- п Гоголь были связаны уэами личной : С€ЧИ. Героизм и мужество простых людей дружбы, основанной на общности пони- ш народа в прошлом писатель противоио- мания общественно-политических задач,; отделяет современным ему «свиным ры- стоящих перед русской литературой. И это было не случайно. Творчество их вы ражало собой подъем самосознания и на циональной гордости русского народа пос ле победоносного изгнания из родной зем ли Наполеона с его двунадесятью языка ми. Мировоззрение Гоголя, так же как и Пушкина, складывалось в атмосфере на растания декабристекого движения и его трагического разгрома. Вот почему твор чество Гоголя оставило неизгладимый след и в развитии литературы и в развитии общественной мысли России. Революционный демократ Н. Г. Черны шевский совершенно справедливо считал, что наша литературе именно Гоголю обя зана своей национальной самостоятель ностью и критическим направлением. Уже первые повести его, вышедшие в 1831 году под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», были воспри няты со®ремелникам и как переворот в ли тературе. «Вот настоящая веселость, иск ренняя, Непринужденная, бея жеманства, без чопорности, — писал Пушкин но по воду этого сборника. — А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумил ся...» Повести эти сразу завоевали симпа тии широких читательских кругов. Успех первых произведений Гоголя оп ределялся тем, что он с глубокой любовью изобразил в них жизнерадостный мир на стоящих, живых людей из народа, с их естественными, а не выдуманными чув- кая необгонимая тройка несешься?... II чго за неведомая сила заключена в сих неведомых свету конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?... Чудным звоном заливается ко локольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь по- стораниваются и дают ей дорогу' другие народы и государства». Гоголь после Пушкина — один из пер вых настоящий подлинно русский писа тель, основоположник новой литературы, литературы критического , реализма. Без Гоголя было бы невоз 1 можно появление та ких писателей, как Гончаров, Тургенев, Островский, Салтыков-Щедрин. Творчество его глубоко национально ц самобытно. «Все сочинения Гоголя посвящены исклю чительно изображению мира русской жиз- лично понимали, к-уда и в кого метил Го-1 ни, и у него нет соперников в искусстве голь таким противопоставлением прошло -1 воспроизводить ее во всей ее истинности» го настоящему. Писатель-гуманист, он (Белинский). Он создал огромную галле- страстно ненавидел крепостнический строи, калечащий и уродующий человеческую личность. Его сатира была обращена преж де всего против зла и несправедливости этого строя, против духовной опустошен ности его представителей. С исключитель ной силой эта ненависть писателя проя вилась в его знаменитой комедии «Реви зор». В ней он беспощадно «вывернул наизнанку» всю мерзость, всю низость и подлость дворянской России. Сколько гне ва и презрения к крепостникам в одном только эпиграфе, который он предпослал комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива!». Процветающие плуты, воры и взяточ ники в вицмундирах, объевшиеся парази ты-помещики, полицейские держиморды— все они, сидящие на шее народа и изде вающиеся над ним, обкрадывающие и у г нетающее его, пцкм'сталн перец? зрителем во 'всей своей безобразной наготе. В этом гениальном произведении Го голь, словно сказочный богатырь, встает против всех темных сил николаевского са модержавия и выходит блестящим победи- 'т и п и страстями. Ярки* образы дев-! тед<а‘ ю с т р ш ™ ««я»™» « ч° е™ чат, парубков, юрсстьяя и крестьянок 1 оли" т »“ * » • Самодержавие было разе- вставали перед читателем в невиданном дотоле свете поэтического воспроизведе ния их простой, обыденной жизни. «Все, что может иметь природа прекрасного, блачено с невиданной силой наглядности. В гениальной поэме «Мертвые души» Гоголь с непревзойденным мастерством изобразил помещичью Русь. Он вывел в сельская жизнь простолюдинов обольсти- ней целую гатлерею «мертвых душ» по тельного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радуж ными цветами блестит в этих первых поэтических прозах г. Гоголя...», — писал В. Г. Белинский. «Вечерами на хуторе рею- типов, отооразгав существенные сторо ны современной ему действительности, и основал новую литературу, которая не у к рашала, не идеализировала жизнь никола евской монархии, а срывала с нее все и всяческие маски. «Гоголь, бесспорно, — реалист, у кого найдешь больше правды в образах?» (И. А. Гончаров). В произведениях его есть не только са тира, но и юмор. Последний он сам наз вал «смехом сквозь незримые миру сле зы». Он мечтал об искоренении неспра ведливости и тунеядства. Разумеется, он не знал и не мог тогда знать путей, ко торые могли бы привести народ к хоро шей и счастливой жизни без угнетателей и паразитов — без всех этих собакевичей, сквозняк-дмухановских, ляпкиных -тяпки - ных. Но он страстно искал этих путей. Искал и ошибался. В последние годы жизни, не видя выхода из тупика, в ко торый загнал страну Николай Первый, Гоголь впал в мистицизм, стае жертвой церковников и реакционеров. Белинский -в своем знаменитом письме Гоголю подверг его резкой критике. Заблуждения Гоголя в последние годы жизни нисколько не умаляют значения его художественных произведений. Н. В. Го голь был и остается великим разобла чителем мерзостей эксплуататорского строя. Образы, созданные им, наделены та кой силой обобщения и типичности, что не потеряли своего значения и до сих пор. Они помогают нам в борьбе с пережиткам и капитализма, внушают чувство ненависти и местного дворянства, отвратительных в своем моральном уродстве, совершенно по терявших человеческий облик. Жадный, прижимистый «кулак» из дворян, никому- не верящий и всех считающий подлецами! отвращения ко всему мелочному, пошло- Собакевич, наглый фанфарон, забулдыга и! МУ> эгоистическому и лицемерному. Его про лжец Ноздрев, хитрая й глупая скопидом- | ведения , у душ народными и подлинно крови и истории народов — русского и! ка Коробочка, изъеденный скупостью, как РКекпми в полном значении этого слова, украинского. I старая одежда молью, обтрепавшийся и 1 ГМ 1 'ют, ^гееочненно, мировое значение. Это С первых питов своей и т е р с т пш о й ! И* — ' деятельности Гоголь, как художник, они гие — все эти подлые тунеядцы, «небо близ Диканьки» Гоголь способствовал дру жественному сближению двух родных по «Н е красов восклицал в давно -давно прошедшие времена: ...П риде т ли времячко (П р и д и , приди, ж е л а н н о е !), К о гд а народ не Блюхера И не милорда гл упо го , Б ели н с ко го и ГодоАя С базара понесет? Ж еланное для одно го из стары х р у с с ки х дем о кратов «времяч ко» пришло». (В . И . Л е н и н . С о ч и н е н и я , т. 18, стр. 2 8 6 ). Писатель-патриот Н. В. Гоголь ж и л и создавал свои про- | Отклик демократического лагеря на ту- ^ изведения в 30-х и 40-х годах прошлого ; ховную драму писателя прозвучал в зна- столетия, в мрачную пору крепостного [ менчтом письме Белинского к Гоголю, права. В письме к Гоголю (1847 г.) Бе- В. И. Ленпн назвал это письмо «одним из линский писал о России того времени, что | лучших произведений бесцензурной демо- она «представляет собою ужасное зрелище ! кратической печати», видел в его содер- страны, где люди торгуют людьми..., где, жании отражение настроении крепостного наконец, нет не только никаких гарантии | крестьянства против крепостного права, для личности, чести и собственности, но Несмотря на серьезные ошибки Гоголя нег даже и полицейского порядка, а есть к концу жизни, его реалистические Про- Украинская ССР Педагогический ин ститут имени Н. В. Гоголя в г. Нежино, Черниговской области. В здании этого института находился Нежинский лицей, в котором учился Н. В. Гоголь. (ТАСС). только огромные корпорации разных слу жебных воров и грабителей!». Но лагерь реакции оказался бессильным в своих попытках заглушить голос передо вой русской общественности. Несмотря на изведения остались в золотом фонде рус ской литературы и его имя пользуется в народной массе огромной любовью и ува жением. В работах и выступлениях великпх Классики о Гоголе А , С. П У Ш К И Н . С е й ч а с п р о ч е л В е ч е р а б л и з Д и к а н ь к и . О н и и з у м и л и м ен я. Вот н а стоящая веселость, и с к р е н н я я , не п р и н у ж д е н н а я , без ж ем а нст в а , без чопорности. А местами к а к а я п о э з и я ! К а к а я чувствительность! Все это так н е о б ы к н о в е н н о в н аш е й н ы н еш н е й литературе, что я доселе не о б р а з ум и л с я ... В . Г, Б Е Л И Н С К И Й . С п о я в л е н и я Г о г о л я , литература н аш а и склю чит ел ьно обрат илась к р у с с к о й ж и з н и , к р у с с к о й действи тельности. М ож ет быть, через это она с д е л а л а сь более одност ороннею и д а ж е о д н о о б р а з н о ю , зато и более о р и г и н а л ь н о ю , самобыт ною , а, сл е довательно, и истинною . Н . А . Н Е К Р А С О В . рлется на народное творчество. В нем он ищет разгадку исторического развития на рода. От народного творчества к истории, от истории к жишги народа, и воплоще нию ее в художественных образах — та кой путь проходит Гоголь в своем духов ном развитии ка к художник слове. Размышления о судьбах народа приво дят его к пониманию того, какие силы мешают развернуться богатейшим духов ным задаткам и украинского и русского народов. И если первая книж ка— «Вече ра на хуторе близ Диканьки» — была поч ти безоблачным воспеванием поэзии на родной жизни, то вторая и последующие пронаведения Гоголя отличаются боль шой силой сокрушительной критики тех, коптители», представляющие совой пра вящий класс, показаны Гоголем как жал кий сброд опустившихся паразитов. Герцен, горячо встретивший «Мертвые души», писал о поэме: «... это крик ужа са и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда вдруг он замечает в зеркале свое оскоти нившееся лицо». Но в «Мертвых душах» выразился не только «крик ужаса и стыда», а и глуА бочайшая вера писателя в могучие твор ческие силы своего народа, его патриоти ческая любовь к своей Родине. Не только «.мертвые души» собакеничей, Плюшки ных. ко|ро 6 очек, маннловых, ноздревых, стали символами жадности, скупости и ту- кто метает жить народу, кто угнетает имена которых с самого начала появления народ. В повестях «Миргород» Гоголь уже | своего на свет стали нарицательными, н* веселый пасичпик Рудый Панько, а писатель-сатирик, страстный обличитель крепостничества. В «Старосветских по мещиках», в Истории о том, как пос сорился Иван п'ваншяч с Иваном Ники- форжичем: он показывает мир пошлого. становится освоение г -чм в наше время, время борьбы народов с поджигателями но вой войны. Ныне гениальная сатира его своим гнев ным острием с исключительной силой на правлена против держиморд, ноздревых и собакевичей из Вашингтона, Лондона. Па рижа, где плетутся сети лжи и ненависти между народами, направлена против всех, кто хочет усидеть на спине народных масс, кто готов на все, чтобы отстоять свое паразитическое существование «не бокоптителей». Образы, созданные Гоголем, помогают народам разоблачать врагов трудящихся. Мечта Гоголя о прекрасном, благород ном человеке осуществилась у нас, в со циалистическом обществе, в котором в корне уничтожены условия, калечащие и унижающие человека. Благодарное потомство чтит великого ны м сам ы м г л у б о к и м у м о м и сам ою русского писателя Н. В. Гоголя за то, что л ю б о в ь ю к л ю д я м ... Г о г о л ь истин- Вот честный-то сы н своей з е м л и ! Н . Г. Ч Е Р Н Ы Ш Е В С К И Й . О н п р о б у д и л в н а с с о зн а н и е о нас с а м и х — вот его ист инная з а с л у г а , важност ь которой не зависит от то го, п е р вы м и л и десятым из н аш и х в е л и к и х писателей д о л ж н ы м ы с ч и тать его в х р о н о л о г и ч е с к о м п о р я д к е . ...д а в н о у ж е не бы л о в м и р е п и с а теля, который бы л бы так в а ж е н д л я своего н а р о д а , к а к Г ого ль д л я Р о с сии. Д . И . П И С А Р Е В . Д о р о г о р у с с к о м у с е р д ц у и м я Г о голя... Никт о л у чш е его не п о н и м а л все х оттенков р у с с к о й ж и з н и и р у с с к о г о характ ера, никто так п о р а зительно ве р н о не и з о б р а ж а л р у с ско го общества... Н . А. Д О Б Р О Л Ю Б О В . ...Г оголь о б л а д а л тайной... смеха, и в этом он пост авлял ве л и чи е с в о его таланта. Т. Г. Ш Е В Ч Е Н К О . П е р е д Г о г о л ем д о л ж н о б л а г о г о - он в мрачную эпоху николаевской реак- неядствА, двидел Гоголь на крепостной) ции поднял свой голос против мрачных Руси, но и одаренный, умный русский ; сил крепостнического самодержавия в за. народ. С каким восхищением пишет он о русском народе, о его удали, смелости, душевной красоте и любви к свободе, ког- щиту угнетенного народа и создал гени альные произведения невиданной художе ственной красоты и силы. р у с ь... «Не тан ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая трой ка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пора женны й божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее уж ас дви жение? и что за неведомая сила заключена в сих неве домых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вих ри ли сидят в ваш их гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вы тя нуты е линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдох новенная... Русь... Чудным звоном заливается колоколь чи к; гремит и становится ветром разорванный в кус ки воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и го сударства». Н. ГОГОЛЬ. н ы й ведатель с е р д ц а челове че ского ... М . Е, СА Л Т Ы К О В -Щ Е Д Р И Н . ...Г оголь пол ож ит ел ьн о д о л ж е н быть п р и з н а н р о д о н а ч а л ь н и к о м ... н о . вого, р е а л ь н о г о н а п р а в л е н и я р у с с к о й литературы; к нем у, в о л е ю -н е в о . л ею , п р им ы каю т все п о з д н е йш и е п и сатели, к а к о й бы оттенок н и п р е д ст авляли соб ой и х п р о и з в е д е н и я . А. П . Ч Е Х О В . ...к а к непосредст венен, к а к сил ен Г оголь и к а к о й он х у д о ж н и к ! А . М , Г О Р Ь К И Й . Лит ерат урной технике и я з ы к у н а д о б н о учиться и м е н н о у Толстого, Г о г о л я , Л е с к о в а , Т ур ген е в а ... репрессии и преследования, росла и зрела вождей трудящихся всех стран— Ленина свободолюбивая русская мысль, множились ( и Сталина — многие гоголевские образы ряды борцов против крепостничества и ца ризма. Центральное место в содержании про грессивной русской литературы занимали идеи борьбы за освобождение народа, гнев ное обличение крепостнических порядков, гуманистическое изображение народного горя и страданий, горячая вера в могучие силы народа и в великое будущее России. Лучшие писатели того времени были одновременно и передовыми общественны ми деятелями. К числу замечательных дея телей этой эпохи принадлежал и Н. В. Го голь. В его художественных произведени ях прозвучал суровый приговор дворян ско-чиновничьей России. В «Авторской исповеди» писатель заяв лял: «Предмет мой была современность и жизнь в ея нынешнем быту, может быть, оттого, что ум мой был всегда* наклонен к существенности и к пользе, более ося зательной». Гоголь мечтал воздействовать своими художественными произведениями на со- иепользоваяы для разводачения врагов ре волюционного народа, что указывает на большое общественное значение этих об разов, на огромную познавательную силу произведений великого писателя. Именем маниловщины клеймил В П. Ленин реакционную болтовню народников, либеральной буржуазии. Предательское поведение эсеров, троцкистов Ильич на зывал ноздревщиной. Разоблачая черносо тенцев, кадетов, он сравнивал их с гого левским Собакевичем. По словам В II. Ленина, столыпинскую политику укрепле ния кулака в деревне помогали проводить держиморды. В. II. Ленин широко исполь зовал и другие образы гоголевских про изведений. Товарищ Сталин в речи на предвыбор ном собрании избирателей Сталинского из бирательного округа г. Москвы 11 декаб ря 1937 года, критикуя политических обы. вателей, людей неопределенного типа, ука зывал, что «о людях такого неопределен ного, неоформленного типа довольно метко временную "ему русскую жизнь. Он был сь‘ш л вел1,кии ру(Ч' КИ|"1 гантель Гоголь: ! «Люди, говорит, неопределенные, ни то, ни сё. не поймёшь, что за люди, ни в го- настоящим русским патриотом. С огром ным, волнующим патриотическим подъе мом говорил пжатоль в «Мертвых душах» о России, ее будущем, ибо «здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где раз вернуться и пройтись ему?». Гоголь, вслед за. Пушкиным, боролся против культивируемого в соврем°нном роде Богдан, ни в селе Селифан». В док ладе о проекте Конституции СССР на Чрез вычайном V III Всесоюзном съезде Советов в 1936 году И. В. Сталин сравнил бур жуазных критиков, заявивших, что при нятие Конституции означает сдвиг поли* , „ . тики партии вправо, с дворовой «девчон- ему дворянском обществе пренебрежения , п » лг ^ у \ кои» Пелагеей из «Мертвых душ», кото- к русскому языку, ратовал за использо вание богатств народной речи. Писатель мастерски использует в своем рисунке бо гатейшие изобразительные средства рус ского языка. Белинский говорил о Гоголе: «Он не пишет, а рисует; его фраза, как живая картина, мечется в глаза читате лю, поражая его своею яркою верностию природе и действительности». Во второй половине 40-х годов в воз зрениях Гоголя произошел перелом. У не го появляется мысль о возможности мо рального оздоровления дворянства, и он ищет пути этого перерождения, пытается создать образы, достойные подражания (по мещик Костанжогло, откупщик Муразов), выпускает реакционную по своим идеям книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», долженствующую, по его мне нию, помочь дворянству и чиновничеству стать на истинный путь жизни. Перемена во взглядах Гоголя имела свои причины. Здесь и его оторванность к кон цу жизни от передовых русских людей, что было связано с долгим пребыванием за границей, и склонность искать ответы на мучившие его вопросы в религиозном учении, и крайне неблагоприятное для не веть, к а к п ере д ч е л о в е ком , о д а р е н - го окружение из всякого рода мистиков и и г,тик,и э я п К г ,*,,,, ™ р е т р о г р а д о в . В трагедии писателя сыгра ли свою роль и такие объективные обсто ятельства, как слабость революционного рая, «не сумев отличить правую сторону дороги от левой ее стороны, запуталась и попала в неловкое положение». В наше время сатира Гоголя продол жает быть могучим оружием в борьбе с паразитической, хищнической идеологией собственнических классов, господствующих в капиталистических странах. У совре менных представителей этих классов, го товых во имя своих корыстных целей на живы ввергнуть человечество в новую ми ровую войну, можно встретить многие чер. ты тех дельцов, которых так блестяще изобразил в своих бессмертных творениях великий Гоголь. Произведения Гоголя наряду с другими величайшими созданиями русской и миро вой литературы служили и долго еще бу дут служить благородному телу резоб и - чения античеловеческой сущности эксплу. ататорекпх социальных порядков, парази тической идеолоши капиталистических классов. Сатира Гоголя является могучим средством в борьбе с пережитками прош лого в сознании некоторой части совет ских людей, мешающими им быть актив ными, сознательными участниками вели кого коммунистического строительства. Гоголь — писатель мирового значения. Широкое признание писатель получил по тому, что он был замечательным худож- ником-реалистом, смело выступившим про движения и отсутствие в условиях т"й тив морали эксплуататорских классов. Вот эпохи, как отмечал В. П. Ленин, револю- I почему труженики всего мира чТут имя ционного класса, а также свирепая нико- { Н. В Гоголя, замечательного русского ху- лаевекяя реакция, душившая тогда всякое | дожника и великого гуманиста, проявление прогрессивной мысли. н. ОНУФРИЕВ. НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ К столетию «V, дня смерти .великого { лении художника В. Цчтбина Роль город- русского писателя и драматурга Н. В. Го голя Воронежский драматический театр по ставил сто бессмертную комедию «Ревизор». Это будет четвертая постановка «Реви зора» на сцене Воронежского театра пос ле Великой Октябрьской социалистиче ской революции. В последний раз «Реви зор» был поставлен в Воронеже в 1947 г. Сейчас «Ревизор» будет показан в но- •вой постановке главного режиссера теат ра народного артиста Азербайджанской СВР А. Гринина и в декоративном оформ- ничего исполняет заслуженный артист РСФСР С. Попов, Анны Андреевны — В. Рощина, Марии Антоновны — Р. Не- сцелона, Хлестакова — П. Вишняков и В. Цуканов, Осипа — А. Чернов, Ляинина- Тянкина — заслуженный артист РСФСР М. Зимбовский, Земляники — заслужен ный артист РСФСР В. Флоринский. В фойе театра открыта выставка, орга низованная отделением Всероссийского те атрального общества, посвященная столе тию со дня смерти Н. В. Гоголя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz