Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

2 К О М М У Н А 4 марта 1952 г., № 5 4 (6368) В . Г О Г О Л Ь ‘ ' 0 * 1 ; В е л и к и й р у с с к и й п и с а т е л ь В ряду великих представителей рус­ ского народа товарищ С талин налвал Ни­ колая Васильевича. Гоголя— основополож ­ н и ка реалистического направления в рус­ ской литературе девятнадцатого столетия. Гоголь был на десять лет моложе Пуш ☆ М. ПОДОБЕДОВ ☆ да в поэме заходит речь о простом трудя­ щемся крестьянстве. В замечательном отступлении, которым завершается первый том поэмы, писатель, уподобив Россию стремительно мчащейся трешке, с пророческим пафосом воскли кина. Он выступил в литературе, когда; травоядного существования, мир «небо- ц ^ т: «Не так ли и ТЬ1< Русь, что бой- Пушкин был уж в зените своей славы, коптителей» и нравственных уродов кре- Но Гоголь по прану считается его сиод- постнического общества. «Скучно жить на вижн иком. Пушкин был любимым поэтом этом свете, господа!»— с тяжелым ъздо- Гогодя-лицеиста, ему он подражал в сво­ их первых стихотворных опытах. Пушкин о*ним аз первых открыл и поддержал свежий и необычайно яркий талант Гого­ ля. Реалистическое направление в лите­ ратуре, начатое Пушкиным, Гоголь пло­ дотворно продолжал и развивал. Пушкин хом заканчивает писатель повесть. Только в повести «Тарас Бульба», ис­ полненной патриотического пафоса, кото­ рую доселе нельзя читать без глубокого душевного волнения, Гоголь создает герои­ ческие образы Тараса Бульбы, сына его Остапа и других рыцарей Запорожской лам» правящего класса помещиков, нич­ тожным чиновникам провинциальной Рос­ сии, как бы говоря: уберите эти свиные рыла, этих небокоптителей, и вы увиди­ те, каким может быть наш народ! Лучшие передовые люди тогдашней Рос­ сии — Белинский, Пушкин, Герцен от- п Гоголь были связаны уэами личной : С€ЧИ. Героизм и мужество простых людей дружбы, основанной на общности пони- ш народа в прошлом писатель противоио- мания общественно-политических задач,; отделяет современным ему «свиным ры- стоящих перед русской литературой. И это было не случайно. Творчество их вы­ ражало собой подъем самосознания и на­ циональной гордости русского народа пос­ ле победоносного изгнания из родной зем­ ли Наполеона с его двунадесятью языка­ ми. Мировоззрение Гоголя, так же как и Пушкина, складывалось в атмосфере на­ растания декабристекого движения и его трагического разгрома. Вот почему твор­ чество Гоголя оставило неизгладимый след и в развитии литературы и в развитии общественной мысли России. Революционный демократ Н. Г. Черны­ шевский совершенно справедливо считал, что наша литературе именно Гоголю обя­ зана своей национальной самостоятель­ ностью и критическим направлением. Уже первые повести его, вышедшие в 1831 году под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», были воспри­ няты со®ремелникам и как переворот в ли­ тературе. «Вот настоящая веселость, иск­ ренняя, Непринужденная, бея жеманства, без чопорности, — писал Пушкин но по­ воду этого сборника. — А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумил­ ся...» Повести эти сразу завоевали симпа­ тии широких читательских кругов. Успех первых произведений Гоголя оп­ ределялся тем, что он с глубокой любовью изобразил в них жизнерадостный мир на­ стоящих, живых людей из народа, с их естественными, а не выдуманными чув- кая необгонимая тройка несешься?... II чго за неведомая сила заключена в сих неведомых свету конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?... Чудным звоном заливается ко­ локольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь по- стораниваются и дают ей дорогу' другие народы и государства». Гоголь после Пушкина — один из пер­ вых настоящий подлинно русский писа­ тель, основоположник новой литературы, литературы критического , реализма. Без Гоголя было бы невоз 1 можно появление та­ ких писателей, как Гончаров, Тургенев, Островский, Салтыков-Щедрин. Творчество его глубоко национально ц самобытно. «Все сочинения Гоголя посвящены исклю­ чительно изображению мира русской жиз- лично понимали, к-уда и в кого метил Го-1 ни, и у него нет соперников в искусстве голь таким противопоставлением прошло -1 воспроизводить ее во всей ее истинности» го настоящему. Писатель-гуманист, он (Белинский). Он создал огромную галле- страстно ненавидел крепостнический строи, калечащий и уродующий человеческую личность. Его сатира была обращена преж­ де всего против зла и несправедливости этого строя, против духовной опустошен­ ности его представителей. С исключитель­ ной силой эта ненависть писателя проя­ вилась в его знаменитой комедии «Реви­ зор». В ней он беспощадно «вывернул наизнанку» всю мерзость, всю низость и подлость дворянской России. Сколько гне­ ва и презрения к крепостникам в одном только эпиграфе, который он предпослал комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива!». Процветающие плуты, воры и взяточ­ ники в вицмундирах, объевшиеся парази­ ты-помещики, полицейские держиморды— все они, сидящие на шее народа и изде­ вающиеся над ним, обкрадывающие и у г­ нетающее его, пцкм'сталн перец? зрителем во 'всей своей безобразной наготе. В этом гениальном произведении Го­ голь, словно сказочный богатырь, встает против всех темных сил николаевского са­ модержавия и выходит блестящим победи- 'т и п и страстями. Ярки* образы дев-! тед<а‘ ю с т р ш ™ ««я»™» « ч° е™ чат, парубков, юрсстьяя и крестьянок 1 оли" т »“ * » • Самодержавие было разе- вставали перед читателем в невиданном дотоле свете поэтического воспроизведе­ ния их простой, обыденной жизни. «Все, что может иметь природа прекрасного, блачено с невиданной силой наглядности. В гениальной поэме «Мертвые души» Гоголь с непревзойденным мастерством изобразил помещичью Русь. Он вывел в сельская жизнь простолюдинов обольсти- ней целую гатлерею «мертвых душ» по­ тельного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радуж­ ными цветами блестит в этих первых поэтических прозах г. Гоголя...», — писал В. Г. Белинский. «Вечерами на хуторе рею- типов, отооразгав существенные сторо­ ны современной ему действительности, и основал новую литературу, которая не у к ­ рашала, не идеализировала жизнь никола­ евской монархии, а срывала с нее все и всяческие маски. «Гоголь, бесспорно, — реалист, у кого найдешь больше правды в образах?» (И. А. Гончаров). В произведениях его есть не только са­ тира, но и юмор. Последний он сам наз­ вал «смехом сквозь незримые миру сле­ зы». Он мечтал об искоренении неспра­ ведливости и тунеядства. Разумеется, он не знал и не мог тогда знать путей, ко­ торые могли бы привести народ к хоро­ шей и счастливой жизни без угнетателей и паразитов — без всех этих собакевичей, сквозняк-дмухановских, ляпкиных -тяпки - ных. Но он страстно искал этих путей. Искал и ошибался. В последние годы жизни, не видя выхода из тупика, в ко­ торый загнал страну Николай Первый, Гоголь впал в мистицизм, стае жертвой церковников и реакционеров. Белинский -в своем знаменитом письме Гоголю подверг его резкой критике. Заблуждения Гоголя в последние годы жизни нисколько не умаляют значения его художественных произведений. Н. В. Го­ голь был и остается великим разобла­ чителем мерзостей эксплуататорского строя. Образы, созданные им, наделены та­ кой силой обобщения и типичности, что не потеряли своего значения и до сих пор. Они помогают нам в борьбе с пережиткам и капитализма, внушают чувство ненависти и местного дворянства, отвратительных в своем моральном уродстве, совершенно по­ терявших человеческий облик. Жадный, прижимистый «кулак» из дворян, никому- не верящий и всех считающий подлецами! отвращения ко всему мелочному, пошло- Собакевич, наглый фанфарон, забулдыга и! МУ> эгоистическому и лицемерному. Его про­ лжец Ноздрев, хитрая й глупая скопидом- | ведения , у душ народными и подлинно крови и истории народов — русского и! ка Коробочка, изъеденный скупостью, как РКекпми в полном значении этого слова, украинского. I старая одежда молью, обтрепавшийся и 1 ГМ 1 'ют, ^гееочненно, мировое значение. Это С первых питов своей и т е р с т пш о й ! И* — ' деятельности Гоголь, как художник, они гие — все эти подлые тунеядцы, «небо близ Диканьки» Гоголь способствовал дру жественному сближению двух родных по «Н е красов восклицал в давно -давно прошедшие времена: ...П риде т ли времячко (П р и д и , приди, ж е л а н н о е !), К о гд а народ не Блюхера И не милорда гл упо го , Б ели н с ко го и ГодоАя С базара понесет? Ж еланное для одно го из стары х р у с с ки х дем о кратов «времяч­ ко» пришло». (В . И . Л е н и н . С о ч и н е н и я , т. 18, стр. 2 8 6 ). Писатель-патриот Н. В. Гоголь ж и л и создавал свои про- | Отклик демократического лагеря на ту- ^ изведения в 30-х и 40-х годах прошлого ; ховную драму писателя прозвучал в зна- столетия, в мрачную пору крепостного [ менчтом письме Белинского к Гоголю, права. В письме к Гоголю (1847 г.) Бе- В. И. Ленпн назвал это письмо «одним из линский писал о России того времени, что | лучших произведений бесцензурной демо- она «представляет собою ужасное зрелище ! кратической печати», видел в его содер- страны, где люди торгуют людьми..., где, жании отражение настроении крепостного наконец, нет не только никаких гарантии | крестьянства против крепостного права, для личности, чести и собственности, но Несмотря на серьезные ошибки Гоголя нег даже и полицейского порядка, а есть к концу жизни, его реалистические Про- Украинская ССР Педагогический ин­ ститут имени Н. В. Гоголя в г. Нежино, Черниговской области. В здании этого института находился Нежинский лицей, в котором учился Н. В. Гоголь. (ТАСС). только огромные корпорации разных слу­ жебных воров и грабителей!». Но лагерь реакции оказался бессильным в своих попытках заглушить голос передо­ вой русской общественности. Несмотря на изведения остались в золотом фонде рус­ ской литературы и его имя пользуется в народной массе огромной любовью и ува­ жением. В работах и выступлениях великпх Классики о Гоголе А , С. П У Ш К И Н . С е й ч а с п р о ч е л В е ч е р а б л и з Д и ­ к а н ь к и . О н и и з у м и л и м ен я. Вот н а ­ стоящая веселость, и с к р е н н я я , не­ п р и н у ж д е н н а я , без ж ем а нст в а , без чопорности. А местами к а к а я п о э ­ з и я ! К а к а я чувствительность! Все это так н е о б ы к н о в е н н о в н аш е й н ы ­ н еш н е й литературе, что я доселе не о б р а з ум и л с я ... В . Г, Б Е Л И Н С К И Й . С п о я в л е н и я Г о г о л я , литература н аш а и склю чит ел ьно обрат илась к р у с с к о й ж и з н и , к р у с с к о й действи­ тельности. М ож ет быть, через это она с д е л а л а сь более одност ороннею и д а ж е о д н о о б р а з н о ю , зато и более о р и г и н а л ь н о ю , самобыт ною , а, сл е ­ довательно, и истинною . Н . А . Н Е К Р А С О В . рлется на народное творчество. В нем он ищет разгадку исторического развития на­ рода. От народного творчества к истории, от истории к жишги народа, и воплоще­ нию ее в художественных образах — та­ кой путь проходит Гоголь в своем духов­ ном развитии ка к художник слове. Размышления о судьбах народа приво­ дят его к пониманию того, какие силы мешают развернуться богатейшим духов­ ным задаткам и украинского и русского народов. И если первая книж ка— «Вече­ ра на хуторе близ Диканьки» — была поч­ ти безоблачным воспеванием поэзии на­ родной жизни, то вторая и последующие пронаведения Гоголя отличаются боль­ шой силой сокрушительной критики тех, коптители», представляющие совой пра­ вящий класс, показаны Гоголем как жал­ кий сброд опустившихся паразитов. Герцен, горячо встретивший «Мертвые души», писал о поэме: «... это крик ужа­ са и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда вдруг он замечает в зеркале свое оскоти­ нившееся лицо». Но в «Мертвых душах» выразился не только «крик ужаса и стыда», а и глуА бочайшая вера писателя в могучие твор­ ческие силы своего народа, его патриоти­ ческая любовь к своей Родине. Не только «.мертвые души» собакеничей, Плюшки­ ных. ко|ро 6 очек, маннловых, ноздревых, стали символами жадности, скупости и ту- кто метает жить народу, кто угнетает имена которых с самого начала появления народ. В повестях «Миргород» Гоголь уже | своего на свет стали нарицательными, н* веселый пасичпик Рудый Панько, а писатель-сатирик, страстный обличитель крепостничества. В «Старосветских по­ мещиках», в Истории о том, как пос­ сорился Иван п'ваншяч с Иваном Ники- форжичем: он показывает мир пошлого. становится освоение г -чм в наше время, время борьбы народов с поджигателями но­ вой войны. Ныне гениальная сатира его своим гнев­ ным острием с исключительной силой на­ правлена против держиморд, ноздревых и собакевичей из Вашингтона, Лондона. Па­ рижа, где плетутся сети лжи и ненависти между народами, направлена против всех, кто хочет усидеть на спине народных масс, кто готов на все, чтобы отстоять свое паразитическое существование «не­ бокоптителей». Образы, созданные Гоголем, помогают народам разоблачать врагов трудящихся. Мечта Гоголя о прекрасном, благород­ ном человеке осуществилась у нас, в со­ циалистическом обществе, в котором в корне уничтожены условия, калечащие и унижающие человека. Благодарное потомство чтит великого ны м сам ы м г л у б о к и м у м о м и сам ою русского писателя Н. В. Гоголя за то, что л ю б о в ь ю к л ю д я м ... Г о г о л ь истин- Вот честный-то сы н своей з е м л и ! Н . Г. Ч Е Р Н Ы Ш Е В С К И Й . О н п р о б у д и л в н а с с о зн а н и е о нас с а м и х — вот его ист инная з а с л у г а , важност ь которой не зависит от то­ го, п е р вы м и л и десятым из н аш и х в е л и к и х писателей д о л ж н ы м ы с ч и ­ тать его в х р о н о л о г и ч е с к о м п о р я д к е . ...д а в н о у ж е не бы л о в м и р е п и с а ­ теля, который бы л бы так в а ж е н д л я своего н а р о д а , к а к Г ого ль д л я Р о с ­ сии. Д . И . П И С А Р Е В . Д о р о г о р у с с к о м у с е р д ц у и м я Г о ­ голя... Никт о л у чш е его не п о н и ­ м а л все х оттенков р у с с к о й ж и з н и и р у с с к о г о характ ера, никто так п о р а ­ зительно ве р н о не и з о б р а ж а л р у с ­ ско го общества... Н . А. Д О Б Р О Л Ю Б О В . ...Г оголь о б л а д а л тайной... смеха, и в этом он пост авлял ве л и чи е с в о ­ его таланта. Т. Г. Ш Е В Ч Е Н К О . П е р е д Г о г о л ем д о л ж н о б л а г о г о - он в мрачную эпоху николаевской реак- неядствА, двидел Гоголь на крепостной) ции поднял свой голос против мрачных Руси, но и одаренный, умный русский ; сил крепостнического самодержавия в за. народ. С каким восхищением пишет он о русском народе, о его удали, смелости, душевной красоте и любви к свободе, ког- щиту угнетенного народа и создал гени­ альные произведения невиданной художе­ ственной красоты и силы. р у с ь... «Не тан ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая трой­ ка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пора­ женны й божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее уж ас дви­ жение? и что за неведомая сила заключена в сих неве­ домых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вих­ ри ли сидят в ваш их гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вы тя­ нуты е линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдох­ новенная... Русь... Чудным звоном заливается колоколь­ чи к; гремит и становится ветром разорванный в кус ки воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и го­ сударства». Н. ГОГОЛЬ. н ы й ведатель с е р д ц а челове че ского ... М . Е, СА Л Т Ы К О В -Щ Е Д Р И Н . ...Г оголь пол ож ит ел ьн о д о л ж е н быть п р и з н а н р о д о н а ч а л ь н и к о м ... н о . вого, р е а л ь н о г о н а п р а в л е н и я р у с ­ с к о й литературы; к нем у, в о л е ю -н е в о . л ею , п р им ы каю т все п о з д н е йш и е п и ­ сатели, к а к о й бы оттенок н и п р е д ­ ст авляли соб ой и х п р о и з в е д е н и я . А. П . Ч Е Х О В . ...к а к непосредст венен, к а к сил ен Г оголь и к а к о й он х у д о ж н и к ! А . М , Г О Р Ь К И Й . Лит ерат урной технике и я з ы к у н а ­ д о б н о учиться и м е н н о у Толстого, Г о г о л я , Л е с к о в а , Т ур ген е в а ... репрессии и преследования, росла и зрела вождей трудящихся всех стран— Ленина свободолюбивая русская мысль, множились ( и Сталина — многие гоголевские образы ряды борцов против крепостничества и ца­ ризма. Центральное место в содержании про­ грессивной русской литературы занимали идеи борьбы за освобождение народа, гнев­ ное обличение крепостнических порядков, гуманистическое изображение народного горя и страданий, горячая вера в могучие силы народа и в великое будущее России. Лучшие писатели того времени были одновременно и передовыми общественны­ ми деятелями. К числу замечательных дея­ телей этой эпохи принадлежал и Н. В. Го­ голь. В его художественных произведени­ ях прозвучал суровый приговор дворян­ ско-чиновничьей России. В «Авторской исповеди» писатель заяв­ лял: «Предмет мой была современность и жизнь в ея нынешнем быту, может быть, оттого, что ум мой был всегда* наклонен к существенности и к пользе, более ося­ зательной». Гоголь мечтал воздействовать своими художественными произведениями на со- иепользоваяы для разводачения врагов ре­ волюционного народа, что указывает на большое общественное значение этих об­ разов, на огромную познавательную силу произведений великого писателя. Именем маниловщины клеймил В П. Ленин реакционную болтовню народников, либеральной буржуазии. Предательское поведение эсеров, троцкистов Ильич на­ зывал ноздревщиной. Разоблачая черносо­ тенцев, кадетов, он сравнивал их с гого­ левским Собакевичем. По словам В II. Ленина, столыпинскую политику укрепле­ ния кулака в деревне помогали проводить держиморды. В. II. Ленин широко исполь­ зовал и другие образы гоголевских про­ изведений. Товарищ Сталин в речи на предвыбор­ ном собрании избирателей Сталинского из­ бирательного округа г. Москвы 11 декаб­ ря 1937 года, критикуя политических обы. вателей, людей неопределенного типа, ука­ зывал, что «о людях такого неопределен­ ного, неоформленного типа довольно метко временную "ему русскую жизнь. Он был сь‘ш л вел1,кии ру(Ч' КИ|"1 гантель Гоголь: ! «Люди, говорит, неопределенные, ни то, ни сё. не поймёшь, что за люди, ни в го- настоящим русским патриотом. С огром­ ным, волнующим патриотическим подъе­ мом говорил пжатоль в «Мертвых душах» о России, ее будущем, ибо «здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где раз­ вернуться и пройтись ему?». Гоголь, вслед за. Пушкиным, боролся против культивируемого в соврем°нном роде Богдан, ни в селе Селифан». В док­ ладе о проекте Конституции СССР на Чрез­ вычайном V III Всесоюзном съезде Советов в 1936 году И. В. Сталин сравнил бур­ жуазных критиков, заявивших, что при­ нятие Конституции означает сдвиг поли* , „ . тики партии вправо, с дворовой «девчон- ему дворянском обществе пренебрежения , п » лг ^ у \ кои» Пелагеей из «Мертвых душ», кото- к русскому языку, ратовал за использо­ вание богатств народной речи. Писатель мастерски использует в своем рисунке бо­ гатейшие изобразительные средства рус­ ского языка. Белинский говорил о Гоголе: «Он не пишет, а рисует; его фраза, как живая картина, мечется в глаза читате­ лю, поражая его своею яркою верностию природе и действительности». Во второй половине 40-х годов в воз­ зрениях Гоголя произошел перелом. У не­ го появляется мысль о возможности мо­ рального оздоровления дворянства, и он ищет пути этого перерождения, пытается создать образы, достойные подражания (по­ мещик Костанжогло, откупщик Муразов), выпускает реакционную по своим идеям книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», долженствующую, по его мне­ нию, помочь дворянству и чиновничеству стать на истинный путь жизни. Перемена во взглядах Гоголя имела свои причины. Здесь и его оторванность к кон­ цу жизни от передовых русских людей, что было связано с долгим пребыванием за границей, и склонность искать ответы на мучившие его вопросы в религиозном учении, и крайне неблагоприятное для не веть, к а к п ере д ч е л о в е ком , о д а р е н - го окружение из всякого рода мистиков и и г,тик,и э я п К г ,*,,,, ™ р е т р о г р а д о в . В трагедии писателя сыгра­ ли свою роль и такие объективные обсто­ ятельства, как слабость революционного рая, «не сумев отличить правую сторону дороги от левой ее стороны, запуталась и попала в неловкое положение». В наше время сатира Гоголя продол­ жает быть могучим оружием в борьбе с паразитической, хищнической идеологией собственнических классов, господствующих в капиталистических странах. У совре­ менных представителей этих классов, го­ товых во имя своих корыстных целей на­ живы ввергнуть человечество в новую ми­ ровую войну, можно встретить многие чер. ты тех дельцов, которых так блестяще изобразил в своих бессмертных творениях великий Гоголь. Произведения Гоголя наряду с другими величайшими созданиями русской и миро­ вой литературы служили и долго еще бу­ дут служить благородному телу резоб и - чения античеловеческой сущности эксплу. ататорекпх социальных порядков, парази­ тической идеолоши капиталистических классов. Сатира Гоголя является могучим средством в борьбе с пережитками прош­ лого в сознании некоторой части совет­ ских людей, мешающими им быть актив­ ными, сознательными участниками вели­ кого коммунистического строительства. Гоголь — писатель мирового значения. Широкое признание писатель получил по­ тому, что он был замечательным худож- ником-реалистом, смело выступившим про­ движения и отсутствие в условиях т"й тив морали эксплуататорских классов. Вот эпохи, как отмечал В. П. Ленин, револю- I почему труженики всего мира чТут имя ционного класса, а также свирепая нико- { Н. В Гоголя, замечательного русского ху- лаевекяя реакция, душившая тогда всякое | дожника и великого гуманиста, проявление прогрессивной мысли. н. ОНУФРИЕВ. НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ К столетию «V, дня смерти .великого { лении художника В. Цчтбина Роль город- русского писателя и драматурга Н. В. Го­ голя Воронежский драматический театр по­ ставил сто бессмертную комедию «Ревизор». Это будет четвертая постановка «Реви­ зора» на сцене Воронежского театра пос­ ле Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции. В последний раз «Реви­ зор» был поставлен в Воронеже в 1947 г. Сейчас «Ревизор» будет показан в но- •вой постановке главного режиссера теат­ ра народного артиста Азербайджанской СВР А. Гринина и в декоративном оформ- ничего исполняет заслуженный артист РСФСР С. Попов, Анны Андреевны — В. Рощина, Марии Антоновны — Р. Не- сцелона, Хлестакова — П. Вишняков и В. Цуканов, Осипа — А. Чернов, Ляинина- Тянкина — заслуженный артист РСФСР М. Зимбовский, Земляники — заслужен­ ный артист РСФСР В. Флоринский. В фойе театра открыта выставка, орга­ низованная отделением Всероссийского те­ атрального общества, посвященная столе­ тию со дня смерти Н. В. Гоголя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz