Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)

26 февраля 1952 г., Кг 46 (6362) К О М М У Н А 3 $ $ & е > $ и Всемирный Соувт Мира, идя навстречу воле народов, на Венсной сессии принял решение о праздновании во всех странах мира 150-летия со дня рож­ дения французского писателя Виктора Гюго. Виктор Г юго — великий французский писатель-гуманист. Его творчество прочно вошло в сокровищницу мировой литературы. Он прославился, как пла­ менный борец за мир, за дружбу между народами, против поджигателей войны. Советские люди широко отмечают 150-летие великого сына француз­ ского народа, мужественного защитника свободы и мира. ------------------ ☆ ------------------------ — N Борец за свободу и мир Живые борются! И живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой * тропою И, точно факел свой, в грядущее несут Великую любовь или священный труд. Так Виктор Гюго призывал в 1871 г. французов к сопротивлению прусским за­ хватчикам. Его Слова были подхвачены свободолюбивым народом Франции. ^ В 1885 году французы хоронили свое­ го великого писателя. Был об’явлен наци­ ональный траур. Более миллиона людей провожало гроб с телом Гюго. Но произведения Гюго не • умерли. Со страниц нелегальных Газет, в страшные годы оккупация Франции вновь зазвучал голос Виктора Гюго, сливавшийся С голо­ сами живых участников сопротивления. Р. Роллан писал: «Сколько живьгх лю­ дей, произносивших над ним свой приго­ вор, умерло, в то время как он, мертвый, все еще живет... Имя и дух старца веют среда знамен движущейся вперед армии». Участники Парижской Коммуны, дея­ тели Народного фронта в 30-х гг., бойцы Сопротивления, сторонники движения борь­ бы за мир в наши дни, — все обращались к творчеству Гюго, как к живительному источнику. О, смейтесь, падали, * Над павшей Францией! Она родится снова... — писал Гюго. Народ маршадлизованной Франции бро­ сает эти слова в лицо своему врагу — американскому империализму. Но не только французы, народы всего мира с уважением и любовью читают бессмертные творения Виктора Гюго, чер­ пая в них бодрость, силу, веру в победу в ненависть ко всякому угнетению, л Именно поэтому Гюго вызывает жгучую '*?. ненависть со стороны реакционеров всех мастей. ' В 1941 году фашистские о кку ­ панты Франции поспешили убрать памят­ ник Гюго, установленный' в Париже на. площади его имени. А современные горе- правители Франции, подобострастные блю­ стители интересов американского импери­ ализма, довершили начатое гитлеровцами: на месте статуи, символизировавшей гор­ дость Франции, была водружена огромная отполированная и никелированная модагь новой марки американского «форда». Это не просто выходка далеких от культуры варваров. Это сознательный выпад против певца свободы, гуманности, против народа. Но Гюго жив. В сегодняшней борьбе он, как и всегда, на стороне мира, прогресса. Виктор Гюго прожил долгую жизнь. Она совпала с бурным и значительным перио­ дом в истории Франции. Это была эпоха утверждения буржуазной фармации в эко­ номической я политической жизни стра­ ны. Это была вместе с тем л эпоха появ­ ления на исторической арене пролетариа­ та,'эпоха его борьбы против буржуазии. В начале творческого пути политиче­ ские взгляды Гюго нередко претерпевали колебания. Но одно оставалось неизмен­ ным: горячая, волнующая любовь писате­ ля к своей стране и народу. Она и опре­ делила место и значение Гюго в истории Французской литературы. Творчество Гюго посвящено отстаиванию прав всего чело­ вечества на свободу и независимость. Еще в 30-е годы прошлого века Гюго сформулировал цели своей борьбы: «Свобо­ да в искусстве и свобода в обществе — двойная цель, к которой должны стремить­ ся все... Новому народу нужно и новое искусство». И все силы своей богатой инди­ видуальности Гюго отдает на борьбу за сво­ боду в искусстве и в общественной жизни. После июньских дней 1848 года Гю­ го навсегда становится решительным за­ щитником республики и демократии. Его избирают сначала в Учредительное, а по­ том в Законодательное собрания. Он а к­ тивно борется против реакции. В 1849 г. Гюго принимает активное участие в пер­ вом международном с’езде «друзей мира». Открывая этот конгресс, состоявшийся в Париже, он говорил: «Идея мира во всем мире — достояние всех наций, они тре­ буют мира, как высшего блага... Я не только заявляю, что мира во всем мире можно добиться, я говорю, что он неизбежен». Когда же политический проходимец Луи Бонапарт об'явил себя императором Напо­ леоном III, Гюго с огромной силой и стра­ стностью выступил против него. Мужест­ венного патриота изгоняют из страны. Годы изгнания были годами наибольшей идейной и творческой зрелости писателя. Именно в эти годы Гюгб стали звать «со­ вестью Франции». г В 1859 году Гюго выступает в защиту известного борца за освобождение амери­ канских негров Джона Брауна, пригово­ ренного к смерти. Защита Джона Брауна приобретает у Гюго характер обличения лживости буржуазной демократии. Он пи­ сал: «Палачом Брауна будет... заявляю об этом во всеуслышание (ибо короли уходят, а народы , остаются, и народы должны Знать истину), -рея Американская респуб­ лика... Да, пусть Америка- знает и поду­ мает об этом: есть нечто более ужасное, чем убийство Авеля Каином; это убийство Спартака Вашингтоном». До конца своих дней Гюго остался ве­ рен демократии. Он продолжал разоблачать гнусную политику правителей я защищал интересы народа. В 1877 году он напи­ сал строки, которые нельзя читать без вол­ нения: «Над звериным ревом войны..., над мобилизацией армии, над всем этим мрач­ ным военным психозом чувствуется огром­ ное стремление народов к миру. Я повто­ ряю и настаиваю: кто хочет войны? Пра­ вители. Кто хочет мира? Народы. Пред­ стоит грандиозная битва между войной— наследием прошлого и миром— девизом на­ стоящего и будущего... Граждане! Мир побе­ дит. Давайте же провозгласим мир миру...» Гюго верил в конечное торжество спра­ ведливости и прогресса. Вся его Жизнь и творчество- являют пример патриотическо­ го Служения своей Родине, борьбы за мир и дружбу между народами. А. БОТНИКОВА, ет. преподаватель Воронежского Государственного университета. Великий французский писатель Сегодня испол­ няется 150 лет со дня рождения вели- Ш о французского писателя - гуманиста Виктора Гюго. Прогрессивные люди всего ды И. ШИБАНОВ, доцент Воронежского пединститута. ☆ мира бережно хранят память о писателе- трибуне, который страстно обличал мер­ зости буржуазного мира и боролся за сво­ боду и счастье своего народа. 1 Всем своим творчеством Гюго являл при­ мер священного служения народу, родине. Не случайно его стихи получили широкое распространение среди партизан француз­ ского сопротивления. Патриотические сти­ хи Гюго перепечатывались в подпольных изданиях, в листовках, в центральном ор-. гане французской компартии «Юманите». Они призывали французский народ к беспощадной борьбе с гитлеровцами. Французские патриоты, борющиеся Сей­ час за мир и национальную независимость своей Родины, грубо попираемые амери­ канскими претендентами на мировое Господ­ ство, помнят призывы Гюго к народам всех стран защищать мир и демократию. Произведения Гюго не утратили своей популярности и поныне. Вождь француз­ ских коммунистов Морис Торез рассказы­ вает, как в юности он с восторгом читал роман Гюго «Отверженные» и «Тружени­ ки моря». А в своих воспоминаниях о Б. И. Ленине Н. К. Крупская сообщает, что в Париже Ильич охотно читал стихи Виктора Гюго «Возмездие», посвященные революции 1848 года, которые в свое вре­ мя писались Гюго в изгнании и тайно вво­ зилась во Францию. ^ * * * Творческий путь Гюго сложен и противоре* тал буржуазного возможным чив. В его творчест­ ве проявлены боль­ шие колебания и за­ блуждения писателя в понимании приро- общества; он счи- достижения народного счастья в рамках существующего строя, без коренной ломки его. Но наибо­ лее сильно в творчестве Гюго выражены пафос народной силы, ненависть к угне­ тателям, к силам реакции. Уже в конце 20-х гг. он становится убежденным про­ тивником феодально-католической реак­ ции. Гюго становится вождем и тео­ ретиком прогрессивного романтизма во Франций, создав ряд боевых, ярко вы­ раженных антифеодальных драматиче­ ских произведений — «Марион Делорм», «Эрнани», «Король забавляется» и другие. Гюго приветствует июльскую революцию 1830 года и воспевает ее в своей поэме «К молодой Франции». Во время револю­ ции 1848 г. он целиком отдается Политиче­ ской деятельности, защищая республикан­ ские идеи. Не случайно после декабрьско­ го переворота 1851 г. он был выслан На­ полеоном III за пределы Франции. В из­ гнании он продолжает борьбу против реак­ ционного режима II империи. «Я вернусь во Францию только вместе со свободой»,— заявил писатель-патриот. Он выражает свое сочувствие всем тем, кто борется за свободу и независимость своего народа. Он приветствует вождя итальянского нацио­ нально-освободительного движения Гари­ бальди, русского революционера-демокра­ та Герцена, в котором он увидел «неуст­ рашимого бойца и великодушного мысли- О будущее, ты прекрасно! Смотрите, юные друзья. Встает неудержим о властно В е к новый, красотой маня. Лю б уй те сь , ж и з н и властелины : О т основанья до вершины , Все выше, выше год от года М о гу ч им валом бьет прибой, И вот она перед тобой — Н е со кр уш им а я свобода! Заря еще бледна в туманах небосклона. По улице идет спокойная колонна; Я — с ней иду: меня согласный гул влечет Людей, уверенно стремящихся вперед. Мои сограждане идут на бой — так просто, О, смелые бойцы!.. В рядах—иногб роста, Но сердцем равные — ребята семенят, Гордясь и за руку держа отцов, — и в ряд, Мужей винтовки взяв, шагают гордо жены:/ То старой Галлии 1) обычай воскрешенный, — Нести мужской доспех и ввязываться в бой. Аттила ли стоит иль Цезарь под стеной. Зачем они идут? Смеются дети; взгляды Спокойны жен. Париж — в кольце, в огне осады, И парижане все единодушны в том, ■Что сердце нации мрачится лишь стыдом, Что ими, внуками, довольны были б деды И что Париж умрет, чтоб дать стране победы. И надо честь хранить, а там — рука судьбы. И вот — идут. Глаза пылают, бледны лбы; На них читаешь: Честь; Отвага, Твердость, Голод... И вот — отряд идет, в рассветный вскинув холод Ряды спокойных лиц, святую рвань знамен; >) Галлия—здесь древнее название Фран­ ции. теля». Гюго принимает приглашение Гер­ цена сотрудничать в «Полярной звезде». В 1870-71 гг., в дни осады Парижа прусскими войсками, Гюго неустанно при­ зывал народ к сопротивлению, к усилению борьбы против оккупантов всеми имею­ щимися средствами. «Защищайте Фран­ цию с героизмом, — заявляет он, — от­ чаянием, нежностью! Будьте безжалост­ ны, патриоты!» Когда возникла Парижская Коммуна, Гюго проявил колебания и заблуждения. Он оказался не в состоянии понять ее смысл и значение. Но Гюго выступил про­ тив версальских палачей, рассказав всему миру об их кровавых злодеяниях по отно­ шению к коммунарам. * * * Гюго вошел в историю литературы как поэт, драматург и романист. Широкие круги советских читателей знают его прежде всего по романам «Собор Париж­ ской богоматери», «Отверженные», «Чело­ век, который смеется», «Труженики мо­ ря», «Девяносто третий год». В этих ро­ манах он выступает как писатель-демо­ крат, изображающий народ с чувством глубокой симпатии и сострадания. Он не­ годует против всех видов гнета и притес­ нения, выступая страстным поборником дела свободы. «Собор Парижской богоматери» (1 8 3 1 г.) — первый крупный роман писателя, в котором он изобразил Францию XV в. В отличие от реакционных романтиков, идеализировавших средние века, восхва­ лявших величие королей и подвиги ари­ стократов, Гюго подошел к изображению прошлого с позиций писателя-демокра- та. Он развенчивает аристократических героев, показывая их трусоватым® и лег­ комысленными. Излюбленные герои Гю­ го — это люди из народа, отверженные феодальным миром (квазимодо, Эсмераль- «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая я жизни все, что есть прекрасного в душе человека. Он всюду создавал героев и создавал их своими книгами не менее, чем ты сама, за все то время, когда ты, Франция, шла впереди народов со знаменем свободы в руке, с веселой улыбкой на прекрасном лице, с надеждой на победу правды и добра в чест­ ных глазах. Он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию». М. ГОРЬКИЙ. -------- т------------- ф ☆ -------------------- Н а б а р р и к а д е (О т ры в о к и з р о м а н а В . Г ю г о «О т ве рж е нны е » ), С детьми и женами смешался батальон; Их может разлучить лишь первая траншея; Мужчины — с нежностью и женщины— хмелея Поют. Родной Париж встал за права людей... Проехал госпиталь походный... Королей Я вспомнил, чей каприз влечет поток кровавый Вслед за носилками, — сбегающий в канавы!.. Час вылазки настал. Бьет барабан прход. По старым улицам все ринулись вперед, Спешат! И горе тем, кто нас блокадой душит! Ловушки не страшат, засада не нарушит Спокойствия бойцов; бьет из засады — вор; Погибшим так — почет, убившим так — позор!.. Они дошли до стен. Сливаются с полками. Вдруг дымный клуб взвился, и в нем сверкнуло пламя. Стой! Первый пушечный удар. Теперь— вперед! Ликующая дрожь по всем рядам идет. Миг роковой настал. Распахнуты ворота. Поют рожки. Вдали — зеленых нив дремота. Леса, где прячется еще незримый враг, Предатель—горизонт, окутанный во мрак, Безмолвный, но огнем и громом заряженный... И слышится: «Прощай! Давайте ружья, жены!» — И женщины, тая горящий мукой взор, Винтовки отдают, поцеловав затвор. да и др.) Здееь писатель находит подлин­ ные страсти, величие души, сильные ха­ рактеры. Наиболее известно и значительно произ­ ведение французского писателя — это «Отверженные» (1862 г.), являющееся, по словам Л. Н. Толстого, «лучшим француз­ ским романом». В этом произведении Гю­ го с большой силой бичевал пороки бур­ жуазного мира, обрекающего честных тру­ жеников на безработицу, голод и нищету. С большой правдивостью и убедитель­ ностью писатель показал бесконечные страдания народа, отверженных в капита­ листическом мире. На страницах ромача «Отверженные» замечательно описаны па­ рижские баррикадные бои в июне 1832 года. Широко известен роман «Девяносто тре­ тий год», посвященный событиям фран­ цузской буржуазной революции XVIII в. В нем нашли яркое отражение многие существенные черты этой эпохи, героизм французского народа. Виктор Гюго, начиная с 30-х годов XIX века, пользуется широкой популяр­ ностью в передовых кругах русских чи­ тателей. Огромным® тиражами произведе­ ния Гюго издаются в советской стране. В России издавна находили глубокий отклик произведения поэта-трибуна, писа- теля-демократа. За его творчеством с глу­ боким вниманием следили Белинский, Гер­ цен, Чернышевский. Для Салтыкова-Щед­ рина Гюго «представляет литературу идейную, героическую» в противовес &з- идейной буржуазной литературе конца XIX века. Высокую оценку творчеству французского писателя дал великий про­ летарский писатель Горький. Вместе с прогрессивными людьми всего мира советский народ широко отмечает 150-летнюю годовщину со дня рождения великого французского писателя-патриота. Весной 1832 года во Франции развер­ нулись важные события. Французский на­ род, рабочие, ремесленник®, весь трудовой люд не мог больше терпеть голод, нужду и притеснения правительства, состоявшего из богачей — корыстных банкиров и фабри­ кантов. В розных городах страны вспыхи­ вал® бу-нты. Их подавляли, но они немед­ ленно вспыхивал® в других местах. Па­ риж тоже готовился к восстанию. Наконец, желанная минута настала. Го­ род принял грозный вщ 1 на улицы высы­ пал® рабочие. На рынке Сеа-Ж'зн Гаврош присоединил­ ся к толпе рабочих'и студентов. Все она были вооружены чем пошло. При появлении шумной толпы на ули­ це началась паника. Перепуганные прохо­ жие бросились врассыпную. Спустя несколько минут из решеток на окнах кабачка выдернул® двадцать желез­ ных прутьев, мостовую перед кабачком немедленно разрыл® — камни были нуж ­ ны для постройки баррикады. Недолго ду­ мая, опрокинули ехавшую мимо телегу с тремя бочкам® извести — бочки тоже при­ годились для баррикады. Веселый, сияющий Гапрели всех вооду­ шевлял, он поспевал повсюду, карабкался вверх, спускался, шумел, суетился, носил­ ся, как вихрь. Когда баррикада была сооружена и зна­ мя на ней укреплено, из кабачка вытащи­ ли стол, и начальник баррикады вскочил на него. Ему принесли ящик с патронами, и он, весело улыбаясь, стал рззтрвать патроны. Каждому досталось по 30 патронов. ...После первого штурма баррикаду ус­ пели привести в порядок, и еще лучше у к ­ репили ее. Начальник баррикады подозвал Гавро- ша. Мальчик радостно подбежал к нему. — Хочешь оказать мне большую услу­ гу? — Любую! — с готовностью ответил Гаврош. —- Возьми вот это сей-'- час же с баррикады. А завтра утром отне­ сешь письмо. Тут сказано куда. Э^Ь 'сов­ сем недалеко. Возразить было нечего. Огорченный Гаврош постоял несколько минут в нере­ шительности, почесал -за ухом, наконец встряхнулся по-птичьи и взял письмо. В той стороне, откуда ждали нападения, мало-помалу, воцарилась зловещая тиши­ на. Начальник баррикады дал приказ за­ нять боевые посты. Сразу же смолкли все разговоры. Теперь был слышен только су­ хой треск. Это заряжали ружья. Ждать пришлось недолго. Звяканье це­ пей, лязг металла о мостовую, глухой и грозный Гул — все возвещало приближе­ ние артиллерии. Вскоре показалась первая пушка. Зажженный фитиль дымился. — Огонь! — скомандовал начальник баррикады. Раздался дружный залп. Дым густой ла­ виной окутал людей и пушку; через не­ сколько секунд дым рассеялся, снова ста­ ли видны я люди и пушка. Канониры спо­ койно и неторопливо устанавливали ее пе­ ред баррикадой. — Зарядите ружья! — скомандовал на­ чальник. В то время ка к защитники баррикады перезаряжал® ружья, артиллеристы заря­ жали пушку. Пушка выпалила, раздался грохот. — Здесь!— прозвучал веселый возглас. И одновременно с ядром на баррикаду влетел Гаврош. Он произвел больше впе­ чатления, чем пушечное ядро. Все обступили Гавроша. Но начальник не дал ему сказать ни слова и отвел его в сторону. — Зачем ты сюда явился? — Затем же, зачем и вы! — ка к всег­ да задорно, ответил мальчуган, и глаза его сверкнули веселой удалью. — Кто тебе позволил вернуться? — строгим голосом продолжал начальник. — А письмо ты отнес по адресу? — Гражданин, я отдал письмо приврат­ нику. Он обещал передать. Отправляя письмо, начальник преследо­ вал Двойную цель: он хотел послать цро- щальный привет своей невесте и' сшетт Гавроша. Пришлось примириться е тем» что выполнена только половина его плана. Меж тем Гаврош успел шмыгнуть на другой конец баррикады. — Где мое ружье? — кричал он. Ему отдали его ружье. Тогда Гаврош сообщил товарищам, что баррикада окру­ жена со 'всех сторон. Обстрел продолжался. Ружейные залпы чередовались с картечью. На баррикаде вдруг заметили, что Г«в- !рош стоит на улице прямо под выстре­ лами. Гаврош взял’ в кабачке корзинку для бутылок, вышел через лазейку за барри­ каду и преспокойно'Принялся высыпать в корзину патроны из патронташей убитых солдат. — Что ты делаешь? — закричали с баррикады. Гаврош поднял голову: — Наполняю корзинку, граждане. — Ты что, не видишь картечи? — Вижу, дождик адет! Ну и пусть его идет! — ответил мальчик. — Сейчас же вертись, слышишь! кричал начальник. — Сию минуту! — ответил Гаврош и в один миг очутился на середине улицы. Десятка два убитых лежало вдоль всей улицы на мостовой. Два десятка патронта­ шей — хорошая пожива для Гавроша, солидный запас патронов итя баррикады. Вся улица была застлана дымом, точно густым туманом. Дым рассеивался и снова сгущался. От него среди белогодня стояла мгла, и противникам с одного конца ко­ роткой улицы на другой почти не было видно друг друга. Эта. темнота была наруку Гаврошу. Ды­ мовая завеса и маленький рост позволили ему пробраться незамеченным довольнода­ леко. Первые шесть или семь патронташей он опорожнил, почти ие подвергаясь опас­ ности. Он полз на животе, передвигался на четвереньках, держа корзинку в зу- ‘ бяХ, скользил, извивался, ка к змея, крал­ ся от одного мертвеца к другому и про­ должал наполнять корзинку патронами. От баррикады он был еще недалеко, зо никто не решался его звать на страха при­ влечь к нему внимание солдат. А он пробирался все дальше и дальше и дополз до места, где дым уже рассеялся. В то мгновение, когда Гаврош очищал патронташ лежащею у тумбы убитого сер­ жанта, в труп попала пуля. — Что за чорт! — воскликнул Гав­ рош. — Моих покойников убивают! Вторая цуля выбила искры из мостовой подле него, а третья опрокинула его кор­ зинку. Гаврош огляделся и увидел, что стреля­ ют с перекрестка. Он встал, выпрямился ■во весь рост, тряхнул головой и, устремив насмешливый взгляд на стрелявших в не­ го солдат, весело и задорно запел песен­ ку. Затем поднял корзинку, собрал все вы­ павшие патроны и, подойдя ближе к стрел­ кам. стал опоражнивать еще один патрон­ таш. Мимо прожужжала четвертая пуля, а Гаврош продолжал петь. И на пятую он ответил песенкой. Зрелище было страшное и прекрасное. Гаврош стоял под выстрелами и дразнил стрелявших. Казалось, он развлекается от души. Это был воробушек, клевавший охотников. На каждый выстрел он отве­ чал новым куплетом. В него целились! непрерывно и не могли попасть. Солдаты смеялись, стреляя в него. Он ложился, вскакивал, прятался где-нибудь в подво­ ротне, появлялся вновь, убегал, прибе­ гал, смеялся над картечью, показывал «длинный нос», а попутно опустошал пат­ ронташи и собирал патроны. Но вот одна пуля, меткая и коварная, настигла храброго мальчугана. Гаврош за­ шатался и упал. С баррикады раздался крик ужаса. Гаврош приподнялся, длинная струйка крови стекала по его лицу. Он поднял обе руки кверху, взглянул в ту сторону, откуда раздался выстрел, и снова запел. Но кончить куплет ему во уда­ лось: вторая пуля навеки оборвала его песенку. На. этот раз он упал лицом ва мостовую и затих. Маленький мальчик 1 большой герой был убит! г. воловик Н а ш с о р а т н и к Н а вдех континентах, н а все х о к е а н а х , н а все х необъят ны х прост орах з е м н ы х , п о в с ю д у — в вост очны х и з а п а д н ы х странах н а р о д ы встают против н о в о й во й ны . М ы светлым ид е ям в е р ны н е и зм е н н о , и м ы отстоим з а в о е в а н н ы й м и р , сраж ают ся в н а ш и х р я д а х А в и ц е н н а , Б е л и н с к и й и Г о г о л ь , Толстой и Ш е к с п и р . И в этой с в ящ е н н о й бо р ь б е в с е н а р о д н о й , в смятенье и страх п о в е р г а я вр а го в, звучит , не с м о л к а я , п р и зы в б л а г о р о д ны й б о р ц а и трибуна, Викт ора Г юго. В е л и к и й сорат ник — се г о д н я о н сн о в а становится с н а м и в к о л о н н у о д н у , м ы с л ы ш и м его в д о х н о в е н н о е с л о в о ! х Г р а ж д а н е ! М и р победит в о й н у Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz