Коммуна. 1952 г. (г. Воронеж)
26 февраля 1952 г., Кг 46 (6362) К О М М У Н А 3 $ $ & е > $ и Всемирный Соувт Мира, идя навстречу воле народов, на Венсной сессии принял решение о праздновании во всех странах мира 150-летия со дня рож дения французского писателя Виктора Гюго. Виктор Г юго — великий французский писатель-гуманист. Его творчество прочно вошло в сокровищницу мировой литературы. Он прославился, как пла менный борец за мир, за дружбу между народами, против поджигателей войны. Советские люди широко отмечают 150-летие великого сына француз ского народа, мужественного защитника свободы и мира. ------------------ ☆ ------------------------ — N Борец за свободу и мир Живые борются! И живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой * тропою И, точно факел свой, в грядущее несут Великую любовь или священный труд. Так Виктор Гюго призывал в 1871 г. французов к сопротивлению прусским за хватчикам. Его Слова были подхвачены свободолюбивым народом Франции. ^ В 1885 году французы хоронили свое го великого писателя. Был об’явлен наци ональный траур. Более миллиона людей провожало гроб с телом Гюго. Но произведения Гюго не • умерли. Со страниц нелегальных Газет, в страшные годы оккупация Франции вновь зазвучал голос Виктора Гюго, сливавшийся С голо сами живых участников сопротивления. Р. Роллан писал: «Сколько живьгх лю дей, произносивших над ним свой приго вор, умерло, в то время как он, мертвый, все еще живет... Имя и дух старца веют среда знамен движущейся вперед армии». Участники Парижской Коммуны, дея тели Народного фронта в 30-х гг., бойцы Сопротивления, сторонники движения борь бы за мир в наши дни, — все обращались к творчеству Гюго, как к живительному источнику. О, смейтесь, падали, * Над павшей Францией! Она родится снова... — писал Гюго. Народ маршадлизованной Франции бро сает эти слова в лицо своему врагу — американскому империализму. Но не только французы, народы всего мира с уважением и любовью читают бессмертные творения Виктора Гюго, чер пая в них бодрость, силу, веру в победу в ненависть ко всякому угнетению, л Именно поэтому Гюго вызывает жгучую '*?. ненависть со стороны реакционеров всех мастей. ' В 1941 году фашистские о кку панты Франции поспешили убрать памят ник Гюго, установленный' в Париже на. площади его имени. А современные горе- правители Франции, подобострастные блю стители интересов американского импери ализма, довершили начатое гитлеровцами: на месте статуи, символизировавшей гор дость Франции, была водружена огромная отполированная и никелированная модагь новой марки американского «форда». Это не просто выходка далеких от культуры варваров. Это сознательный выпад против певца свободы, гуманности, против народа. Но Гюго жив. В сегодняшней борьбе он, как и всегда, на стороне мира, прогресса. Виктор Гюго прожил долгую жизнь. Она совпала с бурным и значительным перио дом в истории Франции. Это была эпоха утверждения буржуазной фармации в эко номической я политической жизни стра ны. Это была вместе с тем л эпоха появ ления на исторической арене пролетариа та,'эпоха его борьбы против буржуазии. В начале творческого пути политиче ские взгляды Гюго нередко претерпевали колебания. Но одно оставалось неизмен ным: горячая, волнующая любовь писате ля к своей стране и народу. Она и опре делила место и значение Гюго в истории Французской литературы. Творчество Гюго посвящено отстаиванию прав всего чело вечества на свободу и независимость. Еще в 30-е годы прошлого века Гюго сформулировал цели своей борьбы: «Свобо да в искусстве и свобода в обществе — двойная цель, к которой должны стремить ся все... Новому народу нужно и новое искусство». И все силы своей богатой инди видуальности Гюго отдает на борьбу за сво боду в искусстве и в общественной жизни. После июньских дней 1848 года Гю го навсегда становится решительным за щитником республики и демократии. Его избирают сначала в Учредительное, а по том в Законодательное собрания. Он а к тивно борется против реакции. В 1849 г. Гюго принимает активное участие в пер вом международном с’езде «друзей мира». Открывая этот конгресс, состоявшийся в Париже, он говорил: «Идея мира во всем мире — достояние всех наций, они тре буют мира, как высшего блага... Я не только заявляю, что мира во всем мире можно добиться, я говорю, что он неизбежен». Когда же политический проходимец Луи Бонапарт об'явил себя императором Напо леоном III, Гюго с огромной силой и стра стностью выступил против него. Мужест венного патриота изгоняют из страны. Годы изгнания были годами наибольшей идейной и творческой зрелости писателя. Именно в эти годы Гюгб стали звать «со вестью Франции». г В 1859 году Гюго выступает в защиту известного борца за освобождение амери канских негров Джона Брауна, пригово ренного к смерти. Защита Джона Брауна приобретает у Гюго характер обличения лживости буржуазной демократии. Он пи сал: «Палачом Брауна будет... заявляю об этом во всеуслышание (ибо короли уходят, а народы , остаются, и народы должны Знать истину), -рея Американская респуб лика... Да, пусть Америка- знает и поду мает об этом: есть нечто более ужасное, чем убийство Авеля Каином; это убийство Спартака Вашингтоном». До конца своих дней Гюго остался ве рен демократии. Он продолжал разоблачать гнусную политику правителей я защищал интересы народа. В 1877 году он напи сал строки, которые нельзя читать без вол нения: «Над звериным ревом войны..., над мобилизацией армии, над всем этим мрач ным военным психозом чувствуется огром ное стремление народов к миру. Я повто ряю и настаиваю: кто хочет войны? Пра вители. Кто хочет мира? Народы. Пред стоит грандиозная битва между войной— наследием прошлого и миром— девизом на стоящего и будущего... Граждане! Мир побе дит. Давайте же провозгласим мир миру...» Гюго верил в конечное торжество спра ведливости и прогресса. Вся его Жизнь и творчество- являют пример патриотическо го Служения своей Родине, борьбы за мир и дружбу между народами. А. БОТНИКОВА, ет. преподаватель Воронежского Государственного университета. Великий французский писатель Сегодня испол няется 150 лет со дня рождения вели- Ш о французского писателя - гуманиста Виктора Гюго. Прогрессивные люди всего ды И. ШИБАНОВ, доцент Воронежского пединститута. ☆ мира бережно хранят память о писателе- трибуне, который страстно обличал мер зости буржуазного мира и боролся за сво боду и счастье своего народа. 1 Всем своим творчеством Гюго являл при мер священного служения народу, родине. Не случайно его стихи получили широкое распространение среди партизан француз ского сопротивления. Патриотические сти хи Гюго перепечатывались в подпольных изданиях, в листовках, в центральном ор-. гане французской компартии «Юманите». Они призывали французский народ к беспощадной борьбе с гитлеровцами. Французские патриоты, борющиеся Сей час за мир и национальную независимость своей Родины, грубо попираемые амери канскими претендентами на мировое Господ ство, помнят призывы Гюго к народам всех стран защищать мир и демократию. Произведения Гюго не утратили своей популярности и поныне. Вождь француз ских коммунистов Морис Торез рассказы вает, как в юности он с восторгом читал роман Гюго «Отверженные» и «Тружени ки моря». А в своих воспоминаниях о Б. И. Ленине Н. К. Крупская сообщает, что в Париже Ильич охотно читал стихи Виктора Гюго «Возмездие», посвященные революции 1848 года, которые в свое вре мя писались Гюго в изгнании и тайно вво зилась во Францию. ^ * * * Творческий путь Гюго сложен и противоре* тал буржуазного возможным чив. В его творчест ве проявлены боль шие колебания и за блуждения писателя в понимании приро- общества; он счи- достижения народного счастья в рамках существующего строя, без коренной ломки его. Но наибо лее сильно в творчестве Гюго выражены пафос народной силы, ненависть к угне тателям, к силам реакции. Уже в конце 20-х гг. он становится убежденным про тивником феодально-католической реак ции. Гюго становится вождем и тео ретиком прогрессивного романтизма во Франций, создав ряд боевых, ярко вы раженных антифеодальных драматиче ских произведений — «Марион Делорм», «Эрнани», «Король забавляется» и другие. Гюго приветствует июльскую революцию 1830 года и воспевает ее в своей поэме «К молодой Франции». Во время револю ции 1848 г. он целиком отдается Политиче ской деятельности, защищая республикан ские идеи. Не случайно после декабрьско го переворота 1851 г. он был выслан На полеоном III за пределы Франции. В из гнании он продолжает борьбу против реак ционного режима II империи. «Я вернусь во Францию только вместе со свободой»,— заявил писатель-патриот. Он выражает свое сочувствие всем тем, кто борется за свободу и независимость своего народа. Он приветствует вождя итальянского нацио нально-освободительного движения Гари бальди, русского революционера-демокра та Герцена, в котором он увидел «неуст рашимого бойца и великодушного мысли- О будущее, ты прекрасно! Смотрите, юные друзья. Встает неудержим о властно В е к новый, красотой маня. Лю б уй те сь , ж и з н и властелины : О т основанья до вершины , Все выше, выше год от года М о гу ч им валом бьет прибой, И вот она перед тобой — Н е со кр уш им а я свобода! Заря еще бледна в туманах небосклона. По улице идет спокойная колонна; Я — с ней иду: меня согласный гул влечет Людей, уверенно стремящихся вперед. Мои сограждане идут на бой — так просто, О, смелые бойцы!.. В рядах—иногб роста, Но сердцем равные — ребята семенят, Гордясь и за руку держа отцов, — и в ряд, Мужей винтовки взяв, шагают гордо жены:/ То старой Галлии 1) обычай воскрешенный, — Нести мужской доспех и ввязываться в бой. Аттила ли стоит иль Цезарь под стеной. Зачем они идут? Смеются дети; взгляды Спокойны жен. Париж — в кольце, в огне осады, И парижане все единодушны в том, ■Что сердце нации мрачится лишь стыдом, Что ими, внуками, довольны были б деды И что Париж умрет, чтоб дать стране победы. И надо честь хранить, а там — рука судьбы. И вот — идут. Глаза пылают, бледны лбы; На них читаешь: Честь; Отвага, Твердость, Голод... И вот — отряд идет, в рассветный вскинув холод Ряды спокойных лиц, святую рвань знамен; >) Галлия—здесь древнее название Фран ции. теля». Гюго принимает приглашение Гер цена сотрудничать в «Полярной звезде». В 1870-71 гг., в дни осады Парижа прусскими войсками, Гюго неустанно при зывал народ к сопротивлению, к усилению борьбы против оккупантов всеми имею щимися средствами. «Защищайте Фран цию с героизмом, — заявляет он, — от чаянием, нежностью! Будьте безжалост ны, патриоты!» Когда возникла Парижская Коммуна, Гюго проявил колебания и заблуждения. Он оказался не в состоянии понять ее смысл и значение. Но Гюго выступил про тив версальских палачей, рассказав всему миру об их кровавых злодеяниях по отно шению к коммунарам. * * * Гюго вошел в историю литературы как поэт, драматург и романист. Широкие круги советских читателей знают его прежде всего по романам «Собор Париж ской богоматери», «Отверженные», «Чело век, который смеется», «Труженики мо ря», «Девяносто третий год». В этих ро манах он выступает как писатель-демо крат, изображающий народ с чувством глубокой симпатии и сострадания. Он не годует против всех видов гнета и притес нения, выступая страстным поборником дела свободы. «Собор Парижской богоматери» (1 8 3 1 г.) — первый крупный роман писателя, в котором он изобразил Францию XV в. В отличие от реакционных романтиков, идеализировавших средние века, восхва лявших величие королей и подвиги ари стократов, Гюго подошел к изображению прошлого с позиций писателя-демокра- та. Он развенчивает аристократических героев, показывая их трусоватым® и лег комысленными. Излюбленные герои Гю го — это люди из народа, отверженные феодальным миром (квазимодо, Эсмераль- «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая я жизни все, что есть прекрасного в душе человека. Он всюду создавал героев и создавал их своими книгами не менее, чем ты сама, за все то время, когда ты, Франция, шла впереди народов со знаменем свободы в руке, с веселой улыбкой на прекрасном лице, с надеждой на победу правды и добра в чест ных глазах. Он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию». М. ГОРЬКИЙ. -------- т------------- ф ☆ -------------------- Н а б а р р и к а д е (О т ры в о к и з р о м а н а В . Г ю г о «О т ве рж е нны е » ), С детьми и женами смешался батальон; Их может разлучить лишь первая траншея; Мужчины — с нежностью и женщины— хмелея Поют. Родной Париж встал за права людей... Проехал госпиталь походный... Королей Я вспомнил, чей каприз влечет поток кровавый Вслед за носилками, — сбегающий в канавы!.. Час вылазки настал. Бьет барабан прход. По старым улицам все ринулись вперед, Спешат! И горе тем, кто нас блокадой душит! Ловушки не страшат, засада не нарушит Спокойствия бойцов; бьет из засады — вор; Погибшим так — почет, убившим так — позор!.. Они дошли до стен. Сливаются с полками. Вдруг дымный клуб взвился, и в нем сверкнуло пламя. Стой! Первый пушечный удар. Теперь— вперед! Ликующая дрожь по всем рядам идет. Миг роковой настал. Распахнуты ворота. Поют рожки. Вдали — зеленых нив дремота. Леса, где прячется еще незримый враг, Предатель—горизонт, окутанный во мрак, Безмолвный, но огнем и громом заряженный... И слышится: «Прощай! Давайте ружья, жены!» — И женщины, тая горящий мукой взор, Винтовки отдают, поцеловав затвор. да и др.) Здееь писатель находит подлин ные страсти, величие души, сильные ха рактеры. Наиболее известно и значительно произ ведение французского писателя — это «Отверженные» (1862 г.), являющееся, по словам Л. Н. Толстого, «лучшим француз ским романом». В этом произведении Гю го с большой силой бичевал пороки бур жуазного мира, обрекающего честных тру жеников на безработицу, голод и нищету. С большой правдивостью и убедитель ностью писатель показал бесконечные страдания народа, отверженных в капита листическом мире. На страницах ромача «Отверженные» замечательно описаны па рижские баррикадные бои в июне 1832 года. Широко известен роман «Девяносто тре тий год», посвященный событиям фран цузской буржуазной революции XVIII в. В нем нашли яркое отражение многие существенные черты этой эпохи, героизм французского народа. Виктор Гюго, начиная с 30-х годов XIX века, пользуется широкой популяр ностью в передовых кругах русских чи тателей. Огромным® тиражами произведе ния Гюго издаются в советской стране. В России издавна находили глубокий отклик произведения поэта-трибуна, писа- теля-демократа. За его творчеством с глу боким вниманием следили Белинский, Гер цен, Чернышевский. Для Салтыкова-Щед рина Гюго «представляет литературу идейную, героическую» в противовес &з- идейной буржуазной литературе конца XIX века. Высокую оценку творчеству французского писателя дал великий про летарский писатель Горький. Вместе с прогрессивными людьми всего мира советский народ широко отмечает 150-летнюю годовщину со дня рождения великого французского писателя-патриота. Весной 1832 года во Франции развер нулись важные события. Французский на род, рабочие, ремесленник®, весь трудовой люд не мог больше терпеть голод, нужду и притеснения правительства, состоявшего из богачей — корыстных банкиров и фабри кантов. В розных городах страны вспыхи вал® бу-нты. Их подавляли, но они немед ленно вспыхивал® в других местах. Па риж тоже готовился к восстанию. Наконец, желанная минута настала. Го род принял грозный вщ 1 на улицы высы пал® рабочие. На рынке Сеа-Ж'зн Гаврош присоединил ся к толпе рабочих'и студентов. Все она были вооружены чем пошло. При появлении шумной толпы на ули це началась паника. Перепуганные прохо жие бросились врассыпную. Спустя несколько минут из решеток на окнах кабачка выдернул® двадцать желез ных прутьев, мостовую перед кабачком немедленно разрыл® — камни были нуж ны для постройки баррикады. Недолго ду мая, опрокинули ехавшую мимо телегу с тремя бочкам® извести — бочки тоже при годились для баррикады. Веселый, сияющий Гапрели всех вооду шевлял, он поспевал повсюду, карабкался вверх, спускался, шумел, суетился, носил ся, как вихрь. Когда баррикада была сооружена и зна мя на ней укреплено, из кабачка вытащи ли стол, и начальник баррикады вскочил на него. Ему принесли ящик с патронами, и он, весело улыбаясь, стал рззтрвать патроны. Каждому досталось по 30 патронов. ...После первого штурма баррикаду ус пели привести в порядок, и еще лучше у к репили ее. Начальник баррикады подозвал Гавро- ша. Мальчик радостно подбежал к нему. — Хочешь оказать мне большую услу гу? — Любую! — с готовностью ответил Гаврош. —- Возьми вот это сей-'- час же с баррикады. А завтра утром отне сешь письмо. Тут сказано куда. Э^Ь 'сов сем недалеко. Возразить было нечего. Огорченный Гаврош постоял несколько минут в нере шительности, почесал -за ухом, наконец встряхнулся по-птичьи и взял письмо. В той стороне, откуда ждали нападения, мало-помалу, воцарилась зловещая тиши на. Начальник баррикады дал приказ за нять боевые посты. Сразу же смолкли все разговоры. Теперь был слышен только су хой треск. Это заряжали ружья. Ждать пришлось недолго. Звяканье це пей, лязг металла о мостовую, глухой и грозный Гул — все возвещало приближе ние артиллерии. Вскоре показалась первая пушка. Зажженный фитиль дымился. — Огонь! — скомандовал начальник баррикады. Раздался дружный залп. Дым густой ла виной окутал людей и пушку; через не сколько секунд дым рассеялся, снова ста ли видны я люди и пушка. Канониры спо койно и неторопливо устанавливали ее пе ред баррикадой. — Зарядите ружья! — скомандовал на чальник. В то время ка к защитники баррикады перезаряжал® ружья, артиллеристы заря жали пушку. Пушка выпалила, раздался грохот. — Здесь!— прозвучал веселый возглас. И одновременно с ядром на баррикаду влетел Гаврош. Он произвел больше впе чатления, чем пушечное ядро. Все обступили Гавроша. Но начальник не дал ему сказать ни слова и отвел его в сторону. — Зачем ты сюда явился? — Затем же, зачем и вы! — ка к всег да задорно, ответил мальчуган, и глаза его сверкнули веселой удалью. — Кто тебе позволил вернуться? — строгим голосом продолжал начальник. — А письмо ты отнес по адресу? — Гражданин, я отдал письмо приврат нику. Он обещал передать. Отправляя письмо, начальник преследо вал Двойную цель: он хотел послать цро- щальный привет своей невесте и' сшетт Гавроша. Пришлось примириться е тем» что выполнена только половина его плана. Меж тем Гаврош успел шмыгнуть на другой конец баррикады. — Где мое ружье? — кричал он. Ему отдали его ружье. Тогда Гаврош сообщил товарищам, что баррикада окру жена со 'всех сторон. Обстрел продолжался. Ружейные залпы чередовались с картечью. На баррикаде вдруг заметили, что Г«в- !рош стоит на улице прямо под выстре лами. Гаврош взял’ в кабачке корзинку для бутылок, вышел через лазейку за барри каду и преспокойно'Принялся высыпать в корзину патроны из патронташей убитых солдат. — Что ты делаешь? — закричали с баррикады. Гаврош поднял голову: — Наполняю корзинку, граждане. — Ты что, не видишь картечи? — Вижу, дождик адет! Ну и пусть его идет! — ответил мальчик. — Сейчас же вертись, слышишь! кричал начальник. — Сию минуту! — ответил Гаврош и в один миг очутился на середине улицы. Десятка два убитых лежало вдоль всей улицы на мостовой. Два десятка патронта шей — хорошая пожива для Гавроша, солидный запас патронов итя баррикады. Вся улица была застлана дымом, точно густым туманом. Дым рассеивался и снова сгущался. От него среди белогодня стояла мгла, и противникам с одного конца ко роткой улицы на другой почти не было видно друг друга. Эта. темнота была наруку Гаврошу. Ды мовая завеса и маленький рост позволили ему пробраться незамеченным довольнода леко. Первые шесть или семь патронташей он опорожнил, почти ие подвергаясь опас ности. Он полз на животе, передвигался на четвереньках, держа корзинку в зу- ‘ бяХ, скользил, извивался, ка к змея, крал ся от одного мертвеца к другому и про должал наполнять корзинку патронами. От баррикады он был еще недалеко, зо никто не решался его звать на страха при влечь к нему внимание солдат. А он пробирался все дальше и дальше и дополз до места, где дым уже рассеялся. В то мгновение, когда Гаврош очищал патронташ лежащею у тумбы убитого сер жанта, в труп попала пуля. — Что за чорт! — воскликнул Гав рош. — Моих покойников убивают! Вторая цуля выбила искры из мостовой подле него, а третья опрокинула его кор зинку. Гаврош огляделся и увидел, что стреля ют с перекрестка. Он встал, выпрямился ■во весь рост, тряхнул головой и, устремив насмешливый взгляд на стрелявших в не го солдат, весело и задорно запел песен ку. Затем поднял корзинку, собрал все вы павшие патроны и, подойдя ближе к стрел кам. стал опоражнивать еще один патрон таш. Мимо прожужжала четвертая пуля, а Гаврош продолжал петь. И на пятую он ответил песенкой. Зрелище было страшное и прекрасное. Гаврош стоял под выстрелами и дразнил стрелявших. Казалось, он развлекается от души. Это был воробушек, клевавший охотников. На каждый выстрел он отве чал новым куплетом. В него целились! непрерывно и не могли попасть. Солдаты смеялись, стреляя в него. Он ложился, вскакивал, прятался где-нибудь в подво ротне, появлялся вновь, убегал, прибе гал, смеялся над картечью, показывал «длинный нос», а попутно опустошал пат ронташи и собирал патроны. Но вот одна пуля, меткая и коварная, настигла храброго мальчугана. Гаврош за шатался и упал. С баррикады раздался крик ужаса. Гаврош приподнялся, длинная струйка крови стекала по его лицу. Он поднял обе руки кверху, взглянул в ту сторону, откуда раздался выстрел, и снова запел. Но кончить куплет ему во уда лось: вторая пуля навеки оборвала его песенку. На. этот раз он упал лицом ва мостовую и затих. Маленький мальчик 1 большой герой был убит! г. воловик Н а ш с о р а т н и к Н а вдех континентах, н а все х о к е а н а х , н а все х необъят ны х прост орах з е м н ы х , п о в с ю д у — в вост очны х и з а п а д н ы х странах н а р о д ы встают против н о в о й во й ны . М ы светлым ид е ям в е р ны н е и зм е н н о , и м ы отстоим з а в о е в а н н ы й м и р , сраж ают ся в н а ш и х р я д а х А в и ц е н н а , Б е л и н с к и й и Г о г о л ь , Толстой и Ш е к с п и р . И в этой с в ящ е н н о й бо р ь б е в с е н а р о д н о й , в смятенье и страх п о в е р г а я вр а го в, звучит , не с м о л к а я , п р и зы в б л а г о р о д ны й б о р ц а и трибуна, Викт ора Г юго. В е л и к и й сорат ник — се г о д н я о н сн о в а становится с н а м и в к о л о н н у о д н у , м ы с л ы ш и м его в д о х н о в е н н о е с л о в о ! х Г р а ж д а н е ! М и р победит в о й н у Ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz