Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
в К О М М У Н А 9 4 ноября 1950 г., № 219 (6006)' Т р у д я щ и е с я в с е х с т р а н !Р а з о б л а ч а й т е а с р ы в а й т е п р е с т у п н ы е п л а н ы п о д ж и г а т е л е й н о в о й в о й н ы ! Р а с ш и р я й т е и у к р е п л я й т е м о г у ч и й ф р о н т с т о р о н н и к о в м и р а ! О т с т о и м д е л о м а р а в о в с е м м и р е ! ------------------------------------------------------------------------ ' * * --------------------------------------------------------------------- Дело мира восторжествует БИБЛИОГРАФИЯ „ З а л о г м и р а “ * Воронежский завод мостовых конотрук- пий. Под сводом огромного цеха собрались сотни рабочих, служащих, командиров про изводства. Они пришли сюда, чтобы обсу дить итоги работы Второй Всесоюзной кон ференции сторонников мира. Собрание от крыл секретарь заводского партийного бюро тов. Овинарев. С напряженным вниманием выслушали собравшиеся доклад делегата конференции, знатного мастера воронежского кирпичного завода № 8, Павла Антоновича Дуванова. — Советские люди, — сказал он, — всегда отстаивали и отстаивают дело мира. Об этом знает каждый честный человек на земле. Свое стремление к миру мы проде монстрировали в боях за свободу и незави симость нашей социалистической отчизны, в трудовых подвигах послевоенных лет, в грандиозных планах на будущее. В то время когда заправилы Уолл-стрита строят военные базы и лихорадочно воору жаются, нага народ создает гигантские гидроузлы, превращает пустыни и засуш ливые степи в цветущие сады. Все это воз водится во имя счастья людей, во имя мира. * — Удвоим, утроим наши усилия в борь бе за выполнение производственных зада ний, — призывает тов. Дуванов. — Будем работать еще лучше, еще производительнее, ехяе настойчивее внедрять новую технику, передовую технологию, скоростные методы С каждым дней все более могучим пото ком ширится движение сторонников мира. Нет такой страны на земном: шаре, где бы люди доброй воли, поднимая свой гневный протест против новых поджигателей вой ны , ие поставили свои подписи в защиту мира. Мир! Это слово объединяет полмиллиарда лю дей. Число это растет с каждым днем. Да это ж понятно. Прогрессивное человече ство — создатель огромных материальных ценностей — не хочет, чтобы плоды его трудов были уничтожены оголтелыми им периалистическими хищниками. В этом могучем движении за мир в авангарде идут советские труженики, с богатырским размахом строящие светлый мир коммунизма. У рабочего и профессора, колхозника и служащего — у всех совет ских людей одно горячее желание — пре градить дорогу войне, бороться за священ ное дело мира. Вот почему особенная взволнованность чувствовалась у всех профессоров, науч ны х работников, преподавателей и студен тов Воронежского университета, когда они собрались 2 ноября в актовом зале на встречу с делегатом Второй Всесоюзной конференции сторонников мира профессо ром сельскохозяйственного института 0 . В. Карпенко. С глубоким вниманием присутствующие слушали посланца на конференцию от ученых нашей области. Профессор П. В. Карпенко рассказывает • работе конференции, о том единодушии, е которым ее делегаты выразили непре клонную волю советского народа к миру. — Мне выпало большое счастье о дру- труда. Наш стахановский труд — это луч ший вклад в дело мира. Мы твердо верим, что силы мира могущественнее сил войны. Наша борьба должна увенчаться победой, потому что знаменосцем этой борьбы является великий Сталин. На трибуну поднимается мастер меха нического цеха тов. Гороховский. — Разрешите от имени всего коллекти ва нашего цеха, — говорит он, — выра зить глубокое одобрение решениям Второй Всесоюзной конференции сторонников ми ра. В Наказе отражены думы всего совет ского народа. Мы присоединяем свой голос к голосу миллионов людей доброй воли, протестующих против наглых действий англо-американских поджигателей войны. Напрасно забывают они уроки истории. Если они попытаются развязать войну, их постигнет та же участь, которая постигла Гитлера и его приспешников, — Все советские люди, — продолжает тов. Гороховский, — поднялись на борьбу. Станочники, сборщики, клепальщики на шего завода несут сейчас стахановскую вахту мира. Своим самоотверженным тру дом мы крепим могущество нашей люби мой Родины. Слово получает член комитета ВЛКСМ тов. Софьянников. — Советская молодежь,— сказал он,— горячо присоединяет свой голос к голосу гими товарищами из нашей области при нять участие в работах Второй Всесоюзной конференции сторонников мира, — говорит профессор П. В. Карпенко. — От имени всего советского народа участники конфе ренции продемонстрировали непреклонную волю советских людей к миру, к творче скому труду. В течение 16 и 17 октября на трибуне выступали ученые, писатели, художники, поэты, рабочие, колхозники, студенчество, учащаяся молодежь. Они рассказывали о замечательных достиже ниях во всех уголках нашей Родины, о но вых трудовых победах, о радостном твор честве, что кип ит повсеместно во всех братских республиках страны Советов. Во всех выступлениях,— продолжает П. В. Кар пенко,— чувствовалась горячая любовь со ветских людей к своей могучей державе, к вдохновителю всех наших побед, мудрому вождю и учителю товарищу Сталину. При этих словах в зале раздается гром аплодисментов. Участники собрания устраи вают овацию в честь любимого вождя. По докладу делегата Второй Всесоюзной конференции сторонников мира П. В. Кар пенко выступает профессор ВГУ И. Н. Ж у равлев. В яркой взволнованной речи он оказал: — Мне хочется напомнить всем слова моего учителя академика Павлова, сказан ные ям еще на XV Международном кон грессе физиологов: «Сейчас видно почти всесветное желание и стремление избе жать войн... И я счастлив, что правитель ство моей могучей Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «ни пяди чужой земли». — Это действительно стремление всего нашего народа, стремление работников нау- делегатов конференции. Мы не допустим новой кровавой бойни! С огромным под’ емом участники собра ния приняли приветственное письмо вели кому вождю народов, знаменосцу мира товарищу Сталину. С большой активностью обсуждал итоги работы Второй Всесоюзной конференции сторонников мира коллектив Воронежского машиностроительного завода Министерства металлургической промышленности. Посла- пец воронежцев на Вторую Всесоюзную конференцию сторонников мира мастер тов. Дуванов поделился своими незабывае мыми впечатлениями, рассказал о реше ниях, принятых конференцией. Начальник кузнечно-котельного цеха тов. Горлин в своем выступлении сказал: — Горячо одобряя Наказ, мы, маши ностроители, обещаем трудиться еще само отверженнее. Наш коллектив успешно за вершил программу третьего квартала, до срочно выполнил октябрьское задание. В эти дни многие стахановцы завода вдвое, втрое перекрывают установленные нормы, дают продукцию только отличного каче ства. — Дело мира восторжествует! — за канчивает свою речь оратор. Участники общезаводского собрания с огромным под’ емом приняли приветствен ное письмо товарищу Сталину. гси. Как бы ни изощрялись, к а к бы ни свирепствовали поджигатели войны из англо-американского блока, мы можем быть уверены, что дело мира победит. Оно побе дит потому, что это стремление всех со ветских людей, многих и многих миллио нов трудящихся всего мира. Дело мира победит потому, что на знамени прогрес сивного человечества, на знамени борцов за мир начертано имя великого друга трудящихся всего мира великого Сталина. Выступивший затем профессор С. В. Ива нов заявил: — Цель американских захватчиков — *то мировое господство, порабощение наро дов. По новые претенденты на мировое господство, мы знаем хорошо, просчитают ся, та к же ка к некогда просчиталась фа шистская Германия. Англо-американские поджигатели войны уже сейчас вызывают к себе всеобщий гнев и отвращение свои ми неслыханными злодеяниями в Корее. Против жалкой ку ч ки империалистов под нимаются миролюбивые народы во главе с Советским Союзом. Да здравствует дружба между народами! Да здравствует великий товарищ Сталин, строитель мира, поборник мира! От имени студенчества ВГУ выступил студент 4-го курса физмата сталинский стипендиат С. В. Немчинов. — Я, — оказал он, — ка к участник Отечественной войны присоединяю свой голос к Наказу делегации на Всемирный конгресс сторонников мира. Мы, советское студенчество, твердо уверены — дело мира победит! Под долго иге смолкающие аплодисменты участники собрания послали приветствен ное письмо товарищу Сталину. На заводе «Воронежсельмаш» по ме тоду инженера ф. Ковалева изучаются стахановские приемы работы передовых рабочих. В прессовом цехе изучаются приемы работы стахановца.фрезеровщи- ка М. Г. Козлова. На снимке: М. Г. Коз лов за работой. Фото П. Калитина. 2 0 - л е т и е и н ж е н е р н о с т р о и т е л ь н о г о и н с т и т у т а И сполнилось 20 лет со дня основания Воронежского инженерно-строительного и н ститута. За эти годы институт дал стране более тысячи высококвалифицированных инженеров-строителей. В настоящее время в институте обучает ся около 700 студентов. В этом учебном году начал свою работу новый факультет, готовящий специалистов по сельскохозяй ственному строительству. Заканчивается восстановление учебного корпуса, большая часть которого уже сдана в эксплоатацию, На днях в ленинской аудитории состоя лось торжественное собрание студентов, про фессорско-преподавательского состава, рабо чих и служащих института, посвященное 20-летнему юбилею вуза. С докладом «Ин женерно-строительный институт за 20 лет» выступил директор института тов. Казаков. С приветствиями институту выступили се кретарь Обкома ВКП(б) тов. Страхов и секретарь горкома ВКП(б) тов. Алейкин. Затем были оглашены поздравительные телеграммы из Министерства высшего обра зования, от общественных организаций, от студентов, работающих на стройках Совет ского Союза. Под долго не смолкающие аплодисменты собрание послало приветственное письмо вождю советского парода, корифею пауки Иосифу Виссарионовичу Сталину. Передовой сельсовет по мобилизации средств Фащевский сельский Совет, Молотов- ского района, — один из самых передо вых в области по мобилизации средств населения. В течение четырех последних лет сельсовет выполнял и значительно перевыполнял планы сбора средств. В этом году планы мобилизации средств выпол нены: 1-го квартала — на 190 проц., 2-го— на 147 проц., 3-го— на 165 проц. Депутаты Совета и активисты часто бывают в домах колхозников, рассказы вают им о значении аккуратного выпол нения обязательств перед государством. За успешную работу по мобилизации средств Облисполком премировал предсе дателя Фащевского сельсовета т.' Жукова и налогового агента т. Баскнских. Кро ме того, в распоряжение сельсовета выде лены средства для премирования лучших финансовых активистов. Советские писатели идут в первых рядах борцов за мир. Своими правдивыми, глубо ко идейными произведениями они отобра жают героическую борьбу народов за сво боду и демократию, разоблачают англо- американских поджигателей новой войны. Этой актуальной и жизненно важной теме посвящен также и новый роман укра инского писателя В. Собко «Залог мира». Писатель рассказывает о путях, которыми германский народ пришел к созданию миро любивой Германской демократической рес публики, о том, ка к демократические силы страны ведут борьбу за об’единение Гер мании. В романе широко показана истори ческая ведущая роль Советского Союза — страны, которая освободила немецкий на род от гитлеровского ига, показала немцам дорогу к миру и дружбе с Советским Сою зом и странами народной демократии. Основное внимание автор отводит ото бражению работы сотрудников советской военной комендатуры, призванных выпол нить Потсдамское решение о создании демо кратической Германии. События романа происходят в неболь шом саксонском городке Дорнау. Советская Армия освободила население от ига фашиз ма, дала ему свободу и радость творчества. По не сразу начинается полнокровная жизнь города. Работникам советской ко- мепдатуры — полковнику Чайке, капитану Соколову — приходится немало потрудить ся, чтобы восстановит*, нормальную жизнь. Постепенно в городе1 открываются магази ны, театры, приступают к работе мирные предприятия. Трудящиеся города начина ют втягиваться в общественную жизнь. Комендант города полковник Чайка и работник комендатуры капитан Соколов за ботливо помогают росту демократических элементов. Они оказывают самую горячую поддержку антифашистам в их работе по созданию новой демократической власти. В городе начинает функционировать ма гистрат. Во главе его становится бывший политзаключенный Леке Михаэлис. Он дол гое время мучился в фашистских застен ках, по они не сломили в нем волю к по беде, веру в большое будущее демократиче ской Германии. Советские войска освободи ли Михаэлиса, и он возвратился в родной город. Советский комендант полковник Чайка доверяет ему важный пост бургоми стра города. Работать Михаэлису трудно: в городе еще немало гитлеровских преступ ников, всячески мешающих возрождению страны, нет крепкого актива. Советские офицеры деятельно помогают бургомистру. И постепенно магистрат приобретает огром ную популярность, обрастает активом из рабочих, интеллигенции. Опираясь на ши рокую поддержку масс, Михаэлис уверенно руководит порученным ему делом. Растет сознание широких масс трудя щихся города и крестьян из пригородных сел. Особенно ярко это видно на примерах батрака Эриха Лешнера и рабочего Бер- тольда Грингеля. Эрих Лешнер, обманутый гитлеровцами, участвовал в походе на Советский Союз для завоевания «жизненного пространства». На Дпепре он потерял руку. Возвратившись домой, он видит, как- нагло ©го обманули. Пока он воевал, у него отобрали даже тот клочок земли, которым он владел. Теперь он принадлежит помещику Фуксу и гитле ровскому молодчику Зандеру. Когда Советская Армия вошла в пределы Германии и ебросила оковы фашизма о не мецкого народа, Лешнер принимает дея- тельпое участие в демократических преоб разованиях. Он становится во главе дви жения батраков, требующих раздела земли. *) В. Собко. «Залог мира». Журнал «Знамя» №№ 8 и 9 за 1950 г. Работники советской комендатуры щ ипан мают горячее участие в этом мероприятии. Крестьяне получают землю, отнятую у них фашистами. Ярко и убедительно показан в романе путь беспартийного трудящегося Бертольда Грингеля. Он — один из сотен рабочих ав торемонтного завода «Мерседес». Но вот предприятие переходит в руки народа, и Грингеля назначают на пост директора за вода. Полковник Чайка, капитан Соко лов — частые гости у молодого директора. Они заботливо учат его, помогают в труд ную минуту. Бертольд Грингель учится у советских людей искусству руководства на родным предприятием. Со временем Грин гель становится опытным хозяйственником, до конца преданным делу народа. Он всту пает в ряды социалистической единой пар тии Германии. Большое место в романе отведено пред-5 ставителям немецкой интеллигенции — артистке Эдит Гартман и писателю* Болеру.' В мрачные дни гитлеровского владычества они были лишены возможности заниматься любимым делом. Эдит Гартман отказалась играть в фашистских спектаклях, и ©е выслали в Дорнау под надзор гестапо. Пи сатель Болер писал кни ги , разоблачающие воины, а это шло вразрез с мировоззре ниями гитлеровцев. Книги Болера не изда вали. Но вот пришла Советская Армия. Эдит Гартман ждет, что победители будут «мстить». Однако происходит совершенно другое — советские воины с глубоким со чувствием относятся к освобожденному от фашистского ига немецкому народу, помо гают ему найти свое место в жизни. Эдит Гартман включается в могучее движение за демократизацию Германии. Она начинает играть в советских пьесах, несет немецко му народу слово правды о великой стране социализма. Она тверда в своем намерении служить народу, и ее не запугали ни ка кие угрозы англо-американского агента, бывшего гестаповца Зандера. После долгих колебаний, убедившись в дружеских чувствах советских людей, а к тивно включается в новую жизпь и писа тель Болер. Он создает правдивую кн и гу о тех огромных демократических переменах,' которые произошли в стране. Автор правдиво передал ту обстановку, в которой рождалась Германская демокра тическая республика. Убедительно нарисо-’ вапы портреты немецких коммунистов, ан тифашистов. В романе показано, в ка ки х сложных условиях приходилось работать сотрудникам советской комендатуры. Они всегда находятся начеку, всегда готовы дать отпор проискам еще неразоблачен ных врагов. В нескольких эпизодах В. Собко сумел показать ту подрывную работу, которую ведут против Германской демократической республики англо-американские поджига тели войны, Они возрождают на западе Германии господство монополистов, поме-* щиков, военщины. Роман В. Собко — яркое, волнующее произведение. В нем с большим художе ственным мастерством показано, ка к шел процесс демократизации восточной зоны Германии, отражена та огромная роль, ко торую сыграл Советский Союз в этом исто-5 рическом процессе. Заканчивается произведение созданием Германской демократической республики и историческим посланием товарища Сталина' немецкому народу. Роман В. Собко — бесспорная удача та-1 лантливого писателя. Он служит великому делу борьбы за мир. Н. КОНОПЛИН. Люди науки — на с тр аж е мира „ Бесприданница“ НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Великий русский драматург Александр Николаевич Островский находил, что пьеса «Бесприданница» — одна из наибольших его творческих удач. Наряду с такими произведениями, ка к «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» яв ляется вершиной драматургии Островского. В нашей социалистической стране про изведения великого драматурга раскры ваются во всей их идейно-художественной глубине, раскрываются так, к а к никогда до Великой Октябрьской революции. Еще в начале своего творческого пути Островский задумался над бесправным по ложением женщины в современной ему России. В 1851 году он закончил работу над пятиактной пьесой «Бедная невеста». Анализируя эту раннюю пьесу Островско го, Н. А. Добролюбов та к характеризовал положение «бедной невесты»: «замужест во— это ее должность... назначение жизни. Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом де- л*\ станет у нас делать девушка, не вышед шая замуж?» Н. Г. Чернышевский еще этой ранней пьесе Островского о девутшке- бееприданнице дал высокую оценку. Но, видимо, сам драматург находил, что тема, поднятая им, требует более яркого идейно-художественного воплощения, и он у неоднократно возвращается к этой теме. В 1858 году появляется «Воспитанница». А через год всю мыслящую, прогрессивную часть русского парода потрясла драма Ка терины в «Грозе». О боим могучим талантом Островский всюду— в переулках ли купеческого Замо скворечья, в уездном городе Калинове «а Волге иля в дворянских помещичьих усадьбах — показал дикий произвел и на силие богатых и власть имущих, угнете ние и страдания тех, в ком есть душа, сердце и ясный ум. С большой силой он подчеркнул бесправное положение женщи ны, часто гибнущей от «диких условий» того мрачного времени. Та® гибнет Кате рина. Так едва не погибает Аксюша из пьесы «Лес». Спустя двадцать лет после «Грозы» поя вилась «Бесприданница». Опять перед зрителем— Волга и драма, развертывающаяся в большом городе. Но теперь перед нами не старый купеческий быт, а крупные дельцы в «европейских ко стюмах». Один из них, Кнуров, «пожилой человек с громадным состоянием», — го ворит Островский; второй, Вожеватов — «очень молодой человек»; третий, Пара тов — «блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать». Одеты они изысканно, держатся непринужденно. По внешности жизнь в этом городе над Волгой сильно изменилась. Но содержание ее стало еще безотраднее. Еще сильнее да вит на жизнь, на сознание людей власть денежного мешка, власть капитала. Типич ный представитель этой власти — Кнуров. Они. эти цельны, мнят себя хозяевами жиз ни. Они уверены, что могут все купить, купить красоту, молодость, прекрасное сердце и талант бесприданницы Ларисы. Да вот «беда»: прекрасное сердце и ясный ум молодой девушки держат их на почти тельном расстоянии от нес. — А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку, — меч тает Кнуров. Положение Ларисы тяжелое. Она совсем еще недавно пережила крушение своей большой любви к Паратову. Потрясение было велико, и прошел год, пока она на чала оправляться от него. Но обстановка вокруг нее такова, что единственный вы ход — замужество. Она не требует от своего будущего мужа хорошего положе ния, значительных средств, ей важно толь ко, чтобы он любил ее и чтобы она могла его уважать. Ларисе кажется, что такого человека она может найти в лиде Карандышева, мо лодого, небогатого чиновника. Теперь, по крайней мере, ее мать оставит свои ун и зительные хлопоты о богатых женихах. По сле той жизни, которую она испытала в родительском доме, Ларисе «всякий ти хий уголок покажется раем». Ей «хоть бы в лее, только поскорей бы вырваться». В таком душевном состоянии появляет ся Лариса в первом акте спектакля. Образ Ларисы один из самых молотых в русской драматургии. Передать в какой-то мере его сильное обаяние— большая заслу га для актрисы. Р. Т. Матюшкина нашла для этой роли яркие краски и проникновенные интона ции. Бе первая сцена с Карандышевым ис полнена лиризма, светлой душевности. Она мечтает о скромной жизни в тихом уголке. Лариса, какою ее показывает Матюшки на, — цельная, чистая натура. Она не мо жет хитрить. Зритель с первых же реплик принимает к сердцу созданный ею образ. Пьеса получает дыхание и жизнь на сце не. И драма бесприданницы в капитали стическом обществе неослабно приковывает наше пристальное внимание до ее неиз бежного, рокового исхода. Артистка хорошо передает лирическую основу характера Ларисы и драматизм ее переживаний. Глубокой тревогой пронизана ее игра, когда Лариса узнает о приезде Паратова. Сложная картина душевной жиз ни героини возникает в этой игре. Лари са борется со своим чувством к Паратову. И зритель видит, что в ней найдется ду шевная сила заглушить это чувство, если Карандыптев будет тем человеком, на ко торого она может опереться. Но он оказал ся мелким человеком. Жизнь с ним невоз можна. В последнем акте Лариса говорит: — Ах, к а к я устала! Я теряю силы... Исполнительница хорошо дает почувст вовать, что Лариса устала от всех усло вий «дикой жизни», где ее считают толь ко вещью, об’ектом купли— продажи. Актриса ярко передает заключительную сцену — борьбу Ларисы за свое человече ское счастье, переход от проблесков на дежды. к глубокому, безысходному отчая нию, от которого ее избавляет выстрел Карандышева. Превосходно играет в этом спектакле заслуженная артистка республики Р. Г. Да нилевская. Перед зрителем возникает законченный характер женщины, лукавой, избалованной, презирающей скромную трудовую жизнь, привыкшей жить на широкую ногу и без достаточных к тому средств, за счет пода чек богатых покровителей. Роль Карандышева трудна. Артист А. К. Полинский создал очень интересный, прав дивый и сценически острый образ мелкого задавленного человека, только временами делающего попытку определить свое месго в жизни, но не имеющего для этого ни во ли, ни сил. К концу спектакля зритель видит, что Карандышев, к а к и Лариса, жертва общественных условий. Зрителя трогают страдания осмеянного Карандыше ва. Но он не прощает ему его мелочности, в полной мере разделяя его ненависть к богатым дельцам. Роль Паратова играют Н. С. Налигац- кич и В. И. ДОкурский. Второй исполни тель ведет роль слишком прямолинейно, И это — недостаток. Естественно возникает вопрос: ка к же Лариса с ее чуткой душой и умом могла так беззаветно полюбить Па ратова, если в нем так прямо выражены черты жестокости? Неужели Лариса могла до самозабвения полюбить человека только за внешний лоск и смелость? Да ведь она и сама говорит, что у Паратова доброе сердце. Н. С. Налигацкий раскрывает образ Па ратова диалектически. Его игра об’ясняет ошибку Ларисы. В образе, созданном Нали- гацким, есть внешнее обаяние. Паратов— Налигацкий находит такие задушевные ин тонации, умеет так добродушно смеяться и шутить, что, пожалуй, и искушенный в жизни человек не быстро разберется в под линной сущности его характера. Понадоби лись особые обстоятельства — его столк новение с Карандышевым, его жестокая игра с ним и с Ларисой, чтобы обнажился во всей неприглядности характер прожига теля жизни, типического представителя вырождающегося дворянства. Кнуров и Вожеватов — крупный пожи лой делец и молодой, «подающий надежды», хищник — в исполнении А. И. Пальмина и Е. С. Аристова — контрастная, колорит ная пара. Молодой делец отдает своеобраз ную дань уважения матерому. Они делови то и воровски, ка к очень дорогую вещь, разыгрывают бесприданницу в орлянку и, разыграв, не мешают друг другу. Образ Кнурова в спектакле несколько от ходит от авторских указаний. Так Кн у ров— Пальмин слишком беспокойно об го няется с Огудаловой, излишне жестикули рует. А ведь в тексте автора буфетчик Таврило метко определяет Кнурова — «идол». Да, идол, знающий силу денег, не станет, даже ради Ларисы, волноваться, нервничать. — Варвары, разбойники, — та® Отбы вается еб этих дельцах Робинзон — за служенный артист В. И. Флоринский. Он произносит эту реплику негромко, но очень выразительно. В. И. Флоринский нашел прекрасные черты в своей роли. Запоми нается его игра в сцене, когда Лариса поет. Робинзон и растроган талантом Ла рисы и потрясен, потому что понял, по-1 чувствовал ее драму. Его молчание в этой сцене красноречивее всяких слов, Ефросинью Потаповну, тетку Каранды шева, М. И. Шишлова играет неугомонной хлопотуньей, болеющей за интересы пле мянника. Образ верный и раскрыт актри сой ярко. О содержателе кофейной Гавриле в- тек-1 сте автора сказано: «Таврило, клубный бу фетчик». Если Таврило — клубный бу фетчик, значит и на нем и на его помощ- 1 нике тоже есть некоторый «европейский»; 1 лоск. Но в спектакле Таврило и Иван (ис- 1 полнители — Григорьев А. Ф., Береж- ( ный И. С.) выглядят так, ка к если бы | действие происходило в уездном купече- ском городке, не знающем, что такое клуб.’ За вычетом этой существенной детали, спектакль верно передает эпоху. Режиссер ски он очень крепок (постановщик С. А.- Марголин). Действие развертывается уве ренно и сильно. Мизансцены точны, отра ботаны тщательно и с большим чувством меры. Оформлен и обставлен спектакль со в ку - • сом. Хороши декорации художника Н. ВБ Данилова с видом на волжский затон и I широкой перспективой Заволжья. Воронежский государственный драмати- I чеекий театр осуществил постановку зна- I чительной идейно-художественной сплыви Драматургия А. Н. Островского глубоко» прозвучала в образах его замечательнейшей го произведения. Это тем более отрадней что пьесы Островского за последние годы в Воронеже не ставились. Б. ДАЛЬНИМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz