Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

в К О М М У Н А 9 4 ноября 1950 г., № 219 (6006)' Т р у д я щ и е с я в с е х с т р а н !Р а з о б л а ч а й т е а с р ы в а й т е п р е с т у п н ы е п л а н ы п о д ж и г а т е л е й н о в о й в о й н ы ! Р а с ш и р я й т е и у к р е п л я й т е м о г у ч и й ф р о н т с т о р о н н и к о в м и р а ! О т с т о и м д е л о м а р а в о в с е м м и р е ! ------------------------------------------------------------------------ ' * * --------------------------------------------------------------------- Дело мира восторжествует БИБЛИОГРАФИЯ „ З а л о г м и р а “ * Воронежский завод мостовых конотрук- пий. Под сводом огромного цеха собрались сотни рабочих, служащих, командиров про­ изводства. Они пришли сюда, чтобы обсу­ дить итоги работы Второй Всесоюзной кон ­ ференции сторонников мира. Собрание от­ крыл секретарь заводского партийного бюро тов. Овинарев. С напряженным вниманием выслушали собравшиеся доклад делегата конференции, знатного мастера воронежского кирпичного завода № 8, Павла Антоновича Дуванова. — Советские люди, — сказал он, — всегда отстаивали и отстаивают дело мира. Об этом знает каждый честный человек на земле. Свое стремление к миру мы проде­ монстрировали в боях за свободу и незави­ симость нашей социалистической отчизны, в трудовых подвигах послевоенных лет, в грандиозных планах на будущее. В то время когда заправилы Уолл-стрита строят военные базы и лихорадочно воору­ жаются, нага народ создает гигантские гидроузлы, превращает пустыни и засуш­ ливые степи в цветущие сады. Все это воз­ водится во имя счастья людей, во имя мира. * — Удвоим, утроим наши усилия в борь­ бе за выполнение производственных зада­ ний, — призывает тов. Дуванов. — Будем работать еще лучше, еще производительнее, ехяе настойчивее внедрять новую технику, передовую технологию, скоростные методы С каждым дней все более могучим пото­ ком ширится движение сторонников мира. Нет такой страны на земном: шаре, где бы люди доброй воли, поднимая свой гневный протест против новых поджигателей вой­ ны , ие поставили свои подписи в защиту мира. Мир! Это слово объединяет полмиллиарда лю­ дей. Число это растет с каждым днем. Да это ж понятно. Прогрессивное человече­ ство — создатель огромных материальных ценностей — не хочет, чтобы плоды его трудов были уничтожены оголтелыми им­ периалистическими хищниками. В этом могучем движении за мир в авангарде идут советские труженики, с богатырским размахом строящие светлый мир коммунизма. У рабочего и профессора, колхозника и служащего — у всех совет­ ских людей одно горячее желание — пре­ градить дорогу войне, бороться за священ­ ное дело мира. Вот почему особенная взволнованность чувствовалась у всех профессоров, науч­ ны х работников, преподавателей и студен­ тов Воронежского университета, когда они собрались 2 ноября в актовом зале на встречу с делегатом Второй Всесоюзной конференции сторонников мира профессо­ ром сельскохозяйственного института 0 . В. Карпенко. С глубоким вниманием присутствующие слушали посланца на конференцию от ученых нашей области. Профессор П. В. Карпенко рассказывает • работе конференции, о том единодушии, е которым ее делегаты выразили непре­ клонную волю советского народа к миру. — Мне выпало большое счастье о дру- труда. Наш стахановский труд — это луч­ ший вклад в дело мира. Мы твердо верим, что силы мира могущественнее сил войны. Наша борьба должна увенчаться победой, потому что знаменосцем этой борьбы является великий Сталин. На трибуну поднимается мастер меха­ нического цеха тов. Гороховский. — Разрешите от имени всего коллекти­ ва нашего цеха, — говорит он, — выра­ зить глубокое одобрение решениям Второй Всесоюзной конференции сторонников ми­ ра. В Наказе отражены думы всего совет­ ского народа. Мы присоединяем свой голос к голосу миллионов людей доброй воли, протестующих против наглых действий англо-американских поджигателей войны. Напрасно забывают они уроки истории. Если они попытаются развязать войну, их постигнет та же участь, которая постигла Гитлера и его приспешников, — Все советские люди, — продолжает тов. Гороховский, — поднялись на борьбу. Станочники, сборщики, клепальщики на­ шего завода несут сейчас стахановскую вахту мира. Своим самоотверженным тру­ дом мы крепим могущество нашей люби­ мой Родины. Слово получает член комитета ВЛКСМ тов. Софьянников. — Советская молодежь,— сказал он,— горячо присоединяет свой голос к голосу гими товарищами из нашей области при­ нять участие в работах Второй Всесоюзной конференции сторонников мира, — говорит профессор П. В. Карпенко. — От имени всего советского народа участники конфе­ ренции продемонстрировали непреклонную волю советских людей к миру, к творче­ скому труду. В течение 16 и 17 октября на трибуне выступали ученые, писатели, художники, поэты, рабочие, колхозники, студенчество, учащаяся молодежь. Они рассказывали о замечательных достиже­ ниях во всех уголках нашей Родины, о но­ вых трудовых победах, о радостном твор­ честве, что кип ит повсеместно во всех братских республиках страны Советов. Во всех выступлениях,— продолжает П. В. Кар­ пенко,— чувствовалась горячая любовь со­ ветских людей к своей могучей державе, к вдохновителю всех наших побед, мудрому вождю и учителю товарищу Сталину. При этих словах в зале раздается гром аплодисментов. Участники собрания устраи­ вают овацию в честь любимого вождя. По докладу делегата Второй Всесоюзной конференции сторонников мира П. В. Кар­ пенко выступает профессор ВГУ И. Н. Ж у­ равлев. В яркой взволнованной речи он оказал: — Мне хочется напомнить всем слова моего учителя академика Павлова, сказан­ ные ям еще на XV Международном кон­ грессе физиологов: «Сейчас видно почти всесветное желание и стремление избе­ жать войн... И я счастлив, что правитель­ ство моей могучей Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «ни пяди чужой земли». — Это действительно стремление всего нашего народа, стремление работников нау- делегатов конференции. Мы не допустим новой кровавой бойни! С огромным под’ емом участники собра­ ния приняли приветственное письмо вели­ кому вождю народов, знаменосцу мира товарищу Сталину. С большой активностью обсуждал итоги работы Второй Всесоюзной конференции сторонников мира коллектив Воронежского машиностроительного завода Министерства металлургической промышленности. Посла- пец воронежцев на Вторую Всесоюзную конференцию сторонников мира мастер тов. Дуванов поделился своими незабывае­ мыми впечатлениями, рассказал о реше­ ниях, принятых конференцией. Начальник кузнечно-котельного цеха тов. Горлин в своем выступлении сказал: — Горячо одобряя Наказ, мы, маши­ ностроители, обещаем трудиться еще само­ отверженнее. Наш коллектив успешно за­ вершил программу третьего квартала, до­ срочно выполнил октябрьское задание. В эти дни многие стахановцы завода вдвое, втрое перекрывают установленные нормы, дают продукцию только отличного каче­ ства. — Дело мира восторжествует! — за­ канчивает свою речь оратор. Участники общезаводского собрания с огромным под’ емом приняли приветствен­ ное письмо товарищу Сталину. гси. Как бы ни изощрялись, к а к бы ни свирепствовали поджигатели войны из англо-американского блока, мы можем быть уверены, что дело мира победит. Оно побе­ дит потому, что это стремление всех со­ ветских людей, многих и многих миллио­ нов трудящихся всего мира. Дело мира победит потому, что на знамени прогрес­ сивного человечества, на знамени борцов за мир начертано имя великого друга трудящихся всего мира великого Сталина. Выступивший затем профессор С. В. Ива­ нов заявил: — Цель американских захватчиков — *то мировое господство, порабощение наро­ дов. По новые претенденты на мировое господство, мы знаем хорошо, просчитают­ ся, та к же ка к некогда просчиталась фа­ шистская Германия. Англо-американские поджигатели войны уже сейчас вызывают к себе всеобщий гнев и отвращение свои­ ми неслыханными злодеяниями в Корее. Против жалкой ку ч ки империалистов под­ нимаются миролюбивые народы во главе с Советским Союзом. Да здравствует дружба между народами! Да здравствует великий товарищ Сталин, строитель мира, поборник мира! От имени студенчества ВГУ выступил студент 4-го курса физмата сталинский стипендиат С. В. Немчинов. — Я, — оказал он, — ка к участник Отечественной войны присоединяю свой голос к Наказу делегации на Всемирный конгресс сторонников мира. Мы, советское студенчество, твердо уверены — дело мира победит! Под долго иге смолкающие аплодисменты участники собрания послали приветствен­ ное письмо товарищу Сталину. На заводе «Воронежсельмаш» по ме­ тоду инженера ф. Ковалева изучаются стахановские приемы работы передовых рабочих. В прессовом цехе изучаются приемы работы стахановца.фрезеровщи- ка М. Г. Козлова. На снимке: М. Г. Коз­ лов за работой. Фото П. Калитина. 2 0 - л е т и е и н ж е н е р н о ­ с т р о и т е л ь н о г о и н с т и т у т а И сполнилось 20 лет со дня основания Воронежского инженерно-строительного и н ­ ститута. За эти годы институт дал стране более тысячи высококвалифицированных инженеров-строителей. В настоящее время в институте обучает­ ся около 700 студентов. В этом учебном году начал свою работу новый факультет, готовящий специалистов по сельскохозяй­ ственному строительству. Заканчивается восстановление учебного корпуса, большая часть которого уже сдана в эксплоатацию, На днях в ленинской аудитории состоя­ лось торжественное собрание студентов, про­ фессорско-преподавательского состава, рабо­ чих и служащих института, посвященное 20-летнему юбилею вуза. С докладом «Ин­ женерно-строительный институт за 20 лет» выступил директор института тов. Казаков. С приветствиями институту выступили се­ кретарь Обкома ВКП(б) тов. Страхов и секретарь горкома ВКП(б) тов. Алейкин. Затем были оглашены поздравительные телеграммы из Министерства высшего обра­ зования, от общественных организаций, от студентов, работающих на стройках Совет­ ского Союза. Под долго не смолкающие аплодисменты собрание послало приветственное письмо вождю советского парода, корифею пауки Иосифу Виссарионовичу Сталину. Передовой сельсовет по мобилизации средств Фащевский сельский Совет, Молотов- ского района, — один из самых передо­ вых в области по мобилизации средств населения. В течение четырех последних лет сельсовет выполнял и значительно перевыполнял планы сбора средств. В этом году планы мобилизации средств выпол­ нены: 1-го квартала — на 190 проц., 2-го— на 147 проц., 3-го— на 165 проц. Депутаты Совета и активисты часто бывают в домах колхозников, рассказы­ вают им о значении аккуратного выпол­ нения обязательств перед государством. За успешную работу по мобилизации средств Облисполком премировал предсе­ дателя Фащевского сельсовета т.' Жукова и налогового агента т. Баскнских. Кро­ ме того, в распоряжение сельсовета выде­ лены средства для премирования лучших финансовых активистов. Советские писатели идут в первых рядах борцов за мир. Своими правдивыми, глубо­ ко идейными произведениями они отобра­ жают героическую борьбу народов за сво­ боду и демократию, разоблачают англо- американских поджигателей новой войны. Этой актуальной и жизненно важной теме посвящен также и новый роман укра­ инского писателя В. Собко «Залог мира». Писатель рассказывает о путях, которыми германский народ пришел к созданию миро­ любивой Германской демократической рес­ публики, о том, ка к демократические силы страны ведут борьбу за об’единение Гер­ мании. В романе широко показана истори­ ческая ведущая роль Советского Союза — страны, которая освободила немецкий на­ род от гитлеровского ига, показала немцам дорогу к миру и дружбе с Советским Сою­ зом и странами народной демократии. Основное внимание автор отводит ото­ бражению работы сотрудников советской военной комендатуры, призванных выпол­ нить Потсдамское решение о создании демо­ кратической Германии. События романа происходят в неболь­ шом саксонском городке Дорнау. Советская Армия освободила население от ига фашиз­ ма, дала ему свободу и радость творчества. По не сразу начинается полнокровная жизнь города. Работникам советской ко- мепдатуры — полковнику Чайке, капитану Соколову — приходится немало потрудить­ ся, чтобы восстановит*, нормальную жизнь. Постепенно в городе1 открываются магази­ ны, театры, приступают к работе мирные предприятия. Трудящиеся города начина­ ют втягиваться в общественную жизнь. Комендант города полковник Чайка и работник комендатуры капитан Соколов за­ ботливо помогают росту демократических элементов. Они оказывают самую горячую поддержку антифашистам в их работе по созданию новой демократической власти. В городе начинает функционировать ма­ гистрат. Во главе его становится бывший политзаключенный Леке Михаэлис. Он дол­ гое время мучился в фашистских застен­ ках, по они не сломили в нем волю к по­ беде, веру в большое будущее демократиче­ ской Германии. Советские войска освободи­ ли Михаэлиса, и он возвратился в родной город. Советский комендант полковник Чайка доверяет ему важный пост бургоми­ стра города. Работать Михаэлису трудно: в городе еще немало гитлеровских преступ­ ников, всячески мешающих возрождению страны, нет крепкого актива. Советские офицеры деятельно помогают бургомистру. И постепенно магистрат приобретает огром­ ную популярность, обрастает активом из рабочих, интеллигенции. Опираясь на ши­ рокую поддержку масс, Михаэлис уверенно руководит порученным ему делом. Растет сознание широких масс трудя­ щихся города и крестьян из пригородных сел. Особенно ярко это видно на примерах батрака Эриха Лешнера и рабочего Бер- тольда Грингеля. Эрих Лешнер, обманутый гитлеровцами, участвовал в походе на Советский Союз для завоевания «жизненного пространства». На Дпепре он потерял руку. Возвратившись домой, он видит, как- нагло ©го обманули. Пока он воевал, у него отобрали даже тот клочок земли, которым он владел. Теперь он принадлежит помещику Фуксу и гитле­ ровскому молодчику Зандеру. Когда Советская Армия вошла в пределы Германии и ебросила оковы фашизма о не­ мецкого народа, Лешнер принимает дея- тельпое участие в демократических преоб­ разованиях. Он становится во главе дви­ жения батраков, требующих раздела земли. *) В. Собко. «Залог мира». Журнал «Знамя» №№ 8 и 9 за 1950 г. Работники советской комендатуры щ ипан мают горячее участие в этом мероприятии. Крестьяне получают землю, отнятую у них фашистами. Ярко и убедительно показан в романе путь беспартийного трудящегося Бертольда Грингеля. Он — один из сотен рабочих ав­ торемонтного завода «Мерседес». Но вот предприятие переходит в руки народа, и Грингеля назначают на пост директора за­ вода. Полковник Чайка, капитан Соко­ лов — частые гости у молодого директора. Они заботливо учат его, помогают в труд­ ную минуту. Бертольд Грингель учится у советских людей искусству руководства на­ родным предприятием. Со временем Грин­ гель становится опытным хозяйственником, до конца преданным делу народа. Он всту­ пает в ряды социалистической единой пар­ тии Германии. Большое место в романе отведено пред-5 ставителям немецкой интеллигенции — артистке Эдит Гартман и писателю* Болеру.' В мрачные дни гитлеровского владычества они были лишены возможности заниматься любимым делом. Эдит Гартман отказалась играть в фашистских спектаклях, и ©е выслали в Дорнау под надзор гестапо. Пи­ сатель Болер писал кни ги , разоблачающие воины, а это шло вразрез с мировоззре­ ниями гитлеровцев. Книги Болера не изда­ вали. Но вот пришла Советская Армия. Эдит Гартман ждет, что победители будут «мстить». Однако происходит совершенно другое — советские воины с глубоким со­ чувствием относятся к освобожденному от фашистского ига немецкому народу, помо­ гают ему найти свое место в жизни. Эдит Гартман включается в могучее движение за демократизацию Германии. Она начинает играть в советских пьесах, несет немецко­ му народу слово правды о великой стране социализма. Она тверда в своем намерении служить народу, и ее не запугали ни ка ­ кие угрозы англо-американского агента, бывшего гестаповца Зандера. После долгих колебаний, убедившись в дружеских чувствах советских людей, а к­ тивно включается в новую жизпь и писа­ тель Болер. Он создает правдивую кн и гу о тех огромных демократических переменах,' которые произошли в стране. Автор правдиво передал ту обстановку, в которой рождалась Германская демокра­ тическая республика. Убедительно нарисо-’ вапы портреты немецких коммунистов, ан­ тифашистов. В романе показано, в ка ки х сложных условиях приходилось работать сотрудникам советской комендатуры. Они всегда находятся начеку, всегда готовы дать отпор проискам еще неразоблачен­ ных врагов. В нескольких эпизодах В. Собко сумел показать ту подрывную работу, которую ведут против Германской демократической республики англо-американские поджига­ тели войны, Они возрождают на западе Германии господство монополистов, поме-* щиков, военщины. Роман В. Собко — яркое, волнующее произведение. В нем с большим художе­ ственным мастерством показано, ка к шел процесс демократизации восточной зоны Германии, отражена та огромная роль, ко­ торую сыграл Советский Союз в этом исто-5 рическом процессе. Заканчивается произведение созданием Германской демократической республики и историческим посланием товарища Сталина' немецкому народу. Роман В. Собко — бесспорная удача та-1 лантливого писателя. Он служит великому делу борьбы за мир. Н. КОНОПЛИН. Люди науки — на с тр аж е мира „ Бесприданница“ НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Великий русский драматург Александр Николаевич Островский находил, что пьеса «Бесприданница» — одна из наибольших его творческих удач. Наряду с такими произведениями, ка к «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» яв­ ляется вершиной драматургии Островского. В нашей социалистической стране про­ изведения великого драматурга раскры­ ваются во всей их идейно-художественной глубине, раскрываются так, к а к никогда до Великой Октябрьской революции. Еще в начале своего творческого пути Островский задумался над бесправным по­ ложением женщины в современной ему России. В 1851 году он закончил работу над пятиактной пьесой «Бедная невеста». Анализируя эту раннюю пьесу Островско­ го, Н. А. Добролюбов та к характеризовал положение «бедной невесты»: «замужест­ во— это ее должность... назначение жизни. Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом де- л*\ станет у нас делать девушка, не вышед­ шая замуж?» Н. Г. Чернышевский еще этой ранней пьесе Островского о девутшке- бееприданнице дал высокую оценку. Но, видимо, сам драматург находил, что тема, поднятая им, требует более яркого идейно-художественного воплощения, и он у неоднократно возвращается к этой теме. В 1858 году появляется «Воспитанница». А через год всю мыслящую, прогрессивную часть русского парода потрясла драма Ка­ терины в «Грозе». О боим могучим талантом Островский всюду— в переулках ли купеческого Замо­ скворечья, в уездном городе Калинове «а Волге иля в дворянских помещичьих усадьбах — показал дикий произвел и на­ силие богатых и власть имущих, угнете­ ние и страдания тех, в ком есть душа, сердце и ясный ум. С большой силой он подчеркнул бесправное положение женщи­ ны, часто гибнущей от «диких условий» того мрачного времени. Та® гибнет Кате­ рина. Так едва не погибает Аксюша из пьесы «Лес». Спустя двадцать лет после «Грозы» поя­ вилась «Бесприданница». Опять перед зрителем— Волга и драма, развертывающаяся в большом городе. Но теперь перед нами не старый купеческий быт, а крупные дельцы в «европейских ко­ стюмах». Один из них, Кнуров, «пожилой человек с громадным состоянием», — го­ ворит Островский; второй, Вожеватов — «очень молодой человек»; третий, Пара­ тов — «блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать». Одеты они изысканно, держатся непринужденно. По внешности жизнь в этом городе над Волгой сильно изменилась. Но содержание ее стало еще безотраднее. Еще сильнее да­ вит на жизнь, на сознание людей власть денежного мешка, власть капитала. Типич­ ный представитель этой власти — Кнуров. Они. эти цельны, мнят себя хозяевами жиз­ ни. Они уверены, что могут все купить, купить красоту, молодость, прекрасное сердце и талант бесприданницы Ларисы. Да вот «беда»: прекрасное сердце и ясный ум молодой девушки держат их на почти­ тельном расстоянии от нес. — А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку, — меч­ тает Кнуров. Положение Ларисы тяжелое. Она совсем еще недавно пережила крушение своей большой любви к Паратову. Потрясение было велико, и прошел год, пока она на­ чала оправляться от него. Но обстановка вокруг нее такова, что единственный вы ­ ход — замужество. Она не требует от своего будущего мужа хорошего положе­ ния, значительных средств, ей важно толь­ ко, чтобы он любил ее и чтобы она могла его уважать. Ларисе кажется, что такого человека она может найти в лиде Карандышева, мо­ лодого, небогатого чиновника. Теперь, по крайней мере, ее мать оставит свои ун и ­ зительные хлопоты о богатых женихах. По­ сле той жизни, которую она испытала в родительском доме, Ларисе «всякий ти ­ хий уголок покажется раем». Ей «хоть бы в лее, только поскорей бы вырваться». В таком душевном состоянии появляет­ ся Лариса в первом акте спектакля. Образ Ларисы один из самых молотых в русской драматургии. Передать в какой-то мере его сильное обаяние— большая заслу­ га для актрисы. Р. Т. Матюшкина нашла для этой роли яркие краски и проникновенные интона­ ции. Бе первая сцена с Карандышевым ис­ полнена лиризма, светлой душевности. Она мечтает о скромной жизни в тихом уголке. Лариса, какою ее показывает Матюшки­ на, — цельная, чистая натура. Она не мо­ жет хитрить. Зритель с первых же реплик принимает к сердцу созданный ею образ. Пьеса получает дыхание и жизнь на сце­ не. И драма бесприданницы в капитали­ стическом обществе неослабно приковывает наше пристальное внимание до ее неиз­ бежного, рокового исхода. Артистка хорошо передает лирическую основу характера Ларисы и драматизм ее переживаний. Глубокой тревогой пронизана ее игра, когда Лариса узнает о приезде Паратова. Сложная картина душевной жиз­ ни героини возникает в этой игре. Лари­ са борется со своим чувством к Паратову. И зритель видит, что в ней найдется ду­ шевная сила заглушить это чувство, если Карандыптев будет тем человеком, на ко­ торого она может опереться. Но он оказал­ ся мелким человеком. Жизнь с ним невоз­ можна. В последнем акте Лариса говорит: — Ах, к а к я устала! Я теряю силы... Исполнительница хорошо дает почувст­ вовать, что Лариса устала от всех усло­ вий «дикой жизни», где ее считают толь­ ко вещью, об’ектом купли— продажи. Актриса ярко передает заключительную сцену — борьбу Ларисы за свое человече­ ское счастье, переход от проблесков на­ дежды. к глубокому, безысходному отчая­ нию, от которого ее избавляет выстрел Карандышева. Превосходно играет в этом спектакле заслуженная артистка республики Р. Г. Да­ нилевская. Перед зрителем возникает законченный характер женщины, лукавой, избалованной, презирающей скромную трудовую жизнь, привыкшей жить на широкую ногу и без достаточных к тому средств, за счет пода­ чек богатых покровителей. Роль Карандышева трудна. Артист А. К. Полинский создал очень интересный, прав­ дивый и сценически острый образ мелкого задавленного человека, только временами делающего попытку определить свое месго в жизни, но не имеющего для этого ни во­ ли, ни сил. К концу спектакля зритель видит, что Карандышев, к а к и Лариса, жертва общественных условий. Зрителя трогают страдания осмеянного Карандыше­ ва. Но он не прощает ему его мелочности, в полной мере разделяя его ненависть к богатым дельцам. Роль Паратова играют Н. С. Налигац- кич и В. И. ДОкурский. Второй исполни­ тель ведет роль слишком прямолинейно, И это — недостаток. Естественно возникает вопрос: ка к же Лариса с ее чуткой душой и умом могла так беззаветно полюбить Па­ ратова, если в нем так прямо выражены черты жестокости? Неужели Лариса могла до самозабвения полюбить человека только за внешний лоск и смелость? Да ведь она и сама говорит, что у Паратова доброе сердце. Н. С. Налигацкий раскрывает образ Па­ ратова диалектически. Его игра об’ясняет ошибку Ларисы. В образе, созданном Нали- гацким, есть внешнее обаяние. Паратов— Налигацкий находит такие задушевные ин­ тонации, умеет так добродушно смеяться и шутить, что, пожалуй, и искушенный в жизни человек не быстро разберется в под­ линной сущности его характера. Понадоби­ лись особые обстоятельства — его столк­ новение с Карандышевым, его жестокая игра с ним и с Ларисой, чтобы обнажился во всей неприглядности характер прожига­ теля жизни, типического представителя вырождающегося дворянства. Кнуров и Вожеватов — крупный пожи­ лой делец и молодой, «подающий надежды», хищник — в исполнении А. И. Пальмина и Е. С. Аристова — контрастная, колорит­ ная пара. Молодой делец отдает своеобраз­ ную дань уважения матерому. Они делови­ то и воровски, ка к очень дорогую вещь, разыгрывают бесприданницу в орлянку и, разыграв, не мешают друг другу. Образ Кнурова в спектакле несколько от­ ходит от авторских указаний. Так Кн у­ ров— Пальмин слишком беспокойно об го ­ няется с Огудаловой, излишне жестикули­ рует. А ведь в тексте автора буфетчик Таврило метко определяет Кнурова — «идол». Да, идол, знающий силу денег, не станет, даже ради Ларисы, волноваться, нервничать. — Варвары, разбойники, — та® Отбы­ вается еб этих дельцах Робинзон — за­ служенный артист В. И. Флоринский. Он произносит эту реплику негромко, но очень выразительно. В. И. Флоринский нашел прекрасные черты в своей роли. Запоми­ нается его игра в сцене, когда Лариса поет. Робинзон и растроган талантом Ла­ рисы и потрясен, потому что понял, по-1 чувствовал ее драму. Его молчание в этой сцене красноречивее всяких слов, Ефросинью Потаповну, тетку Каранды­ шева, М. И. Шишлова играет неугомонной хлопотуньей, болеющей за интересы пле­ мянника. Образ верный и раскрыт актри­ сой ярко. О содержателе кофейной Гавриле в- тек-1 сте автора сказано: «Таврило, клубный бу­ фетчик». Если Таврило — клубный бу­ фетчик, значит и на нем и на его помощ- 1 нике тоже есть некоторый «европейский»; 1 лоск. Но в спектакле Таврило и Иван (ис- 1 полнители — Григорьев А. Ф., Береж- ( ный И. С.) выглядят так, ка к если бы | действие происходило в уездном купече- ском городке, не знающем, что такое клуб.’ За вычетом этой существенной детали, спектакль верно передает эпоху. Режиссер­ ски он очень крепок (постановщик С. А.- Марголин). Действие развертывается уве­ ренно и сильно. Мизансцены точны, отра­ ботаны тщательно и с большим чувством меры. Оформлен и обставлен спектакль со в ку - • сом. Хороши декорации художника Н. ВБ Данилова с видом на волжский затон и I широкой перспективой Заволжья. Воронежский государственный драмати- I чеекий театр осуществил постановку зна- I чительной идейно-художественной сплыви Драматургия А. Н. Островского глубоко» прозвучала в образах его замечательнейшей го произведения. Это тем более отрадней что пьесы Островского за последние годы в Воронеже не ставились. Б. ДАЛЬНИМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz