Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

20 о к т я б р я 1950 г., № 215 (6 0 0 2 ) К О М М У Н А Халтурщики из конторы „Сельэлектро 44 — Мне хочется, чтобы ты знал в жиз- нц. пе одну свою хату... Красота нашей гкхЬш , Семен, не в этом. Послушай, ка к я смотрю на нашу теперешнюю жизнь. В ней, как на реке, есть и быстрина, и затишье. И мы с тобой должны плыть по быстрине, а ты свернул в затишек, хочешь пристро­ иться там поудобнее и зажить тихой и спо­ койной жизнью. А я бы хотел, чтобы $ы был па быстрине, рядом со мной... Ты по­ нимаешь мою мысль? Так говорил коммунист Сергей Тутарл- нов из романа «Кавалер Золотой Звезды» своему другу Семену Гончаренко. Семен понял мысль Сергея и, отказавшись от ти ­ хого уюта, стал начальником строительства электростанции, горячо взялся за работу. У т. Алексеева получилось наоборот. I Став начальником областной конторы «Сельэлектро», он свернул в затишек, уст­ роился там поудобнее и живет-поживает, да добра наживает: из сумм, отпущенных на составление энергесхрм взял себе не­ сколько тысяч рублей, а чтобы не вызвать шума, «обласкал» и других работников. Главному бухгалтеру Владимирову выдал 1 330 рублей, кассиру — около 800 руб­ лей и т. д. А всего сей щедрый дядя раз­ базарил около 20 тысяч рублей. Распоряжаясь госуда 1 рств.? иными сред­ ствами и материалами ка к своими соб­ ственными, Алексеев продал на сторону разные материалы, в том числе Сомовекой мебельной фабрике, на 13 тысяч рублей. Это был тонкий ход: «Я вам материальчики, а вы мне мебелишку для моей квартиры». З ^б н о устроились «в затишке» и не­ которые другие люди, например, супруги Грашины. Муж — начальник проектного бюро, жена — копировщица. Муж дает своей жене наряды на изготовление проек­ тов, сам их принимает, сам оформляет до­ кументы, сам оценивает стоимость работы, сам выплачивает деньги. Платил ей и «за стандартизацию и типизацию» проектов, хотя она не занималась этим делом. Тов. Алексеев старался не замечать этих махинаций, ка к, впрочем, не пресе­ кал и многих других безобразий. Дело дошло до того, что контора стала обсчи­ тывать колхозы. Так с сельхозартели ;«Искра», Нижнедевицкого района, было Получено излишних около 10 тыс. рублей. Некоторые работники занимались очко­ втирательством, а т. Алексеев премировал их за это. Весьма характерен приказ, под­ писанный им 14 ноября 1949 года. Вот содержание этого приказа: «Межколхозная теплоэлектростанция в селе Николаевкд, Вейделевского района, смонтирована за 12 дней. За скоростной метод работы по соо­ ружению теплоэлектростанции прика­ зываю передать Россошанской межрайонной конторе «Сельэлектро» легковую автомаши­ н у». По оказалось, что станция до сих Пор полностью не сдана. '^З аняты й личными делами, т. Алексеев пало беспокоится о том, что план строи­ тельства электростанций уже доставлен под угрозу срыва. Он сваливает вину за срыв плана на колхозы. Они-де не заготови­ ли лес, они-де плохо помогают конторе. Это опровергается многими фактами. Вот один из них. В июне этого года в колхозе им. Сталина, Хворостянского района, на­ чалось строительство гидроэлектростанции. Колхозники не пожалели для этого денег, помогали, чем могли. Был найден и лесо­ материал. Для вывозки его Грязинская межрайонная контора «Сельэлектро» вы ­ делила автомашину с прицепом. Но едва шофер сделал два-три рейса,, ка к получил етаогий приказ директора Грязинской кон­ торы Згоржельского: «Немедленно снять машину со строительства» Как ни проси­ ли колхозники оставить машину, ничего не помогло, халтурщик Згоржельский был не­ умолим. Что же случилось, зачем директору срочно потребовалась автомашина? Оказы­ вается для того, чтобы перевезти лесо­ материал из села Боровое, Усманского рай­ она, в город Грязи некоему Серикову, строя­ щему дом. За это Згоржельский получил 1 500 рублей, которые положил себе в карман. Совершая жульнические махина­ ции, он присвоил себе еще около 10 ты ­ сяч рублей. И все это остается безнака­ занным, А тех, кто пытается критиковать Згоржельского, он немедленно увольняет. Так была уволена хорошая работница т. Черникова только за то, что она вы­ ступила на профсоюзном собрании с кри ­ тикой по адресу директора конторы. Вооб­ ще Згоржельский не церемонится с кад­ рами. Только за один год он уволил не­ мало неугодных ему людей — десятников и прорабов, инженеров и квалифициро­ ванных рабочих. Удивительно ли, что из 33 электростанций здесь сданы в экспло- атацию лишь 6? Но может быть т. Алексееву все это не­ известно? Нет, известно. Грязпнский рай­ ком партии не раз требовал принять меры в отношении распоясавшегося директора, но Алексеев считает его незаменимым. Какое же право имеет начальник обла­ стной конторы сваливать вину за срыв плана на других? За это несет ответствен­ ность прежде всего он. Это он не обеспе­ чил оперативного, конкретного руководства строительством электростанций, это он не навел порядка в конторе. Заглянем в нее. Там много отделов, но все они работают сами по себе. Плановый отдел не знает, что делает производственный, а этот не связан с эксплоатационным. Одни только планируют, но не интересуются тем, ка к выполняются планы, другие проектируют, не зная, ка к осуществляются проекты. Контора «Сельэлектро» плохо строит электростанции и еще хуже обслуживает существующие, часть которых либо бездей­ ствует, либо дает так мало электроэнергии, что она не может быть использована для производственных целей. Например, гидро­ электростанция в колхозе им. Чапаева, Са­ довского района, дает только 20 киловатт вместо 36 по проекту, что не позволяет при­ менить электричество для механизации трудоемких работ па животноводческих фермах.' Проектная мощность гидроэлектро­ станции в сельхозартели «Путь к комму­ низму», того же Садовского района, 56 к и ­ ловатт, а дает она лишь 15— 20 киловатт. О плохой работе копторы неоднократно сигнализировала печать, об этом писали колхозники, но т. Алексеев на жалобы и сигналы печати не обращает внимания. Не терпя критики, он быстро расправ­ ляется с теми, кто посмел задеть честь его мундира. Алексеев пытался уволить инже­ нера ЗолотуШкину только за то, что она осуждала неправильные действия началь­ ника конторы, учинил допрос начальнику планового отдела т. Свиридовой, на каком основании она писала заявление в Обл­ исполком о безобразиях, творящихся в под­ ведомственном ему учреждении. Не пора ли сделать серьезные выводы об Алексееве, допустившем серьезные про­ валы в работе по электрификации села? И. ИСАЕВ. Т Е А Т Р В новом сезоне Закончено восстановление большого 4 -этажного жилого дома № 94 по ул. Карла Маркса. Десятки семей рабочих и специалистов воронежского завода им. Комин­ терна получили новые, хорошо оборудованные квартиры. На снимке: восстанов­ ленный дом. Фото П. Калитина. Знамя бригадЫ Б р и г а д и р п о х у д е л . Что н и д е н ь — все забота, забота... О б о з н а ч и л и с ь с к у л ы , и р е зч е м о р щ и н к и у гла з. О н с о б р а л трактористов: — К а к а я ж е это работа, Е с л и к р а с н о е з н а м я , д р у з ь я , отобрали у н а с ? Кто-то м о л в и л в ответ: — В с ю н е д е лю не зн а е м п о к о я , М е н ьш е н о р м ы — никто, — и в г л а з а б р и г а д и р у в з г л я н у л . Тот с у с м еш к о й с к а з а л : — Что ж , по-т воему, все м ы г е р о и ? А п о д у м а й , д р у ж о к , д а л е к о л ь ты за н о р м у ш а г н у л ? — И , отбросив о к у р о к , сердито в з м а х н у л о н р у к а м и : — Что там н о р м а , В а с и л и й ! С ебя сам о го ты с п р о с и : Кто з и м о й у Д о н ц а п о л к о в о е г в а р д е й с ко е з н а м я В с о р о к п е р в о м г о д у и з о гн я н а г р у д и выносил?..* Тракторист п о к р а с н е л и н а х м у р и л белесы е б р о ви . В д р у г , п о с п еш н о схватив фронт овую ш и н е л ь к у св ою , О н р в а н у л с я к м аш и н е : — М е н я у п р е к а еш ь , П ет рович! Я н е х у ж е д р у г и х , з а б р и г а д у все гд а постою \ — Постоим , б р и г а д и р ! — и д р у г и е з а н и м заш а г а л и . П редра ссвет на я д ы м к а н а д п ол ем с в е ж а и л е г ка . А в се р дц а , с л о в н о и с к р ы , с л о в а б р и г а д и р а з а п а л и : — З н а м я н аш е й б р и г а ды — такое ж е з н а м я п о л к а \ А л е к с е й С У Р О В . ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Вм е с то т р а к т о р о в и з у ч а е м .. . с е р пы и м о ты г и Социалистическое сельское хозяйство' благодаря неустанным заботам большеви­ стской партии и советского правительства вооружено первоклассной техникой. На наших колхозных полях работают тракто­ ры самых разнообразных марок, автомаши­ ны, зерновые и свекловичные комбайны, молотилки, машины для очистки зерна, скреперы и бульдозеры. Особенно большое значение приобретают машины в укрупненных колхозах. Кр уп­ ное коллективное хозяйство— это высоко­ механизированное хозяйство, и его руко­ водитель обязан в совершенстве знать технику, используемую на полях. С такими мыслями мы, практики кол­ хозного производства, перешагнули порог Воронежской государственной школы ру­ ководящих колхозных кадров. Здесь-то, думалось нам, мы изучим сельскохозяй­ ственную технику в совершенстве. Но, к сожалению, мы обманулись в своих надеждах. Школа готовит и выпускает еже­ годно 175 техников— организаторов сель­ ского хозяйства, т. е. будущих председате­ лей укрупненных сельскохозяйственных артелей. Однако в ее программе совершен­ но игнорируются вопросы механизации сельского хозяйства. Из 3550 часов, вы ­ деленных на прохождение всего курса, вопросам механизации отводится лишь 144 часа. Но что это за механизация: серны, мотыги, грабли и другой мелкий инвен­ тарь, которым почти не пользуются в кол­ хозах? На изучение ручного и конного ин­ вентаря отведено 23 часа, а на тракторы различных марок — 26 часов. Мы должны наспех, поверхностно, прой­ ти куре еложных механизмов по обработ­ ке почвы, совершенно обойдя такой вопрос, ка к устройстве автомашины, но зато... весьма подробно изучить, ка к обращаться с хомутом или шоркой, потратить много времени на «освоение»... сеялок. Такая же история и с простейшими уборочными машинами. На изучение их отводится больше времени, чем на ком­ байны. В общем у нас происходит то же, что было рассказано в «Правде» о школе Алтайского края. Руководству школы и областному У п ­ равлению сельского хозяйства нужно воз­ будить перед Министерством сельского хо­ зяйства СССР вопрос о пересмотре учебной программы школы руководящих колхозных кадров. Программа эта не отвечает требо­ ваниям времени, отстает от жизпи. Учащиеся Воронежской государственной школы руководящих колхозных кадров: Герой Советского Союза А. КУТОВОЙ, А. ДОРОХИН, И. ИВАЩЕНКО. Творческий коллектив Воронежского го­ сударственного драматического театра на­ чал новый знмнпй сезон 1950— 1951 года. Г В текущем году театр показал зрителю десять новых спектаклей: «Молодость» А. Зорина, «Тайная война», В. Михайло­ ва и М. Соловьева, «За вторым фронтом» .В. Собко, «Голос Америки» лауреата | Сталинской премии Б. Лавренева, «Же- | нихи» А. Токаева, «Старик» А. М. Горь­ кого, «Свадьба Кречинского» Н. В. Сухо- со-Кобылина, «Отелло» В. Шекспира. За четыре года, прошедшие после опуб­ ликования исторического постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», пье­ сы советских драматургов на современные темы прочно вошли в наш репертуар и за­ нимают в нем ведущее место. Актуальнейшей сейчас теме борьбы за мир театр посвятил три спектакля. В дни всенародного под’ема, вызванного сбором подписей под Стокгольмским Воззванием, театр показал зрителям одно из лучших произведений советской драматургии о борьбе прогрессивных сил с реакционны­ ми силами в Америке — пьесу лауреата Сталинской премии Б. Лавренева «Голос Америки». Однако театр все еще остается в долгу перед зрителями, не показав в этом году ни одного спектакля о людях социалисти­ ческого труда. — передовиках нашей про­ мышленности. Неверно было бы также считать полным решением вопроса об ото­ бражении на сцене жизни и труда наших колхозников постановку только одной пье­ сы на эту тему — комедии осетинского дра­ матурга Ашаха Токаева «Женихи». До конца нынешнего года мы восполним этот пробел в своем репертуаре. К 33-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции театр гото­ вит постановку пьесы А. Крона «Канди­ дат партии». Спектакль ставит главный режиссер театра заслуженный деятель ис­ кусств В. М. Энгелькрон, режиссер А. Л. Дунаев, декоративное оформление спек­ такля поручено вновь приглашенному в театр художнику К. X. Сербиновичу. Вслед за этой постановкой театр будет работать над комедией лауреата Сталин ской премии А. Корнейчука «Калиновая роща» произведением, ярко отобразив­ шим под ем и расцвет современной укра­ инской колхозной деревни. А. Корнейчук со свойственным ему талантом | и мастер­ ством показывает в евоей пьесе, ка к из­ меняются жизнь и-люди в стране, строя­ щей коммунизм, ка к стираются грани меж­ ду городом и деревней, ка к претворяется в жизнь мечта о лучшем будущем челове­ чества. Большая социальная тема разреше­ на автором в полнокровных сценических образах, порою ярко комедийных, но всегда правдивых и живых. Постановкой «Калиновой рощи» театр не только пополнит свой репертуар новой удачной пьесой о колхозной деревне, вю и ответит на желание зрителей увидеть но­ вую советскую комедию. Над этой поста­ новкой работает режиссер А. Л. Дунаев, оформляет спектакль художник К. X. Сер- бинович. Из пьес русской классической драма­ тургии театр подготовил драму А. Н. Ост­ ровского «Бесприданница» — одно из значительнейших произведений великого русского драматурга, кстати сказать, дав­ но не появлявшееся на воронежской сцепе. Театр не считал бы свою задачу ре­ шенной, если бы не дал в 1950 г. спек­ такля для юных зрителей. К этому обязы­ вает нас отсутствие в Воронеже ТЮЗа, призванного удовлетворять театральные запросы школьников и детворы. По ус­ тановившейся традиции в конце года, на­ кануне зимних каникул, театр выпустит спектакль для школьников «Клуб знаме­ нитых капитанов» («Тайна покинутого корабля») лауреата Сталинской премии В. Крепса и К. Минца. В своеобразной и яркой театральной форме, используя хорошо знакомые всем советским школьникам образы популяр­ ных героев детских кни г, эта пьеса гово­ рит о борьбе с эксплоататорами и расовым неравенством, показывает великую силу дружбы, учит быть смелыми в на­ стойчивыми в достижении цели. Удачно .сочетая фантастику с отражением совре­ менности, «Клуб знаменитых капитанов» должен живо заинтересовать юных зрите­ лей и сыграть полезную роль в их воспи­ тании. Таков в общих чертах план работы те­ атра до конца 1950 года. Сейчас мы ра­ ботаем над составлением репертуарного плана на вторую половину сезона— 1-е полугодие 1951 года, который скоро бу­ дет поставлен на широкое обсуждение. Нашему творческому коллективу пред­ стоит большая, сложная и ответственная работа, но мы убеждены, что, руковод­ ствуясь историческими постановлениями партии по идеологическим вопросам, чутко прислушиваясь, к требованиям зри­ телей и критике, мы сумеем решить сто­ ящие перед нами задачи. Успешное раз­ витие хозяйственной и культурной жизни нашей страны, все возрастающие запросы зрителей требуют от театра новых, ярких спектаклей о нашей социалистической действительности. Долг театра достойно ответить па эти требования. С. ВОЛЬФ, директор Воронежского государственного драматического театра. В магазинах и киосках облкниготорга имеется по­ литическая, научно-популяр. ная и художественная лите­ ратура: Советское социалистиче. ское государство. Стр. 40. Тираж 300 тыс. экз. Цена 30 к. Госполитиздат. 1950 г. Брошюра, подготовленная к печати отделом прошаган, ды и агитации ЦК ВКП(б), содержит разделы: Что та­ кое советское государство, Советская власть — самая демократическая власть в мире, Органы государствен­ ной власти и государствен­ ного управления СССР. Г. ЭРЕНБУРГ. Нацио­ нально-освободительное дви­ жение в Китае после Вели­ кой Октябрьской социа. К Н И Ж Н А Я П О Л К А диетической революции (1918—1924 гг.). Стр. 32. Тираж 150 тыс. экз. Цена 60 к Издательство «Прав­ да». Москва. 1950 г. В брошюре опубликована стенограмма публичной лек­ ции из цикла «Важнейшие этапы национально-освобо­ дительной борьбы китайско­ го народа (1918—1949)», прочитанной автором в Цен­ тральном лектории Всесоюз­ ного ‘общества по распро­ странению политических и научных знаний. Академик А. В. ТОПЧИ, ЕВ. Единство науки и прак. тики — могучий источник прогресса. Стр. 38. Тираж 100 тыс. экз. Цена 80 коп. Издательство Академии па. ук СССР, Москва. 1950 г. В работе академика А. В. Топчиева, изданной в науч­ но-популярной серии, рас­ сказывается о все более крепнущем и развивающемся в нашей стране творческом содружестве работников науки и производства, кото, рое призвано помочь осу­ ществлению величественной программы строительства коммунизма. Мих. ШОЛОХОВ. Подня­ тая целина. Стр. 372. Цена 7 р. 50 к. Детгиз. Москва— Ленинград. 1950 г. Замечательное произведе. ние М. А. Шолохова издано в серии «Школьная библио. !тека» и хорошо иллюстри­ ровано.. О творчестве М. Булавина В 1934 году в Москве в издательстве '«Советская литература» вышел сборник молодых писателей под общим названием «Заявка». Сборник открывался рассказом «Побег», в несложном сюжете которого— ^лобег из белого казачьего плена двух красноармейцев — автор с большой теп­ лотой и убедительностью показал людей, борющихся за ленинскую правду, за «боль­ шую, ничем не омраченную, солнечную жизнь». Рассказ этот — первое литера­ турное произведение Михаила Булавина, появившееся в столичном издании. «По­ бег» высоко оценил ипициатор издания сборника А. М. Горький. Великий писа­ тель земли русской тщательно и любовно отредактировал рассказ. На полях руко­ писи М. Булавина наряду со многими дру­ гими замечаниями и пометками Алексей Максимович писал: «...Рассказ требует значительных сокращений, тогда он ста­ нет гуще, крепче, — убедительней. Ав­ тору надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроений. А вообще фраза должна быть плавной, экономно-построенной из простых слов, притертых одно к другому так плотно, чтобы каждое давало читателю ясное представление о происходящем, о посте­ пенности и неизбежности изображаемого процесса. Автор, видимо, очень способный чело- ' век, и ему необходимо работать над со­ бою». Нельзя сказать, что до выступления в «Заявке» Михаил Булавин был нович­ ком в литературе, не имел некоторого, хотя и небольшого, писательского опыта. Еще в 1930 году, в воронежском альма­ нахе «Звено» он помещает свой рассказ «Строитель». В последующее пятилетие он публикует ряд новых рассказов и очерков, лучшие из них издает отдельными книгами — «Девятый вал» и «Побег». Уже в этих сборниках наряду со стремле­ нием художественно воплотить героику гражданской войны («Девятый вал») пи ­ сатель ставит нроблем![ преодоления мелкобуржуазных пережитков в сознании нового человека. Таковы, например, его рассказы «Строитель» и «Червоточина». Но если Булавину удалось показать силу частнособственнических предрассудков, то гораздо слабее и менее ярко он отобразил процесс преодоления этих предрассудков. Порой писателю нехватало ни живых красок, ни теплого лиризма и романтиче­ ской взволнованности, какие мы чув­ ствуем в его произведениях, посвященных людям боевых лет, о которых «не смолк­ нет слава, не померкнет никогда». Теме показа советского человека-строи- теля посвятил Булавин и свою боль­ шую повесть «Лава» (1936 г.). На ж и ­ вом, впечатляющем материале из жизни горняков писатель показывает героиче­ ские усилия наших людей, их труд, быт, саму жизнь. На рудник, оказавшийся в прорыве из-за низкой трудовой дисципли­ ны, вредительства, приезжают комсомоль­ цы. Среди них много новаторов-стаханов- цев. Именно эти люди под руководством партийной организации, несмотря на со­ противление классового врага, на жертвы, создают перелом в работе рудника, увле­ кают за собой отсталых рабочих на трудо­ вые подвиги во имя Родины. Не все в повести ровно и одинаково впечатляюще. Есть в ней и схематизм и сухость в обрисовке героев, таких, ка к Виктор, Варя, Корнеенко, но есть в ней и сильные, вдохновенные картины, по-на­ стоящему волнующие и трогающие за серд­ це. Вот ка к показывает писатель чувст­ ва и переживания потомственного шахте­ ра старика Татаринцева, поднявшегося на- гора после своего стахановского рекорда. «Шел он, немного сутулясь, и от этого руки его казались еще длиннее. Он по- новому оглядывал двор и только сейчас заметил, что двор чисто подметен. На нем не было нагромождения ржавых, опроки­ нутых вагончиков, не валялись подкину­ тые декавильки, не лежали груды шлака и угля... Куда пойти? Можно всюду пой­ ти... Он вспомнил свою тяжелую жизнь, и эта, может быть, первая радость тронула старое горняцкое еердце». «Эх, Серега, Серега, на склоне лет своих ты пройдешь по всему руднику, и все тебе пожмут ру­ ку, в столовой уступят место, и друзья не один раз подойдут к твоему портрету ц скажут: «Это дядя Серега, лучший горняк и забойщик». «Лава» — повесть о первых днях ста­ хановского движения. Многое в ней еще недосказано писателем, многие образы не так ярко вылеплены, но есть в ней драго­ ценное чувство — чувство внутренней взволнованности. Именно умение передать читателю это чувство и делает ее произ­ ведением, которое можно считать творче­ ской удачей М. Булавина. В 1939 году в альманахе «Литератур­ ный Воронеж» появилась первая часть романа М. Булавина «Мамонтовщина». Над этим произведением писатель работал более десяти лет и закончил его уже пос­ ле Отечественной войны. В прошлом году роман был издан в Воронеже под новым названием — «Боевой девятнадцатый». Уже первая часть романа обратила на себя внимание читателей и критиков. Так, например, Александр Дроздов в «Литера­ турной газете» писал тогда: «...в «Ма- монтовщине» Булавин выказывает себя зрелым художником, умеющим писать хо­ рошо, художником, проникнутым пафосом регчлюции». В целом роман, несомненно, незаурядное явление в нашей литературе. Несмотря на то, что о гражданской войне советскими писателями создано немало превосходных и даже классических произведений («Же­ лезный поток» А. Серафимовича, «Раз­ гром» А. Фадеева, «Тихий Дон» М. Шо­ лохова и др.), Булавину удалось избе­ жать повторения и подражания, и об из­ вестных исторических событиях рн рас­ сказал по-своему, оригинально ка к по стилю, так и по содержанию, рассказал взволнованно и правдиво. В ряде произведений о гражданской вой­ не все крестьянство изображалось ка к сти­ хийная колеблющаяся сила, причем писа­ тели описывали по преимуществу кресть­ янство окраинных областей нашей страны. До известной степени это понятно, потому что белогвардейская контрреволюция имен­ но в этих областях и сосредотачивалась и «гнездилась», рассчитывая опереться на темное и отсталое население окраин. И вот как-то так получилось, что роль крестьян­ ства центрально-черноземных областей в нашей литературе почти не получила от­ ражения, если не считать «Одиночество» Н. Вирты. Роман М. Булавина интересен еще и тем, что в нем писатель изображает беднейшее и вреднее крестьянство цент­ рально-черноземных областей, ка к верного союзника героического рабочего класса в борьбе с белогвардейщиной и интервен­ тами. Центральный образ романа бедняк Устин Хрущев — стойкий боец, ненавидящий классового врага всеми фибрами своей души. М. Булавин показывает большой героический путь, пройденный Хрущевым. Под влиянием коммуниста Паршина он из простого бойца в ходе гражданской войны вырастает в пропагандиста большевист­ ских идей и, возвратившись по окончании войны домой, организует товариществе д о совместной обработке земли, сделав пер­ вый шаг на пути социалистического пе­ реустройства деревни. Убедительно даны образы и других лю­ дей, окружающих Устина Хрущева — председателя исполкома сельского Совета Груздева, бойцов Красной Армии Семена Быкова и Зиновия Блинова. Неплохо опи­ саны бои за город Воронеж, дважды под­ вергавшийся набегу белогвардейцев. Пи­ сатель показывает высокий героизм и по­ литическую зрелость рабочих воронежских промышленных предприятий, в особенно­ сти железнодорожных мастерских. К сожалению роман не лишен и суще­ ственных недостатков, на которые совер­ шенно справедливо указывалось уже в об­ ластной печати. Эти недостатки особенно дают себя чувствовать во второй части. Одним из них надо признать слабое изо­ бражение руководящей роли рабочего клас­ са в гражданской войне. Неплохо напи­ санные сцены массового участия воронеж­ ских рабочих в боях за город Воронеж не ослабляют этот недостаток, а подчер­ кивают его. Читателю хотелось бы встре­ титься в романе е образом рабочего- болыпевнка, но такой цельной фигуры в романе нет. Вообще главы, посвященные борьбе за Воронеж, носят на себе печать спешки. Это тем более досадно, что в по­ вествовании чувствуется обилие материа­ ла, собранного писателем. Художественный текст романа часто прерывается хрони­ кального характера описаниями сражений, отдельных боевых эпизодов и т. п. Есть неудачи и в изображении автором пред­ ставителей лагеря белых. Например, образ сотника Быльникова не весьма оригина­ лен. Это колеблющийся интеллигент, хо­ рошо знакомый советскому читателю по нноизведениям V Мллыттткина \ Толсто­ го, А. Фадеева, М. Шолохова. Булавин не нашел на своей палитре красок, чтобы образ этот показать как-то по-новому, нарисовать **© в иной стороны, ка к это сделал, например, К. Федин с образом литератора Пастухова в романе «Необыкновенное лето». Совсем бледен и невразумителен и образ жены Быльникова — Веры. Долг писателя — устранить эти недостатки в последующем издании кни ги . * М. Булавин работает в литературе поч­ ти двадцать лет. Творческий путь его — это путь человека, пришедшего в литера­ туру из среды рабкоров. На первых его произведениях еще лежит печать литера» турной незрелости. В большинстве своем эти произведения были только своего ро* да «заявками». В «Боевом девятнадцатом», при всех недоработках романа, писатель выступает как зрелый художник слова, способный волновать читателя, правдиво и ярко ри­ совать образы советских людей, художе­ ственными средствами раскрывать и по­ казывать сущность великих социальных преобразований в нашей стране. Но было бы ошибочно и критикам и самому М. Бу­ лавину думать, что он достиг вершин ма­ стерства, что ему некуда уже дальше дви­ гаться. Ему нужно сейчас настойчиво и много учиться, много работать, к чему призывал всех писателей родоначальник нашей советской литературы великий Горький. Михаил Булавин — талантливый лите­ ратор. А талант, прежде всего, ко многому обязывает. Мы не ошибемся, если скажем, что Булавин и сам отлично понимает это. X нас есть оспования быть уверенными, что, переходя порог своего пятидесяти­ летия, писатель коммунист и обществен­ ник не только не ослабит своей творче­ ской деятельности, но всемерно усилит ее и в будущем создаст не одш тплопно художественное произведение, достойное нашей советской эпохи. Ф. ВОЛОХОВ* м . ПОДОБЕДОа^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz