Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
20 о к т я б р я 1950 г., № 215 (6 0 0 2 ) К О М М У Н А Халтурщики из конторы „Сельэлектро 44 — Мне хочется, чтобы ты знал в жиз- нц. пе одну свою хату... Красота нашей гкхЬш , Семен, не в этом. Послушай, ка к я смотрю на нашу теперешнюю жизнь. В ней, как на реке, есть и быстрина, и затишье. И мы с тобой должны плыть по быстрине, а ты свернул в затишек, хочешь пристро иться там поудобнее и зажить тихой и спо койной жизнью. А я бы хотел, чтобы $ы был па быстрине, рядом со мной... Ты по нимаешь мою мысль? Так говорил коммунист Сергей Тутарл- нов из романа «Кавалер Золотой Звезды» своему другу Семену Гончаренко. Семен понял мысль Сергея и, отказавшись от ти хого уюта, стал начальником строительства электростанции, горячо взялся за работу. У т. Алексеева получилось наоборот. I Став начальником областной конторы «Сельэлектро», он свернул в затишек, уст роился там поудобнее и живет-поживает, да добра наживает: из сумм, отпущенных на составление энергесхрм взял себе не сколько тысяч рублей, а чтобы не вызвать шума, «обласкал» и других работников. Главному бухгалтеру Владимирову выдал 1 330 рублей, кассиру — около 800 руб лей и т. д. А всего сей щедрый дядя раз базарил около 20 тысяч рублей. Распоряжаясь госуда 1 рств.? иными сред ствами и материалами ка к своими соб ственными, Алексеев продал на сторону разные материалы, в том числе Сомовекой мебельной фабрике, на 13 тысяч рублей. Это был тонкий ход: «Я вам материальчики, а вы мне мебелишку для моей квартиры». З ^б н о устроились «в затишке» и не которые другие люди, например, супруги Грашины. Муж — начальник проектного бюро, жена — копировщица. Муж дает своей жене наряды на изготовление проек тов, сам их принимает, сам оформляет до кументы, сам оценивает стоимость работы, сам выплачивает деньги. Платил ей и «за стандартизацию и типизацию» проектов, хотя она не занималась этим делом. Тов. Алексеев старался не замечать этих махинаций, ка к, впрочем, не пресе кал и многих других безобразий. Дело дошло до того, что контора стала обсчи тывать колхозы. Так с сельхозартели ;«Искра», Нижнедевицкого района, было Получено излишних около 10 тыс. рублей. Некоторые работники занимались очко втирательством, а т. Алексеев премировал их за это. Весьма характерен приказ, под писанный им 14 ноября 1949 года. Вот содержание этого приказа: «Межколхозная теплоэлектростанция в селе Николаевкд, Вейделевского района, смонтирована за 12 дней. За скоростной метод работы по соо ружению теплоэлектростанции прика зываю передать Россошанской межрайонной конторе «Сельэлектро» легковую автомаши н у». По оказалось, что станция до сих Пор полностью не сдана. '^З аняты й личными делами, т. Алексеев пало беспокоится о том, что план строи тельства электростанций уже доставлен под угрозу срыва. Он сваливает вину за срыв плана на колхозы. Они-де не заготови ли лес, они-де плохо помогают конторе. Это опровергается многими фактами. Вот один из них. В июне этого года в колхозе им. Сталина, Хворостянского района, на чалось строительство гидроэлектростанции. Колхозники не пожалели для этого денег, помогали, чем могли. Был найден и лесо материал. Для вывозки его Грязинская межрайонная контора «Сельэлектро» вы делила автомашину с прицепом. Но едва шофер сделал два-три рейса,, ка к получил етаогий приказ директора Грязинской кон торы Згоржельского: «Немедленно снять машину со строительства» Как ни проси ли колхозники оставить машину, ничего не помогло, халтурщик Згоржельский был не умолим. Что же случилось, зачем директору срочно потребовалась автомашина? Оказы вается для того, чтобы перевезти лесо материал из села Боровое, Усманского рай она, в город Грязи некоему Серикову, строя щему дом. За это Згоржельский получил 1 500 рублей, которые положил себе в карман. Совершая жульнические махина ции, он присвоил себе еще около 10 ты сяч рублей. И все это остается безнака занным, А тех, кто пытается критиковать Згоржельского, он немедленно увольняет. Так была уволена хорошая работница т. Черникова только за то, что она вы ступила на профсоюзном собрании с кри тикой по адресу директора конторы. Вооб ще Згоржельский не церемонится с кад рами. Только за один год он уволил не мало неугодных ему людей — десятников и прорабов, инженеров и квалифициро ванных рабочих. Удивительно ли, что из 33 электростанций здесь сданы в экспло- атацию лишь 6? Но может быть т. Алексееву все это не известно? Нет, известно. Грязпнский рай ком партии не раз требовал принять меры в отношении распоясавшегося директора, но Алексеев считает его незаменимым. Какое же право имеет начальник обла стной конторы сваливать вину за срыв плана на других? За это несет ответствен ность прежде всего он. Это он не обеспе чил оперативного, конкретного руководства строительством электростанций, это он не навел порядка в конторе. Заглянем в нее. Там много отделов, но все они работают сами по себе. Плановый отдел не знает, что делает производственный, а этот не связан с эксплоатационным. Одни только планируют, но не интересуются тем, ка к выполняются планы, другие проектируют, не зная, ка к осуществляются проекты. Контора «Сельэлектро» плохо строит электростанции и еще хуже обслуживает существующие, часть которых либо бездей ствует, либо дает так мало электроэнергии, что она не может быть использована для производственных целей. Например, гидро электростанция в колхозе им. Чапаева, Са довского района, дает только 20 киловатт вместо 36 по проекту, что не позволяет при менить электричество для механизации трудоемких работ па животноводческих фермах.' Проектная мощность гидроэлектро станции в сельхозартели «Путь к комму низму», того же Садовского района, 56 к и ловатт, а дает она лишь 15— 20 киловатт. О плохой работе копторы неоднократно сигнализировала печать, об этом писали колхозники, но т. Алексеев на жалобы и сигналы печати не обращает внимания. Не терпя критики, он быстро расправ ляется с теми, кто посмел задеть честь его мундира. Алексеев пытался уволить инже нера ЗолотуШкину только за то, что она осуждала неправильные действия началь ника конторы, учинил допрос начальнику планового отдела т. Свиридовой, на каком основании она писала заявление в Обл исполком о безобразиях, творящихся в под ведомственном ему учреждении. Не пора ли сделать серьезные выводы об Алексееве, допустившем серьезные про валы в работе по электрификации села? И. ИСАЕВ. Т Е А Т Р В новом сезоне Закончено восстановление большого 4 -этажного жилого дома № 94 по ул. Карла Маркса. Десятки семей рабочих и специалистов воронежского завода им. Комин терна получили новые, хорошо оборудованные квартиры. На снимке: восстанов ленный дом. Фото П. Калитина. Знамя бригадЫ Б р и г а д и р п о х у д е л . Что н и д е н ь — все забота, забота... О б о з н а ч и л и с ь с к у л ы , и р е зч е м о р щ и н к и у гла з. О н с о б р а л трактористов: — К а к а я ж е это работа, Е с л и к р а с н о е з н а м я , д р у з ь я , отобрали у н а с ? Кто-то м о л в и л в ответ: — В с ю н е д е лю не зн а е м п о к о я , М е н ьш е н о р м ы — никто, — и в г л а з а б р и г а д и р у в з г л я н у л . Тот с у с м еш к о й с к а з а л : — Что ж , по-т воему, все м ы г е р о и ? А п о д у м а й , д р у ж о к , д а л е к о л ь ты за н о р м у ш а г н у л ? — И , отбросив о к у р о к , сердито в з м а х н у л о н р у к а м и : — Что там н о р м а , В а с и л и й ! С ебя сам о го ты с п р о с и : Кто з и м о й у Д о н ц а п о л к о в о е г в а р д е й с ко е з н а м я В с о р о к п е р в о м г о д у и з о гн я н а г р у д и выносил?..* Тракторист п о к р а с н е л и н а х м у р и л белесы е б р о ви . В д р у г , п о с п еш н о схватив фронт овую ш и н е л ь к у св ою , О н р в а н у л с я к м аш и н е : — М е н я у п р е к а еш ь , П ет рович! Я н е х у ж е д р у г и х , з а б р и г а д у все гд а постою \ — Постоим , б р и г а д и р ! — и д р у г и е з а н и м заш а г а л и . П редра ссвет на я д ы м к а н а д п ол ем с в е ж а и л е г ка . А в се р дц а , с л о в н о и с к р ы , с л о в а б р и г а д и р а з а п а л и : — З н а м я н аш е й б р и г а ды — такое ж е з н а м я п о л к а \ А л е к с е й С У Р О В . ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Вм е с то т р а к т о р о в и з у ч а е м .. . с е р пы и м о ты г и Социалистическое сельское хозяйство' благодаря неустанным заботам большеви стской партии и советского правительства вооружено первоклассной техникой. На наших колхозных полях работают тракто ры самых разнообразных марок, автомаши ны, зерновые и свекловичные комбайны, молотилки, машины для очистки зерна, скреперы и бульдозеры. Особенно большое значение приобретают машины в укрупненных колхозах. Кр уп ное коллективное хозяйство— это высоко механизированное хозяйство, и его руко водитель обязан в совершенстве знать технику, используемую на полях. С такими мыслями мы, практики кол хозного производства, перешагнули порог Воронежской государственной школы ру ководящих колхозных кадров. Здесь-то, думалось нам, мы изучим сельскохозяй ственную технику в совершенстве. Но, к сожалению, мы обманулись в своих надеждах. Школа готовит и выпускает еже годно 175 техников— организаторов сель ского хозяйства, т. е. будущих председате лей укрупненных сельскохозяйственных артелей. Однако в ее программе совершен но игнорируются вопросы механизации сельского хозяйства. Из 3550 часов, вы деленных на прохождение всего курса, вопросам механизации отводится лишь 144 часа. Но что это за механизация: серны, мотыги, грабли и другой мелкий инвен тарь, которым почти не пользуются в кол хозах? На изучение ручного и конного ин вентаря отведено 23 часа, а на тракторы различных марок — 26 часов. Мы должны наспех, поверхностно, прой ти куре еложных механизмов по обработ ке почвы, совершенно обойдя такой вопрос, ка к устройстве автомашины, но зато... весьма подробно изучить, ка к обращаться с хомутом или шоркой, потратить много времени на «освоение»... сеялок. Такая же история и с простейшими уборочными машинами. На изучение их отводится больше времени, чем на ком байны. В общем у нас происходит то же, что было рассказано в «Правде» о школе Алтайского края. Руководству школы и областному У п равлению сельского хозяйства нужно воз будить перед Министерством сельского хо зяйства СССР вопрос о пересмотре учебной программы школы руководящих колхозных кадров. Программа эта не отвечает требо ваниям времени, отстает от жизпи. Учащиеся Воронежской государственной школы руководящих колхозных кадров: Герой Советского Союза А. КУТОВОЙ, А. ДОРОХИН, И. ИВАЩЕНКО. Творческий коллектив Воронежского го сударственного драматического театра на чал новый знмнпй сезон 1950— 1951 года. Г В текущем году театр показал зрителю десять новых спектаклей: «Молодость» А. Зорина, «Тайная война», В. Михайло ва и М. Соловьева, «За вторым фронтом» .В. Собко, «Голос Америки» лауреата | Сталинской премии Б. Лавренева, «Же- | нихи» А. Токаева, «Старик» А. М. Горь кого, «Свадьба Кречинского» Н. В. Сухо- со-Кобылина, «Отелло» В. Шекспира. За четыре года, прошедшие после опуб ликования исторического постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», пье сы советских драматургов на современные темы прочно вошли в наш репертуар и за нимают в нем ведущее место. Актуальнейшей сейчас теме борьбы за мир театр посвятил три спектакля. В дни всенародного под’ема, вызванного сбором подписей под Стокгольмским Воззванием, театр показал зрителям одно из лучших произведений советской драматургии о борьбе прогрессивных сил с реакционны ми силами в Америке — пьесу лауреата Сталинской премии Б. Лавренева «Голос Америки». Однако театр все еще остается в долгу перед зрителями, не показав в этом году ни одного спектакля о людях социалисти ческого труда. — передовиках нашей про мышленности. Неверно было бы также считать полным решением вопроса об ото бражении на сцене жизни и труда наших колхозников постановку только одной пье сы на эту тему — комедии осетинского дра матурга Ашаха Токаева «Женихи». До конца нынешнего года мы восполним этот пробел в своем репертуаре. К 33-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции театр гото вит постановку пьесы А. Крона «Канди дат партии». Спектакль ставит главный режиссер театра заслуженный деятель ис кусств В. М. Энгелькрон, режиссер А. Л. Дунаев, декоративное оформление спек такля поручено вновь приглашенному в театр художнику К. X. Сербиновичу. Вслед за этой постановкой театр будет работать над комедией лауреата Сталин ской премии А. Корнейчука «Калиновая роща» произведением, ярко отобразив шим под ем и расцвет современной укра инской колхозной деревни. А. Корнейчук со свойственным ему талантом | и мастер ством показывает в евоей пьесе, ка к из меняются жизнь и-люди в стране, строя щей коммунизм, ка к стираются грани меж ду городом и деревней, ка к претворяется в жизнь мечта о лучшем будущем челове чества. Большая социальная тема разреше на автором в полнокровных сценических образах, порою ярко комедийных, но всегда правдивых и живых. Постановкой «Калиновой рощи» театр не только пополнит свой репертуар новой удачной пьесой о колхозной деревне, вю и ответит на желание зрителей увидеть но вую советскую комедию. Над этой поста новкой работает режиссер А. Л. Дунаев, оформляет спектакль художник К. X. Сер- бинович. Из пьес русской классической драма тургии театр подготовил драму А. Н. Ост ровского «Бесприданница» — одно из значительнейших произведений великого русского драматурга, кстати сказать, дав но не появлявшееся на воронежской сцепе. Театр не считал бы свою задачу ре шенной, если бы не дал в 1950 г. спек такля для юных зрителей. К этому обязы вает нас отсутствие в Воронеже ТЮЗа, призванного удовлетворять театральные запросы школьников и детворы. По ус тановившейся традиции в конце года, на кануне зимних каникул, театр выпустит спектакль для школьников «Клуб знаме нитых капитанов» («Тайна покинутого корабля») лауреата Сталинской премии В. Крепса и К. Минца. В своеобразной и яркой театральной форме, используя хорошо знакомые всем советским школьникам образы популяр ных героев детских кни г, эта пьеса гово рит о борьбе с эксплоататорами и расовым неравенством, показывает великую силу дружбы, учит быть смелыми в на стойчивыми в достижении цели. Удачно .сочетая фантастику с отражением совре менности, «Клуб знаменитых капитанов» должен живо заинтересовать юных зрите лей и сыграть полезную роль в их воспи тании. Таков в общих чертах план работы те атра до конца 1950 года. Сейчас мы ра ботаем над составлением репертуарного плана на вторую половину сезона— 1-е полугодие 1951 года, который скоро бу дет поставлен на широкое обсуждение. Нашему творческому коллективу пред стоит большая, сложная и ответственная работа, но мы убеждены, что, руковод ствуясь историческими постановлениями партии по идеологическим вопросам, чутко прислушиваясь, к требованиям зри телей и критике, мы сумеем решить сто ящие перед нами задачи. Успешное раз витие хозяйственной и культурной жизни нашей страны, все возрастающие запросы зрителей требуют от театра новых, ярких спектаклей о нашей социалистической действительности. Долг театра достойно ответить па эти требования. С. ВОЛЬФ, директор Воронежского государственного драматического театра. В магазинах и киосках облкниготорга имеется по литическая, научно-популяр. ная и художественная лите ратура: Советское социалистиче. ское государство. Стр. 40. Тираж 300 тыс. экз. Цена 30 к. Госполитиздат. 1950 г. Брошюра, подготовленная к печати отделом прошаган, ды и агитации ЦК ВКП(б), содержит разделы: Что та кое советское государство, Советская власть — самая демократическая власть в мире, Органы государствен ной власти и государствен ного управления СССР. Г. ЭРЕНБУРГ. Нацио нально-освободительное дви жение в Китае после Вели кой Октябрьской социа. К Н И Ж Н А Я П О Л К А диетической революции (1918—1924 гг.). Стр. 32. Тираж 150 тыс. экз. Цена 60 к Издательство «Прав да». Москва. 1950 г. В брошюре опубликована стенограмма публичной лек ции из цикла «Важнейшие этапы национально-освобо дительной борьбы китайско го народа (1918—1949)», прочитанной автором в Цен тральном лектории Всесоюз ного ‘общества по распро странению политических и научных знаний. Академик А. В. ТОПЧИ, ЕВ. Единство науки и прак. тики — могучий источник прогресса. Стр. 38. Тираж 100 тыс. экз. Цена 80 коп. Издательство Академии па. ук СССР, Москва. 1950 г. В работе академика А. В. Топчиева, изданной в науч но-популярной серии, рас сказывается о все более крепнущем и развивающемся в нашей стране творческом содружестве работников науки и производства, кото, рое призвано помочь осу ществлению величественной программы строительства коммунизма. Мих. ШОЛОХОВ. Подня тая целина. Стр. 372. Цена 7 р. 50 к. Детгиз. Москва— Ленинград. 1950 г. Замечательное произведе. ние М. А. Шолохова издано в серии «Школьная библио. !тека» и хорошо иллюстри ровано.. О творчестве М. Булавина В 1934 году в Москве в издательстве '«Советская литература» вышел сборник молодых писателей под общим названием «Заявка». Сборник открывался рассказом «Побег», в несложном сюжете которого— ^лобег из белого казачьего плена двух красноармейцев — автор с большой теп лотой и убедительностью показал людей, борющихся за ленинскую правду, за «боль шую, ничем не омраченную, солнечную жизнь». Рассказ этот — первое литера турное произведение Михаила Булавина, появившееся в столичном издании. «По бег» высоко оценил ипициатор издания сборника А. М. Горький. Великий писа тель земли русской тщательно и любовно отредактировал рассказ. На полях руко писи М. Булавина наряду со многими дру гими замечаниями и пометками Алексей Максимович писал: «...Рассказ требует значительных сокращений, тогда он ста нет гуще, крепче, — убедительней. Ав тору надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроений. А вообще фраза должна быть плавной, экономно-построенной из простых слов, притертых одно к другому так плотно, чтобы каждое давало читателю ясное представление о происходящем, о посте пенности и неизбежности изображаемого процесса. Автор, видимо, очень способный чело- ' век, и ему необходимо работать над со бою». Нельзя сказать, что до выступления в «Заявке» Михаил Булавин был нович ком в литературе, не имел некоторого, хотя и небольшого, писательского опыта. Еще в 1930 году, в воронежском альма нахе «Звено» он помещает свой рассказ «Строитель». В последующее пятилетие он публикует ряд новых рассказов и очерков, лучшие из них издает отдельными книгами — «Девятый вал» и «Побег». Уже в этих сборниках наряду со стремле нием художественно воплотить героику гражданской войны («Девятый вал») пи сатель ставит нроблем![ преодоления мелкобуржуазных пережитков в сознании нового человека. Таковы, например, его рассказы «Строитель» и «Червоточина». Но если Булавину удалось показать силу частнособственнических предрассудков, то гораздо слабее и менее ярко он отобразил процесс преодоления этих предрассудков. Порой писателю нехватало ни живых красок, ни теплого лиризма и романтиче ской взволнованности, какие мы чув ствуем в его произведениях, посвященных людям боевых лет, о которых «не смолк нет слава, не померкнет никогда». Теме показа советского человека-строи- теля посвятил Булавин и свою боль шую повесть «Лава» (1936 г.). На ж и вом, впечатляющем материале из жизни горняков писатель показывает героиче ские усилия наших людей, их труд, быт, саму жизнь. На рудник, оказавшийся в прорыве из-за низкой трудовой дисципли ны, вредительства, приезжают комсомоль цы. Среди них много новаторов-стаханов- цев. Именно эти люди под руководством партийной организации, несмотря на со противление классового врага, на жертвы, создают перелом в работе рудника, увле кают за собой отсталых рабочих на трудо вые подвиги во имя Родины. Не все в повести ровно и одинаково впечатляюще. Есть в ней и схематизм и сухость в обрисовке героев, таких, ка к Виктор, Варя, Корнеенко, но есть в ней и сильные, вдохновенные картины, по-на стоящему волнующие и трогающие за серд це. Вот ка к показывает писатель чувст ва и переживания потомственного шахте ра старика Татаринцева, поднявшегося на- гора после своего стахановского рекорда. «Шел он, немного сутулясь, и от этого руки его казались еще длиннее. Он по- новому оглядывал двор и только сейчас заметил, что двор чисто подметен. На нем не было нагромождения ржавых, опроки нутых вагончиков, не валялись подкину тые декавильки, не лежали груды шлака и угля... Куда пойти? Можно всюду пой ти... Он вспомнил свою тяжелую жизнь, и эта, может быть, первая радость тронула старое горняцкое еердце». «Эх, Серега, Серега, на склоне лет своих ты пройдешь по всему руднику, и все тебе пожмут ру ку, в столовой уступят место, и друзья не один раз подойдут к твоему портрету ц скажут: «Это дядя Серега, лучший горняк и забойщик». «Лава» — повесть о первых днях ста хановского движения. Многое в ней еще недосказано писателем, многие образы не так ярко вылеплены, но есть в ней драго ценное чувство — чувство внутренней взволнованности. Именно умение передать читателю это чувство и делает ее произ ведением, которое можно считать творче ской удачей М. Булавина. В 1939 году в альманахе «Литератур ный Воронеж» появилась первая часть романа М. Булавина «Мамонтовщина». Над этим произведением писатель работал более десяти лет и закончил его уже пос ле Отечественной войны. В прошлом году роман был издан в Воронеже под новым названием — «Боевой девятнадцатый». Уже первая часть романа обратила на себя внимание читателей и критиков. Так, например, Александр Дроздов в «Литера турной газете» писал тогда: «...в «Ма- монтовщине» Булавин выказывает себя зрелым художником, умеющим писать хо рошо, художником, проникнутым пафосом регчлюции». В целом роман, несомненно, незаурядное явление в нашей литературе. Несмотря на то, что о гражданской войне советскими писателями создано немало превосходных и даже классических произведений («Же лезный поток» А. Серафимовича, «Раз гром» А. Фадеева, «Тихий Дон» М. Шо лохова и др.), Булавину удалось избе жать повторения и подражания, и об из вестных исторических событиях рн рас сказал по-своему, оригинально ка к по стилю, так и по содержанию, рассказал взволнованно и правдиво. В ряде произведений о гражданской вой не все крестьянство изображалось ка к сти хийная колеблющаяся сила, причем писа тели описывали по преимуществу кресть янство окраинных областей нашей страны. До известной степени это понятно, потому что белогвардейская контрреволюция имен но в этих областях и сосредотачивалась и «гнездилась», рассчитывая опереться на темное и отсталое население окраин. И вот как-то так получилось, что роль крестьян ства центрально-черноземных областей в нашей литературе почти не получила от ражения, если не считать «Одиночество» Н. Вирты. Роман М. Булавина интересен еще и тем, что в нем писатель изображает беднейшее и вреднее крестьянство цент рально-черноземных областей, ка к верного союзника героического рабочего класса в борьбе с белогвардейщиной и интервен тами. Центральный образ романа бедняк Устин Хрущев — стойкий боец, ненавидящий классового врага всеми фибрами своей души. М. Булавин показывает большой героический путь, пройденный Хрущевым. Под влиянием коммуниста Паршина он из простого бойца в ходе гражданской войны вырастает в пропагандиста большевист ских идей и, возвратившись по окончании войны домой, организует товариществе д о совместной обработке земли, сделав пер вый шаг на пути социалистического пе реустройства деревни. Убедительно даны образы и других лю дей, окружающих Устина Хрущева — председателя исполкома сельского Совета Груздева, бойцов Красной Армии Семена Быкова и Зиновия Блинова. Неплохо опи саны бои за город Воронеж, дважды под вергавшийся набегу белогвардейцев. Пи сатель показывает высокий героизм и по литическую зрелость рабочих воронежских промышленных предприятий, в особенно сти железнодорожных мастерских. К сожалению роман не лишен и суще ственных недостатков, на которые совер шенно справедливо указывалось уже в об ластной печати. Эти недостатки особенно дают себя чувствовать во второй части. Одним из них надо признать слабое изо бражение руководящей роли рабочего клас са в гражданской войне. Неплохо напи санные сцены массового участия воронеж ских рабочих в боях за город Воронеж не ослабляют этот недостаток, а подчер кивают его. Читателю хотелось бы встре титься в романе е образом рабочего- болыпевнка, но такой цельной фигуры в романе нет. Вообще главы, посвященные борьбе за Воронеж, носят на себе печать спешки. Это тем более досадно, что в по вествовании чувствуется обилие материа ла, собранного писателем. Художественный текст романа часто прерывается хрони кального характера описаниями сражений, отдельных боевых эпизодов и т. п. Есть неудачи и в изображении автором пред ставителей лагеря белых. Например, образ сотника Быльникова не весьма оригина лен. Это колеблющийся интеллигент, хо рошо знакомый советскому читателю по нноизведениям V Мллыттткина \ Толсто го, А. Фадеева, М. Шолохова. Булавин не нашел на своей палитре красок, чтобы образ этот показать как-то по-новому, нарисовать **© в иной стороны, ка к это сделал, например, К. Федин с образом литератора Пастухова в романе «Необыкновенное лето». Совсем бледен и невразумителен и образ жены Быльникова — Веры. Долг писателя — устранить эти недостатки в последующем издании кни ги . * М. Булавин работает в литературе поч ти двадцать лет. Творческий путь его — это путь человека, пришедшего в литера туру из среды рабкоров. На первых его произведениях еще лежит печать литера» турной незрелости. В большинстве своем эти произведения были только своего ро* да «заявками». В «Боевом девятнадцатом», при всех недоработках романа, писатель выступает как зрелый художник слова, способный волновать читателя, правдиво и ярко ри совать образы советских людей, художе ственными средствами раскрывать и по казывать сущность великих социальных преобразований в нашей стране. Но было бы ошибочно и критикам и самому М. Бу лавину думать, что он достиг вершин ма стерства, что ему некуда уже дальше дви гаться. Ему нужно сейчас настойчиво и много учиться, много работать, к чему призывал всех писателей родоначальник нашей советской литературы великий Горький. Михаил Булавин — талантливый лите ратор. А талант, прежде всего, ко многому обязывает. Мы не ошибемся, если скажем, что Булавин и сам отлично понимает это. X нас есть оспования быть уверенными, что, переходя порог своего пятидесяти летия, писатель коммунист и обществен ник не только не ослабит своей творче ской деятельности, но всемерно усилит ее и в будущем создаст не одш тплопно художественное произведение, достойное нашей советской эпохи. Ф. ВОЛОХОВ* м . ПОДОБЕДОа^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz