Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А I 20 се н т я б р я 1950 г., Ме 187 (5 9 7 4 )' П а р т и й н а я ж и з н ь Повседневное руководство и помощь, V В партбюро станции Лиски пришла секретарь комитета комсомола Раиса Мат веева. — Александр Денисович, — обратилась она к секретарю партбюро, — нам нужна помощь партийной организации. От секретаря Рая ожидала готовых ре цептов. Но т. Ратушный спросил ее: — В чем именно вам нужна помощь, что вы наметили, е какими затруднения ми встретились? — Пока еще ничего не наметили, — ответила она. — Нам хотелось получить указания. — Указания вы получите. Но в своей работе вы должны проявлять инициативу, свой почин. И вот тебе 'мое указание: со бери своих активистов, посоветуйся е ни ми. Ведь комсомольская работа — это ра бота с людьми. Они-то и помогут наметить хорощий план, а партийная организация всегда поможет лучше этот план выпол нить. Секретарь партбюро поступил правиль но. Он хотел, чтобы комсомольцы больше проявляли свою инициативу. И вот уже через неделю Рая Матвеева пришла в партбюро с планом. Он был со ставлен после горячего обсуждения, в ко тором приняли участие члены комитета, комсомольский актив. В нем уже были оп ределены основные вопросы работы с мо лодежью на станции. И партийное бюро немало помогло комсомольцам в осущест влении их замыслов. ,I ...На одном ия комсомольских собраний обсуждался вопрос, о создании смены, фор мирующей поезда по методу брянских же лезнодорожников с узловой гарантийной маркой. На планерке секретарь партийного бюро и комсомолка Татьяна Меланина рассказы вали составительским бригадам, маневро вым машинистам и вагонникам смены, что нужно для того, чтобы формировать и от правлять поезда с узловой гарантийной маркой. Здесь предусматривалась борьба за качество формирования поездов, их тща тельный технический осмотр и ремонт. В эту же смену Комсомольске-мододеж- ная составительская бригада и молодежь вагонного депо под руководством маневро вого диспетчера т. Глухова сформировали с узловой гарантийной маркой несколько поездов. Радостью и гордостью наполни- лись сердца комсомольцев, когда они узна ли, что сформированные поезда пришли к месту назначения без единого случая брака. г Партийное бюро одобрило пенный почин комсомольцев и приняло решение о его. пропаганде и распространении во всех сменах станции. Агитаторы дошли до каж дого железнодорожника, раз’яснили им зна чение почина комсомольцев. Метод форми рования поездов с узловой гарантийной “маркой подхватили и другие смены. И насколько он принял широкий размах, можно еудить по таким фактам, что сейчас почти 90 процентов поездов, сформирован ных на станции, отправляется с узловой гарантийной маркой. Опыт показывает, что творческая ини циатива комсомольцев проявляется ярче тогда, когда будет осуществляться повсе дневное партийное руководство их социали стическим соревнованием. Учитывая это. партийная органнзапи.я станции проявляет внимательное отношение к каждому нова торскому предложению и поддерживает ка’ф ю пенное начинание комсомольцев. Взять хотя бы такой факт: на одном из комсомольских собраний было решено во всех составительских бригадах, где рабо тает молодежь, внедрить метод купянских железнодорожников по скоростной обработ ке составов, метода двухстороннего форми рования поездов, стахановские планы эко номии. В этом партийная организация уло вила новое и оказала комсомольцам широ кую поддержку. Совместно с руководством станции она организовала для молодежи ряд технических конференций, на которых инженеры, техники, лучшие составители станции и стрелочники рассказывали о скоростном методе формирования и обработ ки поездов, об организации труда при осу ществлении этих методов, знакомили моло дых железнодорожников с технологическим процессом работы станции. Такие техниче ские конференции оказали неопенимую ус лугу молодежи. Перенимая опыт передови ков, бригадир комплексной бригады комсо молец Павел Дмитриев, составитель т. Са зонов, стрелочники тт. Агулов, Межевикин, Васильев и другие повысили производи тельность труда на 25 процентов и за три месяца сэкономили на формировании поез дов более 10 тыс. вагоночасев. Немалую роль в развертывании творче ской инициативы комсомольцев играет тех ническое обучение. Любить дело по-настоя щему можно тогда, когда его хорошо зна ешь. Многие комсомольцы стали изучать специальности стрелочников, составителей, прицепщиков, дежурных по станции. У чи тывая стремление молодежи к учебе, пар тийная организация стала проявлять о ней повседневную заботу. Каждую неделю для молодежи читаются лекции о технической эюсплоатации, о передовых методах работы железнодорожников лучших станций Совет ского Союза, лекции о международном по ложении. Инженеры взяли шефство над комсомольско-молодежными бригадами, про водят с ними занятия по повышению ква лификации, по технике безопасности и сигнализации, подробно разбирают опыт лучших производственников. С каждым днем расширяется кругозор комсомольцев, рождается чувство нового. Можно привести такой пример. Кая только вышло в свет постановление Совета Ми нистров СССР и ЦК ВКП(б) о подготовке к уборке урожая и заготовкам сельско хозяйственных продуктов, комсомольцы организовали контрольные посты, кото рые должны следить за продвижением уборочных грузов. Каждый день они на ходили на пути вагоны со срочным убо рочным грузом и добивались немедленно их отправления. А когда станция приступила к хлебным’ перевозкам, комсомольцы отремонтировали во внеурочное время несколько сот щитов, все загруженные вагоны с хлебом немед ленно отправлялись к местам назначения. Ятя ценная инициатива была одобрена пар тийным бюро. В те места, где вскрывались факты задержки уборочных и хлебных грузов, партбюро направляло агитаторов, добивалось немедленно устранения недо статков, вскрытых комсомольцами. Когда комсомольцы инициативны, на стойчивы, тогда чувствуется особая спло ченность в организации. Сейчас растет комсомольский актив станции, выявляются новые способные люди, лучше становится вся работа г, молодежью. Партийная организация станции Лиски окружает повседневной заботой комсомоль скую организацию станции, поддерживает и развивает хорошую ее инвннятптог. Д, НОЖИН. В доме-музее К. Э. Циолковского КАЛУГА, 18 сентября. (ТАСС).— Обще ственность Калуги, где более 40 лет жил родоначальник реактивной техники К. Э. Циолковский, широко отмечает 15-ю го довщину со дня смерти своего знаменитого земляка. На берегу Оки заново реставрирован и открыт дом-музей выдающегося русского ученого-изобретателя. В эти дни его посе тили сотни трудящихся и многочисленные экскурс КП школьников. В доме-музее сохранена обстановка к а бинета и мастерской-лаборатории, где ра ботал Константин Эдуардович. В других комнатах представлены модели изобретен ных им летательных аппаратов и первой в России аэродинамической трубы, материа лы по теории реактивного движения и межпланетного сообщения, свидетельству ющие о приоритете русского ученого. За последнее время музей пополнился новыми экспонатами. Среди них — альбом чертежей цельнометаллического дирижабля Циолковского, переданный сюда Академией наук СССР. Особое внимание посетителей привлека ют письмо и телеграмма Циолковского товарищу И. В. Сталину, который назвал изобретателя знаменитым деятелем науки, и ответ товарища 0 . В. Сталина. В своем письме великому вождю народов Констан тин Эдуардович в сентябре 1935 года пи сал: «Все свои труды ио авиации, ракето- плаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям про гресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды». Трудящиеся Калуги восстановили заго родный парк Циолковского, где похоронен гениальный изобретатель. Реставрирован памятник-обелиск на его могиле. 19 сентября состоится общего родское торжественно-траурное заседание, посвященное памяти знаменитого деятеля науки. Центральная студия кинохроники засия ла в Калуге документальный фильм, по священный Циолковскому. НОВЫЕ РАБОТЫ ВОРОНЕЖСКИХ ХУДОЖНИКОВ Над новыми интересными полотнами ра ботают сейчас художники Воронежа. Мно гие из них побывали в творческих коман дировках в Липецке, Рамони, Добринке, Елань-Колено. Свои произведения они посвящают новостройкам и успехам сель ского хозяйства нашей области.' Новому гиганту индустрии Воронежской области — Липецкому тракторному заводу посвящает свое полотно художник Алексеев. Хуцожник Комолов избрал темой для рабо ты благоустройство колхоза им. Ильича, Добринского района. «Звено Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской премии Баскаковой на участке сахарной свеклы» — такова картина, которую осуществляет художник Васильев, который, одновременно, пишет картину7, изображающую лауреатов Сталин ской премии профессора Успенского и доцента Сологуб-Левицкую на сборе уро жая выращенной ими ржи «СХИ». Над портретом старейшего селекционе ра, лауреата Сталинской премии Мазлу- мова работает хуцожник Легеня. Над по лотном лауреата Сталинской премии т. Обрьгвко трудится художник Хазаров. Тов. Колосов заканчивает работу над скульптурой знатного токаря Липецкого тракторного завода, лауреата Сталинской премии Ватракова. '-выше >0 участников финальных соревнований областной спартакиады завоевали почетное звание чемпионов области 19о0 года. На снимке (слева направо'}: чемпион в беге на 80 метров с барьерами студентка Воронежского педагогическо го института Т. Д. Силкина; чемпион в беге на 1 500 метро® студент медицинского института А. Б. Серебрянский; чем пион по гимнастике мастер спорта СССР Г. Д. Донецкая; чемпион по штанге в тяжелом весе Г. Н. Долаберидзе. _____ ____________ ____ ______________ Фото А. Галкина. Закончилась летняя спартакиада Закончилась областная спартакиада, проходившая в течение всего лета. Вна чале были проведены соревнования в спортколлективах предприятий, колхозов, совхозов, МТС, учреждений и учебных за ведений. 10 сентября повсеместно состоя лись городские и районные соревнования. Команды сильнейших спортсменов — побе дителей районных епартакиад приняли участие в областных финальных соревно ваниях в Воронеже. К этому времени область выполнила свои обязательства по массовому развитию спорта. В ряды физкультурников вовлече но 500 тысяч трудящихся. Построено мно го стадионов, спортивных площадок. Вы полнены государственный план подготов ки значкистов ГТО, а также планы под готовки общественных инструкторов и спортивных судей. В течение двух дней — 17 и 18 сен тября — на стадионах и спортивных ба зах Воронежа проходила острая спортив ная борьба. Соревнования ио легкой атле тике, велосипеду, многоборью ГТО, плава нию, етрельое и другим видам спорта, входившим в программу спартакиады, от личались своей массовостью. Так, напри мер, на стадионе «Пищевик», где высту пали сельские спортсмены, в забегах на труднейшую дистанцию — 5 тысяч мет ров — приняло участие 150 легкоатлетов. Около 600 велосипедистов оспаривали пер венство в гонках по шоссе, в кроссе по пересеченной местности. В соревнованиях по многоборью ГТО приняло участие до 400 сильнейших многоборцев — рабочих, колхозников, студентов. На спартакиаде установлены новые рекорды по легкой ат летике, плаванию и другим видам спорта. Особенно порадовали штангисты. Они уста новили 12 новых рекордов. Вечером 18 сентября на стадионе «Пи щевик» в торжественной обстановке состо ялось вручение наград победителям спарта киады. Чемпионам области были вручены дипломы 1 степени, кубки и почетные алые ленты. Тысячи зрителей тепле при ветствовали чемпионов, совершивших круг почета. Среди чемпионов — физкультурники Воронежа, Липецка, Борисоглебска, Остро гожска, Боброва, Нижнедевицка, У смани, Новой Усмани, Ладомировки. Это говорит о том, что физкультура и спорт ппгроко раз виваются ка к в городе, так и на селе.- Среди рабочих, колхозников, служащих много талантливых спортсменов. Однако областные соревнования пока-' зали, что в ряде районов учебно-спортив ная работа в низовых коллективах и сек циях находится еще не на должной выео- те. Тренировки проводятся нерегулярно, общественные инструкторы, преподаватели физкультуры и спортивные судьи недо статочно работают над повышением своей квалификации. Все это мешает росту и улучшению спортивных результатов. Многотысячная армия физкультурников Воронежской области должна сейчас актив-’ но готовиться к встрече зимнего спортив- ноте сезона. Его надо провести под знаком дальнейшего повышения массовости физ культурного движения. ПЕРЕД ПРОБЕГОМ НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ «КОММУНА» Спартаковцы готовятся к соревнованиям Спартаковцы готовятся к пробегу на призы газеты «Коммуна», который состоит ся в следующее воскресенье — 24 сентября. В нем примут участие спортсмены, высту павшие на районных и областной спарта киадах, физкультурники нцзовых спортив ных коллективов. Вопрос об участии в пробеге обсужден на президиуме областного совета, в коллек тивы своевременно разослано Положение. В совет начали поступать первые заявки. Большинство участников прошло медицин ское освидетельствование. Для участия в соревнованиях в Воронеж приглашены представители Липецка, Бори соглебска, Острогожска и Усмани. В остав шиеся до начала пробега дни, с целью оз накомления участников с маршрутами, на дистанциях будет проведена массовая тре нировка. Тов. Кадовбенко в стороне... Спортивное общество «Трудовые резер вы» об’единяет большое количество физ культурников — учащихся школ Ф30, ремесленных и железнодорожных училищ. В пробеге на призы «Коммуны» могут принять участие сотни бегунов. Однако подготовка к соревнованиям идет из рук вон плохо. Председатель облсовета спертобщества тов. Кадовбенко ио существу стоит в сто роне, не принимает ни ка ки х мер к орга низации тренировок, провецению медицин ского осмотра участников. Школы Ф30 № 25, 33 и другие до сих пор не имеют Положения о пробеге. В низовых спор тивных коллективах не проводится раз’- яснительная работа о важности этих со ревнований. Физкультурники «Трудовых резервов» принимали активное участие во многих пробегах, неоднократно завоевывали пере ходящие кубки. Нужно, чтобы и на старт XV пробега вышло большинство учащих ся. 06лсовет общества (должен обеспечить участие легкоатлетов в соревновании. Не обходимо также, чтобы исполняющий обя занности начальника управления трудо вых резервов тов. Рьипкин более внима тельно отнесся к проведению соревнова ний. Активное участие в них большин ства учащихся будет способствовать улуч шению физического воспитания в школах и училищах трудовых резервов. ЛИПЧАНЕ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В ПРОБЕГЕ В прошедшее воскресенье в Липецке ео- стоялся массовый пробег на призы газеты «Липецкая коммуна» и городского комите та по делам физкультуры и спорта. На празднично украшенной Интернацио нальной площади собрались физкультурник ки 87 организаций. Был дан старт участ никам на 5 000 и 3 000 метров. На этих: дистанциях выступали наиболее трениро ванные, опытные бегуны Новолипецкого^ тракторного и радиаторного заводов, Студе- цовекого рудоуправления и горно-металлур- гического техникума. Спортсмены горно- металлургического техникума тт. Воробьев и Ворошилин, учащийся спецшколы № 6 т. Харланов показали результаты, соответ- ствующие норме 2-го всесоюзного разряда В пробеге участвовало 1 789 физкуль- турников. 887 человек уложились в нормы ГТО нервой и второй ступени. Наиболее массовыми были забеги на дистанциях в 1 000 и 500 метров. После соревнований на площади со стоялся концерт коллективов художествен ной самодеятельности тракторного завода и Студеновского рудоуправления. Лучшие бегуны примут участие в про-» беге на нриз областной газеты «Коммуна^ в Воронеже. Выдающийся деятель науки (К 15-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО) На протяжении всей истории развития авиации, воздухоплавания и исследования атмосферы наша отечественная авиационно- техническая мысль всегда была и продол жает оставаться самой передовой в мире. у Наш великий народ выдвинул из своей среды людей, которые первыми воплотили в действительность мечту о завоевании воздуха. Теоретические и практические основы метеорологии заложили корифеи рузской науки М. В. Ломоносов и Д. И. Менделеев. Подлинными создателями аэродинамики яв ляются . ученые Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. Ф. Можайский,- К. Э. Циолковский. Н. Е. Жуковскому при надлежит честь создания авиационной науки, на теоретических и практических выводах которой строятся все современные методы расчета самолетов. Крупнейший русский ученый С. А. Чаплыгин дви нул далеко вперед эту науку, создав но вую отрасль аэродинамики — газовую ди намику. Первый в мире самолет был изо бретен и построен в Россия А. Ф. Можай ским. Выдающийся русский ученый, мысли тель и изобретатель Константин Эдуардо вич Циолковский на десять лет ранее, чем это было за границей, обосновал принцип строитель'’ тва цельнометаллических дири жаблей. Он первый в мире создал теорию ракрт и реактивного движения. Ему при-1 надлежит идея постройки летательного аппарата с металлическим остовом. Деятельность и работы К. Э. Циолков ского многогранны: наряду с воздухо плаванием, аэродинамикой он разрабаты вал вопросы физики, астрономии, межпла нетных сообщений. Он смелый новатор, изобретатель с неистощимой творческой фантазией. К. Э. Циолковский родился 17 сентяб ря 1857 года в селе Ижевском, бывшей Рязанской губернии, в семье лесничего. Десяти лет. мальчик заболевает скарлати ной, поело которой он потерял слух. Глу хота не позволяла ему посещать учебные заведения. Книги сделались единственны ми ого учителями. Семнадцатилетним юношей Циолковский уезжает в Москву. Здесь он все свое время проводит в библиотеках, жадно чи тает научную литературу, самостоятельно овладевает высшей математикой, механи кой. Жить приходилось впроголодь. Одна ко это не мешало дерзким думам о лета нии и межпланетных путешествиях. Спустя три года Циолковский вернулся в родные края и, сдав экстерном экзамен, стал учителем вначале в Боровском уезд ном училище, а затем в Калуге. Свыше 40 лет преподавал он математику и фи зику в школе. Молодой учитель пополнял свое образование, знакомился е новыми успехами науки и техники, занимался исследовательской работой. Циолковский работал плодотворно и настойчиво, несмотря на го, что ни одно из его изобретений не получило офици ального признания в царской России. Так, например, задолго до появления цеппелинов, он разработал идею цельно металлического управляемого дирижабля. В 1887 году на одном из заседаний Мо- сковского общества любителей естество знания скромный учитель сделал доклад о своем проекте. Сообщение, вызвало горя чие споры и одобрение. Известные рус ские ученые — Д. И. Менделеев, Н. Жуковский, А. Г. Столетов— активно под держали талантливого самоучку и всячески помогали ему. Но бездарные царские чи новники признали изобретение молодого новатора «бесполезным». В конце прошлого века, корда делались первые робкие попытки оторваться от зем ли на аппарате «тяжелее воздуха», Циол ковский сумел проникнуть в будущее, предвосхитить развитие авиации. Он по крайней мере на полвека опередил свою эпоху и задолго до полетов братьев Райт дал чертежи и расчеты самолета, порази тельно приближающегося к современным типам. Более пятидесяти лет назад, чтобы практически изучить сопротивление воз духа, русский ученый изобрел и на свои скудные личные средства построил первую в России и в мире аэродинамическую тру бу. названную им «воздуходувкой». Ия дву* занимаемых им с семьрй ком нат одну Константин Эдуардович отвел для устройства аэродинамической трубы. Помещая в искусственный воздушный по ток тела различной формы, он смог по лучить нужные показатели. Как известно, 6 рз такого прибора теперь не может обой тись ни один конструктор воздушных судов. В 1903 году, когда в Европе и Амери ке не существовало даже зачатков науки в межпланетной навигации, Циолковский в журнале «Научное обозрение» опубли ковал работу «Исследование мировых про странств реактивными приборами». В этом труде великий ученый не только научно доказал возможность полета в межпланет ном пространстве,, ио и разработал проект первого ракетоплана. Чтобы не отягощать корабль излишними запасами топлива, ученый предложил отправлять в полет со ставные ракеты — своеобразные косми ческие поезда. Он выдвинул, наконец, идею постройки внеземной станции, — специальной базы для межпланетных кораблей— искусствен ного спутника Земли, созданного из метал лических частей. Заброшенный в небо с номащью ракет, спутник должен распола гаться на расстоянии свыше тысячи к и лометров от земли, там, где атмосфера чрезвычайно разряжена. Эта искусствен ная планета должна была служить «пе ревязочным пунктом» для будущих меж- нладетных нутетеетвенников. Таким образом, Константин Эдуардович о полным правом считается основателем теории ракет дальнего действия. Циолков ский доказал, что для полета на больших скоростях выгоднее всего применять реак тивный двигатель, и разработал первый в мире проект реактивного самолета. И если первый аэроплан с поршневым двигателем создал русский ученый А. Ф. Можайский, то проект первого реактивного самолета разработал К, Э. Циолковский. Проекты, выдвинутые Циолковским по чти полвека назад, были настолько даль новидны, что сейчас, приближаясь к гра ни, за которой должен открыться пррвый путь к звездам, мы видим всю глубину и реальность идеи великого ученого. Теперь, когда эскадрильи советских реактивных самолетов уже летают в воз душном океане, когда на сверхвысоких скоростях полета поршневой мотор уже уступает свое место реактивному двига телю, хочется еще раз вспомнить слова Циолковского, сказанные им в 1933 году: «Сорок лет я работал над реактивными двигателями и думал, что прогулка на Марс начнется лишь через много сотен лет. Но сроки меняются. , Я верю, что многие из вас будут свидетелями заатмо- сферного путешествия». Только советская власть дала ученому веру в реальность своих идей, в силы человеческого творчества. Советская власть по-настоящему оценила всю глубину и значимость его трудов и стремлений. Циолковский видел ту силу, которая способна цвигать вперед развита© челове чества. В своем письме товарищу Сталину он писал в 1935 году: «Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть челове чество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь советская власть и партия Ленина — Сталина оказали мне действенную по мощь. Я почувствовал любовь народных масе, и это давало мне силы продолжать работать ужо будучи больным... Вое свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю нар- тии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса че ловеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды». И если раньте казенная царская пау ка, окружив непроходимой стеной молча ния дерзновенные проекты великого уче ного, пыталась представить его «калуж ским чудаком и мечтателем», то совет ский народ понял и воспринял замыслы Циолковского. Знаменитым деятелем нау ки назвал Циолковского товарищ Сталин. За сорок лет своей (деятельности до ре волюции Циолковский опубликовал веего 50 научных работ, а за 18 лет, прожитых при советской власти, Константин Эдуардо вич издал около 150 книг, брошюр, опуб ликовал множество оригинальных статей: в журналах и газетах, произвел 40 новых изысканий. Идея ракетного ригателя нашла широ кое применение в промышленности и в военном деле и немало способствовала раз-' грому фашистских захватчиков. Кто не слыхал о славных наших «Катюшах» — • реактивных минометах ближнего боя? В 1932 году весь советский народ с огромной теплотой отметил 7 5 -лети© со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского и 40-летие со дня появле ния его первых печатных научных тру дов. Заслуги К. Э. Циолковского были вы соко оценены: правительство наградило юбиляра орденом Трудового Красного Зна мени, 9-й железнодорожной школе и боль нице города Калуги присвоено имя вели кого ученого. Константин Эдуардович Циолковский скончался 19 сентября 1935 года, семи десяти восьми лет. На могиле ученого воз двигнут памятник-обелиск. В домике, где жил и работал Циолковский, открыт музей. Здесь хранятся приборы, модели дирижабля и детали изобретений, сделан ные его руками. Выдающийся основоположник современ ного ракетостроения, Константин Эдуардо вич Циолковский всегда оставался верным сыном нашего народа. Он гордился двоим народом, его талантливостью, его неисчер паемыми творческими силами, постигшими исключительного распвета в нашу эпоху. В людях советского строя, социалистиче ского общества видел он неутомимых по борников передовой науки и прогресса. Советский народ чтит своего великого ученого-самоучку К. Э. Циолаоаскгго, труды и открытия которого служат процветанию самой передовой в мир? со ветской науки, процветанию нашей Роди н у , на благо трудящегося человечества, * Г. ПАШНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz