Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
М Ш П Р О Л Е Т А Р К И ВСЕХ в ТР А Н , СОЕДИНЯЙТЕСЬ! КОМГГУШ ОРГАН ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ ВКП(б) И ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ М 182 (5969) Год издания 31-й 13 СЕНТЯБРЯ 1950 г., СРЕДА' Цена 20 коп. С т р о и т е л ь с т в о С л а в н о г о Т у р к м е н с к о г о к а н а л а — н о в о е п р о я в л е н и е з а б о т ы п а р т и и Л е н и н а - С т а л и н а о м о г у щ е с т в е и с л а в е с о ц и а л и с т и ч е с к о й Р о д и н ы , о б л а г о с о с т о я н и и с о в е т с к о г о н а р о д а . Главный Туркменский канал г Взоры трудящихся всего мира обраще-1 4ы к могучей советской державе, великой миролюбивой стране, охваченной пафосом грандиозного созидания. В условиях, когда империалистические поджигатели новой войны вынашивают бредовые планы истребления человечества, Советский Союз— надежный оплот мира и демократии — успешно осуществляет ге ниальный сталинский план строительства коммунистического общества. Все прогрессивное человечество с огром ным удовлетворением встретило постанов ления Совета Министров СССР о строи тельстве Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций на Волге. Весть об этих величественных стройках коммуниз ма честные люди всего мира воспринимают как новое яркое проявление несокрушимой силы Советского Союза, его миролюбивой политики. Сегодня публикуется постановление Со ветского правительства «0 строительстве Главного Туркменского канала Аму-Дарья— Красноводск, об орошении и обводнении вемель южных районов Прикаспийской равнины Заладной Туркмении, низовьев Аму-Да/рьи и западной части пустыни Ка ра-Кумы». С чувством гордости за свою великую Родину прочтут советские люди этот заме чательный документ нашей эпохи. Вели чественны масштабы новой стройки! Дли на сооружаемого по сталинскому плану Главного Туркменского канала будет равна тысяче ста километрам. Эта гигантская стройка осуществляется в целях обеспечения водоснабжения про мышленных предприятий, орошения новых имель для развития главным образом хлопководства, обводнения пастбищ и даль нейшего развития кормовой базы для жи вотноводства в южных районах Прикас пийской равнины Западной Туркмении, в низовьях реки Аму-Дарьи и в западной части пустыни Кара-Кумы, получения гидроэлектроэнергии для промышленности м сельского хозяйства в этих районах. Волею большевиков мощные потоки во- 5(Ы Аму-Дарьи будут направлены от Тахиа- Таша на реке Аму-Дарье в обход Сары- ммышской котловины и далее через пу- етыню Кара-Кумы по древнему руслу Уз- бой в безводные районы Прикаспийской равнины Западней Туркмении. Забор воды из реки Аму-Дарьи будет исчисляться 350— 400 кубометров в секунду, с воз можностью дальнейшего увеличения забора воды до 600 кубометров в секунду, без вброса воды в Каспийское море. В комплексе предстоящих работ — соо ружение мощной Тахиа-Ташской плотины ■а реке Аму-Дарье и двух плотин с круп ными водохранилищами на Главном Т урк менском канале. Будут сооружены три гидроэлектростан ция на общую установленную мощность его тысяч киловатт: одна при Тахиа-Таш- екой плотине и две при плотинах на Главном Туркменском канале. От Главного Туркменского канала пой дут крупные отводные оросительные и об воднительные каналы общей длиною ты сяча двести километров. Крупные трубопроводы общей длиною тысяча километров будут проложены от Главного Туркменского канала для водо снабжения промышленных предприятий и населенных пунктов. Новая великая стройка коммунизма предусматривает: — орошение и сельскохозяйственное освоение одного миллиона трехсот тысяч гектаров новых земель в целях развития главным образом хлопководства; — обводнение до семи миллионов гек таров пастбищ пустыни Кара-Кумы, нахо дящихся в зоне влияния Главного Турк менского канала; — полное обеспечение питьевой и тех нической водой промышленных предприя тий, железнодорожного транспорта, а тан ине водоснабжение и озеленение населен ных пунктов в Западной Туркмении; — создание защитных лесных насаж дений и закрепление песков вдоль Главно го Туркменского канала, крупных отвод ных оросительных и обводнительных ка налов, по границам земель нового ороше ния, вокруг промышленных предприятий м населенных пунктов — на общей пло щади около пятисот тысяч гектаров. Огромные работы по строительству пло тины с гидроэлектростанцией на реке Аму-Дарье у Тахиа-Таша и Главного Т урк менского капала со всеми сооружениями и е отводными оросительными и обводни тельными каналами будут закончены в 1957 году. Строительство Главного Туркменского канала является составной частью гени ального сталинского плана преобразования природы, укрепления экономической мощи социалистической Родины, дальнейшего под’ема благосостояния советского народа! Не прошло и двух лет с тех пор, как Совет Министров СССР и ПК ВКП(б) по инициативе товарища Сталина приняли постановление «0 плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водое мов для обеспечения высоких и устойчи. вых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». За этот короткий срок в нашей стране проделана громадная работа. Уже сейчас на широчайших простран ствах наших степей от Каспийского моря до Уральского хребта, в степных и лесо степных районах страны, на протяжении многих тысяч километров буйно поднимает ся молодая поросль будущих лесных полос, сооружены многочисленные пруды и водо емы, построены лесозащитные станции, оснащенные передовой советской техникой. Ужег сейчас осуществляется переход к новой системе орошения, а на берегах великой русской реки Волги начинаются работы по сооружению Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций. Огромная армия рабочих и работниц, ученых,, исследователей, инженеров, кон структоров, проектировщиков, смелых по корителей пустыни с воодушевлением приступает к претворению в жизнь планов новых строек коммунизма. И недалеко то время, когда зашумят плотины волжских станций, волжские воды хлынут в глубь степей. Через суровую пустыню Кара- Кумы в область зыбучих песков, в иссушен ные районы Прикаспийской долины ри нутся жизнедарные воды Аму-Дарьи. Скоро придет конец царству черных барханов и зноя, страшной колыбели песчаных бурь и суховеев, вторгавшихся своей губитель ной силой в хлебные житницы страны. Веками вынашивали народы Востока сокровенные мечты о хрустальных реках, о плодоносных садах в пустыне, мечты о сказочной земле счастья. Из поколения в поколение передавались в сказаниях и песнях эти мечты. Народ верил, что настанет время, когда Родники хрустальные польются, Запоют в немой пустыне птицы, Зацветут сады под небом синим, Вырастут волшебные дворцы. На веселье люди соберутся, Радостью и счастьем насладиться, Славным покорителям пустыни Принесут сердечный дар певцы. ( Мечта многих поколений сбывается в наши дни грандиозных сталинских преоб разований. На всех языках сердечно при ветствуют и славят сегодня народы совет ской страны смелых покорителей пусты ни — большевиков, славят большевистскую партию и родного Сталина, чей гений, чей великий подвиг во имя народа открыл путь к осуществлению вековых чаяний. Пройдет всего лишь несколько лет, и пустыня черных песков будет превраще на в золотую долину плодородия. Зацве тут сады и нивы на местах губительного движения раскаленных барханов, вспыхнет яркий электрический свет там, где редко озарял ночную степь даже костер кочев ника. Искусственные моря, каналы, трубо проводы принесут жизнь мертвым просто рам, где на древних караванных тропах люди умирали от жажды и зноя. В планах грандиозных строек выражена величайшая забота партии Ленина — Сталина о могуществе и славе социали стической Родины. Обводнение и освоение Кара-Кумов, Прикаспийской равнины, Но гайской степи, Сарпинской низменности открывает колоссальные возможности к еще более интенсивному развитию социалисти ческого сельского хозяйства и животно водства на Востоке, промышленного лесо разведения, промышленного и культурного строительства в районах бывших знойных, бесплодных пустынь. Истерические решения Советского прави тельства — новое свидетельство последова тельного осуществления ленинско-сталин ской национальной политики, политики дальнейшего укрепления нерушимой друж бы и братства советских народов, при умножения могущества и славы нашей многонациональной Родины. Величественные сооружения сталинской эпохи будет строить вся страна. Небыва лым воодушевлением и под’емом охвачены в эти дни миллионы трудящихся Совет ского Союза, новыми трудовыми подвига ми во всех областях социалистического строительства отвечают они на заботу коммунистической партии и Советского правительства. Уверенно смотрят советские люди в свое светлое будущее, уверенно идут они к новым победам, гордые сознанием силы и несокрушимости своего Отечества, полные величайшей любви и преданности партии Ленина — Сталина, великому вождю и учителю товарищу Сталину — вдохновите лю и организатору всех побед советского народа. (Передовая «Правды» за 12 сентября). ИЗДАНИЕ ТРУДОВ ТОВАРИЩА СТАЛИНА В МОНГОЛИИ УЛАН-БАТОР. — Монгольское государст венное издательство выпустило на мон гольском языке сборник - работ товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкозна ния». В сборник вошли работы «Относи тельно марксизма в языкознании» и «К некоторым вопросам языкознания». Готовится второе издание сборни ка, в который будет включена работа И. В. Сталина «Ответ товарищам». (ТАСС). В Совете Министров СССР О строительстве Главного Туркменского канала Аму-Дарья— Красноводск, об орошении и обводнении земель южных районов Прикаспийской равнины Западной Туркмении, низовьев Аму-Дарьи и западной части пустыни Кара-Кумы В целях обеспечения водоснабжения промышленных предприятий, орошения новых земель для развития главным образом хлопководства, обводнения пастбищ и дальнейшего развития кормовой базы для животноводства в южных районах При каспийской равнины Западной Туркмении, в низовьях реки Аму-Дарьи и в запад ной части пустыни Кара-Кумы, получения гидроэлектроэнергии для промышленно сти и сельского хозяйства в этих районах Совет Министров Союза ССР постановил: 1. Построить Главный Туркменский канал Аму-Дарья — Красноводск длиною тысяча сто километров по трассе — от Тахиа-Таша на реке Аму-Дарье, в обход Сарыкамышской котловины и далее через пустыню Кара-Кумы по древнему руслу Узбой в безводные районы Прикаспийской равнины Западной Туркмении. Строительство Главного Туркменского канала осуществить: л а) с плотиной на реке Аму-Дарье у Тахиа-Таша и двумя плотинами с кр у п ными водохранилищами на Главном Туркменском канале; б) с тремя гидроэлектростанциями на общую установленную мощность сто ты сяч киловатт: одной при Тахиа-Ташской плотине и двумя гидроэлектростанциями при плотинах на Главном Туркменском канале; в) с крупными отводными оросительными и обводнительными каналами общей длиною тысяча двести километров, отходящими от Главного Туркменского канала и Тахиа-Ташской плотины, для орошения земель в южных районах Прикаспийской равнины Западной Туркмении и в низовьях реки Аму-Дарьи; г) с крупными трубопроводами общей длиною тысяча километров, отходящи ми от Главного Туркменского канала, для водоснабжения промышленных предприя тий и населенных пунктов. Забор воды из реки Аму-Дарьи в Главный Туркменский канал установить в количестве 350— 400 кубометров в секунду с возможностью дальнейшего увеличе ния до 600 кубометров в секунду, без сброса воды в Каспийское море. 2. Осуществить на базе использования Главного Туркменского канала и Тахиа- Ташской плотины: а) орошение и сельскохозяйственное освоепие одного миллиона трехсот тысяч гектаров новых земель в целях развития главным образом хлопководства, в том числе: пятисот тысяч гектаров — в южных районах Прикаспийской равнины За падной Туркмении, трехсот тысяч гектаров — в районе дельты реки Аму-Дарьи, пятисот тысяч гектаров — в Кара-Калпакской автономной республике и в северных районах Туркменской союзной республики; б) обводнение до семп миллионов Гектаров пастбищ пустыни Кара-Кумы, на ходящихся в зоне влияния Главного Туркменского канала; в) полное обеспечение питьевой и технической водой промышленных предпри ятий, железнодорожного транспорта, а также водоснабжение и озеленение населен ных пунктов в Западной Туркмении; г) создание защитных лесных насаждений и закрепление песков вдоль Глав ного Туркменского канала, крупны х отводных оросительных и обводнительных ка налов, по границам земель нового орошения, вокруг промышленных предприятий и населенных пунктов — на общей площади около пятисот тысяч гектаров. 3. Приступить в 1951 году к подготовительным работам по строительству Главного Туркменского канала и закончить в 1957 году строительство плотины с гидроэлектростанцией па реке Аму-Дарье у Тахиа-Таша и Главного Туркменского канала со всеми сооружениями и с отводными оросительными и обводнительными каналами. 4. Возложить на Гидропроект (т. Ж ук С. Я.) выполнение всех проектно изыскательских и исследовательских работ, связанных со строительством Главного Туркменского канала, плотицы на реке Аму-Дарье у Тахиа-Таша с гидроэлектро станцией, плотин, гидроэлектростанций на Главном Туркменском канале, головных сооружений крупных отводных оросительных и обводпительных каналов и насос ных станций, а также крупного отводного оросительного капала до границ орошае мого массива Прикаспийской равнины Западной Туркмении. 5. Для осуществления строительства Главного Туркменского канала е соору жениями на нем, плотипы на реке Аму-Дарье у Тахиа-Таша с гидроэлектростанцией, плотин, гидроэлектростанций и других сооружений на Главном Туркменском канале, головных сооружений крупных отводных оросительпых и обводнительных каналов, а также крупного отводного оросительного канала до границ орошаемого массива Прикаспийской равнины Западной Туркмении создать в 1950 году строительную организацию «Средазгидрострой». Назначить начальником строительства т. Калижню к С. К. и главным инжене ром строительства т. Эрнстова В. С. 6. Возложить на Министерство хлопководства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство совхозов СССР: а) изыскания, проектирование и строительство крупны х отводных ороситель ных и обводнительных каналов в границах орошаемых массивов и выполнение ра бот по орошению новых земель в южных районах Прикаспийской равнины Западной Туркмении л в низовьях реки Аму-Дарьи; б) выполнение проектно-изыскательских и строительных работ по обводнению пастбищ пустыни Кара-Кумы в зоне влияния Главпого Туркменского канала и по орошению новых земель вдоль Главпого Туркменского канала; в) разработку к 1 октября 1951 г. мероприятий об использовании земель но вого орошения, о посевах главным образом хлопчатника на них и о развитии в больших размерах животноводства в районах обводпепия и орошения. 7. Возложить на соответствующие промышленные министерства изыскапия, проектирование и строительство крупны х трубопроводов, обводнительных каналов и водопроводов с насосными станциями для обеспечения водой промышленных пред приятий и населенных пунктов при них, а также для орошения земель пригород ных хозяйств и лесных насаждений в районах промышленных предприятий и на селенных пунктов с забором воды из Главного Туркменского капала. 8. Изыскания, проектирование и выполнение работ по созданию лесных на саждений и закреплению песков вдоль Главного Туркменского канала и крупных отводных оросительных и ооводительных каналов возложить на Министерство лес ного хозяйства СССР. 9. Обязать Министерство речного флота разработать мероприятия по использо ванию Главного Туркменского канала для целей судоходства. Великие стройки сталинской эпохи ЦИФРЫ И ФАКТЫ ♦ Куйбышевская я Сталинградская гидроэлектростанции дадут стране около 20 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. .Из них 10 100 мил. лионов киловатт.часов электроэнергии получит столица нашей Родины Москва, 5 200 миллионов киловатт-часов — районы гг. Куйбышева, Саратова, Сталин, града и Астрахани, 1 200 миллионов киловатт-часов — районы центрально, черноземных областей, 3 500 миллионов киловатт-часов пойдет на орошение и обводнение земель Заволжья и Прикаспия. ♦ Сооружение Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов позволит оросить около 14 миллионов гектаров земель Заволжья и Прикаспия. Гигантская плотина Куйбышевской гидроэлектростанции поднимет воду на 25 метров. Образуется водохранилище длиной в 500 и шириной до 40 кило метров. ♦ Эффективность сооружаемых на Волге гидроэлектростанций исключи, тельно велика. Обе гидроэлектростанции будут экономить около 20 миллионов тонн топлива ежегодно. Учитывая, что их электроэнергия освободит промышлен ность от потребления большого количества топлива, общая экономия топлива составит примерно 45 миллионов тонн в год. ♦ Для сооружения Куйбышевской гидроэлектростанции потребуется вы полнить 150 миллионов кубометров земляных работ, уложить около 6 миллио. нов кубометров бетона. Каждый час на строительстве будет укладываться более 1 000 кубометров железобетона. ♦ Куйбышевский и Сталинградский гидроузлы будут сооружены в течение пяти лет каждый. Таких темпов строительства не знает ни одио капиталисти ческое государство. Менее мощные гидроэлектростанции в Америке строились: Бохарнуа — 16 лет, Москл.Шоалс — 35 лет. Плотина в дельте Нила сооружа лась 68 лет. П о м о щ ь с т р о и т е л я м в о л ж с к и х г и д р о э л е к т р о с т а н ц и й ☆ На стройплощадках Куйбышевского гидроузла На правом и левом берегах Волги ве дутся работы по прокладке под’ездвых пу тей к строительству Куйбышевской гидро электростанции. На трассы путей поступи ли мощные машины, рельсы, шпалы. На отдельных участках уже уложены рельсы. * * * На строительные площадки прибывают все новые и новые отряды специалистов— инженерно-технические работники, рабо чие различных квалификаций. «Куйбышевгидростроем» начата подготов ка кадров массовых профессий; каменщи ков, маляров, столяров, плотников, бетон щиков, машинистов экскаваторов и поден ных кранов и т. д. * • • Начата подготовка к сооружению шос сейной дороги на протяжении десятков километров. В строительстве ее примут уча стие колхозники близлежащих районов. В целях ускорения перевозок грузов с при стани на строительные площадки строятся временные шоссейные дорога. * * * К пристани и причалам строительства непрестанно подходят грузовые и пасса жирские пароходы, баржи, баркасы, само ходки. Со всех концов страны продолжают прибывать ценные грузы. У причалов круглосуточно идет выгрузка автомашин, экскаваторов, станков, кирпича, цемента, алебастра, извести. * * * Фронт работ с каждым днем расширяет ся. Он простирается на десятки километ ров. Интенсивно идет строительство ново го индустриального города. Уже возводят ся стены жилых домов первого квартала, школы. Продолжаются изыскательные ра боты. («Волжская коммуна») ДЛЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ ГЭС На днях с под’ездных путей Енакиев- ского металлургического завода ушли же лезнодорожные вагоны, украшенные лозун гами и плакатами. В них погружены руд ничные рельсы для строительства Сталин градской гидроэлектростанции. Прокатчики с честью выполнили почет ный заказ новостройки. 250 тонн руднич ных рельсов коллектив стана «550» про катал за один день. Особенно отличились бригады почетного металлурга Мананкова, Малашклна и Мишина. (ТАСС).' В беседе с корреспондентом ТАСС пред седатель Всесоюзного совета паучпых ин женерно-технических обществ академик Е. А. Чудаков заявил следующее: Куйбышевский и Сталинградский гид роузлы явятся образцом комплексного пла нового разрешения ряда важнейших народ нохозяйственных задач. Речь идет не толь ко о строительстве мощных источников дешевой электроэнергии, но также и об осуществлении сталинского плана преоб разования природы. Предстоит оросить и обводнить 14 миллионов гектаров плодо- родиейпгих в мире земель. Решается также задача коренного улучшения великой вод ной магистрали и дальнейшего улучшения железнодо]м>жного транспорта: открывают ся перспективы электрификации железных дорог на большом протяжении. В сооружении этих величественных ги дроузлов будут принимать участие тысячи ученых, инженеров, техпикев различных специальностей. Советская техника, неизмеримо вырос шая за годы сталинских пятилеток, обес печит новые стройки высокопроизводи тельными механизмами. На Уральском за воде тяжелого химического машинострое ния уже изготовляется самый мощный в мире землесос производительностью до 1000 кубометров земли в час. На Ураль ском заводе тяжелого машиностроения впервые изготовляются мощные экскава торы о емкостью ковша в 14 кубометров. Их производительность — 2 0 0— 300 к у бических метров в час. На Волге будут созданы огромные водо хранилища. Великая русская река превра тится в сеть озер с замедленным течением. Представится возможность направлять нефть в хлопок из Баку непосредственно в волжские города. Но придется считаться с тем, что в таких новых «морях» могут возникать волны, высота которых, как, например, на Московском море, достигнет двух метров. Ввиду этого приступлеяо к составлению проектов судов озерного типа, которые должны быть приспособлены для плавания в новых условиях. Строительство новых гидроузлов на Вол ге, являясь комплексной проблемой, потре бует творческих усилий огромных коллек тивов научно-исследовательских работни ков и широких слоев инженеров, техников, рабочих. Всесоюзный совет научных ин женерно-технических обществ, об’единяю- щий свыше 120 тысяч специалистов раз личных профессий, принял решение о соз дании комитета содействия строительству волжских гидроузлов. ☆ Самоотверженная работа речников Волги Речники Волги горячо одобряют реше ния правительства о строительстве К уй бышевской и Сталинградской гидроэлектро станций. Выступая на собраниях и ми тингах, они выражают благодарность пар тии, правительству, великому Сталину за заботу о дальнейшем укреплении могу щества любимой Родины, о благосостоянии народа. Речники заявляют, что они не пожалеют сил в оказании помощи строи телям величайших сооружений сталинской эпохи. Комапды пароходов, баркасов, барж, самоходок, получившие первые задания по перевозкам грузов для Куйбышевского гидроузла, с большим воодушевлением взя лись за работу. Они доставляют грузы на строителъпые площадки Куйбышевской гидроэлектростанции с опережением гра фика. Команда самоходки СТ-3 совершила семь скоростных рейсов с экскаваторами, станками, машинами и другими грузами. Из Куйбышева на строительные пло щадки постоянно курсируют девять барж большой грузопод’емпости. Для ускорения разгрузки па пристани установлен мощ ный кран. Речники уже доставили на строитель ные площадки десятки тысяч кубометров древесины, тысячи тонн угля, кирпича, бутового камня, большое количество обо рудования. В ближайшие дни силами местного флота будут перевезены для ве ликой стройки еще десятки тысяч тонн грузов. ПОЧЕТНЫЙ ЗАНАЗ БЕГОВАТ (Ташкентская область), 11 сен тября (ТАСС). — Коллектив Узбекского металлургического завода получил почет ный запас: изготовить для «Куйбышев- гидростроя» партию проката. Металлурги с огромным воодушевлением встретили известие о том, что им предо ставлено право внести свой вклад в дело строительства этого величайшего сооруже ния сталинской эпохи. Выполнение заказа для строительства Куйбышевской ГЭС поручено лучшим ста- хановцам -прокатчикам. Рабочие тредприя- тая, став на трудовую вахту мира, обяза лись досрочно справиться с выполнением I почетного задания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz