Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

25 августа Т950 г*, № Т68' "(5955)’ К о м м у н а а й М ЯИЖВШМИИав О б л а с т н о й с л е т ю н ы х н а т у р а л и с т о в и т у р и с т о в Лучше учитесь, больше дерзайте, дорогие Говорят участники слета Выращиваем ветвистую пшеницу (Таисия Стркжова, ученица Шрамовской семилетней школы, Михайловского района Три года тому назад в нашей пгколе был организован кружок юных натурали. стов. Мы работаем в садоводческом, расте­ ниеводческом и цветоводческом звеньях. Каждое звено ведет свой дневник наблюде­ ний за растениями. Все юннаты с большим интересом и трудолюбием занимаются на участках школьного учебно-опытного поля. В первый год своей работы в кружке я начала выращивать свеклу. Сначала подго. ловила семена к посеву, а весной хорошо обработала почву и посеяла свеклу. Регу­ лярно делала подкормку и прополку. Тща­ тельный уход за посеянной культурой ска­ зался на результатах урожая. Со своего небольшого участка в 3 квадратных метра я собрала 85 килограммов свеклы, а в пе­ реводе на гектар — 2 800 центнеров. Этой весной мы решили посеять ветви­ стую пшеницу. Но у нас не было семян. Тогда мы написали письмо академику Т. Д. Лысенко. Он прислал нам семена и рассказал, ка к ухаживать за этим новым видом пшеницы. Мы получили небывалый урожай. Выращенная нами ветвистая пше­ ница экспонируется на областной выставке юных натуралистов. В следующем году наш круж о к намечает посеять ветвистую пшеницу на большом участке, а собранные семена подарить колхозу для того, чтобы и в нашем районе выращивали этот замеча­ тельный вид пшеницы. По советам наших ученых Дуся Сорокина, ученица Руднянской средней школы, Воробьевского района Наш юннатский кр уж о к состоит из Ю человек, В зимний период мы изучали работы выдающихся советских ученых Мичурина и Лысенко, а весной приступили к практическому осуществлению их сове- п ш : Я и Дуся За/югатт проводили ярови­ зацию ржи по методу академика Лысенко. С февраля этого года до настоящего вре­ мени наши опыты идут успешно, и мы уверены, что сумеем на четвертый год по­ лучить от семян озимой ржи яровую рожь. Другие юннаты нашего кр уж ка проводят опыты по выведению холодостойких сортов томатов, выращивают яровизированный картофель. У пас на специальном участке произ­ растают новые для нашего района куль­ туры : клещевина, чуфа, лен-кудряш, ч у ­ миза, африканское просо, чина, горчица и другие. Сейчас мы собираем плоды, семена с нашего участка и составляем гербарии. За три года наш круж о к посадил 330 корней декоративных и фруктовых деревь­ ев, около 400 кустов малины и смороди­ ны, более 500 кустов клубники. Имеется у нас и свой питомник. На областном слете юных натурали­ стов и туристов пионеры рассказывали о своих летних экскурсиях, о работе в кружках юных натуралистов. Нижо пе­ чатаем часть этих выступлений. Изучаем родной край Мы были в столице нашей Родины—Москве Эмма Гробовская, ученица Острогожской средней школы ;— Я хочу рассказать о нашей поездке в Москву. Еще подъезжая к великому городу, мы испытывали какое-то необыкновенное чувство: ведь Москва— столица нашей Ро­ дины, в ней живет великий Сталин, учи ­ тель и друг советских детей. В первый же день мы побывали в поли­ техническом музее, в музее Советской Армии. Яркое впечатление осталось от экскур­ сии в музей комсомола. Экскурсанты долго стояли над комсомольским билетом Зои Кос­ модемьянской, вчитывались в ее милые письма к матери, друзьям. Очень много но­ вого мы Узнали в музее и о героях Крас­ нодона. А какой волнующей и захватывающей была экскурсия в музей В. И. Ленина! Му­ зей раскрыл нам во всей полноте большую и замечательную жизнь величайшего гения революции, создателя коммунистической партии и основателя советского государ­ ства Владимира Ильича Лепина. Мы посетили мавзолея В. И. Ленина. Интересной была прогулка по каналу имени Москвы на теплоходе «Леванев­ ский». Мы побывали также в Останкин­ ском дворце-музее, в московских театрах, в зоопарке. Поездка в Москву не только доставила нам огромное удовольствие. Она обогати­ ла нас знаниями, вселила желание учить­ ся еще лучше. Мы еще крепче полюбили нашу Родину — могучую, красивую, ве­ личественную. Яркие впечатления <Рена Виганова, ученица б-го класса средней школы № 3 г. У смани Усманский Дом пионеров во время лет­ них каникул организовал несколько инте­ ресных экскурсий и походов по родному краю. Много ярких впечатлений осталось у нас от походов на Усманский вал, на кур . глн в Поддубровках, в Воронежский госу­ дарственный заповедник. Побывали мы также на Усманском ме­ ханическом заводе. Это единственный в Союзе завод, выпускающий приборы для испытания формовочных земель, необходи­ мых в литейном производстве. Во время поездки в Крым мы собрали много гербариев растений, коллекций на­ секомых, почв, минералов, сделали черте­ жи, схемы, карты, рисунки. В этом году в нашей школе организуется свой краевед­ ческий музей, в котором будут экспониро­ ваться все собранные нами в походах и экскурсиях материалы. Лида Попилнушенко, ученица Павловской средней школы Мы, члены кр уж ка туристов-краеведов при Павловском Доме пионеров, очень и н ­ тересно провели летние каникулы . Этим летом совершено 12 походов по родному краю. В походах мы изучали раститель­ ность и животный мир нашей области, со­ бирали лекарственные травы, гербарии ра­ стений, коллекции насекомых для школь­ ного ботапического кабинета. Бывая в кол­ хозах, пионеры знакомились с передовика, ми социалистических полей, помогали вы ­ пускать «боевые листки» и стенные газе­ ты, в обеденные перерывы читали колхоз­ никам журнальные и газетные статьи, вы ­ ступали с концертами, а также помогали убирать урожай. Много походов мы посвятили изучению государственной лесной защитной полосы Воронеж — Ростов. В пути нас познакоми­ ли с машинами, которыми сажают и сеют лес. Работники лесозащитных станций рас­ сказали ребятам о том, к а к ведется борьба с вредителями леса — с насекомыми и ж и ­ вотными. 0 своей работе и находках, а также о волновавших нас мыслях и чувствах мы ежедневно делали записи в альбоме и по­ ходных дневниках. Пэ южному берегу Крыма Эмма Мацаева, ученица 7-го класса Ново-Курлакской школы, Садовского района , Участники областного слета юных натуралистов и туристов и Н. Морозова из Острогожского района на выставке. переднем плане слева направо): 3. Корхова, М. Моренко Фото Т. Копелиович. Ю н ы е м и ч у р и н ц ы Недавно члены нашего туристского кр уж ка возвратились из поездки но южно­ му берегу Крыма. Мы побывали на рас­ копках древнего города Неаполиса-Скй ф_ скоро неподалеку от Симферополя. Там мы видели гробницу скифского царя, предметы обихода скифов, а также познакомились с методами ведения раскопок исторических памятников. Особенно понравился нам горный Крым. Мы совершили несколько походов в пеще­ ры: Кызыл-Коба (близ Алушты), Ветреп- ную, Холодную и другие. Эти пещеры тя ­ нутся далеко вглубь и имеют два-три яру.^ са. В них мы увидели подземные реки и озера, а также сталактиты и сталагмиты, о которых знали только по учебникам. Очень хорош город Ялта. Здесь мы виде, ли санатории, дома отдыха, где отдыхают и лечатся многие тысячи советских граж дан. Большое впечатление произвел на нас дом-музей А. П. Чехова, в котором мы по­ знакомились е жизнью и творчеством ве ликого русского писателя. Интересной была встреча с крымским писателем Козловым, рассказавшим нам об истории создания кни ги «В крымском под­ полье». Быстро и незаметно прошло наше заме­ чательное пионерское лето. Скоро начнется новый учебный год. На отеческую заботу партии, правительства и товарища Сталина о нас, советских детях, мы ответим отлич ными успехами в учебе в новом учебном году. Пионерс кое л е т о Недавно состоялся областной слет юпых мичуринцев и туристов. Оп показал, ка к много нового, интересного узнали ребята в походах и экскурсиях, какие ценные результаты дала работа юпых мичуринцев. Одним из наиболее любимых и полез­ ных видов летнего отдыха являются по­ ходы, путешествия и экскурсии. За лето в экскурсиях и походах участвовало свы­ ше 60 000 пионеров и школьников. Путешествия и походы по родному краю дали возможность лучше познать свою область, ее природу, животный и ра­ стительный мир, экономику и культуру, исторические места, ход выполнения ве­ ликого сталинского плана преобразования природы. Походы и путешествия закалили организм, укрепили здоровье пионеров, обогатили их знания. В подарок школе юные путешественни­ ки передали большое количество коллек­ ций минералов и насекомых, гербарии растений, которые будут служить прекрас­ ными наглядными пособиями при изуче­ нии учебных предметов. Учащиеся Анпенской средней шкалы под руководством учителей Е. А. Камневой и Е. С. Дерюгиной совершили экскурсию по реке Битюг. В ней участвовало 250 учащихся. Пионеры собрали много нагляд­ ных пособий по биологии и географии. 25 пионеров этой же школы побывали в г. Москве. О своей поездке в столицу Роди­ ны очи рассказали на сборе дружины. 16 экспедиций школьников придонских районов изучали Донскую государствен­ ную лесную полезащитную полосу. Сотни отрядов молодых путешественни­ ков посетили Институт земледелия цент­ ральной черноземной полосы им. профессо­ ра В. В. Докучаева, а также заповедники, опытные селекционные станции и другие научно - исследовательские учреждения. Свыше 800 лучших юных туристов со­ вершили путешествия в столицу нашей Родины Москву, в героический Ленинград, на родину товарища Сталина— в г. Гори. 250 человек во время летних каникул сдали нормы на значок «Турист СССР». Более 20 тысяч школьников включилось во Всесоюзный конкурс юного садовода. Участники слета осматривают посев риса на областной станции юных натура­ листов. Фото Т. Копелнович. 800 с лишним садов заложено при шко­ лах, 47 садов — при детских домах. Уча­ щиеся большинства школ области участ­ вовали в работе по озеленению городов, сел, пришкольных усадеб. Неплохо поставлена юннатская работа в школах Бутурлиновского, Коротоякского, Анненского и других районов. В семилетней школе № 2 Калачеевского района юннаты вырастили комнатные ра­ стения, создали живой уголок. Па при­ школьном участке они вырастили сахар­ ный тростник, рис, голозерный ячмень, чумизу, чуфу, ранее не культивировавшие­ ся в районе, проводили опыты по выращи­ ванию яровизированной ржи, посеяппой весной. Семена ветвистой пшеницы полу­ чили они с экспериментальной базы Ака­ демии сельскохозяйственных н а ук в Гор- ках-Ленинских и впервые вырастили эту' пшеницу на пришкольном участке. На следующий год юннаты значительно уве­ личат площадь посева тп е н и цы и семена передадут в колхоз им. Чапаева для посева па большой площади. Большую интересную работу проводят школьники воронежских средних школ ^•N5 9 и 29, Урывсжой семилетией школы, Коротоякского района, Казинской семилет­ ней школы, Водопьяновского района*, вос­ питанники Россошапского, Шаталовского и Острогожского детских домов. Однако организации опытнической, па- у чно-иселвдоваггеяьской работы уделяется недостаточное внимание. Не везде еще ра­ бота на пришкольных участках способст­ вует углублению знаний, полученных на уроках биологии. В некоторых школах юннаты не занимаются выведением новых сортов, получением рекордных урожзеЕ. Плохо поставлена опытническая работа на пришкольных участках в г. Борисоглебске. В Березовском и Елань-Колеповском райо­ нах многие школы до сих пор пе имеют земельных участков. Необходимо добиться, чтобы пришколь­ ные участки явились живой лабораторией, помогающей на практике закреплять зда­ ния, получепные па уроках биологии. Через несколько дней начнется новый учебный год в школах. Работа, которую проводили пионеры летом по изучению родного края и в круж ках юных натура­ листов, должна продолжаться и в дни учебных занятий. В. КАЗАКОВА, секретарь Воронежского обкома ВЛКСМ. — Слово имеет Владислав Шумейко из Анненской средней школы !... Прежде чем подойти к трибуне, Владик исчезает за кулисами и появляется оттуда с большим свертком, бережно упакованным в коричневую бумагу: он хочет не только рассказать о работе, проделанной аннен­ скими юными натуралистами, по и пока­ зать ее результаты. — Вот саженцы из нашего питомни­ ка, — говорит он. — Это годовалый, а это двухлетний дуб.., Это ясень... Это липа, а вот это каштан, которого до сих пор в рай. оие не было... Это — аморфа, это — белая акация... Деревца и кусты кудрявые, сильные. Но кто из юннатов не видел саженцев? Уди­ вительно другое: размах созидательной ра­ боты юных мичуринцев. — В прошлом году мы вырастили и пе­ редали колхозу «Политотделец» 78 000 та­ ки х саженцев. Сейчас они хорошо растут в полезащитных полосах, — сообщает Вла­ дик Шумейко. — В этом году мы дадим их колхозам столько же. Кроме того, мы вы ­ растили 6 000 саженцев для озеленения районного центра. Слет долго и восторженно аплодирует Владику, а ведь он не успел рассказать и о пятой доле того, что сделано анненски­ ми юннатами! Их школа, недавно стоявшая на пусты ­ ре, теперь буквально утопает в зелени. В пришкольном саду растут 60 яблонь, 20 вишен, 20 виноградных лоз, около 500 ягодных кустов. Уже заложен небольшой дендрарий с деревьями самых различных видов. По совету научных работников та- ловского Института земледелия им. В. В. Докучаева, куда юные натуралисты совер­ шили экскурсию, они построили на поле­ вом участке образцовый десятипольный овощной севооборот е посевом многолетних трав и злаковых культур. Два года под руководством преподавательницы А. В. Крыловой они применяют при выращива­ нии культур методы Т. Д. Лысенко. Гнез­ довой посев дуба дал им тысячи замеча­ тельных по жизнестойкости саженцев. Яро­ визировав картофель, юннаты уже в июне получили полновесные молодые клубни. Яровизированная рожь принесла им уро­ жай в 22 цептнера с гектара... В опытном порядке они любовно выращивают рис, са­ харный тростник, чуфу, чумизу и ряд дру­ гих, ранее не виданных в районе культур. Осуществляя индивидуальное шефство над животными соседнего колхоза, ребята доби­ лись образцового ухода за ними. Более 27 000 ребят нашей области под руководством учителей и пиопервожатых активно включились в созидательный труд по преобразованию природы. При школах и детских садах ими заложено 464 сада е 69 000 фруктовых и 387 000 декоратив­ ных деревьев. В прошлом году они собра­ ли и передали в лесопитомники 115 тонн семян древесных и кустарниковых расте­ ний. В 350 маленьких питомпиках на при­ школьных участках растет около миллио- да молодых деревьев... Невелики пришкольные участки, но на каждом квадратном метре их небольшой площади идет вдохновенная творческая ра­ бота. Юные натуралисты пе отрывают уче­ бу от практики и добиваются чудесных ре­ зультатов. Строго по плану, выполняя все требова­ ния агротехники, трудятся на своем участ­ ке воспитанники Писаревского детского дома, Острогожского райопа. В опытном по­ рядке они испытали все способы посадки картофеля, добились выращивания лука- репки в один год. Звено Риммы Могучих собрало в переводе на гектар рекордный урожай кориандра — 80 центнеров. Такой рекорд уже не редкость. Юннатка Люба Рыбалкина из Никитевского райопа собрала в переводе на гектар 55 центне­ ров яровой пшеницы, а шестиклассница Лида Трушина из Пироговской средней школы, Меловатского района, удобрив и обработав свою небольшую площадку, по­ лучила 610 граммов проса с каждого квад­ ратного метра. Это составляет пи мало, ни много 61 центнер с гектара! Юные мичуринцы 6 -й средней школы г. Калача, прежде чем добиться успехов, выдержали настоящий бой с природой. Им пришлось начинать с изменения самой структуры почвы их пришкольного участ­ ка. Казалось бы, что можно вырастить на земле, состоящей из глины и мела? А вот удобрили ее, обработали и получили хоро­ ший урожай. На участке, где установлен строгий десятипольный севооборот, они собрали озимой ржи «Воронежская СХИ»— 19,1 центнера, ячменя «Я утанс»— 26,7 цептнера и многолетней Державинской ржи — 23,2 центнера. Мечтой юных мичуринцев было добыть хотя бы несколько семян ветвистой пше­ ницы. По где ее взять? Написали товари- щам-юпдатам. Пи у кого нет... Созрела мысль: "* ■г ' & ■ — Ребята, давайте напишем - 'самому Трофиму Денисовичу! • - / Мысль обратиться с просьбой • высылке семян к Трофиму Денисовичу Лысенко, президенту Всесоюзной Академии сельско­ хозяйственных наук, к ученому была встречена ребятами с воодушевлением. — Пообещаем Трофиму Денисовичу, что будем очень хорошо учиться, работать... И что же? Через несколько дней почта доставила ответ: 350 зерен кахетинской ветвистой пшеницы и инструкцию, к а к ее сеять, ка к за ней ухаживать. Драгоценные зерпа попали в падежные руки: юные ми­ чуринцы Нина Авдеева, Слава Киселев и Виталий Юдин теперь сами могут кое-кого снабдить семенами. При пересчете на гек­ тар они собрали со своих «метровок» уро­ жай ветвистой пшеницы в 40 центнеров. Можно было бы привести сотни, тыся­ чи примеров прекрасной творческой работы школьников. Организованная ими выстав­ ка (она была открыта в дни слета в 35-й средней школе г. Воронежа) явилась на­ глядным свидетельством огромного размаха массового юннатского движения, инициати­ вы, смелости и трудолюбия юных мичу­ ринцев. Наиболее полно здесь была показана де­ ятельность областной станции юных нату­ ралистов. Под руководством директора станции М. Ф. Бондаренко и агропома-ме- тодиста ф. М. Аносова 249 юных мичу­ ринцев ставят на участке в 2,5 гектара сложнейшие агротехнические и биологиче­ ские опыты. Представленные станцией экспонаты сделали бы честь любому науч­ ному учреждению. Достаточно сказать, что на опытных участках изучается 15 сортов помидоров и столько же сортов капусты . Широко по­ ставлены опыты яровизации, применения! разных видов удобрений, различных спосо­ бов обработки земли. С неподдельным эн­ тузиазмом работают ребята над и и ш т а нш н ми южных растений: инжира, лавра, сухо­ дольного риса, грузинского чая. С юными ботаниками успешно соревнуются юные зоологи — кролиководы, птицеводы, пчело­ воды, рыбоводы, шелководы... Много и хорошо поработали этим летом юные мичуринцы воронежских городских школ. Поражает богатством и полноцен­ ностью представленных экспонатов вы ­ ставка, организованная 29 -й школой. Впро-; чем, очень трудно решить, кому принадле­ жит первенство: «диковинки» встречаются на каждом шагу. Пионеры 2-й железнодо­ рожной школы сумели, например, вырз-ч стить коноплю высотой в 4 метра, пяти­ классница Масальцева, ученица Воробьев- ской средней школы, выходила на своей «метровке» луковицы весом в 400 граммов каждая. Другая пятиклассница — Мая 1 Куркина доставила на выставку чудовищу ные по величине клубни картофеля. Вырз щенпый ею куст дал четыре клубня по ш л тло грамм а весом 'каждый. Липецкий Дом пионеров, помимо плодов со своих опытных участков, представил весьма полную коллекцию редчайших ре -1 ликтовых растений, собранных юными на-* туралистами в знаменитом заповеднике «Галичья гора». Рабочие дневники липец­ ки х школьников красноречиво свидетель­ ствуют, с каким энтузиазмом работают опи в своих круж ках. Вступив в юннатский кружок, школь-* ница Римма Малеева в первый же день за-, писала: г '1 «... Мне стало так интересно, что я на-* чала с нетерпением ожидать появления первого листочка, чтобы отметить в днев­ нике». День за днем рассказывает Римма о ш н | следующей работе: о наблюдениях за вехо -1 1 дами, о прополке, о сборе коллекций, о 1 работе па полях колхозов и, наконец сборе полноценного урожая... В нашей стране наука неотделима от, практики, и это делает учебу увлекатель­ ным творческим делом. Патриоты своей Родины— нжьге мичуринцы с энтузиазмом применяют получепные ими знания на кол-» хозных полях, па животноводческих фер* мах, в садах, на пасеках, в прудовых хо* зяйствах. * * * ~ ')' 1 ” Слет и выставка юных мичуринцев щ кЦ шли под знаком обмена опытом и подгон товки к новому учебному году и предстоя-* щей Всесоюзной сшьскохозяйствекной! выставке. Лучше учиться, лучше работать’ во славу своей Родины — вот к чему стре­ мятся юные мичуринцы. В письме к своему лучшему другу, отцу и учителю товарищу Сталину собравшиеся! на слет юные натуралисты обещали отлич­ но учиться и отлично работать. От д упщ пожелаем им с честью выполнить это обе­ щание и включиться в великое дело преоб.» разования природы во всеоружии передовой советской науки, накопленного опыта и. пламенного энтузиазма молодости! Ал. ШУБИН. I Н А П Р И Ш К О Л Ь Н О М У Ч А С Т К Е Наша школа имеет хороший и большой зе­ мельный участок. Каждая клумба, каждая грядка закреплена за каким-нибудь клас­ сом. Даже первоклассники вырастили мпо- го красивых цветов. На каждом участке, разбитом на 10 полей, работают шести­ классники, а на огороде— пятиклассники. В этом году я выращивала картофель и помидоры. 25 апреля мы посадили па од­ ной грядке яровизированный, а на дру­ гой — неяровпзированный картофель. Уха­ живали за Н' ймя одинаково, но яровизиро­ ванный картофель взошел на 12 дией 1 Ира Пивоварова, 29-я средняя школа г. Воронежа. раньше, раньше зацвел и дал клубни. Из нашего опыта мы узнали, что яровизация дает очень большую пользу. Мы также успешно сажали картофель глазками по советам академика Я куш кина. Очень инте. росным результат дал опыт летней посадки яровизированного картофеля. Мы посадили его 20 п 22 нюня, а 25 июля он уже за­ цвел. Хороший урожай дали нам помидоры сортов «Бущеннонка» и «Чудо», Юные натуралисты седьмых классов имеют свои грядки, где выращивают много интересных растений: рис, хлопок, клеще* вину и другие. В конце июня 32 ученика нашей шко* лы ездили на экскурсию в Каменную степь. Там она видели очень много интересного я поняли, что, применяя научные методы^ всегда можно добиться высоких урожаещ Во время поездки мы собрали множества растений и тщательно их засушили. Эта коллекция поможет нам, когда мы будем; изучать зимой жизнь растений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz