Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

2 К О М М У Н А 20 а в гу с т а 1950 г., № 165 (59 52 ) У с и л и м б о р ь б у з а д о с р о ч н о е з а в е р ш е н и е х л е б о с д а ч и ! В Хворостянке плохо руководят соревнованием комбайнеров Перед секретарем партийной организа­ ции Нижне-Матренокон МТС т. Лобовым лежат два документа: договор о социали­ стическом соревновании с механизаторами Хворостин окон МТС на период уборки и хлебозаготовок и очередная сводка о рабо­ те комбайнового парка станции. В первом из лих, то-есть в договоре, подробно запи­ саны обязательства, предусматривающие обеспечение высокопроизводительной рабо­ ты уборочных и молотильных агрегатов: внедрение почасового трафика, распростра­ нение опыта лучших комбайнеров и т. д. В другом же документе, то-есть в сводке о работе комбайнов, по словам самого же т. Лобова, «ничего нет утешительного». И действительно, к а к видно из сводки, с начала уборочной кампании семнадцатью агрегатами МТС скошен хлеб с площади, составляющей не более одной четверти массива, отведенного для комбайновой уборки. Среднесуточная выработка на ком­ байн составляет лишь... 4 гектара. Эта цифра говорит сама за себя. Большая ответственность за неудовле­ творительную работу комбайнового парка лежит на партийной организации М1С. Она насчитывает в своих рядах 2С членов и кандидатов партии. Это — большая сила. Коммунисты МТС обязаны были возгла­ вить социалистическое соревнование ком­ байнеров, машинистов и трактористов с тем, чтобы помочь колхозам быстрее и без потерь убрать урожай. Но партийная ор­ ганизация не сумела как следует органи­ зовать соревнование механизаторов. Правда, перед жатвой между комбайне­ рами (хотя и не всеми) были заключены договоры. Принимая на себя повышенные обязательства, водители комбайнов, понят­ но, рассчитывали на внимание и помощь со стороны парторганизации и руководи­ телей МТС. Однако директор станции ком­ мунист т. Токарев, его заместитель по политчасти т. Доценко и секретарь парт­ организации т. Лобов имели по этому по­ воду свое мнение. Они, видимо, рассчиты­ вали да то, что после подписания догово­ ров дала пойдут сами собой. Короче говоря, соревнованием в МТС еейчас никто не руководит. Тов. Лобов даже не интересуется, ка к работают, в чем нуждаются комбайнеры, не знает, кто из них выполняет нормы выработки, а кто I отстает. Да и ка к может секретарь «пять об этом, если он за все время побывал только на одном агрегате. С начала убор­ ки в МТС не проведено ни одного парт­ собрания, парторганизация не заслушала сообщений комбайнеров и машинистов о вьгполнетш ими своих обязательств. Во-время замечать все новое, поддержи­ вать пенный почин передовиков — прямой долг партийной организации в руководстве социалистическим соревнованием. По парт­ организация и руководители Нижне-Мат- рон свой МТС не .делают этого и тем самым тормозят инициативу, идущую снизу. Бот характерный пример. Комбайнер т. Лапина считается лучшей в МТС. Это — настоящий энтузиаст и мастер своего дала. Почти 10 лет она ра­ ботает на одном агрегате п каждый год добивается замечательных результатов. В нынешнем готу, вступая в соревнование, Т. Ланина взяла обязательство убрать «Сталинцем-1» 700 гектаров. С первых же дней она стала со всей энергией бороться за выполнение данного обяза­ тельства. Работая в укрупненном колхозе им. Сталина, т. Лапина довела среднесу­ точную выработку до 22 — 25 гектаров. Не успокаиваясь на достигнутом, передо­ вая комбайнерка дала слово убирать по 30 — 35 гектаров в день. — Этого я добьюсь, — заявила она, — только пусть мне помогут руководители МТС и колхоза. Что же требовалось сделать? Прежде всего, т. Лапиной надо было оказать по­ мощь в правильной организации труда людей, обслуживающих агрегат. Замести­ тель директора МТС по политчасти т. До- цепко писал тогда в районной газете, что «дирекция МТС решила помочь т. Лапиной перейти на часовой график работы». А что произошло после этого обещания? Руководители МТС не только не поддержа­ ли инициативу и не помогли т. Лапиной внедрить часовой график, но даже пере­ стали бывать у ее агрегата. Дело дошло до того, что мощный, вполне исправный комбайн т. Лапиной недавно простоял более суток только потому, что руководи­ тели колхоза не выделили для его обслу­ живания людей и транспорт. И никого это не возмутило, кроме самой т. Лапиной. В успехе соревнования механизаторов важную роль играет правильная постанов­ ка массово-политической работы. В дни уборочной кампаний эта работа должна быть сосредоточена непосредственно на каждом агрегате, каждой молотилке, в каждой тракторной бригаде. Известно, что там, где агитация ведется в тесной связи с жизнью, там шире размах соревнования и лучшие результаты. Однако в Нижне-Матреиекой МТС плохо заботятся о развертывании политической работы. По словам т. Лобова, во все агре­ гаты парторганизация выделила агитато­ ров. Но механизаторы их пока не видят. Ни на одном агрегате не проводятся бесе­ ды, пе выпускаются «боевые листки». Не случайно поэтому многие комбайнеры не знают, как работают их товарищи, какие происходят события в нашей стране и за рубежом. Агитаторы обязаны не только вести массово-политическую работу, но и вы ­ ступать организаторами соревнования, по­ пуляризировать опыт передовиков, доби­ ваться действенности соревнования. Но как это сделать, что для этого нужно — они не знают. Методической помощи агитаторы не получают. В МТС отсутствует гласность соревнования. Эстафеты на комбайновые агрегаты не высылаются, стенгазеты и «боевые листки» здесь не выходят. Плохо руководит соревнованием механи­ заторов Хвороотянский райком партии. Бюро райкома партии не заслушало руководителей МТС или отдельных ком­ байнеров о выполнении ими своих обяза­ тельств. До «их пор в районе нет Доски почета передовиков уборки урожая и хлебозаготовок. Секретари и другие работ­ ники райкома ВКП(б) почти ежедневно бывают в МТС и колхозах. Но они инте­ ресуются лишь хозяйственными вопросами и забывают о главном— об организации и действенности соревнования, которое, ка к известно, в значительной мере определяет хозяйственные успехи. ^ ЧИЛИКИН МОЛОТОВО.—Колхозы района успеш­ но ведут сдачу хлеба государству. На токах днем и ночью слышен гул мо­ лотилок, к ссыпным пунктам движутся бесконечные вереницы подвод, едут автомашины. Одними из первых план хлебопо­ ставок выполнили колхозники сельхоз­ артели им Хрущева. Председатель кол­ хоза т. Молодых правильно расставил силы, выделил к молотилке и в тран* спортную бригаду надежных, инициа­ тивных людей. Сейчас колхоз сдает хлеб по счетам за работы, произведен­ ные МТС. Уже сдано более 400 цент­ неров. Колхоз «Красное знамя» также вы­ полнил план хлебопоставок. В закрома Родины сдано 2 600 центнеров хлеба. Колхозники ведут сдачу хлеба по сче­ там, врученным МТС. Успешно выполняют свою первую заповедь и другие колхозы. Район бли­ зок к завершению плана хлебопоставок. Хлеборобы полны решимости досрочно выполнить свою первую заповедь перед государством. ДАВЫДОВКА. — Сдача хлеба госу­ дарству в районе принимает все более широкий размах. За последние три дня количество поступающего на заготови­ тельные пункты зерна увеличилось в полтора раза. В числе передовиков соревнования — колхозы им Кагановича, им. Чапаева, им. Куйбышева и им Василевского. Они раньше других завершили государ­ ственный план хлебопоставок. Заканчивает выполнение плана хлебо­ сдачи колхоз «Победа» (председатель правления коммунист т Батурин). Здесь работают два самоходных комбайна и сложная молотилка Давыдовской МТС. Механизаторы трудятся по-стахановски. Подработанное зерно круглосуточно отправляется на ссыпной пункт. Всего колхоз «Победа» сдал государству свы­ ше 15 тысяч пудов хлеба. Систематиче­ ски перевыполняет график хлебопоста­ вок колхоз им. Ленина Все колхозники, занятые на уборке, достигали высокой выработки. Колхоз уже завершает вы­ полнение плана хлебосдачи. ВОРОБЬЕВКА. — Краснопольский зерносовхоз досрочно выполнил план сдачи хлеба государству, отправив на заготовительный пункт 9 442 центнера зерна, и полностью обеспечил себя семенами. Успешному проведению уборки уро­ жая и досрочному выполнению плана хлебопоставок способствовала хорошая работа механизаторов. Комбайнеры К. Чумаков, Ф Телегин, А. Курган­ ский, А. Шайкин и другие изо дня в день выполняли задание на 125— 175 проц. Сдача хлеба государству продол­ жается. Бесперебойно работают на вывозке зерна государству автомашины Богу- ч'арской автобазы «Совхозтранса». Лучшие шоферы Д. Давыденко. Н- Павленко. Д. Зинченко и другие на автомашинах «ЗИС_5» ежедневно выво­ зят на заготовительный пункт по 150— 200 центнеров хлеба. ВПЕРЕДИ БРИГАДА НИКОЛАЯ СЕРЕДЫ ЛАДОМИРОВКА.— С первых дней уборки между полеводческими бригадами укр уп ­ ненного колхоза им. Кагановича разверну­ лось социалистическое соревнование. Каж ­ дый колхозник старался внести свой по­ сильный вклад в дело защиты мира. В ходе соревио®анид лучших показате­ лей добилась полеводческая бригада, ко­ торой руководил бригадир, оя же секретарь колхозной комсомольской организации Ни­ колай Середа. Благодаря правильной рас­ становке сил и хорошей организации тру­ да все колхозники бригады в полтора — два раза перевыполняли нормы. В резуль­ тате бригада Николая Середы раньше дру­ гих закончила уборку озимых и ранних яровых колосовых культур. С этой бригадой соревновалась полевод­ ческая бригада комсомольца Ивана Харь-, ковского. П здесь колхозники трудились по-стахановски. Не было яи одного чело­ века, пе выполняющего норм. Бригада Харьковского тоже завершила на своем участке уборку урожая. Большую помощь колхозу оказали меха­ низаторы МТС. Используемые на полную мощность комбайн и сложная молотилка давали возможность колхозу круглосуточно вести хлебосдачу. На заготовительный п ун кт ежедневно ходили три автомашины, груженные чистосортным зерном, Самоотверженный труд колхозников и механизаторов, широко развернутое сорев­ нование между бригадами обеспечили успех. Колхоз им. Кагановича досрочно выполнил государственный план хлебо­ поставок. После уборки урожая социалистическое соревнование между полеводческими брига­ дами с новой силой развернулось на осен­ нем севе. Колхозники борются за проведе­ ние посевных работ в сжатые сроки, при высоком качестве. Улучшить культурное обслуживание хлебосдатчиков Добринский укрупненный п у н кт «Загот- зерно» обслуживает четыре района. Вот уже около месяца здесь идет приемка зер­ на нового урожая. Сюда ежедневно прибы­ вают сотни колхозников, шоферов автоко­ лонн с хлебом. Как же подготовился пун кт к встрече людей, доставляющих хлеб в государствен­ ные закрома? Очень плохо. Выбоины на подрядных путях к элеватору до сих пор не заделаны, на территории пункта разбро­ саны хлам и мусор. Служебные помещения выглядят непри­ ветливо. Написанный еще три года назад на одной из стен лозунг смыт 'дождями. Красного уголка на пункте нет и колхоз­ ники стараются проводить свободные ми­ нуты вне ссыпного пункта. Вот на пригорке, невдалеке от элевато­ ра, сидят девушки из Приозернеяского колхоза, Талицкого района. — Почему не идете в красный уголок? — Рады бы, да его здесь нет, — отве­ чают молодые колхозницы. — У нас в колхозе веселее. А тут мы даже не видели газет, не слышали, где что делается. Такие же, совершенно справедливые, упреки высказали и колхозницы сельхоз­ артели им. Ленина, Добринского района, и многие другие хлебосдатчики. В чем же дело? В начале июля директор пункта «За,гот- зерне» т. Абанин предоставил помещение для красного уголка,, а через неделю он приказал заведующей красным уголком т. Бугро покинуть помещение и больше его не занимать. Так красный утолок пре­ кратил свое недолгое существование. Вместе с ним исчезли и последние при­ знаки культурного обслуживания колхоз­ ников, прибывающих на приемочный пункт. Достаточно сказать, что на терри­ тории пункта нет ни одного репродуктора, лозунга или плаката. Об агитационно-мас­ совой работе среди хлебосдатчиков и гово­ рить не приходится. Коммунисты пункта «Заготзерно» этим делом не занимаются, агитаторы из райкома ларгии тоже сюда не заходят. При ссыпном пункте есть закусочная. Но к сожалению, она не оправдывает свое­ го названия. По этому поводу шофер кол­ хоза им. Кагановича т. Теплое сказал: — Нам приходится почти круглые сут­ ки сидеть за рулем. И когда выпадет не­ сколько свободных минут, можно было бы покушать, попить чайку. Но в закусочной обычно ничего нет. А разве вельзя иметь там колбасу, рыбу, молочные продукты, овощи? Конечно, можно! Но этим делом никто не хочет заниматься. Председатель Доб­ ринского райпотребсоюза т. Шабалин вы ­ делил торговую «точку» для «Заичутзерпо» и на этом считает свою миссию закончен­ ной. П ункт находится под боком у добрин- ских районных организаций. Приходятся только удивляться беззаботности работни­ ков отдела пропаганды и агитации райкома партии и отдела культпросветработы, сми­ рившихся с таким плохим обслуживанием хлебосдатчиков, А. СЕРГЕЕВ. С О Р Е В Н О В А Н И Е М Е Х А Н И З А Т О Р О В В укрупненном колхозе «Память Киро­ ва», Бобровского района, находится три комбайна Шишовской МТС. Все они рабо­ тают по часовому графику. Среди механизаторов ширится соревно­ вание за проведение уборки урожая в сжатые сроки и без потерь. Став на стахановскую вахту мира, комбайкеа Нико­ лай Таранов агрегатом «Сталинец-6» уб­ рал уже около 500 гектаров хлебов с од­ новременном лущением стерни, Срецнесу- точная выработка комбайнера - стаханов­ ца составляет 25 гектаров. Соревнуясь с Николаем Тарановым, вы­ соких показателей добился также комбай­ нер Иван Коротков. Он ежедневно скаши­ вает по 22 — 24 гектара с одновремен­ ным лущением стерпи. Комбайнер Влади­ мир Петренко самоходным агрегатом уби­ рает по 18 гектаров в день. Стахановский труд механизаторов поз­ воляет колхозу круглосуточно отправлять зерно на ссыпные пункты . Выполнение государственного плана хлебосдачи близит­ ся к концу. • • • В социалистическом соревновании меха­ низаторов Боринской МТС комбайнер т. Ма- зин идет впереди. Стремясь ка к можно быстрее убрать урожай, Михаил Яковлевич показывает образцы самоотверженного стахановского труда. С первых дней жатвы он перевы­ полняет сменные задания. За 19 дней работы на полях укрупнен­ ного колхоза им. Горького т. Мазин убрал свыше 80 проц, площади, предусмотренной сезонным заданием. Для уборки он исполь­ зует каждый погожий чае. Его комбайн работает на низком срезе, без потерь. Встав на стахановскую вахту ми?ра\ т. Мазин довел выработку на комбайне «Коммунар» до 25 гектаров и намолотил более 972 центнеров зерна. П О М О Щ Ь Т Р У Ж Е Н И К А М С О Ц И А Л И С Т И Ч Е С К И Х П О Л Е Й Автошкола Воронежского учебного ком­ бината «Главаетотраискадры» шефствует над колхозом «Путь Ильича», Голосяовско- го района. По выходным дням курсанты и сотрудники школы выезжают в сельхозар­ тель и помогают труженикам социалисти­ ческих полей. Недавно курсанты работали у комбайна. Они подготовили для сдачи государству 200 центнеров зерна, перевезли его в ав­ томашине школы на заготовительный пункт. В помощь колхозу школа выделила шС несколько дней машину «ЗИО-5». И. БОРИСОВ. КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Роман о вдохновенных тружениках Имя Анатолия Рыбакова до последнего времени не было известно широким чита­ тельским массам. Увлекательно написан­ ный роман «Водители» *) — первое круп­ ное произведение молодого талантливого прозаика. Сюжет романа несложен — автор опи­ сывает будничную жизнь обыкновенной автобазы в городе Загряжске, но от первой и до последней страницы «Водители» чи­ таются с неослабным интересом. Это об го ­ няется, в первую очередь, тем, что автор прекрасно знает то, о чем он пишет; его герои — живые, реальные люди, в суще­ ствование которых веришь. А. Рыбаков дает запоминающуюся, мно­ гокрасочную картину гтроизводстввщюн жизни шоферского коллектива, выполняю­ щего важные народнохозяйственные за­ дачи. С тонким знанием дела описывает он труд механиков, водителей, диспетчеров, ремонтников, борющихся за то, чтобы вы ­ вести автобазу на первое место в области. На новом и свежем материале писатель яр­ ко и убедительно показывает, ка к в резуль­ тате роста социалистического сознания лю­ ди государственно мыслит, с точки зрения государственной пользы подходят к реше­ нию любых вопросов, какими бы незначи­ тельными ни казались они на первый взгляд. В этом смысле очень характерен раз­ говор, который на стоячке в степи ведет молодой шофер Демин со стажёром Нюрой Воробьевой: ») Анатолий Рыбаков. Водители, роман. Журнал «Октябрь», №№ 1, 2, 3. 1950. — Сколько нас, шоферов, в Советском Союзе! Где только нет нашего брата! — го­ ворит Демин. — По одному грамму бензина сэкономить — это тысячи, по сотне лиш­ них километров сделать — миллионы. А у тебя вот насос барахлил — сколько ты на этом потеряла? Подлинно хозяйское отношение к работе, стремление постоянно искать новые возмож. нести для экономии средств и материалов, тля повышения производительности автомо­ бильного парка вошло в плоть и кровь ра­ ботников Загряжской автобазы. Эти золо­ тые качества, ставшие непременными для людей нашей эпохи, наиболее полно вопло­ щены автором романа в образе коммуниста Полякова. В прошлом простой шофер, выросший до директора ангобабы, Поляков представлен автором ка к инициативный и волевой ру­ ководитель, умеющий твердо настоять на своем, поддержать всякое полезное начи­ нание. Поляков широко мыслит, за делами сегодняшнего дня отчетливо видит задачи завтрашнего. По складу своей натуры чело­ век творческий, он живет с вечным беспо­ койством в душе, которое не позволяет ему удовлетворяться достигнутым. Когда неко­ торых работников радуют успехи автобазы, Поляков старается обратить их внимание на недостатки, ибо сознает, ка к важно для дальнейшего движения влерад знать своп слабые стороны. — Там, где вы вщите семьдесят два процента пруженного пробега, я вижу двад­ цать восемь процентов порожнего, — гово­ рит Поляков экономисту. ■— И я хочу, что­ бы каждому рабочему отчет прежде всего показывал все его потери. Понимаете? От­ чет — это не мармеладка, а пилюля: чем она горше, тем лучше действует. Поляков, в лучшем смысле этого сло­ ва, — хозяин на автобазе, хозяин рачи­ тельный, бережливый, строгий, постоянно заботящийся о том, чтобы автобаза расши­ рялась и крепла. Однако, к а к бы Поляков ни увлекался, всегда и во всем он стоит иа позициях государственных интересов. Показателен в этом отношении спор между Поляковым н директором соседней автобазы Сергеевым. Сергеев — человек иного скла­ да, человек, в котором еше сильны пере­ житки прошлого, Он чуждается нововведе­ ний, он предпочитает не ссориться с на­ чальством, потому что главное для него в жизни — спокойствие. Его автобаза вы ­ полняет и даже перевыполняет план, но достигает Сергее® этого тем, что клиенты, которым перевозят грузы, и за порожние пробеги машин расписываются, ка к за гру­ женные. Поляков возмущен такой практи­ кой. Он говорит Сергееву, что работники автобазы обязаны искать обратные грузы. — Зачем мне голову ломать? Пусть клиент ломает. Я-то получаю за оба кон­ ца! — отвечает Сергеев. — Выходит, зря они расходуют госу­ дарственные деньги. — Куда расходуют? Разве мой карман пе государственный? У них себестоимость увеличивается, зато у меня — - уменьшается. — А для государства не только нет экономии, но есть прямой убыток: машина могла бы за те же деньги итти груженной, а шла порожней. И Поляков заключает спор: — Ты меня извини за грубое выраже­ ние, но рассуждаешь ты не ка к государ­ ственный человек, а ка к маленький част­ ник. Чувство государственного руководителя, в высшей степени присущее Полякову, живет и в остальных работниках Загряж­ ской автобазы. Мотористы, шоферы, груз­ чики болеют за успех общего дела, за экономию государственных средств. Вот, например, сварщик Смирнов, ворч­ ливый, суровый на вид старик. Случайно на свалке металлического лома в груде негод­ ных тракторных частей он обнаруживает мал©изношенные детали, которые можно восстановить и пустить в работу. Смирнов настаивает на том, чтобы использовать эти детали, понимая, какую выгоду это при­ несет. Вот бригадир грузчиков Королев, До вой­ ны он был квалифицированным фрезеров­ щиком, но после контузии, полученной на фронте, врачи запретили ему заниматься работой, связанной с напряжением зрения. Придя на автобазу, Королев, привыкший к высокой организации трудового процесса, не может примириться с тем, ка к нерацио­ нально построена работа грузчиков. Его пытливая мысль ищет новых форм. Коро­ леву приходится выдержать борьбу с кон­ сервативно настроенным директорам кир­ пичного завода, но в конце концов его ме­ тод, значительно облегчающий и ускоряю­ щий погрузку, получает признание. Один из героев романа, секретарь парт­ организации Тимошин, говорит: «Если сознапие у людей социалистическое, то и организация работы должна быть социа­ листической». Несомненной заслугой А. Рыбакова является то, что на конкретных образных примерах, взятых из нашей кипучей жпвой действительности, он по­ казал, ка к этот принцип претворяется в жизнь, ка к люди с социалистическим со­ знанием смело ломают устаревшие формы организации труда и вводят новые, более отвечающие требованиям времени, состоя­ нию техники. Положительные герои А. Рыбакова, в сущности, очень разные, с отличительны­ ми индивидуальными особенностями лю­ ди, сходны в одном: все они устремлены вперед, все они— новаторы на своих уча­ стках работы. Именно потому, что нова­ торство — массовое, на маленькой авто­ базе делаются большие дела: ширится дви­ жение шоферов-стотысячников, строится ремонтная мастерская, которая по замыслу Полякова должна вырасти в завод межоб­ ластного значения. С особенной теплотой нарисован А. Ры­ баковым образ Тимошина. Тимошин — простой рабочий, слесарь, горячо любя­ щий свое дело, труд, людей труиа. Това­ рищи называют его «мастер— золотые ру­ ки», Тонко понимая и чувствуя людей, секретарь парторганизации воздействует на них, ка к воспитатель. Сам новатор и изобретатель, Тимошин разжигает у рабочих страсть к новаторству. Он пер­ вым подмечает рождение нового в жизни коллектива и умеет его оценить. На авто­ базе Тимошин пользуется огромным автори­ тетом. «Не имея формальной власти, он обладал властью моральной, — 1 говорит А. Рыбаков. — О б жил в гуще коллек­ тива, в самом сердце производства. И слова, сказанные им в маленьком поме­ щении механического цеха, действовали сильнее всяких приказов». Гневпо изобличает автор романа карье­ ристов и приспособленцев Вертилина и Канунникова. Первый — уполномоченный одной строительной организации — просто жулик, трусливый и жалкий, задумавший на махинации с перевозкой кирпича при­ своить государственные деньги. Вертилин одинок в своих преступных действиях и живет с постоянным страхом в иуше: «Тысячи глаз, и все смотрят!». Как ни хитрит, ка к ни изворачивается он— на­ ступает неизбежный конец. Благодаря бдительности советских людей, свято оберегающих общественное добро, Верти­ лина разоблачают. В образе Канунникова — управляюще­ го автотрестом— писатель, используя са­ тирические приемы, дает тип приспо­ собленца и карьериста, больше всего на свете боящегося потерять свое высокое положение. Канунников по складу своей мелкой души не может понять чистых и благородных устремлений Полякова, он не способен руководить, он противодей­ ствует всему новому, что властно втор­ гается в жизнь. Поражение неминуемо, и А. Рыбаков показывает закономерный крах всех ухищрений Канунникова, с помощью которых тот пытается удер­ жаться на посту руководителя. В романе Анатолия Рыбакова есть не­ мало хороших, по-настоящему художе­ ственных описаний трудовых процессов. Автор умеет уловить поэзию в труде ме­ хаников, грузчиков, шоферов и взволно­ ванными словами передать свои ощуще­ ния. Его герои тоже глубоко чувствуют поэзию труда, его внутреннюю красоту. Не случайно одна из девушек, диспетчер Валя, приводит слова Горького: «Когда труд удовольствие — жизнь радость». А. Рыбаков тонко, без нажима, показы­ вает, ка к в наших условиях труд стад органической потребностью человека. Удачное в основном произведение Ана­ толия Рыбакова не лишено некоторых недостатков. Можно, например, возразить автору в том, что ©в отстранил Поляко­ ва и Тимошина от активной борьбы в Канунниковым, обеднив тем самым об­ разы директора автобазы и секретаря парторганизации. Герои романа показа­ ны только на производстве, жизнь их вне автобазы остается почти неизвест­ ной читателю. Местами роман растя нут; не всегда удаются А Рыбакову портреты героев, зачастую для обрисов­ ки их он пользуется стандартными фра­ зами. Есть погрешности и в языки. А. Рыбаков порою увлекается шоферским жаргоном, в авторской речи присутству­ ют малопонятные и нелитературные сло­ вечки и выражения, вроде: «ездка* (рейс), «на коротком плече», «жал на всю железку», «пьяная лавочка», «бы­ вай!» (в смысле— будь здоров, всего хо­ рошего). Однако все эти недостатки не снижа­ ют значительности произведения. Роман А, Рыбакова «Водители»— ценный вклад в нашу литературу, прославляющую за­ мечательные дела вдохновенных труже­ ников послевоенной пятилетки. ~ Ю. ГОНЧАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz