Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А ^ июля 1950 г., № 138 (592757 В тесно й связи с п р а к т и к о й ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ СОВЕТСКОЙ Э К О Н О М И К И В ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНОЙ ШКОЛЕ Областная партийная школа готовит ру­ ководящих работников городских и район­ ных партийных и советских органов. Ее задача состоит в том, чтобы вооружать их знанием марксистско-ленинской теории, умением решать на основе этой теории практические задачи коммунистического строительства. Слушатели школы, наряду с другими дисциплинами, изучают основы советской экономики и практику хозяйственного руководства. По мере продвижения нашей страны к коммунизму все более и более усложняются задачи хозяйственного руко­ водства и повышаются требования к зна­ ниям руководящих работников. Теперь более чем когда бы то ни было партий­ ные кадры должны руководить с глубо­ ким знанием дела, хорошо знать все про­ исходящее на заводе или в колхозе, по- настоящему вникать в экономику, науку и технику, поддерживать все новое, пере­ довое, прогрессивное. Программа курса, по которой в нашей школе ведется преподавание политэконо­ мии социализма, включает вопросы, каса­ ющиеся всех важнейших отраслей народ­ ного хозяйства и особенно широко — эко­ номики промышленности и сельского хо­ зяйства. В прошлые годы по этому курсу у нас лекпии читались разными препода­ вателями не только по разделам, но и по отдельным темам. При такой практике нередко нарушалась последовательность прохождения тем, имели место частые по­ вторения, не было строгого внутреннего единства. Сейчас этот курс ведется штат­ ными преподавателями, из которых один ведет экономику промышленности, тран­ спорта, торговли и финансов, а другой — раздел экономики сельского хозяйства. Основным методом изучения курса яв­ ляется самостоятельная работа слушате­ лей над произведениями В. И. Ленина и П. В. Сталина по вопросам марксистско- ленинской экономической науки. Слуша­ тели также изучают важнейшие решения партии и правительства по вопросам со­ циалистической экономики. Именно эта работа дает возможность уяснить принци­ пиальное и практическое содержание эко­ номической политики коммунистической партии и основ государственного руковод­ ства хозяйством. Кроме лекций преподавателей и изуче­ ния рекомендованной литературы, у нал проводятся индивидуальные и групповые консультации, практические занятия по темам, предусмотренным учебным планом. Это дает слушателям более конкретное Собрание партийного актива Коротояк- скоге района обсудило итоги учебы в си­ стеме партийного просвещения в истекшем учебном году и задачи районной партий­ ной организации в подготовке к новому учебному году. С докладом по этому во­ просу выступил секретарь райкома ВКП(б) т. Чижов. В сети партийного просвещения работа­ ли 50 политкружков и школ, в которых обучались 632 коммуниста. Значительная часть коммунистов изучала марксистско- ленинскую теорию самостоятельно. Подав­ ляющее большинство кружков и школ успешно закончило прохождение намечен­ ного по программе материала. представление о практических методах хо­ зяйственного руководства. Курс основ советской экономики должен постоянно обогащаться практической дея­ тельностью местных руководящих орга­ нов, впитывать в себя опыт передовых предприятий и организаций области. Эта задача решается нами путем чтения соот­ ветствующих докладов. Кафедра ежегодно разрабатывает тематику и привлекает к выступлению с докладами и лекциями ру­ ководителей передовых предприятий, кол­ хозов и МТС области. Главный ин­ женер завода «Электросигнал» т. Пла- хотнив выступил с докладом на тему «По­ точные методы на завоце и их значение для роста производительности труда и обеспечения экономических заданий»; на­ чальник областного Управления про­ мышленности строительных материалов т. Кирьянов прочел доклад о развитии про­ мышленности строительных материалов в области в послевоенный период; директор Эртильского сахарного завода т. Горба- ченко рассказал о борьбе коллектива за­ рода за рентабельную работу; секретарь Таловского райкома партии т. Кушев — о руководстве партийных организаций сельским хозяйством в районе; директор совхоза «Новая жизнь» т. Щеглеватых — о путях обеспечения высокой урожайно­ сти в совхозе. Доклады на эти темы, как правило, проходят при активном участии слушателей школы. И это вполне понят­ но, ибо они содержат яркие, взятые из жизни, примеры, подтверждающие теоре­ тические положения. В марте председатель колхоза им. Сталина, Буденновского района, т. Левчен­ ко выступил перед слушателями с докладом на тему «Пути и методы борьбы за орга­ низационно - хозяйственное укрепление колхоза». Доклад был содержательным, иллюстрировался многочисленными табли­ цами и диаграммами. Докладчик хорошо п убедительно рассказал о конкретных п у ­ тях, при помощи которых был достигнут большой рост общественного богатства колхоза. Высокая социалистическая соз­ нательность колхозников, правильная ор­ ганизация труда, помощь МТС, своевре­ менное проведение агротехнических меро­ приятий, успешная борьба за выполнение сталинского плана преобразования приро­ ды — таковы основные условия, обеспе­ чившие расцвет общественного хозяйства колхоза. В мае учащиеся школы с большим ин­ тересом прослушали доклад бывшей слу­ шательницы школы, ныне директора макаронно-мукомольного комбината т. Иса- Вместе с тем ка к докладчик, так п выступавшие в прениях подвергли острой и справедливой критике недостатки в ор­ ганизации партийной учебы, которые в ряде случаев привели к снижению каче­ ства политических занятий. Многие из выступавших критикевали отдел пропаганды и агитации райкома пар­ тии за неудовлетворительную организацию лекционной работы. Участники собрания высказали конкретные пожелания, на­ правленные на устранение имеющихся не­ дочетов, и высказали ряд предложений об организации занятий в новом учебном году. А. ШМАТОВ. янц на тему: «Борьба коллектива ком­ бината за снижение себестоимости продук­ ции». В докладе были ярко показаны пу­ ти и методы борьбы за снижение себе­ стоимости продукции. Так, в 1949 году комбинат получил 894 тысячи сверхпла­ новой прибыли, в том числе за счет эко­ номии сырья 128 тысяч, удешевления стоимости тары — 221 тысячу, экономии топлива и электроэнергии — 13,2 тыся­ чи и т. д. Все это явилось результатом внедрения новых форм социалистического ! соревнования, широкого распространения ! опыта лучших производственников ком­ бината. Одновременно с такими докладами шко­ ла широко практикует проведение экскур­ сий на передовые предприятия области. Посещение предприятий дает слушателям возможность ознакомиться с производ­ ственным процессом, организацией труда и рабочих мест, себестоимостью продукции и тем самым позволяет более глубоко уяс­ нить теоретические положения курса, на­ глядно показывает, как следует приме­ нять полученные знания на практической работе. Формы и методы нашей работы поло­ жительно сказываются на успеваемости. В прошлом году из 75 слушателей шко­ ты только 6 получили посредственные оценки. Проведенное в текущем году со­ беседование по курсу показало, что слу­ шатели в основном глубоко усвоили изу­ чаемый материал. Следует признать, что и в нашей ра­ боте по изучению политэкономии имеется немало из’янов. Но мы стремимся совер­ шенствовать методы преподавания этой дисциплины с тем, чтобы в еще большей мере вооружить наших слушателей глу­ бокими знаниями социалистической эко­ номики. Вопросы политической экономии социа­ лизма изучаются в вечерних партийных школах, в высших учебных заведениях и техникумах, на семинарских занятиях ру­ ководящих партийных, советских и хо­ зяйственных работников. Некоторый опыт организации изучения основ советской экономики и особенно конкретных вопро­ сов социалистического хозяйствования, накопленный в областной партийной шко­ ле, может быть применен ими при эко­ номическом образовании наших кадров. Д. НОВИКОВ, директор областной партийной школы. В. ХОРОШКОВ, старший преподаватель школы. % РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ АГИТАТОРОВ И РЕДАКТОРОВ СТЕННЫХ ГАЗЕТ ГРЯЗИ (соб- корр. «Коммуны»). — Гря- зинский райком партам провел районное собрание сельских агитаторов и редакторов стенных газет. Агитаторы прослушали до­ клад секретаря райкома ВКП(б) т. Соловье­ ва о международном положении и всемир­ ном движении сторонников мира и доклад заведующего сельскохозяйственным отделом райкома т. Михалева о задачах сельских агитаторов и низовой печати в борьбе за выполнение постановления Совета Минист­ ров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведение уборки урожая и заготовок сельскохозяй­ ственных продуктов в 1950 году». Выступившие на собрании агитаторы об. менялись опытом своей работы в период подготовки и уборки хлебов, сообщили о планах на будущее. Обсуждение итогов учебного года на собрании партийного актива Таджикская государственная селекци­ онная станция успешно размножает вет­ вистую пшеницу, завезенную из Узбеки­ стана. На снимке: заместитель директора станции по научной части В. В. Невзо­ ров (справа), разрабатывающий агротех­ нический комплекс и направленное во­ спитание ветвистой пшеницы на богаре, инструктирует рабочего станции Бека Одинаева перед сортовой прополкой. , - Фото О. Кузьмина. (ТАСС). Липецкий театр в Мичуринске Постановкой пьесы В. Собко «За вто­ рым фронтом» начал свои гастроли в Ми­ чуринске Липецкий драматический театр. За полмесяца трудящимся города пока­ заны пьесы: «Тайная война» Михайлова Самойлова, «Зеленая улица» лауреата Сталинской премии А. Сурова, «Макар Дубрава» лауреата Сталинской премии А. Корнейчука и другие. За это же время коллектив театра вы ­ ступал перед железнодорожниками узла Мичуринск и ст. Кочетовка. Композиция по спектаклю «Макар Дубрава» передава­ лась по местному радио. Спектакли театра пользуются успехом у зрителей. ПО РОДНОМУ КРАЮ Вскоре после окончания экзаменов в женской средней школе № 15 г. Вороне­ жа вновь собрались ученицы. Это был необыкновенный сбор. Все принесли с собой вещевые мешки и предметы, необхо­ димые для похода. Вскоре юные тури­ сты были на пассажирском катере «Ком­ мунар». Так начался поход по родному краю. Катер шел по реке Воронеж. Река все время меняла свое направление, и дежур­ ный турист по компасу заполнял «кора­ бельный журнал». С большим интересом девочки наблюдали впадение р. Воронеж в Дон. К вечеру пркбыли в село Косген- ки, Гремяченского района. Здесь учитель географии Г. С. Бодашко провел интерес­ ную беседу о меловых отложениях и про­ исхождении Средне-Русской возвышенности. Из Костенок туристская группа двину­ лась на Борщево, попутно ознакомившись о местами археологических раскопок. Большой интерес представляло посеще­ ние областной опытной станции, где суристы знакомились с методами выведе­ ния новых сортов масличных культур. В Семилуках учащиеся посетили шамотный завод, места добывания огнеупорной гли­ ны. Дальнейший путь лежал на Воро­ неж. Поход по родному краю под руковод­ ством учителей был для учащихся очень полезным и интересным. Собраны ценные коллекции и гербарии. С о о б щ е н и е г - н а Т р ю г в е Л и О Р Е Ш Е Н И И С О В Е Т А Б Е З О П А С Н О С Т И П О К О Р Е Й С К О М У В О П Р О С У «Министерство Иностранных Дел , Москва. Имею честь сообщить следующий текст резолюции, принятой Советом Безопасности на его 476 заседании, состоявшемся 7 ию ­ ля 1950 г.: «Совет Безопасности, решив, что вооруженное нападение на Корейскую Республику войск из Северной Кореи представляет собой нарушение мира, рекомендовав, чтобы члены Организации Об’единенных Наций предоставили Корей­ ской Республике такую помощь, какая может быть необходима для того, чтобы отразить вооруженное нападение и восста­ новить международный мир и безопасность в этом районе, 1. приветствует быструю и энергичную поддержку, которую правительства и на­ роды Об’единенных Наций оказали его резолюциям от 25 и 27 июня 1950 г., что­ бы помочь Корейской Республике защи­ тить себя от вооруженного нападения и таким образом восстановить международ­ ный мир и безопасность в этом районе, 2. отмечает, что члены Организации Об’единенных Наций передали Организм ции Об’единенных Наций предложения о помощи Корейской Республике, 3. рекомендует, чтобы все члены, пре­ доставляющие военные силы и другую помощь в соответствии с вышеупомяну­ тыми резолюциями Совета Безопасности, предоставляли такие силы и другую по­ мощь в распоряжение об’ единенного ко­ мандования под руководством Соединенных Штатов, 4. просит Соединенные Штаты назна­ чить командующего такими силами, " 5. уполномочивает об’ециненное коман­ дование использовать по своему усмотре­ нию флаг Организации Об’единенных На^ ций в ходе операций против сил Северной Кореи одновременно с флагами различных участвующих государств, 6. просит Соединенные Штаты пред­ ставлять Совету Безопасности соответству­ ющие доклады о ходе действий, предпри­ нимаемых под руководством об’единенного командования». Ответ Советского Правительства Н А С О О Б Щ Е Н И Е Г -Н А Т Р Ю Г В Е Л И «Генеральному Секретарю Организации Объединенных Н аций г-ну Трюгве Л и , Советское Правительство получило Ва­ шу телеграмму, в которой приводится текст резолюции Совета Безопасности от 7 июля о предоставлении военных сил и других средств в распоряжение так назы­ ваемого «об’единенного командования под руководством Соединенных Штатов», о просьбе к Соединенным Штатам назначить командующего такими силами и об ис­ пользовании флага Об’единенных Наций в ходе военных операций в Корее. Советское Правительство устанавливает, что указанная резолюция была принята с теми же грубыми нарушениями Устава ООН, ка к и резолюция Совета Безопасно­ сти по корейскому вопросу от 27 июня. Эта резолюция принята в отсутствии двух постоянных членов Совета Безопасности— СССР и Китая и к тому же только шестью голосами при участии седьмого— гоминда- Нью -Иорк. новца, не имеющего законного права пред­ ставлять Китай. Ввиду указанных обстоятельств, оче­ видно, что и это решение Совета Безопас­ ности не может иметь законной силы. Кроме того, Советское Правительство считает необходимым обратить внимание на следующее. Указанное решение Совета Безопасности направлено на то, чтобы незаконно исполь­ зовать флаг ООП для прикрытия военных действий Соединенных Штатов Америки в Корее, являющихся прямой агрессией со стороны США в отношении корейского народа. Все это дает основание Советскому Пра­ вительству заявить, что решение Совета Безопасности от 7 июля является, во-пер­ вых, незаконным и, во-вторых, представ­ ляет собою прямую потдержку вооружен­ ной агрессии против корейского народа * • КНИЖ Н АЯ П О Л К А В магазины Книготорга поступила следующая ли­ тература; Л. И. ЛЮБОШИЦ. Во­ просы марксистско - ленин­ ской теории аграрных кри­ зисов. Стр. 468. Цена 10 руб. Госполитиздат. 1949- Проблема аграрно - ка­ питалистических кризисов, понимание их сущности и значения «... имеет громад­ ную теоретическую важ­ ность» (Ленин). Книга Л. И. Любошица, профес­ сора Воронежского сель­ скохозяйственного инсти­ тута, посвящена анализу основных вопросов теории аграрных кризисов. А. ЖАРОВ. Избранное. Стр. 256. Цена 7 руб. Гос­ литиздат. 1950. В книге помещены ран­ ние стихи поэта — «На по­ косе», «Ледоход», стихи военного и послевоенного периодов — «Сталинград», «Баллада о мальчике из Севастополя», «Берлинская река», «Уральские горы», песни и поэмы __ «Гар­ монь», «Варя Одинцова», «Богатырь». Н. Н. МИХАЙЛОВ. Твоя Родина. Стр. 216. ц ена П руб. Изл. «Молодая гвар­ дия». 1950. Эта книга—увлекатель­ ный рассказ о своеобраз­ ном путешествии, которое начинается от стен москов­ ского Кремля и далее про­ должается вниз по Волге, в горы Кавказа, по южным степям к берегам Дуная и Днепра, к водам Балтики, через леса Севера на Урал, по оазисам и пустыням Средней Азии, через Си­ бирь, по Дальнему Восто­ ку, Северным морским пу- ' тем в город Ленина и на- зад в Москву. От главы к главе перед читателем встает во всем величии наша могучая страна, заня­ тая великой созидательной деятельностью. П. И. АЖИРКОВ . Как колхоз «Борец» стал пе­ редовым социалистическим хозяйством. Стр. 72. Цена I р. 10 к. Сельхозгиз. 1950. Эта брошюра написана Героем Социалистического Труда, председателем изве­ стного всей стране колхо­ за «Борец», Бронницкого района, Московской обла­ сти. Она рассказывает, ка­ кими путями сельхозартель добилась миллионных до­ ходов, почему члены кол­ хоза так любовно относят­ ся к труду, как надо бо­ роться за под’ем обще­ ственного хозяйства кол­ хоза. Адмирал П. С. Нахимов (95 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ) 1855 год. Соединенные силы атггло- фраяпузов одиннадцатый месяц безуспешно пытаются сломить героическую оборону се­ вастопольцев. Отвага и мужество защитни­ ков Севастополя беспредельны. Ни явное превосходство в силе, ни абсолютное пре­ восходство в техническом оснащении врага не могут сломить героизм русских солдат и матросов, возглавляемых адмиралом П. 0. Нахимовым. Нахимов всюду, где наибольшая опас­ ность, где хоть малейшая угроза. С ним не страшны ни штурмы, ни канонада. И за­ щитники оберегают своего командира. 28 июня (по старому стилю) адмирала с утра удалось отговорить, отвлечь от поезд­ ки на переднюю линию. Но к четырем ча­ сам дня нажим противника усилился. Тре­ тий редут в опасности. Удержать Нахимо­ ва уже никто не в состоянии... Матросы, солдаты встретили своего любимца, как всегда, восторженными возгласами. Адми­ рал, паложив трубу на вал, склонился над нею... Одна, вторая пуля впиваются в зем- лю рядом. Нахимов спокоен, он продолжает наблюдение за противником. Видимо, белое донышко фуражки привлекло внимание стрел ков •- — Павел'Степанович, снимите фураж­ ку , они в белое бьют, — умоляюще просит офицер. Несколько пуль просвистело мимо. Ад­ мирал невозмутим. Беспокойство матросов и солдат нарастает. — В вас целят, ваше высокопревосхо­ дительство. Сойдите с банкета,— уже при­ казывает побледневший командир редута. Поздно. Тихо вздрогнув. Нахимов пова­ лился навзничь. Штуцерная пуля пробила голову навылет. Более суток могучий организм флотовод­ ца боролся со смертью и, наконец, сдал. Нахимова похоронили рядом с его учи­ телем Лазаревым и боевыми соратниками Корниловым и Истоминым на Городской высоте в Севастополе. Боевые корабли, приспустив флаги, салютовали ему не как умершему, а те& числом выстрелов, кото­ рое полагалось ему при жизни, ка к бы у т ­ верждали бессмертие его трудов, боевых подвигов и славу великого сына России. ♦ * * Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 года в селе Городок, Вязем­ ского уезда, Смоленской губернии. Отец Нахимова был небогатым помещиком. Всех своих четырех сыновей, и в том числе Пав­ ла, он отдал на воспитание в Морской кор­ пус. В то время это было, пожалуй, един­ ственное учебное заведение, которого не коснулись палочный аракчеевский режим и бессмысленная муштра. Уже через трп года после поступления в корпус одаренный от природы Павел На­ химов был произведен в унтер-офицеры, а в феврале того же 1818 года он одним из лучших воспитанников кончает корпус с производством в мичманы. Вначале Нахи­ мов служит на Балтике. В 1321 году он получает назначение в Архангельск и по­ падает на фрегат «Крейсер», которым командовал капитан 2-го ранта М. П. Ла­ зарев, будущий адмирал и преобразователь Черноморского флота. М. П. Лазарев сыграл видную роль в развитии могучего таланта будущего фло­ товодца. Находясь в течение трех лет в кругосветном плавании под руководством Лазарева, Нахимов расширил свои знания и приобрел богатейший опыт. Между уче­ ником и учителем завязалась крепкая дружба на всю жизнь. В 1825 году лейтенант Нахимов опять назначается к Лазареву на вновь строя­ щийся корабль «Азов». За время построй­ ки молодой офицер приобрел обширные зна­ ния по кораблестроению, которые в буду­ щем он использовал на Черноморском флоте. В мае 1827 года «Азов» отправ­ ляется в Средиземное море и становится флагманом русского флота. В Наваринском сражении против турок «Азов» сыграл исключительную роль. Здесь окрепли боевые качества Нахимова. Подвиг «Азова» был настолько знаменате­ лен, что он прославил на весь мир Лаза­ рева, офицеров и матросов корабля. Нахи­ мов был произведен в капитан-лейтенанты. В 1828 году Нахимов назначается ко­ мандиром захваченного у турок корвета, которому после Наваринской победы было присвоено новое имя: «Наварин». Следуя боевым традициям, которые оставил Уша­ ков на море и Суворов — на суше, он пре­ вращает «Наварил» в образцовый корабль. Его матросы отличаются дружбой, высокой выучкой и дисциплиной. В 1832 году, получив под свое командо­ вание фрегат «Паллада», Нахимов доби­ вается блестящей выучки своего экипажа. Участвуя еще в строительстве этого кораб­ ля, он сделал все для лучшего его осна­ щения. Это был лучший корабль Балтики. Пмя Нахимова, как талантливого офицера, мужественного и храброго моряка и любим­ ца матросов, становится популярным за пределами флота. Особенной популярности его имя достигает после того, ка к в авгу­ сте 1833 года он спасает от гибели це­ лую эскадру, которая, потеряв ориентиров­ ку в непогоду, шла на подводные камни В январе 1834 года Нахимова по прось­ бе Лазарева переводят на Черное море. В сентябре 1845 года Нахимова произ­ вели в контр-адмиралы и назначили коман­ диром 1-й бригады 4-й флотской дивизии. В этой должности он прослужил шесть лет, воспитав не один десяток мужествен­ ных офицеров и сотни храбрых, знающих свое дело матросов. Е началу Крымской войны Нахимов был уже одним из талантливейших флотовод­ цев, имеющим за плечами 39 лот службы во флоте, из них 17 лет, проведенных в морских походах. В 1853 гопу Турция, подстрекаемая Англией, стягивала свои войска к русской границе. Для подготовки отпора турецким захватчикам, врагам России и кавказских народов, Нахимову поручается переброска, войск на Кавказское побережье. Эта пере­ броска в условиях непогоды и отсутствия каких-либо вспомогательных средств для погрузки и выгрузки была проведена На­ химовым блестяще. Значение ее было тик велико, что Нахимов удостаивается награ­ ды и назначается командующим эскадоой Черноморского флота. 14 сентября 1853 года Турция об'явила о разрыве дипломатических отношений Россией. Причина войны заключалась в столкновении политических и экономиче­ ских интересов европейских государств на) Ближнем Востоке. Английские капитали­ сты больше всего боялись усиления Рос­ сии на Черном море, усиления ее влияния на Ближнем Востоке. Нахимов, как истинный патриот, даль­ новидный руководитель, понимал всю опас­ ность, нависшую над Россией. Следуя тра­ дициям Суворова и Ушакова, он не стал ждать противника, а сам вышел навстречу ему, охраняя морские рубежи России от нападения. В своем приказе он писал: «... в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совер­ шенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». 11 ноября 1853 года Нахимов с эскад­ рой в три корабля подошел к турецкому побережью. Он установил, что на рейде Синопской бухты стояли силы, значитель­ но превышающие его силы: 7 фрегатов, 2 корвета, 1 шлюп и 2 больших парохода. Кроме того, флот находился под прикрытием береговой артиллерии, в Босфоре стояла армада англо-французских кораблей. Но не таков был Нахимов, чтобы отсту­ пать от раз поставленпой цели. Он блоки­ рует бухту и высылает в Севастополь до­ несение с настойчивым требованием при­ слать подкрепление. Дождавшись прихода кораблей, Нахимов собрал командиров и подробно изложил свой план атаки. Каждому кораблю была поставлена задача, ясно и четко были из­ ложены цель, место и способ действий. От­ лично понимая, что при изменившейся об­ становке навязанные детали боя могут по­ мешать осуществлению общей цели, свято храня суворовский принцип, Нахимов п и ­ шет в приказе: «Все предварительные на­ ставления, при переменившихся обстоя­ тельствах, могут затруднить командира, знающего свое дело, а потому я представ­ ляю каждому совершенно независимо дей­ ствовать по усмотрению своему, но непре­ менно исполнить свой долг...» В 9.30 18 ноября на флагманском ко­ рабле взвился сигнал: «Приготовиться к бою и итти на Синопский рейд». На ходу эскадра построилась в две колонны. Таким образом уже одним построением Нахимов вдвое сократил пребывание кораблей под огнем при входе на Синопский рейд и в два раза ускорил развертывание. Замысел боя и маневр блестяще удались. Синопский бой был проведен в точном со­ ответствии с диспозицией, намеченной На­ химовым. В этом бою было уничтожено 13 боевых кораблей и 4 купеческих; уби­ то было до 3 тысяч турок, пленены на­ чальник турецкой эскадры вице-адмирал Осман-паша и два командира кораблей. Русские не потеряли ни одного корабля. Синопская победа — венед славы и флотоводческой деятельности Нахимова. Англо-французские захватчики уже боль­ ше не могли рассчитывать только на Тур­ цию. Английская и французская эскадры вошли в Черное море. С 2 по 6 сентября 1854 года противник высадил мощный де­ сант и захватил Евпаторию. Первые бои для русских войск были неудачны. Во всей Крымской войне сказалась техническая от­ сталость крепостнической России. Создава­ лась непосредственная угроза Севастополю. После того ка к часть кораблей была за­ топлена у входа на Севастопольский рейд, моряков перевели для обороны Севасто­ поля с суши. Нахимов был назначен командовать южным участком обороны, Корнилов — северным. Интересы защиты Севастополя требовали, чтобы общее- командование возглавил Нахимов или Кор­ нилов. Нахимов, будучи человеком чрезвы­ чайной скромности и в то же время пря­ молинейным, открыто заявил о том, что он будет подчиняться только Корнилову, младшему но срокам службы. Он добился того, что Корнилов стал во главе обороны. После гибели Корнилова душой Севасто­ польской обороны стал Нахимов. 'Вместе со своими соратниками Тотлебеном и Истоми­ ным он сделал оборону неприступной. За отличие при обороне Севастополя 26 марта 1855 года Нахимову было присвое­ но звание адмирала. Вся жизнь Павла Степановича Нахимо­ ва — пример доблестного и беззаветного служения Рожне. Это был человек, кото­ рый всего себя отдал русскому флоту, у к ­ реплению его могущества, боевой выучки.- Только при советской власти по досто­ инству была увековечена память одного из лучших флотоводцев России. Сотни и ты ­ сячи советских офицеров флота награжде­ ны орденами Нахимова I и II степени, вен­ чающими их храбрость и флотоводческое искусство. В память о Нахимове созданы нахимов­ ские военно-морские училища. Подрастаю­ щее поколение советских людей готовится стать достойным преемником боевых тран дицнй Нахимова. М. АГЕЕВ,,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz