Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

2 5 и ю н я 1950 г.рУй» 126 (5 9 1 3 ) К О М М У Н А 3 ВЫ С ТА В КА О В Е Л И К О М П Л А Н Е «Сталинский план прообразования при­ роды в действии» — так называется большая выставка, открытая недавно в 'Воронежском парке культуры и отды­ ха им. Кагановича. На 18 стендах умело расположен бо­ гатый материал, отражающий грандиоз­ ные работы по лесопосадкам в области. Специальный раздел знакомит посети­ телей с работой государственных лесоза­ щитных станций, которые не только вы ­ ращивают лес, но и помогают колхозам строить водоемы, используя при этом Новейшую технику. Фоте, диаграммы, тексты рассказывают об осуществлении лесопосадок в передо­ вых колхозах, совхозах и МТС нашей об­ ласти, о людях — энтузиастах сталин­ ского плана, жх достижениях в лесона­ саждении. Выставка, организованная областным музеем краеведения, пользуется успехом. 8а первые дни ее посетило свыше 2 ты ­ сяч трудящихся. Лекции в парках и садах Воронежа Воронежским отделением Всесоюзного общества по распространению политиче­ ских и научных знаний в парках и садах города проводится большая лекционная ра­ бота. В парке культуры и отдыха им. Л. М. Кагановича действительные члены Общест ва прочитали ряд лекций о великом преоб­ разователе природы Иване Владимировиче Мичурине, о творчестве выдающегося про­ летарского писателя Алексея Максимовича Горького, о лауреатах Сталинской премии. Огромный интерес у трудящихся вызва­ ла лекция доцента П. А. Григорова «Про­ исхождение жизни на земле», организо­ ванная парком культуры и отдыха Воро­ шиловского района. В этом парко в сле­ дующий четверг действительным членом Общества И. Н. Колесниковым будет про­ читана лекция «Современная Америка». Для молодых рабочих сад строителей организовал лекции на темы: «Передовая мичуринская биологическая наука», «На­ ука и религия о строении вселенной». Лекции на международные, литератур­ ные, естественно-научные темы читаются также в саду им. Ф. Э. Дзержинского, в парке Сталинского района и других садах Воронежа. Неоконченный разговор ☆ (РАССКАЗ) ☆ Домой они пошли вместе. — Не повезло нам с тобой — живем почти рядом, а до сих пор незнакомы, — говорил с лукавым добродушием Ступаков, искоса приглядываясь к Илларионову. Тот шагал размашисто и твердо, чуть наклонив вперед крутолобую голову с шап­ кой черных, запорошенных частой просе­ дью волос. Было что-то упрямое и беспо­ койное в его крепкой, подобранной фигуре, в жестковатой складке губ, в широких и густых, изломанных на разлете бровях. — Чему удивляться, — отвечал Илла­ рионов, — мне квартиру в вашем районе полгода назад дали. Раньте жил у тестя на Чижовке... А вас, Кузьма Петрович, знаю давно. В сорок шестом, когда я толь­ ко демобилизовался, ваш портрет уже на городской доске почета висел. Он говорил не торопясь, словно раздумы­ вая над каждой сказанной фразой. Каза­ лось, он намеренно сдерживает свой голос, не желая давать ему полную силу. — Руки у тебя, парень, золотые, — сказал Ступаков, с удовольствием во всех подробностях вспоминая, как полчаса на­ зад в стахановском лекторий Илларионов показывал свое искусство скоростной клад­ ки кирпича. — Умные у тебя руки. Он взял Илларионова за локоть и, замед­ ляя шаг, доверительно проговорил: — Сказать правду? Я тебе, чортушке, позавидовал. Честное слово, коли не ве­ ришь!... — Шутите, Кузьма Петрович! Мне у вас в подручных ходить... — Не прибедняйся, Илларионов. Краси­ во работаешь, — сам это знаешь. Они вошли в сквер. В тени тополей уже веяло вечерней прохладой. На лепест­ ках недавно политых роз дрожали и пере­ ливались капли воды. За невысокой цеп- пой оградой, на постаменте из серого гра­ нита. бронзовый поэт, низко склонив го­ лову, думал свою вековую скорбную думу. — Давай присядем, Илларионов,— пред­ ложил Кузьма Петрович, направляясь к стоявшей против памятника скамейке. Они сели. , — Хороший памятник, — сказал К узь­ ма Петрович. — Вся она тут, перед тобой, судьба Ивана Саввича, ка к я ее понимаю. Сильный и честный был человек, но в борьбе с мерзостью жизни изнемог. При­ гнуло его к земле. Один... Илларионов сорвал с куста пожелтевший по краям лист и стал бережно разглаживать его. На его лице вдруг обозначилось вы ­ ражение угрюмой сосредоточенности. Он как-то сразу ушел в себя, словно за­ быв о сидящем рядом Ступакове. Кузьма Петрович наблюдал за ним. Уже второй раз за сегодняшний день у него возникало смутное чувство тревоги, когда он смотрел на Илларионова. Точно такое же выражение лица было у него, -когда, закончив кладку, он отошел в сторону, а на его место встал инженер строительного треста Максимок,* чтобы проанализировать метод его работы. Кузьма Петрович не мог отделаться от ощущения, что уже когда-то видел Илларионова и что, хотя теперь эта встреча забыта, в душе от нее остался щемящий след. — Слушай, Илларионов, мы нигде не встречались с тобой? Илларионов покачал головой. — Нет. Случая к этему не могло быть. В разных трестах работаем. — Это верно. | Снова наступило молчание. Чтобы пре­ рвать его, Кузьма Петрович спросил: — Сколько тебе лет, Илларионов? — Тридцать один. — Молодой еще... Рано тебя изморозью ударило. На фронте, что-ли, поседел?... Илларионов ничего не ответил. Он смотрел на возвышавшееся за деревьями сквера четырехэтажное здание, освещенное мягким светом заходящего солнца. Лепные работы по фасаду были уж закончены и шла окраска верхнего этажа. Глаз угады­ вал чистоту и стройность архитектурных линий, легко дополняя то, что было скры ­ то еще неубранными лесами. — Хороший будет домик, — сказал Илларионов задумчиво. — А восстанавли­ вали его все же долго. По-старинке рабо­ тали... Они поговорили о преимуществах скоро­ стных методов Шевлюгина и Рахманина, прославившихся на всю страну мастеров каменной кладки. Кузьма Петрович сказал: — Когда ты первый ряд клал, я, греш­ ник, было подумал: сверх меры спешит человек, на рекорд бьет. А потом понял — никакой торопливости в твоей работе нет, просто ты сразу берешь привычный для себя темп. Он тихонько засмеялся и взял из рук Илларионова увядающий листок. — Знаешь, на кого ты похож во время работы? На музыканта. И не на простого музыканта, а на какую-нибудь знамени­ тость, вроде того пианиста — Лауреата международного конкурса, что у нас в прошлом году в филармонии выступал... — Ну, вы скажете, Кузьма Петрович. — Ты не перебивай! Еще ведь не зна­ ешь — хвалить я тебя буду или наоборот. Когда я смотрел на этого пианиста, мне казалось, что для него, когда он играет, нет ничего на свете кроме его музыки. Пускай потолок в зале обрушится, он этого не заметит, пока до конца не сыграет. Вот и ты, такой же... — А разве это плохо, Кузьма Петрович? — Я же говорю: красиво работаешь, Илларионов. Кузьма Петрович согнал с лица улыбку и спросил: — Подсобники не плачутся на тебя? — Ничего, привыкли. С Котляровой второй год вместе работаем. А Жуков, так тот сам ко мне осенью попросился. Что же, хоть и трудновато им, а зарабатывают они со мной не хуже мастеров. Кузьма Петрович горестно развел ру­ ками. — А у меня, брат, в моей шевлюгин- ской пятерке больше чем полгода люди не держатся. Что ты на это скажешь?.. — Не может быть. С таким мастером, как вы, каждый должен за честь посчи­ тать работать. — Вот и они мне то же толкуют. А я их прочь гоню. Поработал со мной каменщик второй руки, шевлюгинскуго ме­ тоду освоил, значит ступай, собирай новую пятерку, а я на твое место подсобника, который к этому времени подучился, по­ ставлю. Он строго посмотрел на Илларжинова. — Понял, какая механика,? Сам расти и других учи. Пустырей, брат, еще кругом нас хватает. Густые черные брови Илларионова бо­ лезненно дрогнули, поползли в переносью, образовав посредине лба глубокую прямую морщину. Под смуглой кожей проступила краска. Он отвернулся. «Обиделся человек, — подумал Кузьма Петрович. — Ничего, пускай, — это на пользу». — Вы, Кузьма Петрович, думаете, что я за рублем гонюсь? — заговорил Илларио­ нов и в упор посмотрел на старого мастс- . ра горячими, глубоко запавшими глазами.— Не так вы меня понимаете, Кузьма Петро­ вич. Я наш город в январе сорок третьего насквозь с боем прошел. Я его мертвым видел. Я такое видел, что если бы вам сказать... Ун закусил губу и медленно отвел глаза в сторону. У Кузьмы Петровича вдруг сжалось сердце и он отчетливо вспомнил морозный зимний день, состав из теплушек, остано­ вившийся у Придачи на переезде, глубо­ кие сугробы нетоптанного снега. Вместе с первым эшелоном воронежцев вернулся он в родной город, освобожденный от врага. Войска уже ушли дальше на запад, и лишь отдаленный гул артиллерийской канонады доносился с задонской стороны. Он шел по узкой колее, пробитой посре­ дине улицы, и пятна свежей крови еще темнели там и здесь на снегу. Чернели вражеский танки с рваными сквоз­ ными пробоинами. Мертвыми казались даже деревья, обугленные, иссеченные ос­ колками и пулями. Ледяной холод сковы­ вал все вокруг и жутко было думать, что на всем огромном пространстве, которое занимал когда-то город, нет ни одного до­ ма, ни одного уголка, где бы в зпмнюю стужу можно было найти тепло и уют че­ ловеческого жилища. Слезы стыли на глазах Кузьмы Петрови­ ча. Но вместе с горем о страшных поте­ рях, вместе с ненавистью к тем, кто принес огонь войны на нашу землю, в душу его входили твердость и упор­ ство, решимость не поддаться отчая­ нию, а наперекор замыслам врага снова утвердить здесь, на месте страшного п у ­ стыря, жизнь — не умирающую, побеж­ дающую все. На одной из узких боковых улиц, сбе­ гавших к реке, Кузьма Петрович услышал звонкие удары железа о камень. Этот звук был так необычен среди царившей вокруг мертвой тишины, что он невольно повер­ нул туда. На груде битого кирпича, остав­ шегося на месте когда-то стоявшего здесь дома, он увидел боййа в одной гимна­ стерке, с погонами старшего сержан­ та, Сброшенная шинель лежала на снегу. Боец с размаху ударял тяжелым ломом о камень, пытаясь расчистить за­ вал. «Что ты делаешь, друг?» — сказал Кузьма Петрович, останавливаясь перед ним. «Не видишь разве — на день отпуск домой получил», — ответил не оборачи­ ваясь боец. «Зачем же ты здесь ковыря­ ешься?» Опросил, не поняв горечи его слов, Кузьма Петрович. Боец посмотрел на него тяжелым, полным боли взглядом, и судорога, похожая на улыбку, искривила его рот: «Может я здесь свою жену ищу? Понимаешь, жену?...» Он отвернулся и сказал глухо: «Иди своей дорогой. Не до тебя мне, отец»... Кузьма Петрович не мог в точности вспомнить сейчас лицо того бойца, но ему почему-то казалось, что человек этот был очень похож на Илларионова. — Вот что я тебе скажу,— волнуясь за­ говорил Кузьма Петрович. Но Илларионов не слушал его. Он смот­ рел на шедшую по аллее девочку и улы­ бался ей простой и доброй, сразу смягчив­ шей его лицо, улыбкой. — Дочка моя. Хозяйка... — сказал он, ласково положив ей на голову свою боль­ шую сильную руку. — Хорошая у тебя дочка, — ответил Кузьма Петрович, тоже улыбаясь девоч­ ке.— А на меня, Илларионов, не обижай­ ся. Зайдешь ко мне потолковать еще? Ве­ черком как-нибудь?... — Ясное дело, зайду, — сказал Илла- рионоВц пожимая ему на прощанье руку. М. СЕРГЕЕНКО БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ ТЕМЫ О чем говорят звезды О звездах существует ислокон воков мно­ жество всевозможных сказаний. Всякие фантастические суждения складывались у людей об этих бесчисленных мерцающих в высоте огоньках. Широко была распростра­ нена вера в то, что у каждого человека есть в небе своя звезда, «загорающаяся» с его рождением и гаснущая, «падающая» с его смертью. Астрономия (наука о небесных светилах) показала полную необоснованность этих фантастических вымыслов. Она, в частно­ сти, доказала, что никакая звезда никогда не «падала»: одни и те же хорошо извест­ ные астрономам звезды сияют в небе на своих местах. «Падающие звезды» никако­ го отношения не имеют к настоящим звез­ дам. Названное так явление — результат проникновения в атмосферу Земли малень­ ки х частиц, бороздящих мировое простран­ ство. С огромной скоростью они врезыва­ ются в воздух, раскаляются и испаряются, вызывая яркую вспышку как бы падаю­ щей звезды. Звезды — это огромные не­ бесные светила, подобные нашему Солнцу, находящиеся от нас на невообразимо о б о й ­ ных расстояниях. Расстояние до многих звезд было выяс­ нено при помощи наблюдений видимого сме­ щения звезд, которое происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца. Известно, что из окна вагона движуще­ гося поезда можно видеть, ка к более близ­ кие предметы (например, телеграфные стол­ бы) быстро уходят в стороцу, а более да­ лекие еще долго бывают видны, постепен­ но меняя взаимное расположение. Земля мчится в мировом пространстве Вокруг Соднда в две тысячи раз быстрее гкорого поезда. В связи с этим земному на­ блюдателю должно казаться, что более близкие звезды смещаются на фоне более далеких. И действительно, с помощью мно­ гократных, очень тщательных измерений астрономы установили, что в течение года видимое положение многих звезд меняется. По величине этих видимых смещений они, основываясь на точных правилах матема­ тики, вычисляют расстояния до звезд. Впервые в истории науки такое измере­ ние провел в XIX веке знаменитый русский астроном В. Я. Струве. На протяжении трех лет он много раз измерял положения самой яркой звезды северной половины не­ ба — Веги. Струве установил, что Вега смещается за год на угол менее секунды дуги. Получилось, что расстояние до этой звезды определяется числом о 15 цифрами. Такие огромные числа, конечно^ неудоб­ ны для практики. Поэтому, чтобы выра­ жать большие расстояния, астрономы при­ меняют более крупные единицы длины. Од­ на из них — световой год — расстояние, которое луч света проходит за год со ско­ ростью около 300 000 километров в секун­ ду. До современным уточненным данным, Вега находится от нас на расстоянии 26 световых лет. Применяя для изучения звезд особый способ исследования света — спектраль­ ный анализ, ученые установили, что хими­ ческий состав звезд и нашего Солнца в об­ щем одинаков. Имеются различия в их тем­ пературе, плотности, соотношении количе­ ства тех или иных химических элементов. Среди зввЪд имеются такие, которые из­ лучают в сотни тысяч раз больше света, чем наше Солнце. Так, одна из звезд со­ звездия Золотой Рыбки светит почти в пол­ миллиона раз ярче нашего светила. Между светом ее и Солнца такая же разница, как между светом мощного прожектора и све­ чи. Среди звезд есть и такая, которая све­ тит в миллион раз слабее нашего Солнца. Звезды, имеющие очень большую силу света, мы называем гигантами в отличие от карликов — звезд с малой силой света. В ряде случаев эти названия говорят и о размерах звезд. Поверхность гигантской звезды Бетельгейзе в 180 000 раз превос­ ходит поверхность Солнца, которая в свою очередь в 1 000 раз больше поверхности карликовой звезды — спутника Сириуса. Астрономы смогли установить не только действительные размеры многих звезд, но и плотность их вещества. Оказалось, что плотность звезд-гигантов чрезвычайно мала (в тысячи раз разреженнее комнатного воз­ духа), а звезд-карливов невообразимо вели­ ка (в десятки тысяч раз плотнее воды). Известно, что кубический метр воды весит около тонны. А кубический метр веще, сгва звезды Бетельгейзе весил бы в оди­ наковых условиях взвешивания три четвер­ ти грамма. В кубическом сантиметре поме­ щается 1 грамм воды. А если взять в та­ ком же об’еме вещество звезд-карлицо®, то вес достигнет десятков тонн. Температуры звезд выражаются тысяча­ ми градусов. Известно, что температура по­ верхности Солнца составляет около 6 000 градусов. А есть такие звезды, температу­ ра поверхности которых достигает 140 000 градусов. Многие звезды движутся в пространстве так, что либо становятся к нам все бли­ же, либо удаляются от нас: они движутся по лучу зрения. Еще в XV III веке было за­ мечено, что звезды в созвездиях Геркулеса и Лиры равномерно расступаются в разные стороны от одной точки. В то же время в прямо противоположной области (созвездие Большого Пса) звезды к а к бы сближаются, стремясь к одной точке. Это дало возмож­ ность сделать заключение, что наше Солн­ це движется, приближаясь к одним звездам и удаляясь от других. Действительно,здесь происходит то же, что нетрудно наблюдать и на Земле. Приближаясь к лесу, напри­ мер, мы впдпм, что деревья постепенно рас­ ступаются. Если же мы удаляемся, то нам кажется, что они сливаются в сплошную полосу. Все это говорит о том, что Солнце вме­ сте со своими планетами, в числе которых находится наша Земля, совершает движение внутри группы окружающих его звезд. Вы­ числено, что это движение происходит со скоростью около 20 км в секунду. Совет­ ский ученый П. П. ГГаренаго определил, что Солнце вместе с другими звездами совер­ шает и грунтовое движение в пространстве со скоростью около 250 км в секунду. Совместное движение группы звезд по одному направлению, так же, ка к и то, что эти звезды собрались в довольно тес­ ную группу, считать делом случая не при­ ходится. Звезды связаны друг о другом. Подобную связь, подтверждаемую рядом данных, следует понимать ка к результат общего происхождения звезд и их совмест­ ного существования. В. А. Амбарцумян показал, что такие более или менее тесные связи существуют в многочисленных звездных ассоциациях, бывших когда-то более тесными скопления­ ми звезд. Изучая этот вопрос совместно со старшим наушным сотрудником Бюрокан- ской астрофизической обсерватории в Ар­ мении Б. Е. Маркаряном, он пришел к весьма важным выводам о групповом обра­ зовании звезд, которое происходит и в на­ шу эпоху. Это полностью опровергает до­ мыслы буржуазных учепых-пдеалнстов о том, что весь наш звездный мир образо­ вался сразу, в одно время. За свои выдающиеся работы, опублико­ ванные в 1949 году, В. А. Амбарцумян и Б. Е. Маркарян удостоены Сталинской пре­ мии I степени. Многочисленные работы советских астро­ номов убедительно подтверждают то, что звезды — это далекие от нас солнца, дви­ жущиеся и развивающиеся в бесконечной вселенной. Еще Энгельс в своей «Диалек­ тике природы» говорил, что материя нахо­ дится в вечном круговороте, «... в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющей­ ся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения». В. ШИШАКОВ, кандидат педагогических наук. Утро на реке Битюг. Фото-этюд Ю. Гончарова. Там, где жил Горъкий «Я — ночной сторож станции Добрин- ка; от шести часов вечера до шести утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов; со степи тысячью пастей дует ветер, не­ сутся тучи снега, в его серой массе мед­ ленно плывут туда и сюда локомотивы, тяжко вздыхая, влача за собою черные звенья вагонов, к а к будто кто-то, не спе­ т а , опутывает землю бесконечной цепью и тащит ее сквозь небо», раздробленное в холодную, белую пыль. Визг железа, лязг сцеплений, странный скрип, тихий вой носится вместе со снегом. У крайнего пакгауза, в мутных вихрях снега возятся две черные фигуры — это пришли казаки воровать муку. Видя меня, они, отскочив в сторону, прячутся за суг­ роб и потом, сквозь вой и шорох вьюги, я слышу нищенские жалобные слова прось­ бы, обещания дать полтинник, ругань. —г Бросьте это, ребята, — говорю я. Мне лень слушать их, не хочется гово­ рить о ними, я знаю, что они — не бед­ няки, воруют не по нужде, а па продажу, для пьянства, для женщин». Таково начало одного из биографических очерков А. М. Горького. В своем другом рассказе «С куки ради» Алексей М аксимо ­ вич , вспоминая о Добришке 90 -х годов прошлого столетия, писал, что она затеря­ лась в пустынной равнине и «возбуждала своим одиночеством чувство грусти». Те­ перь здесь— центр крупного района. Здесь 60 колхозов, три совхоза, две мантатно- тракторяых станции, восемь предприятий местной промышленности, девять электро­ станций, семь радиоузлов, 47 школ, две­ надцать клубов и изб-читален, три боль­ ницы и другие культурно-бытовые учреж­ дения. Трудящиеся района свято чтут память великого русского писателя. В день че­ тырнадцатилетия со дня смерти А. М. Горького трудящиеся районного центра собрались на привокзальной площади па митинг. Пионеры и школьники пришли сюда с венками из живых цветов и возло­ жили их на пьедестал памятника Алексею Максимовичу. Учащиеся Добринской семилетней шко­ лы в этот день встретились с семидесяти- летней Ариной Егоровной Печерской, ко­ торая увлекательно рассказала им о своей встрече с Алексеем Максимовичем Горь­ ким. Утренник, посвященный намята пиеате- ля-борца, состоялся в Павловском дета ском доме им. Горького. С большим чув­ ством и увлечением читали воспитанники детского дома замечательные произведем ния: «Песнь о Буревестнике», «Песнь о Соколе», отрывки из повести «В людях», рассказы «Сирота», «Старуха Изергиль»,' сказку «Девушка и смерть». Литературные вечера с докладами и бе-< селами о жизни, творчестве и революцион­ ной деятельности Алексея Максимовича Горького проведены в Тихвинке, Дентин-* ке, Ново-Петровке и ряде колхозов района.) А. СЕРГЕЕВ. В п Над спелой нивой свистнул кто-то. И тишина. И снова свист, — и жаворонок — мастер взлета ракетой в воздухе повис. И затрезвонил, затрезвонил земной завидуя красе. Так песней звонкой ниву пронял — Колосья зазвенели все. И бригадир остановился на узкой тропке полевой. А светлый полдень золотился и пел, и радовал его, лил неба краску голубую О Л Е на полотно широких нив...- Простором солнечным любуясь, подумал он: «богат налив! Не зря мы жарко потрудились — богатый снимем урожай!» И думы светлые роились, и счастье лилось через край. X лето ниву золотило, и открывало новый цвет во славу нашей светлой силы, во славу мира и побед. П. КАСАТКИН. Пионерский костер Что в нем особенно ценно? Тому, кто его зажег, он будет светить неизменно для будущих дел и дорог. Валежника прутья погаснут, и пепел развеют года, но как пионерский галстук, он будет гореть навсегда. И сколько бы лет ты не прожил, и кем бы ты в жизни ни стал, забыть твое сердце не сможет, как ты у костра ночевал. Как теплые сумерки плыли, и звонок был смех у огня, и сказка дружила с былью, как сверстница и ровня. к о м б а й н е р Комбайн в похОд готов до срока, и скоро у его плеча забьется рожь волной высокой, в июльский полдень горяча. Пока стоит он, величавый, ждать комбайнер устал давно, когда в огромный бункер лавой польется спелое зерно. И вновь проверив все детали, мечтая о больших делах, он думает о светлых далях бескрайних зреющих полях. А. КУЗНЕЦОВ . ------------------------* --------------------- Х у д о ж н и ки готовятся к вы с та в ке В конце 1950 года в Москве состоится выставка изобразительного искусства (ж и ­ вопись, графика, скульптура) Российской Федерации. К ней сейчас активно готовят­ ся художники Воронежа. Многие из них уже практически осуществляют своя твор­ ческие замыслы. Художник А. П. Васильев работает над большим полотном, изображающим от­ крытие монументального памятника В. И. Ленину в г. Воронеже. Над интересной по замыслу картиной работает художник Г. А. Гончаров. Его тема — «В. В. Докучаев в Каменной сте­ пи». Им уже подготовлен ряд вариантов будущего произведения. «С. М. Буденный в Хреновском конном заводе» — такова тема картины художни­ ка В. К. Комолова. Многие произведения, которые готовят воронежские художники, посвящены сель-* окохозяйстве 1 нной тематике. М. И. Лихачев сейчас делает зарисовки в колхозах Бу- турлинов ского района, которые послужат ему ценным материалом для будущей кар­ тины: «Распределение доходов в колхозе», молодой художник О. Михайлов разрабаты­ вает эскиз в полотну «На колхозной пасе­ ке». Скульптор В. Ф. Буримов готовит инте­ ресный барельеф. Он посвящен яркому историческому событию в истории Вели­ кой Отечественной войны — разгрому ар­ мии Паулюса под Сталинградом. Готовятся к республиканской выставке и остальные члены Воронежского отделе­ ния Союза советских художников. После отбора лучших произведений для московской выставки они будут экспони­ роваться для трудящихся Воронежа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz