Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
2 5 и ю н я 1950 г.рУй» 126 (5 9 1 3 ) К О М М У Н А 3 ВЫ С ТА В КА О В Е Л И К О М П Л А Н Е «Сталинский план прообразования при роды в действии» — так называется большая выставка, открытая недавно в 'Воронежском парке культуры и отды ха им. Кагановича. На 18 стендах умело расположен бо гатый материал, отражающий грандиоз ные работы по лесопосадкам в области. Специальный раздел знакомит посети телей с работой государственных лесоза щитных станций, которые не только вы ращивают лес, но и помогают колхозам строить водоемы, используя при этом Новейшую технику. Фоте, диаграммы, тексты рассказывают об осуществлении лесопосадок в передо вых колхозах, совхозах и МТС нашей об ласти, о людях — энтузиастах сталин ского плана, жх достижениях в лесона саждении. Выставка, организованная областным музеем краеведения, пользуется успехом. 8а первые дни ее посетило свыше 2 ты сяч трудящихся. Лекции в парках и садах Воронежа Воронежским отделением Всесоюзного общества по распространению политиче ских и научных знаний в парках и садах города проводится большая лекционная ра бота. В парке культуры и отдыха им. Л. М. Кагановича действительные члены Общест ва прочитали ряд лекций о великом преоб разователе природы Иване Владимировиче Мичурине, о творчестве выдающегося про летарского писателя Алексея Максимовича Горького, о лауреатах Сталинской премии. Огромный интерес у трудящихся вызва ла лекция доцента П. А. Григорова «Про исхождение жизни на земле», организо ванная парком культуры и отдыха Воро шиловского района. В этом парко в сле дующий четверг действительным членом Общества И. Н. Колесниковым будет про читана лекция «Современная Америка». Для молодых рабочих сад строителей организовал лекции на темы: «Передовая мичуринская биологическая наука», «На ука и религия о строении вселенной». Лекции на международные, литератур ные, естественно-научные темы читаются также в саду им. Ф. Э. Дзержинского, в парке Сталинского района и других садах Воронежа. Неоконченный разговор ☆ (РАССКАЗ) ☆ Домой они пошли вместе. — Не повезло нам с тобой — живем почти рядом, а до сих пор незнакомы, — говорил с лукавым добродушием Ступаков, искоса приглядываясь к Илларионову. Тот шагал размашисто и твердо, чуть наклонив вперед крутолобую голову с шап кой черных, запорошенных частой просе дью волос. Было что-то упрямое и беспо койное в его крепкой, подобранной фигуре, в жестковатой складке губ, в широких и густых, изломанных на разлете бровях. — Чему удивляться, — отвечал Илла рионов, — мне квартиру в вашем районе полгода назад дали. Раньте жил у тестя на Чижовке... А вас, Кузьма Петрович, знаю давно. В сорок шестом, когда я толь ко демобилизовался, ваш портрет уже на городской доске почета висел. Он говорил не торопясь, словно раздумы вая над каждой сказанной фразой. Каза лось, он намеренно сдерживает свой голос, не желая давать ему полную силу. — Руки у тебя, парень, золотые, — сказал Ступаков, с удовольствием во всех подробностях вспоминая, как полчаса на зад в стахановском лекторий Илларионов показывал свое искусство скоростной клад ки кирпича. — Умные у тебя руки. Он взял Илларионова за локоть и, замед ляя шаг, доверительно проговорил: — Сказать правду? Я тебе, чортушке, позавидовал. Честное слово, коли не ве ришь!... — Шутите, Кузьма Петрович! Мне у вас в подручных ходить... — Не прибедняйся, Илларионов. Краси во работаешь, — сам это знаешь. Они вошли в сквер. В тени тополей уже веяло вечерней прохладой. На лепест ках недавно политых роз дрожали и пере ливались капли воды. За невысокой цеп- пой оградой, на постаменте из серого гра нита. бронзовый поэт, низко склонив го лову, думал свою вековую скорбную думу. — Давай присядем, Илларионов,— пред ложил Кузьма Петрович, направляясь к стоявшей против памятника скамейке. Они сели. , — Хороший памятник, — сказал К узь ма Петрович. — Вся она тут, перед тобой, судьба Ивана Саввича, ка к я ее понимаю. Сильный и честный был человек, но в борьбе с мерзостью жизни изнемог. При гнуло его к земле. Один... Илларионов сорвал с куста пожелтевший по краям лист и стал бережно разглаживать его. На его лице вдруг обозначилось вы ражение угрюмой сосредоточенности. Он как-то сразу ушел в себя, словно за быв о сидящем рядом Ступакове. Кузьма Петрович наблюдал за ним. Уже второй раз за сегодняшний день у него возникало смутное чувство тревоги, когда он смотрел на Илларионова. Точно такое же выражение лица было у него, -когда, закончив кладку, он отошел в сторону, а на его место встал инженер строительного треста Максимок,* чтобы проанализировать метод его работы. Кузьма Петрович не мог отделаться от ощущения, что уже когда-то видел Илларионова и что, хотя теперь эта встреча забыта, в душе от нее остался щемящий след. — Слушай, Илларионов, мы нигде не встречались с тобой? Илларионов покачал головой. — Нет. Случая к этему не могло быть. В разных трестах работаем. — Это верно. | Снова наступило молчание. Чтобы пре рвать его, Кузьма Петрович спросил: — Сколько тебе лет, Илларионов? — Тридцать один. — Молодой еще... Рано тебя изморозью ударило. На фронте, что-ли, поседел?... Илларионов ничего не ответил. Он смотрел на возвышавшееся за деревьями сквера четырехэтажное здание, освещенное мягким светом заходящего солнца. Лепные работы по фасаду были уж закончены и шла окраска верхнего этажа. Глаз угады вал чистоту и стройность архитектурных линий, легко дополняя то, что было скры то еще неубранными лесами. — Хороший будет домик, — сказал Илларионов задумчиво. — А восстанавли вали его все же долго. По-старинке рабо тали... Они поговорили о преимуществах скоро стных методов Шевлюгина и Рахманина, прославившихся на всю страну мастеров каменной кладки. Кузьма Петрович сказал: — Когда ты первый ряд клал, я, греш ник, было подумал: сверх меры спешит человек, на рекорд бьет. А потом понял — никакой торопливости в твоей работе нет, просто ты сразу берешь привычный для себя темп. Он тихонько засмеялся и взял из рук Илларионова увядающий листок. — Знаешь, на кого ты похож во время работы? На музыканта. И не на простого музыканта, а на какую-нибудь знамени тость, вроде того пианиста — Лауреата международного конкурса, что у нас в прошлом году в филармонии выступал... — Ну, вы скажете, Кузьма Петрович. — Ты не перебивай! Еще ведь не зна ешь — хвалить я тебя буду или наоборот. Когда я смотрел на этого пианиста, мне казалось, что для него, когда он играет, нет ничего на свете кроме его музыки. Пускай потолок в зале обрушится, он этого не заметит, пока до конца не сыграет. Вот и ты, такой же... — А разве это плохо, Кузьма Петрович? — Я же говорю: красиво работаешь, Илларионов. Кузьма Петрович согнал с лица улыбку и спросил: — Подсобники не плачутся на тебя? — Ничего, привыкли. С Котляровой второй год вместе работаем. А Жуков, так тот сам ко мне осенью попросился. Что же, хоть и трудновато им, а зарабатывают они со мной не хуже мастеров. Кузьма Петрович горестно развел ру ками. — А у меня, брат, в моей шевлюгин- ской пятерке больше чем полгода люди не держатся. Что ты на это скажешь?.. — Не может быть. С таким мастером, как вы, каждый должен за честь посчи тать работать. — Вот и они мне то же толкуют. А я их прочь гоню. Поработал со мной каменщик второй руки, шевлюгинскуго ме тоду освоил, значит ступай, собирай новую пятерку, а я на твое место подсобника, который к этому времени подучился, по ставлю. Он строго посмотрел на Илларжинова. — Понял, какая механика,? Сам расти и других учи. Пустырей, брат, еще кругом нас хватает. Густые черные брови Илларионова бо лезненно дрогнули, поползли в переносью, образовав посредине лба глубокую прямую морщину. Под смуглой кожей проступила краска. Он отвернулся. «Обиделся человек, — подумал Кузьма Петрович. — Ничего, пускай, — это на пользу». — Вы, Кузьма Петрович, думаете, что я за рублем гонюсь? — заговорил Илларио нов и в упор посмотрел на старого мастс- . ра горячими, глубоко запавшими глазами.— Не так вы меня понимаете, Кузьма Петро вич. Я наш город в январе сорок третьего насквозь с боем прошел. Я его мертвым видел. Я такое видел, что если бы вам сказать... Ун закусил губу и медленно отвел глаза в сторону. У Кузьмы Петровича вдруг сжалось сердце и он отчетливо вспомнил морозный зимний день, состав из теплушек, остано вившийся у Придачи на переезде, глубо кие сугробы нетоптанного снега. Вместе с первым эшелоном воронежцев вернулся он в родной город, освобожденный от врага. Войска уже ушли дальше на запад, и лишь отдаленный гул артиллерийской канонады доносился с задонской стороны. Он шел по узкой колее, пробитой посре дине улицы, и пятна свежей крови еще темнели там и здесь на снегу. Чернели вражеский танки с рваными сквоз ными пробоинами. Мертвыми казались даже деревья, обугленные, иссеченные ос колками и пулями. Ледяной холод сковы вал все вокруг и жутко было думать, что на всем огромном пространстве, которое занимал когда-то город, нет ни одного до ма, ни одного уголка, где бы в зпмнюю стужу можно было найти тепло и уют че ловеческого жилища. Слезы стыли на глазах Кузьмы Петрови ча. Но вместе с горем о страшных поте рях, вместе с ненавистью к тем, кто принес огонь войны на нашу землю, в душу его входили твердость и упор ство, решимость не поддаться отчая нию, а наперекор замыслам врага снова утвердить здесь, на месте страшного п у стыря, жизнь — не умирающую, побеж дающую все. На одной из узких боковых улиц, сбе гавших к реке, Кузьма Петрович услышал звонкие удары железа о камень. Этот звук был так необычен среди царившей вокруг мертвой тишины, что он невольно повер нул туда. На груде битого кирпича, остав шегося на месте когда-то стоявшего здесь дома, он увидел боййа в одной гимна стерке, с погонами старшего сержан та, Сброшенная шинель лежала на снегу. Боец с размаху ударял тяжелым ломом о камень, пытаясь расчистить за вал. «Что ты делаешь, друг?» — сказал Кузьма Петрович, останавливаясь перед ним. «Не видишь разве — на день отпуск домой получил», — ответил не оборачи ваясь боец. «Зачем же ты здесь ковыря ешься?» Опросил, не поняв горечи его слов, Кузьма Петрович. Боец посмотрел на него тяжелым, полным боли взглядом, и судорога, похожая на улыбку, искривила его рот: «Может я здесь свою жену ищу? Понимаешь, жену?...» Он отвернулся и сказал глухо: «Иди своей дорогой. Не до тебя мне, отец»... Кузьма Петрович не мог в точности вспомнить сейчас лицо того бойца, но ему почему-то казалось, что человек этот был очень похож на Илларионова. — Вот что я тебе скажу,— волнуясь за говорил Кузьма Петрович. Но Илларионов не слушал его. Он смот рел на шедшую по аллее девочку и улы бался ей простой и доброй, сразу смягчив шей его лицо, улыбкой. — Дочка моя. Хозяйка... — сказал он, ласково положив ей на голову свою боль шую сильную руку. — Хорошая у тебя дочка, — ответил Кузьма Петрович, тоже улыбаясь девоч ке.— А на меня, Илларионов, не обижай ся. Зайдешь ко мне потолковать еще? Ве черком как-нибудь?... — Ясное дело, зайду, — сказал Илла- рионоВц пожимая ему на прощанье руку. М. СЕРГЕЕНКО БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ ТЕМЫ О чем говорят звезды О звездах существует ислокон воков мно жество всевозможных сказаний. Всякие фантастические суждения складывались у людей об этих бесчисленных мерцающих в высоте огоньках. Широко была распростра нена вера в то, что у каждого человека есть в небе своя звезда, «загорающаяся» с его рождением и гаснущая, «падающая» с его смертью. Астрономия (наука о небесных светилах) показала полную необоснованность этих фантастических вымыслов. Она, в частно сти, доказала, что никакая звезда никогда не «падала»: одни и те же хорошо извест ные астрономам звезды сияют в небе на своих местах. «Падающие звезды» никако го отношения не имеют к настоящим звез дам. Названное так явление — результат проникновения в атмосферу Земли малень ки х частиц, бороздящих мировое простран ство. С огромной скоростью они врезыва ются в воздух, раскаляются и испаряются, вызывая яркую вспышку как бы падаю щей звезды. Звезды — это огромные не бесные светила, подобные нашему Солнцу, находящиеся от нас на невообразимо о б о й ных расстояниях. Расстояние до многих звезд было выяс нено при помощи наблюдений видимого сме щения звезд, которое происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца. Известно, что из окна вагона движуще гося поезда можно видеть, ка к более близ кие предметы (например, телеграфные стол бы) быстро уходят в стороцу, а более да лекие еще долго бывают видны, постепен но меняя взаимное расположение. Земля мчится в мировом пространстве Вокруг Соднда в две тысячи раз быстрее гкорого поезда. В связи с этим земному на блюдателю должно казаться, что более близкие звезды смещаются на фоне более далеких. И действительно, с помощью мно гократных, очень тщательных измерений астрономы установили, что в течение года видимое положение многих звезд меняется. По величине этих видимых смещений они, основываясь на точных правилах матема тики, вычисляют расстояния до звезд. Впервые в истории науки такое измере ние провел в XIX веке знаменитый русский астроном В. Я. Струве. На протяжении трех лет он много раз измерял положения самой яркой звезды северной половины не ба — Веги. Струве установил, что Вега смещается за год на угол менее секунды дуги. Получилось, что расстояние до этой звезды определяется числом о 15 цифрами. Такие огромные числа, конечно^ неудоб ны для практики. Поэтому, чтобы выра жать большие расстояния, астрономы при меняют более крупные единицы длины. Од на из них — световой год — расстояние, которое луч света проходит за год со ско ростью около 300 000 километров в секун ду. До современным уточненным данным, Вега находится от нас на расстоянии 26 световых лет. Применяя для изучения звезд особый способ исследования света — спектраль ный анализ, ученые установили, что хими ческий состав звезд и нашего Солнца в об щем одинаков. Имеются различия в их тем пературе, плотности, соотношении количе ства тех или иных химических элементов. Среди зввЪд имеются такие, которые из лучают в сотни тысяч раз больше света, чем наше Солнце. Так, одна из звезд со звездия Золотой Рыбки светит почти в пол миллиона раз ярче нашего светила. Между светом ее и Солнца такая же разница, как между светом мощного прожектора и све чи. Среди звезд есть и такая, которая све тит в миллион раз слабее нашего Солнца. Звезды, имеющие очень большую силу света, мы называем гигантами в отличие от карликов — звезд с малой силой света. В ряде случаев эти названия говорят и о размерах звезд. Поверхность гигантской звезды Бетельгейзе в 180 000 раз превос ходит поверхность Солнца, которая в свою очередь в 1 000 раз больше поверхности карликовой звезды — спутника Сириуса. Астрономы смогли установить не только действительные размеры многих звезд, но и плотность их вещества. Оказалось, что плотность звезд-гигантов чрезвычайно мала (в тысячи раз разреженнее комнатного воз духа), а звезд-карливов невообразимо вели ка (в десятки тысяч раз плотнее воды). Известно, что кубический метр воды весит около тонны. А кубический метр веще, сгва звезды Бетельгейзе весил бы в оди наковых условиях взвешивания три четвер ти грамма. В кубическом сантиметре поме щается 1 грамм воды. А если взять в та ком же об’еме вещество звезд-карлицо®, то вес достигнет десятков тонн. Температуры звезд выражаются тысяча ми градусов. Известно, что температура по верхности Солнца составляет около 6 000 градусов. А есть такие звезды, температу ра поверхности которых достигает 140 000 градусов. Многие звезды движутся в пространстве так, что либо становятся к нам все бли же, либо удаляются от нас: они движутся по лучу зрения. Еще в XV III веке было за мечено, что звезды в созвездиях Геркулеса и Лиры равномерно расступаются в разные стороны от одной точки. В то же время в прямо противоположной области (созвездие Большого Пса) звезды к а к бы сближаются, стремясь к одной точке. Это дало возмож ность сделать заключение, что наше Солн це движется, приближаясь к одним звездам и удаляясь от других. Действительно,здесь происходит то же, что нетрудно наблюдать и на Земле. Приближаясь к лесу, напри мер, мы впдпм, что деревья постепенно рас ступаются. Если же мы удаляемся, то нам кажется, что они сливаются в сплошную полосу. Все это говорит о том, что Солнце вме сте со своими планетами, в числе которых находится наша Земля, совершает движение внутри группы окружающих его звезд. Вы числено, что это движение происходит со скоростью около 20 км в секунду. Совет ский ученый П. П. ГГаренаго определил, что Солнце вместе с другими звездами совер шает и грунтовое движение в пространстве со скоростью около 250 км в секунду. Совместное движение группы звезд по одному направлению, так же, ка к и то, что эти звезды собрались в довольно тес ную группу, считать делом случая не при ходится. Звезды связаны друг о другом. Подобную связь, подтверждаемую рядом данных, следует понимать ка к результат общего происхождения звезд и их совмест ного существования. В. А. Амбарцумян показал, что такие более или менее тесные связи существуют в многочисленных звездных ассоциациях, бывших когда-то более тесными скопления ми звезд. Изучая этот вопрос совместно со старшим наушным сотрудником Бюрокан- ской астрофизической обсерватории в Ар мении Б. Е. Маркаряном, он пришел к весьма важным выводам о групповом обра зовании звезд, которое происходит и в на шу эпоху. Это полностью опровергает до мыслы буржуазных учепых-пдеалнстов о том, что весь наш звездный мир образо вался сразу, в одно время. За свои выдающиеся работы, опублико ванные в 1949 году, В. А. Амбарцумян и Б. Е. Маркарян удостоены Сталинской пре мии I степени. Многочисленные работы советских астро номов убедительно подтверждают то, что звезды — это далекие от нас солнца, дви жущиеся и развивающиеся в бесконечной вселенной. Еще Энгельс в своей «Диалек тике природы» говорил, что материя нахо дится в вечном круговороте, «... в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющей ся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения». В. ШИШАКОВ, кандидат педагогических наук. Утро на реке Битюг. Фото-этюд Ю. Гончарова. Там, где жил Горъкий «Я — ночной сторож станции Добрин- ка; от шести часов вечера до шести утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов; со степи тысячью пастей дует ветер, не сутся тучи снега, в его серой массе мед ленно плывут туда и сюда локомотивы, тяжко вздыхая, влача за собою черные звенья вагонов, к а к будто кто-то, не спе т а , опутывает землю бесконечной цепью и тащит ее сквозь небо», раздробленное в холодную, белую пыль. Визг железа, лязг сцеплений, странный скрип, тихий вой носится вместе со снегом. У крайнего пакгауза, в мутных вихрях снега возятся две черные фигуры — это пришли казаки воровать муку. Видя меня, они, отскочив в сторону, прячутся за суг роб и потом, сквозь вой и шорох вьюги, я слышу нищенские жалобные слова прось бы, обещания дать полтинник, ругань. —г Бросьте это, ребята, — говорю я. Мне лень слушать их, не хочется гово рить о ними, я знаю, что они — не бед няки, воруют не по нужде, а па продажу, для пьянства, для женщин». Таково начало одного из биографических очерков А. М. Горького. В своем другом рассказе «С куки ради» Алексей М аксимо вич , вспоминая о Добришке 90 -х годов прошлого столетия, писал, что она затеря лась в пустынной равнине и «возбуждала своим одиночеством чувство грусти». Те перь здесь— центр крупного района. Здесь 60 колхозов, три совхоза, две мантатно- тракторяых станции, восемь предприятий местной промышленности, девять электро станций, семь радиоузлов, 47 школ, две надцать клубов и изб-читален, три боль ницы и другие культурно-бытовые учреж дения. Трудящиеся района свято чтут память великого русского писателя. В день че тырнадцатилетия со дня смерти А. М. Горького трудящиеся районного центра собрались на привокзальной площади па митинг. Пионеры и школьники пришли сюда с венками из живых цветов и возло жили их на пьедестал памятника Алексею Максимовичу. Учащиеся Добринской семилетней шко лы в этот день встретились с семидесяти- летней Ариной Егоровной Печерской, ко торая увлекательно рассказала им о своей встрече с Алексеем Максимовичем Горь ким. Утренник, посвященный намята пиеате- ля-борца, состоялся в Павловском дета ском доме им. Горького. С большим чув ством и увлечением читали воспитанники детского дома замечательные произведем ния: «Песнь о Буревестнике», «Песнь о Соколе», отрывки из повести «В людях», рассказы «Сирота», «Старуха Изергиль»,' сказку «Девушка и смерть». Литературные вечера с докладами и бе-< селами о жизни, творчестве и революцион ной деятельности Алексея Максимовича Горького проведены в Тихвинке, Дентин-* ке, Ново-Петровке и ряде колхозов района.) А. СЕРГЕЕВ. В п Над спелой нивой свистнул кто-то. И тишина. И снова свист, — и жаворонок — мастер взлета ракетой в воздухе повис. И затрезвонил, затрезвонил земной завидуя красе. Так песней звонкой ниву пронял — Колосья зазвенели все. И бригадир остановился на узкой тропке полевой. А светлый полдень золотился и пел, и радовал его, лил неба краску голубую О Л Е на полотно широких нив...- Простором солнечным любуясь, подумал он: «богат налив! Не зря мы жарко потрудились — богатый снимем урожай!» И думы светлые роились, и счастье лилось через край. X лето ниву золотило, и открывало новый цвет во славу нашей светлой силы, во славу мира и побед. П. КАСАТКИН. Пионерский костер Что в нем особенно ценно? Тому, кто его зажег, он будет светить неизменно для будущих дел и дорог. Валежника прутья погаснут, и пепел развеют года, но как пионерский галстук, он будет гореть навсегда. И сколько бы лет ты не прожил, и кем бы ты в жизни ни стал, забыть твое сердце не сможет, как ты у костра ночевал. Как теплые сумерки плыли, и звонок был смех у огня, и сказка дружила с былью, как сверстница и ровня. к о м б а й н е р Комбайн в похОд готов до срока, и скоро у его плеча забьется рожь волной высокой, в июльский полдень горяча. Пока стоит он, величавый, ждать комбайнер устал давно, когда в огромный бункер лавой польется спелое зерно. И вновь проверив все детали, мечтая о больших делах, он думает о светлых далях бескрайних зреющих полях. А. КУЗНЕЦОВ . ------------------------* --------------------- Х у д о ж н и ки готовятся к вы с та в ке В конце 1950 года в Москве состоится выставка изобразительного искусства (ж и вопись, графика, скульптура) Российской Федерации. К ней сейчас активно готовят ся художники Воронежа. Многие из них уже практически осуществляют своя твор ческие замыслы. Художник А. П. Васильев работает над большим полотном, изображающим от крытие монументального памятника В. И. Ленину в г. Воронеже. Над интересной по замыслу картиной работает художник Г. А. Гончаров. Его тема — «В. В. Докучаев в Каменной сте пи». Им уже подготовлен ряд вариантов будущего произведения. «С. М. Буденный в Хреновском конном заводе» — такова тема картины художни ка В. К. Комолова. Многие произведения, которые готовят воронежские художники, посвящены сель-* окохозяйстве 1 нной тематике. М. И. Лихачев сейчас делает зарисовки в колхозах Бу- турлинов ского района, которые послужат ему ценным материалом для будущей кар тины: «Распределение доходов в колхозе», молодой художник О. Михайлов разрабаты вает эскиз в полотну «На колхозной пасе ке». Скульптор В. Ф. Буримов готовит инте ресный барельеф. Он посвящен яркому историческому событию в истории Вели кой Отечественной войны — разгрому ар мии Паулюса под Сталинградом. Готовятся к республиканской выставке и остальные члены Воронежского отделе ния Союза советских художников. После отбора лучших произведений для московской выставки они будут экспони роваться для трудящихся Воронежа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz