Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
% К О М М У Н А 7 и ю н я 1950 г., № 112 (5 8 9 9 ) Гениальный преобразователь природы (К 15-летию СО ДНЯ СМЕРТИ И. В. МИЧУРИНА) П я т т а т ь лет ваша — 7 и м я 1935 года— закончил свой жизненный путь ве ликий русский ученый, гениальный преоб разователь природы И ван Владимирович Мичурин. И. В. Мичурин родился в 1855 поду в Пронском уезде, Рязанской губерния. Пос ле смерти отца он вынужден был посту пить конторщиком на станцию Козлов Ря зано-Уральской железной дорого. Скудного заработка — 12 рублей в месяц — едва хватало на самую скромную жизнь. Уже в ту пору молодой Мичурин увлекался епы- талга с растениями. Для этого он заарен довал небольшой пустырь с запущенным садиком. На этом маленьком клочке земли в 130 кв. саженей Мичурин начал свои за мечательные эксперименты. Через некото рое время он да. другом участке организо вал опытный плодовый питомник. Тяжело было работать Мичурину в мрач ную эпоху царизма. В то время наука была отгорожена от народных масс, а от дельные олиночки-новаторы, пытавшиеся осуществить свои творческие замыслы, не получали поддержки. Только после Великой Октябрьской со циалистической революции Мичурину бы ли созданы благоприятные возможности для плодотворной деятельности на благо Родины. Великий Ленин прозорливо разгадал в Мичурине ученого-новатора.. Он открыл Мичурина для науки и народа и в трудное для советской страны время оказал Мичу рину поддержку в его творческих трудах. Великий Сталин обеспечил дальнейший расцвет работ Мичурина и вывел мичурин ское учение на широкую творческую до рогу. Дело Мичурина получило в нашей стране невиданное развитие. Когда весь советский народ отмечал 80-летие жизни и 60-летие славных тру дов И. В. Мичурина, юбиляр получил приветственную телеграмму товарища Сталина. В ответном письме П. В. Сталину И. В. Мичурин писал: «Коммунистическая партия и рабочий класс дали мне все необходимое — все, чего может желать экспериментатор для своей работы... За все это Вам, руково дителю, дорогому вождю трудящихся масс, строящих новый мир — мир радостного труда, приношу всеми 60 годами моей ра боты благодарность, преданность и лю бовь». Мичурин: был народным ученым, свя занным с миллионами трудящихся, вер ным сыном своей Родины. Он мечтал ви деть советскую страну покрытой прекрас- еыми садами. Победа созданного И. В. Мичуриным био логического учения и внедрение его дости жений в практику— яркий пример безгра ничных возможностей, созданных ооцтали- стичеешм обществом для расцвета народ ных талантов и широчайшего применения и х творческих достижений на благо народа. * * * Замечательны результаты тру,та И. В. Мичурина: свыше 300 сортов плодовых, ягодных, овощных, технических и декора тивны х растений оставил он нашей Ро дине. Но богатейшее наследие Мичурина за ключается не только в его практических достижениях. Еще белыпее значение имеет теоретическое наследие великого ученого, его передовая биологическая теория. Шестидесятилетиями трудами И. В. Ми чурина заложены основы советской агро биологии — науки, вскрывающей общие закономерности в жизни и развитии расте ний И ЖИВОТНЫХ. Великий преобразователь природы 'И. В. Мичурин выдвинул девиз: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача». Товарищ Молотов в своем докладе «31-я годовщина Великой Октябрьской сопиалистической революции», напоминая этот знаменитый мичуринский девиз, го ворил: «Этот мичуринский завет, можно ска зать, проникнут большевистским духом и зовет гае только работнике© науки, но и миллионы практиков сельского хозяйства к живой творческой работе да пользу и ставу нашего народа». И. В. Мичурин своим® гениальными1 трудами и открытиями опроверг реакцион ную теорию менделизма-морганизма, пока зал ее несостоятельность и лженаучпость. Мичурин! считал, что менделизм противо речит естественной правде в природе, перед которой не устоит никакое искусственное сплетшие ошибочно понятых явлений. И. В. Мичурин заложил основы подлин но-научной материалистической мичурин ской генетики, обогащенной далее в рабо тах Т. Д. Лысенко. Мичуринская генетика исходит го признания единства организма и условий жизни. Она утверждает зависи мость свойств наследственности от харак тера воздействия внешней среды. Мичуринское учение доказало, что при знак,и и свойства, возникающие при раз витии организма под влиянием внешней среды, могут передаваться по наследству следующим поколениям. Это учение яв ляется новым, высшим этапом в развитии дарвинизма, в развитии матери алистиче- ской биологии. Начало научной биологии было положе но Дарвином, но Дарвин лишь об’яснял развитие органического мира, а Мичурин научил преобразовывать этот органический мир. Великая заслуга Мичурина перед нау кой заключается в том, что он заложил научные основы изучения причин, вызы вающих первоначальные изменения расти тельных форм, и указал пути овладения .стой гоменчивостью. Мичурин доказал, что условия, в кото рых живет и развивается организм, приво дят к изменчивости. Человек может управ лять этой изменчивостью и планово созда вать нужные формы растений и животных не хуже, а лучше, чем это стихийно де лает природа. «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы». Эти слова Мичурина высечены на пьедестале сто памятника в Мичурин ске. Применяя единственно правильный, диа лектико-материалистический подход к изу чению растительного организма, Мичурин изучал растительный организм в процессе его развития и глубокого взаимодействия с внешней средой, в единстве с условиями жизни. На примере плодовых культур И. В. Ми чурин заложил основы учения об индиви дуальном развитии растительного организ ма. Он говорил, что селекционер, умело управляя индивидуальным развитием орга низма, тем самым может управлять на следственностью, изменять наследствен ные свойства организма в желательном для него направлении, формировать сорт с же лательными качествами и свойствами. Своим передовым биологическим учени ем Мичурин создал теоретическую основу для селекции, т. е. для выведения живых сортов растений и новых пород животных. Особенностью селекционных методов Мичурина является их глубокая теорети ческая обоснованность и творческая дей ственность. Выводя новые сорта, Мичурин не рассчитывал на случайную удачу,— он не был «кладоискателем» в селекции. Ми чурин сам подготовлял исходный живой материал, часто прибегая к гибридизации, т. е. искусственному скрещиванию. Можно с полным основанием утверждать, что имен но Мичурин создал науку о гибридизации. Крупнейших успехов добился Мичурин в области продвижения южных растений на север СССР. Отвергнув пучь пассивного щшопособления к природе и смело идя по пути ее преобразования в интересах чело века, оя создал свои замечательные сорта винограда и абрикоса, внедрение которых далеко отодвигает к северу границы этих южных культур. Мичуринские методы ш и роко используются в ^настоящее время для продвижения цитрусовых и других субтро пических культур в более северные райо ны— на Северный Кавказ, в Крым, на Украину. * * * Пятнадцать лет, прошедшие со дня смер ти Мичурина, были в нашей стране года ми освоения и дальнейшей творческой разработки мичуринского учения, успеш ного применения его в самых различных областях сельскохшя йств еганой практики и биологической наук». После смерти Мичурина его лучший по следователь академик Лысенко подхватил и высоко поднял знамя мичуринского на правления в биологической науке. Он от стоял мичуринское учение в непримири мой борьбе с представителями лженаучного менделизма-морганизма. Сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, состоявшаяся в августе 1948 г., вошла в историю биологической науки как победа мичуринского учения в биологии над реакционным менделизмом- морганизмом. Мичуринское учение, обогащенное в трудах Т. Д. Лысенко и других мичурин цев дальнейшими достижениями теории развития, проложило дорогу не только во все отрасли растениеводства, но и в ж и вотноводство. Сбывается мечта жизни Мичурина о преобразовании природы родной страны. Партия большевиков под руководством товарища Сталина организовала грандиоз ное наступление на засуху, выдвинула и претворяет в жизнь великий план преобра. зевания природы. Подчинение слепых сил природы человеку— благородное дело, ко торому посвятил свою прекрасную жизнь великий сын советского народа, гениаль ный ученый-новатор Иван Владимирович Мичурин— живет и побеждает в славных успехах социалист®че око го сельского хо зяйства. Лроф. С. ИСАЕВ. С в е тл а я доро га Э тот облик знаком нам с детства: глаз в морщинках зорко прищурен — словно хочет навеки вглядеться в сокровенья природы Мичурин. Мы играли в лапту И 8 прятки, но уже, проникаясь дерзаньем, на пришкольной маленькой грядке перед ним * держали экзамен. Мы уже пионерами были, и вел^л нам наш галстук красный, чтоб Мичурина знали, любили, чтоб мечтали мечтой его страстной. Мы гордились, что рядом— в Козлове ол работал для всех поколений, что его в приветственном слове возвеличил великий Ленин, что великий Сталин дал крылья для его сокровенных мечтаний... И мичуринское изобилье расцветало » в колхозном стане. И когда нам, навек увлеченным вдохновенья его полетом, приходилось солидным ученым без запинки сдавать зачеты, — нам казалось; с улыбкой мудрой появлялся он с нами рядом. И в мечтах комсомольское утро расцветало мичуринским садом. ~ Все, о чем нам стало делом мечталось, пелось, родным и желанным. Осчастливлена наша зрелость гениальным сталинским планом. И геологи, я садоводы, все мы стали единым строем. Мы степную нашу природу, как хозяева, пе_рестроим. Он прославил отечество наше светлым гением, мудрым взглядом. Вся отчизна все ярче и краше расцветает мичуринским садом. « - * К. ГУСЕВ. Памяти великого ученого-новатора Трудящиеся Воронежа и области вместе со всей страной отмечают 15-летие со дня смерти И. В. Мичурин*. В связи с этой датой Воронежское отделение Общества по распространению политических и научных знаний органи зует лекции для трудящихся города I сельской местности. Позавчера в област ной библиотеке состоялась лекция допен- та Воронежского сельскохозяйственного института В. Е. Заел на тему: «Мичу рин — основоположник советского твор ческого дарвинизма». Сегодня будут про читаны лекпии о жизни и творчестве ве ликого ученого в парке культуры и отды ха им. Кагановича, в саду строителей, в клубе им. Дзержинского и других куль турных учреждениях. В районы области выехала группа лекторов во главе с кандидатом сельскохозяйственных н аук т. Смольяниновым. В Сталинском, Коминтерновском и Кл- гаповичеком районах г. Воронежа, на ст.- Сомово Юго-Восточной железной дороги и других местах лекции о Мичурине прово дит областное лекционное бюро. * * * Среди посетителей областного мувея краеведения в эти дни особенным успе хом пользуется раздел «.Учение Мичури на». Привлекает внимание портрет вели кого ученого, написанный с натуры в 1934 году воронежским художником т. Васильевым. В разделе много экспона тов, таблиц, снимков и литературы, пока зывающих кипучую деятельность учено го-новатора. Ярко отображена также рабо та мичуринцев нашей области. Сотрудни ки отдела природы тт. Кременецкая и Леонов знакомят посетителей музея е мичуринским разделом, рассказывают о жизни д творчестве великого ученого. * * * При йвссошанской плодово-ягодной' станции открылось областное совещания колхозных садоводов и специалистов сель ского хозяйства , посвященное 15 -й годов щине со дня смерти И. В. Мичурина. После доклада на тему: «Последователя Мичурина в нашей области и задачи кол хозного садоводства» начнутся выступле ния с мест. Колхозные садоводы поделят ся опытом своей работы. Затем участники совещания ознакомятся с методами выра щивания новых мичуринских сортов фруктов и ягод. Об’ясяения будут давать работники плодово-ягодной станция, кан дидаты сельскохозяйственных н а ук тт* Ульянищев и Непорожний. * * * В большом актовом зале Воронежского сельскохозяйственного института 8 июня намечено провести расширенное заседание Ученого совета. С докладом на тему: «И. В. Мичурин — основоположник со ветского творческого дарвинизма» высту пит доцент В. К. Заец. Заведующая биб лиотекой института П. Н. Татаринова оборудовала выставку, посвященную жиз ни и деятельности ученого-новатора. Сотни студентов института сейчас на* годятся на практике в районах области^ В день 15-летия со дня смерти И. В. Ми чурина они проведут в колхозах лекция и беседы о великом преобразователе при роды и его последователях. Вдохновленные Мичуриным Пригородный поезд медленно подошел к голоса. Кто-то обижался, кому-то нехва- восту Каменка. Дружно высыпали изо всех вагонов юноши и девушки, легко оде тые и по-весеннему оживленные. Прямо от полотна железной дороги, в необозримые поля мягко зеленеющих ози мей уводил неширокий проселок. Было утро — погожее., теплое. Высоко в голубом мареве журчали невидимые жаворонки. Жаркое солнце лило потоки света на густые и ровные, сочно блестев шие зеленя. Вчера е утра прошел обиль ны й дождь, и земля, еще сырая, липла к подошвам. По сторонам сдали дымились зеленовато-желтыми облатками березки вперемежку с ветлами. Они распустились минувшей ночью. Тополи также сбросили клейкую, пахучую юожлщу своих почек. С шутками и смехом, группами, парами и в одиночку шли студенты, обгоняя друг друга; вспыхивала и замирала песня. Вместе со студентами шагали преподана, тели. Студенты 3-курса Мичуринского плодо овощного института шли на практику в свое учебное хозяйство «У да ре н» . Вдали показались белые постройки. Слева от построек блеснул пруд в окай млении молодого ивняка. На расстояния казалось — вода ,в пруде налита, ка к в зеленой чаше, вровень с берегами. Огибая пруд, проселок приводит к хозяйственным постройкам. Обширный двор учхоза запестрел лег кими лестными платьями, майками , косын ками. Студенты выносили со склада же лезные посадочные лопатки, садовые ин струменты. Другие теснились вокруг ру ководителей групп, получавших зэдаоти- уроки от преподавателей. Было шумно, дереый&алис.ь молодые тало инструмента. Кто-то настойчиво пов торял; — Ребята, а фотоаппарат мы захвати ли?... А фотоаппарат мы захватили? Уроки заданы, и студенты — с лопат ками, секачами, садовыми пилами, с са мым разнообразным инвентарем— растека лись, каждая группа на свой участок — в питомник®, на посадку сеянцев-дичков, в старый сад, еа обрезку и очистку де ревьев, в поле, на пахоту, на участки огородных культур. Руководили практикой молодые препо даватели, аспиранты, студенты -выпускни ки, заканчивающие в этом году учебу и ведущие научно - исадедовател 1 ьекую работу. На одном из участков плодового питом ника девушки заняты прищипкой боковых побегов саженцев. Девушка в синем пла тье и легкой светлой повязке на темных волосах помогает своим подругам, чьи руки еще неопытны, непривычны к этой рабо те. Она показывает, к а к надо лучше сде лать. 06‘ясчтяет точно и доходчиво. Это — Валя Киреева. Энергичная, по движная, бойкая. Ее мечта — вывести морозостойкие породы культурных плодо вых деревьев — такие, которые могли бы прижиться в самых суровых климатичес ких условиях. Вот почему темой своей дипломной ра боты Валя Киреева избрала биологию карликовых подвоев. Ее вдохновили ука зания великого преобразователя природы, Ивана Владимировича Мичурина, выска занные им не один раз в своих литератур, яы х трудах,— о народнохозяйственном зна чении карликовых пород плодовых де ревьев. Когда подруги спрашивают, почему именно она та к у в л е ч е т этой проблемой, Валя удивляется: — Но ведь в этом — будущее! Сейчас одна из главных задач в плодоводстве.— продвигать плодовые деревья дальше и дальше на север, к Полярному кр угу. Нам надо вырастить такие породы культур ной яблони, вишни, сливы, чтобы они жили я хорошо плодоносили в самых су ровых условиях. А для этого лучше всех других будут приспособлены карликовые формы. Близится день, когда Валя Киреева в актовом зале, перед большим столом, зт которым сядут ученые-плодоводы— много опытные продолжатели дела Мичурина, — будет защищать свою дипломную работу, в которую она вложила часть своей души. Она готовится к этому дню оо стра стью и верой в свои силы. Готовится к запейте дипломной работы и студент Семен Баку лик. Его тема —*- «Повышение качества семян ж к о й десной яблони». К а к и Валя Киреева и многие .другие, кончающие Плодоовощной инсти тут в городе Мичуринске молодью мичу ринцы, он думает о завтрашнем дне со ветского садоводства. Семен Вакулик хороню знает, какое ис ключительное значение придавал Иван Владимирович зарослям дикораступотх пло довых — плодовым лесам — этой неис черпаемой семейной базе социалистическо го садоводства. В своей статье «Что надо для расцвета плодоводства», впервые опубликованной в воронежской газете «Коммуна» (от 20 сентября 1934 г.) И. В. Мичурин писал: «Лично я обращаю внимание всех на заросли дикорастущих плодовых растений в Теллермайовском лесу, Борисоглебского района, и заросли в Острогожском, Буден новском, Илшттовском, Корочанском и Ко- ротоякгком районах, плодовые раститель ные фонды которых составляют свыше десяти тысяч гектаров... Эти заросли — не только прекрасная база для массового выращивания очень ценных дичков, без чего немыслимо развитие садоводства, но и прекрасная база для пашей кондитерской, консервной и винодельной промышленно сти». П исал Мичурин и о том, что ему «пер вому пришлось иеп (ьзоватъ в своей рабо те бесполезно произрастающие в течение многих тысячелетий дикие плодово-ягод ные растения», при помощи которых он создал ряд очень ценных сортов. Запомнились еше со школьной скамьи обращения Мичурина к детям, юным пио нерам, комсомольцам с призывом — м у чать дикорастущие плодово-ягодные ра стения, отбирать наиболее интересные формы по вкусу, урожаю, выносливости, собирать семена лесной яблони, груши, сливы и других диких плодовых деревьев для массового выращивания, чтобы по крыть весь Советский Союз цветущими садами и создать для всех трудящихся изобилие плодов и ягод. От своего отца, инвалида гражданской войны, партизана, знавшего Щорса и Бо женко, Семен Вакулик еще в раннем детст ве научился любить плодовые растения. В Плодоовощном институте имени Мичурина он получил хорошие знания. Здесь в нем родилось настойчивое стремление стать в ряды активных участников преобразования природы. Будучи летом 1949 года па практике в плодовых лесах Острогожского района, он работал на участках, принадлежащих Совхозу дикорастущих плодовых; здесь он сделал много прививок черенков яблони Китайки и груши Уссурийской в пеньки многолетних диких яблонь и груш. С практики Вакулик вернулся энтузи астом работы о дикорастущим® плодовыми деревьями. Тогда же он выступил на студенческом кружке дарвин истов-мичу риниев с докла дом о плодовых лесах Воронежской обла сти, ка к мощной семенной базе социали стического плодоводства . Работа комсо мольца Вакулпка о повышении качества семян лесной яблони 6 ыла послана, вместе с другими студенческим® работами, в Москву на межвузовскую научную кон ференцию... Гений Мичурина одушевил па творче ский труд многих из числа кончающих в этом году институт. Ряд интересных студенческих работ по священ вопросам дальнейшего улучшения огородных и бахчевых культура для сред ней полосы европейской части Советского Союза. Содержательны работы — Нины Стпщыной— о подборе, испытании и улуч шении сортов томатов, Раи Тимошенко— об однолетней культуре лука для средней по лосы. Студент Сизов занят проблемой улучшения качества и скороспелости ды ни и арбуза. Ярко горит пламень творческой мысли в стенах основанного Мичуриным Плодо овощного института. Здесь куются кадры работников передовой мичуринской науки. Сюда стремятся со всех концов, изо всех республик нашей многонациональной стра ны молодые люди, чтобы посвятить себя великому делу преобразования природы. Среди студентов Мичуринского плодо овощного института имеются представите ли тринадцати союзных республик. Здесь учится молодежь городов и сел Советского Союза. В нашей стране много сельскохозяйст венных вузов. Но в этом небольшом ста ринном русском городе много лет жил сам Иван Владимирович. Он ходил по этим зе леным улица*. Он читал лекции в этом трехэтажном здании, которое здесь лю бовно называют — вуз имени Мичурина. Вот почему для молодежи, избравшей плодоовощное направление, дорого — учиться именно в Мичуринске. Вот поче му девушки и юноши едут сюда со всех концов Советского Союза. Еше задолго до 7 июня — пятнадцати летия со дня смерти Мичурина, начался наплыв приезжих в город. Посланцы колхозов, школ, техникумов, учреждений * приезжают в одиночку и партиями, экс курсанты— в Центральную генетическую лабораторию, в Основной питомник и дом- музей Мичурина. Особенно много молодежи, © каким-то благоговейным вниманием осматривающей места, где жил и трудился Мичурин... Из вагона скорого поезда вышли на платформу вокзала три девушки-таджичк®. Все три маленького роста, в национальной одежде, с яркими тюбетейками на черных, туго заплетенных косах. Ош постояли, озираясь большим® черным® глазами, на платформе, залитой солнечным светом, разыскивая к кому бы обратиться, и когда толпа пассажиров схлынула, та, которая выглядела постарше, подошла к контролеру у вокзального входа. — Товарищ, ка к нам пройти к Мичу рину? Она очень плохо говорила по-русски. Но контролер сразу понял. — Вам в дом-музей Мичурина?.. Так надо ж отдохнуть сначала... Это — за ре кой. Километра три... А вы пойдите в комнату отдыха, сдайте вещи в камеру хранения... Девушки-таджички, захватив свои че моданчики, пошли в вокзал. Но по дороге над дверями одной из вокзальных комнат прочитали, что здесь открыта выставка, посвященная жизни и деятельности Ивана Владимировича Мичурина. Они зашли в эту комнату ж оставались в ней долго, среди других посетителей, молчаливо и сосредоточенно разглядывая фотографии, прекрасно сделанные муляжи мичуринских плодов, цветные карты , раглядно показы вающие победное распространение мичу ринских сортов по Советскому Союзу. Здесь же девушкам-таджичкам подробно цаесщали — ка к ближе пройти в дом- ч у з е й и в зн а Владемировича Мичурина. * Б. ДАЛЬНИЙ, *** е. Мичуринск,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz