Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

% К О М М У Н А 7 и ю н я 1950 г., № 112 (5 8 9 9 ) Гениальный преобразователь природы (К 15-летию СО ДНЯ СМЕРТИ И. В. МИЧУРИНА) П я т т а т ь лет ваша — 7 и м я 1935 года— закончил свой жизненный путь ве­ ликий русский ученый, гениальный преоб­ разователь природы И ван Владимирович Мичурин. И. В. Мичурин родился в 1855 поду в Пронском уезде, Рязанской губерния. Пос­ ле смерти отца он вынужден был посту­ пить конторщиком на станцию Козлов Ря­ зано-Уральской железной дорого. Скудного заработка — 12 рублей в месяц — едва хватало на самую скромную жизнь. Уже в ту пору молодой Мичурин увлекался епы- талга с растениями. Для этого он заарен­ довал небольшой пустырь с запущенным садиком. На этом маленьком клочке земли в 130 кв. саженей Мичурин начал свои за­ мечательные эксперименты. Через некото­ рое время он да. другом участке организо­ вал опытный плодовый питомник. Тяжело было работать Мичурину в мрач­ ную эпоху царизма. В то время наука была отгорожена от народных масс, а от­ дельные олиночки-новаторы, пытавшиеся осуществить свои творческие замыслы, не получали поддержки. Только после Великой Октябрьской со­ циалистической революции Мичурину бы­ ли созданы благоприятные возможности для плодотворной деятельности на благо Родины. Великий Ленин прозорливо разгадал в Мичурине ученого-новатора.. Он открыл Мичурина для науки и народа и в трудное для советской страны время оказал Мичу­ рину поддержку в его творческих трудах. Великий Сталин обеспечил дальнейший расцвет работ Мичурина и вывел мичурин­ ское учение на широкую творческую до­ рогу. Дело Мичурина получило в нашей стране невиданное развитие. Когда весь советский народ отмечал 80-летие жизни и 60-летие славных тру­ дов И. В. Мичурина, юбиляр получил приветственную телеграмму товарища Сталина. В ответном письме П. В. Сталину И. В. Мичурин писал: «Коммунистическая партия и рабочий класс дали мне все необходимое — все, чего может желать экспериментатор для своей работы... За все это Вам, руково­ дителю, дорогому вождю трудящихся масс, строящих новый мир — мир радостного труда, приношу всеми 60 годами моей ра­ боты благодарность, преданность и лю­ бовь». Мичурин: был народным ученым, свя­ занным с миллионами трудящихся, вер­ ным сыном своей Родины. Он мечтал ви­ деть советскую страну покрытой прекрас- еыми садами. Победа созданного И. В. Мичуриным био­ логического учения и внедрение его дости­ жений в практику— яркий пример безгра­ ничных возможностей, созданных ооцтали- стичеешм обществом для расцвета народ­ ных талантов и широчайшего применения и х творческих достижений на благо народа. * * * Замечательны результаты тру,та И. В. Мичурина: свыше 300 сортов плодовых, ягодных, овощных, технических и декора­ тивны х растений оставил он нашей Ро­ дине. Но богатейшее наследие Мичурина за­ ключается не только в его практических достижениях. Еще белыпее значение имеет теоретическое наследие великого ученого, его передовая биологическая теория. Шестидесятилетиями трудами И. В. Ми­ чурина заложены основы советской агро­ биологии — науки, вскрывающей общие закономерности в жизни и развитии расте­ ний И ЖИВОТНЫХ. Великий преобразователь природы 'И. В. Мичурин выдвинул девиз: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача». Товарищ Молотов в своем докладе «31-я годовщина Великой Октябрьской сопиалистической революции», напоминая этот знаменитый мичуринский девиз, го­ ворил: «Этот мичуринский завет, можно ска­ зать, проникнут большевистским духом и зовет гае только работнике© науки, но и миллионы практиков сельского хозяйства к живой творческой работе да пользу и ставу нашего народа». И. В. Мичурин своим® гениальными1 трудами и открытиями опроверг реакцион­ ную теорию менделизма-морганизма, пока­ зал ее несостоятельность и лженаучпость. Мичурин! считал, что менделизм противо­ речит естественной правде в природе, перед которой не устоит никакое искусственное сплетшие ошибочно понятых явлений. И. В. Мичурин заложил основы подлин­ но-научной материалистической мичурин­ ской генетики, обогащенной далее в рабо­ тах Т. Д. Лысенко. Мичуринская генетика исходит го признания единства организма и условий жизни. Она утверждает зависи­ мость свойств наследственности от харак­ тера воздействия внешней среды. Мичуринское учение доказало, что при­ знак,и и свойства, возникающие при раз­ витии организма под влиянием внешней среды, могут передаваться по наследству следующим поколениям. Это учение яв­ ляется новым, высшим этапом в развитии дарвинизма, в развитии матери алистиче- ской биологии. Начало научной биологии было положе­ но Дарвином, но Дарвин лишь об’яснял развитие органического мира, а Мичурин научил преобразовывать этот органический мир. Великая заслуга Мичурина перед нау­ кой заключается в том, что он заложил научные основы изучения причин, вызы­ вающих первоначальные изменения расти­ тельных форм, и указал пути овладения .стой гоменчивостью. Мичурин доказал, что условия, в кото­ рых живет и развивается организм, приво­ дят к изменчивости. Человек может управ­ лять этой изменчивостью и планово созда­ вать нужные формы растений и животных не хуже, а лучше, чем это стихийно де­ лает природа. «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы». Эти слова Мичурина высечены на пьедестале сто памятника в Мичурин­ ске. Применяя единственно правильный, диа­ лектико-материалистический подход к изу­ чению растительного организма, Мичурин изучал растительный организм в процессе его развития и глубокого взаимодействия с внешней средой, в единстве с условиями жизни. На примере плодовых культур И. В. Ми­ чурин заложил основы учения об индиви­ дуальном развитии растительного организ­ ма. Он говорил, что селекционер, умело управляя индивидуальным развитием орга­ низма, тем самым может управлять на­ следственностью, изменять наследствен­ ные свойства организма в желательном для него направлении, формировать сорт с же­ лательными качествами и свойствами. Своим передовым биологическим учени­ ем Мичурин создал теоретическую основу для селекции, т. е. для выведения живых сортов растений и новых пород животных. Особенностью селекционных методов Мичурина является их глубокая теорети­ ческая обоснованность и творческая дей­ ственность. Выводя новые сорта, Мичурин не рассчитывал на случайную удачу,— он не был «кладоискателем» в селекции. Ми­ чурин сам подготовлял исходный живой материал, часто прибегая к гибридизации, т. е. искусственному скрещиванию. Можно с полным основанием утверждать, что имен­ но Мичурин создал науку о гибридизации. Крупнейших успехов добился Мичурин в области продвижения южных растений на север СССР. Отвергнув пучь пассивного щшопособления к природе и смело идя по пути ее преобразования в интересах чело­ века, оя создал свои замечательные сорта винограда и абрикоса, внедрение которых далеко отодвигает к северу границы этих южных культур. Мичуринские методы ш и­ роко используются в ^настоящее время для продвижения цитрусовых и других субтро­ пических культур в более северные райо­ ны— на Северный Кавказ, в Крым, на Украину. * * * Пятнадцать лет, прошедшие со дня смер­ ти Мичурина, были в нашей стране года­ ми освоения и дальнейшей творческой разработки мичуринского учения, успеш­ ного применения его в самых различных областях сельскохшя йств еганой практики и биологической наук». После смерти Мичурина его лучший по­ следователь академик Лысенко подхватил и высоко поднял знамя мичуринского на­ правления в биологической науке. Он от­ стоял мичуринское учение в непримири­ мой борьбе с представителями лженаучного менделизма-морганизма. Сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, состоявшаяся в августе 1948 г., вошла в историю биологической науки как победа мичуринского учения в биологии над реакционным менделизмом- морганизмом. Мичуринское учение, обогащенное в трудах Т. Д. Лысенко и других мичурин­ цев дальнейшими достижениями теории развития, проложило дорогу не только во все отрасли растениеводства, но и в ж и ­ вотноводство. Сбывается мечта жизни Мичурина о преобразовании природы родной страны. Партия большевиков под руководством товарища Сталина организовала грандиоз­ ное наступление на засуху, выдвинула и претворяет в жизнь великий план преобра. зевания природы. Подчинение слепых сил природы человеку— благородное дело, ко­ торому посвятил свою прекрасную жизнь великий сын советского народа, гениаль­ ный ученый-новатор Иван Владимирович Мичурин— живет и побеждает в славных успехах социалист®че око го сельского хо­ зяйства. Лроф. С. ИСАЕВ. С в е тл а я доро га Э тот облик знаком нам с детства: глаз в морщинках зорко прищурен — словно хочет навеки вглядеться в сокровенья природы Мичурин. Мы играли в лапту И 8 прятки, но уже, проникаясь дерзаньем, на пришкольной маленькой грядке перед ним * держали экзамен. Мы уже пионерами были, и вел^л нам наш галстук красный, чтоб Мичурина знали, любили, чтоб мечтали мечтой его страстной. Мы гордились, что рядом— в Козлове ол работал для всех поколений, что его в приветственном слове возвеличил великий Ленин, что великий Сталин дал крылья для его сокровенных мечтаний... И мичуринское изобилье расцветало » в колхозном стане. И когда нам, навек увлеченным вдохновенья его полетом, приходилось солидным ученым без запинки сдавать зачеты, — нам казалось; с улыбкой мудрой появлялся он с нами рядом. И в мечтах комсомольское утро расцветало мичуринским садом. ~ Все, о чем нам стало делом мечталось, пелось, родным и желанным. Осчастливлена наша зрелость гениальным сталинским планом. И геологи, я садоводы, все мы стали единым строем. Мы степную нашу природу, как хозяева, пе_рестроим. Он прославил отечество наше светлым гением, мудрым взглядом. Вся отчизна все ярче и краше расцветает мичуринским садом. « - * К. ГУСЕВ. Памяти великого ученого-новатора Трудящиеся Воронежа и области вместе со всей страной отмечают 15-летие со дня смерти И. В. Мичурин*. В связи с этой датой Воронежское отделение Общества по распространению политических и научных знаний органи­ зует лекции для трудящихся города I сельской местности. Позавчера в област­ ной библиотеке состоялась лекция допен- та Воронежского сельскохозяйственного института В. Е. Заел на тему: «Мичу­ рин — основоположник советского твор­ ческого дарвинизма». Сегодня будут про­ читаны лекпии о жизни и творчестве ве­ ликого ученого в парке культуры и отды­ ха им. Кагановича, в саду строителей, в клубе им. Дзержинского и других куль­ турных учреждениях. В районы области выехала группа лекторов во главе с кандидатом сельскохозяйственных н аук т. Смольяниновым. В Сталинском, Коминтерновском и Кл- гаповичеком районах г. Воронежа, на ст.- Сомово Юго-Восточной железной дороги и других местах лекции о Мичурине прово­ дит областное лекционное бюро. * * * Среди посетителей областного мувея краеведения в эти дни особенным успе­ хом пользуется раздел «.Учение Мичури­ на». Привлекает внимание портрет вели­ кого ученого, написанный с натуры в 1934 году воронежским художником т. Васильевым. В разделе много экспона­ тов, таблиц, снимков и литературы, пока­ зывающих кипучую деятельность учено­ го-новатора. Ярко отображена также рабо­ та мичуринцев нашей области. Сотрудни­ ки отдела природы тт. Кременецкая и Леонов знакомят посетителей музея е мичуринским разделом, рассказывают о жизни д творчестве великого ученого. * * * При йвссошанской плодово-ягодной' станции открылось областное совещания колхозных садоводов и специалистов сель­ ского хозяйства , посвященное 15 -й годов­ щине со дня смерти И. В. Мичурина. После доклада на тему: «Последователя Мичурина в нашей области и задачи кол­ хозного садоводства» начнутся выступле­ ния с мест. Колхозные садоводы поделят­ ся опытом своей работы. Затем участники совещания ознакомятся с методами выра­ щивания новых мичуринских сортов фруктов и ягод. Об’ясяения будут давать работники плодово-ягодной станция, кан­ дидаты сельскохозяйственных н а ук тт* Ульянищев и Непорожний. * * * В большом актовом зале Воронежского сельскохозяйственного института 8 июня намечено провести расширенное заседание Ученого совета. С докладом на тему: «И. В. Мичурин — основоположник со­ ветского творческого дарвинизма» высту­ пит доцент В. К. Заец. Заведующая биб­ лиотекой института П. Н. Татаринова оборудовала выставку, посвященную жиз­ ни и деятельности ученого-новатора. Сотни студентов института сейчас на* годятся на практике в районах области^ В день 15-летия со дня смерти И. В. Ми­ чурина они проведут в колхозах лекция и беседы о великом преобразователе при­ роды и его последователях. Вдохновленные Мичуриным Пригородный поезд медленно подошел к голоса. Кто-то обижался, кому-то нехва- восту Каменка. Дружно высыпали изо всех вагонов юноши и девушки, легко оде­ тые и по-весеннему оживленные. Прямо от полотна железной дороги, в необозримые поля мягко зеленеющих ози­ мей уводил неширокий проселок. Было утро — погожее., теплое. Высоко в голубом мареве журчали невидимые жаворонки. Жаркое солнце лило потоки света на густые и ровные, сочно блестев­ шие зеленя. Вчера е утра прошел обиль­ ны й дождь, и земля, еще сырая, липла к подошвам. По сторонам сдали дымились зеленовато-желтыми облатками березки вперемежку с ветлами. Они распустились минувшей ночью. Тополи также сбросили клейкую, пахучую юожлщу своих почек. С шутками и смехом, группами, парами и в одиночку шли студенты, обгоняя друг друга; вспыхивала и замирала песня. Вместе со студентами шагали преподана, тели. Студенты 3-курса Мичуринского плодо­ овощного института шли на практику в свое учебное хозяйство «У да ре н» . Вдали показались белые постройки. Слева от построек блеснул пруд в окай­ млении молодого ивняка. На расстояния казалось — вода ,в пруде налита, ка к в зеленой чаше, вровень с берегами. Огибая пруд, проселок приводит к хозяйственным постройкам. Обширный двор учхоза запестрел лег­ кими лестными платьями, майками , косын­ ками. Студенты выносили со склада же­ лезные посадочные лопатки, садовые ин­ струменты. Другие теснились вокруг ру­ ководителей групп, получавших зэдаоти- уроки от преподавателей. Было шумно, дереый&алис.ь молодые тало инструмента. Кто-то настойчиво пов­ торял; — Ребята, а фотоаппарат мы захвати­ ли?... А фотоаппарат мы захватили? Уроки заданы, и студенты — с лопат­ ками, секачами, садовыми пилами, с са­ мым разнообразным инвентарем— растека­ лись, каждая группа на свой участок — в питомник®, на посадку сеянцев-дичков, в старый сад, еа обрезку и очистку де­ ревьев, в поле, на пахоту, на участки огородных культур. Руководили практикой молодые препо­ даватели, аспиранты, студенты -выпускни­ ки, заканчивающие в этом году учебу и ведущие научно - исадедовател 1 ьекую работу. На одном из участков плодового питом­ ника девушки заняты прищипкой боковых побегов саженцев. Девушка в синем пла­ тье и легкой светлой повязке на темных волосах помогает своим подругам, чьи руки еще неопытны, непривычны к этой рабо­ те. Она показывает, к а к надо лучше сде­ лать. 06‘ясчтяет точно и доходчиво. Это — Валя Киреева. Энергичная, по­ движная, бойкая. Ее мечта — вывести морозостойкие породы культурных плодо­ вых деревьев — такие, которые могли бы прижиться в самых суровых климатичес­ ких условиях. Вот почему темой своей дипломной ра­ боты Валя Киреева избрала биологию карликовых подвоев. Ее вдохновили ука­ зания великого преобразователя природы, Ивана Владимировича Мичурина, выска­ занные им не один раз в своих литератур, яы х трудах,— о народнохозяйственном зна­ чении карликовых пород плодовых де­ ревьев. Когда подруги спрашивают, почему именно она та к у в л е ч е т этой проблемой, Валя удивляется: — Но ведь в этом — будущее! Сейчас одна из главных задач в плодоводстве.— продвигать плодовые деревья дальше и дальше на север, к Полярному кр угу. Нам надо вырастить такие породы культур­ ной яблони, вишни, сливы, чтобы они жили я хорошо плодоносили в самых су­ ровых условиях. А для этого лучше всех других будут приспособлены карликовые формы. Близится день, когда Валя Киреева в актовом зале, перед большим столом, зт которым сядут ученые-плодоводы— много­ опытные продолжатели дела Мичурина, — будет защищать свою дипломную работу, в которую она вложила часть своей души. Она готовится к этому дню оо стра­ стью и верой в свои силы. Готовится к запейте дипломной работы и студент Семен Баку лик. Его тема —*- «Повышение качества семян ж к о й десной яблони». К а к и Валя Киреева и многие .другие, кончающие Плодоовощной инсти­ тут в городе Мичуринске молодью мичу­ ринцы, он думает о завтрашнем дне со­ ветского садоводства. Семен Вакулик хороню знает, какое ис­ ключительное значение придавал Иван Владимирович зарослям дикораступотх пло­ довых — плодовым лесам — этой неис­ черпаемой семейной базе социалистическо­ го садоводства. В своей статье «Что надо для расцвета плодоводства», впервые опубликованной в воронежской газете «Коммуна» (от 20 сентября 1934 г.) И. В. Мичурин писал: «Лично я обращаю внимание всех на заросли дикорастущих плодовых растений в Теллермайовском лесу, Борисоглебского района, и заросли в Острогожском, Буден­ новском, Илшттовском, Корочанском и Ко- ротоякгком районах, плодовые раститель­ ные фонды которых составляют свыше десяти тысяч гектаров... Эти заросли — не только прекрасная база для массового выращивания очень ценных дичков, без чего немыслимо развитие садоводства, но и прекрасная база для пашей кондитерской, консервной и винодельной промышленно­ сти». П исал Мичурин и о том, что ему «пер­ вому пришлось иеп (ьзоватъ в своей рабо­ те бесполезно произрастающие в течение многих тысячелетий дикие плодово-ягод­ ные растения», при помощи которых он создал ряд очень ценных сортов. Запомнились еше со школьной скамьи обращения Мичурина к детям, юным пио­ нерам, комсомольцам с призывом — м у ­ чать дикорастущие плодово-ягодные ра­ стения, отбирать наиболее интересные формы по вкусу, урожаю, выносливости, собирать семена лесной яблони, груши, сливы и других диких плодовых деревьев для массового выращивания, чтобы по­ крыть весь Советский Союз цветущими садами и создать для всех трудящихся изобилие плодов и ягод. От своего отца, инвалида гражданской войны, партизана, знавшего Щорса и Бо­ женко, Семен Вакулик еще в раннем детст­ ве научился любить плодовые растения. В Плодоовощном институте имени Мичурина он получил хорошие знания. Здесь в нем родилось настойчивое стремление стать в ряды активных участников преобразования природы. Будучи летом 1949 года па практике в плодовых лесах Острогожского района, он работал на участках, принадлежащих Совхозу дикорастущих плодовых; здесь он сделал много прививок черенков яблони Китайки и груши Уссурийской в пеньки многолетних диких яблонь и груш. С практики Вакулик вернулся энтузи­ астом работы о дикорастущим® плодовыми деревьями. Тогда же он выступил на студенческом кружке дарвин истов-мичу риниев с докла­ дом о плодовых лесах Воронежской обла­ сти, ка к мощной семенной базе социали­ стического плодоводства . Работа комсо­ мольца Вакулпка о повышении качества семян лесной яблони 6 ыла послана, вместе с другими студенческим® работами, в Москву на межвузовскую научную кон­ ференцию... Гений Мичурина одушевил па творче­ ский труд многих из числа кончающих в этом году институт. Ряд интересных студенческих работ по­ священ вопросам дальнейшего улучшения огородных и бахчевых культура для сред­ ней полосы европейской части Советского Союза. Содержательны работы — Нины Стпщыной— о подборе, испытании и улуч­ шении сортов томатов, Раи Тимошенко— об однолетней культуре лука для средней по­ лосы. Студент Сизов занят проблемой улучшения качества и скороспелости ды­ ни и арбуза. Ярко горит пламень творческой мысли в стенах основанного Мичуриным Плодо­ овощного института. Здесь куются кадры работников передовой мичуринской науки. Сюда стремятся со всех концов, изо всех республик нашей многонациональной стра­ ны молодые люди, чтобы посвятить себя великому делу преобразования природы. Среди студентов Мичуринского плодо­ овощного института имеются представите­ ли тринадцати союзных республик. Здесь учится молодежь городов и сел Советского Союза. В нашей стране много сельскохозяйст­ венных вузов. Но в этом небольшом ста­ ринном русском городе много лет жил сам Иван Владимирович. Он ходил по этим зе­ леным улица*. Он читал лекции в этом трехэтажном здании, которое здесь лю­ бовно называют — вуз имени Мичурина. Вот почему для молодежи, избравшей плодоовощное направление, дорого — учиться именно в Мичуринске. Вот поче­ му девушки и юноши едут сюда со всех концов Советского Союза. Еше задолго до 7 июня — пятнадцати­ летия со дня смерти Мичурина, начался наплыв приезжих в город. Посланцы колхозов, школ, техникумов, учреждений * приезжают в одиночку и партиями, экс­ курсанты— в Центральную генетическую лабораторию, в Основной питомник и дом- музей Мичурина. Особенно много молодежи, © каким-то благоговейным вниманием осматривающей места, где жил и трудился Мичурин... Из вагона скорого поезда вышли на платформу вокзала три девушки-таджичк®. Все три маленького роста, в национальной одежде, с яркими тюбетейками на черных, туго заплетенных косах. Ош постояли, озираясь большим® черным® глазами, на платформе, залитой солнечным светом, разыскивая к кому бы обратиться, и когда толпа пассажиров схлынула, та, которая выглядела постарше, подошла к контролеру у вокзального входа. — Товарищ, ка к нам пройти к Мичу­ рину? Она очень плохо говорила по-русски. Но контролер сразу понял. — Вам в дом-музей Мичурина?.. Так надо ж отдохнуть сначала... Это — за ре­ кой. Километра три... А вы пойдите в комнату отдыха, сдайте вещи в камеру хранения... Девушки-таджички, захватив свои че­ моданчики, пошли в вокзал. Но по дороге над дверями одной из вокзальных комнат прочитали, что здесь открыта выставка, посвященная жизни и деятельности Ивана Владимировича Мичурина. Они зашли в эту комнату ж оставались в ней долго, среди других посетителей, молчаливо и сосредоточенно разглядывая фотографии, прекрасно сделанные муляжи мичуринских плодов, цветные карты , раглядно показы­ вающие победное распространение мичу­ ринских сортов по Советскому Союзу. Здесь же девушкам-таджичкам подробно цаесщали — ка к ближе пройти в дом- ч у з е й и в зн а Владемировича Мичурина. * Б. ДАЛЬНИЙ, *** е. Мичуринск,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz