Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
А и ю ч я 1950 г , № 110 (5 8 9 7 ) К О М М У Н А Л и т е р а т у р н Лдуре^т Сталинской премии писатель К. А. Федин с увлечением занимается садоводством. В своем саду он посадил яблони и вишни, возделывает клубнику. Занятия в саду — любимый отдых писателя, работающего сейчас над новым ро маном. На снимке; К. А, Федин в своем саду. ___________ ' Фото А. Лесс (ТАСС). Знамя мира Письмо Дм. Медведева липецким читателям Автор широко шшестной кни ги «Это бы ло под Ровно», Герой Советского Союза Дм. Медведев прислал своим липецким чи тателям письмо, в котором говорится: «Отряд, которым мне довелось командо вать в годы Великой Отечественной войны, насчитывал свыше тысячи трехсот человек и занимался ои партизанскими действиями против гитлеровцев по городам, одним из которых был — Ровно. Действовать прихо дилось не большими подразделениями, как обыкновенно действовали все другие парта, занские отряды, а в одиночку каждому на шему разведчику или же группами по три— четыре человека. Кроме разведчиков, которых мы посылали в города из отряда, в городах действовали подпольные больше- в и т кие организация, которые по усло виям конспирации также были раздроблены на небольшие звенья. С этими патриотами мы также были связаны и руководили их работой. Когда я садился за работу над книгой, !я поставил своей заданей более полно от разить в ней работу наших партизан, раз ведчиков и подпольщиков. Я обратился с письмами примерно к четыремстам товари щей, адреса которых мне были известны, и просил их прислать мне свои воспомина ния. Они не замедлили выполнить мою просьбу, и в моем распоряжении оказался обширный материал, который и был мною использован в книге. Таким образом, получилось, что книга «Это было под Ровно» написана ее мною, а всем нашим отрядом. «Это было под Ровно» рассчитана на юных читателей, на наши подрастающие поколения, хотя она с неменьшим интере сом читается и взрослыми. Учитывая мно гочисленные пожелания читателей, я вновь сел за стол и закончил работу над новой книгой. Она названа мной «Сильные ду хом». В этой книге, помимо более обшир ного описания личностей Николая Ивано вича Кузнецова, Валентины Довгер а дру гих героев, известных по прежней книге, я довольно подробно описал деятельность одной из трех подпольных организаций, действювавпмх в городе Ровно,— организа ции, которой руководил посланец ЦК КП (б)У Терентий Федорович Новак». ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖ О К Второй год ор« клубе Ворошиловского районе г. Воронежа работаем литератур ный ~ кружок. Вначале в нем занимались лишь пять человек, г сейчас он об‘еди- няет свыше 15 молодых литераторов- рабочих. Регулярно собираясь, кружковцы изучают творчество писателей-классиков, романы, повести, стихотворения лучших советских писателей. _____ Мы в центре мира. Алый стяг над нами. На миг как будто замерли сердца. И только слышно, как трепещет знамя Над куполом кремлевского дворца. Полно неиссякаемого света, Оно алеет в синеватой мгле. И кажется, к нему в мгновенье это Обращены все люди на земле. Оно огнем горит над целым миром, Неукротимо, пламенно всегда. Им осенен, ходил на подвиг Киров, Чапаев брал в сраженье города. Буденновских полков кавалеристы Под ним врага рубили на скаку. Его несли герои-коммунисты По тонкому кронштадтскому ледку. Над черными стропилами рейхстага Оно потемки мрачные прожгло. Под ним. приняв великую присягу, К свободе человечество пошло. Оно с бойцами на врагов бросалось, Неслось навстречу посвисту свинца. Горячих ран целительно касалось, Запрятанное на груди бойца. Оно сильнее всякого тарана Тьму ночи разрывает в наши дни. Озарена им древняя Тирана, Над Бухарестом от него — огни. Оно сейчас, куда глаза ни кинь, Поезд мчится, как большая птица, Станция мелькнула — уплыла. Ведь не даром часто говорится, Что на паровозе два крыла. И недаром за крылом за правым Комсомолец-машинист стоит. Двадцать лет ему, но он по праву На своей дороге знаменит. И недаром за крылом за левым Трудится помощник молодой, Кормит топку рудниковым хлебом. Поит досыта котел водой. Машинист слегка нахмурил брови, Всматриваясь пристально вперед: На участке этом трудный профиль Носит кличку «чортовых ворот». Тяжелей дыханье паровоза, Спуск сменяет затяжной под‘ем. шумит, ни на минуту не стихая. Под ним проходят докеры Шанхая, С ним к новой жизни тронулся Пекин. Оно и там, где сжатые железом, Борцы народа трудный бой ведут. Оно — в сердцах Тольятти и Тореза, Оно брбсает свет на их редут. Оно незримо реет над могилой Бойцов за мир, что в Бирме полегли. Оно несет народам мир — и силу Стоять за мир во,всех концах земли. ... Мы в центре •ф а . Здесь под нашим стягом народов руки сложены в древко. Здесь, наполняясь силой и отвагой, Сердцам дышать особенно легко. Здесь наша мысль летит со стягом вровень, Что рвется вдаль и вспыхивает весь. На нем алеют капли нашей крови, В нем — наша доблесть, преданность и честь. Он, как маяк, горит над нашим краем, Его сиянье — всюду и везде. Мы по нему дорогу выверяем В любом походе и в любом труде Анатолий АБРАМОВ. Машинист сказал:—Хоть как он прозван, Мы его по графику пройдем! Жмет таким движением на реверс — Точно руку дружескукь жмет Как живая, мастеру доверясь. Развила машина полный ход. Огоньку помощник подбавляет, Кочегар готовит смесь углей. Пройдена труднейшая кривая, Стук колес ровней и веселей! И бегут, зеленые на диво, По дуге назад леса, поля... Без границ вокруг локомотива Светлая раскинулась земля! ... Раньше графика на час пятнадцать Машинист входной свисток дает. Самой быстрой птице не угнаться За стремленьем молодым вперед! Ю. НИКОЛАЕВ. Д е н е к се го д н я вы д а л с я п о го ж и й , Д ы м к и В О Г Р Э С а т я н у т с я в зе н и т. О с та н о в и с ь , п р и с л уш а й с я , п р о х о ж и й , К а к го р о д н аш т р а м в а я м и зв е н и т. П о с л уш а й к а к в ц е х а х п о ю т м о то ры , В см о тр и с ь в д ом а , что ввы сь устремлены. Р а с т е т н аш го р о д ! Г о р о д то т, ко т о р ы й , К а к мы , п о зн а л все т я го т ы войны . Н а в а х ты в цехи мы п р иш л и из боя, Д в о р ц о в и ш к о л в о зв од им ?э т а ж и . М ы д л я т о го се го д н я зд а н ь я стр о им , Ч т о б л ю д я м в н и х в ека с п о ко й н о ж и т ь . Владимир АЗАРИН. Н а в с е г д а ! п я т и с о т н и к и у ПИСАТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖА ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА Раз в неделю Воронежекие писатели со бираются на творчески© вечера. Два вече ра были посвящены читке новой повести Ал. Шубина «Большая Лукавка». В июне будут также обсуждены повеет» Констан тина Локотков а «Содружество» и Николая Коноплина «Что такое весна». ОЬ ЕДИНЕНИЕ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ По решению общего, собрания Воронеж-* еких писателей, работа об винения моло дых авторов будет проводиться совместно с литературной группой, созданной при ре дакции газеты «Коммуна» Помимо разбора произведений молодых авторов для них будут читаться лекции по теории литературы и критики. В конце июня писатель М. Сергеенко прочтет лекцию на тему: «А. М. Горький— учитель молодых писателей», в дальней шем будут также прочитаны лекции 0. Кротовой «Больгоеиистская партия и советская литература», М Подобедовьгм «В. Г. Белинсюйй — великий критик», В. Петровым «Работа А. Серафимовича с рукописями молодых авторов», К. Гусевым «Поэтика В. Маяковского» и другие. Лучшие произведения молодых нисателей после критического разбора будут рекомен дованы для опубликования в литературных страницах газет «Коммуна» и «Молодой коммунар», в альманахе «Литературный Воронеж»’ и в сборнике молодых литерато ров в Москве. ТЕАТР И ДРАМАТУРГИ Несколько дней назад на партийном соб рании отделения Союза советских писате лей обсуждался вопрос о задачах воронеж ских писателей в области драматургии. И докладчик М. Сергеенко и выступившие затем в прениях В. Петров, М. Подобедов, Н. Смоленский, Н. Данилов и другие това рищи отмечали г серьезные недостатки в работе писателей-драматургов. Вместе с тем они указали, что руководители об ластного отдела по делам искусств, ре жиссеры воронежских театров слабо рабо тают с местными драматургами, творчески не связаны с ними. Более года в театре музыкальной комедии лежат либретто оюе- ретт В. Петрова и Б. Дальнего. В ближайшее время писатели обсудят новые пьесы Н. Смоленского «Студенты» и Ф. Волохова «Мы пойдем дальше». «СТОРОНА РОДНАЯ» Так называется повесть молодого воро нежского писателя И. Сидельникова. Ее основная тема — восстановление и пере устройство колхозного ом а, разрушав»*» немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации западных районов Воро нежской области. В повести показываются великая жиз- пенная сила колхозного строя, духовный рост советского крестьянства, неисчерпае мые возможности развития общественного богатства. В повести отображена организующая роль сельских коммунистов Степана Пели- хова, секретаря райкома Сальникова, Сер гея Анохина и других вожаков колх.ю- ных масс. Повесть намечена к опубликованию в альманахе «Литературный Воронеж». ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ В летние месяцы воронежские писатели проведут ряд читательских конференций, на которых будут обсуждены произведе ния, напечатанные в альманахе «Литера турный Воронеж», и кни ги местных авто ров, изданные в Воронеже. Такие конференции будут проведены на заводах им. Дзержинского и им. Калинина, в областной библиотеке, Никитинском му зее и в трех сельских районах. С чтением своих произведений писатели выступят также на литературных вече рах в доме отдыха их. Максима Горького и в Хооюльскох районе. * а я с т р а н и ц а ☆ ☆ & С о д р у ж е с т в о (О Т Р Ы В О К и з П О В Е С Т И ) Воронежский писатель Константин Локотков, автор романа «Верность», закончил работу над новой своей повестью «Содружество», подготавливаемой к печати в альманахе «Ли тературный Воронеж» и изданию отдельной книгой. В повести рассказывается о заводском коллективе, борю щемся за досрочное выполнение производственного плана и за внедрение новых передовых методов труда, о содружестве инженеров и стахановцев; большое внимание автор уделяет молодым рабочим, их учебе, труду, дружбе Главная тема повести — борьба молодого инженера-нова- тора Селезнева за экономию, за полное использование произ водственных мощностей; в этой борьбе, направленной про тив консервативно настроенного начальника цеха Копыленко, Селезнев находит поддержку у секретаря партийного бюро Трубникова. Ниже мы публикуем отрывок из повести В нем рассказы вается о беседе корреспондентов областной газеты с руко водителями цеха и с молодыми рабочими. Анатолий Браниц- кий, молодой токарь, первый из товарищей применивший скоростной метод резания, перестал учиться, следить за станком; в результате — станок вышел из строя, Анатолия пригласил к себе секретарь цехового партбюро Трубников Молодой токарь еще не знает, зачем его вызвали... ☆ ☆ — Ага, пришел, — оказал Трубников, коротко, из-под бровей, взглянув на во шедшего Анатолия, — садись. Сейчас до тебя доберемся. Анатолий присел на кончик скамьи, рядом с Яковом, и огляделся, У стены, под плакатом, он рассмотрел Полозова, а сбоку стола, за которым, ка к в тесном президиуме, восседали Селезнев, Трубни ков и Копыленко, увидел двух незнакомых людей. Один маленький, в штатском,чхи т рый на вид, что-то записывал в блокноте, а второй — высокий, в военном костюме, разговаривал с Полозовым. Пока они вели беседу, все остальные молчали, и на их лицах было что-то вроде торжественности. Военный расспрашивал Полозова, что ему мешает сейчас же, немедленно, перейти на скоростное резание. Полозов отвечал, что ему ничего не мешает, он готов «хоть завтра перейти на большие обороты». — Так в чем же дело? — сказал воен ный и оглянулся на своего товарища, — давайте, приступайте! Полозов вздохнул и наклонил голову, коротко задумался. «А что. в самом деле, может, действительно, начать?»— должно было говорить это раздумье. Но незнаком цы по своему, видимо, расценили невинное лукавство молодого рабочего, не желампе- го-таки открыть, что ему мешает. Хит рый штатский шевельнулся и выразитель но посмотрел на товарища, тот в ответ со жалеюще, неуловимо кивнул. — Товарищ Полозов, — энергично и весело сказал хитрый штатский, отрыва ясь от блокнота, — мы бы хотели вот что узнать... и, собственно, так и надо по нимать вопрос товарища. Здесь вот, в присутствии инженеров, — он повел голо вой в сторону «президиума», — от кото рых, разумеется, у вас нет секретов, — он откровенно засмеялся, и всем стало яс но, что он нисколько не хитрый, — мы хотели узнать, какие трудности, — а они естественны в каждом новом деле, — ка кие трудности вам приходится преодолевать в освоении скоростного метода? Мы не вдаемся в технические подробности, нам важно узнать, что вам мешает и как вы намерены это устранить. Ну, скажем пря мо, — он, улыбаясь, опять повел головой в сторону президиума, — может быть ру ководство цеха недостаточно идет вам на встречу? Вот, все здесь сидящие? Полозов поочередно, быстро оглядел на чальников. Селезнев щурился, и на лице его было выражение, которое говорило: «Смотри сам!» Трубников закивал одобри тельно. — жми, дескать, не стесняйся! Копыленко смотрел с виноватым любопыт ством и тоже кивал. — Что — руководство цеха! — сказал Полозов, — руководство цеха идет на встречу хорошо. И мне от него нечего скрывать, — он подумал, взглянул на Ко пыленко, — правда, Назар Ильич одно время никак не хотел заниматься тверды ми сплавами. Все некогда, говорил. (Копы , ленко покраснел и опустил голову). Но сей час с твердыми сплавами дело улучши лось, — продолжал Полозов с прежним спокойствием и просто, — трудности? Очень трудно было отбалансировать движу щиеся части станка. Но это сделали. — Видите ли, товарищи, — Селезнев поднялся над столом, опираясь о него вы тянутыми руками и обращаясь к незнаком цам, — я понимаю вашу задачу так: вам нужны молодые рабочие, освоившие ско ростной метод, добившиеся хороших ре зультатов, общественники, комсомольцы, технически и вообще грамотные ребята, словом люди, о которых можно было бы на писать хорошую статью («Корреспонден ты! — догадался Анатолий и ему сдела лось жарко.— Так вот оказывается, для че г© его вызвали!»). Вое эти качества у По лозова есть... — Да, да! — закивал Копыленко, одоб рительно кивая на Полозова, а Трубников посмотрел на паренька нежно и подморг нул. ... так же, как и у Полукарова, — до бавил Селезнев. «И про Якова толкуют», — подумал Анатолий и покосился на товарища Тот был спокоен и подтянут. Копыленко опять закивал — теперь уж Полукарову. Трубив, ков и на Якова посмотрел с нежным вы ражением, зацепив взглядом и Анатолия. подморгнул обоим сразу. — Все эти качества у ребят есть. 4 “ продолжал Селезнев, — кроме одного шеи пока не скоростники («Вот им'*чиГ>' *-п * думал Анатолий,-—ближе к делу!»). Но,-— поднял руку Селезнев, будто предупреж дая возражения, — нам хотелось именно о них прочитать статью в вашей газете, Статью о том, как из учеников за корот кий срок они стали высококвалифициро ванными станочниками. Тут я позволю высказать свое личное мнение, ка к чита тель. Признаюсь, меня, ка к читателя, ма ло взволновала бы статья о феноменаль ном достижении одиночки. Рекорд... В на ших условиях это слово нуждается в существенной смысловой поправке. У нас рекорд не может долго сиять ослепительно и одиноко: вчера рекорд для одного, се годня — уже норма для массы. Следова тельно, какой же это рекорд — в преж нем, статическом его понимании? Так вот, — я немного отвлекся, простите, — об этой статье. Полозов и Полукаров еще не установили рекорд, но завтра они его установят, к этому они подготовлены, — и, я ручаюсь, это будет уже нормой. Вы сокие достижения не сваливаются с неба, их берут упорней, кропотливой и творче ской работой,— Селезнев на секунду умолк, переводя взгляд с Полозова на Полукаро ва и обратно, ка к бы * еше раз оценивая ребят. Военный воспользовался паузой, опросил: — Вы сказали: творческой работой. Мы бы просили уточнить, углубить это понятие — творческая работа. Селезнев сел, сцепил пальцы обеих рук, коротко задумался. — Любой труд без творчества — толь ко обязанность, и очень скучная, — ска зал он, — я не представляю себе, — с оттенком удивления, повернув голову к Трубникову, продолжал он, — я не пред ставляю себе, как можно заниматься де лом, не думая о нем, без поисков и вол нения. А труд станочника, — будь то токарь, фрезеровщик, кто хотите, — это особенно радостный, интеллектуальный труд. Возьмем для примера работу фре зеровщика. Со стороны представляется так: движется станок, вращающаяся фре за острыми своими гранями врезается в металл, и руки мастера — только руки мастера — управляют ходом детали и фрезы. Но посмотрите, действительно ш только руки мастера в работе? Могут только они одни на неуловимой, предель ной грани дать необходимое соприкоснове ние фрезы и детали? Нет, здесь — рас чет, здесь взгляд и мысль, здесь прони кновение не только в то, что свершается о деталью в данную секунду, а и в то, что — под гранями фрезы — произойдет с нею дальше. Действительно, если начер тить путь, который проходит точка со прикосновения инструмента с обрабаты ваемой поверхностью детали, то это будет чрезвычайно сложная линия, и эту линию мастер должен ясно себе представлять. На наших универсальных фрезерных станках можно подавать деталь в трех направлениях — вверх, вниз, по горизон тали. Плюс стол станка можно поворачи вать под углом. И вот деталь, — скажем, наша восьмерка, — совершает эти дви жения, фреза вращается. Как совместить эти движения так, чтобы получился необ ходимый профиль детали? Каким надо обладать мастерством и поистине матема тическим мышлением, чтобы рассчитать вое это, осмыслить, продумать все тонко сти, все сопряжения, учесть характер ме талла и инструмента, их форму и класси фикацию, чтобы снять только необходи мую стружку, выполнить все эти фигур ные, червячные, с елочным зубом, кони ческие и прочие шестерни, все эти Г-об- разные, Т-образные и прочие канавки и углубления? Он помолчал минуту, следя за каранда шом штатского, быстро бегающим по блокноту, убрал руки со стола, оглядел всех, задержал взгляд на Анатолии Бра- ницком... ■— Теперь вы можете представить, как усложняется задача мастера, если он в несколько раз повысит число оборотов станка. Скоростное резание — это... — Сергей Львович не сразу подобрал слово, секунду посидел неподвижно, с напряжен ным липом, а затем поднял руку, лито его просияло, и он сказал с гордостью,— апофеоз мастера! Здесь все: торжество мысли, тончайшее мастерство, весь ду шевный облик рабочего, если хотите! Вы спрашиваете о трудностях. Да, они есть, как в каждом новом деле. Но для нас они далеко уж© не те, что пришлось преодо леть зачинателям движения скоростников. Главная наша трудность — воспитание скоростников, повышение их мастерства. У нас ведь очень молодые рабочие, толь ко что пришедшие из ремееленных училищ и школ Ф30. По не только повышение мастерства и освоение новых методов — наша главная трудность. Мы хотим иметь настоящих скоростников! Что ото значит? Бывает, что человек, хотя и имеет высокий разряд, но внутренне не подготовлен к скоростным методам. То- есть, не имеет еще высшего внутреннего накала. Селезнев смотрел на Браницкого и, на верное, какая-то посторонняя, а. может у быть, и связанная с Бранипким мысль помешала ему найти нужное слово, он опять умолк с напряженным лицом. — Большие скорости это — черты коммунистического стиля в работе, негромко сказал Трубников. Селезнев живо повернулся к нему. — Да, да! Вот именно — черты ком мунистического стиля, — повторил он.., Штатский, кивая, оглядел ребят. — Вот Полозов, — продолжал Селез нев, — он учится на третьем курсе тех никума, и ему этого все-таки еще мало для его профессии. Полукаров... — Селез нев неловко запнулся и вопросительно поглядел на Якова. — Я в Сибири окончил первый курс техникума, сейчас, после каникул, буду продолжать здесь, на втором, — быстро проговорил Яков. — Вот! — Селезнев удовлетворенно качнул головой и, после короткой паузы, спросил, — Браницкий тоже, надеюсь, будет студентом? — и со странным, ка ким-то сердито-предупреждающим выра. жением в колких глазах уставился на Анатолия. — У вас какое образование, Браницкий? Корреспонденты повернулись к Бра- ницкому. Выпрямившись и побледнев, Анатолий сказал с хрипотцой («Залежал ся басок!»— подумал гневно и осторож но кашлянул), — у меня — семилетка...' — Ну вот, ка к раз на первый курс,— « так же, как и в первый раз, удовлетво ренно, произнес Селезнев, — год терять вам не надо, наверстаете эту' четверть и после каникул, вместе с Яковом,— марш в техникум! Это прозвучало, как приказание. Ана толий согласно наклонил голову. — А Браницкий — он что..., — на чал военный. Селезнев быстро взглянул на Трубникова. — Ну, вот, добрались и до Браяипко- го, — сказал Трубников басовитым и добрым своим голосом, йрерывая военно го, — в своей статье обязательно от метьте Браницкого. У него случилось не счастье — временно вышел станок из строя, но он, — Петр Сергеевич нр то угрожающе, не то торжествующе покачал пальцем, поднятым вертикально вверх,— он у нас первый взбудоражил ребят со скоростным резанием и сам добился, — пусть еще далеко не закрепленного, но определенного успеха. Он выполнил нор му ;на 380 процентов! — И хорошо, — сказал Селезнев таким тоном, что все поняли: расспраши вать дальше не стоит. — Да, это хорошо, — Трубников перегнулся через стол, к штатскому, ко торый опять взялся за блокнот, — Ана толий Сергеевич Браницкий, год рожде ния 1930, комсомолец с годичным — не большим, правда? — стажем. Товарищ Полукарова, вместе с ним вернулся из Сибири на восстановление города. Токарь. Вот и хорошо. А что статья у вас, — он улыбнулся, броском сел на стул, — распухнет на в-сю полосу. — Да, да, — закивал ш татский,- -все это хорошо, товарищ. Но нас смущает од но обстоятельство. Нам поручили напи сать статью о молодых скоростниках, уже имеющих высокие достижения. — Превосходно! — Трубников раски нул руки над столом, — вот вы и пиши те о них! Когда пойдет статья? — Черев восемь дней, в следующее воскресенье. — Чудесно! Пишите статью, а там, где будут нтти показатели — оставьте про бел. Через пять дней я позвоню в редак цию и сообщу цифры. Не простые, а сногсшибательные — достижения этих,— он кивнул в сторону ребят, — вот этих орлов, всех троих! «И меня тоже!» — подумал Анатолий и горячее волнение охватило его. — Через три дня! — встрепенулся Копыленко и сделал жест рукой, согнутой в локте, — будто поймал что-то в воз духе и прижал к груди, полукольцом. — Нет, Назар Ильич, сделаем запас— пять дней! — сказал Трубников и повер нулся к корреспондентам, — вам доста точно пяти дней? — Достаточно, — сказал военный, — но... только не подводите! — Не подведем! — Трубников энер гично задвигался за столом, задевая това рищей локтями, — ребята, не подведем? — Не подведем! — громко, в один го лос, ответили Яко® и Полозов. И. ЛОКОТКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz