Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

23 м ая 1950 г., № 103 (5 8 9 0 ) г ^ ш н р р у т и . ч ч- К О М М У Н А зеваем ±“ 2= «Г?.-.-- и » » -: - СерЬезнЬе ошибки Липецкого те а тр а Собрание партийного актива гор. Воронежа 23 мал состоялось собрание партийного актива Воронежской городской «ргавтоа- ции ВШТ(б'). Под бурные аплодисменты участники собрания избрали почетный президиум в составе Политбюро ЦК ВКЩ б) во главе с товарищем Сталиным. С докладом об итогах второго пленума Областного комитета партии выступил секретарь Воронежского горкома ВКЩ б) тов. С. Н. Тишин. Он подчеркнул, что во­ просы социалистического соревнования в сельском хозяйстве, задачи массово-поли­ тической и культурно -просветительной ра­ боты среди трудяпщхся, обсуждавшиеся на пленуме Обкома, приобретают исключи­ тельно важное значение в борьбе за новые успехи в хозяйственном и культурном строительстве. Докладчик подробно остановился на недостатках, имеющихся в шефской работе городских организаций и в развертывании политической и культурно-просветитель­ ной работы среди трудящихся города. Главный недостаток в руководстве полити­ ческой агитацией состоя® р неудовлетвори­ тельном подборе и слабом воспитании кад­ ров агитаторов. Многие, партийные органи­ зации предприятий нерегулярно проводят семинары агитаторов. Редко еще бывают районные собрания агитаторов. Все это отрицательно сказывается на содержании агитации. Неудовлетворительно выполняется по- ^етановление ЦК ВК-П(б) о выступлениях руководящих партийных работников перед населением с политическими докладами. Партийный актив, как правило, выступает с докладами только в связи со знаменатель­ ными датами. Редко еще читаются докла­ ды о текущем моменте. Многие райкомы партии не проявляют достаточной заботы об укреплении районных отделений Все­ союзного общества по распространению политических и научных знаний и лектор­ ских гр уш при райкультпросветогделах. В состав Общества мало вовлечено инже­ нерно-технических работников. Некоторые первичные партийные орга­ низации, райкомы и горкомы ВКП(б) пос­ ле прошедшей избирательной кампании ослабили руководство культурно-просвети­ тельными учреждениями, вследствие чего многие из этих учреждений все еще не удовлетворяют возросших запросов населе­ ния. В заключение тов. Тюнин призвал пар­ тийный актив по-боевому выполнить ре­ шения второго пленума Обкома ВКП(б). По докладу развернулись оживленные прения. Выступавшие товарищи остро критиковали недостатки в работе первич­ ных партийных организаций, райкомов и горкома ВКЩ б), в деятельности культурно- просветительных учреждений и вносили конкретные предложения, направленные на их устранение. Секретарь Ворошилов­ ского райкома партии тов. Твердоступ лрщшала, что в ослаблении политической и культурно-просветительной работы после избирательной кампании повинен в пер вую очередь районный комитет парт та. Сейчас райком принимает все необходимые меры, чтобы шире развернуть воспита­ тельную работу, улучшить ее содержание. 0 роли культурно - просветительных учреждений в деле коммунистического во­ спитания трудящихся говорила в своем выступлении заведующая культурно-быто­ вым отделом Облпрофоовета тов. Дех- тярева. В г. Воронеже насчитываются десятки рабочих клубов, много библиотек, красных уголков, киноустановок. Однако некоторые из них еще далеки от того, что­ бы удовлетворять высокие духовные за­ просы трудящихся, не проявляют инициа­ тивы в своей работе. Тов. Дехтярева кри­ тиковала партбюро и завком завода «Элек­ тролитнал» за плохое руководство завод­ ским рабочим клубом. Секретарь Катановичского райкома ВКЩб) тов. Уваров остановился на недо­ статках работы районного отделения Все­ союзного общества по распространению политических и научных знаний. Затем он поставил вопрос об усилении политиче­ ской работы в ночных сменах. — Почти на каждом предприятии горо­ да, — сказал в своем выступлении секре­ тарь Воронежского горкома ВЛКСМ тов. Раздымалии, — есть молодежные общежи­ тия. Но во многих из них доклады и бесе­ ды бывают редко, культурный досуг орга­ низуется плохо. В ряде мест воспитатели при общежитиях не выполняют своих прямых обязанностей, они перегружены разной хозяйственной работой. С этим не­ достатком пора покончить. Далее тов. Раздымалин коснулся вопро­ сов развития физической культуры и спорта, подчеркнув, что душой всех спор­ тивных мероприятий должны быть ком­ сомольцы. Секретарь Еоминтерновского райкома ВКЩб) тов. Лыгин обратил внимание уча­ стников собрания на такой факт. Многие агитколлективы ведут работу главным образом среди наиболее активной части населения и зачастую не доходят до каж ­ дого трудящегося. Это находит свое выра­ жение в том, что агитаторы проводят лишь групповые беседы и очень редко бе­ седуют с отдельными трудящимися. Во второй части своего выступления тов. Лыгин остановился на недостатках массово-политической и культурно-просве­ тительной работы среди строителей и ме­ рах по устранению этих недостатков. 0 необходимости дальнейшего улучше­ ния материально-технической базы куль­ турно-просветительных учреждений, о бо­ лее широком применении различных форм просветительной работы, об усилении шефской помощи города селу говорил председатель исполкома Воронежского гор­ совета тов. Осипов. Некоторым опытом руководства полити­ ческой работы в массах поделится секре­ тарь партбюро завода им. Коминтерна тов. Бутурлин. На конкретных вопросах массо­ во-политической работы среди, .строителей остановился тов. Севастьянов. В прениях, кроме того, выступили ди­ ректор Воронежского зооветинститута тов. Жаггар, секретари Сталинского и Железно­ дорожного райкомов ВКЩ б) тт. Мякотин и Королев, писатель тов. Петров. По обсужденному вопросу собрание при­ няло развернутое решение. С большим под’емом участники собрания приняли приветственное письмо великому вождю и учителю И. В. Сталину. К О Л Х О З Н Ы Е Р А Д И О У З Л Ы |41 щ | | | В е с е н н и й кр о сс. Ф о т о э тю д А . Р а го з и н а . ☆ ЗА 500 ТЫСЯЧ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ! ПризЬт подхвачен Колхозники многих сел Коротоякекого района слушают по радио голос Москвы. В Урывоком сельсовете радиофицированы 4 колхоза. Хорошо работают радиоузлы в сельхоз­ артелях им. Ворошилова, им. Буденного и ом. Кирова. Здесь колхозники регулярно слушают передачи Москвы и Воронеж!.. Всего в районе сейчас работает 7 кол­ хозных радиоузлов. Призыв борисоглебеких физкультурни­ ков находит широкий отклик в низовых коллективах спортивного общества «Спар­ так». В ряде артелей состоялись собрания, на которых приняты обязательства по развитию физкультуры и спорта. В советы снортколлективов поступает много заявлений трудящихся о желании быть членами спортобщества, заниматься в секциях. В артели «Универтруд» подано 70 заявлений, в артели «22-я годовщина Октября»^— 15. Значительно увеличились спорт-коллективы в артелях «21-й МЮД» и «Парижская Коммуна». Увеличился при­ ток занимающихся в центральных сек- ОБЯЗАТЕЛЪСТВА СПОРТСМЕНОВ БОБРОВСКОЙ МТС В секциях физкультурного коллектива Бобровской машинно-тракторной станции состоит 45 рабочих, трактористов и слу­ жащих. Они занимаются легкой атлетикой, велосипедным спортом, изучают шахматы. Многие рабочие сдали нормы на значок «Готов к труду и обороне». Занятия спор­ том помогают молодежи повышать произ­ водительность труда. Недавно в МТС состоялось собрание ра­ бских и физкультурников, посвященное дальнейшему развитию физкультуры и- спорта. Решено вовлечь в спортколлектив 75 работах и служащих, а в секции — 125 человек. В течение года будет подго­ товлено 42 значкиста ГТО, 24 разрядника, 9 инструкторов и судей. Решено построить две волейбольных и одну городошную пло­ щадку, изготовить из местных материалов турник, учебные гранаты и ядра, диски, два комплекта городков. Собрание решило вызвать на соревно­ вание физкультурников Шишовской МТС. циях общества— легкоатлетической, гим­ настической и других. Сейчас в коллективах началась летняя спартакиада. В ее программу входят лег­ кая атлетика, гимнастика, многоборье ГТО, слортигры, бокс, ш п н га , плавание и дру­ гие виды спорта. 22 мая состоялись со­ ревнования по программе спартакиады в артели «Универтруд». 60 физкультурни­ ков соревновались в беге, прыжках, гранатометании. Многие уложились в нормы ГТО. Сильнейшие спортсмены общества при­ мут участие в областной спартакиаде. М. ЛЕВИНА, Л. СТРЕЛЬЦОВА. ГОРЯЧАЯ ПОДДЕРЖКА НАЧИНАНИЯ БОРИСОГЛЕБЦЕВ На собраниях рабочих и служащих, физкультурников предприятий г. Вороне­ жа обсуждается обращение борисоглебцев о развитии массового физкультурного дви­ жения в области. Трудящиеся горячо под­ держивают патриотическое начинание. — В нашем епортколлективе, — гово­ рили физкультурники областной типогра­ фии, — еще мало работих. Надо добить­ ся, чтобы коллектив об’единял не менее 100 человек. В постановлении, принятом на собра­ нии физкультурников кондитерской фаб­ рики, говорится: — Мы приветствуем начинание бори­ соглебцев и берем на себя обязательства улучшить физкультурно-массовую работу своего коллектива, вовлечь в него 140 человек. Решено организовать секции: плаванья, легкоатлетическую, гимнастическую, по­ строить волейбольную и городошную пло­ щадки. С помощью физкультурников в це­ хах фабрики будет организована произ­ водственная гимнастика. Лицо театра, определяется его репертуа­ ром и работой творческого коллектива.. «Зеленая улица», «За вторым фронтом», «Чужая тень», «Тайная война», «Тридца­ тилетние», сказка «Аленький цветочек», пьесы Островского, Гольдони и других ав­ торов — вот далеко не полный перечень спектаклей, поставленных Липецким теат­ ром. В его репертуаре ведущее место зани­ мают произведения современных советских драматургов. При выборе пьес театр ста­ вил перед собой хорошую задачу: средст­ вами сценического искусства показать на­ ш у героическую действительность, образы современников— активных строителей ком­ мунизма. Благородная цель воодушевляла коллек­ тив. Он работал, преодолевая трудности. И общественность оценила некоторые спек­ такли ка к настоящую творческую удачу. Этому в немалой степени шособствв®али тщательность режиссерской работы, взы­ скательность постановщиков в определении идейной и художественной ценности спек­ такля, борьба за то, чтобы ни один актер не исключался из общего ансамбля. Вот почему липецкому зрителю запомнились образы мапшниста-новатора Алексея Сиби- ря-кова из «Зеленой улицы» (артист Пуш ­ ков), советской патриотки Тани Кторовой в пьесе «За вторым фронтом» (артистка Полежаева), работника МТБ Минаева (ар­ тист Камаев) из пьесы «Тайная война» и другие. На одном из спектаклей коллектив те­ атра особенно сильно почувствовал, ка к горячо оценивает зритель каждый творче­ ский успех. Закончилось последнее дейст­ вие пьесы «За вторым фронтом». Занавес закрылся. А зрители- не разошлись. Стоя, они аплодировали артистам.. Все это было в начале зимнего сезона, а теперь пьеса «Макар Дубрава», поста­ вленная театром, не вызвала сдоб,рения липчан. Исполнителям, много и вдумчиво поработавшим над главными ролями, горько было отмечать, что спектакль не удался. А почему? Обратимся к фактам. Руководители театра с некоторых пор отступили от занятой ими линии. При под­ готовке пьесы «Макар Дубрава» они не пошли по пути глубокого раскрытия идей­ ного содержания пьесы, снизили качество художественного оформления. Режиссер­ ская трактовка некоторых характеров ока­ залась ложной. Молодые донецкие рабо­ чие — бодрые и настойчивые по замыслу автора— на липецкой сцене выглядят нере­ шительными кудрявыми херувимами. Жи­ лище Макара Дубравы, вопреки традици­ онной любви шахтеров к уюту, предстало в виде угла неблагоустроенного коттеджа. Даже "ябРйъка, посаженная На памятном для шахтера месте, больше походит на ко­ рягу. В Туле закончились кустовые стрелко­ вые соревнования Досарм. Вместе с пред­ ставителями 11 областей — Московской, Калининской, Курской и других в стрель­ бах приняла участие команда Воронеж­ ской области в составе молодых стрелков тт. Наумова, Рогачева, Романовой, Корча­ гина, Трепалина, Озерова и других. Они впервые выступали в ответственных со­ ревнованиях. Постановщик— главный режиссер А. Пя- ковокий и художник А. Бобылкин допу­ стили безответственность. Директор же театра т. Симонов посмотрел сквозь паль­ цы на явный брак. Допусти театр одну ошибку — общест­ венность не стала бы судить его так стро­ го. Но у Липецкого театра, к сожалению, не одна ошибка. Снижение требователь­ ности к идейному и художественному уровню постановок началось здесь не­ сколько раньше. Уже включение в репер­ туар порочной и неполноценной пьесы Морозовых «Капитан семейного корабля» явилось по существу отходом от взятого курса. Руководители театра знали, что авторы произведения исказили образы советской учительницы и других персонаже®, наде­ лив их чертами, не присущими советско­ му юношеству. И все же пьесу приняли к постановке. И, наконец, была допущена еще одна непростительная ошибка. Театр ничего не сделал для упрочения связей со своим зрителем. Партийная и профсоюзная орга­ низации не оказали влияния на админист­ рацию. Единственная конференция зрите­ лей, проведенная без должной подготов­ ки, не дала положительных результатов. ^ Если вспомнить печальную историю деятельности прежних руководителе® те­ атра, то мы увидим, что их ошибки снова повторяются. Даже такой важный вопрос, ка к выезд театра на летние гастроли в районы области, решается непродуманно. Второй год подряд театр начинает сезон удачно, а кончает его плохо. Это происхо­ дит еще и потому, что он не чувствует повседневного направляющего влияния липецких организаций. Отдел пропаганды и агитации горкома ВКП(б) глубоко не вникает в деятельность коллектива театра. Поэтому ошибки и промахи театра воспри­ нимаются ими ка к нечто неожиданное. Не знает подлинных запросов, нужд Липецкого театра и областной отдел по делам искусств. Все его «руководство» театром сводится к эпизодическим наездам работников отдела в Липецк, причем пос­ ледние, едва побывав в театре, уже спе­ шат во-свояси. Что же нужно Липецкому театру для планомерной, полнокровной работы? Ответ напрашивается сам собой. Необходимо по­ высить требовательность к руководителям театра, повседневно контролировать их. Тогда театр и его коллектив твердо станут на ноги и порадуют советского зрителя хорошими, полноценными спектаклями. * с АНДРЕЕВ, артист Липецкого городского драматического театра. И. МИХАЛЕВ, соб. корр. «Коммуны». С первого же упражнения воронежцы оказались опасными соперниками. В упор­ ной борьбе с команд ш и, в составе которых! были мастера опо-рта, досармовды Вороне­ жа вышли на третье место, а в стрельбе из боевой винтовки на дистанции 600 метров заняли второе место. Первенство присуждено москвичам. Сейчас стрелки готовятся к областным соревнованиям, которые состоятся в июне. / ‘ * И. КРЮКОВ. Соревнования стрелков Демьян (1 8 8 3 - Демьян Бедный — талантливый рус­ ский поэт-баснописец, боевое слово кото­ рого с честью служило делу социалистиче­ ской революции. Деятельность поэта многостороння. Мно­ гогранен и колоритен облик Демьяна Бед­ ного. Всем сильнее выделяется в нем сторона сатиры. В истории русской лите­ ратуры Демьян Бедный стоит в том ряду, который открывается именами Фонвизина в Крылова. Однако Демьян Бедный не про­ сто продолжатель славнейших традиций русской передовой литературы. Он один из зачинателей сатиры русского рабочего класса. -В самую мрачную пору «столыпин­ ской реакции», в 1908 году, русский чи­ татель впервые услышал неторопливую, лукавую речь баснописца Демьяна Бед­ ного и сразу же почувствовал, что тут нечто новое — и свежее, и значитель­ ное. И сразу же насторожилась царская цензура. Она по-своему правильно оце­ нила поэтический талант Демьяна Бед­ ного ка к талант революционный. С пер­ вой же басни началась девятилетняя война Демьяна Бедного с жандармами, приставленными к русской литературе. Они наносили ему жестокие раны, ставя своей задачей преградить поэту-рево- люционеру путь в литературу или убрать его из литературы. Но они терпели пора­ жения. Демьян Бедный вошел и утвер­ дился в русской литературе силой своего поэтического слова. Он встал на боевой пост пролетарской социалистической литературы и оставал­ ся на этом посту до последит» дня своей жизни. Всю свою пощическую работу сосредо­ точил Демьян Бедный в газете. Он был Бедный 1945) не только постоянным сотрудником боль­ шевистских газет «Звезда» и «Правда», а и одним из членов руководящего редак­ ционного коллектива. В своих воспомина­ ниях о «Правде» товарищ Сталин и товарищ Молотов называют Демьяна Бед­ ного в числе организаторов «Правды». Вся литературная деятельность его была связана с большевистской газетой. Газета была его трибуной, его поэтическим стан­ ком. Демьян Бедный был газетным работ­ ником, г азетны.м поэтом. Он первый из поэтов пришел в газету пролетарской революции— за ним после­ довали другие. В газете вырабатывался, отшлифовывался стиль революционной поэзии. Большевистская газета дает поэтам самое ценное качество ш их работы— партийность. В этом слове заключено мно­ гое: беззаветное служение народу, строгая принципиальность, честность, ясность мысли, непоколебимость революционной воли, свобода не только от корыстных интересов, но и от анархо-инджвидуа- лизма. от любования своей собственной персоной. Свою школу поэтической партийности Демьян Бедный проходил под непосред­ ственным руководством Ленина и Сталина. Они любовно и внимательно следили за его успехами, поощряли его, давали указания, поправляли. Популярность Демь­ яна Бедного была очень велика. Литера­ турная слава могла бы вскружить ему голову. Зазнайство подстерегало %го, как опасность, известная многим популярным поэтам. Партия настойчиво воспитывала любимого поэта. Любовное отношение . не означает снисходительности в практике большевистского воспитания. Когда Демьян Бедный допустил серьезную ошибку в своей литературной деятельности, партия осудила ее со всей принципиальной стро­ гостью. ’ 11 ’| Партия Ленина — Сталина вырастила, воспитала одного из самых своих значи­ тельных народных поэтов. Она заботливо оберегала его могучий талант. Как пар­ тийный поэт-коммунист Демьян Бедный занял в русской литературе , виднейшее и почетное место. Ученик великих русских сатириков, он является учителем молодой советской сатирической школы. Демьян Бедный по справедливости счи­ тается лучшим после Крылова баснопис­ цем. Однако басня— это лишь один из ви­ дов его литературного мастерства. Оно крайне разнообразно. Его эпиграммы— это миниатюрные памфлеты, остро отточен­ ные. Демьян Бедный направлял их метко, выбирая как раз ту цель, которая по по­ литическим условиям была и главной, основной линией политического удара пар­ тии. Революционер и коммунист, Демьян Бедный обладал истинно поэтической ду­ шой, он живо и непосредственно откли­ кался на все звуки, на все зовы револю­ ции. Демьян Бедный зорко присматривался к новым явлениям, к новым людям. Он учился у жизни. Свою важнейшую, за­ дачу он видел в поэтическом комменти­ ровании важнейших партийных докумен­ тов. Народу с басней и эпиграммой мы находим в его творчестве богато пред­ ставленный стихотворный очерк. Один из очерков Демьяна Бедного товарищ Сталин, дружески поощряя по­ эта и направляя его на верный и плодо­ творный путь, назвал «жемчужинкой». Это стихи «Тяга», написанные в 1924 году. Демьян Бедный в годы гражданской войны и в годы восстановления много ездил по стране, бывал на фронтах, его стихи, частушки, эпиграммы, песни живо подхватывались красноармейцами, рабо­ чими,.. Вся страна распевала «Красноар­ мейскую»: «Как родная меня мать про­ вожала...» Демьян Бедный— замечательный мастер боевого большевистского фельетона, гиб­ кого и острого литературного оружия. Он в совершенстве владел и «большим», проблемным, обобщающим фельетоном, и «малым»—тонко отточенным, сверкающим откликом на текущее событие. Многие произведения Демьяна Бедного посвящены Ленину и Сталину. В них— взволнованность поэта-коммуниста, певца великих дел, исторических подвигов со­ ветского народа. В большевистскую печать Демьян Бед­ ный пришел, как молодой поэт крестьян­ ской бедноты. Он принес из деревни свой свежий, народный язык, богатейший за­ пас народных художественных образов. Он быстро полущил пролетарскую шлифовку, прошел большевистскую школу, стал пев­ цом революционного рабочего класса. Но выражал он в своих стихах, в своем по­ этическом говоре не передового рабочего- горожа-нина, а рабочего, пришедшего в го­ род и еще не утратившего непосредствен­ ной связи с деревней. Это не всегда было заметно, но иногда прорывалось элемен­ тами не только крестьянской речи, но и крестьянской упрощенности. Демьян Бедный с помощью партийной критики выправлял промахи, но снова повторялась старая беда. В антирелигиоз­ ной агитации наряду с сатирической мет­ костью была и вульгарность, мешавшая по сути борьбе с религиозными предрассуд­ кам®. Наиболее серьезная ошибка была до­ пущена Демьяном Бедным в 1936 году, когда он написал и поставил на сцене пьесу «Богатыри». В пьесе извращена картина Киевской Руси, подвергнуты гру­ бой издевке былинные богатыри, дано антиисторическое и издевательское изо­ бражение крещения Руси, которое было исторически прогрессивным явлением. Идя позади читателя, Демьян Бедный отстал от него. Он не заметил гигантской культурной революции, следовавшей за грандиозными успехами социалистического строительства. Вырос новый читатель и в городе и на селе. Высоко поднялось чув­ ство советского национального достоинства, укрепился , советский патриотизм, иным стало и отношение народа к героическому своему прошлому. Ошибка была серьезная, и Демьяну Бедному понадобилась большая внутренняя работа над собой, чтобы выправиться, нагнать ушедшие вперед партийные ряды и снова занять свое место певца социали­ стической революции. В памятные дни Отечественной войны наша страна снова услышала голос Демь­ яна Бедного. Он звучал со страниц «Правды» и других советских газет. Это был голос старого Демьяна,— столь зна­ комый читателям, полрежнему сильный и страстный, проникнутый болью за свой народ, подвергшийся нападению фашист­ ского зверя, проникнутый непоколебимой верой в победу. Демьян Бедный снова стоял на своем посту, его работоспособность- не снизилась, он писал почти ежедневно, писал во всех жанрах, осыпая врага яз­ вительными насмешками, разоблачая его гнилость и внутреннее бессилие, вдохнов­ ляя наших воин-о® на победу. Его стихи расходились листочками среди солдат, и враги, зная силу демьянова смеха, пыта­ лись подделаться под его речь и распро­ страняли с самолетов подложные стихи, под которыми ставили его имя. Последние стихи были написаны поэтом в День Победы. Он был тяжко болен, но твердо держал в руках боевое перо. Он славил героическую Советскую Армию, славил св-ой народ. Былинным нашим кузнецам, Ковавшим мощную броню родным бойцам, 'Волшебную броню по ковке и по сплаву, — Душевной красоте советских матерей, Вскормивших сыновей — бойцов- богатырей, Чьей бранной доблестью гордимся мы по праву, — Народным подвигам в работе и в войне, Вождю народному и всей родной стране Мы возглашаем гордо славу! 25 мая 1945 года Деакьян Бедный скон­ чался. Ему было дано счастье перед смертью быть свидетелем и участником величайшего, исторического триумфа сво­ его народа. В тех грандиозных достиже­ ниях социалистического труда, которые родили победу и обеспечили дальнейшее движение советской страны к коммунизму, есть и частица поэтического труда Демь­ яна Бедного. Это дает ему почетное место в советской и мировой поэзии ком­ мунизма. Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz