Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

П и с ь м а в р е д а к ц и ю ☆ ☆ Н а р е й д е (П И С Ь М О З Е М Л Я К А М ) Окончен напряженный учебный день. Над рейдом нависает тишина. Теплый ве­ терок легко развевает ленты бескозырок. Матросы собрались на баке. Завязываются оживленные беседы. Моряки рассказывают друг другу о том, как раньше работали на заводах, в колхозах. Старшина второй статьи Рогожкин вспоминает свои школь­ ные годы, которые он так счастливо про­ вел на берегу Дона. Читают письма от родных и близких, а то танцы затеют. Вот и сейчас па корабле передают по ра­ дио песни. Слышатся веселые напевы в исполнении Воронежского хора. II мысли улетают туда, к берегам тихого Дона, где цветет черемуха, сирень. Мое сердце полнится воспоминаниями. Радостно на душе. Песня! Как много значит она в жизни советского человека. Песня — это весна с зелеными рощами и веселыми пти­ цами, это море, корабль, грозные накаты волны. Песня украшает жизнь. В душе моряков она находит тысячу отголосков. «Чудесные у нас песни поют в Воро­ нежской области», — е гордостью говорит старшина первой статьи Голядкин. И это действительно так. Это— сокровище нашего народа. Хотелось бы, чтобы все. организа­ ции, призванные собирать устное народ­ ное творчество, бережно относились к это­ му сокровищу и приумножали его. Сегодня особенно теплый вечер на море. Особенно радостно на сердце. И мне хочет­ ся, передавая вам привет, дорогие земля­ ки-воронежцы, пожелать, чтобы громче звучала песня на родных полях, чтобы она с новой силой звала вас на новые успехи в труде. А. ГРЕЧКИН, старшина первой статьи. П о н и м а ю т л и р у к о в о д и т е л и О б л п о т р е б с о ю з а з н а ч е н и е р а д и о ? ЗАКАЗ № 546 Воронежская швейная мастерская артели «2 0 -летие Октября» в конце марта при­ няла от меня заказ на пошивку костюма из моей материи. Выдали мне квитанцию за № 546. Примерка была назначена на 7 апреля, но в этот день костюм не был под­ готовлен, и мне предложили придти на примерку 12 то числа. Однако 12-го ее опять отложили, назначив новый срок — 18 апреля. На этот раз все сошло благопо­ лучно. Примерку сделали и пообещали, что 24-го костюм будет готов. Однако этот срок был нарушен Меня попросили явиться еше через два дня. Когда, наконец, костюм был готов, ока­ залось, что брюки коротки, а пиджак тесен. Закройщик т. Барабанов постарался ус­ покоить меня, заявив, что это пустяки и что завтра недостатки будут устранены. На следующий день с меня взяли допол­ нительную плату за произведенные пере­ делки, но костюм поиреждему оставался ис­ порченным. Не находя выхода из создавшегося поло­ жения, т. Барабанов предложил мне взять костюм и пока походить в нем, а после праздника 1 Мая принести в мастерскую для переделки. Но я отказался взять испорченную вещь. И теперь не знаю, чем все это кон­ чится. И. ПАНКОВ. ВОРОНЕЖЕ НЕГДЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ Велосипедный спорт — один из самых распространенных видов спорта. Подтвер­ ждением этого может служить повышен­ ный спрос на велосипеды, особенно после снижения цен на промышленные товары. Только один магазин Главунивермага за ме­ сяц продал свыше 500 веломашин. Это обязывает областной комитет по де­ лам физической культуры и спорта и ис­ полком городского Совета депутатов трудя­ щихся подумать об отводе места для вело­ сипедного спорта. До войны воронежцы имели возможность использовать для тренировок площадь им. Ш Интернационала. Сейчас же эта пло­ щадь занята под парк, а для велосипедистов место для катания не отведено. За неиме­ нием другого места начинающие велосипе­ дисты тренируются на тротуарах улиц, что небезопасно для пешеходов. П. АНПИЛОВ. I КОГДА ЖЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВА? По соглашению Министерства мясной и молочной промышленности СССР и Цен­ тросоюза совхозы должны предоставить раб- коопам вполне пригодные помещения для магазинов. Указание Министерства уп- 'равляющие свиноводтрестом т. Горбунов и животноводческим трестом т. Мирошни­ ченко не выполняют. То они ссылались на отсутствие средств для ремонта поме­ щений, то на всякие другие причины. В феврале 1950 г. Министерство от­ пустило евиноводтресту 200 тысяч руб­ лей, животноводческому тресту— 150 ты ­ сяч рублей для строительства и ремонта магазинов и пекарен. Однако работы до сих пор не начаты. Рабкоопам приходит­ ся ютиться в неприспособленных, грязных помещениях, что вызывает справедливые нарекания рабочих совхозов. Когда же директора трестов тт. Горбу­ нов и Мирошниченко выполнят указания Министерства? П. ГОМЗИН. В нашей стране уделяется большое внимание радиофикации городов и сел. И это понятно, так ка к радио является могу­ чим средством агитации и пропаганды, рас­ пространения политических и научных знаний. С каким интересом слушают трудящие­ ся передачи из Москвы и других городов Советского Союза! Без радио сейчас нельзя обойтись, и каждый стремится поэтому либо установить в своем доме радиорепро­ дуктор, либо приобрести радиоприемник. Приобрел радиоприемник и я в магазине культтоваров Никитовокого райпотребсоюза. Приемнику необходимо радиопитание, а его-то и нет. Уже целый год я хожу в магазин и на мои вопросы, когда прибудут сухие бата­ реи, получаю стандартный ответ: «В продаже н© имеется». В дни весеннего сева во многих полевых станах и тракторных бригадах Граченского района широко развернулась культурно- просветительная работа. Лекции, доклады, беседы, концерты пользуются у хлеборобов неизменным успехом. С большим нетерпением ожидали к себе в поле беседчиков, чтецов или агиткульт- бригаду колхозники Пушкарского сельсове­ та. Но ожидали напрасно. Никто до сих пор к ним в поле не приехал. Полное затишье за последнее время наб­ людается и в самом Пушкарском сельском клубе. В помещении его нет ни стенной газеты, ни боевых листков, ни доски поче­ та, в которых нашла бы отражение ответ- группа рабочих механической мастерской Ольховатского сахарного комбината им. Микояна обратилась в редакцию с пись­ мом, в котором жаловалась на то, что на­ ряды на работы им часто не выдаются, а выполненные работы записывают с опозда­ нием на несколько дней. Ольховатский райком ВКП(б) сообщил редакции, что при проверке факты под- твердились. Партийное бюро сахкомбината, ! обсудив итоги проверки, обязало главного инженера усилить контроль за работой мастерской. Директору комбината поручено разрабо­ тать мероприятия по улучшению организа- Между тем по радио часто передают об’явления о том, что в магазинах имеет­ ся большой выбор сухих батарей. В чем же дело? Почему я и многие другие граждан© не могут купить необходимую принадлежность для радиоприемников? Ведь этим самым нас лишают возможности слушать передачи из Москвы и Воронежа, оставляют в неведении о делах, происходя­ щих в нашей стране, о событиях за рубе­ жом. Вызывает удивление, что Облпотреб­ союз не интересуется организацией торгов­ ли радиоприемниками и даже ко Дню радио не позаботился обеспечить магазины сухи­ ми батареями и другими радиотоварами. Не думаю, чтобы руководители Обл­ потребсоюза не понимали значения радио, но почему же они тогда не принимают мер к улучшению торговли радиотоварами? И. ШИШИАЛОВ. ственная пора в сельском хозяйстве. Зав. клубом т. Артемов, уверяя район­ ный отдел культнросветработы в том, что все идет отлично, по существу занимается очковтирательством, так ка к всю культур­ но-просветительную работу он прекратил,а председатель сельсовета т. Иванов и секре­ тарь партийной организации т. Колесников не обращают на это никакого внимания. Грачеве,кому районному культпросветотде- лу 'нужно принять серьезные меры к ожив лению работы Пушкарского клуба и помочь ему наладить культурное обслуживание колхозникоими трактористов, работающих в поле. Н. БУНИН. ции труда в мастерской, а также укомплек­ товать нормировочное бюро технически грамотными кадрами. * * * Читатель «Коммуны» из Буденновском района сигнализировал редакции о том, что муж учительницы Быковской семилет­ ней школы Фроловой—Фролов, не имеющий , педагогического образования, провел за нее два урока. Буденновский районный отдел народного образования сообщает нам, что на дирек­ тора школы т. Ольшанского, допустивше­ го такую замену преподавателя, наложено административное взыскание . 1 Бездействующий клуб Что сделано по неопубликованным письмам трудящихся Новый карамельный цех Воронежской кондитерской фабрики. На снимке: раздельщица карамельной массы А. Стоеб. кова, (выполняющая но полторы нормы в смену, за работой. Фото Т. Копелиович. Л и с Нет, хорошего чувства такого не вмещает бумажный лист... Полюбился мне парень толковый, самый лучший в депо машинист. Мимо нашей диспетчерской будки он промчится с приветным гудком. Я раскрою окно на минутку — только щеки пылают огнем. Он помашет рукою из дверцы, улыбнется, смущенный чуть-чуть. Инвалид Отечественной войны т. Голо­ щапов работает сторожем на Новолипецком заводе от артели им. X V III партс’езда. Че­ ловек он добросовестный, скромный, ничем особенным в среде других работников не выделялся. Но с некоторых пор руководи­ тели артели стали проявлять повышенный интерес к нему. Председатель артели т. Качано®, мало знавший своего работника, решил вдруг подробно изучить его биографию. Причиной столь необычного внимания к т. Голощапо­ ву. послужила небольшая заметка, напеча­ танная в городской газете 1 февраля. В ней т. Голощапов критиковал руководите­ лей артели. Заметка не понравилась начальству. Когда в артель прибыл для проверки фак­ тов представитель горсовета, т. Качанов сделал все возможное, чтобы нарисовать картину полного благополучия в своем ве- домстве. В действительности же дело обстояло да­ леко не так. Но, несмотря на это, т. Кача­ нов отправился к заместителю председате- тя горисполкома по местной промышленно­ сти т. Лобанову, чтобы обелить себя и очернить автора заметки. Тов. Лобанов стал на сторону т. Кача­ нова и решил лично раз’ясиить рабкору его «неправоту». Он встретил сторожа в своем кабинете такими вопросами: — Зарплату вы получаете? Спецодежду ь мО Я стою, и мне кажется — сердце вслед за ним порывается в путь. А при встречах робеет, конечно, все молчит, и ему невдомек, что дороже мне слов самых нежных тот приветный, веселый гудок. Состязаясь с весенним ветром, вместе с ним так хотелось бы мне мчаться тысячами километров по родной, необ’ятной стране. Г. ПРЕСМАН. вам выдают? Что же вы жалуетесь... и на кого? Рабкор усмотрел в этом допросе элемент зажима критики. Опечалило его и то, что руководители, не разобравшись в деле п© существу, начали упрекать его за высту­ пление в печати. 7 апреля т. Голощапов написал об этом новую заметку в газету. Начальстве про­ читало ее и запротестовало. Тов. Лобанов ©педино настрочил опровержение, в котором отрицал факт вызова рабкора в гориспол­ ком, а. т. Качанов письменно подтвердил, что привез т. Голощапова по распоряжению Лобанова. Теперь они заметают следы своего не­ достойного поведения. Но шила в мешке не утаишь. Совершенно очевидно, что не по своей воле рабкор предпринял путеше­ ствие с отдаленного завода к т. Лобанову. Известно и то, что после опубликования второй заметки Качанов вновь начал соби­ рать компрометирующие материалы про­ тив т. Голощапова. Как отнеслись в Липецке к факту за­ жима критики, подняли ли этот вопрос на принципиальную высоту? Правда, горис­ полком обсуждал этот вопрос, но партий­ ная организация горисполкома заняла по­ зицию невмешательства и не сочла нуж ­ ным обсудить вопрос о зажимщике крити­ ки Лобанове. К о н ц е р т ы в п а р к а х и с а д а х Начались летние концерты симфони­ ческого оркестра Воронежской филармо­ нии. Они будут проходить в парках куль­ туры и отдыха им. Кагановича и им. Во­ рошилова, в саду им. Дзержинского. Программа летнего цикла концертов будет состоять главным образом из про­ изведений русских классиков—Даргомыж­ ского, Мусоргского, Чайковского, Глинки и советских композиторов — Хачатуряна, Кабалевского и др. Воронежцы услышат вечера-концерты из популярных опер «Иван Сусанин», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Мазепа», «Царская невеста». В средине мая симфонический оркестр и солисты филармонии покажут в коп- цертном исполнении оперу «Евгений Оне­ гин». Одновременно на летних площадках садов и парков Воронежа будут продол­ жаться лекции-концерты. Их будет дано свыше 25. пять миллионов цыплят Для пополнения существующих колхоз­ ных птицеферм и создания новых требует-» ся большое количество молодняка. Инкуба-» торно-птицеводческие станции области уже дали колхозам, совхозам и населению 1,5 миллиона цыплят. Инкубация проходит успешно. Впере­ ди — Буденновская станция, где выход цыплят достигает 82 процентов. За успеш­ ную работу станции присуждено переходя­ щее Красное знамя Обкома ВКП(б) и Обл­ исполкома. Сейчас в нашей области насчитывается 28 станций. Две из них— Березовская и Верхне-Ханская— вступили в строй недав­ но. Все станции дадут в текущем году 5 миллионов цыплят, много молодняка водо­ плавающей птицы. В 23 районах области— Лево-Россошан­ ском, Хохольоком, Эртильоком, Реттьевском, Елань-Коленовюжом и других будут по­ строены новые станции. И. МИХАЛЕВ. З аЖ и м щ и к и к р и т и к и ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА Воронежцы хорошо знают артиста Госу­ дарственного драматического театра Сергея Ивановича Папова. Творческая деятель­ ность его уже много лет связана с нашим городом. За время работы на воронежской сцене он вырос в большого, интересного мастера, заслуженно пользующегося при­ знанием и любовью зрителей. Правдиво, с душевной теплотой, без всякого искусственного наигрыша рисует С. И. Папов мужественный образ своего современника — советского человека, строителя коммунизма, раскрывая перед зрителями богатства его души, его воле­ вой, деятельный характер, высокие мо­ ральные качества, воспитанные в нем всем строем нашей советской жизни. Работа над образами советской драма­ тургии явилась основой творческого роста 0. И. Папова. Он много и упорно работает над совершенствованием своего дарова­ ния — полнокровного и жизнеутверждаю­ щего по своей природе. Четверть века, более половины прожи­ той жизни, отдано С. И Паповым сцене. Он принадлежит к тому поколению совет­ ских людей, на заре сознательной жизни которых прогремели раскаты Великой Ок­ тябрьской революции и для которых моло­ дая республика Советов широко распахну­ ла двери в жизнь — к высотам культу­ ры, к любимому труду и творчеству. Юность С. И. Папова прошла на берегу Волги, в деревне Ильино, неподалеку от гор. Кияешмы, где отец его работал ма­ стером телефонной сети. Труд был привы­ чен с детства. С. И Папов работал маль- чиком-рассыльным, монтером, откатчиком бревен на лесозаводе. Любовь к театральному искусству про­ будилась рано. Свое начало она берет от самодеятельною драматического круж ка при рабочем клубе местной ткацкой фаб­ рики «Ветка». Работа в круж ке помогла С. И. Папову найти свое призвание. В 1924 году, узнав, что в Иванове произво­ дится набор в театральную студию, он, нз раздумывая, стал собираться в дорогу. В 1926 году театральная студия в Ива­ нове была реорганизована в Рабо-шй театр. На смену царившим в ней формалистским увлечениям пришло здоровое, реалисти­ ческое направление. Его внес рзжиссер Буров, ученик Вахтангова. Он был хоро­ шим воспитателем молодежи. Знакомя мо­ лодых актеров с традициями русского ре­ алистического театрального искусства, прививая им дисциплину труда, уча их скромности и мастерству, Буров требовал, чтобы они с одинаковым чувством ответ­ ственности работали к а к над главными, так и над второстепенными ролями, не гнушаясь участвовать в массовых сценах. В 1934 году С. И. Панов переехал в Воронеж, где создавался Молодой те­ атр, переименованный в дальнейшем в театр им. ХХ-летия Ленинского комсо­ мола. В нем О. И. Панов проработал до 1940 года, сыграв ряд интересных ро­ лей, явившихся для него хорошей школой мастерства: роли Паратова в «Беспридан­ нице» и Кудряша в «Грозе» А. Островско­ го, Шваньди в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая», Бенедикта в пьесе «Много шума из ничего» и Петруччио в пьесе «Укро­ щение строптивой» Шекспира. С 1940 года С. И. Папов работает в Воронежском драматическом театре. К этому времени им уже пройден немалый путь учебы и исканий, накоплен значи­ тельный творческий опыт. Он— в числе ведущих актеров театра. В пьесе Горького «Васса Железнова» он играет роль Семе­ на, в «Дачниках» — Власа. С увлечением работал С. И. Папов над ролью Сергея Луконина в пьесе Констан­ тина Симонова «Парень из нашего горо­ да». Артиста глубоко волновал этот образ молодого советского офицера. Он был взят прямо из жизни и нее в себе черты, типичныз для человека новой, социали­ стической формации. Чтобы воплотить его на сцене, нельзя было итти по проторен­ ным дорожжам. Новый герой требовал для себя нового материала, я дать его могла лишь сама жизнь. Работа н а | ролью Луконина подтверж­ дала правильность того, что было про­ думано и понято С. И. Паповым за годы сценической деятельности: творчество не­ разрывно связано с жизнью. Актер, пере­ ставший ощущать живое дыхание совре­ менности, теряет почву для роста, оста- навливазтея в своем развитии. Такой актер не в силах создать что-либо но­ вое, свое, он лишь перелицовывает со­ зданное другими. В дни Великой Отечественной войны С. И. Папов руководил фронтовой брига­ дой артистов, работал режиссером театра эстрады, который обслуживал воинские части и госпитали. В феврале 1943 года театр эстрады выезжал в Сталинград, где дал ряд спектаклей для его героических защитников. Встречи с бойцами и офицерами — сталинградцами, участниками великого исторического сражения, произвели на С. И. Папова незабываемее, волнующее впечатление. В Воронежский драматиче­ ский театр он вернулся обогащенный но­ вым знанием жизни, захваченный жела­ нием отобразить на сцене пафос великого всенародного подвига, могущую силу со­ ветского патриотизма. Работая над ролью Хломова в пьесе Николая Вирты «Солда­ ты Сталинграда», он стремился создать монументальный образ рядового советско­ го воина, в котором черты сильного, самобытного характера сочетались бы с большими художественными обобщениями. В этой роли С. И. Папову удалось ярко показать героическую душу и несгибае­ мое мужество советского человека, под­ нявшегося на защиту родной земли. Постановление ЦК ВКП(б) «О репер­ туаре драматических театров и мерах по его улучшению», поставив перед работ­ никами советского театра большие и яс­ ные задачи коммунистического воспита­ ния зрителя, пред’явило к работе актера новые, высокие требования. Активным участником жизни своего народа, про­ пагандистом передового, нового, коммуни­ стического должен быть советский актер. Понимание этого накладывало теперь отпечаток на всю работу С. И. Папова. То, что когда-то, в дни артистической юности, казалось несложным, само собой приходящим — стоит лишь выйти на сцену, требовало теперь напряженной ра­ боты мысли, упорных поисков подлинной жизненной простоты и правды для каж ­ дого нового сценического образа. За время, прошедшее после постанов­ ления ЦК ВКП(б), С. И. Паповым было сыграно 15 ролей в пьесах советских драматургов на современны© темы. Им создан ряд интересных, запоминающихся образов, жизненно правдивых, значитель­ ных по .своему идейному содержанию: профессора Лаврова в пьесе Б. Ромашова «Великая сила», полковника Кузьмина в пьес© братьев Тур и Шейнина «Губерна- *>Р провинции», Кузнецова в пъе«е Д. Медведева и А. Гребнева «Сильныз ду­ хом», Косты Варры в пьесе Николая Вирты «Заговор обреченных», Макеева в пьесе К. Симонона «Чужая тень» и дру­ гих. Искусство настоящего артиста везгда. многосторонне. Но есть роли наиболее близкие его дарованию, в которых твор­ ческие способности его раскрываются с особенной выразительностью и полнотой. Герой С. И. Папова — это человзк силь­ ной воли и смелых дерзаний. Он упорен в достижении стоящих перед ним целей, прям и искренен в своей любви и в своей ненависти. Ему по плзчу большие дела. Сын великого советского народа, он воспитан партией Ленина— Сталина, и дело построения коммунизма является его родным делом. В ©го характере нет ничего исключительного, такого, что отрывало бы его от окружающих людей, противо­ поставляло его им. Интересы и стремле­ ния его органически сливаются с интерз- сами миллионов других советских людей, с интересами его народа, его социалисти­ ческой Родины. Волыним человеческим обаянием на­ полнен созданный С. И. Паповым герои­ ческий образ отважного разведчика Ни­ колая Кузнецова из пьесы Д. Медведева и А. Гребнева «Сильные духом». Артист успешно преодолел некоторую схематич­ ность авторского текста. И в сценах в партизанском лагере, и в сценах, где Ни­ колай Кузнецов, одетый в форму немец­ кого офицзра, дерзко идет навстречу смертельной опасности и совершает бес­ примерные по своей отваге подвиги, С. И. Папову ни на минуту не изменяет та естественность, глубина чувств и жиз­ ненная теплота, которые делают этот образ таким близким зрителям. Нельзя без глубокого волнения смотреть финаль­ ную сцену спектакля, где Николай Куз­ нецов, тяжело раненный, находящийся в руках озверелых врагов, произносит му­ жественные слова о любви к социалисти­ ческой Родине, о верности советских лю­ дей своей отчизне. Страстность, искрен­ ность, с какой С. И. Папов проводит эту сцену, поднимают образ Кузнецова на высоту больших идейных обобщений, ибо в ней с силой подлинного искусства раскрывается прекрасная душа советского человека. К числу лучших работ С. И. Панова за последнее время следузт отнести и роль Макеева в пьесе Константина Симонова «Чужая тень». Для волевого, деятельного и жизнеутверждающего характера этого человека, типичного для нашей эпохи коммунистического строительства, артист нашел свежие, правдивые краски. Избе­ жав всякого трафарета, он создал образ настоящего большевика, глубоко принци­ пиального, твердого и последовательного в своих поступках. В пьесе Николая Вирты «Заговор об­ реченных» С. И. Папов выступил в роли крестьянина Косты Варры. В колоритном образе этого пожилого крестьянина, обла­ дающего трезвым умом и честным серд­ цем, артист показал лучшие черты про­ стого человека, труженика, для которого с/грой новой, народной демократии создал условия человеческой жизни, наполнен­ ной радостью свободного труда, и открыл дорогу к государственной деятельности. Эти образы несут на езбе печать зре­ лого мастерства и свидетельствуют о больших творческих возможностях С. И. Панова. Каждая сыгранная им роль — это вдумчивый, серьезный труд актера. Привлекая к своей работе большой, по­ черпнутый из окружающей действитель­ ности материал, он стремится не только к точности и жизненной убедительности в обрисовке внешнего облика своего ге­ роя, но прежде всего к глубокому про­ никновению в его духовный мир, к пра­ вильному пониманию общественного смыс­ ла его мыслей, чувств и поступков. Актер коммунист С. И. Папов система­ тически работает над расширением своего идейного и культурного кругозора. 0 ц учится в университете марксизма-лени­ низма, много читает. Охотно помогая ъ процессе творческой работы своим товари­ щам, особенно театрально]'! Молодежи, он делится с ними творческим опытом, спо­ собствует воспитанию их вкуса и росту мастерства. Сала таланта С. И. Папова— в его орга­ нической связи с жизнью, в правильном понимании артистом больших и ответ­ ственных задач, стоящих перед советским искусством. ^ М. СЕРГЕЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz