Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
П и с ь м а в р е д а к ц и ю ☆ ☆ Н а р е й д е (П И С Ь М О З Е М Л Я К А М ) Окончен напряженный учебный день. Над рейдом нависает тишина. Теплый ве терок легко развевает ленты бескозырок. Матросы собрались на баке. Завязываются оживленные беседы. Моряки рассказывают друг другу о том, как раньше работали на заводах, в колхозах. Старшина второй статьи Рогожкин вспоминает свои школь ные годы, которые он так счастливо про вел на берегу Дона. Читают письма от родных и близких, а то танцы затеют. Вот и сейчас па корабле передают по ра дио песни. Слышатся веселые напевы в исполнении Воронежского хора. II мысли улетают туда, к берегам тихого Дона, где цветет черемуха, сирень. Мое сердце полнится воспоминаниями. Радостно на душе. Песня! Как много значит она в жизни советского человека. Песня — это весна с зелеными рощами и веселыми пти цами, это море, корабль, грозные накаты волны. Песня украшает жизнь. В душе моряков она находит тысячу отголосков. «Чудесные у нас песни поют в Воро нежской области», — е гордостью говорит старшина первой статьи Голядкин. И это действительно так. Это— сокровище нашего народа. Хотелось бы, чтобы все. организа ции, призванные собирать устное народ ное творчество, бережно относились к это му сокровищу и приумножали его. Сегодня особенно теплый вечер на море. Особенно радостно на сердце. И мне хочет ся, передавая вам привет, дорогие земля ки-воронежцы, пожелать, чтобы громче звучала песня на родных полях, чтобы она с новой силой звала вас на новые успехи в труде. А. ГРЕЧКИН, старшина первой статьи. П о н и м а ю т л и р у к о в о д и т е л и О б л п о т р е б с о ю з а з н а ч е н и е р а д и о ? ЗАКАЗ № 546 Воронежская швейная мастерская артели «2 0 -летие Октября» в конце марта при няла от меня заказ на пошивку костюма из моей материи. Выдали мне квитанцию за № 546. Примерка была назначена на 7 апреля, но в этот день костюм не был под готовлен, и мне предложили придти на примерку 12 то числа. Однако 12-го ее опять отложили, назначив новый срок — 18 апреля. На этот раз все сошло благопо лучно. Примерку сделали и пообещали, что 24-го костюм будет готов. Однако этот срок был нарушен Меня попросили явиться еше через два дня. Когда, наконец, костюм был готов, ока залось, что брюки коротки, а пиджак тесен. Закройщик т. Барабанов постарался ус покоить меня, заявив, что это пустяки и что завтра недостатки будут устранены. На следующий день с меня взяли допол нительную плату за произведенные пере делки, но костюм поиреждему оставался ис порченным. Не находя выхода из создавшегося поло жения, т. Барабанов предложил мне взять костюм и пока походить в нем, а после праздника 1 Мая принести в мастерскую для переделки. Но я отказался взять испорченную вещь. И теперь не знаю, чем все это кон чится. И. ПАНКОВ. ВОРОНЕЖЕ НЕГДЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ Велосипедный спорт — один из самых распространенных видов спорта. Подтвер ждением этого может служить повышен ный спрос на велосипеды, особенно после снижения цен на промышленные товары. Только один магазин Главунивермага за ме сяц продал свыше 500 веломашин. Это обязывает областной комитет по де лам физической культуры и спорта и ис полком городского Совета депутатов трудя щихся подумать об отводе места для вело сипедного спорта. До войны воронежцы имели возможность использовать для тренировок площадь им. Ш Интернационала. Сейчас же эта пло щадь занята под парк, а для велосипедистов место для катания не отведено. За неиме нием другого места начинающие велосипе дисты тренируются на тротуарах улиц, что небезопасно для пешеходов. П. АНПИЛОВ. I КОГДА ЖЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВА? По соглашению Министерства мясной и молочной промышленности СССР и Цен тросоюза совхозы должны предоставить раб- коопам вполне пригодные помещения для магазинов. Указание Министерства уп- 'равляющие свиноводтрестом т. Горбунов и животноводческим трестом т. Мирошни ченко не выполняют. То они ссылались на отсутствие средств для ремонта поме щений, то на всякие другие причины. В феврале 1950 г. Министерство от пустило евиноводтресту 200 тысяч руб лей, животноводческому тресту— 150 ты сяч рублей для строительства и ремонта магазинов и пекарен. Однако работы до сих пор не начаты. Рабкоопам приходит ся ютиться в неприспособленных, грязных помещениях, что вызывает справедливые нарекания рабочих совхозов. Когда же директора трестов тт. Горбу нов и Мирошниченко выполнят указания Министерства? П. ГОМЗИН. В нашей стране уделяется большое внимание радиофикации городов и сел. И это понятно, так ка к радио является могу чим средством агитации и пропаганды, рас пространения политических и научных знаний. С каким интересом слушают трудящие ся передачи из Москвы и других городов Советского Союза! Без радио сейчас нельзя обойтись, и каждый стремится поэтому либо установить в своем доме радиорепро дуктор, либо приобрести радиоприемник. Приобрел радиоприемник и я в магазине культтоваров Никитовокого райпотребсоюза. Приемнику необходимо радиопитание, а его-то и нет. Уже целый год я хожу в магазин и на мои вопросы, когда прибудут сухие бата реи, получаю стандартный ответ: «В продаже н© имеется». В дни весеннего сева во многих полевых станах и тракторных бригадах Граченского района широко развернулась культурно- просветительная работа. Лекции, доклады, беседы, концерты пользуются у хлеборобов неизменным успехом. С большим нетерпением ожидали к себе в поле беседчиков, чтецов или агиткульт- бригаду колхозники Пушкарского сельсове та. Но ожидали напрасно. Никто до сих пор к ним в поле не приехал. Полное затишье за последнее время наб людается и в самом Пушкарском сельском клубе. В помещении его нет ни стенной газеты, ни боевых листков, ни доски поче та, в которых нашла бы отражение ответ- группа рабочих механической мастерской Ольховатского сахарного комбината им. Микояна обратилась в редакцию с пись мом, в котором жаловалась на то, что на ряды на работы им часто не выдаются, а выполненные работы записывают с опозда нием на несколько дней. Ольховатский райком ВКП(б) сообщил редакции, что при проверке факты под- твердились. Партийное бюро сахкомбината, ! обсудив итоги проверки, обязало главного инженера усилить контроль за работой мастерской. Директору комбината поручено разрабо тать мероприятия по улучшению организа- Между тем по радио часто передают об’явления о том, что в магазинах имеет ся большой выбор сухих батарей. В чем же дело? Почему я и многие другие граждан© не могут купить необходимую принадлежность для радиоприемников? Ведь этим самым нас лишают возможности слушать передачи из Москвы и Воронежа, оставляют в неведении о делах, происходя щих в нашей стране, о событиях за рубе жом. Вызывает удивление, что Облпотреб союз не интересуется организацией торгов ли радиоприемниками и даже ко Дню радио не позаботился обеспечить магазины сухи ми батареями и другими радиотоварами. Не думаю, чтобы руководители Обл потребсоюза не понимали значения радио, но почему же они тогда не принимают мер к улучшению торговли радиотоварами? И. ШИШИАЛОВ. ственная пора в сельском хозяйстве. Зав. клубом т. Артемов, уверяя район ный отдел культнросветработы в том, что все идет отлично, по существу занимается очковтирательством, так ка к всю культур но-просветительную работу он прекратил,а председатель сельсовета т. Иванов и секре тарь партийной организации т. Колесников не обращают на это никакого внимания. Грачеве,кому районному культпросветотде- лу 'нужно принять серьезные меры к ожив лению работы Пушкарского клуба и помочь ему наладить культурное обслуживание колхозникоими трактористов, работающих в поле. Н. БУНИН. ции труда в мастерской, а также укомплек товать нормировочное бюро технически грамотными кадрами. * * * Читатель «Коммуны» из Буденновском района сигнализировал редакции о том, что муж учительницы Быковской семилет ней школы Фроловой—Фролов, не имеющий , педагогического образования, провел за нее два урока. Буденновский районный отдел народного образования сообщает нам, что на дирек тора школы т. Ольшанского, допустивше го такую замену преподавателя, наложено административное взыскание . 1 Бездействующий клуб Что сделано по неопубликованным письмам трудящихся Новый карамельный цех Воронежской кондитерской фабрики. На снимке: раздельщица карамельной массы А. Стоеб. кова, (выполняющая но полторы нормы в смену, за работой. Фото Т. Копелиович. Л и с Нет, хорошего чувства такого не вмещает бумажный лист... Полюбился мне парень толковый, самый лучший в депо машинист. Мимо нашей диспетчерской будки он промчится с приветным гудком. Я раскрою окно на минутку — только щеки пылают огнем. Он помашет рукою из дверцы, улыбнется, смущенный чуть-чуть. Инвалид Отечественной войны т. Голо щапов работает сторожем на Новолипецком заводе от артели им. X V III партс’езда. Че ловек он добросовестный, скромный, ничем особенным в среде других работников не выделялся. Но с некоторых пор руководи тели артели стали проявлять повышенный интерес к нему. Председатель артели т. Качано®, мало знавший своего работника, решил вдруг подробно изучить его биографию. Причиной столь необычного внимания к т. Голощапо ву. послужила небольшая заметка, напеча танная в городской газете 1 февраля. В ней т. Голощапов критиковал руководите лей артели. Заметка не понравилась начальству. Когда в артель прибыл для проверки фак тов представитель горсовета, т. Качанов сделал все возможное, чтобы нарисовать картину полного благополучия в своем ве- домстве. В действительности же дело обстояло да леко не так. Но, несмотря на это, т. Кача нов отправился к заместителю председате- тя горисполкома по местной промышленно сти т. Лобанову, чтобы обелить себя и очернить автора заметки. Тов. Лобанов стал на сторону т. Кача нова и решил лично раз’ясиить рабкору его «неправоту». Он встретил сторожа в своем кабинете такими вопросами: — Зарплату вы получаете? Спецодежду ь мО Я стою, и мне кажется — сердце вслед за ним порывается в путь. А при встречах робеет, конечно, все молчит, и ему невдомек, что дороже мне слов самых нежных тот приветный, веселый гудок. Состязаясь с весенним ветром, вместе с ним так хотелось бы мне мчаться тысячами километров по родной, необ’ятной стране. Г. ПРЕСМАН. вам выдают? Что же вы жалуетесь... и на кого? Рабкор усмотрел в этом допросе элемент зажима критики. Опечалило его и то, что руководители, не разобравшись в деле п© существу, начали упрекать его за высту пление в печати. 7 апреля т. Голощапов написал об этом новую заметку в газету. Начальстве про читало ее и запротестовало. Тов. Лобанов ©педино настрочил опровержение, в котором отрицал факт вызова рабкора в гориспол ком, а. т. Качанов письменно подтвердил, что привез т. Голощапова по распоряжению Лобанова. Теперь они заметают следы своего не достойного поведения. Но шила в мешке не утаишь. Совершенно очевидно, что не по своей воле рабкор предпринял путеше ствие с отдаленного завода к т. Лобанову. Известно и то, что после опубликования второй заметки Качанов вновь начал соби рать компрометирующие материалы про тив т. Голощапова. Как отнеслись в Липецке к факту за жима критики, подняли ли этот вопрос на принципиальную высоту? Правда, горис полком обсуждал этот вопрос, но партий ная организация горисполкома заняла по зицию невмешательства и не сочла нуж ным обсудить вопрос о зажимщике крити ки Лобанове. К о н ц е р т ы в п а р к а х и с а д а х Начались летние концерты симфони ческого оркестра Воронежской филармо нии. Они будут проходить в парках куль туры и отдыха им. Кагановича и им. Во рошилова, в саду им. Дзержинского. Программа летнего цикла концертов будет состоять главным образом из про изведений русских классиков—Даргомыж ского, Мусоргского, Чайковского, Глинки и советских композиторов — Хачатуряна, Кабалевского и др. Воронежцы услышат вечера-концерты из популярных опер «Иван Сусанин», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Мазепа», «Царская невеста». В средине мая симфонический оркестр и солисты филармонии покажут в коп- цертном исполнении оперу «Евгений Оне гин». Одновременно на летних площадках садов и парков Воронежа будут продол жаться лекции-концерты. Их будет дано свыше 25. пять миллионов цыплят Для пополнения существующих колхоз ных птицеферм и создания новых требует-» ся большое количество молодняка. Инкуба-» торно-птицеводческие станции области уже дали колхозам, совхозам и населению 1,5 миллиона цыплят. Инкубация проходит успешно. Впере ди — Буденновская станция, где выход цыплят достигает 82 процентов. За успеш ную работу станции присуждено переходя щее Красное знамя Обкома ВКП(б) и Обл исполкома. Сейчас в нашей области насчитывается 28 станций. Две из них— Березовская и Верхне-Ханская— вступили в строй недав но. Все станции дадут в текущем году 5 миллионов цыплят, много молодняка водо плавающей птицы. В 23 районах области— Лево-Россошан ском, Хохольоком, Эртильоком, Реттьевском, Елань-Коленовюжом и других будут по строены новые станции. И. МИХАЛЕВ. З аЖ и м щ и к и к р и т и к и ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА Воронежцы хорошо знают артиста Госу дарственного драматического театра Сергея Ивановича Папова. Творческая деятель ность его уже много лет связана с нашим городом. За время работы на воронежской сцене он вырос в большого, интересного мастера, заслуженно пользующегося при знанием и любовью зрителей. Правдиво, с душевной теплотой, без всякого искусственного наигрыша рисует С. И. Папов мужественный образ своего современника — советского человека, строителя коммунизма, раскрывая перед зрителями богатства его души, его воле вой, деятельный характер, высокие мо ральные качества, воспитанные в нем всем строем нашей советской жизни. Работа над образами советской драма тургии явилась основой творческого роста 0. И. Папова. Он много и упорно работает над совершенствованием своего дарова ния — полнокровного и жизнеутверждаю щего по своей природе. Четверть века, более половины прожи той жизни, отдано С. И Паповым сцене. Он принадлежит к тому поколению совет ских людей, на заре сознательной жизни которых прогремели раскаты Великой Ок тябрьской революции и для которых моло дая республика Советов широко распахну ла двери в жизнь — к высотам культу ры, к любимому труду и творчеству. Юность С. И. Папова прошла на берегу Волги, в деревне Ильино, неподалеку от гор. Кияешмы, где отец его работал ма стером телефонной сети. Труд был привы чен с детства. С. И Папов работал маль- чиком-рассыльным, монтером, откатчиком бревен на лесозаводе. Любовь к театральному искусству про будилась рано. Свое начало она берет от самодеятельною драматического круж ка при рабочем клубе местной ткацкой фаб рики «Ветка». Работа в круж ке помогла С. И. Папову найти свое призвание. В 1924 году, узнав, что в Иванове произво дится набор в театральную студию, он, нз раздумывая, стал собираться в дорогу. В 1926 году театральная студия в Ива нове была реорганизована в Рабо-шй театр. На смену царившим в ней формалистским увлечениям пришло здоровое, реалисти ческое направление. Его внес рзжиссер Буров, ученик Вахтангова. Он был хоро шим воспитателем молодежи. Знакомя мо лодых актеров с традициями русского ре алистического театрального искусства, прививая им дисциплину труда, уча их скромности и мастерству, Буров требовал, чтобы они с одинаковым чувством ответ ственности работали к а к над главными, так и над второстепенными ролями, не гнушаясь участвовать в массовых сценах. В 1934 году С. И. Панов переехал в Воронеж, где создавался Молодой те атр, переименованный в дальнейшем в театр им. ХХ-летия Ленинского комсо мола. В нем О. И. Панов проработал до 1940 года, сыграв ряд интересных ро лей, явившихся для него хорошей школой мастерства: роли Паратова в «Беспридан нице» и Кудряша в «Грозе» А. Островско го, Шваньди в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая», Бенедикта в пьесе «Много шума из ничего» и Петруччио в пьесе «Укро щение строптивой» Шекспира. С 1940 года С. И. Папов работает в Воронежском драматическом театре. К этому времени им уже пройден немалый путь учебы и исканий, накоплен значи тельный творческий опыт. Он— в числе ведущих актеров театра. В пьесе Горького «Васса Железнова» он играет роль Семе на, в «Дачниках» — Власа. С увлечением работал С. И. Папов над ролью Сергея Луконина в пьесе Констан тина Симонова «Парень из нашего горо да». Артиста глубоко волновал этот образ молодого советского офицера. Он был взят прямо из жизни и нее в себе черты, типичныз для человека новой, социали стической формации. Чтобы воплотить его на сцене, нельзя было итти по проторен ным дорожжам. Новый герой требовал для себя нового материала, я дать его могла лишь сама жизнь. Работа н а | ролью Луконина подтверж дала правильность того, что было про думано и понято С. И. Паповым за годы сценической деятельности: творчество не разрывно связано с жизнью. Актер, пере ставший ощущать живое дыхание совре менности, теряет почву для роста, оста- навливазтея в своем развитии. Такой актер не в силах создать что-либо но вое, свое, он лишь перелицовывает со зданное другими. В дни Великой Отечественной войны С. И. Папов руководил фронтовой брига дой артистов, работал режиссером театра эстрады, который обслуживал воинские части и госпитали. В феврале 1943 года театр эстрады выезжал в Сталинград, где дал ряд спектаклей для его героических защитников. Встречи с бойцами и офицерами — сталинградцами, участниками великого исторического сражения, произвели на С. И. Папова незабываемее, волнующее впечатление. В Воронежский драматиче ский театр он вернулся обогащенный но вым знанием жизни, захваченный жела нием отобразить на сцене пафос великого всенародного подвига, могущую силу со ветского патриотизма. Работая над ролью Хломова в пьесе Николая Вирты «Солда ты Сталинграда», он стремился создать монументальный образ рядового советско го воина, в котором черты сильного, самобытного характера сочетались бы с большими художественными обобщениями. В этой роли С. И. Папову удалось ярко показать героическую душу и несгибае мое мужество советского человека, под нявшегося на защиту родной земли. Постановление ЦК ВКП(б) «О репер туаре драматических театров и мерах по его улучшению», поставив перед работ никами советского театра большие и яс ные задачи коммунистического воспита ния зрителя, пред’явило к работе актера новые, высокие требования. Активным участником жизни своего народа, про пагандистом передового, нового, коммуни стического должен быть советский актер. Понимание этого накладывало теперь отпечаток на всю работу С. И. Папова. То, что когда-то, в дни артистической юности, казалось несложным, само собой приходящим — стоит лишь выйти на сцену, требовало теперь напряженной ра боты мысли, упорных поисков подлинной жизненной простоты и правды для каж дого нового сценического образа. За время, прошедшее после постанов ления ЦК ВКП(б), С. И. Паповым было сыграно 15 ролей в пьесах советских драматургов на современны© темы. Им создан ряд интересных, запоминающихся образов, жизненно правдивых, значитель ных по .своему идейному содержанию: профессора Лаврова в пьесе Б. Ромашова «Великая сила», полковника Кузьмина в пьес© братьев Тур и Шейнина «Губерна- *>Р провинции», Кузнецова в пъе«е Д. Медведева и А. Гребнева «Сильныз ду хом», Косты Варры в пьесе Николая Вирты «Заговор обреченных», Макеева в пьесе К. Симонона «Чужая тень» и дру гих. Искусство настоящего артиста везгда. многосторонне. Но есть роли наиболее близкие его дарованию, в которых твор ческие способности его раскрываются с особенной выразительностью и полнотой. Герой С. И. Папова — это человзк силь ной воли и смелых дерзаний. Он упорен в достижении стоящих перед ним целей, прям и искренен в своей любви и в своей ненависти. Ему по плзчу большие дела. Сын великого советского народа, он воспитан партией Ленина— Сталина, и дело построения коммунизма является его родным делом. В ©го характере нет ничего исключительного, такого, что отрывало бы его от окружающих людей, противо поставляло его им. Интересы и стремле ния его органически сливаются с интерз- сами миллионов других советских людей, с интересами его народа, его социалисти ческой Родины. Волыним человеческим обаянием на полнен созданный С. И. Паповым герои ческий образ отважного разведчика Ни колая Кузнецова из пьесы Д. Медведева и А. Гребнева «Сильные духом». Артист успешно преодолел некоторую схематич ность авторского текста. И в сценах в партизанском лагере, и в сценах, где Ни колай Кузнецов, одетый в форму немец кого офицзра, дерзко идет навстречу смертельной опасности и совершает бес примерные по своей отваге подвиги, С. И. Папову ни на минуту не изменяет та естественность, глубина чувств и жиз ненная теплота, которые делают этот образ таким близким зрителям. Нельзя без глубокого волнения смотреть финаль ную сцену спектакля, где Николай Куз нецов, тяжело раненный, находящийся в руках озверелых врагов, произносит му жественные слова о любви к социалисти ческой Родине, о верности советских лю дей своей отчизне. Страстность, искрен ность, с какой С. И. Папов проводит эту сцену, поднимают образ Кузнецова на высоту больших идейных обобщений, ибо в ней с силой подлинного искусства раскрывается прекрасная душа советского человека. К числу лучших работ С. И. Панова за последнее время следузт отнести и роль Макеева в пьесе Константина Симонова «Чужая тень». Для волевого, деятельного и жизнеутверждающего характера этого человека, типичного для нашей эпохи коммунистического строительства, артист нашел свежие, правдивые краски. Избе жав всякого трафарета, он создал образ настоящего большевика, глубоко принци пиального, твердого и последовательного в своих поступках. В пьесе Николая Вирты «Заговор об реченных» С. И. Папов выступил в роли крестьянина Косты Варры. В колоритном образе этого пожилого крестьянина, обла дающего трезвым умом и честным серд цем, артист показал лучшие черты про стого человека, труженика, для которого с/грой новой, народной демократии создал условия человеческой жизни, наполнен ной радостью свободного труда, и открыл дорогу к государственной деятельности. Эти образы несут на езбе печать зре лого мастерства и свидетельствуют о больших творческих возможностях С. И. Панова. Каждая сыгранная им роль — это вдумчивый, серьезный труд актера. Привлекая к своей работе большой, по черпнутый из окружающей действитель ности материал, он стремится не только к точности и жизненной убедительности в обрисовке внешнего облика своего ге роя, но прежде всего к глубокому про никновению в его духовный мир, к пра вильному пониманию общественного смыс ла его мыслей, чувств и поступков. Актер коммунист С. И. Папов система тически работает над расширением своего идейного и культурного кругозора. 0 ц учится в университете марксизма-лени низма, много читает. Охотно помогая ъ процессе творческой работы своим товари щам, особенно театрально]'! Молодежи, он делится с ними творческим опытом, спо собствует воспитанию их вкуса и росту мастерства. Сала таланта С. И. Папова— в его орга нической связи с жизнью, в правильном понимании артистом больших и ответ ственных задач, стоящих перед советским искусством. ^ М. СЕРГЕЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz